Бунин

Казахи и чеченцы в советской армии. Очередной этнический конфликт: чеченцы и казахи устроили жестокое побоище под Астраханью. Чеченцы с большим почтением относятся к старшим

Как казахстанцы избавились от чеченов.

Причина успеха античеченских выступлений заключается в поддержке казахов казахскими правоохранительными органами.

В 1944 году на территорию Казахстана было выслано почти всё население упразднённой Чечено-Ингушетии. «Почти» здесь сказано не потому, что кое-кто там остался, а потому что некоторых выселили не в Казахстан, а в Западную Сибирь. Первое время казахи помогали чеченам обустроиться, делились с ними последней лепёшкой. Но вскоре отношение к чеченам изменилось - у казахов начал пропадать скот, а иногда и люди - ни русские, ни выселенные в Казахстан немцы, угоном скота не занимались, а уж людей они не похищали и подавно. И когда разъярённые казахи стали устраивать самочинные обыски в чеченских жилищах, то обнаруживали там головы похищенных коров и головы похищенных и съеденных детей и женщин.

Для того, чтобы остановить массовые расправы над чеченами, их перестали селить в казахских аулах, и стали располагать их компактно в отдельных населённых пунктах - чечен-городках.

Однако теперь Казахи не выпускали детей за пределы аулов, и если раньше дети самостоятельно и в одиночку ходили в школы пешком за несколько километров, то с тех пор их водили группами в сопровождении вооружённых джигитов. Чабанам же для предотвращения краж скота стали тогда выдавать не берданки и фроловки, а СВТ, а кое-где и ППШ.

Вот что пишет об этом времени Михаил Никифорович Полторанин, живший в те времена в Казахстане:
«Нагло действовали вайнахи. Нападали по-волчьи, стаями, приставляли к горлу ножи и отбирали деньги, одежду. Молодых женщин тащили в кусты. По ночам они обшаривали чужие сараи и воровали коров. Знали, конечно, что наши отцы и старшие братья погибли на фронте, в домах одни вдовы с мелюзгой — кого им бояться! Милиция? Она была малочисленна, к тому же собрали туда женщин и доходяг — без опыта и маломальской подготовки. А поди и найди в лабиринтах Чечен-городков грабителей и насильников, где сплошное укрывательство и как по команде тебе отвечают одно: «Моя твоя не понимает».

Существует несколько версий причин конфликтов. В Лениногорске причиной столкновений послужило убийство преступными лицами из числа чеченской диаспоры малолетней дочери вдовы фронтовика Паршуковой. В городе Усть-Каменогорске причиной конфликта стало убийство израненного на фронте милиционера. Его обнаружили под деревянным мостом через Ульбу, подвешенным за ноги вниз головой, с перерезанным горлом.
Новость об этом пронеслась по окружающим населённым пунктам и вину за убийство возложили на чеченцев. По третьей версии конфликт начался на бытовой почве в результате ссоры между чеченцем и завербованным горняком. В ходе конфликта горняк забил насмерть железным прутом чеченца. После этого начались беспорядки в чеченском посёлке Чечен-городок. Конфликт начался 10 апреля 1951 года.

«Шешен - пашист, шеловек кушать пришёл», говорили тогда казахи, и если у русских пугали детей Бабаём, то у казахов их до сих пор пугают «шешеном». Присутствие чеченов в Казахстане казахи вынуждены были терпеть, но чеченские погромы продолжались. Наиболее крупным был погром случился в 1951 году, когда был разгромлен чечен-городок под Усть-каменогорском.
Терпение Казахов лопнуло, когда в 1955 году Хрущёв предложил образовать отдельную республику Чеченцев и ингушей на территории Талды-Курганской и части Алма-Атинской области. В Казахских сёлах и городах начались акции протеста. казахи просили выселить чеченов обратно в Грозненскую область. Хрущёв поступил половинчато: он разрешил всем желающим вернуться в восстановленную Чечено-Ингушетию, а всем нежелающим - остаться в Казахстане.
С уменьшением количества чеченов, острота межнациональных противоречий утихла, но когда в конце 50-х появились первые кооперативы, породившие первый рэкет, первыми рэкетирами стали именно чечены. Вызывающее поведение обнаглевших чеченов стало выливаться в акции протеста. Так, 17-28 июня 1989 года в городе Новый Узень Казахской ССР между группами казахов и чеченами произошли серьёзные столкновения. Для подавления столкновений были задействованы бронетранспортёры, танки, боевые вертолёты и другая военная техника. Волнения удалось подавить только на четвёртый день.

Как только Казахстан стал независимым, чеченов стали бить повсеместно. В 1992 году произошли античеченские выступления в Усть-Каменогорске, после которых почти все чечены покинули Восточный Казахстан. В последующие 15 лет в разных областях Казахстана происходили погромы, итогом которых становилось выселение чеченского населения. Самый крупный погром произошёл в марте 2007 года в селе Маловодном Алмаатинской области. После этого число проживающих в Казахстане чеченов, и без того уменьшившееся со дня развала Союза, сократилось ещё в два раза.

Причина успешности античеченских выступлений казахов кроется в их поддержке правоохранительными органами. Казахские менты, формально декларируя нейтралитет, на деле всегда выступают на стороне своих соплеменников, и если даже на рынке произойдёт обычная драка между казахом и неказахом, то казах никогда не будет признан виновным. Именно в этом кроется одна из главных причин межнациональной стабильности в Казахстане, которой казахи по праву гордятся.
Эту позицию следовало бы перенять и нашим русским ментам, ведь если бы в межнациональных конфликтах они всегда вставали на сторону русского населения, этих межнациональных конфликтов просто бы не было.
…………………………………………………….
Кстати, совсем в недавнем прошлом и батька Лукашенко быстро решил проблему грабежей на дорогах. Он выдал оружие дальнобойщикам и разрешил стрелять на поражение. Теперь на дорогах спокойно.
Так что вывод однозначен.

Я приехал в Казахстан в 2009 году. Меня сюда привез мой дядя. Он живет тут около 40 лет, и у него тут своя компания. В Чечне я работал телохранителем в службе безопасности президента. Как-то он приезжал к нам домой на Курбан Айт, а меня дома не было. Он спросил: «Где Умар?», а ему ответили, что я на работе в охране. Тогда он сказал моему отцу: «Какая охрана?! Пусть меня охраняет! Отправляйте в Казахстан». Так я и приехал в Атырау.

По специальности я инженер-строитель. По приезде в Атырау меня зачислили в компанию дяди, и мы занимались стройкой и установкой электроподстанций, которые снабжают электричеством целые микрорайоны. Получается, что я помощник генерального директора.

Первое время, около года, мне было трудно. Когда я работал в Чечне, у меня была спецмашина со всеми мигалками и спецсигналами. На дорогах меня никто никогда не останавливал. В Атырау меня все время останавливали, и это казалось странным.

Меня весь год тянуло домой. Мои бывшие коллеги звали меня обратно.

С друзьями чеченцами мы собираемся 23 февраля - в день, когда чеченцев и ингушей выслали в Казахстан

В Атырау у меня много друзей, причем все разных национальностей. С друзьями чеченцами мы собираемся 23 февраля - в день, когда чеченцев и ингушей выслали в Казахстан. В другие дни мы просто проводим свободное время вместе: чай попить, на рыбалку, шашлыки пожарить. Я всю жизнь занимаюсь спортом, и мои будни состоят из графика «работа-спорт-работа-спорт».



Чеченцы - танцевальный народ. Недавно мы с дядей были на казахской свадьбе. Там выступал ансамбль, который танцевал лезгинку, и дядя мой станцевал, пока ребята-танцоры стояли.

У чеченцев и казахов похожа кухня. Если в Казахстане национальное блюдо - бешбармак, то у чеченцев - жижиг галнаш. Отличия заключаются в подаче: у нас в бульон добавляют чеснок, а тесто другое по форме. Мне нравится казы. Я пробовал молочные продукты и люблю кумыс.


Я бы переехал из Атырау в Алматы. Там живет мой брат - Магомед Хуссейн Хадж. В Атырау не самый лучший климат и работает много заводов, которые приносят вред. В Атырау еще мало деревьев. Однако люди хорошие и добрые.

В будущем я планирую продолжать жить в Казахстане. Ближайшие десять лет - точно.

Ахмед Абдулаев, 67 лет, село Сарыколь, Костанай, пенсионер

Отец и мать попали в Казахстан 23 февраля 1944 года. Их выслали в Костанайскую область. Отец работал комбайнером, потом переехал в Урицкий, а там встретил маму, и в 1951 родился я.

Было сложно. Все жили бедно, строили землянки. Мама рассказывала, что, когда их выслали, была зима, идти было некуда. Она была на выдане, и у нее была с собой одна коробочка золота. Первое время пришлось выживать, обменивая драгоценности на еду - например, кольцо на чашку муки. Так и выжили. Потом все трудились в колхозе: сено возили на быках, пшеницу молотили.

Первое время пришлось выживать, обменивая драгоценности на еду - например, кольцо на чашку муки

Я сам почти всю жизнь прожил в Казахстане. Я рано бросил школу и начал работать. В 90-е я занимался торговлей. Потом открыл магазинчик, ездил в Алматы за товаром. Потом вышел на пенсию.

Дети учились здесь, а как вырастали, я отправлял их к родственникам в Грозный. Там они и замуж вышли, и жизнь построили. Я уехал в Чечню в 2008 году. Я живу в 30 километрах от Грозного - в селе Валерик. Первое время было тяжело, потому что жизнь там течет по-другому, менталитет у людей другой.

Природа отличная, Кавказ красивый. По всей стране много мечетей. Чеченцы не курят, не пьют и слушаются старших. Традиции по большей части касаются семейной жизни. А семья - главная ценность. С детства прививается мысль, что нужно уважать старших, не курить, не пить и не воровать. Воспитываются все строго: нет такого, чтобы в угол ставили - сразу ремня. Детям прививают трудолюбие - распределяют обязанности по хозяйству и дому.

В Казахстане, в сравнении с Чечней, более свободные нравы

Пока я жил в Казахстане, то все время общался с чеченцами. Когда я был еще маленьким, наблюдал за тем, как чеченцы строили целые улицы. Мы собирались на праздники, субботники.

Свадьбы у чеченцев проходят шумно и людно. А сами чеченцы - гостеприимный народ.

Если сравнивать жизнь в Чечне и Казахстане, то я могу сказать, что мне привычнее и комфортнее жить в Казахстане. Т ут я знаю, что и как устроено. Идешь по улице - всех знаешь. Меня тянет в Казахстан. Но в Чечне комфортнее: там приятнее погода, отличная природа. От холодов я уже отвык. Раньше не боялся, а теперь не нравится.

Лаура Байсултанова, 18 лет, родной город - Астана, студентка


Моя семья оказалась в Казахстане в 1944 году, когда чеченцев и ингушей депортировали в Казахстан. Тут родились мои родители и я.

Я ездила в Чечню на историческую Родину. Между Казахстаном и Чечней много отличий. Это касается внешнего вида, традиций и норм.

В Чечне все женщины ходят в платках и длинных платьях. Им нельзя находиться в обществе в брюках и без головных уборов.

Чеченцы с большим почтением относятся к старшим

Чеченцы с большим почтением относятся к старшим. Младшие встают и здороваются, когда старший проходит мимо. Когда кто-то из старших переходит тебе дорогу, младшие останавливаются, дают пройти старшему и только после этого идут дальше.

Чеченцы - гостеприимный народ: если приходят гости, обязаны накормить самой лучшей едой, что есть дома, отдать лучшую комнату и что-нибудь подарить.


Существует много правил в отношениях мужчин и женщин. Мужчина не может называть жену по имени перед посторонними людьми. То же самое касается жены. При этом сноха не может называть по имени родственников мужа. Мужчина прилюдно не может взять на руки своего ребенка и даже поласкать его. А если женщина и мужчина идут вместе, то мужчина должен идти впереди. На свадьбе муж не может показываться людям. Он должен сидеть где-то отдельно в комнате, а жена - быть среди гостей и стоять посередине зала. На свадьбу в основном приходят родственники жениха, а родственники невесты, кроме сестры и подруги, не входят в число гостей.

У меня есть подруги чеченки. К тому же, я подписана на различные группы в социальных сетях, созданные специально для вайнахов.


Я живу в Астане и люблю этот город. Вообще, люди в Казахстане такие же гостеприимные и отзывчивые. Пока я планирую жить в Казахстане и о переезде я не задумывалась.

Смерть бендерам и казахам — русофобам: 15.01.17

/»В 1944 году на территорию Казахстана было выслано почти всё население упразднённой Чечено-Ингушетии. «Почти» здесь сказано не потому, что кое-кто там остался, а потому что некоторых выселили не в Казахстан, а в Западную Сибирь. Первое время казахи помогали чеченцам обустроиться, делились с ними последней лепёшкой. Но вскоре отношение к чеченцам изменилось – у Казахов начал пропадать скот, а иногда и люди – ни русские, ни выселенные в Казахстан немцы, угоном скота не занимались, а уж людей они не похищали и подавно, и когда разъярённые казахи стали устраивать самочинные обыски в чеченских жилищах, то обнаруживали там головы похищенных коров и головы похищенных и съеденных детей и женщин»./
.
.
Эти истории придуманы русскими для разжигания вражды между казахами и чеченами.
Даже само слово «разъяренные казахи» подразумевает на самом деле местных русских ссыльных зэков, которые устраивали обыски в чеченских жилищах. Казахи в это время не имели никаких прав и жили в таком же положении что и высланные в Казахстан чеченцы — на уровне колонизованных народов Америки.

/»Вот что пишет об этом времени Михаил Никифорович Полторанин, живший в те времена в Казахстане: «Нагло действовали вайнахи. Нападали по-волчьи, стаями, приставляли к горлу ножи и отбирали деньги, одежду. Молодых женщин тащили в кусты. По ночам они обшаривали чужие сараи и воровали коров. Знали, конечно, что наши отцы и старшие братья погибли на фронте, в домах одни вдовы с мелюзгой - кого им бояться! Милиция? Она была малочисленна, к тому же собрали туда женщин и доходяг - без опыта и маломальской подготовки. А поди и найди в лабиринтах Чечен-городков грабителей и насильников, где сплошное укрывательство и как по команде тебе отвечают одно: «Моя твоя не понимает»./
.
.
Опять идет рассказ именно русского, а не казаха. Хотя на самом деле все бандиты и воры были из сосланных в Казахстан русских зэков — убийц и воров!

/«Шешен – пашист, шеловек кушать пришёл», - говорили тогда казахи, и если у русских пугали детей Бабаём, то у казахов их до сих пор пугают «шешеном»./
.
.
Опять ложь — абсолютно ни разу не слышал о том, чтобы мы казахи пугали детей «шешеном»!

/»Наиболее крупным был погром, который случился в 1951 году, когда был разгромлен Чечен-городок под Усть-каменогорском. Терпение казахов лопнуло, когда в 1955 году Хрущёв предложил образовать отдельную республику чеченцев и ингушей на территории Талды-Курганской и части Алма-Атинской области. В Казахских сёлах и городах начались акции протеста. Казахи просили выселить чеченцев обратно в Грозненскую область. Хрущёв поступил половинчато: он разрешил всем желающим вернуться в восстановленную Чечено-Ингушетию, а всем нежелающим – остаться в Казахстане. С уменьшением количества чеченцев, острота межнациональных противоречий утихла, но когда в конце 80-х появились первые кооперативы, породившие первый рэкет, первыми рэкетирами стали именно чеченцы. Вызывающее поведение обнаглевших чеченцев стало выливаться в акции протеста. Так, 17-28 июня 1989 года в городе Новый Узень Казахской ССР между группами казахов и чеченцами произошли серьёзные столкновения. Для подавления столкновений были задействованы бронетранспортёры, танки, боевые вертолёты и другая военная техника. Волнения удалось подавить только на четвёртый день./
.
.
Ложь от самого начала до самого конца!.

Разгром Чечен-городка и убийство 40 чечен в 1951 году под Усткаманом, в Лениногорске!!

В городе Усть-Каменогорске причиной конфликта стало убийство израненного на фронте русского милиционера. Его обнаружили под деревянным мостом через Ульбу, подвешенным за ноги вниз головой, с перерезанным горлом. Новость об этом пронеслась по окружающим русским населённым пунктам и вину за убийство возложили на чеченцев. По третьей версии конфликт начался на бытовой почве в результате ссоры между чеченцем и завербованным горняком. В ходе конфликта горняк забил насмерть железным прутом чеченца. После этого начались беспорядки в чеченском посёлке Чечен-городок. Конфликт начался 10 апреля 1951 года. Но все же основной причиной погрома явилось то, что летом 1950 года в городе Лениногорск, накануне праздника Рамадан, среди русских прошёл слух о том, что чеченцы якобы используют для своих ритуалов кровь младенцев. В результате 16-18 июня 1950 года русскими там был устроен чеченский погром, вылившийся в трёхдневные уличные схватки.

Ход конфликта:
О данном инциденте сразу стало известно в Чечен-городке, в центре которого стала собираться возбуждённая толпа мужчин. Кавказцы толпой пошли по городу, избивая всех встречных рабочих. В ответ в городе стали собираться толпы т. н. вербованных, преступных элементов и русских горожан, которые двинулись на посёлок чеченцев. Только начался ледоход: на реке Ульба, впадающей в Иртыш, громоздились торосы. В эту реку восставшие «вербованные» погнали всю чеченскую диаспору: мужчин, детей, стариков. Многие, спасаясь, смогли добраться до другого берега глубокой реки, а многие тонули подо льдинами. Сил местной милиции не хватило для предотвращения столкновений, несмотря на все предпринимаемые усилия. Недалеко от города стояла армейская часть, прокладывавшая железную дорогу на Зыряновск. Солдат срочно бросили на подавление бунта. Выстрелами поверх голов они остановили и рассеяли «вербованных». Вечером 10 апреля 1951 года в Чечен-городке погибло 40 человек.

Последствия конфликта:
Об инциденте было извещено руководство страны, включая Сталина. Через три-четыре дня начались массовые аресты. Задержанные направлялись в городскую тюрьму, камеры которой быстро оказались переполнены. Судили человек 50. Главный «зачинщик» не был обнаружен. Вопрос о событиях в Восточном Казахстане был вынесен на бюро ЦК ВКП(б). В Москву был вызван первый секретарь обкома Хабир Мухарамович Пазиков, где после разбирательства ему был объявлен выговор. Был наказан (уволен) за нерешительность секретарь Лениногорского горкома.

3 мая 1951 года в докладной записке на имя первого секретаря ЦК КП(б) Казахстана Жумабая Шаяхметова обком партии рапортовал о принятых мерах:

«Дело Мамонова и др. 38 человек деклассированных элементов, обвинявшихся в организации массовых беспорядков, рассмотрено в г. Лениногорске. Дело Цурикова и др. 11 человек деклассированных элементов, обвинявшихся также в организации массовых беспорядков, рассмотрено в г. Усть-Каменогорске.

Все они осуждены по статье 59-2 и 59-7 УК…».

Статья 59 Уголовного Кодекса, действовавшего в те годы, намечала кары за преступления против порядка управления, за погромы и предусматривала длительные сроки заключения или расстрел с конфискацией «всего имущества».

То есть, и тут русский имел цел поджечь вражду между казахами!

По факту русские ссыльные убийцы и воры, выселенные в Восточный Казахстан, даже в Казахстане убивали и грабили чеченев!!

/»Как только Казахстан стал независимым, чеченцев стали бить повсеместно. В 1992 году произошли античеченские выступления в Усть-Каменогорске, после которых почти все чечены покинули Восточный Казахстан. В последующие 15 лет в разных областях Казахстана происходили погромы, итогом которых становилось выселение чеченского населения. Самый крупный погром произошёл в марте 2007 года в селе Маловодном Алматинской области. После этого число проживающих в Казахстане чеченцев, и без того уменьшившееся со дня развала Союза, сократилось ещё в два раза./
.
.
Опять ложь!

В Казахстане чеченцев никогда не били повсеместно! Тем более в 1992 году!

Все было очень просто — Чечня в 1991 году получила независимость и все казахстанские чеченцы начали выезжать на свою историческую Родину — Республику Чечня!!
Абсолютно никаких погромов чеченцев казахами в Казахстане не было и не будет — чеченцы так же как и казахи, вынесли много горя и смертей за свою историю!

После 2007 года число чеченцев не уменьшилось в два раза, опять ложь притянутая за уши!

/»Причина успешности античеченских выступлений Казахов кроется в их поддержке правоохранительными органами. Казахские менты, формально декларируя нейтралитет, на деле всегда выступают на стороне своих соплеменников, и если даже на рынке произойдёт обычная драка между казахом и не казахом, то первый никогда не будет признан виновным. Именно в этом кроется одна из главных причин межнациональной стабильности в Казахстане, которой казахи по праву гордятся. Сами казахи никогда не обижают представителей других народов по национальному признаку, но уж если наглеют нацмены, спуску им в Казахстане не будет.

Эту позицию следовало бы перенять и нашим русским ментам, ведь если бы в межнациональных конфликтах они всегда вставали на сторону русского населения, этих межнациональных конфликтов просто бы не было.»/
.
.
Опять ложь!

казахские менты никогда не станут на сторону казаха! Если у потерпевшего казаха есть родственники в органах, а у любого казаха кто-нибудь из родственников всегда найдется в и в милиции и в судах и в прокуратуре.
В этом вся суть вопроса — казах живет взаимопомощью между своими родственниками, чего у русских никогда не было и не будет!

В 1951 году в Восточном Казахстане разгорелись серьезные беспорядки на этнической почве - местные жители разгромили поселок, где жили в годы ВОВ чеченцы. Хронику страшных событий вспоминает STAV.AIF.RU.

В Казахстане, куда были депортированы в 1944 году по приказу наркома Берии жители Чечни, они жили небольшими группами. Хорошей работы для вынужденных переселенцев на новом месте было мало, поэтому к началу 1950-х большинство чеченцев были задействованы на самом тяжёлом производстве – добывали полезные ископаемые на рудниках. Масштабные стройки, где трудились депортированные, были развёрнуты и в Усть-Каменогорске и в Лениногорске. Промышленный центр в начале 50-х годов создавали и на реке Иртыш, где шли работы по возведению гидроэлектростанции. Вместе с чеченцами на стройках были задействованы специалисты со всей страны. Да и освобождённых из тюрем в Восточный Казахстан в те годы привозили эшелонами.

Таинственное убийство

Довольно скоро в рядах рабочих начались времена смуты. Обстановка накалилась из-за убийства, совершённого чеченцами. Детали преступления в нескольких источниках описаны по-разному. Согласно одним данным, в Усть-Каменогорске переселенцы из Чечни убили маленькую дочку вдовы красноармейца. По другим данным, жертвой чеченцев стал милиционер, расправились с которым особенно жестоко: перерезали горло и подвесили за ноги под деревянным мостом над рекой Ульбой. Вину в трагедии возложили на представителей диаспоры. Третья версия гласит, что это горнорабочий забил коллегу-чеченца железным прутом. Так или иначе, напряжённая обстановка среди трудящихся переросла в массовые беспорядки. Масла в огонь подлил слух о крови младенцев, которую чеченцы якобы используют в своих обрядах (к слову, ровно в том же вплоть до Революции регулярно обвиняли евреев - явление вошло в историю под названием «кровавый навет» - ред.). Поговаривать об этом рабочие начали ещё за год до кульминации конфликта.

10 апреля 1951 года в посёлке Чечен-городок, где жили депортированные чеченцы, начался погром: бойня на улицах не прекращалась трое суток.

Ледяная сдача

10 апреля в центре Чечен-городка собрались люди. Это были чеченцы, настроенные весьма агрессивно. Когда толпа уже достигла внушительных размеров, кавказцы двинулись по улицам поселения. Они избивали всех встречных на пути горняков. Русские, среди которых было много вербованных, осуждённых и ссыльных, в ответ тоже начали сколачиваться в группировки. Они напали на чеченское поселение, где были и старики, и дети, и погнали их к реке Ульбе, на которой в те дни было нагромождение огромных обломков льда. Чеченцы пытались перебраться на другой берег, но вышло это далеко не у всех. Многие утонули под торосами. Поскольку милиция оказалась слишком слаба и малочисленна, чтобы подавить бунт, в зону конфликта направили солдат из части, которая базировалась рядом с городом. Военные прибыли на место в срочном порядке и начали стрелять поверх голов. Бойню удалось остановить. Только в тот день близ реки погибло, по официальным данным, 40 человек.

Версия свидетеля

По свидетельствам очевидцев, бунт на Ульбе был спланированной провокацией. Николай Головачёв, который в те годы работал секретарём парткома в тресте «Алтайсвинецстрой», уверяет, что во главе беспорядков стоял обер-лейтенант немецкой армии, который завербовался на стройку из Белоруссии. По национальности зачинщик был русским.

И началось всё, по рассказам Головачёва, с поножовщины: «было начало апреля, как раз какой-то чеченский праздник. Группа чеченцев ехала на грузовой машине по проспекту Ленина. В районе теперешнего парка «Металлург» в машину заскочили четыре человека и ударили одного пассажира ножом - кажется, это был священнослужитель. Потом соскочили с машины и побежали в палаточный городок вербованных».

После того, как началась бойня, на предприятия города стали поступать сообщения о том, что «чеченцы режут наших». Это возмутило работников, и они, вооружившись кто чем мог, бросились на защиту русских.

Увольнения и расстрелы

О произошедшем в Восточном Казахстане доложили Сталину. На рудниках начались массовые аресты. Камеры городской тюрьмы переполнились: за день было арестовано полсотни рабочих. Однако инициатора бойни так и не нашли. Хабир Пазиков, первый секретарь обкома, был вызван в Москву и наказан увольнением с формулировкой «за нерешительность».

Судебные тяжбы длились около месяца. Арестованные рабочие, русские и чеченцы, которым вменяли организацию массовых беспорядков, были осуждены за преступления «против порядка управления и за погромы». Статья, которые в те годы предусматривала длительный срок лишения свободы или расстрел с конфискацией имущества.

Судили обвиняемых в клубе свинцово-цинкового комбината, куда местные горкомовцы приходили по билетам, как на концерт. Судьёй, по свидетельствам очевидцев, был Лев Смирнов — один из обвинителей Нюрнбергского процесса.

КАЗАХСКИЙ СЛЕД В ЧЕЧНЕ

Откуда взялось название «гiалаказакхи»?

Историческая память чеченского народа содержит в себе ответ на вопрос о том, кто же является естественным носителем этнонима «казак» - казахи или русские казаки. Чеченцы, согласно российским же письменным источникам, казаха называют «казак», русского казака – «гiалаказакхи», что в буквальном переводе с их языка на русский означает «городской казак». Последнее можно, наверное, истолковать и как «оседлый казак». Если бы не было сперва простого «казака», откуда было бы взяться названию «гiалаказакхи»?! Следовательно, с точки зрения логики чеченского языка, «казак» («казах») является естественным понятием, «гiалаказакхи» - производным от него. Это – во-первых. Во-вторых, согласно данным из письменной истории России, Терское казачье войско возникло во второй половине XVI века, а именно в 1577 году из гребенских казаков и переселенцев с Дона на реку Терек. А гребенские казаки – это, по данным оттуда же, потомки беглых крестьян и донских казаков, переселившихся в том же XVI веке на Северный Кавказ, на реки Сунжа и Акташ. В любом случае, выясняется, что русские казаки вошли в соприкосновение с теми же чеченцами и стали жить рядом с ними не позднее шестнадцатого столетия. А если это действительно так, получается, что казахи как народ были известны чеченцам еще раньше. А из официальной же истории следует, что чеченский и казахский народы встретились воочию и волею судьбы стали жить рядом лишь в 1944 году, когда ряд кавказских народов оказался в Казахстане в качестве переселенцев. Но чеченский язык, являющийся отражением исторического опыта чеченцев, топонимика современной Чечни свидетельствует о наличии существующего издавна казахского влияния на этот горный народ и на эту горную страну. Кстати, это влияние отнюдь не ограничивается пределами Ичкерии. Его следы обнаруживаются и в ряде других республик Северного Кавказа. Но об этом несколько позже. Вернемся к Чечне. Вообще в этой республике топонимика (совокупность географических названий) представляется куда более казахской, чем в собственно Казахстане. Чеченский аул – это «эвл» («ауыл»), село – «юрт» («журт»), город – «гiала» («кала»). Русского даже башкиры, самый близкий нам среди соседних тюркских народов, называют «рус». А в чеченском языке он, как и в казахском или монгольском, называется «оьрси». И калмыка, чья родная республика находится на Северном Кавказе почти по соседству с ними, чеченцы называют не на русский, что было бы более чем понятно, а на именно казахский манер, «калмак», что непосвященному человеку совершенно непонятно. А чем, к примеру, отличаются следующие названия мест в сегодняшней Чечне и Ингушетии от сугубо казахских названий: Каргалинская (Каргалы), Кошкельды, Майртуп, Карабулак, Бардакiел (Бардакел), Девлетгирин-Эвл (аул Даулекерея) и Ногiамирзин-Юрт (юрт Ногай-мирзы)?! «Той», он и в Чечне «той» Из приведенных выше примеров может сложиться впечатление, что казахское влияние на чеченский язык ограничивается одними лишь названиями. Но даже при поверхностном знакомстве с чеченским языком обнаруживается, что его масштабы в действительности гораздо шире и глубже. Возьмем такой сугубо казахский общественный и культурный атрибут, как «той». Так вот, свой «той» есть и у чеченцев. Под таким названием, как это следует из чечено-русского словаря, у них подразумевается «банкет». Вряд ли в том историческом прошлом, когда складывались рассматриваемые тут языковые связи, казахи и чеченцы имели понятие о банкете. А в новое время оно, ясное дело, уже вошло в обиход как тут, так и там. И примечательно, что его и казахи, и чеченцы обозначили одним и тем же словом – «той». Но самое удивительное – это то, что в чеченском языке нашли свое отражение такие оригинальные казахские глагольные формы, каких нет помине и в родственных тюркских языках. А чеченский язык, как это должно быть известно читателям, с ними никак не связан, так как он состоит в совсем другой семье языков. Тем не менее, названного порядка примеры есть. Возьмем всего лишь один из них. В казахском языке есть такое глагольное сочетание – «ойлай алу». Здесь главную смысловую нагрузку несет на себе первое слово – «ойлай» или «ойлау» (в инфинитивной форме), что переводится как «думать». «Алу» в прямом смысле означает «брать». Но в данном случае он используется в качестве вспомогательного глагола и переводится, в зависимости от контекста, как «уметь» («суметь») или «удаваться». А в полном виде словосочетание означает «суметь подумать» или «удаваться думать». Хотя и то, и другое слово присутствует и в других тюркских языках, они в большинстве из них вовсе не сочетаются таким образом для передачи понятий «суметь подумать» или «удаваться думать». А в чеченском языке эти самые понятия даются с помощью почти такого же, как и в казахском, сочетания слов «ойла яяла». Кто-то, наверное, может сказать, что последнее является результатом пресловутого татарского влияния, о котором писало множество русских классиков от Михаила Лермонтова до Льва Толстого. Но среди местного населения Северного Кавказа народа под названием «татары» как не было в прошлом, так нет и сейчас. И потом казахский глагол «ойлау» («думать») по-татарски пишется и произносится как «уйлау». А по-чеченски «думать» - это «ойла», а не «уйла» «Тауби» - это значит «горный би» Не только казахский язык, но и также множество казахских понятий, представляющихся порождением кочевого образа жизни, явно не являются чуждыми на Северном Кавказе. Возьмем известные всем слова – «джигит», «аул» или «кунак». Первое слово сейчас мало кто связывает с казахами, хотя именно в нашем языке оно издавна присутствует самым естественным образом. А «аул» в том же чеченском языке пишется и произносится несколько иначе. Но по-русски в Чечне все то, что называется «эвл», все равно «аул». То есть русский язык, являющийся нынче по факту интернациональным языком на Северном Кавказе, выступает хранителем лексических форм, оставшихся от прежнего тамошнего языка межнационального общения - кыпчакского или казахско-ногайского. Что же касается понятия «кунак» («гость»), которое у русских сильнейшим образом ассоциируется с обычаями кавказских народов, оно в том же чеченском языке передается совсем иным словом. Вообще изначальное значение слова «кунак»-«конак» связано с сугубо кочевым бытом. Казахский глагол «кону», от которого происходит «кунак»-«конак», прежде всего означает любой акт остановки на ночь или некоторое время при кочевании на большие расстояния. Сохранились там на Северном Кавказе и еще более специфичные понятия. К примеру, сейчас у нас в Казахстане все знают, что казахское слово «би» в прошлом означало «влиятельный человек, которому народ доверяет разбор своих тяжб». В случае же Толе-би, Казыбек-би и Айтеке-би – это уже вожди отдельных казахских жузов. Так вот у тюркоязычных карчаевцев, балкар и у ираноязычных осетин такие люди назывались в прошлом «тауби», то есть «горный би». И что интересно: у тех же осетин самые влиятельные кланы «тауби» носили удивительно похожие на казахские фамилии – Айдаболовы, Есеновы… Красивые бараньи глаза… Или возьмем из повести Л.Толстого «Хаджимурат», к примеру, такие словосочетания «красивые бараньи глаза Эльдара», «прекрасные бараньи глаза Эльдара». Эльдаром зовут там мюрида Хаджимурата, дагестанца по происхождению. Ясно, что это устойчивое выражение великий писатель используют для придачи колорита своему повествованию. В самом русском языке бараньи глаза или, вернее, бараньи взгляд ассоциируется вовсе не с красотой, а с глупостью и тупостью – «смотреть, как баран на новые ворота». А вот в казахском бараньи глаза как раз и являются олицетворением красивых глаз. Как и Л.Толстой, казахи говорят про красивые глаза «адемi кой коз». Но самое смешное в использовании великим писателем такого сравнения с точки зрения казахских представлении в том, что для нас всякий человек кавказского облика является «кой коз». Но откуда все это? Обратимся к свидетельству таких авторов, которые отнюдь не склонны возвеличивать тюркское культурное наследие. Вот что пишет черкесский историк С.Хотко о месте и роли кипчакского языка в средневековом прошлом Кавказа, южных областей России и Украины, а также далекого Египта: «Абсолютное большинство мамлюков даже не знало арабского языка, т.к. попадало в страну уже в зрелом возрасте. На новом месте мамлюки группировались в отряды по этническому признаку и аланы продолжали говорить на аланском, черкесы на черкесском, греки на греческом, и т.д. Языком межнационального общения для всех мамлюков XIII–XVI вв. был кипчакский, т.к. мир вокруг Кавказа был тюркским. Весь юго-восток Европы, степи от Днепра до Каспия занимали кипчаки (Дешт-и-Кипчак). Монголы, победившие их, переняли их язык. Живя у себя на родине уроженцы южнорусских областей и Северного Кавказа знали кипчакский язык если не в совершенстве, то хоть в какой-то степени» («Этнические религиозные представления Черкесии. Распространение христинаства», информ. портал «Адыги»). Тут читатель вправе спросить: причем тут казахский, если тут речь идет о кипчакском языке? Да, такой вопрос правомерен. Чтобы наш ответ на него не выглядел голословным, мы обратимся к примерам из кипчакского языка, находившегося в обороте даже не на Кавказе, а в Египте. Среди средневековых мамлюков. Они, эти примеры, взяты из таких арабографических трудов, как написанный в Каире в 1313 году «Китап ал-Идрак-ли-Лисан ал-атрак» («Пояснительная книга о тюркском языке») Асир Ад-Дина Абу Хайяна Ал-Гарнати (Андалузского), а также словарь, составленный в Египте в 1245 году (то есть еще при жизни султана Бейбарса) и изданный в 1894 году голландским учёным М. Т. Хоутсма. Современным ученым они хорошо известны. Мы же примеры из них даем в изложении карачаево-балкарского историка Н.Будаева. Его труд называется – «Западные тюрки в странах Востока». Весь вопрос тут в том, западные ли это были, с точки зрения современных представлений, тюрки, если язык тех же средневековых мамлюков в наилучшем виде сохранился именно в казахском языке. Всего лишь один пример. слово «онъ» в арабских словарях имеет четыре значения: цвет, правый, явь и удобно. В карачаево-балкарском языке (а это, кстати сказать, самый близкий казахско-ногайской речи язык на Северном Кавказе) его значение, по свидетельству Н.Будаева, сузилось. Там сейчас «онъ» - это «правый», «правая сторона». А в современном казахском активно присутствуют все четыре значения малюкско-половецкого слова «онъ»: «онi жаксы екен» - «выцвел», «он жак» - «правая сторона», «онiм бе, тусiм бе?» - «сон это или явь?», «бул бiр он нарсе болды» - «удобно (подходяще) получилось». А вот другой пример из языка мамлюков: «кару» - «локтевая часть руки». Он как нельзя лучше объясняет этимологию казахского выражения «карулы» - «очень сильные руки». Можно тут еще назвать массу других примеров, которые смотрятся как современные казахские слова. И как будто нет огромной пространственной (между Египтом и Казахстаном) и временной (между XIII и XXI в.в.) разницы, Сейчас уже нет сомнения в том, что в те времена, когда автохтонные народы Северного Кавказа испытывали сильнейшее влияние степных кочевников, вся территория от берегов рек Урал и Волга до предгорий Северного Кавказа была населена гомогенным кочевым народом. Их представители и попали в Египет в качестве мамлюков. Последующие исторические события изменили эту ситуацию. Но его следы сохраняются на Северном Кавказе по сей день. Максат КОПТЛЕУОВ