Чехов

Война с маврами в испании. Реконкиста в испании. Этно-социальные группы населения Пиренейского полуострова в ходе Реконкисты

отвоев. испанцами и португальцами земель, захвач. в нач. 8 в. арабами и берберами (арабы и берберы получили впоследст. общее назв. мавров) на терр. Пиренейского п-ова. Р. началась битвой при Ковадонге (Астурия) в 718.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕКОНКИСТА

исп. reconquista, от reconquistar - отвоевывать) - отвоевание народами Пиренейского п-ова в 8-15 вв. терр., захваченных арабами и берберами (получившими впоследствии общее назв. - мавры). Р. началась битвой 718 при Ковадонге (Астурия), приостановившей дальнейшее наступление мавров. До 11 в. продвижение к югу исп. гос-в, образовавшихся в ходе Р., было замедленным. Распад Кордовского халифата (1031) облегчил освобождение земель на юге п-ова. 11-13 вв. - решающий этап Р. В 1085 кастильцы взяли Толедо. Вторжения Альморавидов и затем Альмохадов лишь на нек-рое время задержали успешный ход Р. 16 июля 1212 при Лас-Навас-де-Толоса объединенные силы Кастилии, Арагона и Наварры одержали решающую победу над войсками Альмохадов. В 1236 кастильцами была взята Кордова, в 1246 - Хаэн, в 1248 - Севилья; королевством Арагон были отвоеваны у мавров в 1229-1235 Балеарские о-ва, в 1238 - Валенсия, португальцы освободили в 1249-50 обл. Алгарви (Ю. совр. Португалии). К сер. 13 в. в руках мавров остался лишь Гранадский эмират, к-рый пал в 1492. До недавнего времени исп. Бурж. историки рассматривали Р. преим. как цепь воен. предприятий, к-рые велись под знаком религ. борьбы христиан против "неверных", и недооценивали ее экономич. мотивы, ее влияние на социально-экономич. и политич. историю народов Пиренейского п-ова (А. Бальестерос-Беретта, П. Энрике Эррера и др.). Почти все совр. исп. бурж. историки сходятся во мнении об исключительно большом влиянии и араб. завоеваний и Р. на ход истории Испании и Португалии (Р. Менендес Пидаль, К. Санчес Альборнос, X. Висенс Вивес и др.). Р. в значит. мере определила экономич. и политич. развитие стран Пиренейского п-ова. Р. не представляла собой лишь цепь воен. походов, она являлась прежде всего широким колонизационным процессом закрепления и экономич. освоения отвоеванных у мавров терр. В ходе ее складывались социально-экономич., политич. особенности каждого из гос-в, образовывавшихся на этих терр. Гл. движущей силой Р. были крестьяне, с оружием в руках отстаивавшие независимость родины. В начальный период Р., когда земли освобождались от мавров местным населением в значит. мере стихийно (особенно в Кастилии), без участия феодалов, крестьяне, оседавшие на этих землях, добивались в своем большинстве личной свободы. Постоянная угроза набегов мавров вызывала у колонистов необходимость селиться целыми коллективами в укрепленных местах. С этим начальным этапом Р. связано образование крест. общин (в частности, бегетрий) и гор. общин. Активное участие в Р. принимали города, в ходе ее получившие относительную автономию. Права и привилегии сел. и гор. общин фиксировались в фуэрос (португ. - фораиш). В дальнейшем королев. власть, укрепившаяся благодаря воен. успехам Р., взяла в свои руки (при активном участии светских и духовных феодалов) распределение отвоеванных земель. Заинтересованная в экономич. освоении этих земель, в воен. силах для дальнейшей борьбы с маврами, королев. власть была вынуждена поддерживать общины, предоставлять вновь возникающим нас. пунктам хартии поселения. 11-13 вв. - период расцвета гор. и сел. общин, определившего и характер кортесов Кастилии, в состав к-рых наряду с горожанами входили представители крест. общин. И хотя с оттеснением мавров на юг п-ова усилился натиск феодалов на крестьян, в Леоне и Кастилии крестьянство в 11-13 вв. все еще сохраняло личную свободу; в ряде др. гос-в Пиренейского п-ова крестьяне к 13 в. оказались закрепощены. С Р., к-рая велась под лозунгом религ. борьбы с "неверными", связан рост идеологич. влияния и экономич. могущества католич. церкви в Испании и Португалии; духовно-рыцарские ордена (Калатрава, Алькантара, Ависский орден и др.) превратились в крупнейших собственников-латифундистов. Р. определила и др. особенности феодализма на Пиренейском п-ове (по сравнению с др. европ. гос-вами): многочисленность слоя мелкого рыцарства (в ряды к-рого был открыт доступ и крестьянам, и горожанам, если они были в состоянии снарядить коня), сыгравшего большую роль в социально-экономич. и политич. жизни гос-в п-ова; сохранение в осн. за монархией политич. власти, диктовавшееся необходимостью консолидации сил в борьбе с общим врагом. С Р. связан процесс формирования народностей - испанской и португальской, складывания их нац. культуры, нац. характера. В исп. лит-ре Р. нашла яркое отражение в героич. эпосе о Сиде, романсеро и др. памятниках. Особая роль Кастилии в Р. сказалась на формировании нац. исп. яз., в основу к-рого лег распространявшийся на освобожденных терр. кастильский диалект. Лит.: Арский И. В., Р. и колонизация в истории ср.-век. Каталонии, в сб.: Культура Испании, (М.), 1940; Фрязинов С. В., Проблема Р., как колонизационного движения, в освещении исп. ученых, "Уч. зап. Горьковского гос. ун-та, серия историко-филологич.", 1959, в. 46; La Reconquista espa?ola у la repoblaci?n del pa?s, Zaragoza, 1951. См. также общие работы по истории Испании при ст. Испания. И. С. Пичугина. Москва. -***-***-***- Реконкиста

При изучении Средних веков в 6 классе, реконкиста входит в состав обязательных тем. Этот продолжительный исторический процесс повлиял на образование и формирование государств Пиренейского полуострова. Борьба культур, религиозных мировоззрений оставила неизгладимый отпечаток в истории, отголоски которого слышны и поныне. Что такое реконкиста, какова ее периодизация, причины конфликта, результаты - вопросы, требующие детального рассмотрения.

Реконкиста

Многовековое господство арабов над христианами Пиренейского полуострова не привело к единству. Мусульмане рассматривались как захватчики. Однако определенные изменения в жизни европейского населения прослеживались. Христиан, сохранивших свою религию, но усвоивших язык, обычаи, традиции арабского мира, называли мосарабы. Нашлись и те, кто принял ислам. Только вероотступники «ребегадос» не пользовались уважением даже в среде своих новых единоверцев. Завоеватели продолжали считать их неверными, всячески притесняя.

Что такое реконкиста? Это отвоевывание христианами захваченных земель у оккупантов, насаждавших свою религию, культуру, образ жизни. Жестокое обращение арабов с населением захваченных территорий подстегнули незавоеванную северную часть Пиренейского полуострова стать очагом сопротивления в середине 8-го века.

Области Астурии, Галисии, Басконии в своем славном прошлом не покорились римлянам, готам. Теперь они возглавили сопротивление против новой угрозы.

Мотивация участников реконкисты

Нельзя рассматривать реконкисту исключительно с позиций хода основных боевых действий. Это процесс освобождения и заселения отвоеванных территорий, растянувшийся на 770 лет. Все объясняется несколькими причинами. Необходимо их кратко перечислить:

  • постоянная междоусобица в лагере защитников испанской земли;
  • культурный, научный уровень арабов был выше;
  • слабая поддержка простых людей, особенно на начальном этапе борьбы за освобождение.

Борьба приняла более широкий фронт лишь после того, как четко были определены интересы всех ее участников, где каждый из них выполнял свою ключевую роль. Основной причиной возникновения конфликта являлась потребность в новых землях, ресурсах. Королевская власть получала новые источники пополнения казны, укрепляя авторитет. Католическая церковь - земельные наделы, новую паству, расширение области своего влияния. Феодалы - новые «кормления», возможность получения должностей на подконтрольных территориях. Простой люд мечтал с получением земли уменьшить свою зависимость от феодалов.

Таким образом, видно, что практически все слои населения были заинтересованы в реконкисте на Пиренейском полуострове.

Ни шагу назад (битва при Ковадонге 718 г. н. э.)

Арабы очень быстро покорили практически весь полуостров. Им понадобилось всего лишь несколько лет. Зато освобождение от них растянулось почти на 8 веков. Оставались незначительные земли на севере, не желавшие признавать власть мавров. После захвата Толедо большинство христиан бежало в Астурию, не желая подчиниться власти мусульман. С собой они забрали сокровища и реликвии, спрятав все в пещеру.

Было принято единодушное решение дать бой высланному отряду арабов. Битва при Ковадонге закончилась победой христиан. Это событие ознаменовало начало Пиренейской реконкисты.

На пути продвижения арабов в Европу

Первоначально королевство Астурия ставило своей задачей удержать мавров, поэтому они перешли к оборонительным действиям. Вскоре самим оккупантам было не до Астурии. Прорываясь через Пиренеи, они захватили древний город Нарбонну, вплотную приблизившись к владениям франков.

Начались попытки вторжения мусульман, каждый раз заканчивающиеся их разгромом. Однако, даже побеждая, франки находились в сложном положении. Наличие такого агрессивного соседа должно было бы, по идее, объединить все силы для отражения всеобщей угрозы, но Средневековье с его феодальной раздробленностью диктовало свои условия.

Цена феодальной раздробленности и распрей

Военные походы франков не отличались особыми успехами. Тут можно вспомнить противостояние франкского майордома Карла Мартелла и герцога Аквитанского Эда Великого в первой половине 8-го века. Их распрей умело воспользовался арабский полководец Абд ар-Рахман, осадивший город Бордо. Он сумел покорить город, вырезав практически все население. Его дальнейшее продвижение остановила битва при Пуатье (732 г.), главным итогом которой было нанесение сокрушительного удара по военной мощи мусульман, и тем самым Европа получила необходимую передышку.

Карл Великий также не мог всецело сконцентрироваться на борьбе за испанские земли, постоянно отвлекаясь на сепаратистов в своей империи. Пока европейские правители строили козни друг другу, их общие враги также успели поссориться между собой.

Реконкиста и образование централизованных государств

В 756 г. власть над Испанией захватывает эмир из династии Омейядов. Он провозглашает создание независимого Кордовского эмирата.

Несмотря на скромные успехи франков в их походах на Испанию, им все же удалось образовать независимое государство Каталонию со столицей в Барселоне. В 9-10-м веках основная борьба развернулась вокруг горных районов, служивших естественной преградой между враждующими сторонами. Это продолжалось до тех пор, пока здесь не образовалось два независимых государства: королевства Наварра и Арагон. Они незамедлительно подключились к борьбе с арабами. Реконкиста и образование государств - это был естественный исторический процесс на пути обретения независимости от агрессивного исламского владычества. Только консолидация сил общества с четкой структурой иерархии власти помогла бы народам выстоять.

Особая роль в сопротивлении угнетателям принадлежит католической церкви. Она обозначила эту борьбу как священную.

Постепенно из-под контроля выходили все новые территории, образовывая новые государства, вливавшиеся в ряды Реконкисты. Прекрасным примером могут служить Леон и Кастилия, объединившиеся в одно государство.

Появление новых противников

Что такое реконкиста для крестьян, проживавших на Пиренейском полуострове? Это был путь к обретению личной свободы. Закрепощение, огромные подати в северных провинциях толкали простой люд на отчаянные шаги. Церковь обещала сражающимся христианам рай после смерти, а земные правители сулили свободу, землю, льготы и вольности.

Пик самой борьбы пришелся на 12-13-й века. К тому времени натиск арабов стал ослабевать. Они были обескровлены в собственных междоусобных распрях. В этот критический момент ими на помощь были призваны североафриканские племена берберов - альморавиды. Свирепые в бою, они смогли разгромить кастильскую армию. Реконкиста приостановилась.

Через некоторое время берберы стали неугодны некоторым эмирам. В горах Марокканского Атласа проживали не менее кровожадные альмохады. Вот их и натравили на «не в меру укрепившихся» альморавидов.

Раздор в лагере эмиров сыграл на руку испанским королевствам. Они смогли объединиться, выступив единым фронтом. Генеральное сражение при Лас-Навас-де-Толоса в 1212 г. принесло объединенным силам долгожданную победу. Но вместе с ней произошел коренной перелом в многовековом противостоянии. Арабы перешли к глубокой обороне, теряя инициативу, а вместе с ней территории.

Их окончательное изгнание произошло в 1492 году.

Влияние восточной культуры на Европу

Пришедшие на пиренейский полуостров завоеватели в своем развитии науки были куда выше, чем покоряемые ими народы. Реконкиста и образование шли рука об руку. Особенно заметный вклад в просвещение внес Кордовский халифат. Это было самое передовое государство в Западной Европе, создавшее университеты в Кордове, Севилье, Малаге.

Для европейской культуры Средневековье - период погружения в мракобесие религиозного фанатизма, когда практически вся наука была парализована. Для арабской (правильнее ее назвать восточной, так как многие народы халифата внесли в культуру свой вклад и влияние) это был расцвет. Развивались математика, поэзия, астрономия, география, медицина, анатомия и многие другие науки, в которых мусульмане добились поразительных успехов.

Другими словами, отвечая на вопрос: "Что такое реконкиста?", необходимо заметить, что это знаковый продолжительный исторический период, в процессе которого не только возникли новые европейские государства, перекроившие карту, изменившие уклад и быт людей. Это время активного взаимного проникновения двух культур, где каждая из сторон училась друг у друга.

Иберийский полуостров (где сейчас находятся Испания и Португалия) издавна славился своим выгодным географическим положением, хорошим климатом. В раннем средневековье многим государствам, расположенным у моря, угрожала большая опасность – арабское нашествие. Халифаты набирали силу и захватывали одно племя за другим. А если государство еще раздиралось внутренними конфликтами, это была благодатная почва для завоевания. Испанию населяли христианские племена вестготов (с 410 года н.э.), которые основали здесь свое государство. Столицей был город Толедо. Однако, кроме вестготов, там проживали и другие племена, стремившиеся захватить земли соседей. Еще более сильная угроза таилась на юге – в Северной Африке. К началу 8 века Арабский Халифат вплотную приблизился к границам полуострова.

Почему бы не расширить границы еще больше, решил правитель Халифата Валид I. И занялся этим вопросом. Собрал армию, состоящую из берберов и местных солдат и за три года завоевал почти всю территорию Испании и Португалии. Для христианского мира это была катастрофа – ведь посягнули на святое – веру. Никто не думал, что Пиренейский полуостров сдастся так быстро. Но на то были свои причины. Как уже упоминалось выше, внутри страны бушевали конфликты между королями. Правитель вестготов Родерик восстановил против себя испанских евреев, а также византийский город Сеуту, который был единственным сдерживающим арабов фактором (император отдал город арабам после того, как узнал, что его дочь была обесчещена Родериком). Король вестготов, узнав о нашествии, собрал армию и встретил неприятеля около реки Гвадалета (недалеко от Кадиса).

Битва длилась несколько дней и закончилась победой мавров. Родерик погиб в бою. Испания оказалась лицом к лицу с арабами, которые стремились насадить ислам на этих территориях. Предводитель армии, Тарик ибн Зияд, установил контроль над всей Испанией, кроме небольшого северного куска – современной провинции Астурия. Его успешные вылазки и победы на поле боя обеспечили ему славу в веках (скалистая местность, где Тарик собирал своих воинов по мере прибытия к Испании, носит его имя – Джабаль-аль-Тарик, но нашему уху более знакомо название Гибралтар). Это было в 711 году.

Начало реконкисты

Конечно, вестготы не собирались просто так покоряться завоевателям. Некоторые из местной знати предпочли перейти на сторону врага и получить таким образом земли, власть и жизнь. Многие вестготы отступили в Астурию, где начали планировать отвоевание родных земель. Лидером был выбран Пелайо – аристократ (возможно, бывший телохранитель короля Родерика). В 718 году небольшой отряд Пелайо приблизился к границам халифата, чтобы дать бой.

Испанский губернатор-наместник Минуса выслал своих всадников, чтобы показать, кто здесь хозяин. В битве в долине Ковадонга небольшое количество воинов Пелайо смогло одолеть арабов. Хотя силы были неравны, и вестготы потеряли множество солдат, терпели лишения, в христианах, проживающих на завоеванных землях, зародилась надежда на благополучный исход. Битва в Ковадонге считается началом Реконкисты, от испанского слова Conquistar – завоевывать. Частица Ре означала отвоевание. Борьба христиан против мусульман началась.

История Реконкисты кратко

Надо отметить, что католическая церковь сыграла здесь не последнюю роль – она поднимала испанцев на борьбу против неверных. Еще одним стимулом была зажиточная жизнь – южные провинции Испании были намного богаче и плодороднее, чем северные, поэтому необходимо было как можно быстрее их вернуть назад. Также был брошен клич о помощи всем европейским христианским государствам.

Можно сказать, это был прототип первого крестового похода, только вместо Иерусалима была Испания. На руку сыграли и распри мусульманских правителей на местах. Берберы восставали против своих хозяев, чем воспользовался король Астурии Альфонсо (зять Пелайо). Он совершил набеги на провинции Галисию, Кантабрию, Леон, были захвачены города Порту, Брага, Самора, Саламанка.

Не остался в стороне и король франков . В 778 году он перешел Пиренеи и отнял у арабов территории современных Барселоны, страны Басков и северной Каталонии. Но арабы просто так не сдались и вскоре вернулись с подкреплением. Карлу пришлось отступить.

На протяжении нескольких веков в разных уголках Испании и Португалии вспыхивали локальные очаги конфликта арабов и испанцев, длившиеся с переменным успехом. В течение 12 века португальцы отвоевали Лиссабон и создали Лиссабонское графство. Пришедшие с Африки берберы в борьбе с маврами завоевали все их территории. На севере Испании области Леон, Кастилия объединились под властью короля Астурии. Само королевство стало называться Леон по названию города неподалеку. В 1135 году король Альфонсо VII был коронован, как правитель всей Испании, и с 1139 года начинает полноценную борьбу против захватчиков. Столица мавров Толедо перешла под контроль испанцев.

13 век становится поворотным пунктом реконкисты. Битва при лас Навас де Толоса объединила под своими знаменами правителей Португалии, Наварры, Кастилии, Арагона. Мусульмане в этой битве были разбиты. Вскоре остров Майорка также перешел под контроль Барселоны. В течение 20 лет – с 1230 по 1250 гг. – испанцы отвоевали у мавров Севилью, Кордову, Валенсию, Мурсию, остров Менорка. Во владении арабов остался лишь Гранадский халифат.

Начало 14 века знаменует собой захват Гибралтара. Арабы понимают, что силы становятся неравны – испанцы постепенно вернули себе все земли, которые некогда принадлежали вестготам (то есть им). Город Гранада оставался последним оплотом мусульман. Его безуспешно пытались взять испанские короли в течение многих лет, но пока безрезультатно. Про Гранаду забывают на некоторое время, потому что в середине 15 века король Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская заключают брак и объединяют этим всю Испанию под своим началом. В 1492 году происходит решающее сражение за Гранаду, в результате которого город освобождается от мусульман. Испания вновь становится христианской. Всем жителям предлагают (добровольно-принудительно) принять католичество. Кто не согласен – могут выехать из страны.

Реконкиста в Испании

Несмотря на то, что отвоевание земель происходило и в Португалии, именно испанская Реконкиста знамениты больше всего. Португальские города находились в тандеме с испанскими, но в виду большей территории Испания принимала больше участия в битвах за свободу.

Завершение Реконкисты

1492 год был действительно богат на события – открытие Колумбом Америки, завершение Реконкисты в Испании. После 7 веков арабского завоевания Пиренейский полуостров смог наконец вздохнуть свободно. От арабского влияния осталось лишь культурное наследие в городах. Сейчас о тех далеких событиях нам напоминает легендарный дворцовый комплекс Альгамбра в Гранаде и несколько местных памятников, которые не смогли вытеснить католические короли и священники.

Реконкиста – очень обширное явление в истории, о нем написано множество книг, но в данной статье мы рассмотрим «Реконкисту» кратко.
Реконкиста – отвоевание христианами земель на Пиренейском полуострове с под ига Мавритании. Этот процесс продолжался с конца VIII века по конец XV века.

Начало реконкисты.

В VIII веке арабы завоевали значительную территорию Пиренейского полуострова. Первой победой над завоевателями принято называть небольшую битву при Ковадонге, где 300 воинов Королевства Аустрия победило 800 воинов халифата. Битва произошла в 718 году – официальная дата начала Реконкисты.
В 721 году арабы дошли аж до французского города Тулуза, но они были отброшены. В 732 году произошла битва, которая решила судьбу Королевства франков и, возможно, судьбу всей Европы – битва при Пуатье. Столкнулись армии Карла Мартелла и арабы. Карл проявил свои стратегические таланты и франкам удалось одержать блистательную победу перед огромными силами арабов.
Следующим огромным ударом по арабским завоеваниям стало падение Нарбонна – крепости, которая давала возможность им совершать атаки на Францию. Эту крепость в 759 году смог захватить Пипин Короткий.

Разгар реконкисты.

В 1031 году пал Кордовский эмират, а это означало, что могущественное королевство арабов было разделено, что сделало его более уязвимым для наступления христиан.
В средине XI века Толедский эмират уже платит дань королевству Кастилия и Леон. А в 1085 году великий воин Реконкисты Альфонсо Храбрый – король Леона и Кастилии захватывает город Толедо. Но в 1086 году он терпит поражение от берберов в битве при Салаке.

Коренной перелом.

Следующим большим ударом по могуществу арабов в Пиренеях стало падение Валенсии, которую вернул во власть христиан национальный герой Испании Сид Кампеадор в 1084 году.
В 1151 году была предпринята попытка последнего вторжения арабов в Испанию, после этого христиане постоянно теснили арабов и отвоевывали свои земли. Последней крупной победой арабов стала битва при Алакросе в 1195 году, после нее арабы не смогли одержать ни одной значимой победы над армиями христиан.
Кульминацией всей Реконкисты принято считать битву при Лас-Навас-де-Толоса в 1212 году, когда объеденные армии многих европейских королевств смогли разбить мавританскую армию, навсегда уничтожив шанс арабов начать контрнаступление.
В средине XIII века испанцы практически полностью отбивают Пиренейский полуостров, в руках арабов остается только Гранадский эмират на юге полуострова.
Еще одной серьезной победой является битва на Рио-Саладо, где арабы вновь терпят сокрушительное поражение. После этой битвы христиане как будто забывают о том, что на юге Испании все еще остается в руках мавров один город – Гранада. Однако уже тогда они понимали, что он не представляет большой угрозы. После неудачных попыток взять Гранаду, христиане на сто лет забывают о ее существовании.
В 1469 году объединяется Арагон и Кастилия, что означает создание единого Испанского королевства. А в 1492 году армии Испании, наконец, захватывают Гранаду, что положило конец арабским завоеваниям в Западной Европе, отныне на Пиренейском полуострове воцарилось католичество.
Реконкиста проходила с переменным успехом. Успеху арабов способствовали распри среди христианских монархов, чем они пользовались, но когда они осознали, что нужно объединится, владычеству арабов был положен конец.
Половина всех арабов покинула полуостров, отправившись в глубь Северной Африки, где власть мусульман сохранилась. Вторая же половина осталась в Испании.

Вплотную приблизились к королевству вестготов . Знаменитый полководец той поры, «вали» (правитель) Африки Муса ибн Нусайр , усилив свою армию принявшими ислам берберами , в -709 годах завоевал остатки ещё сохранившей независимость Северной Африки и вышел к берегам Атлантического океана.

Начало реконкисты

Значительная часть вестготской аристократии предпочла остаться на завоёванных территориях, например, сыновья короля Витицы получили от арабов в частное владение богатые земли вестготской короны. Однако остатки вестготской армии и другая часть аристократов и священнослужителей, не пожелавшие остаться на завоёванных территориях, отступили в Астурию , где они впоследствии основали королевство Астурия , и в Септиманию . Летом 718 года знатный вестгот Пелайо , предположительно бывший телохранитель короля Родериха , находившийся в заложниках в Кордове, вернулся в Астурию и был избран первым королём Астурии . Избрание произошло на Поле Хура, между деревней Кангас де Онис и долиной Ковадонга . После получения известия о собрании на Поле Хура, Мунуса отправил донесение об этом эмиру Андалусии .

Но только в 722 году в Астурию прибыл карательный отряд под командованием Алькамы. С карателями находился и епископ Севильи или Толедо Оппа (сын Витицы), призванный убедить Пелайо сдаться. Алькама, двигаясь через Тарну по берегам реки Налин , прибыл в Лукус Астурум . Оттуда арабы проникли в долину Ковадонга в поисках христиан. Однако отряд Алькамы был встречен христианами в ущелье и разбит, а сам Алькама погиб.

Когда известие о гибели отряда Алькамы достигло Мунусы, он оставил Хихон со своим отрядом и двинулся навстречу Пелайо . Сражение произошло у деревни Олалья (около современного Овьедо), где отряд Мунусы был полностью уничтожен, а сам Мунуса убит. С этого момента историки отсчитывают начало Реконкисты.

Остановка продвижения арабов в Европу

Поскольку практически вся Иберия была завоевана мусульманами, дальнейшая их экспансия могла продолжаться только через Пиренеи . Недавно назначенный вали Аль-Андалуса Аль-Самх ибн Малик в первый раз перешёл горы в 717 году , вторгшись в Септиманию . В 719 году арабы заняли Нарбонну , которая после этого была сильно укреплена и долгое время служила для мусульман военным оплотом во всех их военных кампаниях против франков .

Но уже через несколько лет арабы начали новую наступательную кампанию в Аквитании. В и 726 годах герцог Аквитанский дважды разбивал армию нового вали - Анбасы ибн Сухайм аль-Калби , - причём сам вали в 725 году был убит стрелой при переправе через Рону . Однако Эд Великий - герцог Аквитанский - не смог помешать арабам захватить в 725 году Ним и Каркассон .

Остановив продвижение арабов, Эд Великий, тем не менее, оставался в сложном положении, поскольку его владения граничили с завоёванными арабами землями. Новым вали в этих землях, называемых арабами «восточным пограничьем» (Сердань , Нарбонна , Септимания), был назначен Утман ибн Наисса , которого франки называли Мунуза . Согласно народному преданию, упоминаемому в «Хронике Альфонсо III » , Мунуза, берберский вождь, был одним из четырёх мусульманских военачальников, первыми вступивших в Испанию во время арабского завоевания. В ходе одного из набегов на Аквитанию Мунуза захватил Лампагию - дочь Эда Великого . Красота девушки так поразила Мунузу, что он женился на ней. Благодаря этому браку Мунуза сблизился с отцом жены - герцогом Эдом .

Мунуза, недовольный тем, что на место вали Аль-Андалуса в 730 году вместо смещённого аль-Хайтана ибн Убейды аль-Келаби был назначен Абд ар-Рахман ибн Абдаллах , а не он сам , нуждался в могущественном союзнике. Эд хотел обезопасить свои владения от набегов арабов. В итоге в 730/731 году между двумя правителями был заключён союз, одним из условий которого было оказание Эдом помощи Мунузе в подготавливаемом восстании против вали Абд ар-Рахмана .

Одновременно у Эда начались разногласия с Карлом Мартеллом (Karl Martell) - франкским майордомом , который хотел подчинить своей власти отпавшие от королевства франков владения. Карл обвинил Эда в измене, заявив, что тот является «союзником неверных». Пользуясь этим надуманным предлогом, он в 731 году совершил два похода в Аквитанию. При этом он дважды захватывал и разорял Бурж , прельщённый богатой добычей. Вторжения Мартелла в Аквитанию разозлили Эда . Обезопасив тылы от арабов, он смог собрать силы, выступить против Карла Мартела и отбить Бурж .

В 731 году Мунуза открыто выступил против Абд ар-Рахмана, однако восстание потерпело неудачу. Абд ар-Рахман воспользовался мятежом Мунузы для того, чтобы собрать огромную армию. Часть её под командованием Гехди ибн Зийи он направил против Мунузы, запершегося в Аль-Бабе. Мунуза был застигнут врасплох и оказался не готов к отражению нападения, а Эд, занятый борьбой с Карлом Мартелом, не смог прийти на помощь союзнику. В результате Мунуза был убит, а его жена Лампагия была взята в плен и отправлена к Абд ар-Рахману, который, очарованный красотой пленницы, отправил её в качестве подарка в Дамаск халифу Хишаму ибн Абд аль-Малику , взявшему Лампагию в свой гарем. .

После разгрома Мунузы Абд ар-Рахман решил расправиться с его союзником - Эдом Аквитанским. Имея в своём распоряжении огромную армию и став полновластным правителем Аль-Андалуса, он рассчитывал продолжить завоевания, начатые его предшественниками. Он разделил армию на две группировки. Одна армия Абд а ар-Рахмана вторглась из Септимании и дошла до Роны , захватив и разграбив Альбижуа , Руэрг , Жеводан и Веле . Легенды и хроники говорят также о разрушении маврами Отёна и осаде Санса . Но в отличие от своих предшественников, которые нападали на Франкское государство с востока, Абд ар-Рахман нанёс основной удар с запада.

Можно полагать, что в течение трёх месяцев отряды Абд эль-Рахмана в полном смысле слова обошли все долины, горы и берега Аквитании, не встречая ни малейшего сопротивления в чистом поле. Армия Эвдона была до того разбита на Гаронне, что даже остатки её исчезли и перемешались с массой доведённого до отчаяния населения. Затем Абд эль-Рахман решился идти на Тур , взять его и похитить сокровища знаменитого аббатства. Для этого он соединил свои силы, и во главе всей армии направился к Туру. Прибыв в Пуатье , мавры нашли ворота запертыми, а горожан на стенах, в полном вооружении и с решимостью смело защищаться. Взяв город в осаду, Абд эль-Рахман взял одно из его предместий, где находилась знаменитая церковь святого Гилария, и разграбил её вместе с близлежавшими домами и в заключение поджёг, так что от всего предместья осталась куча пепла. Но этим и ограничился его успех. Храбрые жители Пуатье, заключённые в своём городе, продолжали мужественно держаться, и потому мавры, не желая тратить времени, которое надеялись с большей выгодой использовать в Type, направились к этому городу. Некоторые арабские историки утверждают, что город Тур был взят, но это очевидная ошибка: неизвестно даже, дошло ли дело до осады.

Целью Абд ар-Рахмана было, скорее всего, знаменитое аббатство Сен-Мартен-де-Тур . По дороге были опустошены окрестности Перигё , Сента и Ангулема , а сами города захвачены. После этого армия мавров переправилась через Шаранту .

Битва при Пуатье

Бежав из-под Бордо, Эд направился к Луаре. Возможности собрать новую армию у него не было, поэтому Эду осталось только одно: обратиться за помощью к своему недавнему врагу - майордому Карлу Мартелу . Собрав остатки своей армии, Эд направился в Париж , где в это время находился Карл Мартел . Прибыв в город, Эд смог убедить Карла, занятого в это время борьбой с прочими германскими племенами, совместно выступить против арабов .

По-видимому, надвигавшаяся грозная опасность на время прекратила многочисленные раздоры и распри, как среди самих франков , так и между франками и другими германскими племенами. Ради отражения арабской угрозы Карл остановил межплеменную войну, которую он вёл против других германцев. Ему удалось за короткое время собрать большое войско, в состав которого вошли, кроме франков, и некоторые другие германские племена: алеманны , баварцы , саксы , фризы . С большой объединённой армией Карл двинулся наперерез войску мавров.

Армии встретились между Туром и Пуатье. Ни точное место, ни дата сражения до сих пор историками однозначно не установлены. Историки высказывают много версий, касающихся места проведения битвы, помещая её в разные места между Пуатье и Туром. Также называются разные даты битвы - от октября 732 года до октября 733 года , однако по превалирующей в настоящий момент версии битву относят именно к октябрю 732 года . Эта битва вошла в историю как битва при Пуатье (или битва при Туре).

Итогом этой битвы стал разгром арабской армии и гибель Абд ар-Рахмана. Остатки арабской армии воспользовались наступившей ночью и бежали. «Хроники Сен-Дени » свидетельствуют: «…Герцог Аквитании Эд, приведший во Францию народ сарацин, этот сверхъестественный бич, действовал так, что примирился с государем Карлом и впоследствии убил всех сарацин, уцелевших в этой битве, которых мог достать…» , что может говорить о том, что герцог Эд с аквитанцами выступил для преследования беглецов. В то же время «Мосарабская хроника» рассказывает: «И поскольку эти народы вовсе не озаботились о погоне, они ушли, нагруженные добычей, и с торжеством вернулись в своё отечество» . Это же отмечают и «Хроники Сен-Дени »: «Он [Карл Мартел] взял все шатры врагов и всё их снаряжение и завладел всем, что у них было» . На основании этих и других свидетельств историки предполагают, что вслед отступающим маврам выступил один герцог Аквитании, в то время как Карл Мартел остался на поле битвы собирать оставленную мусульманами добычу. Франки и не думали преследовать неприятеля и весело разделили награбленное маврами у несчастных аквитанцев, которым пришлось таким образом переменить только одного врага на другого. Разделив захваченную добычу, Карл Мартел с почётом вернулся домой .

Тем не менее эта победа франков остановила продвижение арабов в Западную Европу, а Карл Мартел был единодушно признан борцом за христианство и правителем всей Галлии . Однако окончательно арабская угроза ликвидирована не была и Карлу пришлось провести ещё несколько военных кампаний, чтобы выбить арабов из Прованса и Бургундии.

Армия арабов откатилась на юг за Пиренеи . В последующие годы Мартелл продолжил их изгнание из Франции. После смерти Эвдона (около 735 года), который неохотно признал сюзеренитет Мартелла в 719 году, Карл решил присоединить Аквитанское герцогство к своим землям и отправился туда, чтобы собрать с аквитанцев причитавшуюся ему дань . Но аквитанская знать провозгласила герцогом Аквитанским сына Эвдона - Гунольда , и Карл признал его законные права на Аквитанию в следующем году, когда арабы вторглись в Прованс как союзники герцога Мавронтия . У Гунольда , который сначала не желал признавать Карла верховным властителем, вскоре не осталось иного выбора. Он признал верховенство Карла, а Мартелл подтвердил его права на герцогство, и оба стали готовиться к встрече с захватчиками. Мартелл был уверен в том, что арабов необходимо удержать на Пиренейском полуострове и не дать им закрепиться в Галлии.

Не желая связывать свою армию осадой, которая могла длиться годами, и считая, что не перенесёт потерь при фронтальном ударе всеми силами, как было при Арле , Мартелл удовольствовался тем, что изолировал немногих захватчиков в Нарбонне и Септимании . После поражения мавров при Нарбонне угроза вторжения слабла, а в 750 году объединённый халифат погрузился в пучину гражданской войны в битве при Забе .

Хронология

30 апреля 711 г. - смешанное арабо-берберское (мавританское) войско под командованием племенного вождя Тарика ибн Зияда переправляется из Африки на Пиренейский полуостров через Гибралтар (современное название происходит от искаженного арабского Джабаль-Тарик, «гора Тарика»).

19 июля 711 г. - битва при Гуадалете. Гибель короля Родриго . Крушение Вестготского королевства , существовавшего с начала VI в.

711-718 гг. - полуостров подпадает под власть мусульман полностью - за исключением лишь узкой полоски на севере, нынешней провинции Астурия , где укрепились остатки вестготской знати.

Территориальное деление Иберийского полуострова около 1031 г.

Около 1030 по 1099 г. - жизнь и подвиги графа Руя Ди́аса де Бивара по прозвищу Сид Кампеадор , легендарного воина Реконкисты, героя эпической «Песни о моём Сиде », а также многочисленных позднейших произведений Корнеля, Гердера и других.

1151 г. - третья и последняя волна мусульманского вторжения в Испанию. На сей раз пришли Альмохады («объединенные») - приверженцы особого учения внутри ислама, известного как «унитаризм». Проявления крайнего исламского фанатизма. Гонения на христиан.

1250 г. - Португалия захватывает Алгарве . Завершение реконкисты для Португалии .

1252-1284 гг. - правление в Кастилии Альфонсо X Мудрого . Расцвет наук и искусств, взращенных многовековым взаимопроникновением религий и культур. Издание первого «Свода законов».

Инкорпорация

Процесс инкорпорации захваченных у мавров территорий отличался сложностью социально-демографических процессов. Многие мусульмане покидали захваченные христианами территории, уходя далее на юг. Во многих случаях христиане сами заставляли мусульман покинуть занимаемые ими регионы, особенно это касалось стратегически важных городов и крепостей. Распределение захваченных земель между новыми христианскими хозяевами осуществлялось несколькими методами, среди которых выделялись фуэ́роc и присура . На раннем этапе реконкисты земля делилась на наделы, в центре которых стоял замок (кастель), откуда и пошли названия областей Кастилия и Каталония. Расстояние от одного замка до другого примерно равнялось 1 дню пути верхом на лошади.

Центральная Испания никогда не отличалась высокой плотностью населения. Во многих регионах она была очень низкой (например, так называемая Дуэрская пустыня). Поэтому политика привлечения крестьян из северных регионов получила особое название - «репоблация ».

В том случае если маврам позволяли остаться в городе в статусе мудéхары , им выделяли отдельный квартал - морери́я , евреям - худери́я . Нехристианские кварталы в целом именовались альхама .

Окончание реконкисты

Реконкиста шла с переменным успехом, связанным с тем, что феодальные распри заставляли христианских государей бороться друг с другом и со своими вассалами. Случались и явные неудачи, например битва при Аларкосе . Закончилась реконкиста в 1492 году , когда Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская изгнали последнего мавританского властителя с Иберийского полуострова. Они объединили бо́льшую часть Испании под своей властью (Наварра была включена в состав Испании в 1512 году).

Борьба против мавров, впрочем, не удерживала христианские королевства от борьбы друг с другом или заключений временных союзов с исламскими властелинами. Мавританские эмиры зачастую имели христианских жён или матерей. Позже у Королевствa Кастилии и Леонa было достаточно военной мощи завоевать последний маврский эмират - Гранаду , но оно долго предпочитало вместо этого получать дань с Гранадского эмирата . Торговля через Гранаду составляла главный путь африканского золота в средневековую Европу .

Этно-социальные группы населения Пиренейского полуострова в ходе Реконкисты

  • Мавры , включавшие собственно африканских мусульман: арабов , составлявших малочисленную (1-3 %) и высоко привилегированную элиту халифата ; а также берберов , выполняющих роль наёмников в армии и мелких чиновников мусульманского государственного аппарата, говорящих на берберском языке и использующих арабский язык в официальном окружении (5-10 %)
  • Муваллады , христиане романского происхождения, добровольно или насильственно принявшие ислам и практически полностью слившиеся с мусульманами (5 %)
  • Мудéхары , крестьяне и ремесленники мусульмане , оставшиеся в захваченных христианами землях.
  • Ренегаты , бывшие христиане, недавно принявшие ислам и воевавшие на стороне мусульман
  • Мориски , крестьяне и ремесленники мусульмане, добровольно или насильственно перешедшие в христианство в контролируемых христианами землях
  • Сефарды , группы романоязычных евреев Пиренейского полуострова
  • Марраны , группы перешедших в христианство романоязычных евреев Пиренейского полуострова
  • Мосарабы , группы романоязычных христиан европейского происхождения, проживавших на контролируемых мусульманами землях.
  • Христиане , группы романоязычных христиан-католиков европейского происхождения, доминировавшего на севере страны.
  • Исконные христиане , привилегированные группы романоязычных потомственных христиан-католиков, начиная с последнего этапа Реконкисты.
  • Новые христиане - крещёные евреи , мавры и цыгане .

Христианизация арабов

Во время реконкисты Кордовы и прилегающих к ней земель многие мусульмане покинули город. Они или переселялись на юг страны, где ещё сохранялась власть мусульман, или же вообще переселялись вглубь Халифата на земли Северной Африки и Ближнего Востока. Однако значительная часть мусульман Кордовы, не знавшая иной родины, предпочитала остаться в Испании. Как отмечает востоковед Руслан Курбанов, таких мусульман стали называть мудехарами. Слово «мудехар» происходит от арабского «мудаджджан» - «прирученный», «домашний». Мудехары, принявшие христианство, стали называться морисками (исп. «похожие на мавров»). Функция принуждения к крещению и слежение за тем, чтобы новообращённые христиане не исповедовали свои прежние религии, была возложена на Святую инквизицию . Крещёные мусульмане - мориски и крещёные иудеи - марраны (кроме сожжённых в дальнейшем по обвинению в возврате к прежней вере) в Испании растворились бесследно. В Португалии же потомки крещёных евреев, являясь по вере католиками, тем не менее сохраняют своё этническое самосознание. В настоящее время это, главным образом, люди, принадлежащие к состоятельным слоям населения, проживающие в районе города Порту . Их можно отличить от остального населения Португалии по характерным фамильным именам .

Переносные значения

В конце XX века в разных регионах мира у понятия Реконкиста возникли новые значения.

Мексика и США

Понятие Реконкиста зачастую используется в ультраправых, консервативных политических кругах США, для описания демографической ситуации на юго-западе страны, где, в результате бесконтрольной нелегальной миграции за последние десятилетия, мексиканцы и другие выходцы из Латинской Америки вновь стали большинством населения (см. Штаты США с преобладанием меньшинства). Для справки, территория юго-запада до войны 1848 года (см. Американо-мексиканская война) являлась мексиканской территорией с пусть и малочисленным (около 50 000), но всё же испаноязычным населением. Поражение Мексики в войне привело к наплыву сюда белых англоязычных переселенцев, которые абсолютно преобладали в регионе до конца 1970-х годов, но начали сдавать свои позиции в последние годы.