Бунин

Литература подвижные игры для детей с овз. Игры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Серия специальных компьютерных игр «Диджей»

Иванова Альбина Тимофеевна, Котикова Алевтина Георгиевна, воспитатели МБДОУ "Детский сад № 105", г. Рязань

Подвижные игры занимают ведущее место, как в физическом воспитании здорового ребенка, так и в процессе физической реабилитации детей с ОВЗ, позволяя на высоком эмоциональном уровне эффективно решать лечебные и воспитательные задачи. По мнению Л.С. Выгосткого. психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения, как в физической, так и в психологической сфере. Участвуя в подвижных играх, дети очень непосредственно и бурно переживают все события игры. Игровыми средствами являются основные движения: ходьба, бег, прыжки, метание, переноска груза, лазание и т.д.

Целенаправленно подобранные подвижные игры, игровые упражнения, игровые задания, развивают мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер, улучшают качество речевого развития, стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей. Игра активизирует образно-эмоциональное мышление, внимание, память, снимает умственное утомление, создает творческую атмосферу, способствует устранению замкнутости, застенчивости. Подвижная игра моделирует ролевые отношения, помогает вступать во взаимодействие с другими детьми в коллективе, что необходимо для формирования навыков общения среди детей с ОВЗ.

Организовывая игру важно создавать благоприятные двигательно-игровые условия для реализации детьми их естественного двигательного потенциала. Принцип "не навреди" является одним из наиболее существенных в организации подвижной игры. Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр. Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью, темпом) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Подбирая подвижные игры необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы нагрузка была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения и утомления. Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игровой деятельности, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что поддерживало непосредственный интерес к игре.

Подвижная игра выступает как средство и метод двигательной активности, используемая в адаптивном физическом воспитании, синтезирует в себе те функции, которые сопутствуют социализации ребенка с ОВЗ.

Проект конспекта подвижной игры "Котел"для детей с ОВЗ.

Возраст детей 5-6 лет.

Котикова Алевтина Георгиевна, воспитатель.

Возраст детей

Вид ОВЗ ребенка

Задержка психического развития

Подвижная игра "Котёл".

Цель воспитателя

Способствовать сплочению детского коллектива; снятию состояния агрессии.

Педагогические задачи:


Образовательные;

Способствовать развитию внимания и произвольной регуляции собственной деятельности. Создать условия для дружеского взаимодействия детей со сверстниками


Коррекционные.

Развитие координации движений. Способствовать развитию умения контролировать своё эмоциональное состояние.

«Котёл» - это ограниченное пространство в группе (например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!», «вода кипит!», …. Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться и выходить за пределы ковра. Тот, кто нарушает правила, выходит из игры. Победителями становятся самые, внимательные и ловкие.

Воспитатель: -Дети, сегодня мы превратимся в капельки воды. Ковер это наш котел. Вы ходите и бегаете по всему ковру в движении, показываете что происходит с водой. Запрещается толкать друг друга и выходить за пределы ковра. Вы все капельки "холодной воды" - ходим по ковру медленно, лениво. "Вода нагревается" - двигаемся немного быстрее, "вода горячая"- еще ускоряем движения, не толкаемся, с ковра не выходим. "Вода кипит"- бегаем.

Если ребенок не выполняет правило, ему можно предложить вместе с воспитателем быть ведущим, или в паре с воспитателем выполнять движения.

Участники встают на ограниченное пространство. По команде ведущего начинаются двигаться в хаотичном порядке в соответствии с командами ведущего. Главное условие - не задевать друг друга, не выходить за пределы обозначенной территории.

Проект конспекта подвижной игры "Вороны" для детей с ОВЗ.

Возраст детей 3-4 года.

Иванова Альбина Тимофеевна, воспитатель

Возраст детей

Младший дошкольный 3 - 4 года

Вид ОВЗ ребенка

Нарушение опорно-двигательного аппарата. ДЦП (диплегия нижних конечностей).

Подвижная игра «Вороны».

Цель воспитателя

Организовать деятельность детей, направленную на развитие способности к подражанию, умению ритмично двигаться.

Педагогические задачи:

Познакомить детей с правилами игры, организовать игровую деятельность.


Образовательные;

Организовать практические упражнения, способствующие развитию умения ориентироваться в пространстве, координации движений.


Коррекционные.

Создать условия для развития умения держать равновесие при приседании на корточки

1 вариант - без помощи взрослого.

Дети стоят «стайкой», изображая ворон, и подражают движениям взрослого, который поет:

Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны:

«Кар-кар-кар!»

Целый день они кричали, спать ребяткам не давали:

«Кар-кар-кар!»

(Дети бегают по группе, размахивают руками, как крыльями.)

Только к ночи умолкают, спят вороны, отдыхают.

Тихо. «Кар-кар-кар!» (А.Ануфриева)

(Садятся на стульчики, руки под щеку-«засыпают».)

2 вариант - все действия выполняются вместе с мамой или взрослым.

Опишите условия, необходимые для проведения игры

Ровная поверхность игровой площадки. Отсутствие лишних предметов во время игры во избежание травматизма. Стульчики для детей с ДЦП стоят вблизи игровой площадки.

Игра средней интенсивности проводится 2-3 раза.

Литература:

1. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. - М., 2002.

2. Стаковская В.Л.Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. -М.:2005.

3. Шапкова Л.В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии СПб.: ″ДЕТСТВО-ПРЕСС″, 2002.

4. Шишкина В.А. Движение + движение: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1992.

5. Роль подвижной игры в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья / URL:

Министерство общего профессионального образования Свердловской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Свердловской области

Камышловский педагогический колледж

(Ограниченными возможностями здоровья)

Исполнитель

Студентка 2 КП группы

Зайкова А.И.

Преподаватель

Митрофанова С.В.

Камышлов, 2015

Подвижные игры для детей с ОВЗ

Об игре, игровом поведении и об играющих написано много как справедливого и верного, так и противоречивого и неточного. Широта интерпретации имеет бесконечное множество толкований – от мистических до научно-передовых. Игра – не порождение скоропроходящей моды, это феномен, отличающийся особым постоянством, объединяющим время, эпохи, поколения. Игра не поддается определению с помощью однозначной дефиниции, однако само понятие игры неразрывно связано со свободой, доброй волей, удовольствием, радостью. Игра – это неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры, связывающий поколения. Это явление изучают философы, социологи, психологи, биологи. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности.

Психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения как в физической, так и в психологической сферах.

Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр.

Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Поэтому при подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения.

Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности.

Качество организации и проведения игры – от выбора до ее окончания – зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми.

Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.

На психофизическое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с тем взрослым, к которому он эмоционально привязан, с которым ему нравится общаться. Именно в игре создаются необходимые условия для возникновения и развития таких отношения.

«Зоопарк»

Цель: развитие воображения, раскованности в движениях.

Количество игроков 4-20 человек.

Инструкция. Все участники по очереди показывают движения, характерные для задуманного ими по условиям игры животного. Остальные пытаются отгадать. Затем участники объединяются в подгруппы по 2-3 человека. Ведущий, указывая на любую подгруппу, дает название животного. Участники, не сговариваясь, вместе изображают одно названное животное. Далее подгруппа также может изобразить какое-либо животное, а другие участники отгадывают – какое.

Методические указания. Игру можно повторять несколько раз.

«Попробуй повторить»

Цель: развитие слуховой памяти, четкости речи.

Инструкция. Ведущий предлагает повторить за ним скороговорки, количество слов в которых постепенно увеличивается:

    Дарья дарит Дине дыню.

    Чащи чаще в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.

    В ночи не кирпичи лопочут на печи. Лопочут на печи в опаре калачи.

    Кукушка кукушонку купила капюшон, кукушонок в капюшоне был очень смешон.

    Шел Саша по шоссе, нес сушки в мешке. Сушку – Грише, сушку – Мише. Есть сушки – Проше, Васюше и Антоше. Есть две сушки – Нюше и Петруше.

Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков – 5-20 человек.

Инструкция. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто назвал тебя, узнай.

С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени изменённым голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.

Вариант: водящий должен узнать голос своей мамы.

Методические указания.

    Во время игры следует соблюдать полную тишину.

    Водящий с остатком зрения или нормально видящий должны закрыть глаза или надеть повязку.

«Догоняй мяч»

Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений.

Количество игроков – 10-12 детей.

Инвентарь: два озвученных мяча.

Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдается по мячу. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.

Методические указания.

    Мячи можно только передавать, но не бросать.

    Количество мячей можно увеличивать.

    Передача мяча осуществляется на уровне пояса или груди.

«Догони колокольчик»

Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Инвентарь: колокольчик.

Инструкция. Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.

Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры.

Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.

Вариант (игра для слабовидящих и зрячих):

Вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратино!».

Методические указания.

    Пары следует комплектовать так: незрячий – ребенок с остатком зрения; зрячий – незрячий.

    Играющим нельзя выходить за пределы площадки.

    Всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты (с колокольчиками и т.п.).

    Если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается не пойманным.

«Лучший нос»

Цель: развитие обоняния.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: несколько одинаковых пакетиков с разными пахучими веществами: апельсиновыми корками, кусочками яблока, чесноком, сыром, перцем, луком (очищенным), кусочком лимона и т.п.

Инструкция. Нужно предложить детям обнюхивать один пакет за другим на небольшом расстоянии. Кто даст больше правильных ответов, тот и победил.

Методические указания. Игру можно повторять 2-3 раза.

«Где стереть?»

Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости.

Количество игроков – 4-10 человек.

Инвентарь: бумага, карандаш, стирательные резинки.

Инструкция. На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности и только те фрагменты рисунка, которые назовет ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т.д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.

Методические указания. Это игра для слабовидящих и нормально видящих детей.

«Запрещенный цвет»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков – 6-8 человек.

Инвентарь: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты

    Собрать только круги (цвет не имеет значения).

    Собрать треугольники красного цвета.

    Собрать как можно больше любых фигур, кроме зеленых.

Возможны и другие варианты.

Методические указания.

    Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).

    Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.

«Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Количество игроков – 10-12 человек.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метров в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание – «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

«Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех бал водящим.

Методические указания.

    От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.

    Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.

    Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

«Что пропало»

Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Оптимальное количество игроков – 5-10 человек.

Инвентарь: несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и др.).

Инструкция. На игровой площадке ведущий раскладывает 4-5 предметов. Дети в течении одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибется меньшее количество раз.

Варианты

    Увеличить количество предметов.

    Уменьшить время запоминания предметов.

    Убрать два предмета.

Методические указания. Для игры следует подбирать такие предметы, которые хорошо знакомы детям.

«Узнай друга»

Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков – 8-12 человек.

Инвентарь. Повязки на глаза.

Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук – ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.

Вариант: если игрок не может узнать другого ребенка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.

Методические указания. Следует позаботиться о том, чтобы игровая площадка была абсолютно ровной, иначе дети с завязанными глазами будут чувствовать себя неуверенно.

«Замок»

Цель: развитие у детей мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения.

Инструкция.

Текст

Движения

На двери весит замок

Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок».

Кто открыть его бы мог?

Повторение движений.

Потянули,

Пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону.

Постучали,

Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя – к себе.

И – открыли!

Пальцы расцепились, ладони в стороны

«Голуби»

Цель: воспитание у детей навыков метания, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.

Количество игроков – 2-10 человек.

Инвентарь: для игры изготавливаются бумажные «голуби» (самолетики и т.д.).

Инструкция. Дети соревнуются, у кого голубь полетит дальше.

Вариант: дети соревнуются со взрослыми.

Методические указания. Игра для детей 5-8 лет, интенсивность малая.

«Сидячий футбол»

Цель: развитие координации движений, укрепление мышц ног и туловища, тренировка меткости, быстроты реакции.

Играют две команды по 4-6 человек в каждой.

Инвентарь: мяч для футбола, кегли.

Инструкция. Дети сидят на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой на расстоянии 2,5-3 метров.

Игрок движением ног вперед отбрасывает мяч сидящему напротив ребенку, тот ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч своему партнеру. За неточный бросок мяча команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.

Варианты

    Ловить отбрасываемый мяч ногами.

    Прокатывать и ловить мяч только одной ногой.

    Сшибать мячом кегли, которые ставят на равном расстоянии между командами; за каждую сбитую кеглю команда получает призовое очко.

Методические указания. Игра для детей от 3 до 14 лет, нагрузка умеренная.

«Ходим в шляпах»

Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышечного «корсета» позвоночника, развитие равновесия, ловкости, координации движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: «шляпа» для каждого игрока – мешочек с песком массой 200-500 г, дощечка, колесико от пирамиды.

Инструкция. Играющие стоят. Детям кладут на голову легкий груз – «шляпу». Проверив осанку детей (голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища), ведущий дает сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по комнате или площадке, сохраняя правильную осанку. Выигрывает тот, у кого «шляпа» ни разу не упала и при этом он не нарушил осанку.

Варианты

    Детям предлагается не ходить, а пританцовывать.

    Пройти по извилистой линии, начерченной на полу мелом.

    Пройти по гимнастической скамейке или переступать через разные предметы на полу или на площадке (кегли, кубики, небольшие игрушки, камешки, шишки и т.п.).

Методические указания.

«Метание мешочков»

Цель: развитие меткости, координации движений, силы мышц конечностей и туловища.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: мешочки с песком, обруч (веревка).

Инструкция. Дети становятся в круг. В центре круга лежит обруч (веревка в форме круга). В руках у детей мешочки. После того как ведущий произносит: «Бросай!», все дети бросают свои мешочки. Ведущий отмечает, чей мешочек упал точно в круг. Задание повторяется 10 раз. Выигрывает тот у кого больше точных попаданий.

Вариант: каждый из играющих (поочередно) становится на линию, прочерченную на расстоянии 3-4 метров от стула, и бросает на него один за другим три мешочка так, чтобы все они остались лежать на стуле. Затем он передает мешочки следующему, который так же бросает их, и т.д. Выигрывает тот у кого больше точных попаданий.

Методические указания.

    Мешочки можно бросать из любого положения (сидя, стоя), одной или двумя руками.

    Если играют дети разного возраста, то малышей можно поставить ближе к цели, а старших детей дальше от нее.

«Солнышко»

Цель: развитие быстроты и точности движений.

Играют не менее 15 человек.

Инвентарь: эстафетные палочки или теннисные мячи.

Инструкция. В центре начерчен круг. Все играющие делятся на пять команд и выстраиваются боком к центру круга. Получается своеобразное солнышко с лучами. Каждый луч – команда. Игроки, первые от центра круга, держат в руках эстафетные палочки. По сигналу они бегут по кругу и передают эстафету игроку, стоящему теперь первым в своей команде. Прибежавший встает в шеренгу на место ближе к центру. Когда начинавши игру окажется с краю и получит эстафетную палочку, он поднимает ее, показывая, что команда закончила игру.

Методические указания.

Во время бега запрещается касаться стоящих игроков, мешать совершающим перебежки. За нарушение правил начисляются штрафные очки.

«Бездомный щенок»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции и точности движений.

Количество игроков – 7-9 человек.

Инвентарь: 6-8 стульев, на один меньше количества играющих.

Инструкция. Стулья ставят по кругу, сиденьями наружу. Участники игры, стоящие по кругу с внешней стороны, по сигналу бегут вправо (влево). По свистку каждый старается занять место, но, поскольку стульев меньше, один игрок остается без места. Он выбывает, а из круга убирают еще один стул. Выигрывает тот, кто остается последним.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.

«Мяч по кругу»

Цель:

Количество игроков – 5-15 человек.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция. Играющие образуют круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера – одна команда, вторые номера – другая. Два рядом стоящих игрока – капитаны, в руках у них по мячу. По сигналу капитаны передают мяч по кругу игрокам своей команды, то есть через одного. Мяч должен как можно быстрее вернуться к капитану.

Методические указания. Можно условиться и передавать мяч три раза по кругу. Если мячи столкнулись, игру продолжают с этого момента.

«Эстафета с обручем»

Цель: развитие внимания и точности движений.

Количество игроков – 10 человек.

Инвентарь: обручи.

Инструкция. Играющие образуют круг по пять человек, они выстраиваются шеренгами друг против друга. Расстояние между игроками в командах 1,2-2 шага. Первому (капитану) в каждой команде дают обруч. По свистку капитаны пропускают обруч сверху вниз через себя, опускают его, а затем передают соседнему игроку. Тот делает то же самое, передает третьему и т.д.

Методические указания.

    Игра длится до тех пор, пока обруч не вернется к капитану.

    Выигрывает команда, которая быстрее закончила игру и не совершила ошибок.

    Игра проводится 3-4 раза.

«Сбей кеглю»

Цель: обучение дифференцировке усилий, развитие глазомера, точности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: кегли, кубики, игрушки.

Инструкция. Перед каждым участником на расстоянии 2-3 метров стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу. Выигрывает тот, кто сбил предметы большее число раз.

Методические указания. Игра малой интенсивности, может повторяться неоднократно.

«Шишки, желуди, орехи»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, точности движений.

Количество играющих – более шести.

Инструкция. Играющие встают по трое, один за другим, лицом к центру, где стоит водящий. Первые в тройках – «шишки», вторые – «желуди», третьи – «орехи». По сигналу водящий произносит любое из трех названий, например «орехи». Все играющие «орехи» должны поменяться местами. Водящий стремится встать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Можно выкрикнуть два названия и даже три. Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.

Методические указания. По желанию детей эту игру можно проводить несколько раз.

Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ

Проблема группы детей с ОВЗ в том, что контингент неоднороден, одновременное усвоение программного материалы затруднено, поэтому важное значение в общих коррекционных мероприятиях имеет взаимосвязь воспитателя, психолога и логопеда. При определении содержания и этапов коррекционного обучения, а так же при разработке методов обучения, следует исходить из современных представлений о генезисе, психофизиологических механизмах освоения пространства, основных закономерностей становления сенсорных, познавательных способностей детей. Для образования самых элементарных знаний о пространстве необходимо накопление большого количества конкретных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности, а также является необходимым средством обучения в сенсорном воспитании, в процессе социальной адаптации и создает основу для успешного овладения учебной деятельностью (счетом, чтением, письмом).
Формирование пространственных представлений у детей данной категории имеет сложную структуру, складывается поэтапно, проходя длительный и сложный путь. Одна из первостепенных задач обучения заключается в обогащении двигательного опыт ребенка, формировании на этой основе представлений о схеме тела, собственной позиции среди окружающих предметов, основных направлениях пространства и ориентировке в нем помогают детям с ОВЗ легче и быстрее научиться ориентироваться в окружающем мире.
В процессе коррекционно-развивающей работы создаются такие условия, чтобы у детей вырабатывалась установка на успех, на принятие помощи взрослого. При этом упражнения подбираются с таким учетом, чтобы ребенок самостоятельно смог увидеть свои ошибки и исправить их. Задачи воспитателя:
-повысить у детей познавательную активность;
-обогатить содержательными пространственными отношениями;
-создать эмоциональный настрой на предстоящую самостоятельную и совместную с ребенком деятельность.
Практика показала, что использование занимательного игрового материала для детей с ОВЗ помогает сохранить непрерывность обучения восприятию пространства и ориентировали в нем. Таким образом, использование дидактических игр по восприятию пространства и ориентировки в нем способствует личностному становлению ребенка с ОВЗ и максимально ранней социальной адаптации.

Нами представлены коррекционно-развивающие игры.

Игры на развитие памяти:
«Нарисуй фигуру»
Ребенок закрывает глаза, ему дают потрогать геометрическую фигуру, затем ее убирают. Ребенок по памяти должен нарисовать фигуру.
«Узнай предмет»
Цель: развитие тактильной памяти.
Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, ребенок сам должен догадаться о том, что это вещь. После того, как ряд предметов (3-10 предметов) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнять две мыслительные операции – узнавание и запоминание.
«Выкладывание по памяти»
Ребенку показывают карточки с геометрическими фигурами, которые они потом выкладывают по памяти.
«Выучи стихотворение»
Ребенку зачитывается короткое стихотворение или четверостишие, которое нужно выучить через как можно меньшее количество повторений.
«Запомни картинки»
Из набора 20-30 картинок выбрать 10 и предъявить ребенку для запоминания в течение 20 секунд. Затем убрать, узнать – сколько картинок запомнил ребенок.
«Запомни слова»
Зачитать ребенку по 10 простых слов для запоминания. Стремиться к полному запоминанию списка.
Игры на развитие внимания:
«Четыре стихии»
По команде педагога ребенок выполняет определенные движения руками.
«ЗЕМЛЯ» - опустить руки вниз
«ВОДА» - вытянуть руки вперед
«ВОЗДУХ» - поднять руки вверх
«ОГОНЬ» - вращать руками в локтевых и лучезапястных суставах.
«Угадайка»
Для этого упражнения понадобится набор карточек с изображением разных предметов. Чем разнообразнее, тем лучше. Для этого подойдут материалы предметных «лото». Педагог раскладывает перед ребенком 30-40 карточек.
Инструкция: «Я сейчас загадаю один из предметов, изображенных на карточках. Попробуй угадать, что я загадала, не более чем за 20 попыток. Для этого задавай мне вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Если ребенку трудно понять, о чем идет речь, подскажите ему «Представь, что я загадала этот карандаш. Какие вопросы ты мог бы задать, чтобы догадаться? Например «Это пишет?» или «Это длинное?» и т.д.
Некоторые дети пытаются угадывать, перечисляя подряд все предметы. В этом случае необходимо показать им, что это неэффективный способ, и предложить задавать вопросы о свойствах этих предметов. Можно даже сделать ему подсказку: подготовить карточку с пунктами относительно которых имеет смысл задавать вопросы: форма («Это круглое?»), цвет («Это красное?») , размер («Это длинное?»), вес («Это легкое?»), функция («Из этого едят?»), материал («Это деревянное?»).
«Найди слова»
На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
«Найди отличия»
Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включению в регуляцию деятельности. Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.
«Ищи безостановочно»
В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.
На развитие мышления:
«Помоги художнику»
Дидактическая задача: учить детей создавать образы на основе схематического изображения.
Педагог сообщает детям, что один художник не смог дорисовать картину до конца и попросил ребят помочь ему закончить работу. Педагог показывает детям схематического изображение человека и говорит, что сейчас они все вместе помогут художнику. Ребята будут придумывать, как эту картину можно закончить, а воспитатель нарисует все, что дети придумают. Педагог последовательно задает детям вопросы: кто здесь нарисован (мальчик или девочка?)? Какого цвета глаза, волосы? Как одет, что несет в руках? И т.д. Дети по-разному отвечают, взрослый обсуждает с ними ответы и выбирает наиболее интересные. Самые интересные ответы воспитатель использует при дорисовке картины, постепенно превращая схему в рисунок.
Когда рисунок будет готов, можно предложить детям придумать историю про нарисованного человечка. Если дети затрудняются, следует помочь им наводящими вопросами.
«Составление предложений»
Даются начальные буквы (например, В-С-Е-П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения, например, «Всей семьей ели пирог».
«Кто назовет больше признаков»
Ведущий называет предмет окружающей обстановки, и игроки по очереди должны, не повторяясь, назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовет последний признак.
На развитие воображения:
«Как это можно использовать»
Педагог называет обычный предмет. Например «книга». Ребенок придумывает как больше способов ее использования.
«Буквы»
Педагог дает ребенку картинки с нарисованными буквами, ребенок дорисовывает каждую букву до какого-нибудь предмета.
«Волшебные кляксы»
Ребенок рассматривает кляксы и воображает, на что каждая из них похожа. Можно так же дорисовать кляксы до разных предметов.
Библиографический список:
1. Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. «Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике»/ Г.В. Гуровец, Я.Я. Ленок. Ж. Дефектология, 1996. - №3. – 77 с.
2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников»/ А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Бук-Мастер, 1993. – с. 100-118
3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. «Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»/ И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. – М.: Академия, 2001. – с. 102-103.
4. Логинова В.И., Саморукова П.Г. «Дошкольная педагогика» / В.И. Смирнова. Санкт-Птеербург «Детство-Пресс», 2003. – 62, 100, 106 с.

Использование подвижных игр на занятиях по физической культуре с целью повышения двигательной активности и снятия закомплексованности детей с ОВЗ

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения.

Инклюзивное образование - процесс создания оптимального образовательного пространства, ориентированного на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого дошкольника.

Этап дошкольного детства — время вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему - дошкольное обучение и воспитание.

В настоящее время часто происходит так называемое стихийное включение детей с отклонениями в развитии в среду здоровых сверстников, особенно в сельской местности. Дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Нахождение детей с ОВЗ в одном помещении и в одно и то же время с нормально развивающимися сверстниками способствует сокращению дистанции между данными категориями дошкольников. Однако способность включиться в обычную группу детей характеризует не только возможности самого ребенка с ОВЗ, но и качество работы дошкольного учреждения, наличия в нем адекватных условий для развития воспитанников с особыми потребностями. Поэтому для полноценной функциональной и социальной инклюзии необходима особая организация предметного взаимодействия, межличностных контактов и общения, равноправное партнерство, снятие социальной дистанции.

Так, например, можно наблюдать малую двигательную активность детей с ОВЗ на занятиях по физической культуре, что ведет к стеснению, смущению, закомплексованности в связи с индивидуальными особенностями организма.

Специфика занятий физкультурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на коррекцию физического, но и психического здоровья. Основными задачами на каждом занятии являются коррекция и профилактика осанки, плоскостопия, ходьбы, бега и других естественных движений, активизация вегетативных функций и укрепление мышечного корсета. Именно поэтому занятия с данными детьми должны носить коррекционно-развивающую направленность, а так же должны быть эмоционально насыщенны.

Как уже говорилось, дети с ОВЗ часто закомплексованы и эмоционально, и физически. Только в играх дети раскрепощаются полностью, и только в играх можно достичь наилучших результатов в освоении ими физических навыков и умений, обеспечить естественную потребность в движении. Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движение. Свободное применение достаточно освоенных навыков в разных ситуациях создает больше возможности для проявления дошкольниками активности и творчества.

Через игры легче всего приобщить ребенка к занятиям физической культурой. Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется на занятиях с помощью физических упражнений и подвижных игр. Игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованы.

Пожалуй, именно игра является лучшим средством воспитания личности ребенка.

Широкое использование в своей практике подвижных игр в совокупности с целостной системой мер по физическому воспитанию поможет добиться желаемого результата. Главная цель - активизировать все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух. Игра должна приносить ребенку положительные эмоции. Активные действия в игре также помогают детям с ОВЗ устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр.

Для ребенка самая большая радость в игре - это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, - все это является постоянно действующим стимулом и огромной ценностью подвижной игры, как средства повышения двигательной активности.

Сам процесс игры всегда связан с новыми ощущениями и эмоциями. Игры привлекают детей своим познавательным содержанием, эмоциональной окрашенностью, теплотой отношений, неповторимыми переживаниями. Насколько результативным, в плане физического и психического воспитания оказались подвижные игры, можно судить по поведению детей: старательны, в глазах радость, сосредоточены, активны.

Полезными отмечаю подвижные игры, в которых создается ситуация, усиливающая взаимозависимость друг от друга. Навыки общения, полученные в таких ситуациях, легче всего переносятся на другие виды деятельности, в обычные жизненные условия.

Ниже приведены примеры игр, которые можно использовать на занятиях по физической культуре в качестве освоения основных навыков движения с учетом некоторых ограниченных возможностей детей:

«Зоопарк».

Цель: развитие воображения, раскованности в движениях.

Количество игроков - 4-20 человек.

Инструкция. Все участники по очереди показывают движения, характерные для задуманного ими по условиям игры животного. Остальные пытаются отгадать. Затем участники объединяются в подгруппы по 2-3 человека. Ведущий, указывая на любую подгруппу, дает название животного. Участники, не сговариваясь, вместе изображают одно названное животное. Далее подгруппа также может изобразить какое-либо животное, а другие участники отгадывают - какое.

«Узнай по голосу»

Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков - 5-20 человек.

Инструкция. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто назвал тебя, узнай.

С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени изменённым голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.

Вариант: водящий должен узнать голос своей мамы.

Методические указания.

· Во время игры следует соблюдать полную тишину.

· Водящий с остатком зрения или нормально видящий должны закрыть глаза или надеть повязку.

«Догоняй мяч»

Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений.

Количество игроков - 10-12 детей.

Инвентарь: два озвученных мяча.

Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдается по мячу. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.

Методические указания.

· Мячи можно только передавать, но не бросать.

· Количество мячей можно увеличивать.

· Передача мяча осуществляется на уровне пояса или груди.

«Догони колокольчик»

Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков - 10-12 человек.

Инвентарь: колокольчик.

Инструкция. Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.

Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры.

Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.

Вариант (игра для слабовидящих и зрячих):

Вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове.

Методические указания.

· Пары следует комплектовать так: незрячий - ребенок с остатком зрения; зрячий - незрячий.

· Играющим нельзя выходить за пределы площадки.

· Всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты (с колокольчиками и т.п.).

· Если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается не пойманным.

«Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех бал водящим.

Методические указания.

· От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.

· Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.

· Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения.

Таким образом, двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку.

Подвижные игры способствуют снятию закомплексованности ребенка, повышают его интерес к двигательной активности.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Составитель: инструктор

по физической культуре

1. Мотальщики ».

Инвентарь : деревянная палка – длина 20 см, диаметр – 1 – 1,5 см, веревка – 1 – 1,5 м. Веревка привязана к палке.

Игра сначала проводится на качество:

1 вариант – палку держать двумя руками;

2 вариант – одной рукой палку, другой рукой веревку.

Затем игру можно проводить на скорость.

2. «Вратарь ». Игра проводится для развития быстроты реакции и подвижности рук.

Инвентарь : гимнастическая палка, 2 стойки, мяч.

Занимающийся сидит на полу, выполняя роль вратаря. Ворота определенных размеров – как удобно ребенку. Для того чтобы отбивать мяч, он держит в руках гимнастическую палку горизонтально. Сначала мяч направляют прямо на вратаря, затем немного изменяют направление мяча влево, вправо.

3. «Поймай мяч» Игра проводится для развития реакции и укрепления мышц плечевого пояса.

Инвентарь: большой резиновый мяч, подвешенный в сетке к перекладине.

Занимающийся сидит на стуле (на скамейке, на полу). Ему передают мяч, который он ловит на уровне груди. Поймав мяч, старается отправить мяч назад партнёру.

Когда ребенок начнёт уверенно ловить мяч, можно использовать не подвешенный, а затем

Использовать мячи разные по размеру.

4. «Дартс». Игра поводится для развития умения метать и коррекции зрения.

Инвентарь : мишень и дротики.

Учащийся сидит на стуле или на скамейке. Мишень лежит на полу. Из этого исходного положения ребенок сначала учится бросать дротик так, чтобы он воткнулся в мишень. Затем старается набрать наибольшее количество очков.

5. «Мушкетёры».

Инвентарь: пластмассовые гимнастические палки.

Проводится в стиле фехтования. Чтобы занимающемуся было проще выполнять движения с палкой, он держит её двумя руками. Палка расположена вертикально.

6. «Готов – падаю!». Игра проводится для установления доверительного контакта между учащимся и педагогом.

Ребёнок сидит на полу или на скамейке спиной к преподавателю. Он задаёт вопрос педагогу: «Готов?». Педагог отвечает: «Готов!». Ученик предупреждает: «Падаю!». Педагог: «Падай». После этого учащийся, отклоняясь назад, падает на руки сзади сидящему преподавателю.

7. «Рыбалка». Игра проводится для развития вестибулярного аппарата.

Инвентарь: фитбол, предметы различной величины, палка с крючком.

1 вариант – учащийся ложится животом на фитбол. Преподаватель страхуя его за ноги, опускает вниз головой. Занимающийся должен поочередно поднимать предметы с пола, которые находятся перед мячом левой рукой, правой рукой, двумя руками одновременно.

2 вариант – учащийся сидит на стуле, двумя руками держит палку, на конце которой крючок. С помощью крючка он должен достать предметы, которые расположены на полу, на скамейке, на уровне коленей.

8. «Штангист». Игра проводится для развития плечевого пояса.

Инвентарь: 2 стойки, гимнастическая палка.

Учащийся лежит на полу на спине, палку держит двумя руками. Стойки стоят слева и справа. Занимающийся должен сначала поочередно поддеть палкой стойки, а затем выпрямляя руки переставить стойки.

9. «Кегельбан». Игра проводится для развития мышц плечевого пояса и нижних конечностей.

Инвентарь: кегли, мячи, клюшка, 2 стойки.

1 вариант – занимающийся сидя на стуле или скамейке, толкает подвешенный мяч от груди двумя руками. Старается сбить, стоящие впереди на определенном расстоянии кегли.

2 вариант – сидя на стуле или на полу метает мяч, чтобы сбить наибольшее количество кеглей. На полу мяч можно катать.

3 вариант – сидя на стуле, перед ногами большой резиновый мяч. Пнув одной ногой или двумя ногами мяч, сбить кегли. Кегли ставят близко к играющему. По мере успешного выполнения упражнения кегли можно отставлять дальше.

4 вариант – учащийся сидит на полу или на стуле, в руках у него клюшка. Перед ним расположены ворота, в которых стоят кегли. Отбивая клюшкой мяч, ребенок должен сбить кегли. Клюшка должна быть по размеру занимающемуся

10. « Подоить корову». Игра проводится для развития мелкой моторики.

Инвентарь : резиновая перчатка с дырочкой в указательном пальце, ведро, вода.

В перчатку наливают воду и завязывают. Импровизированное вымя подвешивают на верёвке. Учащийся должен, нажимая на перчатку, освободить её от содержимого.

Задание можно выполнять одной рукой, двумя руками, медленно и на время.

11. «Музыкант». Игра проводится для развития мышц внешней и внутренней сторон бедра, для мышц шеи.

Инвентарь: музыкальные тарелки, шляпа с колокольчиками.

1 вариант – учащемуся к внутренней стороне колена привязывают музыкальные тарелки. Разводя в стороны колени и приводя их обратно, занимающийся должен исполнить заданный ритм.

2 вариант – ребёнку одевают шляпу с колокольчиками. Он выполняет повороты вправо – влево, круговые движения, наклоны головы вперед – назад.

Можно создать какую – нибудь мелодию.

12. «Завязать узел». Игра проводится для развития мелкой моторики.

Инвентарь : платок, веревка 30 см.

Ученику завязывают платком глаза и дают в руки верёвку. Он должен сделать как можно больше узелков на верёвке. Можно проводить игру на качество, количество и скорость. Так же это можно сделать в паре.

13. «Волшебный узелок». Игра проводится для развития мелкой моторики.

Инвентарь : гимнастическая палка, несколько узелков.

Учащийся должен достать гимнастической палкой узелок. Развязать его и найти внутри узелка сюрприз за хорошее поведение и старание, которое он проявил на занятиях. Узелков может быть несколько, но сюрприз только в одном. Игра проводится в конце занятий.

14. «Грибники». Игра проводится для развития быстроты реакции.

Инвентарь : 2 корзинки, паралоновые грибы и ягоды.

1 вариант – собрать грибы и ягоды в одну корзину. Можно на время.

2 вариант – поочерёдно ягоды в одну корзину, грибы в другую, рукой которой удобно.

3 вариант – правой рукой собирают ягоды, левой рукой грибы и наоборот.

4 вариант – собрать всё с завязанными глазами.

15. «Составь своё имя».

Инвентарь: карточки, на которых написана каждая буква имени и фамилии ученика.

Учащийся лежит на полу на спине. По бокам слева и справа лежат карточки. Например: Иванов – И справа, В слева и т. д. Выполняя перекат влево, ребёнок должен найти определенную букву, то же вправо. Таким образом составить свои имя и фамилию. Если карточек нечетное количество, можно добавить знаки препинания, например – восклицательный знак «!».

16. «Переправа». Игра проводится для развития силы плечевого пояса.

Инвентарь: гимнастическая стенка, веревка, гимнастическая палка.

1 вариант - учащийся сидит в кресле лицом к гимнастической стенке на расстоянии от неё 1 м, 2 м и т. д. К стенке привязывают верёвку, за которую ученик держится двумя руками. Переставляя по верёвке правую левую руки, подъехать к стене.

2 вариант – веревку накручивать на палку. Занимающегося зафиксировать к спинке кресла и страховать.

17. «Кольцо Сатурна». Игра проводится для развития ловкости.

Инвентарь : малый резиновый мяч.

Учащийся сидя на скамейке, должен обвести мяч вокруг шеи и вокруг туловища. Задание можно выполнять на качество, а затем на скорость.

18. «Паутина».

Инвентарь: 2 верёвки.

Учащийся сидит на стуле или в кресле. Педагог фиксирует веревочки слева и справа, так чтобы они перекрещивались. Сделав поворот вправо, ребёнок должен левой рукой отцепить верёвку, то же в другую сторону.

19. «Пчёлка». Игра проводится в подготовительной части.

Инвентарь: 6 жёлтых бумажных полосок.

Учащийся сидит в кресле. Педагог прикрепляет полоски справа и слева, так чтобы они были параллельно друг другу. Ученик, поворачиваясь то влево то вправо, должен отцепить полоски по порядку: сверху – вниз и снизу – вверх.

20. «Выбей шар».

Инвентарь: обруч, мячи, деревянные бруски.

1 вариант - на пол кладут обруч, в него мячи. Учащийся, сидя на полу, должен оттолкнуть мяч от себя, так чтобы выбить из обруча мячи.

2 вариант – сложить из мячей пирамиду, которую ребенок должен сбить.

3 вариант – то же, «Городки».

21. «Встреча». Игра проводится в основной части.

Инвентарь: 2 резиновых мяча.

Педагог и учащийся сидят друг против друга. Их задача прокатить мячи так, чтобы они встретились.

22. «Путешествие». Игра проводится в подготовительной части.

Инвентарь: 6 пирамид, флажки, воздушные шарики .

В зале располагают 6 станций, обозначенные пирамидами.

1 вариант – за одной из пирамид кладут флажок. Учащийся в кресле должен поочереди объехать все станции и найти заданный предмет.

2 вариант – маршрут выбирает сам ученик.

3 вариант – за пирамидами кладут разные предметы, но найти надо только флажок.

4 вариант – к каждой пирамиде привязывают воздушные шары, которые ребёнок должен собрать.

5 вариант – на каждой станции ученик должен выполнить заданное упражнение.

23. «Настольные городки». Игра проводится для развития глазомера и ловкости.

При броске игроку надо управлять битой – катапультой – это дощечка с двумя стояками высотой до 80 мм, между которыми натянута резинка. С помощью этой катапульты городошник и направляет свою биту в городки. Городошная бита - это палочка длиной 4-5 см. Катапульта переносная, её можно ставить на дальнюю линию боя и на ближнюю. Для того, чтобы палочка – бита не улетела далеко, к краю стола за квадратом, где ставятся городки, крепиться бортик размером 20x20 см.

Городки – круглые палочки длиной 3 -4 см. Городки устанавливаются в фигуры, как в обычных городках.

24. «Игольное ушко». Игра проводится для развития ловкости.

Для игры требуется деревянная планка длиной 40 – 50 см, прикреплённая к стойке высотой 50 – 60 см. Снизу для устойчивости стойка крепится на плоском диске или крестовине. К перекладине на крючках подвешиваются вырезанные из тонкой фанеры «иголки». Длина ушка иголки 12 – 14 см. В это ушко должен пройти «верблюд », который расположен на палочке – «нитке». Высота верблюда 10 – 11см.

Под каждой иголкой подвешен колокольчик. Задача игрока – провести верблюда через игольное ушко, не задев при этом иголку. Если игрок проведет верблюда вперёд и назад, получает 1 очко, за второй ход – 2 очка, за третий – 3 очка.

25. «Воротца». Игра проводится для развития ловкости.

На столе устанавливается деревянный брусок с вырезанными в нём пятью арками-воротцами различной ширины. Над каждой аркой пишется цифра – от 1 до 5. Эти цифры обозначают число очков, которые начисляются игроку, загнавшему ударом своего шара белый игровой шарик в арку.

Чтобы шарик не улетал за пределы игрового поля, по краям стола устанавливаются защитные бортики. Для игры нужно несколько разноцветных шариков (по числу игроков) и один белый, игровой.

Игровой шарик помещают в центре поля. По нему нужно ударить своим шариком сначала с открытыми глазами, потом с закрытым правым глазом, затем с закрытым левым глазом, выполнить с закрытыми глазами. Если белый шарик не попал в арку, играющий теряет право хода и в игру вступает следующий. В случае попадания в воротца игроку начисляется то количество очков, которое значится над аркой. Игра ведётся до 50 очков.

26. «Корытце». Игра проводится для развития ловкости.

Для игры требуется продолговатое деревянное корытце (его можно заменить прямоугольным удлинённым ящиком с невысокими стенками). Внутри корытца устанавливаются восемь перегородок. Они образуют секторы под номерами от «0» до «9».Высота перегородок равна высоте стенок корытца, но перегораживают они его лишь на половину ширины.

Перед началом игры следует положить в нулевой сектор 10 шариков. Взяв корытце в руки, осторожно покачивать его так, чтобы шарики перекатились из нулевого сектора во второй, потом в третий и т. д., причём делать это нужно так, чтобы ни один шарик не попал в девятый сектор. Как только один из шариков попадает в штрафной сектор, игра прекращается. Корытце ставят на стол и подсчитывают очки. Например, если во втором секторе находятся 2 шарика, значит, игрок получает 4 очка (2x2). В пятом секторе оказались три шарика, следовательно, игроку начисляется 15 очков (3x5). Побеждает игрок, набравший наибольшее количество очков за один ход.

27. «Точный бросок».

Для игры используются малые резиновые мячи и сделанный из картона домик. Задача выполняющего метание мяча попасть в окно домика. Учащийся сидит на стуле. Расстояние определяется возможностями ребёнка. Сначала стул от домика расположен близко. Учащемуся дают 5 попыток, чтобы он попал в окно. Если 4 попытки из 5 удачные, стул можно отодвинуть на несколько см.

28. «Теннис».

При игре в настольный теннис занимающийся держит ракетку двумя руками, локтями опирается о стол. Педагог посылает шарики один за другим прямо по направлению относительно учащегося. Ребёнок должен постараться отбить каждый шарик.

Для того, чтобы ученик выполнил подачу, педагог набрасывает ему шарик невысоко вертикально вверх. Так же можно использовать приспособление, к которому подвешивают шарики. Учащийся старается нанести точный удар по шарику.

29. «Воздушный бильярд». Игра проводится для развития ловкости.

Для игры изготавливают раму и стойки из деревянных планок. Высота рамы 50 см, длина 60 -70 см. К горизонтальной перекладине рамы на бечёвке подвешиваются 10 деревянных шаров. Они висят на одном уровне, в 25 см от поверхности стола. Шары размещают на равном расстоянии друг от друга. Каждый шар имеет свой номер. К центру перекладины прикреплена деревянная стойка высотой 25 см. К ней привинчена подвижная рейка длиной 60 см. С её конца на шнуре длиной 75 см свисает ударный шар. Этим шаром играющий должен попасть в шары, подвешенные к раме. Ударный шар посылается кием.

Играющий должен попасть в шары в порядке их номеров. Перед ударом он объявляет номер шара, по которому бьёт. После удачного попадания получает право ещё на один ход. Если он совершил промах или попал в шар с другим номером, он теряет ход и уступает место следующему игроку.

Победителем считается игрок, который первым попадёт во все шары.

30. «Ягоды, овощи, фрукты».

Инвентарь: три карточки – красная, зелёная, синяя.

Перед учащимся кладут три карточки: красная – ягоды, зеленая – фрукты, синяя – овощи. По заданию педагога ученик выполняет движение (например, повороты вправо – влево). Внезапно педагог произносит одно из слов (например, «груша»), занимающийся должен поднять зелёную карточку.

31. «Вперёд – назад». Игра проводится на внимание, а также при разминки.

Педагог называет любое число: если оно чётное, ученик должен проехать вперёд; если число нечётное, то играющий должен проехать назад.

32. «Внимание – начинаем».

Педагог показывает в определённой последовательности упражнения под номерами 1, 2, 3, 4, 5 и т. д. Затем даёт команду: «Упражнение 3 начинай!» Занимающийся должен выполнить упражнение 3.

33. «Простая арифметика». Игра проводится на внимание в заключительной части занятий.

Педагог называет одно за другим разные числа, а ученик после каждого числа называет следующее по порядку. Если в этом числе окажется нуль – поставить руки на пояс, два нуля – руки вперёд, три нуля – руки к плечам.

34. «Всё наоборот». Игра проводится в подготовительной части занятий.

Педагог показывает упражнения, а занимающийся повторяет за ним, но в противоположном направлении. Например, педагог выполняет наклон вправо, а ученик влево.

35. «Чуткий часовой».

Инвентарь: мячи, кегли, кубики, платок.

Ученик с завязанными глазами сидит на полу, вокруг него раскладывают мячи, кегли, кубики. Педагог осторожно приближается к предметам, чтобы взять один из них. Занимающийся, заслышав шаги или шорох, должен указать направление, откуда доносится звук.

Можно привлечь к игре родителей, присутствующих на занятиях.

36. «Приставь нос». Игра проводится для развития ориентировки в пространстве.

Инвентарь: ватман, на котором нарисовано лицо клоуна, бумажный нос с кусочком пластилина, платок.

Ватман с лицом клоуна без носа располагают на стене таким образом, чтобы ученику было легко дотянуться до листа. Игроку завязывают глаза, поворачивают кресло три раза.

После того как кресло поставят напротив листа, ученик должен подъехать к нему и приставить нос клоуну.

Педагог осуществляет страховку и руководит действием ученика (подсказывает сколько ему проехать и когда остановиться).

37. «Штрафной бросок». Игра проводится при обучении метанию.

Инвентарь: обруч, мяч, платок.

Занимающийся сидит на стуле. Перед ним на полу кладут обруч. Затем завязывают ученику глаза и дают мяч. Игрок должен выполнить бросок и попасть в обруч.

38. «Чувство времени». Игра проводится в заключительной части занятий.

Педагог даёт ученику задание, которое он должен выполнить втечение определённого времени. Когда время, по его мнению, истекает, он должен завершить упражнение. Например, выехать из зала и вернуться обратно через одну минуту; переложить мячи справа налево втечение 20 секунд и т. д. Педагог засекает время.

39. «Чёрный ящик». Игра проводится в заключительной части занятий.

Инвентарь: ящик, мяч и т. д.

В ящик кладут предмет (например, мяч). Ученик задаёт вопросы педагогу, на которые он отвечает только «Да» или «Нет». Игрок может задать 10 вопросов, после чего должен сказать, что лежит в ящике.

40. «Солнце, заборчик, камешки». Игра проводится на внимание и в подготовительной части занятий.

Педагог постепенно увеличивая темп в любом порядке, даёт ученику команды: «Солнце», «Заборчик», «Камешки». Занимающийся по команде «Солнце!» растопыривает пальцы на руках, по команде «Заборчик!» смыкает пальцы и выпрямляет ладони, руки сжимает в кулаки по команде «Камешки!».

41. «Так и этак». Игра проводится на внимание, в подготовительной и заключительной частях занятия.

При выполнении упражнения педагог произносит слово «так», ученик должен повторить задание. Если педагог скажет «этак» и выполнит какое – нибудь движение, то игрок не повторяет это движение.

42. «Разложи вслепую». Игра проводится в заключительной части.

Инвентарь: 3 комплекта палочек, в каждом комплекте по 15 штук. Каждый комплект разного цвета и разной длины.

Ученику завязывают глаза. Задача игрока состоит в том, чтобы рассортировать палочки по размерам и разложить их в отдельные кучки.

Игру можно усложнить, если палочки будут отличаться по двум признакам: например, по длине и по толщине. Также можно в игру привлечь родителей, присутствующих на занятиях.

43. «Кто летит?». Игра проводится для развития реакции и внимания.

Педагог произносит: «Голубь летит», - и поднимает руки вверх, ученик делает то же самое. Затем он называет других птиц и насекомых. Неожиданно он вставляет: «Корова летит» или «Стол летит». В этих случаях руки поднимать не нужно.

44. «Репка». Игра проводится для развития силы рук.

Инвентарь: набивной мяч весом 1 кг, верёвка длиной 3 м. Верёвку привязывают к набивному мячу.

Ученик сидит на стуле. Мяч кладут напротив на расстоянии 2,5 м. Конец верёвки дают занимающемуся. По сигналу игрок должен перетянуть мяч к себе.

45. «Что изменилось?». Игра проводится на внимание.

Инвентарь: игрушки.

На видном месте ставят в беспорядке 10 -15 различных игрушек (или других предметов), Играющий должен внимательно их рассмотреть, после чего отворачивается. Педагог в это время переставляет 2 – 3 игрушки на другие места (или снимает, добавляет, заменяет другими). После сигнала ученик поворачивается и определяет, что изменилось.

Педагог выполняет разные движения и ученик должен их выполнять вместе с ним. Но одно движение – запретное, его нельзя выполнять. Например, запрещено выполнять движение «руки к плечам». Когда педагог выполнит запретное движение и ученик повторит его, то он должен будет ладошками исполнить заданный ритм.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом). Методическое пособие / Под редакцией.- СПб, СПбГАФК им. , 2003, - 228с.

2. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа. / Автор составитель / Под общей редакцией. – СПб, СПбГАФК имени, 2003, - 240с.

3. риентирование по тропам. – Екатеринбург, 1998, - 68 с.

4. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. . – М.: Советский спорт, 2002. – 212 с.

5. Социально – педагогическая реабилитация детей с ДЦП / Под редакцией. – М.: МГСУ, 2001. – 198 с.

6.Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: Учебное пособие / Авторы составители, / Под ред. . – М.: Советский спорт, 2004.- 296 с.: ил.

7. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. . – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

8. портивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений / Пер. с нем. ; Науч. ред. рус. текста. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 112 с.

Дополнительная литература

1. Литвинова народные подвижные игры: Пособие для

воспитателя дет. сада / Под ред. . – М.: Просвещение, 1986. – 79 с., ил.

2. Подвижные игры для 2 класса , как дополнительный материал в содержании третьего урока физической культуры / Сост. . – Петрозаводск: 1995. – 48 с.

3. Развивающие игры. – СПб.: Дельта, 1998. – 208 с.

4. 300 подвижных игр для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники, . – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000. – 224 с.: ил.