Семья

1 дивизия роа. Журнала "россия в красках". Вступление. добровольческие формирования в немецкой армии

Особенности развития культуры в XIX веке. XIX век получил название «золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся положение в общемировой культуре. Культурное развитие России в первой половине столетия определялось активным участием страны в европейской политике, сблизившим Россию и Европу; появлением оппозиционных и революционных течений общественной мысли; ослаблением такого векового устоя русской жизни, как крепостничество. Русская культура второй половины XIX века испытывала на себе огромное влияние реформ 60 - 70-х гг. С падением крепостного права происходит духовное раскрепощение народа, расширяется круг лиц творческого труда - носителей культуры. Простой народ со своими традициями, нравами, ценностями и запросами становится центральной темой в культуре и искусстве. Немаловажное значение имел и научно-технический прогресс, который служил и фактором, и показателем уровня культурного развития.

Образование и просвещение. В начале XIX в. просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики. Во главе учебной системы становится Министерство народного просвещения, созданное з 1802 году. Государственные учреждения, созданные при Александре I, нуждаются в образованных кадрах, для подготовки которых учреждается ряд новых университетов (Виленский, Дерптский, Харьковский, Казанский, С.-Петербургский), образцовых средних учебных заведений - лицеев (наиболее известный - Царскосельский) и гимназий, в которых могли учиться только дворяне. Во второй половине начинает уделяться большее внимание народному образованию. Численность начальных школ выросла с 1856 по 1896 с 8 до 79 тыс., в которых обучалось до 4 млн человек. И, тем не менее, большая часть простого народа оставалась безграмотной. Государственная политика по отношению к просвещению испытывала постоянные колебания, поскольку именно среди образованных людей распрострацялись вольнодумство и стремление к преобразованиям. В периоды реакции и ужесточения внутренней политики (эпоха Николая I - 30-е - начало 50-х гг.; Александра III - 80 - 90-е гг.) усиливался государственный контроль за образованием, затруднялся доступ в учебные заведения, ограничивалась их внутренняя автономия.Периодика. XIX век стал временем бурного развития русской общественно-политической периодики. На страницах газет и журналов велась полемика между сторонниками различных направлений общественной мысли, оценивались важнейшие события и явления жизни государства и общества, публиковались произведения, сочинения крупнейших отечественных мыслителей, писателей, поэтов, критиков. Целые поколения воспитывались на таких изданиях, как «Вестник Европы» Н.М. Карамзина; «Современник» A.C. Пушкина и H.A. Некрасова, а. затем Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова; «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.А. Некрасова и др. Особенно быстрый рост периодика переживает за 40 пореформенных лет, когда число изданий увеличилось со 104 до 800. В 90-е гг. Россия выходит на третье место (после Германии и Франции) по количеству названий выпускаемой литературы. Периодическая печать и литература способствовали просвещению общества, росту политической культуры и правосознания жителей страны.

Наука. Развитие науки в первой половине XIX в. имело свои особенности, состоявшие в интенсивном накоплении фактического материала, новых теоретических разработок и в острой борьбе прогрессивных ученых с представителями идеалистических теорий. Большое влияние на научные открытия оказывала передовая философская мысль, считавшая естественные науки фундаментом материалистического мировоззрения. Новым явлением в науке становится ее практическая направленность. Открытия и изобретения многих русских ученых носят общемировое значение: настоящий переворот в геометрии произвели исследования Н.И. Лобачевского, создавшего систему т.н. «неевклидовой» геометрии; физик Б.С. Якоби сконструировал электромотор; величайшим научным открытием стал периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И. Менделеевым; глубокие исследования в сфере психологии и высшей нервной деятельности человека и животных проводили И.И. Сеченов и И.П. Павлов и т.д. Огромный шаг вперед в XIX веке был сделан в познании и осмыслении русского прошлого, что было связано с общим подъемом русского национального самосознания в эту эпоху. Такие крупнейшие.историки XIX в., как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский создали фундаментальные труды по русской истории, где освещаются проблемы формирования государственности в России, основных тенденций жизни государства и общества, роли народа в жизни страны и т.д.

Литература. XIX век стал «золотым веком» русской классической литературы. В начале столетия основной тенденцией в литературе является смена классицизма и сентиментализма новым течением - романтизмом, воспевающим уход от повседневности, стремление к возвышенному идеалу, его поиск в прошлом. Это направление проявляется в произведениях В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, ранних сочинениях A.C. Пушкина и М.КХ Лермонтова. Во второй четверти XIX в. в русской словесности утверждается реализм - стремление изображать жизнь в ее типических проявлениях. Основоположниками реализма в русской литературе были гениальный поэт, прозаик, драматург и публицист - А.С. Пушкин, перу которого принадлежат такие шедевры русской литературы, как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Пиковая дама» и многие другие, и талантливый писатель и драматург - Н.В. Гоголь, создатель произведений, беспощадно изобличавших крепостнические и самодержавные порядки России 30-40-х гг. - «Ревизор» и «Мертвые души». Крупнейшими литераторами первой половины XIX в. были А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, И.А. Гончаров и др. Центральными темами произведений крупнейших писателей середины - второй половины XIX в. - И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого - стали вопросы человеческой природы, смысла жизни, сущности бытия. Этот психологизм был вызван той напряженностью в обществе, которая была характерна для второй половины XIX столетия.

Живопись. Смена стилей и направлений происходила в начале XIX в. и в живописи. Классицизм, в котором преобладали религиозная и мифологическая тематика, вытесняется вначале романтизмом (проявившимся в полотнах О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова), а затем реализмом, получившим особое развитие во второй половине века. Наиболее значимым явлением этого периода в живописи было «Товарищество передвижных художественных выставок», в состав которого входили такие мастера, как И. Крамской, Н. Ге, В. Суриков, В. Перов, А. Саврасов, И. Шишкин и др. Позднее к ним примкнули И. Репин, И. Левитан, В. Маковский. Сюжетная линия, в основе которой стоял русский народ, его жизнь, быт, традиции; история России, проблемы современной действительности; манера изображения, глубокий драматизм и психологизм картин, делают работы этих мастеров шедеврами мировой культуры.

Архитектура. В архитектуре первой половины XIX в. господствовал классицизм. В Санкт-Петербурге воздвигаются величественные официальные здания и архитектурные ансамбли, призванные символизировать величие и процветание Российской империи. В этот период были построены ансамбль Дворцовой площади, Исаакиевский собор, здания Сената и Синода и т.д. В пореформенный период на архитектуру оказывают воздействие различные факторы. Это, во-первых, достижения промышленного прогресса, приведшие к появлению новога типа зданий, с другой стороны, проявляется стремление к стилизации «под старину», результатом чего было появление так называемого «неорусского» стиля. В этом стиле были построены здания Исторического музея, Верхних торговых рядов (ГУМа), Московской городской думы и др. В конце XIX в. в архитектуру начинают проникать элементы стиля модерн.

Музыка. Наиболее активно русская музыкальная культура развивается во второй половине XIX в. Огромный вклад в развитие этой сферы внесли представители так называемой «Могучей кучки» - М. Балакирев, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и Ц. Кюи. Для творцов объединения характерно создание крупных музыкальных форм, проникнутых высоким патриотическим духом. Величайшим композитором эпохи был П.И. Чайковский, чьи оперы, балеты и симфонии проникнуты глубоким лиризмом и человечностью, наполнены искренними чувствами. Величайшие достижения русской культуры XIX века были вызваны ростом национального самосознания российского общества, просвещения, научно-технического прогресса и т.д. В сферу культуры и искусства вовлекаются все большие слои общества. Национальный элемент в русской культуре данной эпохи становится преобладающим, что приводит к ее неповторимости и мировой значимости.

Культура России 19 века

Предмет: Культурология

План

Введение

1. Наука и образование России XIX века

1.1 Развитие образования в России

1.2 Развитие российской науки

2. Искусство России XIX века

2.1 Изобразительное искусство и архитектура

2.2 Музыкальная культура России

2.3 Русский театр

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Первый год нового XIX столетия ознаменовался для России рядом событий, резко изменивших направление ее внутренней и внешней политики. На престол России взошёл молодой монарх Александр I. Для укрепления своего положения он вынужден был искать новые общественные силы, которые он мог бы противопоставить и деятелям павловского времени и сановной оппозиции екатерининских вельмож.

К подготовке целого ряда либеральных реформ были привлечены «молодые друзья» императора – младшее поколение богатейших и знатнейших дворянских семей. В 1801 году они составили неофициальное совещание, так называемый Негласный комитет, который, как предполагалось, должен был изучить состояние государства и разработать ряд реформ по важнейшим вопросам экономической, социальной и культурной жизни.


1. Наука и образование России XIX века

1.1 Развитие образования в России

Наряду с крестьянским вопросом и реорганизацией государственного аппарата большое внимание Негласного комитета было уделено народному просвещению.

В августе 1802 года было создано министерство народного просвещения , первоочередной задачей которого стала подготовка и проведение полной реорганизации всех звеньев учебного процесса в России. В 1804 году вышли два устава – «Устава университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам».

Создавалась стройная и последовательная система административного управления всеми учебными заведениями. Народное образование в России делилось на четыре ступени: 1) приходские училища, 2) уездные училища, 3) гимназии, 4) университеты. Все эти ступени в учебном и административном плане были связаны между собой.

Согласно уставу, начальным звеном школы становились приходские училища , которые были предназначены дать в течение одного года детям «низших слоев» религиозное воспитание и навыки чтения, письма и счета, подготовив их к поступлению в уездное училище.

Уездные училища с двухгодичным сроком обучения создавались в уездных и губернских городах и предназначались для детей ремесленников, мелких торговцев, зажиточных крестьян. Учебный план уездных училищ был рассчитан на то, чтобы подготовить учеников к поступлению в гимназию.

Гимназии должны были открываться в губернских городах. Курс обучения в них был четырехлетним. Целью обучения была подготовка детей дворян к государственной службе или поступлению в университет.

Наконец, завершали систему обучения университеты. Согласно «Уставу университетов Российской империи» управление ими, разработка учебных планов и т. п. производилась выборными учеными советами во главе с ректором, профессора и деканы факультетов также выбирались ученым советом. Ректор университета выбирался с последующим утверждением.

Реформа учебных заведений 1804 года, безусловно, отличалась рядом прогрессивных черт, отражала влияние идей русских просветителей XVIII века и передовой общественности начала XIX века. Значительным шагом вперед в области просвещения было установление преемственности различных ступеней низшей, средней и высшей школы, расширение учебных программ, утверждение более гуманной и прогрессивной методики преподавания и, главное, бесплатность обучения.

Все это создавало видимость буржуазной реформы школы, доступности образования для всех сословий Российской империи. Однако видимость эта была обманчивой, и буржуазный характер проводимых мероприятий значительно ограничивался сохраняемыми феодальными чертами.

При Николае I официальная политика в области просвещения была направлена на то, чтобы воспитать образованных людей, необходимых стране, избежав при этом распространения «революционной заразы». С. С. Уваров, ставший министром народного просвещения в 1833 г., предложил ввести «истинно русское» просвещение, которое бы основывалось на трех неразрывных началах: православии, самодержавии, народности . Возникнув как принцип отечественного просвещения, теория «официальной народности» С. С. Уварова стала краеугольным камнем государственной идеологии николаевской эпохи.

Николай I основал Учительский институт и Главный педагогический институт. Цель его состояла преимущественно в ограждении русской молодежи от влияния иностранных учителей. Запрещено было посылать молодых людей учиться за рубеж, кроме исключительных случаев, в которых испрашивалось особое разрешение. В учрежденных правительством учебных заведениях отдавали преимущество русскому языку, литературе, статистике и отечественной истории. Особенно заботились о военных учебных заведениях, корпусах, военных академиях.

Под влиянием общественного движения 60-х годов XIX века были проведены школьные реформы, предусматривающие централизацию управления школами ; началось превращение сословной школы в школу буржуазную.

По Уставу 1864 г. было утверждено два типа средней школы : классическая гимназия с 7-летним сроком обучения, готовившая к поступлению в университеты, и реальные гимназии с 6-летним сроком обучения, дававшие право поступления в высшие технические учебные заведения.

Известное развитие получило женское образование (женские гимназии, женские училища).

Женские гимназии основаны в 1858 г. под покровительством царствовавшей императрицы. Их было 26. Министерство народного просвещения, в свою очередь, открыло в 1871 г. по тому же образцу 56 гимназий и 130 прогимназий с 23404 воспитанницами. «Нигде в Европе не дали столь широкого развития образованию девиц, нигде они не имеют столь легкого доступа к свободной карьере и должностям по определению правительства, – например на телеграфе, почтамтах и пр.».

Были организованы Высшие женские курсы с университетской программой в Москве (проф. В. И. Герье), в Петербурге (проф. К. Н. Бестужев-Рюмин – вошли в историю как Бестужевские), Казани, Киеве.

В 60–70-е годы основаны первые земские и правительственные учительские семинарии. С 1872 г. учреждены реальные и воскресные училища ; получают распространение церковно-приходские школы .

В результате реформ если в начале XIX в. в России было всего лишь тридцать две гимназии, то к середине века их стало около ста, к концу века – полтораста (точнее, 165), а в 1915 г. средних учебных заведений в России было около двух тысяч (точнее, 1798)4.

И все-таки, несмотря на такой, казалось бы, бурный рост числа учебных заведений, четверо из пяти жителей страны оставались неграмотными. Относительно первоначального обучения Россия уступала любой из европейских держав.

1.2 Развитие российской науки

«Развитие производительных сил, особенно начавшийся переход мануфактуры в фабрику, становление капиталистического уклада в экономике оказывали благоприятное влияние на научную жизнь страны, активизировали русскую научную и техническую мысль, способствовали началу сближения науки с производством».

Центрами научной мысли стали Академия наук, университеты и научные общества (Общество истории и древностей российских, Археографическая комиссия, Общество испытателей природы, Русское географическое общество и др.).

Русские ученые в первой половине XIX в. сделали ряд выдающихся открытий. Великий математик Николай Иванович Лобачевский (1792–1856), ставший в 23 года профессором, создал учение о «неэвклидовой геометрии». Он доказал, что математические законы являются не категориями человеческого сознания, а отражением реальных отношений, существующих в природе.

Ученый П. Ф. Горянинов сделал вывод, что все растения и животные, обладая единым принципом строения, состоят из клеток. Он стал одним из основоположников «клеточной теории».

Профессор химии Н. Н. Зинин впервые получил анилин – красящее вещество из каменноугольного дегтя. Он положил начало созданию синтетических материалов . Металлург П. П. Аносов раскрыл тайну древнего булата, создал сверхтвердую сталь, основал новую науку – металлографию. Физик В. В. Петров доказал возможность применения электричества для освещения и для плавки 154 металлов, он, по сути, явился основоположником электрохимии и электрометаллургии.

Академик Б. С. Якоби работал над превращением электрической энергии в механическую, сконструировал электромотор, открыл метод гальванопластики, обосновал возможность телеграфа. Изобретения и открытия Л. Шиллинга (электромагнитный телеграф), П. П. Аносова, П. М. Обухова, В. С. Пятова (металлургия) соответствовали уровню развития мировой науки.

Известный всему миру астроном В. Я. Струве создал под Петербургом Пулковскую обсерваторию , которую стали называть «астрономической столицей мира». Знаменитый хирург Н. И. Пирогов – участник обороны Севастополя – предложил применение антисептических средств , обезболивающих веществ и эфирного наркоза при операциях. Его метод спас жизнь тысячам раненых.

Русские мореплаватели ученые Ф. Ф. Беллинсгаузен, Г. И. Невельской, М. П. Лазарев, В. М. Головнин совершили несколько кругосветных путешествий, открыли Антарктиду, многие острова в Тихом океане, внесли большой вклад в развитие географической науки. Придворный историограф Н. М. Карамзин написал «Историю государства Российского».

Во второй половине XIX в. жил и работал гениальный русский ученый Д. И. Менделеев (1834 – 1907). Менделеев открыл периодический закон химических элементов (1869), предсказал свойства и атомный вес многих неизвестных элементов. Книга ученого «Основы химии» была переведена на все европейские языки.

Другой русский химик А. М. Бутлеров (1828–1886) создал теорию химического строения вещества. Она стала основой учения об органических соединениях.

Русские ученые внесли большой вклад в развитие эволюционной теории Ч. Дарвина , подкрепили ее новыми экспериментами и специальными исследованиями. Великий исследователь жизни растений К. А. Тимирязев (1843–1920) был горячим сторонником и пропагандистом дарвинизма. Он сделал ценнейшие открытия в области фотосинтеза растений, положил начало русской школы физиологии растений, заложил научные основы агрономии. Физиолог И. М. Сеченов (1829–1905) исследовал физиологию человеческого мозга. Его труд «Рефлексы головного мозга» произвел подлинный переворот в представлении ученых о психической деятельности человека. Биолог И. И. Мечников (1845–1916) создал эволюционную эмбриологию, сделал ряд открытий в области микробиологии.

Больших успехов добиваются русские математики. П. Л. Чебышев (1821–1894) сделал важные открытия по теории машин и механизмов. Он ввел в математическую науку новые понятия и явился основателем петербургской математической школы, из которой вышла целая плеяда блестящих ученых, в том числе А. М. Ляпунов, А. А. Марков, В. А. Стеклов.

Крупнейшим ученым была Софья Васильевна Ковалевская (1850–1891). Для изучения математики она была вынуждена уехать в Германию, так как в России женщин в университет не принимали. Первой из русских женщин, получив за границей степень доктора математических наук и звание профессора, Ковалевская вернулась на родину. Но в России она не смогла добиться места профессора. Она снова уехала за границу и стала профессором Стокгольмского университета.

Русский изобретатель, офицер флота Александр Федорович Можайский (1825–1890) работал над созданием летательного аппарата тяжелее воздуха. В 1883 г. он сконструировал первый в мире самолет . Его идеи легли в основу самолетостроения. А. С. Попов (1859–1905) изобрел радиосвязь. В мае 1895 г. он выступил с публичным докладом, во время которого демонстрировал работу первого в мире радиоприемника.

Среди ученых-физиков выделяется имя А. Г. Столетова (1839–1896), автора трудов по теории электричества и магнетизма. Ему принадлежит открытие первого закона фотоэффекта.

Открытия в области техники принесли мировую славу русским ученым. Это изобретение П. Н. Яблочкова (1847 – 1894) – дуговая лампа и разработанная им система освещения. А. Н. Лодыгин (1847 –1923) изобрел электрическую лампу накаливания, впервые применив вольфрам.

Всему миру известны выдающиеся русские путешественники . П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827–1914) совершил ряд путешествий в горы Тянь-Шаня, в Среднюю Азию. Как руководитель императорского географического общества он организовал ряд крупных экспедиций в Центральную Азию под руководством М. М. Пржевальского (1839– 1888), совершившего в эти края пять путешествий. Его произведения познакомили европейцев с Монголией, Китаем и Тибетом. Н. Н. Миклухо-Маклай (1846–1888) также с помощью Семенова-Тян-Шанского путешествовал по Канарским островам, Марокко, по побережью Красного моря, по островам Тихого океана. Пятнадцать месяцев он жил среди папуасов Новой Гвинеи.

Наш крупнейший естествоиспытатель В.И. Вернадский по строю мыслей и широте охвата природных явлений стоит в одном ряду с европейскими корифеями научной мысли,

Все это красноречиво свидетельствует о том, что творчество русских ученых второй половины XIX в. заняло значительное место в мировой науке.


2. Искусство России XIX века

2.1 Изобразительное искусство и архитектура

В русскомизобразительном искусстве первой половины XIX века по сравнению с XVIII в. развивается новый, более демократический взгляд на ценность человеческой личности, и в частности человека из народа.

В области живописи в эти годы получают свое развитие те живописные формы и жанры, которые приближают зрителя к человеку, к его внутреннему, духовному миру, к его частной жизни. Наиболее ярко эти тенденции проявляются в портрете, передающем характер человека. Типичная для предшествующего столетия форма парадного портрета постепенно деградирует.

В пейзаже усиливаются элементы лирические, связывающие природу с жизнью человека; зарождается бытовой жанр как самостоятельный вид живописи.

«Стремление к непосредственному отражению действительности выразилось и в обращении ряда художников к систематическому изучению натуры в гораздо более широком смысле этого слова, нежели это было ранее».

Вместе с тем переходный характер эпохи отразился в тяготении к исторической картине, создающей, правда, чаще всего романтически отвлеченный образ народа в роковые, переломные моменты бытия. Эта тенденция особенно заметна в конце рассматриваемого периода.

Орест Кипренский (1782-1836) и Карл Брюллов (1799-1852) – крупнейшие мастера русского искусства первой половины XIX в. Брюллов был первым из русских художников, завоевавших славу за границей. Его картина Последний день Помпеи (1834) была показана по всей Европе.

Алексей Венецианов (1780-1847), ученик Боровиковского, является автором идиллических сцен из крестьянской жизни и одним из основоположников бытового жанра в русском искусстве. Василия Тропинина (1776-1857) можно назвать мастером сентиментального портрета, а Павел Федотов (1815-1852) представляет бытовой жанр в его городском, более драматичном варианте. Александр Иванов (1806-1858) создал картину «Явление Христа народу» (1837-1857), которая является одним из ключевых памятников русского искусства XIX в.

Период с конца 90-х гг. XIX в. до 1825-1830 гг. был связан с расцветом русского зодчества. В основе этого расцвета лежал тот огромный национально-патриотический подъем, который был вызван борьбой с Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. (творчество архитекторов А. Н. Воронихина – Казанский собор в Санкт-Петербурге; А. Д. Захарова – здание Адмиралтейства, К. И. Росси – ансамбль Дворцовой площади, здания Сената и Синода, Театральная улица в Санкт-Петербурге), Со временем, особенно с наступлением тяжелых и долгих лет царствования Николая I, русское зодчество претерпевает значительные изменения. Светлый, радостно-ликующий пафос победоносного завершения Отечественной войны 1812 г., который так выразительно и ненавязчиво воплощен в многочисленных, подчас самых разнообразных сооружениях первой трети XIX в., начинает все чаще сменяться пышной и в то же время сухой риторикой. Особенно это характерно для 40– 50-х гг., когда в Петербурге создаются, например, здание Эрмитажа по проектам Л. Кленце и другие сооружения. Все чаще встречается и эклектическое использование архитектурных форм барокко. В эти годы начинается постепенный упадок синтеза архитектуры и скульптуры, несмотря на то, что отдельные сооружения, и в первую очередь колоссальный Исаакиевский собор, построенный к середине XIX в. по проекту А. А. Монферрана (1786-1858) еще отличаются многими достоинствами и хотя в менее совершенной форме, но сохраняют черты величественного стиля и монументального размаха предшествующего периода.

Вторая половина XIX века ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства, в котором окончательно утвердился реализм – правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.

Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ – творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.

В 1863 г. большая группа выпускников Академии художеств отказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавской мифологии и покинула Академию. Во главе бунтарей стоял И.Н. Крамской (1837-1887). Они объединились в артель и стали жить коммуной. Через семь лет она распалась, но к этому времени зародилось «Товарищество передвижных художественных выставок».

Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. В ту пору идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая. Пожалуй, самую большую дань идейности отдал В.Г. Перов (1834–1882) («Проводы покойника», «Последний кабак у заставы», «Тройка»).

В творчестве И. Н. Крамского главное место занимала портретная живопись. Крамской создал целую галерею замечательных портретов русских писателей, художников, общественных деятелей: Толстого, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Шишкина и других.

Творчество В. М. Васнецова (1848–1926) тесно связано с русскими народными сказками, былинами, сюжеты которых он брал за основу своих картин.

«Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. (А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев).

Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал И.И. Шишкин (1832-1898). А.И. Куинджи (1841-1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Своей вершины русская пейзажная живопись XIX в. достигла в творчестве И. И. Левитана (1860–1900). На вторую половину XIX в. приходится творческий расцвет И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова.

Живопись оказывала непосредственное воздействие на станковую скульптуру , в ней также наблюдалась тяга к жанровым мотивам и развернуто-повествовательному раскрытию сюжета. Для развития же монументальной скульптуры и архитектуры в эпоху кризиса самодержавно-крепостнического строя условия были крайне неблагоприятны.

2.2 Музыкальная культура России

В XIX веке, наряду с потрясающим развитием литературы, наблюдается и ярчайшие взлетымузыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает тешили иные художественные образы. Если, например, А.С. Пушкин в своей поэме «Руслан и Людмила» дал органическое решение идеи национального патриотизма, найдя для ее воплощения соответствующие национальные формы, то М.И. Глинка обнаружил в волшебно-сказочном героическом сюжете Пушкина новые, потенциальные варианты и осовременил его.

Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России XIX века оказало творчество Н.В.Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Кузнец Вакула» («Черевички») П. Чайковского и т.д. Римский-Корсаков создал целый «сказочный» мир опер: от «Майской ночи» и «Снегурочки» до «Садко», для которых общим является некий идеальный в своей гармоничности мир.

Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П. И. Чайковского, написавшего немало прекрасных произведений и внесшего новое в эту область. Так, экспериментальный характер носила его опера «Евгений Онегин», предупредительно названная им не оперой, а «лирическими сценами».

На рубеже XIX и XXвеков в творчестве композиторов происходит определенный пересмотр музыкальных традиций, отход от социальной проблематики и возрастание интереса к внутреннему миру человека, к философско-этическим проблемам. «Знамением» времени было усиление лирического начала в музыкальной культуре. Н. Римский-Корсаков, выступавший тогда основным хранителем творческих идей знаменитой «могучей кучки» (в нее входили М. Балакирев, М. Мусоргский, П. Кюи, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков), создал полную лиризма оперу «Царская невеста».

2.3 Русский театр

Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал театр. Популярность театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся «вольным» – государственным и частным.

С большим успехом шли на сцене такие драматические произведения как «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Ревизор» Н.В.Гоголя и др. В начале 50-х годов XIX в. появились первые пьесы А.Н.Островского. В 20-40-е годы в Москве демонстрировал свое многогранное дарование выдающийся русский актер М.С.Щепкин, друг А.И.Герцена и Н.В.Гоголя.

Большим успехом у публики пользовались и другие замечательные артисты – В.А.Каратыгин – премьер столичной сцены, П.С.Мочалов, царивший на сцене Московского драматического театра и др.

Значительных успехов в первой половине XIX в. добился балетный театр, чья история в тот период во многом была связана с именами знаменитых французских постановщиков Дидло и Перро. В 1815 г. на сцене Большого театра Петербурга дебютировала замечательная русская танцовщица А.И.Истомина.

«К концу 50-х – началу 60-х годов драматический театр вызывал живой интерес русского общества, оценивавшего его как один из важнейших духовных центров страны. В духе распространённых вольнолюбивых настроений театр виделся как некая “трибуна в защиту человека”».

Большая роль в становлении реалистического русского театра отведена творчеству А. Н. Островского. Новаторские театральные идеи Островского находили свое воплощение в первую очередь в императорских Малом (Москва) и Александринском (Петербург) театрах, а с императорских сцен переходили в частные антрепризы, работавшие в провинции.

Русский театр постепенно становится выразителем исключительно российских социально-общественных идей. Новые поколения драматургов, режиссеров, актеров уже целиком сосредотачиваются на истории и социальных явлениях России.

Время конца XIX – начала XX столетий связано со становлением новых театральных эстетик, которые поначалу совпадали с революционными социальными преобразованиями.

М. В. Лентовский видел театр в развитии традиций площадного искусства, идущего от скоморошества, как гала-представления, захватывающие зрителей и переходящие в массовые празднества.

К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко в Московском Художественном театре стали основателями психологического театра, разрабатывая и дополняя каждый сценический образ невидимой зрителю предысторией, стимулирующей те или иные поступки персонажа.

Эстетикой В. Э. Мейерхольда стала разработка театральных форм, в частности, сценического движения, он является автором системы театральной биомеханики.

Драматические классические основы незыблемо хранил Малый театр, продолжая исторические традиции в новых социальных условиях.

Заключение

В XIX веке Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских художников. Завершился процесс формирования национальной культуры.

В истории русской культуры конец XIX – начало XX в. получил название «серебряного века» русской культуры, который начинается «Миром искусства» и заканчивается акмеизмом.

В начале XX в. возник «русский авангард». Его представители К.С. Малевич, Р.Р. Фальк, М.З. Шагал и другие проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

Список использованной литературы

1. Всеобщая история искусств. Том 5. Искусство 19 века. М., 1964.

2. Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность. – М., 1999.

3. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М.,1990.

4. Ильина Т.В. История искусства. Русское и советское искусство. М.,1989.

5. Яковкина Н. И. История русской культуры: XIX век. – СПб, 2002/


Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность. – М., 1999. – С. 307

Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность. – М., 1999. – С. 278.

Всеобщая история искусств. Том 5. – М, 1964. – С. 365.

Яковкина Н. И. История русской культуры: XIX век. – СПб, 2002. – С. 527.

1. Сфера просвещения.

Рост национального самосознания, который стал прямым следствием победы в войне 1812 г., в значительной степени определил прогресс и достижения отечественной культуры и науки.

В сфере просвещения продолжался процесс формирования единой системы народного образования. Её основными звеньями становятся: церковноприходские школы и двухклассные уездные училища (для представителей всех сословий) – начальная ступень; гимназии (за исключением крепостных) – средняя ступень; университеты и технические учебные заведения – высшая ступень. Университеты действовали в Петербурге, Москве, Дерпте, Вильно, Казани, Киеве, Харькове. Университетский устав 1804 г. закрепил автономию университетов, разрешив Совету профессоров выбирать ректора и деканов.

В 50-е гг. при университетах открываются педагогические институты и специальные пансионы, которые готовили к поступлению в высшие учебные заведения. Высшее образование предоставляли также и специальные учебные заведения: кадетские корпуса, военные академии, институты Горный, Технологический, Инженеров путей сообщения, Московское коммерческое училище. Чиновников для государственных учреждений готовили в Лицеях (Петербурге, Одессе, Ярославле) – привилегированных учебных заведениях с программой высшей и средней школы. Развитие и совершенствование системы образования было прямым следствием экономического развития страны и увеличения численности аппарата управления.

Значительные успехи были достигнуты в науке. Особенно интенсивно и эффективно развивалась университетская наука. Университеты становятся крупными научными центрами. Мировое признание в области математики получили труды Н.И. Лобачевского (Казанский университет) – создатель неевклидовой геометрии, П.Л.Чебышева (Петербургский университет) доказал закон больших чисел; М.В.Остроградский и В.Я. Буняковский (Академия наук) изучали проблемы математической статистики и теории вероятностей. Выдающиеся открытия были сделаны в области органической химии Н.Н. Зининым и А.М. Бутлеровым (Казанский университет). Успехи в изучении электричества и магнетизма связаны с именами В.В.Петрова, Э.Х. Ленца и Б.С. Якоби (Академия наук). В медицине большое значение имели труды Н.И. Пирогова, положившего начало анатомо-экспериментальному направлению в хирургии и отечественной военно-полевой хирургии.

Важнейшей вехой на пути развития отечественной исторической науки стала 12-томная «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Оформление дворянского направления в историографии связано с именами историков Н.Г. Устрялова и М.Н. Погодина. В этот период получают широкую известность труды по всеобщей истории профессора Московского университета Т.Н. Грановского.

Реформы 60-70-х гг., экономическое развитие, формирование новых общественных отношений, либеральное и революционное движение – всё это в значительной степени способствовало развитию культуры, определяло её приоритеты.

Экономический рост, активизация общественной и политической жизни в стране приводят к дальнейшему развитию и совершенствованию системы образования. Уровень грамотности к концу 19 в. по отношению к началу 60-х гг. возрос на 15% и составил 21%. Церковноприходские и земские школы предоставляли начальное образование с 3-4-летним циклом обучения. Первые финансировались государством, вторые – земствами. В городах действовали воскресные школы для взрослых. Основу среднего образования по-прежнему составляли гимназии, реальные и коммерческие училища. Однако право поступления в университет давали только в гимназии. В стране существовало около 100 высших учебных заведений – университетов и институтов. В 1878 г. открываются Высшие женские (Бестужевские – названные так по имени профессора русской истории К.Н. Бестужева-Рюмина) курсы, положившие начало высшему женскому образованию.

Русская наука и техника в пореформенный период была представлена целой плеядой выдающихся учёных. В области математики продолжал свои работы П.Л.Чебышев, мировое признание получили открытие А.М. Ляпунова, деятельность С.В. Ковалевской. В химической науке А.М. Бутлеров предложил теорию химического строения веществ, Д.И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов.

Крупные научные открытия были сделаны в физике. А.Г. Столетов исследовал и описал фотоэлектрические явления. П.Н. Яблочков создал дуговую лампу и впервые осуществил трансформацию переменного тока. А.Н. Лодыгин сконструировал лампу накаливания. Основным направлением научной деятельности А.С. Попова было изучение электрических явлений, её итогом стало изобретение радиотелеграфа. Большое значение для становления авиастроения и практического воздухоплавания имели труды Н.И. Жуковского, основоположника современной гидро- и аэромеханики. Первые опыты по конструированию летательных аппаратов (самолётов) были произведены А.Ф. Можайским.

Появляются новые обобщающие труды по русской истории, ставшие явлением не только в исторической науке, но и культурной жизни России: 29-томная «История России с древнейших времён» С.М. Соловьёва и «Курс русской истории» его ученика В.О. Ключевского. Начинают свою научную, педагогическую и общественную деятельность такие яркие представители русской исторической науки как П.Н. Милюков, С.Ф. Платонов, Н.П. Павлов-Сильванский, В.И. Семевский, М.Н. Покровский. Заметным событием научной жизни стали работы М.М. Ковалевского по всеобщей истории.

В первой половине 19 в. предпринимаются многочисленные кругосветные путешествия. Первое в истории России кругосветное путешествие было совершено под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ф.Ю. Лисянского в 1803-1806 гг. Были открыты новые острова в Тихом и Ледовитом океанах, получены и зафиксированы ценные этнографические сведения о жизни коренного населения Сахалина и Камчатки. В 1812 г., также во время кругосветного путешествия, совершённого под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.И. Лазарева, была открыта шестая часть света – Антарктида. Русские географы и путешественники внесли значительный вклад в изучение азиатского материка. Экспедиции Ф.П. Врангеля, Ф.Ф. Матюшина составили описание северо-восточных берегов Азии, П.К. Пахтусова, Ф.П. Литке – островов Северного Ледовитого океана, А.Ф. Миддендорфа – обследовала территорию в бассейне реки Енисей и Якутии.

Во второй половине XIX в. русские географы и путешественники продолжают исследования малоизученных территорий нашей планеты. Адмирал Ф.П. Литке осуществил обследование Камчатки, Чукотки и некоторых островов в северной части Тихого океана. Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов, П.П. Семёнов-Тяньшанский во время своих путешествий изучали районы Центральной и Средней Азии. Н.Н. Миклухо-Маклай – побережье Новой Гвинеи и острова Тихого океана.

Тенденции развития русского искусства во многом определялись сложным, но достаточно интенсивным процессом смены одних стилей и направлений другими: сентиментализма – романтизмом, романтизма – реализмом. Господствующей областью искусства и духовной жизни становится литература. Сентиментализм в русской литературе утверждается на рубеже 18-19 вв. Его основоположником и наиболее ярким представителем стал Н.М. Карамзин. Становление и развитие романтизма во втором десятилетии 19 в. связано с творчеством В.А. Жуковского. Переводы Жуковского открыли отечественному читателю лучшие произведения западноевропейской романтической поэзии. К данному направлению следует отнести поэтов-декабристов К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.И. Одоевского. Идеи романтизма пронизывают и ранние произведения М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. С 30-х гг. в русской литературе начинает утверждаться реализм.

У его истоков стояли А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Белинский. А.С. Пушкин не только основатель русского реализма, но вместе с Н.М. Карамзиным ему принадлежат значительные заслуги в становлении и развитии современного литературного языка. Русская литература вступала в свой «золотой век».

Вторая половина 19 в. – важнейший этап в развитии отечественной литературы. Творчество Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, И.С. Тургенева оказало огромное влияние не только на русскую литературу, в которой утверждается критический реализм, но и мировую. В 70-80-е гг. создаёт основные свои произведения выдающийся писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин. К лучшим образцам русской лирической поэзии принадлежат стихи А.А. Фета.

Изобразительное искусство было представлено двумя основными направлениями – классицизмом и романтизмом. Традиции классицизма развивали в своих произведениях Ф.А. Бруни, Ф.И. Толстой. Сюжетами для их картин служили главным образом библейские и мифологические темы. Влияние романтизма особенно проявлялось в портретной и пейзажной живописи. Черты романтизма присущи портретным работам О.А. Кипренского и пейзажам итальянской природы С.Ф. Щедрина. Жанровые сюжеты, идеалистическое изображение простых людей, и в первую очередь крепостных крестьян, было характерно для творчества А.Г. Венецианова и В.А. Тропинина. Романтическая трактовка образов в сочетании с элементами и традициями академической живописи отличала произведения выдающегося художника первой половины 19 в. К.П. Брюлова. Более 20 лет работал над созданием своего монументального полотна «Явление Христа народу» А.А. Иванов. Многочисленные этюды и пейзажи к картине оказали влияние на становление реалистического искусства. Идеи реализма получают развитие в жанровой живописи ученика Брюллова П.А. Федотова.

В живописи, как в литературе, доминирующим становится реалистическое направление. В 1870 г. возникает «Товарищество передвижных выставок», объединившее большинство художников-реалистов (И.Н. Крамской, В.Г. Петров, А.К. Саврасов, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, В.И. Суриков и другие). В творчестве «передвижников» была широко представлена панорама современной жизни, глубокий поэтический мир русской природы, героические эпизоды отечественной истории. Талант и кисть Репина, Крамского, Серова придали портретной живописи особые черты: глубокий психологизм, тончайшее отображение душевного состояния и духовного мира человека. Выставки «передвижников» имели большое общественное значение.

Первая половина 19 в. характеризуется развитием искусства скульптуры, и в первую очередь монументальной. Этот процесс был непосредственно связан с укреплением российского государства, ростом национального самосознания, вызванного победой в войне 1812 г. Героические страницы отечественной истории получили своё воплощение в памятниках Минину и Пожарскому в Москве, сооружённому по проекту И.П. Мартоса, Кутузову и Барклаю де Толли в Петербурге у Казанского собора по проекту Б.И. Орловского. Всемирную известность принесла П.К. Клодту скульптурная группа «Укрощение коня» на Аничковом мосту в Петербурге.

Русские зодчие первой половины 19 в. внесли выдающийся вклад в сокровищницу отечественной архитектуры. Новое содержание и развитие получили основные принципы классицизма. Стиль, сложившийся под влиянием патриотического подъёма, вызванного победой в войне 1812 г., получил название русского классицизма или русского ампира. Однако в 30-50 гг. в русской архитектуре начинают формироваться черты нового архитектурного направления. На смену русскому классицизму приходит «историзм» или «эклектика». Прекрасными образцами классицизма в русской архитектуре стали творения А.Н. Воронихина (Казанский собор, Горный институт), А.Д. Захарова (Адмиралтейство), архитектурные ансамбли К.И. Росси (Александринского театра с улицей Зодчего Росси, здания главного штаба с двойной аркой, Сената и Синода) – в Петербурге, О.И. Бове (Манеж и Большой театр) – в Москве. Одной из разновидностей «эклектики» стал «русско-византийский» архитектурный стиль. Представитель его К.А. Тон, по проектам которого построены Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец – в Москве, здания железнодорожных вокзалов в Москве и Петербурге.

По своим эстетическим взглядам к «передвижникам» был близок выдающийся русский скульптор М.М. Антокольский. Он является автором скульптурных портретов «Ермака», «Нестора-летописца», «Ивана Грозного».

По проекту М.О. Микешина в Новгороде сооружён памятник «Тысячелетие России». В его многочисленных скульптурных группах отражены важнейшие этапы российской истории. Микешин является также автором памятников Екатерине II в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве. Яркими образцами монументальной скульптуры стали памятники, воздвигнутые по проектам А.М. Опекушина (Пушкину – в Москве и Лермонтову – в Пятигорске).

Уровень и состояние архитектуры в значительной степени определялись промышленным прогрессом и развитием строительной техники.

Появляются новые для отечественной архитектуры сооружения: доходные дома, железнодорожные вокзалы, банки, большие крытые торговые помещения. В ряду архитектурных стилей доминировала эклектика.

Разновидностью эклектики стал псевдорусский стиль, пришедший на смену русско-византийскому. Он вобрал в себя элементы древнерусского зодчества, народного декоративного искусства (резьба, вышивка), крестьянской деревянной архитектуры. Образчиками данного стиля стали в Москве здания Исторического музея (архитекторы А.А. Семёнов и В.О. Шервуд), Городской думы (архитектор Д.Н. Чичагов), нынешнего Гумма (архитектор А.Н. Померанцев).

С именем М.И. Глинки связано становление и развитие русской классической музыки и национальной музыкальной школы. Основу произведений М.И. Глинки составляла русская народная музыка. М.И. Глинка – автор первых русских опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», симфонических произведений, многих романсов. Традиции и музыкальную эстетику Глинки продолжал и развивал Д.С. Даргомыжский (опера «Русалка»). Народные мотивы пронизывают также песни и романсы А.Н. Верстовского, А.А. Алябьева, А.Л. Варламова, пользовавшиеся широкой популярностью в самых различных слоях общества.

Для самых широких слоёв русского общества одним из самых доступных видов искусства был театр. Основу репертуара как столичных, так и провинциальных театров составляли пьесы А.Н. Островского, А.П. Чехова, Н.В. Гоголя. Реалистические традиции в актёрском искусстве, заложенные М.С. Щепкиным, успешно продолжили и развивали выдающиеся русские актёры М.П. и О.О. Садовские, Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова, П.А. Стрепетова. Центром театральной жизни России по праву считался Малый театр в Москве.

Таким образом, рассмотрев, как развивалась культура в России в XIX в., мы видим, что в течение этого периода было сделано очень много важных открытий в области науки, было открыто много школ и гимназий, искусство XIX в. характеризовалось своими стилями. Все эти открытия и изменения смогли благотворно повлиять на культурное состояние общества.

1. Вернадский Г.В. Русская история. М., 1997.

2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней: учебное пособие, СПб., Издательство «Лань», 2001.

3. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.

4. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX – XX вв.: учебное пособие, М., 1996.

Начало 19 века в России было ознаменовано культурным подъемом, получившим название «золотой век». Русская славилась на весь мир и опережала во многом другие европейские страны. В искусстве утверждался классицизм, который нашел свое отражение в архитектуре, литературе, музыке.

При императоре Александре I проводилась политика «просвещенного абсолютизма», направленная на развитие образования, поддержку промышленности, она покровительствовала наукам и искусствам.

Взошедший на престол в 1825 году Николай I проводил которая опиралась на полицию и бюрократию.

Архитектура начала 19 века

Большое влияние на разные сферы искусства и общественной жизни оказала победа в Отечественной войне 1812 года. Поэтому русская культура первой половины 19 века отличается патриотическими настроениями. Отражение тех славных событий можно проследить в архитектуре. Талантливый архитектор, выходец из Андрей Никифорович Воронихин стал создателем Казанского собора. Он был задуман Павлом I как подобие собора Св. Петра в Риме. Воронихин смог удачно вписать здание в ансамбль центрального для Петербурга Невского проспекта. Казанский собор, ставший мемориалом года, стал местом погребения фельдмаршала М. И. Кутузова. На отделку иконостаса ушло сорок пудов серебра, которое похитили французы и вернули казаки. Здесь хранились штандарты и знамена французских войск.

Живопись

В живописи развивалось искусство портрета. Одним из значимых русских художников-портретистов этой эпохи признан О. А. Кипренский. русская культура 19 века развивала в период политических потрясений, царивших в Европе, где шли захватнические войны Наполеона. К этому периоду относится знаменитый портрет гусарского полковника работы Кипренского. В женских портретах Кипренский передавал теплоту и лиричность образов. Художник стремился на своих полотнах показать людей, которые отражали историческую эпоху.

Культура 19 века - это культура свободы, активности, инициативности и деловитости. Именно в этот век человеческая мысль получила широчайший простор свободы самовыражения. Однако при этом ценились и рамки предыдущего века. Жесткость же проявилась в отношении людей друг с другом. На смену романтизированным критериям шестнадцатого и семнадцатого века, страстям и сантиментам восемнадцатого пришел строгий меркантилизм. Материальное положение и богатство становятся на планку более высокую, чем человеческие чувства или же духовные и нравственные ценности. Ярко выражена доминанта трезвого расчета.

Культура 19 века - основные черты

Первая половина девятнадцатого века для Европы - это время быстрого развития мануфактур и промышленности, а также активное социальное преобразование. Люди искусства пытались передать своим творчеством пойманные и интерпретированные ими образы и веяния нового времени. Начало века ознаменовано крушением рожденных в прошедших веках художественных принципов и разрушением старых сюжетов.

Франция - законодатель стиля

Уже несколько веков подряд Францию считали законодательницей моды во всей Европе. Культура 19 века несет в себе отличительные черты именно французских воззрений. В Париже начали проводиться так называемые Салоны, где выставлялись специально отобранные работы живописцев. Публика обсуждала их труды, а журналы и газеты печатали многочисленные рецензии. Художественная культура 19 века преобразилась вместе с обществом. Основными темами стали города, дома, комнаты, посуда, платья и прочее. Обычно в Париже также устраивалась и Всемирная промышленная выставка (примерно раз в пару лет), где вместе с новинками техники демонстрировались и картины, скульптура.

Архитектура Западной Европы девятнадцатого века

Стремительное развитие промышленности вызвало и бурный приток людей в города. Появлялись уже фактически мегаполисы. В середине 19 века облик многих городов Западной Европы резко сменился. Положено начало системе радиальных и магистральных улиц, которые пришли на смену средневековой замкнутости. Промышленные предприятия стали как грибы после дождя вырастать в предместьях и на окраинах. Европейская культура 19 века, в частности архитектурные решения, во многом зависела именно от промышленного прогресса. Появление новых материалов (железобетон, сталь, чугун) внесло свои коррективы в строительство зданий.

Эклектизм - основа культуры Западной Европы 19 века

Именно эклектизм как архитектурный стиль, основанный на декоративных формах, и стал торжествовать в то время. Культура 19 века была уже «подготовлена» неоготикой, классицизмом, барокко и рококо, неоренессансом и романско-византийским стилем. Само слово «эклектикос» в переводе с греческого значит «выбирающий», что великолепно характеризует и направление в искусстве девятнадцатого века, отражающее психологию современника того периода, считающего именно свою эпоху и цивилизацию просто вершиной истории. Культура 19 века и основана именно на апологии подобных принципов и воззрений.