Бунин

Количественные методы исследований. Количественные и качественные методы исследования

Социология использует два ключевых подхода к выявлению сведений о состоянии общества - качественный и количественный методы исследования. В основе количественной методологии лежит представление о систематизированности человеческого сообщества. Принято думать, что полученная с помощью таких методов информация может быть упорядочена. При применении логических правил на ее основании можно объяснить окружающую нас реальность. Наиболее актуальным развитие этого направления было в шестидесятые годы прошлого столетия. В большей степени применение таких методик характерно для западных школ социологии.

Общее представление

Современные социологические подходы предполагают применение жестко структурированных количественных методов исследования. Есть три ключевых класса методик, позволяющих получать данные, ложащиеся в базу для анализа:

  • наблюдение;
  • опрос;
  • работа с документами.

Было изобретено много вариантов применения указанных групп методик. В настоящее время отдельные модификации исследования уже стали самостоятельными подходами. Именно такова судьба анкетирования, интервьюирования.

Это важно!

Если обратить внимание на весь комплекс количественных методов исследования, доступный современному обществу, можно заметить, что наибольшее значение имеют:

  • тесты с использованием подходов психологии;
  • экспериментальный подход.

Оба варианта основаны на двух направлениях работы с фактами: фиксирование, обработка с использованием строго оговоренных методик. Эти два процесса протекают параллельно.

В чем суть?

Количественный метод исследования - социологический подход, в ходе которого собирают данные для последующего актуальны, если стоит задача получения максимально точных сведений, данных, все числовые параметры которых выверены предельно скрупулезно. В настоящее время принято применять статистические, математические модели. Такой подход позволил обеспечить точную результативность разработанных методов, корректность получаемых во время расчетов показателей. Значит, эту информацию можно будет применять на практике, не опасаясь ошибок.

Зачем это нужно?

Есть строго определенный круг задач, решить которые можно с использованием количественных методов исследования в социологии. В него входят:

  • оценка рыночных объемов, потенциалов (финансовое выражение, натуральное);
  • оценка того, какие процентные доли рынка занимают конкурирующие предприятия;
  • выявление сегментирования сектора потребителей;
  • выявление готовности клиента к покупке товара, тенденции, перспективы конкретной позиции;
  • выявление клиентского портрета с учетом социальных, демографических, психологических факторов;
  • определение заранее сформулированных параметров, позволяющих выявить, как покупатель относится к продукту.

Функциональность расширена!

Профессиональная обработка и анализ результатов исследования позволяют получить точное представление о том, какие ниши рынка в настоящее время пустуют. Специалисты могут понять, насколько продукт удовлетворяет условиям, требованиям рынка, а также оценивают результативность рекламы, различных каналов, обеспечивающих коммуникацию производителя и клиента. На основании проводимых исследований можно понять, каков уровень продаж объекта исследования, в какой степени он представлен в точках, работающих непосредственно с потребителем (розничная продажа).

Если была выбрана подходящая к ситуации программа социологического исследования, специалисты смогут корректно сформулировать, как:

  • спланировать систему, чтобы один раз попробовавшие представленный продукт клиенты вернулись к нему еще раз;
  • выбрать оптимальную упаковку;
  • найти подходящую цену.

И хорошо, и плохо

В можно в рамках одного исследования охватить сразу большое количество объектов, интересующих заказчика работ. В некоторых случаях работа предстоит в труднодоступных сегментах. Так, для корректности полученного результата бывает важно сделать выборку только по нижнему общественному слою или по высшему. Чтобы добиться успеха, составляется специфическая программа социологического исследования с задействованием всех возможностей предприятия, предлагающего исследовательские услуги. Впрочем, многие сходятся во мнении, что качественные методики более успешно применимы, когда речь идет о труднодоступных секторах работы.

Скажу, но не все!

Рассматривая характеристики количественных методов исследования, особенное внимание принято уделять возможной анонимности участников. Это правило не является обязательным для всех исследований такого рода, но в некоторых случаях только его соблюдение позволяет получить достоверные результаты. Если предварительные оценки доказывают, что анонимность сделает достоверность информации выше, тогда анкету для работы составляют именно таким образом.

Бытует и противоположная точка зрения. Многие считают, что факт анонимности практически не влияет на уровень достоверности информации, передаваемой во время опроса граждан от респондентов исследователям. Практикуется и такой подход: интервьюеры социологического агентства у каждого респондента спрашивают минимальный набор идентификационных сведений - имя, телефон и адрес. На основании этой информации можно понять, насколько качественно работали ответственные за взятие интервью лица.

Преимущества метода

Проводя опросы граждан, можно прибегать к наглядным материалам. Впрочем, качественные исследования тоже допускают такой метод работы.

Исследовательская работа с использованием количественных методик может строиться с применением разных подходов. Можно останавливаться на разработанных психологами тестах, психографических программах, методиках, позволяющих получить точную фактическую информацию о субъектах, объектах исследовательской работы. Немаловажен факт возможности получения через опросный лист фактуальных данных о личности интервьюируемого.

Выборка субъектов

Чтобы обработка опросных листов дала хороший результат, нужно уметь правильно сформировать выборку интервьюируемых. Если организовать репрезентативный вариант, тогда достаточно просто случайным образом выбирать личностей, соблюдая определенный шаг. Это может быть, скажем, каждый третий человек, проходящий на улице мимо интервьюера.

Альтернативный вариант - формулировка квот, на основании которых опрашиваются граждане. Можно задать, допустим, работу с женщинами в возрасте около 35 лет, раз в месяц и чаще посещающих маникюрные процедуры.

Во время одного проекта можно собрать очень много опросных листов, если этого требуют условия исследования, но многое определяется масштабностью рынка. Обычно достаточно 300-2 000 человек. Если проводится сплошной опрос с задействованием меньшего числа участников, вероятно, информация будет недостоверной, и на основании таких данных принимать управленческие решения рискованно.

Анкеты

Чтобы итоги исследования были корректными, придется заранее составить анкету, содержащую заданное количество вопросов. Они могут быть закрытыми, когда респонденту сразу предоставляется несколько вариантов ответа, или открытыми, когда каждый желающий может развернуто обосновать свою позицию. При составлении анкеты социологи принимают решение в пользу персонификации либо анонимности, отражают это в специальном поле готового документа.

Формирование анкеты и определение правил выборки - ключевые моменты, определяющие качество исследования в целом. Если удалось удачно сформировать опросный лист и выбрать целевую аудиторию для его заполнения, количественные данные окажутся полезными для заказчика.

Виды количественных методов исследования

Для сбора первичных данных применяют следующие подходы:

  • лицом к лицу;
  • телефонные исследования;
  • интервьюирование на улицах;
  • опрос в местах совершения приобретений;
  • интервью по квартирам;
  • тест продукции;
  • аудит товарных позиций;
  • потребительские панели;
  • обзвон юрлиц.

Довольно часто организуется мониторинг, в рамках которого допустимо дополнительно ввести процедуру регистрации ассортиментов, стоимостей. Такая регистрация может быть самостоятельным подходом, предоставляющим данные для количественного исследования.

К чему прибегнуть?

Один из самых частых способов, используемых в настоящее время - телефонные опросы. Для этого обзванивают сотрудников разных предприятий, выбирая невысокие должности. Это позволяет оперативно получить необходимые для анализа данные. Работая над выборкой, следует иметь в своем распоряжении телефонный список, из которого номера выбираются случайным образом. Чаще всего используется методика равных интервалов.

Если было решено прибегнуть к целевой выборке, тогда предварительно социологи формулируют критерии отбора. Это касается предприятий, работников которых будут опрашивать, а не отдельных лиц. Анализируют обороты компании, многочисленность персонала и область деятельности.

Зачем и почему?

В настоящее время телефонные опросы принято применять в силу экономичности такого подхода. Считается, что данные, передаваемые респондентом интервьюеру, довольно достоверные. С другой стороны, уровень телефонизации относительно невысок. Особенно заметна эта проблема в небольших населенных пунктах, в сельской местности.

Чтобы организовать быстрый сбор данных, можно прибегнуть к услугам call-центра. Благодаря применяемым такими предприятиями технологиям рабочий процесс автоматизируется, удается быстро обзвонить большое число человек. Разработанные методики контроля позволяют быть уверенными, что интервью по телефону были взяты корректно.

Преимущества подхода

Основной важный положительный момент такого подхода - высокая скорость проведения работ, то есть необходимая информация может быть получена действительно оперативно. Кроме того, по телефону удастся получить фактические сведения наравне с теми, из которых составляется характеристика отношения. Многие положительно оценивают возможность организации контроля за рабочим процессом.

Слабые стороны

Не обойтись и без них. В первую очередь уже упомянутая проблема телефонизации, то есть нельзя в принципе получить мнение от тех, кто телефона не имеет. Также нет возможности показать иллюстрации, опросник респонденту, что существенно сокращает возможности презентации информации.

При выборе телефонного метода общения нужно понимать: максимальная длительность разговора не может превышать четверти часа, и даже такое время согласятся уделить далеко не все. Более того, даже если респондент располагает свободным временем, он быстро теряет интерес к мероприятию и может непредсказуемо оборвать разговор в любой момент. У интервьюера нет возможности выявить глубинное отношение к исследуемому объекту, а также собрать мнения о достаточно обширных, разнообразных вопросах. Да и сами вопросы не могут быть сложными, телефон не позволяет применять ряд методик - таблицы, закрытые вопросы или варианты, требующие составления респондентом ранга.

Это важно!

Если метод телефонного опроса был выбран для исследования юридических лиц, очень сложно добиться правдивых данных по некоторым вопросам. В частности, это связано с доходной составляющей фирмы. Не будут по телефону сотрудники раскрывать информацию и о клиентуре предприятия, поставщиках.

Прибегаем к мощности почты

Такой подход предполагает почтовую рассылку адресатам анкет. Ответы от них получаются тем же путем. Подобный опрос требует особенного внимания к формированию выборки. Можно использовать его только в случае, когда социологическое агентство твердо уверено в качестве базы адресов. Необходимо корректно составить сопутствующие материалы, чтобы возбудить у получателя желание развернуто ответить.

Такой дешев, причем траты в большей степени связаны с почтой, курьерскими услугами (доставка заполненных образцов исследователям). С другой стороны, процент возврата редко превышает одну пятую всех разосланных материалов. Повышения этого процента можно добиться, если использовать электронную почту, а не бумажную, тем не менее отклик все равно довольно низкий. Соблюдение ряда специфических требований позволяет повысить вероятность ответа интервьюируемого.

Плюсы и минусы

Говоря о преимуществах, необходимо упомянуть возможность применения иллюстрированных материалов. Также можно охватить все регионы страны, в том числе те, где нет ни телефона, ни доступа к интернету, нет интервьюеров, которых можно привлечь к личной работе. Организовать почтовый опрос просто, не нужно готовить многочисленный персонал, да и контроль результатов представляет собой довольно легкую задачу.

Чтобы повысить эффективность опроса, проводимого через электронную почту, можно за несколько дней до него направить всем адресатам оповещение о запланированном мероприятии и просьбу откликнуться и принять участие. Официальная статистика показала: такая мера дает увеличение частоты откликов на 15%. Еще 18% роста наблюдаются, если при отсутствии ответа на анкету направить пользователю напоминание через пару недель после мероприятия. При отсутствии реакции еще через две недели направляют вторичное оповещение. Это увеличивает ответы на 26%.

После определения целей исследования определяется метод его проведения, в соответствии с которым, выбираются методы сбора данных. Их можно разделить на две категории: количественные исследования и качественные исследования.

Количественные исследования предполагают получение чётких структурированных данных, которым можно присвоить некоторые числовые характеристики (например, процент курильщиков, предпочитающих лёгкие сорта сигарет). Обычно количественные исследования проводятся в виде различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа. К особенностям количественных исследований можно отнести чётко определённый формат собираемых данных и источники их получения, При анализе таких данных используются в основном методы математической статистики.

Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных, полученных путём наблюдения за тем, что люди делают и говорят. В данном случае под наблюдением понимается также и глубинное интервью или фокус-группа, методы, позволяющие исследователю глубже понять, что человек чувствует и переживает. Наблюдения имеют качественный характер и проводятся в достаточно свободной, нестандартизированной форме. Результаты качественных исследований могут быть использованы в качестве ознакомления с исследуемой проблемой (например, при проведении разведочного исследования), как средство и источник получения идей по улучшению товара, для лучшего понимания потребностей потребителей, их проблем.

Например, в ходе проведения фокус-группы выявляются недостатки исследуемого товара и способы их устранения. Далее может быть осуществлено количественное исследование для выявления степени неудовлетворённости потребителей, важности качеств товара, в которых обнаружились недостатки. Результаты качественного исследования могут быть переведены в количественную форму, но только после проведения дополнительного анализа. Так мнения респондентов о товаре могут выражаться в самой разной форме, но их можно разделить на три категории: отрицательные, нейтральные, положительные.

К методам, используемым при проведении качественных маркетинговых исследований, можно отнести следующие: глубинное интервью, метод фокус-групп, наблюдения, проекционные методы. Качественные исследования составляют примерно 10% всех европейских затрат на маркетинговые исследования, из которых 60% затрат приходятся на групповые обсуждения, 30% ? на углубленные интервью и 10% на другие качественные методы .

Глубинное интервью представляет собой опрос, проводимый квалифицированным интервьюером среди сравнительно небольшого количества респондентов, имеющий неструктурированный характер и состоящий из вопросов открытого типа. Интервьюер просит респондента выразить своими словами своё отношение к обсуждаемой проблеме, при этом задавая вопросы типа "Почему вы так думаете?", "Что подвинуло вас поступить таким образом?". При этом необходимо обращать внимание на речевое и эмоциональное оформление ответов респондентов. Трудности, возникающие при анализе результатов глубинных интервью, обычно выражаются в проблемах, связанных с общим представлением получившейся картины. Для этого можно, например, разбить ответы респондентов на группы, выявив некоторые общие признаки в соответствии с изучаемым объектом, с тем, чтобы затем выделить некоторые типы потребительского поведения.

Целью глубинного интервью является, как правило, выявление скрытых характеристик изучаемого объекта (особенностей и причин потребительского поведения, отношения к товару), которые сложно или невозможно выявить с помощью количественного исследования, а также для большего ознакомления с предметом исследования. Так результаты проведённого глубинного интервью могут быть затем использованы при составлении вопросника количественного исследования. Например, в ходе глубинного интервью были выделены некоторые характеристики товара. Потом с помощью количественных методов можно провести их ранжирование, с целью определения наиболее важных характеристик товара.

Метод фокус-групп представляет собой групповое интервью, на которое приглашаются различные представители целевой аудитории. При этом ведущий (модератор) старается придать встрече форму дискуссии, проходящих в рамках определённой темы, с тем чтобы как можно полнее раскрыть и понять процессы, происходящие в голове у респондента.

Можно выделить несколько основных целей применения данного метода:

  • 1. Генерация идей. Например, приглашают на участие фокус-группе домохозяек, чтобы выявить главные недостатки стирального порошка, а также возможные пути их устранения;
  • 2. Изучение разговорного словаря потребителей для того, к примеру, чтобы при проведении рекламной кампании избрать стиль сообщений, наиболее близкий целевой группе;
  • 3. Ознакомление с запросами потребителей, их восприятием, мотивами и с их отношением к изучаемому продукту, его марке, методам его продвижения, что является весьма важным при определении целей исследования;
  • 4. Лучшее понимание данных, полученных при проведении количественных исследований.

Обычно работу фокус-группы записывают с помощью аудио- и видеотехники.

К достоинствам данного метода можно отнести возможность лучше понять, "почувствовать" исследуемую аудиторию, выявить скрытые модели поведения, что практически невозможно при количественном исследовании. Но с достоинствами тесно связаны и недостатки. Информация, полученная при проведении фокус-группы, носит весьма субъективный характер. Полученные данные сильно зависят от особенностей респондентов, которые нельзя не учитывать вследствие ограниченного числа опрашиваемых, как при количественном исследовании.

В результате возрастает значение профессионализма модератора, его умения управлять аудиторией в интересах исследования, подстраиваться под каждого респондента, чтобы помочь ему наиболее полно раскрыться. Влияние на ход работы оказывают как культурные, так и психологические особенности каждого респондента. Ведущий фокус-группы должен быть неким "активным наблюдателем" . С одной стороны, он должен как можно меньше вмешиваться в ход рассуждений респондентов, оказывать влияние на их мнение. С другой стороны, ведущий должен удерживать темы дискуссии в рамках изучаемого вопроса, иначе рассуждения, начавшиеся с обсуждения свойств товара рискует закончиться жалобами на государство и жизнь вообще.

Оптимальный размер фокус-группы колеблется в пределах 8-12 человек. При меньшем числе участников не создаётся необходимая динамика для продуктивной работы. А при численности группы, превышающей 12 человек, трудно управлять ею, завязать продуктивные дискуссии, группа может разбиться на подгруппы, в которых могут вестись разговоры на отвлечённые темы, не имеющие отношения к предмету встречи.

Другой проблемой фокус-группы является то, что в ней, как правило, принимают участие наиболее активные члены общества, которые могут сильно отличаться по изучаемым характеристикам от основной массы людей.

Наблюдения в маркетинговых исследованиях представляют собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путём наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. При этом исследователь непосредственно воспринимает и регистрирует все факторы, касающиеся изучаемого объекта и значимые с точки зрения целей исследования.

Наблюдение можно классифицировать как прямое и непрямое, открытое и скрытое, структурированное и неструктурированное, осуществляемое с помощью человека и с помощью механических средств.

Прямое наблюдение предполагает непосредственное наблюдение за поведением людей, например, наблюдение за продавцами магазина, обслуживающих покупателей. Не прямое наблюдение - это наблюдение не за действиями людей, а за результатами этих действий. Это может быть изучение архивных документов, других источников вторичной информации.

Открытое наблюдение предполагает, что изучаемые люди знают, что за ними наблюдают. В таком случае присутствие наблюдателя может исказить поведение людей, сделать его менее естественным. Скрытое наблюдение - это наблюдение, когда человек, не предполагает, что за ним наблюдают.

При проведении структурированного наблюдения исследователь заранее определяет что он будет наблюдать и регистрировать, а все иные виды поведения игнорируются. Структурированное наблюдение обычно используется для проверки и уточнения результатов других исследований, а также для проверки гипотез. Проведение подобного исследования предполагает очень хорошее предварительное знание предмета.

При проведении неструктурированного наблюдения наблюдатель фиксирует все наблюдаемые виды поведения. Такие наблюдения часто используются при проведении разведочных исследований.

Наблюдения могут осуществляться как людьми, так и специальными приборами. Так при исследовании частоты просмотра телепередач, телевизоры респондентов снабжают специальными приборами, которые фиксируют врем просмотра той или иной передачи. Механические средства наблюдения более точны и объективны, но с другой стороны и дороже.

Целями наблюдения могут быть: получение информации для построения гипотез; проверка данных, полученных иными методами; получение дополнительных сведений об изучаемом объекте. Обычно наблюдения проводятся совместно с другими методами исследования. Но иногда наблюдение является единственным способом получения информации.

Одним из методов качественных исследований является проекционный метод. Он «… основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Проекционный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта» (Психологический словарь, 1990). В отличие от глубинного интервью, применение проекционных методов позволяет выявить мотивы поведения индивида, не осознаваемые им и скрытые от его сознания с помощью так называемой «психологической защиты». К факторам, побуждающим потребителя неосознанно скрывать своё истинное отношение к товару, можно отнести следующие:

  • 1. Культурные традиции;
  • 2. Материальная неспособность приобрести товар иногда является причиной отрицательного отношения к товару;
  • 3. Отношение к стране-производителю товара;
  • 4. Наличие неосознанных мотивов поведения.

Проекционные исследования можно разделить на несколько типов:

  • 1. На завершение задания. Примерами таких методик могут быть незавершённые предложения, рисунки, которые респондентов просят закончить, бренд-мэппинг (Brand-mapping), когда респондента просят сгруппировать марки товаров по какому-либо признаку или расположить их в системе координат.
  • 2. Конструирующие методы. Респондентов просят создать (вербально или невербально) что-либо. Среди методик, относящихся к этому типу:
  • 1. Модифицированный Тематический Апперцепционный Тест (ТАТ), созданный психологом Мюррейем. Респондентам показывают картинки, на которых изображена какая-либо ситуация (например, ситуация покупки), и просят рассказать о том, что думают и чувствуют герои этой картинки, а также что случилось с ними до той ситуации, что изображена на картинке, и после. Метод позволяет изучить глубинные мотивы поведения потребителей в той или иной ситуации.
  • 2. Проективные вопросы . Вопрос начинается с некоторого с некоторого утверждения, якобы высказанного другими людьми. Далее респондентов просят объяснить причины, заставившие человека высказать такую точку зрения, и высказать свою точку зрения.
  • 3. Экспрессивные методы. Акцентом внимания методик этого типа является эмоциональное восприятие потребителями исследуемой марки, продукта, категории продукта и т.д. Данные, полученные с помощью этих методик, позволяют понять не только отношение потребителей, но и образы, которые в сознании потребителей ассоциируются с этой маркой, продуктом или категорией продукта. Эти методики особенно хорошо применять при исследовании таких продуктов, результат действия которых во многом придумывается потребителями (например, шампунь, духи, анальгетики), так как респондентам трудно описать этот результат с рациональной точки зрения.
  • 4. Ранжирование.
  • 5. Ассоциативные методы. Процедура заключаются в том, что респондентов просят выдать ассоциации на определённый стимул: Слово, фразу, цвет, картинку, предмет, музыкальный пассаж, определяемый в соответствии с задачами исследования. Ассоциации испытуемого могут быть как свободными, так и ограниченными инструкцией (например, можно попросить испытуемого в качестве ассоциаций называть только названия известных ему фирм; предъявить испытуемому некоторый набор, из которого он должен выбирать ассоциации - это могут быть карточки со слоганами, или товары фирм-конкурентов, или варианты разрабатываемой рекламной продукции - в этом случае фиксируемым результатом может быть номер, заранее присвоенный элементу набора, - карточке, товару и т.п.). После исследования группы испытуемых (или групп, если необходимы сравнительные исследования), результаты обрабатываются на предмет выявления наиболее часто встречающихся в группе ассоциаций на тот или иной стимул. При этом частота связи стимула и ассоциации и будет результатом тестирования.

Ассоциативные исследования целесообразно использовать при планировании рекламной кампании, разработки рекламных роликов, слоганов, подборке актёров.

Сейчас конкуренция в мире достигла такого уровня, что продукция, производимая различными компаниями для однородных сегментов рынка, имеет схожие характеристики. Практически нет различий в используемых технологиях производства товаров. Поэтому конкуренция сейчас переноситься из объективной области в субъективную, к которой можно отнести все те предпочтения и ассоциации, связанные у потребителя с различными марками и продуктами. Конечно, в России проблема качества товаров ещё долгое время будет оставаться актуальной, однако по оценкам исследователей, российский покупатель отличается склонностью к сакрализации вещей, то есть приданию им духовного содержания, что делает необходимым работу с субъективными образами.

Опрос. Количественные исследования осуществляются с помощью опроса. Опрос представляет собой метод сбора первичной информации путём задавания некоторой группе людей совокупности вопросов по поводу их отношения к товарам, маркам, особенностей их поведения и т.д. Опрос может быть структурированным и неструктурированным.

При проведении структурированного опроса все респонденты отвечают на одни и те же вопросы. А при проведении неструктурированного опроса интервьюер задаёт вопросы в зависимости от того, как респондент ответил на предыдущий.

Также выделяют поперечное и продольное изучение. В первом случае выбранная группа респондентов подвергается однократному опросу с целью выявления свойств изучаемой совокупности людей на конкретный момент времени. Такие опросы называют выборочными. Во втором случае одна и та же группа опрашивается несколько раз в течение определённого отрезка времени. При этом используется т.н. панельный метод опроса.

Для методов опроса характерно:

  • 1. Высокий уровень стандартизации. Ответы на задаваемые вопросы заранее сформулированы, что значительно облегчает анализ собранных данных и позволяет применять методы математической статистики.
  • 2. Опросы позволяют при анализе результатов выделять кластеры (по демографическим, географическим и другим признакам) и тем самым проводить сегментацию изучаемой генеральной совокупности.

Выделяют четыре способа связи с аудиторией при проведении опроса: почта, телефон, личный контакт и Internet.

Рассылку анкет по почте обычно используют для сбора сравнительно больших объёмов информации при небольших затратах на одного респондента. Целесообразно использовать почту при наличии в анкете вопросов личного характера, на которые люди обычно стесняются ответить в присутствии интервьюера. Также при таком методе отсутствует какое-либо воздействие на респондента. Однако, рассматривая недостатки почтовых опросов, можно отметить, что почтовые анкеты недостаточно гибкий инструмент: вопросы должны быть предельно ясными и понятными, невозможно использование неструктурированных вопросников. Также очень невысок уровень реакции (процент людей, вернувших заполненную анкету). К тому же проведение почтовых опросов занимает много времени.

Телефонные интервью более гибкий метод опроса - возможны неструктурированные анкеты. Телефонный метод опроса позволяет лучше контролировать выборку. Затраты времени по сравнению с почтовым опросом значительно сокращаются. Однако при этом стоимость опроса возрастает, и неизбежно влияние интервьюера на респондента.

Индивидуальное интервью наиболее распространённый способ опроса. Оно может проводиться в местах продаж, дома у респондента, на улице, в офисе. Данный метод обладает значительной гибкостью - интервьюер может разъяснять опрашиваемому непонятные вопросы использовать неструктурированный вид вопросника. Также интервьюер может предложить экземпляры товаров, упаковки, рекламные материалы. Недостатки личного интервью: высокая стоимость, высокая степень субъективности интерпретации ответов сильное влияние, оказываемое интервьюером на респондента.

В чем разница между количественным и качественным исследованием? Если упрощенно, то количественное исследование генерирует числовые данные, которые можно преобразовать в числа. Качественное исследование производит нечисловые данные.

В количественном исследовании собираются и анализируются только те данные, которые можно измерить.

Качественное исследование сосредоточено на сборе в основном вербальных данных, нежели измерений. Собранная информация анализируется в интерпретативной, субъективной, импрессионистской или даже диагностической манере.

1. Цель исследования

Первичная цель качественного исследования состоит в том, чтобы обеспечить полное, детальное описание темы исследования. По природе оно обычно более изыскательное.

Количественное исследование, с другой стороны, фокусируется больше на подсчете и классификации особенностей, а также на построении статистических моделей и чисел для объяснения того, что наблюдается.

2. Использование

Качественное исследовнаие идеально для более ранних фаз научно-исследовательских работ, а для последней части исследования рекомендуется количественное исследование. Последнее, по сравнению с качественным, дает исследователю более ясную картину того, что следует ожидать в ходе исследования.

3. Инструменты для сбора данных

В количественном исследовании исследователь выполняет функцию инструмента сбора первичных данных. Здесь исследователь использует различные стратегии сбора данных, в зависимости от тяги или подхода исследования. Примерами стратегий сбора данных, используемых в качественном исследовании, являются индивидуальные всесторонние интервью, структурированные и неструктурированные интервью, фокус-группы, анализ рассказов, содержания или документов, участвующее наблюдение и архивное исследование.

С другой стороны, количественное исследование использует такие инструменты как анкетные опросы, обычные опросы, измерения и другие приемы для накопления числовых или измеримые данные.

4. Тип данных

Представление данных в качественном исследовании находится в форме слов (интервью) и изображений (видео) или объектов (артефакты). В качественном исследовании цифры с большей вероятностью появятся в виде графиков. Зато в количественном исследовании данные часто бывают представлены в таблицах, содержащих цисла и статистику.

5. Подход

Качественное исследование является первично субъективным в подходе, поскольку стремится понять человеческое поведение и причины, которые лежат в основе такого поведения. Ученые имеют тенденцию субъективно погружаться в содержание в этом типе исследования.

В количественном исследовании ученые имеют тенденцию объективно удаляться от темы. Именно потому количественное исследование является объективным в подходе в том смысле, что ищет лишь точные измерения и анализ целевых концепций для ответа на вопрос.

Определение метода, который надлежит использовать

Споры длятся по сей день, чем один метод лучше другого. Причина того, почему до сих пор нет точного ответа, кроется в том, что у любого метода есть плюсы и минусы, которые меняются в зависимости от темы обсуждения.

Если исследование стремится получить ответ на вопрос посредством числового доказательства, то необходимо использовать количественное исследование.

Однако если требуется пояснить, почему произошло именно это, или почему имеет место специфическое явление, необходимо использовать качественное исследование.

Некоторые исследования сочетают оба типа, позволяя им дополнять друг друга. К примеру, если необходимо выяснить, какое поведение человека доминирует в связи с определенным объектом или событием, и в то же время цель — выяснить, почему дело обстоит именно так, то идеальным будет как раз использование обоих методов.

Качественные методы (этнографические, исторические исследования как методы качественного анализа локальных микросоциумов, метод исследования случая, биографический метод, метод нарратива (повествования)) - смысловая интерпретация данных. При использовании качественных методов между этапом получения первичных данных и этапом содержательного анализа отсутствует звено формализованных математических операций. Это широко известные и применяемые методы статистической обработки данных.

Однако качественные методы включают в себя определенные количественные способы сбора и обработки информации: контент-анализ; наблюдение; интервьюирование и пр.

При принятии важных решений для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов используется так называемое «дерево решений» или «дерево целей», представляющее собой схематическое описание проблемы принятия решений. Структурные схемы целей можно представлять табличным и графовым способами. Графовый способ имеет ряд преимуществ перед табличным: во-первых, он позволяет наиболее экономно записать и обработать информацию, во-вторых, быстро составить алгоритм развития, в-третьих, графовый способ является очень наглядным. «Дерево целей» служит основой для выбора наиболее предпочтительных альтернатив, а также для оценки состояния разрабатываемых систем и их взаимосвязей.

Аналогично конструируются и другие методы качественного анализа, в том числе аналоги количественных методов факторного анализа.

Как справедливо отмечает Д.С. Клементьев (21), эффект от качественных методов социологических исследований возможен лишь при доминанте этических норм в отражении социальных факторов. Социолог, отбирая информацию из массы всевозможных сведений, не должен ограничиваться только собственными предпочтениями. Кроме того, пытаясь ответить на вопрос о фактическом положении дел в среде управления, собирая конкретную информацию - эмпирические данные, обращаясь к, свойствам исследуемого явления, социолог не должен оперировать общепринятыми положениями «здравого смысла», «обыденной логики» или апелляцией к работам религиозных и политических авторитетов. При составлении тестов социолог должен избегать искажений, которые отражают не столько управление, сколько манипуляции. И еще одна основополагающая норма для социолога - честность. Это означает, что человек, представляя результаты исследования, даже если они его не удовлетворяют, не должен ничего ни скрывать, ни приукрашивать. Требование честности включает в себя также и предоставление полной документации, относящейся к делу. Необходимо нести ответственность за всю информацию, используемую другими людьми для критической оценки метода и результатов исследования. Это особенно важно иметь в виду, дабы избежать искушения исказить информацию, что подорвало бы доверие к полученным выводам.

Количественные методы Изучение количественной определенности социальных явлений и процессов происходит с применением специфических средств и методов. Это наблюдение (невключенное и включенное), опрос (беседа, анкетирование и интевьирование), анализ документов (количественный), эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Наблюдение как классический метод естественных наук представляет собой специально организованное восприятие изучаемого объекта. Организация наблюдения включает в себя определение характеристик объекта, целей и задач наблюдения, выбор вида наблюдения, разработку программы и процедуры наблюдения, установление параметров наблюдения разработку техники выполнения результатов, анализ результатов и выводов. При невключенном наблюдении взаимодействие между наблюдателем и объектом исследования (например системой управления) сводится к минимуму. При включенном - наблюдатель входит в наблюдаемый процесс как участник, т.е. добивается максимального взаимодействия с объектом наблюдения, не обнаруживая, как правило, своих исследовательских намерений на практике. На практике наблюдение чаще всего используют в сочетании с другими методами исследования.

Опросы бывают сплошными и выборочными. Если опрос проводится с охватом всей совокупности респондентов (всех членов социальной организации, например), он называется сплошным. Основой выборочного опроса является выборочная совокупность как уменьшенная копия генеральной. Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Выборочной - множество людей, которых социолог опрашивает (22).

Опрос может проводиться с помощью анкетирования либо интервьирования. Интервью - представляет собой формализованный вид беседы. Интервью в свою очередь бывают стандартизированными, нестандартизированными. Иногда прибегают к телефонным интервью. Человека, который проводит интервью называют интервьюером.

Анкетирование - письменный вид опроса. Подобно интервью, анкетирование предполагает набор четко сформулированных вопросов, которые предлагаются респонденту в письменном виде. Вопросы могут предполагать ответы в свободной форме («открытая анкета») или в заданной форме («закрытая анкета»), когда респондент выбирает один из предложенных вариантов ответа (23).

Анкетирование в силу своих особенностей имеет ряд преимущества перед другими методами опроса: сокращается время на регистрацию ответов респондентов за счет самоподсчета; формализация ответов создает возможность использования механизированной и автоматизированной обработки анкет; благодаря анонимности удается добиться искренности в ответах.

В целях дальнейшего развития анкетирования часто применяется метод шкалированных оценок применяется. Метод направлен на получение количественной информации с помощью измерения отношения специалистов к предмету экспертизы по той или иной шкале - номинальной, ранговой, метрической. Построение шкалы оценок, адекватно измеряющей изучаемые явления, представляет собой весьма сложную задачу, зато обработка результатов такой экспертизы, проведенная посредством математических методов с привлечением аппарата математической статистики, может дать ценную аналитическую информацию в количественном выражении.

Метод анализа документов позволяет оперативно получать фактические данные об изучаемом объекте.

Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ), рассчитаный на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу, основан на выявлении некоторых количественных, характеристик текстов (или сообщений). При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают существенные черты изучаемых явлений и процессов.

Установив количественное влияние исследуемых факторов на изучаемый процесс, можно построить вероятностную модель взаимосвязи этих факторов. В этих моделях исследуемые факты будут выступать в виде функции, а факторы, ее определяющие, в виде аргументов. Придавая определенное значение этим факторам-аргументам, получается определенное значение функций. При этом эти значения будут верны только с определенной степенью вероятности. Чтобы получить конкретное числовое значение параметров в этой модели, необходимо соответствующим образом обработать данные анкетного обследования и построить на его основе многофакторную корреляционную модель.

Эксперимент также как и метод анкетирования, является испытанием, но в отличие от первого, имеет целью доказательство того или иного предположения, гипотезы. Эксперимент, следовательно, является одноразовым испытанием для данного образца поведения (мышления, явления).

Эксперименты могут проводиться в различных формах. Различают мысленные и «натурные» эксперименты, разделяя последние на лабораторные и полевые. Мысленным экспериментом называют специальную технологию интерпретации полученной информации об изучаемом объекте, исключающую вмешательство исследователя в процессы, происходящие в объекте. В методологическом отношении социологический эксперимент базируется на концепции социального детерминизма. В системе переменных вычленяется экспериментальный фактор, иначе обозначаемый независимой переменной.

Экспериментальное изучение социальных форм осуществляется в ходе их функционирования, поэтому возникает возможность решать такие задачи, которые для других методов оказываются недоступными. В частности, эксперимент позволяет исследовать то, как могут сочетаться связи социального явления с управлением. Он позволяет изучать не только отдельные стороны социальных явлений, но совокупность социальных связей и отношений. Наконец, эксперимент позволяет изучать всю совокупность реакций социального субъекта на изменение условий деятельности (реакцию, выраженную в изменении результатов деятельности, ее характера, взаимоотношений между людьми, в изменении их оценок, поведения и др.). Те изменения, которые производятся в ходе эксперимента, могут представлять собой или создание принципиально новых общественных форм, или более или менее существенную модификацию существующих. Во всех случаях эксперимент представляет собой практическое преобразование определенного участка управления.

В целом, алгоритмичность количественного метода в ряде случаев позволяет прийти к принятию в высокой степени «точных» и обоснованных решений, или по крайней мере, упростить проблему, сведя её к пошаговому нахождению решений некоторой совокупности более простых проблем.

Конечный итог любого социологического исследования - это определение и объяснение закономерностей и построение на этой основе научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.

Вопросы для обсуждения

1. Что есть метод социологии управления?

2. В чем состоит специфика методов социологии управления?

3. Перечислите известные вам классификации методов социологии управления?

4. Чем различаются качественные и количественные социологические методы исследования?

5. Определите сущность интервью, анкетирования, метода шкалированных оценок и пр.

21 Клементьев Д.С. Социология управления: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - С.124

22 Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. - М., 1987. - С. 22-28.

23 Ильин Г.Л. Социология и психология управления: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Л. Ильин. - 3 изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2010. - С. 19.

Количественные исследования предполагают получение четко структурированной информации о большом количестве объектов исследования. Эти исследования позволяют получить точные количественные (числовые) значения изучаемых показателей. Как правило, количественные исследования предполагают использование выборочного метода, то есть, обследованию подвергаются не все объекты, входящие в целевую группу, а лишь их часть (которая и составляет выборку исследования).

Наиболее распространенным методом количественного исследова-ния является опрос, а наиболее распространенным видом опроса - анкетирование. Менее распространенным является интервью

Опрос — метод сбора первичной информации, предусматриваю-щий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему иссле-дования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку по-лученных ответов. С помощью опроса можно получить информацию о мотивах, ин-тересах, планах, настроениях, предпочтениях людей, структуре отно-шений, семейной жизни.

Качество данных, полученных в процессе иссле-дования, в значительной мере зависит от качества применяемых ме-тодик опроса. В целом, информация, полученная с помо-щью опроса, не отличается большой надежностью и достоверностью.

Специфика опроса заключается в следующем:

При опросе информацию дает непосредственно носитель изучае-мой проблемы или участник изучаемых событий;

Опрос нацелен на те стороны проблемы, которые не всегда отра-жаются в документальных источниках и не всегда доступны прямому наблюдению;

Опрос является разновидностью социально-психологического общения анкетера с респондентом;

Опрос может быть использован при изучении самых разных сфер;

Опрос позволяет в сжатые сроки выяснить мнение больших групп людей;

При опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и продукты их деятельности;

Вербальная информация, полученная методом опроса, дешевле и легче поддается количественной обработке, чем невербальная.

Основные этапы подготовки и проведения опроса:

Этап 1. Формулировка целей и задач опроса, определение пробле-мы, предмета и объекта, для исследования которых предпринимается опрос, а также исходных понятий.

Этап 2. Обоснование выборки: определение генеральной и выбо-рочной совокупности.

Этап 3. Обоснование опросного листа: содержательное представ-ление проблемы исследования в формулировках вопросов; обоснова-ние вопросника относительно возможностей опрашиваемой совокуп-ности людей как источника искомой информации; стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по ведению опроса; обеспечение условий для обработки результатов исследова-ния на компьютере; обоснование сроков опроса, тиражирование до-кументов опроса, отбор, обучение и контроль анкетеров и интервью-еров, сбор контрольных листов, их кодировка, обработка.


В социологических исследованиях используются различные виды опросов.

По формам контакта исследователя и респондента выделяют такие опросы как:

Опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный);

Индивидуальный;

Групповой;

Свободный;

Формализованный;

Фокусированный (направленный);

Письменный;

Выделяются так же:

Сплошной опрос,

Выборочный опрос,

Опрос по мес-ту жительства,

Опрос по месту работы.

В самом общем плане опрос сводится к двум видам: 1) анкетирование (опосредованный, письменный опрос) и 2) интервью (непосредствен-ный, устный опрос).

Масс-медиа рассматривались как средства манипулирования общественным сознанием. Сам термин обозначал у иезуитов в XVI веке распространение веры с целью изменения мировоззрения и образа жизни. Цель оп-равдывает средства и надо любыми способами убедить лю-дей отказаться от «неправильных» идей и принять те, что предлагается пропагандистом. СМИ также играют пропаган-дистскую роль.

Пропаганда делится на белую, серую и черную. Белая пропа-ганда включает намеренное подавление потенциально вредной информации и идей, комбинируемая с продвижением позитивной информации, которая отвлекает внимание от реальных проблем. Серая пропаганда включает в себя передачу как ложных, так и истинных идей. А черная — это преднамеренная передача лжи, решающая стратегические задачи. Пример последней в полной мере продемонстрировали нацисты.