Семья

Что соединяет мост через босфор. Величественные мосты Стамбула: список и фото нового моста через пролив Босфор. Основные характеристики моста султана Селима Грозного в Стамбуле

Даже тот, кто никогда не был в Стамбуле, слышал о босфорских мостах. Пока их два, но открытие третьего, по словам чиновников городской мэрии, не за горами. Но только один из них является настоящей достопримечательностью города — первый Босфорский мост, соединяющий европейскую и азиатскую части Стамбула. Босфорский мост соединяет два живописных города — на европейской стороне и Бейлербеи в Азии.

Босфорский висячий мост был заложен только в 1970 году, хотя планы по его возведению вынашивались еще с античных времен. Торжественное открытие моста состоялось через 3 года — 29 октября 1973 года и было приурочено к 50-летней годовщине создания Турецкой Республики.

Длина Босфорского моста — 1560 метров, а длина основного пролета — 1074 метра, что делает Босфорский мост 15-м в списке самых длинных мостов мира. Высота дорожного полотна над водой — 64 метра.

Возвращаясь к истории, скажем, что первым, кто хотел возвести мост над Босфором, был персидский император Дарий I (522-485 гг. до н.э.). Об этом свидетельствуют записи Геродота, гласящие, что уже тогда был сооружен одноразовый понтонный мост, и Дарий I получил возможность преследовать со своей армией отступающих скифов, а также перебросить часть войск на Балканы, чтобы разгромить Македонское царство.


Первый же современный проект моста через Босфор был предложен султану Османской империи и 99-м халифу Абдул-Хамиду II в 1900 году Босфорской железнодорожной компанией. Этот план предусматривал использование моста для железнодорожной связи между континентами.


Решение строить мост было принято лишь в 1957 году премьер-министром Турции Аднаном Мендересом (в честь которого, кстати, назван аэропорт в городе Измир). Для инженерных работ в 1968 году была нанята британская фирма Freeman Fox & Partners, а строительство стартовало в феврале 1970 года. На проекте трудилось 35 инженеров и 400 строителей. Возведение моста обошлось стамбульской казне в 200 миллионов долларов США (1.4 млрд. по курсу 2014 года).

Построенный Босфорский мост стал лишь вторым за всю историю мостом через Босфор, соединяющий Европу и Азию. Первый, напомним, был построен в 513 году до нашей эры.

Сегодня Босфорский мост — важнейшая артерия города. По мосту организовано только автомобильное движение (из общественного транспорта здесь ходят и ) в 8 полос (6 полос для транспорта и 2 полосы для экстренных служб). Разумеется, на мосту постоянно образуются гигантские пробки в связи с тем, что мост, фактически, связывает бизнес-центр европейской части (район Шишли) с густонаселенными .


Пробки на мосту и подъездам к нему — обычное дело

Каждый день по мосту проезжает почти 250.000 автомобилей. Проезд по мосту платный. Водители небольших легковых автомобилей должны заплатить 4,25 TL, джипов, пикапов и фургонов — 5,5 TL, автобусов — 10,25 TL, небольших грузовых машин — 26,00 TL.

Кстати, в первые четыре года существования мост был еще и пешеходным, а люди могли подняться к мосту на специальных лифтах, которые были построены с каждой стороны. Сегодня движение пешеходов и грузовых автомобилей по мосту строго запрещено. А пешеходов не пускают потому, что раньше мост пользовался большой популярностью у любителей красиво свести счеты с жизнью, бросившись в Босфор. Тем не менее, желающие отойти в мир иной находятся каждый год.


Босфорский мост кроме основного предназначения еще является и важной достопримечательностью. В 2007 году на нем была установлена подсветка и с тех пор вечером и ночью мост притягивает внимание всех горожан и туристов. Кроме того через Босфорский мост пролегает путь Стамбульского межконтинентального марафона, на время которого мост перекрывается для автомобилей и

Если в России каждый школьник знает, что граница между Европой и Азией проходит по уральскому хребту, то также следует знать, что дальше граница продолжается и по босфорскому заливу, через который перекинулся Босфорский мост , соединив берега двух континентов.

Еще две с половиной тысячи лет, знаменитый правитель Персии Дарий первый, мечтал соединить берега босфорского залива и, построив понтонный мост, соединил Европу и Азию. Это сооружение, не один раз помогало Дарию в его военных походах.

Мечту Дария о надежном мосте, осуществили британские инженеры Уильям Браун и Гильберт Робертс. Они спроектировали мост под началом руководством Олега Александровича Керенского (1905—1984), сына председателя временного правительства Александра Фёдоровича Керенского.


Проект был разработан еще в 1950 году, но строительство моста Босфор началось только в 1970 году, а закончено 30 октября 1973 года, на юбилейную 50-летнюю годовщину основания Турецкой республики.

Мост Босфор был построен английской фирмой Кливленд Инжиниринг и немецкой компанией Хохтиф. Строительство моста обошлось турецкому бюджету в 200 млн. долларов США.

На момент строительства Босфорский мост стал четвертым мостом в мире по длине. На сегодняшний день мост через Босфор сместился на 16 место.


Длина моста Босфор составляет - 1560 метров, длина основного пролета 1074 метра, высота опор 165 метров над поверхностью воды, ширина моста - 33 метра. Расстояние от проезжей части до поверхности воды босфорского залива составляет 64 метра.

Каждые сутки, через мост проходят больше чем двести тысяч единиц транспорта, которые перевозят более шестисот тысяч пассажиров. Проезд по мосту платный, а пешеходный проход закрыт, из-за частого использования моста самоубийцами.

Мост через Босфор, по праву считается одним из символов Стамбула и Турции в целом.


Владимир Дергачев


http://aydinliklighting.com/upload/bogaz-koprusu_3c0510.jpeg

Первый подвесной Босфорский мост соединил в 1973 году европейскую и азиатскую часть Стамбула. Длина моста — 1560 метров, а основного пролета — 1074 метров, ширина — 33 метра, высота опор — 165 метров над водой. От проезжей части до поверхности воды — 64 метра.

Закладка моста, запланированная в 1950 году, была осуществлена через два десятилетия в 1973 году, к 50-летию образования Турецкой Республики. Мост был сооружен немецкой и английской. Стоимость строительства моста в ценах 2015 года составила 1млрд долларов США.

Ежесуточно через мост проходят более 200 тысяч единиц транспорта, перевозящих около 600 тысяч пассажиров. В год открытия Босфорский мост был 4-м в списке самых длинных висячих мостов в мире и самым длинным за пределами США. В настоящее время мост занимает по протяженности 22 место в мире.

Проезд по всем трем мостам через пролив Босфор платный, проход по мостам пешеходам закрыт в связи со случаями самоубийства.


Здесь и далее фотографии Антона Дергачева


Яхта проходит под мостом


Под мостом развиваются флаги Турции

По мосту организовано шестирядное движение (3 х 2).


http://www.wall321.com/thumbnails/detail/20120324/sea%20bridges%20istanbul%20bosphorus%201280x960%20wallpaper_www.wallpaperto.com_34.jpg

Второй подвесной мост Султана Мехмеда Фатиха был сооружен в 1985 - 1988 годы к 535-летию завоевания Константинополя османами. Мост назван в честь султана Завоевателя. Длина моста — 1510 метров, длина основного пролёта — 1090 м, ширина — 39 метров, высота опор — 165 метров над водой. От проезжей части до поверхности воды — 64 метра. Мост сооружён японскими строителями при участии итальянской и турецкой компаний. Ежесуточно через мост проходит более 150 тыс. единиц транспорта, перевозящих около 500 тысяч пассажиров.


http://www.dailytripistanbul.com/wp-content/uploads/bosphorus.jpg



Третий подвесной мост Султана Селима Грозного сооружен в 2013 - 2016 годы, расположен к северу от Стамбула. Движение открылось 26 августа 2016 года. Мост является частью строящейся Северной мармарийской окружной дороги. Особенностью моста является комбинированная конструкция: часть полотна поддерживается вантами, вантами и тросами, середина главного пролёта подвешена на тросах. Мост является самым широким висячим мостом в мире (59 метров) — восемь полос для движения автомобилей (4 х 2) и две железнодорожные колеи. Высота пилонов (322 метра) также является рекордной. Стоимость нового моста составила $3 млрд.

В церемонии открытия моста приняли участие президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, премьер-министр и другие руководители государства, а так же король Бахрейна, сопредседатель Президиума Боснии и Герцеговины от боснийских мусульман, президент Македонии, президент Турецкой Республики Северного Кипра, премьер-министр Болгарии, главный министр пакистанской провинции Пенджаб, вице-премьер Сербии и первый вице-премьер Грузии.
Пропускная способность моста составит 135 тысяч автомобилей в день. Экономия на транспортных и энергетических расходах благодаря пуску моста оценивается в $1,75 млрд. в год

Проезд из европейского на азиатский берег обойдется в $3,4 с частного автотранспорта, в обратном направлении можно будет проследовать бесплатно.

Мост Султана Селима Грозного в день открытия.


http://aa.com.tr/uploads/Contents/2016/08/26/thumbs_b_c_b9c2a5f46a2219e5df30ee641d350095.jpg


https://img-fotki.yandex.ru/get/30602/205480.214/0_d49ef_3b118f0d_XL

Ввод в строй автомобильно-железнодорожного моста стало историческим событием. Впервые установлено полноценное железнодорожное соединение Европы и Азии через Босфор. Тоннель Мармарай специализирован и предназначен, прежде всего, для пригородного движения.

Турецкий президент отметил на открытии моста: «Были те, кто не верил, что этот мост будет построен, кто издевался над нами. Но мы не свернули с этого пути, и мы это сделали. Вы — народ, который 15 июля (во время попытки военных совершить переворот) выстоял против истребителей F-16, и достойны таких шедевров. Этим мостом мы в третий раз соединяем континенты». Строительство моста стало реальным и весомым вкладом Турции в возрождении Великого Шёлкового пути. На очереди строительство моста через пролив Дарданеллы.


Третий мост через Босфор открыт для движения. — http://periskop.livejournal.com/1601032.html

В сентябре 2016 года с пилона моста еще не убраны строительные краны

Ширина дорожного полотна 59 метров (абсолютный мировой рекорд для подвесных мостов).

Два висячих моста соединяют Европу и Азию, протянувшись над Босфором. Движение здесь не утихает даже ночью, машины перебираются с одного берега на другой и обратно, в любое время суток.
мы смотрели здесь, а сегодня предлагаю прогулку днем, посмотреть на величественные конструкции, и взглянуть на небоскребы района Левент (и немного в Азии).


На самом деле, я хотела показать еще и Стамбул с его самой высокой точки, но получился очень объемный пост, поэтому эта часть - в следующем посте!
А пока - из Азии в Европу по второму мосту - мосту султана Мехмеда Фатиха (Fatih Sultan Mehmet Köprüsü), строительство завершено в 1988 году. Длина моста — 1510 метров, длина основного пролёта 1090 метров, ширина моста — 39 метров, высота опор — 165 метров над водой. От проезжей части до поверхности воды — 64 метра.
На строительство моста потрачено 130 миллионов долларов США. Движение по мосту - платное, на сайте нашла информацию, что 4,25 лиры (примерно 80 руб.), но мне почему-то помнится, что меньше. Как говорит Вики, ежесуточно через мост проходит более 150 000 единиц транспорта. Интересно было бы узнать, какой срок окупаемости планировался при строительстве, и что получилось фактически. (Проезд по первому мосту также платный).



Вид на первый мост:

Вид на берега Босфора:

Можно даже успеть щелкнуть вот так:

Район Истинье:

И яхты:

Жилая застройка:

Турецкая федерация футбола:

Подъезжаем к району Левент - деловому центру Стамбула, на Европейской стороне.

Скайлайн здесь причудливая:

Еще увидим город сверху, поднявшись на самый высокий небоскреб Стамбула - Сапфир. А пока - вернемся в Азию через другой мост, первый, он же Босфорский, он же Boğaziçi Köprüsü, Boğaz Köprüsü. Открытие моста состоялось 29 октября 1973 года, к 50-летию установления Турецкой Республики, поэтому если доведется побывать в Стамбуле в этот день, то вы можете стать зрителем великолепного праздничного фейерверка. Вот, например, видео 2013 года. (Можно с 0:40)

Несмотря на логику того, что при движении такого количества машин по мосту, он должен прогибаться вниз, он словно выгибается.


Оба моста закрыты для пешеходов, но в один особенный день, в день проведения Стамбульского марафона, Босфорский мост закрывают для машин и открывают для марафонцев и пешеходов. В этом году прогуляться по мосту (и мешаться марафонцам) можно 16 ноября, начало в 9:30 :)

С моста открывается такой вид - на Девичью Башню. на полуостров Ускюдар, на Султанахмет.

Представляете, ведь кто-то едет здесь каждый день, и может видеть это великолепие, но глаз уже не воспринимает торжества и красоты.

Обзор двух мостов через Босфор – южного, видимого из центра Стамбула (Первого Босфорского, 1973), и северного, более позднего (Моста Фатих, 1988). Оба моста строились и открывались к значимым датам: первый – к 50-летию основания Турецкой Республики М.К. Ататюрком, второй – к 535-летию завоевания Константинополя у Византии. Оба моста достаточно красивые, однако второй мне понравился более. Заодно увидите на снимках, насколько узок Босфор, соединяющий два моря и разъединяющий две части света.

Мост им. султана Мехмеда II Фатиха, 1988

Сперва покажу Первый Босфорский мост (Boğaz Köprüsü). Основные данные :
Длина моста - 1560 метров, длина основного пролета 1074 метров, ширина - 33 метра, высота опор - 165 метров над водой. От проезжей части до поверхности воды - 64 метра. Закладка моста, запланированная еще в 1950 г., была осуществлена 20 февраля 1970 года. Открытие моста состоялось 29 октября 1973 года, к 50-летию установления Турецкой Республики. Мост был сооружен немецкой фирмой Хохтиф и английской фирмой Кливленд Инжиниринг.

2. Поскольку Босфор я пересекал несколько раз в разную погоду, то и снимки будут разные по настроению. Этот – сделан, когда я шёл на пароме к вокзалу Хайдарпаша. Погода была почти идеальная. Обратите внимание, как косо идёт по фарватеру торговое судно. Как я потом убедился, путь следования по главному фарватеру там не прямой и довольно сложный, так что лоцман для проводки обязателен.

3. А это он же, но в пасмурную погоду. Идём из Ускюдара.

4. Ещё, с мешающими снимать чайками. Почему-то там их огромное количество, а наиболее продвинутые местные покупают бублики, крошат их и кидают чайкам прямо на ходу, и можно наблюдать настоящий воздушно-птичий спектакль “Забери у соседки на лету кусок”.

5. Опять в хорошую погоду. Снова в кадр поймано транзитное судно, следующее в Чёрное море.

5a. Вечером в какие-то дни его включают, подсветка выглядит вот так. Но не во все дни! (закономерность мне выявить не удалось)

6. Ну и кадр, сделанный из метробуса через стекло, когда я пересекал его сухопутно. Помните, я вам показывал видео “Из Европы в Азию “?

Второй мост, им. Султана Мехмета Фатиха “Завоевателя” (Fatih Sultan Mehmet Köprüsü) показался мне заметно харизматичнее по виду. Все снимки сделаны недалеко от конечной автобуса, который ходит до исторической крепости Румелихиссар. Некоторые – от крепости, некоторые – сверху.

Данные по нему:
Длина моста - 1510 метров, длина основного пролёта 1090 метров, ширина моста - 39 метров, высота опор - 165 метров над водой. От проезжей части до поверхности воды - 64 метра.

Второй мост строили японцы, а не европейцы, а по высоте над уровнем моря (64 м) и по высоте пилонов (165 м) он идентичен Первому. Оба моста строго-настрого закрыты для пешеходного движения – можно ехать только на транспорте, от мотоцикла и выше.

7. Общий вид сверху. У азиатского берега на возвышении – громадный флагшток с турецким флагом.

8. Несколько ближе, с видом на азиатский пилон. Обратите внимание, насколько интенсивно там движение. И почему-то тут больше грузовых, чем на Первом мосту – возможно, у турков есть на этот счёт какие-то ограничения. И тяжёлые грузовые на 80% идут из Азии в Европу, а не наоборот. Обьяснения этому факту я быстро не нашёл.

9. Ракурс на Босфор, который там сложно петляет.

10. Ещё вид от крепости.

11. Поднялись выше, кадр ракурсом на север.

12. Фуры в Европу идут почти непрерывным потоком.

13. На самой верхушке сопочки: можно увидеть поток сверху.

14. Вид оттуда же, но на восток, к Азии. Оцените узость Босфора – его ширина тут метров 600-700, наверное. Около берега главным фарватером идёт большое судно, почти по центру – башня крепости “Перерезанное Горло”, построенной этим самым Фатихом в 1452 году всего лишь за полгода. Этим строительством он окончательно перекрыл свободный проход по Босфору и сосредоточил там войска и артиллерию. Через год после постройки крепости несчастный византийский Константинополь падёт.

15. Это же судно, следует к Черному мору. Фарватер и там петляет.

16. Ещё раз вид на мост. Обратили внимание в левом нижнем углу на главный признак Стамбула? Если бы я его приметил раньше, этот снимок попал бы в пост “Стамбульские коты” 🙂

17. Вид на Азию.

18. …и, десертом, на узенький Босфор. Крепость чуть южнее начинается, в кадр не вошла.