Чехов

Оформление литературного уголка в детском саду. Учительские университеты

МАРТ
1 неделя:
ЗАНЯТИЕ: Чтение «Хромой скворец» У.Турманжанов.
ВЫСТАВКА: Художественные произведения о маме.
цель: учить эмоционально откликаться на содержание произведений.
ЧТЕНИЕ ХУД. ПРОИЗВ.: «Аленький цветочек» С.Аксаков.
цель: учить понимать характеры героев.
«Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковский.
цель: формировать нравственные качества детей.
ИНД.РАБОТА: Заучивание «Мастер – золотые руки» М.Жаманбалинов.
цель: учить показывать интонационно характер произведения.
Придумывание сказки по заданной теме.
цель: развивать словесное творчество.
Обыгрывание сказки «Айога»
цель: уметь показать различными способами драматизм произведения

2 неделя:
ЗАНЯТИЕ: Рассказывание «Маленький садовод» М.Турежанов.
ВЫСТАВКА: Творчество А.Барто.
цель: развивать интерес к творчеству поэтессы.
ЧТЕНИЕ ХУД. ПРОИЗВ.: «Находчивый мальчик» каз. нар. сказка.
цель: продолжить знакомство с народным творчеством.
«Лиса и журавль» К.Д.Ушинский.
цель: учить понимать смысл метафоры.
ИНД. РАБОТА: Заучивание «Весенние воды» Ф.Тютчев.
цель: учить менять интонацию в зависимости от содержания.
Настольная игра «Пазлы» по мотивам худ. произведений.
цель: закреплять содержание худ. произведений.
Пересказ рассказа Л.Толстой « Муравей и голубка»
цель: пересказывать, используя выражения писателя.

3неделя:
ЗАНЯТИЕ: Заучивание «Я посадил цветы» Н.Жанаев.
ВЫСТАВКА: Рисунков «Мы помощники».
цель: развивать интерес к труду.
ЧТЕНИЕ ХУД. ПРОИЗВ.: «Тараканище» К.Чуковский.
цель: учить видеть юмор в произведении.
«Гуси- лебеди» рус. нар. сказка
цель: замечать особенности композиции: повторы, троекратность.
ИНД. РАБОТА: Викторина по сказкам русских писателей.
Заучивание пословиц о труде.
цель: учить раскрывать содержание пословицы.
Знакомство с творчеством художника В.М.Конашевича.
цель: развивать интерес к творчеству художника.

4 неделя:
ВЫСТАВКА: Творчество К.Чуковского.
цель: расширить знания о творчестве писателя.
ЧТЕНИЕ ХУД. ПРОИЗВ.: «Муха-цокатуха» К.Чуковский.
цель: вызвать эмоциональное отношение к прочитанному.
«Стрекоза и муравей» И.Крылов.
цель: учить видеть мораль басни.
ИНД. РАБОТА: Отгадывание кроссвордов по худ. произведениям.
цель: закреплять знания о худ. произведениях.
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
цель: уточнять в игре знания о работе библиотеки.
Заучивание пословиц об учении.
цель: учить выделять основную мысль.

АПРЕЛЬ
1 неделя:
ЗАНЯТИЕ: Чтение «Белый верблюжонок» У.Турманжанов.
ВЫСТАВКА: Рисунков «Домашние животные» по мотивам произведении о животных.
цель: отображать в рисунке впечатления от прочитанных произведении.

ЧТЕНИЕ ХУД. ПРОИЗВ.: «Мойдодыр» К.Чуковский.
цель: учить видеть юмор в произведении, делать выводы.
«Лев и собачка» Л.Толстой.
цель: формировать представление о дружбе.
ИНД. РАБОТА: Заучивание «На что похоже солнце?» М.Алимбаева.
цель: учить использовать различную интонацию, в зависимости от характера произведения.
Отгадывание литературных загадок.
цель: закреплять знания о худ произведениях.

2 неделя:
ЗАНЯТИЕ: Рассказывание «Дюймовочка» Х.Андерсен.
ВЫСТАВКА: Сказки Х.Андерсена.
цель: закреплять знания о произведениях автора.
ЧТЕНИЕ ХУД. ПРОИЗВ.: «Великан Алпамыс» каз. нар. сказка.
цель: расширять знания о народном творчестве.
«Принцесса на горошине» Х.Андерсен.
цель: учить понимать приём сказочного преувеличения.
ИНД. РАБОТА: Беседа по содержанию басни И.Крылова
« Лебедь, Щука и Рак»
цель: учить воспринимать мораль и иронию басни.
«Книжкина больница»
цель: воспитывать бережное отношение к книге.
Рисование по сказке «Дюймовочка»
цель: поддержать эмоциональный настрой от знакомства со сказкой.

3 неделя:
ЗАНЯТИЕ: Чтение « Три арбузных семечка» узб. нар. сказка.
ВЫСТАВКА: Сказки разных народов.
цель: расширить знания детей о народном творчестве.
ЧТЕНИЕ ХУД. ПРОИЗВ.: « Айболит» К.Чуковский.
цель: продолжить знакомить с творчеством писателя.
«Серая звёздочка» Б.Заходер.
цель: воспитывать сочувственное отношение к живой природе.
ИНД. РАБОТА: Викторина по казахским народным сказкам
цель: закрепить знания о сказках.
Заучивание «Черёмуха» С.Есенина.
цель: учить передавать лирически тон стихотворения.
Придумывание загадок.
цель: использовать приём сравнения, проявлять выдумку.

4 неделя:
ЗАНЯТИЕ: Заучивание «Отличные, пшеничные» шведская народная лирика.
ВЫСТАВКА: Весна- в произведениях писателей и поэтов.
цель: показать красоту весны в произведениях.
ЧТЕНИЕ ХУД. ПРОИЗВ.: « Дядя Фёдор,кот и пёс» Э.Успенский
цель: познакомить с новым произведением.
ИНД. РАБОТА: Заучивание «Я уже совсем большой» К.Ильяшева.
Экскурсия в детскую библиотеку.
цель: вызвать интерес к литературе.
Беседа о красоте природы в произведениях писателей и поэтов
цель: воспитывать интерес к природе.

1 неделя:
ЗАНЯТИЕ: Чтение «Золотой луг» М.Пришвина.
ВЫСТАВКА: Произведения М.Пришвина.
цель: закреплять знания о произведениях писателя.
ЧТЕНИЕ ХУД. ПРОИЗВ.: «Друг детства» В.Драгунский.
цель: развивать чувство сопереживания герою рассказа.
«Дядя Фёдор, кот и пёс» Э. Успенский. Цель: воспитывать чувство юмора.
ИНД. РАБОТА: Заучивание «Майские дни» С.Сейфулина.
цель: интонационно передавать характер произведения.
Настольная игра «Разрезные картинки» по мотивам худ. произведений.
цель: закреплять знания о худ. произведениях.
Обыгрывание сказки «Легкий хлеб»
цель: использовать в показе различные средства выразительности.

2 неделя:
ЗАНЯТИЕ: Заучивание «Черёмуха» Е.Благининой.
ВЫСТАВКА: Произведений Е.Благининой.
цель: закрепить знания о поэтессе.
ЧТЕНИЕ ХУД. ПРОИЗВ.: Чтение каз. нар. сказки «Бей, дубинка»
цель: учить понимать приёмы сказочного преувеличения.
«Буква «я» Б.Заходер. Цель: раскрыть понятие «дружба, дружные»
ИНД. РАБОТА: Беседа по содержанию рассказа «Печенье» В.Осеевой.
цель: воспитывать нравственные качества детей.
«Книжкина больница». Цель: учить бережному отношению к книге.
Знакомство с иллюстрациями Ю.А.Васнецова.
цель: закрепить понятие: художник – иллюстратор.

3 неделя:
ЗАНЯТИЕ: Придумывание сказки.
ВЫСТАВКА: Рисунков «Любимая сказка»
цель: учить отражать свои эмоции в рисунке.
Работ художников – иллюстраторов.
цель: обогащать представления детей о художниках.
ЧТЕНИЕ ХУД. ПРОИЗВ.: «Неумейка» Я.Аким.
цель: раскрыть понятие «трудолюбивый»
«Зима в Простоквашино» Э.Успенский.
цель: учить чувствовать языковой стиль юмористического рассказа.
ИНД.РАБОТА: Обыгрывание сказки К.Чуковского «Телефон»
цель: развивать артистичность.
Пересказ «Васька» К.Ушинский. Цель: учить пересказывать близко к тексту.
Повторение ранее заученных стихотворений.
цель: развивать выразительность речи.

4 неделя:
ЗАНЯТИЕ: Праздник «В гостях у царевны Литературы»
ВЫСТАВКА: Творчество К.Чуковского. Цель: знакомить с творчеством поэта.
ЧТЕНИЕ: «Краденое солнце» К.Чуковского.
цель: учить детей сопереживать героям сказки.
«Что ни страница, -то слон, то львица» В.Маяковский.
цель: продолжить знакомить с творчеством поэта.
ИНД. РАБОТА: Заучивание «Признание» Ж.Абдрашева.
цель: развивать выразительность речи.
Викторина по сказкам К.Чуковского.
цель: закрепить знания детей, воспитывать интерес к литературе.
Рисование по содержанию любимой сказки.
цель: развивать творческую активность.

Творческая группа

воспитателей подготовительных

К школе групп

Оформление и содержание

книжного уголка

подготовительной к школе группы

Гарина Валентина Юрьевна,

воспитатель МБДОУ –

детский сад №6 «Тополёк»

Оформление и содержание книжного уголка в дошкольном учреждении

Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привыканию детей к образу книги, возбуждающая интерес к ней, желание рассмотреть и прочесть ее.
Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а оформление и содержание зависит от возраста детей. Уголок должен быть не парадным, а рабочим.

Его цель - не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность ребенку общаться с книгой.

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя» через книжный уголок группы.

Основные требования к оформлению книжных уголков в группах старшего дошкольного возраста:

1. Рациональное размещение в группе.

Выберите подходящее место. Книжный уголок по возможности должен располагаться вдали от места для игр, ближе к окну. Это должно быть уютное, тихое и спокойное место, в котором дошкольник сможет "пообщаться" с литературой. Основным критерием при выборе книг служит учет педагогом литературных интересов малышей, их возрастных особенностей.

2. Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы.

При оформлении книжного уголка следует учесть целесообразность и удобство. Уголок должен быть привлекательным, уютным, располагающим малыша к сосредоточенному, неторопливому общению с произведением. Подбор литературы и педагогическая работа, проводимая в книжном уголке, обязаны соответствовать возрастным потребностям и особенностям детей
3. Соответствие интересам детей.

Правильно расставьте книги. В книжном уголке располагают издания, которые хорошо знакомы детям. Следует помнить, что, несмотря на различные вкусы малышей, все они любят сказки, юмористические стишки. Кроме самих книг здесь могут быть и отдельные красочные познавательные картинки, которые наклеиваются на плотную бумагу.
По-прежнему одними из самых любимых остаются произведения С. Маршака, Н. Носова, Э. Успенского. Наряду с художественной литературой на полках могут размещаться книги, посвященные флоре и фауне. Рассматривая картинки, дети входят в мир природы, учатся лучше понимать окружающий мир.

4. Постоянная сменяемость . Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же.

5. Эстетическое оформление.

Книжный уголок должен быть оформлен в соответствии с требованиями санпина.

6. Востребованность.

Каждый ребёнок в книжном уголке должен найти книгу по своему желанию и вкусу.

  • книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):
  • 2-3 сказочных произведения;
  • стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
  • издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;
  • весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;
  • книги, которые дети приносят из дома;
  • добавляются книги на школьную тематику;
  • тематические альбомы для рассматривания . Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. Так же должны быть иллюстрации художников к книгам;
  • портреты известных детских писателей, поэтов.

Чтобы дети лучше узнали и запомнили буквы, можно поместить в книжный уголок азбуки разного рода: прозаические, поэтические, художественные.

В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотека. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)

Дети берут книги из библиотеки по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. В подготовительной группе можно организовать дежурство воспитанников, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.

Детей седьмого года учат понимать мотивы поступков героев, позицию автора и его отношение к своим героям. Дошкольники получают более глубокие знания о том, как создается книга, сколько людей трудится над тем, чтобы она дошла до читателя.

Беседы со старшими дошкольниками необходимо сочетать с показом иллюстраций, повторным чтением, с организацией игр-драматизаций, частым возвращением к ранее прочитанным книгам, ведь с возрастом дети воспринимают их иначе, более осознанно.

Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших рисунков составляются альбомы, выставки для книжного уголка.

Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность - чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

В подготовительных группах дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг должны быть размещены в книжном уголке.

Также в книжном уголке воспитатель с детьми организует тематические выставки .

Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно должна быть важной актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника).

Основная тематика:
1. Важные события, даты:
- День флага
- День города
- День защитника Отечества
- Военные праздники (День пограничника, День воздушного флота и др.)
- День 8 марта
- День космонавтики
- День победы
- Народные праздники «Масленица» и др.


2. Социокультурные связи:
Дни рождения, юбилеи писателей, поэтов.
Дни детской книги (в каникулярный период).

Еще одна тематическая выставка может быть посвящена конкретному произведению, которое не только прочитано детям, но и проиллюстрировано ими.

Требования к организации выставки:
- тематические выставки планируются за 1 месяц до ее оформления.
- в год планируется 5-6 и более.
- тема выставки должна быть значимой, актуальной для детей:

Предстоящий праздник;
юбилей писателя, художника - иллюстратора;
предстоящий утренник.
- тщательный подбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния.

Выставка не должна быть длительной по времени.

Продолжительность приблизительно 3-4 дня, т.к. далее интерес будет снижаться.

Педагогическая работа с детьми во время выставок:

Беседы с детьми, занятия;
Подбор различных материалов:

Книг,
иллюстраций художников, открыток,
значков,
скульптуры малой формы, фотографий,
детских рисунков
и др. экспонаты.
Ребята привлекаются к расположению материалов, обращается умение на эстетику.
Приглашение гостей (ребят соседней группы, родителей).
Формирование диалогического общения: умения задавать вопросы, отвечать на заданные вопросы.
Формирование культуры поведения (этикет).
Посещение выставок в других группах.

В нашем детском саду прошла «Книжкина неделя» А.С.Пушкина. В течение недели мы с ребятами читали произведения этого замечательного автора, познакомили детей с биографией, обыграли запомнившиеся произведения.

Дети и родители получили незабываемые впечатления, которыми потом делились ещё в течение недели.

Завершением недели стал досуг, на котором дети отгадывали загадки, читали стихи, (причем постарались выбрать не очень известные), участвовали в викторине и помогали ученому коту.

Такие недели можно посвящать любым авторам и художникам. Не имея подчас возможности ещё раз вернуться на занятиях к тому или иному прочитанному произведению, воспитатель в свободные часы доставляет удовольствие от новой встречи с полюбившей книгой.

Свободное от занятий время богато возможностями и для организации разнообразной художественной деятельности:

Инсценирования любимых книг;

Игры – драматизации;

Творческие ролевые игры на основе литературной темы;

Просмотр кукольного и теневого театра;

Диафильмы;

Литературные утренники и развлечения.
Принципы отбора литературных произведений для детей :
Книга призвана в конкретных образах раскрыть перед дошкольниками идеалы добра, справедливости, мужества, формировать правильное отношение к людям, самому себе, своим поступкам;
- необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Книга должна быть занимательной.
- в книге должна быть четко выражена позиция автора. (С. Я. Маршак писал, что если автор является не равнодушным регистратором событий, а сторонником одних героев повести и врагом других, это значит, что книга написана на настоящем детском языке);
- книги должны отличаться композиционной облегченностью, т. е. иметь одну сюжетную линию. Художественный образ или система образов должны раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть подчинены передаче этой мысли. Однако при отборе книг нельзя отдавать предпочтение только небольшим и простым произведениям. Необходимо учитывать, что возможности восприятия детей растут.

В книжном уголке подготовительных групп появляется сюжетно-ролевой игры «Библиотека». Необходимо подготовить атрибуты для этой игры (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.) Книжный уголок не должен быть недоступной зоной для детей. Дети должны активно пользоваться и знать ту литературу, которая в нём помещена. Помним, что книги – это наши друзья!


Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей. Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать. В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, и красивые, и зачитанные, но аккуратные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель - не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность ребенку общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порой привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.

Основными целями книжного уголка являются:

  • развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
  • использование инновационных образовательных программ, методик и технологий воспитания и развития детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;
  • создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе;
  • обеспечение продуктивного взаимодействия с родителями в решении задач воспитания и развития детей

В книжных уголках тех групповых комнат, где находятся дети раннего возраста, должно быть как можно больше книжек-игрушек. Чем старше дети, тем серьезнее и объемнее книги располагаются в книжном уголке. Количество книг не должно быть регламентированным. Оно зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в течение дня или недели. Если воспитатель знакомит детей с творчеством одного автора и в его распоряжении имеются 2 - 3 книги писателя или поэта, надо выставить их и не гоняться за количеством. Меняя предмет разговора с детьми, меняем и книги. Если педагог говорит о жанре сказки, можно выставить 5 - 7 книг сказок, интересных, разнообразных, качественных и с точки зрения иллюстрирования, и с точки зрения полиграфического исполнения.

Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же. В книжном уголке можно помещать портреты писателей, иллюстраторов детской книги. Книжные выставки надо посвящать творчеству отдельных писателей, отдельным жанрам (сказка, юмористический рассказ, энциклопедия и т.д.) и даже одной книге, например той, где опубликовано произведение, проиллюстрированное разными художниками. Дети старшего возраста не только с удовольствием рассмотрят шедевры книжного искусства, но и обязательно заметят различия в творческой манере художников, выберут себе ту книгу, которая будет ближе их эстетическому вкусу, их представлениям о героях, персонажах произведения.

Дети ревниво относятся к тем книгам, которые они приносят из дома. Им хочется, чтобы воспитатель обязательно прочел эти книги, показал всем детям, со всеми рассмотрел и прочел их. В связи с этим можно устроить выставку книг, которые дети, на короткий срок, принесут из дома. Но чтобы не выставлять все 15 - 20 экземпляров, сразу надо установить и четко соблюдать очередность, с которой будут не только выставляться книги, но и хозяева-дети расскажут о них, о том, что в них им нравится, с какой целью они принесли книги в дошкольное учреждение. Зная детей, надо постараться так сформулировать вопросы к малышам, чтобы их рассказы получились подробными и интересными.

Еще одна тематическая выставка может быть посвящена конкретному произведению, которое не только прочитано детям, но и проиллюстрировано ими. В этом случае можно пойти двумя путями: выставить произведение и лучшие рисунки к нему или поочередно поместить на выставочный стенд все рисунки. И то и другое надо мотивировать. Дети должны понять выбор воспитателя, чтобы не обидеться, не перестать читать и рисовать. (см. таблицу)

Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определенные темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, о профессиях и др. В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

Следует помнить:

  1. Книжный уголок в дошкольном учреждении не только необходимый элемент предметной среды. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привыканию детей к образу книги, возбуждающая интерес к ней, желание рассмотреть и прочесть ее.
  2. Продуманный регулярный обмен книг в книжном уголке должен быть не обязанностью, а правилом для воспитателя.

Принципы отбора литературных произведений для детей

Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребенка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни людей, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, забав и т.д. Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет чувства и мысли, воздействует, возбуждает и воспитывает.

Открытию перед детьми мира «словесного искусства» помогает правильный отбор литературных произведений, в основе которого лежат следующие педагогические принципы:

  • литература должна отвечать задачам воспитания (умственного, эстетического, нравственного) детей, иначе она теряет свою педагогическую ценность. Книга призвана в конкретных образах раскрыть перед дошкольниками идеалы добра, справедливости, мужества, формировать правильное отношение к людям, самому себе, своим поступкам;
  • необходимо учитывать возрастные особенности детей. Возрастная специфика должна выражаться в учете особенностей психики ребенка, в конкретности мышления, впечатлительности, ранимости;
    • книга должна быть занимательной. Занимательность определяется не темой, не новизной материала, а открытием нового в знакомом и знакомого в новом;
    • в книге должна быть четко выражена позиция автора. (С. Я. Маршак писал, что если автор является не равнодушным регистратором событий, а сторонником одних героев повести и врагом других, это значит, что книга написана на настоящем детском языке);
    • книги должны отличаться композиционной облегченностью, т. е. иметь одну сюжетную линию. Художественный образ или система образов должны раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть подчинены передаче этой мысли. Однако при отборе книг нельзя отдавать предпочтение только небольшим и простым произведениям. Необходимо учитывать, что возможности восприятия детей растут.

Принципы отбора дают возможность определить круг детского чтения, в который входят:

  • произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказки);
  • произведения русской и зарубежной классики (А.С.Пушкина, К.Д.Ушинского, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тютчева, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро и др.);
  • произведения современной отечественной литературы (В.В.Маяковского, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, М.М.Пришвина, Е.И.Чарушина, В.В.Бианки, Е.Благининой, З.Александровой и др.).
  • произведения разных жанров (рассказы, повести, поэмы, сказки в прозе и стихах, лирические и шуточные стихи, загадки), разной тематики (детская жизнь: игры, забавы, игрушки, шалости; события общественной жизни, труд людей; картины природы, экологические проблемы);
  • произведения народов других стран.

Каждый год издаются новые книги для детей. Воспитатели должны следить за выходящей литературой и пополнять круг детского чтения.

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».

Организация книжного уголка в группах младшего дошкольного возраста

Наполнения уголка Правила поведения в уголке книги
Выставляется, как правило, немного 4-5 книги. Могут быть представлены два - три экземпляра одинаковых книг.
Размещают те издания, которые уже знакомы детям, с яркими крупными иллюстрациями.
Отдельные картинки, иллюстрации.
Небольшие альбомы для рассматривания на близкие для этого возраста темы: «Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.
Особое предпочтение книжкам - картинкам.
Иллюстрации книг должны шаг за шагом следовать тексту, подробно раскрывать ребенку художественный мир произведения.
Могут быть представлены книжки-малютки, книжки - игрушки и др.
Воспитатель учит:
  • внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия;
  • побуждать пересказывать отдельные эпизоды;
  • обращать внимание на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.)
Неоднократное общение с книгой, позволяет ребенку не только глубже осознавать ее содержание, но и испытывать творческую радость, которую приносит встреча с искусством.
В младшей группе воспитатель дает первые уроки самостоятельного общения с книгой:
  1. Знакомит с уголком книги, его устройством и назначением.
  2. Приучает рассматривать книги и картинки только там.
  3. Сообщает правила, которые нужно соблюдать:
    • брать книги только чистыми руками;
    • перелистывать осторожно, не рвать,
    • не портить, не использовать для игр;
    • после просмотра ставить на место.
В средней группе данные навыки закрепляются, становятся привычкой.
Детям показывают способы ухода за книгой, привлекают к наблюдениям за починкой книг и участию в ней.
Иллюстрации по различным тематикам:
  • Родина
  • Труд людей
  • Родная природа
  • Игры детей
  • Предметные картинки и др. по программе.
Рассматривание, знакомство с различными предметами и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью.
В младшей и средней группах - 2-3
иллюстрации.

Организация книжного уголка в группах старшего дошкольного возраста.

Принцип организации - удовлетворение многообразных интересов детей.

Наполнения уголка Педагогическая работа с детьми Работа с детьми
Художественная литература
Размещать можно одновременно 10-12 разных книг:
  • 2-3 сказочных произведения,
  • стихи, рассказы (знакомящие детей с историей нашей родины, с современной жизнью);
  • 2-3 книги о животных и растениях;
  • книги, с которыми детей знакомят на занятиях;
  • книги для расширения сюжета детских игр;
  • юмористические книги с яркими смешными картинками ((Михалкова, М. Зощенко, Драгунского, Э. Успенского и др.);
  • «Толстые» книги;
  • книги, которые дети приносят из дома.
Педагогическое руководство становится более корректным, т.к. дети уже достаточно самостоятельны в выборе книг.
  • Учить самостоятельному сосредоточенному общению с книгой;
  • Способствовать совместному рассматриванию и обсуждению. Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер;
  • Формировать умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусства;
  • Закрепить интерес дошкольников к сказкам;
  • Формировать гражданские черты личности, патриотические чувства;
  • Знакомить детей с миром природы, ее тайнами и закономерностями.
  • Закрепляются правила обращения с книгой.
  • Принимают участие в самостоятельной починке книг.
  • Принимают участие в оформлении тематических альбомов и выставок.
В среднем срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Поэтому некоторые книги остаются достаточно долго, а другие - нет.
Иллюстрации к различным тематикам:
  • Родина
  • Труд людей
  • Родная природа
  • Игры детей
  • Предметные картинки
  • Иллюстрации к прочитанным произведениям
и др. книги по программе.
Знакомит с миром природы, ее тайнами и закономерностями.
Рассматривание недавно прочитанной книги дает возможность ребенку вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные переживания.
Повторное рассматривание удовлетворяет потребность детей повеселится, посмеяться, создает атмосферу эмоционального комфорта.
«Толстые» книги» читают в течение длительного времени.

Эстетка оформления.

В старшей и подготовительной группах 3-4- тематики:
2-3 посвящены явлениям общественной жизни, 1 - природе.

Альбомы для рассматривания
специально созданные художниками, альбомы на разные темы («Разные звери» Н. Чарушина и др.)
Альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми (открытки, рисунки, иллюстрации)
Рассматривание, знакомство с различными предметами и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью.
  • Педагогическая целесообразность.
  • Учет возрастных особенностей детей.
  • Эстетика оформления.
Детские журналы
В подготовительной группе
выделяется место для периодической печати (детские журналы «Веселые картинки» «Свирелька» и др.)
Чтение, рассматривание, работа с сюжетными картинками.
Библиотека
В подготовительной группе оформляется небольшая библиотека (желательно книжки- малышки)
Знакомим с библиотекой.
Чтение книг и рассматривание иллюстраций.
Речевое общение, воспитание интереса к книге и чтению, художественной литературы, культура поведения.
Составление картотеки

Консультация для воспитателей

Детские книги пишутся для воспитания,

а воспитание – великое дело,

им решается участь человека.

Белинский В. Г.

Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате,

Уголок книги должен быть во всех группах детского сада.

Оформление уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.

Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.

Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.

В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.

Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством замечательных художников – И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других.

Кроме того, в Уголке книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.

Как рационально организовать уголок книги.

1. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой.

2. Нужно продумать правильное освещение:

Естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения.

3. Существуют различные варианты оформления книжного уголка:

– Полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;

– Специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.

Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

4. Подбор литературы и педагогическая работа должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Младшие группы.

– Воспитатель знакомит детей с Уголком книги,

– Его устройством и назначением,

– Приучает рассматривать книги (картинки) только там,

– Сообщает правила, которые нужно соблюдать:

  1. брать книги только чистыми руками,
  2. перелистывать осторожно,
  3. не рвать, не мять, не использовать для игр.
  4. после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.

В книжной витрине выставляется немного книг (4-5), но у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих, же книг, т.к. маленькие дети склонны к подражанию и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.

– В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, с яркими иллюстрациями книги.

– Кроме книг, в уголке книги могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.).

– Предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др.

– Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.

Средние группы.

– Закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой.

– Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней.

– Во время рассматривания картинок в книге воспитатель обращает внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности

– иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и пр.).

Старшие группы.

Удовлетворение многообразных интересов детей. Каждый должен найти книгу по своему желанию и вкусу.

Поэтому на книжной витрине можно помещать одновременно 10-12 разных книг.

Как отобрать книги, с тем, чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы и интересы детей?

– 2-3 сказочных произведения, чтобы удовлетворить постоянный интерес к сказкам.

– Для формирования гражданских черт личности ребенка в уголке книги должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью.

– Книги о жизни природы, о животных и растениях. Рассматривания иллюстрации природоведческих книг ребенок лучше познает тайны и закономерности мира природы:

В. Бианки «Лесные Домишки», «Первая охота» с рис. Е. Чарушина и т.д.

– На витрине должны находиться произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Л. Толстой «Филиппок» с иллюстрациями А.Пахомова.

– Юмористические книги с картинками для удовлетворения потребности повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную атмосферу, эмоциональный комфорт.

Веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и др. (воспитывают способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе).

– Кроме того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книги, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

Каким образом происходит замена книг?

Как долго стоит каждая книга на витрине?

Нужны ли тематические выставки книг?

– Нельзя определить точный срок пребывания на выставке каждой отдельной книги.

Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи.

К таким книгам относятся книги художника и писателя В. Сутеева, К. Чуковского «Доктор Айболит» (прозаический вариант) с рис. В. Дувидова, зоологические альбомы, созданные Е. Чарушиным и Н. Чарушиным, и многие другие издания.

Такие книги могут и должны долго находиться в группе, доставляя детям радость ежедневного общения.

– В среднем срок пребывания книги в уголке книги составляет 2-2,5 недели.

– В старших группах устраивают тематические выставки книг.

Цель таких выставок углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную важную тему. Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л. Толстого, С. Маршака и др.

Правила, которые важно соблюдать при организации тематической выставки.

  • Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т.п.)
  • Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния
  • Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно ее оформление, она не должна длиться более 3-4-х дней, т.к. далее внимание и интерес дошкольников будет неизбежно снижаться

Руководство.

– Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного сосредоточенного общения детей с литературными произведениями

– Необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Побуждая вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусства. Обращает их внимание на то, как изображены главные герои и т.п.

Приобретению знаний по литературе, начитанности способствуют литературные игры.

  • Наклеив цветные иллюстрации на картон и разрезав, на несколько частей (от 2-х до 8-ми), можно сделать игру «Собери картинку».

Эта игра развивает воссоздающее воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображенный на картинке, развивает связанную речь.

  • Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребенку восстановить последовательность сюжета. Перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод «исчез».

В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.

  • Вырезав по контуру изображения героев сказки и наклеив их на ткань, можно устроить «театр картинок».
  • Можно предложить детям небольшую викторину, которая поможет определить самого начитанного среди собравшихся.

Показывая изображения героев сказки, можно задавать следующие вопросы:

В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?

Какие сказки начинаются со слов: «Жили-были дед и баба»?

В каких сказках действие происходят в лесу?

В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки и другие хлебобулочные изделия («Маша и медведь», «Красная шапочка», «Крылатый, мохнатый да масляный» и др.)?

  • Из 2-х экземпляров «Колобка» (или любой другой сказки) можно сделать игры по типу «Домино», «Лото».

Эти игры развивают внимание, умение вести себя в коллективе, выполнять правила игры, уметь проигрывать.

  • Одинаковые старенькие книжки можно использовать в играх-соревнованиях, которые будут интересны детям старшего возраста и которые украсят детский праздник или вечеринку.

Для игры дети делятся на две команды (участников должно быть столько же, сколько картинок к сказке). Все участники получают по эпизоду-картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроиться по порядку действия (сюжету) сказки. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и правильно.

Игру можно усложнить, если добавить к набору картинок из одной сказки некоторые «лишние» эпизоды из других произведений, перемешать их и положить на противоположные стороны стола. Каждая команда выстраивается друг за другом у своего «набора». По сигналу первый участник команды должен отыскать картинку с первым эпизодом заданной сказки и, положив его на картонную полосу под № 1, встать последним в строй своей команды; второй отыскивает 2-ой эпизод, и т.д. Выигрывает команда, которая справится с заданием – выстроит сюжет из картинок первой без ошибок.

(Это могут быть как иллюстрации из старых потрепанных книжек, так и рисунки, сделанные детьми или взрослыми).

  • Для детей, которые умеют читать, картинки можно заменить словами, написанными крупным красивым шрифтом на небольших полосках картона.

«Зимовье зверей» - ПЕТУХ, СВИНЬЯ, БАРАН, ГУСЬ, БЫК.

Старшим дошкольникам можно предложить более сложные игры, используя изображения литературных героев из старых книжек или нарисованные самими детьми.

Вопросы: Назовите друзей этого героя (варианты: недругов, родителей, современников). Например, герой – Буратино его друзья – Пьеро, Мальвина, Артемон, др. куклы враги – Карабас, Дуремар, лиса Алиса, кот Базилио, родители – папа Карло, а может быть Алексей Толстой, придумавший эту сказку.

На каком языке заговорил бы герой, если бы ожил? Золушка – на французском, Дюймовочка – на датском, Карлсон – на шведском, Старик Хотабыч – на русском, три поросенка – на английском.

  • В играх можно использовать образки текста и вопросы можно варьировать.
    1. 1. Читается отрывок.
    2. 2. Вопросы

Как называется это произведение? Кто его автор? Какие произведения писателя вы знаете? Назовите сказки, рассказы, стихи, где главная героиня – лягушка (медведь, лиса и т.п.). Кто из литературных героев путешествовал по воздуху? В каких произведениях есть утки, гуси, лебеди, домашние птицы? Назовите произведения, где разговаривают животные и т.п.

  • Игра «Докончи фразу».

Взрослый из конверта или коробки достает открытку с наклеенным на неё отрывком и читает его не до конца, а дети по памяти продолжают.

Читающим детям раздают отрывки текста, наклеенные на небольшие полоски картона. Дети должны разыскать свою «половинку» среди 8-10 отрывков, выложенных на общий поднос.

Выигрывает тот, кто первый отыщет свою «половинку».

  • Литературные игровые вопросы можно объединять в тематические и создавать игры-викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».
  • Игры, построенные по принципу игры в «Города».

Также называем литературных героев.

Вариант : называть не с последней буквы, а с последнего слова.

  • Игры на совершенствование дикции, произношение различных звуков – скороговорки, чистоговорки.
  • Игры, развивающие память, чувство ритма и рифмы.

«Продолжи строчку» или «Угадай рифму».

  • Игры на воспоминание (кто больше стихов) на определенную тему.

Например, стихи о деревьях.

Вариант: Кто прочтет это стихотворение от начала до конца?

Назови как можно больше строк из этого стихотворения.

  • Загадывается какой-то персонаж, требуется по вопросам, на которые можно отвечать только «да» и «нет», отгадать, кто задуман.
  • Составлять разные слова из одного слова.
  • Игры «сходство-различия».

Записываются 2 несходных между собой предмета. Предлагается объяснить, в чем сходны и чем различаются названные предметы.

Использованные материалы:

Материал с сайта: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/proekt-ugolok-knigi-v-detskom-sadu

Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.

Пьянкова Марина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №489
Населённый пункт: г.Екатеринбург с.Горный Щит
Наименование материала: Сценарий "Круглого стола"
Тема: "Оформление книжного уголка"
Дата публикации: 05.07.2017
Раздел: дошкольное образование

Данный сценарий «Круглого стола» будет интересен для педагогов с целью консультаций об

оформлении и организации «Книжного уголка» в группах для детей старшего возраста, с

последующем проведением конкурса –смотра «Книжных уголков» в старших и

подготовительных группах.

План работы «Круглого стола» с педагогами МБДОУ № 489 г. Екатеринбурга

в рамках проекта учителя –логопеда Пьянковой М.А. «В мире книг»

Тема: «Оформление книжного уголка»

Цель: Выявить знания и повысить профессиональный уровень педагогов по

организации развивающей среды в группе и организации книжного уголка.

Форма проведения: «Круглый стол»

Вступление: Тема «Круглого стола» «Оформление книжного уголка»

Что такое книжный уголок в ДОУ?

Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой

комнате дошкольного учреждения. Это форма распространения информации о книгах, их

возбуждающая интерес к ней, желание рассмотреть и прочесть ее.

Чтобы правильно организовать книжный уголок, необходимо уточнить некоторые понятия,

для этого мы разделимся на группы, в которых обсудим следующие вопросы:

Какая периодичность книжного обмена в уголке?

Периодичность книжного обмена зависит от конкретных задач приобщения детей к

чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда,

когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. При смене книг детям

надо указать на это, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, какую

книгу им захотелось прочесть.

Цель тематической выставки и правила организации?

Цель таких выставок углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников

особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную важную тему.

Правила, которые важно соблюдать при организации тематической выставки.

Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с

предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием

планируемого утренника и т.п.)

Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления,

внешнего состояния

Выставка должна быть непродолжительной по времени, она не должна длиться более 3-4-х

Тематическая выставка может быть посвящена конкретному произведению, которое не

только прочитано детям, но и проиллюстрировано ими. В этом случае можно пойти двумя

путями: выставить произведение и лучшие рисунки к нему или поочередно поместить на

выставочный стенд все рисунки. И то и другое надо мотивировать.

Что нового появляется в наполнении уголка в подготовительной группе?

Появляется периодическая печать (детские журналы).

Оформляется небольшая библиотека (желательно книжки- малышки).

Какие принципы отбора литературных произведений для детей?

Отвечать задачам воспитания (умственного, эстетического, нравственного) детей,

Раскрыть перед дошкольниками идеалы добра, справедливости, мужества, формировать

правильное отношение к людям, самому себе, своим поступкам.

Учитывать возрастные особенности детей, с учётом особенностей психики ребенка, в

конкретности мышления, впечатлительности, ранимости.

Занимательность книги определяется не темой, не новизной материала, а открытием нового

в знакомом и знакомого в новом.

Иметь одну сюжетную линию, раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть

подчинены передаче этой мысли. Необходимо учитывать, что возможности восприятия детей

Виды произведений в книжном уголке?

Произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы,

перевертыши, сказки);

Произведения русской и зарубежной классики согласно требованиям программы;

Произведения современной отечественной литературы согласно требованиям программы;

Произведения разных жанров (рассказы, повести, поэмы, сказки в прозе и стихах,

лирические и шуточные стихи, загадки),

Произведения разной тематики (детская жизнь: игры, забавы, игрушки, шалости; события

общественной жизни, труд людей; картины природы, экологические проблемы);

Произведения народов других стран.

Какие формы работы в книжном уголке?

Чтения, рассказывания.

Беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках,

литературные утренники, для детей старшего возраста.

Беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем

писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы,

Беседы об оформлении разными художниками.

Беседы о правилах пользования книгой.

Беседы о том, как делают книги.

Беседа о писателяхи их книгах.

Какие литературные игры способствуют расширению знаний детей по литературе?

-«Собери картинку».

-«Что сначала, что потом», какой эпизод «исчез».

Вырезав по контуру изображения героев сказки и наклеив их на ткань, можно устроить

«театр картинок».

Можно предложить детям небольшую викторину, которая поможет определить самого

начитанного среди детей.

- «Домино», «Лото».

Старшим дошкольникам можно предложить более сложные игры, используя изображения

литературных героев из старых книжек или нарисованные самими детьми.

В играх можно использовать образки текста и вопросы можно варьировать.

Читается отрывок.

Вопросы.

Игра «Закончи фразу».

Взрослый читает отрывок не до конца, а дети по памяти продолжают.

Литературные игровые вопросы можно объединять в тематические и создавать игры-

викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».

Игры, построенные по принципу игры в «Города».

Игры на совершенствование дикции, произношение различных звуков – скороговорки,

чистоговорки.

Игры на воспоминание (кто больше стихов) на определенную тему.

Загадывается какой-то персонаж, требуется по вопросам, на которые можно отвечать только

«да» и «нет», отгадать, кто задуман.

Заключение: Сегодня мы обсудили, как методически правильно организовать «Книжный

уголок». Как итогом «Круглого стола» будет проведен конкурс –смотр «Книжных уголков», с

Пьянкова Марина Александровна

МБДОУ № 489

Г.Екатеринбург

Памятка для воспитателей по организации

книжного уголка в группах старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Формировать умение самостоятельному сосредоточенному общению с книгой.

2.Способствовать совместному рассматриванию и обсуждению.

3.Закрепить интерес дошкольников к сказкам.

4.Формировать гражданские черты личности, патриотические чувства.

5.Знакомить детей с миром природы, ее тайнами и закономерностями

Наполнения уголка

Художественная литература.

1.Сказки 2-3.

3.Рассказы об истории нашей Родины, о

современной жизни.

4.Книги о животных и растениях 2-3.

5.Книги, с которыми детей знакомят на

занятиях.

6.Книги для расширения сюжета детских игр.

7.Юмористические книги с яркими

смешными картинками.

8. Книги, которые дети приносят из дома.

Книга остается в уголке до тех пор, пока у

детей сохраняется интерес к ней.

Одновременное размещение 10-12 разных

Альбомы с иллюстрациями к различным

лексическим тематикам:

2. Труд людей.

3.Родная природа.

4.Игры детей.

5.Предметные картинки.

6.Иллюстрации к прочитанным

произведениям.

7.Книги по программе.

Альбомы для рассматривания.

1.Специально созданные художниками,

альбомы на разные темы («Разные звери» Н.

Чарушина и др.)

2.Альбомы, составленные воспитателем

вместе с детьми.

Детские журналы.

В подготовительной группе. Выделяется

место для периодической печати (детские

журналы «Веселые картинки» и др.)

Библиотека.

В подготовительной группе оформляется

небольшая библиотека (желательно книжки-

Требования к оформлению «Книжного уголка» в смотре-конкурсе.

1.Размещение уголка.

Удобство месторасположения и доступность для детей;

2.Оформление уголка.

Внешний вид, эстетика оформления книжного центра

Проявление творчества воспитателей: тематика, сюжет, оригинальность оформления

материалов.

Соответствие содержания книжного уголка возрасту детей

Наличие иллюстраций по ознакомлению с художественной литературой.

Подборка портретов писателей.

Дидактические игры для речевого развития детей (наличие, разнообразие, соответствие

возрасту)

Материалы для театрализованной и самостоятельной художественно-речевой деятельности

(уголок «ряжения», разнообразные виды театра)

Разнообразие литературы по жанру (произведения малого фольклора, поэзии, проза,

энциклопедии, произведения классиков и современников)

Наличие каталога детских книг в группе (подготовительная группа)

Тематическая выставка.

Книги из «книжной мастерской».

Книжки-самоделки.

Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ (иллюстрации, игры).

Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями о родном городе.

Тематическая папка «Мой край»: карта и Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет

президента страны, материал, знакомящий, детей со славным прошлым родного края

(история городов и их настоящее, сельское хозяйство).

Тематические папки с иллюстрациями: «Богатыри земли русской », «Великая Отечественная

война», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы».

Художественная литература и дидактические игры по теме.

Материал по приобщению детей к истокам народной культуры.

4.Работа с родителями: Подбор статей, рекомендаций для просвещения родителей по

пропаганде чтения и любви к книге.