Бунин

Синтаксическая роль имен существительных. Как называются существительные, имеющие окончания, свойственные разным склонениям? Синтаксическая роль инфинитива

Выполнить синтаксический разбор предложения означает определить синтаксическую роль (синтаксическую функцию) каждого члена предложения. Что такое синтаксическая роль? Под синтаксической функцией (ролью) в предложении следует понимать то, как слово, данное в определенном контексте (в предложении), взаимодействует с другими словами. В зависимости от того, как в предложении слово ведет себя по отношению к другим словам, выделяют главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (определение, дополнение и обстоятельство) члены предложения.

Особенности синтаксической роли

Каждой самостоятельной части речи отведена определенная синтаксическая роль в предложении. Например, имя существительное традиционно выступает в роли подлежащего (Кот запрыгнул на стол). Но при разборе предложения следует помнить о том, что свойственная определенной части речи синтаксическая роль слова может быть иной в конкретном предложении.

Правила определения синтаксической роли

Синтаксическую роль необходимо определять по смысловому вопросу, задаваемому к слову. Для наглядности представим это в таблице.

Трудности определения синтаксической роли

Ответ на вопрос о том, что такое синтаксическая роль, не дает в полной мере ответа, как ее нужно определять. Для определения синтаксической позиции слова необходимо поставить соответствующий вопрос к этому слову. Рассмотрим предложение: "Лисица юркнула в нору". Смысловым вопросом, который задаем к слову является вопрос "где?". Обращаем внимание на окончание слова. Здесь окончание -у. Из этого следует, что имя существительное "нору" выполняет синтаксическую роль обстоятельства.

Иногда к одному и тому же слову можно задать два вопроса. Например, в предложении "Лисица скрылась в норе" к имени существительному "в норе" задаем два вопроса: "где?" в "чем?". Из этого следует, что слово "нора" можно подчеркнуть и как обстоятельство, и как дополнение. Но это не совсем верно. Что такое синтаксическая роль для слова в данном примере? Так же как и в предыдущем примере, необходимо обратить внимание на окончание слова. Так, "в норе" имеет окончание -е, из этого следует, что "в норе" является дополнением.

(Примеры взяты из учебника "Современный русский язык" под редакцией Рахмановой Л.И., Суздальцевой В.Н. Параграф "Варианты падежных окончаний существительных разных склонений в единственном числе").

Часто при синтаксическом разборе возникают трудности в определении синтаксической роли глагольных форм, поэтому подробнее остановимся на этих случаях.

Синтаксическая роль глагола

Традиционной синтаксической позицией глагола в предложении является роль сказуемого. Следует отметить, что речь идет о спрягаемых формах глагола. Например, в предложении "Он вышел из дома" спрягаемая форма глагола "выйти" в изъявительном наклонении, прошедшего времени, единственного числа, мужского рода является сказуемым.

Синтаксическую роль неспрягаемой формы глагола (инфинитива), а также особых форм глагола (причастия и деепричастия) рассмотрим ниже.

Синтаксическая роль инфинитива

Инфинитив (или неопределенная форма глагола) является неспрягаемой формой глагола. Считается, что он также способен выполнять в предложении роль исключительно сказуемого. Но это не верно!

Что такое синтаксическая роль в предложении для такой формы, как инфинитив? Он может выступать в паре со спрягаемым глаголом как составное глагольное сказуемое, например: "Саша хочет почитать", в роли простого глагольного сказуемого в двусоставном предложении, например: "Пашню пахать - не руками махать", а также в качестве главного члена односоставного предложения.

Функции инфинитива в предложении этим не ограничиваются. Также он может выступать в качестве подлежащего: "Почитать хорошую книгу - это большое удовольствие".

В функции второстепенных членов:

  • Дополнения (Маша разрешила Саше почитать).
  • Определения (Его любимое занятие вечером, а иногда и перед сном почитать хорошую книгу).
  • Обстоятельства (Маша принесла Саше почитать книгу).

Таким образом, роль инфинитива в предложении не ограничивается только сказуемым, как у спрягаемых форм глагола. Инфинитив обладает способностью быть употребленным в значении любого члена предложения, то есть может выполнять функции как главных членов предложения, так и второстепенных.

Правила определения синтаксической функции инфинитива

Для того чтобы их избежать трудностей при определении синтаксической функции инфинитива, необходимо запомнить несколько правил:

1. Наличие связки ЭТО при одном из главных членов указывает на то, что перед нами сказуемое, а инфинитив - подлежащее.

2. Необходимо при определении главных членов обращать внимание на порядок слов.

3. Порядок слов играет важную роль при сочетании инфинитива со словами на -О:

а) если в предложении на первом месте стоит инфинитив, а далее следует слово на -О, перед это двусоставное предложение, где инфинитив является подлежащим;

б) если на первом месте в предложении стоит слово на -О, а далее следует инфинитив, то предложение является безличным;

в) если при инфинитиве присутствуют слова категории состояния, то, независимо от порядка слов, это безличное предложение.

4. Инфинитив может выступать в роли простого глагольного сказуемого.

5. Инфинитив, образовывая со спрягаемым глаголом составное глагольное сказуемое, передает основное лексическое значение, а другой глагол, являясь вспомогательной частью - грамматическое значение (наклонение, время, лицо, число или род).

6. Сочетание спрягаемого глагола и инфинитива образует в предложении составное глагольное сказуемое при условии, если действие совершает один и тот же субъект. В противном случае, инфинитив в предложении выполняет роль дополнения.

7. Также инфинитив может выступать в роли несогласованного определения или обстоятельства цели.

Синтаксические особенности причастия

Причастие является особой спрягаемой формой глагола. Ее особенность состоит в совмещении грамматических признаков двух частей речи.

Причастие обозначает действие, состояние, признак лица или предмета и сочетает признаки глагола и прилагательного.

К глагольным признакам относятся: переходность/непереходность, возвратность/невозвратность, вид, залог и время; управление, свойственное исходному глаголу, и сочетаемость с наречием. Являясь особой формой, причастие лишено категории наклонения и лица. Как и прилагательное, причастие изменяется по родам, числам, падежам.

В предложении имеет ту же синтаксическую роль, что и прилагательное, то есть причастие может выполнять роль как определения, так и быть именной частью составного сказуемого. Например: "Компания сотового оператора предлагает своим клиентам выгодные условия: все исходящие звонки в роуминге бесплатны". Исходящие - это причастие, синтаксическая роль (какие?) - определение.

Синтаксические особенности деепричастия

Деепричастие - особая неспрягаемая форма глагола, обозначающая действие, сопутствующее другому действию, которое названо в том же предложении спрягаемой формой глагола и сочетающая признаки глагола и наречия.

К глагольным признакам относятся: частеречное значение действия, вид, залог и управление, свойственное исходному глаголу. Как и наречие, деепричастие не изменяется по наклонениям, временам, лицам и числам.

В предложении выполняет ту же роль, что и наречие, то есть выступает в роли обстоятельства. Например: "Юная влюбленная, не касаясь перил, сбежала вниз по ступеням". Не касаясь - это деепричастие, синтаксическая роль (как?) - обстоятельство.


Имя существительное

Это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что? (В грамматике предметом считается всё, чему наше созна­ние способно приписать различные признаки: качества, свой­ства, состояния, действия. С точки зрения логики, смысла мягкость шерсти, белизна снега, пестрота ткани - это ка­чества предмета, но в языке это предмет, то есть нечто спо­собное производить действия или быть носителем признаков. Лексическое значение у большинства существительных совпадает с их общим грамматическим значением предмет­ности: бульдозерист, лошадь, портфель, стена. Существи­тельными также являются слова, называющие различные качества, свойства, отношения, действия, процессы - пред­меты в грамматическом значении слова: желтизна, поход, эгоизм, борьба, езда, рукопожатие)

Начальная форма: (Н. Ф.): Именительный падеж (И.п.), единственное число (ед.ч.) Школа, дом, книга, тетрадь.

2.Постоянные признаки:


2) одушевлённые (отвечают на вопрос кто? )

Неодушевлённые (отвечают на вопрос что? )

3) склонение (определяется по ед. Ч.) Существительные распределены по трем склонениям (помни о несклоняемых существительных и о разносклоняемых сущ.

4) существительные имеют три рода:

Мужской женский средний

Он (мой) она (моя) оно (моё)

Непостоянные (изменяемые) признаки: существительные изменяются:

1) по числам (единствен, число школа или множеств, число школы)

2) по падежам:

Падеж Вопрос Единственное число Множественное число
И. Кто? Что? Друг, книга Друзья, книги
Р. Кого? Чего? Друга, книги Друзей, книг
Д. Кому? Чему? Другу, книге Друзьям, книгам
В. Кого? Что? Друга, книгу Друзей, книги
Т.. Кем? Чем? Другом, книгой Друзьями, книгами
П. О ком? О чём? О друге, о книге О друзьях, о книгах

3.Синтаксическая роль: В предложении существительное бывает подлежащим, дополнением, сказуемым, в составе определения и обстоятельства => любым членом предложения.

Имя прилагательное

1. Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? Какое? Чей?И обозначает признак предмета.

Начальная форма (Н. Ф.): И. П., ед. Ч., м. Р.

2.Постоянные признаки:

1) разряд (все прилагательные распределены по трём разрядам):

Качественные Относительные Притяжательные
1). Обозначают различные качества предметов, помогают дать им характе­ристику по внешнему виду, весу, вели­чине и т.п. 2) имеют краткую форму (глубок, умён). 3) имеют степень сравнения (глубокий - глубже, Умён -умнее). 4) Имеют суффиксы -ист-, -оват-, -еньк- .5) Образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не- 6) Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др. 1) не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком (зимний) 2) не имеют краткой формы (деревянный) 3)не образуют степеней сравнения Серебряный, стеклянный 2. Обозначают признак предмета не пря­мо, а через его отношение к другому предмету. 3. Имеют суффиксы -ан-(-ян-), -ск-, -ов- и др. 5. Не образуют сложные прилагатель­ные и прилагательные с приставкой не-. 1) отвечают на вопрос Чей? 2) обозначает принадлежность какому-либо лицу. 3) не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени. Хвост (чей?) Лисий, Шкура лисья Шарф (чей?) Мамин, отцов, братов

Непостоянные признаки:

1. Род (мужской, женский, средний),

2. Число (единственное, множественное)

3. Падеж => падеж прилагательных определяется по существительному, к которому относится прилагательное

3.Синтаксическая роль: в предложении полные прилагательные обычно являются определением (иногда сказуемым), а краткие - всегда сказуемым.

1) прилагательные могут быть употреблены в краткой форме, краткие прилаг. Отвечают на вопрос каков?

2) прилагательные могут быть употреблены в сравнительной или превосходной степени

СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯприлагательных


Сравнительная Превосходная
Простая (из одного слова) Составная (из двух слов) Простая (из одного слова) Составная (из двух слов)
Образ. С помощью – ее (-ей), - е, -ше Красивый + - ее = красивее (такие прил. Не изменяются) С помощью слов-частиц: Более (менее) + прилагательное в исходной (обычной) форме = более тонкий (помни: нельзя говорить: более тоньше) Образ. С помощью Суффиксов – ейш- -айш-: Красивейш ий, глубочайш ее Составная форма образуется с помощью частицы самый + прил. В обычной (исходной форме) Самый глубокий

1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

Начальная форма (по-другому инфинитив) - это когда глагол отвечает на вопросы:что делать? Что сделать?

2. Постоянные признаки: 1 ) вид

Совершенный несовершенный

(если отвечает на вопрос что сделать? ) (если отвечает на вопрос что делать?)

2) переходность глаголов:

3) возвратные (это глаголы с постфиксом –ся)

Смеяться, улыбаться.

Невозвратные (это глаголы без постфикса - ся)

4) спряжение (1 или 2): (в рус. Яз. Есть разноспрягаемые глаголы: есть, дать, бежать, хотеть)

–ешь, -ет,-ем, -ете, -ут, -ют , относятся к 1 спряжению.

Глаголы, которые имеют окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят , относятся ко второму спряжению.

Ко 2 спряжению относятся все глаголы на – ить, (кроме брить, стелить) + 11 глаголов-исключений: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть и зависеть, и терпеть, а ещё смотреть, вертеть.

Помни: брить, стелить → к І спр.

Непостоянные признаки: 1) наклонение:

2) время: будущее(что буду делать? Что сделаю?)

Настоящее (что делаю? Что делают?)

Прошедшее (что делал? Что сделал?)

3)лицо: (но помни, что глаголы есть личные и безличные см. Ниже)

Ед.ч. Мн.ч.
Лицо -у (-ю) (я) пою -ем, -им (мы) поём
Лицо -ешь, -ишь (ты) поёшь -ете, -ите (вы) поёте
Лицо -ет, -ит (он) поёт -ут(-ют), -ат(-ят) (они) поют

4 ) род (для глаголов в прошедшем времени): ж. Р., м. Р., ср.р.

Шла шёл шло

5)число (ед.ч. Или мн.ч.)


Синтаксическая роль: глаголы в форме какого-либо наклонения всегда являются

Сказуемым.

Глаголы в форме инфинитива могут быть любым членом

Предложения.

Образец морфологического разбора глагола:

Давно я так не смеялся.

1. (Не) смеялся – глагол, т. К. Обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делал?

Н. Ф.: смеяться.

2. Пост. Признаки: несовершенный вид, непереходный, возвратный, 1 спр.

Непост. Признаки: в изъяв. Накл., в прош. Вр., в м. Р., в ед. Ч.

3. Синт. Роль: не смеялся (является в предложении сказуемым)

Безличные глаголы не сочетаются с подлежащим, они являются сказуемыми в односоставных безличных предложениях.

Личные:безличные

Он не читает ему не читается (не читалось)

Он хочет уйти ему хочется (хотелось) уйти

Река шумит в ушах шумит

Пирожок вкусно пахнет на кухне пахнет пирожками

Начнет холодать
1.МЕСТОИМЕНИЕ

это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество и отвечает на вопросы КТО? КАКОЙ? СКОЛЬКО?

Н.ф.: в И.п., ед.ч., (м.р.) Для местоимений указывающих на признаки

2. Постоянные признаки: 1) разряд (их 9)

Разряд Местоимения (в И.п.) Как изменяются
Личные Я, мы , ты, вы , он, она, они, оно (+ эти же мест. В Косв.падежах) 1 лицо 2 лицо 3 лицо По падежам, числам
Возвратные Р.п.: себя , Д.п.: себе , В.п.: себя Т.п.: собой , П.п.: о себе . По падежам
Вопросительные Кто? Что? Сколько? Каков? Какой? Который? Чей? Кто пришел? По падежам
Относительные Кто, что, какой, чей, который, сколько (когда употребляются для связи простых предложений в составе сложноподчинённых. Я знаю, кто пришёл. Я знаю, что случилось. ) По падежам
Неопределённые Некто, нечто, несколько, кое-кто, что-то, что-нибудь, что-либо По падежам
Отрицательные Никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, никто, нечего По падежам
Притяжательные Мой, ваш, твой, наш, свой (его, их, её не путай с личными). Отвечают на вопрос ЧЕЙ? По числам, родам, падежам
Указательные Этот, тот, такой, столько, таков По числам, родам, падежам
Определительные Весь, иной, другой, всякий, каждый, сам, самый По числам, родам, падежам

2) Лицо НЕ ДЛЯ

3) Род ВСЕХ

Непостоянные признаки:

1) падеж (кроме: каков, таков)

2) Род у местоимений указывающих

3) Лицо на признак.

3. Синтаксическая роль: может быть любым членом в предложении.

Местоимения заменяют существительные (кто, что, он, н, ты, мы, никто, что-то и др.) И указывают на предметы, Изменяются по падежам: кто, кого, кому, кем, о ком и т. Д.

Местоимения заменяют прилагательные (какой, этот, тот, мой, твой, свой и др.) И указывают на признак предметов, изменяются по числам, родам, падежам: какой, какая, ка- кое, какие, каким, о какой и т.п.

Местоимения заменяют числительные (сколько, столько, несколько) и указывают на количество предметов. Как и количественные числительные, эти местоимения обычно изменяются по падежам: сколько ящиков (шесть ящиков), скольких ящи­ков (шести ящиков), сколькими ящиками (шестью ящиками).

Синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют.

Местоимения, заменяющие существительные, чаще всего и предложении выполняют роль подлежащего, дополнения.

Местоимения, заменяющие прилагательные, являются в предложении определениями.

Таким образом, местоимения имеют морфологические и синтаксические признаки той части речи, которую они заменяют.


Имя числительное

  1. часть речи, выражающая значение числа. Имена числительные отвечают на вопрос сколько? (два, сто, много, сто пятьдесят, трое)

2.Пост. Пр.: разряд (порядковое или количественное, для колич. – целое, дробное или собирательное); простое, сложное или составное – по составу.

Непост. Пр.: падеж

3.Синт. Роль: любым членом предложения

Правописание числительных

1. Сложные числительные пишутся слитно (семьдесят, семьсот )

2. Составные числительные пишутся раздельно (тридцать два ).

(пиши столько слов, сколько значков - цифр, не считая нулей, но добавляя слова: тысяча, миллион, миллиард).

401 четыреста один (2 цифры 2 слова).

От 500 до 900

4. Числительное пол- пиши слитно , если вторая часть начинается с согласной буквы

(кроме л).

NB! Полу... Всегда слитно ПИШИ ЧЕРЕЗ ДЕФИС, если вторая

(Полуфинал, полуботинок ) часть начинается:

С гласной (пол-арбуза )

С прописной (пол-Европы )

Л (пол - лимона ).

Числительные Особенности склонения
1. 1,2,3,4. Склоняются как прилагательные: четырьмя, двум.
2. От 5 до 20+30 Как существительные 3 склонения } ед. Ч. И. П.: пять , Р. П.: пяти , Д. П.: пяти .
3. 40,90,100. 40- И., В. П,- нулевое , в остальных падежах 90,100-И., В. П.-о 40,90,100 -а.
4. 50-80 200-900 Склоняется каждая часть в слове: Пятидесяти, двухсот, девятисот, девятистам.
5. 1000 Как сущ. 1 склонения, но в Т. П. Числ. Тысячью Сущ. Тысячей.
6. 1000000 1000 000000 Миллион склоняются как существительные Миллиард 2 склонения.
7. Составные числительные Склоняются все части по своему образцу.
8. Порядковые числительные Склоняются как прилагательные, окончание зависит от вопроса. Если составное порядковое числительное, то склоняется только последнее слово.
9. Числительные Полтора-1,5 полтораста-150 И. П. - полтора, полтораста . Р. В. П. - полтора, полтораста. Д. Полутора Т. Полутораста П.

Наречие Образ. С помощью –ее (-ей), -е, -ше Больно + ей = Больней

С помощью слов: Более (менее) + наречие = более тонко Составная форма образуется с помощью местоимения всех + наречие в сравнительной степени Сделал лучше всех.

В предложении наречие бывает чаще всего:

1. Обстоятельством

2. Но может быть и несогласованным определением (волосы торчком торчали )

3. В безличном предложении может быть сказуемым, тогда мы это наречие называем словом категории состояния (СКС). Мнегрустно .

Большинство наречий пишется слитно , так как это неизменяемая часть речи.

Дефис пишется:

6. В наречиях с приставкой по- исуффиксами -ому, -ему. По -новому ,

По- осеннему

7. В наречиях с приставкой по- и суффиксами и, -ски: по-русски

8. В наречиях с приставкой –в (-во), оканчивающихся на –ых, -их. Во-первых, в-третьих.

9. В наречиях, образованных повторением слов или однокоренных слов: еле-еле, чуть-чуть, крепко-крепко, мало-помалу, давным-давно, видимо-невидимо.

10. Внаречиях с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо,-нибудь

ЗАПОМНИ НАПИСАНИЕ:

Бок о бок, точь-в-точь.

Но есть группа наречий и наречных выражений, которые пишутся раздельно. В них приставка! Пишется раздельно. Она так «застыла». Список этих выражений смотри дальше.


Причастие

(особая форма глагола) часть речи, которая отвечает на вопрос какой и обозначает признак предмета по действию.

Н.ф.: И.п., м.р., ед.ч. (как у прилагательных).

2. Постоянные признаки: 1)действительное или страдательное.

Обозначает признак, который обозначает признак, который

Создается действием самого создается у одного предмета

Предмета (летящий самолет, действием другово предмета.

Упавший мяч).

2)вид (совершенный, несовершенный).

3)время (настоящее, прошедшее).

4)возвратное или невозвратное.

Непостоянные признаки: род, число, падеж, (у страдательных причастий краткая или полная форма).

3. Синтаксическая роль: определение (в краткой форме – сказуемое).

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ (Действительные причастия называют такое дейст­вие-признак, которое выполняется самим предме­том или лицом {ученик, прочитавший книгу; ветер, разго­няющей тучи).

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

МОРФОЛОГИЯ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы кто? что?: книга, кот, бег, доктор, дядя Федор.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Постоянные признаки

Склонение

Непостоянные признаки

План разбора имени существительного

I. Часть речи.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (Им. п. ед. ч.).

2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное: в) род; г) склонение:

3. непостоянные признаки: а) падеж; б) число.

III. Синтаксическая роль.

Знакомимся с основными понятиями раздела

1. Экскурсия по учебнику. Найдите в содержании учебника темы, посвященные имени существительному. С какими темами вы частично познакомились в начальной школе? Какие правила правописания существительных вы будете изучать?

2. Аукцион знаний. Рассмотрите таблицу. Назовите термины и понятия, известные вам из изученного ранее. Какие термины соответствуют им в украинском языке?

3. Запишите по 2 примера собственных имен существительных: названий планет, континентов, стран, морей, рек, озер, областей, городов, сел.

4. Используя материалы таблицы, определите склонение существительных страна, деревня, тетя, дядя, город, село, день, весть.

5. Проанализируйте окончания существительных, данных в таблице: игра (1-е скл.), дерево (2-е скл.), тень (3-е скл.). Запишите, какие окончания у существительных в указанных формах.

1-е скл.: Р. п. – … , Д. п. – …, П. п. – … ;

2-е скл.: П. п – … ;

3-е скл.: Р. п. – … , Д. п. – …, П. п. – ….

6. Измените по падежам слова: деревня (по образцу слова игра), город (по образцу слова дерево), весть (по образцу слова тень). Выделите окончания существительных.

7. Можно ли просклонять слова такси, жалюзи, какаду? Из упражнений § 6-7 выпишите 5 примеров подобных существительных

§11. Имя существительное как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Существительные одушевленные и неодушевленные

76 Анализ теоретического материала

1. Рассмотрите схему на с. 42. Что обозначает имя существительное?

2. Прочитайте теоретический материал параграфа и сверьте его с определением, которое дано в тексте упражнения 64. Что нового вы узнали об имени существительном?

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предметы окружающего мира (дом, стол), живые существа и растения (птица, сосна, мальчик), действия и состояния (бег, отдых), географические названия (Украина, Днепр), явления природы (вьюга, дождь).

Существительные имеют род (мужской, женский, средний), число (единственное, множественное) изменяются по падежам.

В предложении имя существительное может быть подлежащим

3. Задайте друг другу вопросы на проверку понимания изучаемого материала. Победителем считается тот, кто задаст последний вопрос.

Прочитайте слова. Из каждой группы однокоренных слов выпишите имена существительные. Обозначьте в них морфемы.

Дальний, даль, далеко, отдалиться; белый, белизна, набело, побелеет; приехать, приезд, езда; просить, прошение, просьба.

78 Обучающее списывание

1. Спишите текст. Над каждым существительным напишите его род и число.

Днепр является самой большой речной системой Украины. Территория его бассейна занимает почти половину страны. Днепр – равнинная река, он имеет извилистое русло, множество островов и мелей.

Образует рукава. На всем протяжении реки сформирован каскад водохранилищ. Впадает река в Днепровский лиман Черного моря.

По С. Скляренко и Т. Иовлевой

2. Обозначьте у существительных корень, основу и окончание.

1. Рассмотрите репродукцию картины Э. Ханта “Сельский двор”. Запишите примеры одушевленных и неодушевленных существительных. По какому признаку вы их разграничивали?

2. Самостоятельно сформулируйте определение одушевленных и неодушевленных имен существительных. Сверьте свое определение с определением. данным в теоретическом материале параграфа (см. упражнение 80).

Э. Хант. Сельский двор. 1900-е годы

1. Прочитайте теоретический материал параграфа. Что нового вы узнали об одушевленных и неодушевленных существительных?

Одним из морфологических признаков всех имен существительных является одушевленность / неодушевленность.

К одушевленным именам существительным относятся наименования живых существ: людей, животных, насекомых и т. д. Они отвечают на вопрос кто?: племянник, заяц, индюк, пчела. В винительном падеже одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кого?: Я никогда не видел (кого?) живых

К неодушевленным именам существительным относятся названия предметов и явлений неживой природы, растения и абстрактные понятия. Они отвечают на вопрос что?, дерево, дождь, книга, настроение. В винительном падеже неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что?: Мы рассматривали (что?) замечательные

2. С вопросом какого падежа совпадает вопрос винительного падежа у одушевленных существительных? А у неодушевленных существительных?

81 Словообразовательная работа

1. От данных слов образуйте и запишите существительные с помощью указанных в скобках суффиксов. Какое значение словам придает каждый суффикс?

1. Украина, Мексика, живопись, летопись (-ец).

Баскетбол, теннис, футбол, гимназия (-ист).

Город, село, Париж, юг (анин/янин).

2. Покупать, исследовать, выключать, обогревать (-тель).

Огород, охота, чай, пар (-ник).

Колокол, палец, заяц, летать, пулемет (-чик).

2. Укажите заимствованные слова.

Обратите внимание!

В художественной литературе, особенно в поэзии, обращения часто адресованы неодушевленным предметам: Ветер-ветер, Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч (А. Пушкин).

Приписывание свойств и признаков одушевленных предметов неодушевленным – это олицетворение художественный прием.

Опишите картину Э. Ханта (см. упражнение 79), используя опорные фразы. Укажите падеж одушевленных и неодушевленных существительных.

На картине художника изображены…. На переднем плане мы видим…. Справа…. слева…. На заднем плане….

1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Укажите обращения, выраженные одушевленными (одуш.) и неодушевленными (неодуш.) существительными.

1. Свет мой зеркальце скажи да всю правду доложи (А. Пушкин). 2. Бабушка вы кошелек потеряли (Е. Пермяк). 3. Мальчики вы еще ровным счетом ничего ничего не понимаете в жизни! (И. Дик). 4. Здравствуй солнце да утро веселое! (И. Никитин). Кошеле́к

2. Выпишите два слова, в которых букв больше, чем звуков. Запишите их транскрипцию.

Это интересно

Лингвистическое понятие одушевленности / неодушевленности не всегда совпадает с биологическим представлением о живом и неживом. Например, в русском языке слова кукла, ферзь, воздушный змей, снеговик являются грамматически одушевленными существительными (совпадают формы родительного и винительного падежей), а слова толпа, молодежь, человечество – грамматически неодушевленными (совпадают формы именительного и винительного падежей).

1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

2. Выпишите одушевленные существительные. Перескажите текст, используя их в качестве опорных слов.

Детство… До дыр зачитанные романы Т. Майн Рида, Ф. Купера Ж Верна, Э. Сетона-Томпсона ну и конечно “Робинзон Крузо”

Как х..телось бы самому стать героем уд..вительных пр..ключений учас..ником д..леких заманчивых путешествий! Но как еще до этого д..леко. Мечты мальчишек нах..дили свой выход. Прочитанное пр..вращалось в увлекательную игру. Каждое воскресенье они выезжали за город там это были уже не гимназисты а индейцы и путешественники, Робинзоны и Пятницы сл..допыты и разве..чики. Они разж..гали костры пекли картошку в п..рячей золе варили уху пропахшую г..рьковатым дымком строили шалаши н..чевали в лесу играли в разные игры зимой катались на лыжах.

По Г. Гроденскому

4. Сделайте словообразовательный разбор и разбор по составу выделенного слова. Как называется этот способ образования слов?

1. Прочитайте предложение. Выразите его смысл своими словами тремя разными способами.

2. Запишите составленные предложения.

Как хотелось бы самому стать героем удивительных приключений (Г. Гроденский).

86 Устное сочинение

Вариант 1. Героем какой книги или фильма вы хотели бы стать? Опишите эпизод, в котором вы хотели бы участвовать.

Вариант 2. Представьте себе: вы участвуете в кинопробах и стараетесь убедить режиссеров в том, что именно вы должны играть роль в этом эпизоде. Описывая эпизод, постарайтесь объяснить причины, по которым вы хотели бы быть его героем.

Учись учиться, учись общаться, учись жить Как держать себя и как убеждать

1. Говорите уверенно.

2. Будьте дружелюбны.

3. Акцентируйте внимание на положительном.

4. Уважайте мнение собеседника.

5. Не спорьте ради спора.

Проверьте свои знания

Найдите неточность в утверждении.

1. К одушевленным относятся только имена существительные, обозначающие живых существ.

2. Грамматически одушевленность проявляется в совпадении форм именительного и винительного падежей.

Какие морфологические признаки имен существительных вы уже изучили? Используя материалы таблицы на с. 42, укажите известные вам признаки у существительных младенец, на статуе, о животных.

1. Спишите текст упражнения 84, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

2. Сделайте фонетический разбор слова разведчики.


Имя существительное - это часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Имена существительные имеют ряд признаков, с помощью которых можно классифицировать все имена существительные по видам.

Основные признаки имени существительного.

  • Грамматическое значение имени существительного - общее значение предмета, всего, что можно рассказать об этом предмете: это что ? Или кто ? Данная часть речи может обозначать следующее:

1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка );

2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар );

3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель );

4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон );

5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник );

6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева ).

  • Синтаксический признак существительного - это роль, которую оно занимает в предложении. Чаще всего имя существительное выступает в роли подлежащего или дополнения. Но в отдельных случаях существительные могут выступать также в роли других членов предложения.

Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее ).

Борщ готовится из свеклы , капусты , картофеля и других овощей (дополнение ).

Свекла - это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое ).

Свекла из огорода - самая полезная (определение ).

Мама-кулинар умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг умеет выслушать и утешить (приложение ).

Также существительное в предложении может выступать в роли обращения :

Мама , мне нужна твоя помощь!

  • По лексическому признаку существительные могут быть двух видов:

1. Имена нарицательные - это слова, которые означают общие понятия или называют класс предметов: стул, нож, собака, земля.

2. Имена собственные - это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.

Особенности имён собственных в русском языке:

  1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
  2. Имена собственные имеют только одну форму числа.
  3. Имена собственные могут состоять из одного или нескольких слов: Алла, Виктор Иванович Попов, «Одиночество в сети», Каменск-Уральский.
  4. Названия книг, журналов, кораблей, фильмов, картин и т.д. пишутся в кавычках и с большой буквы: «Девочка с персиками», «Мцыри», «Аврора», «Наука и техника».
  5. Имена собственные могут становиться нарицательными, а нарицательные - переходить в разряд имён собственных: Бостон - бостон (вид танца), правда - газета «Правда».
  • По типу обозначаемых предметов имена существительные делятся на две категории:

1. Одушевлённые имена существительные - те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?» : отец, щенок, кит, стрекоза.

2. Неодушевлённые имена существительные - те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?» : стена, доска, автомат, корабль и др.

  • По значению существительные можно разделить на четыре вида:

Вещественные - вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа - ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др.

Конкретные - имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы: человек, столб, червяк, дверь . Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.

Собирательные - это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов - войско, много листьев - листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.

Абстрактные (отвлечённые) - это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.