Бунин

Морские пути тихого океана. Какой Тихий океан? Общая характеристика и описание Тихого океана. Экономическое значение Тихого Океана

Океан (греч. Ωκεανός, от имени древнегреческого божества Океана) - крупнейший водный объект,составляющая часть Мирового океана, расположенный среди материков, обладающий системой циркуляции вод и другими специфическими особенностями. Площадь поверхности Мирового океана, в состав которого входят океаны и моря, составляет около 71 процента поверхности Земли (порядка 361 миллиона квадратных километров).

Физико-географическая характеристика Мирового океана

Четыре океана составляют его: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Географы разделили Мировой океан на несколько зон в зависимости от их физико- географических особенностей.

Тихий океан

Объём : 710,36 млн. км³

Наибольшая глубина: 11022 м (Марианская впадина)

Средняя глубина: 3976 м

Координаты: 4°00′00″ ю. ш. 141°00′00″ з. д.

Общая площадь Тихого океана составляет (ок. 178 млн км2), это больше площади всей суши Земли (ок. 149 млн км2).

На долю Тихого океана приходится 49,8 % всей площади Мирового океана. Это самый теплый из океанов, так как его наиболее широкая часть находится вблизи экватора.

Тихий океан - самый большой по площади и глубине океан на Земле. Расположен между материками Евразией и Австралией на западе, Северной и Южной Америкой на востоке, Антарктидой на юге. Морские границы Тихого океана проходят: с Северным Ледовитым океаном - по Берингову проливу, от мыса Пээк (полуостров Чукотка) до мыса Принца Уэльского (полуостров Сьюард на Аляске); с Индийским океаном - по северной окраине Малаккского пролива, западному берегу острова Суматра, южным берегам островов Ява, Тимор и Новая Гвинея, через проливы Торреса и Басса, вдоль восточного побережья Тасмании и далее, придерживаясь гряды подводных поднятий, к Антарктиде (мыс Уильяме на Берегу Отса); с Атлантическим океаном - от Антарктического полуострова (Антарктида) по порогам между Южными Шетлендскими островами к Огненной Земле.

Моря Тихого Океана:

Уэдделла, Скоша, Беллинсгаузена, Росса, Амундсена, Дейвиса, Лазарева, Рисер-Ларсена, Космонавтов, Содружества, Моусона, Дюрвиля, Сомова сейчас включают в Южный океан.

Острова Тихого Океана:

По количеству (около 10 тыс.) и общей площади островов (около 3,6 млн км²) Тихий океан занимает среди океанов первое место. В северной части - Алеутские; в западной - Курильские, Сахалин, Японские, Филиппинские, Большие и Малые Зондские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания; в центральной и южной - многочисленные мелкие острова. Острова центральной и западной части океана составляют географический регион Океания.

Государства побережья Тихого океана:

Австралия, Бруней, Восточный Тимор, Вьетнам, Гватемала, Гондурас, Индонезия, Камбоджа, Канада, Китай, Колумбия, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Корея, Коста-Рика, Малайзия, Мексика, Никарагуа, Панама, Папуа - Новая Гвинея, Перу, Россия, Сальвадор, Сингапур, Соединённые Штаты Америки, Таиланд, Чили, Эквадор, Япония. Непосредственно на океанских просторах находятся островные государства, образующие регион Океания: островное владение Питкерн (Великобритания), Вануату, Кирибати, Маршалловы Острова, Науру, Новая Зеландия, Палау, Самоа, Восточное Самоа (США), Северные Марианские острова, Соломоновы Острова, Тонга, Тувалу, Федеративные Штаты Микронезии, Гуам (США), Фиджи, Филиппины (не входят в состав Океании), островные владения Уоллис и Футуна, Французская Полинезия, Новая Каледония (Франция), островное владение Остров Пасхи (Чили).

Его воды расположены большей частью на южных широтах, меньшей - на северных. Своим восточным краем океан омывает западные побережья Северной и Южной Америки, а своим западным краем он омывает восточные побережья Австралии и Евразии. Почти все его сопутствующие моря находятся с северных и западных сторон, такие как Берингово, Охотское, Японское, Восточно-Китайское, Жёлтое, Южно-Китайское, Австрало-Азиатское, Коралловое, Тасманово; у Антарктиды находятся моря Амундсена, Беллинсгаузена и Росса.

Транспортные пути:

Через Тихий океан пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов. Важнейшие океанские пути ведут из Канады и США в Тайвань, Китай и Филиппины. Крупные порты: Владивосток, Находка (Россия), Шанхай (Китай), Сингапур (Сингапур), Сидней (Австралия), Ванкувер (Канада), Лос-Анджелес, Лонг-Бич (США), Уаско (Чили).

Северный Ледовитый океан

Площадь: 14,75 млн. км²

Объём: 18,07 млн. км³

Наибольшая глубина: 5527 м (в Гренландском море)

Средняя глубина: 1225 м

Координаты: 90°00′00″ с. ш. 0°00′01″ в. д.

Северный Ледовитый Океан - наименьший по площади океан Земли, расположен между Евразией и Северной Америкой.

Расположен между Евразией и Северной Америкой. Граница с Атлантическим океаном проходит по восточному входу Гудзонова пролива, далее через Девисов пролив и по побережью острова Гренландия до мыса Брустер, через Датский пролив до мыса Рейдинупюр на острове Исландия, по его побережью до мыса Герпир, затем к Фарерским островам, далее к Шетландским островам и по 61° северной широты до побережья Скандинавского полуострова. Границей с Тихим океаном является линия в Беринговом проливе от мыса Дежнёва до мыса Принца Уэльского.

Моря Северного Ледовитого Океана:

Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море, море Бофорта, море Линкольна, море Ванделя, Гренландское море, Норвежское море. Внутренние моря: Белое море, море Баффина. Самым крупным заливом является Гудзонов залив.

Острова Северного Ледовитого Океана:

По количеству островов Северный Ледовитый океан занимает второе место после Тихого океана. В океане находится самый большой на Земле остров Гренландия (2175,6 тысяч км²) и второй по размеру архипелаг: Канадский Арктический архипелаг (1372,6 тысяч км², в том числе крупнейшие острова: Баффинова Земля, Элсмир, Виктория, Банкс, Девон, Мелвилл, Аксель-Хейберг, Саутгемптон, Принца Уэльского, Сомерсет, Принс-Патрик, Батерст, Кинг-Уильям, Байлот, Эллеф-Рингнес). Крупнейшие острова и архипелаги: Новая Земля (Северный и Южный острова), Шпицберген (острова: Западный Шпицберген, Северо-Восточная Земля), Новосибирские острова (Котельный остров), Северная Земля (острова: Октябрьской Революции, Большевик, Комсомолец), Земля Франца-Иосифа, острова Конг Оскар, остров Врангеля, остров Колгуев, Земля Милна, остров Вайгач.

Государства побережья Северного Ледовитого океана:

Дания (Гренландия), Канада, Норвегия, Россия, Соединённые Штаты Америки.

Транспорт и портовые города:

В течение большей части года Северный Ледовитый океан используется для морских перевозок, которые осуществляются Россией по Северному морскому пути, США и Канадой по Северо-Западному проходу. Протяженность морского пути от Санкт-Петербурга до Владивостока составляет более 12,3 тысячи км. Самый тяжелый участок по Северному морскому пути вдоль Евразийского побережья России проходит от Мурманска до Берингова пролива. До 60 % грузооборота российского побережья Арктики приходится на Мурманский и Архангельский порты. Важнейшие грузы, следующие по Северному морскому пути: лес, лесопродукты, уголь, продовольствие, товары первой необходимости для жителей Севера (горючее, металлоконструкции, машины). По грузообороту в российском секторе Арктики выделяются Кандалакша, Беломорск, Онега, Дудинка, Игарка, Тикси, Диксон, Хатанга, Певек, Амдерма, Зелёный Мыс, Мыс Шмидта.

В американском секторе Северного Ледовитого океана регулярная навигация отсутствует, резко преобладают односторонние перевозки товаров первой необходимости для редкого населения. На побережье Аляски самый крупный порт Прадхо-Бей, обслуживающий нефтедобывающий район. Крупнейший порт Гудзонова залива - Черчилл, через который производится вывоз пшеницы из канадских провинций Манитоба и Саскачеван через Гудзонов пролив в Европу. Сбалансированный характер имеют перевозки между Гренландией (порт Годхавн) и Данией (рыба, продукция горной промышленности следуют в Данию, промтовары и продовольствие - в Гренландию). Вдоль Норвежского побережья развита густая сеть портов и портовых пунктов, развита круглогодичная навигация. Важнейшие из норвежских портов: Тронхейм (лес и лесопродукты), Му (руда, уголь, нефтепродукты), Буде (рыба), Олесунн (рыба), Нарвик (железная руда), Киркенес (железная руда), Тромсё (рыба), Хаммерфест (рыба). Прибрежные воды Исландии характеризуются развитием каботажного плавания. Наиболее значительный порт - Акюрейри (рыба). На Шпицбергене портовые пункты Логйир, Свеа, Баренцбург и Пирамида специализируются на вывозе каменного угля.

Индийский океан

Площадь: 90,17млн. км²

Объём: 282,65 млн. км³

Наибольшая глубина: 7729 м (Зондский жёлоб)

Средняя глубина: 3736 м

Координаты: 22°00′00″ ю. ш. 76°00′00″ в. д.

Индийский океан - третий по размеру океан Земли, покрывающий около 20 % её водной поверхности. На севере он ограничен Азией, на западе - Аравийским полуостровом и Африкой, на востоке - Индокитаем, Зондскими островами и Австралией, на юге - Южным океаном. Граница между Индийским и Атлантическим океаном проходит по 20° меридиану восточной долготы, между Индийским и Тихим океаном проходит по 147° меридиану восточной долготы. Самая северная точка Индийского океана находится примерно на 30° северной широты в Персидском заливе. Ширина Индийского океана составляет приблизительно 10 000 км между южными точками Австралии и Африки.

Моря Индийского Океана:

Андаманское, Аравийское, Арафурское, Красное, Лаккадивское, Тиморское; Бенгальский залив, Персидский залив. Также относящиеся к Южному океану: Рисер-Ларсена, Дейвиса, Космонавтов, Содружества, Моусона

Основные острова Индийского океана:

Подводным Центральноиндийским хребтом Индийский океан делится на западную, менее глубокую часть, где расположены острова Мадагаскар, Сейшельские острова, Маврикий, Реюньон др., и восточную, более глубокую, где расположены острова Суматра, Ява, Бали и множество мелких островов Индонезии. Мальдивские острова представляют собой вершины древнего вулканического хребта и не поднимаются выше 2м над уровнем моря

Государства побережья Индийского океана:

В Индийском океане расположены островные государства Мадагаскар (четвёртый по площади остров в мире), Шри-Ланка, Мальдивы, Маврикий, Коморские острова, Сейшельские острова. Океан омывает на востоке такие государства: Австралия, Индонезия; на северо-востоке: Малайзия, Таиланд, Мьянма; на севере: Бангладеш, Индия, Пакистан; на западе: Оман, Сомали, Кения, Танзания, Мозамбик, ЮАР. На юге граничит с Антарктидой.

Транспортные пути:

Важнейшими транспортными путями Индийского океана являются маршруты из Персидского залива в Европу и Северную Америку, а также из Аденского залива в Индию, Индонезию, Австралию, Японию и Китай.

Атлантический океан

Площадь: 91,7 млн. км²

Объём: 329,66 млн км³

Наибольшая глубина: 8742 м(жёлоб Пуэрто-Рико)

Средняя глубина: 3736 м

Координаты: 15°00′00″ с. ш. 34°00′00″ з. д.

Атлантический океан - второй по величине океан Земли после Тихого океана. Атлантический океан имеет сильно изрезанную береговую линию с выраженным членением на региональные акватории: моря и заливы.

Название произошло от имени титана Атласа (Атланта) в греческой мифологии или от легендарного острова Атлантида.

Моря Атлантического океана :

Балтийское, Северное, Средиземное, Чёрное, Саргассово, Карибское, Адриатическое, Азовское, Балеарское, Ионическое, Ирландское, Мраморное, Тирренское, Эгейское; Бискайский залив, Гвинейский залив, Мексиканский залив, Гудзонов залив. Также относящиеся к Южному океану: Уэдделла, Скоша, Лазарева

Острова Атлантического океана :

Британские, Исландия, Ньюфаундленд, Большие и Малые Антильские, Канарские, Зелёного мыса, Фолклендские (Мальвинские).

Государства побережья Атлантического океана:

Атлантический океан и входящие в его состав моря омывают берега 96 стран:

Абхазия, Албания, Алжир, Ангола, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамы, Барбадос, Белиз, Бельгия, Бенин, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Габон, Гаити, Гайана, Гамбия, Гана, Гватемала, Гвинея, Гвинея-Бисау, Германия, Гондурас, Гренада, Греция, Грузия, Дания, Демократическая Республика Конго, Доминика, Доминиканская Республика, Египет, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кабо-Верде, Камерун, Канада, Кипр, Колумбия, Коста-Рика, Кот д’Ивуар, Куба, Латвия, Либерия, Ливан, Ливия, Литва, Мавритания, Мальта, Марокко, Мексика, Монако, Намибия, Нигерия, Нидерланды, Никарагуа, Норвегия, Палестинская автономия, Панама, Польша, Португалия, Республика Конго, Россия, Румыния, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сирия, Словения, Суринам, США, Сьерра-Леоне, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Турецкая Республика Северного Кипра, Украина, Уругвай, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чили, Швеция, Экваториальная Гвинея, Эстония, ЮАР, Ямайка.

Транспортные пути:

Главные трансокеанские грузопотоки в Северной Атлантике проходят по направлениям, связывающим порты Западной Европы с портами Северной Америки (более 21% грузооборота); порты Северной Америки с портами Юго-Западной Европы, Северной Африки и Ближнего Востока через Гибралтарский пролив (около 12% грузооборота) ; порты Западной Европы с портами Центральной и Южной Америки и стран Тихого океана через Панамский канал (более 10% грузооборота). После закрытия Суэцкого канала в 1967 г., в результате израильской агрессии, возросло значение путей, пролегающих из портов Европы, Северной и Южной Америки вокруг Африки. Значение этих коммуникаций будет возрастать, видимо, и в дальнейшем, несмотря на открытие канала, так как в последнее время в мировом судоходстве все большую роль начинают играть крупнотоннажные суда - так называемые супертанкеры и другие, имеющие большую осадку.

В Тихом океане пролегают самые большие по протяженности трансокеанские пути: центральный путь Сингапур-Панама имеет протяженность 10,8 тыс. миль, а переходы в 6 - 7 тыс. миль без захода в промежуточные порты считаются обычными в Тихом океане. На огромных площадях Тихого океана гидрометеорологические условия более сложные, чем в других океанах.

С точки зрения интенсивности мирового судоходства можно выделить три основных направления: американо-азиатское, американо-австралийское и азиатско-австралийское.

Американо-азиатское направление является главным и, в свою очередь, включает три наиболее используемых маршрута. Путь первого, наиболее оживленного маршрута судоходства, про-ходит от портов Северной Америки (Ванкувер, Сан-Франциско, Лос-Анджелес) в западную часть Тихого океана и обратно из портов Японии, КНР, Филиппин (Иокогама, Шанхай, Манила) в США и Канаду. Он проходит в суровых гидрометеорологических условиях штормового сезонного района. Без захода в промежуточные порты его протяженность более 4,5 тыс. миль. Это основной путь поставок в Японию и другие страны различных руд, каменного угля, зерновых грузов из США, а из Канады каменного угля, зерна, леса и пиломатериалов, других грузов и различных полуфабрикатов.

Второй маршрут проходит от Панамского канала и портов западного побережья Южной Америки (через Гавайские острова) на порты Филиппин, Малайзии, КНР, Тайваня и Японии. Центральный путь проходит от Панамского канала на Сингапур. Этот путь пролегает через район редких штормов в экваториальном районе.

Третий, довольно редко используемый, маршрут проложен от Мыса Горн в порты Азиатских стран. В южной части его путь пролегает в штормовом районе (сезонном) со сложными гидрометеорологическими условиями.

Американо-австралийское направление соединяет основные порты Австралии (Сидней, Мельбурн) и Новой Зеландии (Веллингтон, Окленд) с различными портами континента Америка по трем основным судоходным путям: Сидней - Гавайские острова - порты Северной Америки; Сидней - Панамский канал и Сидней - порты Южной Америки (Вальпараисо, Кальяо). Суда, идущие в Южную Америку в опасный период, прокладывают курс к портам назначения в границах сезонного района редких штормов; в период благоприятных погодных условий - огибая Новозеландские острова с юга и используя попутное течение западных ветров. На судах регулярных линий в американские порты доставляется шерсть, свинец, цинк и другое сырье, а в обратном направлении, на Австралию - машины и оборудование, станки, приборы, различная техника.

Азиатско-австралийское, в отличие от предыдущих, имеет генеральное направление Север - Юг и связывает австралийские и новозеландские порты с японскими. Интенсивное судоходство на этом океанском пути во второй половине XX столетия связано с ростом экономического и технического потенциала Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии, развитом судостроения и ростом объемов мировой торговли. Судоходные компании Японии и других стран ЮВА организовали на этом маршруте регулярные грузовые линии по перевозке железной руды, каменного угля, шерсти и другого сырья, зерновых и продовольственных товаров из Австралии в порты ЮВА и Японии.

Вдоль побережья Южной Америки проходят океанские пути,| связывающие порты южноамериканских стран с тихоокеанскими и атлантическими (через Панамский канал) портами США. Основные сырьевые потоки (железной руды и руд цветных металлов, селитры, серы и других полезных ископаемых) имеют направление из портов западного побережья Южной Америки в порты восточного побережья Соединенных Штатов, где расположена основная промышленная база США, через Панамский канал.

Выбор правильного направления движения для быстрой и выгод­ной доставки грузов в порт назначения является необходимым усло­вием экономически рациональной организации транспортного судо­ходства. Теоретически судно может перемещаться в открытом море любым путём, доступным ему по габаритам. Однако на скорость и безопасность движения оказывают влияние ветер, волнение, течение, туманы, наличие льда, подводные и надводные навигационные опас­ности, густота движения судов, возможность пополнения судовых запасов, наличие запретных для плавания районов и пр.

Для безопасного плавания необходимы морские карты . Их вы­пускают нескольких видов, в зависимости от назначения:

навигаци­онные (генеральные, путевые, частные, планы);

вспомогательные (карты-сетки для океанского плавания, радионавигационные и др.);

спра­вочные (часовых поясов, гидрометеорологические, земного магнетизма, звёздного неба и пр.).

Кроме того, по районам Мирового океана выпускаются лоции . Это книги с описанием условий плавания и береговой полосы. Дополнительно издаются различные навигацион­ные пособия : книги огней и знаков, радионавигационных средств. Обо всех изменениях на картах, в лоциях и навигационных пособиях сообщается в Извещениях мореплавателям . Всю эту работу выпол­няют специальные гидрографические организации. В связи с разви­тием информационных технологий все современные суда оснащаются электронными картами.

В океане кратчайшим расстоянием является ортодромия - линия или дуга большого круга, проходящая через две точки на поверхности Земного шара. В меркаторской проекции на морских картах изобра­жается кривой линией, обращённой выпуклостью к ближайшему по­люсу. Это самое короткое расстояние между точками отхода и прихо­да, но в силу названных выше причин такой путь может оказаться не самым выгодным и безопасным, т. к. иногда заводит в район штормов или льдов и т. п.

К главным мировым торговым путям относят восемь важнейших направлений морской торговли:

Североатлантический путь,

торговый путь Средиземное море - Азия - Австралия,

Южноамериканский путь,

торговый путь Карибского моря,

Южно-тихоокеанский путь,

Северо-тихоокеанский путь,

Путь Европа - Южная Америка

и Южно­африканский путь.

(Л.К. Кендалл. Морской бизнес. ‒ М.: Транспорт, 1978. С. 7)

Первое место по интенсивности судоходства в начале XXI века занимает Атлантический океан (примерно 3/5 всех морских перево­зок). По берегам этого океана находится большинство крупных пор­тов мира. Важнейшее направление - североатлантическое, соединяю­щее два наиболее мощных центра современной мировой экономики - США и Европу. К нему примыкают морские трассы Средиземного, Норвежского и Северного морей. Менее интенсивны в Атлантичес­ком океане другие направления:

южно-атлантическое (Европа - Юж­ная Америка)

и западно-атлантическое (Европа - Африка).

Значение Атлантического океана в мировой экономике в связи с интенсивным развитием стран Юго-Восточной Азии постоянно падает .

Тихий океан занимает второе место по объёму морских перевозок (примерно 1/4), но его доля постоянно увеличивается . Важнейшим направлением считается транстихоокеанское , соединяющее порты США и Канады со странами Юго-Восточной Азии. Номенклатура перевозимых грузов самая разнообразная: от продовольствия до ма­шин и оборудования. К трансокеанским относятся и транспортные мосты (угольный, железорудный, бокситовый), соединяющие Авст­ралию с Японией и другими странами Восточной Азии. Развиты су­доходные линии и вдоль Азиатского и Американского материков.

Третье место по объёму перевозок занимает Индийский океан (1/6). Наиболее существенное значение в нём имеют морские пере­возки из Европы в Азию и Австралию через Суэцкий канал. По ин­тенсивности перевозок нефти из Персидского залива Индийский оке­ан занимает первое место. Меньшее значение в мировой экономике имеют трансокеанские направления, связывающие Австралию с Аф­рикой и Европой вдоль мыса Доброй Надежды.

В Северном Ледовитом океане торговое мореплавание осуще­ствляется эпизодически.

С учётом опыта плавания, для океанских переходов созданы специальные пособия - «Океанские пути мира ». Они разработаны в двух вариантах: для судов с сильными энергетическими установками и со слабыми. Кроме того, практикуется переход через океан под провод­кой гидрометеобюро. В этом случае капитан регулярно получает ре­комендации о пути следования от береговой станции на основе имею­щейся у неё гидрометеорологической информации. В любом случае окончательное решение о выборе пути остаётся за капитаном.

Для повышения безопасности мореплавания, применительно к местным условиям, разработаны рекомендованные пути следования судов . Там, где движение судов особенно интенсивно, практикуется установление зон или районов разделения движения . Например, в Гибралтарском, Балтийских (Датских), Черноморских проливах, Ла-Манше и др. Через эти проливы большие судопотоки, поскольку они являются наиболее выгодными морскими торговыми путями. Ниже приведены краткие сведения о наиболее важных, с точки зрения тор­гового мореплавания, проливах .

Балтийские проливы (иначе Датские ) состоят из трёх проли­вов: Большой Бельт, Малый Белый Зунд. Они соединяют Балтийское море и Северное через широкие проливы Скагеррак и Каттегат. Бал­тийские проливы разделяют берега Дании и Швеции.

Малый Бельт имеет длину 120 км, минимальную ширину 700 м, проходную глубину 15 м. Через него есть мост. Проход судов сложен. Большинство судов пользуется проливом Большой Бельт. Его длина 117 км, минимальная ширина 18,5 км, проходные глубины 20-25 м, на фарватере до 30 м. Зунд имеет длину 100 км, минимальную ширину 4 км, по проходам глубину 7 м. Проход через него крупным судам затруднён, но при входе в Балтийские проливы лоцманская проводка добровольная, при транзитном проходе проливов сборы не взимаются.

Проливы Ла-Манш (Английский канал ) и Па-де-Кале (Дуврский ) соединяют Северное море с Атлантическим океаном. Разделяют бе­рега Англии и Франции. Минимальная ширина 18 миль. Специаль­ных правил прохода вне территориальных вод прибрежных государств нет. Район чрезвычайно оживлённого судоходства: каждые сутки в обоих направлениях проходит около тысячи судов. Под проливом проходит железнодорожный тоннель.

Гибралтарский пролив соединяет Средиземное море с Атланти­ческим океаном. Длина - 65 км, ширина минимальная 14,2 км, глуби­на от 338 до 1181 м. На полуострове Гибралтар площадью 5 кв. км расположена военно-морская база. Высота скалы Гибралтара 429 м. Внутри скалы высечены крепостные сооружения. Относится к кате­гории международных проливов, поэтому проход через пролив всех судов свободный.

Малаккский и Сингапурский проливы соединяют Андаманское море (часть Индийского океана) с Южно-Китайским морем. Длина Малаккского пролива около 432 миль, ширина в самой узкой части 21,6 мили. Он переходит в выходящий в Южно-Китайское море Син­гапурский пролив, длина которого 110 км, ширина от 4,6 км до 21 км. Международных соглашений по режиму проливов нет. Проход судов свободный, но условия плавания трудные, поэтому крупнотоннаж­ным судам рекомендуется лоцманская проводка. Через проливы про­ходит один из важнейших морских путей. Разделяет берега Малайзии и Сингапура на северо-востоке и Индонезии на юго-западе (о. Сумат­ра). В последние годы приобрёл известность, как район опасный в отношении пиратства.

Магелланов пролив соединяет Атлантический и Тихий океаны. Проходит между материком Южная Америка и архипелагом остро­вов Огненная Земля и др. Омывает побережье двух государств: Аргентины и Чили. Длина пролива 575 км. Ширина в самом узком месте до двух миль (3,5 км). Открыт для свободного прохода су­дов, но плавание по нему опасно. После сооружения Панамского канала значение Магелланова пролива для мирового судоходства утрачено.

Баб-эль-Мандебский пролив (араб. Ворота скорби, Ворота слез ) соединяет Красное море с Аравийским морем (часть Индийского оке­ана). По нему проходит морской транспортный путь мирового значе­ния. Отделяет Аравийский полуостров от Африки. Длинна 109 км, наименьшая ширина 26 км. Глубина фарватера 31 м. На середине пролива находится небольшой остров Перим. На Африканском бере­гу расположена Эфиопия, на Аравийском - Йемен.

Босфор и Дарданеллы (Черноморские проливы ) являются райо­ном активного судоходства. Босфор соединяет Чёрное и Мраморное море и имеет длину 30 км, среднюю ширину 2 км, минимальную глубину на фарватере 20 м. Дарданеллы соединяют Эгейское Мра­морное море и имеют длину 120, 5 км, ширину - 1,3-2,7 км, глубину 40-153 м. Через проливы в среднем проходит в сутки около 150 судов.

Порядок прохода Черноморскими проливами регулируется Кон­венцией о режиме Черноморских проливов, подписанной в Монтре (Швейцария) в 1936 г. Ограничения свободы судоходства применяют­ся только в отношении военных судов, торговые суда всех стран пользу­ются правом свободного прохода проливов.

После распада СССР Турция ужесточила порядок прохода судов из Чёрного в Средиземное море через проливы Босфор и Дарданел­лы. Новые ограничения объясняются требованиями безопасности мореплавания и экологии. С 3 октября 2002 г. морские власти Турции изменили правила регулирования движения судов через турецкие про­ливы. Так, судам длиной более 200 м (в основном это танкеры грузо­подъёмностью от 60 000 т) запрещено одновременно двигаться по проливам во встречных направлениях. Это привело к увеличению времени ожидания прохода для танкеров и соответственно к повыше­нию стоимости их фрахта.

В среднем, каждый месяц Россия экспортирует 3,5 млн. т нефти и нефтепродуктов из Новороссийска и 1 млн. т из Туапсе. Некото­рые эксперты считают, что ограничения прохода через проливы слу­жат для Турции политическим аргументом в поддержку транспор­тировки нефти по нефтепроводу Баку-Джейхан (открыт в 2006 г.), который даёт каспийской нефти выход на Средиземное море в обход России.

На организацию движения судов существенное влияние оказыва­ют искусственные каналы , построенные для сокращения протяжён­ности морских перевозок. Они имеют также большое военно-стратегическое значение.

Старейший из них - Суэцкий канал , соединяющий Средиземное и Красное моря. Сооружён в 1859-1869 гг. Проходит по территории Египта. У северного входа в канал находится Порт-Саид, на южном - г. Суэц.

Длина канала 86 миль, с подходными морскими каналами 93 мили, ширина по поверхности 120-150 м, по дну 45-60 м, проходные глуби­ны 16 м, что позволяет проход судов до 150 тыс. т водоизмещения.

Шлюзов нет. С севера два входа, а с юга - один. Движение карава­нами, со скоростью 7 узлов. В районе Большого Горького озера караваны с севера и с юга расходятся. Очерёдность судов в караване определяет администрация канала. Быстроходные суда ставятся в го­лове каравана. Существуют свои правила плавания и правила обмера судов. Администрация канала находится в г. Исмаилия.

Среднесуточный проход судов - около 70. Через канал проходит 14 % всех международных морских перевозок, из которых - 70 % нефть и нефтепродукты. Он сокращает путь из Индийского в Атлантичес­кий океан и обратно примерно в два раза. Это немаловажно, учиты­вая, что через Суэцкий канал в южном направлении (экспорт из стран Западной Европы), и в западном направлении (дальневосточный им­порт) ежегодно пропускается не менее 80 млн. т грузов.

В течение восьми лет с 1967 по 1975 гг. движение по каналу было прекращено в связи с арабо-израильской войной. За эксплуатацию канала Египет получает ежегодно до 2 млрд. долл.

Следующий по возрасту Коринфский канал , пересекает Коринф­ский перешеек в Греции и соединяет Эгейское и Ионическое моря. Построен в 1881-1893 гг. Длина 6,3 км, ширина 24,6 м, глубина 8 м. Могут проходить суда, водоизмещением до 5 тыс. т. Движение попе­ременное, одностороннее. За год проходит около 15 тыс. судов.

Кильский канал соединяет Северное и Балтийское моря, проло­жен через Ютландский полуостров. Построен в 1887-1895 гг. Прохо­дит по территории Германии. Длина 98,7 км, ширина по поверхности 104 м, по дну 44 м, глубина 11,3 м. Движение одностороннее, но есть 11 расширений для расхождения судов. Шлюзы только для защиты канала от резких колебаний уровня моря.

Панамский канал соединяет Тихий и Атлантический океаны. Проложен через Панамский перешеек. Направление канала с северо-запада на юго-восток. Постройка начата в 1879 г. Францией, в 1904 г. право строительства перешло к США. Первое судно прошло в 1914 г., официальное открытие канала состоялось в 1920 г. Канал контроли­ровался США вплоть до 31 декабря 1999 г., после чего был передан правительству Панамы.

По каналу суда двигаются своим ходом, а в шлюзы затягиваются с помощью электровозов. Применяется принудительная лоцманская проводка: полностью управляет судном лоцман и специальная швар­товная команда. Время прохода каналом десять часов (в среднем), минимальное - четыре часа. Максимальное число шлюзований в сутки 40-50. В год канал может пропустить около 17,5 тыс. судов. Фактически проходит 12-14 тысяч. Проход каналом в десять раз дешевле пути вокруг мыса Горн, поскольку сокращает расстояние в 2,5-3 раза.

Особенности природных условий общегеографического и ЭГП величайшего океана нашей планеты формируют его главные черты как транспортного звена, морские пути которого связывают разные страны мира. На просторах проходят многие трассы мирового и регионального судоходства, а на берегах расположено большое количество портов, на долю которых приходится 26% грузооборота портов капиталистических стран. Тихоокеанские порты концентрируют значительную часть судов мирового торгового флота.

Для тихоокеанского транспортного бассейна прежде всего характерна очень большая протяженность широтных трансокеанских путей. Они вдвое длиннее, чем трансатлантические, поэтому использование Тихого океана для транзитных перевозок довольно неудобно.

Интенсивные судоходные трассы пролегают главным образом вдоль обоих побережий океана. Вместе с тем одна из важнейших линий морских связей проходит от североамериканских берегов к дальневосточным берегам Азии. По ней совершается обмен в основном между двумя центрами империалистического соперничества на Тихом океане - США и Японией. Правда, связи между ними гораздо менее интенсивны, чем между США и Западной Европой.

Самая разветвленная сеть морских трасс сложилась на путях к Японии, ведущей весьма оживленный обмен с различными странами-поставщиками разнообразного сырья и потребителями готовой японской продукции. Наконец, сравнительно много трансокеанских маршрутов располагается в южной части океана, примерно до 40° ю.ш., что объясняется развитием морских сообщений восточного побережья Австралии и Новой Зеландии с другими странами.

Трассы и маршруты Тихого океана

В общем Тихий океан уступает Атлантическому по густоте морских путей и по объему грузопотоков, но опережает его по темпам роста перевозок. Тенденция к возрастанию значения Тихого океана для мировой торговли проявляется в настоящее время и представляет собой его существенную черту как крупнейшего транспортного бассейна.

Экономические и социально-политические различия тихоокеанских стран во многом определяют особенности размещения судоходных линий, объемы и структуру грузоперевозок. Большой густотой и грузонапряженностью характеризуется сеть трансокеанских путей, соединяющих западные и восточные берега океана. Они группируются по двум главным направлением американо-азиатскому и американо-австрийскому.

В первом из них сформировались три разных по объему и напряженности маршрута. Трассы самого оживленного здесь судоходства связывают тихоокеанские порты США и Канады (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Ванкувер) с портами Японии, Китая, Филиппин (Иокогама, Шанхай, Манила). Несмотря на большую протяженность и суровые навигационные условия, по этому маршруту перевозится очень большой объем разнообразных грузов, что объясняется высоким экономическим потенциалом Японии и притихоокеанских районов США. Эти государства по прилегающим здесь трассам интенсивно обмениваются между собой и с другими странами. Из США и Канады в Японию вывозятся: каменный уголь, лес и лесные грузы, зерно, руда, различные полуфабрикаты и т.п. В обратном направлении идут разные виды промышленной продукции: изделия из стали, трубы, автомобили, электроприборы, радиотовары, шелк, рыба и рыбные продукты. Для структуры грузопотоков США-Китай, США-Филиппины характерен экспорт промышленных изделий из США и импорт сырьевых и сельскохозяйственных (в основном рис) продуктов в эту страну.

Несмотря на хорошие навигационные условия, менее интенсивно судоходство развито на маршруте от Панамского канала и западных портов Южной Америки к Сингапуру и от тех же начальных пунктов через Гавайские острова на Иокогаму и Манилу. Заметное место в этом маршруте занимают транзитные перевозки через Панамский канал из Атлантического океана к портам восточных берегов Индийского океана и в обратном направлении.

Южноамериканские страны Тихого океана характеризуются сравнительно невысоким уровнем экономического развития и небольшими масштабами внешних экономических связей, что сказывается на объемах и структуре грузопотоков этого маршрута. Из южноамериканских портов и Манилы вывозится преимущественно горно-рудное и сельскохозяйственное сырье в Японию, а из этой страны в них поступают промышленные изделия. В Сингапур поступают преимущественно материалы и оборудование, необходимые для обеспечения ремонта судов - одной из основных отраслей хозяйства этого государства-порта.

Довольно редко используется маршрут от Магелланова пролива через Гавайские острова или, минуя их, в порты Азии. Здесь пролегают трассы большой протяженности, для южных участков которых характерны сложные навигационные условия. По этим путям обмениваются грузами в основном южные районы Аргентины и тихоокеанские страны. В целом американо-азиатское направление концентрирует подавляющую часть трансокеанских путей, по которым проходят очень большие по объему и различные по структуре грузопотоки. Они отражают крупный внешнеторговый оборот стран северной части Тихого океана.

Американо-австралийское трансокеанское направление связывает порты Северной и Южной Америки с портами Австралии и Новой Зеландии. Здесь проходят судоходные линии из портов США и Канады в Сидней, от Панамского канала к Сиднею и от южноамериканских портов в Сидней. Объемы и структура морских перевозок по этим путям во многом определяются уровнем развития и характером экономики Австралии и Новой Зеландии. Обе эти страны вместе с тем находятся в сильной экономической и политической зависимости от США и Великобритании. Австралия выступает на мировом рынке как поставщик промышленного сырья и продовольственных товаров, а Новая Зеландия - как экспортер продукции мясо-шерстного животноводства. В США они доставляют свинец, цинк, шерсть, мясо, в обратном направлении идут станки, машины и другое промышленное оборудование. Перевозки осуществляются в основном транспортным флотом США и Великобритании.

Более короткие, чем трансокеанские, линии, но не менее напряженные пролегают вдоль азиатских и американских берегов Тихого океана, где соответственно господствуют морские связи Японии и США с тихоокеанскими и другими странами. Западные меридиональные пути образуют азиатско-австралийское направление. Японские судоходные компании организовали здесь регулярные линии, по которым из Австралии в Японию вывозятся железная руда, каменный уголь, шерсть и другое сырье, а в Австралию из Японии поступают различные промышленные товары. В этом же районе океана от Малаккского пролива к японским портам проходит весьма грузонапряженная трасса, по которой ближневосточная перевозится в Японию. Среди других морских путей она выделяется большими объемами перевозок жидких грузов.

Восточные меридиональные маршруты связывают южноамериканские страны (через Панамский канал) с тихоокеанскими и атлантическими портами США и Канады. В этих районах превалируют перевозки США. Около 1/5 объема внешней торговли тихоокеанских портов этой страны приходится на государства Южной Америки, откуда в США поступают железная руда, руды цветных , селитра, сера и другое сырье. Из США в южноамериканские порты транспортируются оборудование для горнодобывающей промышленности, машины, станки и другие товары. По существу это грузообмен развитых и зависимых стран.

Кроме трансокеанских и меридиональных путей в Тихом океане немало сравнительно коротких трасс проходит возле материков и по прилежащим к ним морям. Так, оживленное судоходство развито в Японском море, австрало-азиатских морях, вблизи Австралии и Новой Зеландии, в водах, омывающих берега Центральной Америки, и т.д. Объемы и структура грузопотоков здесь отличаются неустойчивостью.

Краткий обзор хозяйственной деятельности разных стран в Тихом океане позволяет выявить несколько ее существенных черт. В настоящее время здесь сложилось многоотраслевое океанское хозяйство, в котором ведущее место занимает рыболовство, включая морепродукты. За ним идет транспортное использование океана. Далее следует разработка богатств прибрежно-морских россыпей и добыча «морской» нефти.

Ти́хий океа́н - самый большой океан на Земле.

Площадь с морями 178,7 млн км².

Объём 710 млн км³.

Средняя глубина 3980 м.

Максимальная глубина 11022 м

(Марианская впадина).

Тихий океан занимает половину всей водной поверхности Земли, и более тридцати процентов площади поверхности планеты.

Через Тихий океан по 180 меридиану проходит линия перемены дат.

Рельеф

Рельеф дна разнообразен. На востоке - Восточно-Тихоокеанское поднятие, в центральной части много котловин (Северо-Восточная, Северо-Западная, Центральная, Восточная, Южная и др.), глубоководные желоба: на севере - Алеутский, Курило-Камчатский, Идзу-Бонинский; на западе - Марианский (с максимальной глубиной Мирового океана - 11 022 м), Филиппинский и др.; на востоке - Центрально-Американский, Перуанский и другие

В Тихом океане можно различить, литоральной и сублиторальной зоны, переходную зону (до 500-1000 м), батиаль, абиссаль и ультраабиссаль, или зону глубоководных желобов (от 6-7 до 11 тысяч м).

Течения

Основные поверхностные течения: в северной части Тихого океана - тёплые Куросио, Северо-Тихоокеанское и Аляскинское и холодные Калифорнийское и Курильское; в южной части - тёплые Южно-Пассатное,Японское и Восточно-Австралийское и холодные Западных Ветров и Перуанское. Температура воды на поверхности у экватора от 26 до 29 °C, в приполярных областях до −0,5 °C. Солёность 30-36,5 ‰.

Климат

В Тихом океане можно выделить все климатические зоны, свойственные земному шару. Между тропиком Рака и тропиком Козерога располагается самая широкая климатическая зона - экваториальный пояс. В течение целого года температура здесь не опускается ниже 20 °C. Годовые колебания температуры воздуха невелики, а годовая сумма осадков превышает 2000 мм. Для данного региона характерны частые тропические циклоны. Севернее и южнее этой зоны располагаются тропические климатические пояса, далее - субтропические и умеренные, соседствующие с приполярными зонами. На температурные характеристики океанских вод значительное влияние оказывает Антарктида.

Флора и фауна

Тихий океан отличается богатейшей фауной, в тропической и субтропической зонах между побережьями Азии и Австралии (здесь огромные территории заняты коралловыми рифами и мангровыми зарослями) общей с Индийским океаном. Из эндемиков следует назвать моллюсков наутилусов, ядовитых морских змей и единственный вид морских насекомых - водомерок рода Halobates . Из 100 тысяч видов животных 3 тысячи представлены рыбами, из них около 75 % эндемичны. Воды у островов Фиджи населяют многочисленные популяции актиний. Рыбы семейства помацентровых прекрасно чувствуют себя среди жгучих щупалец этих животных. Из млекопитающих здесь обитают, среди прочих, моржи, тюлени и каланы. Морской лев населяет побережья Калифорнийского полуострова, Галапагосских островов и Японии. Длина его тела достигает 2,5 м. Эти животные легко поддаются дрессировке, поэтому их часто можно увидеть в цирках и океанариумах.

Экономическое значение
Тихого Океана

Рыбный промысел

Северная часть Тихого океана изобилует промысловой рыбой (лососем, сардиной, минтаем, морским окунем, сельдью, тунцом и треской). На акваторию Тихого океана приходится около 60 % мирового улова рыбы (в основном это Япония, Китай, Россия, Перу, США и Тайланд). Ведётся добыча крабов, креветок, устриц.

Транспортные пути

Через Тихий океан пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов. Важнейшие океанские пути ведут из Канады и США в Японию, Южную Корею, Тайвань, Китай и Филиппины. Крупные порты: Владивосток, Находка (Россия), Шанхай (Китай), Сингапур (Сингапур), Сидней (Австралия), Ванкувер (Канада), Лос-Анджелес, Лонг-Бич (США), Уаско (Чили).

Государства побережья Тихого океана

Полезные ископаемые

Дно Тихого океана скрывает богатые месторождения различных минералов. Здесь добывают титан, цирконий, редкоземельные элементы (скандий и лантаноиды), а пески побережий Австралии, Новой Зеландии, Японии и России богаты драгоценными камнями. На шельфах Китая, Индонезии, Японии, Малайзии, Соединенных Штатов Америки, Австралии и Новой Зеландии добывают нефть и газ. В донных отложениях шельфов Индонезии, Малайзии и Таиланда имеются руды олова; кроме того, дно Тихого океана богато полиметаллическими конкрециями. Экспериментальной эксплуатацией полиметаллических конкреций занимается Международная морская организация ООН. В Юго-Восточном бассейне Тихого океана определен участок будущей добычи полиметаллических руд (зона Кларион-Клиппертона между Гавайскими островами и Северной Америкой площадью 2 млн км²). В опытных целях уже добыто около 2 тонн конкреций.

Атланти́ческий океа́н - второй по величине океан после Тихого океана.

Площадь 91,4 млн. км²

Объём вод составляет 329,7 млн. км³

(25 % объема Мирового океана)

Средняя глубина 3600 м

Наибольшая глубина 8742 м

(жёлоб Пуэрто-Рико)

Среднегодовая солёность ≈35 ‰.

Название произошло от имени титана Атласа (Атланта) в греческой мифологии или от легендарного острова Атлантида.

Моря и Заливы

Моря -

Балтийское, Северное, Средиземное, Чёрное, Саргассово, Карибское, Адриатическое, Азовское, Балеарское, Ионическое, Ирландское, Мраморное, Тирренское, Эгейское.

Крупные заливы -

Бискайский, Гвинейский, Мексиканский, Гудзонов

Острова

Основные острова: Британские, Исландия, Ньюфаундленд, Большие и Малые Антильские, Канарские, Зелёного мыса, Фолклендские (Мальвинские).

Течения

Основные поверхностные течения: тёплые Северное Пассатное, Гольфстрим и Северное Атлантическое, холодные Лабрадорское и Канарское в северной части Атлантического океана; тёплые Южное Пассатное и Бразильское, холодные Западных Ветров и Бенгельское в южной части Атлантического океана.

Государства побережья Атлантического океана

Атлантический океан и входящие в его состав моря омывают берега 96 стран:

Абхазия, Албания, Алжир, Ангола, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамы, Барбадос, Белиз, Бельгия, Бенин, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Габон, Гаити, Гайана, Гамбия, Гана, Гватемала, Гвинея, Гвинея-Бисау, Германия, Гондурас, Гренада, Греция, Грузия, Дания, Демократическая Республика Конго, Доминика, Доминиканская Республика, Египет, Сахарская Арабская Демократическая Республика¹, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кабо-Верде, Камерун, Канада, Кипр, Колумбия, Коста-Рика, Кот д’Ивуар, Куба, Латвия, Либерия, Ливан, Ливия, Литва, Мавритания, Мальта, Марокко, Мексика, Монако, Намибия, Нигерия, Нидерланды, Никарагуа, Норвегия, Палестинская автономия, Панама, Польша, Португалия, Республика Конго, Россия, Румыния, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сирия, Словения, Суринам, США, Сьерра-Леоне, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Турецкая Республика Северного Кипра, Украина, Уругвай, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чили, Швеция, Экваториальная Гвинея, Эстония, ЮАР, Ямайка.

Сахарская Арабская Демократическая Республика не обладает государственным суверенитетом и не является субъектом международного права, её будущее подлежит урегулированию согласно соответствующим решениям ООН.

Инди́йский океа́н - третий по размеру океан Земли, покрывающий около 20 % её водной поверхности.

Площадь 76,2 млн км2

Объём 210 млн км3

На севере он ограничен Азией, на западе - Аравийским полуостровом и Африкой, на востоке - Индокитаем, Зондскими островами и Австралией, на юге - Южным океаном. Граница между Индийским и Атлантическим океаном проходит по 20° меридиану восточной долготы, между Индийским и Тихим океаном проходит по 147° меридиану восточной долготы. Самая северная точка Индийского океана находится примерно на 30° северной широты в Персидском заливе. Ширина Индийского океана составляет приблизительно 10 000 км между южными точками Австралии и Африки.

Климат

В данном регионе выделяются четыре вытянутых вдоль параллелей климатических пояса. В первом, расположенном севернее 10° южной широты, преобладает муссонный климат с частыми циклонами, перемещающимися в направлении побережий. Летом температура над океаном составляет 28-32°С, зимой понижается до 18-22°С. Вторая зона (пассатная) располагается между 10 и 30 градусом южной широты. В течение всего года здесь дуют юго-восточные ветры, особо сильные с июня по сентябрь. Средняя годовая температура достигает 25 °C. Третья климатическая зона лежит между 30 и 45 параллелью, в субтропических и умеренных широтах. Летом температура здесь достигает 10-22°С, а зимой - 6-17°С. Между 45 градусом южной широты и Антарктидой лежит четвертая зона субантарктического и антарктического климатических поясов, для которой характерны сильные ветры. Зимой температура здесь колеблется от −16 °C до 6 °C, а летом - от −4 °C до 10 °C.

Экономическое значение
Индийского Океана

Рыбный промысел

Значение Индийского океана для мирового рыболовного промысла невелико: уловы здесь составляют лишь 5 % от общего объема. Главные промысловые рыбы здешних вод - тунец, сардина, хамса, несколько видов акул, барракуды и скаты; ловят здесь также креветок, омаров и лангустов.

Транспортные пути

Важнейшими транспортными путями Индийского океана являются маршруты из Персидского залива в Европу и Северную Америку, а также из Аденского залива в Индию, Индонезию, Австралию, Японию и Китай.

Полезные ископаемые

Важнейшими полезными ископаемыми Индийского океана являются нефть и природный газ. Их месторождения имеются на шельфах Персидского и Суэцкого заливов, в проливе Басса, на шельфе полуострова Индостан. На побережьях Мозамбика, островов Мадагаскар и Цейлон эксплуатируются ильменит, монацит, рутил, титанит и цирконий. У берегов Индии и Австралии имеются залежи барита и фосфорита, а в шельфовых зонах Индонезии, Таиланда и Малайзии в промышленных масштабах эксплуатируются месторождения касситерита и ильменита.