Семья

Бортовой журнал пришельца. Кафедра физико-технической информатики фф нгу Кафедры фф нгу

Идея создания кафедры физико-технической информатики на физическом факультете Новосибирского государственного университета родилась в Институте ядерной физики им. Г.И.Будкера Сибирского отделения Российской Академии наук и была реализована в январе 1984 года. ИЯФ стал базовым институтом этой кафедры. К этому решению подталкивала сама жизнь.

Институт ядерной физики является самым крупным научным комплексом в СО РАН. В его состав входят научные лаборатории, конструкторские бюро и экспериментальное производство. В его стенах решается масса самых разнообразных задач, выполняются сложные и продолжительные физические эксперименты по физике элементарных частиц, плазмы, изучению и использованию синхротронного излучения, разрабатывается новое оборудование с применением последних достижений науки для медицинских целей, промышленности и сельского хозяйства.

Для решения этих задач требуются специалисты разного профиля, в том числе и в области физико-технической информатики, подготовленные к работе на стыке различных научных направлений с использованием современных языков программирования и информационных технологий. Кроме того, они должны иметь фундаментальную общенаучную подготовку, разбираться не только в информатике, но и достаточно глубоко знать физику, математику для того, чтобы грамотно осуществлять планирование, подготовку и управление научными экспериментами, сбор и обработку информации, разрабатывать электронику и программное обеспечение. Поэтому возникла необходимость в организации кафедры, которая бы имела базовым институтом ИЯФ СО РАН. Однако, как показал последующий опыт, специалисты, выпускаемые кафедрой ФТИ, оказались востребованными и в других институтах СО РАН.

Большой вклад в осуществлении идеи организации кафедры физико-технической информатики внесли заместитель директора ИЯФ СО РАН член-корреспондент РАН В.А.Сидоров - первый заведующий кафедрой, и профессор В.И.Нифонтов, бывший сначала заместителем, а с 1992 по 2001 год - заведующим. В 2000 году профессор В.И.Нифонтов стал деканом-организатором Факультета информационных технологий НГУ.

Активное участие в разработке программ обучения и преподавании приняли д.т.н. В.М.Аульченко, д.ф.-м.н. А.Д.Букин, д.т.н. Э.А.Купер, д.т.н. М.М.Карлинер, к.ф.-м.н. М.Ю.Лельчук, к.ф.-м.н. С.И.Эйдельман, к.ф.-м.н. А.Д.Орешков, к.т.н. Б.Н.Шувалов, к.т.н. Б.Л.Сысолетин, с.н.с. С.Д.Белов, с.н.с. Ю.В.Коваленко, ведущий программист С.В.Дубров, с.н.с. А.Н.Селиванов и другие сотрудники Института.

Первыми студентами, специализирующимися на кафедре, стали 11 человек из числа ранее распределившихся на кафедру радиофизики. В настоящий момент количество студентов, обучающихся на кафедре, составляет около 100 человек. С 1986 года на кафедре ФТИ были защищены 184 диплома специалиста, 141 дипломов бакалавров, 63 магистерские диссертации. Из них 7 человек впоследствии защитили кандидатские диссертации.

В настоящий момент обучение на кафедре ФТИ отделения информатики Физического факультета разделено на две ступени - бакалавратуру и магистратуру.

Абитуриенты поступают на первую ступень и учатся четыре года. За это время они получают базовую подготовку по физике, высшей математике, циклу гуманитарных дисциплин. Кроме того, с первого курса начинается чтение спецпредметов по информатике.

Пролог

В начале каждого семестра в голове почти каждого студента нет-нет да и мелькнёт мысль: в этом семестре надо учиться, чтобы не было такой жопы на сессии как в прошлый раз. При этом под «учиться» по умолчанию подразумевается посещение всех лекций и семинаров, выполнение домашних заданий, самостоятельное решение семестровых (или месячных) заданий, честное выполнение лабораторных – короче говоря, тотальное прилежное зауканство. Как показывает практика моя и многих моих знакомых, этакие благие намерения угасают через пару недель.

Замечено это было не мной, и искать решение проблемы систематически начали ещё в 2000 г. (самое позднее, скорее, раньше). Тогда на физфаке появился проект «Термодинамо» – первая попытка «средних» студентов физического факультета сознательно избежать будущих сессионных проблем. Проект потихоньку заглох к середине семестра, но позволил сформулировать основную беду студента.

Эту беду можно назвать по разному: студент НГУ не «обучающийся», а «обучаемый»; не субъект учебного процесса, а объект обучения. В студента знания пытаются запихнуть, не слишком заботясь, усваивает ли он их, качественно ли преподавание и т.п. Кроме того, отсутствует обратная связь в учебном процессе: преподаватели вещают знания в аморфную среду, а все дополнительные трудозатраты студента по учёбе даются очень тяжело с явным и мощным сопротивлением среды («уходят в вату», как мы говорили). В соответствие с установленной проблемой начались новые попытки «научиться учиться».

В 2002 году, в весеннем семестре второго курса физического факультета лично для меня это не было абстрактной отвлечённой проблемой. Зимний семестр я сдал почти целиком на тройки, пройдя через 2 вторые пересдачи. Повторения мне не хотелось.

В середине семестра, опираясь на опыт создателей «Термодинамо», я сагитировал ещё троих одногруппников и мы начали регулярно, три раза в неделю встречаться, чтобы разбирать лекции и решать задачки. Честно говоря, дело шло не сказать, что блестяще – просто мы пытались прилежно зауканить уже вчетвером, но инерция такого дела была значительно больше, чем у одного человека и сессию все сдали без троек – хотя я, например, закрыл сессию только осенью (привет Аналитической механике и тройному прочтению первого тома Ландавшица).

В осеннем семестре третьего курса сменилась команда. Началась квантовая механика и в своём пятом семестре я впервые почти физиологически почувствовал, что учиться интересно. А интересно учиться – ещё интереснее. Мы разбирали буквально все лекции, готовили вопросы лекторам и задавали их от имени и по поручению нашей малой группы. По примеру американских студенческих обществ мы выбрали для самоназвания две греческие буквы -  - по-русски «психи». Мы на самом деле весело проводили время, вгрызаясь в кванты и сопутствующую математику. По крайней мере для двоих из нас, кванты стали образом мышления и буквально религией. Появились сопутствующие приколы и традиции – например, правило отжиматься за мат по нарастающей шкале, которое позже практиковалось на Советах командиров СТОПП, появилось впервые именно на учебных собраниях «психов».

(До сих пор приятно вспомнить незамысловатый стишок одного нашего тогдашнего общего знакомого: «Матерящиеся  отжимались только так. Не такие мы и психи, раз попали на физфак»)

Что касается собственно учёбы, в конце концов, мы пришли к некоему алгоритму, который, честно говоря, так и не был на 100% реализован, но, я уверен, может быть взят в качестве отправной точки новыми «психами». Главное понять следующее: ботанство, зауканство, алгоритмы и прилежание – чушь собачья. Учиться должно быть интересно. Для этого надо учиться в своём темпе и делить учебный процесс, если не с друзьями, то с хорошими и надёжными товарищами. Уже микроколлектив из 4 человек – сила масштаба факультета. Это мы увидели на зимней сессии, когда перед экзаменом к нам совершило паломничество человек 30, а вопросов на консультациях от нашей группы было на порядок больше, чем от всего остального курса вместе взятого. И самое главное – инициатива должна исходить не от преподавателей, а от вас.

Что делать?

Во-первых, найти единомышленников. Это очень просто – изложите им своими словами первый абзац пролога и брякните, что умные люди, вроде как, нашли решение. Поверьте, многие заинтересуются. Очень важно, подбирать в команду людей интересных лично вам, чтобы при совместной работе можно было при случае и поржать, и пожрать () и т.п. О ролях в команде подробно будет сказано ниже, тогда же станет понятней, почему нельзя делать всё то же самое в одиночку.

Ближе к теме

Чтобы быть ближе к практике попытаюсь формулировать алгоритм на примере осеннего семестра 2 курса физического факультета. Для любого другого семестра любого естественнонаучного факультета НГУ (ММФ, ФЕН, ГГФ, ФИТ) обобщение материала не представляет особой сложности – нужно будет пообщаться с кем-то из старшекурсников, узнать что-то заранее о преподавателях, об ответственных лицах с кафедры и деканата. Итак, подробно про второй курс ФФ.

У нас есть основной физический предмет – электродинамика. Есть связанные с лекционным курсом семинарские занятия, месы и лабораторные работы. Центральный физический предмет для нас будет стоять особняком хотя бы из тех соображений, что мы физики, для нас это самое интересное (не верите? А вот увидите – аппетит приходит во время еды). Есть три очень важные математики: функан, дифуры и ТФКП. Предметы важные как математическая основа физических дисциплин, да и сама математика (быть может, кроме дифуров) очень красивая. Есть ещё радиоэлектроника – тоже достаточно важный предмет, но подача лекционного материала и качество семинаров, по крайней мере, в моё время, мягко говоря, оставляли желать лучшего.

Итак: основные усилия на элдин с лабами, математики и РЭЛ – это наши основные фронты. О них речь будет идти подробно ниже. Начнём с фронтов второстепенных, на которых, впрочем, тоже не стоит допускать прорывов вражеской конницы в сессионные тылы.

Факультет ведет подготовку физиков с различной специализацией.

Основной принцип работы факультета - наука и образование неразрывно связаны и должны совместно развиваться. Физический факультет НГУ - один из основных российских центров подготовки физиков высшей квалификации.

В составе факультета 18 кафедр:

Кафедра автоматизации физико - технических исследований;
. кафедра аэрофизики и газовой динамики;
. кафедра биомедицинской физики;
. кафедра высшей математики;
. кафедра квантовой оптики;
. кафедра квантовой электроники;
. кафедра общей физики;
. кафедра радиофизики;
. кафедра теоретической физики;
. кафедра физики неравновесных процессов;
. кафедра физики плазмы;
. кафедра физики полупроводников;
. кафедра физики сплошных сред;
. кафедра физики ускорителей;
. кафедра физики элементарных частиц;
. кафедра физико - технической информатики;
. кафедра физических методов исследования твердого тела;
. кафедра химической и биологической физики.

Сегодня на нем обучаются более 800 студентов, магистрантов и аспирантов, читают лекции 450 преподавателей. Более 20 выпускников факультета стали членами Российской академии наук. Каждый пятый выпускник физфака НГУ успешно защищает кандидатскую диссертацию, каждый тридцатый - докторскую.

Высокий уровень образования на Физическом факультете НГУ признан как в России, так и за рубежом. Выпускники физфака работают в ведущих исследовательских центрах мира. Студенты старших курсов, выпускники и преподаватели ФФ принимали активное участие в исследованиях и экспериментах проекта Большого адронного коллайдера.

Физическое образование дает возможность успешно работать в различных сферах деятельности: в фундаментальной и прикладной науках, в высокотехнологичном производстве и информационных системах, в промышленном и финансовом бизнесе.

, С.А. Христиановичем . 16 июля 1961 года решением Ученого Совета НГУ физико-математический факультет был разделен на два: физический и механико-математический.

ФФ НГУ сегодня

В настоящее время на факультете обучаются более 800 студентов , магистрантов и аспирантов , работают 18 кафедр, читают лекции 450 преподавателей. Более 20 выпускников факультета стали членами Российской академии наук.

Преподавательский состав факультета сформирован из сотрудников институтов Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН).

Структура факультета

Физический факультет НГУ готовит научно-исследовательские кадры по широкому перечню физических специальностей. Сегодня на факультете открыты два отделения: общефизическое и отделение физической информатики. На первый курс проводится единый набор, а после его завершения из числа студентов, проявивших интерес к информационным технологиям, формируется отделение физической информатики.

Подготовка студентов физического факультета осуществляется на базе 18 кафедр.

  • Кафедра автоматизации физико-технических исследований (зав. кафедрой - кандидат технических наук, Константин Фёдорович Лысаков).

Задача кафедры – подготовка специалистов в области физико-технической информатики, способных к работе на стыке различных научных направлений с использованием современных языков программирования и информационных технологий.

  • Кафедра аэрофизики и газовой динамики Василий Михайлович Фомин).

Задача кафедры – подготовка специалистов в области физической механики жидкости, газа и плазмы.

  • Кафедра биомедицинской физики (зав. кафедрой - доктор физико-математических наук, профессор Валерий Павлович Мальцев).

Создана в 2001 году в виде специализации на кафедре химической физики. В дальнейшем В.П. Мальцев с «легкой руки» член-корреспондента РАН С.Г. Раутиана и академика Ю.Н. Молина реализовал инициативу декана факультета того времени профессора А.В. Аржанникова в виде самостоятельной кафедры.

Задача кафедры – подготовка специалистов в области физики биологических систем, способных эксплуатировать и развивать существующую диагностическую технику, ставить новые диагностические методы.

  • Кафедра высшей математики ФФ (зав. кафедрой - профессор Александров Виктор Алексеевич).
  • Кафедра квантовой оптики (зав. кафедрой - академик РАН, профессор Анатолий Михайлович Шалагин).
  • Кафедра квантовой электроники (зав. кафедрой - академик РАН Сергей Николаевич Багаев.

Задача кафедры – подготовка специалистов по квантовой электронике и лазерной физике, способных работать с современными лазерными системами, применять на практике методы квантовой электроники, самостоятельно вести фундаментальные и прикладные исследования. Выпускник кафедры должен знать и уметь применять в своей деятельности основные методы современной оптики.

  • Кафедра общей физики (зав. кафедрой - доктор физико-математических наук Артур Григорьевич Погосов).

Одна из самых больших кафедр в НГУ , насчитывающая более 150 преподавателей, из них 32 доктора и более 80 кандидатов наук.

Задача кафедры - общее физическое образование студентов: физиков, химиков, биологов, медико-биологов, математиков, геофизиков и информатиков.

  • Кафедра радиофизики (зав. кафедрой - кандидат технических наук Козырев Евгений Владимирович).

Задача кафедры - подготовка высококвалифицированных специалистов для работы в области радиофизических исследований, разработки экспериментальных установок, автоматизации физического эксперимента, распространения радиоволн, моделирования электродинамических и электронных устройств.

  • Кафедра теоретической физики (зав. кафедрой - доктор физико-математических наук, профессор Давид Абрамович Шапиро).

Задача кафедры - обучение студентов и магистрантов по общим теоретическим дисциплинам.

  • Кафедра физики неравновесных процессов (зав. кафедрой - доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН Сергей Владимирович Алексеенко).

Особое внимание на кафедре уделяется инновационной и прикладной деятельности, прежде всего в области экологически чистой энергетики и энергосбережения.

Задача кафедры - подготовка студентов, аспирантов и магистрантов в области термомассообмена, физической гидрогазодинамики и проблем энергетики.

  • Кафедра физики низких температур (зав. кафедрой - профессор Романенко Анатолий Иванович).

Основана в 1970 году по инициативе Научного совета АН СССР по проблеме "Физика низких температур" и ректора НГУ академика С.Т.Беляева на базе отдела термодинамических исследований (физики твердого тела) .

Научная работа и специализация студентов, магистрантов и аспирантов концентрируется вокруг проблем высокотемпературной сверхпроводимости, фазовых переходов в конденсированных средах и связанных с ними исследований магнетиков, сверхпроводников, а также других сильно коррелированных электронных систем и наноструктур.

Упразднена.

  • Кафедра физики плазмы (зав. кафедрой - доктор физико-математических наук, профессор Александр Александрович Иванов).

Тематика исследований, проводимых сотрудниками, аспирантами и студентами кафедры, связана, главным образом, с работами ИЯФ СО РАН по программе управляемого термоядерного синтеза, которая реализуется в России при тесном сотрудничестве со странами Европейского Союза, США и Японией. Эти исследования, прежде всего, охватывают методы нагрева, удержания и диагностики плазмы в открытых магнитных ловушках различного типа.

Задача кафедры - подготовка специалистов, имеющих навыки работы в современном эксперименте, который характеризуется высокой степенью автоматизации и применением новейшей вычислительной техники.

  • Кафедра физики полупроводников (зав. кафедрой - член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук Латышев Александр Васильевич).

Основана в академиком Анатолием Васильевичем Ржановым, который и возглавлял её более 20 лет.

Задача кафедры - подготовка специалистов в области физики и техники полупроводников, физики структур пониженной размерности, процессов микро- и нанотехнологии, физико-химии и технологии поверхности тонких пленок, микро- и наноэлектроники.

  • Кафедра физики сплошных сред (зав. кафедрой - доктор физико-математических наук, академик Владимир Михайлович Титов).

Основные направления подготовки: физика и механика импульсных процессов при экстремально высоких давлениях и температурах, газовая динамика, ударно-волновой синтез новых материалов и динамическое компактирование порошковых материалов, кумулятивные процессы.

Задача кафедры - подготовка экспериментального и теоретически-расчетного профиля в области физики и механики высокоэнергетичных процессов в сплошной среде (твердые тела, жидкости, газы) и в гетерогенных дисперсных средах.

  • Кафедра физики ускорителей (зав. кафедрой - доктор физико-математических наук, академик РАН Николай Сергеевич Диканский).
  • Кафедра физики элементарных частиц (зав. кафедрой - доктор физико-математических наук, доцент Семен Исаакович Эйдельман).
  • Кафедра физико-технической информатики (зав. кафедрой - кандидат физико-математических наук, доцент Иван Борисович Логашенко).

Идея создания кафедры физико-технической информатики на ФФ НГУ родилась в и была реализована в январе 1984 года .

Задача кафедры - подготовка физиков-экспериментаторов, специалистов в области информационных технологий, способных работать над автоматизацией исследований и технологических процессов, математическим моделированием, обработкой больших объемов данных, умеющих разрабатывать современную цифровую технику.

  • Кафедра физических методов исследования твердого тела (зав. кафедрой - доктор физико-математических наук, профессор Сергей Васильевич Цыбуля).

Задача кафедры - подготовка научных кадров, профессионально занимающихся разработкой, развитием и применением физических методов для исследования структуры твердотельных объектов, в том числе, функциональных материалов различного назначения и наносистем.

  • Кафедра химической и биологической физики (зав. кафедрой - доктор физико-математических наук, профессор Сергей Андреевич Дзюба).

Основана как специальность в 1962 году академиком В.В. Воеводским , статус кафедры она получила в 1973 году .

Задача кафедры - подготовка специалистов, хорошо владеющих физическими методами исследования и способных применять их для изучения процессов, происходящих в химических и биологических системах на молекулярном уровне. Достижения и открытия химической физики и биофизики используются в самых различных областях науки – от лазерной технологии и физики твёрдого тела до биологии и медицины.

Деканы

  • В. Н. Байер
  • И. А. Котельников
  • А. В. Аржанников

Напишите отзыв о статье "Физический факультет НГУ"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Физический факультет НГУ

«Tendre melancolie, ah, viens me consoler,
«Viens calmer les tourments de ma sombre retraite
«Et mele une douceur secrete
«A ces pleurs, que je sens couler».
[Ядовитая пища слишком чувствительной души,
Ты, без которой счастье было бы для меня невозможно,
Нежная меланхолия, о, приди, меня утешить,
Приди, утиши муки моего мрачного уединения
И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.
– Mon cher, – сказала Анна Михайловна сыну, – je sais de bonne source que le Prince Basile envoie son fils a Moscou pour lui faire epouser Julieie. [Мой милый, я знаю из верных источников, что князь Василий присылает своего сына в Москву, для того чтобы женить его на Жюли.] Я так люблю Жюли, что мне жалко бы было ее. Как ты думаешь, мой друг? – сказала Анна Михайловна.
Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого – в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. Жюли встретила его с веселым и беззаботным видом, небрежно рассказывала о том, как ей весело было на вчерашнем бале, и спрашивала, когда он едет. Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает. Жюли оскорбилась и сказала, что это правда, что для женщины нужно разнообразие, что всё одно и то же надоест каждому.
– Для этого я бы советовал вам… – начал было Борис, желая сказать ей колкость; но в ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды (чего с ним никогда ни в чем не бывало). Он остановился в середине речи, опустил глаза, чтоб не видать ее неприятно раздраженного и нерешительного лица и сказал: – Я совсем не с тем, чтобы ссориться с вами приехал сюда. Напротив… – Он взглянул на нее, чтобы увериться, можно ли продолжать. Всё раздражение ее вдруг исчезло, и беспокойные, просящие глаза были с жадным ожиданием устремлены на него. «Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее», подумал Борис. «А дело начато и должно быть сделано!» Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – «Вы знаете мои чувства к вам!» Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого и она получила то, что требовала.
Жених с невестой, не поминая более о деревьях, обсыпающих их мраком и меланхолией, делали планы о будущем устройстве блестящего дома в Петербурге, делали визиты и приготавливали всё для блестящей свадьбы.

Граф Илья Андреич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву. Графиня всё была нездорова, и не могла ехать, – а нельзя было ждать ее выздоровления: князя Андрея ждали в Москву каждый день; кроме того нужно было закупать приданое, нужно было продавать подмосковную и нужно было воспользоваться присутствием старого князя в Москве, чтобы представить ему его будущую невестку. Дом Ростовых в Москве был не топлен; кроме того они приехали на короткое время, графини не было с ними, а потому Илья Андреич решился остановиться в Москве у Марьи Дмитриевны Ахросимовой, давно предлагавшей графу свое гостеприимство.
Поздно вечером четыре возка Ростовых въехали во двор Марьи Дмитриевны в старой Конюшенной. Марья Дмитриевна жила одна. Дочь свою она уже выдала замуж. Сыновья ее все были на службе.
Она держалась всё так же прямо, говорила также прямо, громко и решительно всем свое мнение, и всем своим существом как будто упрекала других людей за всякие слабости, страсти и увлечения, которых возможности она не признавала. С раннего утра в куцавейке, она занималась домашним хозяйством, потом ездила: по праздникам к обедни и от обедни в остроги и тюрьмы, где у нее бывали дела, о которых она никому не говорила, а по будням, одевшись, дома принимала просителей разных сословий, которые каждый день приходили к ней, и потом обедала; за обедом сытным и вкусным всегда бывало человека три четыре гостей, после обеда делала партию в бостон; на ночь заставляла себе читать газеты и новые книги, а сама вязала. Редко она делала исключения для выездов, и ежели выезжала, то ездила только к самым важным лицам в городе.
Она еще не ложилась, когда приехали Ростовы, и в передней завизжала дверь на блоке, пропуская входивших с холода Ростовых и их прислугу. Марья Дмитриевна, с очками спущенными на нос, закинув назад голову, стояла в дверях залы и с строгим, сердитым видом смотрела на входящих. Можно бы было подумать, что она озлоблена против приезжих и сейчас выгонит их, ежели бы она не отдавала в это время заботливых приказаний людям о том, как разместить гостей и их вещи.
– Графские? – сюда неси, говорила она, указывая на чемоданы и ни с кем не здороваясь. – Барышни, сюда налево. Ну, вы что лебезите! – крикнула она на девок. – Самовар чтобы согреть! – Пополнела, похорошела, – проговорила она, притянув к себе за капор разрумянившуюся с мороза Наташу. – Фу, холодная! Да раздевайся же скорее, – крикнула она на графа, хотевшего подойти к ее руке. – Замерз, небось. Рому к чаю подать! Сонюшка, bonjour, – сказала она Соне, этим французским приветствием оттеняя свое слегка презрительное и ласковое отношение к Соне.
Когда все, раздевшись и оправившись с дороги, пришли к чаю, Марья Дмитриевна по порядку перецеловала всех.
– Душой рада, что приехали и что у меня остановились, – говорила она. – Давно пора, – сказала она, значительно взглянув на Наташу… – старик здесь и сына ждут со дня на день. Надо, надо с ним познакомиться. Ну да об этом после поговорим, – прибавила она, оглянув Соню взглядом, показывавшим, что она при ней не желает говорить об этом. – Теперь слушай, – обратилась она к графу, – завтра что же тебе надо? За кем пошлешь? Шиншина? – она загнула один палец; – плаксу Анну Михайловну? – два. Она здесь с сыном. Женится сын то! Потом Безухова чтоль? И он здесь с женой. Он от нее убежал, а она за ним прискакала. Он обедал у меня в середу. Ну, а их – она указала на барышень – завтра свожу к Иверской, а потом и к Обер Шельме заедем. Ведь, небось, всё новое делать будете? С меня не берите, нынче рукава, вот что! Намедни княжна Ирина Васильевна молодая ко мне приехала: страх глядеть, точно два боченка на руки надела. Ведь нынче, что день – новая мода. Да у тебя то у самого какие дела? – обратилась она строго к графу.
– Всё вдруг подошло, – отвечал граф. – Тряпки покупать, а тут еще покупатель на подмосковную и на дом. Уж ежели милость ваша будет, я времечко выберу, съезжу в Маринское на денек, вам девчат моих прикину.
– Хорошо, хорошо, у меня целы будут. У меня как в Опекунском совете. Я их и вывезу куда надо, и побраню, и поласкаю, – сказала Марья Дмитриевна, дотрогиваясь большой рукой до щеки любимицы и крестницы своей Наташи.
На другой день утром Марья Дмитриевна свозила барышень к Иверской и к m me Обер Шальме, которая так боялась Марьи Дмитриевны, что всегда в убыток уступала ей наряды, только бы поскорее выжить ее от себя. Марья Дмитриевна заказала почти всё приданое. Вернувшись она выгнала всех кроме Наташи из комнаты и подозвала свою любимицу к своему креслу.
– Ну теперь поговорим. Поздравляю тебя с женишком. Подцепила молодца! Я рада за тебя; и его с таких лет знаю (она указала на аршин от земли). – Наташа радостно краснела. – Я его люблю и всю семью его. Теперь слушай. Ты ведь знаешь, старик князь Николай очень не желал, чтоб сын женился. Нравный старик! Оно, разумеется, князь Андрей не дитя, и без него обойдется, да против воли в семью входить нехорошо. Надо мирно, любовно. Ты умница, сумеешь обойтись как надо. Ты добренько и умненько обойдись. Вот всё и хорошо будет.
Наташа молчала, как думала Марья Дмитриевна от застенчивости, но в сущности Наташе было неприятно, что вмешивались в ее дело любви князя Андрея, которое представлялось ей таким особенным от всех людских дел, что никто, по ее понятиям, не мог понимать его. Она любила и знала одного князя Андрея, он любил ее и должен был приехать на днях и взять ее. Больше ей ничего не нужно было.
– Ты видишь ли, я его давно знаю, и Машеньку, твою золовку, люблю. Золовки – колотовки, ну а уж эта мухи не обидит. Она меня просила ее с тобой свести. Ты завтра с отцом к ней поедешь, да приласкайся хорошенько: ты моложе ее. Как твой то приедет, а уж ты и с сестрой и с отцом знакома, и тебя полюбили. Так или нет? Ведь лучше будет?
– Лучше, – неохотно отвечала Наташа.

На другой день, по совету Марьи Дмитриевны, граф Илья Андреич поехал с Наташей к князю Николаю Андреичу. Граф с невеселым духом собирался на этот визит: в душе ему было страшно. Последнее свидание во время ополчения, когда граф в ответ на свое приглашение к обеду выслушал горячий выговор за недоставление людей, было памятно графу Илье Андреичу. Наташа, одевшись в свое лучшее платье, была напротив в самом веселом расположении духа. «Не может быть, чтобы они не полюбили меня, думала она: меня все всегда любили. И я так готова сделать для них всё, что они пожелают, так готова полюбить его – за то, что он отец, а ее за то, что она сестра, что не за что им не полюбить меня!»
Они подъехали к старому, мрачному дому на Вздвиженке и вошли в сени.
– Ну, Господи благослови, – проговорил граф, полу шутя, полу серьезно; но Наташа заметила, что отец ее заторопился, входя в переднюю, и робко, тихо спросил, дома ли князь и княжна. После доклада о их приезде между прислугой князя произошло смятение. Лакей, побежавший докладывать о них, был остановлен другим лакеем в зале и они шептали о чем то. В залу выбежала горничная девушка, и торопливо тоже говорила что то, упоминая о княжне. Наконец один старый, с сердитым видом лакей вышел и доложил Ростовым, что князь принять не может, а княжна просит к себе. Первая навстречу гостям вышла m lle Bourienne. Она особенно учтиво встретила отца с дочерью и проводила их к княжне. Княжна с взволнованным, испуганным и покрытым красными пятнами лицом выбежала, тяжело ступая, навстречу к гостям, и тщетно пытаясь казаться свободной и радушной. Наташа с первого взгляда не понравилась княжне Марье. Она ей показалась слишком нарядной, легкомысленно веселой и тщеславной. Княжна Марья не знала, что прежде, чем она увидала свою будущую невестку, она уже была дурно расположена к ней по невольной зависти к ее красоте, молодости и счастию и по ревности к любви своего брата. Кроме этого непреодолимого чувства антипатии к ней, княжна Марья в эту минуту была взволнована еще тем, что при докладе о приезде Ростовых, князь закричал, что ему их не нужно, что пусть княжна Марья принимает, если хочет, а чтоб к нему их не пускали. Княжна Марья решилась принять Ростовых, но всякую минуту боялась, как бы князь не сделал какую нибудь выходку, так как он казался очень взволнованным приездом Ростовых.
– Ну вот, я вам, княжна милая, привез мою певунью, – сказал граф, расшаркиваясь и беспокойно оглядываясь, как будто он боялся, не взойдет ли старый князь. – Уж как я рад, что вы познакомились… Жаль, жаль, что князь всё нездоров, – и сказав еще несколько общих фраз он встал. – Ежели позволите, княжна, на четверть часика вам прикинуть мою Наташу, я бы съездил, тут два шага, на Собачью Площадку, к Анне Семеновне, и заеду за ней.
Илья Андреич придумал эту дипломатическую хитрость для того, чтобы дать простор будущей золовке объясниться с своей невесткой (как он сказал это после дочери) и еще для того, чтобы избежать возможности встречи с князем, которого он боялся. Он не сказал этого дочери, но Наташа поняла этот страх и беспокойство своего отца и почувствовала себя оскорбленною. Она покраснела за своего отца, еще более рассердилась за то, что покраснела и смелым, вызывающим взглядом, говорившим про то, что она никого не боится, взглянула на княжну. Княжна сказала графу, что очень рада и просит его только пробыть подольше у Анны Семеновны, и Илья Андреич уехал.
M lle Bourienne, несмотря на беспокойные, бросаемые на нее взгляды княжны Марьи, желавшей с глазу на глаз поговорить с Наташей, не выходила из комнаты и держала твердо разговор о московских удовольствиях и театрах. Наташа была оскорблена замешательством, происшедшим в передней, беспокойством своего отца и неестественным тоном княжны, которая – ей казалось – делала милость, принимая ее. И потом всё ей было неприятно. Княжна Марья ей не нравилась. Она казалась ей очень дурной собою, притворной и сухою. Наташа вдруг нравственно съёжилась и приняла невольно такой небрежный тон, который еще более отталкивал от нее княжну Марью. После пяти минут тяжелого, притворного разговора, послышались приближающиеся быстрые шаги в туфлях. Лицо княжны Марьи выразило испуг, дверь комнаты отворилась и вошел князь в белом колпаке и халате.

  • Добавлен пользователем qfokin 27.01.2017 17:56
  • Отредактирован 16.01.2019 23:10

2-е изд., испр. и доп. — Новосибирск: РИЦ НГУ, 2014. — 823 с.В юбилейном издании, посвященном 50-летию курса физического факультета НГУ 1963-1968 гг., представлены очерки об истории создания физического факультета, основателях СО АН СССР и НГУ, ректорах НГУ и деканах, при которых учились выпускники ФФ; основной материал книги-воспоминания выпускников, интервью с ними, очерки и уникальные фотографии памятных событий личной жизни и учебы в НГУ.
Юбилейное издание частично отражает историю личной жизни каждого представленного в сборнике выпускника, его вступление в студенчество, достижения в науке и мнение о будущем физики.
Книга адресована настоящим и будущим научным сотрудникам, школьникам, выбирающим свою специальность, студентам, выпускникам ФФ НГУ других лет и всем интересующимся проблемами образования и историей физического факультета НГУ.Предисловие к первому изданию
Предисловие ко второму изданию
От ответственного редактораОни стояли у истоков СО АН СССР и НГУ
Михаил Алексеевич Лаврентьев
Сергей Львович Соболев
Сергей Алексеевич ХристиановичРекторы нашего времени
Илья Несторович Векуа. "Большое искомое"
Спартак Тимофеевич Беляев. "Мой главный принцип - максимальная самостоятельность всех"НГУ + Сибирское отделение: время, вперед!
Вместе решать непростые вопросы (репортаж с юбилейного заседания)
Асеев А.Л. НГУ - СО РАН: 55 лет совместной работы
Федорук М.П. НГУ: сегодня и завтра
Диканский Н.С. Интеграция науки, образования и производства - магистральный путь развития РоссииФизфак "от и до"
Кочеев A.A. История физического факультета НГУ
Бондарь А.Е. "Нам есть чем гордиться"
Гинзбург И.Ф. Мои воспоминания
Сербо В.Г. Румер, Титов, Ломоносов и партком"Когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли..."
Воспоминания сквозь призму времени
Васильев A.A. Краткая справка о курсе ФФ 1963-1968 гг.
Фотогалерея курса ФФ 1963-1968 гг.
Андреев В.В. Управление взрывом
Анисимов М.П. Как молоды мы были
Асеев А.Л. О себе и о науке
Память о друге (воспоминания о Г.-Н.Б. Дандароне)
Кочеев A.A. "Эффект Дандарона"
Астрелин В.Т. "А здесь лягушка прыгает в воду"
Башуров В.В. Я и время НГУ
Безверхий П.П. Научная одиссея, или путь студента физфака НГУ
Безрукавникова С.М. Университет дал мне умение учиться всю жизнь
Болдырев С.Д. Идеи России - четверть всех мировых технологий
Воробьев Л.Я. Г.И. Будкер убеждал нас спокойно учиться
Воронцов С.С. Мы дружбой богаты
Гаранина В.Д. Я заглянула в одни синие глаза и пропала
Глазунов О.О. Я влюбился в курс лекций В.Г. Зелевинского
Детиненко В.А. О себе и для тех, кто будет после
Двуреченский A.B. Мой путь в науку
Каргин Б.А. Университет, работу и верных друзей я выбрал один раз и счастлив
Киричук B.C. Наука - для трудолюбивых и любопытных
Ковалевская Т.Е. В молодые годы нужно успеть все
Кочеев A.A. Мои университетские годы
Лаптев В.И. Кафе "Полураспад" и вызов в КГБ
Лукьянов Б.Н. "Лучше жизнь прожить в бараке, чем учиться на физфаке"Физика времени...
Лысенко A.B. Я работаю на ускорителе ВЭПП-2м
Меграбова Т.Г. Я рада, что мне довелось жить в советское время
Могильницкий Б.C. Мы не сумели уберечь нашу страну от беды
Молин В.Н. Моей целью было стать преподавателем вуза
Морозов A.A. Мой любимый Академгородок
Морозов А.Г. Моя теория возбуждения спиральных ветвей в галактиках
Нефедова В.А. Некоторые моменты студенческой жизни
Никитин П.В. Физфак спортивный
Петухов В.К. Как житель Семипалатинска заинтересовался ядерной физикой
Плюснин В.Ф. Университет, друзья, любовь, дети и судьба
Пономарев Ю.Н. Длинно писать не буду
Попов В.Н. Мы получали "третью степень" понимания физики
Рахматулина З.Н. О решении стать физиком мне никогда не пришлось пожалеть
Ройтман А.Я. Прошлое не исчезает
Рудаков А.И. О поиске себя или охота к перемене мест
Рычков В.Н. В мире нет подобных установок
Сапрыкин Э.Г. О жизни и науке
Семенов В.И. В саду у цветущих яблонь
Середняков С.И. Начало развития НГУ задержалось на десятилетия
Хоничев В.И. Качество обучения в НГУ: на все сто!
Христофоров В.В. Судьба моя
Черевко А.Г. Золотое время науки - время нашей молодости
Черепанов В.Я. Мои достижения - не карьера, а научные труды
Черкасский B.C. Обыкновенная биография в необыкновенное время
Чугуй Ю.В. Счастлив, что окончил НГУ и связал жизнь с наукой
Шершнева Г.И. Вспоминаются счастливые минуты юности
Шишкин Н.Е. "Делайте в работе, в жизни самое главное"
Шкрабин Л.Я. Физика, друзья и Новая Зеландия
Шлифер Д.М. С моим раввином я говорил об университете и Академгородке
Штивельман Б.Я. Заметки об универе и Академе
Юданин А.Я. Я доказал свою правоту Г.Л. КоткинуМы и гранит науки. ФотосвидетельстваВ свободное от учебы время. Жили весело, взахлеб!
Лукьянов Б.Н. Панорама жизни ФФ в 1963-1968 гг. и о "партийном давлении" на НГУ
Болдырев С.Д. Физфаковская "Прометея" пролетела как комета
Несин В.И. Необычное действо на маевке
Черкасский B.C. Звездный час нашего КВН в Ташкенте
Невыдуманные байки, истории и шутки, популярные анекдоты 60-х гг.
Отдых - дело святое! Из фотоархива курсаЭто манящее слово "стройотряд!"
Детиненко В.А. Идея стройотрядов овладела массами
Лубков A.A. Мои стройотряды - мои университеты
Черкасский В.С. "А я еду за туманом..."
Впечатления на всю жизнь. Из воспоминаний ребят
"Атланты небо держат на каменных руках...". Песни нашей молодости
Из стройотрядовских фотоальбомов"Физики - лирикам" (избранное)
Оксана Кашуба
Зоя Рахматулина
Виктор Осипов
Юрий Пономарев
Андрей Кочеев"Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!"
Юбилейные встречи. Из личных фотоархивов
Валерий Канер. А все кончается, кончается, кончается
Юрий Визбор. Милая моя, солнышко лесное
Олег Митяев. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались
Игорь Переверзев. На Пирогова... (гимн НГУ)Вместо заключения
Благодарности