Семья

Характеристика структурно логической схемы дисциплины. Структурно-логическая схема курса

Практическая работа 1

Технология эффективной работы с учебным текстом

Цель работы : овладеть основными методами эффективного чтения, усвоения, записи и сжатия учебной и научной информации.

Задание 1. Технология эффективного чтения. Способы записи и сжатия информации

Данное задание направлено на формирование академических компетенций – уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

ВЫПОЛНИТЬ:

Внимание: в отчете по этому заданию должны быть отражены все указанные ниже пункты в указанной ниже последовательности по пунктам!

1 Выберите журнальную статью из любого журнала товароведного, технологического или другого периодического издания по пищевому профилю, торговле, общественному питанию, маркетингу, менеджменту, экономике (можно обратиться в а.304 (1корпус) библиотеки университета). Обратите внимание – статья должна быть из журнала, изданного в текущем или предыдущем годах (на момент написания контрольной работы). (Внимание – статью одну на двоих (с кем сидишь за партой)).

Укажите библиографический источник, откуда взят текст, оформив запись строго в соответствии с установленными требованиями к оформлению библиографических источников в списке литературы (см. СТП СМК 4.2.3-01-2011).

Ксерокопию статьи следует иметь с собой на занятии . На ней должны быть следы Вашей работы над текстом, т.е. выделенные маркером ключевые слова, сделаны пометки и т.п.

2 Используя дифференциальный алгоритм эффективного чтения, изучите текст, выписав при этом:

Название (тему);

Незнакомые термины (составьте словарь);

Ключевые слова.

3 Составьте структурно-логические схемы по тексту.

4 Составьте карту мышления, изобразив ее на отдельном листе в рабочей тетради.

5 Проверьте, все ли Вы выполнили и изложили последовательно по пунктам 1-5!

ВЫПОЛНИТЬ:

1 Подберите материалы по объекту исследования, выбранному Вами для выполнения курсовой по дисциплине «Технология и организация торговли» (учебники, интернет).

2 Используя эти материалы составьте 4 теста. Тест должен содержать четыре варианта ответов каждый, один из которых правильный (или не правильный) в каждом тесте. Правильный (или не правильный, если тест обратный) вариант подчеркнуть.

Методическая поддержка выполнения задания

Алгоритм дифференциального чтения текста

Первое прочтение с карандашом в руке, подчеркивая наиболее значимые слова в тексте;

Второй раз - читая ключевые слова, следует выписывать на листок смысловые ряды;

На третьем этапе следует переосмыслить смысловые ряды и определить доминанту текста и составить структурно-логические схемы.

Понимание текста сводится к тому, чтобы схватить в тексте основные идеи, значимые слова, короткие фразы, которые предопределяют текст последующих страниц. Таким образом постигается логика развития идей, которая «упаковывается» в индивидуальный вариант «сжатой», подготовленной для усвоения информации.

Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку, признак предмета, состояние или действие в предложениях. Но не обязательно ключевое слово должно быть в каждом предложении.

Смысловой ряд - это пары слов, которые состоят из комбинации ключевых слов. Смысловой ряд позволяет понять истинное содержание текста.

Доминанта - это главный смысл, часть текста, его истинное значение, выражающееся своими словами на языке собственных мыслей. Доминанта - главная составляющая часть текста.

Пример структурно логической схемы

Структурно-логическая схема связывает ключевые слова в алгоритмическую последовательность, отражающую логику развития материалов учебника по тому или иному вопросу.

Технология составления структурно-логических схем предполагает следующие этапы:

Внимательно прочесть первый раз материалы учебника, раскрывающие заданный вопрос;

Осмыслить полученную информацию, разобраться в незнакомых терминах, определениях, осмыслить логику ответа на вопрос в целом;

Например, по учебному тексту на тему «Индивидуальные стили принятия управленческого решения» может быть составлена такая структурно-логическая схема:

личностный профиль – разновидности – уравновешенный – импульсивный – инертный – рискованный – осторожный – особенности стиля.

Последовательность изложения слов в ряду должна строго отражать логику и последовательность раскрытия вопроса, а не быть набором слов на заданную тему.

Пример карты мышления

Карты мышления - метод сжатия информации, составления заметок - являются нелинейной, пространственной, графической методикой, в которой обсуждаемый предмет (сюжет) кристаллизуется в центральном изображении. Основные темы предмета (сюжета) исходят от центрального изображе­ния как ветви. Ветви включают ключевые изображения или ключевые слова, напечатанные на соответствующих линиях. Темы меньшей важности также представляются в виде ветвей, присоединенных к ветвям более высокого уровня. Ветви формируют связанную узловую структуру. Карты мышления расширяются и обогащаются цветом, изображениями, кодами, символами и третьим измерением. Эти расширения помогают запоминанию, пониманию, мотивации и воспроизведению информации. Пример карты мышления приведен на рисунке 1.

Преимущества карт мышления: гибкость; воспроизведение в памяти; обзор и проверка знаний; ассоциации; соответствие многомерному мышлению; выделение сущности; визуализация информации; организованность; составление плана; объединение левосторонних и правосторонних мозговых процессов.

Технология создания карт мышления (КМ):

1 Используйте альбомную ориентацию листа форматом А4.

2 Начинайте КМ символом, знаком, рисунком в центре листа.

3 Присоединяйте основные темы к центральному изо­бражению.

4 Используйте технику «елки–метелки» для соединения вспомогательных линий с основными: 1) от линии в разные стороны, как иглы ветки ели (рыбий скелет) или 2) из одной точки в разные стороны, как прутья метлы (вилы, зонтичное соцветие).

5 Напечатайте (напишите) одиночные ключевые слова на соединительных линиях.

6 Используйте образы, рисунки, символы и коды, цветную графику.

7 Сегментируйте основные темы, рисуя вокруг них ограничивающие линии.

8 Используйте индивидуализированные коды и общеизвестные аббревиатуры.

9 Используйте мнемоники для ключевых пунктов, чтобы сделать информацию более запоминающейся.

Рисунок 1 - Карта мышления на тему «Эффективное письмо»

Пример учебного теста

Тест – метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью. Разработка и составление тестов по материалам прочитанного учебного текста является эффективной формой понимания прочитанного и закрепления его в долгосрочной памяти.

Форма представления вопросов и ответов теста предполагает четко сформулированный вопрос, после которого идут четыре варианта ответа. Из этих ответов верен только один, который при тестировании и предлагается указать (тест может быть обратный, тогда один из ответов неверен). Неправильные ответы составляются по принципам:

1 Похожи на правильные, но содержат неверный тезис.

2 Неверны, но содержат информацию, помогающую найти верный ответ к данному вопросу.

3 Неверны только в контексте вопроса, но содержат информацию, используемую в ответах к другим вопросам по данному предмету.

4 Неверны только в контексте предмета, но содержат информацию, используемую при тестировании по другим дисциплинам.

5 Заведомо неверные факты, даты, имена, формулировки законов и пр.

Например,

ВОПРОС: Какая функция относятся к конкретным (специфическим) функциям управления на объектах торговли?

ВАРИАНТЫ ОТВЕТА:

а) планирование;

б) мотивация;

в) управление товарооборотом;

г) контроль.

(верный ответ следует подчеркнуть, если тест обратный – подчеркнуть неверный ответ!).

Задание 2. Использование специального компьютерного обеспечения для построения карт мышления.

Выполнить:

1 Установите на свой компьютер программу для построения карт мышления FreeMind (старшекурсники, интернет, или у меня).

2 Постройте карту мышления, выполненную Вами при выполнении задания 1, с использованием этой программы.

3 Постройте карту мышления на тему объекта исследования, выбранного для выполнения курсовой по дисциплине «Технология и организация торговли»

3. Распечатайте эти карты. Если у вас собственный принтер – распечатайте прямо из программы.

МПО Лекция 4

Лекция 4. Методика анализа учебной информации

План

    Отбор учебного материала.

    Структурно-логический анализ.

    Учебные элементы.

    Спецификация учебного материала.

    Граф учебной информации.

    Структурно-логическая схема.

4.1. Отбор учебного материала

Наибольших затрат времени требуют анализ, отбор содержания учеб­ного материала по предмету, методическая и дидактическая переработка его к уроку. Сложность отбора учебного материала объясняется следующи­ми обстоятельствами:

    Отсутствие качественных учебников и учебным пособиям по многим учебным дисцип­линам информационно-технологического профиля;

    Недостаточная полнота учебной информации по отдельным темам в рекомендуемой литературе;

    Отсутствие единого учебника для учебных заведений профессионального и дополнительного образования по целому ряду дисциплин информационно-технологического профиля.

Отобранный педагогом из различных источников (учебников, мето­дических пособий, научной и технической литературы) учебный материал требует обработки, структуризации, логического построения и составления конспекта содержания учебной информации.

4.2. Структурно-логический анализ

Этапом подготовки учебного материала к уроку является структурно-логический анализ. Под структурно-логическим анализом понимаются вы­членение в содержании учебного материала учебных элементов (понятий), их классификация и установление связей или отношений между ними . Структурно-логическому анализу могут подвергаться как часть учебного материала, объяснение и рассуждения преподавателя, решение определен­ной задачи, так и весь отобранный учебный материал урока или темы про­граммы.

4.3. Учебные элементы

Структуру учебной информации составляют учебные элементы или понятия. Понятие - форма научного знания, отражающая объективно су­щественное в вещах, явлениях, процессах, закрепленное специальным термином. Учебным элементом (УЭ) называют любой подлежащий изучению объект (предмет, процесс, явление, метод действия).

Понятия (УЭ) характеризуются:

Объемом (количеством объектов, охватываемых данным понятием);

Связями и отношениями данного понятия с другими понятиями.

Структура опи­сания УЭ создает познавательный образ изучаемых объектов.

Для методических целей понятия удобно классифицировать по сле­дующим основаниям:

Времени формирования;

Уровню усвоения.

Планируя процесс формирования технических понятий, преподава­тель всегда определяет момент их формирования. По времени формирова­ния понятия подразделяются:

На новые понятия (впервые формируемые на данном уроке);

Опорные понятия (сформированные в процессе изучения рассматри­ваемой учебной дисциплины или смежных учебных предметов).

Понятия, формируемые на уроке, различаются по уровням усвоения. Одна из возможных классификаций понятий, предложенная В.П. Беспалько, предполагает следующие уровни:

I уровень - «узнавание» (характеризуется выполнением действий с подсказкой). На этом уровне формируются понятия второстепенного харак­тера, которые учащиеся должны знать, определять, классифицировать.

II уровень - «воспроизведение» (характеризуется выполнением дей­ствий по памяти). На этом уровне формируются понятия, которые исполь­зуются для объяснения характеристик и конструкции технических объек­тов, решения задач, алгоритм решения которых вытекает из известных формул, и т.д.

III уровень - «умение» (предполагает выполнение продуктивной дея­тельности с опорой на схожие алгоритмы). Понятия, формируемые на дан­ном уровне, используются при решении практических задач, алгоритм ко­торых не дается в готовом виде.

IV уровень - «трансформация» (предполагает продуктивную деятель­ность в новой области). Это уровень формирования понятий, используемых при решении творческих задач, изучении смежных дисциплин и др.

Результаты структурно-логического анализа могут быть представле­ны в виде спецификации или графа.

4.4. Спецификация учебных элементов (понятий)

Спецификация - табличная форма представления структурно-логического анализа (табл. 7). Спецификация содержит названия УЭ (поня­тий) учебного материала, классификацию их по различным основаниям и символы обозначающие понятия.

В табл. 7 заносятся понятия, входящие в состав учебного материала урока. Каждому учебному понятию (элементу) присваивается порядковый номер. Далее понятия классифицируются по различным основаниям и от­мечаются значком «+». Как правило, первый номер присваивается понятию, являющемуся ведущим в данной теме урока. Обычно это понятие совпадает с наименованием темы.

Таблица 7

Спецификация УЭ

4.5. Граф учебной информации

Графом называют совокупность точек (вершин), соединенных ребра­ми (дугами).

Граф учебной информации - способ выявления и наглядного пред­ставления связей или соотношений между учебными элементами (рис. 3).

Рис. 3. Граф учебной информации

Для структурно-логического анализа наиболее удобен плоский граф - «дерево». Каждую вершину следует рассматривать как символ, изо­бражающий информацию, соответствующую только данному УЭ. Поэтому не следует рассматривать один УЭ как часть информации другого элемента или сумму информации нескольких УЭ. Каждый учебный элемент графа вне зависимости от положения и связей имеет свою собственную, только в нем заключенную информацию.

Понятия располагаются на горизонталях (порядках), образующих оп­ределенную общность. Краткое определение этой общности называют по­нятие-комплекс. Порядки обычно обозначают римскими цифрами, а поня­тия (УЭ) - арабскими.

При построении графа необходимо иметь в виду следующее:

1) количество порядков должно полностью охватывать все учебные элементы темы;

2) количество учебных элементов, входящих в один порядок, не огра­ничено;

3) не выделяют учебный элемент, если только он один имеет связь с элементом высшего порядка;

4) ребра могут пересекать горизонтали порядков, но не должны пере­секаться между собой.

4.6. Структурно-логическая схема

При подготовке учебного материала к уроку возникает необходи­мость построения модели, отражающей в наглядной форме структуру учеб­ного материала, последовательность, подчиненность и соподчиненность понятий, логические связи.

Построение графа учебной информации дает лишь наглядную карти­ну логических связей между понятиями. Динамику формирования понятия, последовательность включения понятий в процесс объяснения в наглядной форме он не отражает. Поэтому наиболее приемлемым способом предъяв­ления учебной информации является структурно-логическая схема.

Структурно-логической схемой называют граф, ребра которого представлены в виде векторов, указывающих логическую связь между по­нятиями и последовательность введения их в учебный процесс. При по­строении структурно-логической схемы необходимо соблюдать следующие правила:

1)в каждую вершину схемы следует помещать лишь одно понятие;

2)векторы, соединяющие вершины, не должны пересекаться (если пересечение неизбежно, то следует найти в материале такое понятие, кото­рое относится к точке пересечения);

3)отношение подчинения между понятиями указывается направлени­ем стрелки вектора, соединяющего понятия;

4)равнозначные вершины схемы, содержащие соподчиненные поня­тия, следует располагать на одной линии, а подчиненные опускать на сту­пень ниже.

В структурно-логическую схему включаются не все понятия, выде­ленные при структурно-логическом анализе и занесенные в спецификацию. Состав их почти целиком зависит от первоначального уровня знаний уча­щихся. Если для учащихся какие-либо исходные понятия достаточно про­сты, то их можно не вводить в схему

Построение структурно-логических схем целесообразно только для небольших фрагментов учебного материала. Для материала с большим объ­емом, структурно-логическая схема, как правило, содержит значительное число вершин-понятий, ребер и замкнутых контуров. Это затрудняет ее чтение и характеризует сложность изучения данного фрагмента материала.

С целью упрощения структурно-логической схемы ряд входящих в нее вершин-понятий может быть опущен. В первую очередь в схему не вво­дят детализирующие понятия. В более сложных случаях учебный материал разбивают на ряд логически законченных фрагментов, для каждого из кото­рых составляют свою схему.

При построении всех следующих за первой частных структурно-логических схем предполагается, что понятия, входящие в предыдущий ма­териал, усвоены учащимися до требуемого уровня. Поэтому в последующие частные структурно-логические схемы их можно не включать, если это не нарушает логики построения схем.

Построение структурно-логических схем представляет один из прие­мов отбора и систематизации учебного материала, реализующих принципы научности, систематичности и последовательности обучения, доступности, наглядности.

Микроэкономика структурно-логические схемы. Учебное поса-бие. М., 1996.  


На третьем этапе разрабатывается общая структурно-логическая схема изучаемой системы. Графически она обычно представляется в виде блочного рисунка, где каждому элементу соответствует определенный блок. Отдельные блоки связаны между собой стрелками, которые показывают наличие и направление внутренних и внешних связей системы . Тут же подобранные на предыдущем этапе показатели распределяются по элементам и связям системы , уточняется их перечень (исключаются те, что дублируют друг друга , заменяются недостаточно информационные и т.д.).  

Результаты для табл. 9.2 получены путем расчета факторной модели методом цепной подстановки на основе структурно-логической схемы рис. 9.1. Порядок расчетов следующий  

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ  

Структурно-логические схемы  

Какова структурно-логическая схема взаимосвязи антикризисного регулирования и антикризисного управления  

Как составить структурно-логическую схему антикризисного менеджмента  

Структурно-логическая схема трехуровневой факторной модели среднегодовой оборачиваемости производственных запасов представлена на рис. 8.3.  

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА МАРКЕТИНГА  

Схема 2. Структурно-логическая схема маркетинга (с. 16-17).  

Изобразите структурно-логическую схему основного акта комплексной ревизии.  

Общая структурно-логическая схема анализа рентабельности собственного капитала представлена на рис. 22.3.  

Представлен учебный комплекс, включающий теоретический материал в структурно-логических схемах и практикум, состоящий из ситуационных задач , методических указаний к их решению, заданий в тестовой форме, сгруппированных по темам и основным вопросам дисциплины Теория бухгалтерского учета . Проверка, закрепление и усвоение знаний достигаются с помощью итогового тестирования и решения сквозной обобщающей задачи.  

Предлагаемая Вашему вниманию книга посвящена проблемам инвестиций в российскую экономику, развития нефтегазовой промышленности и особенностям недропользования на основе соглашений о разделе продукции (далее - Соглашения или СРП), а также подводит первые итоги их реализации в России. Читателю предоставляется возможность ознакомиться с обязательными к исполнению нормами, закрепленными в правовых актах, касающимися вопросов СРП, воспользоваться правовыми и экономическими комментариями и разъяснениями, для наглядности снабженными структурно-логическими схемами.  

Рис 22 Структурно-логическая схема анализа конкурентоспособности продукции  

Анализ структуры связи изучаемых показателей в АХД осуществляется с помощью построения структурно-логической блок-схемы , которая позволяет установить наличие и направление связи не только между изучаемыми факторами и результативным показателем, но и между самими факторами. Построив блок-схему , можно увидеть, что среди изучаемых факторов имеются такие, которые более или менее непосредственно воздействуют на результативный показатель, и такие, которые воздействуют не столько на результативный показатель, сколько друг на друга.  

Этап структурного планирования начинается с разбиения исследуемой задачи (проекта) на четко определенные шаги (комплексы работ), необходимые для достижения цели задачи (проекта). Затем составляется логическая схема связей между работами или последовательность работ в логической последовательности их выполнения. На базе логической последовательности работ строится граф или сетевая модель.  

Вторая стадия предусматривает разработку технических предложений. Приступая к ней, конструктор вызывает программу поиска вариантов технических решений . По ней происходит обращение к массиву информации, представленной И-ИЛИ деревом технических решений или семантической моделью . И то и другое аккумулирует знания о технических системах определенного класса, включая сведения по уже созданным объектам, заключенные в проектах, авторских свидетельствах и патентах. При поиске вариантов по И-ИЛИ дереву программным путем будут составляться описания вариантов объекта в соответствии с алгоритмом, изложенным в п. 4.4. Используя программы графического отображения , описание можно представить в виде компоновки из включенных в него элементов на экране видеотерминала или на графопостроителе. При использовании семантического моделирования конструктору необходимо по концептуальному описанию, включающему цели проектирования и признаки объекта, составить описание функциональное, а по нему схему логических связок в соответствии с рекомендациями п. 4.4. По логической схеме связок будет выбрана из БД структурная схема , которая и составит вариант объекта проектирования. Здесь, как и в первом случае, описание варианта может быть представлено в виде графического отображения с указанием наименований составных элементов.  

Классические методы проектирования. Конец 70-х - начало 80-х годов - это время становления технологии интегрированных баз данных как одной из головных технологий в проектировании ИС. Был разработан и вошел в практику большой набор теоретически обоснованных методов проектирование концептуальных и логических схем БД, организация физической среды хранения данных, планирование путей доступа к данным и др. Развивались методы проектирования функций от методов формальной спецификации функций до структурного программирования и первых непроцедурных языков программирования четвертого поколения (4GL). Анализ функций (задач) предприятия также служил основой и в проектировании БД. Появились ASE-системы, ориентированные на формализацию информационных и функциональных требований к ИС и предназначенные для формального описания и бригадной разработки больших программных комплексов.  

В учебную дисциплину входят следующие блоки:

1. Характеристика системы профессиональной подготовки в ПТУЗ.

2. Документы, определяющие содержание и порядок обучения в ПТУЗ.

3. Разработка утверждения и регистрация УПД для ПТУЗ.

4. Учебная литература.

5. КМО – комплексно-методическое обеспечение процесса обучения.

6. Методическая работа педагога-инженера.

7. Учебно-материальная база учебного заведения.

Образовательный стандарт высшего образования Республики Беларусь ОСВО 1-08 01 01-2013

Понятие о профессионализме педагога-инженера

Сфера профессиональной деятельности:

Образование (обеспечение образовательного процесса в ПТУЗ);

Наука (проведение инженерных и педагогических исследований);

Производство (проектирование технологии материального или интеллектуального продукта).

Объекты профессиональной деятельности:

Образовательный процесс в ПТУЗ, учебных центрах, межшкольных УПК, в ВУЗах, учреждениях системы повышения квалификации и переподготовки кадров в отделах технического обучения промышленных предприятий, научные исследования в НИИ системы образов, отраслевых и академических НИИ, производственный процесс на предприятиях отраслей экономики.

Виды профессиональной деятельности:

Педагогическая, научно-методическая; организационно-экономическая, научно-исследовательская, проектная; производственная, инновационная.

Уровни педагогического мастерства

1. Репродуктивный (умею рассказать то, что знаю сам).

2. Адаптивный (умею приспособить свое сообщение к особенностям аудитории).

3.Локально – модулирующий (владею стратегией и тактикой проведения занятий по отдельным разделам, темам учебной дисциплины).

4.Системно - модулирующий (владею стратегией и тактикой проведения занятий по дисциплине в целом).

5.Системно-модулирующий и поведение учащихся (средствами своей дисциплины или предмета не только обучать, но воспитывать учащегося).

Лекция 2

ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ОБУЧЕНИЯ В ПТУЗ

1. Единый тарифно-квалификационный справочник по профессиям

2. Учебная программная документация: типовая, экспериментальная, рабочая.

3. Учебный план специальности (специализации), его содержание и структура.

4. Типовой учебный план. Рабочий учебный план.

5. Типовая учебная программа и рабочая учебная программа.

Единый тарифно-квалификационный справочник по профессиям

Единый тарифно-квалификационный справочник по профессии: данный документ разрабатывается и утверждается в министерстве труда и социальной защиты.

Суть этого документа заключается в том, что на каждую квалификацию рабочего служащего, оговаривается тарифной системой оплаты (одна и та же работа оплачивается по разному). Этот документ обязателен для исполнения руководителями предприятий разных форм собственности.

Основными государственными документами, определяющими характер содержания обучения в учебном заведении определенного типа, являются квалификационные характеристики, учебные планы и учебные программы. Анализ требований проводится с учетом всех факторов, оказывающих влияние на содержание профессионального образования. К ним относятся: структура предмета, требования к общим профессиональным, общеспециальным и специальным знаниям непосредственно по предмету, вне предметные и внутри предметные связи, отдельно взятые темы.

Учебная программная документация: типовая, экспериментальная, рабочая.

Руководящим документом для разработки УПД в ПТУЗ является типовая (типовой учебный план) учебная программа. Они разрабатываются Министерством образования РБ, утверждаются и пересылаются в областные институты усовершенствования учителей (ИУУ), а именно в методический отдел.

Структура типового плана включает два компонента:

Федеральный (государственный);

Региональный/

3. Учебный план специальности (специализации), их содержание и структура.

Учебный план специальности – государственный документ, определяющий содержание подготовки специалиста с учетом региональных потребностей и особенностей образовательного учреждения. Он оговаривает:

1 . Название специальности или специализации;

2 . Срок обучения;

3 . Форму получения образования (дневная, вечерняя, заочная);

4 . График учебного процесса:

а) количество учебных недель, которые отводятся на теоретическое обучение;

б) количество учебных недель, которые отводимые на учебные практики;

в) количество недель, отводимых на каникулы;

г) формы проведения контрольных и зачетных мероприятий.

5. Содержание учебных дисциплин по блокам:

а) социально-гуманитарные науки;

б) общепрофессиональные;

в) специальные;

г) дисциплины специализации.

6. Количество часов отводимых на изучение дисциплин, виды занятий;

7. Перечень спец. курсов и факультативов.

4. Типовой учебный план. Рабочий учебный план

Учебный план – нормативный документ, определяющий общее направление и основное содержание подготовки специалистов, интенсивность и сроки изучения учебных дисциплин, формы организации обучения, формы и сроки проверки знаний учащихся.

Рабочий учебный план – документ, определяющий содержание подготовки специалиста с учетом региональных потребностей и особенностей образовательного учреждения. Он составляется на основе типового учебного плана для конкретной профессии с учетом прогнозируемого уровня квалификации, присваиваемого учащимся после завершения обучения; материально-технической базы предприятия, учебного заведения; специфики региона и условий организации производственного обучения и производственной практики. Рабочий учебный план разрабатывается непосредственно в учебном заведении.

Типовая учебная программа и рабочая учебная программа

Учебная программа – это нормативный документ, определяющий требования к знаниям и умениям в области конкретной учебной дисциплины, содержание и последовательность изучения учебного материала. Это основной педагогический документ, отражающий государственные требования к содержанию обучения в ПТУЗ.

Рабочая учебная программа – документ, который определяет содержание образования по конкретной дисциплине, разрабатываемой на региональном уровне с учетом гарантированности полноты реализации содержания образования на установленном стандартном уровне. Она разрабатывается на основе типовой учебной программы с учетом количества часов теоретического и практического обучения.

В пояснительной записке к учебной программе раскрываются место и назначение дисциплины в системе подготовки специалиста; образовательная и воспитательная задачи, которые должны быть решены в процессе обучения; связи учебного предмета с другими дисциплинами, с производственной практикой.

Она устанавливает:

1. Наименование учебного предмета;

3. Перечень разделов, тем, вопросов, подлежащих изучению, объем учебного материала по каждой теме;

4. Последовательность изучения учебного материала по предмету;

5. Количество часов отведенных на изучение раздела или темы;

7. Список основной и дополнительной литературы.

Она разрабатывается с учетом следующих принципов:

· Формирование у учащихся ЗУН.

· Принцип научности (отражение современных достижений в области педагогики, психологии, методики преподавания).

· Принцип систематичности (расстановка учебного материала от простого к сложному).

· Принцип доступности (учет психофизиологических особенностей учащихся).

· Принцип вариативности (возможность применения документа в одноименных ПТУЗ).


ЛЕКЦИЯ 3

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Процесс производственного и теоретического обучения. Его задачи и возможности

2. Организационные формы и методы обучения дисциплинам специализации

3. Требования к современному уроку

4. Структура и типы уроков теоретического и производственного обучения

Следующие три этапа (построение логико-структурной схемы, определение допущений и факторов риска, определение показателей и источников проверки), относящиеся к Фазе планирования, трудно разделить, поскольку единым результатом их прохождения будет являться Логико-структурная схема (матрица). Надо понимать, что действия, связанные с разработкой вопросов, которым формально посвящен каждый из этапов, тесно взаимосвязаны. Не стоит пытаться их разделить, а лучше постараться обобщить полученные в результате проведения аналитической фазы данные и получить результат – логично (как это следует из названия) построенную схему, которая в дальнейшем определит структуру (как опять же следует из названия) нашего проекта.

ЧТО ТАКОЕ ЛОГИКО-СТРУКТУРНАЯ СХЕМА?

Логико-структурная схема – это таблица (матрица), содержащая всю основную информацию: цели проекта и промежуточные этапы, по которым можно судить об эффективности работы; увидеть факторы, которые могут повлиять на работу участников; понять, как будет контролироваться выполнение проекта. Сама по себе схема является результатом применения ЛСП только в качестве формы представления итоговой концепции проекта. Иными словами, ЛСС – это универсальная форма представления проектной концепции, разрабатываемой в соответствии с методологией ЛСП. Настоящим результатом вашей работы является выработка стратегии или программы действий для достижения цели проекта, которая предусматривает какое-то изменение окружающего нас мира, вмешательство во внешнюю среду.

Итак, цель применения ЛСП – это стратегия вмешательства во внешнюю среду, а логикоструктурная схема – отражение этой стратегии.

ЧТО СОДЕРЖИТСЯ В ЛОГИКО-СТРУКТУРНОЙ СХЕМЕ?

Логико-структурная схема представлена в Таблице 4 (стр. 70). Стрелками показаны те логические связи, которые должны прослеживаться при ее заполнении.

В этом разделе мы коротко охарактеризуем логику схемы, а подробнее о заполнении и содержании ячеек поговорим далее.

Первый столбец – логика действий. Здесь мы можем проследить последовательность тех целей, достижение которых мы планируем, – от единичных конкретных действий через промежуточные результаты к цели проекта, а сам проект – как вклад в достижение общей цели. Действия, результаты, цель проекта мы возьмем из «дерева целей», общую цель – также из «дерева» или сформулируем дополнительно. В нашей деятельности должна прослеживаться логическая связь – от действий к общей цели.

В логике действий всегда содержится только одна цель проекта – та, достижение которой мы обязаны гарантировать в результате выполнения нашего проекта. Выше ее идет одна или несколько общих целей – описание общего эффекта (или эффектов) от достижения цели проекта (во что вносит свой вклад наш проект). Ниже, как правило, находятся несколько промежуточных результатов, необходимых и достаточных для достижения цели.

Таблица 4. Логико-структурная схема

Второй и третий столбец – это показатели успешности произведенных действий, достижения намеченных результатов и целей, а также источники (средства) их проверки: разработки, из которых мы можем взять показатели достижения результата, перечень способов их измерения, указание видов документальных подтверждений, с помощью которых можно будет зафиксировать факт достижения соответствующей цели. Основная функция показателей и источников проверки – обосновать, подтвердить факт достижения цели по итогам проекта, четко обозначить все грани достигаемой нами цели на этапе планирования. Также часть показателей может использоваться в процессе мониторинга проекта, с помощью которого мы можем убедиться, что «все идет по плану», либо наоборот, оперативно внести коррективы в программу действий при возникновении предвиденных или непредвиденных событий, влияющих на ход нашей работы. Логические связи должны прослеживаться по горизонтали – источники проверки и показатели должны соответствовать тем действиям, результатам, целям, которые будут указаны в начале заполнения схемы.

Далее идут допущения – это те внешние условия, которые влияют на наш проект (на уровне целей, промежуточных результатов или действий соответственно). С помощью допущений мы предполагаем, что внешняя среда будет развиваться по прогнозируемому нами сценарию, а в том случае, если прогноз не оправдается – мы скорректируем стратегию проекта. Большую часть допущений мы возьмем из «дерева целей»: выберем те, которые важны для достижения цели проекта, но мы по различным причинам не можем обеспечить их выполнение либо повлиять на них. Зато мы можем планировать наши действия в зависимости от того, «сбудутся» наши допущения либо нет.

В правом нижнем углу схемы указываются предварительные условия – это также внешние факторы. Их проявление является сигналом к старту проекта, или, иными словами, мы не имеем права начинать проект до тех пор, пока не будут выполнены условия, указанные в этой ячейке.

Очень важно понимать общую логику ЛСС. Все начинается с проверки факторов, записанных в «предварительных условиях». Далее совокупность действий и допущений должны гарантировать достижение соответствующих промежуточных результатов. Совокупность достижения всех промежуточных результатов в сочетании с указанными для них допущениями должны гарантировать достижение цели проекта. В свою очередь, цель проекта, при условиях, указанных в допущениях для цели проекта, гарантирует запланированный вклад в общую цель.

Итак, логико-структурная схема является универсальным форматом представления концепции проекта, содержит логику целей проекта, инструменты контроля их достижения, соответствующие планы действий с оценкой ресурсов, а также задает граничные внешние условия успешности реализации проекта. Логические связи внутри ЛСС позволяют быстро понять концепцию проекта, не вникая в детали анализа, проведенного при его подготовке.

ЧТО НУЖНО ПОМНИТЬ О ТЕРМИНОЛОГИИ?

К сожалению, в русском языке не устоялась терминология, четко отражающая иерархию целей. Отчасти это связано с тем, что разные переводчики используют разные формулировки, отчасти – по причине того, что слово «цель» в русском языке является практически единственным переводом английских терминов «goal», «purpose», «aim», «objective», «task». По этой причине стоит внимательней относиться к терминологии, особенно при работе с англоязычными документами.

Например, в разных источниках «Общая цель» может называться «Goal», или «Overall Objective», или даже «Overall Aim». Цель проекта, соответственно – «Project Purpose», «Aim», «Objective». Промежуточные результаты – «Interim Results», в русском языке их также иногда называют задачами проекта.

Именно по этой причине в ЛСС, кроме самих формулировок, важное внимание уделяется их местоположению в таблице. В этом случае, даже при лингвистической неточности употребленного термина, носитель языка сможет догадаться о том, что имелось в виду в зависимости от места, на котором формулировка находится в таблице.

КАК ПРАВИЛЬНО ОПИСАТЬ ЦЕЛИ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ?

Первая колонка схемы – Логика действий. Это совокупность тех целей, которые мы должны достичь в процессе реализации проекта (за исключением общей цели). Конкретные действия с применением указанных ресурсов, осуществленные по составленному в дальнейшем плану, приводят к достижению промежуточных результатов. Собранные вместе промежуточные результаты (их обычно несколько) должны являться необходимым и достаточным условием для достижения цели проекта, ориентированной на решение основной проблемы, затрагивающей целевую группу. Цель проекта, в свою очередь, является вкладом в достижение общей цели – достаточно общей, глобальной и долгосрочной, которая показывает, почему наш проект представляет ценность для общества в целом. Достигая поставленной перед собой цели проекта, мы добиваемся определенных результатов, которые принимаются окружающим нас миром. Как следствие, нашим проектом производится некоторый эффект – это и есть общая цель. Логика должна прослеживаться от конкретных действий через промежуточные результаты к цели проекта и общей цели.

В нашем примере о городском дворе отдельные действия по организации жителей дома на «субботник» по уборке мусора, обеспечение ЖЭС-ом транспорта по вывозу мусора, выделение рядом с домом площадки для выгула собак обеспечат достижение промежуточной цели – очистки двора. Промежуточный результат способствует достижению цели проекта – дети могут гулять во дворе. А изначально поднятый вопрос о благоустройстве дворовой территории может явиться элементом масштабной государственной программы, скажем, «Повышение привлекательности нашего города для иностранные туристов» или «Экологическая программа – Чистый воздух для наших детей», в зависимости от приоритетов, наиболее острые проблем и проводимой местными властями работы.

Промежуточных результатов обычно бывает несколько: при лечении больного выписывается несколько лекарств, каждое действует по-своему; кроме того, врач назначает постельный режим или наоборот – лечебную физкультуру, диету… В комплексе они вышечат больного, а применяемые по отдельности могут даже навредить.

Каким образом мы можем оформить логико-структурную схему так, чтобы, с одной стороны, туда вошли все пути, которыми мы идем к решению проблемы, а с другой, чтобы она не утратила своей наглядности? Схему надо «раздвинуть» по горизонтали в той части, которая касается описания логики действий, определения показателей и средств их проверки (см. Таблица 5 на стр. 74).

Таблица 5. Расширенная логико-структурная схема.



Начинать заполнение ЛСС следует с помещения в соответствующую ячейку целей и промежуточных результатов. Вместе они определяют общую логику проекта, его логическую основу.

Если с целью мы уже разобрались, как мы можем обозначить промежуточные результаты?

Мы уже определились, какая часть «дерева целей» существенна для достижения выбранной цели проекта, и в соответствии с которой мы будем действовать. Теперь надо выбрать из этой части примерно одинаковые по объему работы и значимости достигнутых результатов цели, одновременно следя за тем, чтобы не опускаться до уровня конкретных действий. Непонятно? Попробуем разобраться еще раз: мы смотрим на все те цели, которые собираемся достигнуть, отбрасываем из всего записанного отдельные менее значительные действия, потом выбираем из оставшихся примерно одинаковые по общей оценке важности и трудоемкости – и выписываем их в линейку промежуточных результатов (согласно Рисунку 11. Примерная структура «дерева целей», при выбранной в качестве Цели проекта Цели 2 промежуточными результатами могут стать, например, Цель 2.1, 2.3.2, 2.3, 2.3.3, а Цель 2.2может оказаться несущественной и перейти на уровень действий).

Совершенно недопустимо «механически» вписывать в эту строку ЛСС уровень целей, идущий непосредственно под Целью проекта (на Рисунке 11. Примерная структура «дерева целей, это Цели 2.1, 2.2, 2.3). Они могут оказаться несравнимыми по степени важности как между собой, так и в сравнении с более «низко расположенными» целями, а некоторые из них могут оказаться допущениями, если они достаточно важны для достижения цели проекта, но мы по различным причинам не можем обеспечить их выполнение.

На протяжении всего процесса допускается переформулирование тех целей (или их групп), которые попадут в нашу логико-структурную схему. Причин того, что подобное «вольное обращение» с вроде бы окончательно сформулированными целями допустимо, несколько:

Во-первых, требуемая правильная формулировка результата предусматривает завершенную форму используемого глагола (вспомним пример: цель – «уборка газона», результат – «газон убран»).

Во-вторых, поскольку мы зачастую ведем подготовительную работу к созданию официального документа, формулировка должна быть достаточно корректной.

Например, при формулировке одной из исходных целей подразумевалась очистка двора от различного рода мусора, в частности, продуктов жизнедеятельности домашних животных, которые там выгуливаются; в зависимости от глубины вашей фантазии можно предположить, какой оригинальный термин мог бы использоваться при построении «дерева проблем», а впоследствии «дерева целей» – достаточно краткий и в то же время точно описывающий ситуацию, но неприменимый для официального документа.

В-третьих, формулировки должны быть грамотными, слова – написанными без ошибок, предложения построены правильно – мы ведь взрослые, грамотные, образованные, отвечающие за свои поступки люди, вы с этим согласны?

Когда промежуточные результаты определены, расположите их в порядке до-


стижения слева направо: те, что необходимо достичь в первую очередь, – левее, которыми займемся позже – правее. Впоследствии во время планирования деятельности мы сможем обеспечить параллельное выполнение некоторых задач, если это окажется возможным. Тем не менее, очередность промежуточных результатов на логико-структурной схеме соответствует приоритету их достижения для цели проекта.

В результате этого этапа формулирования должен получиться «скелет» логико-структурной схемы – логическая основа проекта. Вы должны удостовериться, что все участники обсуждения одинаково понимают логику и согласны с тем, что следование такой логике гарантирует достижение нами результата.

ЗАПОЛНЯЕМ СХЕМУ: ЦЕЛИ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Мы уже определили, какая из целей, составляющих «дерево целей», станет целью нашего проекта – помещаем ее в соответствующую ячейку (на Рисунке 11. Примерная структура «дерева целей» ей соответствует Цель 2). Формулируем и вписываем общую цель.

2. Теперь необходимо внимательно проанализировать ту часть «дерева целей», которая попадает в область планируемой деятельности. Определяем существенные, примерно сходные по трудоемкости промежуточные цели и вносим их в ЛСС, переформулировав в промежуточные результаты. Лингвистически промежуточные результаты нужно формулировать в совершенной форме глагола: например, если целью ставилось «убрать мусор», то промежуточным результатом будет «мусор убран».

3. Проверяем формулировки – они должны быть корректными, ясными и грамотными.

4. Располагаем промежуточные результаты в порядке возрастания приоритетов.

5. Проверяем логику: от промежуточных результатов к общей цели. Достижение промежуточных результатов должно гарантировать достижение цели проекта (о них мы поговорим в описании следующего этапа).

Начнем строить логико-структурную схему для нашего примера. Вот как она будет выглядеть после занесения в ее матрицу целей:

Рисунок 14. Пример логико-структурной схемы – шаг 1