Семья

Дуальность восприятия действительности. Когнитивная психология: теория дуального процесса мышления. Дуальность миро восприятия в каждом из нас

11.11.12.

Мне хочется предложить вам свое понимание, что такое дуальность и что мы можем предпринять, чтобы выйти из нее.

Дуальность – это наше сознание. Это то, как мы творим реальность, наш способ мыслить и воспринимать физический мир.

Существует уровень вибраций физического мира, уровень вибраций Вещества, из которого состоит весь наш окружающий мир, и существует соответственный для этого уровня материи способ ее воспринимать – твердой, жидкой, газообразной и т.д. Например, наше левое полушарие мозга создает наше фиксированное восприятие реальности – твердого материального мира, но стоит отключиться левому полушарию, как мир предстает энергией без границ. У нас на сайте «Люцифер» был фильм «Удивительный удар прозрения Джил Боулт Тейлор», где рассказывается, как ощущает себя человек с инсультом левого полушария мозга. К сожалению, этот фильм удален с сайта www.youtube.com.

Каждая частота вибраций материи порождает СООТВЕТСТВЕННЫЙ ЧАСТОТНЫЙ РЕЗОНАНС СОЗНАНИЯ.

Частотный резонанс – это СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЧАСТОТЫ ВИБРАЦИИ ТЕЛА И ОКРУЖАЮЩЕЙ РЕАЛЬНОСТИ. Еще можно добавить, что в зависимости от частоты вибраций вы можете наработать другое сознание.

Например, человек непросвещенный ведет себя порой как жертва, как беспомощный и унылый человек, мечтающий о «красивой жизни», но неспособный что-то изменить, или воспринимает реальность драматично и даже трагично, в то время как у тех, чьё сознание соединилось с сознанием Высшего Я, способ мышления и поведения изменяется, и такие люди начинают думать и поступать по-другому. Что изменилось? Частота вибраций вещества внутри тел человека – и физического и тонких тел (астрального и ментального). И установилась связь нашего земного дуального сознания с более тонким квантовым сознанием Высшего Я. Вы еще физически не вышли из плотности, но ваш способ мышления и поведения изменился.

Хочу заметить, что никакие механические способы не способны вывести нас из нашего дуального сознания, ибо это НАШ НОРМАЛЬНЫЙ СПОСОБ СБОРА ОПЫТА В ФИЗИЧЕСКОМ МИРЕ. Поменять сознание можно, расширив его, дополнив дуальное сознание новым сознанием высших аспектов. Это и называется расширением сознания. Мы не сжигаем и не отказываемся от старого сознания, а, сохраняя его, дополняем и расширяем его за счет новых понятий и представлений, ОСОЗНАВ, откуда и куда мы выходим, поняв эти различия, и овладев новым способом воспринимать и рассуждать, думать и делать выводы. Но за эти функции отвечает не сознание, а разум. Таким образом, наш разум способствует изменению (расширению) сознания.

Разум – это способ мышления, это те выводы и метод действия, которые следуют за восприятием. Именно эту часть мы и способны изменить. Мы для этого должны ОСОЗНАТЬ, что и как мы меняем, и изменять себя постепенно. Это не простая и не мгновенная работа. Важно знать, откуда и куда ты двигаешься и СПОСОБЫ изменения мышления. Мы говорим вслед за Санатом Кумарой: «Поменяй свои мысли и станешь Богом».

Но и сознание тоже меняет разумность. Скажем, в отсутствии времени и пространства наши земные разумы останутся в архиве, сохранив множество понятий, которые мы выработали в дуальности. Но при этом наше новое сознание, которое зависит от реальности и форм, будет требовать нового способа мыслить и действовать.

Сознание – это способ восприятия реальности. Скажем, физическую реальность мы воспринимаем левым полушарием. Мы видим плотность и прозрачность материи, свет определенного спектра, звук определенного диапазона и т.д. А астральную реальность, которая существует вокруг нас, мы различаем с огромным трудом, потому что утратили способ ее восприятия, закрылись для нее. Наши маленькие дети порой ещё видят, кто «пришел» и как он выглядит, они с удовольствием играют с теми, кого мы не воспринимаем. Но с возрастом это видение закрывается. Наши ясновидящие способны воспринять реальность астрального измерения, вместе со всеми темными сущностями, окружающими нас, а мы способны различить светлое астральное присутствие, но это не является нормальным и обычным для всех людей сознания дуальности.

Мы на занятиях часто видим «много света», который окружает нас, воспринимая светлое присутствие наших помощников таким образом. Но детали присутствия мы можем различить только через связь с Высшим Я.

Что характерно для дуального сознания и что отличает сознание следующего уровня, в который мы выходим? Дуальное сознание разделило мир на две противоположности: свет и тьма, день и ночь, мужчина и женщина, добро и зло, правильно и неправильно. Соответственно, в следующем сознании мы утрачиваем эти противоположности. В квантовой реальности нет мужчин и женщин, добра и зла, света и тьмы, дня и ночи, правильного и неправильного. Никакими механическими действиями вы не удалите из своего разума понятия добра и зла. Но вы можете постараться не делать выводы и не поступать больше, оценивая и осуждая по-старому: «Этот человек сделал правильно, он поступил как добрый человек, а этот – неправильно и требует осуждения и наказания».

Почувствовали внутреннее сопротивление? Это не так-то просто - изменить привычный способ мышления. Это не так-то просто – перестать осуждать преступников, алкоголиков, тиранов и узурпаторов, воров и насильников. В сознании дуальности мы так и делаем – осуждаем, наказываем, оцениваем и боремся. «Борющиеся миры» – так нас называют в «Книге Урантии».

А как же в следующем сознании – что, мы становимся всем довольны? Нет, конечно, сознание единства говорит нам о том, что мы с вами тоже играли такие же роли в других жизнях, и были такими же преступниками, алкоголиками, тиранами и узурпаторами, ворами и насильниками. Сейчас ты играешь Дездемону, а он – Отелло, но ты можешь вспомнить прошлую жизнь, где ваши роли менялись. И если ты любишь и прощаешь себя ДЕЙСТВИТЕЛЬНО во всех жизнях и во все времена, то и не осуждай других (начинай так мыслить, старайся переделать свое понимание и способ рассуждать).

Итак, сознание дуальности предполагает оценку и осуждение, а сознание Христа выходит за пределы осуждения. Иисус не осуждал даже тех, кто его казнил, распинал на кресте. «Не судите, и не судимы будете».

Следующая отличительная черта – чистота и честность. В сознании дуальности мы одно думаем, другое говорим, третье делаем, четвертое подразумеваем.

«Я наказываю своего ребенка, потому что думаю, что он должен остаться таким же хорошим, наказываю для того, чтобы не испортился. Я его ругаю и шлепаю, говорю ему, что он плохой, подразумевая, что этим я ему помогаю остаться хорошим».

«На работе я приветливо здороваюсь даже с теми, кого не люблю, не принимаю. Это ведь удобная манера поведения, бесконфликтная. Правда, мы называем ее лицемерием и понимаем, что это все равно ложь».

Это типичное мышление дуальности. Сознание Христа помогает нам, прежде всего, понять этих людей (кто мне не нравится), очистить себя от резонанса с ними, когда они раздражают нас тем, что являются нашим отражением, а затем принять их.

Принять-полюбить, то есть оставаться нейтральными к ним, не осуждать, а принимать их такими, какие они есть. В ваших мыслях заканчивается осуждение таких людей. И вы являетесь узелком на нити осуждения, на вас завершается эта всеобщая нить, опутывающая как паутина, многих людей.

Квантовое сознание – полностью ОТКРЫТОЕ для других сущностей сознание, и весь негатив, который мы сознательно прячем внутри себя (осуждение и непринятие), станет доступным для всех окружающих и, более того, создаст для вас лично такую реальность, в которой вам будет невозможно существовать. Вывод – думай, говори, делай и подразумевай ОДНО. Чтобы твои мысли и действия были кристально чистыми.

Вы понимаете, что это ПРОЦЕСС, а не одноразовое действие? Это перевоспитание себя проходит не мгновенно, а постепенно и довольно длительно.

Дуальное сознание отделяет человека от Творца: «Бог – в Небесах, а я грешник, здесь, на Земле».

Сознание Христа говорит: «Ты во Мне, Я в тебе». «Мы с тобой – ОДНО». «Всё, что создано, сотворено, содержит Тебя, из Тебя создано, и Есть Ты, Творец».

Сознание дуальности создало реальность, когда человек считает себя физическим телом, и он – это одно, а все люди и окружающая действительность – другое, не связанное с ним (особенно то, что осуждается, не имеет к нему прямого отношения). На уровне дуальности так и есть.

Но в сознании единства – я есть все люди.

Я есть планета и Планетарный Логос.

Ты есть мое другое я.

Я творю чистоту или грязь на планете своим мыслями и действиями.

Я влияю как часть на целое. Всё зависит от всего.

Я многомерная сущность.

Я дух, присутствующий в плотной форме.

Я способен донести до других этот принцип и таким образом помочь им начать воспринимать и поступать по-другому. Это моя ответственность и моя миссия.

Мой опыт может быть полезен всем остальным.

Разум способен поменять реальность, что и происходит на наших глазах.

Следующим важным признаком дуального сознания является кармическая безответственность. Это следствие нашей непросвещенности и отсутствия в Христианстве Закона кармы и реинкарнации.

Я согрешу и затем отмолю свои грехи.

Если нельзя, но никто не видит, то можно.

Я зарою химические, бактериологические, радиоактивные отходы, и никто не найдет.

Я присвою деньги, выделенные на... и т.д.

Что такое любовь, знают очень немногие, потому что любовь представляется сейчас неким товаром. «Я люблю тебя за то, что ты любишь меня». Но мы в новом сознании переходим в другое понятие любви. «Я тебя вижу»... и это всё. Сознание единства характеризуется безусловной любовью. И к ней мы добираемся не за один год работы с собой. Перестроить наше восприятие другого человека к принятию в любви и прощении еще Иисус учил, но пока далеко в этом направлении мы не ушли. Идём. Перестраиваем себя. Меняем мысли. Учимся. Стараемся. Поправляем себя. Но очень трудно без критики и оценки, без сравнения и суждения.

Принятие себя и любовь к себе. Об этом мы вновь и вновь вспоминаем на Кресле Вознесения, когда видим в наших возносящихся эзотериках закрытые сердца, полные вины, непрощения или низкой самооценки.

Принятие темной стороны – еще один важный участок нашей работы с сознанием и разумом. Мы все еще на темной планете и, несмотря на то, что нам помогают наши Помощники убрать астральных существ с планеты, в нас-то остается все, что мы наработали в прошлых жизнях, в том числе и негатив, и он сейчас очень виден, и даже вскрывается для того, чтобы мы осознали, что он есть. Правда, его все меньше и меньше к нашей радости. Но ваше окружение говорит вам о том, что у вас внутри, и с чем еще можно поработать.

Позитивность и негативность мышления – это последнее, о чем мне хочется вам напомнить. В дуальном сознании часто приходится сталкиваться именно с ожиданием самого неудачного. Об этом много говорят и пишут, и я не буду распространяться. Поменяй свои мысли...

Вибрации дуального сознания гораздо ниже сознания единства, которое пребывает в радости и любви. Мы переходим в это сознание с ощущением, что избавляемся от всех причин наших неудач и болезней. Но для этого надо провести большую работу С СОБОЙ.

«Путь к себе». О чем это?

Работая с собой, мы вносим лепту в общее сознание человечества, катализируя его развитие и просветление. В нашей работе нам очень помогает ведение нашего Высшего Я и Учителей. Поэтому в Школе Саната Кумары мы делаем упор на открытие канала с собственными Учителями и Высшими Я. Мы учимся любить и светить. Мы становимся источниками просвещения и просветления наших близких и окружения. Мы становимся сознательными учителями.

Наш личный земной опыт должен быть осознан и понят каждым из нас. Мы приходим для осознания добра и зла. Для того, чтобы понять, что можно и что нельзя. Мы опустились в низкое сознание, чтобы впервые за наш путь опускания в плотность из света лицом к лицу встретить ЗЛО. И осознать, что есть ДОБРО. Разницу их осознать и ценность. Если бы мы не страдали от зла, не поняли бы ценность света и любви.

Все познается в сравнении. Это суть нашего метода познания. Это суть сознания дуальности. Давайте, скажем ему спасибо и поблагодарим себя за тяжелый опыт познания нового - нами, Сынами, в опыте которых не было раньше тьмы и зла. Они не осознавали также и ценность Любви, которой дышали и из которой были созданы.

Благодаря дуальному способу познания реальности мы открыли удивительные вещи – ценность верности, понимания, успокоения, умиротворения, мира, оптимизма, света и любви, радости, доброты, надежды, веры, заботы, безопасности и много другого, что не было осознаваемо в мире Света и Любви. Мы глубже познали мир материи. Мы поняли суть взаимоотношений. Мы научились понимать друг друга совсем новыми способами, разработали вербальный язык, письменность, науки и искусства. Открыли сердца для любви.

Спасибо тебе, дуальность, что ты была с нами. Мы благодарны тебе за познание и обучение. Нам пора идти дальше.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ, теория и техники

Решение проблем и выход за пределы дуального ума

Цели первого уровня:
1. Дать человеку простые и эффективные техники для самостоятельной работы.
2. Научить пользоваться ими для решения психологических проблем.
3. Привести к некоторому пониманию дуального (двойственного) строения человеческого ума.
4. Получить хороший результат применения техник, убрав, по крайней мере, остроту своих основных проблем.
5. Улучшить способность .

Все техники первого уровня, указанные на этой странице, представляют собой проработку дуальностей. Другие общедоступные техники смотрите - их можно практиковать на любом из уровней.

Теория: Дуальности

Дуальность (двойственность, дихотомия) - это пара противоположностей (полярностей, полюсов) в уме человека. Например, добро и зло, любовь и ненависть, хорошо и плохо. Дуальностей огромное количество, и у каждого свой набор. Есть более общие и абстрактные, как те, что я перечислил (они актуальны для большинства людей), и более индивидуальные, конкретизированные, которые для одного весьма актуальны, а для другого вообще не имеют значения.

Все дуальности существуют исключительно в уме человека. Один полюс дуальности (полярность) противоположен другому (дополняет его, уравновешивает) - но только в уме человека.

Практика: техники проработки дуальностей

Прежде чем начать использовать техники проработки дуальностей, прочитайте материалы сайта, особенно правила на странице и статью "Принять КАК ЕСТЬ".

А здесь я приведу парочку эффективных техник (упражнений, процессов), с успехом опробованных на себе и других. Их достаточно для целей первого уровня. Эти техники полностью адаптированы для самостоятельного применения, и сравнительно быстро выводят сознание за пределы дуального ума - по крайней мере, в отношении прорабатываемой проблемы.

Для проработки каждой дуальности нужно будет выбирать наиболее подходящую технику. Если вам кажется, что конкретная дуальность может быть проработана любой техникой, выбирайте любую. У каждой техники есть свои плюсы и свои минусы. Разберетесь.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛЮСОВ

Суть техники заключается в поочередном создании и удержании вниманием полюсов.
1. Создай идею, что ________ (полюс 1) и удерживай ее.
2. Создай идею, что ________ (полюс 2) и удерживай ее.

«Создать идею» означает сделать эту идею существующей или подумать эту мысль. Желательно удерживать ее хотя бы несколько секунд, что поначалу может оказаться весьма затруднительным занятием - поскольку будет всплывать материал из прошлого, связанный каким-либо образом с удерживаемым полюсом. К концу проработки дуальности удерживать полюса станет легко, без неприятных ощущений - ничего беспокоящего всплывать уже не будет.

Удерживая идею, старайтесь прочувствовать ее максимально!
Делаем поочередно 1, 2, 1, 2, 1, 2 и т.д., принимая КАК ЕСТЬ любой вываливающийся из ума мусор, и продолжаем до конечного результата.

Это очень простая техника для проработки полярностей, но вместе с тем довольно мощная. В своей практике я часто ее использовал, и всегда с хорошим результатом. Для большинства дуальностей она подходит идеально.

Примеры дуальностей:
1. Создай идею, что ты причина всего в своей жизни.
2. Создай идею, что ты следствие всего в своей жизни.

Или:
1. Создай идею, что ты особенный.
2. Создай идею, что ты такой же, как все.

Или:
1. Создай идею, что судьба есть.
2. Создай идею, что судьбы нет.

Примечание. Старайтесь при создании идеи наделять ее абсолютной уверенностью, насколько это для вас возможно, - это более эффективно. То есть, к примеру, если вы создаете мысль «судьба есть», то пусть эта мысль звучит уверенно, безо всяких сомнений. Затем так же уверенно «судьбы нет».

Вы прорабатываете первый полюс, затем второй, снова первый, снова второй, и так до конечного результата.

УПРОЩЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛЮСОВ

(Для тех, кому очень трудно дается вышеприведенный вариант техники)

1. Создай идею, что ________ (полюс 1).
2. Создай идею, что ________ (полюс 2).

Просто поочередно 1, 2, 1, 2, 1, 2 и т.д. Не нужно удерживать идею, не нужно стараться прочувствовать ее. Вы создаете одну мысль, затем сразу же другую и так продолжаете до тех пор, пока это не станет намного легче.

Затем нужно вернуться к первоначальному варианту и поработать с дуальностями как следует.

ОПИСАНИЕ ПОЛЮСОВ

Для выполнения данной техники берем лист бумаги, делим вертикальной линией надвое. Сверху в первой колонке пишем один полюс, во второй другой. Проводим горизонтальную черту под ними.

Ниже под каждым полюсом, описываем его - максимально подробно. Как будто вы пытаетесь объяснить ребенку, что означает каждая полярность, какое значение имеет для вас. Насколько это важно, замечательно, грандиозно, отвратительно или нежелательно и т.д.

Проводим еще одну горизонтальную черту под описанием полюсов.

Далее под каждым полюсом пишем абсолютно все, что у вас с ним связано: эмоции, мысли, планы, решения, ожидания, неожиданности, цели, удачи, неудачи, переживания, людей, осознания и т.д. Как правило, поначалу материал всплывает сам, только бери и пиши. Не нужно ничего фильтровать, никто этого читать не будет. Задача в том, чтобы исчерпать ВСЁ, что связано с каждым полюсом.

Старайтесь по возможности заполнять обе колонки равномерно. Делайте до конечного результата. Исчерпав материал, листы можно уничтожить.

*****
Примечание. Не все дуальности будут «вычищены» этими техниками на все 100%, но от негатива почистят хорошо. Некоторые из дуальностей придется «добивать» техниками более высоких уровней. Смотрите также другие техники на страницах этого сайта - «Формула счастья», «Техника благодарения», «Стирание границ и достижение Единства», «Упражнение Я есть» и т.д. Эти техники можно выполнять не только на первом уровне, но и на всех остальных - при необходимости или желании.

Для завершения первого уровня обязательны техники проработки дуальностей, которые перечислены на этой странице. Техники, которые вы найдете на других страницах сайта - дополнительные, то есть не обязательны. Однако я рекомендую регулярно пользоваться « », потому что, судя по отзывам практикующих, а также из своего опыта, можно сделать вывод, что для большинства людей «формула счастья» очень хороша - как дополнение к проработке дуальностей, так и в качестве самостоятельной техники.

Для более полной информации смотрите на форуме вопросы и ответы по техникам первого уровня , ссылка ниже.

*****
Когда вы испробовали техники первого уровня и получили хороший результат, убрав (как минимум) остроту проблем, можно идти на второй уровень. Напишите мне через форму обратной связи, вышлю тест.

Если вы уже на первом уровне получили то, ради чего пришли, и желаете как-то выразить свою благодарность, отпишитесь , или сделайте еще что-нибудь, что может и его читателям. Спасибо всем, кто помогает в развитии и продвижении сайта!



Распространяя материалы сайта , ставьте, пожалуйста, ссылку на источник.

Дуальность (двойственность, дихотомия) – это пара противоположностей (полярностей, полюсов) в уме человека. Например, добро и зло, любовь и ненависть, хорошо и плохо. Дуальностей огромное количество, и у каждого свой набор. Есть более общие и абстрактные, как те, что я перечислил (они актуальны для большинства людей), и более индивидуальные, конкретизированные, которые для одного весьма актуальны, а для другого вообще не имеют значения.

Все дуальности существуют исключительно в уме человека. Один полюс дуальности противоположен другому (дополняет его, уравновешивает) – но только в уме человека.

Весь ум (включая подсознание) построен на базе дуальностей. Любое понятие в уме человека имеет свою противоположность. Часто это выражается просто с помощью отрицания. Например «купить газету – не купить газету», «выйти замуж – не выйти замуж», «горячее – не горячее». Последняя дуальность демонстрирует, что конкретное понятие может иметь несколько противоположных. То есть «горячее» имеет уже две противоположности: «не горячее» и «холодное». Кто-то согласится с этим, кто-то нет – потому что у каждого свой набор дуальностей, с которыми человек согласился в процессе жизни.

Следует понимать, что если какая-либо дуальность для вас реальна или актуальна, то это потому, что когда-то вы ее сами создали, либо согласились с ней (согласились, что она имеет место). Согласиться с дуальностью означает создать ее для себя. Это тоже ваше творение, даже если вас принудили или убедили ее создать. Поэтому никогда не забывайте, что творец дуальностей – вы сами. Это ускорит работу. Когда вы прорабатываете дуальность, вы выходите за пределы дуального ума.

Все, что существует в уме (и подсознании), держится там исключительно за счет существования дуальностей. Дуальности – это основа, на которой наслаивается опыт. Так устроен ум (далее под словом ум я также буду подразумевать и подсознание, потому что оно тоже построено на дуальностях).

Работая с крайними точками дуальности (с полярностями), вы затрагиваете весь материал, находящийся между ними! Это наиболее эффективно. Менее эффективно (но оправданно в некоторых случаях) – работать с единичными эпизодами из жизни.

АКТУАЛЬНЫЕ ДУАЛЬНОСТИ

Актуальная дуальность – это дуальность, которая вас беспокоит или интересует. Люди, как правило, не видят это как дуальность, потому что человека интересует обычно только один полюс дуальности. Например, человек хочет стать свободным (от чего-либо) и, соответственно, для него актуальна полярность «быть свободным». Он это понимает. Но он не видит обратную сторону дуальности (которую создает неосознанно) – «быть несвободным». Ведь для того, чтобы двигаться к свободе, нужен полюс, от которого, собственно, надо двигаться. Он создается автоматически (подсознательно); и чем сильнее человек хочет свободы, тем больше он делает себя (подсознательно) несвободным. Иначе он не смог бы двигаться к противоположному полюсу. Заряд (напряжение, негатив) между полюсами нарастает, и влияние дуальности на сознание усиливается, подавляя здравый смысл, от чего впоследствии и страдает человек. (На этом, кстати, наживаются различные религии, организации, секты и т.д.) Таким образом, в данном примере, для человека является актуальной дуальность «быть свободным – быть несвободным».

Прорабатывать надо оба полюса. Работать только с одним полюсом – менее эффективно, потому что вы не затрагиваете обе крайние точки, на которых все держится. Необработанный полюс удерживает свою противоположность.

Вы не сможете убрать только один полюс, оставив другой, потому что они удерживают друг друга. Поэтому, прорабатывая один полюс, прорабатывайте и противоположный.

В приведенных техниках работа с полюсами проводится, как правило, поочередно: 1,2,1,2 и т.д. Такая работа с полюсами дает более сильный эффект, чем проработка полюсов по отдельности. Это обусловлено тем, что вы постоянно меняете точки проработки (свою позицию), и не погружаетесь во что-то одно. Это дает больше пространства для видения ситуации, и выход за пределы ума происходит быстрее.

Когда материал, находившийся между полярностями, стерт (разряжен), дуальность исчезает. Она перестает быть для вас значимой. На уровне понимания оба полюса, конечно же, остаются, и аналитически вы можете отличить одно от другого, но теперь уже нет материала, который ранее был между полюсами и негативно влиял на вас.

Трудность в том, что все дуальности взаимосвязаны (ассоциированы) друг с другом. Это затягивает обработку конкретной дуальности, потому что будут активизироваться «близлежащие» дуальности. Но, в конце концов, это не страшно, так как эти близлежащие тоже высвобождают немного заряда (негатива, напряжения), и в будущем с ними будет легче работать.

Так что начало работы с дуальностями может оказаться немного неприятным и долгим – будет всплывать много разного материала, не очень относящегося к прорабатываемой дуальности. Это могут быть неприятные эмоции, мысли, картинки, целые эпизоды жизни и т.д. Этого следует ожидать, и никто не говорит, что всегда будет легко. И чтобы окончательно выйти за пределы дуального ума, через все это нужно будет пройти.

Я повторюсь. Работая с дуальностями, следует ожидать появления неприятного материала любого рода – он будет всплывать. Попадая в область вашего сознания, он разряжается (стирается, исчезает) и перестает на вас влиять, явно или неявно. Эффект освобождения от всего этого накапливается, и чем дальше вы пойдете, тем легче будет. Начальный этап дается труднее всего. Слабаки отсеются сразу же и пойдут заниматься чем-то более приятным и бесполезным. Что ж, так и должно быть. Этот путь не для всех.

Зевота, сонливость, затуманенность сознания – это признаки выхода негативного материала на сознательный уровень. Сам материал не всегда распознается как конкретные случаи из прошлого, но этого и не требуется. Могут быть просто ощущения, например тяжесть или дискомфорт в теле, могут быть неприятные эмоции, мысли и т.д.

Будут также приятные ощущения, возникающие, как правило, в конце проработки конкретной дуальности. Они могут сохраняться длительное время или не очень. Это зависит от различных факторов.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Ожидаемый результат от проработки дуальности – вы больше не чувствуете никакого напряжения, когда рассматриваете дуальность, любой из ее полюсов. Есть спокойствие, легкость и расслабленность. В идеале – вы можете удерживать вниманием оба полюса одновременно, без дискомфорта или предпочтения в данный момент какого-либо из них (однако поначалу такое бывает не всегда). Часто, но не всегда, в конце проработки дуальности возникает смех (как один из показателей разрядки негатива). Могут быть различные другие приятные ощущения и эмоции, например, радость, прилив сил, чувство освобождения, пустоты (там, где раньше чувствовалась проблема) и т.д. Также может возникнуть новое понимание ситуации или решение проблемы. После достижения ожидаемого результата следует закончить работу с проработанной дуальностью.

Правило: ВСЕГДА РАБОТАЙТЕ ТОЛЬКО С АКТУАЛЬНЫМИ ДУАЛЬНОСТЯМИ.

Как найти свои актуальные дуальности. Для этого достаточно ответить себе на ряд вопросов типа:

Что для меня важно?

Чего я хочу?

Чего я боюсь?

Что меня беспокоит?

Что я хочу изменить в своей жизни?

Что я думаю о себе?

Что я думаю о других? (о любом человеке или группах, организациях и т.д.)

Что я думаю о собственной жизни? (и жизни других людей, если вам это важно)

Что я думаю о прошлом?

Отвечая на конкретный вопрос, вы найдете один полюс. Другой, противоположный (противостоящий), надо будет подобрать, чтобы получить дуальность целиком. Оба полюса дуальности должны быть актуальны, должны "цеплять", вызывать реакцию! Реакцией можно назвать любую разновидность НЕ-принятия как есть.

Пример нахождения дуальности. Допустим, на вопрос «чего я хочу?», я нахожу ответ «иметь свой бизнес». Таким образом, «я хочу иметь свой бизнес» - это половина моей актуальной дуальности. Теперь надо найти вторую половину, противоположную, противостоящую. Часто она образуется за счет отрицания, с помощью частицы «не». В итоге я получаю готовую дуальность «я хочу иметь свой бизнес – я не хочу иметь свой бизнес». Прежде чем запускать ее в работу, нужно убедиться, что дуальность сформулирована наиболее правильно. Возможно, правильнее будет так: «я намерен иметь свой бизнес – я намерен не иметь свой бизнес», или так: «я должен начать свой бизнес – я не должен начинать свой бизнес». Смысловые оттенки разные, поэтому и выбрать нужно наиболее соответствующий. Следите за тем, чтобы второй полюс был абсолютно противоположен первому. «Я хочу иметь свой бизнес – я не очень хочу иметь свой бизнес» - это неправильная формулировка, т.к. второй полюс не является полностью противоположным (он где-то между крайними точками). Неправильно сформулированная дуальность даст меньше результатов, или вообще не даст.

Все, что для вас актуально, может быть сформулировано в виде дуальности и проработано.

Отвечая на приведенные вопросы, вы найдете множество своих убеждений. Любое убеждение или суждение имеет свою противоположность, образуя дуальность, и прорабатывается как любая другая дуальность. Вы не сможете полностью разделаться с убеждением, не затрагивая его противоположность.

СПИСОК ДУАЛЬНОСТЕЙ

Итак, ответив себе на вопросы и письменно составив список ваших дуальностей (очень рекомендую), выберите то, что наиболее актуально (беспокоит или интересует), и начните работу с этим. Со временем список будет пополняться новыми дуальностями, а старые, проработанные, будут вычеркиваться. Каждый раз выбирайте наиболее актуальную дуальность, и работайте с ней.

Само по себе составление и пополнение списка имеет терапевтический эффект, так как позволяет увидеть картину как набор дуальностей, а не отдельных полюсов. Вы сразу же почувствуете разницу, и это будет полезно. Кроме того, этот список останется в вашем уме; и в жизни, когда вы будете иметь дело с каким-либо полюсом из списка, вы будете также видеть и противоположный полюс, что немного удержит от погружения (интроверсии) в один из них.

Для нахождения своих актуальных дуальностей можно использовать готовые списки дуальностей, которые есть в различных практиках. Иногда это бывает полезно. Однако помните, что работать нужно только с тем, что для вас актуально, а не со всем подряд. Нет смысла прорабатывать чьи-то нескончаемые списки дуальностей, а тем более в той последовательности, как, якобы, «положено». Все люди разные, и единственно правильных списков просто не бывает. Подробнее об актуальных дуальностях.

ПРАКТИКА

См. правила в разделе ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ и главу Принять КАК ЕСТЬ.

А здесь я приведу парочку эффективных техник (упражнений, процессов), с успехом опробованных на себе и других. Их достаточно для целей первого уровня. Они полностью адаптированы для самостоятельного применения, и сравнительно быстро выводят сознание за пределы дуального ума.

Для проработки каждой дуальности нужно будет выбирать наиболее подходящую технику. Если вам кажется, что конкретная дуальность может быть проработана любой техникой, выбирайте любую. У каждой техники есть свои плюсы и свои минусы. Разберетесь.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛЮСОВ

Суть заключается в поочередном создании и удержании вниманием полюсов.

1. Создай идею, что ________ (полюс 1) и удерживай ее.

2. Создай идею, что ________ (полюс 2) и удерживай ее.

«Создать идею» означает сделать эту идею существующей или подумать эту мысль. Желательно удерживать ее хотя бы несколько секунд, что поначалу может оказаться весьма затруднительным занятием – поскольку будет всплывать материал из прошлого, связанный каким-либо образом с удерживаемым полюсом. К концу проработки дуальности удерживать полюса станет легко, без неприятных ощущений – ничего всплывать уже не будет.

Удерживая идею, старайтесь прочувствовать ее максимально!

Делаем поочередно 1, 2, 1, 2, 1, 2 и т.д., принимая КАК ЕСТЬ любой вываливающийся из ума мусор, и продолжаем до конечного результата.

Это очень простая техника для проработки дуальностей, но вместе с тем довольно мощная. В своей практике я часто ее использовал, и всегда с хорошим результатом. Для большинства дуальностей она подходит идеально.

Примеры дуальностей:

1. Создай идею, что ты причина всего в своей жизни.

2. Создай идею, что ты следствие всего в своей жизни.

1. Создай идею, что ты особенный.

2. Создай идею, что ты такой же, как все.

1. Создай идею, что судьба есть.

2. Создай идею, что судьбы нет.

Примечание. Старайтесь при создании идеи наделять ее абсолютной уверенностью, насколько это для вас возможно, - это более эффективно. То есть, к примеру, если вы создаете мысль «судьба есть», то пусть эта мысль звучит уверенно, безо всяких сомнений. Затем так же уверенно «судьбы нет».

Вы прорабатываете первый полюс, затем второй, снова первый, снова второй, и так до конечного результата.

УПРОЩЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛЮСОВ

(Для тех, кому очень трудно дается вышеприведенный вариант)

1. Создай идею, что ________ (полюс 1).

2. Создай идею, что ________ (полюс 2).

Просто поочередно 1, 2, 1, 2, 1, 2 и т.д. Не нужно удерживать идею, не нужно стараться прочувствовать ее. Вы создаете одну мысль, затем сразу же другую и так продолжаете до тех пор, пока это не станет намного легче.

Затем нужно вернуться к первоначальному варианту и поработать с дуальностями как следует.

ОПИСАНИЕ ПОЛЮСОВ

Берем лист бумаги, делим вертикальной линией надвое. Сверху в первой колонке пишем один полюс, во второй другой. Проводим горизонтальную черту под ними.

Ниже под каждым полюсом, описываем его – максимально подробно. Как будто вы пытаетесь объяснить ребенку, что означает каждая полярность, какое значение имеет для вас. Насколько это важно, замечательно, грандиозно, отвратительно или нежелательно и т.д.

Проводим еще одну горизонтальную черту под описанием полюсов.

Далее под каждым полюсом пишем абсолютно все, что у вас с ним связано: эмоции, мысли, планы, решения, ожидания, неожиданности, цели, удачи, неудачи, переживания, людей, осознания и т.д. Как правило, поначалу материал всплывает сам, только бери и пиши. Не нужно ничего фильтровать, никто этого читать не будет. Задача в том, чтобы исчерпать ВСЁ, что связано с каждым полюсом.

Старайтесь по возможности заполнять обе колонки равномерно. Делайте до конечного результата. Исчерпав материал, листы можно уничтожить.

Учитывая всю важность традиционного для истории философии онтологического вопроса о дуализме бытия и сущего, я перелагаю рассмотреть эту тему, может быть с не совсем традиционной точки зрения. А именно, попробуем выяснить роль этого вопроса для самого феномена философского мышления, или же, иными словами, рассмотреть функционирование философской мысли через ситуацию бытия и сущего. В таком случае мы имеем как бы три составляющих нашей темы: Бытие, Сущее, Мышление. Проблематика взаимоотношений этих элементов и является предметом нашего рассмотрения. К уяснению роли первых двух для третьего, т. е. бытия и сущего для мышления, я надеюсь прийти к концу этого рассмотрения. Теперь же попробуем уяснить себе значение этих понятий по отдельности.

Итак, начнем с того, что попытаемся выделить в истории философской мысли в целом определенный предмет ее стремлений, предмет его поисков. В общем-то, здесь мы не встретим особых трудностей в ответе на этот вопрос, так как по сути любое стремление нашего разума к какой бы то ни было онтологической дефиниции предполагает выделение из исследуемого явления некоторой неизменной и вневременной сущности. Поэтому, я думаю, мы не ошибемся, если в качестве такого предмета стремлений философской мысли в целом назовем некоторую пребывающую субстанциональность и неизменность, отыскиваемую, отвлекаясь от обыденных присутствующих явлений. Собственно, мы пришли еще к выводу Мамардашвилли, который говорил нам, что особенностью философского мышления, в том виде, каком мы его наблюдаем с эпохи античности, является некий особенный взгляд на присутствующие вещи и явления (философский вывих, поворот глаз души), и особенность взгляда в том, что он отыскивает из наличных явлений единую субстанциальную основу, интеллигибельный принцип», и вот здесь то нам и нужно уловить разграничение бытия и сущего, значимость их для того рода мышления, о котором мы говорим.

Итак, мы пришли к разговору бытии и сущем. Потому что выделение единой субстанциональной основы явления есть уже переход сознания в другую область, поскольку мы как бы поднимаемся над всем преходящим и изменчивым, и переходим в сферу неизменного и вечного. Вот здесь и началось разграничение. Имманентное нашей действительности измерение представляется нам виде бесконечного потока состояний. Наше измерение существующего, наш мир данностей в каждый момент времени не является таким, каким она бы л в предыдущий, а это значит, что здесь невозможно созерцание какой-либо объектной действительности в пространстве. Мало того, здесь нет и самой этой действительности, тождественной себе. Следовательно, оставаясь в рамках существующего, мы не можем извлечь никакой субстанциональной константы ни из какого явления, так как это восхождение от явления к смыслу уже знаменует собой отвлеченный от бесконечного потока обыденной действительности и переход в область вневременного Единого, в область того, что называется в философии словом бытие.

Для наглядности хочу привести в качестве примера знаменитые апории Зенона. Держа в голове все вышесказанное, мы увидим в зеноновских задачах иллюстрацию тупиковости попыток в области сущего найти какую-либо субстанциональную основу или принцип. У нас есть две метафизические сферы: сфера данного, т. е. повседневная действительность, в которой мы имеем дело с явлениями, ил символами, и сфера искомая, т. е. Бытие, в которой мы имеем дело со смыслами, или интеллигибельными принципами. Возьмем, как бы говорит нам Зенон, такое повседневное явление, как движение. ЧТО мы знаем о нем? В свете окружающей нас повседневности понятие движения предстает перед нами, как самоочевидная данность. ТО есть никому не надо объяснять, что такое движение - это очевидное и всем понятное явление. Именно так обстоит дело со всем понятиями повседневности в повседневном мышлении. Поэтому и наука, как рефлексия, имеющая дело с различного рода данностями (т. е. с повседневной реальностью, с существующим) апеллирует к понятиям как самоочевидностям. И Зенон решается показать путь к той области, где лежит реальное содержание эмпирических явлений. Это он делает как бы апофатическим путем - он наглядно показывает невозможность поисков субстанциальной основы в повседневной реальности. Для этого он берет самоочевидное понятие движения и, оставаясь при этом в рамках повседневной реальной, пытается воспринять его не как самоочевидность. И оказывается в тупике. Оказывается, что в рамках сферы эмпирической данности, понятия и явления не могут существовать как самоочевидности. И попытка иного восприятия, попытка поиска в них чего-то неизменного лишь заведет в тупик. Потому, что ели мы хотим найти что-то, на что можно опереться и что не исчезнет не измениться в следующий момент времени, то мы должны воспарить над нашей реальностью существующего и «повернуть глаза души» в сторону Единого и непреходящего Бытия.

Другой пример позаимствован мною у М. Мамардашвили и касается отношений философии с наукой. По своей структуре он схож с апориями Зенона. А именно, речь у Мамардашвили идет о таких научных явлениях, как свет и звук. Наука определяет свет и звук, как колебания волн определенной частоты. То есть и то и другое суть не что иное, как волны. А значит, говорит Мамардашвили, возможно существование такого организма, который воспринимал бы свет как звук, а звук как свет. В таком случае, с точки зрения философии, мы е можем ничего сказать ни о том, ни о другом явлении, поскольку они попросту не обладаю реальностью. В повседневности мы смотрим на них как на эмпирические данности, а в другом разрезе оказывается, что данности не тождественны сами себе. То есть о них, как таковых, мы ничего не можем утверждать. Причина этого в том, от чего и предостерегал Зенон. Мы, рассматриваем эти понятия в свете эмпирического, срываем с них покров самоочевидности и, не найдя никакой субстанциональной основы (или же приняв за нее преходящее явление, например, колебания волн) заходим в тупик. А чтобы сказать что-то действительно достоверное, мы должны переключить наше сознание в ту область, где скажем, звук не является колебанием волн, а является реальным содержанием (смыслом) того, чей символ в измерении существующего называется словом «звук» и представляет собой колебания волн определенной частоты, То есть туда, где мы имеем дело не с существованием звука, а с бытием звука. В таком случае, в эмпирии мы имеем дело с существующим, а в философии с бытием существующего

В общем-то теперь примеров апорий, подобных зеноновским или примеру Мамардашвили можно привести множество, поскольку мы раскрыли их алгоритм. Достаточно просто начать с области сущего то, что находиться в области бытия, чтобы зайти в тупик, в какой мы зашли с понятиями звука, света, движения. Философское мышление здесь, таким образом, априорно обречено на провал.. Оно как бы умирает, не родившись. И вот тут мы уже можем начинать ответ на вопрос: «А как же тогда возможно философское мышление и где оно может функционировать?»

Теперь ответить на этот вопрос не представляется трудным. Если философское мышление не может функционировать в области существующего, то единственно где может работать - это в области бытия существующего. То есть раскрыв символ явления имманентной действительности, уловив то, что Мамардашвили назвал интеллигибельным принципом явления, мы тем самым переключаемся в область бытия с включается философская мысль, поскольку мы имеем дело не с символами явлений, а с их субстанциональностью. Поэтому философское мышление возможно только в одном виде - в виде интенции к бытию.

Для наглядности - последний пример: Кант, «критика чистого разума», классический философский текст. Собственно, можно взять и любой другой философский текст, начиная с Фалеса и кончая Сартром, и он будет иллюстрировать нам то же самое - интенцию к бытию и нахождение в нем. Итак, Кант. Систему трансцендентальной философии Канта можно рассматривать как пример интенции к бытию и нахождения в нем - поэтому мы называем «Критику чистого разума» классическим философским наследием. Как это не странно, но начало построения кантовской системы находиться в повседневном понятии человека, «человек» есть исходная точка исследования Канта. Человек есть явление эмпирическое, присутствующее, то есть, согласно вышесказанному, явление «человек» является символом. За этим существующим символом должен стоять бытийственный принцип человека. Что можно выделить в понятии человека в качестве его субстанциональной основы, в качестве независимого интеллигибельного принципа? Известно, что таким принципом является трансцендентальное сознание, оно есть та непреходящая человеческая субстанциональность, чей символ в сфере сущего зовется словом «человек». Кант его и исследует. А значит, кант уже совершил восхождение от существующего к бытию существующего, он «залез» в область вечного и его мышление функционировал в области неизменного интеллигибельного принципа человека, которым является трансцендентальное сознание. Поэтому построение системы трансцендентальной философии стало возможным - ее предметом является не сущее, а бытие. Пожалуй, этот пример с наибольшей наглядностью демонстрирует структуру функционирования философской мысли. Попробуем зафиксировать эту структуру.

Мы имеем две области: 1. С одной стороны - это область эмпирической действительности, поток неконтролируемых смен состояний, где вещи не тождественны сами себе. В каждый момент времени мир является иным по сравнению с предыдущим. В этом мире живет и ведет свою деятельность культурный человек; 2. С другой стороны - область бытия. Здесь нет смены состояний. Здесь вещи не являются символами или самоочевидностями, напротив, здесь мы созерцаем то неизменное и вечное, что невозможно найти в эмпирической действительности, Здесь находятся точки отсчета реальности, или же интеллигибельные принципы. С ними можно иметь дело и безбоязненно оперировать философскому мышлению. Поэтому возможно извлечение каких-то смыслов, какого-то опыта. Усилия эмпирического человека направляются из области сущего в область бытия. Человек задействует своеобразное напряжение мысли, он прикладывает все усилия для того, чтобы заглянуть в область Единого. Потому что только там возможно получить полную реальность и тождественность созерцаемого. Но это усилие, конечно, не может быть постоянным - невозможно все время быть в напряжении мысли. Усилия идут волнами, и там, где волны касаются Бытия, там рождается философское мышление и полнота реальности.

Это напряжение и есть не что иное, как интенция бытия, которая и рождает философскую мысль. Она начинается, когда совершается попытка вырваться за пределы условной действительности и достичь истинного бытия и функционирует философское мышление только в этой области бытия, оперируя и опираясь только на неизменные сущности Ю которые «глаза души» могут созерцать. Философское мышление предстает тем связующим звеном, которое относиться и к области существующего и к области бытия существующего, причем своим существованием именно как мышление философское, оно обязано как раз этой роли. На гребне волны мыслительного усилия бытие перестает быть трансцендентальным сущему и позволяет человеческому сознанию коснуться себя, впитать себя и сделаться ему имманентным - здесь рождается философия.

В 1890 году философ, психолог и основатель функционализма Уильям Джеймс (William James) предположил, что нам свойственны два типа мышления — интуитивное понимание и логическое рассуждение. При анализе информации первое — подсознательное, автоматическое, непроизвольное — значительно превосходит второе по скорости, но уступает ему во внимании к деталям и способности к обучению.

В дальнейшем идея, согласно которой один и тот же феномен может протекать двумя разными способами или как результат двух разных процессов, получила название «теория дуального процесса» (dual process theory ). В той или иной форме эта концепция нашла отражение в социальной, личностной, когнитивной и клинической психологии, а также была использована в теории принятия решений и поведенческой экономике.

Немного истории

Американский прагматик и функционалист, Джеймс в своей работе «Принципы психологии» рассматривает сознание человека как смену состояний или индивидуальный поток, в котором большую роль занимают эмоции и инстинкты, а также ассоциации.

Мысли и образы, согласно ученому, поступают в сознание из прошлого опыта, рождая абстрактные идеи и аналогии с настоящим. Такое ассоциативное знание, будучи репродуктивным, т. е. основанным на известной информации, отличается от истинно логического мышления, которое применяется человеком в принципиально новых ситуациях и чем-то похоже на обращение к карте для преодоления препятствий на местности.

Модель дуального процесса получила широкое распространение среди исследователей, занимающихся изучением явлений социальной и когнитивной психологии, например, формированием общественного мнения, стереотипами, выборочным вниманием, рабочей памятью и др. Так, разработанная в 1986 году Ричардом Петти (Richard E. Petty) и Джоном Качиоппо (John Cacioppo) модель вероятности сознательной обработки информации (elaboration likelihood model ) описывает два различных пути возникновения суждений и связанных с ними решений.

Первый, или основной — это путь внимательного размышления над ситуацией, тщательного анализа имеющейся информации и сознательной аргументации. Человек прибегает к этому методу, когда уровень его компетенции и мотивации достаточно высок для построения обоснованных и правильных выводов. Второй, или обходной путь заключается в небрежной спекуляции о проблеме и навешивании ярлыков в результате незаинтересованности в вопросе или недостатка знаний.

Еще один вариант трактовки теории дуального процесса принадлежит профессору когнитивной психологии Плимутского университета Джонатану Эвансу (Jonathan Evans).

По его мнению, в мышлении людей можно выделить два процесса — эвристический и аналитический: один служит для отбора информации, релевантной текущей ситуации, а второй — для формирования суждений на ее основе. Вся остальная, «неудобная» информация при этом отсеивается сознанием на первом этапе и не допускается к анализу.

Дуальное мышление и рациональность

Вообще, интерпретация идеи Джеймса и непосредственное обозначение двух умственных процессов как интуитивное понимание (intuitive understanding ) и логическое рассуждение (logical reasoning ) принадлежат израильско-американскому психологу и основателю учения о поведенческой экономике Даниэлю Канеману (Daniel Kahneman).

Канеман, по аналогии с ассоциативным мышлением Джеймса определил понимание как быстрое, подсознательное, непроизвольное умозаключение, часто эмоционального характера, которое базируется на прошлом опыте и привычках, а значит трудно поддается корректировке или влиянию. В противовес ему он приводит рассуждение: медленный, последовательный и намного более гибкий процесс, находящийся под контролем сознания и отвечающий за формирование рациональных мнений и отношений.

Даниэль Канеман на конференции Digital-Life-Design в Мюнхене.

Для подтверждения гипотезы, что понимание — это бессознательный акт, которым практически невозможно управлять, он приводит так называемый «мысленный эксперимент»: вы можете запретить себе думать о чем-либо, но заставить себя прекратить понимать, например, родную речь — намного сложнее.

В процессе анализа и обработки информации человек использует обе системы мышления. При этом роль рационального суждения серьезно переоценивается людьми: лишь малая часть воспринимаемой информации доходит до сознательного анализа, а остальные сведения так и остаются невостребованными.

Такая «слепота» связана с ограниченностью индивидуального прошлого опыта, а также с тем, в какой степени новые данные соотносятся с психической, или ментальной моделью (mental model) конкретного человека, например, его профессией или общими знаниями.

По сути, среди всех мыслительных процессов, происходящих в человеческом мозгу, контролируемое думание — это только верхушка айсберга, но так как бессознательное скрыто от нашего понимания и с трудом поддается изучению, именно логическое, рациональное мышление кажется нам определяющим несмотря на то, что в жизни люди ведут себя очень непоследовательно.

Особое внимание Канеман уделял формированию суждений и принятию людьми решений в условиях неопределенности, за что совместно с В. Смитом был удостоен Нобелевской премии по экономике в 2002 году. Им была разработана теория перспектив (prospect theory ), в которой он проиллюстрировал, что суждение о положительном исходе некоторого выбора делается человеком на основе субъективного мнения о его правильности или полезности, без учета реальных фактов.

Данная склонность людей преувеличивать личные потери и недооценивать вероятно выгодные перспективы лежит в основе таких непоследовательных с точки зрения экономики явлений человеческой психики как « » (endowment effect ), «статус-кво отклонение» (status quo bias ), неравная оценка рисков при заключении пари, различные азартные игры и т. д.

Похожие теории

В 2004 году двое немецких ученых — Фриц Штрак (Fritz Strack) и Роланд Дойч (Roland Deutsch) — выделили два вида мышления, названные ими рефлективной и импульсивной системами, отличие которых состоит в опоре при принятии решений на разные вещи — знания и точные сведения или на готовые схемы, т. е. фактически без размышления.

Рон Сан (Ron Sun), профессор когнитивных наук Политехнического института Ренсселера, предложил модель дуального обучения CLARION. Главная идея данной концепции состоит в том, что в ходе познавательной деятельности человек впитывает знания на двух взаимосвязанных уровнях: внешнем (explicit learning ), когда происходит быстрое, первичное усвоение нового материала, и внутреннем (implicit learning ) — через постепенное закрепление полученной информации.

Немного иной подход в отношении обработки данных развивался канадским психологом Алланом Пайвиво (Allan Paivio). Он разработал теорию двойного кодирования (dual coding theory ), в соответствии с которой процесс познания происходит с использованием двух независимых, но скоординированных систем — вербального и невербального восприятия.

Вербальная и невербальная информация создают различные «коды»: визуальный, отвечающий за задачи пространственного характера, и словесный, опирающийся на язык и абстрактную символику.

Основная гипотеза ученого заключается в том, что невербальная система имела более раннее развитие в эволюции, и в связи с этим зрительные образы и изображения намного эффективнее обрабатываются мозгом и откладываются в памяти. Поэтому в процессе обучения целесообразно использовать оба типа информации, чтобы увеличить запоминание пройденного материала.

Система 1 и Система 2

Несмотря на все многообразие теорий, суть дуального процесса сводится к тому, что в человеческом мозгу имеют место два отличных, но взаимосвязанных вида мышления, две когнитивные системы рассуждения, которые в ходе эволюции развивались раздельно, так как отвечали за принципиально разные задачи.

Эти системы все чаще разделяются учеными не по сознательному фактору, а по функциональной направленности. В итоге, все характеристики обеих функций мышления было принято объединить под собирательными терминами Система 1 и Система 2, предложенными авторами Становичем и Вестом в статье «Индивидуальные различия в мышлении: последствия для дискуссии о рациональности?» (Stanovich, K E., West, R F. «Individual difference in reasoning: implications for the rationality debate?», 2000 )

Приведенная ниже таблица иллюстрирует основные отличия двух систем:

Система 1 Система 2
Бессознательное мышление Сознательное мышление
Скрытое Явное
Автоматическое Контролируемое
Небольшие усилия Значительные усилия
Большая вместимость Малая вместимость
Быстрое Медленное
Процесс по умолчанию Подавляющее действие
Ассоциативное Основанное на правилах
В рамках контекста Абстрактное
Узкое Широкое
Эволюционно старое Эволюционно новое
Невербальное Вербальное
Понимание, восприятие, ориентация Следование правилам, сравнение, взвешивание вариантов
Шаблонное Гибкое, изменчивое
Независимо от рабочей памяти Ограничено объемом рабочей памяти
Нелогичное Логичное
Параллельное Последовательное

Автоматизм процесса мышления

Непроизвольный, скрытый характер работы первой системы был подробно рассмотрен психологом Джоном Баргом (John Bargh), исследовавшим роль автоматизма и бессознательной обработки социальной информации при лаборатории Йельского университета.

Психический процесс, по мнению ученого, может быть назван термином «автоматический», только если он не выполняет ни одно из следующих условий:

  1. Осведомленность (awareness ), т. е. человек не отдает себе отчета о происходящем в его собственном сознании. Это бывает по трем причинам — вы не распознаете наличие стимула (подкорковое восприятие); не знаете, как этот стимул воспринимается или интерпретируется вашим сознанием (активация стереотипного мышления); не видите, как стимул влияет на ваши суждения или действия (ложная атрибуция).
  2. Целенаправленность (intentionality ), т. е. ментальный процесс начался без какого-либо сознательного намерения или желания.
  3. Управляемост ь (controllability ), т. е. человек не способен остановить процесс до его полного завершения.

Еще одна характеристика автоматической системы — это высокая эффективность (efficiency ) за счет низкого потребления ресурсов: для проведения автоматического анализа не требуется никаких когнитивных усилий, все совершается как бы само собой.

Именно поэтому теория дуального процесса также внесла значительный вклад в такие разделы социальной психологии как стереотипизация, категоризация и социальное суждение.

Дело в том, что непроизвольная, автоматическая природа одной стороны мышления имеет очень большое влияние на восприятие человеком других людей. Мы часто используем воспринимаемую нами информацию о внешности, возрасте, гендере, национальности или социальной роли окружающих для неосознанного разделения их на группы или категории и приписыванию им характерных черт — стереотипов.

Такая категоризация позволяет нам составлять мнение о других, не прилагая к этому значительных усилий: активация готовых паттернов социального отношения происходит без участия сознания. Единственный способ избежать стереотипного реагирования — это контролируемый когнитивный процесс, когда человек проявляет достаточно воли и желания для объективной оценки других людей.

Решение задач и бессознательное

UTT, или теория бессознательной мысли (Unconscious thought theory ), утверждающая, что наш мозг способен выполнять сложные мыслительные задачи без участия сознания и делает это даже лучше, чем под его контролем, была предложена голландскими учеными Апом Декстерхаусом (Ap Dijksterhuis) и Лораном Нордреном (Loran Nordgren) в 2006 году.

Согласно их концепции, осознанное размышление над проблемой (CT, conscious though t) эффективно только в тех случаях, когда в задаче содержится меньшее количество переменных или ее решение сводится к простейшим логическим операциям. В более важных вопросах, по мнению авторов, ответ всегда «всплывает» из подсознания, т. е. человек сам не понимает, как именно происходит его мыслительный процесс.

Это породило идею о том, что бессознательное превосходит сознание по своей значимости в процессе мышления, и учеными было выделено 6 принципов, отделяющих одно от другого:

1. Принцип бессознательной мысли

Этот принцип признает существование двух различных типов мышления: осознаваемого и не осознаваемого. Первый имеет место, когда «когнитивный или аффективный процесс направлен на объект или задачу, находящиеся в центре внимания», тогда как во втором случае объект или задача выходят за пределы фокуса размышляющего.

2. Принцип вместимости

Согласно утверждению когнитивного психолога Джорджа Миллера, человек не может хранить в своей рабочей памяти более, чем 7 +/- 2 элемента информации, а на бессознательное данное правило не распространяется.

3. Принцип «сверху вниз» vs «снизу вверх»

Из-за ограниченной вместимости рабочей памяти сознание вынуждено обрабатывать информацию системно — при помощи определений и схем, в то время как ничем не стесненное подсознательное впитывает данные целиком, после чего «выдает» готовое решение.

4. Принцип весомости

Бессознательное мышление эффективнее сознательного в более важных и сложных вопросах, так как люди принимают лучшие решения, когда они не слишком зацикливаются на взвешивании всех за и против, а немного отвлекаются от поставленной задачи.

5. Принцип правила

Тот факт, что при принятии решений сознание использует строгие формальные правила, а подсознание — это ассоциативный процесс, не исключает, что подсознательно найденный ответ не будет соответствовать законам логики. Внешне они даже бывают совершенно неотличимы.

6. Принцип сближения, или конвергенции

Этот принцип хорошо знаком лауреатам Нобелевских премий и деятелям искусства. На вопрос о том, в чем заключается секрет их гениальности, многие из них они отвечают, что им было достаточно понять суть проблемы и забыть о ней, как через какое время что-то подсказывало им правильное решение. Такое сотрудничество особенно заметно в экстремальных ситуациях: там, где сознательная мысль заходит в тупик, вступает в силу могучее бессознательное.

Как это использовать в бизнесе?

Описанная теория находит свое отражение и в поведенческой экономике, так как двойственный характер мышления оказывает серьезное влияние на принятие людьми экономических решений.

Решение о покупке принимается с участием как непроизвольных, так и контролируемых ментальных процессов, но в зависимости от человека или ситуации, конечный вывод может отличаться. В связи с этим, нужно твердо представлять, к какой именно стороне мышления вы обращаетесь.

В качестве примера можно привести ситуацию, в которой продукт опирается либо на рациональное, эгоистическое поведение, либо на социальный мотив. Для разных людей каждый из этих стимулов окажется привлекательнее другого, причем данное предпочтение будет составлять автоматическую, импульсивную сторону их психики.

Однако, это не означает, что первоначальный выбор не может быть изменен: под контролем сознания, при воздействии дополнительных факторов — социального давления или денежной выгоды — человек может передумать и поступить «несвойственным» ему образом. Подобное разнообразие в покупательском поведении людей, в отличие от стандартного представления о различии вкусов и интересов, теория дуальности объясняет тем, какая именно сторона мышления была задействована при принятии решения.