Бунин

Лексическая тема поздняя осень в средней группе. Лексическая тема осень. Дети должны уметь

Лексическая тема: «Осень»

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ :

1. Попросите ребенка назвать какое сейчас время года, какой месяц.

2. Помогите ребёнку запомнить приметы осени:

Стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди.

Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают.

Начался листопад.

Исчезли насекомые.

Собираются в стаи и улетают на юг птицы.

Дни стали короче, а ночи длиннее.

С полей и из садов убирают урожай.

Люди стали теплее одеваться.

3. Объясните ребенку значение слова «листопад». Попросите ребенка произнести это слово по слогам.

4. Помогите ребёнку найти на прогулке листья дуба, берёзы, тополя, осины, рябины; рассмотрите их.

Помогите ребёнку нарисовать листья в тетради, подпишите их.

Ребёнок должен их различать.

5. Поиграйте с ребенком в игру: «С какого дерева листочек?»:

Лист березы – березовый лист и т.д.

МАТЕМАТИКА:

1 подгруппа:

  1. «Сравни листочки» (большой - маленький)
  2. Покажи и назови геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)
  3. Сосчитай листочки (до 5)

2 подгруппа:

  1. Найди геометрические фигуры (круг, квадрат)
  2. Игра: « Один – много»
  3. Соотнеси по цвету
  4. Раскрась лист осины

РАЗВИТИЕ РЕЧИ:

  1. Игра: «Назови ласково»

Дождь - дождик, дождичек, солнце - солнышко,
лужа - лужица, дерево - деревце,
ветер - ветерок, лист - листок, листик, листочек,
туча - тучка, лес - лесок,
сад - садик, птица - птичка.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА:

  1. Пальчиковая гимнастика: «Осенние листочки»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы,(загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая тема "Осень. Признаки осени. Деревья осенью" Презентация для осуществления совместной деятельности детей и взрослых. Технология дистанционного обучения.

Уважаемые, родители. Если Ваш ребёнок заболел и не может посещать детский сад, но Вам хочется, чтобы он не отставал от сверстников; или Вы хотите быть в курсе того, что узнают детишки в группе, то это...

Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Стихотворение поможет закрепить знания дошкольников о приметах осени, является литературным материалом к лексической теме "Осень", "Грибы".

Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Мнемотехника облегчает ребёнку понимание стихотворного текста, развивает психические процессы, может применятся с детьми средне...

Дидактический материал для закрепления по лексической теме: "Осень".

Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель - логопед МКОУ Ш -И № 8, г. Гремячинск, Пермский край.
Цель: Обобщение знаний обучающихся о времени года – осени.
Задачи: Развивать связную речь, коммуникативные навыки, слуховое и зрительное внимание, мышление;
Совершенствовать грамматический строй речи;
Воспитывать любознательность.
Описание:
Известно, что хорошее владение речью играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности человека. Более приятное впечатление на окружающих производит тот, кто является интересным собеседником, может эффектно и доходчиво изложить свои мысли.
Хорошее владение родным языком, речью – это искусство, которому надо учиться.
Для чего необходимо развивать устную речь?
- Уметь общаться с разными людьми в различных ситуациях
- Выражать свои мысли и чувства
- Говорить красиво, правильно и приятно для слушателей.
Речь служит источником знаний об окружающем мире, средством общения и взаимопонимания. В связи с этим, важное значение приобретает умение детей пользоваться речью.
Каждый ребенок испытывает потребность в общении. Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность на основе этого анализа. И, конечно, детям хочется, чтобы их понимали. Дети часто испытывают затруднения при описании людей, предметов, явлений. Даже, несмотря на достаточный словарный запас, большинство детей не умеют правильно говорить, им трудно формулировать свои мысли, они не могут полноценно участвовать в беседе, вести диалог.
Формирование связной речи является главной задачей речевого воспитания. Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки. Предлагаемые задания направлены на закрепление материала по лексической теме: «Осень». Это своеобразное домашнее задание, которое интересно выполнять с детьми после логопедического занятия дома, на прогулке.
Материал будет полезен воспитателям, учителям начальной школы, родителям, логопедам.

Задание:

«Читай, добавляй, предложения составляй».



Задание:

«Расположи слова по порядку, составь правильное предложение».

Сапоги, резиновые сапоги, обувь. (Резиновые сапоги – это обувь)


Задание:

"Любимые стихи"

Послушай стихотворение. Найди предложения. Прочитай выразительно.
Чтобы дать детям почувствовать красоту поэтического слова, взрослый сам должен чувствовать её и уметь передать в своём исполнении. Нельзя читать произведение монотонно, невыразительно.

Поспевает брусника.
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Внешнюю леса красу.
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!..
(А. Н. Майков)


Задание:
Прочитай стихотворение. Придумай название.



Задание:

«Уточним признаки»

Расскажи, что характерно для каждого осеннего месяца? Чем отличается осень от лета?


Согласование прилагательного с существительными:
Задание: Подобрать эпитеты к словам: солнце, небо, день, погода, деревья, трава, животные, птицы, насекомые.



Задание:
Подобрать антонимы к словам: тепло – холодно, пасмурный день – солнечный день, сухой – мокрый, длинный – короткий.

Задание:

«Проговори скороговорку».

Сначала проговори скороговорку вслух медленно два раза. Теперь про себя несколько раз – вначале медленно, потом всё быстрее. Научись быстро произносить скороговорки вслух.

«Все клены стали рыжие,
И ни один не дразнится:
Раз все равно все рыжие
Кому какая разница!»


Задание:

«Учимся отвечать на вопросы»

В зависимости от того, какую задачу вы ставите перед ребенком, такой и требуйте ответ: полный или краткий. После прочтения текста ответы могут быть полные содержательные. Вопрос должен быть построен грамотно, четко, чтобы ребенок не отвлекался на посторонние детали.
Послушай рассказ. Расскажи, о каком времени года идет речь?
Рассмотри картинки, какая из них соответствует рассказу?
Важно, чтобы текст, читаемый взрослым, был образцом правильного литературного построения предложения, был ярким, выразительным. Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит всё реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди – долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая её золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

Разноцветные кораблики.

Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывёт. Много ещё прилетит их сегодня, и завтра, и и послезавтра. А потом кончатся кораблики. И пруд замёрзнет.
(Д. Н. Кайгородов)
Расскажи, что за кораблики плавают на пруду. В какое время года бывают такие кораблики?
Раскрась эту картинку, составь по ней рассказ.




Поделитесь своими впечатлениями об осени. Спросите, а как вы относитесь к осени? Рассказ начните с таких слов:
Я люблю осень потому что…
Мне не нравится осень, потому что…



Составь по плану рассказ: "День знаний!"


Задание: «Что нам осень подарила».
Слова – помощники: сад, фрукты, овощи, огород, уборка, урожай, грибы, корзины, лес, собирать, созрели, заготавливать.



Игра: «Что растет в огороде?»
Вспомни, что растет в огороде. А что растет в саду? Посмотри на рисунки, сначала назови все овощи, потом все ягоды и наконец все фрукты.
Ответь на вопросы и объясни, почему на один и тот- же вопрос можно дать несколько правильных ответов.



Игра: «Я готовлю сам»
Покажи и назови овощи, из которых варят суп борщ, и фрукты для компота.
Мы сварим борщ из…
Мы сварим компот из…



Игра: «Я придумываю цвет»
Названия некоторых цветов происходят от названия слов – предметов. Давай придумаем названия цветов вместе.
Салат (цвет какой?) – салатный.
Брусника (цвет какой?) – брусничный.
Свекла (цвет какой?) – свекольный.
Орех (цвет какой?) – ореховый.
Морковь (цвет какой?) – морковный.
Слива (цвет какой?) – сливовый.
Игра: «Какие бывают соки»
Как эти соки называются?
Сок из яблок – яблочный.
Сок из винограда – виноградный.
Сок из моркови – морковный.
Сок из томатов – томатный сок.
Сок из огурцов – огуречный сок.
Сок из слив – сливовый сок.
Сок из капусты – капустный сок.
Сок из картофеля – картофельный сок.
Сок из клюквы - …
Сок из груш - …

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе на тему: «Сложноподчинённые предложения с союзом «а»

Нетужилова Ольга Сергеевна, учитель-логопед, МБДОУ №124 г. Череповец.
Описание работы: конспект по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной школе группе на тему: «Сложноподчинённые предложения с союзом а», лексическая тема «Осень». Представленный материал может быть использован в работе педагогов групп компенсирующей направленности

Цель: развитие умения детей составлять сложноподчиненные предложения с союзом «а».
Задачи:
1. Создать условия для закрепления преставлений детей о признаках осени;
2. Способствовать развитию умения детей составлять предложения с противительным союзом а;
3. Обеспечить обогащение лексики детей синонимами, антонимами;
4. Способствовать развитию умения сопоставлять приметы ранней и поздней осени по стихам русских поэтов.
Оборудование: сюжетные картины по теме, картинки для составления предложений с союзом «а», зеркала.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент

Отгадайте мою загадку и скажите, о каком времени года мы с вами сегодня поговорим?
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят... (Осень)

2. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика.
«Накажем непослушный язычок», «Блинчик», «Толстячки и худышки», «Качели», «Вкусное варенье», «Шарик», «Лопаточка-иголочка», «Конфетка», «Лошадка», «Причешем язычок». Упражнения для снятия напряжения мышц артикуляционного аппарата.
2. Игра «Сравни лето и осень»
Рассмотреть картины с изображениями осени и лета. Назвать приметы этих времен года. Сравнить их между собой – составить предложения с союзом А. (Пример: летом погода солнечная, а осенью пасмурная.)
3. Сопоставление примет ранней и поздней осени в стихах русских поэтов
Послушайте стихотворения и скажите о ранней или о поздней осени в них говорится:

Осень (Алексей Плещеев)
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Осень (З. Фёдоровская)
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!

Скажите, почему раннюю осень называют золотой? (ответы детей)
А почему позднюю осень называют хмурой? (ответы детей)
4. Физ. минутка «Осенью»
По дороге мы идем, листья сыплются дождем.
Красно-желтый листопад обсыпает всех ребят. (ходьба на месте)
А по небу ходят тучи, не пробьется солнца лучик. (поднимаем руки вверх)
Ветер дует с высоты, вянут травы и цветы. (наклоны в стороны)
Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
Прочь усталость, лень и скука. Будем листья собирать. (вращение руками)
То налево посмотрели, то направо поглядели.
Лист дубовый, клена лист ты сорвать поторопись. (повороты влево, вправо)
Низко-низко приседаем и листочки собираем.
Соберем большой букет славной осени привет. (приседания)
Мы последний раз присели, отдохнули, посвежели.
А теперь домой идем, листья желтые несем. (ходьба на месте)
5. Упражнение на развитие дыхания «Подышим осенним воздухом в лесу»
6. Игра «Скажи по-другому» - упражнение в подборе синонимов.
Унылая пора – скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое – темное, холодное, пасмурное.
Деревья нагие – голые, обнаженные (без листьев).
Высохли цветы – завяли.
7. Игра «Скажи наоборот»:
Закончи предложение:
Летом солнце яркое, а осенью...
Летом небо светлое, а...
Летом день длинный, а...
Летом тучки ходят высоко, а...
Летом птицы учат птенцов летать, а...
Летом люди одеваются легко, а...
Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а...
Летом люди выращивают урожай, а...
Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а...

О чем мы сегодня говорили?
Какие времена года мы сегодня сравнивали?
С какими играми вам было сложно справиться, а с какими легко?
Оценка деятельности детей педагогом.

Подготовительная группа (6-7 лет)

Тема «Осень»

Игры на развитие словаря

Игра «Угадай по описанию»

(Усложнение: добавляются существительные: киви, айва, персик, абрикос, авокадо, хурма, косточка)

Цель : расширение объема словаря предметов и признаков. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

Оборудование . Набор картинок по лексической теме.

1 Вариант

Перед детьми выкладывается ряд изображений предметов (лимон, слива, груша, банан, вишня, яблоко, абрикос, персик, киви, айва и др.). Взрослый дает следующее описание фрукта: «Коричневый, овальный, мохнатый, внутри зеленый». Ребенок выбирает нужную картинку и называет фрукт. В случае затруднений с ответом взрослый просит ребенка: сначала назови все овальные фрукты. (Ребенок называет, остальные картинки убирают)

2 Вариант

Ребенок дает описание предметной картинки (фрукта или овоща), остальные дети отгадывают. Нужно, как можно больше подобрать определений.

Красное, круглое, сладкое, сочное, спелое.

Зеленый, длинный, пупырчатый, продолговатый.

Игра «Кто, что делает?»

Цель: Активизация словаря предметов и действий.

1 вариант:

Подбор к предмету действий (глаголов). Педагог спрашивает: «Ветер что делает?» Ребенок отвечает: «Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет». Дождь, что делает? Капает, идет, моросит, льет, брызгает. Птицы осенью, что делают? Собираются в стаи, улетают.

2 вариант:

Подбор к действиям предмета. Педагог спрашивает: «На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это?» Ребенок: «Солнце».

Игра «Назови целое»

Цель: Активизация словаря, развитие умения определять целое по его частям.

Ствол, ветки, сучья, кора, листья.

Игра с мячом «Назови части».

Цель : Активизация словаря. Развитие умения называть части предметов.

Игра с мячом «Я знаю шесть названий деревьев» или «Я знаю шесть названий овощей ». (Грибов, фруктов, перелетных птиц)

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

Игра с мячом «Четвертый лишний»

( добавляются новые слова предметы, признаки. Дети должны аргументировать свой выбор)

Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

    Голубой, красный, спелый, фиолетовый.

    Кабачок, огурец, лимон, паттисон.

    Пасмурно, ненастно, ясно, ветрено.

    Осень, лето, суббота, зима.

    Понедельник, вторник, лето, суббота.

    День, ночь, осень, вечер

    Лопата, грабли, черенок, мотыга

    Малина, крыжовник, апельсин, смородина

    Подосиновик, опенок, мухомор, белый гриб

    Осина, береза, ель, дуб

Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово, аргументируя свой выбор.

Игра «Месяцы и их последовательность»

Месяц к месяцу встает - каждый всех их назовет.

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Игра «Что за чем?»

Что за чем у нас идет каждый год и круглый год?

Цель : Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления.

Варианты вопросов : «Сколько месяцев в году?» «Назовите осенние месяцы». «Назовите первый месяц осени». «Назовите последний месяц осени». «С какого месяца начинается осень?» «Каким месяцем заканчивается осень?»

Игра «Бывает - не бывает»

Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!

Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.

Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д.

Усложнение для детей 6-7 лет: Дети дают полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.

Игра «Кот- наоборот»

(Усложнение для детей 6-7 лет: новые слова предметы, признаки, действия )

Цель: обогащать словарь словами –антонимами.

    Лето- (зима)

    Осень –(весна)

    Холодно –(жарко)

    Мокрый –(сухой)

    Солнечный – (пасмурный)

    Весело- (грусно)

    Вечер – (утро)

    Короткий- (длинный)

    Широкий- (узкий)

    Улыбаться –(хмурится)

    Моросить – (лить)

    Высоко- (низко)

    Сажать – (выкапывать)

    Съедобный – (ядовитый)

Игра «Весна-осень»

Цель: Обобщать словарь, развивать словарь антонимов.

Весной в огороде сажают, а осенью …..(убирают)

Весной птицы прилетают, а осенью ….(улетают)

Весной цветы распускаются, а осенью….(вянут)

Весной природа расцветает, а осенью….(увядает)

Весной дожди теплые, а осенью ….(холодные)

Весной день длиннее, а осенью…(короче)

Игра с мячом «Осенние ассоциации»

Цель. Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Оборудование . Набор картинок по лексической теме «Осень».

Игра «Скажи по-другому»

Цель: Учить детей подбирать синонимы к словосочетанию.

Содержание: Детям называют словосочетания, например: осень идет, снег идет, человек идет. Обращают их внимание на то, как неинтересно слушать, когда повторяется одно и то же слово, и предлагают его заменить. «Осень идет-как можно сказать по-другому?» Дети подбирают слова, близкие по смыслу (наступает, движется, шагает). Дождь идет (моросит, льет, капает).

Игра «На что похоже?»

Цель: Развивать умение подбирать похожие слова, путем сравнения.

Полосатый арбуз похож на ….(что?)

Синий лед похож на …

Густой туман похож на …

Чистый дождь похож на …

Блестящая на солнце паутина похожа на ….

Ирина Кузьмичева
Конспект НОД с детьми старшей группы с ОНР «Поздняя осень»

Конспект подгруппового занятия у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в старшей группе

Лексическая тема : Поздняя осень . Обобщение.

Грамматическая тема : Предлог НА в предложениях и словосочетаниях.

Задачи :

1. Закрепление представлений об осени . Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Поздняя осень »

2. Формирование грамматического строя речи и связной речи.

3. Развитие силы и длительного выдоха

4. Развитие фонематического анализа.

5. Упражнять в развитии общей моторики, мимики лица.

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года. (Осень )

Правильно, поздняя осень .

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы с вами поговорим об этом времени года. А, что вы можете сказать про осень ? Осень какая (Осень – дождливая , хмурая, пасмурная, ненастная, холодная, печальная)

Упражнение на напряжение и расслабление.

Скажите на улице холодно или тепло? (Холодно)

Покажите, как нам будет холодно на улице. (Дети показывают, напрягая мышцы тела)

А в группе у нас тепло , как нам в группе тепло ? (Тепло. Дети расслабляют мышцы плечевого пояса.

(упражнение повторяется 2 раза)

Хотя на улице и холодно, но я все равно хочу вас пригласить сегодня на прогулку, и думаю, что

даже в такую погоду нам будет интересно прогуляться.

Мы с вами сказали, что на улице холодно, поэтому чтобы нам не замерзнуть давайте потеплее оденемся.

Что мы с вами наденем (Брюки, ботинки, куртку, шапку, шарф, перчатки)

(Обговаривается последовательность и речь сопровождается с действиями) .

Скажи, куда ты надел брюки?

Говори полным предложением. (Брюки я надел на ноги) .

Куда ты надел ботинки (Ботинки я надел на ноги) .

Куда ты надел куртку? Куртку я надел на тело? И т. д

Мы с вами оделись и теперь нам не страшна любая погода.

Элементы логоритмики

Пойдемте погуляем с вами в парк, возьмитесь за руки (ходьба парами) .

На нашем пути маленькие лужи, перешагните их. (Дети перешагивают через воображаемые лужи небольшими шагами) .

Смотрите, а вот эти лужи уже больше, давайте перешагнем через них большими шагами. (Дети перешагивают через воображаемые лужи большими шагами) .

Упражнения на развитие мимических движений

Посмотрите, кто это там впереди? (Смотрят вперед) .

Это какой-то мальчишка ломает дерево…

Это хорошо? (Нет ломать деревья это плохо) .

Нахмурьте брови и погрозите этому мальчишке. (Хмурят брови и грозят пальцем) .

Посмотрите, нам навстречу идет мама с коляской, а в коляске сидит малыш и улыбается нам. Давайте и мы улыбнемся ему. (Дети улыбаются) .

Развитие пространственной ориентации

Посмотрите направо, там на дереве сидит птичка.

Где сидит птичка? (Птичка сидит на дереве) .

А теперь посмотрите налево. Там сидит дедушка на скамеечке. Где сидит дедушка? (Дедушка сидит на скамейке) .

Дыхательная гимнастика.

Кажется начал падать снег. Поймайте снежинки на свои ладошки (каждому ребенку в руку по кусочку ватки) .(Подставляют ладошки) .

А теперь давайте превратимся в ветерок и чтобы сделаем так чтобы снежинки закружились в воздухе.

По моей команде, дуйте на снежинки. Воздух вдыхайте через носик и дуйте долго на снежинки, только следите чтобы ваши щечки не надувались. Давайте все вместе подуем. (Каждый дует на свою снежинку (игра повторяется 2-3 раза)

Вы, наверно, уже устали, пойдемте сядем на скамеечки. (Садятся на стульчики за столы) .

Куда вы сели? (На скамеечки) .

А теперь посмотрите на доску.

(на доске картинка)

Скажите мне, пожалуйста, на этой картинке изображена поздняя осень (Нет) .

А какое время года здесь изображено? (Лето) .

Почему вы так решили (Листочки зеленые) .

Посмотрите, что вы видите на картинке?

Где растут листочки (Листочки растут на дереве) .

Что вы еще видите на картинке? (На картине мы видим сову)

Где сидит сова? (Сова сидит на дереве) .(Дети дают ответ полным предложением или словосочетанием) .

И т. д. (бабочка, грибок, белочка,

У меня для вас есть маленький сюрприз.

Это маленький волшебный огонек, и он хочет с вами поиграть. Он очень любит прыгать. И сейчас ему тоже будет не усидеть на месте . Он будет прыгать на разные предметы, а вы должны сказать на какие. Только отвечайте полным ответом. (Огонек прыгнул на пол. И т. д.)

(С помощью светящегося брелка направлять огонек на разные предметы : шкаф, пол, потолок, стену, доску, занавеску и т. д.)

Вы наверно уже засиделись на скамеечках, встаньте каждый около своей скамеечки посмотрите, что происходит на улице.

Поздней осенью такое бывает – утром шел снег, а днем идет дождь.

Давайте и мы с вами будем ловить капельки, которые падают с неба.

Динамическая пауза.

Капля-раз, капля – два.

Капля медленно сперва,

Кап – кап- кап, кап – кап- кап,

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.

Кап – кап- кап, кап – кап- кап.

Молодцы! Садитесь на скамеечки.

Скажите, пожалуйста, какие гласные звуки вы знаете?

Почему их называют гласными?

Сегодня к нам пришел в гости гласный звук, а какой вы постарайтесь догадаться .

(показывается артикуляция звука «У» без голоса).

Какой гласный звук я показала?

Давайте споем Звук У. (Дети поют с разной высотой)

Игра «Эхо» .

Давайте поиграем в игру «Эхо» , я буду говорить слово, а вы будете моим эхом.

Сижу, беру, иду, вижу.

Какой звук отвечало эхо (Звук У)

Где стоял этот звук? В начале, в конце, в середине слова? (В конце)

Покажите это в своих домиках.

А теперь будет сложное задание, а вы когда услышите слова со звуком «у» в конце слова хлопните в ладоши.

Я по лесу пойду.

В лесу ягоды найду.

Если нет лукошка,

Соберу в ладошку.

Молодцы! А теперь назовите те слова где был звук «у» в конце слова.

3. Итог занятия.

Ну вот наша прогулка и подошла к концу.

Пора возвращаться в детский сад.

Что мы с вами делали? Куда ходили гулять?

Какой звук приходил к нам гости? Где жил этот звук : в начале, в середине, в конце слов?

Что вам в нашей прогулке больше всего понравилось.

Публикации по теме:

«Поздняя осень». Конспект занятия по ознакомлению с миром природы для средней группы Воспитательные: Воспитывать в детях доброжелательное отношение к окружающей природе. Воспитывать навыки работы в коллективе, взаимодействия.

Конспект интегрированной НОД по ознакомлению детей с природой и развитию речи в старшей группе «Поздняя осень» Программное содержание: уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе поздней осенью. Активизировать.

«Поздняя осень». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе Поздняя осень Цель: Систематизировать и пополнять словарный запас по лексической теме «Осень» Задачи: Образовательные: - обобщить знания.

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Поговорим про осень» Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Поговорим про осень» с использованием технологии наглядного моделирования.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию. «Составление рассказа «Поздняя осень» Конспект Организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Составление рассказа «Поздняя осень» в средней группе.

Конспект проведения прогулки в подготовительной группе (поздняя осень) Тема: Позаботимся о птицах. Цели: - продолжать закрепление знаний о птичьем мире; - уточнять, чем питаются и где живут птицы, как человек.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Экскурсия в парк. Поздняя осень» (подготовительная группа) Конспект Экологическое воспитание детей подготовительной группы коррекционной направленности Тема: «Экскурсия в парк. Поздняя осень» Подготовила.

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц «Поздняя осень» Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц