Бунин

Своеобразие любовной лирики маяковского. Конспект урока по литературе на тему:"Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского"

В.Маяковский — поэт-бунтарь, горлан и агитатор. Но одновременно это человек с чуткой и ранимой ду-шой, способный на самые светлые и нежные чувства, на глубокие переживания, на искреннюю любовь.

Художественное воплощение эта способность Мая-ковского нашла в его стихотворениях о любви. Они поражают страстной силой выраженного в них чувст-ва. Их лирический герой не может и не хочет освобож-даться от власти любви. Она становится центром ми-роздания.

«Кроме любви твоей мне нету солнца»,— говорит поэт в стихотворении «Лиличке». В письме Л. Брик Маяковский писал, что «любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все пр. Любовь — это сердце всего». Любовь — самое зна-чительное, важное в судьбе каждого человека.

«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно-сти любви» адресовано редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал поэт. Стихотворение являет собой лирический монолог, в котором ирония соседствует с серьезностью, просторечие с приподня-тостью. Поэт размышляет о сущности любви. Он ста-вит проблему и последовательно доказывает свое мне-ние, приводя веские аргументы.

Страстное чувство заставляет лирического героя заглянуть в свой внутренний мир, разобраться в своих чувствах. О себе он говорит: «Я ж навек любовью ра-нен — еле-еле волочусь». Маяковский дает собствен-ное определение этому чувству:

Любить —

Это значит:

в глубь двора вбежать

и до ночи грачьей,

блестя топором,

Рубить дрова,

силой

Своей играючи.

Свое состояние лирический герой называет экста-зом. А любовь его — «человеческая, простая», совла-дать с ней невозможно, потому что она «ураган, огонь, вода». Подлинное чувство противопоставля-ется в стихотворении «прохожей паре чувств», обы-вательщине.

Иная интонация свойственна стихотворению «Письмо Татьяне Яковлевой». Первоначально оно не предназначалось для печати, а было передано лично адресату. Поэт противопоставляет свое искреннее, глубокое, горячее чувство «парижской любви», по-шлой и обыденной. Стихотворению свойственна пре-дельная откровенность, оно поражает силой интимно-го чувства. «Иди сюда, иди на перекресток моих боль-ших и неуклюжих рук », — звучит в нем. «Ты одна мне ростом вровень»,— говорит поэт героине, призывая ее на ответные чувства. Поэт говорит о «собаках озверев-шей страсти», о ревности, которая движет горами, о «страсти кори». Лирический герой настойчив, целе-устремлен. «Я все равно тебя когда-нибудь возьму — одну или вдвоем с Парижем»,— обещает он.

Стихотворениям Маяковского о любви свойствен-на удивительная душевная открытость, обнажен-ность тончайших переживаний. Любовная лирика по-эта удивляет необычайно яркой и смелой образно-стью, неистовостью чувства. Поразительные, оригинальные метафоры и сравнения придают сти-хам Маяковского неповторимость.

В то время, когда Владимир Маяковский начинал свою творческую деятельность, в литературе разгорелась дискуссия, должны ли писатели обращаться к теме любви. Маяковский пишет и посвящает Лиле Брик поэму «Люблю». В ней чувство любви отражается поэтом не так, как в классической поэзии XIX в. У Маяковского любовь – это глубоко личные переживания, не имеющие ничего общего с мнением обывателей о любви. Первую часть произведения поэт назвал «Обыкновенно так», чтобы противопоставить обыденному восприятию чувства любви свое – поэтическое. В этом основной конфликт лирической по своей жанровой доминанте поэмы. По мнению Маяковского, любовь дается каждому человеку от рождения, но у обычных людей, которые любят «между служб, доходов прочего», «поцветет, поцветет – и скукожится»:

Любовь любому рожденному дадена, -

Но между служб,

И прочего

Со дня на день

Очерствевает сердечная почва.

Наконец, лирическому герою встречается женщина, которая

Деловито,

За рыком,

За ростом,

Взглянув,

Разглядела просто мальчика.

Отобрала сердце

Пошла играть -

Как девочка с мячиком.

Конфликт в поэме строится на неразделенности чувства любви. Наиболее высокого напряжения он достигает в главе «Ты». Поэт отдает сердце любимой и счастлив. По его мнению, счастье не в том, чтобы хранить чувства, как капитал в банке, а в том, чтобы подарить их другому человеку, ничего не желая взамен. Любовь бескорыстна, поэтому она вечна. У Маяковского было твердое убеждение, что «если ты меня любишь, значит, ты мой, со мной, за меня, всегда, везде и при любых обстоятельствах, даже если я неправ, несправедлив, или жесток». Любовь должна быть незыблема, как закон природы. «Не может быть, чтобы я ждал солнца, а оно не взойдет. Не может быть, чтобы я поклонился цветку, а он убежит. Не может быть, чтобы я обнял березу, я она скажет: “Не надо”». Любви не страшны

Ни ссоры,

Ни версты.

Продумана,

Выверена,

Проверена.

Подъемля торжественно стих строкоперстый,

Клянусь -

Неизменно и верно.

К любовной лирике Маяковского относятся два стихотворения, созданные в конце 1928 года. Это «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Первое из них адресовано редактору газеты «Комсомольская правда», в которой работал оказавшийся в Париже поэт. Второе стихотворение не было предназначено для печати – это личное послание, которое было передано любимой женщине. В первом «Письме…» Маяковский размышляет о сущности любви, ее сокровенном смысле. Поэт хочет разобраться в себе, по-новому взглянуть на мир. Любовь настолько сильна, что перевернула в нем все, создала его заново. «Письмо…» представляет собой поэтический монолог. Любовь поэта «человеческая, простая»:

Подымает площадь шум,

экипажи движутся,

стишки пишу

в записную книжицу.

Любовь дает возможность ощутить единство обычного, земного и прекрасного, высокого, а поэзия – выразить это.

В этом «Письме…» поэт утверждает, что слово влюбленного человека способно

подымать,

которые глазом ослабли.

«Письмо товарищу Кострову…» – одно из самых лирических произведений В. Маяковского о любви. Поэт говорит о значении любви в своей жизни. Его чувства приобретают «вселенские» масштабы, поэтому для их выражения Маяковский использует метафоры и неологизмы: «Из зева до звезд взвивается светло золоторожденной кометой» или «Распластан хвост небесам на треть».

В «Письме Татьяне Яковлевой» любовь предстает своей драматической стороной. Почему-то взаимная любовь не принесла счастья влюбленным. Поэт обещает усмирить чувство ревности. Если стихотворение «Письмо товарищу Кострову…» имеет глобальный, даже философский характер, то второе по содержанию более личное. В нем душа Маяковского открыта, в ней рядом страсть и бессилие, ревность и достоинство:

Ты не думай,

щурясь просто

из-под выпрямленных дуг.

Иди сюда,

иди на перекресток

моих больших и неуклюжих рук.

Не хочешь?

Оставайся и зимуй,

И это оскорбление

на общий счет нанижем.

Форма монолога сообщает стиху доверительность, придает поэтическому повествованию глубоко личный характер. Предельная откровенность героя проступает в словах о «собаках озверевшей страсти», о ревности, которая «двигает горами», о «кори страсти». Каждая строка стихотворения наполнена силой чувства, как и вся любовная лирика Маяковского, мощная и страстная. Поэт был навеки ранен любовью. Читателя не может не потрясти сила этой любви, которая вопреки всему утверждает непобедимость жизни. Поэт имел все основания говорить:

я чего написал,

тому виной

В то время, когда Владимир Маяковский начинал свою творческую деятельность, в литературе разгорелась дискуссия, должны ли писатели обращаться к теме любви. Маяковский пишет и посвящает Лиле Брик поэму «Люблю». В ней чувство любви отражается поэтом не так, как в классической поэзии XIX в. У Маяковского любовь – это глубоко личные переживания, не имеющие ничего общего с мнением обывателей о любви. Первую часть произведения поэт назвал «Обыкновенно так», чтобы противопоставить обыденному восприятию чувства любви свое – поэтическое. В этом основной конфликт лирической по своей жанровой доминанте поэмы. По мнению Маяковского, любовь дается каждому человеку от рождения, но у обычных людей, которые любят «между служб, доходов прочего», «поцветет, поцветет – и скукожится»:

Любовь любому рожденному дадена, -

Но между служб,

И прочего

Со дня на день

Очерствевает сердечная почва.

Наконец, лирическому герою встречается женщина, которая

Деловито,

За рыком,

За ростом,

Взглянув,

Разглядела просто мальчика.

Отобрала сердце

Пошла играть -

Как девочка с мячиком.

Конфликт в поэме строится на неразделенности чувства любви. Наиболее высокого напряжения он достигает в главе «Ты». Поэт отдает сердце любимой и счастлив. По его мнению, счастье не в том, чтобы хранить чувства, как капитал в банке, а в том, чтобы подарить их другому человеку, ничего не желая взамен. Любовь бескорыстна, поэтому она вечна. У Маяковского было твердое убеждение, что «если ты меня любишь, значит, ты мой, со мной, за меня, всегда, везде и при любых обстоятельствах, даже если я неправ, несправедлив, или жесток». Любовь должна быть незыблема, как закон природы. «Не может быть, чтобы я ждал солнца, а оно не взойдет. Не может быть, чтобы я поклонился цветку, а он убежит. Не может быть, чтобы я обнял березу, я она скажет: “Не надо”». Любви не страшны

Ни ссоры,

Ни версты.

Продумана,

Выверена,

Проверена.

Подъемля торжественно стих строкоперстый,

Клянусь -

Неизменно и верно.

К любовной лирике Маяковского относятся два стихотворения, созданные в конце 1928 года. Это «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Первое из них адресовано редактору газеты «Комсомольская правда», в которой работал оказавшийся в Париже поэт. Второе стихотворение не было предназначено для печати – это личное послание, которое было передано любимой женщине. В первом «Письме…» Маяковский размышляет о сущности любви, ее сокровенном смысле. Поэт хочет разобраться в себе, по-новому взглянуть на мир. Любовь настолько сильна, что перевернула в нем все, создала его заново. «Письмо…» представляет собой поэтический монолог. Любовь поэта «человеческая, простая»:

Подымает площадь шум,

экипажи движутся,

стишки пишу

в записную книжицу.

Любовь дает возможность ощутить единство обычного, земного и прекрасного, высокого, а поэзия – выразить это.

В этом «Письме…» поэт утверждает, что слово влюбленного человека способно

подымать,

которые глазом ослабли.

«Письмо товарищу Кострову…» – одно из самых лирических произведений В. Маяковского о любви. Поэт говорит о значении любви в своей жизни. Его чувства приобретают «вселенские» масштабы, поэтому для их выражения Маяковский использует метафоры и неологизмы: «Из зева до звезд взвивается светло золоторожденной кометой» или «Распластан хвост небесам на треть».

В «Письме Татьяне Яковлевой» любовь предстает своей драматической стороной. Почему-то взаимная любовь не принесла счастья влюбленным. Поэт обещает усмирить чувство ревности. Если стихотворение «Письмо товарищу Кострову…» имеет глобальный, даже философский характер, то второе по содержанию более личное. В нем душа Маяковского открыта, в ней рядом страсть и бессилие, ревность и достоинство:

Ты не думай,

щурясь просто

из-под выпрямленных дуг.

Иди сюда,

иди на перекресток

моих больших и неуклюжих рук.

Не хочешь?

Оставайся и зимуй,

И это оскорбление

на общий счет нанижем.

Форма монолога сообщает стиху доверительность, придает поэтическому повествованию глубоко личный характер. Предельная откровенность героя проступает в словах о «собаках озверевшей страсти», о ревности, которая «двигает горами», о «кори страсти». Каждая строка стихотворения наполнена силой чувства, как и вся любовная лирика Маяковского, мощная и страстная. Поэт был навеки ранен любовью. Читателя не может не потрясти сила этой любви, которая вопреки всему утверждает непобедимость жизни. Поэт имел все основания говорить:

я чего написал,

тому виной

глаза-небеса,

    • В. Маяковского принято считать поэтом политическим. Он ставил перед со­бой одну цель поэзии: содействовать поэтическим словом революционному пере­устройству жизни. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», - писал поэт. Но он никогда не чуждался лирической темы любви. Для произведений дореволюционного периода Маяковского характерно тра­гическое звучание этой темы. В поэме «Человек» - страдания человека, пережив­шего неразделённую любовь. «И толькоболь мояострей -стою,огнём обвит,на несгорающем костренемыслимой […]
    • В дореволюционном творчестве Маяковский отвергает мир буржуазии и созданное ею лживое общество. Он буквально врывается в литературу, отказавшись от подражаний и избитых шаблонов. Его ранние произведения кардинально отличаются от общепринятого представления о поэзии. Первые стихи Маяковского опубликованы в альманахе «Пощечина общественному вкусу» (1912). В предисловии к первому изданию поэмы «Облако в штанах» поэт в свойственной ему манере определил смысл своего произведения: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше […]
    • Владимир Маяковский всегда очень серьезно относился к своему поэтическому труду. Он написал две статьи «Как делать стихи?» и «Два Чехова», которые имели программно-манифестный характер. В этих статьях Маяковский указывает на новые черты в современной поэзии. Поэтическое новаторство Маяковского было связано поначалу с его принадлежностью к русскому футуризму. В первом манифесте этого направления «Пощечина общественному вкусу», созданном Маяковским в 1912 году вместе с Д. Бурлюком, А. Крученых и В. Хлебниковым, […]
    • Новаторство в творчестве Маяковского критики неизменно связывают с принадлежностью поэта к русскому футуризму. При этом из всех будетлян (так называли себя представители данного направления в литературе) Маяковский прославился больше всех. В декабре 1912 года в России увидел свет первый манифест кубофутуристов «Пощечина общественному вкусу». Авторами декларации русских футуристов стали Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский и В. Хлебников. В ней молодые бунтари призывали «сбросить с парохода современности» […]
    • Поэтическое бунтарство Маяковского было связано с его принадлежностью к русскому футуризму рубежа XIX–XX веков. В России в декабре 1912 года был опубликован первый манифест кубофутуристов «Пощечина общественному вкусу», подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. В нем они призывали «сбросить с парохода современности» не только Пушкина, но и Толстого, Достоевского. Они объявляли «непреодолимую ненависть к существующему до них языку», требовали «увеличение словаря в его объеме […]
    • Владимира Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. С самых первых стихотворений («От усталости», цикл «Я» и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире: Земля! Дай исцелую твою лысеющую […]
    • Чичиков, познакомившись в городе с помещиками, получил от каждого из них приглашение посетить имение. Галерею владельцев «мертвых душ» открывает Манилов. Автор в самом начале главы дает характеристику этого персонажа. Внешность его первоначально производила очень приятное впечатление, затем – недоумение, а в третью минуту «… скажешь: “Черт знает что такое!” и отойдешь подальше…». Слащавость и сентиментальность, выделенные в портрете Манилова, составляют сущность его праздного образа жизни. Он постоянно о чем‑то […]
    • Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. […]
    • В первую очередь, произведение "Мцыри" отображает мужество и стремление к свободе. Любовный мотив присутствует в поэме только в единственном эпизоде - встреча молодой грузинки и Мцыри около горного потока. Однако, несмотря на сердечный порыв, герой отказывается от собственного счастья ради свободы и родины. Любовь к отчизне и жажды воли становятся для Мцыри главнее других жизненных событий. Лермонтов отобразил образ монастыря в поэме как образ тюрьмы. Главный герой воспринимает монастырские стены, душные кельи […]
    • Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на […]
    • Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», - писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
    • В нашем мире не так уж много людей, которых можно назвать способными. Талантливых еще меньше, а гениальных и вовсе единицы. К сожалению, очень часто бывает так, что людям, наделенным от природы уникальными способностями, жить в обществе гораздо сложнее, чем серым и посредственным. Почему же так происходит? Во-первых, потому что люди, как правило, очень настороженно и иногда даже агрессивно относятся к тем, кто сильно от них отличается. Именно это чувство «непохожести» способно отталкивать от гения рядовых […]
    • Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить. Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено […]
    • Свою знаменитую поэму «Кому на Руси жить хорошо?» Н.А.Некрасов написал через два года после проведения реформы, дарующей крестьянам долгожданную свободу. Казалось бы, вот наступило счастье – пришла долгожданная свобода. Но нет, как был крестьянин бесправным, так и остался. Манифест Александра 11 не давал крепостным крестьянам полного освобождения, они должны были платить бывшему владельцу «выкупные» в течение 49 лет, а кроме того за пользованье помещичьей землей крестьянину также необходимо было вносить арендную […]
    • «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду…» - сказал когда-то Иван Бунин, который был не только поэтом, но и замечательным прозаиком. В его коллекции есть множество рассказов и повестей, мотивы которых немного позже позаимствовали Куприн и Чехов. Это извечная проблема счастья, которая нашла свое отражения в творчестве этих трех писателей. Герои рассказов Бунина не думают о том, что счастье можно найти во всем окружающем. Каждый рассказ имеет несчастливый конец, который заставляет читателя […]
    • Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен. Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной […]
    • Осип Эмильевич Мандельштам принадлежал к плеяде блистательных поэтов Серебряного века. Его оригинальная высокая лирика стала весомым вкладом в русскую поэзию XX века, а трагическая судьба до сих пор не оставляет равнодушными почитателей его творчества. Мандельштам начал писать стихи в 14 лет, хотя родители не одобряли этого занятия. Он получил блестящее образование, знал иностранные языки, увлекался музыкой и философией. Будущий поэт считал искусство самым главным в жизни, у него сформировались свои понятия о […]
    • Представьте себе мальчика, влюбленного во весь мир. Он рос, впитывая из окружающего воздуха, особую семейную атмосферу, где дружба – не пустое слово, где уважают друг друга не только взрослые, но и дети. В этой семье не жалеют куска хлеба для обедневшей родственницы, и не считают чем-то особенным помочь сыну давней подруги. Разве мог в такой атмосфере вырасти черствый и бездушный человек? Петя Ростов, один из героев второго плана в романе «Война и Мир», рос чудесным мальчиком. Он был младшим в семье и отчаянно […]
    • С давних пор язык помогал людям понимать друг друга. Человек неоднократно задумывался над тем, зачем он нужен, кто его придумал и когда? И почему он отличается от языка животных и других народов. В отличие от сигнального крика животных, с помощью языка человек может передать целую гамму эмоций, свое настроение, информацию. В зависимости от национальности, у каждого человека свой язык. Мы живем в России, поэтому наш родной язык – русский. На русском говорят наши родители, друзья, а также великие писатели – […]
    • К началу IV действия комедии «Ревизор» городничий и все чиновники окончательно уверились в том, что присланный к ним ревизор ― значительное государственное лицо. Силою страха и благоговения к нему «фитюлька», «пустышка» Хлестаков стал тем, кого в нем видели. Теперь нужно защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. Чиновники убеждены, что проверяющему необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», т. е. «между четырех глаз, чтобы и уши не слышали», […]
  • “Любовь – это сердце всего”.
    В.В.Маяковский

    Цели урока :

    • познакомиться с адресатами любовной лирики Маяковского;
    • раскрыть оригинальность и глубину его стихотворений о любви;
    • убедиться, что любовь в жизни В.В.Маяковского играла определяющую роль, что Маяковский не столько певец революции, сколько живой человек с тонко чувствующей душой, умеющий страдать, мучиться и любить. (слайд 3)

    Оборудование: презентация, сборники стихотворений В.В.Маяковского

    Ход урока

    Эй, вы!
    Небо!
    Снимите шляпу!
    Я иду!
    Глухо.
    вселенная спит,
    положив на лапу
    с клещами звёзд огромное ухо.

    Это финальные строчки поэмы “Облако в штанах”, которую В.В. Маяковский в июле 1915 года читал в петроградской квартире Лили Юрьевны и Осипа Максимовича Бриков на улице Жуковского.

    Этот день Маяковский назвал “радостнейшей датой”: с него началась любовь к Лиле Юрьевне Брик , определившая всю жизнь поэта.

    Слайд 4: портрет Лили Брик

    Сама Лиля Юрьевна тоже вспоминала этот день как величайшее событие.

    “Он задумался. Потом обвёл глазами комнату, как огромную аудиторию, прочёл пролог и спросил – не стихами, прозой – негромким, с тех пор незабываемым голосом

    Вы думаете, это бредит малярия? Это было. Было в Одессе.

    Мы подняли головы и до конца не спускали глаз с невиданного чуда.

    Маяковский ни разу не переменил позы. Ни на кого не взглянул. Он жаловался, негодовал, издевался, требовал, впадал в истерику, делая паузы между частями”.

    Маяковский влюбился до безумия. Лиле Брик немедленно была посвящена поэма “Облако в штанах”, а много лет спустя, в 1928 году, Маяковский написал её имя на первом томе собрания своих сочинений – посвятив ей таким образом всё, что было им создано.

    С первых дней знакомства семья Бриков стала семьёй Маяковского на всю жизнь.

    Слайд 5: портрет Маяковского с Бриками.

    В квартире Бриков он всегда чувствовал себя дома, она сделалась настоящим центром современной литературной жизни. Здесь бывали Бурлюк, Хлебников, Асеев, Пастернак, Кузмин.

    Отношения Маяковского с Лилей, конечно, с самого начала не были просто отношениями талантливого поэта и чуткой слушательницы. Маяковский был влюблён со всей силой своего темперамента – т.е. с силой поистине неизмеримой.

    Осенью 1915 года была написана поэма “Флейта-позвоночник”, потрясающая накалом любовных переживаний и поэтической мощью, с которой они воплощены.

    Давайте обратимся к тексту поэмы и найдём строки, в которых передаётся сила чувств поэта.

    Всё, что он писал в это время, было проникнуто любовью.

    26 мая 1916 года написано стихотворение “Лиличка! Вместо письма ”, которое не было напечатано при жизни Маяковского.

    Чтение стихотворения учеником.

    Какие эпитеты и метафоры этого стихотворения поражают своей глубиной и точностью передачи чувств автора?

    Обратите внимание на финальные строки, которые по праву можно отнести к шедеврам любовной лирики:

    Дай хоть
    последней нежностью выстелить
    твой уходящий шаг.

    Отношения с Брик складывались тяжело. Недолгие периоды счастья (Лиля даже объявила мужу о своей любви к Маяковскому) сменялись мучительными переживаниями поэта.

    Счастливое время в отношениях с Лилей давало Маяковскому огромную творческую энергию.

    В 1922 году появилась поэма “Люблю ” - самый светлый из всех его гимнов женщине.

    - Как показана любовь в этом произведении?

    Учитель: Но надлом в отношениях не заставил себя ждать. Вместе с поэмой “ Про Это” - поэмой о любви, отчаянии, одиночестве, Маяковский в 1923 году писал письмо-дневник, обращённое к Лиле Юрьевне. Она нашла это письмо только после смерти поэта. Письмо даёт представление о том, что происходило в душе Маяковского за 2 месяца разлуки с Лилей.

    “...Нет теперь ни прошлого просто, ни давно прошедшего для меня нет, а есть один до сегодняшнего дня длящийся теперь ничем не делимый ужас. Ужас не слово, Лиличка, а состояние – всем видам человеческого горя я б дал сейчас описание с мясом и кровью.

    Одна польза от всего от этого: последующие строчки, представляющиеся мне до вчера гадательными, стали твёрдо и незыблемо.

    Можно ли так жить вообще? Можно, но только недолго. Тот, кто проживёт хоть бы вот эти 39 дней, смело может получить аттестат бессмертия. Поэтому никаких представлений об организации будущей моей жизни на основании этого опыта я сделать не могу. Ни один из этих 39 дней я не повторю никогда в моей жизни.

    Опять о моей любви. О пресловутой деятельности. Исчерпывает ли для меня любовь всё? Всё, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи и дела и всё прочее. Любовь это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может проявляться в этом во всём. Без тебя (не без тебя “в отъезде”, а внутренне без тебя) я прекращаюсь. Это было всегда, это и сейчас. Но если нет “деятельности” - я мёртв

    Любишь ли ты меня? Для тебя, должно быть, это странный вопрос – конечно, любишь. Но любишь ли ты меня? Любишь ли так, чтоб это мной постоянно чувствовалось? Нет. У тебя не любовь ко мне, у тебя – вообще ко всему любовь.

    Какая жизнь у нас может быть, на какую я в результате согласен? Всякая. На всякую. Я ужасно по тебе соскучился и ужасно хочу тебя видеть”.

    Расставание длилось долго и мучительно – однако, окончательного разрыва так и не произошло. Вплоть до смерти Маяковского Лиля бдительно следила за его увлечениями – мимолётными и серьёзными, следила, чтобы эти отношения не перешли за грань именно увлечений.

    Влияние её на Маяковского было огромным. Когда в 1927 году до неё дошли слухи, что Владимир Владимирович собирается жениться на Наталье Брюханенко,

    Фото Брюханенко, с которой он познакомился в Госиздате и путешествовал по Крыму, Лиля Юрьевна написала ему: “Володя, не делай этого...”. Свадьба не состоялась.

    Учитель: Будучи за границей, в Нью-Йорке, Маяковский познакомился с Элли Джонс (Елизаветой Петровной Зиберт), американкой русского происхождения. Она вспоминала:

    Слайд 7: фото Джонс

    Ученица: “Ему было 32 года, мне 20, мы оба были молодыми и знали, что наши отношения должны вместиться в короткий промежуток времени. Это был как бы сгусток, капсула времени”.

    Учитель: Судя по всему, чувство Маяковского к Элли Джонс не было особенно глубоким. Но это никак не сказывалось на его поведении.

    Ученица: “Проводив его на корабль и вернувшись домой, я хотела броситься на кровать и плакать – по нему, по России, - но не могла: вся кровать была усыпана незабудками. У него было так мало денег, но это было в его стиле! Где он взял незабудки в конце октября в Нью-Йорке? Должно быть, заказал задолго до этого”.

    Учитель: Элли Джонс родила Маяковскому дочь – Элен-Патрицию, которая до настоящего времени живёт в Америке.

    Слайд 8: фото дочери Маяковского

    Учитель: В 1928 году Маяковский познакомился в Париже с Татьяной Алексеевной Яковлевой.

    Слайд 9: фото Яковлевой

    Ей посвящены стихи “Письмо Татьяне Яковлевой” и “Письмо товарищу Кострову о сущности любви” (Костров был главным редактором “Комсомольской правды”, в которой Маяковский опубликовал эти стихи).

    Татьяне Яковлевой в 1928 году был 21 год. В этой женщине было всё: красота, ум, такт.

    Маяковский влюбился в неё мгновенно, судя по стихам, с первого взгляда:

    Ураган,
    огонь
    вода
    подступают в ропоте.
    Кто
    сумеет
    совладать?
    Можете?
    Попробуйте...

    Докажите по стихотворениям, посвящённым Татьяне Яковлевой, что Маяковский испытывал к ней очень сильное чувство.

    Процитируйте.

    (“Письмо Татьяне Яковлевой”, “Письмо товарищу Кострову о сущности любви”

    Учитель: Вероятно, впервые Маяковский не ощутил в любимой женщине испуга перед силой его чувств.

    Ученица: “Я прекрасно отдавала себе отчёт, что всё в его жизни переменилось. Я сразу это почувствовала. Всё было так нежно, так бережно. В первую встречу – было холодно – он снял своё пальто в такси и укутал мои ноги – такая, например, мелочь...Человек был совершенно необычайного остроумия, обаяния. Он мне не “нравился”, я его полюбила”.

    Несоответствия чувств на этот раз, вероятно, не было. Было другое препятствие – неодолимое... Оказалось, гораздо легче позвать в Москву Эйфелеву башню, чем Татьяну Яковлеву. Маяковский не мог не понимать, что такая перемена судьбы для неё невозможна, что “взять” эту женщину можно только вдвоём с Парижем”, - а это, в свою очередь, невозможно для него. И всё-таки Владимир Владимирович звал её – звал письмами и телеграммами.

    В 1929 году во время последнего приезда Маяковского в Париж Татьяна Алексеевна обещала ему принять окончательное решение по поводу её возвращения или невозвращения в Москву, когда Владимир Владимирович приедет в следующий раз.

    Но следующего приезда Маяковского уже не было: больше он заграничной визы не получил.

    Здесь говорят об участии Лили Брик. Она ревновала к Татьяне Яковлевой – главным образом как к вдохновительнице стихов, которые поэт до сих пор посвящал только Лиле.

    Маяковский не приехал больше в Париж. И наверняка понял, что о Яковлевой надо забыть, и изо всех сил старался это сделать.

    Вскоре Маяковский начал ухаживать за Вероникой Полонской .

    Слайд 10: фото Полонской

    Знакомство с Полонской произошло 13 мая 1929 года. В то время многие слышали от Владимира Владимировича слова: спасти меня может только настоящая, большая любовь. Он искал такой любви и, вероятно, надеялся её найти в Норе Полонской – актрисе МХАТа, которой только что исполнилось 20 лет и которая была замужем за известным актёром Михаилом Яшиным.

    Вероника Полонская написала подробные воспоминания о последнем годе жизни Маяковского.

    Человек интеллигентный и тонкий, она обвиняет себя в непонимании тяжелейшего душевного кризиса, который переживал тогда Владимир Владимирович. Вероника Витольдовна пишет о своей жизненной неопытности, об увлечённости театром, о невозможности с кем-либо посоветоваться, о двусмысленности своего положения по отношению к мужу... Всё это сделало отношения с Маяковским очень нелёгкими и напряжёнными.

    Полонская полагала, что строки о “взаимных болях, бедах и обидах” из последнего стихотворения Маяковского обращены к ней: именно эти слова, по её мнению, точно характеризовали их отношения.

    - Давайте прослушаем это стихотворение в исполнении Н.Носкова на музыку Д.Тухманова- истинный шедевр любовной лирики.(Приложение1)

    Владимир Владимирович требовал, чтобы Полонская разошлась с мужем, вышла замуж за него, оставила театр. Но решиться на резкую перемену судьбы Вероника Витольдовна не могла.

    Отношения с Полонской не стали спасительной соломинкой, за которую хотел схватиться Маяковский.

    Вероника Полонская стала свидетельницей последних минут жизни Маяковского. О них она написала в своих воспоминаниях с протокольной точностью.

    Сцена: ученица (Полонская) и ученик (Маяковский) Слайд 12 : Маяковский и Полонская

    (Маяковский быстро заходил по комнате. Почти бегал)

    Значит, пойдёшь на репетицию?

    Да, пойду.

    И с Яншиным увидишься?

    Ах, так! Ну тогда уходи, уходи немедленно, сию же минуту.

    (Владимир Владимирович открыл ящик, захлопнул его и опять забегал по комнате)

    Что же, вы не проводите меня даже?

    (Поцеловал)

    Нет, девочка, иди одна...Будь за меня спокойна.

    (Улыбнулся)

    Я позвоню. У тебя есть деньги на такси?

    (Дал 20 рублей)

    Так ты позвонишь?

    (Полонская вышла за дверь, прошла несколько шагов, раздался выстрел (Приложение1), вернулась)

    Что вы сделали? Что вы сделали?

    Давайте подведём итог по теме урока: в чём заключается своеобразие любовной лирики Маяковского?

    Ученики подводят итог, записывают в тетради со слайда 13 .

    Несмотря на все старания властей “похоронить поэта”, приклеить ему ярлык “железного советского”, мы слышим его могучий голос через годы. Он учит нас жить и любить.

    И я надеюсь, что вы не останетесь равнодушными к этому удивительному, противоречивому, гениальному, мечтавшему о несбыточном, правому и неправому, могучему поэту с беззащитной душой.

    Потому что “любовь – это сердце всего”.

    Слайд 14: эпиграф.

    Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений “Лиличка” и “Неоконченное” (по выбору). (слайд 15)

    1. Маяковский В.В. Стихотворения. Поэмы. Пьесы.- М.: Дрофа: Вече, 2002. 320с.
    2. Составление, вступительная статья, комментарии Т.А.Сотниковой.

    Боль моя

    Огнем обвит,

    На несгорающем костре

    Немыслимой любви.

    В. Маяковский. Человек

    Послушайте!

    Ведь, если звезды зажигают -

    Значит - это кому-нибудь нужно?

    Значит - это необходимо,

    Чтобы каждый вечер

    Над крышами

    Загоралась хоть одна звезда?!

    У каждого человека есть своя звезда - единственная, путеводная. У одних она горит ярко и недолго, у других - тускло и долго. Такая звезда, вероятно, была и у В. Маяковского - поэта-трибуна, «горлана-главаря», «ассенизатора и водовоза», как он сам с вызовом называл себя. Но мы знаем и другого В. Маяковского - поэта-лирика, человека тонкой душевной организации, мечтателя и фантазера:

    Грядущие люди!

    Весь боль и ушиб.

    Вам завещаю я сад фруктовый

    Моей великой души.

    С одной стороны, Маяковский - поэт-революционер, ему не до любви, когда в стране идет война. Ведь, как писал Некрасов: «…Еще стыдней в годину горя красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать». С другой стороны, Маяковский любил, и любил искренне, страстно. Если бы это было не так, не вышли бы из-под его пера поэмы «Люблю», «Про это», стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» и многие другие.

    Я, чувствуя платья зовущие лапы,

    В глаза им улыбку протиснул…

    Или в другом стихотворении:

    На чешуе жестяной рыбы

    Прочел я зовы новых губ.

    Любовь зарождается в мире грубой прозы (жестяные городские вывески). Как же трудно человеческому чувству пробиться сквозь напластования неэстетичного!

    И вот я - озноенный июльский тротуар,

    А женщина поцелуи бросает - окурки.

    Это - в стихотворении «Любовь». А год спустя в «Облаке в штанах » - нежное, трепетное, очищенное от сора улицы признание:

    Имя твое я боюсь забыть,

    Как поэт боится забыть

    Какое-то

    В муках рожденное слово.

    Любовь и поэзия. Они достойны друг друга. Поэзия, освещенная любовью, и любовь, вознесенная поэзией на вершину человеческого духа. А сам человек? Готов ли он к такой высоте чувства? Сильное чувство настоящей любви Маяковский выражает в поэме «Люблю». Его «громада-любовь» не ограничивается узкими рамками личных отношений. Для Маяковского любовь - «это сердце всего». В очень выразительных и волнующих образах поэмы «Про это» Маяковский сумел показать любовь как могучий фактор единения человека с человечеством, его родства со всем миром:

    …Чтоб жить

    Не в жертву дома дырам.

    Чтоб мог

    По крайне мере, миром,

    Землей, по крайней мере, - мать.

    Любовная лирика Маяковского поражает своей необычайно яркой и смелой образностью, неистовой силой чувства. «Громада-любовь, громада-ненависть», переполняющие сердце поэта, рождают грандиозные, немыслимые сравнения и метафоры, мир сугубо личных, интимных переживаний получает прямой выход в жизнь общественную, в сферу, казалось бы, далекую от любовной темы.

    И то стекаются в гавани.

    И то к вокзалу гонит.

    Ну, а меня

    И подавней -

    Я же люблю! -

    Тянет и клонит…

    Так передана в поэме «Люблю» сила любовного чувства: «Стихами громя обыденщины жуть». Маяковский в поэме «Про это» мечтает о той поре, когда личное чувство сольется с мировой гармонией, счастье человека - со счастьем человечества.

    Чтоб не было любви-служанки

    Замужеств,

    Постели прокляв,

    Встав с лежанки,

    Чтоб всей вселенной шла любовь.

    Чтоб день,

    Который горем старящ,

    Не христарадничать, моля.

    Чтоб вся

    На первый крик:

    Товарищ! -

    Оборачивалась земля.

    Маяковский выступает против профанации высокого чувства любви, против получивших распространение среди некоторой части молодежи вульгарных представлений, борется за «чистоплотность наших отношений и любовных дел». В поэме «Про это» Маяковский предвидел полное решение моральных и бытовых проблем только в ХХХ веке. А уже через год он заявлял: «Я буду писать и про то, и про это, но нынче не время любовных ляс». Поэт убедился в том, что решение вопроса о личных отношениях нельзя откладывать на века. Необходимо сейчас дать ему объяснение, раскрыть для современников сущность любви (ведь она у нас «пограндиознее «онегинской любви»). Именно этому вопросу и посвящено «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».

    Это одно из стихотворений, сосредоточивших в себе размышления поэта о любви и творчестве. Оно представляет собой лирический монолог, где шутка соседствует с серьезной мыслью, разговорная речь («заговариваю зубы», «шутки бросьте-ка», «наплевать на купола») - с возвышенным поэтическим образом («из зева до звезд взвивается слово»), бытовая зарисовка «в формах жизни» - с подчеркнутой гиперболой. Обывательским взглядам на любовь Маяковский противопоставляет большое чувство, которое является источником силы и творчества:

    Это с простынь,

    Бессонницей рваных,

    Срываться,

    Ревнуя к Копернику,

    А не мужа Марьи Иванны,

    Соперником.

    Размышления о «сущности любви» перерастают в размышления о вдохновении и творчестве; переживания влюбленного сравниваются с творческим экстазом. Любовь не отъединяет человека от мира, а крепче связывает с ним, дает новую энергию для деятельности. «Письмо… о сущности любви» переросло в философский разговор о человеческой жизни, о любви и мечтах, о вдохновенном труде и суровой борьбе. Рассказывая о встрече с красавицей в Париже, Маяковский подчеркивает свое отрицательное отношение ко всякого рода случайным связям, не имеющим ничего общего с настоящей любовью:

    Не поймать

    На дряни,

    На прохожей

    Паре чувств.

    Любовью ранен -

    Еле-еле волочусь.

    Для поэта неприемлема также и обывательски-благонамеренная любовь, одобренная мещанской, религиозной моралью:

    Не свадьбой мерить:

    Разлюбила -

    Мне, товарищ,

    В высшей мере

    Наплевать

    На купола.

    Маяковский не допускает отождествления любви с чувственной страстью, какой бы сильной и волнующей она ни была. И только после троекратного отрицания узкого, ограниченного представления о любовных отношениях Маяковский высказывает свое суждение «о сущности любви». Любовь, по мнению поэта, - это настоящее пробуждение творческой энергии, прилив свежих сил, желание трудиться и совершать великие дела:

    Не рай да кущи,

    Гудит про то,

    Что опять

    В работу пущен

    Выстывший мотор.

    От любви «разворачиваются и стихи, и дела», утверждал Маяковский. В «Письме…о сущности любви» оригинально передано состояние любовного и творческого экстаза:

    Подымает площадь шум

    Экипажи движутся,

    Стишки пишу

    В записную книжицу.

    По улице,

    А не свалят наземь.

    Понимают

    Человек -

    В экстазе.

    Под воздействием любви у поэта обостряется восприятие окружающего мира. Его привлекают и земные огни, и небесные светила. Душу наполняет «сонм видений и идей», «ураган, огонь, вода подступают в ропоте». И «когда докипело это», тогда рождается настоящее поэтическое слово. Таким образом, любовь, труд и поэтическое творчество выступают в этом стихотворении в неразрывном единстве.

    У Маяковского стихи рождаются на многолюдной площади, среди движущихся экипажей и машин, «с какой-то грошовой столовой ». И поэтическое слово, рожденное в творческих муках, возникшее из кипенья бурных страстей, не будет оставаться в тесных рамках «он» и «она». Слово о любви должно быть таким же значительным и весомым, как и всякая подлинная поэзия:

    С какой-то

    Грошовой столовой,

    Докипело это,

    До звезд

    Взвивается слово

    Золоторожденной кометой.

    Этим гиперболическим полуфантастическим образом Маяковский хочет подчеркнуть могучую силу и масштабность настоящей любовной лирики, обращенной к «векам, истории и мирозданью». Настоящая любовь не отгораживает человека от окружающего мира, а только теснее сближает с ним. Охваченный высокими чувствами, поэт переживает такой душевный подъем, когда возникает необходимость творить, разговаривать со всей вселенной.

    Ты посмотри, какая в мире тишь.

    Ночь обложила небо звездной данью,

    В такие вот часы встаешь и говоришь

    Векам, истории и мирозданью.

    Сердце поэта вмещает весь мир, его чувства приобретают вселенские масштабы. А поэтому и говорить о них нужно такими значительными словами, которые сохранили бы свою силу на многие века.