Чехов

История исследования арктики. Самые известные советские исследователи арктики

Веками Арктика привлекала внимание путешественников и полярных исследователей. Многие из них посвятили ей лучшие годы своей жизни. К их числу с полным правом можно отнести и Георгия Алексеевича Ушакова (1901-1963) - доктора географических наук, автора интереснейших мемуаров "Остров метелей. По нехоженой земле", переизданных в минувшем году к 100-летию со дня рождения этого крупного ученого (СПб.: Гидрометеоиздат. - 2001, 600 с. с илл.).

Впервой части воспоминаний автор в форме дневника рассказывает о научно-исследовательской работе на острове Врангеля. Уже в самом начале книги читатель знакомится с теми, кто открывал этот затерявшийся во льдах и снегах сравнительно крохотный кусочек суши.

9 марта 1823 г. русский путешественник лейтенант флота Ф. П. Врангель, сидя в дымной палатке на мысе Шелагском, угощал одного из старшин-камакаев, а заодно расспрашивал его о том, не существует ли какой-нибудь земли к северу от берегов Чукотки. Камакай, как хороший знаток своего края, ответил: "Между мысами Езрри (Шелагским. - Г. У.) и Ир-Кайпио (Шмидта. - Г. У.), близ устья одной речки, с невысоких прибрежных скал в ясные летние дни бывают видны на севере, за морем, высокие, снегом покрытые горы; зимой, за морем, однако ж, их не видно. В прежние годы приходили с моря, - вероятно оттуда, - большие стада оленей, но, преследуемые чукчами и истребляемые волками, теперь они не показываются".

Таковы были первые сведения, полученные будущим почетным членом Петербургской АН и одним из учредителей Русского географического общества Ф.П. Врангелем, об острове, которому впоследствии присвоили его имя. Самому русскому путешественнику, кстати, не удалось ни посетить, ни даже увидеть таинственную землю: его героические попытки пробраться к ней по льду на санях с мыса Якан не увенчались успехом. Тем не менее, не сомневаясь в действительном существовании тут земли, Врангель нанес на карту ее контуры с горами к северу от мыса Якан, что позволило последующим мореплавателям легче ориентироваться.

17 августа 1849 г. разыскивавший следы погибшей в 1847 г. экспедиции Франклина английский капитан Келлет первым из европейцев заметил с корабля "Геральд" на северо-западе сушу, некогда намеченную Врангелем, посетить которую ему также не удалось, однако на карте, вышедшей в Лондоне в 1853 г., ее обозначили как Землю Келлета. А в 1867 г. американский капитан Т. Лонг с китобойного судна "Нил" увидел тот же остров с юга. Опознав его очертания, ранее нанесенные на карту русским путешественником, он восстановил справедливость, присвоив этой территории название Земля Врангеля.

Позднее, 28 октября 1879 г., американский лейтенант Дж. Де- Лонг, командир "Жаннетты" также увидел Землю Врангеля. Дрейфуя во льдах, корабль прошел севернее ее, и, таким образом, стало известно, что речь идет об острове.

И лишь через пятьдесят восемь лет после попытки наших соотечественников достичь со стороны мыса Якан таинственную землю к ее берегам подошли первые американские корабли. Команда одного из них пробыла тут 19 дней, в течение которых три партии занимались изучением этого клочка земли, результатом чего стали первая приближенная карта, коллекции флоры и фауны, образцы горных пород.

Русский ледокол "Вайгач" под руководством Б.А. Вилькицкого подошел сюда лишь в 1911 г. В юго-западной части острова высадился десант, участники которого произвели магнитные измерения, определили астрономический пункт, существенно уточнили имевшуюся на то время топографическую карту. Работа экспедиции длилась пять лет, после чего царское правительство направило иностранным державам ноту. В ней Россия объявляла свои права на ряд новооткрытых земель, лежащих против северных ее берегов. Среди них упоминался и остров Врангеля. Возражений на ноту не последовало...

Однако в дальнейшем иностранные государства неоднократно пытались прибрать к рукам столь лакомый кусочек земли. Избежать этого можно было, только освоив и заселив его нашими гражданами. С этой миссией и прибыл ГА. Ушаков на остров в 1926 г. С ним высадились пятьдесят эскимосов из Чукотки (стационарный поселок здесь Георгий Алексеевич основал в 1936 г.).

Три года ученый возглавлял небольшой коллектив поселенцев, делил вместе с ними радости и горе. Судя по воспоминаниям, было очень трудно. Приходилось преодолевать морозы и метели, голод, болезни. На каждом шагу людей подстерегали неожиданности и труднейшие испытания. От материка и больших городов островитяне были практически отрезаны. О каких-либо регулярных рейсах пароходов и самолетов не могло быть и речи. Даже постоянная радиосвязь казалась им несбыточной мечтой.

Надо сказать, что слово "полярник" в те годы лишь входило в обиход. Опыта жизни и работы в Арктике не было. Тем не менее, подчеркивает автор книги, колония оправдала возлагавшиеся на нее надежды - здесь прочно обосновалось российское поселение, а заготовленные на острове шкуры песцов и медведей, моржовые и мамонтовые бивни с лихвой покрыли все расходы, связанные с его организацией.

При чтении коротких отрывистых записей, сделанных Георгием Алексеевичем, легко убедиться, как много сил и времени отнимала у него административная работа. Но несмотря на это, он постоянно проводил научные исследования. В 1927 г. в письме, адресованном Главному гидрографическому управлению и Полярной комиссии АН СССР, Ушаков писал, что ему удалось обнаружить три низменных галечных острова, расположенных у северного побережья и вытянутых по широте. Впервые в этих местах начали проводить регулярные метеорологические наблюдения. И все же основным его научным достижением стало составление полной карты острова, на которой показаны все особенности орографии, включая положение горных цепей и их высоты, речных долин и их водоразделов. Кроме того, первый "губернатор острова" собрал разнообразные коллекции (геологическую, флоры и фауны), интереснейшие этнографические материалы о быте и жизни эскимосов.

Орография - описание различных элементов земной поверхности (хребтов, возвышенностей, котловин и т.п.) и их классификация по внешним признакам (размерам, направленности) вне зависимости от происхождения.

В книге Г.А. Ушаков дает подробное описание этого уникального уголка природы, приютившегося на крайнем северо-востоке арктического побережья России, на стыке Восточно-Сибирского и Чукотского морей. Сто восьмидесятый меридиан делит остров на две почти равных части, одна из которых лежит в Западном полушарии, вторая - в Восточном. Летом, когда солнце круглые сутки висит над головой, его окутывают туманы, долгой полярной ночью на нем беснуются метели.

Геологическая история острова весьма необычна. Некогда он был частью Берингии - обширной суши, в далеком прошлом соединявшей Азию с Америкой (ее принято считать центром формирования арктической фауны и флоры). Ледники никогда не покрывали сразу всю поверхность острова, поэтому здесь сохранилось многое от самобытной первозданной природы. Около 50 тыс. лет тому назад море отделило часть суши от материка и встало преградой на пути позднейших "вселенцев".

Остров Врангеля необычайно богат пернатыми. А в конце лета в его прибрежных водах появляются большие стада моржей. В отдельные годы они устраивают на суше громадные залежки - до 10 тыс. особей. Без всяких сомнений, это лежбище может считаться одним из самых больших в мире. Здесь же находится крупнейший в пределах Северного Ледовитого океана "родильный дом" белых медведей.

Главный же итог трехлетней зимовки Г.А. Ушаков сформулировал так: "Я навсегда полюбил Арктику". Поэтому после короткой передышки на материке его опять позвал к себе студеный край - в 1930 г. он возглавил новую экспедицию, на этот раз на архипелаг Северная Земля, что расположен на границе Карского моря и моря Лаптевых.

В рассматриваемой книге подробно изложена история ее открытия. В начале сентября 1913 г. корабли Гидрографической экспедиции "Таймыр" и "Вайгач" под командованием уже упомянутого Б.А. Вилькицкого при попытке обойти лед севернее мыса Челюскин вошли в полосу чистой воды, которая привела их к неизвестной суше. Первым ее заметил вахтенный начальник "Вайгача" - лейтенант Н.И. Евгенов.

Обнаружение Северной Земли стало последним крупным географическим открытием в XX в. Важно подчеркнуть: к ее исследованию Г.А. Ушаков начал готовиться еще на острове Врангеля. Прежде всего он подробно изучил все материалы, касающиеся недавно открытого архипелага, в деталях разработал собственный, до дерзости смелый и в то же время предельно простой план предстоящих работ. Он предусматривал выполнение обширной программы: определение конфигурации Северной Земли, составление ее топографической карты, анализ геологического строения, сбор материалов о растительном и животном мире, а также ледовом режиме омывающих острова морей. Экспедиция должна была провести цикл метеорологических наблюдений, выполнить измерения земного магнетизма, описать полярные сияния и многое другое.

Автор книги увлекательно рассказывает о ходе работ легендарной четверки российских полярников: Г.А. Ушакова, Н.Н. Урванцева, В.В. Ходова и С. П. Журавлева, которые в 1930-1932 гг. фактически заново открыли и до мельчайших подробностей описали Северную Землю - четыре больших и малых острова общей площадью 37 тыс. км 2 . В результате была создана точная карта архипелага, что позволило в дальнейшем совершать сквозное плавание по Северному морскому пути.

Североземельская экспедиция отмечена еще одним важным событием - 1 октября 1930 г. она ввела в строй первую в Арктике гидрометеорологическую станцию. На ней знаменитая четверка стала вести регулярные наблюдения за погодой, осуществлять запуски шаров-пилотов, измерения атмосферного электричества и земного магнетизма. Она положила начало изучению полярных сияний и вечной мерзлоты. Достижения легендарной группы исследователей во главе с Г.А. Ушаковым, а также работы под его руководством на острове Врангеля нашли заслуженное место в истории освоения Русского Севера.

Кандидат исторических наук Я.В. РЕНЬКАС

Северная полярная область Земли, включающая Севеpный Ледовитый океан и его моpя: Гpенландское, Баpенцево, Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, Hовую Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка.

Слово "Арктика" имеет греческое происхождение и означает "страна большого медведя" - по созвездию Большой Медведицы.

Арктика занимает примерно шестую часть поверхности Земли. Две трети арктической территории приходится на Северный Ледовитый океан, самый маленький по размерам океан мира. Большая часть поверхности океана на протяжении всего года покрыта льдом (средней толщиной 3 м) и несудоходна. На этой гигантской территории проживают около 4 млн человек.

История освоения Арктики

Северный полюс издавна привлекал внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту .

Это были представители разных народов мира: американцы Джон Франклин и Роберт Пири, голландец Вильям Баренц, норвежцы Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен, итальянец Умберто Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов.

Русские поморы и землепроходцы уже в середине XVI века, используя притоки сибирских рек, совершали плавания в Северный Ледовитый океан и вдоль его берегов. В 1648 г. группа мореходов во главе с "торговым человеком" Федотом Поповым и казачьим атаманом Семеном Дежневым обошла на кочах (старинное поморское палубное одномачтовое парусно гребное судно) Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан.

В 1686-1688 гг. торговая экспедиция Ивана Толстоухова на трех кочах обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 г. землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков впервые посетили Большой Ляховский остров, положив начало открытию и исследованию всей группы Новосибирских островов.

В 1733-1742 гг. в водах Северного Ледовитого океана и на его побережье работала Великая Северная экспедиция. По существу, она объединила несколько экспедиций, в том числе вторую Камчатскую экспедицию под руководством Витуса Беринга, выполнивших огромный комплекс исследований северной территории Сибири от устья Печоры и острова Вайгач до Чукотки, Командорских островов и Камчатки. Впервые были нанесены на карту берега Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы, побережье острова Хонсю, Курильские острова. Более грандиозного географического предприятия до этой экспедиции не было.

Исследованию северо-восточных окраин Российской земли посвятил всю свою жизнь Семен Челюскин. 10 лет (1733-1743 гг.) служил он во второй Камчатской экспедиции, в отрядах известных исследователей Василия Прончищева, Харитона Лаптева.
Весной 1741 г. Челюскин прошел пешком по суше западного побережья Таймыра, произвел его описание. Зимой 1741-1742 гг. проехал и описал северное побережье Таймыра, где выявил северную оконечность Азии. Это открытие было увековечено через 100 лет, в 1843 г. северная оконечность Азии была названа мысом Челюскина.

Значительный вклад в изучение восточного участка Северного морского пути внесли русские мореплаватели Фердинанд Врангель и Федор Матюшкин (лицейский друг Александра Пушкина). В 1820-1824 гг. они обследовали и нанесли на карту материковый берег от устья Колымы до Колючинской губы и совершили в этом районе четыре беспримерных похода по дрейфующим льдам.

Вошел в историю как крупный исследователь Арктики Федор Литке. В 1821-1824 гг. Литке описал берега Новой Земли, сделал много географических определений мест по берегу Белого моря, исследовал глубины фарватера и опасных отмелей этого моря. Описал эту экспедицию в книге "Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан в 1821-1824 гг.".

В 1826 г. Литке на шлюпе "Сенявин" отправился в кругосветное плавание, продолжавшееся три года. По результатам это одна из наиболее успешных экспедиций первой половины XIX столетия: в Беринговом море определены важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу; описаны до того неизвестные острова Карагинские, остров Матвея и берег Чукотской Земли; определены острова Прибылова; исследованы и описаны архипелаг Каролинский, острова Бонин-Сима и многие другие.

Совершенно новый этап в исследовании и транспортном освоении Северного Ледовитого океана связан с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала Степана Макарова. По его идее в 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол "Ермак", который предполагалось использовать для регулярного сообщения с Обью и Енисеем через Карское море и для научных исследований океана до самых высоких широт.

Плодотворной по результатам была русская "Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана" 1910-1915 гг. на ледокольных пароходах "Таймыр" и "Вайгач". Базируясь во Владивостоке, она за три года выполнила детальную гидрографическую опись от мыса Дежнева до устья Лены и соорудила на побережье навигационные знаки.

В 1913 г. перед экспедицией была поставлена задача - продолжить гидрографическую опись до Таймырского полуострова и при благоприятных условиях совершить сквозное плавание по Северному морскому пути до нынешнего Мурманска. Но мыс Челюскина оказался блокированным тяжелыми неизломанными льдами.

В 1912 г. с проектом санной экспедиции к Северному полюсу выступил гидрограф и полярный исследователь Георгий Седов. 14 (27) августа 1912 г. судно "Святой Фока" вышло из Архангельска и у Новой Земли из-за непроходимых льдов стало на зимовку. К Земле Франца-Иосифа экспедиция подошла только в августе 1913 г., но из-за отсутствия угля стала в бухте Тихой на вторую зимовку. 2 (15) февраля 1914 г. Седов и сопровождавшие его матросы Григорий Линник и Александр Пустошный на трех собачьих упряжках вышли к Северному полюсу. Не дойдя до о. Рудольфа, Седов умер и был похоронен на мысе Аук этого острова. Именем Седова названы два залива и пик на Новой Земле, ледник и мыс на Земле Франца-Иосифа, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде.

Исследователь Арктики, океанолог Николай Зубов (1885 1960) в 1912 г. произвел гидрографическую съемку губы Митюшихи на западном побережье Новой Земли.

В 1932 г. он руководил экспедицией на судне "Н. Книпович", впервые в истории обогнувшей с севера Землю Франца-Иосифа. Позже Николай Зубов выдвинул и разработал проблему ледовых прогнозов в арктических морях, заложил основы учения о вертикальной циркуляции вод и о происхождении холодного промежуточного слоя в море, разработал способ вычисления уплотнения вод при их смешивании и сформулировал закон дрейфа льдов по изобарам.

Несмотря на целый ряд экспедиций в начале ХХ века, многие из которых сделали крупные географические открытия, Северный Ледовитый океан оставался малоизученным.

В советское время исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности. 10 марта 1921 г. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно исследовательского института. Районом деятельности этого института стал Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР.
Начиная с 1923 г. в течение всего лишь десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций.

Вскоре Россия стала лидером в освоении и исследовании Северного полюса.

В 1929 г. известный полярный исследователь Владимир Визе выдвинул идею создания первой полярной научной дрейфующей станции. В те годы Арктический бассейн площадью 5-6 млн кв. км еще оставался неисследованным "белым пятном". И только в 1937 г. идея изучения Ледовитого океана с дрейфующих льдов стала реальностью.

Особое место в истории занимает период советских исследований Арктики в 1930-1940-х гг. Тогда были проведены героические экспедиции на ледокольных судах "Г. Седов", "Красин", "Сибиряков", "Литке". Их возглавляли известные полярники Отто Шмидт, Рудольф Самойлович, Владимир Визе, капитан Владимир Воронин. В эти годы впервые в одну навигацию была пройдена трасса Северного морского пути, совершены героические перелеты через Северный полюс, которые создали принципиально новые возможности для достижения и изучения Северного полюса.

С 1991 по 2001 год в Арктике не было ни одной российской дрейфующей станции (советскую станцию "Северный полюс 31" закрыли в июле 1991 г.), ни одного ученого, который бы занимался на месте сбором необходимых научных данных. Экономическое положение России заставило прервать более чем полувековой цикл наблюдений с дрейфующих льдов Арктики. Только в 2001 г. была временно открыта экспериментальная новая дрейфующая станция "Северный полюс" .

Сейчас в Арктике с участием России работают больше десятка международных экспедиций.

7 сентября 2009 г. начала работу российская дрейфующая станция "Северный полюс - 37" . На СП-37 работают 16 человек - специалистов Арктического и Антарктического научно-исследовательского Института (ААНИИ), начальником станции назначен Сергей Лесенков.

Научные программы российских исследований разрабатываются ведущими научными организациями и ведомствами, к которым относятся Гидрометеорологический научно - исследовательский Центр Российской Федерации (Гидрометцентр России), Государственный Океанографический Институт (ГОИН), Всероссийский научно-исследовательский Институт Гидрометеорологической Информации - Мировой Центр Данных (ВНИИГМИ МЦД), Арктический и Антарктический научно-исследовательский Институт (ААНИИ) - старейшее и наиболее крупное научно-исследовательское учреждение России, проводящим комплексное изучение Полярных регионов Земли; и др.

Сегодня ведущие мировые державы приготовились к переделу арктических пространств. Россия стала первым арктическим государством, подавшим в 2001 г. заявку в ООН на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Заявка России предполагает уточнение территории арктического шельфа площадью более миллиона квадратных километров.

Летом 2007 г. стартовала российская полярная экспедициия "Арктика-2007", целью, которой было изучения шельфа Северного Ледовитого океана.

Исследователи поставили целью доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, геологически могут являться продолжением Сибирской континентальной платформы, это позволит России претендовать на огромную территорию Северного Ледовитого океана в 1,2 млн кв. километров.

Экспедиция 1 августа достигла Северного полюса. 2 августа глубоководные обитаемые аппараты "Мир-1" и "Мир-2" спустились на дно океана в районе Северного полюса и выполнили комплекс океанографических, гидрометеорологических и ледовых исследований. Впервые в истории был осуществлен уникальный эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 4 261 метр. Кроме того, на Северном полюсе на дне Северного ледовитого океана был водружен флаг РФ.

Как заявил тогда президент России Владимир Путин, результаты экспедиции в Арктику должны лечь в основу позиции России при решении вопроса принадлежности этой части арктического шельфа.

Уточненная заявка России на арктический шельф будет готова к 2013 г.

После российской экспедиции тема принадлежности континентального шельфа начала активно обсуждаться ведущими арктическими державами.

13 сентября 2008 г. стартовала канадско-американская экспедиция, в которой приняли участие арктический ледокол службы береговой охраны США Healy и самый тяжелый ледокол службы береговой охраны Канады Louis S. St. Laurent .

Целью миссии стал сбор сведений, которые помогут определить протяженность континентального шельфа США в Северном Ледовитом океане.

7 августа 2009 г. стартовала вторая американо-канадской арктическая экспедиция . На ледоколе береговой охраны США Healy и корабле береговой охраны Канады Louis S. St-Laurent ученые двух стран собирали данные о морском дне и континентальном шельфе, где, как предполагается, находятся богатейшие месторождения нефти и газа. Экспедиция работала в районах от севера Аляски до хребта Менделеева, а также к востоку от Канадского архипелага. Ученые провели фото- и видеосъемку, а также собрали материалы о состоянии моря и шельфа.

Интерес к участию в активном освоении арктической зоны проявляют все больше государств. Это связано с изменением глобального климата, открывающим новые возможности для налаживания регулярного судоходства в Северном Ледовитом океане, а также больший доступ к полезным ископаемым этого обширного региона.


За полярными кругами северного и южного полушарий расположены самые холодные места нашей планеты. Тут царствуют жестокие морозы и студеные ветры, снежные метели и мрак полярной ночи. Люди стремились в северные ледовитые моря, чтобы найти новые места для промысла рыбы и морского зверя, освоить эти моря для судоходства.

Путешественники прилагали величайшие усилия, чтобы познать крайний север и юг земного шара. Их героическая борьба с суровой природой, мужество и отвага заслужили общее признание и уважение, а географические открытия навсегда вошли в историю науки.

Исследования Арктики

Первым, кто сообщил европейцам о морях, покрытых льдами, был греческий астроном Пифей. В средние века дальние плавания в северных морях в поисках рыбы и морского зверя совершали норманны (варяги). Норманнский промышленник Отер прошел из Северного моря в Белое вокруг мыса Нордкап. Эйрик Рыжий открыл в 982 г. остров Гренландия. Его сын Лейф возглавил поход из Гренландии на поиски новых земель. Около 1000 г. норманны открыли берега Северной Америки под 40° с. ш.

Русские мореходы на лодьях и кочах - крепких трехмачтовых судах собственной постройки - смело ходили в далекие моря Арктики за пушниной, на промысел рыбы и морского зверя. Уже в XII-XV вв. новгородцы разведали берега Кольского полуострова и Белого моря и поселились там. Русские поморы, как свидетельствуют летописи, положили начало плаванию во льдах и были постоянными исследователями Северного Ледовитого океана. Они открыли острова Новая Земля, Колгуев, Медвежий, Землю Грумант (Шпицберген). Русским принадлежит честь открытия всего Европейского и Азиатского приполярного Севера, за исключением северной окраины Скандинавского полуострова.

Замечательные географические открытия были сделаны экспедициями англичан и голландцев, которые отыскивали кратчайший путь к богатствам Востока вдоль северных берегов Америки и Евразии. Эти морские трассы, проходящие севернее Полярного круга, известны в географии под названием Северо-Западного и Северо-Восточного проходов.

В конце XV в. Джон Кабот, итальянец на английской службе, и его сын Себастьян Кабот достигли северостровосточного побережья Америки. Английские суда прошли вдоль восточных берегов континента. Однако сплошные льды вынудили путешественников вернуться.

Спустя несколько десятилетий неудачей окончилась и другая английская экспедиция - под руководством Хью Уиллоуби и Ричарда Ченслора (1553-1554). Она пыталась найти путь в восточные страны вдоль европейского и азиатского побережий Северного Ледовитого океана. Но экспедиции удалось достичь лишь острова Колгуев. Многие ее участники вскоре погибли.

Еще две английские экспедиции - в 1556 и 1580 гг.,- устрашившись громадных ледяных полей в Карском море, отказались от попытки продолжать плавание на северо-восток. В судовых журналах этих экспедиций остались записи о том, что на всем пути англичане встречали следы пребывания русских рыбаков и охотников.

Голландцы из экспедиции известного мореплавателя Виллема Баренца (1594) назвали сплошную ледяную преграду под 77° с. ш. у западных берегов Новой Земли «стадом гигантских лебедей». Не сумев пройти Северо-Восточным проходом, два судна вернулись назад, а двум другим удалось пробиться только в Карское море.

Однако неудача не остановила голландцев. В следующем году они снарядили еще одну экспедицию из шести кораблей, груженных товарами для торговли с Китаем и Индией. Но и она отказалась у Новой Земли продолжать плавание. К этому ее вынудили тяжелые торосистые льды, цинга и сильные морозы. Это была самая крупная голландская экспедиция в Арктику.

Печально окончилась и третья, последняя экспедиция голландцев, направившаяся в 1596 г. на поиски Северо-Восточного прохода. Она достигла острова Шпицберген, сделала несколько географических открытий, но из-за непроходимых льдов не могла продвинуться дальше. Судно Баренца остановилось на севере Новой Земли. Началась очень тяжелая арктическая зимовка. В 1597 г. Баренц скончался. Тело его опустили в море, которое впоследствии назвали Баренцевым. Спутников Баренца спасли от голода русские, промышлявшие зверя и рыбу.

Попытки мореплавателей XVI в. найти Северо-Восточный проход из Европы в Восточную Азию не увенчались успехом.

Стремясь получить большие выгоды от торговли с далекими восточными странами, Англия в конце XVI и в начале XVII в. вновь попыталась достичь их кратчайшим путем - северными морями Америки. С этой целью английские моряки совершили несколько выдающихся плаваний. Среди них особое место занимают плавания М. Фробишера, Г. Гудзона и В. Баффина. Экспедиции этого периода положили начало исследованию Канадского архипелага, впервые изучили природу айсбергов, закончили открытие всего северного побережья Лабрадора и доставили много научных сведений.

Русские мореходы во главе с Семеном Дежневым в 1648 г. обогнули северостровосточную оконечность Азии и открыли пролив, отделяющий Азию от Америки, названный впоследствии Беринговым. Дежнев первым совершил плавание из Ледовитого океана в Тихий. Его именем назван самый крайний восточный мыс Азии.

Во время Великой Северной экспедиции в 1733-1743 гг., в которой приняли участие тысячи людей, на карту было нанесено почти все северное побережье России. Многочисленные отряды экспедиции исследовали моря и северное побережье Сибири на протяжении 10 тыс. км. В результате путешествия В. Беринга и А. Чирикова было открыто на значительном протяжении и северо-западное побережье Америки.

Участник экспедиции Семен Челюскин в 1742 г. достиг самой северной точки Азии. Этот мыс носит его имя. Из Тихого океана в Атлантический вдоль побережья Северной Америки прошла на нартах с запада на восток в 1853 г. английская экспедиция Р. Мак-Клура. Лишь спустя полвека (1903-1906) Р. Амундсен на судне «Йоа» совершил плавание с востока на запад от Гренландии до Аляски и исследовал этот проход.

В 1878-1879 гг. Северо-Восточным проходом с запада на восток впервые прошла за две навигации экспедиция А. Норденшельда на паровом судне «Вега». Она была организована шведами совместно с русскими.

Примечательными событиями в истории покорения Арктики ознаменовались конец XIX и начало XX в. Знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен совершил в 1893-1896 гг. на корабле «Фрам» плавание, стремясь достичь Северного полюса. Дрейфующими льдами судно отнесло к 83°59" с. ш., откуда Нансен со спутником Иогансеном пошли к полюсу, но с 86°14" с. ш. возвратились обратно, удачно выйдя к Земле Франца-Иосифа. Во время дрейфа «Фрама» в Ледовитом океане Нансен провел важные исследования океанских глубин и течений, наблюдал за движением льдов.

Спустя 40 лет советский ледокольный пароход «Георгий Седов» дрейфовал 812 дней из моря Лаптевых в Гренландское море параллельно линии дрейфа нансеновского «Фрама» и несколько раз пересекал ее. Полярники достигли 86°39 с. ш., где не бывало еще ни одно судно.

Как показало сравнение научных материалов обоих дрейфов, в Арктике происходят серьезные климатические изменения.

Арктика из космоса. Фото: NASA

Выдающийся русский флотоводец и ученый, вице-адмирал Степан Осипович Макаров впервые в мире в 1899г. на ледоколе «Ермак» плавал в районе острова Шпицберген. Спустя два года Макаров возглавил на «Ермаке» экспедицию к Новой Земле и Земле Франца-Иосифа, Ледоколы, способные преодолевать крепкие льды и проводить караваны транспортных судов, открыли новую страницу в истории освоения Арктики.

Большой вклад в изучение Арктики внесла и другая русская экспедиция - на шхуне «Заря» под командованием Э. Толля (1900-1902). Ее путь лежал к Новосибирским островам. Во время зимовок экспедиция обследовала архипелаг Норденшельда и побережье полуострова Таймыр. Толль с тремя спутниками пропал без вести, после того как они покинули шхуну, чтобы найти Землю Санникова. Поиски ее вели многие экспедиции, но только советские исследователи в 1938 г. окончательно установили, что такая «земля» не существует.

Выдающимися географическими достижениями прославили свои имена В. А. Русанов, Г. Я. Седов, Г. Л. Брусилов, Б. А. Вилькицкий и другие русские полярные исследователи. Преодолевая трудности, они открыли новые пути, накопили богатейший материал о природных явлениях в почти неизученных областях.

Экспедиция В. Русанова, одна из трех русских экспедиций, предпринятых в 1912 г., чтобы пройти по Северному морскому пути с запада на восток, окончилась трагически. Русанов направился на судне «Геркулес» к острову Шпицберген и открыл там залежи каменного угля. Отсюда он намеревался достичь Берингова моря, но в Карском море пропал без вести. Лишь в 1934-1936 гг. советские мореплаватели обнаружили на островах у западного побережья полуострова Таймыр вещи, документы и остатки лагеря Русанова и столб с надписью «Геркулес», 1913 г.».

Другой русский полярный исследователь, лейтенант Г. Брусилов, решил проплыть в Тихий океан вдоль побережья Сибири через Югорский Шар. Паровую шхуну экспедиции «Св. Анна» сковали льды в Карском море у полуострова Ямал. Судно долго дрейфовало, и его вынесло в полярный бассейн. В 1914 г. под 83°17" с. ш. в районе, расположенном к северу от Земли Франца-Иосифа, штурман экспедиции Альбанов с 13 матросами оставили шхуну. Путешественники пошли пешком по дрейфующему на запад льду. Альбанов и матрос Конрад добрались до Земли Франца-Иосифа, где их подобрало судно Г. Седова «Св. Фока». Все остальные участники экспедиции на шхуне «Св. Анна» погибли.

Русский флаг развевался над ледокольными пароходами «Таймыр» и «Вайгач», которые под командованием Б. А. Вилькицкого прошли Северным морским путем в 1913-1915 гг. с востока на запад с одной зимовкой. Эти суда водоизмещением по 1200 т были построены на Невском судостроительном заводе в Петербурге специально для изучения Северного морского пути.

Хорошо оснащенная экспедиция Б. А. Вилькицкого описала берега и прилегающие к ним острова от Берингова пролива до устья Енисея, составила мореходные карты и лоции. Она открыла архипелаг Северная Земля, острова Малый Таймыр, Старокадомского, Вилькицкого и Ляхова. В 1915 г. оба судна прибыли в Архангельск. Обширные материалы экспедиции облегчили освоение морской трассы вдоль побережья Европы и Азии.

Нашей стране принадлежит первенство в полетах авиации над арктическими льдами. В 1914 г. на Новую Землю был доставлен самолет - гидроплан типа «Фарман» - для поисков пропавших экспедиций Русанова, Брусилова и Седова.

Русский военный летчик И. Нагурский на самолете совершил первые полеты в Арктике. Машина развивала скорость около 100 км в час. Несмотря на туманы и штормы, Нагурский несколько раз обследовал берега Новой Земли.

Применение авиации стало поворотным пунктом в истории Арктики. Сотни советских самолетов установили воздушное сообщение вдоль побережья Северного Ледовитого океана, они снабжают всем необходимым быстро растущие поселки, новые полярные станции. Авиацию стали широко использовать для научных исследований. Пионером в этом стал морской летчик Б. Чухновский.

Знаменитый полярный летчик М. Бабушкин впервые в истории Арктики совершил посадку на лед. Это произошло в 1927 г. в Белом море. Авиацию начали использовать для проводки транспортных судов во льдах.

Развитие советской полярной авиации сделало возможным в 1935 г. совершить несколько выдающихся перелетов. В. Галышев зимой пролетел от Москвы до бухты Тикси более 10 тыс. км. Длина пути перелета В. Молокова из Красноярска до мыса Дежнева и острова Врангеля превысила 13 тыс. км. М. Водопьянов совершил перелет Москва - мыс Отто Шмидта, а оттуда на остров Врангеля.

Весной 1941 г. полярный летчик И. Черевичный достиг на четырехмоторном самолете «СССР Н-169» района Полюса относительной недоступности (81° с. ш.). Экспедиция совершила три посадки на лед. Базой экспедиции был выбран остров Врангеля. Летающая лаборатория позволила ученым собрать ценные материалы о совершенно неизученной области. Были измерены глубины океана в этом месте, получены важные метеорологические данные. Экспедиция открыла новый этап в истории систематических исследований Полярного бассейна.

Исследования Северного полюса

Особое место в истории полярных исследований занимает покорение географических полюсов нашей планеты, к которым стремились экспедиции ученых разных стран. Их походы были сопряжены с неимоверными трудностями и стоили немалых жертв. 23 года жизни посвятил достижению Северного полюса американец Роберт Пир и. В 1909 г. он дошел до полюса.

В 1912 г. выдающийся полярный исследователь старший лейтенант Георгий Яковлевич Седов снарядил первую русскую экспедицию к Северному полюсу. До этого он плавал в арктических морях, исследовал часть Новой Земли и нанес на карту Крестовую Губу,

Проект экспедиции к полюсу, представленный Седовым царским властям, был отклонен, но это не остановило исследователя. Преодолевая огромные трудности, пользуясь поддержкой передовых ученых, Седов благодаря частным пожертвованиям собрал средства на экспедицию.

Он нанял для своего смелого похода парусно-паровое судно «Св. Фока».

Плавание было очень трудным, но корабль, несмотря на сильные штормы и плотно сплоченные льды, пробивался на север вдоль берегов Новой Земли. Необычайно тяжелая ледовая обстановка в Баренцевом море помешала Седову достичь Земли Франца-Иосифа, и он был вынужден зазимовать на Новой Земле. Зимовку Седов использовал для научных наблюдений а составления карты северной части острова.

Только в сентябре 1913 г., после того как льды освободили судно, можно было продолжать плавание. Дойдя в том же месяце до Земли Франца-Иосифа, экспедиция расположилась на вторую зимовку - в бухте, которую Седов назвал Тихой. Топлива не было, котлы потухли, судно поставили на мель, чтобы оно не затонуло. Свирепствовали морозы. У многих началась цинга, заболел ею и Седов. Но этот мужественный человек не оставлял мысли о достижении Северного полюса.

15 февраля 1914 г. Седов с двумя спутниками - матросами А. М. Пустошным и Г. В. Линником - вышел в поход к полюсу. Им предстояло пройти 2 тыс. км.

«Я выступаю в путь не таким крепким, как нужно и каким хотелось бы быть в этот важнейший момент, - сказал он, прощаясь с товарищами. - Пришло время, и мы начнем первую попытку русских достичь Северного полюса. Трудами русских в историю исследования Севера вписаны важнейшие страницы, Россия может гордиться ими. Теперь на нас лежит ответственность оказаться достойными преемниками наших исследователей Севера. Но я прошу: не беспокойтесь о нашей участи. Если я слаб - спутники мои крепки. Даром полярной природе мы не дадимся».

Через несколько дней Седов почувствовал себя плохо, он сильно простудился и стал тяжело дышать, по вечерам его знобило. Здоровье его все ухудшалось, он часто терял сознание. Переходы из-за плохой погоды становились труднее. 5 марта Седов скончался. Похоронив на острове Рудольфа своего любимого начальника, Пустошный и Линник возвратились на судно.

Ценные научные материалы экспедиции Седова широко использовали советские исследователи. Вблизи мыса, названного именем Седова, откуда этот отважный полярник начал свой героический поход к Северному полюсу, в 1929 г. была сооружена полярная обсерватория.

Попытки проникнуть к Северному полюсу воздушным путем предпринимались до этого не раз. Гибелью шведского инженера Соломона Андре и двух его спутников закончился полет к полюсу на воздушном шаре «Орел» в 1897 г.

В 1925 г. норвежец Руал Амундсен и американец Элсуэрт вылетели к полюсу на двух гидропланах. На 87°43" с. ш. они совершили вынужденную посадку. Один самолет погиб при сжатии льдов, а на уцелевшем экспедиция возвратилась на остров Шпицберген, а оттуда пароходом в Норвегию. В следующем году достигли полюса и сделали круг над ним американец Ричард Бэрд на самолете и Руал Амундсен на дирижабле «Норвегия». Однако никто из этих путешественников даже не пытался высадиться в районе Северного полюса.

ОТВАЖНАЯ ЧЕТВЕРКА

Возможность плавания на всем протяжении от Баренцева моря до Берингова пролива в одну навигацию впервые в истории доказала в 1932 г. экспедиция на ледокольном пароходе «Сибиряков». После исторического похода «Сибирякова» в том же году было образовано Главное управление Северного морского пути. Его задачей стало освоение Северного морского пути, гигантской полярной магистрали из Атлантического в Тихий океан. Эта трасса соеди-

Судно Седова «Св. Фока» на зимовке.

няет советские порты в Европейской части страны с портами Дальнего Востока. Она вдвое короче морского пути через Суэцкий канал и Индийский океан. В связи с этим значение научно-исследовательских работ в Арктике еще более возросло. Началось планомерное, систематическое и широкое изучение арктических морей, исследование их ледового режима.

Стало очевидным, что изучить по-настоящему прибрежные моря невозможно, пока океан, частями которого они являются, будет оставаться неисследованным. Так возникла идея организовать в центральной части Ледовитого океана дрейфующую станцию.

Советская воздушная экспедиция была направлена к Северному полюсу, чтобы высадить там научный персонал для изучения центральных областей Северного Ледовитого океана.

21 мая 1937 г. флагманский самолет под командованием М. В. Водопьянова, на борту которого находились начальник экспедиции О. Ю. Шмидт, четыре сотрудника будущей дрейфующей станции - И. Д. Папанин, П. П. Ширшов, Е. К. Федоров, Э. Т. Кренкель и кинооператор М. А. Трояновский, приземлился на лед в районе Северного полюса.

Через несколько дней на льдину, где была создана научная дрейфующая станция «Северный полюс», три других самолета экспедиции, пилотируемые В. С. Молоковым, А. Д. Алексеевым и И. П. Мазуруком, доставили снаряжение.

Папанинцы сразу же приступили к научным наблюдениям и передавали их результаты по радио на материк. В программу входили исследования течений и глубин океана, температуры и химического состава воды в различных слоях, элементов магнитного поля Земли, метеорологические и другие наблюдения. Это был очень напряженный физический труд. Чтобы получить, например, данные о глубине океана, приходилось руками крутить лебедку непрерывно несколько часов. Движок, который мог бы облегчить эту работу, экспедиция не могла взять с собой из-за его большого веса.

Зимовщики жили в тесной палатке. Источником тепла и света служила керосиновая лампа, а пищу готовили на примусе. Много неудобств доставляла смена промокшей насквозь одежды при температуре -10° внутри палатки. Брились участники дрейфа один раз в месяц - 21 числа.

Уже первые наблюдения на станции дали науке ценные сведения о центральной части Полярного бассейна.

Оказалось, что направление магнитной стрелки у полюса отличалось от ранее рассчитанного на 10-20°. В Северном Ледовитом океане на глубине от 250 до 750 м был обнаружен слой относительно теплой воды атлантического происхождения. Впервые была точно определена глубина океана у Северного полюса - 4290 м. Предположение о бедности животного мира океана оказалось ошибочным. С глубин в 100 м планктонная сеть доставляла моллюсков, личинок, медуз, рачков. Далеко на Севере, под 88° с. ш.,. зимовщики встретили белых медведей, морских зайцев, нерп, чаек, пуночек.

Опираясь на данные станции «Северный полюс», летом 1937 г. совершили свои замечательные трансарктические перелеты из СССР в Америку летчики В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков на АНТ-25 и М. М. Громов, А. Б. Юмашев и С. А. Данилин на АНТ-25-1. Эти полеты показали замечательную технику советской авиации и высокое мастерство наших пилотов.

В январе скорость дрейфа станции резко увеличилась. Все чаще происходило сжатие льдов, все ощутимее стали колебания льдины. 20 января ее рассекла большая трещина, которая отделила палатку с научными приборами от лагеря. Во время многодневного шторма в ночь на 1 февраля 1937 г. льдина раскололась на несколько частей. Одна трещина прошла под хозяйственным складом, другая - отрезала две базы с горючим и продовольствием. Отважная четверка оказалась перед лицом смертельной опасности, и только мужество помогло им выдержать борьбу с разбушевавшейся стихией.

19 февраля 1938 г. к остаткам льдины, размеры которой сократились до 1500 м 2 , одновременно подошли ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман», и уже через несколько часов все имущество дрейфующей станции и ее героические зимовщики были в безопасности.

274 дня продолжался этот беспримерный 2500-километровый дрейф на льдине четырех отважных советских полярников, обогативших науку ценнейшими материалами.

Арктика является самым северным регионом земного шара. Эта полярная территория до сих пор остается неизведанной до конца, привлекая внимание исследователей из разных стран мира.

Самые известные исследователи Арктики в мире

История Руаля Амундсена

Руаль Амундсен родился в 1872 году. Свое первое путешествие в Арктику он совершил в период с 1897 по 1899 годы, тогда он являлся штурманом корабля, участвовавшего в бельгийской экспедиции. По возвращению, норвежец организовал собственное путешествие, купив себе яхту «Йоа» и набрав небольшую команду, чтобы отправиться в плавание. Путешествие началось в 1903 году в Гренландии.

Главная заслуга Руаля Амундсена заключается в покорении Северо-Западного прохода - морского пути через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки, соединяющего Атлантический и Тихий океаны. В 1911 году Руаль Амундсен стал первым полярником, которому удалось достичь границы Северного полюса.

История Фритьофа Нансена

Фритьоф Нансен родился в Норвегии в 1861 году, его интерес к Арктике возник в ходе спортивной карьеры. Профессиональный конькобежец и лыжник пересек Гренландию на лыжах, тем самым став первым человеком, совершившим подобное путешествие. Позже, собрав команду, Фритьоф на трехмачтовой шхуне «Фрам» отправился к Северному полюсу.


Когда судно было заблокировано ледяными глыбами, Нансен вместе с командой продолжил путь на санях, достигнув 86-го градуса северной широты. После этого путешествия жизнь Нансена не была связана с экспедициями: он посвятил себя науке и политике и в 1922 году был удостоен Нобелевской премии.

История Умберто Нобиле

Умберто Нобиле родился в 1885 году в Италии, он прославился как создатель дирижаблей. В 1926 году Умберто Нобиле начал путешествие вместе с американским миллионером Линкольном Эллсвортом на дирижабле.


Воздушное судно успешно долетело до Аляски, а Умберто Нобиле получил статус национального героя. После этого строитель дирижаблей повторил путешествие, однако судно потерпело крушение. При этом Умберто Нобиле удалось спастись.

Российские исследователи Арктики

История Челюскинцев

В 1933 году мореплаватели Владимир Воронин и Отто Шмидт отправились в уникальную экспедицию на пароходе «Челюскин» по северным берегам Евразии.


Их цель заключалась в том, чтобы доказать возможность прохождения Северного морского пути на простом пароходе и при отсутствии специального снаряжения. Попытка была неудачной и «Челюскин» был заблокирован льдами в Беринговом проливе. К счастью, команду удалось спасти.

История Георгия Седова

Георгий Седов родился в 1877 году и с юношеских лет связал свою жизнь с морем. Перед тем как заняться исследованием Арктики, он принимал участие в русско-японской войне, командуя миноносцем.


Первое путешествие он совершил в Якутию в 1909 году, в котором подробно изучил устье реки Колымы. После он отправился исследовать Новую Землю. В 1912 году за счет частного финансирования он организовал плавание на корабле «Святой Фока», который был заблокирован ледяными глыбами на границе с Новой Землей. Завершить эту экспедицию Георгий Седов не смог, так как погиб от переохлаждения на пути к Северному полюсу.

История Валерия Чкалова

Призвание к Валерию Чкалову пришло в возрасте 52-х лет, когда смог совершить первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер. Весь полет занял 63 часа: на самолете АНТ-25 Чкалов вместе с командой пролетел 9130 км.


История Ивана Папанина

Советский исследователь Арктики Иван Папанин родился в 1894 году в семье севастопольского портового рабочего. Первый его поход на север состоялся в 1931 году во время исследования Земли Франца-Иосифа на пароходе «Малыгин».


В период с 1937 по 1938 годы Папанин являлся руководителем дрейфующей станции «Северный полюс». На льдине команда провела 274 дня. Иван Папанин дважды получил степень Героя Советского союза.

Во все времена человек стремился к познанию мира. Редакция сайт предлагает вам узнать о самых известных путешественниках в мире, которых влекли неведомые дали.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Северная полярная область Земли, включающая Севеpный Ледовитый океан и его моpя: Гpенландское, Баpенцево, Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, Hовую Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка.

Слово "Арктика" имеет греческое происхождение и означает "страна большого медведя" - по созвездию Большой Медведицы.

Арктика занимает примерно шестую часть поверхности Земли. Две трети арктической территории приходится на Северный Ледовитый океан, самый маленький по размерам океан мира. Большая часть поверхности океана на протяжении всего года покрыта льдом (средней толщиной 3 м) и несудоходна. На этой гигантской территории проживают около 4 млн человек.

История освоения Арктики

Северный полюс издавна привлекал внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту .

Это были представители разных народов мира: американцы Джон Франклин и Роберт Пири, голландец Вильям Баренц, норвежцы Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен, итальянец Умберто Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов.

Русские поморы и землепроходцы уже в середине XVI века, используя притоки сибирских рек, совершали плавания в Северный Ледовитый океан и вдоль его берегов. В 1648 г. группа мореходов во главе с "торговым человеком" Федотом Поповым и казачьим атаманом Семеном Дежневым обошла на кочах (старинное поморское палубное одномачтовое парусно гребное судно) Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан.

В 1686-1688 гг. торговая экспедиция Ивана Толстоухова на трех кочах обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 г. землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков впервые посетили Большой Ляховский остров, положив начало открытию и исследованию всей группы Новосибирских островов.

В 1733-1742 гг. в водах Северного Ледовитого океана и на его побережье работала Великая Северная экспедиция. По существу, она объединила несколько экспедиций, в том числе вторую Камчатскую экспедицию под руководством Витуса Беринга, выполнивших огромный комплекс исследований северной территории Сибири от устья Печоры и острова Вайгач до Чукотки, Командорских островов и Камчатки. Впервые были нанесены на карту берега Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы, побережье острова Хонсю, Курильские острова. Более грандиозного географического предприятия до этой экспедиции не было.

Исследованию северо-восточных окраин Российской земли посвятил всю свою жизнь Семен Челюскин. 10 лет (1733-1743 гг.) служил он во второй Камчатской экспедиции, в отрядах известных исследователей Василия Прончищева, Харитона Лаптева.
Весной 1741 г. Челюскин прошел пешком по суше западного побережья Таймыра, произвел его описание. Зимой 1741-1742 гг. проехал и описал северное побережье Таймыра, где выявил северную оконечность Азии. Это открытие было увековечено через 100 лет, в 1843 г. северная оконечность Азии была названа мысом Челюскина.

Значительный вклад в изучение восточного участка Северного морского пути внесли русские мореплаватели Фердинанд Врангель и Федор Матюшкин (лицейский друг Александра Пушкина). В 1820-1824 гг. они обследовали и нанесли на карту материковый берег от устья Колымы до Колючинской губы и совершили в этом районе четыре беспримерных похода по дрейфующим льдам.

Вошел в историю как крупный исследователь Арктики Федор Литке. В 1821-1824 гг. Литке описал берега Новой Земли, сделал много географических определений мест по берегу Белого моря, исследовал глубины фарватера и опасных отмелей этого моря. Описал эту экспедицию в книге "Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан в 1821-1824 гг.".

В 1826 г. Литке на шлюпе "Сенявин" отправился в кругосветное плавание, продолжавшееся три года. По результатам это одна из наиболее успешных экспедиций первой половины XIX столетия: в Беринговом море определены важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу; описаны до того неизвестные острова Карагинские, остров Матвея и берег Чукотской Земли; определены острова Прибылова; исследованы и описаны архипелаг Каролинский, острова Бонин-Сима и многие другие.

Совершенно новый этап в исследовании и транспортном освоении Северного Ледовитого океана связан с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала Степана Макарова. По его идее в 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол "Ермак", который предполагалось использовать для регулярного сообщения с Обью и Енисеем через Карское море и для научных исследований океана до самых высоких широт.

Плодотворной по результатам была русская "Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана" 1910-1915 гг. на ледокольных пароходах "Таймыр" и "Вайгач". Базируясь во Владивостоке, она за три года выполнила детальную гидрографическую опись от мыса Дежнева до устья Лены и соорудила на побережье навигационные знаки.

В 1913 г. перед экспедицией была поставлена задача - продолжить гидрографическую опись до Таймырского полуострова и при благоприятных условиях совершить сквозное плавание по Северному морскому пути до нынешнего Мурманска. Но мыс Челюскина оказался блокированным тяжелыми неизломанными льдами.

В 1912 г. с проектом санной экспедиции к Северному полюсу выступил гидрограф и полярный исследователь Георгий Седов. 14 (27) августа 1912 г. судно "Святой Фока" вышло из Архангельска и у Новой Земли из-за непроходимых льдов стало на зимовку. К Земле Франца-Иосифа экспедиция подошла только в августе 1913 г., но из-за отсутствия угля стала в бухте Тихой на вторую зимовку. 2 (15) февраля 1914 г. Седов и сопровождавшие его матросы Григорий Линник и Александр Пустошный на трех собачьих упряжках вышли к Северному полюсу. Не дойдя до о. Рудольфа, Седов умер и был похоронен на мысе Аук этого острова. Именем Седова названы два залива и пик на Новой Земле, ледник и мыс на Земле Франца-Иосифа, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде.

Исследователь Арктики, океанолог Николай Зубов (1885 1960) в 1912 г. произвел гидрографическую съемку губы Митюшихи на западном побережье Новой Земли.

В 1932 г. он руководил экспедицией на судне "Н. Книпович", впервые в истории обогнувшей с севера Землю Франца-Иосифа. Позже Николай Зубов выдвинул и разработал проблему ледовых прогнозов в арктических морях, заложил основы учения о вертикальной циркуляции вод и о происхождении холодного промежуточного слоя в море, разработал способ вычисления уплотнения вод при их смешивании и сформулировал закон дрейфа льдов по изобарам.

Несмотря на целый ряд экспедиций в начале ХХ века, многие из которых сделали крупные географические открытия, Северный Ледовитый океан оставался малоизученным.

В советское время исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности. 10 марта 1921 г. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно исследовательского института. Районом деятельности этого института стал Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР.
Начиная с 1923 г. в течение всего лишь десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций.

Вскоре Россия стала лидером в освоении и исследовании Северного полюса.

В 1929 г. известный полярный исследователь Владимир Визе выдвинул идею создания первой полярной научной дрейфующей станции. В те годы Арктический бассейн площадью 5-6 млн кв. км еще оставался неисследованным "белым пятном". И только в 1937 г. идея изучения Ледовитого океана с дрейфующих льдов стала реальностью.

Особое место в истории занимает период советских исследований Арктики в 1930-1940-х гг. Тогда были проведены героические экспедиции на ледокольных судах "Г. Седов", "Красин", "Сибиряков", "Литке". Их возглавляли известные полярники Отто Шмидт, Рудольф Самойлович, Владимир Визе, капитан Владимир Воронин. В эти годы впервые в одну навигацию была пройдена трасса Северного морского пути, совершены героические перелеты через Северный полюс, которые создали принципиально новые возможности для достижения и изучения Северного полюса.

С 1991 по 2001 год в Арктике не было ни одной российской дрейфующей станции (советскую станцию "Северный полюс 31" закрыли в июле 1991 г.), ни одного ученого, который бы занимался на месте сбором необходимых научных данных. Экономическое положение России заставило прервать более чем полувековой цикл наблюдений с дрейфующих льдов Арктики. Только в 2001 г. была временно открыта экспериментальная новая дрейфующая станция "Северный полюс" .

Сейчас в Арктике с участием России работают больше десятка международных экспедиций.

7 сентября 2009 г. начала работу российская дрейфующая станция "Северный полюс - 37" . На СП-37 работают 16 человек - специалистов Арктического и Антарктического научно-исследовательского Института (ААНИИ), начальником станции назначен Сергей Лесенков.

Научные программы российских исследований разрабатываются ведущими научными организациями и ведомствами, к которым относятся Гидрометеорологический научно - исследовательский Центр Российской Федерации (Гидрометцентр России), Государственный Океанографический Институт (ГОИН), Всероссийский научно-исследовательский Институт Гидрометеорологической Информации - Мировой Центр Данных (ВНИИГМИ МЦД), Арктический и Антарктический научно-исследовательский Институт (ААНИИ) - старейшее и наиболее крупное научно-исследовательское учреждение России, проводящим комплексное изучение Полярных регионов Земли; и др.

Сегодня ведущие мировые державы приготовились к переделу арктических пространств. Россия стала первым арктическим государством, подавшим в 2001 г. заявку в ООН на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Заявка России предполагает уточнение территории арктического шельфа площадью более миллиона квадратных километров.

Летом 2007 г. стартовала российская полярная экспедициия "Арктика-2007", целью, которой было изучения шельфа Северного Ледовитого океана.

Исследователи поставили целью доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, геологически могут являться продолжением Сибирской континентальной платформы, это позволит России претендовать на огромную территорию Северного Ледовитого океана в 1,2 млн кв. километров.

Экспедиция 1 августа достигла Северного полюса. 2 августа глубоководные обитаемые аппараты "Мир-1" и "Мир-2" спустились на дно океана в районе Северного полюса и выполнили комплекс океанографических, гидрометеорологических и ледовых исследований. Впервые в истории был осуществлен уникальный эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 4 261 метр. Кроме того, на Северном полюсе на дне Северного ледовитого океана был водружен флаг РФ.

Как заявил тогда президент России Владимир Путин, результаты экспедиции в Арктику должны лечь в основу позиции России при решении вопроса принадлежности этой части арктического шельфа.

Уточненная заявка России на арктический шельф будет готова к 2013 г.

После российской экспедиции тема принадлежности континентального шельфа начала активно обсуждаться ведущими арктическими державами.

13 сентября 2008 г. стартовала канадско-американская экспедиция, в которой приняли участие арктический ледокол службы береговой охраны США Healy и самый тяжелый ледокол службы береговой охраны Канады Louis S. St. Laurent .

Целью миссии стал сбор сведений, которые помогут определить протяженность континентального шельфа США в Северном Ледовитом океане.

7 августа 2009 г. стартовала вторая американо-канадской арктическая экспедиция . На ледоколе береговой охраны США Healy и корабле береговой охраны Канады Louis S. St-Laurent ученые двух стран собирали данные о морском дне и континентальном шельфе, где, как предполагается, находятся богатейшие месторождения нефти и газа. Экспедиция работала в районах от севера Аляски до хребта Менделеева, а также к востоку от Канадского архипелага. Ученые провели фото- и видеосъемку, а также собрали материалы о состоянии моря и шельфа.

Интерес к участию в активном освоении арктической зоны проявляют все больше государств. Это связано с изменением глобального климата, открывающим новые возможности для налаживания регулярного судоходства в Северном Ледовитом океане, а также больший доступ к полезным ископаемым этого обширного региона.