Чехов

Кузнецов секретарь цк кпсс. Сын бывшего секретаря ЦК ВКП(б) Валерий Кузнецов: Сталин назвал моего отца своим преемником, и это был смертный приговор. Это они в спецстоловой Смольного брюшко наели

История Аничкова дворца

В начале XVIII века земельный участок между Садовой улицей и Фонтанкой, где сегодня раскинул свои владения Аничков дворец, принадлежал главному петербуржскому генерал-полицмейстеру. Однако в скором времени зарвавшийся вельможа угодил в ссылку, и его имение досталось лесоторговцу Д. Л. Лукьянову, временно разместившему на только что приобретенной территории двор Преображенского полка. Не исключено, что со временем земельный надел на берегу Фонтанки перешел бы к еще одному хозяину, не случись в стране очередной государственный переворот, в результате которого российский престол заняла дочь Петра Великого – Елизавета.

Новоиспеченная государыня рьяно принялась за благоустройство Северной столицы, велев заложить на бывшем полковом дворе новую императорскую резиденцию. По официальной версии главной миссией Аничкова дворца было придание более эффектного вида въезду в Санкт-Петербург (в те времена набережная Фонтанки была чем-то вроде городской окраины). На самом же деле, пафосная стройка затевалась для фаворита, а по совместительству и морганатического супруга императрицы – А. Разумовского.

Строительство здания поручили популярному на тот момент петербуржскому архитектору Михаилу Земцову, который, как на зло, внезапно скончался, успев лишь набросать проект будущей резиденции и возвести первый этаж. В результате продолжать дело пришлось архитектору Г. Д. Дмитриеву, ну а финальную точку в этом долгострое поставил сам Б. Растрелли.

Для царского подарка пришлось прорыть отдельный канал, отходящий от Фонтанки и соединяющий ее с небольшой гаванью, оборудованной прямо у парадного входа в Аничков дворец. В этот импровизированный порт должны были приплывать на своих судах петербуржские «сливки», чтобы участвовать во всевозможных празднествах. Сам архитектурный ансамбль задумывался разноэтажным и состоял из основного двухэтажного корпуса и двух трехэтажных флигелей по бокам. Прилегающая к дворцу территория была облагорожена во вкусе, падкой на все яркое и вычурное Елизаветы Петровны, то есть по аналогии с петергофскими парками. Интересно и местоположение архитектурной конструкции относительно Невского проспекта: в те времена центральная улица Северной столицы представляла собой малоинтересное зрелище, поэтому фасад постройки не «смотрит» на проспект.

В 1756 году Аничков дворец наконец-то достроили, а поскольку сам Разумовский к тому времени «приказал долго жить», имение перешло к его брату Кириллу. Ну а дальше началась бесконечная череда выкупов, дарений и переоформления «царской недвижимости».

В 1776 году резиденцию выкупила Екатерина II и, по заведенной своей предшественницей традиции, презентовала ее своему любовнику – графу Потемкину. Вместе с сооружением фаворит получил 100 000 руб. «на обзаведение хозяйством», которые тут же истратил на переустройство поместья. Силами нового владельца Аничков дворец лишился гавани, а также утратил свою знаменитую разноэтажность и лепнину, зато обзавелся оранжереей с экзотическими растениями. Вволю покутив в новых владениях, Потемкин продал поместье купцу Шемякину, чем, видимо, основательно задел венценосную пассию. Иначе как объяснить тот факт, что императрица вторично выкупила сооружение, вновь вручив его неблагодарному фавориту.

С 1785 г. усадьба на Фонтанке была возвращена в государственную казну, а в 1794 году превратилась в личную царскую канцелярию, из-за чего во дворце в очередной раз провели перепланировку.

С 1803 по 1805 гг. рядом со зданием появились корпуса торговых рядов, нижний ярус которых представлял собой открытую галерею. Проекты новых помещений были разработаны легендарным Д. Кваренги.

В 1809 году резиденция была преподнесена в качестве свадебного подарка сестре Александра I, которая оказалась весьма предприимчивой дамой. После смерти первого супруга августейшая особа вновь продала Аничков дворец в казну за фантастическую по тем временам сумму – 2 000 000 руб.

В 1817 г. имение перешло к Николаю I, на тот промежуток времени еще ходившему в великих князьях. Очередной владелец не упустил возможности внести и свой скромный вклад в оформление дворца. На этот раз ответственным за проект назначили К. Росси, который построил на дворцовой территории Сервизный корпус и два садовых павильона. Из внутренних помещений изменениям подверглись Танцевальный зал, Диванная и Музыкальная комнаты, кабинет и Будуар.

С 1830 года Аничков дворец стал средоточием светской жизни и придворных сплетен Петербурга – в залах императорской усадьбы проводились почти все крупные столичные балы.

Начиная с 1842 года, резиденция успела побывать в собственности у Александра II и Александра III, и, наконец, именно в ее стенах прошло детство императора Николая II. К тому времени здание далеко шагнуло вперед в плане комфорта – в него провели водопровод и оснастили канализацией. Ну а последней владелицей Аничкова дворца стала супруга Александра III – Мария Федоровна.

После Октябрьской революции «буржуйское наследие» на Фонтанке национализировали, поочередно размещая в его помещениях то всякие бесполезные министерства, то музеи. Скоро все более-менее ценное имущество Аничкова дворца ушло с молотка, а само здание было переоборудовано в Дворец пионеров.

С началом Великой Отечественной в корпусах усадьбы располагался военный госпиталь, просуществовавший полтора года. Во время артобстрела осенью 1941 года на его территорию попал снаряд, уничтоживший зимний сад.

В 1990 году Дворец пионеров переименовали в Дворец творчества юных, которым он и остается до сих пор.

Интерьеры Аничкова дворца

Стандартная экскурсия начинается с парадного входа и дворцовой лестницы. Убранство этой части Аничкова дворца сравнительно скромное – лепнина, декоративные вазоны, колонны из зеленого мрамора, поддерживающие потолочные своды. Отсюда можно попасть в переднюю, где раньше в ожидании императора томились титулованные посетители. Помещение отделано зелеными панелями, а окна прикрывают шторы в тон. Единственным декоративным элементом, напоминающим о былой роскоши этого зала, является изящная люстра с основанием в виде ананаса. В середине XIX века в приемной было отгорожено отдельное помещение, где располагалась площадка для подъемной машины – предка современного лифта. Перед Великой Отечественной войной эту перегородку снесли, полностью уничтожив машину и замаскировав следы ее присутствия новым расписным перекрытием и двумя колоннами.

Разрушенный во время немецких обстрелов зимний сад уже давно восстановлен. В просторном зале с широкими окнами, как и сотни лет назад, разрастаются пальмы и монстеры, среди которых прячутся скульптуры Вакха, Амура и других античных персонажей.

Почти в неизменном виде сохранились интерьеры дворцовой библиотеки, имеющей нестандартную восьмиугольную форму. Обшитые дубом стены, резной балкон-галерея, книжные шкафы и изысканные, украшенные орнаментом деревянные ниши составляют основную часть убранства этого помещения. Имеются здесь и потайные дверцы с лесенками, в свое время бывшие безмолвными свидетелями императорских секретов и шалостей. Единственный элемент библиотечного интерьера, который был полностью утрачен после национализации дворца, – это витраж с гербом Российской империи.

Самым дорогим с визуальной точки зрения помещением Аничкова дворца традиционно считается Золотой зал, оформленный в классическом барочном стиле, – беспощадном в своей вычурности и бьющей по глазам роскоши. Затянутые блестящим желтым штофом стены, зеркала в человеческий рост в позолоченных рамах и обилие мелких декоративных элементов в той же цветовой гамме дружно балансируют на грани китча.

Торжественно и вместе с тем романтично смотрится Малиновая гостиная с огромным зеркалом и затейливыми потолочными барельефами, принадлежавшая когда-то Марии Федоровне. Из нее же можно попасть в следующий зал дворца – Голубой, внутреннее оформление которого не отягощено килограммами причудливой лепнины и выполнено уже в более спокойных тонах. Увидеть необычные светильники и люстры причудливой формы можно в Торшерном зале, а в Танцевальном (Белоколонном) стоит пофантазировать на тему николаевских балов. Если верить историкам, именно на них любила приезжать Наталья Гончарова, чем изрядно злила своего гениального супруга. Ценителям народного творчества будет интересно заглянуть в бывшие царские гардеробные: императорских нарядов вам тут не покажут, зато продемонстрируют настенную роспись в палехском стиле на тему сказок А. С. Пушкина и М. Горького.

Посетителям

Туристам-одиночкам вход в помещения Аничкова дворца закрыт. Попасть сюда можно только с организованной экскурсией (от 10 до 25 чел.), купив билет в кассе, либо оставив предварительную заявку по e-mail. Оговорить время посещения архитектурного памятника можно по телефону: 310-93-80, а также написав на адрес электронной почты музея: [email protected]. Кроме того, чтобы не портить напольное покрытие помещений, придется обзавестись сменной обувью или бахилами: последние можно купить прямо во дворце. Стоимость взрослого «пропуска» в императорскую резиденцию составляет 200 руб., детского – 80 руб. Иногда маршрут путешествия может меняться из-за проводимых в здании мероприятий и плановых реконструкций.

  • В Аничковом дворце имел собственные апартаменты В. А. Жуковский, состоявший воспитателем при малолетнем Александре II.
  • В разное время молодежные секции дворца посещали такие знаменитости, как Сергей Юрский, Борис Спасский, Елена Образцова, Алиса Фрейндлих, Дмитрий Медведев и Станислав Жук.
  • В конце XIX столетия в дворцовых залах демонстрировались первые немые киноленты.
  • Перед главным зданием усадьбы растет береза, которую посадили советские космонавты Г. Титов и В. Комаров.
  • Одна из городских легенд утверждает, что в Аничковом дворце обитал призрак Белой Дамы, обожавшей беседы с русскими императорами. Согласно общеизвестной байке, именно Белая Дама предсказала Николаю II его трагическую судьбу.

Как добраться

Адрес Аничкова дворца: Россия, г. Санкт-Петербург, Невский проспект, 39.

Самый простой способ добраться до Аничкова дворца – поездка на метро. Выходите на станциях «Гостиный двор» или «Маяковская» и прогуляйтесь по Невскому проспекту в направлении Фонтанки, то есть ориентируясь по убывающей нумерации домов.

Есть в северной столице России очень красивое здание - Аничков дворец, - сооружение, являющееся объектом культурного наследия РФ. Оно расположено за Аничковым мостом, на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки. Его начали строить в 1741 г. после восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, а в последующем нередко перестраивали. В строительстве, отделке дворца принимали участие такие известные всей России архитекторы как М.Г.Земцов, Б.Ф.Растрелли, И.Е.Старов, Дж.Кваренги, К.И. Росси и др. Сегодня в этом здании расположен Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных.
Великолепный памятник русской культуры XVIII-XIX вв. помимо своих архитектурных достоинств является типичным образчиком монаршей любви династии Романовых друг к другу. История дворца - яркое свидетельство того, во имя кого и для чего создавался монархический строй. И не только в России.
А теперь немного истории. В августе 1741 г. царица Елизавета купила в С.-Петербурге у лесоторговца Д. Лукьянова обширный участок земли, к которому присоединила смежные участки и повелела построить здесь дворец для своего фаворита Алексея Разумовского, с которым была тайно обвенчана. А.Г.Разумовский являлся выходцем из Малороссии и пел в церковном хоре императрицы Анны Иоанновны. Как писал польский историк К.Валишевский «красавец хохол бывал иногда «буен во хмелю», но буйство ограничивалось только сокрушением мебели» (2). Впрочем, морально-нравственный облик династии Романовых не является предметом настоящей статьи; в современной России Романовым придан ореол религиозной святости. Поэтому оставим в стороне распутство, тайные браки, незаконнорожденных детей, убийства, пострижение в монастырь и др. деяния семьи Романовых. Пусть церковь молится за грешных и заблудших!
Продолжим историю Аничкова дворца. После рассмотрения более десятка проектов, императрица Елизавета разрешила начать строительство дворца. И он действительно вышел на славу! Главным своим фасадом сооружение было обращено к Фонтанке. Особым каналом Фонтанка была соединена с гаванью, которая была устроена посередине парадного дворца. По обеим сторонам канала были возведены две галереи-колоннады, а над корпусом дворца, выходившим к нынешнему Невскому проспекту - обширный висячий сад. По каналу гости подплывали на шлюпках к ступеням дворца, где их встречали многочисленные слуги.
Рядом с дворцом, на месте Александринского театра, в царствование Елизаветы был сооружён павильон, в котором размещалась картинная галерея, проводились балы, концерты и маскарады. Вдоль Невской першпективы (нынешний Невский проспект) от Аничкова дворца тянулся пруд с насыпанными берегами. А на месте нынешней Национальной библиотеки («Публичка») были построены теплицы и оранжереи. Прислуга дворца проживала в здании на Садовой улице. Весь это дворцовый комплекс, принадлежавший любовнику и тайному мужу императрицы, как наверное понимает читатель, стоил немалых средств и трудозатрат «блистательной империи» дома Романовых.

Аничков дворец, 1749-1750 гг.

В 1767 г. Алексей Разумовский продал Аничков дворец в казну, и новая императрица, Екатерина II, подарила его уже своему фавориту - Григорию Потёмкину. Тот, однако, через некоторое время перепродал полученный подарок купцу Н. Шемякину. Но верная тайная жена Г.А. Потёмкина (вот они любящие жёны!) Екатерина II, проявив поистине монаршую любовь, выкупила Аничков дворец и снова подарила его своему фавориту. При этом архитектор И.Е. Старов произвёл в нём значительные перестройки в духе раннего классицизма, позволившие светлейшему князю устраивать здесь роскошные празднества, вызывавшие зависть у иностранцев. Однако в «золотой век России» денег почему-то не хватало не только у простонародья, но и у высокопоставленных придворных. В итоге Г. Потёмкин, ссылаясь на «острую нужду», в 1785 г. вновь продал Аничков дворец, но на этот раз - в царскую казну.
Чиновники долгое время не знали, как использовать обширные помещения дворца. В результате, сначала сюда был переведен Кабинет Ее Величества, а позже – Дирекция императорских театров. Архитектор Дж. Кваренги возвёл перед дворцом два отдельных здания и в 1809 г. Александр I подарил дворец своей любимой сестре великой княгине Екатерине Павловне как приданое на свадьбу с принцем Г. Ольденбургским. Здание дворца при этих владельцах перестраивал зодчий Л. Руска. В 1816 г. Екатерина Павловна вторично вышла замуж за наследного принца В. Вюртенбергского (Г. Ольденбургский умер в 1812 г.). Перед отъездом к мужу за границу она продала дворец в казну за 2 000 000 рублей. С этого времени дворец стал собственностью императорской фамилии.

Аничков дворец, 1810-е гг.
В 1817 г. Александр I подарил Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I) к предстоящей свадьбе. После этого уже знаменитый К.И. Росси в 1817-1818 гг. перестраивал многие дворцовые помещения. Кроме того, архитектор построил т.н. Сервизный корпус, два садовых павильона, перепланировал сад (при участии А.А. Менеласа и И.А. Иванова). В 1818 г. Росси оградил комплекс от расположенной возле него Театральной площади (ныне площадь А.Н. Островского) чугунной решёткой, а саму площадь очистили от лишних строений. Наследник престола остался довольным.
В 1825 г. Николай Павлович стал императором, а на следующий год присвоил Аничкову дворцу статус императорского. Дворец называли «собственным Его Императорского Величества». В Аничковом дворце походили грандиозные торжества, участие в которых, часто против своего желания, должна была принимать чета Пушкиных.
Следующим хозяином Аничкова дворца в 1841 г. стал великий князь Александр Николаевич (будущий Александр II), которому он был подарен отцом на свадьбу. В 1853 г. сюда были проведены водопровод и канализация.
После смерти Николая I в 1855-1860-х годах в усадьбе жили вдовствующая императрица Александра Фёдоровна и великий князь Николай Николаевич, которому строили собственный дворец. В 1865 г. над Аничковым дворцом работал архитектор Жибер для наследника престола, сына Александра II, великого князя Николая Александровича. Но Николай Александрович неожиданно умер. После этого дворец стал резиденцией великого князя Александра Александровича, будущего Александра III. Дворцовый комплекс был подарен ему на свадьбу Александром II. Здесь же состоялась свадьба великого князя и датской принцессы Дагмары (будущей императрицы Марии Фёдоровны). Александр III часто жил в Аничковом дворце, опасаясь террористов. В 1868-1875 гг. над интерьерами дворца работал И.А. Монигетти.

Аничков дворец

В Аничковом дворце прошло детство будущего императора Николая II. 1874-1875 гг. архитектор К.К. Рахау сделал новый парадный подъезд в виде аркады, а над ним возвёл зимний сад. В 1886 г. в Аничковом дворце работал архитектор М.Е. Месмахер. В 1885-1886 гг. заложили аркаду первого этажа здания Кабинета (архитектор Н.А. Шильдкнехт).
Последней хозяйкой дворцового комплекса была мать Николая II, императрица Мария Фёдоровна. При ней продолжилась перестройка зданий дворца. В частности, в здании Кабинета Е. И. В. в 1915-1916 гг. архитектором А.Я. Белобородовым был устроен парадный зал в неоклассических формах. А в 1914 г. помещения дворца в последний раз увидели царствующих особ во всем их великолепии, в церкви Аничкова дворца состоялось венчание племянницы Николая II великой княжны Ирины Александровны и князя Ф.Ф. Юсупова.


Аничков дворец

Сразу после революции Аничков дворец национализировали. В 1918-1935 гг. во дворце создали Музей города (предшественник Музея истории Петербурга). В 1937 г. по инициативе С.М. Кирова здесь был открыт Дворец пионеров, самый большой в СССР. Для этого в 1936-1937 гг. Аничков дворец реконструировался по проекту архитекторов А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевского. Здесь был создан кинозал, две комнаты отдыха расписаны мастерами из Палеха на мотивы произведений А.С.Пушкина и А.М.Горького. Открылось более сотни детских кружков. Особенно знаменитым стал шахматный, который посещали В.Корчной, Б. Спасский, М. Тайманов. Воспитанниками дворца стали будущие академик Н.П. Бехтерева, летчики-космонавты Б.А. Шаталов и Г.М. Гречко, артисты С. Юрский, А. Фрейндлих, Е. Образцова и др. В советское время работа Дворца пионеров не прекращалась даже в годы блокады города немецко-фашистскими захватчиками. Ленинградская ребятня провела здесь самые интересные годы своего детства...

История Аничкова дворца, это история России в микроскопическом виде. Трудно даже представить, во сколько обошёлся нашему народу один единственный дворец, который покупали и продавали, строили и перестраивали, естественно, за государственный счёт и народные деньги. Сколько человеческих жизней, материальных и финансовых средств, было затрачено на удовлетворение «вкусов», причуд и прихотей монарших особ, трепетно, как любят говорить сегодня, «любивших Россию». И только советская власть положила этому конец - дворец был передан детям. А ведь сколько подобных дворцов и дворцовых комплексов, парков, зданий и сооружений принадлежало многочисленной семье Романовых, содержать которые призвана была «благодарная Россия».
Сегодня, когда некоторая часть российских граждан вдруг возлюбила институт монархии, питая необъяснимое, почти религиозное чувство уверенности в «справедливость» и «доброту» царского строя, стоит вспомнить и о крепостничестве, и о сословном обществе с "чернью" и "господами", и об отсутствии каких-либо политических свобод в императорской России, заменить которые были призваны расстрелы, тюрьма и каторга. Наконец стоит вспомнить и о том, во сколько обходилась народу императорская семья и их ближайшие родственники. Что касается монаршей любви, то направлена она была в первую очередь на самих себя, о чём так красноречиво свидетельствует история Аничкова дворца С.-Петербурга.


Аничков дворец сегодня

Одним из самых выдающихся памятников дворцовой архитектуры Петербурга XVIII-XIX веков является Аничков дворец. Он расположен на правом берегу реки Фонтанки, недалеко от Невского проспекта. Дворец получил свое название от Аничкова моста. Подполковник М. О. Аничков в петровское время руководил рабочими командами солдат. В 1730-е годы здесь находилась загородная резиденция первого генерал-полицмейстера Петербурга А. М. Девиера. Затем участок перешел к откупщику Лукьянову. Он выгодно продал его дочери Петра I цесаревне Елизавете. Распоряжением от 10 августа 1741 года было велено строить на этом месте дворец. Составление проекта дворца и возведение его императрица Елизавета Петровна поручила замечательному русскому архитектору, ученику Доменико Трезини, Михаилу Григорьевичу Земцову.

Первоначально дворец был задуман как великолепная загородная усадьба с регулярным садом. Он должен был всем своим обликом - размерами, богатством и разнообразием отделки, цветом - привлекать к себе внимание, резко выделяться среди других построек. По проекту Земцова дворец успели построить только до второго этажа. После его смерти осенью 1743 года работы были поручены его помощнику архитектору Г. Д. Дмитриеву, который проводил строительство по «учиненным» чертежам. Завершение строительства и отделка интерьеров связаны с именем Ф. Б. Растрелли, который внес в замысел Земцова существенные поправки. Растрелли существенно изменил планировку и оформление фасадов. Над боковыми ризалитами были возведены высокие восьмигранные купола, затейливо обработанные рокайлями и вазонами. На куполе одного ризалита (в котором размещалась церковь) был установлен крест, на куполе другого - звезда. Центральный ризалит архитектор увенчал треугольным фронтоном, овальным гербовым щитом и пышной декоративной скульптурой. Но дворец, каким его видел Растрелли, свой облик не сохранил. Большей частью он был уничтожен пожаром 1762 года. О здании можно судить лишь по сохранившемуся рисунку, сделанному в 1753 году художником М. И. Махаевым.

Дворец и сад регулярной планировки с фигурными партерами и прудами, боскетами и фонтанами занимали всю территорию между набережной Фонтанки и Садовой улицей, Большой перспективой и Аничковым переулком. Главный фасад дворца выходил на Фонтанку, а не на Невский проспект. Противоположный фасад был обращен к саду. Вся усадьба с садом была ограждена глухим забором, тянувшимся до Садовой улицы. В центре парадного двора вырыли небольшой бассейн-гаванец, связанный с Фонтанкой каналом. Так суда могли попасть прямо к парадному крыльцу дворца. На берегах канала расположились две галереи-колоннады. Вдоль Фонтанки парадный двор был ограничен прогулочными галереями.

Отделка помещений дворца производилась по чертежам и под наблюдением Растрелли. Живописные работы выполняли А. П. Антропов, И. Я. Вишняков, братья Вельские и другие мастера. Дворцовая церковь занимала второй и третий этажи в правом крыле здания, расположенном вдоль Большой перспективы. Ее интерьеры были отделаны особенно тщательно. Трехъярусный резной иконостас, покрытый позолотой, достигал высоты 11 метров. Он отличался богатым барочным орнаментом. В настоящее время иконостас находится в соборе Владимирской иконы Божьей Матери на Владимирской площади. Полностью строительство дворца было завершено в 1754 году. На протяжении десятилетий здание неоднократно переходило от одного владельца к другому. Спустя три года после завершения строительства императрица подарила дворец своему фавориту графу Алексею Григорьевичу Разумовскому, с которым была тайно повенчана. После смерти графа Аничкова усадьба перешла к его брату, гетману Кириллу Григорьевичу Разумовскому, который в Петербурге практически не жил. Постепенно дворец и сад стали приходить в запустение. Императрица Екатерина II выкупила усадьбу у гетмана и в 1776 году пожаловала ее князю Г. А. Потемкину в знак признания его заслуг в Русско-турецкой войне. По его повелению многие помещения дворца в 1778-1779 годах были перестроены архитектором И. Е. Старовым. На месте регулярного сада разбили живописный пейзажный парк с большим прудом и островом в центре. Галереи и каменная ограда дворца были разобраны, гавань и пруды засыпаны. К дворцу пристроили Зимний сад и террасу. Для маскарадов и празднеств возвели Итальянский дом с галереей. Барочная отделка дворца была заменена более строгой, в стиле классицизма. Над боковыми ризалитами вместо фигурных луковичек появились плоские купола. Этот внешний облик здания сохранился с незначительными изменениями до наших дней.

В 1793 году постоянно нуждавшийся в деньгах светлейший князь продал Аничкову усадьбу купцу Шемякину. Екатерина II выкупила ее и снова подарила Потемкину. В 1794 году, после переезда Потемкина в Таврический дворец, усадьба была куплена Кабинетом Его Императорского Величества - ведомством, распоряжавшимся имуществом царского двора. Здесь оно находилось при Павле I, но в царствование Александра I архитектор Кваренги возвел для Кабинета специальное здание. Тогда же отдельные участки усадьбы были переданы под государственное и частное строительство. В 1803-1805 годах на берегу Фонтанки и по Невскому проспекту архитектор Дж. Кваренги возвел два корпуса торговых рядов с открытыми аркадами, объединенных ионической колоннадой. Именно с этого времени главный фасад дворца и оказался заслоненным со стороны реки. Аркады в 1885 году заложили кирпичом. Между корпусами остался только проезд, украшенный шестью стоящими попарно колоннами.

В 1809 году Аничков дворец вместе с оставшейся частью усадьбы был подарен Александром I его сестре Екатерине Павловне. После свадьбы с герцогом Ольденбургским великая княгиня поселилась во дворце постоянно, и его стали именовать «дворцом Ее Высочества великой княгини Екатерины Павловны». В это время здесь появились новые интерьеры, отделанные архитектором Л. Руска в стиле классицизма. Руска также возвел новые здания дворцовых служб и конюшен. На «возобновление» дворца было назначено 154 272 рубля, внутренняя же отделка обошлась в 410 997 рублей. В начале 1812 году во дворце снова случился пожар, убытки от которого исчислялись сотнями тысяч рублей.

В 1816 году Екатерина Павловна снова вышла замуж и уехала из России. Дворец опять был куплен в казну за 2 млн рублей и перешел в ведение Департамента уделов. В следующем году император Александр I подарил усадьбу на бракосочетание своему брату, великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I). После вступления на российский престол Николая I Аничков дворец стал официально называться «Собственным Его Императорского Величества дворцом». Император говорил, что провел в нем «счастливые и лучшие годы своей жизни». После пожара 1837 года в Зимнем дворце на время его реставрации император переселился в Аничков.

В начале XIX века территория между усадьбой и новым зданием Публичной библиотеки, возведенной в 1796-1801 году по проекту архитектора Е. Т. Соколова, была бессистемно застроена неказистыми частными домами. В 1817-1818 годах архитектор К. И. Росси блестяще осуществил реконструкцию усадьбы, одновременно создавая ансамбль площади Островского. По проектам зодчего парадные помещения дворца были отреставрированы и заново отделаны. Усадебный сад из заброшенного превратился в живописный и уютный. Заново была устроена церковь на верхнем этаже северного бокового ризалита. Ее освятили во имя святого князя Александра Невского. Церковь украсил новый иконостас, в оформлении которого участвовали художники Б. Медичи и Ф. Торичелли. Стены декорировали пилястрами и покрыли прекрасными росписями. На территории усадьбы Росси возвел манеж и изогнутый по дуге Сервизный корпус, который закрыл вид из окон дворца на служебные постройки. Неподалеку от дворца соорудили два павильона: один на углу Невского проспекта, другой - в глубине площади. Высота их равна высоте первого этажа Публичной библиотеки - 7,3 м, длина - 20,7 м. Размеры их невелики, но смотрятся они как монументальные постройки. Все фасады павильонов различаются «настроением». Главный и боковой, обращенные к городу, более строги и величественны, тогда как садовый фасад, наоборот, более скромен. Внутри каждого павильона был спроектирован большой зал, разделенный колоннами, живописные плафоны и лепные панно на стенах. В формировании облика павильонов велика роль скульптуры. Статуи, которые изображают старого и молодого воинов, символизируют народ, защитивший Россию в войне 1812 года.

Во второй половине XIX века первоначальный облик павильонов был нарушен пробивкой дополнительных окон и дверей. Изменилось и количество украшавших их скульптур. Прежде их было шестнадцать - по восемь на каждом павильоне. Теперь осталось вдвое меньше: пять на угловом павильоне и три - на втором. Тем не менее, даже в таком виде они прекрасно вписываются в ансамбль Невского проспекта.
От проспекта и площади усадьбу отделила красивая ажурная чугунная ограда из копий с золочеными стрелами и венками. Ограду, а также балюстрады, венчавшие павильоны, отливали на Александровском (позже Пролетарском) заводе. Аничков дворец стал постоянным местонахождением «малого двора». В нем устраивали балы и торжественные приемы. В 1830-е годы «танцевала в Аничкове» жена А. С. Пушкина, красавица Натали Гончарова. Во дворце прошло детство Александра Николаевича (будущего императора Александра II), первенца и наследника императора Николая I, а в 1841 году дворец был подарен Александру в день его бракосочетания. В 1850-х годпх под руководством архитектора А. И. Штакеншнейдера в здании проводились некоторые переделки, связанные с устройством жилых помещений и проведением в них водопровода и канализации. 28 ноября 1866 году после бракосочетания с датской принцессой Дагмарой, нареченной Марией Федоровной, во дворце поселился великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III. После восшествия на престол он так и не переехал в Зимний дворец и все свое царствование проживал в Аничковом дворце и в Гатчине, сделав их своими резиденциями. В 1886-1887 годах архитектор М. Е. Месмахер заново отделал ряд помещений дворца.

Последней хозяйкой Аничкова дворца суждено было стать вдовствующей императрице Марии Федоровне. После смерти ее супруга императора Александра III она осталась жить в Аничковом дворце. Все расходы на содержание двора Марии Федоровны взял на себя ее сын, император Николай II. В феврале 1917 года в национализированном дворце было размещено Министерство продовольствия. После Октябрьской революции все служащие Министерства отказались сотрудничать с большевиками. В мае 1918 года Министерство из дворца было выселено, а само здание передано культурно-просветительскому отделу городской управы. В Аничковом дворце более пятнадцати лет размещался Музей старого Петербурга. Сейчас уже трудно проследить судьбу предметов из его коллекции. Только немногие из них поместили в Эрмитаже и Русском музее. Основная же часть коллекции была реализована за границу через «Госторг» и «Антиквариат». В 1935 году городские власти решили устроить в здании Дворец пионеров. В экстренном порядке под руководством архитекторов А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского прошла перепланировка значительной части помещений. Полностью было уничтожено уникальное убранство дворцовой церкви, которую переделали в кинозал. В годы Великой Отечественной войны дворец неоднократно подвергался бомбардировкам и обстрелам. В его парадных залах был размещен госпиталь. Восстановление дворца началось сразу после снятия блокады города. В 1986 году на территории дворца было возведено современное здание театрально-концертного комплекса «Карнавал».
Ныне в здании размещается Дворец творчества юных.

В тысяча семьсот сорок первом году императрица Елизавета, только что взошедшая на престол, издала указ о строительстве Аничкова дворца. Петербург стремительно расширялся. Создал проект разноэтажного здания в форме вытянутой буквы «Н» новый архитектор северной столицы Михаил Земцов, а завершил грандиозное строительство в знаменитый архитектор Б. Растрелли.

В те далекие времена Фонтанка была окраиной города, а на месте современного Невского проспекта проходила просека. По мнению автора проекта, Аничков дворец должен был стать украшением въезда в город. К нему от самой Фонтанки был прорыт канал, который завершался небольшой гаванью. Построенный дворец, немного напоминавший Петергоф, Елизавета передала в дар своему фавориту Разумовскому. Позднее строение неоднократно передавалось в дар, в основном дворец являлся подарком на свадьбу. После того как к власти пришла Екатерина Вторая, она выкупила Аничков дворец у родственников Разумовского и подарила его Кроме того, фавориту было подарено сто тысяч рублей на реконструкцию дворца по собственному вкусу. В результате за два года архитектор И. Е. Старов перестроил здание в стиле классицизма. Исчезла характерная для барокко разноэтажность, была уничтожена великолепная лепнина, гавань была засыпана. В итоге Аничков дворец стал более строгим и холодным.

В конце восемнадцатого века здание было откуплено в казну, и в нем непродолжительное время располагался Кабинет Императора. Позднее для него было построено архитектором Кваренги отдельное помещение. Аничков дворец подарил на свадьбу своей родной сестре, великой княгине, горячо им любимой Екатерине Павловне, ставшей супругой принца Георга Орденбургского.

В 1817 году во дворце поселился будущий император Во время его правления архитектор Росси изменил интерьеры некоторых залов дворца. Когда Николай переехал в Зимний, он приезжал в Аничков дворец во время Великого поста, здесь же регулярно проводились роскошные придворные балы.

Есть памятники, без которых трудно представить Петербург. Аничков дворец всегда был украшением северной столицы. Он тесно связан с жизнью великих людей России.

В 1837 году, после сильнейшего пожара в Зимнем, августейшее семейство Николая Первого некоторое время проживало в знаменитом дворце. Здесь же воспитывался и сын императора Александр, одним из учителей которого был величайший русский поэт Ему во дворце были предоставлены отдельные апартаменты.

После революции тысяча девятьсот семнадцатого года Аничков дворец в Санкт - Петербурге непродолжительное время был музеем истории города. В 1937 году здесь состоялось открытие Дворца пионеров. Но начавшаяся Великая Отечественная война внесла свои коррективы в историю легендарного дворца. Первого октября 1941 года в этом историческом здании был открыт хирургический стационар, в котором за время его существования были спасены тысячи жизней героических защитников блокадного Ленинграда. Весной 1942 года госпиталь был переведен, и в мае здесь вновь начал работу Дворец пионеров.