Чехов

Работа с МАК. Упражнение "Наследие Семьи". Исследовательская работа "наследие деда- наследие моей семьи"

Презентация книг «Наследие семьи Пестовых и Соколовых» издательства "Никея" состоялась 24 марта в Музее-Храме Святителя Николая в Толмачах.


Семья Пестовых-Соколовых – это три поколения уникальной московской поистине православной семьи. На протяжении многих поколений вера в Бога помогала Соколовым – Пестовым выстоять в непростое время XX века, и только благодаря вере они сохранили стойкость духа и лучшие традиции православной семьи.

На встрече присутствовала Екатерина Соколова-Ткаченко, вторая дочь Натальи Николаевны и отца Владимира, внучка Николая Евграфовича Пестова, протоиерей Николай Соколов а также отец Николай Важнов, настоятель маросейского храма, супруг Любови Владимировны, младшей дочки матушки Наталии Николаевны Соколовой.

10 не придуманных историй веры

Собравшихся приветствовал директор издательства “Никея” Владимир Лучанинов. “Мы видим переход от XX века к XXI в истории одной семьи”, – сказал Владимир, – “сейчас все говорят о разрыве традиций. У нас нет опыта воплощения Евангельских заповедей, на которые мы могли бы опереться”, и все же есть одна семья, в которой традиции веры были удивительным образом сохранены в самые трудные годы.

Владимир Лучанинов вспомнил о психологическом эксперименте, который проводился в XX веке, когда в комнату пускали одного человека и двадцать подготовленных участников, отвечавших неправильно на очевидный вопрос. Выслушав неправильные ответы, ничего не подозревавший человек, тоже говорил неверный ответ, но, если в группе был хоть один участник, отвечавший правильно, тот человек чувствовал поддержку и тоже озвучивал верное мнение. По словам директора “Никеи” собрания воспоминаний Пестовых-Соколовых для многих в годы гонений на Церковь стало именно такой поддержкой. “Эти книги называют белое – белым”, – добавил он.

Владимир Лучанинов вспомнил себя студентом Свято-Тихоновского православного университета. Его факультет перевели на станцию метро Юго-Западная и из центра Москвы теперь до занятий приходилось добираться довольно долго. В мрачном настроении в лифте с друзьями, поднимаясь на пары, он встретил протоиерея Николая Соколова. Шел Великий пост. Отец Николай улыбнулся хмурым студентам “Ешьте шоколад, и все будет хорошо”, – подбодрил протоиерей Николай Соколов, разрешив, чтобы победить уныние, небольшое послабление поста

“Роду Соколовых – 300 лет”, – начал свой рассказ протоиерей Николай Соколов, – “Мои дедушки и бабушки – ‘волжане’, выходцы с Волги, бабушка – из Углича. Я помню, как в моем детстве мы с бабушкой посещали Третьяковскую галерею. Остановившись перед картиной “Утро стрелецкой казни”, бабушка сказала “никогда не выступай против власти. Вот, – расстреливают наших предков”

Рассказывая о Николае Евграфовиче Пестове, протоиерей Николай вспомнил, как видел его горячо молящимся в четыре-пять утра. “Мы просыпались от того, что дедушка плакал и бил поклоны. Он был горящей свечой перед Богом. Бабушка говорила ему: “Оставь ты Бога в покое, Он тебе все простил”. Только после смерти дедушки мы узнали, за что он просил прощения”. Михаил Евграфович сражался против Колчака на стороне Красной армии, но “Бог вернул его на Свою сторону”.

Первым читателем книг Михаила Евграфовича стал его сын Николай Пестов, погибший на фронте в Смоленской области в 1943 году. Получив похоронку, Михаил Евграфович нашел в себе силы сказать “Слава Богу за все”, такова была сила его веры. Письма Коли Пестова с фронта, никогда ранее не издававшиеся, войдут новое издание книги “Жизнь для вечности”. Эти письма - ценнейшее свидетельство не только о самом Коле и его близких, но и о времени, в которое они жили.

Протоиерей Николай Соколов представил также иконы написанные Натальей Николаевной. “Она не могла не писать, писала то, что было у нее на душе”, – сказал отец Николай, показав собравшимся образ Богоматери, написанный Натальей Николаевной под вдохновением от такого же образа, явившегося ей в форме инея на окне морозным утром.

Тепло вспоминал Наталью Николаевну и священник Николай Важнов, называя ее не иначе как “своей второй мамой”.

“Мы имели счастье ухаживать за ней до последних дней, – сказал отец Николай, – милость Божия – жить в такой замечательной семье Соколовых”. Натальи Николаевны не стало 24 января 2013 года. Она была живым свидетелем эпохи мученичества, исповедничества, писала прекрасные иконы, дарила любовь ближним. Священнику Николаю Важнову при встрече матушка Наталия подарила свой нательный крестик в знак своей любви, который он продолжает носить по сей день.

“Каким счастливым было время нашего детства!”, – вспоминала, выступая на встрече Екатерина Соколова-Ткаченко, – “Мы не видели ни пьянства, ни ссор. Нас оберегали от всего”. Екатерина Владимировна прочитала два отрывка из дневников матушки Наталии, которые та вела с 1936-го года. Трогательные и не по-детски мудрые письма 10-летней девочки и надпись, сделанная рукой ее мамы, – в 11 лет, в день рождения она “убрала навсегда свой кукольный уголок”. Детство кончилось.

“Когда началось “дело врачей”, на кафедре дедушки судили как врага народа ведущего химика. Профессора Юшкевича впоследствии приговорили, но дедушка не принимал в этом участия. Он демонстративно встал и вышел из зала”, – рассказала Екатерина Соколова-Ткаченко.

“Мои родители не были пионерами, но они очень хорошо учились, никаких санкций на них по этому поводу не накладывали. Причин отказа вступить в пионерскую организацию они не называли. Когда их вызывали, просто молчали”, – вспомнила Екатерина.

“В нашу семью часто приезжала монахиня Магдалина Пашкевич из Марфо-Мариинской обители. Она была из дворянского рода. Еще в 1917-1918 году она преподавала математику в Марфо-Мариинской обители. В то время, когда она приходила к нам, мне было 10 лет, а она была уже в возрасте, прошла и тюрьма, и ссылки. У нее не было пенсии, она жила на пожертвования. В Москве она останавливалась у нас, а потом уезжала обратно в неотапливаемый барак, а бабушка посылала ей посылки. Она была человеком необыкновенной души, очень кроткой. В один из визитов дедушка предложил ей принять у нас ванну и попросил меня вымыть ванну. Я почему-то сказала “не хочу”, уже не могу вспомнить почему. Наш кроткий дедушка сам взял специальную мочалку, вымыл ванну, а мне сказал: “сейчас ты отказалась вымыть ванну для святого человека. Ты знаешь, что она прошла страшную ссылку и тюрьмы, а ты не захотела сделать для нее даже такую малость. Подумай, кому ты отказала?”. Я помню об этом до сих пор”.

Бесконечное количество трогательных историй звучало на встрече, но всем было ясно, что их не уместить в формат небольшого диалога. Издательство “Никея” планирует издать серию их десяти книг. Некоторые из них уже издавались, со многими воспоминаниями читатели смогут познакомиться впервые.

Серию «Наследие семьи Пестовых и Соколовых» открывает книга Натальи Соколовой «Под кровом Всевышнего», которая в конце XX века стала бестселлером на церковном рынке. Посвященная “всем православным женщинам”, эта книга стала своего рода духовным руководством по воспитанию детей и семейной жизни уже для нескольких поколений православных семей.

Всего же планируется выпустить около 10-и книг.

Благодаря этим текстам мы сможем соприкоснуться со всем двадцатым веком, от первых его лет до последних. Проникнутые искренней верой, теплотой и любовью к ближним, слова из книг семьи Пестовых-Соколовых всегда будут звучать мощно и современно. Ведь это слова тех, кто жил для Вечности.

Наталия Николаевна Соколова, дочь известного православного подвижника, богослова и ученого Николая Евграфовича Пестова (1892 -1982), вдова священника Владимира Соколова (1920–1995), мать пятерых детей.

Николай (1950г.р.), Серафим (Епископ Сергий) (1951 -2000), Екатерина (1952 г.р.), Любовь (1954 г.р.), Фёдор (1959-2000). Все они посвятили свои жизни служению Церкви: дочери Любовь и Екатерина - регенты церковных хоров, сын Николай - настоятель храма Святителя Николая в Толмачах, декан миссионерского факультета ПСТГУ, кандидат богословия, профессор, духовник Олимпийской сборной команды РФ.

Министру культуры Российской Федерации

Мединскому Владимиру Ростиславовичу

от Атаманенко Николая Ивановича

Уважаемый Владимир Ростиславович!

В средствах массовой информации в последние годы все чаще появляется противоречивая информация о судьбе Наследия семьи Рерихов. Многих граждан нашей страны и соотечественников за ее пределами волнует участь и перспективы развития созданного два года назад филиала Государственного музея Востока – Государственного Музея Рерихов. Система управления: Государственный Музей Востока – Музей Рерихов не отвечает текущим задачам становления Музея и планам его перспективного развития.

Возглавляющий Государственный Музей Востока — Александр Всеволодович Седов практически передал руководство деятельностью Музея своей бывшей жене – Анне Сергеевне Ковалец, которая работает в музее заместителем генерального директора по науке. После запрещения родственникам руководящих работников работать на руководящих должностях в одной государственной бюджетной организации культуры, А.В. Седов и А.С. Ковалец развелись, сохранив при этом семейные отношения на прежнем уровне с совместным ведением хозяйства. Фактически все вопросы, и не только семейные, но и служебные, решаются теперь только после одобрения Анны Сергеевны Ковалец.

С ее подачи появилась новая идея создания буддийского центра на базе здания, где расположился сейчас Музей Рерихов (Малый Знаменский пер., дом 3/5). Эта идея была сразу поддержана Седовым А.В. и к её реализации уже приступили. Таким образом, план становления Государственного Музея с коллекцией произведений и уникальным материалом философского Наследия семьи Рерихов оказывается под угрозой забвения. Последствия такого изменения в судьбе Усадьбы Лопухиных не ждут ни противники, ни сторонники идеи создания Музея Рерихов. Скандал неизбежен, и в него будут вовлечены и руководители Министерства культуры РФ, как вышестоящей организации — инициатора решения о создании Филиала ГМВ.

Обращаю внимание, что решение о месте размещении Наследия Рерихов в усадьбе Лопухиных (Малый Знаменский пер., дом 3/5) было принято руководством СССР (М.С. Горбачевым и Н.И. Рыжковым) после того, как Святослав Николаевич Рерих лично выбрал и одобрил размещение Архива и культурно-художественного Наследия семьи Рерихов, передаваемого в дар советскому народу, в этот вариант размещения. Это было одно из условий С.Н.Рериха по передаче Наследия из Индии в СССР с целью создания Центра-Музея Рерихов, концепцию которого он изложил в своей знаменитой статье «Медлить нельзя!» (опубликована в газете «Советская культура», 29 июля 1989 г.). Этот же вариант места размещения Наследия Рерихов в усадьбе Лопухиных, был подтвержден Вами 16.02.2016 года решением коллегии Министерства культуры Российской Федерации по вопросу «О проекте концепции Музея семьи Рерихов».

В сложившейся ситуации становится окончательно понятно, что судьба Наследия Рерихов руководителей ГМВ совершенно не интересует. Об этом можно судить и по проходящей сейчас выставке на ВДНХ. В павильоне, до сих пор не принятом по акту, не приспособленном для проведения выставок живописных работ и их хранения согласно музейным требованиям, плохо работают системы вентиляции и климатического контроля, практически отсутствует противопожарная и охранная системы, т.е. в любой момент страна может лишиться картин Рериха.

Вопросами приспособления павильона к выставочной деятельности ведал заместитель директора по эксплуатации музейного оборудования Александр Александрович Лемещук. Генеральный директор А.В. Седов доверил право подписи финансовых документов и распоряжение большими бюджетными средствами человеку сомнительной репутации. Выясняется, что А.А.Лемещук не имеет высшего образования, а диплом, предъявленный им в отдел кадров ГМВ, является подделкой. Через него фактически идут потоки средств, что позволяет ему «рулить» не только по хозяйственным вопросам, но и вмешиваться в решение вопросов, не имеющих отношение к его обязанностям.

Прошу Вас принять меры по защите Музея Рерихов – Филиала Государственного музея Востока от некомпетентного руководства, не заинтересованного в развитии Государственного Музея и сохранении Наследия семьи Рерихов.

PS: Также ставлю Вас в известность, что данное письмо и Ваш ответ будут опубликованы на интернет-сайте «Агнивести» (Новостной канал Рериховского движения).

В фотографическом наследии Романовых особенно много снимков связано с семьей Николая II. Императорскую семью портретировало много известных фотографов. Остались студийные съемки выдающихся мастеров отечественной фотографии Г. Деньера, С. Л. Левицкого, А. Пазетти, К. Бергамаско. Во время пребывания за границей царскую семью снимали известные зарубежные фотографы: в Дании — Л. Даниельсон, М. Стин, Г. Гансен, в Польше — Л. Ковальский, в Германии — О. Сковранек, Ф. Тельгман и другие. При посещении Романовыми городов Российской империи съемку доверяли лучшим городским фотомастерам: Ф. Орлову в Ялте, М. Мазуру в Севастополе, В. Барканову в Тифлисе, А. М. Иваницкому в Харькове и т. д.

Император Николай II. 1900-е


Император Николай II и императрица Александра Федоровна с дочерьми великими княжнами Ольгой и Татьяной. 1898

Самую большую коллекцию снимков последнего российского императора и его семьи оставило фотоателье «К. Е. фон Ган и К°". Ателье было открыто в Царском Селе в 1887 году. Им владела жена помощника старшего инженера-механика Казимира-Людвига Евгеньевна Якобсон, урожденная Ган. В 1891 году совладельцем ателье становится Александр Карлович Ягельский, который с 1897 года получает исключительное право фотосъемки императора Николая II и его семьи. А. К. Ягельский снимал императора во время дипломатических приемов и визитов, в поездках по стране, во время военных маневров и смотров, официальных придворных мероприятий, на отдыхе на императорской яхте «Штандарт», в финских шхерах, в Ливадии, на охоте в имениях Спала и Беловеж. Эти снимки редко доходили до публики и составляли собственный фотоархив императорской семьи. В 1911 году А. К. Ягельский получил почетное звание Фотографа Двора Его Величества.


Парад войск Московского гарнизона. Москва, 1903

Ягельский также был единственным, кому дозволялось проводить киносъемку царской семьи. С 1900 и до самой своей смерти в октябре 1916 года он был личным кинооператором императора Николая II и оставил весьма значительный киноархив.


Перетягивание на веревке. Финские шхеры, 1911


Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Царское Село, 1903

Много снимал Николая II знаменитый репортажный фотограф К. К. Булла. В 1904 году он получил разрешение снимать «виды столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии». От Главного штаба Военного министерства Булла имел свидетельство о разрешении «производить фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа», а также специальное свидетельство от Главного морского штаба, разрешающее производить съемку «во время маневров, смотров, учений, спусков и закладок судов и вообще всех событий, касающихся морской жизни».


Наследник цесаревич Алексей Николаевич. 1911

Множество личных альбомов с фотографиями оставили сами Романовы — император, императрица Александра Федоровна, вдовствующая императрица Мария Федоровна, все дети, включая наследника, были страстными фотолюбителями. С тех пор, как в 1896 году у Николая II появился первый фотоаппарат, он уже никогда с ним не расставался. Часть альбомов заполнял сам император, собственноручно вклеивая и подписывая фотографии. Личные фотоальбомы были у каждого члена семьи, обычно ежегодные или за два-три года вместе.


Император Николай II и Императрица Александра Федоровна в костюмах русских царей XVII века. 1903

Еще одна категория фотографического наследия Романовых — это фотоальбомы их приближенных, тех, кто по долгу службы находился с императором и его семьей в поездках по стране и за рубеж, и особенно во время отдыха. Наибольшее количество семейных фотографий сами Романовы, их личный фотограф А. К. Ягельский и приближенные императора делали именно на отдыхе, когда члены августейшей семьи были предоставлены сами себе и менее связаны условностями придворного этикета. К этому близкому кругу, имевшему возможность делать неформальные фотографии семьи Николая II, принадлежали крупные придворные чины, члены свиты императора, фрейлины, статс-дамы, офицеры императорской яхты «Штандарт» и целый ряд других людей.


Царская охота в Беловежской пуще. Сидят: Великий князь Владимир Александрович (2-й слева), Императрица Александра Федоровна (3-я слева), Император Николай II (4-й слева), Великий князь Михаил Николаевич (6-й слева). Стоят: Великий князь Николай Николаевич мл. (1-й слева), Герцог Саксен-Альтенбургский Альберт (2-й слева), заведующий придворной юношеской частью А. А. Грюнвальд (3-й слева), барон В. Б. Фредерикс (7-й слева) и др. Беловеж, 1897

Судьба фотографического наследия семьи Романовых в Советской России довольно запутана и носит на себе отпечаток трагической судьбы своих владельцев. После расстрела документы и фотографии дома Романовых не раз передавались из архива в архив. Фотографическое наследие до сих пор изучено недостаточно. Мы не знаем даже примерного количества фотографических объектов в государственных хранилищах Российской Федерации; также неизвестно, какое наследие сохранилось в странах СНГ и за рубежом.


Николай II в своем кабинете, 1900

С 6 июля по 9 сентября 2018 года в Государственном музейно-выставочном центре РОСФОТО пройдет юбилейная выставка, посвященная императору Николаю II. В этом году исполняется 150 лет со дня рождения последнего российского императора.

Императорскую семью снимали лучшие фотографы Российской империи. В заграничных поездках Романовы непременно заказывали фотопортреты у известных иностранных мастеров. На выставке представлены студийные портреты семей Александра III и Николая II, занимающие особое место в творчестве их авторов, выдающихся отечественных и зарубежных фотографов.

Уникальная составляющая выставки — фотографии, выполненные Николаем II и членами его семьи. Сам император, императрица Александра Федоровна, вдовствующая императрица Мария Федоровна, все дети, включая наследника, были страстными фотолюбителями.

По материалам, предоставленным РОСФОТО

Семейное наследие

Не так давно мои родители осиротели. Не стало бабушек, умер
дедушка….. Мама часто говорит, что вещи смогли пережить своих хозяев. И
сейчас решается их судьба. Что­то мы выбрасывали, что­то отдали людям. А
некоторые вещи мама и папа оставили как память. Среди них оказались
фотоальбомы. Сначала я не поняла, на что нам эти толстые, потрепанные, с
пожелтевшими страницами толстые книжки, ведь теперь такие яркие, с
блестящими страницами, да цветными фотографиями. И зачем хранить с
незнакомыми лицами фотографии? Но как­то летним вечером я застала маму и
папу за очень увлекательным занятием. Они смотрели фотографии. Тут без меня
не обошлось. Оказывается, мама и папа тоже когда­то были маленькими и
такими смешными. А моя любимая бабушка Эмма с фотографии смотрит таким
похожим на меня ребенком. Еще мама, часто перекладывая фотографии,
бабушку и дедушку называла «дети войны». Я раньше слышала, что у бабушки
Тамары и дедушки Пети не было папы. А почему, не знала. Когда­то бабушка
Эмма много рассказывала о себе. Свое детство называла голодным и трудным. Я
и это понять не могла. Разложенные веером на полу фотографии. У меня
вопросы: «Кто это? Где это? Когда это?..»
семья наследие память
Рис. 1
Эта фотография одна из старейших в альбоме. Справа мой прапрадедушка
Иван Чичикалов. Здесь он сфотографировался, когда закончилась Первая
мировая война. Мама говорит, что это где­то 100 лет назад. Он был настоящим
солдатом: Первая мировая, потом гражданская война, война с Финляндией, а
погиб где­то под Витебском в 1941 году. Похоронка пришла на без вести
пропавшего солдата.

Рис. 2
На этой довоенной фотографии ­ портрете прабабушка Женя Чичикалова
и прадедушка Роман Захаров. На начало Великой отечественной войны их дочке
Нине было 5 лет, а сыну Пете 1 неделя (мой дедушка). Прадед так и не узнал, что
у него родился сын. Он был в командировке и без вести пропал в первые дни
войны, а прабабушка осталась с двумя детьми одна.
Рис. 3

Горбачев Иван Филиппович. Во время Великой Отечественной войны был
помощником машиниста поезда. В 1943 году под Новосокольниками их поезд
разбомбили фашисты. 22 января 1944 года родилась дочь Тамара (моя бабушка),
а погиб прадед в эти же дни под деревней Маево Псковской области.

Рис. 4
Брат Павел моей прапрабабушки Жени. Имел многочисленные ранения.
Умер после окончания войны. И подпись интересная. Ведь эта одна из первых
мирных фотографий. Она уже вся поврежденная, но надпись чернильная и
карандашная осталась.
Это любимая тетя Граня бабушки Эммы. Вторая справа в среднем ряду.
Калугина Глафира Васильевна прошла всю войну медсестрою (и там же служила
до пенсии) в рядах 7 гвардейской воздушно­десантной Краснознамённой ордена
Кутузова дивизии г. Каунас, Литовской ССР.

Рис. 5
Рис. 6
Антроповский Гаргоний Николаевич (слева) ­ это старший брат Бабушки
Эммы. Он тоже был участником Великой Отечественной войны. О нем в нашей
семье говорят мало, потому что сразу после войны он трагически погиб. Всю
войну прошел, а в мирное время пожить не удалось.
А вот эти фотографии, как мне показалось сначала, в наш альбом попали
случайно. Но мама сказала, что ничего случайного не бывает. Страшное время.
Дети­сироты все как один.
Это начало 50 годов прошлого столетия. Бабушка Тамара маме
рассказывала, что она участвовала в открытии памятника братского захоронения
на гражданском кладбище в деревне Трехалево Невельского района Псковской
области. Бабушка несет венок в первом ряду.

Рис. 7
А фотографии этого памятника ­ тоже живая история.
Рис. 8
Начало 70­х годов прошлого столетия. Деревня Турки ­ Перевоз
Невельского района Псковской области. Здесь из остатков боевого снаряжения и
разорвавшихся снарядов, покореженного оружия был создан памятник.
Создавали его сами солдаты своим погибшим товарищам, о чем свидетельствует
надпись на фото. В 80­е годы это место было благоустроено и памятник
реставрирован. Эту фотографию моя бабушка подготовила сестре одного из
погибших на этом месте солдат, которая приехать на могилу брата не могла. К
сожалению, кроме фамилии Иноземцев, других сведений не сохранилось. Это
фото ­ одно из нескольких, по каким­то причинам бабушка его не послала. На
этих фотографиях его первоначальный вид на начало 70­х годов. В наши дни это
место изменилось. Когда мы едем в деревню к родственникам, мы проезжаем
мимо целого сквера памяти, но об этом мой следующий репортаж, если он вас
заинтересует.
Я сделала для себя открытие: семейное наследие ­ это не только дома,
машины и прочее, но память поколений, передающаяся по наследству. Эти
семейные фотографии хранились родителями моих родителей, а теперь их буду

Когда мне было 3-4 года, мы с дедом наводили порядок в гараже, и мне на полке попалась деревянная ложка. Я спросила у деда, кто сделал эту ложку. Дед сказал, что эту ложку сделал мой прадед. А еще он рассказал, что прадед был мастер резьбы по дереву. Я ничего не поняла и забыла про этот разговор. А сейчас, когда я пошла в школу, меня стало интересовать все, в том числе и наследие нашей семьи. И тут я вспомнила давний разговор с дедушкой о деревянной ложке. Вот с этой ложки все и началось.

Актуальность моей исследовательской работы, на мой взгляд, состоит в том, что при формировании характера человека важно, какие нравственные ориентиры стоят на его пути, какие маячки светят ему в житейском море.

Проблема , которую я вижу, - мир вокруг меня и мы становимся более жесткими, менее добрыми, перестаем видеть и замечать красивое в обыденном, теряем связь поколений.

Решение данной проблемы заложено в гипотезе: истоки доброты, сострадания, красоты закладываются именно в семье, как большие реки начинаются с малых ручейков.

История страны складывается из судеб миллионов ее граждан. Одной их них является судьба моего прадеда и его детей.

Цель исследования : сохранение культурного наследия моей семьи и передача его следующим поколениям.

Задачи:

1. Ближе познакомиться с биографией прадеда и его сыновей.

2. Изучить мир их интересов и увлечений.

3. Узнать побольше о технике резьбы по дереву.

Прежде чем приступить к данной исследовательской работе, я составила план, мне нужно было ответить на вопрос: «Как я могу узнать что-то новое о том, что исследую». Самыми доступными для меня методами исследования оказались: наблюдение, анализ, самостоятельное размышление, работа с архивными материалами, изучение литературы, получение информации в сети Интернет.

Для выполнения данной работы я использовала документы из семейного архива и сельского краеведческого музея. Систематизировала творческие работы прадеда, беседовала с родственниками, брала интервью, снимала видео. По результатам опроса составила мемораты.

Основная часть

Насколько трудной, настолько и интересной была судьба прадеда. Родился Петр Степанович Пикуль в селе Христиновка Мазановского района Амурской области 18 февраля в 1929 году. (И я родилась 18 февраля) Семья была большая, десять детей. Детство было голодным, одеть нечего.

В годы войны работал в колхозе. После войны прадед строил дома, делал печи. А больше всего любил вырезать из дерева разную утварь (ложки, поварешки, чашки). Прадед делал резные ставни, которые до сих пор сохранились как реликвия. Шли годы, прадед женился, и у него родились дочь да три сына. Когда сыновья подросли, стал их обучать своему ремеслу.

«Откуда берутся таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди - и вот избирают одного. Он за всех будет говорить - он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью…». Эти слова, принадлежащие В.М. Шукшину, как нельзя точнее характеризуют моего прадеда.

Проводя исследовательскую работу, нам с бабушкой пришлось изучить литературу, обратиться на страницы Интернета, чтобы узнать, какие существуют виды резьбы по дереву. А затем определить, какими из них владеют мои прадед и деды Николай Петрович, Владимир Петрович и Сергей Петрович.

Мы выяснили следующее: художественная резьба по дереву - один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов. Резьба различается по видам — геометрическая резьба, контурная резьба, плоскорельефная резьба, ажурная резьба и объемная резьба.

В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье. Резное дело в народных традициях. Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д

Современная резьба строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы. Условно можно выделить три основных типа:

  1. Сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба).
  2. Глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы).
  3. скульптурная резьба.
  4. Домовая резьба(является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).

Проводя исследовательскую работу про деревянную ложку, я узнала следующее. Деревянная ложка состоит из следующих конструктивных элементов:

  • Держало - черенок, рукоять ложки.
  • Черпало(черпак) - полукруглая «рабочая» часть, ковш, которым зачерпывают пищу.
  • Едало - углубление, полость в черпаке с лицевой стороны.
  • Соединительная перемычка - связывает держало с черпалом.

Творческое наследие не угасло с уходом прадеда из жизни. Его талант к резьбе по дереву передался сыновья Николаю, Владимиру, Сергею. Я еще не знаю, разовьется ли у меня талант резьбе по дереву, но уже сейчас с дедом начинаю вырезать, но пока еще плохо получается. К сожалению, я родилась в тот год, когда не стало прадеда, но я его очень люблю, и у меня складывается впечатление, что я его очень хорошо знаю.

Вот так, шаг за шагом, в процессе исследования открывалась передо мной страничка истории моей семьи. Безымянные, неведомые предки становились роднее и ближе. Работы оставленные прадедом в наследство словно ожили и заговорили.

Заключение

В большой семье живут и передаются из уст в уста семейные предания, семейные реликвии, которые послужили хорошим подспорьем в моей работе. Благодаря моей бабушке, Пикуль Татьяне Викторовне, и моему деду, Пикуль Николаю Петровичу (они меня воспитывают, т. к. моя мама умерла, когда мне было полтора месяца), удалось собрать данный материал, творческие работы моего прадеда и его сыновей.

Моя работа поможет сохранить эту память для потомков, и, может быть, спустя много лет, кто-нибудь из моих детей, внуков и правнуков тоже напишет историю своих предков, и основой для их работы станет это исследование. Теперь для меня наполнились конкретным смыслом такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «моя семья и род».

Выводы, к которым я пришла в процессе исследования:

1. Ближе познакомилась с биографией прадеда.

2. Изучила мир интересов и увлечений его сыновей.

3. Узнала много нового и интересного о технике резьбы по дереву.