Чехов

Объективные причины социальных конфликтов. Социальные конфликты возникают по характеру причин их вызывающих. Причины социального конфликта

Не существует человеческой общности, в которой отсутствовали бы противоречия и столкновения между ее членами. К вражде и столкновениям человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству.

Соперничество часто выливается в открытые столкновения, в конфликты. Определим социальный конфликт, как попытку достичь вознаграждения путем отстранения, подчинения или даже физического устранения соперников. Конфликтами пронизана вся жизнь общества, и мы можем наблюдать их повсеместно — от элементарной драки или семейной ссоры до войн между государствами.

Причины социальных конфликтов можно разделить на две большие группы. Обозначим их как личностные и социальные. Эти две группы причин взаимозависимы.

Причинами социальных конфликтов может оказаться несовместимость интересов и целей соответствующих социальных групп. На наличие этой причины указывали Э. Дюркгейм и Т. Парсонс .

Причиной социальных конфликтов может стать несовместимость индивидуальных и общественных ценностей. У каждого индивида имеется набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Но при удовлетворении потребностей одних групп возникают препятствия, создаваемые другими группами. При этом проявляются противоположные ценностные ориентации, которые и могут стать причиной конфликта. Например, разное отношение к собственности: одни считают, что собственность должна быть государственной, другие выступают за частную собственность, третьи стремятся к кооперативной. При наличии определенных условий, сторонники разных форм собственности могут вступать в конфликт между собой.

Основными социальными предпосылками конфликтов являются:

1) Социальное неравенство — т. е. неравномерное распределение между членами общества и группами богатства, влияния, информации, уважения и других социальных ресурсов. Специалисты в области социологии конфликта отмечают, что социальная позиция людей и характер их притязаний зависят от доступа к распределению ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т. д.). Стремление к всеобщему равенству, как показала история, не может рассматриваться как благо, ибо приводит к уравниловке, угасанию многих стимулов творческой деятельности и инициативы.

Справедливости ради стоит отметить, что невозможно удовлетворить интересы и потребности всех желающих. Поэтому неравенство, в том числе и социальное , неустранимо. Конфликт же возникает при такой степени неравенства, когда оно расценивается одной из социальных групп как весьма значительное, препятствующее удовлетворению ее потребностей. Возникающая при этом социальная напряженность приводит к социальным конфликтам.


2) Социальная дезорганизация . Общество представляет собой систему, то есть организованную целостность, которая обладает способностью самопроизвольно адаптироваться к возникающим трудностям. Однако бывают настолько угрожающие кризисные ситуации, что социальная система впадает в состояние тотального хаоса и разлада. В таких случаях нарушается сложившийся привычный баланс между процессами разрушения и созидания, начинается коллапс общественного производства, кризис политической власти, обесцениваются и теряют свою привлекательность базовые идеологемы и принятые моральные и культурные нормы.

Наступает аномия — состояние неуправляемости — отсутствия норм. Отсюда вытекает рост агрессии, незащищенность жизни, собственности и достоинства граждан, обусловленная ослаблением социального контроля и правовой системы, дезорганизация общества и его правовых институтов. В такой ситуации государство и общество теряют способность сдерживать негативную энергию распада, и начинается своего рода «война всех против всех». Формируется конфликтогенная ситуация.

3) Культурная неоднородность — т. е. сосуществование в обществе различных систем ценностей, различных представлений о мире, разных поведенческих стандартов (ср. субкультуру уголовного мира с его специфическими ценностями, противоположными остальному законопослушному обществу).

Но социальные предпосылки сами по себе не обязательно приводят
к конфликтным столкновениям. Субъектами конфликтов в конечном итоге всегда являются конкретные люди — либо отдельные лица, либо люди, объединенные в группы. Для того чтобы социальные предпосылки конфликта действительно привели к конфликту, необходима личностная вовлеченность, осознание несправедливости сложившегося положения.

4) Объективные и субъективные причины возникновения социальных конфликтов связаны воедино в феномене социальной депривации .

С. В. Соколов определяет депривацию как противоречие между субъективными ожиданиями в отношении реализации собственных интересов и объективными возможностями их реализовать: «депривация — это расхождение между интересами-ожиданиями (состоянием сознания) субъекта и реальными возможностями их удовлетворения на практике» . Депривация ощущается индивидом как острое разочарование, переживается с чувством угнетенности, вызывает отчуждение индивида от общества, в котором он живет. Особенно болезненно воспринимается депривация, возникающая при хронической неудовлетворенности фундаментальных жизненных потребностей: потребности в безопасности, пище, лечении и т. д.

С другой стороны, отсутствие необходимого удовлетворения духовных потребностей тоже сопряжено с депривацией: например, верующие люди должны жить в соответствии со своими религиозными представлениями и нормами, иметь возможность молиться, ходить в храм, однако не всегда общество готово предоставить им это, как было в СССР в эпоху принудительного атеизма. Американские исследователи Ч. Глок и Р. Старк выделяют организмическую депривацию, испытываемую инвалидами и лицами, страдающими тяжелыми болезнями, степень тяжести которой может быть минимизирована в том случае, если общество заботится о физически неполноценных людях.

Депривация является причиной социального конфликта именно потому, что вызывает сильные негативные эмоции. Однако динамика развития депривации бывает разнонаправленной: ощущение депривации способно нарастать вплоть до формирования открытого конфликта; оно может сохраняться на том же уровне или снижаться.

Изменение состояния депривации происходит в том случае, если меняется в сторону расширения или сужения упомянутое выше рассуждение:

Либо если изменяются (сокращаются, примитивизируются, или наоборот, расширяются) потребности и интересы людей, а уровень их удовлетворения обществом остается прежним;

Либо если потребности и интересы остаются прежними, а объективный уровень их удовлетворения меняется; либо, наконец, если происходит изменение как потребностей, так и качества их удовлетворения.

При нарастании депривации соответственно растет и социальная напряженность: большие массы неудовлетворенных своей жизнью людей готовы идти на открытый конфликт согласно крылатой фразе из «Манифеста Коммунистической партии»: «Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей, приобретут же они весь мир». Конфликт становится в таком случае для депривированных групп единственным способом добиться более полного удовлетворения своих потребностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что основным личностным побудительным мотивом конфликта является неудовлетворенная потребность. Существует много разнообразных и весьма подробных типологий человеческих потребностей. Приводим здесь наиболее простую.

Потребности человека могут быть разделены на следующие группы:

1) потребности физического существования (пища, материальное благополучие, потребность в продолжение рода и т. д.);

2) потребность в безопасности;

3) социальные потребности (потребность в общении, признании, любви, уважении и др.);

4) высшие потребности (в творчестве, духовном росте и др.). Эти
потребности проявляются не у всех людей, но если они заявляют о себе, то способны оттеснить все остальные потребности, сводя их к минимуму.

Когда какая-либо потребность не находит удовлетворения, человек испытывает недовольство, беспокойство, страх и другие отрицательные эмоции. Чем дольше длится состояние неудовлетворенности, тем сильнее эти эмоции, тем тяжелее состояние человека.

Каким образом действует человек в ситуации неудовлетворенности? Возможны три варианта поведения:

1) можно отступить, перестать стремиться к удовлетворению потребности;

2) поискать обходной путь удовлетворения потребности;

3) путем агрессии добиться желаемого.

Третий путь чаще всего ведет к конфликтам (второй тоже чреват возникновением конфликтной ситуации, если он приводит к столкновению со сложившимися в обществе нормами). Объектом агрессии выступает тот объект, который препятствует удовлетворению потребности. Это может быть человек, группа, общество в целом (поскольку трудно напасть на все общество, агрессия направляется на лиц, «ответственных» за сложившуюся в обществе ситуацию). Тот, на кого направлена агрессия, отвечает агрессивным действием. Так возникает конфликт.

Объект агрессии может быть определен неправильно, т. е. виновником ситуации считается тот, кто таковым не является. Это явление называется ложной идентификацией и встречается очень часто. Ложная идентификация может возникнуть непроизвольно, как результат ошибки. Однако возможно манипулирование сознанием возбужденных людей, их натравливание на неугодных лиц или группы, предпринимаемые обычно теми, кому такая дезинформация выгодна.

Однако и неудовлетворенные потребности сами по себе не приводят
к конфликтам. Если человек или группа воспринимает свое подавленное, ущемленное положение как нечто обыденное, привычное, заложенное в самом «ходе вещей», то конфликт может и не возникнуть. В основе возникновения конфликта лежит осознание несправедливости сложившейся ситуации (естественно, с точки зрения заинтересованной стороны). Но и в таких условиях конфликт возникает не всегда. Неопределенность последствий будущего конфликта, страх возмездия, неорганизованность (если речь идет об общностях) препятствуют возникновению конфликтов.

Роль неудовлетворенных потребностей в возникновении конфликта очевидна, если мы имеем дело с конфликтом индивидов или небольших групп. Но если речь идет о конфликте государств? Какую роль играют «неудовлетворенные потребности» в этом случае? «Государство» само по себе не может ни принимать решений, ни вступать в конфликты.

Принимать решения, вступать в конфликты могут лишь люди. Политику любого государства также определяют конкретные люди — члены правительства, президенты и т. д. Именно они решают, что является «потребностью» того или иного государства в данный момент. Поэтому даже в таких глобальных конфликтах, как войны между государствами, значение личных побудительных мотивов весьма велико. Но применительно к таким случаям лучше говорить не об «удовлетворении потребностей», а о «защите интересов» субъектов конфликта (помня при этом о субъективном характере интерпретации этих интересов).

Общество с заложенным в его структуре социальным неравенством потенциально чревато конфликтами. В каждом обществе существуют группы, чьи потребности регулярно не удовлетворяются, а интересы игнорируются.

Общество провоцирует конфликты не только социальным неравенством. Каждое общество имеет определенные культурные модели, которым должны соответствовать его члены. Системы социальных ролей предписывают определенные типы поведений. Это ведет к тому, что люди, не соответствующие данным стандартам, оказываются либо в изоляции, либо в состоянии конфликта с социальной средой.

Степень конфликтности в обществе возрастает в ситуациях аномии, политических и экономических кризисов. Нестабильность ситуации и неопределенность норм ведут, во-первых, к тому, что все больше людей не удовлетворяют свои потребности, и, во-вторых, людям легче «перешагнуть» рамки дозволенного, поскольку эти «рамки» в аномичном обществе теряют четкость (примером может служить Россия постсоветского периода).

Важной чертой кризисных обществ является широкое распространение чувства незащищенности и страха. А это сопровождается ростом агрессивности, что не только провоцирует конфликты, но и ужесточает их характер.

СФЕРЕ

Общие и частные причины конфликтного взаимодействия

Причины возникновения конфликта всегда связаны с какими-то конкретными действиями участников или возникшими обстоятельствами.

Какие бы проблемы в их общении ни существовали, какие бы объективные ситуации ни возникали, в конечном счете вступают в конфликт конкретные люди. Выявить причину конфликта – это значит понять, что именно в

действиях или поведении участников привело к переходу их взаимодействия в конфликтные формы.

Причины конфликтного взаимодействия можно разделить на общие и частные.

Общие причины включают в себя:

Социально-экономическое положение;

Социально-демографическую обусловленность (возраст, национальность);

Социально-личностные (характер, темперамент, статус).

Частные причины :

Недовольство оплатой труда (социально-экономические причины);

Неблагоприятные условия;

Несоответствие прав и обязанностей;

Неритмичность работы;

Нарушение этики и т. д.

Понятие конфликтогена

Конфликтогены – факторы, способствующие возникновению и развитию конфликтов. К их числу относят слова, речь, интонации, а также невербальные (телесные) проявления (гримасы, агрессивные позы, жесты), действия (или бездействие), которые могут провоцировать возникновение или эскалацию конфликта.

Сюда же следовало бы отнести специфику восприятия и эмоционального реагирования. Если на агрессивный жест один человек реагирует так же агрессивно, а другой смотрит спокойно, на крик, повышение голоса один человек неминуемо повторяет ту же модель поведения, а другой, несколько отстраняясь, как будто это происходит не с ним, напротив, уменьшает тембр голоса, начинает говорить еще медленнее, ведь и результат такого взаимодействия будет разным. Один человек будет реагировать с повышенной бдительностью, видеть во всем личную угрозу (о таких людях часто говорят, что они тревожны, мнительны__________), а другой, используя юмор, «нейтрализует» ситуацию. Естественно, и конечный результат таких взаимодействий будет отличаться.

Кроме того, есть такой показатель, как условия, которые могут стимулировать или тормозить возникновение конфликтов. Под условиями обычно понимают те обстоятельства или факторы, которые влияют на саму

возможность его возникновения и определяют характеристики явления.

Условия конфликта, входящие в число его структурных характеристик, включают в себя условия его возникновения и условия его протекания.

Под условиями возникновения конфликта понимают объективные особенности внешней ситуации, которые считаются существенными для возникновения конфликта. Описывая причины социальных конфликтов, Р.

Дарендорф, например, пишет о «технических условиях» (появление руководящих лиц в подгруппах), «политических» (возможность организации противоположных интересов) и «социальных» условиях возникновения конфликтов (возможности общения и увеличение числа членов подгрупп). В возникновении социальных явлений, как правило, существенную роль играют факторы, связанные с людьми (с их особенностями). И в этом случае очень трудно или даже невозможно определить те факторы, которые могут рассматриваться как необходимые или достаточные для возникновения конфликта.

В межличностных ситуациях можно говорить об отношениях людей.

Любая ситуация взаимодействия при этом независимо от отношения людей к ней или оценки своих отношений характеризуется взаимозависимостью людей – позитивной (кооперативная ситуация) или негативной (конкурентная ситуация). Стремится ли индивид к правде и справедливости, или он любыми способами хочет достичь своей цели, готов ли он к тому, чтобы услышать «правду и справедливость» другой стороны, может ли учитывать не только свои переживания, но и чувства другого? Как гласит русская пословица: «Чтобы понять друг друга, надо вместе съесть пуд соли».

Иногда люди не один год едят эту соль и не один пуд ее уже съели, но понимание так и не приходит к ним. Известно, что есть семьи, можно сказать построенные на любви – ненависти. Супруги постоянно воюют друг с другом, причиняя множество неудобств, создавая друг другу много проблем, но при этом остаются вместе, продолжая так «любить». Бывают и другие ситуации, когда люди принимают решение быстро и категорично. Все в их жизни происходит, как в песенке из фильма «Карнавальная ночь»: «Но бывает, что минута все меняет очень круто, все меняет раз и навсегда».

Известны случаи, когда люди разводились, делили все до мелочей, а потом не могли вспомнить, что послужило причиной этого события. Более того, по прошествии времени обе стороны с сожалением говорили о том, что зря потеряли друг друга. Правда, бывают ситуации, когда гибкость сторон, в противовес предыдущему примеру, приобретает какие-то причудливые очертания. Мне знакома пара, которая официально разводилась четырежды, и трижды они снова расписывались. Последний раз оказался роковым – они расстались окончательно. Это уже трудно назвать гибкостью и совсем нельзя считать толерантностью.

Конфликтогены и сопутствующие условия делают свое дело, если мы не умеем управлять ситуацией. Сами люди могут не рассматривать свои отношения как противоречивые или конкурентные, однако считается, что объективно именно конкурентные отношения являются одним из условий, способствующих возникновению конфликтов. Известно, что с появлением в семье второго ребенка, все внимание отдается маленькому, а старший, который тоже может быть небольшим, начинает страдать, обижаться и конфликтовать. Сам того не понимания, он попадает в ситуацию конкуренции.

Разнообразные соревнования внутри группы или между группами также создают благоприятные условия для возникновения конфликтов. Когда детей в детском саду вовлекают в игры соревновательного типа «Кто дальше?», «Кто больше?», «Кто смелее?» и т. д., необходимо понимать, что эти игры закладывают условия для будущих конфликтов, что соревнования активизируют детей. Какой же выход из этой противоречивой ситуации?

Использовать соревновательные игры необходимо, но в них обязательно должны быть элементы, ориентированные на учет интересов партнера, требующие взаимодействия с ним, к примеру, игры в футбол, баскетбол и т. д. предполагают конкуренцию и сотрудничество одновременно. Как показывает анализ, детские игры, в которых присутствует такая идея (невозможно выиграть, если не учитывать партнера), эффективны для воспитания толерантности.

Как правило, тесные контакты между людьми (например, супружеские отношения) потенциально содержат в себе и множественные виды кооперативных связей, и одновременно – в явном или скрытом виде противоречия в целях и интересах. Отсюда ясно, что в этих отношениях обязательно будут конфликты. Поэтому, когда люди говорят, что в их семье не бывает конфликтов, стоит задуматься о правдивости этих высказываний или подумать об искренности отношений. Иными словами, эти люди либо что-то скрывают, либо отношений попросту нет, и в целом они сохраняют только видимость семейных отношений. Не следует только забывать, что форма внешнего проявления конфликтов здесь очень важна. Люди воспитанные и толерантные используют внешне более приемлемые формы и не столь сильно травмирующие.

Типы конфликтогенов .

1. Стремление к превосходству:

Прямое заявление (приказание, угроза, замечание, отрицательная оценка чего-либо, критика, насмешка, обвинение и т. д.);

Снисходительное отношение (проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности);

Хвастовство – восторженный рассказ о своих успехах;

Навязывание своих советов;

Перебивание собеседника;

Напоминание о каких-либо проигрышных для собеседника ситуациях;

Перекладывание ответственности на другого человека, особенно если есть уверенность, что он не сделает;

Просьба одолжить денег.

2. Проявление агрессии.

3. Проявление эгоизма.

Основные причины возникновения конфликтов в деятельности специалиста социальной работы

Основная причина социальных конфликтов заключена в дефиците жизненных ресурсов, сложности их перераспределения. Социальная работа своей главной целью имеет не только удовлетворение интересов определенной части общества, но прежде всего направлена на развитие и укрепление общества. В процессе социальной работы происходит выявление, предупреждение, оптимизация конфликтов на внутриличностном, межличностном, личностно-групповом уровне, а также на уровне индивид –

общество.

Специалист социальной работы оказывает помощь своему клиенту в преодолении конфликта, участником которого он стал. Выступая на стороне клиента, защищая его потребности и интересы, социальный работник порой вынужден вступать в конфликтные отношения с другими субъектами конфликта, представленными официальными или неофициальными лицами, учреждениями. В процессе отношений с клиентом между ним и социальным работником может возникнуть конфликт, если появится противоречие между целями и потребностями. Клиент не соглашается на изменения, так как они требуют от него значительных усилий, энергетических затрат, отказа от выбранной им и ставшей привычной модели жизни и образа мышления.

Действия социального работника направлены на изменения и достижения перемен, т. е. они изначально содержат в себе возможность сопротивления другой стороны, возможность возникновения в процессе изменений конфликта. Овладение знаниями и навыками эффективного управления и разрешения конфликта, методами его предупреждения, переводом деструктивных отношений в конструктивные, а также умение использовать жесткие методы при разрешении конфликтной ситуации стали актуальными для социального работника, стремящегося достигнуть высокого уровня профессионализма.

Личностные причины конфликтов

Личностные причины конфликтов являются наиболее сложными. Чаще всего субъекты конфликта не осознают их влияния, относя к причинам конфликта только предметные противоречия. Самые многочисленные конфликты в основном вообще беспредметны. Они выступают как вещи в себе, являются не средствами достижения цели, а самоцелями, заключающимися в выпуске на волю эмоций. Различия в происхождении, воспитании, образовании, опыте, представлениях и ценностях, манере поведения воздвигают порой непреодолимые преграды к взаимопониманию, выступая как конфликтогены

«Бунтарское» поведение подростков, соответственно окрашивающее их отношения с родителями, само по себе может стать причиной осложнений и конфликтов в семье. Основной проблемой взаимоотношений подростков и их

родителей являются трудности передачи культурных норм и представлений

от одного поколения к другому.

В качестве личностных причин конфликтов могут выступать ущемление потребностей одного из участников конфликта, противоречия в интересах, несоответствие ценностных установок, нарушение в системе отношений, а также различие во мнениях.

Потребность - состояние субъекта конфликта, связанное с испытываемой им нуждой в объекте конфликта и выступающее источником его активности. Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности субъектов конфликта.

Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности. Мотивы становятся формой проявления потребности.

Мотивы конфликта - истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту. Если при удовлетворении потребностей деятельность человека, по сути, зависима от предметного содержания потребности, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собственной активности субъекта. Поэтому раскрывающаяся в поведении личности система мотивов разнообразнее и подвижнее, чем потребности, составляющие ее суть.

Конфликтогенность потребностей зависит от их места в иерархии. А. Маслоу предположил, что все потребности человека организованы в иерархическую систему согласно степени их доминирования. Он расположил потребности в следующем порядке:

Физиологические потребности;

Потребности в безопасности и защите;

Потребности в принадлежности и любви;

Потребности в самоуважении;

Потребности в самоактуализации, или потребности в личностном развитии.

В основе этой системы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек сможет осознать наличие и мотивированность потребностей, расположенных вверху.

Удовлетворение потребностей делает возможным осознание потребностей, расположенных выше верхнего уровня, и их участие в мотивации.

Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены, прежде чем возникнут потребности в безопасности; физиологические потребности и потребности в безопасности и защите должны быть удовлетворены до некоторой степени, прежде чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности в принадлежности и любви. Чем больше уровней потребностей удовлетворено, тем менее конфлик-тогенно общение с данным субъектом.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей А. Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и индивид одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей.

Индивиды не просто удовлетворяют одну потребность за другой. Они одновременно и частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их.

Следует также отметить, неважно, насколько высоко продвинулся индивид в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной степени удовлетворены.

Потребности и мотивы лежат в основе формирования интересов субъектов конфликта. В общем понимании интерес - это форма проявления потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей

деятельности__________, это то, что побуждает участника конфликта занять свою позицию.

Интересы способствуют ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Субъективно интересы обнаруживаются в эмоциональном тоне, во внимании к объекту конфликта. Удовлетворение интереса не всегда ведет к его угасанию, оно может вызывать новые интересы. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении действий, которые сами по себе интереса не вызывают, но выполнение которых является условием реализации интересующей оппонентов деятельности.

Социальный интерес выступает основой интеграции общества. Он характеризуется готовностью к вкладу в общее благосостояние, готовностью проявлять доверие, заботу, сострадание, готовностью к ответственному выбору, творчеству, близости, сотрудничеству и включенности. В рамках общественных отношений социальные интересы выражают взаимную зависимость людей в первую очередь в сфере материального производства, обмена, распределения и потребления. Формирование социального интереса

Одна из основных задач профессиональной деятельности социальных

Одновременно с разделением труда появляются противоречия между интересами индивидов и общим интересом. Подобная противоречивость выступает в виде «тождества противоположностей», раскрывая взаимосвязь интересов как единство многообразного. Поскольку ни общий интерес не в состоянии включить в себя все богатство индивидуальных интересов, ни отдельный интерес отразить в себе полноту общего интереса, появляется объективная необходимость в нахождении со стороны управленческих структур разумного и приемлемого для различных социальных сил компромисса.

Интерес вызывают объекты, обладающие определенной ценностью для субъектов конфликта.

Понятие ценность используется для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе идеалы и выступающих благодаря этому эталоном должного; реальной, практической значимости явлений материального и духовного мира. Личностные ценности являются одним из источников мотивации поведения субъектов конфликта.

Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархи личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность. Личностные ценности отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида. В частности, одним из основных показателей сплоченности группы является ценностно-ориентационное единство.

Высокой конфликтогенностью обладают форма и качество отношений между потенциальными субъектами конфликта.

Конфликтные отношения - это взаимосвязи между субъектами конфликта, возникающие в процессе взаимодействия. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений индивидов однозначно формирует соответствующую систему внутренних отношений личности. Существует определенный тип людей, вносящих раздор в отношения вследствие присущего им конфликтного поведения.

Конфликтное поведение - совокупность поступков и действий, осуществляемых субъектом конфликта с целью реализации его намерений в конфликтной ситуации. На основе типологии акцентуаций характера К.Леонгарда можно выделить п ять ти п о в к о нфл и ктных л и ч н о сте й: демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный и «бесконфликтный».

Личность демонстративного типа хочет быть всегда в центре внимания, стремится хорошо выглядеть в глазах других. Отношение индивида этого типа к людям определяется тем, как они к нему относятся.

Ему легко даются поверхностные конфликты, в которых он любуется своими

страданиями и стойкостью.

Индивид ригидного типа

Личность неуправляемого

Личность сверхточного типа

Личность бесконфликтного типа

Мнение - это состояние сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) субъекта конфликта к событиям и фактам действительности, к деятельности оппонентов. В своих взаимоотношениях с миром личность проявляет себя как активная система. Она не только отвечает на внешние воздействия, но и сама активно и целенаправленно воздействует на окружающее.

Движущие силы развития личности, лежащие в основе ее активности, связаны с двумя тенденциями: стремлением человека к избавлению от напряжения, достижению равновесия со средой (редукция напряжения) и стремлением к созданию напряжения. Диалектика этих двух тенденций личности является основным источником активности человека. Нарушение определенного баланса тенденций часто свидетельствует о психологических проблемах личности или начале социальной дезадаптации.

с п о с о б а такого в з а имо д е й ств и я: компенсацию,

противостояние и объединение.

компенсация. Одна подсистема может компенсировать слабость другой. Отношения компенсации возможны и между функциями (в том числе социальными). К. Г. Юнг иллюстрирует компенсацию, раскрывая суть противоположно направленных экстраверсии и интроверсии. Если, например, доминирующей сознательной установкой является экстраверсия, то на бессознательном уровне она будет компенсироваться через развитие вытесненной интровертированной установки, т.е. при фрустрации экстравертированной установки интровертированная установка начинает доминировать. Поэтому периоды активного экстравертированного поведения сменяются периодами интровертированного поведения и такая смена является вполне естественной. Более того, абсолютно экстравертированное или абсолютно интровертированное поведение в принципе невозможно у здоровой, полноценно функционирующей личности.

Компенсация как способ взаимодействия подсистем личности обеспечивает своеобразный баланс между противоположными элементами.

противостояние. Противостояние проявляется в том, что подсистемы или тенденции вступают в конфликт, за счет которого создается напряжение, порождающее энергию. Многие исследователи исходили из того, что оппозиции возникают в человеке повсеместно: между интеллектом, волей и эмоциями (А. Ф.Лазурский); между интериоризацией и экстериоризацией (Б. Г.Ананьев); в проявлении каждой личностной черты (Г. Кеттел) и т.д. Напряжение, возникающее внутри системы, точнее его специфика, определяет сущность самой личности на данном этапе функционирования.

объединение. Полярные феномены не только противостоят друг другу или существуют на основе взаимокомпенсации, но и притягиваются и стремятся друг к другу. Их объединяет то, по поводу чего они возникли. Объединение противоположных подсистем не есть просто их сумма. Это единство достигается за счет трансцендентной функции, проявление которой завершается синтезом противоположных систем с порождением нового качества или характеристики (например, появление нового смысла деятельности или

существования).

Смысловой контекст редуцирует многие виды напряжений внутри личности. Напряжения могут редуцироваться посредством субординационного или координационного принципа построения структуры личности (по Б.Г.Ананьеву). При реализации субординационного принципа более сложные и общие подсистемы личности подчиняют себе более простые. Координационный принцип реализуется во взаимодействии амбивалентных подсистем на нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, в которых он любуется своими страданиями и стойкостью.

Индивид ригидного типа подозрителен, обладает завышенной самооценкой. Он постоянно требует подтверждения собственной значимости. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Личность неуправляемого типа импульсивна и недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Часто в запале он не обращает внимания на общепринятые нормы поведения.

Личностьсверхтонного типа предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, обладает повышенной тревожностью. Такой человек иногда может вдруг разорвать отношения с друзьями, знакомыми, потому что ему кажется, что его обидели.

Личность бесконфликтного типа обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречива, излишне стремится к компромиссу.

Разногласия во мнениях также являются конфликтогенным фактором.

Мнение - это состояние сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) субъекта конфликта к событиям и фактам действительности, к деятельности оппонентов. В своих взаимоотношениях с миром личность проявляет себя как активная система. Она не только отвечает на внешние воздействия, но и сама активно и целенаправленно воздействует на окружающее.

Движущие силы развития личности, лежащие в основе ее активности, связаны с двумя тенденциями: стремлением человека к избавлению от напряжения, достижению равновесия со средой (редукция напряжения) и стремлением к созданию напряжения. Диалектика этих двух тенденций

личности является основным источником активности человека. Нарушение определенного баланса тенденций часто свидетельствует о психологических проблемах личности или начале социальной дезадаптации.

В целом внутренние противоречия личности рассматриваются как один из основных побудителей саморазвития.

Человек как индивид, личность и субъект деятельности выступает в качестве целостной, интегрированной, активной и амбивалентной системы, способной к саморазвитию.

Амбивалентность личности представляет собой взаимное дополнение и взаимную компенсацию разнонаправленных личностных тенденций, качеств,

особенностей, проявлений в деятельности и поведении. Амбивалентные тенденции (подсистемы, особенности, черты), присущие человеку, взаимодействуют различными способами. К. Г. Юнг выделил три доминирующих с п о с о б а такого в з а имо д е й ств и я: компенсацию, противостояние и объединение.

Первый способ взаимодействия - компенсация. Одна подсистема может компенсировать слабость другой. Отношения компенсации возможны и между функциями (в том числе социальными). К. Г. Юнг иллюстрирует компенсацию, раскрывая суть противоположно направленных экстраверсии и интроверсии. Если, например, доминирующей сознательной установкой является экстраверсия, то на бессознательном уровне она будет компенсироваться через развитие вытесненной интровертированной установки, т.е. при фрустрации экстравертированной установки интрвертированная установка начинает доминировать. Поэтому периоды активного экстравертированного поведения сменяются периодами интровертированного поведения и такая смена является вполне естественной. Более того, абсолютно экстравертированное или абсолютно интровертированное поведение в принципе невозможно у здоровой, полноценно функционирующей личности.

Компенсация как способ взаимодействия подсистем личности обеспечивает своеобразный баланс между противоположными элементами.

Вторым способом взаимодействия разнонаправленных подсистем является противостояние. Противостояние проявляется в том, что подсистемы или тенденции вступают в конфликт, за счет которого создается напряжение, порождающее энергию. Многие исследователи исходили из того, что оппозиции возникают в человеке повсеместно: между интеллектом, волей и эмоциями (А.Ф.Лазурский); между интериоризацией и экстериоризацией (Б. Г.Ананьев); в проявлении каждой личностной черты (Г. Кеттел) и т.д. Напряжение, возникающее внутри системы, точнее его специфика, определяет сущность самой личности на данном этапе функционирования.

Третий способ взаимодействия - объединение. Полярные феномены не только противостоят друг другу или существуют на основе взаимокомпенсации, но и притягиваются и стремятся друг к другу. Их объединяет то, по поводу чего они возникли. Объединение противоположных подсистем не есть просто их сумма. Это единство достигается за счет трансцендентной функции, проявление которой завершается синтезом противоположных систем с порождением нового качества или характеристики (например, появление нового смысла деятельности или существования).

Смысловой контекст редуцирует многие виды напряжений внутри личности. Напряжения могут редуцироваться посредством субординационного или координационного принципа построения структуры личности (по Б.Г.Ананьеву). При реализации субординационного принципа более сложные и общие подсистемы личности подчиняют себе более простые. Координационный принцип реализуется во взаимодействии амбивалентных подсистем на паритетных началах, допуская относительную автономию каждого из них. В. Франкл отмечал, что в жестких условиях концентрационного лагеря заключенные выживали благодаря именно духовной активности, в то время как люди, утратившие смысл, даже при наличии физического здоровья, очень быстро погибали. Выживали те заключенные, у которых сложное редуцирование значительно преобладало над простым редуцированием.

Даже если личность не в состоянии изменить обстоятельства своей жизни, она может изменить свое отношение к ним.

Социальный конфликт

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.

В области научного знания существует отдельная наука, посвящённая конфликтам - конфликтология . Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Вместе с этим, конфликт является важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточкой социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта. Если интересы разнонаправлены и противоположны, то их противостояние будет обнаруживаться в массе самых разных оценок; они сами найдут для себя «поле столкновения», при этом степень рациональности выдвигаемых притязаний будет весьма условной и ограниченной. Вполне вероятно, что на каждом из этапов развертывания конфликта он будет сосредоточен в определенной точке пересечения интересов.

Причины социальных конфликтов

Причина социальных конфликтов кроется в самом определении - это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает тогда, когда одна сторона конфликта стремится к осуществлению своих интересов в ущерб другой.

Типы социальных конфликтов

Политические конфликты - это конфликты, причиной которых является борьба за распределение власти, доминирование, влияние и авторитет. Они возникают из различных интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, распределения и реализации политико-государственной власти. Политические конфликты имеют прямое отношение к завоеванию ведущих позиций в институтах и структурах политической власти.

Основные виды политических конфликтов:

конфликт между ветвями власти;

конфликт внутри парламента;

конфликт между политическими партиями и движениями;

конфликт между различными звеньями управленческого аппарата и т. д.

Социально-экономические конфликты - это конфликты, причиной которых являются средства жизнеобеспечения, использование и перераспределение природных и иных материальных ресурсов, уровень заработной платы, использование профессионального и интеллектуального потенциала, уровень цен на товары и услуги, доступ и распределение духовных благ.

Национально-этнические конфликты - это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп.

Согласно классификации типологии Д. Катца различают:

конфликт между косвенно конкурирующими подгруппами;

конфликт между непосредственно конкурирующими подгруппами;

конфликт внутри иерархии по причине вознаграждения.

Основные аспекты социальных конфликтов.

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. - М.: Центр, 1996., с. 117.Английский социолог Э. Гиденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания - конфликтологии. Конфликты классифицируются по своей структуре и по направлениям исследований.

Социальный конфликт - это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой делает невозможным реализацию ее целей и интересов.

Основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы. Крупный конфликтолог Р. Дорендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп. 1). Первичные группы - непосредственные участники конфликта. Которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей. 2). Вторичные группы - стремятся быть незамешанными непосредственно в конфликт. Но вносят свой вклад в разжигание конфликта. На стадии обострения они могут стать первичной стороной. 3). Третьи силы заинтересованы в разрешении конфликта.

Предмет конфликта - это и есть основное противоречие из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство.

Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной стадии в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого поведения.

Большое внимание уделяется понятию “сила” участников конфликтов. Сила - это способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнородных компонентов:

Физическую силу, включая технические средства, применяемые как инструмент насилия;

Информационно цивилизованную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих оппонента, и т.п.;

Социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т.д.);

Прочие ресурсы - деньги, территория, лимит времени, число сторонников, и т.д.

Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликтов, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.

Немаловажное влияние на развитие конфликтных отношений оказывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых протекают конфликтные процессы. Среда может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором.

1.1.Классификация конфликтов.

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом.

1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.

2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.

3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместное координированные действия) вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, формировать группу, облегчающую действия в конфликте.

4. Конфликт принадлежности. Происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.

5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные . К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных форм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины - это характерные черты рационального конфликта. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели - улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей. Стороны приходят к соглашению, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт разрешается.

Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называют эмоциональным. С момента появления эмоционального конфликта в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы.

Развитие эмоционального конфликта непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Чаще всего такой конфликт прекращается после появления в ситуации новых людей или даже новых поколений. Но некоторые конфликты (например, национальные, религиозные) могут передавать эмоциональный настрой и другим поколениям. В этом случае конфликт продолжается достаточно длительное время.

1.2.Характеристика конфликтов.

Несмотря на многочисленные проявления конфликтных взаимодействий в социальной жизни, все они обладают рядом общих характеристик, изучение которых позволяет классифицировать основные параметры конфликтов, а также выявить факторы, влияющие на их интенсивность. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта, острота конфликта, его длительность и последствия. Рассматривая эти характеристики, можно определить сходство и различия в конфликтах и особенности их протекания.

Причины конфликтов.

Определения понятия характера конфликта и последующий анализ его причин имеет важное значение в изучении конфликтных взаимодействий, так как причина является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Ранняя диагностика конфликта в первую очередь направлена на отыскание его реальной причины, что позволяет осуществлять социальный контроль за поведением социальных групп на предконфликтной стадии.

Последствия социального конфликта.

Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой - являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.

Так, многие считают, что общество и отдельные его элементы развиваются в результате эволюционных изменений, т.е. в ходе непрерывного совершенствования и возникновения более жизнеспособных социальных структур на базе накопления опыта, знаний, культурных образцов и развития производства, и вследствие этого предполагают, что социальный конфликт может носить только негативный, разрушительный и деструктивный характер.

Другая же группа ученых признает конструктивное, полезное содержание всякого конфликта, так как в результате конфликтов появляются новые качественные определенности. По мнению сторонников этой точки зрения, любой конечный объект социального мира с момента своего зарождения несет в себе собственное отрицание, или собственную гибель. По достижении определенной границы или меры, в результате количественного роста противоречие, несущее отрицание, вступает в конфликт с существенными характеристиками данного объекта, в связи с чем образуется новая качественная определенность.

Конструктивный и деструктивный пути конфликта зависят от характеристик его предмета: размера, ригидности, централизованности, взаимоотношения с другими проблемами, уровня осознанности. Конфликт нарастает, если:

увеличиваются конкурирующие группы;

это конфликт по поводу принципов, прав или личностей;

разрешение конфликта образует значимый прецедент;

конфликт воспринимается как выигрышно-проигрышный;

взгляды и интересы партий не связаны;

конфликт плохо определен, неспецифичен, расплывчат. 11 Социальный конфликт: современные исследования. Под ред. Н.Л. Полякова // Реферативный сборник. - М, 1991, с. 70.

Частным последствием конфликта может явиться усиление группового взаимодействия. Поскольку интересы и точки зрения внутри группы время от времени изменяются, необходимы новые лидеры, новая политика, новые внутригрупповые нормы. В результате конфликта возможно скорейшее внедрение нового лидерства, новой политики и новых норм. Конфликт может оказаться единственным выходом из напряженной ситуации.

Разрешение конфликта.

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причины. В этом случае конфликт вспыхивает вновь.

Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта. При рациональном конфликте устранение причины с неизбежностью приводит к его разрешению, но для эмоционального конфликта наиболее важным моментом изменения конфликтной ситуации следует считать изменение установок соперников относительно друг друга.

Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.

Социальный конфликт может быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей подавляющий перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника. Во всех этих случаях непременно происходит изменение конфликтной ситуации.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный анализ его причин. А это предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. Проведенный под таким углом зрения анализ позволяет очертить “деловую зону” конфликтной ситуации. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонам конфликта надо стремится освободиться от враждебности и недоверия друг к другу. Достичь такого состояния возможно на основе цели, значимой для каждой группы на более широкой основе. Третьим, непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры с участием третьей стороны и т.д.

Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта: 1) во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов; 2) стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности; 3) стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу; 4) участники переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями; 5) все участники переговоров должны проявлять склонность к

2. Социальные конфликты в современном обществе.

В современных условиях, в сущности, каждая сфера общественной жизни рождает свои специфические виды социальных конфликтов. Поэтому можно говорить о политических, национально-этнических, экономических, культурных и других видах конфликтов.

Политический конфликт - это конфликт по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Этот конфликт может носить скрытый или открытый характер. Одной из ярких форм его проявления в современной России является длящийся на протяжении всего времени после распада СССР конфликт между исполнительной и законодательной властью в стране. Объективные причины конфликта не устранены, и он перешел на новую стадию своего развития. Отныне он реализуется в новых формах противостояния Президента и Федерального Собрания, а также исполнительной и законодательной власти в регионах.

Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические конфликты - конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего это конфликты, связанные со статусными или территориальными претензиями. Также значительную роль играет проблема культурного самоопределения тех или иных национальных общностей.

Большую роль в современной жизни России играют социально-экономические конфликты, то есть конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам.

Социальные конфликты в различных сферах общественной жизни могут протекать в форме внутриинституциональных и организационных норм и процедур: дискуссий, запросов, принятия деклараций, законов и т.п. Наиболее яркой формой выражения конфликта являются различного рода массовые действия. Эти массовые действия реализуются в форме предъявления требований к власти со стороны недовольных социальных групп, в мобилизации общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных программ, в прямых акциях социального протеста. Массовый протест - это активная форма конфликтного поведения. Он может выражаться в различных формах: организованного и стихийного, прямого или косвенного, принимая характер насилия или системы ненасильственных действий. Организаторами массовых протестов выступают политические организации и так называемые “группы давления”, объединяющие людей по экономическим целям, профессиональным, религиозным и культурным интересам. Формами выражения массовых протестов могут быть такие, как: митинги, демонстрации, пикетирования, кампании гражданского неповиновения, забастовки. Каждая из этих форм употребляется в определенных целях, является эффективным средством решения вполне конкретных задач. Поэтому, выбирая форму социального протеста, его организаторы должны четко осознавать, какие конкретные цели ставятся перед этой акцией и какова общественная поддержка тех или иных требований.

Социология как наука. Учебное пособие

X. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

1. Понятие, причины и виды социальных конфликтов. 2. Массовые действия. Социальные движения.

Основные понятия Аномия, конфликтный социум, антагонизмы, кризис системы, контрдействия, нарушение механизма стабилизации системы, консенсус, нейтрализация оппонента, бифуркация, компромисс, латентность, деловая зона, постконфликтный синдром, максимализм сторон, фрустрация, общественное настроение. Цель информации: дать студентам представление о природе, динамике, субъектах и способах разрешения социальных конфликтов в обществе.

Рекомендации Первый вопрос. При изучении природы, сущности и участниках социальных конфликтов найдите в литературе их определения, и постарайтесь на конкретных примеров существующих в мире конфликтных систем (общества, группы, социального института) выяснить мотивы и предпосылки вызревания в обществе социальной напряжённости. Тщательно изучите основы теории современной западной конфликтологии и попытайтесь осуществить сравнительный анализ наиболее распространённых в социологии конфликтных парадигм. При изучении закономерностей функционирования социальных систем, сосредоточьте внимание на понятии кризисный социум и рассмотрите процессы интеграции и дезинтеграции, дифференциации интересов, стратификации, функциональные и дисфункциональные системы, стихийные и целенаправленные конфликты. Особое внимание следует уделить концепциям конфликтного социума К. Маркса, Р. Дарендорфа, Л. Козера и др. Второй вопрос целесообразно рассмотреть методом сравнительного анализа многочисленных видов массовых социальных движений и действий, раскрыть диалектический характер их взаимодействия, взаимообусловленности, объяснить характер, направленность, движущие силы современных формальных и неформальных массовых движений. Иерархию массовых движений и современное состояние массового сознания полезно проанализировать на основе изучения политической жизни российского общества.

Понятие, причины и виды социальных конфликтов Конфликты всегда были неотъемлемой частью жизни общества. Конфликт- это столкновение между людьми или большими социальными группами, которое выступает как повсеместное явление, т.е. любое общество подвержено конфликтам. Они могут привести к разрушению не только экономических или политических систем, но и самого общества в целом. Поэтому внутри социологии образовалась специальная отрасль - конфликтология, перед которой стоит ряд научных и практических проблем. Возможно ли существование общества без конфликтов? Вопрос о 1) причинах конфликтов; 2) о роли конфликтов в жизни общества; 3) о возможностях регулирования социальных конфликтов. Термин "конфликт" произошёл от латинского слова conflictus - столкновение. Понятие "социальный конфликт" - это сложное явление. Это определённая форма социального взаимодействия между людьми в виде столкновения противоположных целей, ценностей, взглядов, потребностей, интересов. Конфликт- есть одновременное развёртывание действия и контр-действия. Это исключительно сложное действие двух или большего числа сторон, объединённых противодействием. Термин "социальный конфликт" введён немецким социологом Георгом Зиммелем, который назвал его "спором". М. Вебер называл конфликт "борьбой" . Английский социолог Энтони Гидденс определяет конфликт как "реальную борьбу между действующими людьми или группами". Американцы Т. Парсонс и Р. Мертон рассматривали конфликт как дисфункцию отдельных структур в социальной системе. Л. Козер считает конфликт важнейшим элементом социального взаимодействия, который способствует укреплению или разрушению социальных связей. В целом, в социологии конфликт определяется как форма взаимодействия между различными социальными общностями. Природа конфликтов обусловлена наличием в обществе объективных и субъективных противоречий, которые пронизывают экономику, политику и культуру. Одновременное обострение всех противоречий создаёт кризис общества, нарушение механизма стабилизации системы. Проявлением кризиса общества является рост социальной напряжённости, столкновение классов, наций, народных масс с государством. Но не следует объективные противоречия отождествлять с конфликтом. Противоречия порождают открытые и закрытые конфликты только тогда, когда осознаются людьми, как несовместимые интересы, потребности. Социальный конфликт есть способ взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов, обусловленный их материальными и духовными интересами, определенным общественным положением, властью. Динамика социальных систем есть процесс, который реализуется в различных типах социального взаимодействия: соревновании, приспособлении, ассимиляции, конфликте. Заметим, что конфликт здесь выступает как некая связующая переходная форма, скажем, к соревнованию (конкуренции), консенсусу. Консенсус -один из методов принятия экономических, социально-политических и иных решений, заключающийся в выработке согласованной позиции, не вызывающей принципиальных возражений у сторон. Так или иначе конфликт был и остается постоянным спутником общественной жизни, столь же соответствуя природе общества и человека, сколь и консенсус. Легализацию конфликтологии у нас подтолкнула ситуация, когда страну буквально захлестнули конфликты, когда мы оказались не готовы к тому, что "демократия -это конфликт". Особая роль принадлежит социологическому аспекту исследования (конфликт и общество), политологическому (конфликт и политика). Но все большее значение приобретает социально-психологический аспект в плане исследования динамики конфликта. Выделим две основные концепции социального конфликта. "Концепция позитивно-функционального конфликта" (Г. Зиммель, Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг, Ю. Гальтунг и др.) является собственно социологической. В ней конфликт рассматривается как проблема общения и взаимодействия. Его социальная роль - стабилизация. Но устойчивость общества зависит от количества существующих в нем конфликтных отношении и типов связей между ними. Чем больше разных конфликтов пересекаются, чем сложнее групповая дифференциация общества, тем труднее разделить всех людей на два противоборствующих лагеря, не имеющих никаких общих ценностей и норм. Значит, чем больше независимых друг от друга конфликтов, тем лучше для единства общества. В данной концепции выделяется "конкуренция" как ключевое понятие, а интересы сторон считаются побудительной силой конфликта. Его процесс складывается из совокупности.реакций на внешний мир. Все столкновения- это реактивные процессы. Следовательно, сущность конфликта состоит в стереотипных реакциях социальных субъектов. Но разрешение конфликтов мыслится как "манипулирование" поведением без радикального изменения общественного строя. В этом, главным образом, отличие марксистской конфликтологии (теория классовой борьбы и социальной революции) от принципа "скэрсити" (т.е. ограниченности благ, дефицита), характерного для западных трактовок причин конфликта. Позитивно-функциональная концепция рассматривает конфликт как "борьбу за ценности и претензии на определённый социальный статус, власть. и недостаточные для всех материальные и духовные блага, борьбу, в которой целями состоящих в конфликте сторон являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение "соперника". В концепции конфликта как. "социальной болезни" Т. Парсонс первым в полный голос сказал о конфликте как патологии, определил следующие основы стабильности: удовлетворение потребностей, социальный контроль, совпадение социальных мотиваций с общественными установками. Э. Мэйо выдвинул - идею "мира в промышленности", охарактеризовав конфликт как "опасную социальную болезнь", выступающую антитезой сотрудничеству и равновесию. Сторонники этой концепции (среди них прежде всего шведский эколог Ханс Бродаль и немецкий социолог Фридрих Гласл) исходят из того, что в историческом процессе проявляют себя две противоположные тенденции. Первая - эмансипация, стремление высвободиться (мужчина - женщина, младшее и старшее поколение, служащие - предприниматели, развитые и развивающиеся страны, Восток - Запад). Болезнь начинается, когда эмансипация ведет к эгоизму, а это отрицательная сторона индивидуализма. Вторая - возрастающая взаимная зависимость, содержащая в себе тенденцию к коллективизму. Болезнь начинается, когда взаимозависимость превращается в коллективизм, т.е. когда побеждает определённая система, позволяющая пренебречь человеком как индивидуальностью. Болезнь имеет широкий спектр, захватывая индивида, социальные организмы, группы, организации, сообщества, нации, целые народы. Каковы аспекты социологического диагноза конфликта? Прежде всего это истоки конфликта (не причины, а то, с чего начинается); затем биография конфликта (его история, корни, фон, на котором он прогрессирует, кризисы, поворотные точки); стороны (субъекты) конфликта, в зависимости от которых определяется уровень социальной сложности какого-либо конфликта; позиция и отношения сторон, формальные и неформальные зависимости, роли, личные отношения; исходное отношение к конфликту (надежды и ожидания сторон). X. Бродаль и Ф. Гласл выделяют три основные фазы конфликта. 1. От надежды к страху (дискуссии, замыкание на себя, споры, доведенные до крайностей, утрата коммуникации, начало действий). 2. От страха к потере облика (формирование ложных образов противника, усиление лидерства и авторитарности, подталкивание к саморазоблачению, запугивание и паника). 3. Потеря воли - путь к насилию (ограниченное разрушение и насилие, разрушение нервного (управленческого) центра, наконец, тотальное разрушение, включая саморазрушение). Эскалация конфликта есть своего рода смертельный процесс, но он может быть преодолен быстро, вообще исчезнуть, если устранить основное противоречие сторон. В любом конфликте наблюдается борьба тенденций эгоизма и "коллективизма". Найти равновесие между ними- значит найти путь к разрешению конфликта и вырасти в своей человеческой сущности (это всегда усилие!). ; Экстремальность (ее исследователи - М. Вебер, Э. Дюркгейм, Л. Сорокин, Н. Кондратьев, И. Пригожин, Н. Моисеев и др.) возникает при угрозе самому существованию социальной системы в рамках данного качества и объясняется действием экстремальных факторов. Экстремальная ситуация связана с возникновением "бифуркационного состояния" (лат. bifurcus - раздвоенность), то есть состояния динамического хаоса и появления возможностей для инновационного развития системы. В этих условиях меняются параметры, возникают пограничные (маргинальные) состояния. В результате наступает эффект "обнаружения сущности". Его функция состоит в том, чтобы стабилизировать систему в ответ на действие экстремальных сил. При выходе из динамического хаоса обязательно наличие лидера (на уровне группы) или доминирующей мотивации (на уровне личности), которые осуществляют целевую функцию выживания социальной системы. Социологи усматривают два варианта выхода из экстремальной ситуации. Первый - катастрофа, связанная с распадом ядра системы и разрушением подсистем. Вторая - адаптация (компромисс, консенсус), объектом которой являются групповые противоречия и интересы. Для анализа динамики социальной системы введено понятие "цикл экстремальной ситуации". Цикл связан с минимумом времени на принятие решений, с максимумом информации о событиях, с максимумом эффективности (мобилизация сил, способностей, ресурсов), с минимумом ошибок.

Социальный конфликт – необходимое условие развития общества, результат несовместимости взглядов отдельных лиц. Конфликт позволяет обнажить и решить различные проблемы общества, или свести его к анархии.

Неоднородность общества, различия в положении и благосостоянии неизбежно приводят к появлению и обострению социальных конфликтов. Рассмотрим основные понятия, сущность и причины социальных конфликтов подробнее.

Что это такое

Социальный конфликт – результат развития социальных противоречий, выражающийся в противостоянии различных социальных групп.

Такое противостояние может возникнуть в любой социальной группе. Его можно назвать одним из необходимых условий развития общества. Ведь этот процесс и состоит из конфликтов и их преодоления.

Основной источник социального конфликта – это сама структура общества. Чем она сложнее, тем больше раздроблено общество. Возникают новые группы, социальные слои, имеющие собственные системы ценностей, цели и методы их достижения. Все это ведет к возникновению новых конфликтов.

Вместе с тем, сложная структура общества предлагает и многочисленные способы разрешения этих конфликтов, механизмов для нахождения консенсуса. Основная задача общества – минимизировать возможные негативные последствия социального конфликта и разрешить накопившиеся проблемы.

Жизненный цикл социального конфликта включает четыре стадии:

  1. Предконфликтная ситуация. Ее признак – рост напряженности в отношениях между субъектами.
  2. Конфликт.
  3. Попытки разрешения конфликта.
  4. Завершение противостояния и послеконфликтная ступень.

Сущность и теория

Проблема социальных конфликтов насчитывает многие тысячелетия. Однако до Адама Смита вся проблема сводилась к тому, что одни должны править, другие подчиняться, а государство должно осуществлять управление.

Адам Смит впервые указал на природу конфликта, как социальной проблемы. По его мнению, в основе социального конфликта лежит классовая и экономическая борьба.

С тех пор появилось множество теорий, объясняющих суть противоречий:

  1. Согласно приверженцам социально-биологической теории , конфликтность человека объясняется агрессией, присущей всем животным.
  2. Сторонники социально-психологической теории связывают возникновение социальных конфликтов с перенаселенностью и другими факторами окружающей среды. Однако эта теория не объясняет, в какой именно момент возникает явный конфликт.
  3. По мнению функционалистов , социальный конфликт – это дисфункция по отношению к обществу. При идеальной системе противоречий быть не должно.

Причины социального конфликта

В основе каждого конфликта лежит множество явных и скрытых причин. Главные социальные предпосылки для противоречий – это социальное неравенство (всегда есть богатые и бедные, начальники и подчиненные) и культурная разнородность (существование в обществе различных ценностных ориентиров, поведенческих систем и т.д.).

Причин, почему возникают социальные конфликты, очень много. Рассмотрим основные:

  1. Идеологические причины. Есть определенная система идей и ценностей, определяющая доминирование и субординацию. Взгляд на эту систему у участников может различаться.
  2. Различные ценностные ориентиры . Каждый участник конфликта, будь то индивид или социальная группа, имеет собственный набор ценностных ориентиров. Каждый набор строго индивидуален, и нередко противоположен такому же набору другого участника. Конечная цель – удовлетворение собственных потребностей – у многих участников одна. Вследствие этого возникает взаимодействие противоположных интересов (каждый хочет удовлетворить именно свои потребности) и возникает конфликт.
  3. Социальные и экономические причины . Связаны с распределением богатства и власти, если кому-то из участников кажется, что его обделили. Это одна из самых распространенных причин возникновения социального конфликта.
  4. Прочие причины : различие поставленных задач, введение инноваций, соперничество между группами и лидерами.

Структура

Конфликт представляет собой многомерный процесс с развитой структурой. Каждая конкретная конфликтная ситуация имеет собственные объективные и субъективные составляющие.

Их можно рассмотреть более подробно, начиная с объективных:

  1. Субъекты конфликта . Каждый социальный конфликт – это, прежде всего, невозможность достичь взаимопонимания между конкретными людьми. Это верно как для межгосударственного конфликта, так и для семейного. В каждом случае главные действующие лица – люди, выступающие, в зависимости от ситуации, как физические либо юридические лица.
  2. Предмет . Это противоречие, лежащее в основе конкретного конфликта, то, из-за чего происходит столкновение интересов участников.
  3. Объект . Это некая ценность, которую стремятся получить все субъекты. Форма может быть любая: материальная (деньги или другой ресурс), духовная (какая-либо идея), социальная (власть). В каждом конкретном случае выделить объект конфликта нелегко. Он не всегда встречается в чистом виде, зачастую это смесь минимум двух форм.
  4. Микросреда и макросреда . Это условия, в которых приходится действовать сторонам. Микросреда – это непосредственное окружение участников. Макросреда – это принадлежность к определенным социальным группам.

В каждом отдельном конфликте есть также субъективные составляющие. Это тактика и стратегия поведения каждой стороны, восприятие определенной ситуации и т.д.

Виды и классификация

Различные социологические школы выдвигают собственные классификации конфликтов. Чаще всего встречается следующая типология:

  1. По причинам возникновения . Причины могут быть как объективные, так и субъективные.
  2. По особенностям социальных разногласий . Такие конфликты различаются по времени действия и характеру разногласий, сфере проявления и т.п.
  3. По влиянию конфликта на окружающих . Формы конфликтов различаются по времени протекания (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные), остроте, масштабности.
  4. По особенностям конкретных участников . Конфликт может быть коллективный, межэтнический и т.д.
  5. На основании степени открытости различаются скрытые и открытые социальные конфликты. Скрытые конфликты не влекут за собой внешнюю агрессию по отношению к сопернику и проходят с использованием косвенных методов воздействия. В открытых конфликтах происходят явные столкновения – ссоры, споры.
  6. Наиболее известно деление конфликтов на горизонтальные и вертикальные . Это деление происходит исходя из положения оппонентов. Вертикальный конфликт бывает между начальником и подчиненным, горизонтальный – между людьми, находящимися на одном уровне. Прежде всего, это трудовые споры.
  7. Исходя из состава участников , разделяют межличностные типы конфликтов, групповые, организационные, политические и т.д. В межличностных конфликтах противостояние идет между людьми, не относящимися к какой-либо социальной общности. В групповых – между отдельными социальными группами. Политические конфликты могут возникать как внутри общества (внутриполитические), так и на международном уровне (внешнеполитические).

Стоит учесть, что любая попытка классифицировать конфликты достаточно условна. На практике можно встретить, к примеру, вертикальный закрытый межличностный конфликт с уникальным набором свойств.

Роль и функции

В общественной жизни социальный конфликт играет двоякую роль. С одной стороны, благодаря конфликту общество развивается, достигаются определенные соглашения, договоренности. С другой стороны, последствия открытого столкновения для общества непредсказуемы.

Конфликт имеет множество частных функций. Благодаря адаптивной функции индивиды приспосабливаются к новым обстоятельствам. Благодаря инновационной функции повышается осведомленность участников о плюсах и минусах друг друга.

В целом, функции социального конфликта можно разделить на две большие группы:

  1. Конструктивные . Включают в себя положительные функции: разрядка напряженности, проведение социальных изменений и т.д.
  2. Деструктивные . Сюда относятся функции, несущие негативный характер: дестабилизацию отношений, сложившихся в определенной социальной среде, разрушение социального сообщества.

Последствия

Последствия конфликта могут рассматриваться с двух противоположных точек зрения:

  1. Функционалистской.
  2. Социологической.

Функционалисты рассматривают конфликт, как негативное явление, дестабилизирующее социум. Они выделяют следующие возможные последствия:

  1. Дестабилизация общества. Возникновение хаотических процессов с непредсказуемым результатом. Перестают работать механизмы управления.
  2. Отвлечение участников конфликта от прочих проблем, концентрация на определенных интересах и победе над противником.
  3. Невозможность дальнейшего сотрудничества с оппонентом.
  4. Отстранение участников конфликта от общества, неудовлетворенность и т.д.

Приверженцы социологической точки зрения, например, Дарендорф, считают, что при соблюдении определенных условий можно добиться положительных результатов. К позитивным последствиям можно отнести:

  1. Разрешение проблемы оптимальным способом, который могут принять все заинтересованные стороны. Это сплотит людей и укрепит их взаимопонимание. Если каждый участник будет чувствовать, что он имеет отношение к решению проблемы, он будет участвовать и в реализации этого решения.
  2. Обновление существующих и создание новых механизмов и институтов. Образуются новые социальные группы, соблюдается определенный баланс интересов. Это обеспечивает относительную стабильность.
  3. Дополнительное стимулирование участников. Управляемый конфликт между людьми приводит к разработке новых идей, решений. Не участвуя в конфликтах человек перестает развиваться.

Пути разрешения

Чтобы проанализировать способы разрешения социальных конфликтов, нужно разобраться с тем, как себя ведут участники конфликта. От их характеристики зависит стратегия разрешения социального конфликта.

  • Уклонение – у участника нет желания конфликтовать, активно работать для достижения собственных целей. Такой участник может и сам устраниться от конфликта.
  • Приспособление . Участники готовы сотрудничать, идти навстречу другой стороне и одновременно работать над собственными интересами.
  • Конфронтация . Интересы других сторон не учитываются, каждый участник стремится добиться только своих целей и навязать свое мнение другим.
  • Сотрудничество . Каждый участник работает над осуществлением своих интересов. Однако готов работать над поиском решения конфликта в команде с другими участниками.
  • Компромисс . Этот стиль основан на уступках. Каждый участник ограничивается частичным достижением своих целей и в чем-то уступает остальным. Этот стиль предпочтительнее остальных, т.к. позволяет частично удовлетворить желания всех заинтересованных сторон.

Итогом конфликта может быть полное либо частичное его решение. Первый вариант означает полное устранение причин конфликта. Во втором случае решается лишь часть проблем, остальные могут проявиться позднее.

Примеры в обществе из истории

Классическим примером социального конфликта является студенческая забастовка во Франции в 1968 году. Причины – несовпадение ценностей студентов-шестидесятников и старого французского генерала де Голля.

Еще одна причина – «реформа Фуше», заключавшаяся в ускоренной подготовке специалистов без устранения недостатков в образовательной системе. Вслед за студентами прошли массовые забастовки рабочих, служащих, инженеров.

В конечном счете, президент добился частичного разрешения конфликта, использовав страх населения перед очередной революцией. Но уже через год он ушел в отставку.

Видео: Социальный конфликт и пути его решения

Социальный конфликт

Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.

В области научного знания существует отдельная наука, посвящённая конфликтам - конфликтология . Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Вместе с этим, конфликт является важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточкой социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта. Если интересы разнонаправлены и противоположны, то их противостояние будет обнаруживаться в массе самых разных оценок; они сами найдут для себя «поле столкновения», при этом степень рациональности выдвигаемых притязаний будет весьма условной и ограниченной. Вполне вероятно, что на каждом из этапов развертывания конфликта он будет сосредоточен в определенной точке пересечения интересов.

Причины социальных конфликтов

Причина социальных конфликтов кроется в самом определении - это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает тогда, когда одна сторона конфликта стремится к осуществлению своих интересов в ущерб другой.

Типы социальных конфликтов

Политические конфликты - это конфликты, причиной которых является борьба за распределение власти, доминирование, влияние и авторитет. Они возникают из различных интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, распределения и реализации политико-государственной власти. Политические конфликты имеют прямое отношение к завоеванию ведущих позиций в институтах и структурах политической власти.

Основные виды политических конфликтов:

конфликт между ветвями власти;

конфликт внутри парламента;

конфликт между политическими партиями и движениями;

конфликт между различными звеньями управленческого аппарата и т. д.

Социально-экономические конфликты - это конфликты, причиной которых являются средства жизнеобеспечения, использование и перераспределение природных и иных материальных ресурсов, уровень заработной платы, использование профессионального и интеллектуального потенциала, уровень цен на товары и услуги, доступ и распределение духовных благ.

Национально-этнические конфликты - это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп.

Согласно классификации типологии Д. Катца различают:

конфликт между косвенно конкурирующими подгруппами;

конфликт между непосредственно конкурирующими подгруппами;

конфликт внутри иерархии по причине вознаграждения.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальный конфликт" в других словарях:

    Социальный конфликт - вид взаимодействия социальных субъектов, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делает невозможной реализацию их целей и интересов. Социальный конфликт есть столкновение сторон (двух или более субъектов),… … Элементарные начала общей теории права

    Социальный конфликт - (см. Конфликт социальный) … Экология человека

    Социальный конфликт - – борьба между сегментами общества за ценные ресурсы … Словарь-справочник по социальной работе

    КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ один из видов социального отношения; состояние противостояния, борьбы между отдельными индивидами или группами людей, пронизывающее все области общественных отношений и сферы человеческой деятельности. Теоретически… … Философская энциклопедия

    Конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при расхождении во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей. В области научного знания существует отдельная… … Википедия

    Совокупность проблем, характеризующих сложный процесс взаимодейст­вия, зависимости и проявления конфликтов в об­щественной жизни. Социальный конфликт, как и любое сложное социальное явление, тысячами ни­тей связан с теми общественными структурами … Политология. Словарь.

    КОНФЛИКТ ПРАВОВОЙ - – социальный конфликт, в котором противоречие связано с правовыми отношениями сторон (их юридически значимыми действиями или состояниями) и, следовательно, субъекты либо мотивация их поведения, либо объект конфликта обладают правовыми признаками …

    КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА - – конфликт в обществе, которое осуществляет трансформацию из тоталитарной в демократическую форму функционирования. В разных социально политических системах один и тот же социальный конфликт может выполнять разные функции: в плюралистических… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    КОНФЛИКТ ДЕСТРУКТИВНЫЙ - – конфликт, негативные последствия которого после завершения борьбы сторон в целом заметно превосходят его позитивные результаты. Деструктивные последствия конфликтов связаны, прежде всего, с гибелью, увечьями и стрессами людей. Кроме того,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ - – социальный конфликт, в основе которого лежат противоречия экономического характера. В современном российском обществе конфронтационный характер складывающихся социально экономических отношений определяется противоречивыми процессами… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Социальный интеллект. Наука о навыках успешного взаимодействия с окружающими , Карл Альбрехт. IQ ценится. Но случалось ли вам, умному человеку, общаясь с коллегами, клиентами, родителями, детьми выглядеть "полным идиотом", быть абсолютно беспомощным, так и не найти нужных слов? Да……