Чехов

Величайшие ораторы: голоса истории. Искусство говорить: cамые известные ораторские выступления в мире

В России конца XVIII - начала XIX в. складывается риторическая школа российских академиков, давшая импульс развитию университетской школы красноречия. Среди риторических сочинений особое место занимают «Правила высшего красноречия» М.М. Сперанского, написанные в 1792 г. При жизни автора рукопись не была напечатана, и только через пять лет после смерти Сперанского, в 1844 г., «Правила» подготовил к публикации профессор Санкт - Петербургской духовной академии И.Я. Ветринский.
Первым условием успеха оратора Сперанский считает природное дарование: красноречие «есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий». Природному дару помочь в этом может наука. Сравнивая хорошую речь с драгоценными камнями, Сперанский говорит, что необходимо изучать, каким образом усилить сияние этих камней, очищая, отделывая их и располагая в наиболее удачном месте.
Для возбуждения страстей, считает Сперанский, «оратор должен быть сам пронзен страстью». Но при этом не умаляется значение мысли как неотъемлемой стороны истинного словесного мастерства.
Исходя из древнего афоризма Поэтами рождаются, ораторами становятся, Сперанский советовал усиливать собственное красноречие чтением правил, изучением образцов и упражнениями в сочинении. Сам автор, бесспорно, владел тайнами слова.
На рубеже XVIII—XIX вв. в развитии риторической науки в России одно из видных мест занимают труды академика И.С. Рижеского. Славу ему принесли «Логика», «Опытриторики». «Политическое состояние Древнего Рима». Книги Рижского были признаны классическими. Первый ректор Харьковского университета и первый профессор красноречия, стихотворства и языка российского в этом университете, он читал курсы по теории красноречия, истории российской словесности. Продолжая работать над риторикой, автор внес немало исправлений и дополнений, так что третье издание книги вышло под названием: «Опыт риторики, сочиненный и ныне вновь исправленный и пополненный Иваном Рижским» (1809). Это издание риторики оказалось самым популярным.
Книга начинается с главы, посвященной вопросам чистоты языка, отношению к двуязычию — смешению славянской и русской речи. Это было продиктовано необходимостью нормализации и усовершенствования литературного языка. Оратор должен в совершенстве владеть родным языком, для чего необходимо, считает Рижский, чтение книг, общение с просвещенными людьми и частое обращение к Словарю российского языка.
Необычно построение риторики: книга содержит четыре части, материал в них расположен по - новому. Наиболее традиционной является вторая часть - «О совершенствах слова, которые происходят от мыслей, или О изобретении» (главой об изобретении обычно начинались другие риторики). Третья часть — «О расположении и о различных родах прозаических сочинений» - представляет собой изложение теории жанров прозаической литературы XVIII в. (от жанра писем до исторических сочинений). Четвертая часть называется «О слоге, или О совершенствах слога». Авторы риторик обычно включали раздел о слоге в главу об украшениях, но И.С. Рижский выделил тему о слоге в отдельную часть, и тому были весомые основания. Теория слога в истории русского литературного языка конца XVIII в. была чрезвычайно актуальна в связи с проблемой двуязычия.
Риторика Рижского близка по содержанию к практической стилистике. Свидетельство тому - параграфы о пристойности слов и выражений, оточности слов, о ясности сочинения, о плавности и благозвучии речи. Вот один из советов для «витии»: «Должно остерегаться стечения многих согласных или гласных букв, например. "Приношение жертв в страхе" или "Знание философии и истории". Обучение красноречию имело практическую направленность и считалось обязательным в высших учебных заведениях того времени. По мнению Рижского, внимательное упражнение в российском слове способствует задаче «хорошо изъяснять свои мысли и здраво рассуждать».
Благодаря трудам Рижского культура русской речи стала одной из центральных проблем эпохи.
Рассматривая великих русских риториков нельзя не упомянуть А.С. Никольского, который в истории риторики известен как ученый-словесник и переводчик. Самым популярным был его перевод Квинтилиана «Двенадцать книг риторических наставлений». В 1802 г. ученый был удостоен звания академика.
Особенность трудов Никольского в том, что грамматика и риторика у него дополняли одна другую. Автор рассматривал их как фундаментальные основы курса словесности. Он поставил во главу угла анализ текста и его синтаксических компонентов, стараясь дать системное представление о разных, но взаимообусловленных частях произведения.
Отличительная черта риторики Никольского — обостренное внимание к проблемам жанров. Автор характеризует прозаическую, ораторскую и стихотворную речи, что определило специфику всего теоретического курса. Рассуждая о сходстве «слога с родом сочинений», автор классифицировал слог в зависимости от жанра: философский трактат, история, басня, роман, театральная пьеса должны быть написаны по-разному.
В последней главе риторики «О произношении» автор показывает преимущества звучащей речи, рассуждая о правильности выговора «речений и периодов», о темпе речи, интонации, о повышении и понижении голоса, его напряжении и ослаблении. Это обращает внимание на особенности публично произнесенного слова.
А.Ф. Мерзляков (1778—1830) профессор Московского университета, один из самых видных представителей филологической науки в первой половине XIX в. Он был в свое время известным поэтом, переводчиком, литературным критиком. Его риторика, предназначенная учащимся светских учебных заведений, пользовалась большой популярностью. Первое издание книги вышло в Москве в 1809 г. под названием « Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических. В пользу благородных воспитанников университетского пансиона». В пособии детально разработана теория слога.
О своеобразии слога можно рассуждать, учитывая характер писателя; «сущность материи, которую избрал, и цель, которую он поставил». К существенным признакам хорошего слога автор относит «правильность, ясность, пристойность и приличие, благородство, живость, красоту и благозвучие».
Ясность является важнейшим свойством слога. Автор перечислил основные погрешности «против чистоты и правильности языка». Во-первых, не следует использовать слова, «которые необыкновенны, т.е. или слишком стары, или слишком новы, или образованы не свойственно гению языка». Во-вторых, необходимо соблюдать правила синтаксиса. В-третьих, не следует употреблять слова в несвойственном им значении или вводить «провинциализмы», которые не известны широкому кругу людей.
Отдельные главы учебника посвящены правилам сочинения писем, диалогов, ораторских речей.
К разряду учебных риторик принадлежит и книга «Основания красноречия, преподаваемые учителем Малиновским». Интересно, что с правилами красноречия автор знакомит, используя метод Сократа. Родоначальник диалектики, Сократ учил молодежь постигать истины в споре. в столкновении мнений. Малиновский по его примеру в основу изложения материала положил метод вопросов и ответов. Центральное место в пособии отводится культуре речи. Автор убежден, что речь должна быть ясной. чистой, правдивой, одушевленной по мысли, разнообразнойи полной по содержанию. В книге Малиновского прослеживается связь с античной риторикой, теорией ораторского искусства Древнего Рима.
На разработку риторических знаний в России оказал влияние новый этап развития литературного языка и художественной литературы, связанный с деятельностью Н.М. Карамзина. В центре внимания писателей и филологов, принявших активное участие влингвистической полемике начала XIX в., оказалось учение о слоге, которое предусматривало «рассмотрение эстетического совершенства мыслей и языка». Наиболее яркое отражение идеи этого направления нашли в сочинениях по риторике Н.Ф. Кошанского.
Н.Ф. Кошанский - доктор философии и свободных искусств, профессор русской и латинской словесности в Царскосельском лицее. Его учебники «Общая риторика» и «Частная риторика» были широко известны в России.
«Общая риторика» состоит изтрехтрадиционныхразделов: «Изобретение», «Расположение», «Выражение мыслей». По Кошанскому, изобретение - это умение с разных сторон во множестве аспектов увидеть и понять избранный предмстописания. Автор называет «источники изобретения», которые развивают мысли, рождают ассоциации. «Они укажет вам, с какой точки зрения должно смотреть на предмет, или на мысль; вы взглянете, и в юном уме вашем пробудятся новые мысли, согласные с вашею, близкие к ней, соседние, знакомые, дружественные, родные». В этой части риторики анализируются также способы соединения мыслей, или предложений, в периодах. Раздел «Изобретение» завершается размышлением автора о свойствах изящной прозы, которая требует особого подхода. Автор формулирует правила создания прозаических произведений.
Вторая часть «Обшей риторики» учит, как создавать ораторское сочинение. Важно, чтобы все было на своем месте, естественно, занимательно.
Третья часть - «Выражение мыслей» - посвящена проблеме слога, он должен соответствовать предмету изложения и быть закреплен за определенным жанром. Например, отличительные особенности простого слога - «простота в мыслях, в чувствах, в словах и выражениях». По мнению Кошанского, простым слогом следует писать письма, романы, «ученые сочинения», басни, сказки, комедии, стихотворные произведения «пастушеской поэзии» и мелкие стихотворения. Средним слогом обычно пишут «о простых предметах с некоторым достоинством и благородством и о важных с некоторой умеренностью». Сфера применения этого слога - деловые бумаги, исторические сочинения, послания. В ораторских речах, в похвальных и надгробных словах, в поэмах и трагедиях звучит возвышенный слог. Он помогает выразить высокие мысли и чувства. Автор настаивает на соответствии стиля изображаемому предмету. Слог должен соответствовать предмету: простои предмет описывается простым слогом, важный — высоким. Если же простое описывается высоким слогом, а важное - простым, то произведение получается шуточным.
Другая книга Н.Ф. Кошанского —«Частная риторика», в ней представлены пять видов красноречия: «письма», «разговоры», «повествование», «ораторство» и «ученость». Труды этого автора внимательно изучались современниками, вызывая среди них споры. В. Г. Белинский относился к риторическим сочинениям Кошанского критически.
Автор сочинений по риторике в первой четверти XIX в. А.И. Галич — один из самых ярких представителей русского просветительства. Он преподавал в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга и в Царскосельском лицее, был любимым учителем А.С. Пушкина. А.И. Галичу принадлежали широко известные работы по философии, эстетике («История философских систем», «Всеобщее право», «Черты умозрительной философии» и др.). Книга Галича «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений» (1830) представляет собой фундаментальное теоретическое исследование по риторике. Автор показывает общие свойства «совершенного, или... ораторского языка». Это чистота, правильность, ясность, определенность и точность - единство, сила и выразительность, благозвучие.
А.И. Галичем была предложена оригинальная классификация стилей («родов слога»): 1) сухой; 2) простодушный, безыскусственный; 3) цветущий, щеголеватый, кудрявый; 4) растянутый, обильный; 5) сжатый; 6) пылкий, страстный (патетический), увлекающий, стремительный. Автор учитывал своеобразные формы общения, выделяя монологи, разговоры, письма, деловые бумаги, исторические сочинения, сочинения поучительные, ораторские речи.
Вызывает интерес специальная глава книги, в которой Галич рассматривает особенности деловой прозы («деловых бумаг»). К числу «деловых» автор относил широкий круг текстов. Это государственные договоры, манифесты, министерские документы, грамоты, прошения, жалобы, указы, завещания, заявления и т.п.
А.И. Галич отказался от традиционного разделения на «фигуры слов» и «фигуры мыслей». Он выделил три типа фигур по их функции и характеру образования — грамматические, ораторские и поэтические. Различие между ними автор видит в следующем: «Если грамматик в своих фигурах играет словами, а оратор мыслями, то поэт играет картинами».
Интересным учебным пособием для гимназий и университетов стал учебник профессора К. П. Зеленецкого, вышедший в Одессе в 1849 г. под названием « Курс русской словесности для учащихся». Первую часть книги составила «Общая риторика», а вторую — «Частная риторика».
Особенность первой книги втом, что автор отказался от традиционного учения об «изобретении» и «распространении», а подробно разработал вопросы, связанные с логической основой речи и с се языковыми особенностями. Автор считает, что необходимыми «условиями любой письменной речи являются ясность, естественность и благородство». Наиболее значимая часть этого пособия К.П. Зслснсцкого — раздел «О чистоте письменной речи русской "в лексическом отношении"». Здесь дана оценка заимствованиям, архаизмам, областным словам, неологизмам и т.д.
В «Частной риторике» Зеленецкий охарактеризовал жанры повествований разного рода истории, летописи, жизнеописания, анекдоты и т.д. Частная риторика показывала, как в пределах определенного жанра можно удачно выразить мысль и чувство. При этом нужно помнить о тех этических, эстетических и языковых нормах, без соблюдения которых сочинение не может получить одобрения и автор не достигнет своих целей.

Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.

Книга Джеймса Хьюмса - известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов - раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.

1. Пауза

С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика - вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.

2. Первая фраза

Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.

Первая фраза - это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.

3. Яркое начало

Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.

4. Главная мысль

Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».

Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.

Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

5. Цитаты

Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.

Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.

Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.

6. Остроумие

Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.

7. Чтение

Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.

Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.

Используйте технику СОС: смотреть - остановиться - сказать.

Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.

8. Приёмы оратора

Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.

Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).

Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.

Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.

А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.

9. Вопросы и паузы

Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.

10. Финал

Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.

Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.

Но раньше и сейчас были не только талантливые люди, в совершенстве владеющие ораторским искусством, но и те, кому оно вообще не давалось. Вот вам наглядный пример.

Виктор Степанович Черномырдин (Приложение 7) - наш современник, действующий политик, обогативший идиоматику русского языка многочисленными фразами. Виктор Степанович всегда отличался особенностями своего красноречия. Услышав речь Черномырдина, вы не перепутаете его манеру изложения с чьей либо другой. Его выражения стали афоризмами, каждый из нас часто цитирует их в повседневной жизни.

Но, не смотря на его своеобразную и неповторимую манеру, в обществе он был очень популярен. Ему доверили быть послом в Украине, не смотря на то, что у России довольно напряженные отношения с этой страной.

Не обладая общепризнанным ораторским искусством свои чувства, эмоции и мысли, он всё таки доносит до широкой массы людей, и ещё вчера был заметной фигурой на политической арене.

Я бы хотела процитировать некоторые его фразы, которые мы часто используем и слышим.

"Мы не можем делать никому, чтобы было в ущерб себе"

"…хотели как лучше, а получилось как всегда"

"Без меня Мамай по стране прошел"

"Никогда еще такого не было, и вот - опять!"

"Правительство - это не тот орган, где можно языком как попало"

"Лучше быть головой мухи, чем жопой слона" е водки хуже нет"

"Надо же думать, что понимать"

"У кого руки чешутся - чешите в другом месте!"

"Вас там туда…"

"Я вообще далёк от мысли. "

"Нам нельзя вступать. Мы как начнём вступать, так обязательно на что-нибудь наступим"

"Мы выполнили все пункты: от. А до. Б"

"Принципы, которые были принципиальны, были непринципиальны"

"Здесь вам не тут"

"Страна у нас - хватит ей вприпрыжку заниматься прыганьем"

"Много говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу"

Кроме манеры говорить, очень большую роль имеет и подача себя как оратора. Множество личностей становились великими людьми слова именно благодаря харизме и темпераменту. Для того чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор, прежде всего сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям. Одним из самых ярких представителей современного политического мира является Владимир Вольфович Жириновский (Приложение 8).

Политическая деятельность Жириновского характеризуется крайне яркими и часто вызывающими скандально-популистическими высказываниями. Считается, что Жириновский несколько раз озвучивал планы российского правительства и часто эти прогнозы сбывались. С именем Жириновского был связан ряд публичных скандалов и потасовок (особенно в 1994-1995 гг.), прибавивших ему популярности среди избирателей. Ему не присуща цензура. Владимир Вольфович не подбирает корректных и этически выверенных фраз для своих высказываний. Говорит прямо, по сути, и все вещи называет своими именами. Без купюр. Его манера доносить информацию до публики не укладывается в стандартные рамки ораторского искусства, но, не смотря на это к нему прислушивались толпы людей. Именно его манера преподать себя заставляла людей обращать на него внимание. А что самое главное слушать его.

Вот некоторые его цитаты:

"Вот был хороший журналист Джон Рид - сделал репортаж, умер, похоронили".

"Если “Макдоналдс" - хорошее заведение, почему наши люди умирают в 57 лет?"

"Мы разъясним нашему народу, что такое русский народ. Это дикость вообще!"

"Нас будут говорить…"

"Немцы нам большевиков в запломбированном вагоне прислали. Нам надо теперь прислать в Европу запломбированный вагон с чеченцами".

"Он сегодня скажет, а завтра его повесят".

"От чего коровы с ума сходят? От британской демократии".

"Пушкин несчастный был. Лучше бы его не было совсем".

"Так и Жак Ширак. Пускай приедет сюда и в палате между капельницами посидит и посмотрит, как русские врачи умеют лечить. Мы от всех болезней лечим".

"Только под русские песни плачет планета".

"У меня чистые руки, но они будут в крови, если я стану президентом".

Рассмотрев выдающиеся личности прошлого и современного времени, я хочу подвести вас к человеку, которого ставят в пример многим политическим деятелям, который вобрал в себя лучшие качества современного оратора. Являясь нашим современником, он представляет собой классическую школу ораторского искусства. Большинство политиков склоняются к тому, чтобы отдать пальму первенства именно ему!

Уго Рафаэль Чавес Фриас (Приложение 9) - президент Боливарианской Республики Венесуэла. Наглядный пример способности держать аудиторию.

23 мая 1999 года в телеэфир вышла программа "Алло, президент" с участием самого президента страны. Чавес объяснил своё желание попробовать себя в качестве телеведущего тем, что хочет донести правду о происходящем в стране и вокруг неё до каждого венесуэльца. В эфире Чавес задаёт вопросы своим министрам, общается с местными жителями, ведёт телемосты с другими регионами, разъясняет политику правительства, делает исторические экскурсы, посылает воздушные поцелуи и шутит. С 15 февраля 2007 г. президент Уго Чавес стал общаться со своим народом ежедневно по рабочим дням в течение полутора часов с 20.00 до 21.30. Но он на этом не остановился. В августе Чавес установил рекорд, общаясь с венесуэльским народом 7 часов 43 минуты. Во время трансляции из президентского дворца Чавес не сделал ни единого перерыва и лишь изредка выпивал чашечку кофе. А в ходе сентябрьской телепрограммы Уго Чавес установил новый рекорд по её продолжительности. Он, не прерываясь, при тридцатиградусной жаре вёл популярную в стране передачу в течение 8 часов и 06 минут. Он является эталоном ораторского мастерства. В его речи соблюдены все нормы.

Диалог требует от оратора обширных познаний в области философии, истории, законодательства и литературы с тем, чтобы он мог перенести обсуждение любого вопроса в более высокие сферы, а не ограничиваться узко юридическими проблемами. От того, насколько умело и эффективно мы умеем общаться с людьми, зависит то, как нас воспринимают окружающие, и насколько успешны мы будем в жизни. Люди, которые умеют общаться лучше других, обычно более успешны, они достигают большего, как в личной жизни, так и в деловой. Умение общаться - это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли. Многие великие люди говорили об ораторстве замечательные вещи.

Общение само по себе неисчерпаемо и захватывающе - чем больше занимаешься, чем больше получаешь реальных результатов - тем больше хочется продолжать. Это необыкновенно интересно и увлекательно - разбираться в человеческих отношениях, перестраивать общение, замечать то, чего не замечают другие люди. Когда становятся видны мелкие детали, начинает проясняться совершенно другая картина, намного более глубокая и значимая, чем все то, что было заметно прежде.

Ораторское искусство играло большую роль во все времена. Люди, владеющие подобными навыками, пользуются авторитетом, известностью и могут добиться успеха в общественной деятельности. Полезные знания особенно нужны политикам, журналистам и маркетологам. Умение красиво и логично излагать свои доводы может пригодиться и в обычной жизни. В разные времена появлялись люди, прославившиеся в этой области и вошедшие в историю.

Известные ораторы античных времен

Ораторское искусство появилось еще в Древней Греции. Тогда появилась риторика с целым сводом правил и секретов ораторского мастерства. Существовала такая наука и в Ассирии, Вавилоне и Египте. Но классическое красноречие зародилось именно в Элладе. От умения красиво излагать свои мысли во многом определялась судьба древних греков. Это был основной показатель образования человека и необходимым умением для юриста и политика. В 5-ом столетии до нашей эры появились софисты. Это были учителя по красноречию, помогающие научиться вести публичные дискуссии. Из знаменитых ораторов тех времен стоит отметить Демосфена, Аристотеля, Цицерона и Лисия.

Демосфен

Один из величайших ораторов Греции был Демосфен. На него обратили внимание во время первой речи в суде. Он учился у Исея Афинского, а в качестве примера для подражания, выбрал Перикла – известного мастера красноречия. В те времена публике мало было красивых речей. Она ожидала необычной и театральной подачи с поставленным голосом и жестами. У Демосфена были проблемы с голосом, и он много тренировался. Он ставил дикцию, набрав в рот камешков. Для развития дыхания он читал стихи, поднимаясь по горам. А речи репетировал при шуме прибоя. Благодаря, своей настойчивости он добился колоссальных успехов.

Цицерон

Другим выдающимся мастером красноречия Греции был Марк Туллий Цицерон. Он был выходцем из бедной и простой семьи, но обладал огромной целеустремленностью и жаждой успеха. Ораторский талант помог ему стать консулом и войти в сенат. Его учителями были луций Лициний Красс и Марк Антоний. Цицерон изучал греческую литературу и оставил после себя значительные литературные произведения.

Лисий

Лисий был замечательным судебным оратором древности. Его речи запоминались своей оргинальностью и яркостью. Он тщательно готовил выступления и работал над каждой частью текста. Речи Лисия отличались краткостью и некоторой долей иронии, что нравилось аудитории. Многие ораторы, выступающие в суде, брали пример с его методов.

Горгий

Одним из известных софистов был Горгий из Леонтины. Он считался талантливым ритором и теоретиком. Горгий много путешествовал и прославился своими выдающимися выступлениями.

Знаменитый оратор много работал над стилем. Ему принадлежит прием горгианских фигур, которые придают речи выразительность.

Представители заребужной риторики

Стоит отметить и многих величайших ораторов в зарубежных странах. Это знаменитые политики и общественные деятели.

Линкольн

Авраам Линкольн был шестнадцатым президентом Америки. Он праславился, благодаря своему уникальному красноречию. Он был родом из бедной семьи, но с детства проявля интерес к учению. Линкольн получил диплом адвоката и сначала стал известен, как искусный рассказчик. Чтобы послушать его люди приходили издалека. Вошла в историю и его знаменитая Геттисбергская речь. Президент долго готовил свои речи. И относился к этому процессу очень серьезно.

Черчилль

Уинстон Черчилль известен, как премьер-министр Великобритании. Но он еще был писателем и журналистом и даже лауреатом Нобелевской премии по литературе. В истории он остался и как великий оратор. Его выыступления отличались эмоциональностью и преданностью идеям. Много времени Черчилль работал над техникой.

Мартин Лютер Кинг

Мартин Лютер Кинг был прекрасным оратором, баптистским проповедником и лидером движения за права чернокожих. Его учителем был Махатма Ганди, которым он восхищался. За один год он произнес более 230 речей во время своего путешествия по стране, во время которого пыталсы донести людям слова свободы и мира.

Отечественные ораторы

Множество известных ораторов было рождено в России. Из настоящих мастеров красноречия стоит отметить Троцкого, Кони и Путина.

Кони

Анатолий Федорович Кони был юристом и общественным деятелем в конце 19 и начале 20 – го столетия. Его выступления отличались принципиальностью и нравственностью при ведении судебных процессов. Речи Кони не отличались монотонностью. Они были оригинальными, эмоциональными и живыми. Он полагал, что ораторы должны быть справедливыми и защищать истину. Умелый оратор умел грамотно сочетать чувства и факты.

Кони соблюдал правила чести, обладал высокими моральными качествами и хорошо владел искусством красноречия.

Троцкий

Одним из известных ораторов 20- го столетия был Лев Давидович Троцкий. Он обладал хорошим тембром голоса и произносил понятные и четкие речи. Он был активным общественным деятелем, обладающим большими интеллектуальными способностями. Речи Троцкого были краткими и логичными. Он обладал способностью убеждать людей и имел много соратников. Особенно он запомнился своими политическими выступлениями.

Ленин

Владимир Ильич Ленин также является известным оратором 20- го века. Его речи были понятныи доступны любому человеку из народа. Он обладал уникальным чутьем на настрой у других людей и могут заинтересовать каждого. Во время своих выступлений он использовал диалог с народом.

Ленин использовал направленную жестикуляцию руками, а его речи отличались конкретикой и лаконичностью. Этот общественный деятель обладал харизмой, которая притягивала людей. Его речь разбиралась на цитаты и печаталась в газетах.

Путин

В современном мире один из известных политических ораторов – это Владимир Владимирович Путин. Его речи легки и не содержат лишней информации. В своих выступлениях он использует немного юмора. Жестикуляция отличается плавностью и не отвлекает внимание на себя.

Этот политик известен своим спокойствием и выдержкой во время общения с коллегами или с народом. Многие речи построены в виде диалогов. Ответы на вопросы четкие и по делу.

Жириновский

Речи Владимира Вольфовича характеризуются эмоциональностью и яркими красками. Некоторые выступления непредсказуемы и даже окрашены некоторой агрессивностью. Его обращения к народу часто напоминают продуманное представление и увлекательное шоу. Он обладает способностью своими словами воздействовать на собеседников и использует при этом активную жестикуляцию.

Жириновский отличается яркой харизмой. В последнее время он показал себя не только, как замечательный оратор, но и умный политический деятель. Он ловко учавствует в спорах и умело опровергает аргументы своих опонентов.

Сложно ответить на вопрос, кто лучший оратор всех времен. Но одно можно сказать точно, у каждого из них есть чему поучиться.

Основы ораторского искусства заключаются в силе убеждения. Горячие речи, способные заставить человека поверить в необходимость изменений взглядов и окружения, – это ли не настоящее искусство? В истории отличились великие ораторы мира, мужчины и женщины, с которых стоит брать пример. Следует начать с самой древности, изучить изменения в течении и развитии ораторского дела, чтобы понять, как стать столь же убедительным.

Великие ораторы древности

Ораторы древней Греции славились своим красноречием. Первым из великих спикеров считается Демосфен. Его биография способна удивить любого, ведь картавый заикающийся мальчик без должного воспитания и обучения стал знаменитым. Вдохновленный аплодисментами и восторгом зрителей на выступлении оратора в суде, Демосфен решил посвятить себя мастерству речи. Он нашел себе наставника и много лет учился, подготавливая речи для других выступающих. И когда решил выступить самостоятельно, был жестоко осмеян публикой из-за отсутствия выразительности речи. Демосфен пал духом и решил во что бы то ни стало избавиться от своих речевых дефектов.

Он сбрил волосы и упражнялся до тех пор, пока они не отрасли. Брал уроки у друга-актера, громко читал стихи при подъеме в гору, набивал рот камнями и оттачивал красоту устной речи. Упорство и изобретательность позволили Демосфену стать профессионалом в ораторском искусстве.

Знаменитые ораторы древнего Рима не уступали грекам по красоте и убедительности слова. Яркий пример тому – Цицерон, который познакомил мир с понятием «определение». Уже с ранних лет будущий древнеримский деятель увлекался поэзией, которая и привела его к успеху в красноречии. Он много изучал философские вопросы, обсуждал с друзьями, сравнивал учения между собой. Цицерон каждый день ходил на судебные заседания и слушал речи обвинения и защиты. В первое свое выступление на заседании он выиграл дело. И дальше терпеливо получал политические должности, а в конце своей карьеры написал три великих трактата.

Самые известные ораторы современности

Великие ораторы в истории человечества всех времен славились тем, что ни на миг не прекращали самосовершенствоваться, были верны речевой деятельности всю жизнь.

Авраам Линкольн

Линкольн не стал исключением, хотя обучался в школе один год. Он много читал, занимался саморазвитием и мог легко дискутировать с самыми образованными людьми своего века. Как оратор, поначалу он был робким и скованным, но спустя пару минут на публике раскрепощался, говорил уверенно и от души. Свои речи писал в повседневных делах на любом куске бумаги, складывал в шляпу и носил, пока не появлялось время все разобрать и подготовить материал для доклада.

Уинстон Черчилль

Выдающемуся политическому деятелю Уинстону Черчиллю принадлежат слова о том, что самым значимым талантом является ораторское искусство. Британский политик, как и некоторые ораторы античности, страдал от дефекта речи. Но шепелявость не помешала ему стать волнующим сердца вещателем. Черчилль не боялся проявлять эмоции в своей речи, использовал короткие и простые слова, чем приближал себя к народу. Он понимал силу юмора и грамотно использовал его в своих речах, создавая хорошее настроение окружающим.

Адольф Гитлер

Далеко не все известные ораторы с древности до наших дней были «положительными» персонажами в истории. Нужно признать Адольфа Гитлера как одного из умельцев искусной речи. Он отлично владел немецкими диалектами и казался земляком любым народам Германии. Сила воли и пронзительный взгляд притягивали к Гитлеру слушателя и заставляли слепо внимать идеям. Фюрер изучал психологическое убеждение, знал правильные позы и жесты, которые делали выступление правдоподобным. Он начинал свою речь спокойно и отстраненно, постепенно наращивая темп, и к концу уже ярко выражал эмоции и подключал актерскую игру. Гитлер стал одним из тех, кто целиком отдавался монологу, тратил много сил и эмоций.

Владимир Ленин

Владимир Ильич Ленин – человек, который говорил с народом на одном языке, наш соотечественник и еще один мастер риторики, которого можно смело записать в великие ораторы 20 века. Ленин не предлагал идеи, в которые сам бы не верил. Харизма и уверенность в правоте своей мысли встречались не только на сцене, но и в повседневности. Он говорил энергично и уверенно, общался с толпой и всякий раз получал от них «обратную связь». Использовал простые слова, доступные народу, был с ним на равных. Однако желание высказать все, что на душе, делало его речь сумбурной и излишне эмоциональной. Он менял интонации и настроения несколько раз за выступление.

Стив Джобс

Не обошлось без великих ораторов и в наши дни. Стив Джобс стал примером того, что ораторское искусство полезно еще и в сфере бизнеса. Джобс популярен не только как создатель одной из крупнейших компаний 21 века, но и как успешный ведущий презентаций. Он хорошо овладел риторикой и грамотным представлением продукта. Джобс убеждал сотни людей в необходимости бренда и считал, что уверенная и четкая речь – залог успеха продаж. Он намеренно оставлял без ответа несколько вопросов в своей речи, чтобы начать диалог со слушателями. Стив Джобс ходил по сцене, шутил и предугадывал вопросы слушателей. Лаконичность и простота проглядывалась во всех делах этого человека.

Владимир Путин

Нельзя не занести в великие ораторы России нынешнего президента нашей страны В. В. Путина, в чьей манере убеждать невозможно усомниться. Манера его речи заметно отличается от предыдущих ораторов, ведь он говорит сдержанно, взвешенно и последовательно. Плавно и размеренно жестикулирует, спокойно стоит на месте. Свойственно ему и шутить в привычной для менталитета манере. Ироничные ответы порой живут отдельной жизнью от известного политика.

Все мастера слова разные, каждый обладал и обладает индивидуальным стилем повествования, тактиками беседы и актерскими навыками. Одни справлялись с трудностями речи, другие ставили ее во главу угла. Общее у всех есть одно – упорство и труд. Многолетняя работа над собой, развитие навыков риторики, выработка харизмы.

Искусство речи пригодится в любой сфере жизни, и это не дар, а навык, который можно в себе развить. Вам помогут уроки сценических выступлений и практика. Владеющий словом – владеет людьми!