Бунин

Стандартные проявления ТПП обусловлены тем, что в его основе лежат типовые механизмы развития. Первый алфавит был не просто одной из «божественных тайн». Мы убеждены, что в его основе лежали глубокие научные знания — генетический код

Когда по прошествии тысячи лет мозаичный алфавит стали использовать греки (с зеркально перевернутыми значками, рис. 55), они обнаружили, что для облегчения произношения в него необходимо добавить несколько букв. И действительно, в мозаичном семитском алфавите, состоящем из двадцати двух букв, некоторые буквы могли произноситься как мягкие или как твердые, а для обозначения гласных звуков применялось удвоение букв.

Размышляя об этом ограничении в двадцать две буквы - не больше и не меньше, - мы невольно обращаемся к ограничениям, связанным со священным числом «двенадцать» (например, требовалось поддерживать неизменное число богов Олимпийского Круга). Может быть, этот же тайный принцип, установленный богами, применим и к оригинальному алфавиту из двадцати двух букв?

Число «двадцать два» широко известно в современном мире. Это количество хромосом, которое было у человека до второй генетической манипуляции, когда были добавлены половые Х- и Y-хромосомы!

Не мог ли Всемогущий Бог. посвятивший Моисея в тайну алфавита, использовать для его создания генетический код?

По всей видимости, так и было.

Если этот вывод кажется вам невероятным, обратимся к словам пророка Исайи (45:11) о том, что Господь создал «буквы», а также «создал землю и сотворил на ней человека». То есть создатель человека также придумал буквы, из которых состоит алфавит.

Современные компьютеры для представления слов и цифр используют двоичную систему из «нулей» и «единиц» (что соответствует включению или выключению потока электронов).


Однако внимание ученых в последнее время привлекает четырехбуквенный генетический код и гораздо более быстрая передача информации в живых клетках. Теоретически современный компьютерный язык, использующий последовательности вида 0100110011110011000010100 и т. д. (с бесконечным числом комбинаций «1» и «0»), может рассматриваться как аналог генетического кода ДНК, представляющего собой последовательность нуклеотидов, например CGTAGAATTCTGCGAACCTT, всегда объединенных в трехсложные «слова» и имеющих парные связи, когда А соединяется с Т, а С с G. Трудность заключается в создании компьютеров, которые оперировали бы не электронными «1» и «0», а единицами генетического материала. Новейшие достижения науки - в том числе и генетики - позволили создать силиконовые чипы в оболочке из нуклеотидов. Сравнение скорости и возможностей «ДНК-компьютеров» (такое название получила новая область исследований) с обычными, позволило сделать вывод «о громадной информационной емкости ДНК» (статья в журнале «Science», октябрь 1997 г.).



В природе закодированная в ДНК генетическая информация с невероятной скоростью расшифровывается мессенджером, получившим название РНК, который распознает «буквы» ДНК и рекомбинирует их в трехсложные «слова». Выяснилось, что именно эти группы из трех букв составляют биологическую и химическую основы всех форм жизни на Земле, поскольку именно ими «записываются» двадцать аминокислот, цепочки которых образуют все белковые соединения нашей планеты - а. возможно, и всей Вселенной. На рис. 56 схематично, в упрощенной форме проиллюстрировано, как цепочка ДНК декодируется и рекомбинируется в аминокислоты пролин (Pro), серии (Ser) и т. д. - для построения белка при помощи кода из трехбуквенных «слов».

В основе структуры богатого и точного древнееврейского языка лежат «коренные» слова, от которых образуются глаголы, существительные, наречия, прилагательные, местоимения, а также различные времена, склонения и другие грамматические формы. По неизвестным причинам все эти корневые слова состоят из трех букв. Здесь мы наблюдаем отличие от аккадского языка, прародителя всех языков семитской группы, слова в котором образовывались из слогов - иногда одного, иногда двух, трех или более.

Не мог ли источником трехбуквенных корневых слов древнееврейского языка быть трехбуквенный язык ДНК, который, как мы выяснили, послужил прообразом самого алфавита? Состоящие из трех букв корневые слова могут свидетельствовать в пользу этой гипотезы.

«Смерть и жизнь - во власти языка», - сказано в Библии в Книге Притчей Соломоновых (18:21). Эти слова всегда воспринимались как аллегория. Возможно, пришло время понимать их буквально: язык еврейской Библии и запечатленный в ДНК генетический код жизни - это две стороны одной медали.

Закодированные в них тайны гораздо глубже, чем мы можем себе представить, и среди них, помимо других удивительных открытий, есть тайны врачевания.

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

Типовые формы патологии

Типовые формы патологии (ТФП) тканей, отдельных органов и их физиологических систем также являются компонентами отдельных болезней.

Различные ТФП, развивающиеся в конкретной ткани или органе, сопровождаются рядом специфичных для этих тканей или органов патологических и адаптивных изменений в них. Совокупность таких взаимосвязанных изменений обозначается как типовая форма патологии этой ткани или органа.

Пример. Типовая форма патологии: анемия.

Самые различные причины могут вызвать гемолиз эритроцитов, нарушение их образования и созревания, потерю их при кровотечениях и кровоизлияниях. Но все эти состояния характеризуются одним закономерным, обязательным изменением – уменьшением содержания гемоглобина (Hb) в единице объёма крови. Такую типовую, стереотипную форму патологии системы эритроцитов обозначают как «Анемия». В свою очередь, анемия как ТФП системы эритроцитов может быть компонентом самых разных болезней (например, лейкозов, почечной недостаточности, витамин B 12 ‑дефицитной анемии, лучевой болезни, атрофического гастрита и др.).

Признаки типовых форм патологий

Как и типовые патологические процессы, ТФП органов и тканей имеют ряд характерных признаков:

Полиэтиологичность;

Монопатогенетичность;

Комплексность процессов повреждения и адаптации;

Стандартность проявлений;

Включение в качестве компонента в патогенез многих конкретных болезней.

Примеры. К ТФП органов и тканей (помимо названной выше анемии) относят аритмии сердца, дыхательную недостаточность, нефритический синдром, уремию, печёночную недостаточность, лейкозы, гипертиреоидные состояния, синдромы нейрогенных расстройств движения и/или чувствительности, неврозы и ряд других.

Задачи патофизиологии

Патофизиологи решают задачи по разработке проблем этиологии и патогенеза заболеваний, механизмов их проявлений, формулированию принципов диагностики, лечения и профилактики болезней.

Этиология

Патофизиологи выясняют, описывают и объясняют причины и условия возникновения разных форм патологии (болезней, болезненных состояний, патологических синдромов и др.). Знание этих факторов позволяет ответить на вопрос «Почему возникает?

Патогенез

Патофизиологи исследуют, описывают и объясняют механизмы развития различных форм патологии и их проявлений. Это даёт возможность ответить на вопрос «Как развивается? » та или иная форма патологии.

Диагностика

Патофизиологи формулируют и обосновывают принципы и методы выявления (диагностики) болезней, патологических процессов, состояний и реакций. В основе решения этой задачи лежит знание механизмов их возникновения, развития и завершения. Это позволяет научно обосновать рациональную схему диагностического поиска у каждого конкретного пациента, т.е. ответить на вопрос «Как выявить? » болезнь или патологический процесс.

Лечение и профилактика

Патофизиологи формулируют и аргументируют стратегию, принципы и методы лечения, а также профилактики различных форм патологии, т.е. отвечают на вопрос «Как их лечить и предупредить? ».

Методы патофизиологии

В патофизиологии и как в учебной дисциплине, и как в научной специальности, применяется большое число методов: моделирование, теоретический анализ, клинические исследования, методы других медико‑биологических дисциплин (биохимические, морфологические, биофизические, статистические и др.). В совокупности, указанные виды методов позволяют получить объективную информацию об этиологии, патогенезе и проявлениях патологических процессов и болезней у каждого конкретного пациента, а также в условиях эксперимента.

I. Понятие «бытия» является центральным в философии. Наи­более близко к нему примыкают понятия «материи» и «сознания».

Характер понимания сущности бытия материи, сознания явля­ется основным показателем принадлежности философа к той или иной философской школе или направлению.

Понятие «бытия» равнозначны термины «действительность», «сущее», «нечто». Хотя предельная широта понятия «бытия» "затрудняет его определение, тем не менее можно указать неко­торые из его основных признаков:

«Бытие» - самое широкое из философских понятий.

«Бытие» - противоположно понятию «небытие», кото­рое Демокрит называл «пустотой», а религиозные философы Средневековья - «ничто», из которого Бог сотворил Землю. Философские категории небытия и бытия соотносятся между собой так же, как математические понятия ноля и бесконеч­ного натурального ряда чисел, который начинается с простой единицы. В современной философии и естественных науках категория небытия описывается как вакуум или межзвездное пространство. Однако в современной науке небытие представ­ляется не как пустота, а как своего рода инобытие, творческое, активное, порождающее, смыслообразующее начало, или праматерия.

Бытие состоит в том, что в отличие от бесструктурного небытия, оно имеет свою структуру. Бытие разнокачественно, разнообразно. В качестве основных его форм в нем могут быть выделены материальная, идеальная, че­ловеческая, каждая из которых подразделяется на множество других. Небытие или инобытие - едино, бесструктурно; бытие множественно, многообразно.

Бытие в отличие от небытия, пустоты, вакуума характеризуется разнообразными свойствами. Важнейшими из них являются связи, отношения, зависимости, влияния между отдельными частями и объектами бытия, в том числе и при­чинно-следственные. Свойства небытия значительно более ограничены: они, по сути, сводятся к способности небытия выде­лять из себя, порождать бытие, творить его.

Тем не менее, несмотря на свое многообразие, бытие едино или как теперь выражаются, континуально, сводимо к единой основе так же, как бесконечный натуральный ряд чисел сводится к единице. Это свойство бытия В.С. Соловьев выра­жал категорией всеединства.

Однако в понимании сущности общей основы бытия у фи­лософов разных направлений было немало различий.

Как можно охарактеризовать различные толкования сущ­ности бытия в истории философской мысли?

Первоначально, в VII-VI вв. до н. э., античные философы (Фалес, Гераклит) понимали под бытием вещественную перво­основу мира. Но затем его понимание стало весьма многооб­разным. Поэтому целесообразно классифицировать различные подходы к пониманию этой сложной философской категории. Выделим прежде всего главные из них.



Философы-материалисты полагали, что бытие матери­ально. Это может быть воздух, вода, огонь, земля и другие при­родные стихии. Так, по мнению Демокрита, бытие суть атомы: «Демокрит считает природой вечного маленькие сущности, бесконечные по числу. Их он называл атомами, так как они плотные и неделимые» 1 .

Философы-идеалисты, напротив, признавали бытие иде­альным, полагая, что в его основе находится идея, всемирный разум, Бог и т.д. В частности, Платон и его сторонники «...сущее назвали идеями... они пришли к выводу, что существует идея всего... а все чувственно воспринимаемое существует по­мимо них и именуется сообразно с ними, ибо через причаст­ность к эйдосам существует все множество одноименных с ни­ми вещей» 2 . (Аристотель. Метафизика. Соч. В 4-х т. Т.1. - М., 1984. - С.328.)

Обосновывая свою позицию о сущности бытия, философы-идеалисты особо указывали на то, что хотя в идеальном и нет ни грамма материального, оно тем не менее образует особый идеальный мир, мир самостоятельный, реальный. В то время как формы материального бытия конечны, смутны, преходящи, в идеальном заложена возможность бессмертия. Эти особенно­сти духовного, идеального преимущества перед материальным обусловили и появление учений, отрицавших не только пер­вичность материального, но и вовсе какую-либо роль материи для человека. Такой позиции придерживался Джордж Беркли (1685-1753) и другие философы - субъективные идеалисты.

Представители этой философской школы вообще отрицали существование какой-либо объективной - материальной или идеальной - основы мира. С их точки зрения основа мира субъ­ективна, т.е. находится не вне человека, а в нем самом, в его духовном мире.

Так, по мнению Беркли и поддержавшего его Эрнста Маха (1838-1916), для человека реально существует не абстрактная материя, а лишь отдельные вещи. Но и они даны нам лишь в сознании, мышлении как «комплексы ощущений». Они то и яв­ляются для нас подлинной реальностью. Что же касается катего­рии материя, то, по словам Беркли, она нужна некоторым фи­лософам только как «повод для пустословия».

Современная философия стремится избавиться от крайно­стей в трактовке понятия «бытия». В его современном понима­нии как бы суммируются, интегрируются различные представ­ления.

Страх - это одна из природных частей эмоциональной жизни любого человека. Часто случается так, что страх достигает такого состояния, когда от него становится очень трудно избавиться.

Несмотря на то, что уже было проведено немалое количество исследований на тему страха, он до сих пор имеет немало загадок, на которые современная наука не знает ответ. Именно поэтому группа ученых из Фрейбурга во главе с Иоаннисом Влахсом решили с помощью компьютерного моделирования лучше понять процессы, происходящие в головном мозге человека во время образования и исчезновения страхов. Этим ученым впервые в истории удалось объяснить, что все страхи, которые, как мы думаем, уже прошли, на самом деле продолжают существовать, однако в скрытой форме.

Выяснилось, что страхи в буквальном смысле очень глубоко пускают свои корни: гораздо ниже, чем церебральная кора связывается с так называемым «миндалевидным телом», которое играет одну из решающих ролей в процессах страха.

Обычно страх исследуется на лабораторных мышах путем подверженности их одновременно нейтральному стимулу - определенный звук, и стимулу, который доставляет неприятные ощущения. Это все приводит к тому, что животные просто боятся звука.

При этом контекст играет очень важную роль: в том случае, когда пугающий звук воспроизводился много раз в новом контексте без каких-либо плохих действий, животные избавлялись от страха. Страх сразу возвращался, если звук был воспроизведен в оригинале или даже полностью в новом контексте. То есть получается, что мыши не разучились пугаться?

То, что страхи мужчин, женщин и детей способны «маскироваться» уже было известно достаточно давно. Но только недавно ученые доказали, что две группы нервных клеток, которые находятся в середине миндалевидного тела, принимают участие в этом процессе.

Благодаря тому, что ученые использовали компьютерное моделирование сети нейронов миндалевидного тела, они смогли объяснить, как происходит маскировка страхов в мозге человека: одна группа клеток несет ответственность за реакцию страха, а вторая - принимает участие в процессе его подавления. Функционирование второй группы тормозит действия первой и, таким образом, препятствует передаче страхов в другие области головного мозга. Однако изменение в их связях присутствует, и эти связи могут снова вступать в действие, например от изменения контекста. В результате чувство страха может возвращаться.

Ученые надеются, что полученные результаты исследования помогут в скором будущем более успешно лечить различные страхи.

1.Что такое конфликт? Что лежит в его основе?

2. Определите возможные последствия функционального конфликта.

3. Выявив роль дисфункциональных конфликтов.

4. Какие типы конфликтов Вам известны? Дайте их характеристи­
ку. Вспомните один или несколько из четырех типов конфликтов из
Вашей жизни.

5. Назовите и поясните основные причины конфликтов.

6. Опишите пять основных стилей отношений между людьми, ис­
пользуемые для разрешения конфликта.

7. Назовите и поясните четыре фазы развития конфликта.

8. Как Вы понимаете стресс?

9. Представьте и поясните модель стрессовой реакции.

10. Назовите причины стресса.

Литература

1.Бородин Ф.М., Коряк НМ. Внимание: конфликт. М., 1989.

2. Вишнякова Н.Ф. Конфликт - это творчество. Мн., 1994.

3. Зигерт В., Ленг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.

4. Лукьян Я.А Барьеры общения, конфликты, стресс... Мн., 1989.

5. Мескон М.Х, Альберт М, Хедоури Ф Основы менеджмента. М.,
1992.

6. Селье Т. Стресс без дистресса/Пер. с англ. М., 1982.

7. Храмов О.В. Методы познания и преодоления конфликтных си­
туаций. Л., 1989.

8. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство спора, конфликты.
Казань, 1992.

9. Кремень М.А. Управление коллективом. М., 1997.


ГЛАВА 12 ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ

Значение делового общения Формы и организация общения

12.1. Значение делового общения

Общение - основная форма человеческого бытия, извеч­ное свойство человека. Французский писатель А. де Сент-Экзюпери называл общение людей роскошью. Эта роскошь делает человека человеком. Отсутствие или недостаток об­щения деформирует человеческую личность.

Таким образом, общение - важнейшая форма взаимодей­ствия людей. Оно лежит в основе практически всего, что мы делаем. В жизни большинства людей процессы общения за­нимают до 70 % времени, а менеджеры расходуют на раз­личные виды общения в среднем 80 % своего рабочего вре­мени. Это постоянный процесс, который люди используют для того, чтобы передавать организационные цели, обеспе­чивать обратную связь и вносить коррективы (рис. 12.1).

Способность к общению всегда относилась к числу важ­нейших человеческих качеств. К людям, легко вступающим в контакты и умеющим располагать к себе, мы относимся с симпатией, а с замкнутыми стараемся либо вообще не общаться, либо вступать в ограниченные контакты, лишь в случае край­ней необходимости.

Общение служит жизненно важной цели установления вза­имосвязей и сотрудничества людей. Практически все пробле­мы бизнеса тем или иным образом связаны с общением, по­тому как общение - это процесс передачи идей, мыслей и чувств, доведение их до понимания другими людьми. Данный процесс доминирует в нашей жизни. Многие считают, что общение -


универсальный элемент человеческого опыта и поэтому вос­принимают его как должное. Распространено мнение, что об­щение - это простой инстинктивный процесс, который дается людям естественно, от рождения. На самом же деле, как по­казывают исследования, общение невероятно тонкая и слож­ная деятельность. И от того, насколько грамотно построено общение, зависит немало: результативность переговоров, сте­пень взаимопонимания с партнерами, клиентами и сотрудника­ми, удовлетворенность работников организации своим трудом, морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения с другими предприятиями и организациями, а также с государ­ственными органами.

Рис. 12.1. Модель процесса общения

Менеджмент относится к числу важнейших областей, где общение играет определяющую роль. Для современного ме­неджера, личности, которая должна работать с людьми, спо­собность к общению жизненно необходима. Это самый важ­ный навык, которым должен обладать менеджер. На успешность деятельности организации влияет уровень общительности ме­неджера (рис. 12.2).

Оценка эффективности производилась по специальной шка­ле. Высокая эффективность руководства соответствует двум уровням проявления общительности руководителей: 8-10 и 14-15 баллам общительности. Этим уровням отвечает высокая 296


производственная эффективность. Примерно одинаково низкие показатели эффективности руководства имеют место в груп­пах "замкнутых" (до 4 баллов) и "высокообщительных" (свыше 16 баллов общительности).

Рис. 12.2. Влияние уровня общительности менеджера на успешность функционирования организации

Отрицательное влияние сверхнизкой общительности руко­водителей на результаты труда объяснимо, однако интерес пред­ставляет отрицательное влияние, оказываемое на эффективность руководства, высокая общительность руководителя (более 16 баллов).

Каковы же причины такого явления? Казалось бы, чем более общительный человек, тем он более контактный и это не пре­минет сказаться на результатах труда. На деле это не так.

Как видно из рис. 12.2, и замкнутость, и высокая, и сверх­высокая общительность ограничивают познавательные воз­можности руководителей по анализу, изучению и оценке как членов коллектива, так и ситуации в целом, в которой рабо­тает коллектив. Они нередко при принятии управленческих решений могут руководствоваться внешними признаками, что естественно сказывается на их качестве.

Высокая общительность может мешать руководителям сосредоточиваться на решении главных вопросов взаимодей­ствия в коллективе, вызывать трудности в концентрации вни-


мания. Все это отрицательно сказывается на результатах вза­имодействия в коллективе, особенно на результатах труда.

Как правило, у членов коллектива есть социально-психоло­гическая установка на определенный уровень общения с руко­водителями. Сверхобщительные и замкнутые руководители вызывают рассогласование между их поведением и установка­ми членов коллектива, что в целом отрицательно сказывается на формировании социально-психологического климата в кол­лективе.

Высокообщительные руководители нередко могут про­сто мешать работе коллектива, отвлекать большим числом контактов.

При взаимодействии с исполнителями срабатывает ме­ханизм "блокировки" общения с ним, поэтому общение стро­ится на условиях, далеких от оптимальных.

Менеджер, не обладающий должной чувствительностью к общению, как правило, много времени и энергии тратит впустую, усиливая недовольство подчиненных. Поэтому ру­ководитель должен понимать, что умение общаться - не ме­нее значимый элемент его профессиональной деятельности, чем специальные знания и навыки работы.