Семья

Доклад на тему "Теоретические основы индивидуального подхода к детям с ОВЗ". Обучение детей с овз

Вязовая М.В.

Новосибирский государственный педагогический университет

г. Новосибирск

Научный руководитель – Храпченкова И.В., к.п.н., доцент, НГПУ

Современные образовательные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации

«Педагоги не могут успешно кого-то учить,

если в это же время усердно не учатся сами»

Али Апшерони.

В настоящее время, перемены в системе школьного образования не могли не отразиться и на содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ).

Кроме того, внедрение современных образовательных технологий в школьных образовательных организациях, продиктовано и социальным заказом родителей, которые на данном этапе, предъявляют более серьезные требования к образованию и воспитанию детей в ШОО.

На мой взгляд, современные образовательные подходы к воспитанию и образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагают использование новых образовательных технологий, методик преподавания, разнообразных форм и методов обучения, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания и развития, социальной адаптации воспитанников, а также формирования личностной гармонии и здоровья.

Очень хорошо помню, как несколько лет назад на занятии, когда мы с детьми играли в игру «Придумай словечко», я с изумлением услышала от своих воспитанников «новые словечки», не якорь, а Яндекс, не кукла, а компьютер. « Вот они, современные дети!» - подумала я тогда. А вскоре, сделала не менее интересное, на мой взгляд, открытие: в детский сад мои воспитанники стали приносить не машинки или кукол, а планшеты, различные игровые консоли и такие электронные игрушки приковывали внимание всех малышей группы. Именно тогда, все эти наблюдения, для меня сложились как детали в пазле - если все современные гаджеты так притягивают наших детей, значит, просто необходимо задействовать это «притяжение» в нужном русле, и я взяла на вооружение современные информационно-коммуникационные технологии.

Вы можете мне возразить, «все новое, это хорошо забытое старое», что раньше логопеды и без компьютера успешно справлялись, используя привычный наглядный материал.

Но раньше и детки были другие. Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители.

Кроме того, на современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Если в 2002году, у нас в ШОО наблюдался 1 ребенок с задержкой интеллектуального развития сложного генеза, то уже в 2016 количество детей с аналогичными нарушениям возросло до 40%.

И сегодня, «методика использования только картинок», результатов практически не дает, моим детям с тяжелыми нарушениями речи, не интересно и утомительно из дня в день рассматривать и называть одно и то же, пришло время использовать современные образовательные технологии. Что же такое современные образовательные технологии сегодня?

Современные инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Я думаю, что сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом не изучая, обширный арсенал образовательных технологий. Из всего многообразия предлагаемых технологий обучения, в своей работе с детьми с ОВЗ, я активно использую игровые технологий, также меня интересует использование компьютерных ресурсов, но и без технологий: проблемного обучения, дифференцированного подхода, разноуровнего обучения, технологии коллективного способа обучения, и особенно, здоровьесберегающих технологий свою деятельность уже не представляю. Пальчиковые гимнастики, динамические паузы, релаксация, Су-Джок терапия, самомассаж биологически активных зон, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, и конечно, соблюдение норм СанПиН – вот о чем, я как специалист, просто не имею права забывать, какие бы современные образовательные подходы к образованию и воспитанию детей, я бы не использовала.

Мои ребята все разные, для каждого из них, свой, индивидуальный образовательный маршрут, к каждому - свой образовательный подход, что эффективно для одного, необязательно подойдет другому, но, безусловно, все они любят играть.

Актуальность использования игровых технологий, как средства коррекции, для меня обусловлена тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Не стоит забывать слова А. С. Макаренко: «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело.… Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»

Используя игровую форму проведения уроков, особое внимание обращаю на создание игровой мотивации, которая, как мы знаем, выступает средством побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. «Игра практически с древних времён выступает как форма обучения», писал Ян Коменский.

Куклотерапию - я на своих занятиях использовала давно, а с появлением информационно-коммуникационных технологий, у меня появилась возможность соединить такой «интересный» для детей компьютер, с дидактическими возможностями игры, что и стало в результате важным направлением в моей коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Как я использую информационно-коммуникационные технологии в своей работе?

Подбор иллюстративного (дополнительного познавательного) материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинета.

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

Оформление документации, отчетов.

Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей (для проведения занятий дома), и в процессе проведения родительских собраний.

Мой опыт работы показывает, что электронные игры естественно вписываются в жизнь школы и являются ещё одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения, а также, что немаловажно, позволило «активизировать» родителей моих воспитанников. Для себя, я отметила, что домашние задания с презентацией (на флеш-накопителе), выполняются с большим интересом, как детьми, так и родителями.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктует, нам, педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Я считаю, что современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ, новые педагогические технологии способствуют не только наилучшему усвоению ребенком информации, а так же положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка.

Последние годы, я активно использую в своей работе современные образовательные технологии, мои детки с удовольствием идут заниматься - играя, а я, видя их восторженные глаза при виде новой компьютерной игры – презентации, каждый раз думаю, как хорошо, что я не побоялась ввести новое в свою работу. В своей работе с детьми с ОВЗ я широко использую здоровьесберегающие технологии, так как они позволяют решить приоритетные задачи современного школьного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья, обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и семье.

Самые яркие моменты в моей деятельности – это успехи моих воспитанников, доброжелательные, благодарные слова родителей. Терпеливо, шаг за шагом, стремлюсь к достижению поставленной цели.

А еще я думаю, одной важнейшей целью педагога является повышение профессионального мастерства т.к. в конечном счете, успех образовательного учреждения зависит от педагогического коллектива, ведь в наших руках будущее наших детей.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Современному специалисту невозможно работать без творчества. Но мир не стоит на месте, возможно, в будущем то, что мы сейчас называем «современные образовательные технологии» перестанут интересовать моих воспитанников, и не будут являться «надежным инструментом, своего рода волшебной палочкой» в моих руках.

Список литературы

1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2005.

2. Дмитриев А.А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями // Дефектология. – 2005. – №4.

3. Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 7.

4. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. – СПб.: Педагогика, 1996.

Перед учителем встает вопрос: «Как обучать ребенка с ОВЗ?». Каждый ребенок с нарушениями в развитии уникален как по своему состоянию, так и по темпу развития, поэтому ранняя коррекционная помощь является средством формирования тех навыков и умений, которые ребенок готов воспринять в данное время, и должна быть по возможности максимально индивидуализирована. При этом следует обеспечить максимальные возможности для его развития. Требуется целенаправленная, кропотливая и терпеливая работа. Педагоги должны иметь четкое представление о том, как и чему его учить, как относиться к его поведению и трудностям во время занятий, как учитывать его возможности, сглаживать особенности его состояния, вызванные болезнью и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза И.П. Серикова

Шебекинского района Белгородской области»

Выступление на ММО учителей начальных классов

Тема: «Индивидуальный подход к обучению детей с ОВЗ»

Подготовила: Кальницкая Л.В.

2014 г.

Для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья воспитания, обучения и коррекционной помощи в стране действует система специального образования (VIII типов специальных (коррекционных) учреждений). Однако, лишь 48% детей от общего числа нуждающихся в специальном образовании, посещают учреждения подобного типа. Остальные дети обучаются совместно со здоровыми сверстниками либо реализуется домашнее обучение.

Перед учителем встает вопрос: «Как обучать такого ребенка?». Педагоги общеобразовательных учреждений должны быть готовы в условиях общеобразовательных школ решать те проблемы, которые раньше являлись специфичными для коррекционных школ: владеть коррекционно-развивающими технологиями, включающими учеников в процесс познания через деятельность, уметь на основе педагогической диагностики разработать коррекционно-развивающие программы, спроектировать развивающую среду.

1.Беседа с родителями ребенка. Необходимо получить как можно более полную информацию о ребенке (особенности характера, поведения, привычки и т.п.).

2.Консультация специалистов: врача-специалиста, у которого наблюдается ребенок (правильная организация учебного процесса, обеспечивающая охрану здоровья ребенка); учителя-дефектолога (методические рекомендации); психолога; логопеда.

3. Планирование совместной работы специалистов (учитель, психолог, логопед): составление индивидуального плана сопровождения.

4. Знакомство с программой специального (коррекционного) учреждения, рекомендованной ребенку психолого-медико-педагогической комиссией.

5. Подготовка детей и родителей класса к принятию нового ученика.

Основной контингент учащихся специальной школы VIII вида составляют дети с легкой степенью умственной отсталости

Особенности психического развития познавательных процессов

Внимание детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется рядом патологических особенностей. У большинства детей отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания. Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания.

Словесно-логическая память предполагает достаточный уровень развития речи и мышления, а поскольку эти функции у детей с ограниченными возможностями здоровья как правило, формируются с опозданием, то и данный вид памяти задерживается в своем становлении. Таким образом, у детей наблюдается специфическое развитие памяти и своеобразие в формировании мнемических процессов.

Речь . Имеет место ограниченность пассивного и активного словаря, что свидетельствует об узости общих представлений, которые формируются в процессе освоения различных видов деятельности. Особенно ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, свойства предметов, а также различные виды действий с предметами. Отмечается и своеобразие в понимании речи: недостаточное понимание многозначности слов, иногда незнание предметов и явлений окружающей действительности. Нередко вызывает трудности понимание текстов художественных произведений, арифметических задач, программного материала. Для большинства учащихся с ограниченными возможностями характерны слабая дифференциация лексических значений, незнание языковых правил перефразирования, неточности употребления антонимов и синонимов. Все это часто приводит к неправильному построению предложений.

Мышление. Дети с ОВЗ с трудом устанавливают сходства и различия, причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуативных связей.

Приемы коррекции в процессе обучения и воспитания:

  • Прохождение занятия необходимо разбить на временные промежутки с перерывами, включающими смену вида деятельности.
  • Для привлечения непроизвольного внимания рекомендуется широкое применение наглядных средств обучения.
  • Для развития произвольного внимания рекомендуется использовать средства определенного уровня абстрактности - схемы, диаграммы, таблицы. Педагог может составлять совместно с учащимся схемы и таблицы непосредственно на занятии.

Обучение мнемическим приемам:

  • Выделение ключевой опорной мысли (предложения) в каждом абзаце. Пересказ с использованием опорных ключевых предложений.
  • Уделять внимание повторению материала. Важно посвятить некоторое время повторению уже полученной информации.
  • Учитывать эмоциональный фактор (связь излагаемого материала с прошлым опытом), за счет которого производительность интеллектуального труда значительно возрастает.
  • Развитие речевого общения: грамматически правильное построение фраз; употребление в речи числительных и местоимений, служебных слов и предлогов, в первую очередь связанных с пространственными и временными категориями;
  • Подбор синонимов, обучение использованию синонимов и антонимов в устной и письменной речи.
  • Ведение словаря понятий и терминов по каждому изучаемому предмету.
  • Акцентирование внимания учащегося на рубрике «Словарь» в материале урока.
  • Инструктирование по выполнению заданий, которые задаются на дом.
  • Выполнение части домашнего задания на уроке в качестве примера (у учащегося должны быть примеры и алгоритмы выполнения каждого вида заданий, встречающихся в материале урока и в материале домашнего задания)
  • Анализируя текст художественного произведения, целесообразно сначала уяснить содержание произведения. Необходимо составить перечень вопросов по содержанию. Важно следить за тем, чтобы ответ учащегося был полным с приведением выдержек из текста произведения.
  • Анализируя поступки и характер героев художественных произведений, особое внимание уделить установлению причинно-следственных связей

Овладение терминами, обозначающими абстрактные категории:

  • Обогащение активного словарного запаса, подбор иллюстраций, подбор синонимов, ведение словаря терминов, демонстрация примеров.
  • Иллюстрация теоретических положений конкретными примерами, близкими к опыту учащихся.
  • Информацию необходимо предоставлять на примере конкретных операций над объектами.
  • Обучение анализу и сравнению явлений, объектов (составлять таблицы сходств и различий).
  • Обучение установлению причинно-следственных отношений при помощи вопросов по содержанию материала, вопросов с формулировкой «Почему?», «Зачем?» (следует подготовить вопросы заблаговременно)
  • Формирование пространственных представлений на основе программного материала;
  • Развитие временных представлений на материале истории, литературы;
  • Развитие словарного запаса: отработка специальной терминологии при изучении различных предметов; овладение понятиями, обозначающими пространственные и временные представления в изучаемом материале;

Каждый возрастной период значим для формирования личности ребенка. Необходимо предусмотреть создание определенных условий для обогащения всех основных видов деятельности ребенка, характерных для каждого возрастного периода.

Фундаментальным стержнем коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей является принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии каждого обучаемого. В тесном сотрудничестве со специалистами школы: дефектологом, психологом, логопедом выстраивается направление работы с каждым ребенком индивидуально.

Несоответствие уровня развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья препятствует адекватному пониманию поставленной задачи и предлагаемой информации. Для данного контингента учащихся характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации учебной деятельности. Отсюда снижение познавательного интереса. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые техники и технологии.

Среди детей с ОВЗ есть учащиеся, у которых наряду с недоразвитием сложных форм познавательной деятельности отмечается также нарушенная речь. У таких детей отмечается апраксия губ и языка. При достаточной остроте слуха эти дети не различают близкие по характеру звуки, не могут выделить отдельных звуков из плавной речи, плохо дифференцируют сложные звуковые комплексы, то есть имеют стойкое нарушение фонематического восприятия.

Опираясь на знания психолого-педагогических характеристик, учитель сможет правильно построить свою работу по формированию учебной деятельности.

При индивидуальном или фронтально обучении всех категорий детей важно, чтобы учитель планировал урок грамотно, использовал адекватную методику, применял целесообразно сочетание словесных и наглядных средств. Не менее важным является и то, чтобы не только учитель, но и ученики активно работали. Для этого нужно заранее представить себе, каким образом можно хотя бы на небольшой срок заинтересовать учащихся тем, что происходит на занятии, как уже экспериментально доказано, отмечает В.Г. Петрова ("К вопросу о разнообразии форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием"), что дети с ОВЗ значительно успешнее запоминают тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик.

Сколько-нибудь сложная умственная деятельность быстро утомляет их. Учащиеся стремятся тем или иным путем избавиться от нее - прекращают работу или выполняют ее, не учитывая всех предложенных условий, упрощает поставленную перед ним задачу. Существенное место должно занимать на уроке воспитание детей с ОВЗ умения адекватно реагировать на возникающие неудачи и трудности в учебных и повседневных ситуациях.

Важно научить учеников завершать начатую работу, проявляя определенные волевые усилия даже в тех случаях, когда не все сразу удается. Для всех детей с нарушенным интеллектуальным развитием свойственно отсутствие критичности к полученному результату, удовлетворенность любым полученным ответом. Воспитать критическое отношение к своей деятельности - одно из важных направлений коррекционной работы.

Одним из значимых условий обучения является оказание ученику помощи. Помощь может предстать как образец для подражания. Другой вид помощи, когда она направлена на активизацию действий, на организацию познавательной деятельности ребенка. Тогда ее значение оказывается наиболее существенным, поскольку способствует коррекции мышления.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

- игровые ситуации;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Развитие активного мышления идет двумя путями: от наглядно -действенного к наглядно - образному и логическому. Эти пути развития на определенном этапе сливаются воедино, и это играет особую роль в познавательной деятельности ребенка.
Важным приемом осмысления новых фактов и явлений стало обращение к зрительному образу: пантомимическое изображение предмета разговора, художественные иллюстрации, рисунок, символический знак - все то, что становится опорой для развития мышления больного ребенка. Все это обеспечивает союз разума и чувства.
Занятия с больным ребенком рекомендовано проводить в форме урока. Урок - это общение учителя с учеником. Ребенок устроен так, что он развивается в процессе этого общения. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое является необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество их заключается в том, что свой опыт взрослый стремится передать, а ребенок хочет и может его усвоить.
Учебные занятия целесообразно начать с урока чтения. В процессе работы над текстом устанавливается контакт с ребенком, идет установка рабочей атмосферы. Диалог учителя с учеником является как бы интеллектуальной разминкой, трамплином перед новым, более трудным испытанием. Но при построении диалогового урока необходимо помнить, что это «место встречи людей, думающих по - разному». Поэтому коррекция структурного построения ответа должна происходить ненавязчиво и очень тактично, не задевая самолюбия ребенка. Следует помнить, что больной ребенок очень раним, остро реагирует на критические замечания.
После урока чтения целесообразно перейти к уроку русского языка. Например, у детей с диагнозом ДЦП, как правило, уроки русского языка не вызывают особых затруднений. Обладая хорошей памятью, они успешно усваивают правила, грамотно пишут. И основная трудность здесь заключается в том, что скорость письма у таких детей очень незначительна. «Непослушная» ручка в любой момент готова выпрыгнуть из слабых пальчиков. И здесь важно терпение учителя. Не стоит торопить, необходимо давать возможность отдохнуть руке, помогать, придерживая линейку при подчеркивании, перевернуть исписанный листок, поменять ручку, делать короткие передышки для массажа пальчиков, ведь «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим массажем являются, по мнению В.В. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».
К трудным заданиям по русскому языку относится творческая работа.
Подробно составленный план, наводящие вопросы помогут ребенку при такой работе, но, как правило, на вопросы дети отвечают простыми предложениями, в них отсутствуют средства литературной выразительности, творческие работы получаются краткими и очень сжатыми. работы.
К трудным урокам можно отнести уроки математики. Хорошо, если в 1-2-м классах ребенок хорошо усвоил таблицу сложения в пределах 20 и таблицу умножения: с таким учеником легко отрабатывать вычислительные навыки в следующих классах, но есть категория детей, которым трудно запомнить такой объем информации. Для этого необходим больший отрезок времени, и так как программа не терпит и учебное время нельзя растянуть, целесообразно, чтобы эти таблицы были перед глазами. Это способствует снятию ненужной нервозности и развитию зрительной памяти, которая сработает в необходимый момент.
Методика работы над задачей тоже должна быть подкорректирована с учетом особенностей ребенка. В 1-2-м классах обязательны схема или рисунок, условия задачи. И только тогда - поиск решения. В 3-4-м классах можно практиковать самостоятельное чтение и разбор задачи. Конечно, времени на это уйдет немного больше, но это будет способствовать развитию умений и навыков работать самостоятельно, что, несомненно, пригодится ребенку в будущем при работе над другим материалом. Решение задачи записывается сначала по действиям с пояснением каждого. Труднее дается запись выражением или уравнением.
Задачи геометрического характера, как правило, разбираются учеником легко, но построение фигур, графиков вызывает затруднение в силу опять-таки заболевания.
Все эти наблюдения, конечно, касаются работы с больными, но практически обучаемыми детьми.
Будьте терпеливы и наблюдательны. Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки.
Разговаривая с ребенком, давайте ему время ответить на ваши вопросы, говорите по очереди, помните о важности повторения.
Будьте последовательны. Двигайтесь от простого к сложному, от одного навыка к другому.
Разнообразьте занятия, ежедневно вносите новые элементы в свой урок.
Будьте выразительны, эмоциональны, меняйте интонации голоса, но говорите внятно, не сюсюкайте.
Чаще хвалите и поощряйте ребенка.
Будьте практичны, давайте больше самостоятельности ребенку в выборе методов решения и ответов - это способствует развитию самостоятельности.
Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.
Все психическое развитие ребенка - это процесс усвоения им социального опыта, который он может получить только во взаимодействии со взрослым человеком. Стремление к контакту со взрослым, желание подражать ему, обратиться за помощью присуще нормально развивающемуся ребенку. У детей с тяжелыми нарушениями интеллекта в силу несформированности познавательного интереса такое стремление неразвито, что резко затрудняет возможности направленной работы с ним. Начальный, чрезвычайно важный аспект работы с этими детьми - побуждение их к общению со взрослыми (педагогом, воспитателем, родителями), формирование положительного эм Очень часто негативизм ребенка объясняется его неготовностью принять задачи взрослого. Воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы, с одной стороны, ребенок свободно действовал по своему желанию, с другой - чтобы педагог мог умело направлять эти желания и включать детей в организованную им деятельность.

Каждый ребенок с нарушениями в развитии уникален как по своему состоянию, так и по темпу развития, поэтому ранняя коррекционная помощь является средством формирования тех навыков и умений, которые ребенок готов воспринять в данное время, и должна быть по возможности максимально индивидуализирована. При этом следует обеспечить максимальные возможности для его развития. Требуется целенаправленная, кропотливая и терпеливая работа. Педагоги должны иметь четкое представление о том, как и чему его учить, как относиться к его поведению и трудностям во время занятий, как учитывать его возможности, сглаживать особенности его состояния, вызванные болезнью и т.д.

Глаза больных детей – что может быть тревожней?
Что может с сердца тяжкий камень снять?
Работать здесь лишь ПО ПРИЗВАНЬЮ можешь,
Готов ты этим детям руки подставлять!

В современном обществе по данным статистики от 2009 в России проживают 38 млн. детей. А сколько в нашей стране детей-инвалидов? К сожалению, подсчитать до сих пор точно никто не удосужился. Официальная статистика Пенсионного Фонда на начало 2007 года насчитала 575 107 человек. Но медицинские работники меж тем уверяют, что это цифра занижена чуть ли не в 2 раза, и реальность куда страшнее: миллион или, как минимум, полтора миллиона детей-инвалидов. Все дело в том, что данные Пенсионного Фонда включают в себя только тех, кто получает пособия по инвалидности, однако же, не все родители регистрируют детей-инвалидов. Только в Алтайском крае официально зарегистрировано 9 000 детей-инвалидов. Рубцовск является третьим по величине городом Алтайского края, у нас количество детей-инвалидов – 396 человек.

В международной «Конвенции о правах ребенка» сказано, что каждый ребенок имеет право на воспитание и образование.

В новом Законе РФ «Об образовании» впервые уделяется много внимания вопросам обучения и социализации детей с ОВЗ.

В «Национальной стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012 - 2017 годы» рассматривается обеспечение благополучного и защищенного детства. Так, в Алтайском крае реализуются различные варианты обеспечения образовательными услугами детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Но, как можно заметить из приведенных выше данных, проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящий момент является одной из важнейших в стране в целом, и в нашем городе в частности.

Проблема помощи детям с ОВЗ не нова. Л.С. Выготский может считаться основоположником базовых идей, к которым апеллирует сегодня интегрированное обучение. И в наши дни, как и много лет назад общество не остается равнодушным к таким детям и по-прежнему ищет эффективные пути решения данной проблемы.

С 2003 года я работаю учителем – дефектологом в МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 14 «Василек»для детей с задержкой психического развития. Основными причинами открытия детского сада стали - необходимость целенаправленной коррекционно-воспитательной работы с такими детьми, оказание помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов. Но наш детский сад могут посещать лишь 65 детей, а их количество неуклонно растет из года в год. Поэтому на базе нашего МБДОУ организована работа консультативного пункта для детей - инвалидов, воспитывающихся на дому, для детей с ОВЗ, посещающих другие ДОУ города, а так же для педагогов, интересующихся данной проблемой.

Мое отношение к детям пронизано любовью к ним, эмоционально насыщено и направлено на пробуждение у детей потребности действовать как взрослые. Каждое мое занятие дает ребенку радость, веру в свои силы, поэтому не допускаю жесткой регламентации деятельности детей, эмоциональное и волевое подчинение их взрослому.

Коррекционно-воспитательные задачи решаю не только на подгрупповых занятиях, но и в процессе индивидуальной работы с детьми. И тогда целостность программы достигается благодаря тесной связи разных разделов.

Особое место при создании условий для детей с ОВЗ отвожу обогащению и специализации среды развития, и тогда, приходя на занятия, ребёнок попадает в мир, куда потом всегда с удовольствием хочет прийти снова.

Использую специализированные компьютерные технологии, учитывающие закономерности и особенности развития детей с ОВЗ. И это повышает эффективность коррекционного обучения, ускоряет процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, овладению математическими представлениями. И стоит только увидеть глаза ребенка, полные ожидания, удивления, радости, когда при правильном решение примера – взлетает бабочка, а при прочитанном слове открывается дверь в волшебный замок. Тогда знаешь, что не зря старался подготовить данную игру или презентацию.

Считаю, что семейное воспитание является приоритетным, т.к. семья дает главное ребенку – интимно-личностную связь, единство с родными. Взаимосвязь моей работы с семьей базируется на сотрудничестве, взаимодействии и доверительности.

В работе с родителями использую различные инновационные формы: организую практические занятия, на которых обучаю родителей навыкам совместной деятельности с детьми, что повышает уровень коммуникабельности как детей, так и родителей. Создаю систему педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в саду до его поступления в школу, учитывая особенности развития ребенка и педагогическую компетенцию каждой семьи.

Считаю, что важным качеством для ребенка с ОВЗ является готовность к социальной активности. Одна из задач - привлечение детей с ОВЗ к участию в различных конкурсах, культурно-массовых и спортивных мероприятиях, мероприятиях проводимых в МБДОУ. Мои воспитанники принимали участие в городском конкурсе «Я – исследователь», «Почемучки в поиске», участвовали в городском фестивале творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Сделаем мир добрей!», в выставках работ, совместно с родителями.

Я убеждена в том, что процесс интеграции может быть эффективным только тогда, когда усилия семьи и образовательного учреждения направлены не только на коррекционное обучение и воспитание, но и на формирование у членов общества гуманного милосердного отношения.

К сожалению, жизнь детей с ОВЗ в наше время трудна. Множество проблем лишают их возможности вести полноценный образ жизни и изолируют от общества. И каждый день эти дети и их близкие сталкиваются с множеством проблем, с непониманием, но они преодолевают их, а это уже можно считать подвигом, еще одним шагом на пути к победе.

Когда ребенок некогда чужой,
Становится вам нужным и бесценным,
Когда такой чудесный, но больной -
Он просит ВАС о самом сокровенном,
Не проходите мимо, стороной,
Как будто ничего и не читали,
Не стойте к этим деточкам спиной!
Они, безгрешные, за что такими стали?
И, если я и ты сегодня не поможем,
То нам за что себя, простите, уважать??
Нам, взрослым, это разве сложно -
Ребенка боль на сердце принимать?

Методы обучения и воспитания детей с ОВЗ

Методы обучения и воспитания детей с ОВЗ строятся на индивидуальном подходе к ребенку. Задача индивидуального подхода - научить ребенка добиваться успехов в учебе, получать высокие результаты в обучении в пределах возможностей ребенка. Методы и приемы обучения детей с ОВЗ в ДОУ заключаются в:

  • Индивидуальном подходе к каждому ребенку с ОВЗ;
  • Постоянной мотивации к обучению;
  • Ратификации за маленькие успехи для создания и закрепления целеустремленности;
  • Постановке интересных цепочек целей в обучении;
  • Формировании необходимых навыков и привычек для облегчения обучения.

Вспомогательные приемы с воздействием на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии - это: обучение в игровом формате; тренинги, для стимуляции развития и адоптации среди сверстников; психологическая гимнастика и релаксация, позволяющие снять усталость, приобрести заряд бодрости и сил.

Метод проектов в обучении детей с ОВЗ .

Метод проектов в обучении детей с ОВЗ направлен на повышение интереса и формирует позитивную мотивацию к обучению, привлечение к открытой коммуникации с коллективом, активному участию в образовании. Методы проектов в обучении детей с ОВЗ позволяют создавать для детей естественную среду, условия деятельности, которые приближены к реальным обстоятельствам зрелой жизни. Для этого разработанные методы должны выполнять ряд важных задач: создавать условия для качественного усвоения знаний и приобретения прочных навыков; стимулировать активность ребенка и его творчества; повышать интерес детей к познавательной деятельности; обеспечивать общение и сплоченность между детьми; прививать не только интерес к обучению, но и любовь к приобретению знаний и умений. Методы проектов в обучении детей с ОВЗ могут приносить постоянные результаты, поэтому учителю необходимо поддерживать связь с родителями ребенка, для большего познания особенностей молодого человека, своевременной корректировки своих методов и прогнозирования результатов.

Основные рабочие методы обучения и воспитания детей с ОВЗ:

  1. Индивидуальный подход

В основе индивидуального подхода лежит идея, обеспечивающая одинаковое отношение ко всем детям и создающая особые условия для обучения детей с ОВЗ. В первую очередь разрабатываются индивидуальные задания, требования и формы их выполнения, соответствующие особенным потребностям ребенка. Оказывается консультация при трудностях в образовании. Для этого подхода требуется знание особенностей ребенка, наличие образовательного плана и контроль его выполнения. При осуществлении индивидуального подхода учитываются: нарушения, которые оказывают тормозящее влияние на психическое и физическое развитие ребенка; состояние речи, интеллекта, эмоционально - волевой сферы; индивидуальные особенности детей, создание условий необходимых для стимуляции развития, мотивации, активности настроение и желания учиться; работу внимания, памяти, восприятия и самого мышления тип темперамента. С этого и следует начать индивидуальный подход к ребенку.

В начале работы присмотритесь, какие позиции занимает ребенок и какие стратегии (формы) мышление он демонстрирует, какие трудности в работе у него возникают. Вся подобная информация поможет создать специальные методы обучения и воспитания детей с ОВЗ, с которыми вы сможете улучшить результаты, как основного, так и дополнительного обучения. Особый акцент рекомендуется сделать на развитии перспективного мышления у ребенка. Подобное мышление поможет ему стремиться и достигать больших результатов почти независимо от его состояния.

  1. Постоянная мотивация и ратификация за успехи в обучении «Мотивация - это желания! Различия в мотивации проистекают из того, что желания бывают разными, но суть остается неизменной: если вы чего-то не хотите, то вы этого делать не будете», - говорит в своей книге «Успех, или Позитивный образ мышления» Филипп Богачев. Несмотря на очень простое и меткое изложение остается масса вопросов: как определить подлинные желания ребенка и как мотивировать его? Для нахождения ответов, необходимо начать с определений и азов мотивации.

Мотив - это причина, которая толкает на действие.

Ратификация - это похвала, одобрение, вознаграждение за что-либо. Мотивация бывает положительная («к чему-то») и отрицательная («от чего-то»), внешняя и внутренняя. Желательно использовать сразу два вида, но ставить упор на первую, чтобы ребенок был более инициативным. Создать позитивную мотивацию у ребенка можно отталкиваясь от его желаний, интересов и уровня мышления на перспективу. Внешний тип мотивации с отрицательным видом - это давление со стороны: осуждение, требование, наказание (шантаж) со стороны окружения человека. Внешний тип мотивации с положительным видом - это влияние со стороны: просьбы, сделки, демонстрация своих желаний и ожидай по отношению к человеку, награждение, одобрение, похвала (стремление к приобретению, одобрения или благ). Внутренний тип мотивации с отрицательным видом - это демотивация, которая выражается в ожидании потери, провала, приобретения чего-то вредного или угнетающего. Внутренний тип мотивации с положительным видом - это влияние собственной психологии на самого себя: желание самоутверждения, испытание облегчения и/или расслабления после труда, радости или наслаждения, самопризнание себя как кого-то или самопризнание в себе чего-то. Вам предстоит поговорить с ребенком по душам, узнать его самого и его жизнь лучше. Определить ценности ребенка. В общем, труда никакого не составит. А с определением видов мотивации вы сможете помочь «найти» ему самые хорошие желания. Ратификация необходима для вырабатывания рефлекса (на народном языке - привычки). Выражается любым видом и типом мотивации, способствует к увеличению устремлений, энтузиазма, а применяется только в обучении. Другими словами, вам предстоит найти, чем ратифицировать ребенка за успехи. Цели: наличие привычки добиваться успехов у ребенка; наличие знания и понимания, что обучение ведет ребенка к достижению желаемых и интересных для него целей; наличие умения у ребенка работать на перспективу.

Задачи:

  1. 1 . Ратифицировать ребенка за: каждый маленький успех (маленькой наградой: похвалой, лаской, одобрением, комплиментом), потом средний успех (конфеткой, отдыхом, развлечением и т.д. вместе с маленькой наградой), а потом за еще больший успех (обычно это праздник, хорошее приобретение или крупное одобрение, признание в обществе).
  2. 2 . Применять индивидуальный поход.
  3. 3 . Постановка интересных цепочек целей.

Живой человек отличается от полуживого человека целенаправленным движением. Подумайте над этим выражением. Цель может быть настоящей и зажигающей, только если она основана на ценностях ее владельца. В других случая это попытка самообмана, вид самооправдания или бег от реальности. Дети - наше будущее, продолжения наших жизней и идей, поэтому их нужно учить ответственности, честности с самими собой, трезвому взгляду на мир. И в этом помогают личные цели. Поиск и постановка лично интересных и/или нужных для ребенка целей - это основа любого профессионального метода проектов в обучении детей с ОВЗ, индивидуальным подходом. Цели следует искать в интересах ребенка или связывать цели с его интересами. О чем ребенок говорит? Чему уделяет больше внимания? Где сильно реагирует? Эти и подобные вопросы помогают разработать идею для цели. Наличие цели у ребенка увеличит эффективность методов и приемов обучения детей с ОВЗ, а точнее: воспитания, социальной адаптации, созревания личности, обучения.

Правила постановки цели:

  1. Формулировка в настоящем времени.
  2. Без отрицательных «не» и «нет» (положительно-позитивный формат).
  3. Определение рамок ее реализации (условия, сроки).
  4. Разбивка на подцели (пирамиды строятся поэтапно).
  5. Определение всего нужного и необходимого для достижения этапной цели (инструменты и ресурсы). Инструменты - это дополнительный материал. А ресурсы - это: время, знания, умения, знакомые, деньги.
  6. Определенность в перспективах для ребенка и его окружения от достижения цели.
  7. Эффект мечты. При мысли о цели и ее достижении должно создаваться: много эмоций, сил, желаний, стремлений, энтузиазма. При наличии хотя бы 2 эффектов можно утвердить разработанную идею, как цель.
  8. 4 . Тренинг

Тренинг - это обучение в игровом формате, распространенная форма активного обучения для применения знаний на практике и освоения важных навыков или, просто говоря, сама игра. Тренинг используется разными профессионалами в разных сферах по работе с людьми. Цели тренинга заключаются в освоении новых навыков, формировании паттернов поведения, получения первого положительного опыта. Он отличного подходит для раскрытия творческого потенциала человека и решения психологических проблем. На практике тренинг выполняет важные функции, такие как: развлечение - воодушевляет, пробуждает интерес, приносит разнообразия и позволяет разрядиться, коммуникация - развивается общение, умение устанавливать и вести отношения, диагностика - выявление отклонений от норм в поведении, познание самого себя, подготовка - учит преодолевать трудности в реальных жизненных ситуациях, корректировка - вносит изменение в личность участников, социализация - учит адаптироваться в разных ситуациях, отработка - участники отрабатывают свои знания и умения. В структуру игры входят: роли; игровые действия; игровое употребление ресурсов; отношения между участниками; сюжет (разные ситуации из жизни). Рекомендуется использовать соревновательный сюжет, для выработки у участника (ов) целеустремленности, быстрой адаптации и сплоченности с коллективом. В статье изложены не все методы обучения и воспитания детей с ОВЗ, но каждый из них значительно помогает в социализации ребенку, а его учителю приносит разнообразие методов проектов в обучении детей с ОВЗ и улучшает результаты работы обоих.

Л. М. Сабитова

учитель биологии, Республиканский центр

дистанционного образования

Методические подходы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Для комфортного существования в социуме человеку необходимо осознание своих возможностей и умение их использовать.

Дети-инвалиды ― это дети, которые не способны самостоятельно посещать учебные заведения. Центр дистанционного образования может предоставить реализовать права таких детей на психолого-педагогическое сопровождение их семей путем внедрения информационно-коммуникативных технологий.

Дистанционное образование – технология обучения на расстоянии, при которой педагог и обучаемые физически находятся в различных местах и контактируют через сеть Интернета.

В настоящее время дистанционное образование нередко называют одной из самых современных форм получения знаний. Действительно, в мире, переживающем процесс стремительной глобализации, прежние стереотипы перестают действовать, в том числе представление о том, что получить полноценное образование можно, если только каждый день «ходить в школу».

Дистанционное обучение является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации. Дистанционное обучение представляет собой новую форму получения образования именно для тех семей, которые не могли позволить себе обучение детей в обычных школах. Для детей с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, возможность реализовать себя и свои потребности, расти и развиваться в соответствии со своими желаниями, не смотря ни на что.

Опыт организации дистанционного обучения для людей с ограниченными возможностями показывает успешность этой идеи, и на сегодняшний день в таком режиме обучается достаточно большое количество инвалидов. Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов на дому был открыт в августе 2010 года в рамках реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» (приоритетный национальный проект «Образование»). Центр является структурным подразделением (филиалом) государственного образовательного учреждения Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №13 VI вида.

В режиме дистанционного обучения работаю второй учебный год. . Я обучаю биологии учащихся 6-12-х классов Обмен информацией между мною и учеником происходит с помощью программного продукта «1С:Школа. Биология», который создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Он предназначен для изучения, повторения и закрепления учебного материала школьного курса биологии по учебникам линии И. Н. Пономаревой. (М., Издательский центр «Вентана-Граф»). В 2010-2011учебном году работала по программе НП « Телешкола», которая является первым в России аккредитованным учреждением общего образования, осуществляющим учебный процесс с использованием технологий дистанционного обучения в рамках основного и дополнительного образования в системе общего образования Российской Федерации. Обучение ведется на комплексной информационно-образовательной платформе для дистанционного обучения с использованием интернет-технологий и электронных образовательных ресурсов.

В начале учебного года на каждого ребенка составляется индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа. Индивидуальный учебный план разрабатывается на основе регионального базисного учебного плана для детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. Возможности дистанционного обучения безграничны: это и масса наглядного материала, и интерактивные задания, активные тесты, активные кроссворды. .Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам учебный материал становится запоминающимся, легко усвояемым.

Думаю, что познавательный интерес является важным компонентом эмоционально – ценностного отношения детей- инвалидов к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса.

Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоения материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения, повышает работоспособность.

Основными дидактическими и методическими условиями развития познавательного интереса учеников на уроках биологии являются:

Вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска, который необходим и возможен при решении проблемных познавательных задач;

Обеспечение разнообразия видов учебной деятельности школьников;

Акцентирование внимания на теоретической важности и практической значимости получаемых на уроках биологии знаний и умений;

Установление связей нового материала с уже известными знаниями, полученными на предыдущих уроках;

Предложение школьникам трудного, но посильного материала;

Использование многообразия форм проверки качества знаний и умений которыми овладевают учащиеся;

Обсуждение на уроках новых и интересных научных фактов;

Эмоциональность учителя, его увлеченность биологией;

Использование на уроках активных форм, методов и приемов обучения (поисковая или эвристическая беседа; постановка и разрешение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение наблюдений и опытов; дискуссия по актуальным проблемам современной биологии и др.) ;

Реализация на уроках биологии межпредметных связей с химией, физикой, математикой, историей, географией и др. ;

Доброжелательное отношение учителя к школьникам, доверительное общение с ними, располагающее к диалогу.

Уроки с использованием электронных учебников, презентаций, электронных тестов, виртуального эксперимента, ресурсов Интернета представляют собой сплав новых информационных технологий с традиционными. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске.

На уроках я использую презентации, организовываю учебно- исследовательскую деятельность, провожу электронную лабораторную работу, викторины, тестирование.

Презентация:

Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами.. К поиску материалов привлекаю учеников.

Учебно- исследовательская деятельность:

Основная цель учебно- исследовательской деятельности- формирование навыков поиска информации в Интернете, ее анализа, структурирования, поведения итогов.

Электронная лабораторная работа:

Она предполагает самостоятельную работу учащихся по организации эмпирических наблюдений, научному анализу результатов и оформлению их в лабораторном электронном журнале.

Электронная викторина:

Организация соревновательной деятельности учащихся во время урока и во внеучебное время средствами компьютерных технологий. Такая форма позволяет мотивировать детей на получение расширенных знаний по предмету. Коммуникация учащихся осуществляется, как правило, посредством компьютерных технологий.

Электронное тестирование:

Это самоанализ и самооценка ученика. Для электронного тестирования учеников я использую готовые электронные тесты и создаю свои.

Считаю, что дистанционное обучение позволяет:

1) учитывать индивидуальные особенности ребёнка: каждый человек обладает различным уровнем знаний, по-разному воспринимает информацию;

2) индивидуализировать график работы, т. е. ученик сам регулирует свое время;

3)организовать процесс обучения в интерактивном режиме. Ребята не чувствуют себя изолированными друг от друга. В процессе обучения они имеют возможность получать постоянную помощь от преподавателя;

4) в любой момент иметь доступ ко всей работе, проделанной учеником за учебный период, чётко проследить динамику мотивации и понимания;

5)проводить уроки по расписанию в удобное время для ребенка, так как при составления расписания учитывалось желание обучающегося. Занимаясь дистанционно с детьми- инвалидами, есть возможность провести, все уроки, запланированные учебным планом, так как если ребенок заболел, уроки можно провести в любое другое время удобное и для учителя и для ученика. Также у обучающегося есть возможность, (если он что-то не понял, выполняя домашнее задание) выйти на связь с учителем и получить консультацию.

Сложности, возникшие в процессе работы:

Проблемы, связанные со скоростью подключения к Интернету;

Плохая видеосвязь;

Отставание при показе экрана ученика;

Длительность загрузки дополнительных компонентов урока.

Список использованной литературы:

1. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание М. : Просвещение, 2005.

2. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. - М. : ACADEMIA, 2006. .

3. Зальцман, Л. М. Работа с родителями детей, имеющих нарушение зрения и интеллекта Дефектология. – 2006. - №2.

4. Закрепина, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4.

5. Закрепина, А. В. Организация индивидуальной педагогической работы с родителями в условиях групп кратковременного пребывания: // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. - № 1.