Бунин

Ключевые места путешествия. Путешествия

С древних времен человечество стремится создать идеальное общество, основанное на равенстве, взаимопомощи и достатке. Все мы помним ностальгию античных авторов о «золотом веке», Телемское аббатство из «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, рассуждения Дон Кихота, не говоря уже о книгах Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ф. Бэкона, в которых описываются утопические государства. Но это все литература, а может ли существовать утопия в реальной жизни?

сайт предлагает вам познакомиться с реальными историями городов-экспериментов, которые задумывались как утопия, и узнать, к чему привело воплощение этой идеи в жизнь. Каждый из нас может сделать собственные выводы из этих историй.

Аркозанти (Arcosanti) Аризона, США

Город площадью 25 акров(0.1 км²) был построен с целью исследования концепта аркологии, которая соединяет архитектуру и экологию. Город стремится сочетать в себе основное городское сообщение и в то же время остаться частью природы, используя минимальные ресурсы. Строительство началось в 1970, но город всё ещё продолжает развиваться. Его население варьируется между 50-150 человек, студентами и волонтёрами, хотя изначально рассчитывалось, что в городе будут жить 5000 человек.

Федерация Даманхур (Federation of Damanhur), Турин, Италия

Даманхур - эко-общество, основанное в 1975 году и построенное на духовных и этических ценностях. Считается, что Даманхур расположен в активной энергетической точке планеты, где пересекаются так называемые Синхронные Линии. Эти линии космической энергии движутся вокруг планеты, передавая мысли, мечты и идеи. Жители итальянского Даманхура говорят, что их федерация была создана для того, чтобы осуществить мечту об обществе, в котором каждый человек может быть полноправным хозяином своей судьбы, не завися ни от каких внешних сил. Удивительно красивые подземные пещеры Даманхура считаются восьмым чудом света.

Ауровиль (Auroville), Индия

Ауровиль - «город рассвета» - международный город на юге Индии, основанный в 1968 г. и развивающийся под эгидой ЮНЕСКО. Город был основан Миррой Альфассой - последовательницей Шри Ауробиндо. Церемония инаугурации города состоялась 28 февраля 1968 г. На церемонии присутствовали представители 124 стран. Это идеальное место для всех желающих отключиться от ненужных информационных потоков и предубеждений, ведь город должен стать экспериментом по созданию интернационального общества людей, живущих вне политики и религиозных предпочтений. Сейчас в городе проживают представители 45 национальностей.

Лелистад (Lelystad ), Нидерланды

Лелистад — город в Нидерландах, построенный в 1967 г. на искуственно осушенной территории, который стал символом победы над водной стихией, борьба с которой сыграла ключевую роль в развитии нидерландского общества. На этот город возлагались колоссальные надежды, он должен был стать новым типом поселения, построенного по принципу утопии демократического общества, городом будущего. В городе собирались использовать все возможные новейшие технологии — от застройки до революционных образовательных методик. Уже в 80-90-х гг. ХХ в. миф об утопии рухнул, а Лелистад стал одним из самых криминальных городов в Нидерландах. В городе установился самый высокий уровень безработицы, а преступления разной степени тяжести стали нормой жизни лелистадцев. Атмосфера тотальной безвыходности наполнила однообразные улицы Лелистада.

Пулман (Pullman), Иллинойс, США

Хотя в основе строительства подобных городов-комун всегда лежат благие намерения, порой грань между утопией и дистопией оказывается слишком тонкой. Пулман — город, прошедший путь от рая на земле до суровой диктатуры. В 1880 г. крупный магнат Джордж Пулман выкупил несколько тысяч акров земли на окраине Чикаго, где собирался построить новуй фабрику. Затем он решил построить рядом комфортное жилье для сотрудников фабрики. В конечном итоге получился небольшой городок со своей школой, церковью, искусственным озером, магазинами и т.д. В первые несколько лет город процветал. Но вскоре Джордж Пулман превратился в настоящего диктатора: он не допускал развитие в городе никакого бизнеса, кроме своего собственного, посылал в дома всех жителей специальную комиссию по контролю поломок, чистоты и т.д. и устанавливал жестокое наказание для «провинившихся». Такая политика привела к вооруженному восстанию в 1894 г., для ликвидации которого были привлечены военные. Власти страны признали политику города «антиамериканской», со временем его территория был аннексирована разрастающимся городом Чикаго.

Octagon City (Город-Восьмигранник), Канзас, США

Город был построен в 1856 г. в Канзасе и задумывался как вегетарианская утопия. Когда выяснилось, что вегетарианцев, желающих покинуть цивилизацию, не так уж много, пришлось открыть город для всех желающих. В основу проекта была положена научная гипотеза Орсона Сквайра Фавлера, утверждавшего, что восьмиугольник является самой практичной фигурой для построения домов, поскольку в здание такой формы проникает максимальное количество света. Сам город и все его районы также планировали построить в форме восьмиугольника. 60 семей решились поселиться в Octagon City, но вскоре они столкнулись с множеством проблем, среди которых нехватка питьевой воды, комары и серьезные болезни. Сейчас от города не осталось ровным счетом ничего.

Soul City (Город Души), Северная Каролина, США

Soul City (Город души) — еще один город-утопия, построенный в 1969 г. в самом сердце Северной Каролины. Город строился с целью расширения прав и свобод афроамериканцев, а его возведение спонсировало Республиканское правительство Никсона. Soul City должен был стать первым свободно стоящим сообществом построенном «чернокожими и для черрнокожих» (хотя не исключительно для них), стоящим в сельской местности, отдельно от любых других муниципальных образований. Но Городу Души так и не удалось обрести душу. В 1979 г. Soul City подал заявление о банкротстве. В этот момент в нем проживало всего 150 человек. Сегодня это город-призрак, в котором иногда устраивают пикники туристы.


МИНИСТЕРСТВО ОРАЗОВАНИЯ НАУКИ МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

Кафедра градостроительства

Индивидуальная работа на тему:

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ УТОПИИ

Выполнила: ст. арх.фак. гр. АБС 44-а
Подесная О. В.
Проверила: доцент
Курило Е.И.

Київ 2012
Содержание работы

    Вступление
    Город-утопия – Идеальный город
    Технологические утопии
    Реализованные проекты городов-утопий: Бразилиа, Санджи и Городок Чекистов
    Экополис вместо мегаполиса
    Город будущего - нынешние тенденции к построению будущего
    Выводы
    Список использованной литературы

Вступление

Мы должны отыскать узкий проход, затерявшийся где-то между миром, управляемым законами, не оставляющими места для новизны и созидания, и миром, символизируемым Богом, играющим в кости, абсурдным, акаузальным, в котором нечего понимать
И. Пригожин, И. Стенгерс

Слово "утопический" появилось в 1529 г., вскоре после публикации книги Томаса Мора «Утопия», которая породила новый литературный жанр. Словом "утопия" стали обозначать все тексты, вдохновленные сочинением Томаса Мора, в которых вне связи с объективным историческим развитием изображалось некое изолированное в пространстве или удаленное во времени идеальное общество. "Город Солнца" (1602) Кампанеллы, "Новая Атлантида" (1627) Фрэнсиса Бэкона, произведения Шарля Фурье, Денни Вераса, Жан Жака Руссо и многих других авторов закрепили успех жанра.
В тоже время книге Томаса Мора предшествовали многочисленные фрагменты Библии, "Государство" Платона, "Град Божий" Августина Блаженного, а также классические тексты древних цивилизаций, которые по сути своей являлись утопиями.
Утопическая мысль оказала большое влияние на развитие европейской цивилизации. Она в определенной степени задавала вектор движения в переходные периоды истории, концентрируя в себе недостатки существующего общественного порядка и находя радикальные методы решения проблем.
Цель всякой утопии вообще, а утопии социальной - в частности, заключается в том, чтобы показать, куда может прийти человек, если он пойдет по тому или иному направлению. Одной из целей утопии является также исчезновение классовой борьбы.
Все переходные периоды истории были ознаменованы появлением утопий. Один из ярких примеров - утопические идеи Советского государства, образованного в 1917 году, и в частности соответствующие новой идеологии архитектурные утопии.
Показательно, что разные авторы в разные эпохи приходили к одним и тем же выводам и видели схожую картину идеального социального общества. Так и в программных документах архитектурного сообщества 1920-30 годов можно найти черты классических утопий.
В последнее время большое внимание уделяется изучению советской архитектуры этого периода. В значительной степени за счет ее ориентированности на социальные идеалы провозглашаемые государством, уникальный опыт новаторского проектирования. В контексте глубокого изучения архитектуры 1920-30 гг. актуальным представляется выявление глубинных корней данного течения, в частности утопических теорий и концепций идеального города предыдущих периодов. Это помогает понять некоторые причины появления и неизбежного краха утопических идей советской архитектуры.
Бурный рост городов с середины XIX века, затем быстрое развитие автотранспорта, возникновение колоссальных городских территорий (городских агломераций), загрязнение городской среды вызвали поиски новых принципов градостроительства (зонирование городских территорий, районная планировка, системы городских дорог, типы города-сада, города-спутника, современных жилых районов и микрорайонов).

Город-утопия – Идеальный город

Идеальные в планах, идеальные для людей и гармонично сочетающиеся с окружающей средой - идеи таких городов во все времена провоцировали архитекторов на мысль. Проектировать города-утопии - это одно, а строить и обживать - совсем другое, не все выживают.
Идеальный город - идеально организованное как в социальном, так и в архитектурном плане поселение человека, гармонично сочетающееся с окружающей средой. Существует в планах, проектах и сочинениях, на практике полностью до сих пор не воплощено.
Основы заложены Платоном (427- 347 гг. до н. э.) в диалоге «Государство», в художественной форме детально описана идеальная система жизни в государстве-городе на острове Атлантида в диалоге «Критий». Идеи Платона получили развитие в творчестве архитекторов (итальянские города-крепости с их радиально-кольцевой системой), а также теоретиков, разрабатывавшиx социальные утопии.
Наиболее известны Томас Мор (1478-1535) и его остров Утопия, Томмазо Кампанелла (1568-1639) и его «Город Солнца», и «Новая Атлантида» английского философа Фрэнсиса Бэкона (1561-1626).
Шарль Фурье (1772-1837) и Роберт Оуэн (1771-1858) предложили не город, а сеть небольших самодостаточных общин, равномерно распределённых по территории государства.
Французский архитектор Клод-Николя Леду (1736-1806) спроектировал город Шо с обширной пояснительной запиской. В этом проекте Леду воплотил ренессансную идею «идеального города».
С развитием промышленности в крупных городах мира появились новые социально-экологические проблемы, пытаясь решить которые, архитекторы и градостроители предложили различные градостроительные концепции: «город-сад» (Эбенезер Говард, 1902), «линейный город», «соцгород», «индустриальный город» и др.
Эбенезер Говард (1850-1928), в книге «Города - сады будущего» предложил систему из общин в 30 тыс. человек в непосредственной близости от крупного города-мегаполиса. Идею «линейного города» впервые предложил инженер А. Сориа-и-Мата (1882) и даже начал его строить на окраине Мадрида: узкой полосой вдоль транспортных магистралей. Здесь тоже должны были жить 30 тыс. человек. Ле Корбюзье (Шарль Эдуард Жаннере, 1887-1965), швейцарский архитектор, ставший «властителем дум» нескольких поколений архитекторов, построил в 1956 году в Индии город Чандигарх. Своеобразным идеальным городом мыслилась и новая столица Бразилии - Бразилиа.
В 1959 году Франк-Ллойд Райт спроектировал город будущего на острове Эллис, а также башню-небоскрёб высотой 1500 м - город на 1,5 млн жителей. Иона Фридман предложил идею «города-структуры», Бакминстер Фуллер - города, покрытого прозрачным куполом-мембраной. Проект «идеального» города с использованием подземного пространства предложили архитекторы А. Спиллхаус, Б. Шривер и инженер Б. Фуллер. Описанный в одноимённом романе Жюль Верна плавучий город - наиболее совершенная, комфортабельная и роскошная разновидность идеального города - воплощён в реальность и продолжает совершенствоваться и развиваться. Это многопалубные многоквартирные океанские лайнеры.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УТОПИИ

Утопией, как известно, назвал свою мечту о справедливом и счастливом обществе великий гуманист XVI века Томас Мор. О «Городе Солнца» мечтал Томмазо Кампанелла. Мечту о городе счастья развивали социалисты-утописты, в первую очередь Шарль Фурье. Все это были попытки смоделировать общественное устройство, используя город как удобную форму. Общественное развитие шло своим путем, преображая и город и деревню в рамках капиталистических общественных отношений. Неудивительно, что среди архитекторов конца XIX и начала XX веков должны были найтись такие, кто, не подвергая сомнению незыблемость буржуазного миропорядка, попытался бы представить будущее города, отталкиваясь от бурного развития технического прогресса, инженерии.

Канберра. Австралия. Проект. 1912 г.
Трагически погибший в сражениях первой мировой войны молодой итальянский архитектор Антонио Сант-Элиа успел создать несколько десятков графических листов, на которых образ урбанизированного будущего предстал в яркой, обостренной, дразнящей воображение форме. Город высоких сооружений, пронизанных шахтами лифтов, связанных мостами для горизонтальных транспортных коммуникаций. Город, в котором нет места зелени, в котором, честно говоря, нет места и человеку: на листах Сант-Элиа нет ни одной человеческой фигурки. Есть лишь гигантская «машина», завораживавшая своей технической сложностью и композиционной изощренностью.
Воображение художника было в ту пору зачаровано созданием новых транспортных средств - автомобиля, аэроплана, дирижабля, и потому многим последователям Сант-Элиа (часто и не знавшим о его работах) виделись искусственные - «утесы», расчерченные сетками окон, над которыми вились в небе самолеты, плыли дирижабли, а внизу, в ущельях «улиц», растянулись нескончаемые ленты машин.
Маркс, Энгельс, Ленин дали в своих трудах отточенную критику капиталистического города, но, естественно, в работах основоположников научного коммунизма не было и не могло быть сколько-нибудь ясных представлений о социалистическом городе. Понятно, что архитекторы молодой Советской России, склонившиеся над чертежными досками в тяжелые годы гражданской войны и разрухи, создавали образ нового города, отталкиваясь от той же технологической мечты, что запечатлена на листах Сант-Элиа. Огромное наследие осталось после Якова Чернихова, творившего сотни и сотни графических листов «города-лаборатории». Проекты архитекторов-конструктивистов изображали четкую геометрию нового города, взъерошившегося радиоантеннами, над которыми в небе парили все те же аэропланы. Николай Ладовский, о котором уже шла речь выше, строил образ динамического города, словно выбрасывающего в пространство энергию своего развития...

Антонио Сант-Элиа. Город будущего
Реальная, нелегкая практика градостроительства в условиях резкой нехватки ресурсов повсеместно привела к концу 30-х годов к прекращению потока утопических проектов «города-машины». Этому способствовало и предчувствие второй мировой войны, страшной прелюдией которой была война в Испании: новая техника уничтожения, стершая с лица земли Гернику и рабочие кварталы Мадрида, явила свое подлинное лицо, окрасив отношение к технике вообще.
Только в самом конце 50-х годов, когда военные разрушения в Европе были в основном залечены, вместе с новой увлеченностью научно-техническим прогрессом, обещавшим, как казалось многим, скорое разрешение всех трудностей, происходит специфическое возрождение фантазий на тему города будущего.

Проект динамической жилой структуры группы «Химмельблау»
В профессиональной и научно-популярной литературе 60-х годов завертелся хоровод все более экзотических видений. Одни представляли себе город будущего как череду гигантских пирамид, внутрь которых оказывается упрятано все техническое хозяйство самообеспечения, тогда как их поверхности отданы бесчисленным квартирам. Другие предпочитали «перевернуть» гигантские сверхкорпуса с ног на голову и представить город в виде нескольких «воронок», впускающих солнечные лучи до самого дна. Третьи - молодые архитекторы из британской группы АРКИГРЭМ - вообще увлеклись изображением каких-то технологических монстров, где каждый человек существовал бы в одиночку в специальном «модуле», снабженном всем необходимым, подобно космическому кораблю. Четвертые увлеклись проектированием гигантских «этажерок», несущий каркас которых поддерживал бы систему инженерного обеспечения города, тогда как вместо привычных квартир появились подвижные «ячейки», которые можно перевозить по дорогам или переносить по воздуху... Впрочем, нелишним будет напомнить, что еще в конце 20-х годов инженер Крутиков опубликовал у нас проект «летающего города», подвешенного на аэростатах и кочующего с места на место.
Из череды фантазий резко выделялись две картины будущего, имевшие под собой какие-то серьезные основания. Одну выдвинул греческий теоретик градостроительства Константинос Доксиадис, первым обративший внимание на гигантские обитаемые массивы, сформировавшиеся в зоне Рура в Западной Германии, у нас в Донбассе и в особенности - вдоль Атлантического побережья США. Доксиадис провозгласил, что историческая эволюция идет по линии развития от самостоятельного города-полиса к быстро растущему городу-динаполису, а сливающиеся динаполисы должны преобразоваться в мегаполис - единый город для всего человечества. Не говоря уж о том, что Доксиадис совершенно игнорировал реальную разделенность мира на различные социально-экономические системы, стало очевидным, что его схема напрочь игнорировала нормальные человеческие привязанности к образу города, с которым можно себя отождествить, который представляет собой нечто большее, чем только место проживания. Сочинения Доксиадиса, провозгласившего рождение новой науки о поселениях - экистики, привлекли к себе внимание и вскоре утратили его.

Морской город. Агросеан-Сити. Разрез
Совсем иной была судьба концепции городского «метаболизма» (естественного для организмов обмена веществ с окружающей средой), выдвинутой замечательным японским архитектором Кендзо Танге. Танге не ограничился теоретическими построениями, попытками перевести градостроительные задачи на язык экологии (тогда это слово употреблялось еще только биологами). Группа архитекторов под его руководством создала в 1960 году проект принципиальной реконструкции Токио. Основой проекта стала схема «дерева», ствол которого составила транспортная артерия, вдающаяся далеко в Токийский залив, «ветви» - ее ответвления, а «листья» - группы сверхкрупных домов-кварталов, напоминающих кровли традиционных японских жилищ. В момент своего создания проект «Токио-60» казался чистейшей утопией, однако уже к концу 80-х годов утопию начали шаг за шагом воплощать. Все большее число искусственных островов в заливе создается затем, чтобы дать перенаселенной столице Японии новые промышленные и деловые районы, новые парки (жилье пока еще не вышло на воды залива, но скорее всего выйдет).
За три неполных десятилетия почти все проектные предложения конца 50-х годов нашли себе то или иное воплощение, но не как универсальное средство развития градостроительства, а в сугубо специфических случаях. В самом деле, хотя до космических городов, взвешенных в околоземном пространстве, еще далековато, советские орбитальные станции уже представляют собой обжитые «миры». В них ведется не только научно-изыскательская работа, но и полупромышленное производство веществ вроде сверхчистых полупроводников, которые трудно или даже невозможно получить в земных условиях. Технические эксперименты продвинулись уже настолько, что в самом начале наступающего XXI века функционирование постоянных научно-производственных комплексов на дне морей и океанов станет чем-то нормальным и привычным. Плавучие буровые платформы на морских шельфах стали местом жизни множества людей. Уже созданы плавучие аэропорты для тех городов Юго-Восточной Азии, где строить взлетно-посадочные полосы на горных склонах невозможно или фантастически дорого. Города возникли в безводной пустыне, пользуясь водой из атомных опреснителей: сначала город Шевченко на берегу полуострова Мангышлак, затем новые жилые районы Кувейта... И все же речь идет об исключительных случаях или ситуациях-признать их нормальными, естественными ни у кого желания не появилось.

Морской город. Автор Дж. Джеликоу
Весной 1987 года начался любопытный эксперимент: группа английских и американских добровольцев во главе с Джоном Алленом и Марком Нельсоном начала свое годичное пребывание в «Биосфере-2», построенной в пустыне Аризоны. «Биосфера-2» - комплекс сооружений, способный, как предполагается, самоподдерживаться в течение ста лет. В комплексе есть «океан» глубиной 10 метров и все виды ландшафтов в микромасштабе. Огромные оранжереи должны снабжать обитателей кислородом и продуктами питания (внутри комплекса существует и «стадо» для снабжения молоком, но не коров - те слишком велики, - а коз), множество рыб существуют в равновесии с множеством водорослей и микроорганизмов в системе специальных бассейнов и т. п. Безусловно, любопытный эксперимент, но именно потому, что он стал реальностью, никому не приходит в голову усматривать в «Биосфере-2» некий образец и тем более идеал города будущего, как никому не приходит в голову развивать города на Антарктиде, хотя ее давно уже обжили исследователи многих стран.

Схема линейного развития Токио на акватории залива. Арх. К. Танге
Научная фантастика за последние полвека рассмотрела, пожалуй, все мыслимые возможности существования человеческих поселений, но прибавить что-либо к космическим «городам» К. Циолковского или рисункам Сант-Элиа оказалось невозможно. К середине 70-х годов поток размышлений на тему города будущего иссяк. Человечество все глубже осознавало экологическую связанность всего живого на планете. Если в начале нашего века лишь немногие, вроде В. Вернадского, понимали, что человеческая деятельность стала давно реальной геологической силой, преображающей лик Земли, то сейчас эту мысль усвоили миллионы людей, включая и тех, кто проектирует и строит города, реконструирует и, главное, обживает их.
Экологическое сознание не может не быть историческим, ведь все связи живого, все перестройки подобных связей несут на себе отпечаток прежнего исторического опыта. Воодушевление возможностями техники не могло не смениться чувством тревоги за дальние эффекты ее применения. Все полнее овладевая историческим знанием, в том числе и знанием об истории поселений, градостроители утратили излишнюю самонадеянность, ведь выяснилось, что во многом города, создававшиеся нашими предками, превосходили наши современные города, хотя и уступали им во многом. Когда же историческое знание становится для всякого профессионала интеллектуальной и нравственной нормой, он начинает острее видеть будущее в том, что уже есть сейчас, в том, что создано веками развития.

Реализованные проекты городов-утопий: Бразилиа, Санджи и Городок Чекистов

Бразилиа, Бразилия

Один из самых масштабных из реализованных идеальных проектов городов – это столица Бразилии. Город построили за три года по приказу президента страны Ж. Кубичека ди Оливейра, и в 1960 году состоялось торжественное открытие новой столицы Бразилии. Генеральный план города спроектировал Лусио Коста (Lсsio Costa), а архитектором всех административно-общественных зданий был Оскар Нимейер.

Изначально Лусио Коста ассоциировал форму города с крестом, символизирующим владение. Но в народе родились другие варианты определения формы новой столицы. Кто-то увидел в плане птицу с распростертыми крыльями, кто-то стрелу, пущенную в будущее. Прижился третий вариант - самолет. Теперь, когда пассажирские лайнеры подлетают к городу, стюардессы непременно предлагают посмотреть вниз и увидеть в иллюминаторе уже сидящий на земле гигантский самолет - так ассоциируется город у тех, кто смотрит на него сверху. В головной части «самолета» находятся здания федерального значения, в середине расположены общественные функции и в «хвосте» - городские муниципальные учреждения. А в крыльях находятся жилые кварталы.

Санджи, Тайвань

Еще один проект, но меньшего масштаба - это курорт с невероятными по тем временам технологиями в Тайване. Городок Санджи (Sanjhih) находится на северном побережье недалеко от Тайбэя. В конце 70-х годов компания по производству резины разработала прототип дома-тарелки, и в 1978 году началось строительство современного курорта, в котором дома должны были предназначаться для американских офицеров. Однако проект был заморожен из-за энергетического кризиса 1980 года, и «тарелки» были отданы банку за долги.

В 1989 году городок перекупили, чтобы переделать в пятизвездочный отель с первым на северном побережье причалом для яхт. Согласно новому проекту все «тарелки» должны были стать белыми, а у каждого домика - появиться горка прямо в бассейн. А через год после начала активности проект опять закрыли из-за разногласий инвесторов и нескольких смертельных случаев на стройке. Из-за частых смертельных случаев во время стройки и найденных неопознанных трупов за городом закрепилась дурная слава, которая стала отпугивать инвесторов и местных жителей и привлекать менее суеверных иностранных туристов, фотографов и режиссеров. В городе снимали японские ужастики и клипы для MTV.

Городок чекистов

В Екатеринбурге в 1929-1936 годах построили Городок Чекистов. Это квартал, предназначенный для командного состава НКВД. Он был спроектирован в стиле конструктивизма группой архитекторов под руководством И.П.Антонова.

Только в советское время была возможна реализация подобных инновационных архитектурных проектов с совершенно новым социально-бытовым устройством. Квартал должен был стать настоящей коммуной. Квартиры в домах по советским меркам были огромные: некоторые трех или даже четырех комнатные индивидуальные квартиры были площадью более 100 м2, но кухни и ванные комнаты в них совершенно отсутствовали. Только в некоторых квартирах имелись кухонные ниши. Советская власть хотела освободить трудящихся от бытовых забот с помощью создания комбинатов: фабрики-кухни, прачечные-моечные и бани находились прямо на территории городка в шаговой доступности. Здание нынешней гостиницы появилось чуть позже, изначально оно являлось общежитием гостиничного типа для молодых специалистов. Также в городке Чекистов были детский сад, универмаг, поликлиника и дворец культуры, который сейчас стал краеведческим музеем. Хотя весь комплекс давно признан памятником архитектуры, советская социальная утопия домов нового быта не прижилась. Практически во всех квартирах жители провели перепланировку с обустройством кухонь и полноценных ванных комнат.

ЭКОПОЛИС ВМЕСТО МЕГАПОЛИСА

Уже говорилось, что формирование массового движения в защиту природы привело к все большему распространению той формы мироощущения, что довольно точно передается словами «экологическое сознание». Каждый результат человеческой деятельности, ее ближние и дальние цели, средства, которые мы избираем для достижения желаемого, мы начали оценивать не по отдельности, не в связи только с внутрипрофессиональным опытом, но в контексте динамического равновесия природных процессов. Казавшаяся новой и даже экстравагантной идея срастания городов в единый мегаполис, выдвинутая Доксиадисом, немедленно проявила свой ретроградный характер в столкновении с нарождавшимся экологическим сознанием.
Идее Доксиадиса следовало противопоставить нечто конкретное и вместе с тем достаточно всеобщее. Неудивительно, что одновременно в нескольких странах возникает в конце 70-х годов идея экологического города - экополиса. Строго говоря, заманчиво звучащее слово значило поначалу не слишком много, кроме отчетливо выраженной в нем тенденции,- видеть город как обжитую территорию и одновременно центральное ядро более обширной обжитой территории. Однако это и немало, так как впервые градостроители вместе с экологами и общественностью начали под словом «обживание» подразумевать нечто большее, чем освоение человеком «ниши» для сиюминутных его нужд.
Рассматривать город как обиталище не только людей, но и растений, животных, микроорганизмов, а развитие города - как развитие обширного сообщества, было поначалу непривычно и трудно. Естественно, в начальной стадии развертывания идеи экополиса первую скрипку играли биологи. Досье вольных и невольных ошибок градостроительства и организации городского хозяйства стремительно пополнялось. Напомним: была установлена прямая связь между использованием негерметичных мусорных контейнеров и открытых загородных свалок и резким увеличением численности ворон и галок, что, в свою очередь, повлекло за собой уменьшение числа певчих птиц и белок. Была установлена прямая связь между использованием соли для ускорения таяния снега на улицах города и ухудшением здоровья городской зелени. Выяснилась недопустимость сплошного асфальтирования обширных площадей, резко ухудшающего баланс подземных вод и состояние почвы в прилегающих парках и скверах. Уточнилось, что экономические потери от загрязненности атмосферы в городе гораздо больше, чем ранее считалось: к увеличению числа врачебных вызовов и бюллетеней добавились потери на коррозию металла, камня, бетона, окрашенных поверхностей...

Движущийся город. Арх. Р. Херрон (1964 г.)
Список долог, но важно, что наряду с потерями и ошибками выявлялись новые возможности. Так, удалось показать и доказать, что тепло, понапрасну выбрасываемое в атмосферу промышленными предприятиями и энергосистемами, можно эффективно использовать для создания теплиц и оранжерей, что город может быть не только потребителем, но и производителем пищевых продуктов. Установили, что запрет на применение ядохимикатов в пределах города (защита здоровья людей) привел к тому, что многие ценные виды живых существ, начиная со шмелей, укрылись в городе как в убежище, и потому город следует рассматривать и как своего рода заповедник. Внимательно просчитали способность разных растений поглощать вредные вещества из воздуха города, что привело к существенному изменению представлений о нужной городу зелени...
Это, однако, было только началом. Когда было осознано, что экология - не столько биологическая, сколько социальная наука, опирающаяся на биологическое знание, представление об экополисе стало быстро расширяться и усложняться по содержанию. Под экополисом стали понимать такую среду обитания человека и других живых существ, где духовный потенциал человеческого сообщества может раскрыться с наибольшей полнотой. Это означало прежде всего, что в городской среде мы смогли увидеть подлинную школу - не в переносном, в прямом смысле. Рождаясь и взрослея в условиях города, человек обучается мироустройству, пониманию природы и общества не только и даже не столько на школьных уроках, сколько в процессе обыденного поведения.

Башнеобразная жилая структура. Автор У. Чок (1964 г.)
Монотонность и механичность облика города вызывает острое голодание психики по многообразию впечатлений: психологи называют его сенсорным голоданием и трактуют его с полным основанием как тяжелый недуг. Напротив, насыщенность зрительной информацией, ее художественная слаженность многократно расширяет способности воображения, а значит, и способности вообще воспринимать содержательную информацию, вообще учиться чему бы то ни было. Природный комплекс города - основной тип природной среды, с которой имеет повседневное общение каждый из нас. Это обстоятельство не означает ненужности или бессмысленности воскресного стремления «за город» (кстати, оно приводит все чаще к экологической перегрузке пригородных территорий, флора и фауна которых скудеет под напором миллионов ног). Однако сам город должен давать человеку, особенно растущему человеку, доступную полноту непосредственного общения с природой. Следовательно, гигантские многоэтажные жилые дома, послужившие для своего времени выходом из жилищного кризиса, не могут рассматриваться нами как перспективный тип жилища.
Стабильность габаритов человеческого тела означает и стабильность нормальной соотнесенности человека с габаритами окружения, то есть принципиальное постоянство масштабности. Значит, возрождение сформированных историей города размерностей его кварталов, улиц и площадей отнюдь не художественный каприз, а реальная необходимость, обусловленная человеческой психикой. Разумеется, человек пластичен и вынослив, он способен выдерживать и долговременное нарушение естественных для себя условий. Однако всякое такое нарушение, если оно длится достаточно долго, являет собой постоянный стресс, ослабление и в конечном счете снятие которого выступает как общественная необходимость.


Город существует в природном контексте, преображенном хозяйственной деятельностью человека, и потому развитие экополиса непременно означает стремление к переводу города на «безотходную технологию». Задача ясна - свести к минимуму, в идеале вообще исключить всякое вредное воздействие города на его окружение. Раньше казалось допустимым отвести или отвезти подальше от города его твердые, жидкие и газообразные отбросы. Со временем выяснилось, что нет такого расстояния, которое гарантировало бы и сам город от эффекта «бумеранга», не говоря уже о недопустимости «экспорта» вредностей в природную среду. Атмосферные потоки, подземные воды не признают границ: можно забрать воду в трех десятках километров от пригородного парка и через несколько лет убедиться, что не хватает воды для его фонтанов; можно проложить мелиоративные каналы вдали от города и через незначительный срок обнаружить, что городские подвалы начинают заполняться водой или, напротив, деревья городского парка начинают сохнуть.

Проект городской структуры, построенной по принципу «Плаг-ин-Сити»
На всех, кто профессионально озабочен решением проблем города, обрушилась такая лавина новой информации, что трудно было не растеряться. Более того, чтобы в полном объеме выполнить рекомендации социоэкологов, необходимы не столько гигантские дополнительные средства, сколько огромный дополнительный труд - и интеллектуальный, и физический.
Выяснилось, что без прямого участия тысяч и тысяч горожан в процессе обживания и реконструкции города на его пути к экополису достичь цели в принципе нереально. Но ведь добровольно отдавать силы и время люди согласны только тогда, когда цель и смысл труда им понятны, когда цель и смысл становятся для них своими, внутренними. Получилось само собой, что движение горожан в защиту своего права на участие в принятии градостроительных решений встречается со все лучше осознаваемой потребностью городских властей и нанятых ими экспертов. Диалог проектировщиков, ученых, администраторов и тех, кого недавно еще довольно оскорбительным образом именовали потребителями, приобретает тем самым характер объективной необходимости.

Вариант пространственного города. Арх. П. Меймон
Непрост и долог путь от момента, когда стратегическую задачу осознают немногие энтузиасты, до времени, когда она осознана активным меньшинством, а затем и большинством горожан. Однако альтернативы нет. Для осуществления идеи экополиса в каждом городе, сверхкрупном и маленьком, нужны не столько новые средства, ск
и т.д.................

Рост урбанизации в Первом мире вызвал и обратный процесс – желание больших групп людей переселяться обратно на природу, а также создание «специализированных» и «идеальных» городов – без гримас урбанистики. Город-сад, город-плантация, нацистский город, город для пьяниц и другие утопические города в подборке ниже.

Город-Октагон, вегетарианская Утопия

В 1856 году в США Канзасская вегетарианская организация основала Octagon - город рядом с Гумбольдтом . Город предназначался под заселение вегетарианцами. Дизайн поселения появился под влиянием идей френолога Орсона Фаулер, согласно которым восьмиугольники были наиболее практичной формой домов, потому что им достаётся наибольшее количество солнечного света, чтобы войти.

План города разработал Генри Клабб, вегетарианец и пуританин (см. план города выше). Кроме восьмиугольных домов в городе была восьмиугольная площадь и восемь дорог. Поселение состояло бы из 4-х восьмиугольных деревень. Все бы люди жили в собственных домах, занимались сельским хозяйством и ремёслами, досуг и культура находились в общественных зданиях.

В город вегетарианцев Октагон приехали 60 семей. Их ждал общественный бревенчатый дом, в котором они все и поселились. Весной 1857 года в Октагоне из-за сухой зимы высохла река и колодцы, затем поселенцев поразила дизентерия и лихорадка, в том числе и со смертельными случаями. К концу 1857 года оставшиеся в живых поселенцы Октагона разъехались из него.

Автоматический город-утопия

Французско-швейцарский архитектор Ле Корбюзье в начале ХХ века разработал план идеального города . Архитектура такого города, считал он, должна быть максимально эффективной и простой, как промышленные машины. Он разработал план двух городов-утопий: Ville Radieuse и Ville Contemporaine. Они оба должны были иметь массивные небоскребы, в которых жили бы миллионы людей. Парки и зеленые зоны разделил эти массивные города на зоны промышленные и отдыха.

Жилые здания должны были стать центром общественной жизни, с садами на крышах и пляжами, а на их нижних этажах располагались бы общепит и детские сады. Ле Корбюзье рассчитал, что в каждом здании будет жить 2700 человек. Работа у них будет занимать 5 часов в день. Личных машин в таком городе не будет, их заменит развитый общественный транспорт.

Ле Корбюзье построил лишь один такой дом, который должен был стать основной единицей его города-утопии – в Марселе (фото ниже).

Город-сад

В 1902 году социальный реформатор Эбенезер Говард опубликовал свой трактат «Сад-город будущего ». Он описывает город, который занимает 2400 гектаров земли, со зданиями для 32 тысяч человек. Жилые постройки занимали бы только 1 тысячу гектаров. Остальная земля в городе была бы отдана общественных паркам, фермам и и широкими дорогам.

Говарду удалось частично воплотить свои мечты при постройке двух городков в Англии, в графстве Хартфордшир - Welwyn Garden City и Letchworth Garden City (на фото ниже современное состояние городка Летчворт).

Хотя Говарду и не удалось полностью реализовать свою утопию, он стал первым разработчиком принципов жилого пригорода (позднее реализованного в основном в США).

Открытый город

В 1932 американец Фрэнк Ллойд Райт начал развивать идею идеального города, основанную на его любви к открытым, сельским прериям Среднего Запада. Райт назвал его «Открытый город» (а также «самодостаточный»). Райт хотел, чтобы в таком городе не было промышленности, а люди там вели подсобное хозяйство (на дом было положено 40 соток земли), занимались ремёслами и культурой. По численности такой город была рассчитан максимум на 10 тысяч человек. Все общественные блага (дороги, ЖКХ, медицина, образование и т.д.) в таком городе никогда не были бы частными, а были в совместном управлении всех горожан.

Райт считал, что в будущем вся Америка состояла бы из таких городков. Их бы соединяла малая авиация (с дальностью полёта до 250 км) и скоростной железнодорожный транспорт.

Райту так и не удалось воплотить в жизнь свою утопию.

Нацистский город-утопия

Архитектору Альберту Шпееру Гитлером было поручено превратить Берлин в футуристическую столицу нацизма. Шпеер планировал застроить его массивными зданиями – как жилыми, так и общественными (к примеру, главный стадион вмещал бы 400 тысяч зрителей). Город должен был быть разбит широкими дорогами на квадраты. Планировалось, что к концу ХХ века в нём проживало бы 20 млн. человек (а население нацистской Германии составляло бы 200 млн. человек).

Так как город был расположен в болотистой местности, Шпеер решил построить одно массивное здание и посмотреть, какую усадку оно даст. Это здание стоит до сих пор (оно за это время просело на 18 см), и оно оказалось единственным воплощённым в жизнь элементом нацистского города-утопии (это здание на фото ниже).

Город-утопия Фордландия

В 1930 году автомобильный промышленник Генри Форд купил кусок земли в бразильских джунглях. Там он намеревался построить город-утопию имени своего имени – Фордландию.

Основной деятельностью поселенцев должно было стать выращивание гевей и производство из них каучука. Форд перевёз сюда около 300 рабочих из США. Эксцентричный миллионер установил строгие порядки в Фордландии – запрет алкоголя, добрачного секса и т.п. Рабочие должны были трудиться 5 дней в неделю по 9 часов. Из благ тут было бесплатное жильё, медицина и досуг (библиотека и просмотр кино «правильной напрвленности»).

Тяжёлая работа и строгие порядки вынудили поселенцев поднять восстание против администрации Форда, управлявшей городом. Главный надзиратель за нравсвенным состоянием рабочих был убит. Форд сдался, и перевёз рабочих из Фордландии обратно в США (ниже на фото – разгромленное во время восстания здание администрации).

Летающий город

В 1950-х годах Бакминстер Фуллер разработал «летающий город». Интересно, что этот город предназначался для японцев и его план был выполнен на деньги американской оккупационной группы в Японии. В него предлагалось переселить людей из перенаселённого Токио.

Энергию такая сфера, в каждой из которых жило бы до 1 тысячи человек, получала бы от солнца. Еда выращивалась внутри его. Чем-то жизнь в летающем городе была бы похожа на пребывание космонавтов на станции.

Но чтобы японцы не улетели из страны, предлагалось привязать сферу мощным тросом к земле.

Летающие города американцы для японцев так и не построили.

Город «Успех»

В 1968 году на Аляске была найдена нефть. Это дало мощный толчок к развитию штата. Компания Тэнди Индастрис Талса тогда разработала план полностью закрытого города, с климат-контролем – под названием Сьюард.

В нём должно было проживать 40 тысяч человек. Личные автомобили в Сьюарде были бы запрещены, жители передвигались бы по монорельсу, на трамваях и самодвижущихся тротуарах.

Инвестор так и не смог построить этот город, в том числе потому, что не смог согласовать условия сотрудничества с туземными племенами, проживавшими в этой местности.

Город-утопия для пьяниц

В 1952 году Мел Джонсон представил инвесторам план идеального города – рассчитанного на проживание в нём пьяниц и алкоголиков.

В городе было бы как постоянное население, так и туристы, приезжающие сюда в алкотрипы. Жить детям в пьяном городе запрещалось бы.

В пьяном городе должны были размещаться вискокурни, пивоваренные заводы, а большая часть построек представляла бы бары, пивнушки и санатории, где пьянчуги отсыпались после запоя. Для удобства пьяниц там были бы самодвижущиеся тротуары.

Джонсон так и не смог найти инвесторов для пьяного города.

Ещё в Блоге Толкователя о представлениях о городе будущего - Москвы.


Люди давно мечтали о создании идеального общества. Для разочаровавшихся в системе создание утопии всегда казалось очевидным: «Сделать так, чтобы все были счастливы». Но, как показывает практика, независимо от того, выстраивается утопия на основе псевдонаучных изысканий или на основании чистой воды сумасшествия, существование их ограничено во времени.

1. Ад для рабочих в российском "Раю"


СССР
У Сталина была масса гениальных идей. К примеру, он хотел превратить Советский Союз в промышленно развитое государство. В итоге был принят план за пятилетку построить новые промышленные центры, одним из которых стал Магнитогорск. Это был первый в мире полностью спланированный город, который должен был стать главным сталелитейным центром СССР. Также он рекламировался, как "рай для рабочих": широкие проспекты, залитые солнечным светом, детские площадки в каждом дворе, многоквартирные дома для рабочих, "социалистические соревнования" для жителей...

Что же могло войти не так. А ответ кроется в климате России. Когда первые рабочие-добровольцы приехали на стройку Магнитогорска, на этом месте не было вообще ничего. Они спали в палатках, при том, что зимой температура падала ниже -20 по Цельсию. В первую же зиму умерло столько людей, что трупы вывозили из лагеря каждый день. Когда же пришло лето, долгожданного облегчения не последовало - начались колоссальные пылевые бури.

В этом районе не было чистой воды, были затруднены поставки еды, а также не было ни одной больницы. Менее чем через год число погибших оказалось настолько высоким, что все рабочие-добровольцы попросту сбежали. Тогда на стройку Магнитогорска направили десятки тысяч заключенных ГУЛАГа и "Рабочий рай" стал гигантским рабским трудовым лагерем.

2. Городской кошмар Сент-Луиса


США
Европейцы часто удивляются, насколько большие по площади американские города. В то время как в Италии или Франции большинство обычных людей живут в гигантских кварталах из многоэтажек, в США люди живут в основном в пригородах. Для этого есть причина и называется она "Пруитт-Айгоу". Разработанный японо-американским архитектором Минору Ямасаки в 1949 году, район Пруитт-Айгоу должен был изменить жилье США навсегда.

Огромный комплекс из семнадцати 11-этажных жилых домов на окраине Сент-Луисе был призван стать раем для формирующегося среднего класса страны.
Однако, после отмены сегрегации в 1954 году белые жители Пруитт-Айгоу испугались, что теперь их соседями могут стать чернокожие и переехали в пригороды. Поскольку почти никто не платил за коммунальные слуги, район перестали обслуживать.

Перестало работать отопление, пропало электричество и на этом месте образовалось настоящее гетто. В одном месте канализационные воды текли прямо по коридорам дома. Полиция перестала выезжать на вызовы в этот район и в нем массово начали возникать наркогруппировки. В итоге в 1972 году район полностью снесли.

3. Пустынный оазис


Китай
Дубай - во многих отношениях невероятный город. Не так давно это был просто засушливый участок пустыни, где жили лишь несколько торговцев. Теперь это гигантский город, которым восхищаются во всем мире. Успех Дубая вдохновил многие другие страны, которые попытались подражать Эмиратам. В начале 2000 - х годов Китай решил создать подобие блеска и гламура Дубая во внутренней Монголии.

Следи пустыни Гоби начали строить грандиозный город с библиотеками мирового класса, стадионами и музеями, для чего были приглашены известные архитекторы. Но этот город, который был назван Ордос, стал полным провалом. Беда была в том, что строительство "нового Дубая" с нуля в середине пустыни обошлось китайцам очень дорого.

Таким образом, чтобы компенсировать миллиарды долларов, которые были потрачены на строительство, государство задрало цены на недвижимость в Ордосе. Причем, цены были подняты так высоко, что дороже жилье было только в Шанхае. В итоге в Ордос никто так и не переехал, а город стоит совершенно пустым в течение почти десяти лет.

4. Колония нудистов в штате Вашингтон


США
Колония Хоум в американском штате Вашингтон была попыткой построить анархическую утопию. Основанный в 1895 году Хоум должен был стать местом, где люди могли бы процветать вдали от диктата правительства. Будучи в состоянии сделать все, что они хотели, основатели полагали, что жители освободятся от оков общества и создадут рай на Земле.

Поскольку в городке не было никаких правил, Хоум, естественно, начал привлекать людей нетрадиционных взглядов. Одной из самых многочисленных групп в городе стали нудисты, которые любили проводить все свое время полностью обнаженными и ходили голышом по улицам.

Естественно, это нравилось не всем. В итоге город разделился на две группы: "нудистов" и "ханжей", которые постоянно конфликтовали. В конце концов, обе стороны конфликта уехали из города, а Хоум стал полностью заброшенным всего через десять лет после его основания.

5. Итальянская "Звезда Смерти Ренессанса"


Венецианская республика
Странный вопрос: если бы у человека был выбор, захотел ли бы он жить на Звезде Смерти? Наверняка, большинство людей ответили бы "нет". Вопрос был задан не случайно, ведь в конце 16 - го века Венецианская республика предложила обычным итальянцам как раз подобное. Венецианцы построили совершенно новый город, который также должен был стать супероружием, и попытались убедить людей жить в нем.

Город Пальманова должен был стать неприступной крепостью: он был обнесен высокими стенами и рвом с водой. Сделано это было, чтобы успешно противостоять набегам турков-османов. Проблема заключалась в том, что итальянцы отказались переезжать в город, в котором бы они жили, как в тюрьме. В итоге венецианцы были вынуждены помиловать преступников и даже заплатить им за то, чтобы те заселили эту "Звезду Смерти Ренессанса".

6. Фантазия индийского Дели


Индия
Для Дели в Индии можно придумать много эпитетов: хаотичный, яркий, шумный, резкий, подавляющий. Но его нельзя назвать свободным от нищеты. Из 18 миллионов жителей города Дели половина живут в трущобах или незаконных колониях. Но столица должна была стать совершенно другой. Накануне обретения Индией независимости в 1947 году премьер - министр Джавахарлал Неру заявил, что Нью - Дели будет модернистской утопией, где никто не будет жить в нищете.

В том же, что случилось на самом деле, можно обвинить две вещи: британское колониальное господство и раздел. Когда Индия стала независимой, это была обескровленная страна. Англичане вывезли все, что только могли, в результате чего бывшая колония начала свободную жизнь на грани банкротства. Дели не являлся исключением.

Вторым фактором было то, что Дели уже был наводнен трущобами. После ужасов процесса отделения более полумиллиона бежали в новую столицу, ища убежища от насилия. Не имея ни жилья, ни финансовой поддержки, они просто построили свои собственные жилища. В результате был Дели стал городом трущоб.

7. Самый скучный город Англии


Британия
Упоминание о Милтон Кейнс вызывает смех у большинства британцев. Этот город, построенный в 1970-е годы, должен был символизировать будущее британской жизни. Вместо обычной планировки с городским центром, Милтон Кейнс был создан, как бесконечная сетка пригородов. Повсеместно были зеленые лужайки, парки, дома отстояли далеко друг от друга. Это должно было стать модернистским раем.

Был только один недостаток - Милтон Кейнс был невообразимо скучным. Проблема заключалась в отсутствии традиционного центра. Людям попросту некуда было пойти - везде были однообразные, красивые, но скучные пригороды. Город стал посмешищем их-за своей скуки и "бездушной жизни".

8. Недостроенная коммуна в Аризоне


США
В начале 1970 - х годов итальянский архитектор Паоло Солери изложил собственное видение нового типа американского города. Аркозанти, который собирались построить в середине пустыни Аризона, должен был состоять из жилых домов, стоящих друг на друге (чем-то это было похоже на термитник). Люди, живущие в этом городе, не должны были использовать ископаемые виды топлива, при этом они выращивали бы свои собственные продукты питания и были полностью самодостаточными.

Зарабатывать же они на жизнь должны были... продажей колокольчиков. Это был бы идеальный город для хиппи. Вьетнам, нефтяной кризис, Уотергейт и расовые беспорядки привели к тому, что американцы начали стремиться к более простому образу жизни. Планировалось, что город будет построен за 5 лет, однако в 2016 году, 46 лет спустя Аркозанти завершен всего на 3 процента.

Беда в том, что финансирование нового города продажей колокольчиков является, мягко говоря, безумной идеей. Но поскольку это было частью великого видения Солери, никто не озаботился найти другие источники дохода.

9. Двойной провал Скопье


Югославия
Редко происходит так, что город полностью перестраивают два раза в попытке создать "рай". Самым ярким примером является столица Македонии Скопье. В 1963 году землетрясение сравняло город с землей, оставив 100 000 человек без крова. Республика Югославия (частью которой являлась на тот момент Македония) решила перестроить город заново по проекту японского архитектора Кензо Танге, который решил превратить Скопье в маленькую страну чудес.

В результате же получился серый, однообразный, бруталистский город, который был раем для студентов-архитекторов и адом для всех остальных. Вместо того, чтобы стать визитной карточкой Югославии, Скопье стал своего рода региональным посмешищем. Многие здания буквально выглядели так, будто в каком-то мрачном научно-фантастическом фильме. К 2010 году македонцам настолько надоела их безобразная столица, что было принято решение снова перестроить ее.

В рамках проекта "Скопье 2014" большая часть центра города была снесена и перестроена в нео-классическом стиле, с блестящими белыми храмами, золотыми статуями и китчевой архитектурой. К сожалению, перепланировка вновь не удалась, жители Скопье назвали ее "катастрофой", заявив, что столица стала похожа на идиотскую версию древней Греции.

10. Смертельный город американской мечты в Гайане


Гайана
Когда маленький город впервые был основан в самом сердце джунглей Гайаны, у людей были все основания полагать, что он обречен на успех. Джонстаун был идейной общиной религиозной организации "Храм народов", которая была основана для того, чтобы американцы каждой этнической принадлежности и цвета кожи могли бы жить на равных. Община была организована по принципам равенства и братской любви, а свое название она получила в честь основателя, Джима Джонса. В итоге Джонстаун стал знаменит на весь мир благодаря жестокой бойне, в которой погибли более 900 человек.

Джонс был явно немного невменяемым и, как выяснилось позже, наркоманом. После того, как в прессе появилась информация о его жестоком обращении с детьми, в Гайану для расследования прибыла комиссия из нескольких журналистов во главе с калифорнийским конгрессменом Лео Райаном. Джозеф убил их всех, после чего убедил убедил всех членов общины совершить самоубийство, выпив "Кул Эйд", смешанный с цианидом. С тех пор Джонстаун превратился в город-призрак.

Интересно будет взглянуть на и полностью захваченный силами природы.