Бунин

Методика диагностики стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях). Процедура и этапы исследования. Теперь рассмотрим, как различаются копинг-стратегии в мужской и женской частях выборки, т.е. у юношей и девушек, учащихся в МГУ и

Методика адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В. М. Бехтерева.

Инструкция .

Мы интересуемся, как люди справляются с проблемами, трудностями и неприятностями в их жизни. На бланке представлено несколько возможных путей пре­одоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете опре­делить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются. Все Ваши ответы отстанутся неизвестны посторонним. Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных про­блем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспо­коиться. Опишите эту проблему в нескольких словах.

Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее прием­лемых вариантов ответа для каждого утверждения.

2. Стараюсь сделать все так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему.

3. Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-либо предпринять.

4. Пытаюсь отвлечься от проблемы.

5. Принимаю сочувствие и понимание кого-либо.

6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим возможность увидеть, что мои дела плохи.

7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше.

8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справиться с ситуацией.

9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора.

10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах.

11. Пытаюсь различными способами разрешить проблему, пока не найду наиболее под­ходящий.

12. Доверяю свои страхи родственнику или другу.

13. Больше времени, чем обычно, провожу один.

14. Рассказываю людям о ситуации, так как только ее обсуждение помогает мне прийти к ее разрешению.

15. Думаю о том, что нужно сделать для того, чтобы исправить положение.

16. Сосредоточиваюсь полностью на решении проблемы.

17. Обдумываю про себя план действий.

18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно.

19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он мне помог чувствовать себя лучше.

20. Проявляю упорство и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации.

21. Избегаю общения с людьми.

22. Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать проблемы.

23. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше осознать проблему.

24. Иду к другу за советом – как исправить ситуацию.

25. Принимаю сочувствие, взаимное понимание друзей, у которых та же проблема.

26. Сплю больше обычного.

27. Фантазирую о том, что все могло быть иначе.

28. Представляю себя героем книг или кино.

29. Пытаюсь решить проблему.

30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного.

31. Принимаю помощь от друга или родственника.

32. Ищу успокоение у тех, кто знает меня лучше.

33. Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно.

Данные занесите в таблицу 16.

Таблица 16.

Регистрационный бланк методики «Индикатор копинг-стратегии»

Ф.И.О._____________________ Дата_________

Возраст_____________ Образование____________


№п/п

Да

Нет

№п/п

Да

Нет

№ п/п

Да

Нет

1

12

23

2

13

24

3

14

25

4

15

26

5

16

27

6

17

28

7

18

29

8

19

30

9

20

31

10

21

32

11

22

33

Методики диагностики копинг-стратегий

1. Методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана.

2. Опросник копинг-стратегий Д. Амирхана.

3. Методика диагностики копинг-стратегий Э. Хейма

Литература! Система помощи детям, возвращенным после неудачного семейного жизнеустройства, в условиях образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Методические рекомендации. – М.: Центр «Школьная книга», 2009. - 320 с.

Методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана

Описание методики

Методика разработана Д. Амирханом и предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована для проведения исследования на русском языке Н. А. Сиротой (1994) и В. М. Ялтонским (1995).

Теоретические основы

Дж. Амирхан на основе факторного анализа разнообразных конинг-ответов на стресс разработал «Индикатор копинг-стратегий». Он выделил 3 группы копинг-стратегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания (Amirkhan J., 1990).

«Индикатор копинг-стратегий» можно считать одним из наиболее удачных инструментов исследования базисных стратегий поведения человека. Идея этого опросника заключается в том, что все поведенческие стратегии, которые формируются у человека в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы:

1. Стратегия разрешения проблем - это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

2. Стратегия поиска социальной поддержки - это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

3. Стратегия избегания - это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.

Человек может использовать пассивные способы избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем «уйти от решения проблем», использовав активный способ избегания - суицид.

Стратегия избегания - одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Она направлена на преодоление или снижение дистресса человеком, который находится на более низком уровне развития. Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью раз­вития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Однако она может носить адекватный либо неадекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста и состояния ресурсной системы личности.

Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.

Процедура проведения

Инструкция

На бланке вопросов представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются.

Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответов для каждого утверждения.

· Полностью согласен.

· Согласен.

· Не согласен.

Обработка результатов

Ответы респондента сопоставляются с ключом. Для получения общего балла по соответствующей стратегии подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале - 11 баллов, максимальная - 33 балла.

Ключ

· Шкала «разрешение проблем» – пункты опросника: 2, 3, 8, 9, 11, 15, 16, 17, 20, 29, 33.

· Шкала «поиск социальной поддержки» – пункты опросника: 1, 5, 7, 12, 14, 19, 23, 24, 25, 31, 32.

· Шкала «избегание проблем» – пункты опросника: 4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30.

Баллы начисляются по следующей схеме:

· Ответ “Полностью согласен” оценивается в 3 балла.

· Ответ “Согласен” в 2 балла.

· Ответ “Не согласен” в 1 балл.

Интерпретация результатов

Нормы для оценки результатов теста:


Опросник копинг-стратегий Д. Амирхана

Методика создана Д. Амирханом в 1990 году, адаптирована В. М. Ялтонским и Н. А. Сиротой. Опросник из 34 пунктов-утверждений, определяющих базисные копинг-стратегии и их выраженность – структуру совладающего со стрессом поведения на основе трехстадийного факторного анализа – три базисные копинг-стратегии: 1) поведенческие, 2) когнитивные и 3) эмоциональные.

Опросник – это интегративный результат предпринимаемых попыток выделить фундаментальные копинг-стратегии из множества ситуационно-специфических ответов на основе интеркорреляций между отдельными копинг-переменными.

Методика предназначена для лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.

Три варианта ответов ранжируются по 3-балльной системе:

Да – 3 балла;

Скорее да, чем нет – 2 балла;

Нет – 1 балл.

Подсчитывается сумма баллов – балльная характеристика для каждой из трех основных шкал, а также в них выделяются отдельные способы-стратегии.

I. Когнитивные стратегии

1.Установка на изменение ситуации (2, 8, 11).

2. Установка на активную переработку проблем и эффективное приспособление (1, 3, 7, 9).

3. Отказ от преодоления трудностей (4, 6, 10, 12).

4. Мрачность прогноза, проекция тревоги в будущее (5, 13, 15, 16).

5. Проекция переживаний в прошлое (14, 17, 18)

II. Поведенческие стратегии

1. Поиск поддержки, призыв о помощи (19, 22, 23)

2. Демонстративное поведение (20, 25, 29)

3. Избегание, уединение, реакции аутистического типа (24, 27, 28)

4. Оппозиционно-вызывающее поведение (21, 26, 30)

Методика предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности, разработана на основе факторного анализа. Тест состоит из 33 вопросов, соответствующих трём шкалам. Теоретическим основанием методики является представление, что поведение людей в ситуации психологического стресса можно описать в трех группах:

Стратегия разрешения проблем - это способность использовать все личностные ресурсы в стрессовой ситуации.

Стратегия поиска социальной поддержки - это способность активного поиска социальной поддержки в стрессовой ситуации.

Стратегия избегания - способность человека уходить от решения надвигающихся проблем путем избегания проблемной ситуации. Автор методики выделял пассивный и активный способ избегания проблемной ситуации. Стратегия избегающего поведения, по мнению автора методики, характерна для поведения дезадаптированного индивида, находящегося на более низком уровне развития.

Методика «Определение психологической характеристики темперамента» (Б.Н. Смирнов). Опросник состоит из 48 вопросов и позволяет диагностировать следующие полярные свойства темперамента: экстраверсию - интроверсию, ригидность - пластичность, эмоциональную возбудимость - эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый - медленный), активность (высокую - низкую). Каждое свойство темперамента оценивается с помощью кода опросника. Методика располагает нормативными показателями для каждой шкалы (таблица 2.1.)

Таблица 2.1

Нормы выраженности свойств темперамента по шкалам опросника.

Экстраверсия - Интроверсия Ригидность - Пластичность Эмоциональная возбудимость - уравновешенность Темп реакций Активность
22 > очень высокая 16 > очень высокая 18 > очень высокая 20 > очень высокая 24 > очень высокая
17-21 высокая 12-15 высокая 14-17 высокая 14-19 высокий 21-23 высокая
16-12 средняя 11-7 средняя 13-8 средняя 9-13 средний 14-20 средняя
7-11 высокая 3-6 высокая 4-7 высокая 5-8 медленный 9-13 низкая
0-6 очень высокая 0-2 очень высокая 0-3 очень высокая 0-4 очень медленный 0-8 очень низкая

В нашем исследовании приняли участие студенты ГУО ВПО ЛНР Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. Выборку составили 54 респондента в возрасте от 18 до 29 лет.

Результаты проведённого исследования.

По результатам диагностики механизмов психологической защиты (Р.Плутчик, в адаптации Л. .И.Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой и др.) мы получили следующие данные (рис.2.1).



Рис. 2.1. Распределение средних значений механизмов психологической защиты в целом по выборке.

Из рисунка 2.1. следует, что для респондентов нашей выборки характерно преобладание такого механизма психологической защиты как регрессия (41,8), на втором месте – отрицание (41,1), на третьем месте – гиперкомпенсация (39,3), на четвёртом – замещение (38,1), на пятом – рационализация (34,9), на шестом – проекция (33,0), на седьмом – вытеснение (31,7), на восьмом – компенсация (30,6).

Средние значения показателей механизмов защиты в целом по выборке указывают на тенденцию к равномерному использованию всех механизмов психологической защиты.

Для более детального изучения механизмов защиты, мы присвоили показателям респондентов ранги по возрастанию от доминирующего механизма защиты (ранг 1) до мало используемого и получили иерархическую структуру защит у каждого испытуемого. На основе такого ранжирования мы смогли вычислить частоту использования каждого механизма защиты по выборке в процентном выражении.

Проанализировав данные по механизмам психологической защиты у респондентов нашей выборки, мы обнаружили, что только 13 % опрошенных одинаково часто использую два или более механизмов, что предполагает повышение эффективности психологических защит.

У респондентов с доминированием одного механизма психологической защиты показатели частоты использования имеют следующее распределение.

На первом месте по частоте встречаемости в нашей выборке оказались (в % соотношении):

Замещение – 27,7 %;

Регрессия – 25,5 %;

Гиперкомпенсация – 14,9%;

Отрицание – 10,6%;

Проекция – 8,5 %;

Компенсация – 6,4 %;

Рационализация – 6,4 %;

Вытеснение – 0,0%.

Замещение – это защита от тревожащей или даже нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с «недоступного» объекта на другой объект – «доступный», или замены неприемлемого действия на приемлемое. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью. Этот механизм защиты связан с переадресацией реакции. Когда желаемый путь реагирования для удовлетворения некой потребности оказывается закрытым, то нечто, связанное с исполнением этого желания, ищет другой выход. Замещение дает возможность справиться с гневом, который не может быть выражен прямо и безнаказанно. Оно имеет две разные формы: замещение объекта и замещение потребности. В первом случае снятие напряжения осуществляется путем переноса агрессии с более сильного или значимого объекта (являющегося источником гнева) на более слабый и доступный объект или на самого себя.



На втором месте по частоте встречаемости в нашей выборке оказались (в % соотношении):

Отрицание – 29,8%;

Вытеснение – 19,1%;

Регрессия – 17,0 %;

Рационализация – 17,0 %;

Проекция – 14,9 %;

Замещение – 8,5 %;

Гиперкомпенсация – 8,5%;

Компенсация – 8,5 %.

Отрицание - механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо отрицается какой-либо внутренний импульс или сторона самое себя. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению, или социальному престижу.

Как процесс направленный вовне "отрицание" приводит к тому, что у социального окружения отрицаются нежелательные, внутренние неприемлемые черты, свойства или негативные чувства к субъекту переживания. "Отрицание" как механизм психологической защиты, реализуется при конфликтах любого рода и характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности.

На третьем месте по частоте встречаемости в нашей выборке оказались (в % соотношении):

Регрессия – 25,5 %;

Отрицание – 17,0%;

Замещение – 14,9 %;

Гиперкомпенсация – 14,9%;

Компенсация – 14,9 %;

Вытеснение – 12,8%;

Проекция – 10,6 %;

Рационализация – 6,4 %.

При регрессии происходит возвращение к более ранним, инфантильным личностным реакциям, проявляющимся в демонстрации беспомощности, зависимости, детскости поведения с целью уменьшения тревоги и ухода от требований реальной действительности. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций. Также к этому механизму относится и упоминаемая в литературе защита по типу "реализация в действии", при которой неосознаваемые желания или конфликты прямо выражаются в действиях, препятствующих их осознанию. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная психопатическим личностям, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем фоне изменения мотивационно-потребностной сферы в сторону их большей упрощенности и доступности.

Таким образом, большинство респондентов чаще всего используют механизмы защиты связанные с искажением или преобразованием содержания мыслей, получаемой психотравмирующей информации.

Несколько реже используются инфантильные механизмы психологической защиты, связанные с отсутствием переработки получаемой информации или манипулятивными реакциями, что свидетельствует о незрелости личности испытуемых.

Около четверти всех испытуемых периодически используют наиболее сложный и зрелый механизм психологической защиты, связанный с переработкой и переоценкой информации – рационализацию.

Результаты исследования по методике «Индикатор копинг-стратегий» (Д.Амирхан) показали следующее распределение.

Средние значения копинг-стратегий в целом по выборке находятся на низком уровне напряжённости, что говорит об адаптивном варианте копингов(рис.2.2.)

Рис.2.2. Распределение средних значений копинг-стратегий.

Копинг-стратегия «разрешение проблем» у 13,0 % выборки находится на очень низком уровне, у 55,6 % выборки – на низком уровне, у 31,5 % выборки – на среднем уровне.

Стратегия разрешения проблем - это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

Копинг-стратегия «поиск социальной поддержки» у 50,0 % выборки находится на низком уровне, у 50,0 % выборки – на среднем уровне.

Стратегия поиска социальной поддержки - это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

Копинг-стратегия «избегания» у 9,3 % выборки находится на очень низком уровне, у 90,7 % выборки – на низком уровне.

Стратегия избегания - это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.

Человек может использовать пассивные способы избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем «уйти от решения проблем», использовав активный способ избегания - суицид.

Стратегия избегания - одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Она направлена на преодоление или снижение дистресса человеком, который находится на более низком уровне развития. Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью раз­вития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Однако она может носить адекватный либо неадекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста и состояния ресурсной системы личности.

Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.

Таки образом, в нашей выборке доминирует копинг-стратегия «разрешение проблем» - активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

На втором месте по использованию находится копинг-стратегия «избегание», что говорит о периодическом уходе от решения надвигающихся проблем путем избегания проблемной ситуации.

Копинг-стратегия «поиск социальной поддержки» находится на третьем месте по частоте использования у наших респондентов. Это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде.

Результаты по методике «Определение психологической характеристики темперамента» (Б.Н.Смирнов) , выраженные в средних значениях, отражены на рисунке 2.3.

Рис. 2.3. Средние значения психологических характеристик темперамента.

Из рисунка 2.3. видно, что все средние значения психологических характеристик темперамента находятся на среднем уровне выраженности, что оказывается малоинформативным для описания выборки.

Сгруппировав индивидуальные показатели респондентов по уровню выраженности психологических характеристик темперамента в соответствиями с нормами методики, мы получили следующее распределение по шкалам:

«Экстраверсия» обнаружена у 14,8% выборки на очень высоком уровне, у 14,8% - на высоком уровне.

«Интроверсия» обнаружена у 3,7% выборки на очень высоком уровне, у 11,1% - на высоком уровне.

Амбивертные характеристики обнаружены у 55,6% выборки.

Экстраверты – личности, в силу организации своих нервных процессов требующие постоянной стимуляции со стороны внешней среды. Им свойственны инициативность, импульсивность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. Интровертам не нужна значительная внешняя стимуляция. Они не общительны, замкнуты, склонны к самоанализу [Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. - 256 с., Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента // Психология индивидуальных различий. - М., 2002. -С. 360-366., Юнг К. Психологическая типология // Проблемы души нашего времени. - СПб.: Питер, 2002. - С. 99-120.]. Экстраверты имеют низкий уровень неспецифической активации и стремятся его повысить путем дополнительной стимуляции извне. Это объясняет их поведение, характеризующееся установлением социальных контактов, сменой впечатлений. Интроверты, напротив, имеют более высокий уровень активации и стремятся оградить себя от дополнительной стимуляции.

«Ригидность» обнаружена у 16,7% выборки на очень высоком уровне, у 24,1% - на высоком уровне.

Под ригидностью понимается неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации. С психологической точки зрения ригидность рассматривается как неспособность изменить представления об окружающей среде при ее действительном изменении, неизменность эмоциональной значимости объектов, невозможность изменить привычные способы удовлетворения

потребностей с изменением условий жизни. Пластичность, напротив, характеризуется гибкостью и легкостью приспособления к изменяющимся

условиям жизни.

«Пластичность» обнаружена у 7,4% выборки на очень высоком уровне, у 22,2% - на высоком уровне.

У 29,6% выборки обнаружен средний уровень ригидности-пластичности

«Эмоциональная возбудимость» обнаружена у 1,9% выборки на очень высоком уровне, у 22,2% - на высоком уровне.

«Эмоциональная уравновешенность» обнаружена у 13,0% выборки на очень высоком уровне, у 25,9% - на высоком уровне.

У 37,0% выборки обнаружен средний уровень возбудимости-уравновешенности.

Эмоциональность по современным представлениям – это одно из двух самых главных (наряду с активностью) свойств темперамента. Она характеризуется скоростью и глубиной эмоциональных реакций человека [Айзенк Г.Ю. Структура личности. Пер. с англ. – СПб: Ювента. М.: КСП+, 1999. - 464 с., Гройсман.А.Л. Медицинская психология.- М.: Магистр, 1998. -360 с., Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. -М.: Медпресс, 1999.- 589 с.]

Очень быстрый темп реакций обнаружен у 5,6% выборки, быстрый темп – у 31,5% респондентов, средний темп обнаружен у 31,5%, медленный темп реакций обнаружен у 15,2% выборки, а у 1,9% - обнаружен очень медленный темп реакций.

Этот показатель отражает индивидуальный темп и ритм психических процессов, а также включает моторный компонент темперамента. Последний характеризует быстроту, экспрессивность и энергичность движений, скорость письма и речевую моторику. Скоростные характеристики реакций

и движений лежат в широком диапазоне: от резкого и стремительного нарастания до замедленного темпа и затухания [Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности.- М.: Владос, 2000.- 256 с.]

Очень высокий уровень активности обнаружен у 1,9% выборки, высокий уровень – у 37,0% респондентов, средний уровень активности обнаружен у 44,4%, низкий уровень активности обнаружен у 13,0% выборки, а у 3,7% - обнаружен очень низкий уровень активности.

Общая активность индивида занимает центральное место в характеристике темперамента. Активность находит отражение в том, с какой степенью энергичности человек достигает своих целей, преодолевает различные препятствия, насколько он настойчив. Проявляется активность в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Диапазон активности распределяется от вялости, инертности, пассивной созерцательности на одном полюсе до бурных проявлений энергии, стремительности действий – на другом.

Обобщив показатели диагностики психологических характеристик темперамента в целом по выборке, мы сгруппировали данные респондентов по условному критерию типа темперамента.

Сангвиники определялись по характеристикам экстраверсии, уравновешенности достаточно выраженных активности и реактивности, быстрому темпу реакций и пластичности.

Холерики определялись по характеристикам экстраверсии, высокой реактивности и активности (реактивность превосходит активность), сниженной, по сравнению с сангвиником, пластичности.

Флегматики определялись по характеристикам высокой активности, значительно преобладающей над малой реактивностью, эмоциональной устойчивости, ригидности, медленного темпа реакций, интроверсии.

Меланхолики определялись по характеристикам интроверсии, низкой активности, реактивности, медленного темпа реакций, эмоциональной неустойчивости.

Сформировав четыре группы респондентов, мы получили следующее распределение средних значений по шкалам механизмов психологической защиты.

Полученные результаты указывают, что для холерического типа темперамента более свойственна следующая иерархия частоты использования МПЗ: Регрессия (45,0), Рационализация (39,5), Гиперкомпенсация (39,2), Замещение (39,0), Отрицание (38,8), Вытеснение (31,7), Проекция (30,0), Компенсация (27,5).

Для сангвинического типа темперамента более свойственна следующая иерархия частоты использования МПЗ: Регрессия (42,1), Гиперкомпенсация (39,9), Проекция (38,7), Отрицание (38,5), Рационализация (38,2), Замещение (37,9), Компенсация (36,7), Вытеснение (33,9).

Для флегматического типа темперамента более свойственна следующая иерархия частоты использования МПЗ: Отрицание (44,3), Замещение (42,1), Гиперкомпенсация (39,8), Регрессия (37,6), Вытеснение (39,7), Проекция (28,1), Рационализация (21,9), Компенсация (19,2).

Для меланхолического типа темперамента более свойственна следующая иерархия частоты использования МПЗ: Компенсация (47,0), Регрессия (45,5) и Рационализация (45,5), Отрицание (37,5), Гиперкомпенсация (30,0), Вытеснение (15,0), Замещение (10,0) и Проекция (10,0).

Таким образом, респонденты сангвинического и холерического темпераментов имеют более или менее равномерное напряжение (использование) всех механизмов психологической защиты, что может свидетельствовать об их гибкости и эффективности.

Наименьшая гибкость в использовании МПЗ наблюдается у респондентов с меланхолическим типом темперамента.

Далее, по данным сгруппированных выборок мы провели сравнительный анализ результатов по методике выявления механизмов психологической защиты личности. Рассчитанные результаты средних значений получили следующее распределение (рис.2.4.).

Рис. 2.4. Сравнение средних значений механизмов психологической защиты в группах с разным типом темперамента.

По рисунку 2.4. видно, что механизм психологической защиты «Отрицание» наиболее выражен в группе флегматиков (44,3), наименее выражен у меланхоликов (37,5).

Вероятно, склонность к отрицанию объясняется разницей в чувствительности как к внешним, так и к внутренним стимулам. Флегматик обладает малой чувствительностью и эмоциональностью, его трудно рассмешить или опечалить; когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым; при больших неприятностях остается спокойным. Меланхолик - человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен.

То есть, для того чтобы отрицать некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, необходимо быть чувствительным к ним (вычленить их из поступающей информации, идентифицировать и только потом отреагировать отрицанием).

«Вытеснение» больше выражено у сангвиников (33,9) и наименее выражено у меланхоликов (15,0). Полученные результаты получили статистически достоверное подтверждение различия показателей при помощи метода t-критерия Стьюдента: t эмп =2,995 > t таб =2,779(p≤0,01); df=26. Возможно, это связано с сочетанием таких характеристикх темперамента как пластичность-ригидность и экстраверсия-интроверсия. Сангвиник, имея высокую пластичность, которая проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений, с лёгкостью вытесняет неприемлемые для личности импульсы, больше откликаясь на внешние стимулы. Меланхолик, погружённый во внутренний мир и наделённый склонностью к ригидности, оказывается как бы вынужденным к самоанализу и осмыслению желаний, мыслей, чувств, вызывающих тревогу.

«Регрессия» наиболее выражена у меланхоликов (45,5) и холериков (45,0), а наименее выражена у флегматиков (37,6). Возможно, такой вид защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо, связан с повышенной эмоциональной неустойчивостью, что объединяет холерический и меланхолических темперамент и является мало характерной для флегматического типа темперамента.

«Компенсация» наиболее выражена у меланхоликов (47,0), а наименее – у флегматиков (19,2).

Компенсация, как механизм психологической защиты нередко объединяют с идентификацией. Он проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Ряд авторов обоснованно считают, что "компенсацию" можно рассматривать как одну из форм защиты от комплекса неполноценности. Особенности меланхолического темперамента (робость, неуверенность в себе, ранимость, высокая чувствительность и т.д.) способствуют поиску объектов, качеств, стимулов, способов, позволяющих личности сохранить позитивное отношение к себе и сохранить свою целостность. Флегматик, в свою очередь, менее склонен откликаться на внешние идеалы и требования самоуничижением, уменьшая свои достоинства.

«Проекция» наиболее выражена у сангвиников (38,7), а наименее – у меланхоликов (10,0). Полученные результаты получили статистически достоверное подтверждение различия показателей при помощи метода t-критерия Стьюдента: t эмп =5,782 > t таб =3,707(p≤0,001), df=26.

В основе "проекции" лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям и таким образом фактом сознания становятся как бы вторичными. Вероятно, основной характеристикой данного МПЗ применительно к типам темперамента можно считать экстраверсию-интроверсию, что и отличает сангвиников от меланхоликов.

«Замещение» наиболее выражено у флегматиков (42,1), а наименее выражено у меланхоликов (10,0). Полученные результаты получили статистически достоверное подтверждение различия показателей при помощи метода t-критерия Стьюдента: t эмп =4,353 > t таб =4,221 (p≤0,001), df=13.

Распространенная форма психологической зашиты, которая в литературе нередко обозначается понятием "смещение". Действие этого защитного механизма проявляется в разряде подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и не "опасного". В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В этой ситуации субъектом могут совершаться неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.

Ряд исследователей толкуют значение этого защитного механизма значительно более широко, включая в него не только замену объекта действия, но и его источника, и самого действия, подразумевая под этим различные варианты замещающей деятельности.

Возможно, разница в частоте использования данного механизма объясняется характеристикой «эмоциональная возбудимость - эмоциональная уравновешенность», которая отличает реагирование флегматика от меланхолика. Вероятно, в силу своей эмоциональной возбудимости меланхолики более импульсивны и непосредственны в своих эмоциональных реакциях и тем самым менее склонны к смещению.

«Рационализация» наиболее выражена у меланхоликов (45,5), а наименее выражена у флегматиков (21,9).

При рационализации личность создает логические (псевдоразумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения. При этом способе защиты нередко наблюдаются очевидные попытки снизить ценность недоступного для личности опыта. Так, оказавшись в ситуации конфликта, человек защищает себя от его негативного действия путем снижения значимости для себя и других причин, вызвавших этот конфликт или психотравмирующую ситуацию. Также в шкалу интеллектуализации-рационализации была включена и сублимация как механизм психологической защиты, при котором вытесненные желания и чувства гипертрофированно компенсируются другими, исповедуемым личностью.

Вероятно, разница в частоте использования данного механизма у меланхоликов и флегматиков может быть объяснена особенностями сочетания таких характеристик как активность и эмоциональная уравновешенность-эмоциональная возбудимость. Будучи эмоционально возбудимым и низко активным, меланхолик вынужден реагировать на следствия конфликтной или психотравмирующей ситуации, а флегматик, будучи высоко активным и эмоционально уравновешенным, располагает ресурсами для работы с причинами таких ситуаций.

«Гиперкомпенсация» наиболее выражена у сангвиников (39,9) и флегматиков (39,8), а наименее – у меланхоликов (30,0).

При таком МПЗ личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия. Различия сангвиников, флегматиков и меланхоликов можно построить на основании силы, уравновешенности первых и слабости и неуравновешенности последних.

Следовательно, полученные данные первичной статистической обработки показывают наличие взаимосвязи между используемыми механизмами психологической защиты и отдельными психологическими характеристиками темперамента: экстраверсия-интроверсия, пластичность-ригидность, эмоциональная возбудимость-эмоциональная устойчивость, активность-пассивность.

Далее, мы провели сравнительный анализ данных по методике выявления копинг-стратегий в группах четырёх темпераментов. Рассчитанные результаты средних значений получили следующее распределение (таблица 2.2.).

Исследования копинг-поведения в психологии, их основные разновидности. Активное и пассивное совладающее поведение. Копинг-поведение и психологические защиты. Исследования копинг-поведения студентов. "Гендерные" исследования совладающего поведения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

3. Методика Дж . Амирхана " Индикатор копинг-стратегий "

Дж. Амирхан на основе факторного анализа разнообразных конинг-ответов на стресс разработал "Индикатор копинг-стратегий". Им было выделено 3 группы копинг-стратегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания (Amirkhan J., 1990).

Этот опросник оптимально соответствует целям нашего исследования, потому что он компактный, занимает не слишком много времени у испытуемых и позволяет выявить интересующие нас особенности копинг-поведения.

"Индикатор копинг-стратегий" можно считать одним из наиболее удачных инструментов исследования базисных стратегий поведения человека. Еще одно преимущество данного психодиагностического инструмента в том, что, в отличии от "Опросника способов совладания" Лазаруса-Фолкман, имеет 3 шкалы, а не 8, чего вполне достаточно для достижения целей нашего исследования, и занимает не так много времени как у психолога, так и у испытуемых.

Мы выбрали данную методику для поиска и изучения корреляций между преобладающей (ими) в каждой из групп копинг-стратегией и другими параметрами.

2.2 Испытуемые

Для проверки гипотез данного исследования были созданы 2 группы испытуемых: 1 группа - студенты; 2 группа: - студентки.

Возраст участников от 18 до 22 лет.

Род занятий: 2 участника - студенты исторического факультета; 4 - факультета журналистики, 10 человек - с факультета психологии МГУ мени М.В. Ломоносова.

Мы измеряли у наших испытуемых уровень тревожности (ситуативной и личностной), степень развития эмоционального интеллекта (межличностного и внутриличностного), а также определяли в вышеуказанных группах доминирующие копинг-стратегии и сравнивали их по эффективности.

2.3 Процедура и этапы исследования

В нашем исследовании проверялись следующие гипотезы:

Гипотеза 1 . Существуют гендерные различия копинг-стратегий в трудных ситуациях: юноши - разрешение проблем, а девушки - поиск социальной поддержки и избегание.

Гипотеза 2 . Студентки в среднем более тревожны, чем студенты.

Гипотеза 3 . У студенток эмоциональный интеллект выше, чем у студентов.

Задачи исследования :

1. Выявить доминирующие копинг-стратегии у юношей и девушек МГУ имени М.В. Ломоносова;

2. Сравнить уровни ситуативной и личностной тревожности в исследуемых выборках;

3. Выявить различия в уровне развития эмоционального интеллекта в исследуемых выборках;

4. Проанализировать и объяснить полученные результаты.

Процедура исследования :

Опрос проводился в письменном виде - в группах, в случае отсутствия кого-либо в день опроса респонденты высылали заполненные методики по электронной почте.

Мы вычислили среднегрупповые значения уровней тревожности (ситуативной и личностной) и степени развитости их эмоционального интеллекта (межличностного и внутриличностного) в выделенных группах испытуемых, чтобы понять - действительно ли существуют половые различия в этих психологических коррелятах совладающего поведения.

Кроме того, мы сравнили результаты студентов (психологи, гуманитарии, физики/математики), чтобы проверить действительно ли эффективнее копинг-стратегии студентов-психологов, получающих специальные профессиональные знания, по сравнению с учащимися на других факультетах МГУ.

Этапы исследования :

1. Анализ научной литературы по теме исследования;

2. Формирование выборки испытуемых и организация тестирования;

3. Проведение исследования с использованием индикатора копинг-стратегий Д. Амирхана, Методики диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности) и опросника эмоционального интеллекта "ЭмИн" (Д.В. Люсин) на студенческих выборках.

4. Подсчет результатов и их анализ (выявление закономерностей и сравнение данных, полученных в группах).

5. Формулирование выводов (на основании проверки каждой из гипотез).

6. Оформление полученных результатов в форме текста курсовой работы.

2.4 Результаты исследования и их обсуждение

В результате нашего исследования мы выявили предпочитаемые копинг-стратегии, а также уровни тревожности и эмоционального интеллекта в выборке студентов МГУ имени М.В. Ломоносова, затем сравнили результаты юношей и девушек.

Полученные результаты по всем методикам мы свели в общую таблицу. Далее мы подробнее проанализируем результаты проверки каждой гипотезы.

Рис .1 . Доминирующие копинг стратегии ( по ВСЕЙ выборке ):

Мы видим, что на выборке студентов МГУ преобладает самая конструктивная, на взгляд Д. Амирхана, копинг-стратегия - разрешение пролем. На втором месте по выраженности и предпочтению студентами - стратегия поиска социальной поддержки, и наименее характерно из предложенных Амирханом стратегий - избегание.

Объяснить это можно тем, что высокий интеллект позволяет студентам МГУ (МГУ считается одним из лучших Вузов России) выбирать самые конструктивные копинг-стратегии.

Теперь рассмотрим, как различаются копинг-стратегии в мужской и женской частях выборки, т.е. у юношей и девушек, учащихся в МГУ имени Ломоносова.

Рис .1 . а . Доминирующие копинг-стратегии юношей и девушек МГУ

Мы видим, что у мужчин преобладает стратегия разрешения проблем, в то время как у женщин - поиск социальной поддержки и избегание. То есть наша первая гипотеза подтверждается. Точные количественные данные см. в Приложении 1, в Приложениях 2 и 3 - результаты статистической обработки результатов.

Рис .2 . Межличностный и внутриличносный эмоциональный интеллект ( среднегруппов . значения по всей выборке )

Стоит отметить, что у большей части нашей выборки эмоциональный интеллект оказался высоким и очень высоким (за исключением одного студента со средним уровнем эмоционального интеллекта). Более того, у большинства участников нашего исследования и межличностный, и внутриличностный эмоциональный интеллект оказались очень высокими. Но выборка не среднестатистическая, и поэтому результаты, полученные в нашем исследовании, нельзя распространять на всю популяцию без дальнейшей проверки на более широких и более разнородных выборках.

Рис .2 . а . Эмоциональный интеллект у юношей и девушек

Межличностный эмоциональный интеллект в женской группе нашей выборки выше, чем в мужской. Это может быть следствием того, что женщины по своей природе более внимательны к эмоциям других людей и точнее определяют их эмоциональное состояние. Внутриличностный эмоциональный интеллект также выше в женской группе, хотя здесь различия значительно меньше. Кроме того, полученные результаты обусловлены еще и особенностями нашей выборки: большинство девушек - студентки психологического факультета МГУ, которые получают специальные знания по психологии, что и может послужить причиной их высоких результатов. Но проверить эти результаты можно на большей выборке и с учетом профессиональной направленности испытуемых, их жизненного опыта, общей социальной компетентности, что не входило в наши задачи на этот раз.

Теперь мы переходим к результатам измерения тревожности (которая тоже является психологическим коррелятом копинг-поведения),измеренной по методике Спилбергера.

Рис .3 . Ситуативная и личностная тревожность ( в целом по выборке )

На диаграммах мы видим, что личностная тревожность у студентов МГУ выше, чем ситуативная. При этом по полученным нами результатам, внутриличностный эмоциональный интеллект ниже межличностного. Эти даннные можно объяснить тем, что у студентов МГУ, вероятно, высокие внутренние требования к себе, "высокая планка", что создает личностную напряженность, направленность на цель; в то же время их в целом высокий общий интеллект (несомненно) и высокий межличностный интеллект (выше внутриличностного), позволяют им чувствовать себя увереннее в ситуациях межличностного общения, снижая их ситуативную тревожность. Возможно, личностная тревожность объясняется более низкими показателями внутриличностного эмоционального интеллекта - хуже разбираясь в самом себе, человек становится более тревожным в вопросах, имеющих отношение к внутриличностной сфере.

Рис .3 . а . Среднегрупповые значения тревожности юношей и девушек .

Из диаграммы мы видим, что у юношей из нашей выборки среднегрупповые значения и ситуативной, и личностной тревожности выше, чем у девушек, хотя принято считать, что женщины, наоборот, более тревожны. Хотя данные показатели тревожности и не подтверждают нашу гипотезу № 2, но это интересный и неожиданный результат.

Юноши-студенты МГУ, имея более низкие показатели эмоционального интеллекта (что понятно - мужчины хуже определяют эмоции и традиционно менее склонны их проявлять) и более высокие показатели тревожности, чем у девушек (что не очень понятно - мы привыкли считать, что мужчины более хладнокровны и уравновешены, чем женщины), и все же юноши ориентированы на самую эффективную форму копинга - на разрешение проблем. Возможно, на выбор доминирующих копинг-стратегий как раз и влияют поло-ролевые стереотипы совладающего поведения, усвоенные в процессе воспитания в детстве и поддерживаемые обществом.

Удивительно, что, несмотря на то, что у девушек и уровень эмоционального интеллекта выше, и уровень тревожности ниже, но они чаще, чем юноши, используют относительно адаптивные и неадаптивные копинг-стратегии поиска социальной поддержки и избегания. Надо отметить, что мы не можем знать, есть ли причинно-следственная связь между этими параметрами у девушек, (так как мы не проводили формирующего эксперимента, позволившего бы нам проверить гипотезу о связях). Не понятно, что "заставляет" женщин прибегать к малоэффективным копинг-стратегиям с таким мощными, как у них, предпосылками успешного совладания.

Объяснением таких результатов могут являться сложившиеся среди женщин в России (только ли?) нормы поведения, такие как ориентация на поддержание позитивных социальных отношений и избегание конфликтов, которое нередко может переходить в избегание разрешения проблем (как разновидность внутреннего саботажа, ухода от решения проблем).

По нашему мнению, эту тенденцию, возможно, стоит изучить в рамках более масштабных исследований; и этот результат получит интересный отклик в конференциях и съездах психологов.

Подытоживая обсуждение результатов, можно сказать, что проведенный анализ данных для проверки гипотез о связях между копинг-стратегиями и их психологическими коррелятами у юношей и девушек МГУ показал интересные результаты, которые в общих чертах подтверждают гипотезы № 1 и № 3, а гипотеза №2 не подтвердилась. Однако полученные различия и корреляции между данными не вышли на достаточный уровень статистической значимости, поэтому можно говорить только о тенденциях (см. Приложение 2 и 3).

ВЫВОДЫ :

1. В целом по выборке студентов МГУ (по среднегрупповым значениям) доминирующей копинг-стратегией является разрешение проблем - по Амирхану, это самая эффективная копинг-стратегия; на втором месте - поиск социальной поддержки, и на 3 месте - избегание.

2. Юноши предпочитают копинг-стратегию разрешение проблем, а у девушек доминирует поиск социальной поддержки и избегание;

3. У девушек эмоциональный интеллект оказался выше, чем у юношей;

4. Гипотеза о том, что девушки в целом более тревожны, чем юноши, не подтвердилась - в нашей выборке юноши оказались более тревожными, чем девушки.

5. У большинства студентов МГУ, участвовавших в нашем исследовании, и межличностный, и внутриличностный эмоциональный интеллект оказались очень высокими.

6. Удивителен результат, что несмотря на то, что у девушек эмоциональный интеллект выше, а тревожность (и ситуативная, и личностная) ниже, но при этом у них доминируют лишь относительно эффективные и неэффективные (по Амирхану) копинг-стратегии;

Заключение

В ходе нашего исследования мы выясняли, различаются ли способы совладания (копинг-стратегии) у юношей и девушек, учащихся в МГУ имени М.В. Ломоносова, а также являются ли копинг-стратегии психологов более эффективными, чем копинг-стратегии непсихологов. Обзор литературных источников по этой тематике показал, что разными исследователями получены противоречивые данные: с одной стороны исследователи выяснили, что на копинг-стратегии мужчин и женщин оказывают влияние особенности стереотипов воспитания, формирующие разные ролевые ожидания: от девочек и от мальчиков ожидают разного поведения и с разной степенью выражения эмоций. С другой стороны, выяснено, что мужчины и женщины в одинаковой степени подвержены стрессу, а также что значимых различий в их способах совладания не было обнаружено.

Так же и по вопросу о предпочитаемых психологами копинг-стратегиях не выявлено однозначных данных.

Мы проверили полученные нашими предшественниками противоречивые результаты в своем исследовании на студентах и студентках разных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова.

Нами были выявлены предпочитаемые копинг-стратегии, уровень ситуативной и личностной тревожности и степень развитости эмоционального интеллекта у каждого участника, затем посчитаны среднегрупповые значения по каждому параметру, построены диаграммы и сделаны выводы относительно гипотез нашего исследования.

В ходе анализа полученных данных мы выяснили, что половые различия в доминирующих копинг-стратегиях все-таки есть. Нами были выявлены предпочитаемые копинг-стратегии юношей и девушек МГУ и оказалось, что они соответствуют распространенному представлению о том, что девушки предпочитают эмоциональные копинг-стратегии и более эмоциональны, а юноши - более рациональные, и предпочитают более рациональные способы совладания. Видимо, полученные нами результаты отражают реально существующие тенденции в различиях доминирующих стратегий совладающего поведения юношей и девушек МГУ, обусловленных полом испытуемых.

Однако, также был получен удивительный и парадоксальный результат: у девушек эмоциональный интеллект выше, чем у юношей, а тревожность (и ситуативная, и личностная) ниже, чем у юношей, но как ни странно, при этом у девушек доминируют лишь относительно эффективные и неэффективные (по Амирхану) копинг-стратегии (поиск социальной поддержки и избегание), а у юношей преобладает более эффективная (по Амирхану) стратегия разрешение проблем .

Интересно, что в нашей прошлогодней курсовой 3 курса был также получен парадоксальный результат, касающийся уровня невротичности испытуемых: студенты-психологи, вопреки предположению, показали наибольшую степень невротичности из всех трех групп испытуемых.

Анализ результатов показал, что полученные различия по нашим гипотезам можно считать только тенденциями, поскольку они не вышли на достаточный уровень значимости. Возможно, требуются более длительные (лонгитюдные) исследования на бо льшей выборке с учетом большего количества переменных, чтобы получить исчерпывающий ответ на поставленные вопросы.

Полученные результаты, тем не менее, могут быть использованы в разных областях науки и практики - как в области воспитания, так и в области коррекции убеждений и стереотипов поведения; в том числе и в области семейной психологии, т.к. у каждого юноши и девушки есть потенциальная возможность построить счастливую семью, и знания об особенностях совладания каждого из полов могли бы в этом помочь.

Литература

1. Абитов И.Р. Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения: в норме и при психосоматических и невротических расстройствах: дис. канд. психол. наук. Казань, 2007

2. Анцыферова Л.И. Ст. Личность в трудных жизненных условиях, 1994: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита. Психологический журнал. 1994. - Т.15. №1.

3. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. Вып.З. С.3-8.

4. Ветрова И.И. Связь совладающего поведения с контролем поведения и психологической защитой в системе саморегуляции. // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы. Под ред. Журавлева А.Л., Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М., Изд-во Ин-та психологии РАН, 2008, сс.179-196

5. Вейн А.М. Данилов А.Б. Проблема гендера в неврологии // Журн. невропатологии и психиатрии им. Корсакова. - 2003. - Т.103. - № 10. - С.4-14.

6. Влажис Р. Анализ состояния психического дискомфорта у студентов: Дисс. канд. псих. наук.Л., 1987

7. Вудыка Е.В. Медико-психологический анализ здоровья студентов: Автореферат дисс. канд. псих. наук. М., 1992. - 21с,

8. Бурханов А.И., Носова Л.И., Вайгутанов Ж.Б. Адаптация студентов к обучению в вузе // Гигиена и санитария. 1992. М. 7-8. С.53-55.

9. Голубев В.Л., Данилов А.Б., Вейн А.В. Психосоциальные факторы, гендер и боль // Журнал неврологии и психиатрии, 2004 г., т.104 (11), с.70-73

10. Захаров А.И. Генезис некоторых реактивных изменений личности у студентов // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. З.Л., 1976. С.75-81;

11. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. - 302 с.

12. Кон И.О. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979.175 с.

13. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома: Авантитул, 2004

14. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С.3 - 22.

15. Мартин Р., Психология юмора/ Пер. с англ. под ред. Л.В. Куликова. - Спб.: Питер, 2009. - 480 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии").

16. Муздыбаев К. Психология ответственности. М., 1998

17. Нартова-Бочавер С.К., 1997. Статья "Coping behavior" в системе понятий психологии личности // Психол. Журн. 1997 18. №5.

18. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001

19. Проблемы адаптации студентов младших курсов к условиям вуза/ Под ред. А.П. Рувинского. М.: Ивд-во МГУ, 1980

20. Психологические тесты: В 2 т. - М.: Владос, 1999. - Т.1.

21. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований.Ж. Психологические исследования, 2011, No.3 (17)

22. Резяпова Ляйсан Ринатовна. Курсовая работа. Исследование гендерных различий в копинг - стратегиях. Башкирский государственный педагогический университет им.М. Акмуллы.

23. Самара О.Е. Гендерные особенности копинг-стратегий у работников МЧС. Одесский национальный университет им.И. И. Мечникова.

24. Сорокина Ю .Л. Совладающее поведение студентов вуза. Сб. международной научно-практической конференции "Психология совладающего поведения". Кострома, 16-18 мая 2007 г.

25. Тенн О.Р., Зацепин В.В. Стратегии совладающего поведения женщин, переживающих экзистенциальный кризис. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 3. URL: http://ppip. su.

26. Чехлатый Е.И. Копинг-поведение у больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им.В.М. Бехтерева. 1992. N 4. С.92-93.

27. Юрасова Е.Н. Исследование динамики уровня невротичности, конфликтности и копинг-поведения у студентов психологов и педагогов в процессе обучения (в связи с задачами психогигиены и психопрофилактики). Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1992

28. Vingerhoets A. J., Van Heck G.I. Gender, coping and psychosomatic symptoms. - Psychol. Med. - 1990. - 20 (l). - Р.125-135.

29. Compas B. An agenda for coping research and theory: basic and applied developmental issues/ International Journal of Behavioral Development. 1998. Vol.22, N 2. P.231-237

30. Fry P. S. Perfectionism, humor and optimism as moderators of health outcomes and determinants of coping // Genetic, Social, and General Psychology Monographs. 1995. Vol.121, N.2. P.34-52.

31. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. N. Y., 1984.

32. Maslow A. H. Motivation and personality. N. Y., 1954

33. Millicent H. Abel. Humor, stress, and coping strategies.

34. Рsylist.net/praktikum/epi. htm

Приложения

Приложение 1. Сводная таблица результатов исследования

Испытуемые

Амирхан (копинг-стратегии)

Спилбергер (тревожность)

Люсин эмоциональный интел-т)

Разрешение

Поиск социальной

Поддержки

Избегание

Ситуатив.

Личностн.

Межличностн.

Внутриличн.

Л.А. (ист) (22г.)

К.И. (ист) (20л.)

Б.Ж. (жур) (19 л.)

Б.З. (жур) (19 л.)

Д.Б. (жур) (20 л.)

Н.Б. (жур) (22г.)

С.Л. (жур) (21г.)

В.Ш. (физ) (22г.)

Ю.З. (пси) (19 л.)

В. Сф (пси) (19 л.)

Г.В. (пси) (18 л.)

Е.Я. (пси) (18 л.)

М.М. (пси) (18 л.)

М.Ч. (пси) (18л.)

Д.П. (пси) (19 л.)

А.С. (пси) (18л.)

В. П (пси) (18л.)

В.С. (пси) (19л.)

Приложение 2. Результаты непараметрических методов обработки

Test Statistics b

Asymp. Sig. (2-tailed)

Exact Sig.

a. Not corrected for ties.

b. Grouping Variable: GENDER

Descriptive Statistics

Приложение 3. Корреляции между параметрами, посчитанные с помощью программы SPSS

Correlation Coefficient

Correlation Coefficient

Correlation Coefficient

Correlation Coefficient

Correlation Coefficient

Correlation Coefficient


дипломная работа , добавлен 30.01.2016

Психология девиантного поведения, основные направления его профилактики. Совладающее поведение (копинг-стратегии), механизмы психологической защиты. Классификация копинг-стратегий, их специфика, содержание и структура у подростков с девиантным поведением.

дипломная работа , добавлен 19.04.2013

Психологический анализ и характеристика совладающего поведения в младшем школьном возрасте. Психологические защиты, копинг-стратегии и их характеристика. Приемы эмоциональной саморегуляции и образы, особенности эмоциональной сферы младших школьников.

курсовая работа , добавлен 26.12.2009

Теоретические основы проблемы динамики социально-психологической адаптации сотрудников организаций в отечественной и зарубежной психологии. Концепция копинг-поведения. Механизмы психологической защиты: психотические, невротические, зрелые и незрелые.

дипломная работа , добавлен 27.08.2013

Исследование проблемы копинга и копинг-стратегий в зарубежной и отечественной литературе. Сущность методики для психологической диагностики механизмов Э. Хейма. Полная характеристика этапов и методов исследования гендерных различий в копинг–стратегиях.

курсовая работа , добавлен 05.04.2015

Ознакомление с подходами к определению, функциями (регуляция эмоций, управление проблемами, вызывающими дистресс) и компонентами копинг-поведения. Характеристика особенностей адаптивного поведения в процессе преодоления трудных жизненных событий.

контрольная работа , добавлен 09.06.2010

Исследование понятия физиологического и психологического стресса. Анализ теории совладающего поведения. Копинг-механизмы и механизмы психологических защит: отличительные особенности. Изучение классификации адаптивности и дезадаптивности копинг-стратегий.

курсовая работа , добавлен 03.06.2015

Анализ особенностей эмоционального выгорания и совладающего поведения педагогов дошкольного образовательного учреждения. Использование в профессиональной деятельности различных форм копинг-стратегии. Повышение эффективности трудовой деятельности.

статья , добавлен 10.08.2017

Анализ влияния личностных и психологических факторов на выбор копинг-стратегии в трудных жизненных ситуациях. Изучение выраженности различных параметров жизнестойкости у студентов и взрослых людей. Описания стратегий совладающего поведения в психологии.

курсовая работа , добавлен 13.05.2011

Проблема копинг-стратегий в психологии личности. Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями. Характеристика и классификация копинг-стратегий. Исследование особенностей копинг-стратегий у студентов младших курсов разных специальностей.

Методика Д. Амирхана, предназначена для диагностики базисных копинг стратегий поведения используемых индивидом для преодоления стрессовых ситуаций. Методика «Индикатор копинг-стратегий», разработанная на основе факторного анализа. Теоретическим основанием методики является представление, что поведение людей в ситуации психологического стресса можно описать в трех группах:

    Стратегия разрешения проблем - это способность использовать все личностные ресурсы в стрессовой ситуации.

    Стратегия поиска социальной поддержки – это способность активного поиска социальной поддержки в стрессовой ситуации.

    Стратегия избегания – способность человека уходить от решения надвигающихся проблем путем избегания проблемной ситуации. Автор методики выделял пассивный и активный способ избегания проблемной ситуации.

Стратегия избегающего поведения, по мнению автора методики, характерна для поведения дезадаптированного индивида, находящегося на более низком уровне развития.

Амирхан характеризовал совлодающее поведение, как наиболее эффективное использование комбинации из трех описанных копинг-стратегий, в зависимости от стрессовой ситуации.

Адаптация: психоневрологический научно-исследовательский институт им. В. М. Бехтерева. Н.А. Сиротой, В.М. Ялтонским (1994-1995).

Шкалы: решение проблем, поиск социальной поддержки, избегание проблем

Темы: защиты Тестируем: свойства личности · Возраст: взрослым Тип теста: вербальный · Вопросов: 33 Комментарии: 3 · написать

Назначение теста

Методика предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева.

Инструкция к тесту

На бланке вопросов представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются.

Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах.

Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответов для каждого утверждения.

Утверждения

«Полностью согласен»

«Согласен»

«Не согласен»

2.Стараюсь все сделать так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему

3. Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-то предпринять

4. Пытаюсь отвлечься от проблемы

5. Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо

6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим увидеть, что мои дела плохи

7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше

8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справляться с ситуацией

9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора

10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах

11. Пытаюсь различными способами решать проблему, пока не найду подходящий

12. Доверяю свои страхи родственнику или другу

13. Больше времени, чем обычно, провожу один

14. Рассказываю другим людям о ситуации, так как только ее обсуждение помогает мне прийти к ее разрешению

15. Думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить положение

16. Сосредотачиваюсь полностью на решении проблемы

17. Обдумываю про себя план действий

18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно

19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он помог мне чувствовать себя лучше

20. Стою твердо и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации

21. Избегаю общения с людьми

22. Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать. проблем

23. Иду к другу за советом - как исправить ситуацию

24. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше почувствовать проблему

25. Принимаю сочувствие, взаимопонимание друзей

26. Сплю больше обычного

27. Фантазирую о том, что все могло бы быть иначе

28. Представляю себя героем книги или кино

29. Пытаюсь решить проблему

30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного

31. Принимаю помощь от друзей или родственников

32. Ищу успокоения у тех, кто знает меня лучше

33. Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно под влиянием внешнего побуждения