Бунин

Клинический психолог: кто это, где он работает и чем занимается. Язык тела и тайна из профессии: что нужно знать о работе психолога. В чем особенности их работы

С вопросом, кто такой психолог, связано много мифов и путаниц. В современном мире профессия психолога является одной из наиболее востребованных и широко распространённых.

Задатки данной профессии зародились ещё в древней Греции, где специально обученные люди вели с пациентами долгие разговоры и пытались с помощью этого вылечить их душу – или, иначе, «психо».

За несколько тысяч лет многое в психологии поменялось, однако концепция осталась практически неизменной. Главную роль в данной науке играет внутренний мир человека – его конфликты, травмы, мысли, эмоции.

Девятнадцатый век был веком биологии, двадцатый – веком физики, двадцать первый – век психологии.
Аркадий Петрович Егидес

Кто такой психолог и зачем он нужен?

Слово «психология» с греческого переводится как «наука о душе» («психо» – душа, «логос» – знание). Соответственно, психолог – это специалист, изучающий внутренний мир человека, его взаимосвязь с окружающей средой, а также психику и её структуру.

Психологом может называться только человек, получивший соответствующее высшее образование. В зависимости от квалификации и специализации он может работать с разными возрастными группами, а также с различными сферами человеческой жизни – семейной, деловой, учебной, спортивной и др.

Существует несколько разделов психологии:

  1. Общая психология – изучает психическую деятельность человека;
  2. Психология личности – изучает внутренний мир человека;
  3. Возрастная психология – изучает психику человека от рождения до смерти;
  4. Педагогическая психология – изучает методы воспитания и обучения;
  5. Психология общения – изучает и решает проблемы взаимодействия между людьми;
  6. Медицинская психология (с недавних пор клиническая психология) – изучает психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями.
Чаще всего опытные психологи работают сразу с несколькими разделами данной науки, однако есть и более узконаправленные специалисты, работающие лишь с одним из них.

Не путайте, . В отличие от психиатра, психолог занимается решением внутренних проблем психически здоровых людей – освобождением от эмоциональных травм, комплексов, налаживанием взаимоотношений с определёнными людьми и др.

Для того, чтобы производить психологическую деятельность, психологу не нужно углублённое медицинское образование, в отличие от психиатра, который получает его в первую очередь. Психиатр работает с психически нездоровыми людьми, имеющими серьёзные психические заболевания и отклонения.

Роль психологов в настоящее время очень важна – многие предприятия, школы, высшие учебные заведения не обходятся без данных специалистов. Именно психологи разрешают большинство конфликтов и недоразумений, возникающих при рабочем процессе.

Особенности профессии

Работа психолога построена на общении с людьми, поэтому специалист в данной области должен обладать такими личностными качествами, как:
  1. Стрессоустойчивость;
  2. Гуманность;
  3. Доброжелательность;
  4. Умение слушать;
  5. Умение проникать в суть внутренних проблем пациента.
Грамотный специалист никогда не позволит себе перебивать клиента, ущемлять его достоинство, принижать значение его внутренней проблемы. При общении с пациентом перед психологом стоит задача наладить с ним коммуникативный контакт и найти наиболее подходящую технику решения эмоционального вопроса пациента.

Существует несколько разновидностей психологов-специалистов по сфере общения с клиентом:

  1. Консультант – специалист, ведущий беседу с пациентом. Работа данного психолога сводится к обсуждению проблем с клиентом, налаживания с ним коммуникативного взаимодействия;
  2. Арт-терапевт – психолог, решающий внутренние проблемы пациентов с помощью художественной деятельности;
  3. Психолог-терапевт - специалист, специализирующийся на решении внутренних проблем пациента с помощью телесных практик;
  4. НЛП-психолог – специалист, помогающий решить проблемы путём подбора индивидуальной техники развития умственных, духовных, творческих способностей.

Клиническая психология

Клиническая психология – одна из наиболее развитых и наиболее сложных отраслей психологии. Она направлена на изучение и диагностику личности человека, его внутреннего мира, эмоций и переживаний с точки зрения их взаимосвязи с психическими болезнями или расстройствами.

Клинический психолог – специалист, помогающий своим пациентам избавиться от последствий тяжёлых нервных срывов, травм, обрести внутреннее спокойствие, реабилитироваться психически после определённых травмирующих ситуаций. Клиническая психология погранична психиатрии, однако сфера её деятельности шире и не направлена на реабилитацию психически нездоровых людей. Большое внимание в данной отрасли психологии отводится бессознательному.

Клиническая психология рассматривает поведение человека и его внутренний мир как реакцию на те или иные психологические и физические травмы, комплексы и расстройства.

Клинический психолог чаще всего сталкивается с:

  • Жертвами психологического или физического насилия;
  • Людьми с ограниченными физическими возможностями, испытывающими по поводу своих физических данных глубокие эмоциональные переживания;
  • Пациентами, испытывающими глубокий духовный кризис (например, из-за смерти близкого человека);

Помимо всего вышеперечисленного, клинический психолог может работать с пациентами, не имеющими серьёзных психологических расстройств – супружескими парами, детьми, подростками и пожилыми людьми. В этом случае он помогает адаптироваться пациентам к той или иной жизненной ситуации.

Клиническая психология включает в себя несколько подразделов, каждый из которых тесно связан с другим. При диагностике психологического здоровья пациента учитываются показатели всех отраслей:

  1. Патопсихология – изучает расстройства психики с точки зрения поражения центральной нервной системы;
  2. Нейропсихология – изучает поведение и характер человека с точки зрения работы головного мозга и нервной системы;
  3. Психосоматика – раздел клинической психологии, изучающий поведение и психологическое состояние человека с точки зрения телесных заболеваний;
  4. Психологическая терапия – раздел клинической психологии, направленный на внутреннюю реабилитацию человека, его избавление от травмирующих воспоминаний и методик поведения.
Клиническая психология, при работе с пациентом, использует такие методы, как тестирование, беседа, сбор информации о лечении или заболеваниях, экспериментальные методы, диагностика продуктов творчества пациента.

Психологи в России – средняя зарплата

Для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом, необходимо получить диплом о соответствующем образовании. На сегодняшний день существуют различные психологические курсы, однако для устройства на работу сертификата об их прохождении порой недостаточно.

Зарплата психолога наполовину зависит от качества его образования и сферы его деятельности – исследовательской, научной (психолог-экспериментатор, психолог-учёный), практической (клинический психолог, детский психолог) и преподавательской (преподаватель психологии). Сколько получает психолог – спорный вопрос, так как в большинстве случаев зарплата находится в пропорции и к личностным качествам психолога.

К факторам, которые влияют на уровень дохода специалиста в психологической области, являются:

  1. Качество образования и его степень (магистратура, бакалавриат, аспирантура);
  2. Опыт работы – опытным специалистам в среднем платят в 1,5 раза больше начинающим психологам;
  3. Разновидность полученного образования (клинический психолог, психолог общей практики, детский психолог и т.д.);
  4. Организация или место работы психолога (в развитых фирмах психологи-консультанты получают больше, чем психологи по работе с детьми в детских садах).
В разных городах России зарплата психолога зависит от прожиточного минимума региона. Средние показатели дохода психолога равняются 20.000 рублей. Самый высокий доход у специалистов в сфере психологии отмечается в Москве – в среднем около 30.000 рублей.

На втором месте по средней заработной плате стоят города Казань, Санкт-Петербург и Новосибирск – чуть больше 20-25 тысяч рублей. В других городах психологи получают от 11 до 17-20 тысяч рублей в зависимости от опыта работы.

В некоторых организациях сотрудников награждают высокими премиями. Иногда средняя зарплата психолога может увеличиваться в 1,5-2 раза, чем он лучше и грамотнее, как специалист.


Психологический факт: эмоциональная боль длится 12 минут.
Всё остальное - самовнушение.

Психолог, как специалист по душе

Теперь, после ответа на вопрос, кто такой психолог, вы знаете, какими особенностями обладает данная профессия. Чем больше развивается жизнь общества, тем больше появляется разновидностей психологии. Однако наиболее объёмной по-прежнему остаётся клиническая психология.

Психология возникла более двух тысяч лет назад, когда люди впервые начали задумываться о взаимосвязи души, тела и эмоций и влияния этих трёх составляющих на поведение и характер человека.

Как вы думаете, способно ли современное общество существовать без данной науки? И если да, то как человеку научиться самостоятельно искать путь к себе в сложных эмоциональных переживаниях? Делитесь своим мнением в комментариях и будьте для себя лучшими психологами!

Вопрос психологу

Здравствуйте.Мне 31 год.Я работаю в милиции.После 10 лет службы ведомственный психолог выявил у меня шизоидную акцентуацию (психопатию).Подскажите, имеет ли право психолог на постановку такого диагноза или он должен направить меня в ЦПД к психиатру,нужно ли наблюдение в стационаре,что мне грозит,если диагноз подтвердится?Заранее благодарен!

Здравствуйте, Сергей! Диагноз может поставить только врач (психиатр, клинический психолог). Акцентуация характера - это не заболевание, а изменения в характере. Наблюдение в стационаре необязательно, если нет показаний невропатолога. Можно обратиться к психологу, которому Вы доверяете, пройти курс занятий работы с проблемой.

С уважением, Лариса.

Хороший ответ 5 Плохой ответ 3

Здравствуйте, Сергей! Акцентуация - это не психопатия!!! и тем более не диагноз!!! и наблюдаться Вам нигде не надо!!! это просто вариация качеста личности выше среднестатистической нормы и говорит это о том, что Вы просто более замкнуты в общении человек, и меньшее количесвто контактов Вам достаточно, также это может идти в купе с интровертированной личностью, также это говорит о Вашей внутренней самодостаточности (т.к. большая компания в удовлетворении Ваших потребностей не нужна) и такая акцентуация может быть у многих людей и многим людям она наоборот помогает - они более вдумчивые, меньше подвержены эмоциональным вспышкам, их внутрений мир насыщен и достаточен, в принятии решения им и больше руководит рациональность и логика!

Хороший ответ 8 Плохой ответ 1

Сергей, а Вас что-то тревожит кроме названия? Как Вы себя чувствуете? Как складываются отношения в семье , в коллективе? В чем вопрос? Диагнозы (типа "у Вас гастрит") желательно "проверять" у парочки-тройки врачей. Каждый может ошибаться. А тут, по тесту... Почитайте классификацию Леонгарда. Вот цитата "Шизоидная акцентуация характеризуется замкнутостью индивида, его отгороженностью от других людей. Шизоидным людям недостаёт интуиции и умения сопереживать. Они тяжело устанавливают эмоциональные контакты. Имеют стабильные и постоянные интересы. Весьма немногословны. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями , которые предназначены только для услаждения самого себя. Могут изредка проявлять склонность к употреблению алкоголя, что никогда не сопровождается ощущением эйфории ". Что-то есть про Вас, кто как не Вы сами знаете про себя больше?

Хороший ответ 7 Плохой ответ 0

Сергей, добрый день! Шизоидная акцентуация - это яркая выраженность некоторых черт в вашем характере. И не смотря на пугающее название - это не болезнь! Т.е. есть некоторая склонность к психопатии, но это не сама психопатия, которая является уже болезнью. Психолог наверно просто не сумел это ясно донести до вас или вы его не поняли. Лечиться у врача от этого не нужно. Скорее всего ваша профессия в силу своей особенности за 10 лет привела к некоторым деформациям. И не мудрено - ваша профессия с повышенной "вредностью" для психологического здоровья . Теперь просто успокойтесь, поговорите с психологом (на ваш выбор, не обязательно с ведомственным) на предмет как помочь себе любимому стать более уравновешенным. Это и для физического здоровья будет полезно и для вашего душевного спокойствия, и для дальнейшей работы пригодится. Психолог скорректирует некоторые моменты и научит вас как сохранять максимальную устойчивость и гармонию в условиях постоянных стрессов.

Хороший ответ 6 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Сергей! Акцентуация - это не диагноз, а повышенное влияние данного фактора в вашем характере- это не есть патология, и к тому же психолого вообще не ставит диагнозы - на это имеет право только врач психиатр. Как вы себя сами ощущаете? вам комфортно? Чувствуете ли вы удовлетворённость жизнью - не мешает ли вам ваша замкнутость и излишняя отгороженность от других людей? То есть само по себе это не грозит вам ничем, просто возможно после 10 лет работы в милиции у вас трансформировался характер и появилась повышенная закрытость, чтобы не проявлять свою эмоциональность, так как в вашей работе она может мешать. Вот над этими вопросами вам и следует задуматься. И возможно обратиться к писхологу, с тем, что бы он помог вам больше разобраться в себе и своих мироощущениях и эмоциях. С уважением, Мария

Хороший ответ 4 Плохой ответ 3

Сейчас всех занимающихся психологией профессионально я условно делю на две группы: психологи-диагносты и психологи-тренеры. И те и другие одинаково важны и нужны.

Психологи-диагносты - это те, которые обследуют индивидов и группы людей (производственные, спортивные и учебные коллективы) при помощи тестов и на основании результатов тестирования дают соответствующие заключения заказчику теста или рекомендации психологу-тренеру. Они так же важны, как лаборанты, рентгенологи, специалисты по фиброгастроскопии для медицины, криминалисты для следователей, аккомпаниаторы для певцов.

Я вовсе не хочу противопоставлять одних другим, хотя сам являюсь скорее тренером, чем диагностом, хотя на первых этапах очень был увлечен диагностической работой. Но хочу подчеркнуть, что без психологов-диагностов психологи-тренеры в некоторых случаях были бы беспомощны, как слепые котята. В этой области можно сделать достойную карьеру, неплохо заработать и прославиться. Кто сейчас не знает имена создателей тестов: Люшера, Айзенка, Кеттела, Лири и многих других!

Когда я осваивал диагностические методы, я был просто потрясен тем, что в течение 1-2 часов можно проникнуть в тайны человека души и узнать о нем больше, чем за несколько лет относительно близкого знакомства. Когда я начинал работать психиатром, а штатных психологов не было, я сам проводил психологическое обследование больных. Это очень помогало как в уточнении диагноза в особо трудных случаях, так и для построения плана лечения и контроля за ходом выздоровления. Есть, например, простой тест, который определяет уровень работоспособности. Пациент уже субъективно чувствует себя хорошо, хочет приступить к работе, но при тестировании на работоспособность выявляется, что внимание его еще неустойчиво, он быстро устает и начинает делать много ошибок. Это позволяет задержать его на больничном листе, корригировать лечение. Если при повторном обследовании работоспособность приходила в норму, то это было указанием для окончания лечения. Когда у нас в клинике появились профессиональные психологи, они только этим и занимались, освобождая врачей от такой работы. Кроме того, их заключения были гораздо точнее.

Еще большая роль психологов-диагностов заметна при проведении психологической работы в трудовых и спортивных коллективах. Там приходится определять психологическое состояние не только отдельных личностей, но и коллектива как такового. Вот наглядный пример. Одна из футбольных команд высшей лиги находилась "под угрозой выхода из нее, хотя по мастерству футболистов команда могла бы быть если не среди призеров, то хотя бы в безопасной середине. Когда были обследованы психологическое состояние каждого участника и структура межличностных отношений, выяснилось, что каждый из игроков и даже второй тренер в принципе чувствовали себя хорошо, но отношения между многими игроками были враждебные, была достаточно большая группировка игроков, которые негативно относилась к старшему тренеру. Понятно, что команда представляла собой не сплоченный коллектив, а кооперацию. Можно было с уверенностью сказать, что ведущие игроки и второй тренер уже знают, в каких командах они будут работать, если их команда «вылетит» из высшей лиги. Старшему тренеру были даны соответствующие рекомендации. Мне сейчас очень хотелось бы сказать: «Он их выполнил, и команда осталась в высшей лиге».

Еще один пример.

Обследовала группа психологов крупное строительное объединение, включавшее в себя ряд строительно-монтажных управлений, леспромхоз, бетонные заводы, деревообрабатывающий комбинат и пр. Был установлен ряд моментов, по которым было видно, что при сохранении стиля управления в этой организации объединение неизбежно распадется, было указано, в каком порядке это объединение будет терять свои подразделения, и были даны соответствующие рекомендации. Руководитель положил материалы под сукно. Но когда предсказания психологов стали сбываться и одно строительно-монтажное управление уже вышло из объединения, тогда руководитель решил прислушаться к мнению психологов. Еще раз провели это довольно дорогостоящее обследование, были уточнены необходимые меры.

В вузах всех будущих психологов обучают диагностической работе. Некоторых эта работа так увлекает, что они, окончив университет, только этим и занимаются. И правильно делают, если их интересы удовлетворяются этой работой, а способности соответствуют им. Но с диагностической работой необходимо быть знакомым и тренеру, для того чтобы знать возможности диагностики, сформулировать задачи, которые его интересуют при проведении обследования, и для того, чтобы понимать заключения психолога-диагноста.

Кстати, здесь же хочу сказать, какими способностями необходимо обладать, чтобы стать психологом. Любыми, лишь бы было желание стать психологом, ибо сферы, где может найти применение своим способностям, в психологии неограниченны.

Мы в приложении даем некоторые простые тесты. Проведите эксперимент с самим собой и со своим близкими. Посмотрите, понравится ли вам эта работа. Если понравится, то вам станет ясно, куда идти учиться. А если ваши заключения совпадут с действительностью, то обследуемые будут смотреть на вас как на одаренного психолога. Помните, что психолог-диагност никогда не ошибается и всегда проводит эксперимент над двумя - обследуемым и собой. И если его заключение не соответствует психическому статусу того, кого он обследует, то уж точно подходит самому психологу. И если психолог выскажет заключение о недостатке интеллекта у того, кого он обследовал, а на деле окажется, что его подопечный очень умный человек, то смело можно сделать вывод о недостаточной квалификации психолога.

Когда вы будете проводить эксперименты со своим близкими, вам следует учесть, что каждый хочет о себе услышать, что он «хороший парень», но, с другой стороны, необходимо ведь сказать и правду, т. е. сказать о человеке что-то плохое. Вот здесь и необходима сообразительность, ибо тест режет правду-матку напрямую. Один психолог обследовал руководителя учреждения, желая продемонстрировать возможности психологии и заключить выгодный договор. По тексту теста получилось, что обследуемый - человек умный, нерешительный и робкий. Этими же словами психолог дал заключение. А теперь догадайтесь, заключил ли он договор о сотрудничестве? Конечно, нет. Его конкурент провел с этим же руководителем тот же самый тест и получил тот же самый результат. Но сказал ему примерно следующее: вы человек умный, но сомневаетесь в себе и для принятия решения тратите много времени и упускаете многие возможности. Больше доверяйте своему уму, и дела у вас пойдут лучше. Договор о сотрудничестве был заключен.

У психолога-диагноста есть и еще одно преимущество. Ему не нужно особенно работать над своей личностью и владеть навыками психологически грамотного общения. В реальной жизни он может оказаться обычным человеком и делать те же ошибки, что и те, которые обращаются к нему за помощью. И тем не менее его заключения будут иметь свою ценность, ибо он делает заключения, опираясь на известные психологические тесты, выработанные другими или даже им самим, многократно проверенные различными исследованиями. Так, например, теперь широко известный и часто применяемый в современной психологической диагностике цветовой тест Люшера создавался следующим образом. Примерно 20 тыс. человек помещались последовательно в комнаты, обитые драпировкой всех восьми цветов: синего, зеленого, красного, желтого, малинового, коричневого, черного и серого. Все они проходили тщательное обследование в каждой комнате. На основании результатов этого обследования и составлялся тест.

Когда мы создавали на базе этого теста цветовой социометрический тест, мы тестировали 100 групп численностью по 10-15 человек каждая одновременно по известным им социометрическим методикам и по нашей и показали, что наша, не уступая по достоверности уже известным, выявляет такую информацию, которую получить по тем тестам невозможно.

Так что, если тестирование проведено правильно, то лучше довериться тесту, чем своим впечатлениям.

Теперь несколько слов о психологе-тренере. Специалист этого профиля должен помочь избавиться человеку от мешающих ему стереотипов поведения и обучить новым, избавить его от робости, нерешительности, застенчивости, высокомерия и от всего того, что нередко составляет структуру его личности и характера и препятствует достижению поставленных целей и удовлетворению своих потребностей.

Это длительная кропотливая работа. Необходимо время (иногда это месяцы и годы) для того, чтобы избавиться от качеств личности, мешающих жить и выработать свойства характера и формы поведения, позволяющие добиваться поставленных целей.

Поэтому психолог-тренер, прежде чем приступить к тренерской работе, должен сам избавиться от некоторых качеств, от которых потом будет помогать избавляться своим подопечным, и овладеть всеми навыками, которым должны научиться его подопечные. Мне трудно представить себе, как сможет застенчивый тренер научить общительности своего клиента или помочь обучить некоторым формам поведения, если сам ими не владеет. Конечно, бывает потом, что способные ученики обходят своего учителя, но первичными элементами навыков он обязательно должен владеть. Психолог-тренер обязательно должен быть физически здоровым, иметь высокий социальный рейтинг и быть хорошо материально обеспечен. Конечно, психолог никогда не будет иметь таких богатств, как капиталистолигарх, которого он будет тренировать, но быть независимым от него материально ему просто необходимо, иначе он вольно или невольно будет бояться его потерять и его будет беспокоить не истина, а желание понравиться своему клиенту, т. е. стать подхалимом, что сделает работу его неэффективной. И вообще, как говорил Сенека, обладать спокойно можно только тем, чего не боишься потерять.

В частности, мы на своих тренингах обучаем наших подопечных принципу амортизации, т. е. соглашаться со всеми высказываниями партнера по общению по крайней мере вначале, чтобы не возник конфликт, а потом уже высказывать свою точку зрения. Многим это очень трудно, но когда они обучаются этому, получают необходимые результаты. А теперь несколько примеров того, как работает психолог-тренер. Послушайте рассказ одного из моих учеников.

Подросток в возрасте 15 лет, физически хорошо развитый и выглядевший старше своих лет, всегда примерный мальчик, серьезный, активный, занимающийся в спортивной школе и подающий большие надежды, неожиданно увлекся девушкой 20 лет. Он стал поздно возвращаться домой, пропускать тренировки, хуже учиться в школе. Девушка, с которой он встречался, имела большой сексуальный опыт, что также пугало родителей. Сын же говорил, что ее любит, что он уже взрослый и знает, что ему делать. Убеждения, скандалы эффекта не давали. Мать постоянно рыдала, отец был подавленным: ему надо было скоро уходить в плавание, а мать пришлось положить в больницу.

Амортизацию проводил отец, который прошел небольшой курс обучения. Вот как это выглядело:

Сынок, прости, что мы вмешиваемся в твою жизнь. Мы как-то прозевали, что ты уже вырос. Ты действительно больше понимаешь в жизни и благороднее нас. И любить ты можешь лучше. Действительно, какое значение имеет, что она старше и уже имеет сексуальный опыт? Может быть, это даже лучше. Сравнив тебя с другими, твоя избранница будет тебе преданна.

Не буду описывать изумление сына. Сам не видел. Знаю со слов отца. Отношения наладились через три дня. Мать тоже освоила технику амортизации и векоре выписалась из больницы. Сын, предоставленный сам себе, вскоре разобрался в своей избраннице и через неделю прекратил встречи с ней. А этот пример посложнее.

Навыки общения лучше всего нарабатываются в психологических играх. Их имеется очень много. Одна их них, разработанная мной, «Королевский двор», решая ряд других психологических задач, позволяет обучиться управлению. Разводящий, доброволец из группы, берется из членов группы составить королевский двор, т. е. выбирает короля, королеву, фаворитку, шута, премьер-министра и весь кабинет, палача, шута, принцессу, девочку для битья и пр. И по тому, как это разводящий делает, ему самому и окружающим становится ясно, что управлять он не умеет. Голос неуверенный, распоряжения аморфны, на непопулярные должности назначать не решается. Если тренинг идет успешно, после двух-трех попыток выбор становится точнее, распоряжения более ясными, а голос уверенным.

Кем вы решились стать, лучше определиться уже сейчас. Если тренером, то пойдите в кружок на ту кафедру, где можно получить навыки тренера и заодно решить свои личные проблемы. Но не забывайте, что это не освобождает вас от освоения приемов диагностики.

Если вы решили стать психологом-диагностом, тогда лучше пойти в кружок на ту кафедру, которая занимается не только тестированием, но и сама разрабатывает тесты.

Если вдруг во время учебы интересы у вас изменятся, попробуйте использовать себя и в другой области. Главное, чтобы учеба вам нравилась. Как писал У. Шекспир,

В чем нет услады, в том и толку нет.

Что нравится, то и изучайте.

Лучше в вузе попробовать варианты, чтобы не метаться после его окончания. В реальной жизни я наблюдал разные варианты. Бывало, что психолог оставался диагностом. Рост его карьеры шел так (вы понимаете, что я имею в виду конкретного человека). Вначале он был медицинским психологом и обследовал больных. Его никогда не волновала тренерская работа. Квалификация его выросла. Он стал преподавать психологию в одном из вузов. Кандидатскую диссертацию написал по материалам обследования психического статуса преступников и выявил некоторые закономерности, используя которые можно менять приемы воспитания. И до сих пор он не хочет заниматься тренерской работой. Но психологи-тренеры и врачи-психиатры счастливы, когда он соглашается обследовать их подопечных. Социальное положение и материальное обеспечение его вполне достаточны для достойной жизни.

Я могу привести вам массу примеров, когда диагносты становились тренерами и не жалели, что какое-то время занимались диагностической работой.

Некоторые, сразу ориентированные на тренерскую работу, вскоре понимали, что необходимо знать и основы диагностики.

Конечно, можно в одинаковой мере овладеть и тем и другим, но если хочешь достигнуть значительных высот, то следует определиться более конкретно.

Сейчас всех занимающихся психологией профессионально я условно делю на две группы: психологи-диагносты и психологи-тренеры. И те и другие одинаково важны и нужны.

Психологи-диагносты - это те, которые обследуют индивидов и группы людей (производственные, спортивные и учебные коллективы) при помощи тестов и на основании результатов тестирования дают соответствующие заключения заказчику теста или рекомендации психологу-тренеру. Они так же важны, как лаборанты, рентгенологи, специалисты по фиброгастроскопии для медицины, криминалисты для следователей, аккомпаниаторы для певцов.

Я вовсе не хочу противопоставлять одних другим, хотя сам являюсь скорее тренером, чем диагностом, хотя на первых этапах очень был увлечен диагностической работой. Но хочу подчеркнуть, что без психологов-диагностов психологи-тренеры в некоторых случаях были бы беспомощны, как слепые котята. В этой области можно сделать достойную карьеру, неплохо заработать и прославиться. Кто сейчас не знает имена создателей тестов: Люшера, Айзенка, Кеттела, Лири и многих других!

Когда я осваивал диагностические методы, я был просто потрясен тем, что в течение 1-2 часов можно проникнуть в тайны человека души и узнать о нем больше, чем за несколько лет относительно близкого знакомства. Когда я начинал работать психиатром, а штатных психологов не было, я сам проводил психологическое обследование больных. Это очень помогало как в уточнении диагноза в особо трудных случаях, так и для построения плана лечения и контроля за ходом выздоровления. Есть, например, простой тест, который определяет уровень работоспособности. Пациент уже субъективно чувствует себя хорошо, хочет приступить к работе, но при тестировании на работоспособность выявляется, что внимание его еще неустойчиво, он быстро устает и начинает делать много ошибок. Это позволяет задержать его на больничном листе, корригировать лечение. Если при повторном обследовании работоспособность приходила в норму, то это было указанием для окончания лечения. Когда у нас в клинике появились профессиональные психологи, они только этим и занимались, освобождая врачей от такой работы. Кроме того, их заключения были гораздо точнее.

Еще большая роль психологов-диагностов заметна при проведении психологической работы в трудовых и спортивных коллективах. Там приходится определять психологическое состояние не только отдельных личностей, но и коллектива как такового. Вот наглядный пример. Одна из футбольных команд высшей лиги находилась "под угрозой выхода из нее, хотя по мастерству футболистов команда могла бы быть если не среди призеров, то хотя бы в безопасной середине. Когда были обследованы психологическое состояние каждого участника и структура межличностных отношений, выяснилось, что каждый из игроков и даже второй тренер в принципе чувствовали себя хорошо, но отношения между многими игроками были враждебные, была достаточно большая группировка игроков, которые негативно относилась к старшему тренеру. Понятно, что команда представляла собой не сплоченный коллектив, а кооперацию. Можно было с уверенностью сказать, что ведущие игроки и второй тренер уже знают, в каких командах они будут работать, если их команда «вылетит» из высшей лиги. Старшему тренеру были даны соответствующие рекомендации. Мне сейчас очень хотелось бы сказать: «Он их выполнил, и команда осталась в высшей лиге».

Еще один пример.
Обследовала группа психологов крупное строительное объединение, включавшее в себя ряд строительно-монтажных управлений, леспромхоз, бетонные заводы, деревообрабатывающий комбинат и пр. Был установлен ряд моментов, по которым было видно, что при сохранении стиля управления в этой организации объединение неизбежно распадется, было указано, в каком порядке это объединение будет терять свои подразделения, и были даны соответствующие рекомендации. Руководитель положил материалы под сукно. Но когда предсказания психологов стали сбываться и одно строительно-монтажное управление уже вышло из объединения, тогда руководитель решил прислушаться к мнению психологов. Еще раз провели это довольно дорогостоящее обследование, были уточнены необходимые меры.

В вузах всех будущих психологов обучают диагностической работе. Некоторых эта работа так увлекает, что они, окончив университет, только этим и занимаются. И правильно делают, если их интересы удовлетворяются этой работой, а способности соответствуют им. Но с диагностической работой необходимо быть знакомым и тренеру, для того чтобы знать возможности диагностики, сформулировать задачи, которые его интересуют при проведении обследования, и для того, чтобы понимать заключения психолога-диагноста.

Кстати, здесь же хочу сказать, какими способностями необходимо обладать, чтобы стать психологом. Любыми, лишь бы было желание стать психологом, ибо сферы, где может найти применение своим способностям, в психологии неограниченны.

Мы в приложении даем некоторые простые тесты. Проведите эксперимент с самим собой и со своим близкими. Посмотрите, понравится ли вам эта работа. Если понравится, то вам станет ясно, куда идти учиться. А если ваши заключения совпадут с действительностью, то обследуемые будут смотреть на вас как на одаренного психолога. Помните, что психолог-диагност никогда не ошибается и всегда проводит эксперимент над двумя - обследуемым и собой. И если его заключение не соответствует психическому статусу того, кого он обследует, то уж точно подходит самому психологу. И если психолог выскажет заключение о недостатке интеллекта у того, кого он обследовал, а на деле окажется, что его подопечный очень умный человек, то смело можно сделать вывод о недостаточной квалификации психолога.

Когда вы будете проводить эксперименты со своим близкими, вам следует учесть, что каждый хочет о себе услышать, что он «хороший парень», но, с другой стороны, необходимо ведь сказать и правду, т. е. сказать о человеке что-то плохое. Вот здесь и необходима сообразительность, ибо тест режет правду-матку напрямую. Один психолог обследовал руководителя учреждения, желая продемонстрировать возможности психологии и заключить выгодный договор. По тексту теста получилось, что обследуемый - человек умный, нерешительный и робкий. Этими же словами психолог дал заключение. А теперь догадайтесь, заключил ли он договор о сотрудничестве? Конечно, нет. Его конкурент провел с этим же руководителем тот же самый тест и получил тот же самый результат. Но сказал ему примерно следующее: вы человек умный, но сомневаетесь в себе и для принятия решения тратите много времени и упускаете многие возможности. Больше доверяйте своему уму, и дела у вас пойдут лучше. Договор о сотрудничестве был заключен.

У психолога-диагноста есть и еще одно преимущество. Ему не нужно особенно работать над своей личностью и владеть навыками психологически грамотного общения. В реальной жизни он может оказаться обычным человеком и делать те же ошибки, что и те, которые обращаются к нему за помощью. И тем не менее его заключения будут иметь свою ценность, ибо он делает заключения, опираясь на известные психологические тесты, выработанные другими или даже им самим, многократно проверенные различными исследованиями. Так, например, теперь широко известный и часто применяемый в современной психологической диагностике цветовой тест Люшера создавался следующим образом. Примерно 20 тыс. человек помещались последовательно в комнаты, обитые драпировкой всех восьми цветов: синего, зеленого, красного, желтого, малинового, коричневого, черного и серого. Все они проходили тщательное обследование в каждой комнате. На основании результатов этого обследования и составлялся тест.

Когда мы создавали на базе этого теста цветовой социометрический тест, мы тестировали 100 групп численностью по 10-15 человек каждая одновременно по известным им социометрическим методикам и по нашей и показали, что наша, не уступая по достоверности уже известным, выявляет такую информацию, которую получить по тем тестам невозможно.

Так что, если тестирование проведено правильно, то лучше довериться тесту, чем своим впечатлениям.

Теперь несколько слов о психологе-тренере. Специалист этого профиля должен помочь избавиться человеку от мешающих ему стереотипов поведения и обучить новым, избавить его от робости, нерешительности, застенчивости, высокомерия и от всего того, что нередко составляет структуру его личности и характера и препятствует достижению поставленных целей и удовлетворению своих потребностей.

Это длительная кропотливая работа. Необходимо время (иногда это месяцы и годы) для того, чтобы избавиться от качеств личности, мешающих жить и выработать свойства характера и формы поведения, позволяющие добиваться поставленных целей.

Поэтому психолог-тренер, прежде чем приступить к тренерской работе, должен сам избавиться от некоторых качеств, от которых потом будет помогать избавляться своим подопечным, и овладеть всеми навыками, которым должны научиться его подопечные. Мне трудно представить себе, как сможет застенчивый тренер научить общительности своего клиента или помочь обучить некоторым формам поведения, если сам ими не владеет. Конечно, бывает потом, что способные ученики обходят своего учителя, но первичными элементами навыков он обязательно должен владеть. Психолог-тренер обязательно должен быть физически здоровым, иметь высокий социальный рейтинг и быть хорошо материально обеспечен. Конечно, психолог никогда не будет иметь таких богатств, как капиталистолигарх, которого он будет тренировать, но быть независимым от него материально ему просто необходимо, иначе он вольно или невольно будет бояться его потерять и его будет беспокоить не истина, а желание понравиться своему клиенту, т. е. стать подхалимом, что сделает работу его неэффективной. И вообще, как говорил Сенека, обладать спокойно можно только тем, чего не боишься потерять.

В частности, мы на своих тренингах обучаем наших подопечных принципу амортизации, т. е. соглашаться со всеми высказываниями партнера по общению по крайней мере вначале, чтобы не возник конфликт, а потом уже высказывать свою точку зрения. Многим это очень трудно, но когда они обучаются этому, получают необходимые результаты. А теперь несколько примеров того, как работает психолог-тренер. Послушайте рассказ одного из моих учеников.

Подросток в возрасте 15 лет, физически хорошо развитый и выглядевший старше своих лет, всегда примерный мальчик, серьезный, активный, занимающийся в спортивной школе и подающий большие надежды, неожиданно увлекся девушкой 20 лет. Он стал поздно возвращаться домой, пропускать тренировки, хуже учиться в школе. Девушка, с которой он встречался, имела большой сексуальный опыт, что также пугало родителей. Сын же говорил, что ее любит, что он уже взрослый и знает, что ему делать. Убеждения, скандалы эффекта не давали. Мать постоянно рыдала, отец был подавленным: ему надо было скоро уходить в плавание, а мать пришлось положить в больницу.

Амортизацию проводил отец, который прошел небольшой курс обучения. Вот как это выглядело:
- Сынок, прости, что мы вмешиваемся в твою жизнь. Мы как-то прозевали, что ты уже вырос. Ты действительно больше понимаешь в жизни и благороднее нас. И любить ты можешь лучше. Действительно, какое значение имеет, что она старше и уже имеет сексуальный опыт? Может быть, это даже лучше. Сравнив тебя с другими, твоя избранница будет тебе преданна.

Не буду описывать изумление сына. Сам не видел. Знаю со слов отца. Отношения наладились через три дня. Мать тоже освоила технику амортизации и векоре выписалась из больницы. Сын, предоставленный сам себе, вскоре разобрался в своей избраннице и через неделю прекратил встречи с ней. А этот пример посложнее.

Навыки общения лучше всего нарабатываются в психологических играх. Их имеется очень много. Одна их них, разработанная мной, «Королевский двор», решая ряд других психологических задач, позволяет обучиться управлению. Разводящий, доброволец из группы, берется из членов группы составить королевский двор, т. е. выбирает короля, королеву, фаворитку, шута, премьер-министра и весь кабинет, палача, шута, принцессу, девочку для битья и пр. И по тому, как это разводящий делает, ему самому и окружающим становится ясно, что управлять он не умеет. Голос неуверенный, распоряжения аморфны, на непопулярные должности назначать не решается. Если тренинг идет успешно, после двух-трех попыток выбор становится точнее, распоряжения более ясными, а голос уверенным.

Кем вы решились стать, лучше определиться уже сейчас. Если тренером, то пойдите в кружок на ту кафедру, где можно получить навыки тренера и заодно решить свои личные проблемы. Но не забывайте, что это не освобождает вас от освоения приемов диагностики.

Если вы решили стать психологом-диагностом, тогда лучше пойти в кружок на ту кафедру, которая занимается не только тестированием, но и сама разрабатывает тесты.

Если вдруг во время учебы интересы у вас изменятся, попробуйте использовать себя и в другой области. Главное, чтобы учеба вам нравилась. Как писал У. Шекспир,

В чем нет услады, в том и толку нет.
Что нравится, то и изучайте.

Лучше в вузе попробовать варианты, чтобы не метаться после его окончания. В реальной жизни я наблюдал разные варианты. Бывало, что психолог оставался диагностом. Рост его карьеры шел так (вы понимаете, что я имею в виду конкретного человека). Вначале он был медицинским психологом и обследовал больных. Его никогда не волновала тренерская работа. Квалификация его выросла. Он стал преподавать психологию в одном из вузов. Кандидатскую диссертацию написал по материалам обследования психического статуса преступников и выявил некоторые закономерности, используя которые можно менять приемы воспитания. И до сих пор он не хочет заниматься тренерской работой. Но психологи-тренеры и врачи-психиатры счастливы, когда он соглашается обследовать их подопечных. Социальное положение и материальное обеспечение его вполне достаточны для достойной жизни.

Я могу привести вам массу примеров, когда диагносты становились тренерами и не жалели, что какое-то время занимались диагностической работой.

Некоторые, сразу ориентированные на тренерскую работу, вскоре понимали, что необходимо знать и основы диагностики.

Конечно, можно в одинаковой мере овладеть и тем и другим, но если хочешь достигнуть значительных высот, то следует определиться более конкретно.