Чехов

Традиционная культура скандинавов. Культура и традиции народов скандинавских стран

Тысячи лет назад территория Скандинавии была основным центром оледенения в Европе; толщина ледника доходила в этих местах до трёх километров. Однако, если 17000 лет назад численность населения этих областей составляла всего около 1000 человек, то уже 11000 лет назад, сразу после окончания ледникового периода, их количество возросло в десятки раз. Учёные относят древнейшее население Северной Европы к атланто-балтийской подрасе. Их поселения обнаружены в разных частях Скандинавского полуострова, Великобритании и материковой Европы. Это Маглемосе в Дании и Эртебёлле на юге Скандинавии, Комса и Фосна на атлантическом побережье Норвегии, Сандариа в юго-западной Швеции, Стар-Карр в Йоркшире (Англия) на берегу древнего озера - всё это приморские и приречные культуры, возраст которых 11000-9000 лет.

В древнейших скандинавских поселениях как правило было до 20 домов, в которых жило около 100 человек. Прочные трапецевидные домики столбового типа имели площадь от 5,5 до 30 кв.метров, полы домиков были обмазаны известью. Их обитатели занимались в основном рыбной ловлей, сбором моллюсков и охотой, применяли кремниевые топоры, костяные изделия, знали лук и стрелы, пользовались лодками-однодеревками, приручали собак. Люди изготовляли костяные, роговые и янтарные изделия с художественными изображениями, а также рисунки, выполненные на мыльном камне. В деревнях существовали специальные жертвенные места и святилища. Древнейшими Божествами были Богиня Земли и плодородия, плывущая в ладье, и Богиня Воды - обнажённая дева, держащая перед собой двумя руками сосуд со священной водой. Верховного невидимого Творца всех вещей древние скандинавы называли Все-Отцом, а верховными Божествами нашей Вселенной считались Отец Ху и Мать Керидвен.

Около 7000 лет назад в Скандинавию начали прибывать первые арийские переселенцы с Южного Урала. Тогда в Северной Европе начинают появляться жилые районы с центром в виде крупного поселения, окружённого несколькими малыми. Население таких районов достигало уже от 400 до 2000 человек (например - Уэссекс в Англии). Люди охотились на тюленей, содержали свиней, выращивали злаки, применяли шлифовку и полировку своих орудий (ножей, серпов), использовали свёрла, изготавляли посуду и другие керамические изделия из обожжёной глины. Более тысячи предметов керамики и украшений найдено в Скандинавии на берегах Литторинового моря. Возле поселений располагались длинные курганы - места погребений вождей и других людей высокого ранга. Для каждого из них сооружались колоссальные насыпи из крупных камней или мегалитические гробницы из каменных плит. Нередко гробницы и различные предметы быта украшались рунами - своеобразными иероглифами-символами, имевшими религиозное либо мистическое значение.

Отцом и Учителем древних скандинавов считался одноглазый Бог Один (или Вотан). Согласно легендам, когда-то из тумана, возникшего в первобытном Хаосе, получился ледяной гигант Имир. От Имира произошёл род могучих и жестоких великанов. Сыновья одного из них - Бури, которых звали Один, Вили и Ве, восстали против Имира и после долгой и жестокой борьбы убили его. Из тела Имира они создали Землю в виде плоского круга в океане крови Имира. Землю они назвали Митгард и населили её людьми, сделанными из деревьев. А для себя высоко над Землёй Боги построили небесный город Асгард, дорогой в который служила радуга. В Божественном Асгарде обитало 12 Божеств: сыновья Одина - Тор (Гром) и Бальдр (Весна), мать Тора - Ёрд (Земля), мать Бальдра - Фригг (Мудрость), а также древний арийский Бог Тивас (Дьяус) или Тюр (Война), Хёд (Судьба), Локи (Огонь), Фрейя (предводительница небесных дев-воительниц "валькирий") и др. Один из обитателей Асгарда содержал в себе корень Зла. Это был Локи. Он подговорил Хёда, слепого Бога Судьбы, убить любимого сына Одина - Бальдра. Со смертью Бальдра исчезли свет и радость из жизни Богов. Потрясённые Боги собрались на совет, чтобы открыть секрет оживления этого Духа молодости и жизни.

Хранителями знаний на территории Северной Европы были жрецы "друиды" (на санскрите "дру" - "лес", по галльски "друидх" - "мудрец, волшебник", по ирландски "друи" - "люди дубовых деревьев"). Главные друиды были в Британии, Ирландии, Галлии и Скандинавии. Согласно установленному порядку, друиды обладали правом давать имена городам и местностям и выступать на собраниях перед их правителями. Священным деревом для друидов был дуб, священными символами - змея и крест из дубовых веток, священным Божеством - Мадонна, Непорочная Мать с младенцем на руках. Друиды жили в полном воздержании и аскетизме, местами их обитания были уединённые пещеры или хижины и грубые дома из камня, где они проводили время в молитвах и медитациях, выходя только для исполнения религиозных ритуалов. Друиды всегда были одеты в белые одежды - символ чистоты и невинности и приближенности к Солнцу; головы друидов украшали тиары в виде круга из солнечных лучей. Высшие друиды носили спереди на поясе брошь, в центр которой был вделан большой белый камень - увеличительное стекло, которым они зажигали огонь на алтаре. Божество Солнца, поклонение которому пришло в Скандинавию в незапамятные времена из близкой к Британии Атлантиды, изображалось в виде золотого диска, окружённого ореолом, в колеснице, влекомой лошадью; символом его было колесо со спицами или крест в круге.

Обычных людей друиды учили морали, а посвящённых - высшим эзотерическим учениям. Они говорили, что душа бессмертна, и верили в её воскрешение. Друиды верили в три мира и в переселение души человека из одного тела в другое для наказания и поощрения. На Земле Добро и Зло так переплетены и уравновешены, что человек имеет свободу каждое мгновение выбирать между ними. Друиды утверждали, что все люди в итоге должны быть спасены, но многие из них должны ради этого возвращаться на Землю неоднократно, пока не преодолеют в себе все элементы Зла. Ад - это наказание за грехи и чистилище души. Посвящения происходили в дни равноденствий и солнцестояний в специальных храмах, имевших форму круга или яйца, из которого, согласно мифам, произошла когда-то вся Вселенная. Существовали также храмы в виде змеи и креста. Святилища друидов обнаружены практически по всей территории Северной Европы. В одной только Франции имеется более ста мегалитических каменных кругов и более 6000 других древних сооружений. Все они были возведены в интервале 5000-2500 лет до н.э. Самый крупный в Северной Европе мегалитический комплекс расположен в Карнаке, на территории Западной Франции. В длину он простирается на 8 километров и включает каменные глыбы высотой до 7 метров. В Англии крупнейшим каменным сооружением является Эйвбёрихендж в графстве Уильтшир. Мегалит имеет внешний круг диаметром 427 метров и два внутренних круга диаметром около 100 метров, а входящие в него валуны весят от 60 до 90 тонн!

Наиболее знаменитое из древних святилищ - Стоунхендж на юго-западе Англии. "Стоунхендж" в буквальном переводе с английского означает "висящий камень". Это сооружение преставляет собой огромное каменное кольцо, окружённое двумя валами, диаметром более 100 метров, разделёнными рвом. Внешний вал имеет ширину 2,5 метров и высоту 0,8 метра, внутренний вал - ширину 6 метров и высоту 1,8 метра. С северо-востока находится вход - аллея шириной 12 метров и длиной 25 метров, ведущая в сердце Стоунхенджа. Направление аллеи указывает на точку горизонта, где в день летнего солнцестояния восходит Солнце. Центральная часть Стоунхенджа - окружность диаметром 31 метр, по которой стоят 30 каменных блоков массой по 25 тонн; высота блоков 5,5 метров, глубина, на которую они вкопаны, 1 метр, а всего в сооружении использовано свыше 80 каменных блоков весом до 35 тонн. Строительство Стоунхенджа было начато в 2800 году до н.э. и завершилось в 1600 году до н.э.. Мегалит служил одновременно местом культовых обрядов, астрономической обсерваторией и своеобразным календарём, так как фиксирует на горизонте точки восхода и захода Солнца в дни равноденствий и солнцестояний. В расположении камней хитроумным способом зашифрованы данные обо всех лунных и солнечных затмениях прошлого, настоящего и будущего.

Древние кельты называли Стоунхендж "Работой Эмриса", поскольку его создателем считался прорицатель Эмрис, которого скандинавы знали под именем Мирддина, а британцы - как Мерлина, ставшего позднее главным советником легендарного короля Артура (? - 516 г.г. н.э.). Согласно легендам, изначально под его наблюдением было возведено целых три подобных мегалитических храма, располагавшихся на расстоянии нескольких десятков километров друг от друга. Сам Эмрис обитал в гигантском Стеклянном Дворце, возведённом им на острове Энлли вблизи ирландского побережья, позднее погрузившемся в океан. Благодаря особой конструкции Дворца, форма которого напоминала треугольную пирамиду, течение времени внутри него было сильно замедлено, и прорицатель мог оставаться молодым в течение тысяч лет. Если проплывавшие мимо острова Энлли корабли подходили к нему слишком близко, они попадали под влияние невидимых сил Стеклянного Дворца, и те из людей, кто проводил на острове всего лишь три дня, возвращаясь на родину обнаруживали, что на самом деле прошло уже целых 30 лет. скандинавия культура мегалитический стоунхэндж

Эмрис и другие посвящённые древности знали, что любой магический круг, от маленького кольца на пальце руки до гигантского Стоунхенджа, может служить приёмником и генератором энергетических сил Земли. Тот же Стоунхендж был возведён Эмрисом при помощи магического кольца, воздействовавшего на передвижение каменных блоков. Исследователи предполагают, что на одной из граней каждого монолита строители вырезали несколько концентрических колец определённого диаметра, ширины и глубины и перераспределяли массу монолита по объёму таким образом, что его центры масс и инерции оказывались смещёнными друг относительно друга. Затем Эмрис воздействовал на мегалит своим кольцом, заклинанием или прикосновением жезла, создавая в нём вибрации определённой частоты. Возникавший в системе концентрических колец устойчивый колебательный резонанс порождал инерционные силы, которые компенсировали силу тяжести каменного блока. Благодаря этому многотонный блок становился практически невесомым и легко перемещался по воздуху в нужное для строителей место.

Германо-скандинавские народы относятся к индоевропейской языковой семье, что роднит их с такими географически далекими культурами, как скифы, персы, индийцы. Однако сравнительно рано из общего ствола индоевропейцев выделилась западная ветвь, включающая греков, италиков, кельтов, славян, балтов и германцев. Эти этносы сыграли колоссальную роль в судьбах Европы и мира. Общеизвестно значение греков и римлян, как создателей уникальной античной цивилизации. Но не меньшее место в истории занимает и так называемая "Варварская Европа", которая находилась в сложных отношениях с миром античности, а позже пришла ему на смену, впитав греко-римское наследие и усвоив уроки прошлого. Одним из ведущих народов "Европы варварских полей" и были германцы.

Им принадлежала ключевая роль Великого переселения народов. Германские племена: готы, вандалы, герулы, бургунды, англы и саксы, лангобарды, франки покидают землю предков и создают свои королевства на территории бывшей Западной римской империи. Ряд этих государств составил позднее основу средневековой Европы.

Участие древних германцев в многочисленных войнах и частая перемена мест обитания сказалась на социальной структуре. У этих племен не сохранилось древней индоевропейской касты жрецов, и религиозные обряды проводились вождями, либо наиболее уважаемыми людьми. В силу указанных причин, а также ранней христианизации, германская мифология не дошла до нас в своем первозданном виде. Но сохранился ее скандинавский вариант.

Скандинавские племена, за исключением готов, бургундов и герулов, не приняли участия в Великом переселении народов. В эти годы они проявляли относительное миролюбие. Предки шведов образовали сильную Свейскую державу (описанную еще Тацитом). С З в.н.э. она входит в полосу экономического и культурного расцвета - так называемый Вендельский период. Связи скандинавов распространяются от Британских островов до Средней Волги, в искусстве сложился международный "вендельский стиль", в котором прослеживается и римское, и восточное (сарматское) влияние. Особое значение для его создания имела ирландо-шотландская традиция. Посредниками между скандинавами и кельтами, видимо, выступали англо-саксы (что подтверждается как раскопками погребений в Сеттон Ху (восточное побережье Англии), так с другой стороны анализом англосаксонского эпоса "Беовульф", рассказывавшего о легендарных событиях в Швеции и Дании, но с рядом кельтских мотивов (подводные великаны, отрубленная кисть и т.д). Но подлинным центром нового искусства, охватившего европейский континент до франкской державы и Лангобардской Италии была Швеция и такие ее поселения, как Упсала, Хельге, Вальсъерде, Вендель.

Однако, период процветания и относительного покоя сменило событие, напомнившее эпоху Переселения народов и получившее название "движение викингов".

А.П. Гуревич описывает это явление так: "В мире скандинавов в конце 8, первой половине 9 веков произошел резкий сдвиг - перерыв в постепенном развитии. Среди них появляется новый тип - смелые мореплаватели, искатели добычи, приключений и впечатлений, имеющие связи в разных странах. Короче, прежний и привычный строй жизни был сломан, сделался невозможным" (Гуревич А.И. //Походы викингов. М.).

Эти люди (их называли викинги - слово "викинг" -происходит от "вик" - "бухта", "залив", или "викингр" - "пират", "налетчик")- собирались в боевые дружины и ходили в далекие морские походы. Жертвами их набегов стали Англия, Ирландия, Франция, Северная Германия, Пиренейский полуостров, Южная Италия. Проникали они (под именем варягов) и в Византию и восточную Европу (известна их значительная, хотя и неоднозначная роль в создании Киевском Руси).

Для военных походов викинги строили свои знаменитые "драконьи корабли" (с носом, украшенным изображением зверя или дракона). Они делались из дерева, имели изящную форму, достигая иногда З0 м в длину, вдоль бортов вывешивались щиты, за которыми укрывались гребцы.

Перемены затронули различные стороны жизни древних скандинавов. В это время зародились и быстро достигли процветания их новые города.

Важное значение имели также религиозные центры. В Упсале (Швеция) имелся знаменитый языческий комплекс, посвященный Одину, Тору, и Фрейру - верховной триаде скандинавского пантеона, (точная иллюстрация трехчленной структуры индоевропейской мифологии Дюмезиля - магическая власть, военная сила, плодородие).

Особенно прославлен был храм Фрейра (легендарного родоначальника шведских королей). Древние боги почитались в виде деревянных идолов, сохранилось описание статуи Тора (в натуральную величину), сидящего в колеснице, запряженной козлами. В жертву богам приносили домашних животных, оружие и драгоценности, а иногда и людей.

Существовали также и священные рощи. Представление о языческих святилищах можно отчасти получить по поздним христианским церквям. В Боргунде (Норвегия) был построен храм, напоминающий деревянные соборы русского Севера. При этом, он как и его славянские аналоги, был мало похож на христианские церкви западноевропейского или византийского канонов. Возможно, на характере деревянных северных церквей сказались архитектурные традиции, восходящие раннесредневековой общности народов Балтийского моря.

Дома скандинавов имели прямоугольную форму. Они строились из деревянных досок или прутьев, обмазанных глиной. Крыша обычно покрывалась соломой. Каркас дома поддерживали деревянные столбы, покрытые резным орнаментом. На стенах внутри висели гобелены из шерсти, вдоль стен размещались деревянные настилы.

В каждом доме имелся ткацкий станок, большинство людей носили домотканую одежду. У мужчин это были полотняные рубахи и шерстяные штаны, поверх которых надевалась туника с длинными правами. Туника перетягивалась поясом. Зимой люди ходили в меховых шубах или плащах, заколотых на плече специальной булавкой.

Женщины носили поверх платья длинные туники, состоявшие из двух прямоугольных кусков ткани, скрепленных на плечах ремешками и двумя большими брошами. Они отращивали очень длинные волосы, связывая их узлом на макушке. Мужчины же имели обычно волосы до плеч, иногда заплетая косички по обе стороны лица. Бороду также заплетали в косицу.

Женщины у древних скандинавов пользовались значительной самостоятельностью, в частности имели право на развод. Вообще германцы, так же, как и кельты, верили в их вещую силу. Некоторые женщины, исповедовавшие культ Фрейи, являлись прорицательницами и толковательницами снов.

Перемены, сопровождавшие появление "движения викингов", затронули и сферу декоративно-прикладного искусства. Вендельский звериный стиль сливается с ленточным орнаментом. Появляется образ большого зверя, заполняющего плоскость изображения так называемых рунических камней. Рамкой данному изображению служили изощренно переплетенные змеи или один дракон, кусающий себя за хвост. На этих лентообразных чудовищах помещались руны - языческие письменные знаки. (Кстати сам рунический алфавит, известный со II в. н. э., в эпоху викингов также пережил трансформацию).

По сравнению с предшествующим периодом, искусство приобрело экспрессию и некую хаотичность. Уже современников поражали скандинавские изделия, с присущими им сюжетами смертельной борьбы людей и животных, конвульсивно вцепившихся друг в друга чудовищ, культом смерти и уничтожения. Это искусство отражало северную эпоху викингов, с ее крушением старого мира...

Викинги совмещают в себе черты воинов, купцов и путешественников. Они открыли и заселили Исландии (правда, встретив уже живущих там ирландских монахов-отшельников). Оттуда смелые мореплаватели проникли в Гренландию и даже в Северную Америку, где основали свои поселения.

Освоение Исландии сыграло ключевую роль в судьбе древнескандинавской цивилизации (вполне сопоставимую со значением Ирландии у кельтов).

Здесь надо иметь в виду, что культура викингов возникла и развивалась уже в христианскую эпоху, представляя собой своего рода, "запоздалые цветы северного язычества". (Возможно, это обстоятельство объясняет ее сумрачный колорит, ощущение грядущей катастрофы. Носители викингской культуры как бы предчувствовали свою историческую обреченность). Втягивание скандинавов в жизнь континентальной европы неизбежно влекло за собой их крещение, нередко сопровождавшееся культурными эксцессами. В Исландии же этот процесс проходил сравнительно мирно (как и в Ирландии), здесь долгое время процветало двоеверие, а затем древние боги перешли в разряд поэтических метафор.

Отчасти, благодаря последнему обстоятельству и сохранилась древнескандинавская мифология. Исландцы были народом поэтов. Поэзия на острове подразделялась на эддическую и скальдическую. Первая (в основном, к ней относятся песни, включаемые в так называемую "Старшую Эдду", записанную в Исландии в ХIII в.) имела сравнительно простую форму, но богатое мифопоэтическое содержание. Вторая, была чрезвычайно сложна по стилю, хотя рассказывала обычно о простых вещах - битвах, пирах, прославляла военных вождей. Скальдическая поэзия моложе эддической, ибо появилась одновременно с движением викингов. Литературоведами она рассматривается, как "своего рода мутация" В скальдической поэзии, подобно скандинавскому орнаменту, культивировалась вычурная, запутанная форма. Ее авторы - скальды (поэты-певцы) выработали целую систему метафор, получивших название "кеннингов". Они говорили "снег чаш", "кости земли", "путь угрей", "медведь морских струй", "темный дракон щита", а подразумевались: серебро, горы, море, корабль, конь. Со временем, кеннинги усложнялись, составляясь не из двух, а из трех и более слов. Так,"береза звонкого костра руки" означало "женщина" ("звонкий костер руки"- золото; "береза золота"- женщина. Кеннинг в кеннинге) .

Вместе с тем, скальдическая традиция взаимодействовала с эддической, черпая в мифах и эпосе сюжеты для своих метафор.

Викинги создали и прозаический жанр литературы - саги, которые могли рассказывать об исторических событиях, биографиях отдельных людей. Были саги, в которых имелось много сказочных мотивов - их называли "лживыми сагами".

Наконец, существовала особая группа историй, посвященная легендарным героям. Самая известная из них - "Сага о Вельсунгах", сюжеты которой присутствуют и в литературе континентальных германцев ("Песнь о Нибелунгах" и др.).

Но, пожалуй, знаменитейшей книгой Исландии и всей древней Скандинавии является "Младшая Эдда". Ее написал в XIII в. исландец Снорри Стурлусон. В "Младшей Эдде" рассказы о древних богах изложены с такой полнотой, что скандинавская мифология, наравне с греческой и индийской может считаться настоящим эталоном, с которым удобно соотносить фольклорные традиции других индоевропейских народов. Причем, здесь сохранилось много космогонических и эсхатологических сюжетов (чего так не хватает ирландским легендам). Безусловно, на характер их описания наложила отпечаток природа Исландии, грандиозная и первозданная "как в первый день творения".

Знакомство с природой, историей, образом жизни древних скандинавов позволяет лучше понять, как на скудной северной почве могло вырасти такое великолепное древо преданий. На его причудливую форму, безусловно, повлиял "перерыв в постепенном развитии".

Скандинавские боги хорошо отождествляются с древнегерманскими, но их функции и место в пантеоне претерпели определенное смещение. Например, изменилось положение Громовержца (ТОР) и Бога Ясного Неба (Тюр). Оба эти персонажа были оттеснены, соответственно на второе и третье места Культурным Героем - Одином, богом военной магии и посредником на путях живых и мертвых, напоминающим греческого Гермеса. (На разрастание его культа мог оказать влияние шаманизм финно-угорских народов, с которыми скандинавы активно контактировали в сер. 1 тыс. н. э.).

В скандинавской мифологии выделены две группы богов: меньшая - "ваны", олицетворяющая плодородие и большая "асы", связанная с военной функцией. Иногда считают, что асы могли быть богами викингов, в то время как ванов предпочитали их оседлые сородичи.

Несмотря на христианизацию, представители обеих групп нашли отражение в названиях дней недели. Разумеется, здесь сказалось влияние астрологии (поскольку имена богов связаны с небесными телами) и Библии (название “суббота”, данное шестому дню недели). Тем не менее, показательно присутствие имен главных индоевропейских мифологических персонажей, соотносимых с выделенными в данной работе основными типами богов. Наиболее чистый пример являют германские языки. Вторник - день Тиу/Тюра (Бог Ясного Неба). Среда - день Водана/Одина (Культурный Герой). Четверг - день Донара/Тора (Бог Грома. Любопытно, что в России, где громовержец Перун контаминировался с Ильей Пророком, “ильин день” приходился также на Четверг). Пятница - день Фрейи (Великая Богиня. В России функции Великой Богини отчасти перешли на Параскеву Пятницу). Возможно, днем Бога Земных Сил являлась суббота.

Но, разумеется, древнескандинавская мифология оставила след не только в календаре. На окраинах северного мира ее не забывали в течение всего Средневековья. В XVII веке возникло явление, названное "скандинавским ученым ренессансом". Началось собирание древних рукописей. В XVIII в. они были широко изданы в Европе и подхвачены романтиками. Северные легенды (кельтская и скандинавская мифологии) послужили вдохновляющим источником для английского художника, поэта и мыслителя Уильяма Блейка. Языческие образы вошли в его стихи и картины, хотя и были творчески переосмыслены. Великану Имиру у Блейка соответствует гигант Альбион (графический лист "Танец Альбиона" и др.), содержащий в себе все человечество. Боги Один и Локи сопоставимы с демиургом Юрайзеном и демоном бунта Орком; молотобоец Тор напоминает блейковского бога творчества Лоса. Наконец, апокалиптический рев вечного волка, проходящий через всю поэму Блейка "Америка. Пророчество", разнообразные изображения чудовищного морского змея Левиафана - вызывают в памяти персонажей Эдды - Волка Фенрира и Мирового змея Ермунганда, появление которых на поверхности земли знаменует собой конец времен.

Великолепные сюжеты эддической мифологии неоднократно обыгрывались в литературе. К ним обращались Р. Хеббель (трилогия "Нибелунги"), поэт и драматург Ж. Жироду (пьеса "Зигфрид"), Наконец, современный жанр "фэнтази" в значительной степени основан на скандинавских мотивах. Об этом говорит уже само название главного романа отца-основателя "фэнтази" Д. Толкиена - "Властелин колец" (образ проклятого кольца заимствован из героических песен Эдды).

Скандинавские мифологические сюжеты проникают и в русскую литературу, известна лубочная сказка "Еруслан Лазаревич", в которой действует царь Огненный Шит Пламенное Копье, разъезжающий на восьминогом коне по небу, в данном персонаже легко угадать скандинавского Одина. Любопытно, что эту сказку А.С. Пушкин положил в основу "Руслана и Людмилы". Правда, Огненный царь не перешел в поэму, его заменил Черномор, но зато в ней сохранена говорящая голова великана, имевшая прообразом мертвую голову исполина Мимира, с которой Один любил держать совет.

Изобразительное искусство, в период после Блейка, также нередко обращалось к сюжетам северной мифологии, в том числе, естественно и в самих скандинавских странах. Скульптор Г.З. Фрейд в первой половине ХХ в. создал изображение Одина (Копенгаген, Национальный музей). Правда, оно еще слишком академично и похоже на известные статуи Зевса, если не считать двух волков, лежащих по обе стороны от ног, сидящего на троне бога. Другая скульптура Фрейда - крылатый Локи (Копенгаген, Новая Карлсбергская Глиптотека) лучше показывает коварный и мятущийся дух этого персонажа. Позже, в столице Дании один из парков был украшен скульптурными группами на эддические сюжеты. Среди них - Гевьон, ведущая упряжку из четырех быков (скульптор А. Бунгор). По преданию, она отпахала от Швеции остров Зеландию, на котором и был основан Копенгаген. Но наиболее удачна, пожалуй, конная статуя валькирии С. Синдинга, хорошо выражающая неистовость воинственной девы.

Особую роль в пропаганде северноевропейского наследия принадлежит неомифологическому направлению в культуре и его основоположнику Рихарду Вагнеру. Немецкий композитор создал величественную оперную тетралогию "Кольцо Нибелунга", основанную на скандинавской версии эпоса, густо насыщенной мифологическими образами, оказал влияние на русскую школу музыки. Это видно, например, из сравнения его произведений с операми Н.А. Римского-Корсакова "Легенда о Невидимом граде Китеже и деве Февронии" и "Кощей Бессмертный". Музыкальный образ Китежа, русского духовного идеала перекликается с вагнеровским Граалем, а в Кащеевне мы узнаем тип валькирии.

Наконец, неоспоримо воздействие немецкого композитора на формирование стиля модерн, ярко выразившегося в архитектуре Европы и России. В Манхейме (Германия) был создан даже Зал Нибелунгов. В его оформлении важное место занимает большой лепной фриз, изображавший сюжеты эпоса в манере, стилизованной под скандинавский плетеный орнамент.

В Петербурге, Москве и ряде других российских городов некоторые здания этой эпохи включают в свой декор маскароны в виде мужских и женских голов в оперенных шлемах. Их тип резко обличен от типа Гермеса (также имевшего крылатую шапку). Можно с большой долей уверенности признать в мужских ликах изображение Одина (Вотана, Водена), а в женских - валькирии. Именно одетыми в крылатые шлемы представлялись Вагнеру герои его опер. Такими они и вошли в наше сознание.

Ви́кинги (дат. vikinger , швед. vikingar , норв. vikingene)  - раннесредневековые скандинавские мореходы, в VIII-XI веках совершавшие морские походы от Винланда доБиармии и от Каспия до Северной Африки. В основной массе это были свободные крестьяне, жившие на территории современных Швеции, Дании и Норвегии, которых толкали за пределы родных стран перенаселение и жажда лёгкой наживы. По религии - в подавляющем большинстве язычники.

Шведские викинги и викинги с побережья Балтики, как правило, путешествовали на восток и фигурировали в древнерусских и византийских источниках под именем варягов. Норвежские и датские викинги двигались в своём большинстве на запад и известны по латинским источникам под именем норманнов (лат. Normanni). Взгляд на викингов изнутри их общества дают скандинавские саги, однако подходить к этому источнику следует с осторожностью ввиду зачастую поздней даты их составления и записи.

Как правило, в скандинавских хрониках термин «викинг» в его сегодняшнем понимании не использовался, и характеризовал скорее социальное явление, когда безземельные бонды (рядовые общинники) были вынуждены искать лучшей доли за пределами родины.

Этническая неоднородность

В движении викингов принимали участие не только скандинавские народы Балтики. В отдельных набегах принимали участие и балтийские славяне (венды), в частности, вагры и руяне прославились своими пиратскими набегами на Скандинавию и Данию. Сохранилась эта информация и в сагах (см.«Сагу о Магнусе Слепом и Харальде Гилли»). В «Саге о Хаконе Добром» написано

«Затем Хакон конунг поплыл на восток вдоль берегов Сканей и разорял страну, брал выкупы и подати и убивал викингов, где он их только находил, как датчан, так и вендов.»

Общество и культура

Викинги жили большими семейными группами. Дети, отцы и деды жили вместе. Когда старший сын вступал во владение фермой, он одновременно становился главой семьи и ответственным за ее благосостояние.

Поселения

Крестьянские жилища скандинавов IX-XI веков представляли собой простые однокомнатные дома, построенные или из плотно подогнанных вертикальных брусьев, или чаще из плетёной лозы, обмазанной глиной. Состоятельные люди обычно жили в большом прямоугольном доме, где размещалась многочисленная родня. В сильно залесенной Скандинавии такие дома строили из дерева, часто в сочетании с глиной, а в Исландии и Гренландии, в условиях нехватки древесины, широко использовался местный камень. Там складывали стены толщиной 90 см и более. Крыши обычно настилали из торфа. Центральная жилая комната дома была низкой и тёмной, посреди неё располагался длинный очаг. Там готовили пищу, ели и спали. Иногда внутри дома вдоль стен устанавливали в ряд столбы, поддерживавшие крышу, а отгороженные таким образом боковые помещения использовались как спальни.

На территории скандинавских стран городские поселения эпохи викингов сравнительно невелики, уступая по размерам таким периферийным центрам, как Дорестадт и Старая Ладога. Археологам удалось установить наличие торгово-ремесленных пунктов в Норвегии (Каупанг в Вестфолле), Дании (Линдхольм близ Ольборга) и Швеции (Бирка на озере Меларен).

Многие городские поселения располагались в глубине фьордов - таким образом, чтобы можно было издалека заметить приближение вражеских судов и подготовиться к нападению. Классический пример такого рода - едва ли не крупнейший город викингов, Хедебю в Ютландии.

Судя по обильным находкам кладов арабских монет и изобилию поминальных камней, остров Готланд служил своего рода центром межнационального общения викингов, где велась активная торговля. На границе с полабскими славянами существовали смешанные германо-славянские торговые центры: Рерик и полулегендарные Винета иЙомсборг. Не вполне ясным остаётся предназначение датских круговых укреплений. Возможно, они были возведены по приказу Свена Вилобородого для сбора войска перед походом на Лондон в 1013 году.

Одежда

Крестьянская одежда скандинавов IX-XI веков состояла из длинной шерстяной рубахи, коротких мешковатых штанов, чулок и прямоугольной накидки. Викинги из высших классов носили длинные штаны, носки и накидки ярких расцветок. В ходу были шерстяные варежки и шапки, а также меховые шапки и даже войлочные шляпы.

Женщины из высшего общества обычно носили длинную одежду, состоявшую из лифа и юбки. С пряжек на одежде свисали тонкие цепочки, к которым прикреплялись ножницы и футляр для иголок, ножа, ключей и других мелких предметов. Замужние женщины укладывали волосы в пучок и носили белые полотняные чепцы конической формы. У незамужних девушек волосы были подхвачены лентой. Для обозначения своего положения викинги носили металлические украшения. Очень популярны были пряжки на поясе, броши и подвески. Винтовые браслеты из серебра и золота обычно давались воину за проведение удачного рейда или за победу в бою.

В массовой культуре викингов часто изображают с рогатыми шлемами. На самом деле, археологи не могут точно сказать, какой формы были шлемы викингов. Представление о рогатых шлемах связано с рисунками, обнаруженными в захоронениях (например, Осебергский корабль). Сейчас учёные склоняются к тому, что если шлемы с рогами и использовались, то только в ритуальных целях, а не в бою.

Оружие

Наиболее распространённый вид оружия - копьё длиной около 150 см. Таким копьём можно было и колоть, и рубить.Скандинавские секиры отличались широким, симметрично расходящимся лезвием. Скандинавский меч представлял собой длинный, обоюдоострый клинок с небольшой гардой. Оттачивалась только верхняя треть клинка, нижние две трети слабо или вообще не затачивались.

Корабли

Викинги были искусными судостроителями, создававшими самые совершенные корабли своей эпохи. Поскольку в скандинавском обществе было принято хоронить воинов вместе с их ладьями, археологи имеют неплохое представление о характеристиках кораблей викингов. В Осло, Роскилле и некоторых других городах открыты специализированные музеи. К числу самых знаменитых относятся корабли гокстадский и усебергский. Оба были обнаружены более ста лет назад и ныне экспонируются в Музее драккаров в Осло. Из саг известно, что в бой корабли ходили под стягом с изображением чёрного ворона.

Флот викингов состоял преимущественно из боевых кораблей, которые назывались драккарами, и из торговых судов кнорров. Боевые корабли и торговые суда позволяли мужчинам посещать заморские страны, а переселенцы и исследователи пересекали море в поисках новых земель и богатств. Многочисленные реки, озёра и прочие водные пути Скандинавии давали викингам простой и удобный способ передвижения. В Восточной Европе в условиях многочисленных волоков были распространены лодки-однодревки, которые были рассчитаны для захода в мелководные реки и причала к пологим берегам, что позволяло викингам очень быстро передвигаться и заставать своих врагов врасплох.

Государство и право

Наиболее значимые решения в скандинавском обществе принимало собрание всех свободных мужчин - тинг (в Древней Руси ему соответствовало вече). В небольших общественных структурах тинг эволюционировал в представительный орган современного типа: это исландский альтинг, впервые собравшийся в 930 году, и мэнский тинвальд, который моложе его на несколько десятилетий. Конунг из числа Инглингов, Скьёльдунгов либо других видных родов в первую очередь воспринимался как военный вождь, предводитель дружины. Он мог обладать земельным наделом либо вести странствующий образ жизни на корабле (сэконунг). На территории современных скандинавских государств одновременно правили десятки мелких конунгов.

Викингам был ведом институт кровной мести. Если один из викингов убивал другого, то события развивались в зависимости от «состава преступления» и от социального статуса потерпевшего. Могло кончиться перемирием, могло - выплатой денежного возмещения (вергельда). Но если доходило до кровной мести, это была месть одного рода другому. Не считалось убийством причинение смерти на поединке, который назывался хольмгангом. Неистовые в бою воины (берсерки) могли обогащаться, вызывая на поединок менее опытных воинов и причиняя им смерть либо увечье. Это заставило скандинавские государства на исходе эпохи викингов ввести ограничения на проведение хольмгангов.

Религия и литература

Как и древние германцы более раннего периода, викинги до принятия христианства исповедовали традиционную германо-скандинавскую религию (ныне известная как Асатру) с регулярными жертвоприношениями - блотами. Письменность была рунической (см.скандинавские руны).

«Похороны викинга» Фрэнк Дикси

Погребальный обряд был неразрывно связан с идеей корабля мёртвых. Тело умершего воина кремировалось, иногда вместе с ладьёй, либо в ладью помещался пепел, после чего над ней насыпали курган. О спуске погребальной ладьи на воду упоминают только позднейшие скальды, как, например, Снорри Стурлусон.

К первой половине IX века в скандинавских странах уже сложилась вполне оригинальная скальдическая традиция. В Исландии она чрезвычайно устойчиво сохранялась ещё около двухсот лет после введения письменности, крайне медленно разлагаясь под влиянием европейских письменных литератур.

Список статей:

Культура викингов - сердце Древней Скандинавии

Традиции викингов - это особый пласт мирового культурного наследия, ведь в данном случае мы говорим о целой эпохе (которая, кстати, так и называется - эпоха викингов). Скандинавские традиции включают в себя обширный перечень культурологических, в частности - обрядовых действий и явлений, дошедших до нас отнюдь не в одной лишь фольклорной и мифологических оболочке. Богатый археологический материал и сохранившиеся исторические документы (в первую очередь - работы средневековых хронистов) являются научной базой для современных знаний о скандинавской культуре.

Обычно под культурой викингов подразумевают быт и традиции народов, проживавших не только на территории Скандинавского полуострова (в основном - Норвегия и Швеция), но и в близлежащих регионах, таких как Дания и островное государство Исландия. Безусловно, германо-скандинавская культура также включает в себя верования, быт и традиционный уклад народов Северной Европы, в частности - территории современной Германии и в меньшей степени Великобритании. С другой стороны, очевиден тот факт, что культура Скандинавии в эпоху Раннего Средневековья оказала масштабное влияние на культуру всего европейского и даже частично азиатского региона (это в первую очередь торгово-культурные связи между викингами и представителями Древней Руси).

Но в связи с этим возникает закономерный вопрос - что конкретно мы подразумеваем, когда говорим о культуре викингов или скандинавских традициях? Ведь это не только могучие боги и непоколебимые герои, эпические мифы о становлении и гибели Вселенной. Традиции викингов - это гордые драккары, рассекающие свинцовую гладь северных морей. Традиции викингов - это далекое путешествие в райский Винланд за сотни лет до Колубма и Веспуччи. Традиции викингов - это эффектные «длинные дома», жестокие обряды вроде знаменитого «кровавого орла» и легендарные воины - берсерки и ульвхендары. Это эрили - резчики по камню, и скальды - поэты, сжимающие в одной руке - меч, в другой - искусство стихосложения. В этом - вся глубина скандинавской культуры, во многой до сих пор непонятой нами.

Эпоха викингов: кто построил Европу?

Традиционно эпохой викингов называют период Раннего Средневековья, соответствующий следующим хронологическим рамкам - VIII-XI век нашей эры. Эпоха викингов в Северной Европе следует сразу за так называемым «германским железным веком» (IV-VIII вв). Легендарный период владычества северных воителей предваряет нападение скандинавских воинов на английский город Дорсет в 789 году. В дальнейшем викинги регулярно совершают набеги на Англию, Ирландию, Францию. В 860 году скандинавы в составе войска русов приходят в Константинополь. Через десять лет норвежские мореплаватели открывают Исландию, еще через пять лет - Гренландию.

В эпоху викингов скандинавские воины, исследователи и первопроходцы неоднократно осаждали европейские города, правили отдельными регионами и даже целыми странами. Они обильно торговали и путешествовали, и поэтому эпоха викингов в Европе справедливо считается особым историческим феноменом, который оставил глубочайший след в культурном и историческом наследии всех европейских государств. Финалом эпохи викингов в Европе (да и во всем мире) считается легендарная битва при Стамфорд-Бридже (1066 год) и гибель последнего скандинавского конунга, короля Норвегии, Харальда III Сурового.

То есть фактически эпоха викингов представляет собой трехсотлетнее главенство скандинавской культуры над средневековыми европейскими народами. Как результат - многие правящие династии Позднего Средневековья ведут свою родословную именно от викингов, неустрашимых иноземных захватчиков (именно так их называли в южных районах). Посему неудивительно, что быт, религия и культура викингов так интересны нам сегодня, ведь именно эти отчаянные воины во многом создали мир, который известен нам сегодня из школьных учебников истории. Мир, который мы видим вокруг себя. Мир, который многим из нас хотелось бы видеть…

Отдельным блоком стоит тема язычества викингов. Это тоже неотъемлемая часть скандинавской культуры, однако данному вопросу посвящены другие разделы информационного портала «РУНАРИУМ». В разделе «Культура» как таковое язычество викингов не отражено, разве что - в обрядах и тех материалах, где рассмотрение конкретных элементов традиции викингов невозможно вне культурно-религиозного контекста. В основном речь здесь пойдет о кораблях викингов, их оружии, воинской культуре, быте и, конечно, о знаменитых (и не очень) людях, чьи деяния скандинавские скальды прославляли в веках.

ЭПОХА ВИКИНГОВ
Рюриковичи - потомки скандинавов.
Язычники обрушились на земли Англии христианские и исламские королевства на лодках с драконьими головами. Лодки назывались драккары.
860 год язычники обрушились уже на берега Италии.
За пол века практически вся Европа запылала.
С 9 века во всех церквях появилась молитва от неистовства норманов "Избавь нас Господи...".
С самого начала все это вообще воспринималось как Апокалипсис.
Во Франции норманы, дубланы, варяги сами себя называли викингами.
Викинги - переводили по разному:«люди бухты» и т.д
Критерии особенностей жизни скандинавского региона: ситуация свободы, не делили на бедных и богатых. Делили на больших и мелких. Конунги - короли, ярлы – князья. бонды - свободные землевладельцы, все они прекрасно владели оружием.
Все важнейшие вопросы решались на тингах - собраниях. Бонды могли предъявлять конунгам претензии на этих тингах. Определенная иерархия: кто выше по званию, тот ближе к Богу/Богам. Конунга могли убить, сместить. Податей не было. Конунг объезжал владения и ему даровали пиры и дары.
Особые отношения с богами, они никогда не воспринимали себя пылью, они воины при богах.
Мышление этих ребят - это мышление корпоративное, они чувствуют себя избранным народам, в основе которого лежит доблесть. С 7 лет человек считался взрослым. Для того, чтобы стать викингом с детства нужно было нести на себе печать избранности. Многочисленные испытания.
Викинг - не сословие, не самурай или рыцарь. Убить ребенка или женщину это позор. Нравственность была жесткая. Но за границей все было не так. Одним из развлечений, когда побеждали - подбрасывали младенцев и ловили на копья. Законы действовали только внутри Скандинавии. Из-за завоеваний им всё равно было не до скандинавов. Скандинавские женщины прекрасно владели оружием, и некоторые из них сопровождали своих детей и мужей в походах.
Викинги были фаталистами, от судьбы не уйти.
Конунги рождаются для славы, а не для долгой жизни.
Многочисленные исследования показывают, что викинги не боялись смерти.
Категорический запрет на воровство.
Особый момент: кровная месть, иногда ее заменяли выкупом. Виды мести: истинно викингская «кровавый орел», поединок, много человек на одного, сжигание в доме (перед этим женщин и детей выводили).
Особое положение женщин. Мстить должен был тот, кто вытаскивал меч из трупа. Мщение никогда не совершается сразу. Оружие мести: копье - Один, секира - Тор, меч - Тюр, огонь - (не престижно) Локки, стрелы тоже.
Без Скандинавской «прививки» в Европе не было бы рыцарства. СКАНДИНАВСКАЯ МАГИЯ
Образ героя был немыслим без магии. В скандинавской традиции было 2 типа магии:
1. Гаурдора - магия основана на знании рун - знаки, 24 знака описывали мироздание
2. Сейда
РУНИЧИСКАЯ МАГИЯ. Один - бог, который все время увеличивает свою силу. Он отвечает за руническую магию. Конем Игго называли Одина. Он принес в жертву самого себя, повесился на ветку ясеня, протыкает себя копьем и висит там 9 дней и 9 ночей, после этого на корнях он видит рунические знаки и познает руническое учение (дерево, на котором на повесился - это Иггдрасиль - мировое древо). Руны не имеют звуковых значений, но имеют свои понятия. Самый важный, 25-й знак, Один не открыл. Если руны режутся на дереве, то их обязательно нужно окрасить кровью. ЕСТЬ целебные руны, руны от заклинаний, любовные руны, руны против огня. БАРДРУНЕР - связанные руны, связанные в орнаменте, мы не знаем принцип этого плетения.
СЕЙДОВАЯ МАГИЯ. Ваны (боги) проиграли войну Асам. После войны они обменялись заложниками. Ваны отпустили НЬЕРТА, бога моря, ФРЕЙРА, бога плодородия и ФРЕЮ, богиню любви и войны (отец с 2 детьми).
СЕЙД - магия которая запрещалась всеми законами, древние скандинавы исходили из того, что СЕЙД это магия пришедшая из хаоса. Ее использование каралось смертью.
Магия проклятий. НИД - руническое проклятие. Можно было замаскировать под хвалебный стих. Нитсток – жертва проклятия.
Все виды магии меняли параметры тела, оборотничество, изменение размеров тела.
Тело и пространство, магия обеспечивала (разбирали тело, пример с глазом).
Путешествие между мирами. Хель – царство мертвых. Внедрение в человека определенной натуры, обряд кормления волчьим сердцем. Игры с разумом: вызвать свирепство, ярость.
Продление жизни.
Воздействие на вещи.
Некромантия, сидение под повешенным – особая медитация.
Любовная магия- стихи мальдсенг, тоже были запрещены.
Занятие магией не в этой реальности. У сейда была особая техника.


Средневековый крестьянин

3 сословия: крестьянство, рыцарство, монашество
Крестьянство - безмолвствующее большинство, мало что от них дошло, потому что не умели писать, да и мало кто ими интересовался, но есть фрагментарные моменты. Сложно сказать что думали сами о себе крестьяне.
Если представить средневековье в виде пирамиды.Место крестьян в основании пирамиды, потому что крестьяне сервы это общество кормили, (сервы- зависимые крестьяне), во вторых крестьяне самый мало уважаемый слой. Читая Библию народ считал что труд это все таки наказание.
Средневековый крестьянин: своя деревня (площадь, вокруг 200-400 дворов, леса, поля, замок)это его вселенная и о близ лежащих землях он имел малое представление. Крестьяне не выделяли себя из общины он был растворен в общине, (улий) даже не всегда устаивалась родовая фамилия, фамилия менялась. Не было ярко выраженного родового и индивидуального сознания.
Время для крестьянина: семейное (материлизорванное время в детях, родителях) времена эпические старые добрые времена,аграрное время - времена года, циклические, было 3 времени года, не было осени. В объеме суток: колокол, рассвет закат, в объеме года- церковные праздники. Крестьянство не надо изображать как толпу народа с плакатами вперед к ренессансу.
Монашество живет будущем, горожане настоящем, рыцари в своем времени, крестьяне прошлым.
Средневековье - встречают по одежде. Языковой барьер, у крестьян был жаргон от которого высшее сословие бросало в дрожь. Крестьяне переставали быть крестьянами как только переходили в монашество. Высшее сословие было против того что бы крестьянам давали образование. Большая плата за образование.
Внешность была не очень, пахло, рацион еды скудный, жаренное мясо, каши,мало свежих овощей (оброк на них), пряности заменяли, горчица, уксус, на сладкое виноградное сусло. Все это давало несварение желудка.
Средневековья жило под постоянным условием голода, неурожая, порождая переедание.
Одежда- серые, черные цвета т.е. Цвета не благородные, одежда из голубого сукна разрешалось только по праздником, оружие запрещалось, волосы длинее ушей запрещались.

Крестьянские восстания. Ужасы которые они творили при восстаниях были жестоки. Самые жестокие разбойники - крестьяне.
Проблема феодальной эксплуатации. Размах крестьянских восстаний компенсировался тем что подавлялся он тоже жестко. Барщина - работа на земле помещика.
Различные повинности, вплоть до разгнания лягушек, что бы они не мешали феодалу.
Право первой ночи было но больше это культурный миф.
Крестьяне не держались за землю, они передвигались по ней.
Крестьяне прекрасно осознавали ущербность своего положения и стремились его исправить.
Робин Гуд крестьянином не был. Крестьянство могло не на видеть феодалов но всегда смотрело на них снизу вверх.
Что касается отношение церкви к крестьянству. Духовенство относилось крестьянам хорошо, друженики, работяги которые кормят народ. Но при всём при этом у церкви был один большой зуб на крестьянина, произошло смешение хрестьянской веры с фольклером. Хрестьянство пришло в Европу не на пустое место. (язычество) Пример с собакой. Кидали иконы святых в грязь если была плохая погода. Церковь по этому поводу была не довольна состоянию вещей.
Крестьянство сословие специфическое. Не надо выводить точных формул по поводу них.