Бунин

Презентация основы теории тестов по физической культуре. Основы теории тестов. Математические основы теории конструирования тестов

ОТЧЕТ

студента 137 гр. Иванова И.

о проверке эффективности методики тренировки
с применением методов математической статистики

Разделы отчета оформляются в соответствии с образцами, приведенными в настоящем пособии в конце каждого этапа игры. Зачтенные отчеты хранятся на кафедре биомеханики до консультации перед экзаменом. Студенты, не отчитавшиеся за проделанную работу и не сдавшие тетрадь с отчетом преподавателю, к экзамену по спортивной метрологии не допускаются.


I этап деловой игры
Контроль и измерения в спорте

Цель:

1. Ознакомиться с теоретическими основами контроля и измерений в спорте и физическом воспитании.

2. Приобрести навыки измерения показателей скоростных качеств у спортсменов.

1. Контроль в физическом
воспитании и спорте

Физическое воспитание и спортивная тренировка – не стихийный, а управляемый процесс. В каждый момент времени человек находится в определенном физическом состоянии, которое определяется, главным образом, здоровьем (соответствием показателей жизнедеятельности норме, степенью устойчивости организма к неблагоприятным внезапным воздействиям), телосложением и состоянием физических функций.

Физическим состоянием человека целесообразно управлять, изменяя его в нужном направлении. Это управление осуществляется средствами физического воспитания и спорта, к которым, в частности, относятся физические упражнения.

Это только кажется, что преподаватель (или тренер) управляет физическим состоянием, воздействуя на поведение спортсмена, т.е. предлагая определенные физические упражнения, а также контролируя правильность их выполнения и получаемые при этом результаты. В действительности же поведением спортсмена управляет не тренер, а сам спортсмен. В ходе спортивной тренировки оказывается воздействие на самоуправляемую систему (организм человека). Индивидуальные различия в состоянии спортсменов не дают уверенности в том, что одно и то же воздействие вызовет одинаковую ответную реакцию. Поэтому актуален вопрос об обратной связи: информации о состоянии спортсмена, поступающей тренеру в ходе контроля тренировочного процесса.

Контроль в физическом воспитании и спорте базируется на измерениях показателей, отборе наиболее существенных и их математической обработке.

Управление учебно-тренировочным процессом включает в себя три стадии:

1) сбор информации;

2) ее анализ;

3) принятие решений (планирование).

Сбор информации обычно осуществляется во время комплексного контроля, объектами которого являются:

1) соревновательная деятельность;

2) тренировочные нагрузки;

3) состояние спортсмена.



Различают (В.А. Запорожанов) три типа состояний спортсмена в зависимости от длительности промежутка, необходимого для перехода из одного состояния в другое.

1. Этапное (перманентное) состояние. Сохраняется относительно долго – недели или месяцы. Комплексная характеристика этапного состояния спортсмена, отражающая его возможности к демонстрации спортивных достижений, называется подготовленностью, а состояние оптимальной (наилучшей для данного цикла тренировки) подготовленности – спортивной формой . Очевидно, что в течение одного или нескольких дней нельзя достигнуть состояния спортивной формы или утратить его.

2. Текущее состояние. Изменяется под влиянием одного или нескольких занятий . Нередко последствия участия в соревнованиях или выполненной на одном из занятий тренировочной работы затягиваются на несколько дней. В этом случае спортсмен обычно отмечает явления как неблагоприятного характера (например, мышечные боли), так и позитивного (например, состояние повышенной работоспособности). Такие изменения называют отставленным тренировочным эффектом .

Текущее состояние спортсмена определяет характер ближайших тренировочных занятий и величину нагрузок в них. Частный случай текущего состояния, характеризующийся готовностью к выполнению в ближайшие дни соревновательного упражнения с результатом, близким к максимальному, называется текущей готовностью .

3. Оперативное состояние. Изменяется под влиянием однократного выполнения физических упражнений и является временным (например, утомление, вызванное однократным пробеганием дистанции; временное повышение работоспособности после разминки). Оперативное состояние спортсмена изменяется в ходе тренировочного занятия и должно учитываться при планировании интервалов отдыха между подходами, повторными забегами, при решении вопроса о целесообразности дополнительной разминки и т.п. Частный случай оперативного состояния, характеризующийся немедленной готовностью к выполнению соревновательного упражнения с результатом, близким к максимальному, называется оперативной готовностью .

В соответствии с приведенной классификацией выделяют три основных вида контроля состояния спортсмена:

1) этапный контроль . Его цель – оценить этапное состояние (подготовленность) спортсмена;

2) текущий контроль . Его основная задача – определить повседневные (текущие) колебания в состоянии спортсмена;

3) оперативный контроль . Его цель – экспресс-оценка состояния спортсмена в данный момент.

Измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей спортсмена, называется тестом . Процедура измерений или испытаний называется тестированием.

Любой тест включает в себя измерение. Но не всякое измерение служит тестом. В качестве тестов могут быть использованы лишь те, которые удовлетворяют следующим метрологическим требованиям :

2) стандартизация;

3) наличие системы оценок;

4) надёжность и информативность (добротность) тестов;

5) вид контроля (этапный, текущий или оперативный).

Тест, в основе которого лежат двигательные задания, называется двигательным. Существует три группы двигательных тестов:

1. Контрольные упражнения, выполняя которые спортсмен получает задание показать максимальный результат. Результатом теста является двигательное достижение. Например, время, за которое спортсмен пробегает дистанцию 100 м.

2. Стандартные функциональные пробы, в ходе которых задание, одинаковое для всех, дозируется либо по величине выполненной работы, либо по величине физиологических сдвигов. Результатом теста являются физиологические или биохимические показатели при стандартной работе либо двигательные достижения при стандартной величине физиологических сдвигов. Например, процент увеличения ЧСС после 20 приседаний или скорость, с которой бежит спортсмен при фиксируемой величине ЧСС 160 ударов в минуту.

3. Максимальные функциональные пробы, в ходе которых спортсмен должен показать максимальный результат. Результатом теста являются физиологические или биохимические показатели при максимальной работе. Например, максимальное потребление кислорода или максимальная величина кислородного долга.

Высококачественное тестирование предполагает знание теории измерений.

Измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей спортсмена, называется тестом . Не всякие измерения могут быть использованы как тесты, а только те, которые отвечают специальным требованиям: стандартность, наличие системы оценок, надежность, информативность, объективность. Тесты, удовлетворяющие требованиям надежности, информативности и объективности, называют добротными .

Процесс испытания называется тестированием , а полученные в итоге измерения числовые значения – результатом тестирования.

Тесты, в основе которых лежат двигательные задачи, называют двигательными или моторными . В зависимости от задания, которое стоит перед исследуемым, различают три группы двигательных тестов.

Разновидности двигательных тестов

Название теста

Задание спортсмену

Результат теста

Контрольное упражнение

Двигательные достижения

Бег на 1500 м, время бега

Стандартные функциональные пробы

Одинаковое для всех, дозируется: 1)по величине выполненной работы; 2) по величине физиологических сдвигов

Физиологические или биохимические показатели при стандартной работе Двигательные показатели при стандартной величине физиологических сдвигов

Регистрация ЧСС при стандартной работе 1000 кГм/мин Скорость бега при ЧСС 160 уд/мин

Максимальные функциональные пробы

Показать максимальный результат

Физиологические или биохимические показатели

Определение максимального кислородного долга или максимального потребления кислорода

Иногда используется не один, а несколько тестов, имеющих единую конечную цель. Такая группа тестов называется батареей тестов .

Известно, что даже при самой строгой стандартизации и точной аппаратуре результаты тестирования всегда несколько варьируют. Поэтому, одним из важным условий подбора добротных тестов является их надежность.

Надежностью теста называется степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях. Различают четыре основные причины вызывающие внутрииндивидуальной или внутригрупповой вариации результатов тестирования:

    изменение состояния испытуемых (утомление, изменение мотивации и т.п.); неконтролируемые изменения внешних условий и аппаратуры;

    изменение состояния человека, проводящего или оценивающего тест (самочувствие, замена экспериментатора и т.п.);

    несовершенство теста (например, заведомо несовершенные и малонадежные тесты – штрафные броски в баскетбольную корзину до первого промаха и т.п.).

Критерием надежности теста может служить коэффициент надежности, рассчитанный как отношение истинной дисперсии к дисперсии, зарегистрированной в опыте: r = истинная s 2 / зарегистрированная s 2 , где под истинным значением понимают дисперсию, полученную при бесконечно большом числе наблюдений в одинаковых условиях; регистрируемая дисперсия выводится из опытных исследований. Иными словами, коэффициент надежности есть просто доля истинной вариации в той вариации, которая зарегистрирована в опыте.

Кроме этого коэффициента используют еще индекс надежности , который рассматривают как теоретический коэффициент корреляции или связи между зарегистрированным и истинным значениями одного и того же теста. Этот способ наиболее распространен как критерий оценки качества (надежности) теста.

Одной из характеристик надежности теста является его эквивалентность , что отражает степень совпадения результатов тестирования одного и того же качества (например, физического) разными тестами. Отношение к эквивалентности тестов зависит от конкретной задачи. С одной стороны, если два или больше тестов эквивалентны, их совместное применение повышает надежность оценок; с другой – представляется возможным применить только один эквивалентный тест, что упростит тестирование.

Если все тесты, входящие в какую-либо батарею тестов, высокоэквивалентны, они называются гомогенными (например, для оценки качества прыгучести гомогенными, надо полагать, будут прыжки с места в длину, вверх, тройным). Наоборот, если в комплексе нет эквивалентных тестов (как например, для оценки общей физической подготовленности), то все тесты входящие в него, измеряют разные свойства, т.е. по существу комплекс является гетерогенным.

Надежность тестов может быть повышена до определенной степени путем:

    более строгой стандартизацией тестирования;

    увеличения числа попыток;

    увеличение числа оценщиков и повышения согласованности их мнений;

    увеличения числа эквивалентных тестов;

    лучшей мотивации испытуемых.

Объективность теста есть частный случай надежности, т.е. независимость результатов тестирования от лица, проводящего тест.

Информативность теста – это степень точности, с какой он измеряет свойство (качество спортсмена), для оценки которого используется. В разных случаях одни и те же тесты могут иметь разную информативность. Вопрос об информативности теста распадается на два частных вопроса:

Что изменяет данный тест? Как точно он измеряет?

Например, можно ли по такому показателю, как МПК, судить о подготовленности бегунов-стайеров, и если можно, то с какой степенью точности? Можно ли использовать этот тест в процессе контроля?

Если тест используется для определения состояния спортсмена в момент обследования, то говорят о диагностической информативности теста. Если же на основе результатов тестирования хотят сделать вывод о возможных будущих показателях спортсмена, говорят о прогностической информативности. Тест может быть диагностически информативен, а прогностически нет и наоборот.

Степень информативности может характеризоваться количественно – на основе опытных данных (так называемая эмпирическая информативность) и качественно – на основе содержательного анализа ситуации (логическая информативность). Хотя в практической работе логический, или содержательный анализ всегда должен предшествовать математическому. Показателем информативности теста служит коэффициент корреляции, рассчитанный для зависимости - критерия от результата в тесте, и наоборот (в качестве критерия берется показатель, заведомо отражающий то свойство, которое собираются измерять с помощью теста).

В случаях недостаточности информативности какого-либо теста прибегают к использованию батареи тестов. Однако последнее, даже при наличие высоких раздельных критериев информативности (судя по коэффициентам корреляции), не позволяет получить единое число. Здесь на помощь может прийти более сложный метод математической статистики – факторный анализ. Который позволяет определить, сколько и какие тесты совместно действуют на отдельный фактор и какова степень их вклада в каждый фактор. А затем уже легко выбрать тесты (или их комбинации), которые наиболее точно оценивают отдельные факторы.

1 Что называется тестом?

2 Что называется тестированием?

Количественная оценка какого-либо качества или состояния спортсмена Измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей спортсменаПроцесс испытания, во время которого количественно оценивается какое-либо качество или состояние спортсменаНужного определения нет

3 Что называется результатом теста?

Количественная оценка какого-либо качества или состояния спортсмена Измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей спортсменаПроцесс испытания, во время которого количественно оценивается какое-либо качество или состояние спортсменаНужного определения нет

4 К какой разновидности тестов относится бег на 100 м ?

5 К какой разновидности тестов относится кистевая динамометрия ?

Контрольное упражнение Функциональная пробаМаксимальный функциональный тест

6 К какой разновидности тестов относится проба МПК ?

Контрольное упражнение Функциональная пробаМаксимальный функциональный тест

7 К какой разновидности тестов относится трехминутный бег под метроном ?

Контрольное упражнение Функциональная пробаМаксимальный функциональный тест

8 К какой разновидности тестов относится максимальное количество подтягиваний на перекладине ?

Контрольное упражнение Функциональная пробаМаксимальный функциональный тест

9 В каком случае считается тест информативным?

10 В каком случае считается тест надежным?

Способность теста к воспроизведению результатов при повторном испытании Способность теста измерять интересующее качество спортсменаНезависимость результатов тестирования от лица, проводящего тест

11 В каком случае считается тест объективным?

Способность теста к воспроизведению результатов при повторном испытании Способность теста измерять интересующее качество спортсменаНезависимость результатов тестирования от лица, проводящего тест

12 Какой критерий необходим при оценке теста на информативность?

13 Какой критерий необходим при оценке теста на надежность?

Критерий Т-Стьюдента Критерий F-ФишераКоэффициент корреляцииКоэффициент детерминацииДисперсия

14 Какой критерий необходим при оценке теста на объективность?

Критерий Т-Стьюдента Критерий F-ФишераКоэффициент корреляцииКоэффициент детерминацииДисперсия

15 Как называют информативность теста, если при его помощи оценивают степень тренированности спортсмена?

16 Какой информативностью контрольных упражнений руководствуется тренер, отбирая детей в свою спортивную секцию?

Логической ПрогностическойЭмпирическойДиагностической

17 Нужен ли корреляционный анализ для оценки информативности тестов?

18 Нужен ли факторный анализ для оценки информативности тестов?

19 Можно ли оценить с помощью корреляционного анализа надежность теста?

20 Можно ли оценить с помощью корреляционного анализа объективность теста?

21 Будут ли эквивалентны тесты, предназначенные для оценки общей физической подготовленности?

22 При измерении одного и того же качества разными тестами используют тесты …

Предназначенные для измерения одного и того же качества Имеющие высокую корреляционную связь между собойИмеющие низкую корреляционную связь между собой

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОЦЕНОК

Для оценивания спортивных результатов часто прибегают к специальным таблицам очков. Цель таких таблиц – преобразование показанного спортивного результата (выраженного в объективных мерах) в условные очки. Закон преобразования спортивных результатов в очки называется шкалой оценок . Шкала может быть задана в виде математического выражения, таблицы или графика. Различают 4 основных типа шкал, используемых в спорте и физическом воспитании.

Пропорциональные шкалы

Регрессирующие шкалы

Прогрессирующие шкалы.

Пропорциональные шкалы предполагают начисление одинакового числа очков за равный прирост результатов (например, за каждые 0,1 с улучшения результата в беге на 100 м начисляется 20 очков). Такие шкалы используются в современном пятиборье, конькобежном спорте, гонках на лыжах, лыжном двоеборье, биатлоне и других видах спорта.

Регрессирующие шкалы предполагают начисление, за один и тот же прирост результата по мере возрастания спортивных достижений, все меньшее число очков (например, за улучшение результата в беге на 100 м с 15, 0 до 14.9 с добавляют 20 очков, а за 0,1 с в диапазоне 10,0-9,9 с – только 15 очков).

Прогрессирующие шкалы. Здесь чем выше спортивный результат, тем большей прибавкой очков оценивается его улучшение (например, за улучшение времени в беге от 15,0 до 14,9 с добавляют 10 очков, а от 10,0 до 9,9 с – 100 очков). Прогрессирующие шкалы применяются в плавании, отдельных видах легкой атлетики, тяжелой атлетике.

Сигмовидные шкалы редко используются в спорте, но широко применяются при оценке физической подготовленности (например, так выглядит шкала стандартов физической подготовленности населения США). В этих шкалах улучшение результатов в зоне очень низких и очень высоких достижений поощряются скупо; больше всего очков приносит прирост результатов в средней зоне достижений.

Основными задачами оценивания являются:

    сопоставить разные достижения в одном и том же задании;

    сопоставить достижения в разных заданиях;

    определить нормы.

Нормой в спортивной метрологии называется граничная величина результата, служащая основой для отнесения спортсмена к одной из классификационных групп. Существует три вида норм: сопоставительные, индивидуальные, должные.

Сопоставительные нормы имеют в своей основе сравнение людей, принадлежащих к одной и той же совокупности. Например, разбиение людей на подгруппы по степени устойчивости (высокой, средней, низкой) или реактивности (гиперреактивные, нормореактивные, гипореактивные) к гипоксии.

Разные градации оценок и норм

Процент испытуемых

Нормы в шкалах

Словесная

в баллах

Перцентильная

Очень низкая

Ниже М - 2

От М - 2 до М - 1

Ниже средней

От М-1 до М–0,5

От М–0,5 до М+0,5

Выше средней

От М+0,5 до М+1

От М+1 до М+2

Очень высокая

Выше М+2

Эти нормы характеризуют лишь сравнительные успехи испытуемых в данной совокупности, но ничего не говорят о совокупности в целом (или в среднем). Поэтому сопоставительные нормы должны сравниваться с данными, полученными на других совокупностях, и использоваться в сочетании с индивидуальными и должными нормами.

Индивидуальные нормы основаны на сравнении показателей одного и того же спортсмена в разных состояниях. Например, во многих видах спорта нет зависимости между собственным весом тела и спортивным результатом. У каждого спортсмена есть индивидуально оптимальный вес, соответствующий состоянию спортивной формы. Эту норму можно контролировать на разных этапах спортивной подготовки.

Должные нормы основаны на анализе того, что должен уметь человек, чтобы успешно справляться с задачами, которые перед ним ставит жизнь. Примером этому могут служить нормативы отдельных комплексов по физической подготовке, должные величины ЖЕЛ, основного обмена, массы и роста тела, и т.п.

1 Можно ли прямым методом измерить качество выносливости?

2 Можно ли прямым методом измерить качество быстроты?

3 Можно ли прямым методом измерить качество ловкости?

4 Можно ли прямым методом измерить качество гибкости?

5 Можно ли прямым методом измерить силу отдельных мышц?

6 Может ли оценка выражаться в качественной характеристике (хорошо, удовлетворительно, плохо, зачет и т.п.)?

7 Есть ли разница между шкалой измерений и шкалой оценок?

8 Что называется шкалой оценок?

Система измерения спортивного результата Закон преобразования спортивных результатов в очкиСистема оценивания норм

9 Шкала предполагает начисление одинакового числа очков за равный прирост результатов. Это …

10 За один и тот же прирост результата начисляют по мере возрастания спортивных достижений всё меньшее число очков. Это …

Прогрессирующая шкала Регрессирующая шкалаПропорциональная шкалаСигмовидная шкала

11 Чем выше спортивный результат, тем большей прибавкой очков оценивается его улучшение. Это …

Прогрессирующая шкала Регрессирующая шкалаПропорциональная шкалаСигмовидная шкала

12 Улучшение результатов в зонах очень низких и очень высоких достижений поощряется скупо; больше всего очков приносит прирост результатов в средней зоне достижений. Это …

Прогрессирующая шкала Регрессирующая шкалаПропорциональная шкалаСигмовидная шкала

13 Нормы, имеющие в своей основе сравнение людей, принадлежащих к одной и той же совокупности, называются …

14 Нормы, основанные на сравнении показателей одного и того же спортсмена в разных состояниях, называются …

Индивидуальными нормами Должными нормамиСопоставительными нормами

15 Нормы, основанные на анализе того, что должен уметь делать человек, чтобы справляться с поставленными перед ним задачами, называются …

Индивидуальными нормами Должными нормамиСопоставительными нормами

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КВАЛИМЕТРИИ

Квалиметрия (лат. qualitas – качество, metron – мера) изучает и разрабатывает количественные методы оценки качественных признаков.

В основе квалиметрии лежит несколько исходных положений:

Любое качество можно измерить;

Качество зависит от ряда свойств, образующих “древо качества” (например, древо качества исполнения упражнений в фигурном катании состоит из трех уровней – высшего, среднего, низшего);

Каждое свойство определяется двумя числами: относительным показателем и весомостью; сумма весомостей свойств на каждом уровне равна единице (или 100%).

Методические приемы квалиметрии делятся на две группы:

Эвристические (интуитивные), основанные на экспертных оценках и анкетировании;

Инструментальные.

Экспертной называется оценка, получаемая путем выяснения мнений специалистов. Характерные примеры экспертизы: судейство в гимнастике и фигурном катании на коньках, конкурс на лучшую научную работу и т.п.

Проведение экспертизы включает следующие основные этапы: формирование ее цели, подбор экспертов, выбор методики, проведение опроса и обработку полученной информации, в том числе оценку согласованности индивидуальных экспертных оценок. При экспертизе большое значение имеет степень согласованности мнений экспертов, оцениваемая по величине рангового коэффициента корреляции (в случае нескольких экспертов). Следует заметить, что ранговая корреляция лежит в основе решения многих задач квалиметрии, поскольку позволяет осуществлять математические расчеты с качественными признаками.

На практике показателем квалификации эксперта часто служит отклонение его оценок от средних оценок группы экспертов.

Анкетированием называется метод сбора мнений посредством заполнения анкет. Анкетирование наряду с интервью и беседой относится к методам опроса. В отличие от интервью и беседы анкетирование предполагает письменные ответы лица, заполняющего анкету – респондента, - на систему стандартизированных вопросов. Оно позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п.

С помощью анкетирования можно решать многие практические задачи в спорте: оценка психологического статуса спортсмена; его отношение к характеру и направленности тренировочных занятий; межличностные отношения в команде; собственная оценка технико-тактической подготовленности; оценка рациона питания и многие другие.

1 Что изучает квалиметрия?

Изучает качества тестов Изучает качественные свойства признакаИзучает и разрабатывает количественные методы оценки качества

2 Математические методы, применяемые в квалиметрии?

Парная корреляция Ранговая корреляцияДисперсионный анализ

3 С помощью каких методов оценивается уровень работоспособности?

4 С помощью каких методов оценивается разнообразие технических элементов?

Метод анкетирования Метод экспертных оценокМетод не указан

5 С помощью каких методов оценивается сложность технических элементов?

Метод анкетирования Метод экспертных оценокМетод не указан

6 С помощью каких методов оценивается психологическое состояние спортсмена?

Метод анкетирования Метод экспертных оценокМетод не указан

основы теории тестов

Основные понятия теории тестов

Измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей спортсмена, называется тестом .

Не всякие измерения могут быть использованы как тесты, а только те, которые отвечают специальным требованиям. К ним относятся:

1. стандартизованность (процедура и условия тестирования должны быть одинаковыми во всех случаях применения теста);
2. надежность;
3. информативность;
4. наличие системы оценок.

Тесты, удовлетворяющие требованиям надежности и информативности, называют добротными или аутентичными (греч. аутентико - достоверным образом).

Процесс испытаний называется тестированием ; полученное в итоге измерения числовое значение - результатом тестирования (или результатом теста). Например, бег 100 м - это тест, процедура проведения забегов и хронометража - тестирование, время забега - результат теста.

Тесты, в основе которых лежат двигательные задания, называют двигательными или моторными . Результатами их могут быть либо двигательные достижения (время прохождения дистанции, число повторений, пройденное расстояние и т.п.), либо физиологические и биохимические показатели.

Иногда используется не один, а несколько тестов, имеющих единую конечную цель (например, оценку состояния спортсмена в соревновательном периоде тренировки). Такая группа тестов называется комплексом или батареей тестов .

Один и тот же тест, примененный к одним и тем же исследуемым, должен дать в одинаковых условиях совпадающие результаты (если только не изменились сами исследуемые). Однако при самой строгой стандартизации и точной аппаратуре результаты тестирования всегда несколько варьируют. Например, исследуемый, только что показавший в тесте становой динамометрии результат 215 кГ, при повторном выполнении показывает лишь 190 кГ.

2. Надежность тестов и пути ее определения

Надежностью теста называется степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей (или других объектов) в одинаковых условиях.

Вариацию результатов при повторном тестировании называют внутри индивидуальной, или внутри групповой, либо внутриклассовой.

Четыре основные причины вызывают эту вариацию:

1. Изменение состояния исследуемых (утомление, врабатывание, научение, изменение мотивации, концентрации внимания и т.п.).
2. Неконтролируемые изменения внешних условий и аппаратуры (температура, ветер, влажность, напряжение в электросети, присутствие посторонних лиц и т.п.), т.е. все то, что объединяется термином “случайная ошибка измерения”.
3. Изменение состояния человека, проводящего или оценивающего тест (и, конечно, замена одного экспериментатора или судьи другим).
4. Несовершенство теста (есть такие тесты, которые заведомо малонадежные. Например, если исследуемые выполняют штрафные броски в баскетбольную корзину, то даже баскетболист, имеющий высокий процент попаданий, может случайно ошибиться при первых бросках).

Основное различие теории надежности тестов от теории ошибок измерения состоит в том, что в теории ошибок измеряемая величина считается неизменной, а в теории надежности тестов предполагается, что она меняется от измерения к измерению. Например, если необходимо измерить результат выполненной попытки в прыжках в длину с разбега, то он вполне определенный и с течением времени значительно измениться не может. Конечно, в силу случайных причин (например, неодинакового натяжения рулетки) нельзя с идеальной точностью (скажем до 0,0001 мм) измерить этот результат. Однако используя более точный измерительный инструмент (например, лазерный измеритель), можно повысить их точность до необходимого уровня. Вместе с тем, если стоит задача определить подготовленность прыгуна на отдельных этапах годичного цикла тренировки, то самое точное измерение показанных им результатов мало чем поможет: ведь они от попытки к попытке изменятся.

Чтобы разобраться в идее методов, используемых для суждения о надежности тестов, рассмотрим упрощенный пример. Предположим, что необходимо сравнить результаты прыжков в длину с места у двух спортсменов по двум выполненным попыткам. Допустим, что результаты каждого из спортсменов варьируют в пределах ± 10 см от средней величины и равны соответственно 230 ± 10 см (т.е. 220 и 240 см) и 280± 10 см (т.е. 270 и 290 см). В таком случае вывод, конечно, будет совершенно однозначным: второй спортсмен превосходит первого (различия между средними в 50см явно выше случайных колебаний в ± 10 см). Если же при той же самой внутригрупповой вариации (± 10 см) различие между средними значениями исследуемых (межгрупповая вариация) будут маленькими, то сделать вывод будет гораздо труднее. Допустим, что средние значения будут примерно равны 220 см (в одной попытке - 210, в другой - 230 см) и 222 см (212 и 232 см). При этом первый исследуемый в первой попытке прыгает на 230 см, а второй - только на 212 см; и создается впечатление, что первый существенно сильнее второго. Из этого примера видно, что основное значение имеет не сама по себе внутриклассовая изменчивость, а ее соотношение с межклассовыми различиями. Одна и та же внутриклассовая изменчивость дает разную надежность при равных различиях между классами (в частном случае между исследуемыми, рис. 14).

Рис. 14. Соотношение меж- и внутриклассовой вариации при высокой (вверху) и низкой (внизу) надежности:

короткие вертикальные штрихи - данные отдельных попыток;

Средние результаты трех исследуемых.

Теория надежности тестов исходит из того, что результат любого измерения, проводимого на человеке , есть сумма двух значений:

где: - так называемый истинный результат, который хотят зафиксировать;

Ошибка, вызванная неконтролируемыми изменениями в состоянии исследуемого и случайными ошибками измерения.

Под истинным результатом понимают среднее значение х при бесконечно большом числе наблюдений в одинаковых условиях (по этому при х ставят знак ).

Если ошибки случайны (их сумма равна нулю, и в равных попытках они не зависят друг от друга), тогда из математической статистики следует:

т.е. зарегистрированная в опыте дисперсия результатов равна сумме дисперсий истинных результатов и ошибок .

Коэффициентом надежности называется отношение истинной дисперсии к дисперсии, зарегистрированной в опыте:

Кроме коэффициента надежности используют еще индекс надежности :

который рассматривают как теоретический коэффициент корреляции зарегистрированных значений теста с истинными.

Понятие об истинном результате теста является абстракцией ( в опыте измерить нельзя). Поэтому приходится использовать косвенные методы. Наиболее предпочтителен для оценки надежности дисперсионный анализ с последующим расчетом внутриклассовых коэффициентов корреляции. Дисперсионный анализ позволяет разложить зарегистрированную в опыте вариацию результатов теста на составляющие, обусловленные влиянием отдельных факторов. Например, если зарегистрировать у исследуемых их результаты в каком-либо тесте, повторяя этот тест в разные дни, причем каждый день делать по несколько попыток, периодически меняя экспериментаторов, то будут иметь место вариации:

а) от испытуемого к испытуемому;

б) ото дня ко дню;

в) от экспериментатора к экспериментатору;

г) от попытки к попытке.

Дисперсионный анализ дает возможность выделить и оценить эти вариации.

Таким образом, чтобы оценить практически надежность теста надо, во-первых, выполнить дисперсионный анализ, во-вторых, рассчитать внутриклассовый коэффициент корреляции (коэффициент надежности).

При двух попытках величина внутриклассового коэффициента корреляции практически совпадает со значениями обычного коэффициента корреляции между результатами первой и второй попыток. Поэтому в таких ситуациях для оценки надежности можно использовать обычный коэффициент корреляции (он при этом оценивает надежность одной, а не двух попыток).

Говоря о надежности тестов, необходимо различать их стабильность (воспроизводимость), согласованность, эквивалентность.

Под стабильностью теста понимают воспроизводимость результатов при его повторении через определенное время в одинаковых условиях. Повторное тестирование обычно называют ретестом.

Согласованность теста характеризуется независимостью результатов тестирования от личных качеств лица, проводящего или оценивающего тест.

При выборе теста из определенного числа однотипных тестов (например, спринтерский бег на 30, 60 и 100 м) методом параллельных форм оценивается степень совпадения результатов. Рассчитанный между результатами коэффициент корреляции называют коэффициентом эквивалентности.

Если все тесты, входящие в какой-либо комплекс тестов, высоко эквивалентны, он называется гомогенным. Весь этот комплекс измеряет одно какое-то свойство моторики человека (например, комплекс, состоящий из прыжков с места в длину, вверх и тройного; оценивается уровень развития скоростно-силовых качеств). Если в комплексе нет эквивалентных тестов, то есть тесты, входящие в него, измеряют разные свойства, то он называется гетерогенным (например, комплекс, состоящий из становой динамометрии, прыжка вверх по Абалакову, бега на 100 м).

Надежность тестов может быть повышена до определенной степени путем:

а) более строгой стандартизации тестирования;

б) увеличения числа попыток;

в) увеличения числа оценщиков (судей, экспериментов) и повышения согласованности их мнений;

г) увеличения числа эквивалентных тестов;

д) лучшей мотивации исследуемых.

Пример 10.1.

Определить надежность результатов тройного прыжка с места в оценке скоростно-силовых возможностей спортсменов-спринтеров, если данные выборок таковы:

Решение:

1. Занести результаты тестирования в рабочую таблицу:

2. Подставляем полученные результаты в формулу расчета рангового коэффициента корреляции:

3. Определим число степеней свободы по формуле:

Вывод : полученное расчетное значение Следовательно, с уверенностью в 99% можно говорить о том, что тест тройного прыжка с места надежен.

Области применения, цели и задачи тестирования ПО разнообразны, поэтому тестирование оценивается и объясняется по-разному. Иногда и самим тестировщикам бывает сложно объяснить, что такое тестирование ПО "as is". Возникает путаница.

Для распутывания этой путаницы Алексей Баранцев (практик, тренер и консалтер в тестировании ПО; выходец из Института системного программирования Российской академии наук) предваряет свои тренинги по тестированию вводным видео про основные положения тестирования.

Мне кажется, что в этом докладе лектор смог наиболее адекватно и взвешенно объяснить «что такое тестирование» с точки зрения ученого и программиста. Странно, что этот текст еще не появлялся на хабре.

Привожу здесь сжатый пересказ этого доклада. В конце текста есть линки на полную версию, а также на упомянутое видео.

Основные положения тестирования

Уважаемые коллеги,

Сначала попробуем понять, чем тестирование НЕ является.

Тестирование не разработка ,

Даже если тестировщики умеют программировать, в том числе и тесты (автоматизация тестирование = программирование), могут разрабатывать какие-то вспомогательные программы (для себя).

Тем не менее, тестирование - это не деятельность по разработке программного обеспечения.

Тестирование не анализ ,

И не деятельность по сбору и анализу требований.

Хотя, в процессе тестирования иногда приходится уточнять требования, а иногда приходится их анализировать. Но эта деятельность не основная, скорее, это приходится делать просто по необходимости.

Тестирование не управление ,

Несмотря на то, что во многих организациях есть такая роль, как «тест-менеджер». Конечно же, тестировщиками надо управлять. Но само по себе тестирование управлением не является.

Тестирование не техписательство ,

Однако тестировщикам приходится документировать свои тесты и свою работу.

Тестирование нельзя считать ни одной из этих деятельностей просто потому, что в процессе разработки (или анализа требований, или написания документации для своих тестов) всю эту работу тестировщики делают для себя , а не для кого-то другого.

Деятельность значима только тогда, когда она востребована, то есть тестировщики должны что-то производить «на экспорт». Что они делают «на экспорт»?

Дефекты, описания дефектов, или отчеты о тестировании? Частично это правда.

Но это не вся правда.

Главная деятельность тестировщиков

заключается в том, что они предоставляют участникам проекта по разработке программного обеспечения отрицательную обратную связь о качестве программного продукта.

«Отрицательная обратная связь» не несет какой-то негативный оттенок, и не означает, что тестировщики делают что-то плохое, или что они делают что-то плохо. Это просто технический термин, который обозначает достаточно простую вещь.

Но эта вещь очень значимая, и, наверное, единственная наиболее значимая составляющая деятельности тестировщиков.

Существует наука - «теория систем ». В ней определяется такое понятие как «обратная связь».

«Обратная связь» это некоторые данные, которые с выхода попадают обратно на вход, или какая-то часть данных, которые с выхода попадают обратно на вход. Эта обратная связь может быть положительной и отрицательной.

И та, и другая разновидности обратной связи равноценно важны.

В разработке программных систем положительной обратной связью, конечно же, является какая-то информация, которую мы получаем от конечных пользователей. Это запросы на какую-то новую функциональность, это увеличение объема продаж (если мы выпускаем качественный продукт).

Отрицательная обратная связь тоже может поступать от конечных пользователей в виде каких-то негативных отзывов. Либо она может поступать от тестировщиков.

Чем раньше предоставляется отрицательная обратная связь, тем меньше энергии необходимо для модификации этого сигнала. Именно поэтому тестировать нужно начинать как можно раньше, на самых ранних стадиях проекта, и предоставлять эту обратную связь и на этапе проектирования, и еще, может быть, раньше, еще на этапе сбора и анализа требований.

К слову, отсюда и произрастает понимание того, что тестировщики не отвечают за качество. Они помогают тем, кто за него отвечает.

Синонимы термина «тестирование»

С точки зрения того, что тестирование - это предоставление отрицательной обратной связи, всемирно известная аббревиатура QA (англ. Quality Assurance - Обеспечение качества) синонимом термина «тестирование» уж совершенно точно НЕ является.

Нельзя считать обеспечением качества простое предоставление отрицательной обратной связи, ведь Обеспечение - это некоторые позитивные меры. Подразумевается, что в этом случае мы именно обеспечиваем качество, своевременно предпринимаем какие-то меры для того, чтобы качество разработки ПО повысилось.

А вот «контроль качества» - Quality Control, можно считать в широком смысле синонимом для термина «тестирование», потому что контроль качества это и есть предоставление обратной связи в самых разных ее разновидностях, на самых разных этапах программного проекта.

Иногда тестирование подразумевается как некоторая отдельная форма контроля качества.

Путаница приходит из истории развития тестирования. В разное время под термином «тестирование» подразумевались различные действия, которые можно разделить на 2 больших класса: внешние и внутренние.

Внешние определения

Определения, которые в разное время дали Майерс, Бейзер, Канер, описывают тестирование как раз с точки зрения его ВНЕШНЕЙ значимости. То есть, с их точки зрения, тестирование - это деятельность, которая предназначена ДЛЯ чего-то, а не состоит из чего-то. Все три этих определения можно обобщить как предоставление отрицательной обратной связи.

Внутренние определения

Это определения, которые приведены в стандарт терминологии, используемой в программной инженерии, например, в стандарт де-факто, который называется SWEBOK.

Такие определения конструктивно объясняют, ЧТО представляет из себя деятельность по тестированию, но не дают ни малейшего представления о том, ДЛЯ ЧЕГО нужно тестирование, для чего потом будут использоваться все полученные результаты проверки соответствия между реальным поведением программы и ее ожидаемым поведением.

тестирование - это

  • проверка соответствия программы требованиям,
  • осуществляемая путем наблюдения за ее работой
  • в специальных, искусственно созданных ситуациях, выбранных определенным образом.
Отсюда и далее будем считать это рабочим определением «тестирования».

Общая схема тестирования примерно следующая:

  1. Тестировщик на входе получает программу и/или требования.
  2. Он с ними что-то делает, наблюдает за работой программы в определенных, искуственно созданных им ситуациях.
  3. На выходе он получает информацию о соответствиях и несоответствиях.
  4. Далее эта информация используется для того, чтобы улучшить уже существующую программу. Либо для того, чтобы изменить требования к еще только разрабатываемой программе.

Что такое тест

  • Это специальная, искусственно созданная ситуация, выбранная определенным образом,
  • и описание того, какие наблюдения за работой программы нужно сделать
  • для проверки ее соответствия некоторому требованию.
Не нужно считать, что ситуация – это нечто одномоментное. Тест может быть достаточно длинным, например, при тестировании производительности вот эта искусственно созданная ситуация это может быть продолжающаяся в течение достаточно продолжительного времени нагрузка на систему. А наблюдения, которые нужно при этом делать, это набор различных графиков или метрик, которые мы измеряем в процессе выполнения этого теста.

Разработчик тестов занимается тем, что он из огромного потенциально бесконечного набора тестов выбирает некоторый ограниченный набор.

Ну и таким образом мы можем заключить, что тестировщик делает в процессе тестирования две вещи.

1.Во-первых, он управляет выполнением программы и создает эти самые искусственные ситуации, в которых мы собираемся проверять поведение программы.

2.И, во-вторых, он наблюдает за поведением программы и сравнивает то, что он видит с тем, что ожидается.

Если тестировщик автоматизирует тесты, то он не сам наблюдает за поведением программы - он делегирует эту задачу специальному инструменту или специальной программе, которую он сам написал. Именно она наблюдает, она сравнивает наблюдаемое поведение с ожидаемым, а тестировщику выдает только некоторый конечный результат - совпадает ли наблюдаемое поведение с ожидаемым, или не совпадает.

Любая программа представляет собой механизм по переработке информации. На вход поступает информация в каком-то одном виде, на выходе информация в некотором другом виде. При этом входов и выходов у программы может быть много, они могут быть разными, то есть у программы может быть несколько разных интерфейсов, и эти интерфейсы могут иметь разные виды:

  • Пользовательский интерфейс (UI)
  • Программный интерфейс (API)
  • Сетевой протокол
  • Файловая система
  • Состояние окружения
  • События
Наиболее распространенные интерфейсы это
  • пользовательский,
  • графический,
  • текстовый,
  • консольный,
  • и речевой.
Используя все эти интерфейсы, тестировщик:
  • каким-то образом создает искусственные ситуации,
  • и проверяет в этих ситуациях как программа себя ведет.

Вот это и есть тестирование.

Другие классификации видов тестирования

Чаще всего используется разбиение на три уровня, это
  1. модульное тестирование,
  2. интеграционное тестирование,
  3. системное тестирование.
Под модульным тестированием обычно подразумевается тестирование на достаточно низком уровне, то есть тестирование отдельных операций, методов, функций.

Под системным тестированием подразумевается тестирование на уровне пользовательского интерфейса.

Иногда используются также некоторые другие термины, такие, как «компонентное тестирование», но я предпочитаю выделять именно эти три, по причине того, что технологическое разделение на модульное и системное тестирование не имеет большого смысла. На разных уровнях могут использоваться одни и те же инструменты, одни и те же техники. Разделение условно.

Практика показывает, что инструменты, которые позиционируются производителем как инструменты модульного тестирования, с равным успехом могут применяться и на уровне тестирования всего приложения в целом.

А инструменты, которые тестируют все приложение в целом на уровне пользовательского интерфейса иногда хотят заглядывать, например, в базу данных или вызывать там какую-то отдельную хранимую процедуру.

То есть разделение на системное и модульное тестирование вообще говоря чисто условное, если говорить с технической точки зрения.

Используются одни и те же инструменты, и это нормально, используются одни и те же техники, на каждом уровне можно говорить о тестировании различного вида.

Комбинируем:

То есть, можно говорить о модульном тестировании функциональности.

Можно говорить о системном тестировании функциональности.

Можно говорить о модульном тестировании, например, эффективности.

Можно говорить о системном тестировании эффективности.

Либо мы рассматриваем эффективность какого-то отдельно взятого алгоритма, либо мы рассматриваем эффективность всей системы в целом. То есть технологическое разделение на модульное и системное тестирование не имеет большого смысла. Потому что на разных уровнях могут использоваться одни и те же инструменты, одни и те же техники.

Наконец, при интеграционном тестировании мы проверяем, если в рамках какой-то системы модули взаимодействуют друг с другом корректно. То есть, мы фактически выполняем те же самые тесты, что и при системном тестировании, только еще дополнительно обращаем внимание на то, как именно модули взаимодействуют между собой. Выполняем некоторые дополнительные проверки. Это единственная разница.

Давайте еще раз попытаемся понять разницу между системным и модульным тестированием. Поскольку такое разделение встречается достаточно часто, эта разница должна быть.

И разница эта проявляется тогда, когда мы выполняем не технологическую классификацию, а классификацию по целям тестирования.

Классификацию по целям удобно выполнять с использованием «магического квадрата», который был изначально придуман Брайаном Мариком и потом улучшен Эри Тенненом.

В этом магическом квадрате все виды тестирования располагаются по четырем квадрантам в зависимости от того, чему в этих тестах больше уделяется внимания.

По вертикали - чем выше располагается вид тестирования, тем больше внимания уделяется некоторым внешним проявлениям поведения программы, чем ниже он находится, тем больше мы внимания уделяем ее внутреннему технологическому устройству программы.

По горизонтали - чем левее находятся наши тесты, тем больше внимания мы уделяем их программированию, чем правее они находятся, тем больше внимания мы уделяем ручному тестированию и исследованию программы человеком.

В частности, в этот квадрат можно легко вписать такие термины как приемочное тестирование, Acceptance Testing, модульное тестирование именно в том понимании, в котором оно чаще всего употребляется в литературе. Это низкоуровневое тестирование с большой, с подавляющей долей программирования. То есть это все тесты программируются, полностью автоматически выполняются и внимание уделяется в первую очередь именно внутреннему устройству программы, именно ее технологическим особенностям.

В правом верхнем углу у нас окажутся ручные тесты, нацеленные на внешнее какое-то поведение программы, в частности, тестирование удобства использования, а в правом нижнем углу у нас, скорее всего, окажутся проверки разных нефункциональных свойств: производительности, защищенности и так далее.

Так вот, исходя из классификации по целям, модульное тестирование у нас оказывается в левом нижнем квадранте, а все остальные квадранты - это системное тестирование.

Спасибо за внимание.

Что такое тестирование

В соответствие с IEEE Std 829-1983 Тестирование - это процесс анализа ПО, направленный на выявление отличий между его реально существующими и требуемыми свойствами (дефект) и на оценку свойств ПО.

По ГОСТ Р ИСО МЭК 12207-99 в жизненном цикле ПО определены среди прочих вспомогательные процессы верификации, аттестации, совместного анализа и аудита. Процесс верификации является процессом определения того, что программные продукты функционируют в полном соответствии с требованиями или условиями, реализованными в предшествующих работах. Данный процесс может включать анализ, проверку и испытание (тестирование). Процесс аттестации является процессом определения полноты соответствия установленных требований, созданной системы или программного продукта их функциональному назначению. Процесс совместного анализа является процессом оценки состояний и, при необходимости, результатов работ (продуктов) по проекту. Процесс аудита является процессом определения соответствия требованиям, планам и условиям договора. В сумме эти процессы и составляют то, что обычно называют тестированием.

Тестирование основывается на тестовых процедурах с конкретными входными данными, начальными условиями и ожидаемым результатом, разработанными для определенной цели, такой, как проверка отдельной программы или верификация соответствия на определенное требование. Тестовые процедуры могут проверять различные аспекты функционирования программы - от правильной работы отдельной функции до адекватного выполнения бизнес-требований.

При выполнении проекта необходимо учитывать, в соответствии с какими стандартами и требованиями будет проводиться тестирование продукта. Какие инструментальные средства будут (если будут) использоваться для поиска и для документирования найденных дефектов. Если помнить о тестировании с самого начала выполнения проекта, тестирование разрабатываемого продукта не доставит неприятных неожиданностей. А значит и качество продукта, скорее всего, будет достаточно высоким.

Жизненный цикл продукта и тестирование

Все чаще в наше время используются итеративные процессы разработки ПО, в частности, технология RUP - Rational Unified Process (Рис. 1). При использовании такого подхода тестирование перестает быть процессом «на отшибе», который запускается после того, как программисты написали весь необходимый код. Работа над тестами начинается с самого начального этапа выявления требований к будущему продукту и тесно интегрируется с текущими задачами. И это предъявляет новые требования к тестировщикам. Их роль не сводится просто к выявлению ошибок как можно полнее и как можно раньше. Они должны участвовать в общем процессе выявления и устранения наиболее существенных рисков проекта. Для этого на каждую итерацию определяется цель тестирования и методы ее достижения. А в конце каждой итерации определяется, насколько эта цель достигнута, нужны ли дополнительные испытания, и не нужно ли изменить принципы и инструменты проведения тестов. В свою очередь, каждый обнаруженный дефект должен пройти через свой собственный жизненный цикл.

Рис. 1. Жизненный цикл продукта по RUP

Тестирование обычно проводится циклами, каждый из которых имеет конкретный список задач и целей. Цикл тестирования может совпадать с итерацией или соответствовать ее определенной части. Как правило, цикл тестирования проводится для конкретной сборки системы.

Жизненный цикл программного продукта состоит из серии относительно коротких итераций (Рис. 2). Итерация - это законченный цикл разработки, приводящий к выпуску конечного продукта или некоторой его сокращенной версии, которая расширяется от итерации к итерации, чтобы, в конце концов, стать законченной системой.

Каждая итерация включает, как правило, задачи планирования работ, анализа, проектирования, реализации, тестирования и оценки достигнутых результатов. Однако соотношения этих задач может существенно меняться. В соответствие с соотношением различных задач в итерации они группируются в фазы. В первой фазе - Начало - основное внимание уделяется задачам анализа. В итерациях второй фазы - Разработка - основное внимание уделяется проектированию и опробованию ключевых проектных решений. В третьей фазе - Построение - наиболее велика доля задач разработки и тестирования. А в последней фазе - Передача - решаются в наибольшей мере задачи тестирования и передачи системы Заказчику.

Рис. 2. Итерации жизненного цикла программного продукта

Каждая фаза имеет свои специфические цели в жизненном цикле продукта и считается выполненной, когда эти цели достигнуты. Все итерации, кроме, может быть, итераций фазы Начало, завершаются созданием функционирующей версии разрабатываемой системы.

Категории тестирования

Тесты существенно различаются по задачам, которые с их помощью решаются, и по используемой технике.

Категории тестирования Описание категории Виды тестирования
Текущее тестирование Набор тестов, выполняемый для определения работоспособности добавленных новых возможностей системы.
  • нагрузочное тестирование;
  • тестирование бизнес циклов;
  • стрессовое тестирование.
Регрессионное тестирование Цель регрессионного тестирования заключается в проверке того, что добавления к системе не уменьшили ее возможностей, т.е. тестирование проводится согласно требованиям, которые уже были выполнены перед добавлением новых возможностей.
  • нагрузочное тестирование;
  • тестирование бизнес циклов;
  • стрессовое тестирование.

Подкатегории тестирования

Подкатегории тестирования Описание вида тестирования Подвиды тестирования
Нагрузочное тестирование Применяется для тестирования всех без исключения функций приложения. В данном случае последовательность тестирования функций не имеет значения.
  • функциональное тестирование;
  • тестирование интерфейса;
  • тестирование БД
Тестирование бизнес циклов Применяется для тестирования функций приложения в последовательности их вызова пользователем. Например, имитация всех действия бухгалтера за 1 квартал.
  • unit-тестирование (модульное тестирование);
  • функциональное тестирование;
  • тестирование интерфейса;
  • тестирование БД.
Стрессовое тестирование

Применяется для тестирования

Производительности приложения. Цель данного тестирования - определить рамки стабильной работы приложения. При данном тестирование производится вызов всех доступных функций.

  • unit-тестирование (модульное тестирование);
  • функциональное тестирование;
  • тестирование интерфейса;
  • тестирование БД.

Виды тестирования

Unit-тестирование (модульное тестирование) - данный вид подразумевает тестирование отдельных модулей приложения. Для получения максимального результата тестирование проводится одновременно с разработкой модулей.

Функциональное тестирование - цель данного тестирования состоит в том, чтобы убедиться в надлежащем функционировании объекта тестирования. Тестируется правильность навигации по объекту, а также ввод, обработка и вывод данных.

Тестирование БД - проверка работоспособности БД при нормальной работе приложения, в моменты перегрузок и многопользовательском режиме.

Unit-тестирование

Для ООП обычная организация модульного тестирования заключается в тестировании методов каждого класса, затем класса каждого пакета и.т.д. Постепенно мы переходим к тестированию всего проекта, а предыдущие тесты носят вид регрессионных.

В выходную документацию данных тестов входят тестовые процедуры, входные данные, код, исполняющий тест, выходные данные. Далее представлен вид выходной документации.

Функциональное тестирование

Функциональное тестирование объекта тестирования планируется и проводится на основе требований к тестированию, заданных на этапе определения требований. В качестве требований выступают бизнес-правила, диаграммы use-case, бизнес-функции, а также при наличии, диаграммы активности. Цель функциональных тестов состоит в том, чтобы проверить соответствие разработанных графических компонентов установленным требованиям.

Данный вид тестирования не может быть полностью автоматизирован. Следовательно, он подразделяется на:

  • Автоматизированное тестирование (будет использоваться в случае, где можно проверить выходную информацию).

Цель: протестировать ввод, обработку и вывод данных;

  • Ручное тестирование (в остальных случаях).

Цель: тестируется правильность выполнения пользовательских требований.

Необходимо исполнить (проиграть) каждый из use-case, используя как верные значения, так и заведомо ошибочные, для подтверждения правильного функционирования, по следующим критериям:

  • продукт адекватно реагирует на все вводимые данные (выводятся ожидаемые результаты в ответ на правильно вводимые данные);
  • продукт адекватно реагирует на неправильно вводимые данные (появляются соответствующие сообщения об ошибках).

Тестирование БД

Цель данного тестирования - убедиться в надежности методов доступа к базам данных, в их правильном исполнении, без нарушения целостности данных.

Необходимо последовательно использовать максимально возможное число обращений к базе данных. Используется подход, при котором тест составляется таким образом, чтобы «нагрузить» базу последовательностью, как верных значений, так и заведомо ошибочных. Определяется реакция БД на ввод данных, оцениваются временные интервалы их обработки.