Семья

Дуальность мира, в котором мы живём. Односторонняя настройка восприятия личности. Дуализм в философии сознания

Тот, кто занимается духовной практикой или прикладной эзотерикой, наверняка, сталкивался с таким понятием как дуальность (двойственность) мира и восприятия. Данный термин употребляется очень часто, особенно в контексте медитаций, направленных на остановку «внутреннего диалога», что в итоге должно привести к непосредственному восприятию реальности, не двойственной и недуальной. Но действительно ли все обстоит именно так? Что вообще такое дуальность и почему ее нужно непременно устранить? А самое главное – а точно ли нужно выходить из дуального мира? Ведь на самом деле, тут, как и во многих областях эзотерики и духовной практики, есть множество ловушек и иллюзий, в которые попадают те, кто привык слепо следовать традициям, а не осознанно вершить свой путь.

Дуальность и «феномены-антагонисты»

Одним из самых распространенных представлений о дуальности является тот факт, что в мире все имеет свою противоположность – земля и небо, верх и низ, день и ночь, мужчина и женщина и так далее. И как апофеоз такого представления – мир разделен на Свет и Тьму, на Добро и Зло.
В этом контексте мы не можем отрицать то, что мир, действительно, имеет множество двойственных антагонистов, которые некоторые особо рьяные современные кибер-эзотерики вообще склонны считать неким бинарным кодом мироздания.
Но… есть одно большое «но», которое рушит всю эту концепцию. А именно – в реальности нет никакого четкого разделения на «черное» и «белое», ведь есть сотни оттенков черного и белого, есть множество других цветов и так далее. То же самое можно сказать и о любом другом явлении из этого разряда. Например, Добро и Зло. Согласитесь, если бы в жизни все так легко можно было бы разделить на крайние категории, все было бы проще, но это не так. А если еще и учесть, что Добро и Зло каждым воспринимается по-своему, то вообще возникает путаница. Но важнее всего понять, что наличие градаций, оттенков и нюансов показывает простой факт – четкое «бинарное» разграничение любых феноменов говорит не о двойственности (дуальности) мира, а о человеческой духовной слепоте и ограниченности.
Видеть только «черное» и «белое» - это не воспринимать реальность, а продолжать пребывать в иллюзиях. Мир не дуален, он разнообразен. Дуальным может быть только восприятие изначально ограниченного существа, того, кто отказывается видеть полноту бытия.
Таким образом, важность медитации становится весьма сомнительной: зачем садиться в позу лотоса, чтобы увидеть (постичь, проникнуть) недуальный мир? Для этого вполне достаточно просто перестать себя ограничивать, перестать отворачиваться от оттенков жизни. Ведь если вдуматься, то сама по себе медитация и есть еще одно заблуждение, еще одна дуальность - мир недуальный и мир дуальный. А медитирующий (вот молодец!) из одной крайности перешел в другую.
Если говорить еще проще – зачем стремиться в недуальный мир, если он и так по определению недуальный, а многообразный? Тот, кто потратит хотя бы 10 минут своего времени на то, чтобы взглянуть на эту проблему, сняв очки «духовных авторитетов», убедится, что подобные медитации – просто ловушка сознания.
Итак, мир не дуален, а имеет оттенки. Чтобы их видеть, нужно не медитировать, а просто «шире открыть свои глаза».

Дуальность: реальность и иллюзии

Еще одной не менее распространенной «версией» видения проблемы дуальности и недуальности, является представление о том, что дуальный мир – это иллюзия, а не дуальный мир – истинная реальность. Поэтому, если медитирующий сумеет остановить «внутренний диалог» и войти в недвойственное восприятие, то он автоматически окажется в истинной реальности. Крайностью такого подхода нередко является вообще призыв отказаться от дуального мира.
Начнем по порядку.
Во-первых, как мы уже говорили выше, дуального мира не существует по определению, поэтому, фактически, никакого противопоставления между дуальным и недуальным миром нет – это лишь стереотип, «эзотерический шаблон» в головах горе-мистиков.
Во-вторых, необходимо понимать, что реальность – это не какая-то особая сакральная территория или священное время. Реальность – это состояние полной реализации. Реальность – это не то, куда ты приходишь, а то, в чем ты пребываешь, то есть, кем являешься на самом деле. Можно быть иллюзорным в реальном мире и можно быть реальным в иллюзиях. Все решает не то, видишь ли ты дуальность или недуальность, а то, сколько реальности ты воплощаешь в себе. Рай – это не то, куда ты придешь, а то, что создаешь вокруг себя, то же самое касается и реальности: она не награда за старания, она – следствие твоей реальной жизни, то есть такой жизни, когда ты, в первую очередь, не лжешь самому себе. Реальность наступает не когда ты весь напрягся в поисках недуального мира, а когда наконец-то расслабился и перестал себя дурачить.
В-третьих, если считать недуальный мир или восприятие реальностью, то что это значит? Это мир, где нет оттенков и нюансов? Или мир – изначальный? Допустим, мы можем провести аналогию, что дуальный мир – это цветовой спектр, а не дуальный мир – это белый свет, который раскладывается на оттенки спектра. Но ведь и белый свет имеет свои оттенки. И вот тут, мы приходим к пониманию еще одной важной вещи – раз мир бесконечен, то в какую сторону мы бы не двигались, то постоянно будем сталкиваться с «вечностью убегания». Иными словами, что бы мы не находили, с каким бы феноменом не сталкивались, все время будем обнаруживать его оттенки, нюансы и так далее. Иными словами, любая недуальность окажется новым уровнем дуальности, пусть более тонким, но все же…
Таким образом, иллюзия и реальность – это не дуальный или недуальный мир, а способность видеть или не видеть вечность, бесконечность. Иллюзорно лишь то, что ограничено, а реально только то, что вечно. То есть, если вы достигнете недуального восприятия, вы вновь попадете в иллюзии, так как она сама по себе будет условностью, так еще и появятся новые антагонисты – дуальность и недуальность.

Дуальность и недуальность, в чем подвох?

Итак, стоит ли стремиться к недуальному миру или нет? Правы ли древние мастера, предлагавшие своим ученикам различные медитации, способствующие непосредственному (недвойственному) восприятию? Конечно же, правы! Но… недуальное восприятие – не панацея, не нечто, куда можно сбежать или чем можно вооружиться, как оружием, рассекающим иллюзии. Все это мы уже обговорили. Недуальное восприятие – это всего лишь еще один из способов вступать в контакт с мирозданием и не более того. Это всего лишь еще один уровень взаимодействия с миром, который необходимо освоить, чтобы обладать объемным виденьем, но не единственный истинный способ жить. Недуальность (недвойственность) только тогда имеет хоть какой-то смысл, когда она является чем-то одним из множества, а не одним, заменяющим множество.

© Алексей Купрейчик

11.11.12.

Мне хочется предложить вам свое понимание, что такое дуальность и что мы можем предпринять, чтобы выйти из нее.

Дуальность – это наше сознание. Это то, как мы творим реальность, наш способ мыслить и воспринимать физический мир.

Существует уровень вибраций физического мира, уровень вибраций Вещества, из которого состоит весь наш окружающий мир, и существует соответственный для этого уровня материи способ ее воспринимать – твердой, жидкой, газообразной и т.д. Например, наше левое полушарие мозга создает наше фиксированное восприятие реальности – твердого материального мира, но стоит отключиться левому полушарию, как мир предстает энергией без границ. У нас на сайте «Люцифер» был фильм «Удивительный удар прозрения Джил Боулт Тейлор», где рассказывается, как ощущает себя человек с инсультом левого полушария мозга. К сожалению, этот фильм удален с сайта www.youtube.com.

Каждая частота вибраций материи порождает СООТВЕТСТВЕННЫЙ ЧАСТОТНЫЙ РЕЗОНАНС СОЗНАНИЯ.

Частотный резонанс – это СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЧАСТОТЫ ВИБРАЦИИ ТЕЛА И ОКРУЖАЮЩЕЙ РЕАЛЬНОСТИ. Еще можно добавить, что в зависимости от частоты вибраций вы можете наработать другое сознание.

Например, человек непросвещенный ведет себя порой как жертва, как беспомощный и унылый человек, мечтающий о «красивой жизни», но неспособный что-то изменить, или воспринимает реальность драматично и даже трагично, в то время как у тех, чьё сознание соединилось с сознанием Высшего Я, способ мышления и поведения изменяется, и такие люди начинают думать и поступать по-другому. Что изменилось? Частота вибраций вещества внутри тел человека – и физического и тонких тел (астрального и ментального). И установилась связь нашего земного дуального сознания с более тонким квантовым сознанием Высшего Я. Вы еще физически не вышли из плотности, но ваш способ мышления и поведения изменился.

Хочу заметить, что никакие механические способы не способны вывести нас из нашего дуального сознания, ибо это НАШ НОРМАЛЬНЫЙ СПОСОБ СБОРА ОПЫТА В ФИЗИЧЕСКОМ МИРЕ. Поменять сознание можно, расширив его, дополнив дуальное сознание новым сознанием высших аспектов. Это и называется расширением сознания. Мы не сжигаем и не отказываемся от старого сознания, а, сохраняя его, дополняем и расширяем его за счет новых понятий и представлений, ОСОЗНАВ, откуда и куда мы выходим, поняв эти различия, и овладев новым способом воспринимать и рассуждать, думать и делать выводы. Но за эти функции отвечает не сознание, а разум. Таким образом, наш разум способствует изменению (расширению) сознания.

Разум – это способ мышления, это те выводы и метод действия, которые следуют за восприятием. Именно эту часть мы и способны изменить. Мы для этого должны ОСОЗНАТЬ, что и как мы меняем, и изменять себя постепенно. Это не простая и не мгновенная работа. Важно знать, откуда и куда ты двигаешься и СПОСОБЫ изменения мышления. Мы говорим вслед за Санатом Кумарой: «Поменяй свои мысли и станешь Богом».

Но и сознание тоже меняет разумность. Скажем, в отсутствии времени и пространства наши земные разумы останутся в архиве, сохранив множество понятий, которые мы выработали в дуальности. Но при этом наше новое сознание, которое зависит от реальности и форм, будет требовать нового способа мыслить и действовать.

Сознание – это способ восприятия реальности. Скажем, физическую реальность мы воспринимаем левым полушарием. Мы видим плотность и прозрачность материи, свет определенного спектра, звук определенного диапазона и т.д. А астральную реальность, которая существует вокруг нас, мы различаем с огромным трудом, потому что утратили способ ее восприятия, закрылись для нее. Наши маленькие дети порой ещё видят, кто «пришел» и как он выглядит, они с удовольствием играют с теми, кого мы не воспринимаем. Но с возрастом это видение закрывается. Наши ясновидящие способны воспринять реальность астрального измерения, вместе со всеми темными сущностями, окружающими нас, а мы способны различить светлое астральное присутствие, но это не является нормальным и обычным для всех людей сознания дуальности.

Мы на занятиях часто видим «много света», который окружает нас, воспринимая светлое присутствие наших помощников таким образом. Но детали присутствия мы можем различить только через связь с Высшим Я.

Что характерно для дуального сознания и что отличает сознание следующего уровня, в который мы выходим? Дуальное сознание разделило мир на две противоположности: свет и тьма, день и ночь, мужчина и женщина, добро и зло, правильно и неправильно. Соответственно, в следующем сознании мы утрачиваем эти противоположности. В квантовой реальности нет мужчин и женщин, добра и зла, света и тьмы, дня и ночи, правильного и неправильного. Никакими механическими действиями вы не удалите из своего разума понятия добра и зла. Но вы можете постараться не делать выводы и не поступать больше, оценивая и осуждая по-старому: «Этот человек сделал правильно, он поступил как добрый человек, а этот – неправильно и требует осуждения и наказания».

Почувствовали внутреннее сопротивление? Это не так-то просто - изменить привычный способ мышления. Это не так-то просто – перестать осуждать преступников, алкоголиков, тиранов и узурпаторов, воров и насильников. В сознании дуальности мы так и делаем – осуждаем, наказываем, оцениваем и боремся. «Борющиеся миры» – так нас называют в «Книге Урантии».

А как же в следующем сознании – что, мы становимся всем довольны? Нет, конечно, сознание единства говорит нам о том, что мы с вами тоже играли такие же роли в других жизнях, и были такими же преступниками, алкоголиками, тиранами и узурпаторами, ворами и насильниками. Сейчас ты играешь Дездемону, а он – Отелло, но ты можешь вспомнить прошлую жизнь, где ваши роли менялись. И если ты любишь и прощаешь себя ДЕЙСТВИТЕЛЬНО во всех жизнях и во все времена, то и не осуждай других (начинай так мыслить, старайся переделать свое понимание и способ рассуждать).

Итак, сознание дуальности предполагает оценку и осуждение, а сознание Христа выходит за пределы осуждения. Иисус не осуждал даже тех, кто его казнил, распинал на кресте. «Не судите, и не судимы будете».

Следующая отличительная черта – чистота и честность. В сознании дуальности мы одно думаем, другое говорим, третье делаем, четвертое подразумеваем.

«Я наказываю своего ребенка, потому что думаю, что он должен остаться таким же хорошим, наказываю для того, чтобы не испортился. Я его ругаю и шлепаю, говорю ему, что он плохой, подразумевая, что этим я ему помогаю остаться хорошим».

«На работе я приветливо здороваюсь даже с теми, кого не люблю, не принимаю. Это ведь удобная манера поведения, бесконфликтная. Правда, мы называем ее лицемерием и понимаем, что это все равно ложь».

Это типичное мышление дуальности. Сознание Христа помогает нам, прежде всего, понять этих людей (кто мне не нравится), очистить себя от резонанса с ними, когда они раздражают нас тем, что являются нашим отражением, а затем принять их.

Принять-полюбить, то есть оставаться нейтральными к ним, не осуждать, а принимать их такими, какие они есть. В ваших мыслях заканчивается осуждение таких людей. И вы являетесь узелком на нити осуждения, на вас завершается эта всеобщая нить, опутывающая как паутина, многих людей.

Квантовое сознание – полностью ОТКРЫТОЕ для других сущностей сознание, и весь негатив, который мы сознательно прячем внутри себя (осуждение и непринятие), станет доступным для всех окружающих и, более того, создаст для вас лично такую реальность, в которой вам будет невозможно существовать. Вывод – думай, говори, делай и подразумевай ОДНО. Чтобы твои мысли и действия были кристально чистыми.

Вы понимаете, что это ПРОЦЕСС, а не одноразовое действие? Это перевоспитание себя проходит не мгновенно, а постепенно и довольно длительно.

Дуальное сознание отделяет человека от Творца: «Бог – в Небесах, а я грешник, здесь, на Земле».

Сознание Христа говорит: «Ты во Мне, Я в тебе». «Мы с тобой – ОДНО». «Всё, что создано, сотворено, содержит Тебя, из Тебя создано, и Есть Ты, Творец».

Сознание дуальности создало реальность, когда человек считает себя физическим телом, и он – это одно, а все люди и окружающая действительность – другое, не связанное с ним (особенно то, что осуждается, не имеет к нему прямого отношения). На уровне дуальности так и есть.

Но в сознании единства – я есть все люди.

Я есть планета и Планетарный Логос.

Ты есть мое другое я.

Я творю чистоту или грязь на планете своим мыслями и действиями.

Я влияю как часть на целое. Всё зависит от всего.

Я многомерная сущность.

Я дух, присутствующий в плотной форме.

Я способен донести до других этот принцип и таким образом помочь им начать воспринимать и поступать по-другому. Это моя ответственность и моя миссия.

Мой опыт может быть полезен всем остальным.

Разум способен поменять реальность, что и происходит на наших глазах.

Следующим важным признаком дуального сознания является кармическая безответственность. Это следствие нашей непросвещенности и отсутствия в Христианстве Закона кармы и реинкарнации.

Я согрешу и затем отмолю свои грехи.

Если нельзя, но никто не видит, то можно.

Я зарою химические, бактериологические, радиоактивные отходы, и никто не найдет.

Я присвою деньги, выделенные на... и т.д.

Что такое любовь, знают очень немногие, потому что любовь представляется сейчас неким товаром. «Я люблю тебя за то, что ты любишь меня». Но мы в новом сознании переходим в другое понятие любви. «Я тебя вижу»... и это всё. Сознание единства характеризуется безусловной любовью. И к ней мы добираемся не за один год работы с собой. Перестроить наше восприятие другого человека к принятию в любви и прощении еще Иисус учил, но пока далеко в этом направлении мы не ушли. Идём. Перестраиваем себя. Меняем мысли. Учимся. Стараемся. Поправляем себя. Но очень трудно без критики и оценки, без сравнения и суждения.

Принятие себя и любовь к себе. Об этом мы вновь и вновь вспоминаем на Кресле Вознесения, когда видим в наших возносящихся эзотериках закрытые сердца, полные вины, непрощения или низкой самооценки.

Принятие темной стороны – еще один важный участок нашей работы с сознанием и разумом. Мы все еще на темной планете и, несмотря на то, что нам помогают наши Помощники убрать астральных существ с планеты, в нас-то остается все, что мы наработали в прошлых жизнях, в том числе и негатив, и он сейчас очень виден, и даже вскрывается для того, чтобы мы осознали, что он есть. Правда, его все меньше и меньше к нашей радости. Но ваше окружение говорит вам о том, что у вас внутри, и с чем еще можно поработать.

Позитивность и негативность мышления – это последнее, о чем мне хочется вам напомнить. В дуальном сознании часто приходится сталкиваться именно с ожиданием самого неудачного. Об этом много говорят и пишут, и я не буду распространяться. Поменяй свои мысли...

Вибрации дуального сознания гораздо ниже сознания единства, которое пребывает в радости и любви. Мы переходим в это сознание с ощущением, что избавляемся от всех причин наших неудач и болезней. Но для этого надо провести большую работу С СОБОЙ.

«Путь к себе». О чем это?

Работая с собой, мы вносим лепту в общее сознание человечества, катализируя его развитие и просветление. В нашей работе нам очень помогает ведение нашего Высшего Я и Учителей. Поэтому в Школе Саната Кумары мы делаем упор на открытие канала с собственными Учителями и Высшими Я. Мы учимся любить и светить. Мы становимся источниками просвещения и просветления наших близких и окружения. Мы становимся сознательными учителями.

Наш личный земной опыт должен быть осознан и понят каждым из нас. Мы приходим для осознания добра и зла. Для того, чтобы понять, что можно и что нельзя. Мы опустились в низкое сознание, чтобы впервые за наш путь опускания в плотность из света лицом к лицу встретить ЗЛО. И осознать, что есть ДОБРО. Разницу их осознать и ценность. Если бы мы не страдали от зла, не поняли бы ценность света и любви.

Все познается в сравнении. Это суть нашего метода познания. Это суть сознания дуальности. Давайте, скажем ему спасибо и поблагодарим себя за тяжелый опыт познания нового - нами, Сынами, в опыте которых не было раньше тьмы и зла. Они не осознавали также и ценность Любви, которой дышали и из которой были созданы.

Благодаря дуальному способу познания реальности мы открыли удивительные вещи – ценность верности, понимания, успокоения, умиротворения, мира, оптимизма, света и любви, радости, доброты, надежды, веры, заботы, безопасности и много другого, что не было осознаваемо в мире Света и Любви. Мы глубже познали мир материи. Мы поняли суть взаимоотношений. Мы научились понимать друг друга совсем новыми способами, разработали вербальный язык, письменность, науки и искусства. Открыли сердца для любви.

Спасибо тебе, дуальность, что ты была с нами. Мы благодарны тебе за познание и обучение. Нам пора идти дальше.

Дуальность - дополнение, разделение на дополняющие противоположности, поляризация, придание взаимоисключающих свойств.

Дуальность (символика)

Дуальность мира, представляющая собой взаимодействие двух полярностей, стоящих за сотворённой вселенной (света и тьмы, добра и зла и т. п.), отражена во многих символах. Наиболее известный из них - символ «инь-ян ».

Идей противопоставления света и тьмы изобилуют многие оккультные магические символы, но суть у всё время одна: свет (ян) и тьма (инь) вечно возвращаются, следуя след за другом, и порождают то, что китайцы называют «Десятью Тысячами Вещей», то есть мир сотворённый.

Дуальность в соционике

В соционике существуют также дуальные или дополняющие отношения. Дуалы - представители двух ТИПов, состоящих в дуальных интертипных отношениях. Дуальные отношения в соционике считаются максимально комфортными для личной жизни, дружбы, создания семьи.

Ссылки

Литература

  • Энциклопедия символов / сост. Рошаль В.М. - Москва: АСТ, 2005. - 1007 с. - 5100 экз . - ISBN 985-13-5049-4

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дуальность" в других словарях:

    В теории адронов свойство амплитуд адронных процессов в резонансной области энергий, заключающееся в возможности их двоякого описания: либо с помощью суммы резонансов прямого канала, либо с помощью суммы Редже полюсов (см. Редже полюсов метод… … Физическая энциклопедия

    ДУАЛЬНОСТЬ - знание, базирующееся на представлениях противоположности, выражаемых соответствующими понятиями: субъект – объект, сознание – материя, любовь – ненависть… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    Дуальность двойственность, дополнительность. Термин используется в различных областях. Дуальность как символика, в соционике. Дуальность Ходжа в математике. Дуаль свойство вопроса в игре «Что? Где? Когда?» иметь более одного… … Википедия

    Звезда Ходжа важный линейный оператор из пространства p векторов в пространство n p форм. Метрический тензор задаёт канонический изоморфизм между пространствами p форм и p векторов, поэтому обычно звездой Ходжа называют оператор из пространства… … Википедия

    ДУАЛЬНОСТЬ СТРУКТУРЫ - (duality of structure) (в формулировке Гидденса, 1984) концепция социальной структуры, а также среды и результата социальной деятельности. См. Структура тонная теория … Большой толковый социологический словарь

    T дуальность симметрия в теории струн, применимая к струнным теориям типа IIA и IIB и двум гетеротическим струнным теориям. Преобразования Т дуальности действуют в пространствах, в которых по крайней мере одна область имеет топологию… … Википедия

    Дуализм - Дуальность (Duality) См. Двайта … Словарь йоги

    Теория суперструн Теория … Википедия

    Взаимодействие в микромире: диаграмма Фейнмана в стандартной модели и её аналог в теории струн Теория струн направление математической физики, изучающее динамику не точечных частиц, как большинство разделов физики, а одномерных протяжённых… … Википедия

    Теория струн Теория суперструн Теория … Википедия

Книги

  • Жизнь и смерть. Дуальность неделимого. Вторая книга откровений (принятие) , Виктор Николаевич Яковлев. Продолжение моего мощнейшего потока продолжается, и если ты готов взбодрить свои память, сознание и подсознание более свежими, могучими и нестандартными откровениями, тогда моя мощнейшая… электронная книга
  • Жизнь и смерть. Дуальность неделимого. Первая книга откровений (Разоблачение) , Виктор Николаевич Яковлев. Моя память, то есть книга, будет всегда идти в такт с реальностью и существованием, хотя, казалось бы, что это память. В ней ты найдешь ответы на все жизненные вопросы, которые могут…

Дуальность

Дуальность

Не знание дуальной природы этой реальности не освобождает вас от ее воздействия.

Этот мир основан на двойственностях, и вы никуда от этого не денетесь.

Для того, чтобы взлететь надо опуститься.

Воин Света обладает мечом разделяющим, чтобы ясно увидеть обе стороны двойственности, а, увидев, соединить их.

Успешный является таковым только на фоне неуспешного. Поэтому они есть две стороны одной медали.

Негатив и позитив

Негатив и позитив - две стороны одной медали. Как рука моет руку. Скажите, пожалуйста, какая из ваших рук моет другую руку? Из одного рождается другое. Как вы узнаете, что такое свет, если вы не знаете, что есть тьма? Само представление о свете исходит из представления о тьме, и наоборот. Они вместе, они связаны. Так что, если вы признаёте и отстаиваете только одну сторону, вы не поймете целое.

Недостатки и достоинства

Наши недостатки являются продолжением наших достоинств. Одно без другого не может существовать.

Суждение

Ты можешь узнать, что такое медленно, только по отношению к тому, что быстрее.

Хороший и плохой

«Хорошая девочка» будет с «плохим мальчиком». Если «хорошая девочка» становится плохой, то «плохой мальчик» начнет становиться хорошим.

Выход из дуальности находится в ее середине и является вертикальным вектором, направленным вверх.

Усталость

Есть психическая и физическая усталость. Физическая снимается расслаблением тела или сном. Психическая усталость бывает очень сильной и может закончиться депрессией. Она связана с западением на одну из сторон двойственности.

Понимание

В трехмерной реальности, построенной по дуальным законам, вы не найдете понимания, оно невозможно. Оно возможно только в других, качественно более высоких, состояниях сознания. Но чтобы перейти к ним, нам надо оттолкнуться от того, что есть здесь, то есть от дуальности.

Любые двойственности, которые существуют в этой реальности, находятся во внутреннем мире самого человека. Активизируя двойственность, человек сознательно проявляет только одну из ее сторон. Но столь же сильна и другая ее сторона, которая находится в его подсознании. Это как айсберг, у которого есть видимая и невидимая части. Вы притягиваете партнера, видимая часть которого противоположна вашей видимой части. Это создает возможность увидеть обе части этой двойственности и выйти из нее через осознание.

Подсознание

Тот, кто вызывает у вас наибольшее эмоциональное чувство - приятное или неприятное, очень важен для вас, потому что с его помощью вы можете увидеть двойственность в самом себе, ведь он проявляет вашу подсознательную сторону.

Психологическая ловушка

Вы не можете выйти из психологической ловушки до тех пор, пока не поймете механизм ее действия. Для этого вам надо увидеть в самом себе дуальность, создавшую эту психологическую ловушку, увидеть две стороны этой двойственности и принять их как две равноправные части. Как только вы их примете, мгновенно окажитесь в «золотой средине» дуальности и сможете из нее выйти. Выход из дуальности находится в ее середине.

Нейтральность

Дуальность можно сравнить с магнитом, у которого есть плюс и минус, что создает сильное напряжение между ними, и вас притягивает либо к минусу, либо к плюсу, либо мотает туда и сюда. Уравновесившись в середине, вы станете нейтрально заряженным и пройдете, не притягиваясь ни к одному из полюсов дуальности. Вот что необходимо обрести внутри самого себя - нейтральность по отношению к любым двойственностям. Ваши проблемы - это одна или несколько двойственностей, части которых тянут вас в разные стороны. Это и есть ваши уроки. Прежде всего, надо определить двойственность или ловушку, в которую вы попали. Другой человек, включённый в вашу проблему, как правило, выражает ее противоположную сторону. Гармонизировать с ним отношения, принять его, быть ему благодарным - значит достичь нейтральности внутри себя, то есть решить вашу проблему.

Дуальность веры

Человек - это своеобразное существо: ему нужно верить во что-то. Причем, любая вера основана на определенных убеждениях, которые отражают только одну сторону дуальности. Тогда убеждения, отражающие противоположную сторону этой дуальности, становятся для человека тем, с чем он будет бороться, отстаивая свою веру.

Дуальность социума

Борьба в социуме возникает между организациями, выражающими противоположные взгляды, то есть представляющими противоположные стороны определенных двойственностей. Например, борьба ислама и христианства, капитализма и коммунизма, преступников и полицейских и так далее.

Разведение дуальности

Набор человеческого опыта идет за счет разведения человеком противоположных сторон двойственностей, входящих в структуру его личности. В процессе самоисследования эти двойственности становится всё более и более ярко выраженными, и их можно осознать.

Активизация двойственностей

Активизация двойственности происходит через сознательное отождествление с одной из ее сторон и подсознательное отождествление с другой ее стороной.

Активизация двойственности - это увеличение интенсивности напряжения между ее противоположными сторонами, которое переживается как страх и приводит к усилению борьбы между ними.

Активизация двойственности приводит к увеличению амплитуды колебаний между ее противоположными сторонами, то есть человек начинает усиливать физическую реализацию программ как одной, так и другой стороны дуальностей своей личности.

Осознание дуальности

Только через осознание дуальной природы своей личности человек может выйти на более высокий уровень сознания, из которого он может наблюдать за игрой двойственностей в своей личности.

Осознание личности

Наш процесс идет через проживание и видение в себе различных двойственностей, формирующих характер нашей личности.

Вам необходимо понять основной закон работы двойственностей, если такое понимание начинает входить в вас, то вы имеете возможность осознавать себя.

Необходимое знание

Если вы не знаете о дуальном устройстве этой реальности и своей личности, то не сможете осознавать себя, то есть видеть себя таким, какой вы сейчас есть.

Есть много практик, конфессий, теорий, взглядов, но они не дают полного видения самого себя, так как каждая из них порождена определенными двойственностями.

Для того чтобы за одну жизнь выйти из всех дуальностей данной реальности, надо иметь знание, позволяющее это делать, и реализовать его в себе через собственное его проживание, то есть свой опыт.

Человек отделил себя от Духа, то есть от Бога, и попал в дуальность личности и обусловленного ума.

Шкала двойственности

Овладеть всей шкалой двойственности можно только через принятие в себе ее противоположных сторон.

Обусловленный ум

Человек видит своим обусловленным, фрагментарно воспринимающим умом, то есть он видит только то, что разрешает ему видеть его ум. Он не видит целостно то, что есть на самом деле, а видит только реальность, ограниченную его обусловленным умом.

Проблема

Когда мы полностью осознаём какую либо дуальность, на которую запрограммирован наш ум, мы устраняем напряжение между ее противоположными полюсами, то есть нейтрализуем ее. Остается просто память о том, что было связано с ней в нашей жизни, но она уже не переживается как проблема. Она, можно сказать, уже разминирована. Проблема перестает быть проблемой, остается только память о ней.

Решить проблему можно, только выйдя за уровень дуальных представлений, породивших ее. Но для этого надо осознать в самом себе, как рождаются ваши проблемы, через видение механизма функционирования дуальностей.

Если вы видите у себя некую проблему, то ищите противоположную сторону двойственности, которую вы не признаете и тем самым поддерживаете и укрепляете свою проблему.

Понимание

Для того чтобы понимать, услышанное или прочитанное, надо знать, о каких двойственностях этот материал. Понимать это очень непросто, для этого надо начинать видеть своей личности.

Парадоксальное мышление

Мыслить парадоксально, значит, видеть во всём, что здесь происходит, игру дуальностей.

Парадоксальное мышление - это целостное мышление. Его трудно выразить в существующей сейчас системе языка, так как в нём нет, и не может быть понятий, обозначающих недвойственное состояние.

Глупый - умный

«Глупый» и «умный» - это просто определения вашего ума.

Если вы выходите за рамки двойственных представлений, то вас уже ничего не может задеть, при этом вы видите всё так, как оно происходит на самом деле.

Духовный серфингист

Просто скользите на гребне двойственности.

Будьте серфингистами на волне своих переживаний и получите огромное удовольствие, скользя по их гребням.

Точки зрения

Парадокс дуальной реальности заключается в том, что ни одна из существующих в ней точек зрения не является истиной.

Принцип дуальности

Для того чтобы увидеть, как здесь всё происходит, надо понять дуальность этого мира. Здесь всё совершается по принципу двойственности. Одна часть двойственности перетекает в противоположную, создавая напряжение и раскачку, как при катании на качелях. Любые процессы, какие бы мы ни взяли: физиологические, политические, экономические, религиозные, следуют принципу дуальности.

Конфликт

Конфликт - это борьба противоположных сторон дуальности.

Война противоположностей будет продолжаться до тех пор, пока вы не увидите взаимодействие полярностей в самом себе.

Основной целью нашего Процесса является выход из дуального восприятия.

Положительное и отрицательное

В двойственной реальности невозможно быть только положительным или только отрицательным. Мы есть и то, и другое одновременно. Увидеть это в себе, значит, выйти за пределы двойственного восприятия.

Святые и злодеи

Злодеев создают святые, и наоборот.

Выше и ниже

Чем выше поднимаетесь, тем ниже опуститесь. Это так, пока вы находитесь в двойственности.

Мы это противоречие

Если мы отождествились с одной стороной полярности, то мы заведомо лжем, мы не можем не лгать. Мы называем это правдой, но это правда одной стороны полярности, а правда другой стороны - противоположная. И только понимание того, что в нас одновременно существуют две противоречивые идеи, может привести к просветлению. И то правда, и другое правда, хотя они взаимоисключающие, но и та, и другая существуют, и в той, и другой ты находишься, не видя этого.

Истина в том, что существуют две противоположные стороны полярности, и они составляют одно целое. Только увидев и признав это в себе, мы можем выйти на качественно иной уровень сознания. Непонимание этого держит нас в распятии на кресте трехмерной реальности. Истина многомерна, что обусловленный ум никак не хочет принять, тем самым, ограничивая наше восприятие.

Увидеть дуальность

Вам надо увидеть дуальность, которая присутствует в ваших представлениях о себе, других и мире.

Человек - три в одном

Вхождение в дуальный мир сопровождается отделением тела-ума от Души, то есть потерей памяти о самом себе как триедином существе.

Выход там же, где вход

Выйти к единству, целостности, безусловной любви и осознанию можно только через их противоположность, проживание которой и есть наш основной опыт присутствия в данном мире.

Гармония

Гармония достигается через уравновешивание полярностей внутри себя.

Отождествление

Выйти из отождествления с чем-либо можно, только видя обе стороны двойственности, породившей это отождествление.

сложные физические системы, такие как звезды, горы и деревья, состоят из элементарных физических частиц.

Другая сущность по своей природе ментальна. По определению, «ментальное» – это нечто нефизическое, нечто скорее принципиально отличное от физического, нежели его часть или разновидность. Нет ясности в том, из чего именно состоит эта ментальная сущность, но представляется вполне естественным принять, что каким бы ни был этот «строительный материал», он такой же, как и тот, который образует нашу субъективную психологическую реальность. Следовательно, ментальность образована субъективными, качественными состояниями сознания, расположенными внутри ментального пространства,

в котором происходят осознаваемые события. Она непосредственно проявляется в наших ощущениях, восприятиях, мыслях, эмоциях, образах, субъективно переживаемых в потоке сознания. Как правило, нефизическую субстанцию изображают как некую призрачную ментальность, не зависящую не только от физической материи, но даже и от физических законов, которые правят физическим миром. Считается, что ментальность не поддается физическим измерениям и наблюдениям и, возможно, состоит из чрезвычайно деликатных, неосязаемых «атомов души», не похожих ни на какие физические частицы и существующих

в ментальном «пространстве души», лежащем за пределами физического пространства и времени.

Определение монизма

В отличие от дуалистических теорий все монистические теории исходят из того, что мир (Вселенная как единое целое) состоит исключительно из субстанции одного типа. Однако разные монистические теории расходятся в том, какова конечная природа этой фундаментальной субстанции. Согласно одним из этих теорий, сущность Вселенной материальна (материализм или физикализм), тогда как другие утверждают, что Вселенная состоит исключительно из ментальной субстанции (идеализм). Однако известны и теории, полагающие, что в своей основе Вселенная и не «ментальна», и не «материальна» (нейтральный монизм). В свое время мы вернемся к этим различиям, а сейчас более подробно рассмотрим дуалистические теории сознания.

Дуалистические теории сознания

Дуалистические теории считают само собой разумеющимся, что как физическая материя, так и субъективное сознание являются реальными феноменами, существующими независимо друг от друга. Они ничем не обязаны друг другу и существуют во Вселенной на равных. Просто они совершенно разные. Это – одна из привлекательных характеристик дуалистических теорий. Они демонстрируют одинаково уважительное отношение как к внешнему физическому миру, в основном принимая все естественные науки насколько это возможно, так и к нашему внутреннему, субъективному миру, признавая, что это особая реальность, находящаяся за пределами физической реальности.

Однако и дуалистическим теориям тоже присущи некоторые серьезные недостатки. Во-первых, они испытывают трудности, отвечая на вопрос, изкакого «материала» состоит нефизическая ментальная субстанция и где она располагается относительно физического пространства. Они говорят лишь о том, чем онане является: она не является физической. Но что значит быть нефизической или нематериальной? Если наше сознание основано на нефизической ментальной субстанции, тогда нам нужна проверяемая научная теория, описывающая и объясняющая точно, что такое ментальная субстанция, как она ведет себя и где ее можно найти. Следовательно, дуалистические теории не всегда способны

А. Ревонсуо. «Психология сознания»

предложить нам убедительные решения онтологических проблем, связанных с базовой природой сознания. Но еще хуже обстоят дела, когда они пытаются ответить на вопрос о взаимоотношениях: какие именно отношения существуют между нефизической ментальной субстанцией и физическим миром, такими как наш мозг и наше тело.

Если нам что-то и известно о связи между сознанием и физической реальностью, так это то, что, похоже, эти два мира гармонично сотрудничают друг с другом всякий раз, когда мы воспринимаем внешние объекты или выполняем преднамеренные действия. С одной стороны, сенсорные органы наших тел получают физическую энергию из внешнего мира и превращают ее в нейронные сигналы, которые каким-то образом трансформируются в субъективные ощущения и восприятие в нашем внутреннем психологическом мире. С другой стороны, мы формулируем мысли и строим планы и испытываем желания и пристрастия к чему-либо в своем сознании. Одним усилием воли мы можем заставить свои мышцы, конечности и тела передвигаться в физическом пространстве «под руководством» нашего сознания и намерения. Складывается впечатление, что взаимодействие сознания и физической реальности – это «улица с двусторонним движением»: сначала внешний мир «проникает» в наше сознание, которое благодаря этому воспринимает и ощущает его, а затем наше сознание обращается к внешнему миру и, таким образом, управляет поведением тела по своему желанию.

Как правило, дуалистические теории отличаются друг от друга тем, как они отвечают на вопрос взаимоотношений, а именно на вопрос о том, какие отношения существуют между нефизической ментальной субстанцией и физическим миром, в первую очередь между нашим мозгом и телом? Известны три основные альтернативы: интеракционизм, эпифеноменализм и параллелизм.

Интеракционизм

Как следует из названия этой теории, ее основная идея заключается в двустороннем причинном взаимодействии между внешней физической реальностью и субъективной психологической реальностью, или между мозгом и сознанием. Иными словами, физические стимулы во внешнем мире (например, электромагнитная энергия в виде света) сначала воздействуют на органы чувств (например, на сетчатку глаза), затем сигнал трансформируется в нейронные импульсы, которые поступают в мозг, в первую очередь – в зрительную зону коры в затылочной области головного мозга, после чего на какой-то стадии, покрытой тайной, физическая активация мозга приходит во взаимодействие с нефизической субстанцией, или сознанием, что позволяет нам получить субъективное переживание: мы видим. Это – причинный путь «снизу вверх», путь от физического входа до осознанного выхода. Причинный путь «сверху вниз», называемый также «ментальной причинностью», проходит в противоположном направлении от сознательного «входа» (мысль, желание или намерение совершить действие) до физического действия. Рассмотрим пример. Допустим, вы чувствуете внезапное сильное желание поесть шоколада. Это желание – осознанное переживание. Оно заставляет вас оглянуться по сторонам в поисках шоколадного батончика, быстро схватить его, сунуть в рот и вонзить в него зубы. Таким образом, осознанное переживание вызывает физические изменения сначала в вашем мозге, а затем и в нейронных импульсах, идущих от мозга к мышцам. В конце концов эти изменения приводят к физическим движениям вашего тела.

Часто в нашей повседневной жизни причинные пути «снизу вверх» и «сверху вниз» образуют интерактивные сенсомоторные петли. Наступив босой ногой на колючее растение, вы чувствуете боль и настоятельную потребность избавиться от нее. Потом вы пытаетесь определить болевую точку, смотрите на пораненное место и ощупываете его, а нащупав

А. Ревонсуо. «Психология сознания»

колючку, вы с облегчением выдергиваете ее. Прогуливаясь по засаженному клубникой полю

в поисках спелой красной ягоды и увидев такую (в результате нейронной активности по принципу «снизу вверх» от сетчатки глаза к зрительной коре, а далее в сознание), вы протягиваете руку, чтобы сорвать ее (в результате активности по принципу «сверху вниз», от осознанного восприятия и желания до явного физического действия).

Похоже, что причинное взаимодействие физического и нефизического миров протекает весьма гладко. Действительно, в нашей повседневной жизни нам вообще не приходится задумываться об этом. Как только мы открываем глаза, на нас начинают воздействовать физические стимулы, в результате чего возникают осознанные зрительные переживания. Мы используем свои физические тела для реализации наших намерений и для удовлетворения желаний, и, похоже, что все это работает без сбоев. Проблема заключается в том, чтобы объяснить, как именно два диаметрально противоположных мира – такие физические процессы, как нейрональная активность, и такие нефизические качественные вибрации души, как наши ощущения, мысли и желания, – вообще способны взаимодействовать друг с другом, не говоря уже о таком непосредственном взаимодействии. Иными словами, интеракционистский подход должен вооружить нас научной теорией, хотя бы предварительной, о механизмах взаимодействия двух миров.

Почему же тогда интеракционисты не предложили нам ни теории, ни хотя бы описания этих механизмов? Проблема заключается в том, что физический мир причинно замкнут

в себе, а нефизический мир, соответственно,причинно инертен (по крайней мере, по отношению к материальному). Причинная замкнутость физического мира означает, что физические события могут быть вызваны только другими физическими событиями и способны вызвать дальнейшие события, имеющие исключительно физическую природу, посредством чисто физических механизмов. Причинная обусловленность (причинность) требует механизмов, обладающих такими физическими свойствами, как масса, энергия, силовые поля, физическое движение в физическом пространстве и т. д. Причинная инертность сознания означает, что наши переживания, если они абсолютно нефизические, вовсе не обязательны для того, чтобы произошло какое-либо физическое событие, и их природа такова, что они не могут повлиять решительно ни на что в физическом мире, включая и нейронную активность в нашем мозге. Если сознание состоит из призрачной ментальной субстанции, значит, оно, как и призраки-прототипы, должно просто плавно перемещаться через все материальные предметы, не оказывая на них никакого влияния!

Проблема, с которой сталкивается дуалист, такова. Чтобы причинно взаимодействовать с физическим миром (например, с мозгом), некая сущность должна как минимум обладать некоторыми физическими свойствами. Следовательно, ментальная субстанция должна, в конце концов, иметь какие-то физические свойства, чтобы оказывать какое-то влияние на активность нашего мозга. Однако для дуалиста сознание по определению является чем-то нефизическим. Как нечто абсолютно нефизическое, лишенное массы, энергии, движения, силы тяжести, протяженности в пространстве, местоположения и всех мыслимых физических свойств, может вызвать какие-либо изменения в таком объекте физического мира, как мозг? Как именно ментальная субстанция оказывает физическое влияние на мозг и реализует физическое проявление своей свободной воли? Это тайна за семью печатями. До тех пор, пока не появятся убедительные научные гипотезы о механизмах взаимодействия души и мозга, интеракционизм остается чисто метафизической спекуляцией, имеющей значение исключительно для философии, но не играющей никакой роли в эмпирической науке о сознании.

Проблема, связанная с объяснением природы двустороннего взаимодействия сознания и мозга, – не единственная проблема интеракционизма, хотя, возможно, и самая трудная. Другие проблемы возникают, когда мы пытаемся «встроить» дуалистический

А. Ревонсуо. «Психология сознания»

взгляд на сознание в научное представление о мире, сформированное благодаря другим отраслям эмпирической науки, в том числе историей эволюционного учения (филогенезом), индивидуальным развитием (онтогенезом) и нейропсихологией. На каком этапе эволюционного развития нематериальная ментальная субстанция впервые оказалась причинно связанной с биологическими организмами? Как и почему это произошло, если исключить божественное вмешательство? Когда у первого живого создания появилась душа и оно превратилось в мыслящее существо, способное «видеть свет» и ощущать свое собственное существование? Предположительно, до этого величайшего в истории жизни на Земле момента каждое существо на этой планете было зомби, полностью лишенным сознания, простым биологическим механизмом без какой бы то ни было ментальной жизни. Аналогичный вопрос может быть задан и о человеческом зародыше или младенце: когда, как и почему возникает связь между ментальной субстанцией и его развивающимся мозгом? Когда младенец впервые «видит свет» или ощущает собственное существование?

Считается, что сама по себе ментальная субстанция способна превратить биомеханических зомби в мыслящие существа, обладающие внутренней субъективной жизнью. А это значит, что есть насущная потребность найти ответы на вопросы, касающиеся возникновения внутренней жизни в процессе эволюции и развития ребенка.

бы признать таким радикальным поворотным пунктом, или представить себе какой-то механизм, способный объяснить, как все это произошло. Все изменения, которые мы можем объективно зафиксировать на эволюционном пути, представляются чисто физическими, химическими и биологическими и образуют плавный, непрерывный континуум. С позиции биологии место, в котором душа якобы оказалась связанной с мозгом, представляет собой произвольную точку в континууме, в которой непостижимая сила связала вместе душу и мозг.

Другая проблема, с которой сталкивается дуалист, связана с нейропсихологией. Сегодня нам известен ряд неврологических расстройств, при которых повреждения ткани мозга или его функций, возникшие в силу разных причин, вызывают серьезные изменения сознания и личности. Вследствие мозговой травмы больной может частично утратить способность воспринимать, чувствовать изменения телесного образа или даже иметь внетелесные переживания, утратить память обо всей своей жизни или столкнуться с такими изменениями темперамента и личности, которые превращают его в совершенно другого человека. Следовательно, складывается впечатление, что структура и содержание субъективной психологической реальности должны напрямую и полностью зависеть от структуры и функций мозга (более подробно этот вопрос будет рассмотрен в разделе, посвященном нейропсихологии и сознанию, главы 4-6).

Однако если предположить, что нефизическая ментальная субстанция совершенно не зависит от физической субстанции – мозга, почему же такие признаки души, как сознание

и селф 1 человека, оказываются необратимо разрушенными в результате повреждения незначительных участков физического мозга? Ведь согласно дуализму, душа должна благополучно продолжать свое существование без каких-либо проблем и в отсутствие мозга. Однако все эмпирические доказательства, полученные из нейропсихологии, свидетельствуют о том, что всех нас ожидает заслуживающая сожаления судьба: разрушь

1 Селф (Я) – центральная часть сознания, обобщающая индивидуальный опыт человека. В русском языке нет различий между «я» активным и «я» пассивным. В английском я-субъекту соответствует «the I», или «я». Я-объекту соответствует «the self», т. е. «self» включает элементы рефлексии. Например, мы говорим: «Я задел себя», т. е. и объект

и субъект представлены одним рефлексирующим человеком. Таким образом, «self» означает личность, одновременно и

совершающую действие, и претерпевающую его. – Примеч. науч. ред.