Семья

Что является физиологической основой речи и мышления. Физиологический механизм мышления. Фазы человеческого мышления

Тема 9. Мышление и воображение

1. Сущность, особенности, механизмы мышления

3. Речь как основа мышления

4. Сущность, функции, физиологический механизм воображения

5. Виды воображения

Вопрос

· Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых и закономерных свойств, связей и отношений между познаваемыми предметами.

Проблема мышления долгое время не была предметом изучения психологии, а изучалась философией и логикой. В настоящий момент мышление изучается психологией, физиологией, кибернетикой, лингвистикой. В рамках психологии существуют различные теории мышления (ассоцианизм, вюрцбургская школа, гештальтпсихология).

Материалистическая психология рассматривает мышление как процесс, который формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая затем в свернутые формы, и приобретает характер внутренних «умственных» действий.

Особенности мышления как познавательного процесса:

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер . Человек имеет возможность познать не только то, что непосредственно в восприятии не представлено. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но и обязательно на прошлый опыт.

2. Мышление отражает окружающую действительность обобщенно. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. Обобщенность мышления связана с его знаковым характером.

3. Мышление дает возможность устанавливать связи между предметами, в то время как ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений или отдельные явления.

4. Мышление – всегда отражение связей и отношений между предметами и явлениями в словесной форме.

5. Мышление всегда связано с практической деятельностью человека, это не просто «созерцание» внешнего мира, а такое отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на преобразование внешнего мира. Дл я того, чтобы осуществить в окружающей действительности разумную деятельность, необходимо отражать отношения предметов между собой.

Мышление человека качественно отличается от мышления животных. Важнейшим отличительным моментом является речь и др. используемые при этом знаковые системы, с помощью которых человек получает возможность существенно расширить свои моделирующие способности.


Физиологический механизм мышления

С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга.

Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при их одновременном возбуждении нервные связи отражают действительные зависимости между явлениями и предметами мира. Эти закономерно вызываемые внешними раздражениями связи (ассоциации) и составляет физиологическую основу процесса мышления.

Мышление по своей регулятивной функции выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека.

Источником и начальным моментом мышления является проблемная ситуация – ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью. Проблемная ситуация – это конфликт между тем, что дано человеку и тем, чего он должен достигнуть.

Характеристики проблемы:

цель (ориентировочная основа для решения задач);

условия, в которых задана данная цель;

потребность в достижении цели;

недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий.

В процессе решения задач выделяется три типа мыслительных действий :

I. Ориентировочные действия начинаются с анализа условий. На основе полученной информации, анализа условий возникает гипотеза, предположение, проект решения задачи. Гипотеза способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли и, в конечном итоге, переходит в план решения.

II. Исполнительные действия сводятся в основном к выбору приемов решения задачи.

III. Нахождении ответа состоит в сверке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается. Если нет – процесс решения продолжается снова и продолжается до тех пор, пока решение не будет согласовано с условиями задачи.

Вопрос

Мышление включает ряд таких операций как сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстракция . С их помощью осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства, составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

· Сравнение – это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств, отношений друг с другом и выявлении общности и различий между ними.

· Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

· Синтез - это мыслительная операция, позволяющая переходить в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

· Абстрагирование - это мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

· Обобщение – это объединение многих предметов и явлений по какому-то общему признаку.

К формам мышления относятся понятие, суждение и умозаключение.

· Понятие - форма мышления, отражающая существенные связи, и отношения предметов и явлений, выраженные словом или группой слов.

Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и общими. Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

· Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждении или отрицание чего-либо.

Понятия могут быть истинными и ложными.

· Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Способы мышления:

· Индукция – это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.

· Дедукция – это способ мышления, способ мышления, при котором умозаключение идет от общего к частному.

П. А. Рудик, «Психология»
Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1955 г.

С физиологической стороны процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора, а не какие-либо специальные отделы её.

Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов.Существовавшее ранее представление о точных границах центральных отделов анализаторов в коре головного мозга опровергается последними достижениями физиологической науки. «Пределы анализаторов гораздо больше, и они не так резко разграничены друг от друга, но заходят друг за друга, сцепляются между собой ».

Эта «специальная конструкция» коры облегчает установление связей в деятельности самых различных анализаторов . Кору больших полушарий головного мозга необходимо рассматривать как грандиозную мозаику бесчисленной массы нервных пунктов с определённой у каждого из них физиологической ролью; вместе с тем кора представляет собой сложнейшую динамическую систему, постоянно стремящуюся к объединению, к установлению единой, общей связи, говорит И. П. Павлов.

Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при одновременном возбуждении этих участков коры нервные связи отражают действительные связи в вещах. Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями временные нервные связи, или ассоциации, и составляют физиологическую основу процесса мышления . «Мышление, - говорил И. П. Павлов, - ...ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация - это есть момент рождения мысли».

Образовавшиеся временные связи, или ассоциации, вначале имеют генерализованный характер, отражая реальные связи в их самом общем и недифференцированном виде, а иногда даже и неверно, по случайным, несущественным признакам. Лишь в процессе повторных раздражений происходит диффе-ренцировка этих временных связей, они уточняются, закрепляются и становятся физиологической основой более или менее точных и правильных знаний о внешнем мире .

Возникают эти временные нервные связи прежде всего под воздействием первосигнальных раздражителей, вызывающих у нас соответствующие ощущения, восприятия и представления об окружающей внешней среде. Реальные взаимодействия и взаимосвязи этих раздражителей обусловливают собой особенность соответствующих временных нервных связей первой сигнальной системы.


Однако мышление предполагает в своей основе не только первосигнальные связи; оно обязательно предполагает деятельность второй сигнальной системы в её неразрывной связи с первой сигнальной системой. С помощью слов образуются второсигнальные связи, отражающие отношения, существующие между предметами.

В отличие от ощущений, восприятий и представлений, которые обусловливаются воздействием на нас конкретных предметов окружающего мира, речь, будучи непосредственно связана с мышлением, позволяет нам отразить в словах взаимосвязь и взаимообусловленность явлений; это оказывается возможным потому, что слова, как раздражители, являются не просто заместителями, сигналами предметов, а «сигналами сигналов», т. е. обобщёнными раздражителями, которым соответствуют системы временных связей.

«Эти новые сигналы в конце концов стали обозначать всё, что люди непосредственно воспринимали как из внешнего, так и из своего внутреннего мира, и употреблялись ими не только при взаимном общении, но и наедине с самим собой», - говорит И. П. Павлов. Их особенностью является то, что они «представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а наконец и науку - орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом», - говорит И. П. Павлов.

Мышление может быть правильным лишь тогда, когда вторая сигнальная система находится в неразрывной связи с деятельностью первой сигнальной системы. Слова являются всегда лишь вторыми сигналами, «сигналами сигналов». Если они теряют связь с первосигнальными отражениями действительности, они теряют своё познавательное значение, и мышление приобретает оторванный от действительности характер, приводит к бесполезным, формальным или чисто словесным знаниям, не дающим правильного и ясного понимания действительности .

Вторая сигнальная система сама по себе, без опоры на первую сигнальную систему, не может служить основой правильного мышления. Последнее осуществляется во взаимодействии первой и второй сигнальных систем. Однако в этом взаимодействии главная роль принадлежит второй сигнальной системе .

Ввиду обобщённого характера второсигнальных раздражителей - слов, позволяющих отражать объективные связи в их общей форме, вторая сигнальная система приобретает ведущее значение в сложных нервных процессах, подчиняя себе деятельность первой сигнальной системы. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем в процессах мышления и состоит в том, что вторая сигнальная система в этом единстве занимает главенствующее положение и направляет процессы первой сигнальной системы, «держит её под сурдинкой», по выражению И. П. Павлова.

Вторая сигнальная система - специально человеческая. Она возникает у человека в связи с его трудовой деятельностью и вызванной ею необходимостью общения с другими людьми, но возникает она всё же на базе первой сигнальной системы и находится с нею в органической связи.

Уже в процессах восприятия всякий образ предмета, возникающий в результате воздействия на нас непосредственных раздражителей, обязательно связывается со словесным обозначением данного предмета. Это существенным образом отличает первую сигнальную систему человека от первой сигнальной системы животных.

У человека восприятия и представления, связанные со словами, отражают социальное значение соответствующих предметов для человека, в связи с чем и первая сигнальная система является у него социально детерминированной и функционирует всегда в связи со второй сигнальной системой.

Уже в процессах восприятия вторая сигнальная система приобретает ведущее значение. Но основную роль свою она играет в процессах мышления, отодвигая на задний план и подчиняя себе деятельность первой сигнальной системы. Человек все сложные связи и отношения отражает с помощью второй сигнальной системы, лежащей в основе словесного мышления.

Слово преобразует первосигнальные нервные связи в обобщённые образы действительности, что позволяет нам в процессах мышления оторваться от конкретных особенностей воспринимаемых явлений и мыслить существующие связи в их обобщённом виде, в форме понятий, а не в форме восприятий и представлений.

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения дей­ствительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и да­леко выходит за его пределы.

Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).

В психологии распространена классификация видов мышле­ния: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление.

Наглядно-действенное мышление . В ходе исторического разви­тия люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая. Например, сначала наш далекий предок научился практически (шагами и т.д.) измерять земельные участки, и только потом на основе знаний, складывающихся в ходе этой практической деятельности, постепенно возникала и развивалась геометрия как особая теоретическая наука.

Наглядно-образное мышление. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.е. в возрасте четырех - семи лет. Связь мышления с практиче­скими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его пред­мет. Во многих случаях не требуется систематического практи­ческого манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно пред­ставлять этот объект.

Отвлеченное мышление. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается - сначала в простейших формах - отвлеченное мышление, т.е. мыш­ление в форме абстрактных понятий.

Мышление словесно-логическое - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление словесно-логическое функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышления словесно-логического формируются и функционируют различные виды обобщений.

33. Основные мыслительные операции.

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность - у одних к анализу, у других к синтезу.

Бывают умы аналитические, главная сила которых- в широте синтеза.

Абстракция - выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение (или генерализация) - отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Физиологические механизмы познавательных процессов

2.3 Физиология мышления

Мышление - это работа мозга, в результате которой может при помощи слов и образов представить и выразить саамы различные состояния своего организма и свое отношение к реально существующим и мнимым предметам и явлениям действительности. Уже из общего определения следует, что существенную роль в этой главнейшей функции мозга человека играют слова и образы, т.е временные связи, сформированные в результате сочетаний непосредственных и словесных раздражений с самыми различными деятельности организма. Временные связи при этом являются физиологическим аппаратом мышления, его аналитико-синтетическим механизмом. В результате анализа и синтеза раздражений и ответной деятельности организма на них, временные связи не только накапливаются, но извлекаются из памяти и служат материалом для создания новых связей как из них же самих, так и из постоянно образующихся связей.

Эти механизмы обладают свойствами саморегуляции и постоянной активности, в результате и происходит извлечение из памяти хранящихся там временных связей, образование новых связей и систем из них, комбинация их с постоянно формирующимися ассоциациями.

В современной физиологии эти механизмы представляются рефлекторными, что не исключает наличия в пределах рефлекторности циркуляторных процессов лежащих в основе саморегуляции./Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности.,М.,1972 г.с.142/.

К другому механизму саморегуляции относится механизм поддержания порой собственного тонуса через ретикулярную формацию. Случаи, когда под влиянием коры возбуждаются эмоциональные структуры, в вследствие этого повышается собственный тонус коры, относятся к явлению кортикальной саморегуляции, которые осуществляются через лимбико-кортикальные двусторонние и внутри кортикальные связи. К механизмам мозговой саморегуляции относятся также акцептор действия и нервная модель стимула.

Таким образом, временные связи это как бы строительный материал, из которого аналитико - синтетические механизмы мозга формируют высшую нервную деятельность.

Временные связи у человека, несмотря на общие закономерности их образования, качественно отличаются от временных связей животных. Вследствие этого и мышление человека и животных качественно отличаются. И.П. Павлов «мышление» у собаки называет конкретным, являющимся результатом анализирования и синтезирования падающих на ее органы чувств раздражений. Человеку же принадлежит «высшее мышление», основанное на отвлечении от действительности, благодаря наличию у него механизма сигнала сигналов - второй сигнальной системы. Обучение, мысль, мышление, знание- процесс образования временных связей, а пользование ими - понимание. И.П. Павлов полагал, что физиологическая сущность понимания - это не что иное, как использование ранее сформированных временных связей, ассоциаций. /Соколов Е.Н., Теоретическая психофизиология., М.,1986г.,с.141/.

Разгадка внутренних механизмов ума, разума, интеллекта, представляющих в свете знаний как саморегуляторные механизмы приема и переработки информации, остается главнейшей задачей науки о мозге.

Итак, образное и абстрактное мышление у человека есть результаты аналитико- синтетической деятельности мозга и ее механизмов - сигнальных систем. Образное и абстрактное мышление человека органически связаны, как и их механизмы - первая и вторая сигнальные системы.

Влияние темпов пубертата на психологические особенности подростка

Начинается половое созревание с повышения активности центральной нервной системы, вслед за которыми интенсифицируется деятельность эндокринных желез. Возрастающее количество гормонов, вырабатываемых и выделяемых в кровь этими железами...

Влияние физиологии на психологию

Физиология (от греч. цэуйт -- природа и греч. льгпт -- знание) -- наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов (см...

Влияние цвета на психику и деятельность человека

Древние именовали глаза «окнами» организма, «вратами восприятия». Мы привыкли к тому, что наш организм воспринимает цветовые потоки посредством зрительного анализатора...

Исследование уровня стрессоустойчивости у кардиологических больных

Любой, сам по себе нейтральный, стимул вызывает стрессовую реакцию. Раздражение, воспринимаемое сенсорными рецепторами периферической нервной системы, передается в ЦНС, где от главных путей, восходящих к неокортексу...

Основные этапы онтогенеза речи

Развитие членораздельной речи помимо изменения слуха на определённом этапе эволюции человечества вызвало совершенствование речевых органов: · изменение формы нижней челюсти и степени ее подвижности...

Физиологические и клинико-психологические аспекты боли

Первые научные концепции физиологии боли появились в первых десятилетиях 19-го столетия. Это был век прорывов в изучении механизмов боли, позволившие учёным не только лучше понять боль, но иногда и облегчить её...

Физиологические механизмы познавательных процессов

2.1 Теории сознания О том, что представляет собой сознание, высказывается разнообразие мнений. Можно определить сознание как субъективно переживаемую последовательность событий, противопоставляемых бессознательным процессам, например таким...

Физиология стресса или как пережить экзаменационный стресс без ущерба для здоровья человека

Все живые существа испытывают в той или иной форме ментальный и физический стресс. Стресс необходим для нашего развития и эволюции. Когда мы даем стресс нашему телу в процессе спортивных занятий, наше тело становится сильнее...

Целебный смех

Физиологически, смех представляет собой серию спазматических и отчасти непроизвольных выдохов с необычной вокализацией, чаще всего указывающих на состояние веселья...

Эмоции в учебной деятельности школьника

Эмоции проявляются как внешнее поведение и как перестройка внутренней среды организма, имеющая своей целью адаптацию организма к среде обитания...

С физиологической стороны процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора.

Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов.

Существовавшее ранее представление о точных границах центральных отделов анализаторов в коре головного мозга опровергается последними достижениями физиологической науки: «Пределы анализаторов гораздо больше, и они не так резко разграничены друг от друга, но заходят друг за друга, сцепляются между собой» (И. П. Павлов).Эта «специальная конструкция» коры облегчает установление связей в деятельности самых различных анализаторов. «Кору больших полушарий головного мозга необходимо рассматривать как грандиозную мозаику бесчисленной массы нервных пунктов с определенной у каждого из них физиологической ролью. Вместе с тем кора представляет собой сложнейшую динамическую систему, постоянно стремящуюся к объединению, к установлению единой, общей связи» (И. П. Павлов).

Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при одновременном возбуждении этих участков коры нервные связи отражают действительные связи в вещах. Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи и составляют физиологическую основу процесса мышления. «Мышление,- говорил И. П. Павлов,- …ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация - это есть момент рождения мысли».

Вначале эти ассоциации имеют генерализованный характер, отражая реальные связи в их самом общем и недифференцированном виде, а иногда даже и неверно, по случайным, несущественным признакам. Лишь в процессе повторных раздражений происходит дифференцировка временных связей, они уточняются, закрепляются и становятся физиологической основой более или менее точных и правильных знаний о внешнем мире.

Возникают эти ассоциации прежде всего под воздействием первосигнальных раздражителей, вызывающих соответствующие им ощущения, восприятия и представления об окружающей внешней среде. Реальные взаимодействия и взаимосвязи этих раздражителей обусловливают собой возникновение соответствующих временных нервных связей первой сигнальной системы.

В осуществлении процесса мышления принимают участие нервные процессы в речевых центрах коры . Мышление опирается не только на первосигнальные связи. Оно обязательно предполагает деятельность второй сигнальной системы в ее неразрывной связи с первой сигнальной системой. Раздражителями здесь выступают уже не конкретные предметы окружающего мира и их свойства, а слова. Речь, будучи непосредственно связанной с мышлением, позволяет отразить в словах взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, потому что слова являются не просто заместителями, сигналами предметов, а обобщенными раздражителями.

Вторая сигнальная система - специально человеческая. Она возникает у человека в связи с его трудовой деятельностью и вызванной ею необходимостью общения с другими людьми, но возникает все же на базе первой сигнальной системы и находится с нею в органической связи. В этом взаимодействии главная роль принадлежит второй сигнальной системе.

Ввиду обобщенного характера второсигнальных раздражителей - слов, позволяющих отражать объективные связи в их общей форме, вторая сигнальная система приобретает ведущее значение в сложных нервных процессах, подчиняя себе деятельность первой сигнальной системы. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем в процессах мышления и состоит в том, что вторая сигнальная система в этом единстве занимает главенствующее положение и направляет процессы первой сигнальной системы.

Слово преобразует первосигнальные нервные связи в обобщенные образы действительности, что позволяет человеку в процессах мышления оторваться от конкретных особенностей воспринимаемых явлений и мыслить существующие связи в их обобщенном виде, в форме понятий, а не в форме восприятий и представлений.