Семья

Глинка иван сусанин интересные факты. Чем знаменит Иван Сусанин? Иван Сусанин: биография, подвиг. Самая распространенная версия гибели

31.03.2017

Есть такие имена, которые, казалось бы, у всех на слуху - в то же время мы очень мало знаем о человеке и его жизни, за исключением имени. Эти слова с полным правом можно отнести к личности Ивана Сусанина. Что мы знаем о нем? Какие подлинные интересные факты о судьбе и подвиге народного героя Ивана Сусанина мы можем вспомнить? Выясняется, что сегодня уже очень многое скрыто от нас в глубине веков - и практически никаких источников, увы, не сохранилось.

  1. Подвиг Ивана Сусанина в течение долгого времени озвучивался как «Жизнь за царя». А был ли Михаил Романов уже избран на царство, когда Сусанин спасал юношу от рук польских интервентов? Вполне возможно, что еще нет - Иван Сусанин завел в лесную чащу поляков не то в конце 1612, не то в начале 1613 года. Если верна первая дата, получается, что Михаил оставался только господином Сусанина, но не самодержцем Всероссийским.
  2. Отчество Ивану Сусанину «приписали» в XIX веке - Осипович. Не существует никаких достоверных источников, которые удостоверяли бы его подлинность. Не исключено, что его просто выдумали историки и литераторы.
  3. Согласно ряду сохранившихся документов, Сусанин был вотчинным старостой Романовых, в ведении его находилось их родовое село Домнино.
  4. Реальность подвига костромского крестьянина, в котором начали было сомневаться, подтверждается фактом пожалования зятю Сусанина Богдану именной грамоты от самого царя Михаила, где сказано было примерно следующее: «За кровь, за терпение, за спасение наше жалуем Богдашке и его роду половину села, освободив его от всех податей». Если бы подвига не было - разве удостоился бы простой крестьянин (да еще, вероятно, крепостной) таких милостей с царского плеча?
  5. Сусанин, скорее всего, был вдовцом, так как нет нигде упоминаний о его супруге. О его родственниках точно известно лишь, что у него была дочь Антонида, а потому царская благодарность распространилась не на мужское потомство, которого не было, а на дочь и зятя Сусанина.
  6. До сих пор неизвестно, где погиб Иван Сусанин. Одни источники указывают лесную чащу. Другие же называют село Исупово, место возле церкви. Согласно последней версии, Иван, уводя поляков от места укрытия матери и сына Романовых, вел их в противоположную сторону и довел до Исупова, где и раскрыл свой замысел врагам. Смерть его оказалась страшной и мучительной: разъяренные поляки пытали его, а затем казнили.
  7. О подвиге Сусанина немногим было известно вплоть до XVIII в. Широкому распространению сведений об этом удивительном человеке поспособствовала Екатерина Великая. Приехав однажды в Кострому, она отметила как очень талантливую речь костромского архиерея Дамаскина, который рассказал о Сусанине. С того времени в исторических источниках все чаще стало звучать имя крестьянина, отдавшего жизнь за царя и Отечество.
  8. Все мы знаем оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя». Но, оказывается, первое музыкальное произведение на эту тему было написано 20 годами раньше - это опера композитора итальянского происхождения Кавоса.

Иван Сусанин был простым человеком - крестьянином, вряд ли приближенным к борьбе за трон и придворным интригам. Его подвиг был совершен не из честолюбивых побуждений, не с целью выделить если не себя, то хотя бы потомство, поднять свой род на более высокую ступень социальной лестницы. Это было самопожертвование человека, сознательно отдавшего свою жизнь за свободу Родины, за то, чтобы прогнать ненавистных захватчиков. Низкий поклон от нас, потомков, народному герою Ивану Сусанину, и пусть память о нем навсегда сохранится в веках.

Про Ивана Сусанина слышал, конечно, каждый житель нашей страны. А уж по количеству анекдотов с Сусаниным смогут сравниться, пожалуй, только Чапаев и Штирлиц. А кто же такой Иван Сусанин на самом деле? Вот лишь несколько историй, легенд, мифов о судьбе этого удивительного человека.

Согласно официальной версии, Иван Сусанин, деревенский староста (а вовсе не крепостной крестьянин) из Костромской губернии, в 1613 году завел польский отряд, искавший нового царя Михаила Романова, в непроходимые болота, где завоеватели погибли, а сам Сусанин был зверски убит.

Чтобы понять, что молодой царь делал в глухой деревушке, вернемся к истории. В 1605 году умер царь Борис Годунов, и трон заняла череда однодневных правителей, Федор Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский... в стране наступил период "смутного времени". После голода, череды восстаний и проигранных сражений наступил период называемый семибоярщиной, поскольку в стране кончилось все даже государи. В этот кризисный момент был созван Земский Собор (собрание представителей городов) и на царствование избрали первого представителя рода Романовых - Михаил Романов. Допрежде находившиеся в опале Романовы в это время проживали в вотчинной деревеньке Домнине, где и был старостой Иван Сусанин.

Так зачем же поляком понадобился русский царь? Все просто - в то время российские войска были обескровлены войной с Речь Посполитой, а молодой русский царь мог стать врагов отличным козырем в переговорах о капитуляции.

С тех пор Романовы всячески прославляли патриота-крестьянина, ценой собственной жизни спасшего молодого Михаила Романова.

Особенно постарался в XIX веке Николай Первый. Именно в годы его правления главная площадь Костромы получила название Сусанинская, на колторой был установлен памятник легендарному герою.

Кстати, вскоре после смерти Сусанина, его родственники напомнили царю о своем существовании. Зять героя Богдан Собинин обратился к царю Михаилу, с просьбой не обойти потомков Сусанина царской милостью. В 1619 году Собинин получил в свое владение село Доминино Костромского уезда. Михаил освободил его от всех налогов: «За службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина».

“Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом 121 (то есть, в 1613-м от Рождества Христова!) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти. И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.

Интересно, что потомкам героя еще 200 лет выдавали жалованные грамоты, подтверждающие их льготы, по образцу царской грамоты от 1619 года.

О биографии самого Ивана Сусанина известно немного. Никто даже не может сказать, сколько лет было герою на момент совершения своего подвига. Как правило, Сусанина изображают этаким седым старцем, хотя есть сведения о том, что дочери Сусанина Антониде было на тот момент 16 лет, а самому Ивану Осиповичу, по уверениям некоторых историков, лет 35-40.

Много лет исследователей интересовал вопрос: где находилось то гиблое место, куда Сусанин завел врагов, и сохранилась ли его могила? Хотя, найти могилу Сусанина – задача почти невыполнимая, ведь, по легенде, он погиб вместе с поляками. Тем не менее, в начале нашего столетия в Костромской области были целенаправленные поиски останков спасителя царской династии.

Историки, археологи, криминалисты провели грандиозное исследование: было найдено и изучено 360 останков в районе деревушки Исупово, не месте предполагаемой гибели народного героя. Проводился сравнительный анализ ДНК потомков Сусанина с находками XVII века. Это может показаться удивительным, но участники этой экспедиции уверены – Сусанин был похоронен именно там. Медико-криминалистический анализ останков одного из мужчин это подтверждает.

Интересно, что имя Сусанина носят не только улицы и площади в нашей стране. Например, в Санкт-Петербурге именем легендарного героя назван магазин… навигаторов.

История о подвиге Ивана Сусанина известна, пожалуй, каждому. Простой мужик ценой своей жизни увел отряд неприятеля от деревни, в которой находился основатель династии Романовых Михаил Федорович. Эта версия о крестьянине-патриоте из поколения в поколение популяризировалась представителями царской семьи. Тем не менее, существует немало точек зрения, которые ставят под сомнение такой вариант развития событий.

Согласно общепринятой версии, крепостной Иван Сусанин жил в селе Домнино (примерно 75 км от Костромы). Там же, в вотчине, зимой 1613 года находился и новоизбранный царь Михаил Романов с матерью инокиней Марфой. Узнав об этом, литовско-польский отряд отправился к селу, чтобы не дать Романову взойти на российский престол.

По пути в Домнино полякам повстречался вотчинный староста Иван Сусанин. Они заставили его указать дорогу к царю, а тот, в свою очередь, повел отряд в другую сторону. При этом он сумел послать своего зятя Богдана Собинина с сообщением к Михаилу Романову.

Когда поляки поняли, что Сусанин их уводит в другую сторону по Исуповскому (Чистому) болоту, они его жестоко пытали, а потом и вовсе «изрубили в мелкие куски». Царь за это время нашел укрытие в Костромском Ипатьевском монастыре.

Из поколения в поколение передавалась история о подвиге Ивана Сусанина. Время от времени она обрастала новыми подробностями. В 1836 году в Большом театре в Петербурге состоялась премьера оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя». В либретто (текст к музыкальному произведению) закрепилась окончательная версия истории об Иване Сусанине как спасителе царя Михаила – основателя династии Романовых. Но, что именно происходило в окрестностях села Домнино за 200 лет до премьеры оперы, доподлинно неизвестно.

Тому, что Иван Сусанин существовал на самом деле, есть реальное подтверждение в виде царского документа XVII века. Когда Смута закончилась и Михаил Романов твердо сидел на троне, некто Богдан Собинин предъявил государю челобитную. В ответ Михаил Федорович пожаловал грамоту, согласно которой село Домнино переходило во владение Собинина:

«Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры ы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти».

В дополнение к этому царь полностью освобождал село от всех налогов и давал им вольную:

«Наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни в какие подати имати с них не велели... и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно».

О том, по какой именно причине царь проявил такую милость, не указывается ни в одном официальном документе.

У польских историков на этот счет есть свое мнение, согласно которому в марте-апреле 1613 года шляхтичей в Костроме быть не могло. Ведь Михаил Романов находился в статусе уже избранного царя, поэтому не было смысла его убивать с целью снова возвести на трон польского претендента.

Исуповское (Чистое болото) тоже нельзя назвать непроходимым, в самом широком месте оно достигало всего 5 км. Неприятель не мог заблудиться той местности, т. к. отовсюду был виден купол церкви в селе Домнино.

Ученые спорят о том, кто же тогда мог разбойничать в Костромском уезде. Многие склоняются к версии, что вооруженным отрядом вполне могли быть казаки, явившиеся с берегов Днепра, Дона, Яика (Урала) или Терека. Во времена Смуты они поддерживали тех, кто больше заплатит (в том числе и поляков), да и грабили попутно всех, кто попадется. Скорее всего, именно их довелось уводить прочь от селения Ивану Сусанину.

Имя Ивана Сусанина всем известно с детства. Ещё бы – ведь это первый российский партизан, отдавший жизнь за Михаила Романова и заведший поляков в болото, где заблудились и они, и он сам. Что интересного известно о жизни этого маленького, но великого человека?

Тайна фамилии

Крестьяне были простыми людьми, поэтому и фамилий у них долгое время не было. Точнее, они давались по имени отца – отсюда и произошли известные «Ивановы», «Петровы» и «Сидоровы». Фамилия «Сусанин» происходит от женского имени «Сусанна» , что в те времена обозначало незаконность рождения. Будь Иван рождён в законном браке, он был бы Иваном Осиповым, потому что в некоторых источниках стоит его отчество. Тем не менее, утверждать об этом наверняка нельзя, так как это неточные сведения.

Жизнь за без-пяти-минут царя

По подаче Михаила Глинки, композитора и автора оперы «Иван Сусанин: Жизнь за Царя», подвиг русского крестьянина всегда называют именно так, хотя, фактически, в 1613 году Михаил Романов царём ещё не был. Да, он был претендентом на престол, но коронован был уже позже.

Фамильные льготы

Единственным потомком Сусанина называют дочь Антониду , вышедшую замуж за крестьянина Богдана Собинина . У пары родилось двое сыновей – Даниил и Константин . В 1619 году внуки Сусанина и его зять получили льготы от царской семьи: за подвиг, совершённый их предком, они освобождались от налогов. Богдану также даровалась половина Домнино. Последняя из льготных грамот была выдана в 1837 году . Тот факт, что этот документ действительно существует, ставит скептиков в сомнение: если Сусанина не было, почему простому крестьянину пожаловали такие почести? Есть, впрочем, доказательства того, что потомки крестьянина явились к царю сами, не предоставив, по понятным причинам, никаких фактов, что героический предок действительно существовал.

Где он погиб?

Конкретных знаний о месте гибели Сусанина нет. Историки лишь говорят, что это произошло в лесной чаще , куда партизан завёл поляков и где они безуспешно истязали его, надеясь выпытать правду. Скорее всего, крестьянин направлялся в село Исупово – оно находилось в противоположной стороне от места укрытия Романовых. Здесь в 2003 году производились археологические раскопки – среди 41 найденного крестика, лишь 1 был православным . Последний был искривлён, что свидетельствует о контакте с режущим оружием.

Где он похоронен?

Хотя по легенде тело Сусанина было брошено в болото , есть сведения о том, что, взойдя на престол, Михаил Романов приказал его найти и похоронить как следует. Тело было найдено и якобы похоронено в Ипатьевском монастыре – но это произошло спустя 6 лет после его подвига, поэтому сомнительно, что спустя столько времени его смогли бы найти. Скорее всего, тело нашли ещё раньше и похоронили в Воскресенской церкви в Домнино, его родной деревне. Церковь до наших дней, увы, не сохранилась.

Долгий путь к славе

Несмотря на то, что Сусанин действительно совершил великий подвиг (пускай Романов тогда ещё не был царем), долгое время широкой публике он был неизвестен. Его известности поспособствовала Екатерина Великая, посетившая Кострому в 1767 годы и выслушавшая речь местного архиерея. С той поры о героическом крестьянине стали говорить чаще, а Сергей Глинка, писатель, наконец облёк подвиг в литературу. Именно благодаря ему о партизане узнала вся Россия. Когда на троне сидел Николай I, образ Сусанина использовался как образец самопожертвования ради самодержавия – ради царя, единственно способного править большой страной.

Другая легенда

Известность Ивана Сусанина и причина, по которой его потомкам пожаловали царские льготы, могут быть и в другом. Согласно другой, менее популярной легенде, партизан не водил поляков на болото : он просто помог будущему царю Михаилу спрятаться в его доме – так хорошо, что ворвавшиеся поляки не смогли его найти. Старосту, опять же, пытали, выпытывая сведения о будущем царе, но он не сдался, за что и был убит. Тем не менее, эта версия менее героична, поэтому о ней вспоминают нечасто.

Память

Члены династии Романовых высоко ценили Сусанина и пеклись о том, чтобы память о нём дожила и до наших дней. Так, Николай I приказал окрестить главную площадь Костромы Сусанинской – это имя она носит и по сей день. Здесь же стоит и памятник Ивану Сусанину. И если к таким чествованиям мы привыкли, то к тому, что имя героя может стать названием для магазина навигаторов в Санкт-Петербурге!

  • Нет никаких сведений о том, когда Сусанин родился, поэтому и нельзя сказать, сколько лет ему было, когда он погиб – скорее всего, не больше 40 . Дата смерти, 1613 , тоже неточна.
  • Родился, скорее всего, Сусанин в деревне Деревнищи (иногда называется «Деревеньки»).
  • Должность Сусанина в Домнино значилась как «вотчинный староста» . Служил он либо у Романовых, либо у Шестовых – на этот счёт источники разнятся.
  • Данных о супруге партизана нет, поэтому, вероятнее всего, он овдовел.
  • В одной из версий легенды Сусанину помогает Богдан Собинин, его зять. Считается, что эта ошибку допустил его праправнук, Иван Лукьянович, когда императрица Анна отказывалась выдать ему льготы. Видимо, наличие целых двух героических предков как нельзя лучше подтверждает право на освобождение от налогов!
  • В истории нет точных сведений, погиб ли Сусанин от руки поляков. В лесах водилось много разбойников , поэтому с тем же успехом расправиться с ним могли и русские.
  • Михаил Глинка был не первым, кто положил историю Сусанина на музыку. Его опередил Кавос , композитор с итальянскими корнями: его опера была написана за 20 лет до этого.
  • В летописи, датируемой 1612 годом, есть упоминание о другом крестьянине, совершившем идентичный подвиг. Вероятно, таких историй было и того больше, но информации об этом просто не сохранилось.
  • В Советском Союзе образ Сусанина не превозносился, а наоборот, преследовался . Национальный герой считался подкаблучником царской короны, памятник было приказано снести, а площадь в Костроме была переименована в «Площадь Революции». В 1967 году памятник был восстановлен на своём прежнем месте, и площади вернулось её старое название.

История создания

Весной 1834 года Михаил Иванович Глинка увлекся сюжетом повести «Марьина роща» Жуковского и, как можно судить из его письма неизвестному другу из Берлина, в его голове зародилась мысль о создании героико-патриотической оперы. Осенью того же года при встрече с Жуковским, поэт напомнил ему об историческом герое Иване Сусанине, который сразу увлек композитора.

Для оперной сцены того времени сюжет был не нов, это было связано и с Отечественной войной 1812 года, и с общим патриотическим подъемом России в первых десятилетиях XIX века. Осенью 1815 года уже была поставлена верноподданическая по духу опера «Иван Сусанин» К.А. Кавоса на либретто А.А. Шаховского. Но особенно популярным, поистине народным произведением стала «Лума» К. Ф. Рылеева, которая была горячо одобрена даже Пушкиным. Таким образом, решение о создании оперы было принято, а на роль либреттиста был назначен рекомендованный Жуковским малоизвестный поэт Г.Ф. Розен.

В основе сюжета лежат подлинные исторические события – поход польской шляхты на Москву в 1612 году.

Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнино Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания.

Музыку к опере Глинка начал писать очень увлеченно, он сочинял её и в Санкт-Петербурге, и в свадебном путешествии во время поездки в Москву, и в деревне, окруженный близкими. И вот уже весной 1836 года Глинка представил партитуру в театральную дирекцию, репетиции начались практически сразу. По царскому велению опера была переименована из «Ивана Сусанина» в «Жизнь за царя»

Первое представление оперы было приурочено к открытию после реконструкции нового зала петербургского Большого театра (сейчас там находится здание консерватории). Все билеты на премберу были распроданы задолго до назначенной даты. И вот, 27 ноября 1836 года первое представление оперы состоялось с оглушительным успехом. Можно сказать, что именно в тот вечер и родилась русская национальная классическая опера. Это произведение по своей талантливости и художественному наполнению опередило все, написанное до этого другими русскими авторами. Опера «Иван Сусанин» - замечательное по глубине и силе художественного воздействия явление огромной значимости для всего европейского оперного театра. Опера-эпопея, где жизненная драма главного героя стала воплощением идеи высокого национального патриотизма, любви и преданности родной земле.

Интересные факты:

    Как ни странно, но подтверждение подлинности народного характера оперы Глинка получил от аристократических верхов петербургского общества, презрительно назвавших её «музыкой кучеров», не подозревая того, что это и было высшей похвалой, доказательством того, что композитор достиг намеченной цели.

    Из-за тенденциозного истолкования её сюжета, усиленного пафосными стихами Розена, «Жизнь за царя» до 1917 года давали в театре исключительно по торжественным случаям.

    В 1918г. поэт С. Городецкий написал для оперы новое либретто и обновленная опера зазвучала на сцене уже под своим исконным названием.

    Друзья Глинки воспели успех оперы в шуточных четверостишиях: