Чехов

Как превратить промышленные зоны в арт-кластеры и заработать на этом


Место было создано в 2009 году на территории бывшего стекольного завода Фредерика Дютфуа конца ХIХ века. Сейчас это один из самых популярных арт-кластеров столицы, где можно и посмотреть выставку, и послушать лекцию, и увидеть фильм в рамках киноклуба, а также поработать и перекусить.

Сайт - flacon.ru.

    ст.м. «Дмитровская», ул. Б. Новодмитровская, 36, стр. 2.


    ст.м. «Автозаводская», ул. Восточная, д. 4, корп. 1.


В советское время Сыромятники были большой промзоной и привокзальным трущобным районом. Сейчас здесь находится один из самых известных музеев Москвы, где проходят выставки современных художников и фотографов. Кроме того, можно посетить интересные лекции.

Сайт - winzavod.ru


Это место не просто бизнес-центр класса «Б», его архитектура стоит отдельного внимания - благородная кирпичная кладка в духе классического нью-йоркского лофта, стильные мансарды и печка-буржуйка в приёмной. Во дворе лофта проходят маркеты еды и другие мероприятия.

Сайт - dm1867.ru

    ст.м. «Тульская», Варшавское шоссе, д. 9


Не так давно «Гараж» получил официальный статус музея современного искусства, но центром современной культуры он быть не перестал. Кроме просмотра интересных экспозиций, здесь есть книжный магазин, кафе и летний павильон. Кстати, находится он прямо у входа в Парк Горького, что помогает спланировать досуг - после культурного просвещения можно погулять на свежем воздухе.

Сайт - garageccc.com

    ст.м. «Парк культуры», Парк Горького, после входа - слева.


Странно вспомнить, но лет десять назад здесь была шоколадная фабрика, куда водили на экскурсию московских школьников. Теперь здесь настоящий центр богемной Москвы: выставочные залы, уютные хостелы, магазины, шоу-румы, офисы, кинотеатр на крыше - всё это о «Красном октябре» - одном из крупнейших арт-кластеров в городе.

Сайт - redok.ru

    ст.м «Кропоткинская», Берсеневская наб., 6.


Это некоммерческий негосударственный проект, куда можно подать документы, если у вас уже есть высшее образование, около трех лет работы в сфере архитектуры, медиа, дизайна или городского развития. В его стенах своя атмосфера, располагающая учиться и познавать, а удобное расположение неподалеку от самого сердца Москвы вносит дополнительную ценность этому месту.

Сайт - strelka.com

    ст.м «Кропоткинская», Берсеневская наб., 14, с. 5А.


Это место можно назвать настоящим эпицентром самого модного и интересного. Сюда приезжал создатель кубика Рубика (Эрно Рубик), здесь проходил невероятный «Бал роботов», и это еще не всё: во дворе Artplay часто устраивают праздники и дизайнерские ярмарки. Кроме этого, в центре много уникальных магазинов и коворкингов.
Также это место знаменито своей крышей: зимой здесь катаются на коньках, а летом приходят, чтобы послушать live-выступления знаменитых музыкантов.

Сайт - artplay.ru

    ст.м. «Чкаловская», Нижняя Сыромятническая ул., д.10


    ст.м. «Новослободская», Краснопролетарская, 31/1, стр. 5.

Фото: kommersant.ru, arguendi.livejournal.com, timeout.ru, msk.ros-spravka.ru,a-a-ah.ru/strelka, admagazine.ru,afisha.ru, gorod.afisha.ru, boomstarter.ru, www.redok.ru, societeperrier.com,grintern.ru,

Что такое арт-кластер и чем он отличается от любого другого объекта коммерческой недвижимости? Знаковые проекты в России, их основные характеристики. Как приставка "арт" отражается на концепции, внешнем виде, интерьерах и пр.?

Кластер вообще – это объединение в рамках одной территориально-географической зоны производственных бизнес-проектов в одной технологической области, а также их фундаментальных разработок и новых систем создания продуктов и подготовки их производства.

Цель объединения в рамках единой системы управления циклов обмена знаниями и технологиями – выстраивание опорных институциональных структур, опоры будущего кластера, который в дальнейшем будет являться базой для развития принципиально новых, несуществующих сегодня отраслей.

Что еще важно понять в отношении понятие «кластер» в России? По замыслу, это привнесение новых технологических решений, которые в перспективе должны потеснить уже существующие технологии на массивах старых российских промышленных производств. Однако по факту кластеры возникают как новые производства, «садящиеся» в индустриальных парках по принципу «производитель-якорь и производства его поставщиков», собирающиеся по нескольку в рамках одной зоны.

В случае с арт-кластером подобная отсылка, как ни странно, приобретает особый смысл: ведь сегодня в России арт-кластеры, уже существующие на рынке, возникли на базе старых, пришедших в упадок промышленных зон, или вокруг них, на территориях складских зон. В данном случае промышленные технологии на базе существующей инфраструктуры (цехов, сетей, складов и т.д.) замещаются не-производственными и «не совсем» технологиями: офисами дизайнерских и архитектурных бюро, шоурумами, выставочными залами и галереями, магазинами для художников, ресторанами и кафе, театрами и т.д.

Знаковыми проектами в данном смысле можно считать Зону «Арт-Квартал» между Курским вокзалом, ТТК и Яузой, возникшую на 510 га и объединившую Art Play и Винзавод, а также Гоголь-центр, завод «Флакон», «Арт-Стрелка на месте бывшей шоколадной фабрики «Красный Октябрь» с презентационным центром Digital October, ночными клубами, галереями и шоурумами.

Хотелось бы отметить, что любой арт-кластер начинается как попытка творческой интеллигенции зарабатывать на успешности собственного творческого потенциала, а превращается (при условии успеха) в арт-бизнес, создающий особый вид продукта – арт-продукт, имеющий своего потребителя (как правило, средний класс общества); что арт-бизнес – это единственный вид бизнеса, который не претерпел заметного ущерба от кризиса 2008-2009 гг., а напротив, выиграл от него; и что при грамотном менеджменте это явление может стать весьма успешным с коммерческой точки зрения.

Это направление бизнеса, имеющее выраженную имиджевую составляющую, может стать мощным побочным стимулом и поддержкой туризма и именно поэтому поддерживается и приветствуется администрациями европейских городов, таких как Амстердам, Берлин, Париж, Вена, Стокгольм, Лондон (по сути, трудно назвать крупный европейский город без таких кластеров или хотя бы зон, занятых таким видом бизнеса).

Из каких главных составляющих обычно состоит арт-кластер? Чем он наполнен (офисы, торговля, общественные зоны еще что-то)? Как эти зоны делятся в процентном соотношении в проекте?

Главными составляющими арт-кластера являются ядро кластера (идея, ремесло) и арт-пространство, которое формируется вокруг ядра. Ядром может быть архитектурно-дизайнерская составляющая, фотография или визуальные искусства. Это ядро может быть представлено студией/студиями фото- и просто художников, офисами архитекторов и дизайнеров. Если тема, что называется, «пойдет», вокруг ядра возникают обслуживающие его магазины: шоурумы, магазины товаров для данного кластера (впоследствие ассоциируемые с ним), выставочные пространства и галереи, библиотеки, лектории, залы для занятий (например, рисованием и т.д.). Туда же подтягиваются бары, хостелы, салоны красоты, потому что засидевшимся допоздна посетителям нужно где-то отдохнуть и с утра освежить свой внешний вид. Одновременно возникают и более крупные проекты: модные ночные клубы, кинотеатры.

И если на старте, как правило, единой идеи нет и она формируется стихийно, составляя до 100% условного кластера, то по мере развития кластера и возможностей по его расширению, в дальнейшем эта тема все более коммерциализируется, рискну предположить, что она становится успешным брендом, коммерческим проектом. Применяется соотношение составляющих: ядро начинает составлять 10% и даже менее, а надстройки над ним - 80% и более (от магазинов и шоурумов до кинотеатров). И это универсальный принцип для всех примеров арт-кластеров, независимо от места их возникновения и происхождения.

Как шло развитие арт-кластеров в России и в мире? Примеры. Каковы отличия в интерпретации этой темы? Почему в качестве площадки в России выбирается бывшая промзона? Это чисто российское изобретение?

Арт-кластеры в мире возникали еще в XIX веке, например Монмартр в Париже, населенный представителями богемы и заполненный галереями, магазинами и кафе «творческой интеллигенции». В XX веке возникает новое явление – размещение арт-кластеров в промзонах, и это вовсе не российское, а общеевропейское явление.

Примеры: Институт современного искусства Kunst-Werke в Берлине, расположенный в здании бывшего маргаринового завода, арт-кластер в Лондоне на месте в прошлом промышленного района Shoreditch, Färgfabriken в Стокгольме на месте прядильной фабрики, где сейчас находится театр и различные выставочные пространства. В России это Арт-Стрелка на Красном Октябре, Artplay, Винзавод, Креативное пространство «Ткачи» в Санкт-Петербурге.

Основная причина выбора производственных площадок под размещение арт-кластеров – невозможность использования пришедшей в упадок собственности без их глубокой реконструкции и перепрофилирования иначе, как под размещение таких видов бизнеса.

Но отличия все же есть. Они заключаются в менталитете и восприятии творчестких видов бизнеса со стороны собственников, и в менталитете самой творческой интеллигенции. В дальнейшем эти трудно уловимые факторы влияют на вполне материальные – на условия аренды и использования помещений, предоставляемых резидентам арт-кластера, собственниками и поддержке со стороны администраций городов.

В европейской практике собственники упадочной промзоны приветствуют возникновение таких видов деятельности, понимая значение того, насколько они улучшат имидж территории, и готовы к предоставлению очень приемлемых условий аренды, при условии, что сообщества художников обеспечат вывоз мусора, оплату коммунальных платежей и будут гарантировать неразрушение собственности, предоставляемой в аренду, поддержание ее в надлежащем состоянии. По мере коммерциализации и успеха кластера идет постепенный пересмотр условий аренды.

В российской практике предоставление льготных договоров аренды резидентам арт-кластеров трудно вообразить. Напротив, собственник лучше разместит склады, чем художников и выставочные галереи, хорошо понимая, с какой стихией ему предлагаю иметь дело. Поэтому и арендные ставки для таких пользователей будут не ниже, чем для прочих возможных пользователей помещений. Поддержку и льготы со стороны государственных инстанций обосновать и получить будет сложно: инстанции заняты более важными государственными миссиями.

Если сравнить инвестиции в арт-кластер, сформированный в промзоне, и вложения в обычный проект коммерческой недвижимости, реализованный с нуля, какая будет разница?

Инвестиции в арт-кластер, сформированный в промзоне, на начальной стадии будут минимальны и заключаются лишь в легкой отделке самих помещений студий с целью приспособления их под нужды пользователей. Чаще всего эта отделка ими же и будет выполнена… а инвестиции инициаторы проекта даже думать не будут.

По мере развития арт-кластера и расширения его территории встанет вопрос о привлечении средств на отделку помещений под магазины, выставочные залы (включая хранилища произведений искусства, которые имеют технические требования), фуд-корты, бары, рестораны. В этот момент у арт-кластера должен появиться менеджер, которые и возьмет на себя эти вопросы управления и редевелопмента. Чаще всего, если собственник промзоны увидит успешность предприятия, он и станет таким менеджером. Уровень инвестиций все еще будет невысоким, а сами привлеченные средства будут тратиться лишь на отделку и капитальный ремонт (замену систем здания), при этом конструкции затрагиваться не будут.

Если в дальнейшем потребуется реконструкция, включающая снос существующих, пришедших в полную негодность зданий, то инвестиции в эти части развития будут сопоставимы с новым строительством, или превысят его по стоимости, потому что редевелопмент, заключающийся в реконструкции, в любом случае дороже нового строительства.

Строительство объекта с нуля предусматривает значительные инвестиции, которых у инициаторов проекта обычно нет, как нет их и на редевелопмент в рамках существующей промзоны. Здесь всегда появляется девелопер (в 50% случаев – он же собственник), который берет на себя управление этим инвестиционным проектом, и в дальнейшем управляет им как обычным коммерческим активом.

Характеристики площадей в арт-кластерах. Основные плюсы и минусы.

Если арт-кластер образован в промзоне, созданной начиная с 60х годов прошлого велка, то основным минусом будет пришедшая в негодность, устаревшая инфраструктура (инженерные системы, сети, благоустройство) и отделка зданий и помещений в них. В зависимости от территории кластера вопросы замены инженерных систем возможно решить в течение 5-10 лет развития кластера, отделку помещений выполнить в течение 1-5 лет с момента старт-апа, благоустройство – примерно в то же время. При этом фасады зданий останутся без изменений или претерпят незначительные чисто косметические улучшения.

Если арт-кластер создан в промзоне, история которой началась с XIX века и охватывает период до сталинской эпохи, тут возможны весьма интересные сюрпризы. К тем техническим проблемам, которые уже описаны выше, прибавятся плохое, а иногда и катастрофичное, состояние конструкций, необходимость ремонта фасадов, и приблизительно в 30% - ограничения по вносимым изменениям, связанные с охраной памятников и объектов культурного наследия. И вот это уже очень существенно. Потому что даже капитальный ремонт – это внесение изменений в первоначальные технические параметры зданий, а реконструкция – это глубокое изменение этих параметров, включая элементы, являющиеся охраняемыми. И это существенный минут. Хотя с имиджевой точки зрения арт-кластер в охраняемой части города гораздо более успешен: он будет лежать на путях туристических потоков.

Арендаторы арт-клстеров – кто они? Можно на примере конкретных объектов.

На примере Artplay: это дизайнерские бюро, архитектурные бюро, шоурумы магазинов, рестораны и бары. А собственно все те, кто уже упомянут выше.

Арт-кластеры в регионах – есть ли примеры? Перспективы развития формата в городах России. Где еще могут появиться арт-кластеры? В чем трудности продвижения этой идеи?

Арт-кластеры могут появиться в любом российском городе, являющемся туристическим центром, и такой вид бизнеса обязательно будет успешен при условии развитого туристического бизнеса. Прежде всего это СПб (хотя вряд ли это региональный центр – скорее 2я столица), города Золотого кольца, города Поволжья.

Но они там уже и так есть: это магазины сувениров и рынки народных промыслов там, куда прибывают туристы, и на этих рынках в развалах товара иногда можно выцепить настоящий арт-продукт. Объем туристического потока и есть основной ограничитель продвижения таких бизнес-идей в региональных центрах.

Второй ограничитель для развития арт-кластера в региональном центре заключается в том, что его нужно развивать не в промзоне, которая отстоит далеко от исторического центра города, а в самом историческом центре, где есть свои ограничения (гигиенические, пожарные) по размещению зон арт-кластеров.

В связи с этим вспоминается Ростов Великий с пустым кремлем, вокруг которого развалины зданий XIX века, и среди них – дома художников, которых очень легко узнать: дизайнерский забор, дизайнерская калитка, вывеска. Но это лишь точечная частная инициатива, а не массовое расселение представителей творческой интеллигенции. Арт-пространство вокруг них еще не возникло, а перспективы его возникновения предсказывать не решимся.

Красный Октябрь (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

За последние 10 лет в Москве появилось пять крупных арт-зон или арт-кластеров - «Флакон », «Винзавод », «Арма», Artplay и «Красный Октябрь». Территории бывших старинных заводов стали привлекательной площадкой для креативных студий, дизайнерских магазинов, художественных галерей, модных клубов и баров. Воздушные помещения с высокими потолками и белыми кирпичными стенами словно пронизаны духом свободного творчества и собирают под своими крышами богемную московскую публику.

Здание кондитерской фабрики «Красный Октябрь» построено в 1905-1907 гг. архитектором Александром Михайловичем Калмыковым - одним из авторов здания Третьяковской галереи.

Самым первым подобным арт-кластером стала территория бывшей фабрики «Красный Октябрь», расположенной на Болотном острове. Со стороны острова открывается прекрасный вид на храм Христа Спасителя и Кремль. Все пешеходные туристические маршруты в центре Москвы непременно приведут вас в это место.

Один из вариантов пешеходного маршрута - от храма Христа Спасителя до «Красного Октября», затем в Парк Искусств на Якиманской набережной или к Третьяковской галерее через Горбатый мост на Болотную площадь, потом, минуя Балчуг, к Кремлю.

«Красный Октябрь» знаменит совсем не галереями, но про них не может не знать приличный турист. Наиболее известные две - галерея Red October и Центр фотографии им. Братьев Люмьер. В последнем, помимо трех выставочных залов, есть библиотека с лекторием, задача которой - собрать всю лучшую литературу по фотографии за последние 80 лет.

Художественная галерия Red October была открыта в 2012 г. по инициативе Владимира Овчаренко и группы компаний GUTA. До открытия галереи помещение бывшего шоколадного цеха использовалось для проведения различных художественных мероприятий и ярмарок. Концепция галереи состоит в продвижении новаторского современного искусства, и первой здесь экспонировалась персональная выставка художника Владимира Архипова «Самодельная Россия», представленная предметами вроде лопаты из медицинского костыля, санок-стула и дачного душа из старых автобусных дверей из личной коллекции автора.

«Красный Октябрь» стал местом для творческой и деловой молодежи, когда на его территории открылся Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» в 2010 году. Это не просто образовательная площадка, это место, где начинающие архитекторы, дизайнеры, социологи, экономисты и другие профессионалы разрабатывают собственные проекты, способные развивать потенциал города и делать его комфортным для жизни. Летом во дворе центра проходят открытые лекции, конференции, кинопоказы и театральные постановки. Обучение бесплатное и длится девять месяцев. Кандидатов на обучение отбирают по уровню знания английского, специальности и желанию изменить мир.

Надо сказать, что «Красный Октябрь» славится не только образовательной и культурной деятельностью. По выходным и не только здесь кипит ночная жизнь с ее барами, ночными клубами и ресторанами. Одна вечеринка сменяется другой с завидной регулярностью - постоянно открываются новые места, где можно весело провести время с друзьями. Но, пожалуй, неизменными и крайне популярными с самого открытия можно назвать три заведения - бар «Стрелка», Rolling Stone bar и Gipsy.

Практическая информация

Адрес: Москва, Берсеневский пер., 2/1, Красный Октябрь.

Самый удобный способ добраться пешком: от метро «Кропоткинская» идете к храму Христа Спасителя. Как только обойдете здание и попадете на пешеходный мост через Москва-реку, перед вами появится «Красный Октябрь».

Модернизация индустриальных очагов и перевоплощение их в оригинальные арт-пространства переживает настоящий бум. Промышленные помещения старых фабрик и заводов получают новую жизнь благодаря креативным замыслам художников и дизайнеров. Кинотеатры на крыше, лектории, магазины хендмейд, демократичные кафе - список самых увлекательных арт-кластеров Москвы в нашем материале

«Флакон»

Один из самых популярных кластеров расположился на территории бывшего стекольного завода, построенного в конце ХIХ века Фредериком Дютфуа. Торгово-выставочный комплекс общей площадью более 20 тыс. кв. метров со множеством лавочек, бутиков и мастерских был открыт в 2009 году и мгновенно стал настоящим арт-пристанищем для творчески нацеленной аудитории.

Здесь проводятся выставки, презентации и фестивали. Забавное название - «Флакон» - сохранено в честь промышленной отрасли бывшего дизайн-завода, на котором более века выпускали тару для духов.

Расположение: ст. м. «Дмитровская», ул. Б. Новодмитровская, 36, стр. 2

2

Культурный центр ЗИЛ

Первый и самый крупный Дворец культуры Москвы - настоящий памятник конструктивизма эры строящегося коммунизма. Проект братьев Весниных реализован не в самом «светлом» месте - на месте разоренного в 1930-х годах некрополя (где были погребены Муравьевы, Нарышкины, Шаховские и т.д.).

Бывший Дворец культуры Пролетарского района Москвы считается флагманским проектом города по модернизации клубных зданий. Многие изначальные архитектурные элементы ДК были воссозданы во время реконструкции 2008 года. Работа в ЗИЛе ведется по пяти основным направлениям: танцевальные студии, библиотека, исполнительское искусство, творческое развитие и лекторий.

Расположение: ст. м. «Автозаводская», ул. Восточная, 4, корп. 1

ЦСИ «Винзавод»

Открытый после реставрации в 2007 году центр современного искусства «Винзавод» расположен на территории бывшей усадьбы Волконских, которая в 1810 году была переоборудована в медово-пивоваренную фабрику.

Эволюция промышленного района Сыромятники, где находятся корпуса бывшей мануфактуры, весьма насыщена: по части строений легендарной усадьбы была проложена линия железной дороги, а главный дом оборудовали под 4-классное училище. К концу XIX века здесь располагалось целых семь промышленных построек, которые позже и вошли в комплекс винного комбината «Московская Бавария».

Автор проекта модернизации выставочного центра Александр Бродский поставил задачу сохранить колорит и внешний облик бывшей «трущобной фабрики». Сегодня в ЦСИ «Винзавод» проходят фешенебельные выставки, театральные постановки и фестивали.

Расположение: ст. м. «Курская», 4-ый Сыромятнический переулок, 1, стр. 6

4

Artplay

Этот арт-центр стал одним из первых кластеров в Москве. Стилизованный торгово-офисный комплекс известен также как «Artplay на Яузе». Примыкающая к «Винзаводу» площадка превратилась в живую «тусовку» художников, фотографов, скульпторов, осветителей, инженеров, декораторов и других креативщиков от техники и искусства. Многие уверены, что кластеры Artplay и «Винзавод» когда-нибудь срастутся и здесь возникнет настоящий городской квартал мастеров, объединяющий все звенья современного искусства.

Оборудованная на заводе «Манометр» площадка расположена в 9-этажном здании, выдержанном в концепции «офисной работы, быта и досуга». Здесь есть кафе, магазины, действуют коворкинги. Зимой на крыше Artplay можно покататься на коньках, летом - послушать живое пение известных исполнителей. В свое время арт-площадку посещал создатель знаменитого кубика - Эрно Рубик. Здесь же проходил «Бал роботов». Территория кластера - насыщенное место современного арт-движения Москвы с дизайнерскими ярмарками и выставками.

Расположение: ст. м. «Чкаловская», Нижняя Сыромятническая ул., 10

5

«Даниловская мануфактура»

Бывшая фабрика им. Фрунзе берет начало в 1867 году: именно тогда купец первой московской гильдии Мещерин решился на финансирование строительства ткацкой фабрики по изготовлению ситца и платков с полным производственным циклом. Местом для мануфактуры выбрали территорию около Даниловского монастыря - отсюда и название.

От момента национализации до возвращения предприятию названия «Даниловская мануфактура» прошло около 70 лет. Сегодня бизнес-центр привлекает внимание не только историков, но и любителей fashion: в главном здании из красного благородного кирпича, выдержанного в стиле классического нью-йоркского лофта, с мансардами и печкой-буржуйкой в приемной, проходят различные творческие мероприятия и выставки. «Даниловская мануфактура» известна также как жилищно-офисный комплекс, многие новострои которого адаптированы под первозданный архитектурный стиль.

Расположение: ст. м. «Тульская», Варшавское шоссе, 9

6

«Гараж»

Ранее музей современного искусства «Гараж» располагался на улице Образцова - в помещении знаменитого Бахметьевского гаража, возведенного по проекту Мельникова-Шухова в 1927 году под английские автобусы «Лейленд». Несколько лет назад музей был перемещен в парк Горького - во временный павильон, спроектированный известным архитектором Сигэру Баном. Уникальность конструкции заключалась в том, что овальное помещение площадью 2 400 кв. метров с куполом было построено исключительно из экоматериалов, например бумажных труб.

С 2015 года «Гараж» располагается в новом месте - отреставрированном здании бывшего ресторана «Времена года». Уникальность новоселья не только в историческом аспекте (здание ресторана было построено в конце 20-х годов прошлого столетия). Автором проекта нового «Гаража» является легенда мировой архитектуры современности Рем Колхас, который известен такими работами, как музей «Гуггенхайм-Эрмитаж» в Лас-Вегасе и центральная библиотека Сиэтла.

Задумка «Гаража» глобально культурологическая. Здесь проводятся выставки, лекции, арт-фестивали, презентации и демонстрации, задача которых - рассказать посетителю о безграничных масштабах и направлениях современного российского искусства.

Расположение: ст. м. «Парк культуры», парк Горького, слева от входа

7

«Красный Октябрь»

Один из крупнейших арт-кластеров российской столицы находится в бывшем здании шоколадной фабрики «Красный Октябрь» - на территории стрелки Болотного острова. Перевод промышленных мощностей предприятия на территорию концерна «Бабаевский» был осуществлен в 2007 году. С того момента «Красный Октябрь» зажил новой, культурной жизнью.

В краснокирпичном здании, являющемся архитектурной визиткой Москвы, располагаются клубы, рестораны, офисы, мастерские, выставочные залы, галереи и бутики. Центр богемной жизни, удачно вписанный в городскую инфраструктуру, очень популярен как у москвичей, так и туристов, заглядывающих в «Красный Октябрь» по пути от Кремля на Манежку, в Пушкинский музей, храм Христа Спасителя.

Расположение: ст. м «Кропоткинская», Берсеневская набережная, 6

8

«Стрелка»

В паре минут ходьбы от Кремля, на территории «Красного Октября», расположилась «Стрелка» - некоммерческий негосударственный проект, открытый в 2009 году и действующий в том числе как своеобразное учебное заведение. Лекции, воркшопы, выставки, дискуссии для деятелей искусства, архитектуры и урбанистики привлекают посетителей со всего мира. Как говорят сами гости, проблемы, поднимаемые в «Стрелке», в обычных вузах не обсуждают.

Существует «институт» на средства одноименного , расположенного здесь же, на территории арт-кластера «Красный Октябрь». Датчанин-повар заведения готовит эксклюзивные блюда исключительно из фермерских продуктов.

Расположение: ст. м. «Кропоткинская», Берсеневская набережная, 14, с. 5-А

«Пунктум»

Культурный центр «Пунктум» - это авторский замысел Валерии Косяковой и Дарьи Дмитриевой. Небольшая арт-площадка имеет интеллектуальный, развивающий подтекст: здесь проходят семинары, обучающие тренинги, круглые столы, лекции, дискуссии, мастер-классы.

Важный элемент «Пунктума» - особые творческие мастерские, рассчитанные на людей с ограниченными возможностями. Арт-центр проводит и бесплатные мероприятия, поддерживая таким образом значимые, актуальные культурные проекты и инициативы, ориентированные на молодых талантов, студентов и детей.

Расположение: ст. м. «Новослободская», Краснопролетарская, 31/1, стр. 5

Обычно мы пишем о Петербурге, но сегодня решили немного отойти от этого правила. Мы хотим рассказать вам об арт-кластерах. О том, как они возникают и работают. И начнём сегодня с Москвы, а продолжим в следующий раз Петербургом, чтобы сравнить два города. Нам самим интересно, что получится и какой город выиграет. Про «Красный Октябрь», «Арму», «Винзавод» и «Флакон» — в нашем новом тексте о московских арт-кластерах.

Арт-кластеры – модный нынче термин, которым определяют чуть ли не треть инициатив, связанных с городской недвижимостью. Чтобы быть максимально в тренде и не путать понятия, стоит разобраться в критериях, которые предъявляют к этим образованиям. А еще хорошо бы выяснить, работают ли эти критерии на деле.

Победоносное шествие арт-кластеров по территории нашей Родины началось, разумеется, со столицы в начале 2000-х.

Как только специлисты начинают рассуждать о так называемой креативной недвижимости Москвы, звучат «Винзавод», «Красный Октябрь», «Арма», Artplay, Flacon. Все это бывшие заводы, расположенные, как правило, в центре города. Отличаются они не столько внешней и внутренней эстетикой (хотя и ей тоже), сколько набором арендаторов, которые преимущственно связаны с архитектурой, искусством, дизайном и новыми медиа.

Сегодня арт-кластеры считаются чуть ли не самыми живыми местами Москвы: здесь проходят лучшие лекции и семинары, работают самые модные рестораны и клубы. Иметь офис в креативном центре сегодня - значит, быть в тренде.

Развитие креативной недвижимости – тренд мировой, мы здесь не первооткрыватели. Так называемая ревитализация промышленных зон – второе основное направление в мировой урбанистике. Таких зон в Москве чуть ли не четверть территории.

Концепции столичных кластеров разнообразны: от наполнения офисными пространствами до выставочных площадей и сложных центров с элементами торговли. Зачем владельцы или управляющие компании так усложняют бизнес? Быстрее и легче было бы сдать помещения в аренду под офисы или же, если местоположение позволяет, превратить фабрики в элитное жилье.

Всё сложнее. За красивым названием «кластер» скрываются сложные объекты, где по тем или иным причинам по легкому пути не пойти: существуют ограничения по градостроительным регламентам, невозможно изменить целевое назначение или есть ограничения из-за охранного статуса.

«Красный Октябрь»: все на личных связях

В 2003 году на карте Москвы появился Золотой остров, где в планах должны были возвести корпуса элитного жилого комплекса. Золотой или в реальности Болотный остров – место зарождения одного из самых интересных кластеров столицы – «Красный Октябрь».

Дело в том, что застройщику проекта, компании «Гута Девелопмент», стройку на этом месте не разрешили. Одна из версий: Лужкову справедливо не понравилось, что в центре города, напротив Кремля, создается не общественное пространство, а закрытая территория.

По официальной версии, арт-кластер на месте бывшей шоколадной фабрики появился согласно концепции застройщика. Однако есть и другая версия. Из-за запрета на строительство простаивали порядка 90 % площадей фабрики, и тогда, чтобы получить хоть какую-то отдачу “Гута Девелопмент” стала сдавать их в аренду. При этом контроля или отбора заявок не было.

Концепция заселения площадей творческими людьми родилась абсолютно случайно и исключительно благодаря личным связям генерального директора компании Антона Чернова. Он предложил друзьям низкую ставку и арендные каникулы на четыре-пять месяцев, чтобы компенсировать затраты на отделку заводских помещений.


Место быстро стало очень популярным, и за счет сарафанного радио основными арендаторами стали люди из мира культуры и искусства. Именно они оценили необычную архитектуру фабрики, ее прекрасное местоположение и, по словам представителей компании, были готовы к тому, что через несколько лет их попросят освободить помещения.

«Гута Девелопмент» никогда не скрывала, что приютила дизайнеров и художников лишь до старта реконструкции. Все договоры заключались не более чем на два-три года. Срок действия самых последних заканчивался в начале 2013-го.


Кондитерская фабрика полностью сменила имидж, став модным местом для столичной богемы, что позволит застройщику серьезно снизить вложения в раскрутку бренда, начать продажи жилья на более ранних этапах и по более высоким ценам. Однако выставки и творческие инициативы по-прежнему занимают значительную часть Золотого острова и пока уходить не собираются.

«Арма»: без концепции ставки не повышать

По похожему пути пошла компания «Большой город», в чьей собственности находится территория завода «Арма».

Газгольдерный завод «Арма» был построен в 1861 году, после приватизации он в разное время принадлежал нескольким банкам, после чего отошел компании.

В середине 2000-х на «Арме» планировалось провести масштабную реконструкцию. В новой концепции развития этой территории ставка делалась на офисы. Запланированы были также помещения под стрит-ритейл, гостиницу. Разработанный проект предусматривал снос большинства зданий, расположенных на территории завода.


Однако подобная концепция привлекла внимание общественных организаций, борющихся за сохранение исторического наследия. Владельцам ничего не оставалось, кроме как сдавать помещения по низким ставкам. Заселение опять же проходило хаотично. Но особенно низкую ставку оценили, разумеется, творческие люди.


Топ-менеджеры «Большого города» не оставили первоначальных планов. Была проведена реконструкция одной из башен-газгольдеров. После этого арендная ставка поднялась. Это привело к резкому сокращению спроса на площади: ставка соответствовала классу А, а окружение башни не дотягивало и до класса В. В результате получилось так, что новых арендаторов «Большой город» не нашел, а часть старых потерял.


Сейчас на сайте кластера довольно короткий список арендаторов, а их качество намного уступает компаниям, осевшим на «Красном Октябре».

Artplay: управление и четкий отбор

А вот концепция компании Artplay имеет куда более видимые границы. Компания была образована в 2003 году и с первых дней существования базировалась на трех направлениях: мебельный шоурум, архитектурное бюро и выставочная деятельность. Первые два приносили доход. Выставки формировали имидж и были магнитом, привлекающим новых клиентов. Получался синергетический эффект, который позволял создавать модное место и одновременно бойко торговать дорогими предметами интерьера. По этой же схеме был организован и первый центр Artplay.

Первый кластер находился в здании фабрики «Красная роза». Порядка 1000 кв. м Artplay использовала для собственных нужд - для организации выставок и продажи мебели, а 90% площадей было сдано в субаренду. Под крышей Artplay удалось собрать около 20 ведущих архитектурных бюро Москвы.


Все находились в постоянном взаимодействии. Архитекторы генерировали торговым компаниям поток клиентов, а управляющая компания постоянно повышала интерес к проекту, организуя различные мероприятия.

В 2008 году Artplay пришлось поменять дислокацию.

Сегодня в построенном на месте фабрики «Красная роза» бизнес-центре снимают площади респектабельные арендаторы: банк «Открытие», «Яндекс», агентство недвижимости Knight Frank, французская компания Lafarge и другие.

А Artplay стала осваивать новую индустриальную площадку - территорию завода «Манометр», который принадлежит компании «Аллтек». Поменяв место жительства, менеджеры Artplay решили, что зарабатывать деньги по схеме «аренда - капитальный ремонт - сдача площадей в субаренду» - слишком рискованный и затратный бизнес. На «Манометре» компания выступила оператором проекта. Все здания завода, общая площадь которых составляет порядка 75 тыс. кв. м, были переданы в управление Artplay, которая решила реконструировать всю территорию завода в рамках общей концепции «Центр дизайна Artplay».


Первые этажи зданий отданы торговым операторам и заведениям общепита, верхние - под офисы.

Artplay отличается от большинства многофункциональных комплексов фейс-контролем арендаторов. Потенциальные обитатели центра должны соответствовать концепции места, в которой основополагающим является слово «дизайн». Различные дизайнерские школы и курсы могут рассчитывать на льготную арендную плату.

Конкуренции со стороны соседей в Artplay не боятся, так как все играют на разных полях. У «Армы» нет четкой концепции, а «Винзавод» - это в первую очередь галерейный бизнес. У Artplay под выставки отдано всего 10 процентов. При этом основная цель проектов не заработать деньги, а сохранить имидж объекта.

«Флакон»: творите, что хотите!

Территория завода находится в собственности компании Николая Матушевского. Это основное отличие от предыдущей истории. Остальное – как по накатанному: низкие арендные ставки, творческие арендаторы, повышение ставок (территория завода полностью реконструирована и приведена в порядок, поэтому соседство разного класса площадей не пугает).

У проекта сильный акцент на бизнес-составляющую. Под офисы и торговлю отдано по 40% площадей. Оставшиеся 20% - это общественное питание, спорт, развлечения и выставочные площади.


«Флакон» поддерживает креативную атмосферу за счет многочисленных мероприятий: выставок, семинаров, воркшопов. Но все это без ограничений, как на Artplay. На сайте компании есть очаровательный лозунг: «Дизайн-завод «Флакон» – первый креативный кластер столицы с единственным законом – творите что хотите!”

Винзавод: модный подарок

Проект «Винзавод» принадлежит известному предпринимателю Роману Троценко. Территория, на которой расположился кластер, имела проблемы с юридическим статусом земли и строений, а также ряд градостроительных ограничений: схема «все снести и застроить» не сработала, и тогда завод был отдан под искусство.

Центром современного искусства “Визнзавод” руководит жена бизнесмена Софья Троценко. Бизнесом данную ининциативу назвать довольно сложно, поскольку «Винзавод» тратит все, что зарабатывает. Впрочем, Роман Троценко на возврат инвестиций, надо полагать, особо не рассчитывал. Скорее, это дорогой и модный подарок жене.


Однако в плане культурной жизни столицы проект позиций не сдает: на его территории по-прежнему располагаются ведущие российские галереи. Что крайне удобно – срез актуального и модного искусства можно посмотреть буквально за день.

В следующей части мы посмотрим, как возникают и работают арт-кластеры в Петербурге.

Мария Туркина

Фото: из пабликов кластеров «ВКонтакте», а также из ЖЖ nickned.livejournal.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .