Чехов

Главный экспонат: музеи с мебельными коллекциями. Изысканный бродит жираф


История квартиры Андрея Белого обусловила ее особую привлекательность для музейного освоения. Однако в Советском Союзе имя Андрея Белого, символиста и мистика, было фактически под запретом, и надеяться на открытие музея могли лишь безумцы. В 1930-е годы, как уже отмечалось ранее, дом, в котором жил писатель, отдали под коммуналки, потом в нем разместилось Министерство Иностранных дел.

В 1988 году мемориальная квартира поступила в распоряжение Государственного музея А.С.Пушкина. В конце 1990-х в ней была организована временная выставка, на которой демонстрировались материалы, поступающие в будущего музея Андрея Белого.

В то же время сотрудниками ГМП и художниками студии "Музей-Дизайн" велась работа по подготовке к открытию постоянной экспозиции (авторы экспозиции).

Перед авторами экспозиции стояла двойная задача: показать прямое назначение каждой из комнат и одновременно - их отражение в призме автобиографической прозы Белого; дать понять, как рос в этой квартире Боря Бугаев и одновременно - как мыслил и чем жил писатель тогда, когда создавал свои автобиографические шедевры. Так, например, в "Детской" размещены материалы, связанные с младенчеством и годами учебы. Наиболее ценными являются ранние фотографии Белого, фотографии его родителей и близких, свидетельство о дворянстве, выписанное ему при поступлении в университет. В центре комнаты - удивительный экспонат: пеленальный конверт Бори Бугаева - не типологический, как часто бывает в музеях, а настоящий, действительно мемориальный, сохраненный родственниками писателя со стороны матери. Но "Детская" - это не только "Детская" в узком смысле слова. Там же представлена история обращения писателя к автобиографической тематике и его работа над эпопеей "Моя жизнь": над повестями "Котик Летаев" и "Крещеный китаец". В этой связи в экспозицию введена часть швейцарской, дорнахской, антропософской биографии Белого: это и рисунки, связанные с темой рождения "Я", и материалы, рассказывающие о строительстве Гетеанума, а также об истории отношений Белого с первой женой Асей Тургеневой, которая жила с ним в Дорнахе и которой посвящена повесть "Котик Летаев".

Аналогичный принцип лежит в основе экспозиции других залов. Следующая комната посвящена матери писателя, А.Д. Бугаевой, привившей ему интерес к музыке, живописи, литературе, а также истории московского символизма вообще и, конечно же, раннему творчеству Андрея Белого. Особое место в этой комнате отводится истории "мистических влюбленностей" Андрея Белого в М.К. Морозову и Л.Д. Блок, ставших стимулом к его художественному творчеству.

В "Кабинет отца" вошли экспонаты, связанные с Московским университетом и московской профессурой, друзьями и гостями Бугаевых, материалы, рассказывающие о жизни Белого в Советской России, о работе над последним романом "Москва", в котором прототипом главного героя профессора Коробкина стал профессор Н.В. Бугаев. "Детская", "Спальня родителей", "Кабинет отца" - погружают нас во "внутреннюю" жизнь Андрея Белого, в мир семьи Бугаевых. Посетитель вместе с маленьким Борей Бугаевым осваивает сложное пространство квартиры ("лабиринт", по определению самого писателя), проходит этапы становления его сознания. Из темноты полуосознанных, "мифологических", "утробных" детских впечатлений выходит на свет творческой жизни, то есть, условно говоря, от Бори Бугаева движется к Андрею Белому.

Экспозиция "Столовой" решена в несколько ином, более традиционном для литературных музеев ключе. Помещенные здесь книги, рукописи, фотографии, мемории и другие материалы позволяют рассмотреть биографию писателя во всем ее драматизме и в контексте времени. Ведь Андрей Белый, вступивший в литературу в эпоху Серебряного века русской литературы, пережил революцию, был в эмиграции в Германии и вернулся, подвергался в 1920-1930-е годы жесточайшей критике и гонениям… Все эти материалы являются своеобразным пояснением к центральному экспонату музея - "Линии жизни". Это разноцветное графическое панно представляет собой подробную автобиографию Белого, но не написанную, а нарисованную, вычерченную в весьма эффектную и подробную схему.

И, наконец, последняя комната, "Гостиная", практически освобождена от стационарной музейной экспозиции. Мы сохранили ее первоначальное назначение - в память о собраниях "Аргонавтов", здесь происходивших, а также о многочисленных гостях квартиры Бугаевых. Сегодня, как и прежде, это место проведения встреч, музыкальных вечеров, научных семинаров, конференций, книжных и журнальных презентаций и, конечно же, литературных и художественных выставок.

Приглашаем москвичей и гостей столицы, всех любителей русской культуры и специалистов по литературе начала 20 века на экскурсии по музею (заказ по тел.: 241-92-95) и на проводимые в гостиной музея мероприятия (справки по тел.: 241-85-28).

В Санкт Петербурге
Год назад я не успела прийти «к поэту в гости» (). И вот 15 марта ищу ул. Декабристов, 57. Всё просто: от ст. м. "" - авт. 22. Кондуктор сказала: «Сидите! Не забуду про Вас!» Я села напротив и назойливо поглядывала на неё….
Пока ехала, читала про музей в Интернете. Оказывается, музей рядом с набережной реки Пряжка.
А при жизни Блока улица называлась Офицерской. До революции 1917 года этот район города именовался Петербургской, был одним из крупнейших художественных центров города, где находились важнейшие театры: Мариинский театр, драматический театр.
В этом доме прожил 9 лет - с июля 1912 года до своей смерти в августе 1921 году. Блок имел в этом доме поочерёдно две квартиры. Занимал квартиру № 21 до тех пор, пока, в связи с политикой "уплотнения", ему не пришлось перебраться в маленькую квартирку на два этажа ниже.
Сейчас в квартире 21 уютно расположились личные вещи поэта, здесь воссозданы кабинет, спальня, столовая и гостиная, в том виде, как они были при Блоке. На 2-м этаже, в кв. № 23, где жила мать Блока, размещена литературная экспозиция, освещающая его жизненный и творческий путь.
Интерьеры других комнат полностью воссозданы.
Узнала, что музей открыт к 100-летию со дня рождения поэта, в 1980 году.
И вот я у здания. Его, конечно, увидела сразу, с противоположной стороны улицы:





Вот они, №№ этих квартир 21, 23. Захожу в эту дверь:

Что это? Афишный столб начала 19 века?

Дальше сувениры, касса, гардероб, всё, как обычно. Нет продавца: ничего не купить на память. Парень так просил какой-то набор открыток…
Поднимаюсь на заветный 2-й этаж. Ага! Вот они, «пять букв» Блокъ (М. Цветаева):


Блоковский музей воссоздаёт жизнь и творчество писателя в хронологическом порядке: 1919-1920; 1920-1921; «Отсутствие воздуха. Хаос»; «Космос. Тайная свобода»; «Поэт. Ритм. Гармония».









Прочитываю жизнь и творчество поэта как книгу, на страницах-витринах которой можно увидеть драгоценные автографы Блока, сделанные им подписи на книгах и фотографиях, его рукописи, письма и книги, выпущенные при его жизни, личные вещи, портреты Блока, написанные разными художниками, иллюстрации к произведениям поэта и многое другое.
Интересно и печально:


Видимо, атмосфера в доме располагала к творчеству - именно здесь поэтом были созданы его лучшие циклы стихов, поэмы "Соловьиный сад" и "", пьеса "Роза и крест".
На стенах увеличенные автографы стихов Блока:

Можно услышать его голос в записи.
Выглядываю в окно с лестничной площадки (наверное, такие дворы называл Ф. М. Достоевский «домами-колодцами»)


В этих комнатах хранится множество личных вещей поэта, его рукописи и книги, предметы мебели, а также другие уникальные экспонаты. Здесь был и рабочий кабинет. Экспозиция создана в виде книги, чьи импровизированные листы посетители как будто листают при переходе от стенда к стенду.
Это стол. И мать, и Л. Д. предлагали заказать новый, но Александр Александрович не согласился: работал за столом бабушки. Вот действительно духовные интеллигентные интересы (не материальные). Всё очень просто в квартире.


А кресло и диван дедушкины, профессора ботаники.


Куртка!


Столовая


Необычное решение: на потолке показано, где какие комнаты были у Л. Д:




Каждый из литературный музеев имеет свою индивидуальность (Я уже их посетила немало: В Москве, в Хамовниках, в, . , музей – усадьбу). Уникальность блоковского именно в этом хронологическом необычном ОФОРМЛЕНИИ.
Выглядываю в окно блоковского кабинета: «Мостом Вздохов» назвал поэт Банный мостик через Пряжку, так как девушки, влюблённые в Блока, стояли на нём и смотрели на окна его квартиры. Слава Блока в 10 гг 20 века была велика:


Порой на этом мосту ожидали поэта Л. А. Дельмас, отсюда они отправлялись на прогулки по улицам, кинематографы, театры.
Навечно запечатлел в стихах «Мост Вздохов» в память о знаменитом венецианском

От знающего почерк ясный
Руки прилежной и прекрасной,
На память вечную о том
Лишь двум сердцам знакомом мире,
Который вспыхнул за окном
Зимой, над Ponte del Sospiri…1
15 декабря 1915
1Мост Вздохов (итал.).

А эту книгу почитала: интересно расположены записи: сначала все негативные отклики на поэму «», а потом высказывания тех, кто принял поэму как революционную.

Здесь, в комнате, где Блок скончался 7 августа 1921 г., экспонируются посмертная маска поэта и рисунок «Блок на смертном одре». Фотография через стекло... а вообще-то видны реснички






Вот была на 18 марта, а забыла, что там был первоначально похоронен.
А Смоленская нынче именинница,
Синий ладан над травою стелется,
И струится пенье панихидное,
Не печальное нынче, а светлое.

И приводят румяные вдовушки
На кладбище мальчиков и девочек
Поглядеть на могилы отцовские,
А кладбище - роща соловьиная -
От сиянья солнечного замерло.

Принесли мы Смоленской заступнице,
Принесли пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце, в муке погасшее,-
Александра, лебедя чистого.

Август 1921
А теперь хочу сюда: музей предлагает серию пешеходных экскурсий в районе Пряжки, рассказывающих об истории, художниках и поэтах, Пушкине, декабристах, выдающихся артистах и простых людях, живших здесь.

10 февраля - день памяти Александра Сергеевича Пушкина. В этот день в 1837 году после дуэли с Дантесом поэт скончался в своей квартире на набережной Мойки. Тысячи петербуржцев приходили сюда, чтобы проститься с поэтом. В 20-х годах прошлого столетия квартира получила статус музея, а день памяти стали отмечать в доме поэта ежегодно.

сайт предлагает фотографии самых интересных вещей из музея-квартиры Пушкина.

Посмертная маска Пушкина

В день гибели Пушкина формовщик-литейщик Балин снял маску с лица поэта и сделал гипсовый слепок. С этого слепка сделано несколько копий, которые хранятся в разных музеях страны. «Перед тою минутою, как ему глаза надобно было на веки закрыть, я поспел к нему, - пишет критик Петр Плетнев, свидетель гибели поэта. - Тут были и Жуковский с Михаилом Виельгорским, Даль (доктор и литератор), и ещё не помню кто. Такой мирной кончины я вообразить не имел прежде. Тотчас отправился к Гальбергу. С покойника сняли маску, по которой приготовили теперь прекрасный бюст».

Гипсовый слепок был сделан в день смерти поэта. Фото: АиФ / Яна Хватова

Локон волос

В серебряном медальоне хранится локон темно-русых волос, срезанный с головы Пушкина в день его смерти. Это было сделано по просьбе начинающего писателя, третьекурсника Ивана Тургенева. К медальону приложена записка Тургенева: «Клочок волос Пушкина был срезан при мне с головы покойника его камердинером 30-го января 1837 года, на другой день после кончины. Я заплатил камердинеру золотой. Иван Тургенев. Париж. Август 1880».

Локон волос Пушкина хранится в серебряном медальоне. Фото: АиФ / Яна Хватова

Условия дуэли

В ноябре 1836 года Пушкину пришли анонимные пасквили, автор которых называл поэта «магистром ордена рогоносцев». Отправитель посланий намекал на слишком явные ухаживания офицера Жоржа Дантеса за женой поэта. Конфликт нарастал, и 8 февраля 1937 года состоялась дуэль. Ее жесткие условия составил виконт д’Аршиак. Согласно этому документу, расстояние между противниками было всего двадцать шагов. Посередине, на расстоянии десяти шагов, находились барьеры. Дуэлянты могли стрелять друг в друга сразу же или подойдя к барьеру. Дуэль должна была продолжаться до тех пор, пока оба противника не будут ранены.

Условия дуэли Пушкина и Дантеса были очень жесткими. Фото: АиФ / Яна Хватова

Жилет с кровью Пушкина

На дуэли Пушкин был ранен в низ живота. Пуля раздробила кость и осталась в теле поэта. Современные специалисты считают, что поэт остался бы жив, если бы пуля прошла навылет. По дороге с места дуэли Пушкин потерял больше двух литров крови, которая обильно пропитала его рубашку и жилет. Жена поэта, Наталья Николаевна, отдала этот суконный жилет критику Петру Вяземскому, который сумел сохранить реликвию. Генетики получили из жилетки образцы крови и установили, что у Пушкина была вторая группа крови. Рядом с жилетом хранится одна перчатка Вяземского: вторую он положил в гроб поэта.

На жилете сохранилась кровь Пушкина. Фото: АиФ / Яна Хватова

Туфельки Натальи Пушкиной

В 1833 году Пушкин был произведен Николаем Первым в камер-юнкеры. С тех пор он был обязан вместе с женой присутствовать на придворных балах. Балы, на которые допускались только самые приближенные к императору люди, проводили в Аничковом дворце. «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам), - пишет Пушкин в своем дневнике. - Но двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничковом». На придворных балах жена поэта танцевала именно в этих туфельках. Они сшиты из прюнели - плотной и тонкой ткани. Обувь из прюнели в XIX веке носили самые элегантные дамы и модницы.

В этих туфельках жена поэта танцевала на балах. Фото: АиФ / Яна Хватова

Сабля

Саблю из Дамасской стали Пушкину подарил генерал Паскевич. На клинке написано: «АРЗРУМЪ. 18 iюля 1829». Под Азрумом поэт под командованием Паскевича принимал участие в операции русских войск против турок. «Я прибыл туда в самый день перехода через Саганлу, - написал Пушкин шефу жандармов Бенкендорфу, - и, раз я уже был там, мне показалось неудобным уклониться от участия в делах, которые должны были последовать; вот почему я проделал кампанию в качестве не то солдата, не то путешественника».

Поэт получил саблю в подарок за участие в операции против турок. Фото: АиФ / Яна Хватова

Курительная трубка

Эта пенковую трубку Пушкину подарила его внучатая племянница, Вера Пушкина. На трубке выгравированы мужской и женский портреты и цветочные гирлянды. Современники поэта вспоминали, что он любил курить в минуты досуга или приступов хандры. Трубка хранится в футляре, обтянутом зеленым сафьяном.

Пушкин любил курить трубку во время досуга. Фото: АиФ / Яна Хватова

Кресло

Пушкин очень любил свое механическое вольтеровское кресло. Это подарок Натальи Николаевны, жены поэта, ко дню рождения Пушкина в 1835 году. Кресло было очень редким для того времени. Из-под сиденья выдвигалась подушечка для ног. В последние годы своей жизни Пушкин работал, сидя исключительно в этом кресле.

Это кресло было у поэта любимым. Фото: АиФ / Яна Хватова

Перо

На гусином пере, которым писал Пушкин, сохранились следы чернил. Перо прикреплено нитками к листу бумаги и опечатано сургучом с оттиском дворянского герба. Сверху перо немного деформировано. Друзья поэта вспоминали, что Пушкин во время работы часто вскакивал и ходил по комнате, грызя перо или размахивая им. Перо было коротким, и другим людям было сложно держать его в руках. Однако поэт привык писать именно такими перьями еще с лицейских лет.

На гусином пере сохранились следы чернил. Фото: АиФ / Яна Хватова

Масляная лампа

При свете этой жестяной настольной лампы Пушкин работал в Михайловском. Именно тогда он работал над романом в стихах «Евгений Онегин». Лампа расписана коричневой краской с золотом. Сын Пушкина, Григорий, после смерти поэта передал лампу своей сестре Александре, которая и завещала реликвию Пушкинскому дому.

Под светом этой лампы Пушкин писал "Евгения Онегина". Фото: АиФ / Яна Хватова

У мамы скоро юбилей. 50 лет. Мы с сетрой долго думали над подарком. Всё-таки мама у нас бизнесс вумен и ей тяжело выбирать подарки, ибо у неё всё есть. Идей было куча. Что-то я заворачивал, что-то сестра, но оба сошлись на одном…ламповые часы от Past Indicator. Это что-то невообразимое!!! Это такое люксовое ретро, что сложно описать словами. Красивые, яркие, премиальные, глаз не оторвать. Как подарим, обязательно дополню отзыв о маминой реакции, но не сомневаюсь, что она будет в восторге.

  • 0
  • 0
  • Ответить
София Новикова
19 апреля 2019 Перформанс «Дом с призраками »

Очень классный квест, просто супер, слов нет! Одни эмоции! Я представить не могла что это будет так классно! Ооооочень страшно, я еле прошла до конца, но не пожалела. После проходления просто гора с плеч свалилась. Я очень впечатлительная, а дом с призраками умеет впечатлить! Если бы смотритель за нами не пришел я б наверное там и померла:) Большое спасибо за приятную и интересную игру. Хотелось бы, чтобы так проходил каждый наш следующий квест. Успехов в работе!

  • 0
  • 0
  • Ответить
Тамара Кузнецова
12 апреля 2019 Салон красоты «Aldo Coppola »

Хороший салон, давно в таких местах не была, где все понравилось, начиная от приветствия администратора, заканчивая стрижкой и окрашиванием волос. Ощущается очень забота о своих клиентах. Персонал всегда вежливо и приятно общается. Побольше бы таких мест в Москве.

  • 0
  • 0
  • Ответить
Егор Московский
9 апреля 2019 Квест «Особняк с привидениями »

Замечательный квест, отличные декорации, суперские актеры, вежливая администрация. Всё на высшем уровне. Количество положительных эмоций зашкаливает. Вся команда в восторге, требуют продолжения банкета. Сложным квест не назвать, но гнетущая атмосфера заставляет попотеть даже над самой простой загадкой. Да и хозяин дома - личность весьма капризная. Было весело и страшно, сумасшедший коктейль. Ждите нас, мы обязательно вернёмся.

  • 0
  • 0
  • Ответить
Анастасия Филиппова
24 марта 2019 Квест «Тайна подземелья »

Очень все понравилось! Даже мама в восторге. Чудесные декорации, всё очень атмосферно, актер просто лапочка. При первом появлении чуть не померли со страху, но позже даже почти подружились. Загадки очень хорошо вписаны в тематику. Подсказки преподносятся очень необычным образом)) От них тоже сперва жутко) Мальчишкам, наверное, понравится ещё больше. Но и нам было очень интересно посмотреть на всякие штуки вроде отбойного молотка и кирки))) Так что смело можно идти любой компанией. Спасибо за предоставленные эмоции!