Чехов

Морской устав

Напечатася повелишем царскаго величества в санктъпитербургскои Типографии лета Господня 1720 Апреля в 13 день. Загл. л., 1 нн., 9, 6 нн., 162 стр., 163-402 лл., 403-432, 14 стр. (реестр.); 2 л. табл., гравированный фронтиспис и 2 л. флагов, деревянная гравированная концовка, Инициалы: Е, К, У, Ф (два), Х, Я. Предисловие стр. 9, 90, 432 и реестр стр. 14 (табл. IV, 7). Размер набора: 243х145/152. В цельнокожаном переплете петровской эпохи. С золотым тиснением герба Российской Империи на переплете и изображением Андреевского флага. 4°: 33x21.5 см. Морской устав 1720 года, составленный под руководством Петра I, излагает правила порядка корабельной службы и определяет общую структуру и организацию русского флота. Он включает кодекс морских уголовных законов и описании военных сигналов. Во вступительной части, написанной Петром I при деятельном участии Феофана Прокоповича, излагается мысль о необходимости морских сил для укрепления военной мощи государства. Началом развития военного флота России следует считать 1696 год, когда решением Боярской Думы и русского царя Петра I было решено строить в Воронеже флот. Эта дата закреплена в самом Уставе. Первым полноценным регламентирующим документом, определяющим все функционирование флота стал Устав Морской, изданный в 1720 году. Этот Устав приобрел силу Закона 13 января 1720 года. Однако, издан был только 13 апреля 1720 года в Санкт-Петербургской типографии. С этого дня и следует отсчитывать его историю. Многие положения Устава большей частью заимствованы из голландских законов. Этим Уставом руководствовался Русский Флот, как военный, так и гражданский на протяжении всего XVIII века. В XVIII веке книга была издана 6 раз.

Библиографические источники:

1. Книжные сокровища ГБЛ. Выпуск 2. Отечественные издания XVIII века. Каталог. Москва, 1979, № 8

2. Остроглазов И.М. «Книжные редкости». Москва, «Русский Архив», 1891-92, № 150

3. Быкова Т.А., Гуревич М.М. Описание изданий гражданской печати 1708-январь 1725. Москва-Ленинград, 1955, № 444

4. Пекарский П. «Наука и литература в России при Петре Великом», II, Спб., 1862, № 437б.

5. Бычков А.Ф. Каталог хранящимся в Императорской Публичной библиотеке изданиям, напечатанных гражданским шрифтом при Петре Великом. Спб, 1867, № 112

6. Библиотека А.В. Петрова. Собрание книг, изданных в царствование Петра Великого. Изд. 2-е, доп. с 34 снимками. Спб, 1913. № 55

7. Битовт Ю. «Редкие русские книги и летучие издания 18-го века». Москва, 1905, №№ 257-261

8. Бурцев А. "Описание редких российских книг в пяти частях" Спб, 1878, № 365.

9. Березин-Ширяев "Материалы для библиографии..." Спб, 1868, кн.1, с. 18

10. Сопиков "Опыт российской библиографии" Спб, 1904, № 12226.

Содержание: 1.) „Предисловие к доброхотному читателю"; 2) „Указ" о введении морского устава; 3) „Устав морской, часть первая, разделение первое. О всем что касается доброму управлению в бытности флота на море"; 4) „Присяга"; 5) „О флоте"; 6) „Книга первая" (о должностях во флоте); 7) „Книга вторая о ранге и о команде офицеров и о почтении им, о флагах и вымпелях, о фонарях, о салютах и о флагах торговых и о обвесах карабелных"; 8) „Книга третья" (об обязанностях должностных лиц); 9) „Книга четвертая" (о дисциплине, взысканиях и награждениях); 10) „Книга пятая о штрафах"; 11) „Форма табели для записи приему и расходу и остатку помесячно, секретарских, констапельских, комиссарских, священнических, лекарских, шхипорских, штюрменских и протчих припасов на карабле, настоящих и запасных"; 12) „Форма табели, которые надлежит держать капитанам или кто караблем командовать будет, такоже и секретарям и комиссарам"; 13) „Сигналы карабелные"; в тексте две таблицы - „Регламент учиненный по рангам караблеи сколко каких чинов людей надлежит быть на карабле какого ранга" и „Пример как жюрнал держать".

„Устав" излагает основные положения об организации флота и основные обязанности чинов флота, содержит правила порядка корабельной службы, собрание морских уголовных узаконений и морские сигналы. Содержание распространяется как на корабельный, так и на галерный флот. Порядок следования указа, присяги и статьи „О флоте" различен в разных экземплярах.

На фронтисписе вид моря в архитектурной рамке. Наверху двуглавый орел с андреевским крестом на груди, под ним в медальоне четыре, сплетенные концами, якоря. Женская фигура поднимает над морем занавес. На море парусное судно, которым управляет мальчик, к нему подлетает „Время". Внизу слева Нептун, справа Марс. Справа внизу подпись: „Грыдировал Петр Пикарт. Ст Питербурхе 1720". Гравирован фронтиспис, вероятно, по рисунку Растрелли-отца. В „Прошении", поданном в 1732 г. имп. Анне Иоанновне, Растрелли перечисляет сделанные им работы и в пункте 9 пишет: „В том же 1723 году в октябре делал я по указу его величества фронтиспис на книге морской регламент, который ныне видим есть". Эксперты в канцелярии от строения, устанавливавшие правильность списка, подтверждают наличие рисунка фронтисписа для „Книги морского регламента" (Материалы для биографии Растрелли-отца, с.с. 446 и 453). По всей вероятности, с рисунка Растрелли гравировали фронтиспис Пикарт и Алексей Зубов. Ошибка, допущенная Растрелли в указании года, вполне возможна, так как список составлялся через несколько лет, он мог забыть дату и в это время большее распространение имел „Устав", изданный в 1724 г. с тем же фронтисписом. Внизу фронтисписа выгравированы стихи: „Предведение божие [нам] открывает | еже время по воле его исполняет | никим чаенное бывает | еже промысел божий содевает. | Понеже мысли и пути его так от нас отдаленны | яко расстоянием от земли до небес суть сравненны". Возможно, что стихи сочинены Петром I, в Каб. Петра I (отд. I, кн. 54, л. 128) имеется листок с этими стихами, написанный рукой Петра I (Пек., II, стр. 483). Во всех виденных нами экземплярах раннего варианта „Устава", с полным числом таблиц, фронтиспис отсутствует. Все эти экземпляры в переплетах петровского времени, что заставляет предполагать, что фронтиспис не был первоначально присоединен к изданию.

На развернутых листах гравированы: 1) „Карабелныя и прочих судов флаги и вимпели"; 2) „Сигналные флаги и вимпели карабелные", справа внизу подпись „П. Пикарт"; 3) на обороте листа „Галерные флаги и вимпели и флюгели"; 4) „Сигналныя флаги и галерныя флюгели". Есть экземпляры устава, где таблица перегравирована без подписи Пикарта.

Работа над составлением „Устава морского" началась в 1715 г. под руководством Петра I. В указе о введении „Устава" говорится: „. . . того ради сей Морской устав учинили, да бы всякий знал свою должность и неведением никто не отговаривался. . . Еже все чрез собственный наш труд учинено и совершено в Санктъ Питербурхе, 1720 году Генваря в 13 день". Сохранились бумаги, относящиеся к выработке „Устава", написанные рукой Петра, например статья „О флоте". „Предисловие" написано Петром I, исправлено Феофаном Прокоповичем. Текст, написанный Петром I, приведен у Н. Устрялова (История. . ., II, стр. 397-400). В „Предисловии" дается история русского флота. „Устав" был составлен на основе опыта Северной войны и просуществовал без изменений до 1853 г., за исключением 1797-1804 гг., когда действовал „Устав морской" Павла I (Военная энциклопедия, XVI, стр. 438). В ПСЗ „Устав" помещен под 13 января 1720 г., но приведен текст издания 1724 г. с включением всех дополнений и изменений, внесенных в текст издания 1720 г. Сохранена „форма табели для записи приему и расходу. . . припасов" и „форма табели. . . капитанам". По экземпляру ГПБ (Бычк., № 112 и Пек., II, № 437в) можно отчасти проследить последующую работу над „Уставом". После заглавного листа помещены „Пункты в морской регламент, вместо положенных во оном, переправленыя и вновь прибавленыя, по которым надлежит поступать до нового выхода сего регламента как следует". Указанные исправления, кроме пунктов, касающихся книги третьей (гл. 1 и 7), вошли в последующие издания „Устава морского". Содержание гл. 1 и 7 также видоизменено, но не в соответствии с приложенными „Пунктами". Отсутствие изменений в изданиях „Устава" 28 июня 1720 г. (см. № 465) и 12 октября 1720 г. (см. № 500), по сравнению с настоящим изданием (13 апреля), показывает, что „Пункты" присоединены к „Уставу" после октября 1720 г.

Первое издание „Устава морского" имеется в двух вариантах. В первом варианте лл. 163-402 были заняты формами табелей, в которых перечисляются последовательно все нужные для разных должностей на корабле припасы (Пек., № 437а). Во втором варианте издания для каждой должности дается один образец таблицы, затем идет простой перечень всех остальных необходимых припасов (Пек., № 437в). В этом варианте форма озаглавлена: „Табели образцовые, каким маниром оные чинить, для записки приему и расходу и остатка. . .". Сокращение таблиц значительно уменьшило объем издания, получился большой пропуск страниц (от стр. 216 до 402), так как колонцифры не менялись; в ряде экземпляров он так и остался. В других старая пагинация замазана и проставлена новая, последовательная. Так как опечатки, мелочи набора совпадают, то несомненно, что оба варианта, за исключением таблиц, печатались с одного и того же набора. „Реестр" оставлен без изменения, указание в нем страниц в форме табелей соответствует первому варианту. В описи продаваемых книг под 1 августа 1720 г. (Гавр., Прилож., стр. XXIX) „Устав морской" указан в двух вариантах: „Уставов морских з болшими и малыми табелями 500". В книге третьей (гл. 9 „О священниках") встречаются разночтения. В некоторых экземплярах в гл. 9-4 пункта (пункт 1 о „на-чалном священнике", который „имеет управление над всеми священниками во флоте", и три последующих пункта „о священниках на каждом карабле"). В некоторых экземплярах глава состоит из трех пунктов, без указания на „началного" священника. Это более ранний вариант, так как, начиная с издания от 12 октября 1720 г. (см. № 500), в гл. 9 всегда 4 пункта. В связи с этим расхождением текста стр. 71-74 в разных экземплярах разнятся по набору.

Устав создавался на основе обобщения богатого опыта Северной войны и всего лучшего, что было в уставах иностранных флотов. В уставе были помещены указ Петра I от 13.1 о значении флота в системе вооруженных сил и о назначении устава, "Предисловие к доброхотному читателю", присяга, "регламент", разъясняющий понятия "флот" и "боевые построения флота". Текст устава состоял из пяти книг, в которые были сведены основные организационные принципы регулярного Российского флота - права и обязанности командующих флотом и его частями, указания о тактике эскадры в бою, организация повседневной и боевой службы на корабле, права и обязанности экипажа от капитана до матроса, тактика корабля в бою, дисциплинарные наказания за нарушения устава. В приложении дан свод повседневных и боевых сигналов флота.

Устав был проникнут идеями патриотизма, верности присяге, бдительности, строгого хранения военной тайны. Подчеркивалось, что русские военные корабли ни при каких обстоятельствах не должны сдаваться врагу. Доработанный устав был переиздан в 1724 и с незначительными изменениями действовал до 1797. По Морскому уставу учились искусству побеждать врага многие поколения русских военных моряков. Принципы организации военно-морского флота, методы образования и практики для подготовки будущих кадров, а также и методы проведения военных действий впервые были прописаны Петром I в морском уставе 1720 года, который разрабатывался на опыте зарубежных стран. 13 апреля 1720 года документ был обнародован под названием «Книга устав морской, о всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море».

Первый в России Морской устав начинался манифестом императора, которым Петр I так определил причины его издания: «...сей воинский устав учинили, дабы всякий знал свою должность и неведением никто бы не отговаривался». Затем следовало «Предисловие к доброхот­ному читателю», за которым шел текст присяги для поступающих на военно-морскую службу, а также перечень всех кораблей и подразделений флота, табель комплектации судов различных классов.

Морской устав Петра I состоял из пяти книг. Книга первая содержала положения «О генерал-адмирале и всяком аншеф-командующем», о чинах его штаба. В документе были помещены статьи, определяющие тактику эскадры. Эти указания носили явный отпечаток воззрений голландских адмиралов той эпохи и отличались не очень жестким регламентированием правил и норм, которые вытекали из свойств и возможностей флотского оружия той поры в различных условиях морского боя. Подобная осторожность была предусмотрена, чтобы не стеснять инициативы командующих - это проходит через весь устав характерной чертой. Книга вторая содержала постановления о старшинстве чинов, о почестях и внешних отличиях кораблей, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и флагах торговых...». Книга третья раскрывала организацию боевого корабля и обязанности должностных лиц на нем. Статьи о капитане (командире корабля) определяли его права и обязанности, а также содержали указания о тактике корабля в бою. Последние имели ту особенность, что почти не касались тактики ведения одиночного боя, пре­дусматривая главным образом действия корабля в линии с другими судами. Книга четвертая состояла из шести глав: глава I - «О благом поведении на корабле»; глава II - «О слугах офицерских, сколько кому иметь надлежит»; глава III - «О раздаче провианта на кораб­ле»; глава IV - «О награждении»: «...дабы всякий служащий во флоте ведал и был благонадежен, чем за какую службу на­гражден будет». Эта глава определяла награды за взятие неприятельских судов, вознаграждение раненных в бою и состарившихся на службе; главы V и VI - о разделении добычи при захвате неприятельских судов. Книга пятая - «О штрафах» - состояла из 20 глав и представляла собой военно-морской судебный и дисциплинарный уставы. Наказания отличались жестокостью, характерной для нравов того времени. За разные провинности предусматривались такие наказания, как «розстреляние», килевание (протаскивание провинившегося под днищем корабля), которое, как правило, заканчивалось для наказуемого мучительной смертью, «биение кошками» и так далее. «Ежели кто, стоя, на своей вахте, - говорилось в уставе, - найдется спящ на пути, едучи против неприятеля, ежели он офицер, лишен будет живота, а рядовой жестоко наказан будет кошками у шпиля.. А ежели оное случится не под неприятелем, то офицеру служить в рядовых один месяц, а рядовой спускай будет трижды с раины. Кто придет на вахту пьян, ежели офицер, то за первый раз вычетом на один месяц жалованья, за другой на два, за третий лишением чина на время, или вовсе по разсмотрению дела; а ежели рядовой, тот будет наказан биением у мачты». К Морскому уставу были приложены формы ведомостей судовой отчетности, Книга сигналов и Правила дозорной службы. Морской устав Петра I с незначительными изменениями и дополнениями просуществовал до 1797 года и выдержал восемь изданий. По нему российский флот плавал и воевал до самой Крымской войны и только когда пар оттеснил парус, и нарезные орудия встали на место гладкоствольных, вышел новый устав 1853 года.

Был утверждён первый российский Морской устав, разработка которого велась несколько лет при активном участии самого императора. Во введении к уставу, который заменил существовавшие ранее разрозненные документы, регламентировавшие отдельные стороны флотской жизни, разъяснялись причины его появления. «…Понеже сие дело необходимо нужное есть Государству (по оной присловице: что всякий Потентат, которой едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет. А который и флот имеет, обе руки имеет) того ради сей Воинской Морской Устав учиняли, дабы всякий знал свою должность, и неведением никто б не отговаривался».

Через три месяца, 13 (24) апреля 1720 г., с той же целью доведения положений нового документа до всех моряков Морской устав по царскому указу был издан отдельной книгой.

Устав Петра I состоял из пяти книг. Первая содержала положения о высшем командном составе военно-морского флота и статьи, определявшие тактику эскадры. Во вторую были включены постановления о старшинстве чинов, о почестях и внешних отличиях кораблей, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и флагах торговых...». Третья книга раскрывала организацию боевого корабля и обязанности приписанных к нему должностных лиц. Книга четвёртая состояла из шести глав, которыми регламентировались правила поведения на корабле, численность офицерских слуг согласно рангам, порядок раздачи провианта, способы определения возна­граждения за взятие неприятельских судов, боевые раны и выслугу лет, а также методы раздела добычи при захвате неприятельских судов. Книга пятая - «О штрафах» - представляла собой во­енно-морской судебный и дисциплинарный уставы. Также к Морскому уставу прилагались формы ведомостей судовой отчётности, книга сигналов и правила дозорной службы.

Появление в России Морского устава было связано с новым этапом истории страны. В ходе борьбы за выход к морю в самые сжатые сроки на Балтике был создан сильный военно-морской флот, позволившей России превратиться в морскую державу. К 1725 г. русский флот был одним из сильнейших на Балтике. В его состав входило 48 линкоров и фрегатов, 787 галер и других судов. Общая численность команд достигла 28 тыс. человек.

Устав 1720 г. стал важнейшим законодательным документом российского флота. По полноте содержания и глубине изложения он был наиболее совершенным для первой половины XVIII в. После доработки Морской устав Петра I был переиздан в 1724 г. и с незначительными изменениями действовал до 1797 г., когда был заменён новым, учитывавшим изменение представлений о способах ведения боя.

Лит.: Мудрость морского устава // Дыгало В. А. Российский флот: три века на службе Отечеству. М., 2007 .

См. также в Президентской библиотеке:

Книга Устав морской, : о всем, что касается доброму управлению, в бытности флота на море / Напечатася повелением Царского Величества. 5-м тиснением. СПб., 1778 ;

Страницы истории России Морские байки Из моих архивов

Гостевая книга Форум

Страницы истории России (документы)

Юности честное зерцало Светская жизнь и этикет Продолжение правил светской жизни и этикета, но уже в наши дни

«Устав морской» Петра I

Петровский «Устав морской» на 25 лет моложе петровского флота. Само его появление – свидетельство зрелости идеи регулярного военного флота России. Великий преобразователь сумел в кратчайший срок реформировать армию и создать отечественный флот. Нужны были корабли – он построил корабли. Нужны были люди – они появились: и иноземцы, и свои, питомцы Навигацкой школы. Но требовался и морской устав: без строгого регламента корабль не выйдет в море, не вступит в бой.

В предисловии к «Уставу морскому» государь Петр Алексеевич упоминает, как в 1668 году в селе Дединове на Оке был спущен на воду первый русский военный корабль «Орел» , и капитан судна, голландец Бутлер, представил тогда «корабельного строя письмо» - прообраз первого морского устава. К сожалению, судьба «Орла», как и этого документа, оказалась плачевной, устав Бутлера затерялся. Петру довелось начинать с чистого листа.

Уже в 1696 году, том самом, когда государева дума приговорила, что морским судам быть, появился и соответствующий документ – 16 статей для галерного флота. Он сыграл свою роль в Азовском походе и в абордажных сражениях на Балтике. Но введение в строй оснащенных артиллерией парусных кораблей, развитие линейного флота требовали соответственного руководства к плаванию и ведению боя. Одно за другим публикуются различные дополнения; так, в 1707 году выходит инструкция командирам брандеров и бомбардирских кораблей. Усложнившаяся практика жизнедеятельности флота обязывала свести все инструкции в один документ, способный быть руководством флоту на длительное время.

Посланные за границу петровские навигаторы отбирали материалы, связанные с вождением судов, организацией службы на борту, вникали в уставы передовых по тому времени флотов. Превосходным помощником Петра оказался Конон Зотов, сын Никиты Моисеевича Зотова, того самого, что был воспитателем юного Петра. В ранние годы, посланный в Англию обучаться потребным наукам, он избрал морское дело и для того поступил в английский флот. Отменный знаток корабельной службы, храбрый офицер, командовавший боевыми судами в схватках со шведами, он сыграл первенствующую роль в составлении петровского устава. Сам Петр лично писал артикулы, приводил в систему, оттачивал формулировки регламента. И неспроста, читая нынче устав, видишь во многих формулировках, словесных определениях, в самой конструкции речи энергичную, властную манеру Петра.

С петровским уставом моряки получили стабильный регламент для плавания и ведения боя, а также, при стоянках в гаванях, - регламент адмиралтейский.

Этот документ – «Устав морской» 1720 года – оказался на редкость долговечным. По нему российский флот плавал и воевал до самой Крымской войны и только во второй половине 19 века, когда пар оттеснил парус, и нарезные орудия встали на место гладкоствольных, вышел устав 1853 года.

В дальнейшем, по мере развития новой техники и тактики, появлялись и новые уставы. И в наше время корабельного устава «хватает» а десять лет. Но ряд положений петровского «Устава морского» миновал века и социальные перемены, вошел составной частью в современные уставы. Приведем, к примеру, артикулы, касающиеся боевого расписания. Оно – основа основ корабельной службы. Так было всегда, и так по сей день. И вот мы читаем в петровском уставе: «Капитан повинен разделить всех людей, которые будут на корабле, прежде чем выйдут в море, на три равные части для управления парусами и прочим, дабы каждый знал свое место. А для этого расписание иметь по кубрикам, а одно прибить к бизань-мачте. Кроме того, надлежит капитану распределять людей для боя, назначив их к пушкам, к мелкому ружью, к управлению парусами и прочего, как надлежит быть во время боя. Так, чтобы всякий человек, когда бы ни спрося, мог бы знать свою должность и место в бою». Таким образом, перед нами боевая организация корабля и боевые номера личного состава, те самые, которые и сегодня, пусть даже претерпев изменения по форме, хранят суть петровского устава.

И так в уставе определяются обязанности всех должностных лиц, напоминается в числе прочего, что матросу от пушкарской, а пушкарю от матросской работы не отговариваться, но друг другу помогать. Так от мала до велика рассматриваются все труды и обязанности на корабле, но превыше всего стоят в уставе артикулы о верности Отечеству, о запрете спускать флаги и сдавать корабль противнику или покидать место боя.

Петровский «Устав морской» - это не только исторический документ, любопытный для любителей старины, это и наглядная, живая связь времен. Интересно познакомиться с рядом артикулов и положений главной книги российских моряков, которые применимы и к нашим дням, и не только в службе морской.

«Устав морской» Петра I (выдержки)

Все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели.

Если кто свой мундир, ружье проиграет, продаст или в заклад отдаст, оный имеет в первый и в другой раз жестоко кошками и заплатою утраченного наказан. А в третье расстрелян или на галеру сослан быть.

Кто свое ружье бросит, оный шпицрутенами наказан жестоко будет.

Кто к неприятелю перебежит, того имя к виселице будет прибито, и оный, как нарушитель присяги, изменником публично объявлен имеет быть… и ежели он пойман будет, без всякой милости и процессу повесить его надлежит.

Которые во время боя оставят свои места, дабы укрыться, те будут казнены смертью. Такожды и те будут казнены, которые похотят сдаться или иных к тому будут подговаривать.

Ежели кто на вахте найдется спящ на пути едучи против неприятеля, ежели он офицер, лишен будет живота, а рядовой жестоко наказан будет биением кошками у шпиля.

Провиант определенный больным кто украдет и продаст, того с наказанием сослать на галеру. А кто съест, тот вчетверо заплатит и сверх того бит будет у мачты.

Кто пасквили или ругательские письма тайно сочиняет и тако кому бесчестие учинит, оному надлежит наказание такое учинить, что было довелось тому, про кого он писал, ежели он в том виноват был.

Запрещается офицерам и рядовым привозить женский пол для беседы их во время ночи, но токмо для свидания и посещения днем.

Никто не дерзнет никакого табаку или горячего вина и прочих заповедных питий для продажи на корабль привозить под потерянием всего того без повороту и сверх того наказанием по обстоятельству, по важности вины смотря.

    Кто лживую присягу учинит и в том явственном свидетельством обличен будет, оный с наказанием послан будет на галеру навечно.

    Все вызовы, драки и поединки наижесточайше запрещаются, таким образом, чтобы никто, хотя 6 кто он ни был, великого или низкого чина, прирожденный здешний или иноземец, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать на поединок с ним на пистолетах или на шпагах биться. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя кто из них будет ранен или умерщвлен или хотя оба не ранены от того отойдут. И ежели случится, что оба или один из них в таком поединке убит будет, то их и по смерти за ноги повесить. Такой же казни повинны и секунданты, которые при оных поединках будут.

    Капитан повинен разделить всех людей, которые будут на корабле, прежде чем выйдут в море, на три равные части для управления парусами и прочим, дабы каждый знал свое место. А для этого расписание иметь по кубрикам, а одно прибить к бизань-мачте. Кроме того, надлежит капитану распределять людей для боя, назначив их к пушкам, мелкому ружью, к управлению парусами и прочего, как надлежит быть во время боя. Так, чтобы всякий человек, когда бы ни спрося, мог знать свою должность и место в бою.

    Никто не дерзнет никакого табаку или горючего вина и прочих заповедных питий для продажи на корабль привозить под потерянием всего того без повороту и сверх того наказанием по обстоятельству, по важности вины смотря.


Штурманов во время баталии на верхнюю палубу не пущать, ибо они своим
гнусным видом, всю баталию расстраивают.

Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля
напиваются и дебош устраивают.

(Буду весьма признателен за дополнения и замечания)

Д о XVII века русские не имели специально военных судов и для переправы через реки, озера и т. п. пользовались небольшими беспалубными судами (ладьями, стругами и т. п.), на которых отваживались даже переплывать через Черное море (во времена Олега ). При царе Михайле Федоровиче был построен голштинцами первый военный корабль, "Фредерик", для охранения купцов от разбоев на Волге и Каспийском море; но, по выходе в Каспийское море, он погиб у берегов Дагестана. При царе Алексее Михайловиче был построен для той же цели, при помощи голландцев, корабль "Орел", сожженный в Астрахани Стенькой Разиным . Русское государство было в то время отрезано от всех почти морей и не имело возможности ознакомиться с судостроением, стоявшим уже на высокой степени развития в Западной Европе. Создание флота сделалось возможным лишь при таком энергичном государе, каким был Петр Великий , который дал России возможность утвердиться на трех морях. Ознакомившись с плаванием при помощи иностранцев, проживавших в Москве, причем он воспользовался старым английским ботом своего деда (1688), Петр заложил несколько судов, сначала в Переяславле, потом в Архангельске, и первый серьезный опыт с ним сделал во втором походе на Азов, который был взят исключительно при помощи построенного в Воронеже, "кумпанствами", флота. В это же время (1696) образован был первый орган морского управления - Корабельный (впоследствии Адмиралтейский) приказ. Изучив за границей морское дело, Петр, по возвращении в Россию, основал балтийский флот, частью купив корабли за границей, частью построив их в России, в Петербурге и Архангельске, в основанных здесь адмиралтействах. Для образования морских офицеров в 1701 г. основана в Москве "Школа математических и навигационных наук", впоследствии переведенная в Петербург и образовавшая нынешний "Морской кадетский корпус". Флот, начиная с 1713 г., успешно действовал в войне с Швецией; при помощи его был взят Гельсингфорс, в 1714 г. одержана победа при Гангуте; в 1719 г. адмирал Апраксин высадился на шведский берег и сильно разорил его; в 1720 г. галерный наш флот одержал победу при Гренгаме. В момент кончины Петра Россия имела около 40 кораблей, 10 фрегатов и до ста мелких судов и галер на Балтийском море, около ста судов на Каспийском море и несколько судов воронежской флотилии. Главнейшим типом судов были в то время корабли 2- или 3-дечные (40 - 100 пушек), фрегаты (до 30 пушек), пинки, гекботы, гукары (вроде корвета), шнявы (бриги, с 18 орудиями). Галерный (весельный) флот состоял из галер (до 130" длины) и скампавей (меньшего размера галера, с 1 пушкой большого калибра на носу и несколькими мелкими) и других мелких судов. Управление флота в 1717 г. было вверено Адмиралтейской коллегии (вместо Адмиралтейского приказа). В промежуток времени от Петра I до Екатерины II деятельность Российского флота проявилась в войне с Турцией при Анне Иоанновне, когда галерный флот и мелкие речные суда помогали Миниху ; затем флот принимал участие в войне с Швецией и отчасти в Семилетней войне. Царствование Екатерины II замечательно как по действиям русского флота, так и по преобразованиям в нем. В первой войне с Турцией русская эскадра, отправленная с Средиземное море под начальством графа Алексея Орлова , уничтожила турецкий флот в сражениях при Хиосском проливе и при Чесме (1770); также удачны были и оборонительные действия против турок в Черном море. Во время Второй турецкой войны в 1787 г. турки потерпели несколько поражений в Черном море (на Днепровском лимане, при Фидониси, в Керченском проливе, Гаджибее и Калиакрии). В войне с Швецией русский флот сразился со шведами при Гогланде (1788), при Ревеле (1790), при Стирсудине (Красногорское сражение) и два раза при Роченсальме. В царствование Екатерины заложены верфи в Севастополе (1783), Херсоне (1778), Николаеве (1789) и др. местах; судов построено в Санкт-Петербурге, Архангельске и Кронштадте - около 90 кораблей и 40 фрегатов, в Черном море - 14 кораблей и 50 фрегатов, кроме того, масса мелких и гребных судов. Введена была обшивка судов медью в подводной части. Было сделано много улучшений в быте офицеров и команды во время плавания и вообще в положении чинов морского ведомства. При Павле I бывшем генерал-адмиралом еще при жизни императрицы Екатерины, флот был предметом особенного внимания, направленного на детали внутренней его организации. Для улучшения кораблестроения было основано "Училище корабельной архитектуры", впоследствии преобразованное в "Морское инженерное училище"; для надзора за судостроением установлены должности "обер-серверов" в портах; упорядочено положение корабельных лесов; в более важных портах учреждены должности "главных командиров" и их управления. В 1798 г. Павел I утвердил "Штаты российских флотов", по которым положено было иметь в Балтийском море 45 кораблей, 19 фрегатов, гребных судов - 12 фрегатов, 30 плавучих батарей, 12 бомбардирских катеров, 200 канонерок и около 150 мелких судов; в Черном море - 15 кораблей, 10 фрегатов, гребных судов - 4 фрегата, 10 батарей и 100 канонерок. В царствование императора Александра I было образовано, в 1802 г., Министерство военных морских сил, переименованное в 1815 году в Морское министерство; коллегиальное управление (Адмиралтейская коллегия) заменено единоличным управлением министра. При министерстве был учрежден временно "комитет образования флота", значительно улучшивший внутреннюю организацию флота. В конце царствования Александра I Нахимов Константин Николаевич , сначала на правах министра, потом в качестве главного начальника флота и Морского ведомства. При нем успешно выполнен был переход от деревянных парусных судов к железным паровым, построены и приобретены первые крейсера, создан тип клицеров (небольших крейсеров, соединявших в себе хорошие парусные качества с качествами парового судна), построены броненосцы, создано минное дело (с 1874 г.), поставленное сразу на широкую ногу. Такие преобразования вскоре дали себя знать в Русско-турецкую кампанию, замечательную удачными минными атаками на Дунае. Уже в 1870 г. Россия вновь получила право иметь военные суда на Черном море. Первые броненосцы (поповки) оказались не особенно удачны, но последующие постройки дали возможность Черноморскому флоту вновь сделаться сильным защитником нашей южной окраины. Его характер - главным образом оборонительный, так как большая часть его составлена из броненосцев. Морское министерство после 1855 г. было три раза преобразовано, последний раз - в 1881 г. Главным начальником флота и Морского ведомства назначен великий князь Алексей Александрович , получивший в 1889 г. звание генерал-адмирала. О центральном управлении Морского ведомства см. Министерство морское (XIX, 361).

13 (24) января 1720 г. Петром I был утверждён первый российский Морской устав, разработка которого велась несколько лет при активном участии самого императора. Во введении к уставу, который заменил существовавшие ранее разрозненные документы, регламентировавшие отдельные стороны флотской жизни, разъяснялись причины его появления. «…Понеже сие дело необходимо нужное есть Государству (по оной присловице: что всякий Потентат, которой едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет. А который и флот имеет, обе руки имеет) того ради сей Воинской Морской Устав учиняли, дабы всякий знал свою должность, и неведением никто б не отговаривался».

Через три месяца, 13 (24) апреля 1720 г., с той же целью доведения положений нового документа до всех моряков Морской устав по царскому указу был издан отдельной книгой.


Устав Петра I состоял из пяти книг. Первая содержала положения о высшем командном составе военно-морского флота и статьи, определявшие тактику эскадры. Во вторую были включены постановления о старшинстве чинов, о почестях и внешних отличиях кораблей, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и флагах торговых...». Третья книга раскрывала организацию боевого корабля и обязанности приписанных к нему должностных лиц. Книга четвёртая состояла из шести глав, которыми регламентировались правила поведения на корабле, численность офицерских слуг согласно рангам, порядок раздачи провианта, способы определения возна­граждения за взятие неприятельских судов, боевые раны и выслугу лет, а также методы раздела добычи при захвате неприятельских судов. Книга пятая - «О штрафах» - представляла собой во­енно-морской судебный и дисциплинарный уставы. Также к Морскому уставу прилагались формы ведомостей судовой отчётности, книга сигналов и правила дозорной службы.

Появление в России Морского устава было связано с новым этапом истории страны. В ходе борьбы за выход к морю в самые сжатые сроки на Балтике был создан сильный военно-морской флот, позволившей России превратиться в морскую державу. К 1725 г. русский флот был одним из сильнейших на Балтике. В его состав входило 48 линкоров и фрегатов, 787 галер и других судов. Общая численность команд достигла 28 тыс. человек.

Устав 1720 г. стал важнейшим законодательным документом российского флота. По полноте содержания и глубине изложения он был наиболее совершенным для первой половины XVIII в. После доработки Морской устав Петра I был переиздан в 1724 г. и с незначительными изменениями действовал до 1797 г., когда был заменён новым, учитывавшим изменение представлений о способах ведения боя.

24 января 1720 года Петр I издал Указ о значении флота в системе вооруженных сил и о назначении морского устава, готовящегося к печати. В указе, в частности, говорилось: «понеже сие дело необходимо нужное есть государству (по оной присловице: что всякий потентат, которой едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет. А который и флот имеет, обе руки имеет) того ради сей воинской морской устав учиняли, дабы всякий знал свою должность, и неведением никто б не отговаривался».

Первый раз русские выдвинули 4 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры, и 1300 стругов, построенных на реке Воронеж, во время второго Азовского похода 1696 года против Турции. После завоевания крепости Азов, боярская дума обсудила рапорт Петра об этом походе и решила начать строительство Военно-Морского Флота 20 октября 1696 года. Именно эта дата считается официальным днем рождения регулярного Военно-Морского Флота России, корабли которого были построены на верфях Воронежского адмиралтейства.

Балтийский флот Российской империи был построен во время Великой Северной войны 1700-1721 годов. Строительство галерного флота было начато в 1702-1704 годах на нескольких верфях находящихся на эстуариях рек Сясь, Луга и Олонка. Для защиты завоёванных побережий и для атак на вражеские морские пути сообщения в Балтийском море был создан парусный флот из кораблей построенных в России и купленных в других странах. В 1703-1723 годах главная база балтийского флота находилась в Санкт-Петербурге, и после этого в Кронштадте. Новые базы были созданы в Выборге, Гельсингфорсе, Ревеле и Або. Вначале владимирский приказ управлял судостроительными делами, позднее эта функция была передана адмиралтейскому приказу.

В 1745 году Военно-Морской Флот имел 130 парусных кораблей включая в себя 36 линейных кораблей, 9 фрегатов, 3 шнявы, 5 бандер и 77 вспомогательных судов. Гребной флот состоял из 396 кораблей включая в себя 253 галеры и скампавеи и 143 бригантины. Корабли были построены на 24 верфях включая верфи в Воронеже, Казани, Переяславле, Архангельске, Олонце, Петербурге и Астрахани. Военно-морские офицеры происходили из дворян - матросы были рекрутами из простонародья. Срок службы во флоте был пожизненным. Молодые офицеры обучались в школе математических и навигационных наук основанной в 1701 году и часто посылались для обучения и практики за границу. Иностранцы часто Петр Iнанимались для военно-морской службы, например шотландец Томас Гордон - командир Кронштадтского порта.

В 1718 году была образована Адмиралтейств-коллегия - высший орган управления Военно-Морского Флота в России.

А вот принципы организации военно-морского флота, методы образования и практики для подготовки будущих кадров, а также и методы проведения военных действий впервые были прописаны Петром I в морском уставе 1720 года, который разрабатывался на опыте зарубежных стран. 13 апреля 1720 года документ был обнародован под названием «Книга устав морской, о всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море».

Первый в России Морской устав начинался манифестом императора, которым Петр I так определил причины его издания: «...сей воинский устав учинили, дабы всякий знал свою должность и неведением никто бы не отговаривался». Затем следовало «Предисловие к доброхот­ному читателю», за которым шел текст присяги для поступающих на военно-морскую службу, а также перечень всех кораблей и подразделений флота, табель комплектации судов различных классов.

Морской устав Петра I состоял из пяти книг. Книга первая содержала положения «О генерал-адмирале и всяком аншеф-командующем», о чинах его штаба. В документе были помещены статьи, определяющие тактику эскадры. Эти указания носили явный отпечаток воззрений голландских адмиралов той эпохи и отличались не очень жестким регламентированием правил и норм, которые вытекали из свойств и возможностей флотского оружия той поры в различных условиях морского боя. Подобная осторожность была предусмотрена, чтобы не стеснять инициативы командующих - это проходит через весь устав характерной чертой.

Книга вторая содержала постановления о старшинстве чинов, о почестях и внешних отличиях кораблей, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и флагах торговых...».

Книга третья раскрывала организацию боевого корабля и обязанности должностных лиц на нем. Статьи о капитане (командире корабля) определяли его права и обязанности, а также содержали указания о тактике корабля в бою. Последние имели ту особенность, что почти не касались тактики ведения одиночного боя, пре­дусматривая главным образом действия корабля в линии с другими судами.

Книга четвертая состояла из шести глав: глава I - «О благом поведении на корабле»; глава II - «О слугах офицерских, сколько кому иметь надлежит»; глава III - «О раздаче провианта на кораб­ле»; глава IV - «О награждении»: «...дабы всякий служащий во флоте ведал и был благонадежен, чем за какую службу на­гражден будет». Эта глава определяла награды за взятие неприятельских судов, вознаграждение раненных в бою и состарившихся на службе; главы V и VI - о разделении добычи при захвате неприятельских судов.

Книга пятая - «О штрафах» - состояла из 20 глав и представляла собой военно-морской Флот Петра Iсудебный и дисциплинарный уставы. Наказания отличались жестокостью, характерной для нравов того времени. За разные провинности предусматривались такие наказания, как «розстреляние», килевание (протаскивание провинившегося под днищем корабля), которое, как правило, заканчивалось для наказуемого мучительной смертью, «биение кошками» и так далее. «Ежели кто, стоя, на своей вахте, - говорилось в уставе, - найдется спящ на пути, едучи против неприятеля, ежели он офицер, лишен будет живота, а рядовой жестоко наказан будет кошками у шпиля.. А ежели оное случится не под неприятелем, то офицеру служить в рядовых один месяц, а рядовой спускай будет трижды с раины. Кто придет на вахту пьян, ежели офицер, то за первый раз вычетом на один месяц жалованья, за другой на два, за третий лишением чина на время, или вовсе по разсмотрению дела; а ежели рядовой, тот будет наказан биением у мачты».

К Морскому уставу были приложены формы ведомостей судовой отчетности, Книга сигналов и Правила дозорной службы. Морской устав Петра I с незначительными изменениями и дополнениями просуществовал до 1797 года и выдержал восемь изданий. По нему российский флот плавал и воевал до самой Крымской войны и только когда пар оттеснил парус, и нарезные орудия встали на место гладкоствольных, вышел новый устав 1853 года.