Чехов

Самолет паулюс был сбит. Кто сбил Пауэрса? «Холодная война» в воздухе

1 мая 1960 года в воздушном пространстве СССР был сбит самолет-разведчик Lockheed U-2, пилотируемый американским летчиком Фрэнсисом Гэри Пауэрсом. Самолет вторгся со стороны Афганистана, и был сбит советской зенитной ракетой класса «земля-воздух» под Свердловском. Пауэрс выжил, был приговорен советским судом за шпионаж к 10 годам лишения свободы, но позже его обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля, разоблаченного в США. Инцидент вызвал громкий международный скандал и значительно осложнил отношения между СССР и США.

В середине 1950-х годов в США был создан высотный самолет-разведчик U-2. Он отличался тем, что мог летать на больших высотах - до 20 км и выше. Американцы считали, что на такой высоте он станет недосягаем для советских ПВО и обнаружить его в СССР не смогут. Самолет мог развивать скорость около 800 км/ч. На его борту могло находиться большое количество оборудования для сбора данных, в том числе восьмь фотокамер высокого разрешения. Такие камеры позволяли за один полет охватить территорию площадью 4300х800 км. В США была запущена целая программа по использованию самолетов-разведчиков. Инициатором полетов шпионских самолетов U-2 был заместитель директора ЦРУ по планированию тайных операций Ричард Биссел. Американцами было создано даже специальное подразделение «Отряд 10–10», самолеты которого летали над странами Варшавского блока и вдоль границ СССР. Всего, по некоторым данным, над территорией Советского Союза до 1960 годы было выполнено 24 полета самолетов U-2. Этими самолетами была собрана информация о большом количестве военных и промышленных объектов. U-2 впервые вторгся в воздушное пространство СССР 4 июля 1956 года. Разведчик вылетел с американской военной базы в Германии и пролетел над Москвой, Ленинградом и Балтийским побережьем. Факт вторжения был зафиксирован Советским Союзом, СССР направил ноту протеста, потребовав прекратить разведывательные полеты, однако с 1957 года они возобновились. Также благодаря U-2 американской разведке удалось выяснить местоположение космодрома Байконур в 1957 году именно благодаря очередному полету самолета U-2. На этом американцы не остановились. 9 апреля 1960 года самолет-шпион пролетел над Семипалатинским ядерным полигоном, сфотографировал готовую к подрыву атомную бомбу, и безнаказанно вернулся обратно. До конца 1959 года в СССР не было эффективного средства противодействия высотным U-2.

Гэри Пауэрс считался самым опытным пилотом отряда «10-10». На его счету уже было 27 полетов над территориями Польши, Восточной Германии, Китаем и СССР. 1 мая 1960 года U-2, управляемый Пауэрсом, пересек государственную границу СССР в 5:36 по московскому времени. Произошло это в 20 км юго-восточнее города Кировабада, Таджикской ССР. Самолет должен был пролететь по маршруту: Пешавар (Пакистан) - Аральское море – Свердловск – Киров - Плесецк и приземлиться на аэродроме Буде в Норвегии. Предполагалось, что полет займет 9 часов. Пауэрс должен был за это время пролететь около 6 тыс. км, из них почти 5 тыс. - над советской территорией. Маршрут самолета пролегал над важными промышленными центрами и военными базами. В случае обнаружения советскими ПВО Пауэрсу было приказано нажать на кнопку самоликвидации машины, поскольку U-2 ни в коем случае не должен попасть русским.
Когда U-2 начал приближаться к границе СССР южнее Душанбе на высоте более 19 км в 5.36 по московскому времени, самолет был замечен советскими ПВО. К 8 утрам о полете было доложено министру обороны, председателю КГБ, членам Политбюро и Хрущеву. К этому времени Пауэрс уже пролетал над Магнитогорском, Челябинском и приближался к Свердловску. На перехват нарушителя был поднят одиночный истребитель-перехватчик Су-9. Самолет не был вооружен, так как перегонялся с завода в летную часть, летчик Игорь Ментюков получил приказ таранить противника. При этом у Ментюкова не было шансов спастись - из-за срочности вылета он не надел высотно-компенсационный костюм и не мог безопасно катапультироваться. Однако U-2 Пауэрса Су-9 не смог обнаружить из-за неправильной наводки с земли. Кроме того, самолет-разведчик постоянно пропадал с радаров. Когда у Су-9 стало подходить к концу горючее, Ментюков был вынужден вернуться на аэродром.

Тогда было решено сбить U-2 ракетой. Было выпущено несколько ракет, но лишь одна из них, выпущенная из ЗРК С-75, привела к повреждению самолета-разведчика. Это был первый боевой пуск ракеты на территории СССР. В 8.53 первая выпущенная ракета взорвалась позади самолета Пауэрса, в результате взрыва было оторвано крыло U-2, поврежден двигатель и хвостовая часть. Но летчик остался цел. Самолет стал неконтролируемо падать с высоты свыше 20 км. Было выпущено еще несколько зенитных ракет. Тогда Пауэрс решил выпрыгнуть на высоте, по одним данным, 10 км, по другим, 5 км. Едва он оторвался от самолета, как еще одна ракета прямым попаданием поразила U-2. Пилоту удалось благополучно спуститься на парашюте, на земле он был задержан местными жителями в районе деревни Косулино.
На инцидент США отреагировали только 3 мая. Было опубликовано сообщение о том, что 1 мая 1960 года пропал самолет U-2, принадлежавший NASA. Аппарат якобы производил метеоисследование в верхних слоях атмосферы. В сообщении говорилось, что, возможно, он разбился в районе турецкого озера Ван. О том, что это мог был самолет-разведчик, США не упомянули. Причины и обстоятельства гибели самолета для американцев были пока ясны. США посчитали, что самолет был уничтожен при выполнении задания. Однако вскоре последовало официальное заявление со стороны СССР. Никита Сергеевич Хрущев 7 мая заявил о том, что советскими ПВО был сбит американский шпион. Более того, сообщалось, что летчик жив. Отрицать то, что самолет был разведывательным американцы уже не могли. Находившийся тогда на посту президента США Эйзенхауэр был вынужден признать, что это был самолет-разведчик, а полеты над советской территорией продолжались на протяжении нескольких лет.
17 августа 1960 года состоялся суд над Пауэрсом. Тот признал себя виновным. Спустя два дня он был приговорен к 10 годам лишения свободы. Однако уже 10 февраля 1962 года его обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера (Рудольфа Абеля). Обмен состоялся в Берлине на мосту Глинике. На родине Пауэрса также ждал суд. Его обвинили в нарушении служебных инструкций и проверили на полиграфе. Тем не менее следственная и сенатская комиссии сделали вывод о его невиновности. После инцидента в небе над СССР он продолжал еще несколько лет работать в военной авиации. Пауэрс погиб 1 августа 1977 года в результате крушения вертолета. Его машина производила фотосъемку пожара в окрестностях Санта-Барбары в Калифорнии. Одной из возможных причин катастрофы мог стать недостаток топлива. После смерти Пауэрса наградили посмертно несколькими медалями и наградами, в том числе Крестом за выдающиеся летные заслуги и Серебряной Звездой, третьей по значимости военной наградой США.

После инцидента 1 мая 1960 года США больше не проводили разведывательных полетов на U-2 над территорией СССР. Инцидент имел серьезные политические последствия, значительно осложнив отношения между СССР и США. Так американский президент был вынужден отменить визит в Москву, а Никита Хрущев не полетел на саммит в Париж, на котором руководители СССР, США, Великобритании и Франции планировали обсуждение вопросов о контроле над вооружениями.

Американский лётчик, в 1950-е годы выполнял разведывательные миссии. Сбит над СССР в 1960 году, что привело к кризису в советско-американских отношениях.


Родился в Дженкинсе, штат Кентукки, в семье шахтёра (позднее - сапожника). Окончил колледж Миллиган близ города Джонсон-Сити, штат Теннесси.

С мая 1950 года добровольно поступил на службу в американскую армию, обучался в школе военно-воздушных сил в городе Гринвилл, штат Миссисипи, а затем на военно-воздушной базе в окрестностях города Феникса, штат Аризона. Во время учёбы летал на самолетах Т-6 и Т-33, а также на самолете F-80 После окончания школы служил летчиком на различных военно-воздушных базах США, будучи в звании старшего лейтенанта. Летал на истребителе-бомбардировщике F-84. Он должен был участвовать в Корейской войне, однако перед отправкой на театр военных действий у него возник аппендицит, а после излечения Пауэрс был завербован ЦРУ как опытный лётчик и уже не попал в Корею. В 1956 году в звании капитана покинул военно-воздушные силы и полностью перешёл на работу в ЦРУ, где его привлекли к программе самолётов-разведчиков U-2. Как показал Пауэрс на следствии, за выполнение разведывательных заданий ему был установлен ежемесячный оклад в сумме 2500 долларов, тогда как в период службы в военно-воздушных силах США ему выплачивали 700 долларов в месяц.

После привлечения к сотрудничеству с американской разведкой он был направлен для прохождения специальной подготовки на аэродром, расположенный в пустыне штата Невада. На этом аэродроме, являвшемся одновременно частью атомного полигона, он в течение двух с половиной месяцев изучал высотный самолет Lockheed U-2 и осваивал управление оборудованием, предназначенным для перехвата радиосигналов и сигналов радиолокационных станций. На самолетах этого типа Пауэрс совершал тренировочные полеты на большой высоте и на большие расстояния над Калифорнией, Техасом и северной частью США.

После специальной подготовки Пауэрс был направлен на американо-турецкую военную авиационную базу Инджирлик, расположенную вблизи города Аданы. По заданию командования подразделения «10-10» Пауэрс с 1956 года систематически совершал на самолете U-2 разведывательные полеты вдоль границ Советского Союза с Турцией, Ираном и Афганистаном.

События 1 мая 1960 года

1 мая 1960 года Пауэрс выполнял очередной полёт над СССР. Целью полёта была фотосъёмка военных и промышленных объектов Советского Союза и запись сигналов советских радиолокационных станций. Предполагаемый маршрут полёта начинался на военно-воздушной базе в Пешаваре, проходил над территорией Афганистана, над территорией СССР с юга на север на высоте 20000 метров по маршруту Аральское море - Свердловск - Киров - Архангельск - Мурманск и завершался на военной авиабазе в Будё, Норвегия.

Самолёт U-2 нарушил государственную границу СССР в 5:36 по московскому времени в двадцати километрах юго-восточнее города Кировабада, Таджикской ССР, на высоте 20 км. В 8:53 под Свердловском самолёт был сбит ракетами класса «земля-воздух» из ЗРК С-75. Первая выпущенная ракета ЗРК С-75 попала в U-2 недалеко от Дегтярска, оторвала у самолёта Пауэрса U-2 крыло, повредила двигатель и хвостовую часть, для надёжного поражения было выпущено ещё несколько зенитных ракет (всего в тот день было выпущено 8 ракет, о чём не упоминалось в официальной советской версии событий). В результате случайно был сбит советский истребитель МиГ-19, который летел ниже, не имея возможности подняться на высоту полёта U-2. Пилот советского самолёта, старший лейтенант Сергей Сафронов , погиб и посмертно награждён орденом Красного Знамени. Кроме того, на перехват нарушителя был поднят одиночный Су-9. Этот самолёт перегонялся с завода в часть и не нёс вооружения, поэтому его пилот Игорь Ментюков получил приказ таранить противника (при этом у него не было шансов спастись - из-за срочности вылета он не надел высотно-компенсационный костюм и не мог безопасно катапультироваться), однако не справился с задачей.


Пауэрс после поражения U-2 зенитной ракетой выпрыгнул с парашютом и по приземлении был задержан местными жителями в районе деревни Косулино. По инструкции Пауэрс должен был воспользоваться катапультируемым креслом системы аварийного покидания самолёта, однако не сделал этого, и на большой высоте, в условиях беспорядочного падения машины выпрыгнул с парашютом. При изучении обломков самолёта U-2 было обнаружено наличие в системе катапультирования взрывного устройства большой мощности, команда на подрыв которого выдавалась при попытке катапультирования.

19 августа 1960 года Гэри Пауэрс был приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР по статье 2 «Об уголовной ответственности за государственные преступления» к 10 годам лишения свободы, с отбыванием первых трёх лет в тюрьме.

11 февраля 1962 года в Берлине на мосту Глинике Пауэрса обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера (он же Рудольф Абель). Обмен состоялся при посредничестве восточногерманского адвоката Вольфганга Фогеля.

Память

В Окружном доме офицеров Свердловска долгое время находилась небольшая экспозиция, посвященная сбитию Пауэрса: обломки обшивки самолета, гарнитура, по которой был отдан приказ о поражении, макет ракеты, сбившей самолёт-нарушитель.

Жизнь по возвращении в США

По возвращении в США первоначально Пауэрса обвиняли в том, что он не смог уничтожить разведывательное оборудование своего самолёта или в том, что он не совершил самоубийство при помощи особой отравленной иглы, которая ему была выдана. Однако военное дознание сняло с него все обвинения.

Пауэрс продолжил работу в военной авиации, но данных о его дальнейшем сотрудничестве с разведкой нет. В период с 1963 по 1970 Пауэрс работал в фирме Локхид лётчиком-испытателем. Затем он стал радиокомментатором на радиостанции KGIL, а затем пилотом вертолёта в агентстве радиотелевизионных новостей KNBC в Лос-Анджелесе. 1 августа 1977 года он погиб при катастрофе пилотируемого им вертолёта, возвращаясь со съёмок тушения пожара в окрестностях Санта-Барбары. Вероятной причиной падения стал недостаток топлива. Вместе с Пауэрсом погиб оператор телекомпании Джордж Спирс. Похоронен на Арлингтонском кладбище.

Несмотря на неудачу его знаменитого разведывательного полёта, Пауэрс в 2000 году был посмертно награждён за него (получил Медаль военнопленного, Крест за выдающиеся лётные заслуги, Памятную медаль национальной обороны).

1 мая 1960 года дивизион ПВО под Свердловском сбил американский высотный самолёт-разведчик Lockheed U-2, который пилотировал Фрэнсис Гэри Пауэрс. Американский лётчик был захвачен живым, также удалось захватить новейшую шпионскую аппаратуру, что привело к политическому и дипломатическому скандалу мирового уровня. Пауэрс получил десять лет лишения свободы за шпионаж, но спустя полтора года был обменян на советского разведчика Рудольфа Абеля. Лайф выяснил подробности одного из самых громких международных скандалов холодной войны.

Жизнь Пауэрса до знаменитого скандала была практически ничем не примечательна. Он родился в 1929 году в семье шахтёра, и армия стала для него социальным лифтом. Отец Пауэрса мечтал, что сын получит медицинское образование и станет врачом. По мнению Пауэрса-старшего, только это могло спасти его единственного сына (всего в семье было шесть детей) от прозябания в шахтёрском захолустье.

Однако у Фрэнсиса были другие планы, и после окончания колледжа он завербовался в ВВС. Это произошло в начале 50-х годов. В тот момент в активной фазе находилась корейская война, где американские пилоты играли весьма активную роль. Пауэрс должен был быть отправлен на фронт, но его спасла болезнь. Незадолго до переброски его подразделения в Корею у него случился приступ аппендицита, и на войну он так и не попал.

Пауэрс прослужил четыре года обычным пилотом истребительной эскадрильи, летая на F-84 Thunderjet - одном из первых американских реактивных истребителей. В начале 1956 года Пауэрсу поступило предложение, от которого он не смог отказаться. Ему предложили поработать на ЦРУ, выполняя разведывательные полёты на новейшем высотном самолёте-разведчике U-2. Этот самолёт едва начал производиться, а ЦРУ уже развернуло подготовку пилотов для него.

U-2 был уникален для своего времени. Главным его преимуществом была высотность. Рабочая высота самолёта составляла 21 тысячу метров. На этих высотах самолёт был практически недосягаем для стандартных перехватчиков и, как предполагалось, даже системам ПВО будет достаточно трудно поразить его с земли. Ещё одним бонусом самолёта была уникальная фотокамера, которая способна была делать снимки с рабочей высоты в очень высоком разрешении.

Пауэрс недолго думал над предложением и сразу же согласился. Он всего несколько месяцев назад женился, так что прибавка к зарплате была ему весьма кстати. Оклад пилота U-2 был в три с половиной раза выше стандартного оклада лётчика-истребителя.

Правда, и спрос с пилотов этого самолёта был совсем другой. Поскольку технологии считались сверхсекретными, необходимо было исключить их попадание в руки противника. При катапультировании срабатывала система самоуничтожения, чтобы захваченный самолёт невозможно было восстановить. Кроме того, каждый пилот вылетал на задание, имея при себе булавку, отравленную специальным токсином. Она была прикреплена к серебряному доллару. Если пилот понимал, что попадание в руки противника неизбежно и он не сможет сохранить тайну на допросах, ему следовало покончить с собой, чтобы исключить возможность выдачи каких-либо сведений о самолёте и применённых в нём технологий.

К тому же самолёт был исключительно сложен в пилотировании, а многочасовые разведывательные полёты в условиях тотального радиомолчания и плохой управляемости самолёта были серьёзным стрессом даже для самых подготовленных пилотов.

В первую очередь U-2 был предназначен для разведывательных полётов над территорией Советского Союза. Как правило, пилоты стартовали с базы Инджирлик в Турции, облетали территорию СССР и возвращались на одну из европейских авиабаз.

Поначалу президент Эйзенхауэр с опаской отнёсся к идее регулярных полётов над советской территорией из-за того, что вероятность инцидентов, которые приведут к международному скандалу и обострению обстановки, была достаточно высокой. Однако первый пробный полёт самолёта над СССР оправдал ожидания. Самолёт провёл глубокую разведку и даже был обнаружен советскими средствами ПВО. Но никаких попыток помешать ему не предпринималось, СССР ограничился только нотой протеста.

Это убедило американцев в том, что U-2 будет неуязвим на советской территории, поскольку его просто нечем сбить. Ни один советский самолёт не способен достичь такой высоты, а зенитно-ракетные системы также не обладали на тот момент необходимыми характеристиками. Максимальная высота поражения комплекса С-25, стоявшего на вооружении в момент начала полётов американцев, не превышала 15 тысяч метров. После первого удачного полёта американцы стали летать так часто, словно они летали у себя дома.

Пауэрс стал одним из первых пилотов, привлечённых к программе, и регулярно летал на U-2 с лета 1956 года. К 1960 году он уже считался одним из опытнейших пилотов в своей области.

Первомайский полёт

Изначально Пауэрс должен был отправиться в полёт 28 апреля. Планировалось, что утром он взлетит с пакистанской базы Пешавар, пролетит над Байконуром, Челябинском-40 (где располагался комбинат "Маяк"), затем через Плесецк, Архангельск и Мурманск уйдёт в Норвегию, где и приземлится на местной авиабазе. Однако из-за плохих погодных условий полёт был отложен на день, затем ещё на один день. И только 1 мая погодные условия наконец позволили совершить вылет.

Утром американский самолёт вошёл в советское воздушное пространство. Сразу же после обнаружения U-2 на его перехват отправили два истребителя МиГ-19. Стоит отметить, что у перехватчиков было мало шансов его догнать из-за ограниченного потолка, который не превышал 18 тысяч метров. Самолётами управляли пилоты Айвазян и Сафронов (летевшие в паре). Также на перехват американца подняли новейший высотный перехватчик Су-9, едва поступивший на вооружение.

Это был самый высотный из советских самолётов, его потолок достигал 20 тысяч метров. Но и он имел немного шансов поразить цель. Управлявший им пилот Ментюков летел без боекомплекта (самолёт оказался там случайно, пилот перегонял его с завода в часть в Барановичах). То есть ему было нечем сбивать нарушителя. Поэтому ему приказали любым способом, вплоть до тарана, помешать самолёту-нарушителю. Проблема заключалась в том, что пилот не имел даже высотно-компенсационного костюма. Что означало его неминуемую смерть при таране или попытке катапультирования. Впрочем, Ментюков в любом случае не сумел протаранить Пауэрса и благополучно вернулся на базу.

свой-чужой" (по одной версии, вмешался человеческий фактор, по другой - в системе распознавания была какая-то неисправность). Кроме того, командир дивизиона майор Шугаев не знал о том, что в воздух подняли советские перехватчики, и о том, что цель к тому моменту уже была уничтожена. Поэтому, увидев на радаре две цели, он скомандовал открыть по ним огонь, даже не подозревая, что бьёт по двум советским МиГам, не ожидающим подвоха.

https://static..jpg" alt="" data-layout="wide" data-extra-description="">

На допросах Пауэрс отвечал крайне осторожно и взвешенно, утверждая, что сбился с курса при выполнении метеорологических исследований (метеоисследования были основным прикрытием программы разведывательных полётов на U-2). Однако никаких откровений от Пауэрса и не требовалось. Обломки самолёта быстро были найдены, нашли и уникальную фотокамеру самолёта и даже часть фотоплёнок с запечатлёнными на них сверхсекретными советскими объектами.

Вскоре после исчезновения самолёта американцы объявили, что ими потерян гражданский самолёт, выполнявший задание метеослужб в районе турецкой границы. СССР несколько дней молчал, не делая никаких громких заявлений. Наконец 5 мая Никита Хрущёв, выступая в Верховном Совете, сделал сенсационное заявление. Американский самолёт-разведчик был сбит над территорией СССР, пилот пленён и даёт признательные показания.

США признали потерю самолёта, однако категорически настаивали на том, что самолёт был гражданским и по заданию метеорологических служб собирал пробы воздуха в верхних слоях атмосферы неподалёку от советско-турецкой границы. США признавали, что пилот действительно мог нарушить границу, но он не имел приказа на это. Если он и вторгся в пределы советского пространства, то по ошибке или из-за стечения обстоятельств. Например, из-за проблем с герметичностью кабины он мог на время потерять сознание и неосознанно залететь на советскую территорию.

Однако 7 мая Хрущёв выступил с новыми обвинениями в Верховном Совете, рассказав об обнаружении обломков самолёта, буквально напичканного разного рода шпионским оборудованием. После того как американцы осознали, что самолёт не был уничтожен и его аппаратура действительно попала в руки советской стороны, они больше не стали уклоняться и признали, что самолёт действительно мог совершать разведывательный полёт, однако теперь они уверяли, что официальный Вашингтон не давал разрешения на проведение конкретно этого шпионского полёта.

Однако 9 мая по линии Госдепа всё же было подтверждено, что разведывательная программа в отношении СССР действительно существует и продиктована соображениями государственной безопасности. 11 мая в Москве была организована пресс-конференция, на которую пригласили журналистов всех ведущих мировых изданий. На ней журналистам подробно продемонстрировали шпионскую аппаратуру сбитого самолёта, после чего никаких сомнений в правдивости советских заявлений не могло быть даже у последнего скептика. В тот же день президент Эйзенхауэр подтвердил наличие разведывательной программы по Советскому Союзу.

Конечно, во всём мире люди понимали, что разведывательная деятельность была, есть и будет всегда. Но далеко не каждый раз кому-то удаётся поймать противника с поличным и дать ему такой ощутимый щелчок по носу. Так что произошёл редчайший в истории случай, когда одна сторона всё же созналась в подобных вещах.

Скандал с Пауэрсом привёл к тому, что четырёхсторонний саммит в Париже, на котором стороны планировали обсудить дальнейшее сокращение вооружений, был сорван. Кроме того, полёт Пауэрса привёл к конфликту Пакистана и США. Пакистанцы обвинили американцев во лжи, поскольку те не предупреждали их о намерении использовать базу в этой стране для ведения шпионской деятельности.

Но впереди был суд над американским лётчиком. И это был ещё один удобный случай продемонстрировать гуманность советской системы. Во-первых, с Пауэрсом обращались подчёркнуто аккуратно и вежливо. Даже намёков на угрозы или применение насилия не позволялось. Даже спустя многие годы родственники Пауэрса признавали, что обращались с ним хорошо и за исключением содержания в одиночной камере никаких отрицательных моментов не было.

Во-вторых, Хрущёв лично отправил телеграмму отцу задержанного лётчика, пообещав оказать всё возможное содействие, если он пожелает приехать в СССР на процесс над сыном. Учитывая реалии холодной войны, это был достаточно необычный ход. Более того, Хрущёв не соврал и действительно исполнил своё обещание. Пауэрсу-старшему позволили приехать в СССР и присутствовать на суде, который, к слову, был открытым. Что тоже было очень большой редкостью по тем временам.

В августе 1960 года в Колонном зале Дома союзов начался открытый судебный процесс над Пауэрсом. Помимо отца обвиняемого на процесс приехала и его мать. Обвинителем на процессе был сам генеральный прокурор Роман Руденко, выступавший представителем обвинения от СССР ещё на нюрнбергском трибунале.

Процесс над Пауэрсом фактически превратился в процесс над "американской военщиной" и "империалистами". Сам Пауэрс интересовал обвинение едва ли не в последнюю очередь. К тому же важно было продемонстрировать гуманность социалистической системы в сравнении с недавним американским судом над советским агентом Рудольфом Абелем. Поэтому и наказание, учитывая тяжесть обвинения, запросили весьма мягкое - 15 лет лишения свободы. В итоге суд приговорил его к десяти годам заключения с отбыванием первых трёх лет в тюрьме, а затем в ИТЛ. Для сравнения, тремя годами раньше американский суд приговорил Абеля к 30 годам лишения свободы.

При этом было вполне очевидно, что долго держать его у себя никто не планирует и при первом удобном случае его обменяют.

Возвращение

Пауэрс провёл в знаменитом Владимирском централе полтора года. В феврале 1962 года он был вывезен в Берлин. Там его обменяли на Рудольфа Абеля на Глиникском мосту, который позднее стал известен как "шпионский мост", поскольку там и в дальнейшем неоднократно происходили подобные обмены.

После возвращения в США у Пауэрса поначалу возникли неприятности. Он попал под расследование и даже вынужден был давать показания в Сенате. Американцев интересовали обстоятельства потери самолёта, поскольку они считали, что СССР не располагал зенитно-ракетными комплексами, способными сбивать цели на высоте свыше 20 тысяч метров. Поэтому они подозревали, что Пауэрс по какой-то причине сам снизился до высоты, на которой стал доступен для советских средств ПВО. Также американцев интересовало, каким образом шпионская аппаратура в итоге оказалась в руках советской стороны, а не была уничтожена.

Тем не менее в конце концов в действиях Пауэрса не нашли никакой вины и даже поблагодарили его за достойное поведение в СССР и за то, что он не сообщил никаких секретных сведений на допросах (хотя и рассказал о своей работе на ЦРУ). Но на этом карьера Пауэрса была закончена. Он больше не совершал подобных полётов и работал простым лётчиком-испытателем в компании Lockheed Martin. Через несколько лет он написал мемуары о своём знаменитом полёте и пребывании в СССР.

Позднее Пауэрс переучился на пилота вертолёта и работал в одной из телекомпаний. В 1977 году он погиб в авиакатастрофе, вылетев на съёмки пожара в одном из калифорнийских городов. После окончания холодной войны о Пауэрсе неожиданно вспомнили в США и стали посмертно прославлять его как героя. В 2000 и 2012 годах Пауэрс был посмертно награждён Крестом лётных заслуг, Медалью военнопленного и престижной Серебряной звездой. Награды получили потомки сбитого под Свердловском лётчика.

1 мая 1960 года американский самолет-разведчик Lockheed U-2, пилотируемый летчиком Фрэнсисом Пауэрсом (Francis Powers), нарушил воздушное пространство СССР и был сбит в районе города Свердловска (ныне Екатеринбург).

Это был далеко не первый полет, совершенный U-2 над территорией СССР. Этот самолет, высота полета которого составляла 20-24 километра , идеально подходил для шпионских целей, поскольку был недосягаем ни для истребителей, ни для зенитчиков.

Летая на такой высоте в стратосфере, такие самолеты могли фотографировать интересующие их объекты, причем качество фотографий позволяло разглядеть даже номера на самолетах, стоящих на аэродромах.

Техническое превосходство этого высотного разведчика над всеми другими машинами подобного типа позволило американцам в течение нескольких лет безнаказанно совершать полеты над особо важными объектами на территории СССР. За неуязвимость для средств противовоздушной обороны в Соединенных Штатах U-2 нарекли Dragon Lady ("Леди Дракон").

Пилоты, участвовавшие в разведывательных полетах, выступали в качестве "гражданских" лиц без каких-либо документов, сами же самолеты, отправлявшиеся на "дело", не имели опознавательных знаков.

Попытки перехвата американских высотных разведчиков, нарушавших воздушное пространство СССР, предпринимались неоднократно советскими истребителями МиГ-19, но разница в высоте полета не позволяла им сбить нарушителя.

Ситуация изменилась 1 мая 1960 года . Рано утром в этот праздничный для советских граждан день самолет-разведчик U-2 под управлением старшего лейтенанта ВВС США Френсиса Пауэрса вылетел с базы Пешавар (Пакистан) в сторону границы СССР с очередным разведывательным заданием — операция "Оверфлайт" (Overflight — "Перелет"), целью которой была фотосъёмка военных и промышленных объектов и запись сигналов советских радиолокационных станций.

Маршрут полета пролегал через территорию Афганистана, значительную часть территории СССР — Аральское море, Свердловск, Киров и Плесецк — и завершался на авиабазе Будё в Норвегии.

Чтобы не выдать себя, пилоту строжайше запретили поддерживать радиосвязь и с аэродромом в Пешаваре, и с американской базой в Инджирлике (Турция). Пауэрс пересек советскую границу в 5.36 по московскому времени юго-восточнее города Пянджа (с 1963 года — Кировабад, Таджикистан) и с этого момента постоянно сопровождался радиолокационными станциями (РЛС) войск противовоздушной обороны (ПВО) СССР. Но раз за разом попытки перехватить U-2 заканчивались неудачей. Пауэрс уже миновал Тюратам (полигон Байконур, Казахстан), прошел вдоль Аральского моря, оставил позади Магнитогорск и Челябинск, почти подошел к Свердловску, а ПВО не могло с ним ничего сделать — самолетам не хватало высоты, а зенитные ракеты наземного базирования почти нигде еще не стояли.

Когда Пауэрс приблизился к Свердловску , с находящегося неподалеку аэродрома Кольцово был поднят случайно оказавшийся там высотный истребитель-перехватчик Су-9, у которого практический потолок до 20 километров. Но у самолета отсутствовало вооружение, так как его перегоняли с завода к месту службы, а летчик был без высотно-компенсирующего костюма. Поэтому пилоту было приказано уничтожить американский самолет-разведчик тараном. Однако из-за ошибок оператора наведения и отказа бортовой радиолокационной станции таран не состоялся. Летчик смог сделать только одну попытку из-за нехватки топлива, так как на такую высоту Су-9 мог подняться только на полном форсаже.

После неудачной попытки тарана с аэродрома под Свердловском были два МиГ-19 под управлением капитана Бориса Айвазяна и старшего лейтенанта Сергея Сафронова. Американский самолет-шпион уже пробыл в воздушном пространстве Советского Союза больше трех часов, зайдя на глубину 2,1 тысячи километров от границы. Он сфотографировал закрытый "атомный" город Челябинск-40. На расстоянии 30 километров к юго-востоку от Свердловска Пауэрс изменил курс, повернув на 90 градусов. Его следующей целью был Плесецк.

В это время U-2 вошел в зону действия ракетного дивизиона, на вооружении которого стояли зенитные ракетные комплексы С-75, принятые на вооружение в конце 1950-х годов и способные поражать цели на высоте более 25 километров.

В 8.53 первая выпущенная ракета ЗРК С-75 подошла к U-2 сзади, но радио-взрыватель сработал преждевременно . Взрыв оторвал хвостовую часть самолета, и машина, клюнув носом, стала падать. Пилот Пауэрс не стал использовать катапультное кресло.

Позже он утверждал, что в нем находилось взрывное устройство, которое должно было сработать при катапультировании, чтобы самолет не попал в руки противника. Пауэрс, дождавшись высоты, когда можно было дышать без кислородного прибора, выбрался из разваливающегося на части самолета и выпрыгнул с парашютом.

После того, как U-2 рассыпался в воздухе, оператор РЛС принял отвалившиеся обломки за выпущенные противником радиолокационные помехи. В горячке боя никто не мог понять, попала ракета в цель или у нее сработал самоликвидатор, уничтожен нарушитель или нет, и сколько вообще целей в воздухе. Потому было решено работать по U-2 дальше, и соседний дивизион ЗРК С-75 дал залп по цели. Одна из ракет второго залпа едва не поразила Су-9.

Под этот же ракетный залп попали два истребителя МиГ-19, преследовавшие нарушителя. Машину Сергея Сафронова сбили, летчик погиб, а его напарнику, успевшему заметить идущую к его самолету ракету, в пикировании удалось выйти из-под удара.

Пауэрс приземлился недалеко от уральской деревушки, где его и взяли в плен местные жители. Позже летчика доставили вертолетом на аэродром под Свердловском, а затем отправили в Москву.

Обломки U-2 были разбросаны на огромной площади, но почти все собраны — в том числе найдены относительно хорошо сохранившиеся передняя часть фюзеляжа с центропланом и кабиной летчика с оборудованием, турбореактивный двигатель и хвостовая часть фюзеляжа с килем. Почти на всех узлах и агрегатах стояла маркировка американских фирм, а разведаппаратура, блок подрыва самолета и личное оружие пилота неопровержимо свидетельствовали о военном предназначении самолета. Позднее в московском Парке культуры и отдыха имени Горького была организована выставка трофеев.

После распространения информации об уничтожении U-2 американцы, думая, что никаких улик не сохранилось, вообще отрицали сам факт преднамеренного нарушения границы. Затем было заявлено, что пилот заблудился. Но советская сторона опровергла это заявление, предоставив доказательства в виде обломков самолета и показаний самого пилота.

Американской администрации пришлось признать, что ее разведывательные самолеты продолжают облетать на большой высоте советскую территорию для мониторинга военных приготовлений (раньше Вашингтон это отрицал). В результате не состоялся саммит в Париже (Франция), на котором планировалось обсудить ситуацию в разделенной Германии, возможность контроля над вооружениями, запрещения ядерных испытаний и ослабление напряженности между СССР и США. Был отменен намеченный на июнь 1960 года визит президента США Дуайта Эйзенхауэра в Москву.

Военнослужащие, отличившиеся в операции по уничтожению самолета-шпиона, . Ордена и медали получил 21 человек, ордена Красного Знамени были удостоены старший лейтенант Сергей Сафронов и командиры зенитных ракетных дивизионов.

Военная коллегия Верховного суда СССР в августе 1960 года приговорила Пауэрса к десяти годам лишения свободы с отбыванием первых трех лет в тюрьме по статье "шпионаж", но в заключении американский летчик провел всего 108 дней. В феврале 1962 года в Берлине Пауэрса обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля (настоящее имя — Вильям Фишер) — согласно достигнутой правительствами СССР и США договоренности.

После возвращения в США пилота в следственной комиссии, проверке на детекторе лжи. Он был полностью реабилитирован. В октябре 1962 года Пауэрс закончил свою карьеру в Центральном разведывательном управлении и перешел на работу в фирму Lockheed, где проводил летные испытания U-2. В 1970 году после того, как он написал книгу воспоминаний "Операция "Оверфлайт", вызвавшую неудовольствие многих руководителей разведки США, летчика уволили. После этого он начал летать на вертолете, сначала в качестве "зеленого патруля", а затем в агентстве радиотелевизионных новостей в Лос-Анджелесе. В августе 1977 года он погиб при крушении пилотируемого им вертолета, когда возвращался со съемок тушения пожара в Санта-Барбаре.

В 2011 году ВВС США посмертно наградили Фрэнсиса Пауэрса Серебряной звездой за "мужество, проявленное им во время жестоких допросов советскими следователями" и несгибаемость перед лицом "обманов, интриг, оскорблений и угрозы смерти". С прошением о рассмотрении возможности награждения Пауэрса в ВВС обратился сын летчика, основатель музея "холодной войны" в штате Виргиния (США).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

КАК СБИЛИ ПАУЭРСА

Дополнение к истории самолета-разведчика U-2

С большим интересом я познакомился со статьей от 30.04.03 в «Отечественных записках» (газеты «Советская Россия»). Писатель Клара Скопина приводит многие подробности этого события сорокалетней давности.

Целый ряд фактов мне был известен ранее, но они «грешили» неточностями. А некоторые не были известны, поэтому представить картину этого боя в деталях не удавалось. Статья Скопиной позволяет сделать это с достаточной ясностью, поскольку целый ряд фактов известен из воспоминаний самого Френсиса Пауэрса, из анализа воздушной обстановки на основе знаний технических особенностей систем ПВО и самолета-разведчика U-2.

Пауэрс стартовал с секретной базы в Пакистане (а не с базы Инжирлик в Турции, как заявляли американцы, о чем указано в статье Скопиной, - вот почему, в частности, его засекли над Афганистаном - он шел оттуда). Конечно, он не был обычным «военным летчиком», а потому и «военнопленным», каким его старались представить американцы. Это был разведчик, тщательно подготовленный во всех отношениях, подготовленный и на случай пленения. Если во время войны всех пилотов на авианосцах инструктировали по правилам поведения в плену, то что же говорить о кадровом разведчике, выполняющем особо секретную миссию! В то же время Пауэрса наверняка не посвятили и в некоторые секреты полета, просто чтобы он их не выдал. Взлет Пауэрса был немного задержан из-за того, что ждали личного приказа президента США Эйзенхауэра! Вопрос о его посылке решался на самом высоком уровне, самыми «высокопоставленными» и, надо сказать, «высокоподставленными» лицами (советники и советчики Эйзенхауэра его здорово «подставили»). Здесь все было покрыто тайной и плотной завесой лжи, которая преподносилась, как правда. Поэтому многим вещам, прежде всего показаниям Пауэрса, не стоит особенно верить. Например, гонорар его за эти полеты скорее всего был существенно больше, чем он заявлял (якобы 2500 долларов). Кое-что в показаниях он просто мог «наплести для вида», чтобы показать, что готов к сотрудничеству, и скрыть за этой ложью значимые факты (ему были даны четкие указания врать по тем фактам и деталям, которые не поддаются проверке, и правдиво сообщать второстепенные факты, скрывая за ними главные)... Но и следователи - не дураки, они допрашивают с изуверской дотошностью и неверием, и им скоро становится понятно, где «липа», где «пустышка», а где «интересная вещь»... Пауэрсу пришлось «раскошелиться»: пойманный с поличным, как шпион-нарушитель международного права, он вынужден был дать ответы на вопросы, которые ему задали. Вот о чем его не спросили, он, конечно, скромно умолчал.

Конечно, хозяева Пауэрса во многих вещах «прокололись», многого не предусмотрели. В частности, переоценили возможности Пауэрса покончить жизнь самоубийством в случае неудачи. Они рассчитывали на безнаказанность полета самолета на большой высоте с большой скоростью. А скорость в 700-750 км/час была значительной - километр самолет пролетал за 5 секунд. Такая скорость позволяла за 2-4 минуты пройти зону поражения тех же зенитно-ракетных дивизионов (ЗРДН) 75-го комплекса (конструктора Грушина, система управления Расплетина) с учетом высоты и направления полета. Времени зенитчикам отводилось очень мало. И то, что U-2 дошел до Свердловска, объяснялось не только отсутствием сплошной защиты ПВО («точечной защитой» наших объектов), но и неготовностью некоторых дивизионов к стрельбе перед праздником. Ведь Пауэрс здорово рисковал: его послали пролететь над очень важными объектами, часть из которых уже была защищена ЗРДН.

Самолет U-2 имел предельно облегченный планер с большим размахом крыла, снабженный специальным высотным турбореактивным двигателем. Даже боковые колесики на концах крыльев отбрасывались после взлета. Кабина пилота и его скафандр были приспособлены для полета на большой высоте. Полезной нагрузкой, весьма ограниченной по массе и объему, являлась аппаратура для разведывательной аэрофотосъемки и радиоразведки систем радиолокации.

После взлета и набора высоты Пауэрс включил автопилот, который повел самолет по заданному курсу. Сам Пауэрс занялся наблюдениями и записями в бортовом журнале, следя за курсом самолета и временами подправляя его. Следил за работой и управлял разведывательной аппаратурой. В полете случились неполадки с автопилотом: самолет два раза терял устойчивость по тангажу, задирал нос и проваливался из-за срывов воздушного потока. Пилот вручную выправлял его. Видимо, в системе автопилота наблюдался временной уход гироскопов системы стабилизации. На основе фактов этих неполадок позже американцы и утверждали, что самолет был сбит на высоте не 20-22 км, а существенно меньше (то ли 12, то ли 4 км по разным «их» версиям). В какой-то момент полета Пауэрс вдруг заметил ниже себя самолет-истребитель, идущий несколько иным курсом с большой скоростью: тот быстро проскочил мимо и скрылся вдали. Пауэрс четко осознал: его обнаружили и пытаются сбить! Позже он напишет, что именно этот увиденный им самолет заставил его очень глубоко прочувствовать тот факт, насколько враждебно относятся к нему люди там, внизу, на земле. С глубокой тревогой и чувством опасности ощутить то, что они пытаются всеми силами сбить его. Сейчас с достаточным основанием можно утверждать, что увиденный Пауэрсом самолет был истребителем Су-9 Игоря Ментюкова. Первый таранный удар дал промах.

Кратко история событий, изложенная в статье Скопиной, выглядит так. Самолет-разведчик U-2 взлетел, имея задание пройти над рядом стратегических объектов СССР, включая ракетный полигон Тюратама (то, что обычно называют «космодром Байконур»), и собрать разведывательную информацию путем аэрофотосъемки и радиоразведки. Уже до пересечения границы самолет, идущий на высоте более 20 км со скоростью более 700 км/час, был обнаружен радиолокаторами дальнего оповещения, и вскоре из Москвы, от министра обороны, командующего ВВС и штаба ПВО поступил приказ немедленно его уничтожить любыми средствами. Но какими?

Высотный потолок истребителей тогда не позволял достичь им 20-22 тыс. метров. На перехват был послан летчик Игорь Ментюков на самолете Су-9, еще не снабженном «штатным» вооружением и аппаратурой летчика для полета на большой высоте. Ментюкову дали приказ таранить U-2, понимая, что спастись ему после тарана на такой высоте не удастся... Ментюков разошелся с Пауэрсом на близких курсах - он проскочил ниже U-2 на большой скорости, не заметив противника, а для возврата, набора высоты и повторной атаки ему уже не хватило горючего...

При входе в зону ПВО Свердловска самолет-разведчик был атакован и сбит первой ракетой ЗРДН № 2 майора Воронова, а две другие ракеты «не пошли»:

«... Оператор Фельдблюм нажал три кнопки. До этой минуты все шло, как надо. Но дальше началось что-то непонятное. Комиссия объяснит: «Чуть-чуть подзадержались с пуском ракеты, растерялись, самолет проскочил, и ракета пошла не навстречу самолету, а вслед, в хвост. Но две следующие ракеты не пошли...» (Из статьи Скопиной, фрагмент «Главное событие»).

Почему так случилось, уточняется ниже. Пауэрсу с большим трудом удалось покинуть подбитый самолет, когда тот снизился по высоте (называется 4,5 км) и превратился, по сути, в уязвимую мишень. Потерявший и скорость, и высоту, он попал в зону поражения соседнего ЗРДН № 3 капитана Шелудько. Этот дивизион добил его двумя-тремя ракетами так, что по воздуху закружился целый рой осколков и от самолета, и от разорвавшихся ракет. Следующим залпом 3-го дивизиона был сбит самолет МиГ-19 старшего лейтенанта Сергея Сафронова, а другому самолету командира звена Бориса Айвазяна удалось резким маневром уйти из опасной зоны.

Это звено истребителей наземные службы ВВС наводили на U-2 без взаимодействия с дивизионами ПВО. Зенитчики не распознали в этом звене «своих» по двум причинам: на самолете Айвазяна «кубик» автоответчика «свой-чужой» был отключен по настойчивому приказу с земли, а на «кубике» самолета Сафронова не был сменен код, причем оба они летели с неправильным кодом... Технические неисправности вместе с несогласованностью, ошибками наземных служб ВВС и ПВО и трагическое стечение обстоятельств этого боя привели к гибели Сергея Сафронова на МиГе-19 Бориса Айвазяна (волею обстоятельств они перед взлетом поменялись самолетами).

После попадания двух ракет в U-2 рой осколков, кружащихся по воздуху, был увиден на экране локаторов наведения, как зона засветки. Примерно такая же, как и при постановке пассивных помех путем сбрасывания кип металлической фольги или ваты для создания пассивных помех радарам. Звено истребителей внезапно «вывалилось» из этой зоны в виде возникшей точки-цели на экранах станции наведения ракет и подверглось следующей атаке ЗРДН № 3 капитана Шелудько.

Таково описание боя, данное в статье Клары Скопиной. По рассказам зенитчиков в 70-е годы, я сам ранее считал, что первой ракетой U-2 был подбит, вторая его добила, а в МиГ-19 попала третья ракета залпа дивизиона Воронова. Но картина оказалась сложнее: ракета дивизиона Воронова подбила, затем две ракеты дивизиона Шелудько добили U-2, и (по свидетельству генерал-полковника Михайлова) был дан второй (по общему счету третий) залп дивизиона Шелудько уже по звену Айвазян - Сафронов... Второй и особенно третий залпы оказались лишними. В чем-то перестарались, а в чем-то «недотянули». Момент был трудный, стечение обстоятельств - тяжелым, все очень торопились.

Картина боя, описанная Скопиной, может быть уточнена и дополнена. Схематично эта картина изображена в вертикальной плоскости на рисунке (см. 6-ю стр.). Эта схема может «грешить» масштабами изображенных расстояний, но сути дела это не меняет. На ней следует обратить внимание прежде всего на положение зон поражения ЗРДН - только при входе в такую зону самолет можно сбить ракетой с вероятностью немногим более 50%. По целому ряду технических причин это значение увеличить очень трудно. Но вот залп из трех ракет позволяет поднять его до 80-90%. Вот почему стреляют не одной, а двумя-тремя ракетами? Но почему две ракеты дивизиона Воронова «не пошли», а первая пошла сзади, в хвост самолета? Ответ на этот и по ходу изложения еще на ряд вопросов следующий.

Внешняя граница зоны поражения ЗРДН представляет собой немного «приплюснутую» полусферу с центром-позицией дивизиона. На схеме эти границы изображены в виде дуг окружности. Имеется и внутренняя граница: вблизи дивизиона, на разгонном участке ракета неуправляема, автопилот ее только стабилизирует на первоначальном направлении выстрела. Ракета начинает управляемый полет после сброса стартового ускорителя (Су на схеме). При попадании в зону поражения цель идет по «хорде» зоны поражения (ЗП), длина и положение которой зависят от курсовых углов встречи цели, - угла (между курсом и направлением на ЗРДН) в вертикальной плоскости и угла (между курсом и направлением на ЗРДН) в горизонтальной плоскости. Чем больше эти углы, тем меньше длина хорды, тем меньше времени отводится зенитчикам, тем труднее попасть. В данном случае угол был велик из-за большой высоты полета, а то, что угол тоже не был мал - свидетельствует скорее всего другой факт. А именно то, что U-2 на выходе из зоны ЗРДН № 2 попал в зону ЗРДН № 3. Время нахождения на «хорде ЗП» зависит еще и от скорости самолета: чем больше скорость, тем это время меньше.

Чтобы попасть в самолет, выстрел первой ракетой производится не в момент вхождения его в зону поражения, а при входе в зону упреждения, заранее. Так, чтобы ракета встретила самолет в начале «хорды ЗП». А последующие ракеты, стартующие за первой с интервалом в несколько секунд, тоже успели встретить самолет на «хорде». Положение зоны упреждения зависит от скорости самолета. То, что, по свидетельству, ракетчики Воронова «немного замешкались», говорит о том, что первый выстрел по U-2 был произведен, когда он успел пройти часть зоны упреждения (или даже когда он вышел на «хорду»). В результате вторая и третья ракеты уже не успели перехватить U-2: тот успел миновать короткий отрезок «хорды» и вышел из зоны поражения. Эти ракеты или не были пущены, или промахнулись - это уже не имеет значения. Но первая ракета успела. Успела, хотя полет ее был существенно замедлен из-за набора огромной высоты. Ее тормозило не только сопротивление воздуха, но и сила тяготения. Стартовый ускоритель придал ей скорость артиллерийского снаряда, а маршевый двигатель с существенно меньшей силой тяги в условиях резкого набора высоты мог только некоторое время поддержать эту скорость, но не увеличить ее. Ракете потребовалось несколько десятков секунд, чтобы «выжать» высоту более 20 км, - за это время самолет прошел значительное расстояние. Траектория ракеты изогнулась, выпущенная навстречу самолету, она теперь подходила к нему сзади и сбоку. Большой изгиб объяснялся еще и принятым тогда методом наведения «трех точек», по которому ЗРДН, ракета и цель находились на одной прямой. Изгиб траектории тоже удлинил путь и время полета - ракета прошла более 30 км за время 30-60 сек. За это время самолет миновал зону упреждения и значительную часть хорды в зоне поражения.

Ракета не была рассчитана на прямое попадание в самолет - такой вариант маловероятен, она «работала» по-другому. За несколько секунд до встречи она стала посылать сигналы своего бортового локатора-радиовзрывателя, нащупывая цель. Отраженные от цели, эти сигналы принимались приемником радиовзрывателя. И когда эти сигналы на расстоянии всего 20-30 метров от цели стали очень сильными, сработал исполнительный механизм, подорвавший боевую часть ракеты. Фонтан огня направленного взрыва, ударная волна и рой стальных осколков настигли U-2, сломали заднее оперенье, повредили двигатель и вывели из строя управление. Самолет стал беспомощно падать, как лист, быстро теряя высоту и скорость.

Пауэрс покинул обреченный U-2, когда тот потерял большую часть высоты: на большой высоте любой пилот погиб бы от вскипания крови при очень малом давлении воздуха. Надо отдать ему должное, он сумел вывернуться из очень трудной ситуации. Он еще не понял, что случилось. Но, уже качаясь на парашюте, он видел, как его поврежденный самолет-мишень был поражен следующими ракетами. Расстрелять его уже было нетрудно.

Дальнейшее ясно: по «вывалившемуся» из роя осколков самолета и ракет звену Айвазян - Сафронов был дан третий ракетный залп. Надо же было истребителям «высунуться» в тот самый момент, когда зенитчики ракетным кулаком крушили самолет-разведчик изо всех сил...

Очень жаль Сафронова! Он принадлежал к звездному поколению ровесников Гагарина, который уже готовился к своему полету. У всех этих летчиков судьбы сложились по-разному, но у многих, как у Гагарина, весьма тяжело. Многие, как и Гагарин, разбились в расцвете лет из-за технических неисправностей и ошибок.

В данном случае допущенные ошибки были достаточно очевидны: технические «проколы» с кодами ответчиков, слабое взаимодействие родов войск, которое всегда является показателем недостаточной выучки. И просто недостаточное понимание особенностей новой техники и тактики воздушного боя - в этом новый боевой опыт всегда дается не без потерь, не без труда. Причем не только военным, но и всем, кто трудится над этой новой техникой. Тем «теоретикам» и политикам, которые над ней не работают, понять это бывает слишком сложно. Они пребывают в «сладком» заблуждении, что все и всегда должно работать «нормально» - и люди, и техника...

А американцам долгое время подробности боя, видимо, были неизвестны: ведь сам Пауэрс многого не знал. Его вернуть из плена старались, в частности, и для того, чтобы узнать, как все произошло. Но он смог рассказать только то, что видел: желтое пламя и удар по самолету сзади, а позже вид с парашюта на взрывающиеся ракеты сверху, у подбитого самолета...

Отдельные второстепенные утверждения, данные в статье Скопиной, правда, вызывают сомнения. Например, то, что Пауэрс не катапультировался потому, что его сдвинуло в кабине и при выбросе могло оторвать ноги? Но такие самолеты-разведчики облегчают максимально для повышения дальности полета и установки дополнительной аппаратуры для разведки. Пауэрс писал, что при отработках самолета с него снимали все, что возможно. Катапульта - лишний вес, она не нужна для таких самолетов или нужна только для их боевых модификаций... Я серьезно подозреваю, что катапульты на U-2 просто не было... Тем более что те, кто посылал Пауэрса в полет, не слишком-то были заинтересованы в его спасении при неудаче...

В статье говорится, что Хрущев подбросил Эйзенхауэру «соломинку», предлагая откреститься от ответственности за полет, обвинив во всем Аллена Даллеса. Думаю, что такой ход со стороны Хрущева был сделан более для того, чтобы доказать всем официально, что сам Эйзенхауэр дал указание совершить полет. Что указание поступило «с самого верха», от президента США. В случае, если бы Эйзенхауэр свалил вину на директора ЦРУ, он бы попал в очень тяжелое положение «у себя дома». Всем бы стало ясно, что он лжет не только «потенциальным противникам», но и своим гражданам. Американские политиканы могли простить Эйзенхауэру ложь Хрущеву «во имя своих национальных интересов», но вот откровенную ложь своим, внутри США, - этого бы они не простили. На такой шаг Эйзенхауэр не пошел - такой поступок был бы и глупым, и аморальным. Он взял ответственность за международный инцидент и ложь ЦРУ на себя - так, как и было на самом деле. Раз попался, оставалось честно признаться! Далось ему это, конечно, нелегко (жена потом вспоминала, что при встрече в аэропорту, увидев слезы в его глазах, сама разрыдалась вместе с дочерью). По-человечески ему, наверно, хотелось извиниться перед Хрущевым, но и здесь подняться до такого поступка он не смог. Он знал, что «свои» ему этого не простят, как слабость перед лицом противника. А потому сохранил «внешнюю политическую твердость» даже при «плохой игре». А со своими советниками и советчиками он, думаю, тихо разобрался, не вынося сор из избы. Я уверен, что всем «сестрам отвесил по серьгам», но без лишнего шума.

Почему-то в этой связи вспоминается случай, шокировавший президента Кеннеди. Когда он спросил, сколько дивизий имеет Пентагон для защиты собственно территории США, военные ему ответили: «Две дивизии». Конечно, две американские дивизии - это не две наши, это 80 тыс. человек. Но все равно для защиты такой территории этого слишком мало. Кеннеди вдруг ясно увидел, что в чем-то США к большой войне явно не готовы. В результате все советники президента были уволены («о чем они думали, чем они занимались?.. одни дураки вокруг», - видимо, примерно такие вопросы и эмоции возникли у Кеннеди). И он набрал новых, более умных и дальновидных...

О гибели Сафронова Эйзенхауэр не знал (по крайней мере сразу): наше руководство скрыло этот факт (чтобы американцы не узнали, насколько «четко» взаимодействовали наши ПВО и ВВС). До такого смелого признания Хрущев подняться не сумел. Можно только догадываться, как бы повел себя Эйзенхауэр, если бы это стало известно официально. На него бы тогда пало обвинение, как на «первого», а потому и главного виновника кровопролития. Ведь он, боевой генерал Второй мировой войны, не мог не понимать, что такой полет U-2 является военной провокацией, способной вызвать и огонь, и жертвы...

Ошибки же - политические, военные, технические, разведывательные - были для Эйзенхауэра налицо. Выводы были сделаны. Больше самолеты над СССР не летали, упор был сделан на спутниковые системы разведки. Но вот над другими странами американцы U-2 использовали. В первую очередь против Кубы. И информация, добытая, вообще говоря, незаконным путем в чужом воздушном пространстве, была использована и послужила толчком для кубинского ракетного кризиса. А уничтожение ракетой очередного U-2 над Кубой привело к резкому обострению этого кризиса...

Полет Пауэрса и кубинский ракетный кризис - два события, разделенные примерно двумя годами, в которые уместилось очень многое. В них - первые полеты в космос, явившиеся мирными проявлениями нарождающейся ракетно-ядерной мощи двух великих сверхдержав... Сейчас ясно, что это время характеризуется и как время пика «холодной войны», время самого острого политического и военного противостояния после войны в Корее, которое едва не привело к третьей мировой войне. Что, какие соображения руководили тогда политиками, чем объяснялись все эти потуги разведки (в частности, и полет Пауэрса), строжайшие режимы секретности, дикие международные скандалы, откровенное «бряцание оружием» и истерики в средствах массовой информации?

Какие подсознательные мотивы и реальные факторы двигали политическое мышление того времени? Ответ на это частично дает следующая статья цикла («Острая вершина «холодной войны»).

Евгений БУЯНОВ.
Санкт-Петербург.