Семья

Информация и ее воздействие на человека. Информационное влияние на человека: пути обеспечения информационной безопасности в современном мире. Семиотика - наука о информации

Информация (от латинского Informatio - разъяснение, изложение) - в самом общем понимании представляет собой меру распределения материи и энергии пространстве и во времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы.

В исследованиях, связанных с понятием информации, много нерешенных вопросов. До сих пор длится дискуссия, является ли информация свойством всего материального, или - только живых организмов, или - исключительно разумных, сознательно действующих существ.

Информация имеет ряд важных особенностей:

§ Собственно об информации можно говорить лишь тогда, когда хотя бы одним объектом в материальном взаимодействии является живой организм. Исходя из этого, информация есть воспринимаемая живым организмом через органы чувств окружающая действительность в виде распределения материи и энергии во времени и в пространстве и процессов их перераспределения.

§ Информация не материальна, хотя ее носителем является материя.

§ Чем сложнее объект материального мира или процесс, тем больше информации он в себе несет.

§ Чем сложнее организм, тем больше вариантов его поведения может соответствовать одной и той же полученной информации.

Всякая информация обладает тремя основными параметрами:

§ количеством;

§ ценностью.

Количественный момент исследуется в основном математической статистикой, содержательный - семантической теорией. Самую известную формулу количества информации предложил К. Шеннон: количество информации выражается количественным изменением неопределенности в результате сообщения. А. Колмогоров решает проблему алгоритмически: здесь количество информации соответствует сложности алгоритма, переводящего систему из одного состояния в другое. Суть семантического подхода к проблеме: информация есть осмысленные тексты, состоящие из знаков некоторого языка. Существует система, в которой эти знаки различимы и осмысленны (носители информации). Осмысление предполагает, что знаки известны воспринимающей системе (приемнику информации). Последняя должна содержать в себе подсистему, позволяющую объяснить каждое понятие с помощью набора других понятий - так называемый тезаурус. Информация воспринимается приемником посредством цепочки трансляций - перевода тезаурусом знаков языка носителя на язык приемника. На основе полученной таким образом информации система реагирует на окружающий мир.

Понятие информации - основное в кибернетической теории Н. Винера и его последователей, утверждающих, что все процессы управления и связи в живой природе, обществе, машинах представляют собой процесс передачи, хранения и переработки информации. Действующий объект поглощает последнюю из окружающего мира и использует ее для выбора правильного поведения. Количество информации есть количество выбора, или отрицательная энтропия - основа и средство борьбы с кибернетическим "шумом", искажающим информацию (в термодинамическом смысле "шум" означает возрастание энтропийного хаоса).

Информация включает содержательную и представительскую составляющие. Содержательная составляющая информации отражает ее сущностную сторону, связанную с отражением реальной действительности. Представительская составляющая определяет форму представления информации для передачи, обеспечения ее адекватного восприятия потребителем.

Информация характеризуется формой представления, содержанием и затратами интеллектуального труда человека на ее создание.

Форма представления информации может быть классифицирована по:

§ степени упорядоченности;

§ форме закрепления;

§ доступности.

Основными свойствами информации являются:

§ способность воздействовать на психику;

§ значимость (полнота);

§ достоверность;

§ целостность;

§ адекватность.

Способность воздействовать на психику - неотъемлемое свойство информации. Фундаментальное свойство информации (применительно к человеку) - оторвавшись от объекта отражения существовать самостоятельно, стать содержимым памяти, то есть самостоятельно участвовать в психических процессах, трансформируясь в представления, знания, умения, навыки.

Значимость информации - свойство информации сохранять свою потребительскую ценность для получателя в течение времени, т.е. не подвергаться моральному старению.

Достоверность информации - соответствие полученной информации действительной обстановке. Достоверность достигается:

§ обозначением времени свершения событий, сведения о которых передаются;

§ тщательным изучением и сопоставлением данных, полученных из различных источников;

§ проверкой сомнительных сведений; своевременным скрытием дезинформационных и маскировочных мероприятий;

§ исключением искаженной информации, передаваемой по техническим средствам.

Целостность информации - это неизменность информации в условиях случайных или преднамеренных действий в процессе эксплуатации информационной системы. Под целостностью информации также понимается актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения.

Адекватность или старение информации - свойство информации утрачивать со временем свою практическую ценность, обусловленное изменением состояния отображаемой ею предметной области.

Слово «информация» пришло из латинского языка. В переводе informatio означает «сообщение».

Массовая информация - это информация для масс, которые могут представлять собой какую-либо крупную общность людей. Это может быть все общество в целом, какой-либо народ или нация, класс или прослойка, а также люди, живущие в одном регионе или принадлежащие какой-либо профессии.

Как видим, массы могут быть разные. Особенность массовой информации - ориентация на определенный лексикон для наиболее успешной и эффективной коммуникации.

Характеристики СМИ

Массовая информация имеет ряд характеристик:

  • Отсутствие непосредственного контакта с аудиторией.
  • Удовлетворение потребности масс в актуальной информации.
  • Формирование единой позиции масс по отношению к различным вопросам.
  • Доступность.
  • Регулярность.
  • Обратный контакт.

Каждая из характеристик имеет свои пути развития и направлена на достижение общечеловеческих идеалов.

Развитие массовой информации

С древних времен развивались различные средства коммуникации. Сначала им являлся сам человек - глава рода или старейшина, вождь. Знания передавались устно и письменно - с помощью листов пергамента или папируса, глиняных табличек или надписей на камне. В каком-то смысле эти носители можно назвать первыми средствами массовой информации.

В первом веке газеты уже имели вид современных бюллетеней. Их переписывали от руки с целью распространения. Позже популярностью пользовались «летучие листки» - новости, сначала переписываемые от руки, а затем, после изобретения печатного станка, распространяемые почтальонами за небольшую плату.

С наступлением эпохи печатной мысли возникают новые жанры: хроника, репортаж, памфлет. К девятнадцатому веку роль средств массовой информации значительно возросла. Газета и журнал становятся важной частью общественной жизни: из них узнавали о множестве событий. Печатались объявления о прибытии кораблей, биржевые новости, стенограммы парламентских дебатов, рецензии на театральные постановки, новости спорта, слухи и сенсации.

С началом использования газет в политической борьбе СМИ разделяются на несколько категорий: элитарную, массовую, специализированную (например, религиозную или научную) и так называемую желтую прессу.

Был выявлен феномен массовой информации - это возможность влияния на мнение широкой аудитории. СМИ двадцать первого века отказались от принудительного воздействия на массы. Сейчас они выражают мнение общества и оставляют за каждым право: принимать его или нет.

Какие бывают виды массовой информации

На центральную площадь выходит глашатай и объявляет новый королевский указ. Это было до появления классической прессы. С ее появлением улицы города с раннего утра заполнялись мальчиками-газетчиками, выкрикивавшими последние новости. Но и это в прошлом. С появлением радио на улицах городов последние новости неслись из репродукторов.

Но наступила эпоха телевидения, и люди приникли к экранам. Программа новостей выходит регулярно в самое удобное время. А если новость вселенского масштаба - передачи ради нее прерываются в любое время.

И наконец наступает эпоха Интернета. В настоящее время более половины людей знакомятся с новостями именно из этого источника. Социальные сети стали мощным СМИ и продолжают развиваться.

СМИ при царе

Изначально российская пресса появилась по воле царя. Это была газета «Куранты», или «Вестовые письма». Последующие за ней «Ведомости» были детищем Петра Первого и служили целям донесения до общественных масс реформ, пропаганды и разъяснения их сущности. Наряду с этим практиковалась деловая переписка, которой было достаточно для оповещения нужных слоев общества.

Восемнадцатый век называют эпохой русского Просвещения. В это время средства массовой информации являются толстыми литературными журналами, похожими на альманахи. Первая газета была издана Академией наук. Это было в 1727 году. Еще нет политических очерков, многие материалы перепечатаны из иностранных источников. Называлась она «Санкт-Петербургские ведомости» и просуществовала до революции 1917 года.

К началу двадцатого века в России все еще не было свободы слова. Существование цензуры не давало возможности издавать либеральные газеты. Многопартийная пресса появилась лишь в 1905 году. Это было время сатирических журналов. Апрель 1917 года принес Закон о печати. Резко поднялось число национальных, партийных, молодежных газет. Все слои общества имели соответствующую периодику.

СМИ в СССР

С введением в стране однопартийной системы последовало ужесточение контроля за прессой. Декрет о печати ввел ограничения для оппозиции существующей идеологии. Отмена произошла только в девяностых годах прошлого века.

Во время войны было создано Совинформбюро, которое передавало последние известия по радио. Послевоенные СМИ вплоть до 1986 года рисовали преимущества социалистического строя и передавали необъективные данные о социалистическом строительстве. Развитая сеть радио противостояла передаче сигналов из-за рубежа.

Современная ситуация в России

В настоящее время в стране СМИ, немало сделавшие для продвижения демократических идей, столкнулись с невозможностью существования в условиях рынка. Зависимость от рекламодателей, подписчиков и необходимость поддержания материальной базы привела к тому, что одни прекратили свое существование, а другие перешли под контроль политических структур.

Средства массовой информации РФ, за небольшим исключением, не имеют экономической независимости. В этих условиях гарантом ответственности за сбор и передачу достоверной информации становится сам журналист. Его степень нравственности, политической и социальной самоидентификации. Шквал информации, который обрушился на россиян, требует правильной подачи фактов.

Потому что массовая информация - это мощное оружие, которое может воздействовать на принятие личного мнения и по большому счету управлять людскими массами. Ведь решения, которые принимаются человеком на основании недостоверной информации, не могут быть правильными. В связи с этим возникает право на информацию.

Конституционное право получения информации

ООН закрепило Декларацией право на получение достоверной информации. Оно закреплено наряду с правами на жизнь, жилище, труд. Конституция РФ подтвердила право на свободный поиск, получение и распространение информации.

Законы РФ регулируют осуществление этого права. В нем может быть отказано при их несоблюдении. Например, при нарушении прав других лиц, в интересах государственной безопасности и других условий. Закон о массовой информации постоянно дополняется уточнениями. Например, с 1 января 2018 года вступили в силу дополнения и изменения к Закону о массовой информации о деятельности СМИ.

Закон о средствах массовой информации

Есть несколько законов о СМИ. Все они регулируют деятельность распространения информации в разных сферах: интернет-пространстве, СМИ иностранных агентов и другие. Основной закон о СМИ, принятый в 1991 году, с тех пор постоянно дополняется. Основные изменения стоит рассмотреть подробнее.

  • От медиакомпаний не требуется предварительного согласования, перед тем как опубликовать информационный материал.
  • Нельзя запретить распространение медиапродукции.
  • Интервью с должностным лицом может подвергаться цензуре.
  • Запрещается пропаганда насилия и порнографии.
  • Запрещается распространение через медиапространство разглашения тайн, охраняемых законом.
  • Запрещается освещать приемы изготовления вредных для здоровья веществ.
  • Запрещается раскрытие данных о методах проведения антитеррористических действий властей.
  • Регистрация СМИ осуществляется специальной процедурой через органы контроля в сфере коммуникаций.

Для контроля за медиапространством создана федеральная информационная система (статья 15.8.2.1).

Деятельность СМИ в чрезвычайных ситуациях

Существует понятие «культура безопасности личности». Это комплекс нравственных принципов, социальных навыков и специальных знаний о стереотипе поведения в опасной ситуации. В развитии такого комплекса значительна роль средств массовой информации. Разъясняя гражданам их возможные действия в кризисной ситуации, они формируют массовое сознание и повышают показатель культуры безопасности личности.

На СМИ всегда, а в особенности в период стихийных бедствий или других несчастий, лежит обязанность формирования различных потоков информации для разных групп людей. Один и тот же факт, поданный в нескольких, отличающихся друг от друга интерпретациях, вызовет разную ответную реакцию. Для людей, находящихся в эпицентре ЧС, требуется психологический подход. Влияние часто повторяемых описаний происходящего вызовет у них апатию и депрессию, поэтому в этой зоне новости формируются крайне осторожно. Для территории страны, не затронутой ЧС, поток информации будет другой, взывающий к человеколюбию и сочувствию. А для внешних стран - третьим.

Деятельность средств массовой информации может совсем не содержать работу журналистов. Это касается прямого эфира, передачи правительственных сообщений или трансляции с места происшествия без комментариев.

Повышается рейтинг электронных версий СМИ

Российские средства массовой информации, выпускающие продукцию в электронном и печатном виде, имеют тенденцию к снижению выпуска печатной продукции. По данным статистического опроса, проводившегося в октябре 2017 года, выяснилось, что электронную информацию предпочитает почти половина читателей (47%).

Сильно снизились объемы выпуска бумажной периодики, хотя от нее еще не отказываются около 80% опрошенных.

По сравнению с 2015 годом, когда печатные версии читали 77% опрошенных, в 2017-м их осталось лишь 55%. Более того, треть опрошенных заявила о готовности полного перехода на онлайн-контент.

СМИ и молодежь

Массовая информация - это вызывающее доверие сообщение, на основании которого люди будут принимать личные решения. От того, насколько достоверна была новость, услышанная или прочитанная людьми, зависит успех их действий и последствия.

Социальные сети стали буквально затягивать молодое поколение. Общение заменяется сообщениями, на просмотр событий уходит масса времени. Качественная информация при этом ничтожно мала. Поколение детей, родившихся в период эры цифровой информации, зачастую имеет слабое представление о реальном мире, заменив его виртуальным.

Замечено, что преступность резко возросла в тех странах, где развивается телевидение. Просмотр сцен жестокости и насилия имеет долговременное действие, деструктурирует личность, притупляет сочувствие и вызывает привыкание.

Наряду с отрицательными воздействиями средств массовой информации наблюдаются и положительные. Это детские передачи, конкурсы, познавательные шоу. Необходимость выделения медиапространства для создания положительно влияющего потока в двадцать первом веке стала очевидной.

Влияние СМИ на общество

Современная модель общества недаром названа информационной, поскольку никогда еще информация не занимала настолько большое место в его жизни. Возможности СМИ доносить до человека информацию с большой скоростью налагают определенную ответственность на формирование массового сознания.

Средства массовой информации в обществе играют существенную роль, формируя единое мнение, стереотип поведения в различных ситуациях, отношение к явлениям окружающего мира. Расширять горизонты и предоставлять выбор действия, прививать независимость в мышлении может только аналитическая информация. Но все чаще познавательные передачи включают в себя рекламу или готовые рецепты поведения.

Происходит стандартизация мнений и массовизация личности. Массовая информация - это инструмент, который может приносить пользу обществу, если его направляет нравственная рука неподкупного журналиста. В противном случае она превращается в опасное оружие. Направлено оно всегда против общественной массы - нас с вами. Поэтому в информационном обществе как никогда прежде ценятся профессиональные журналисты в высоком смысле этого слова.

В современном мире человек просто потопает в массе информации, которая постоянно воздействует на него.

Куда не глянь – повсюду источники информации, которые, безусловно, оказывают .

В этой статье мы поговорим о том, каким является информационное и как в связи с этим человеку защитить себя и снизить уровень манипулирования его сознанием.

Ведь окружающая информация оказывает воздействие на потребности человека, его устремления, цели и желания.

Путем определенной подачи информации можно заставить сделать человека все, что угодно.

Для начала давайте разберемся с тем, что такое информация.

Информация – это…

Можно дать такое определение этого термина.

Информация - сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами; сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-то.

Человек получает информация от телевидения, радиовещания и связи.

Традиционные средства:

  • печатные периодические издания средств массовой информации (газеты, журналы и пр.);
  • художественная, учебная и научно-публицистическая литература;
  • телерадиовещание;
  • театрально-концертная деятельность;
  • кинопрокат;
  • музеи;
  • выставки и т.д.;
  • электронные источники.

К современным способам информации относятся:

  • печатные (вся информация находится на бумажной основе или другого рода основе)
  • эфирные (звуковые источники)
  • электронные.

К электронной системе можно отнести радиотелефонные сети, аудио- и видеозаписи, компакт-диски и, конечно же, компьютерные системы с глобальной Интернет-сетью.

Все перечисленные способы массовой информации имеют огромное значение в жизни общества, оказывают прямое или косвенное влияние на человека.

Средства массовой коммуникации способны настолько глобально изменить жизнь отдельного человека и различных обществ, что «информационные бомбы» входят в разряд самого эффективного оружия в различного рода войнах - экономических, политических, идеологических.

И СМИ не просто способны они делают это сейчас.

И созидательную, и разрушительную силу средств массовой коммуникации трудно переоценить.

Из-за обилия информации человеку трудно ориентироваться в информационном потоке, отличить ложную информацию от правдивой. Широкое распространение получила на рынке информационных услуг так называемая «желтая пресса», дающая информацию без комментариев или ту, за которую она не несет юридической ответственности.

В нашей стране проходит настоящая революция в области развития информационных сетей. Свободу вещания получили зарубежные радиостанции, кроме государственных, появились частные телерадиокомпании, спутниковые системы связи.

Что нужно делать, чтобы обезопасить себя от негативного влияния СМИ?

1) Прежде всего, необходимо выработать активную жизненную позицию.

Для этого нужно иметь информацию по интересующему вас вопросу из разных источников, уметь анализировать эту информацию, чтобы сделать вывод о том, где, в каком источнике информация более полная и достоверная. Надо учиться давать объективную оценку происходящим событиям.

Здраво анализировать и рассуждать.

2) При получении информации необходимо знать, в чьей собственности находится данное средство массовой информации (государственное ли оно или частное), чтобы понять целевую направленность той или иной информации.

3) Вести здоровый образ жизни. Исключить вредные привычки. Так как ослабленным больным и обессиленным человеком проще управлять и манипулировать.

4) Расширять свое сознание. Пытаться воспринимать информацию комплексно и многогранно.

Средства массовой коммуникации становятся все более значительным фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте.

К потреблению информации нужно подходить осознанно, так же как и к продуктам, которые вы отбирается для вашего употребления.

Информация, на которую опирается человек, строит его действительность, определяет его мировосприятие.

Поэтому следует быть осознанным в восприятие поступающей информации.

Задумайте о том, как вы воспринимаете информацию. Уделите внимание обдумыванию этой статьи. А теперь ответьте себе на вопросы:

  • Смотрите ли вы телевизор?
  • Верите ли вы всему, что слышите по новостям?
  • Влияет на вас реклама? (Многие люди совершенно четко уверены в том, что уж на них реклама точно не влияет, но стоит им сравнить список тех вещей, которые они покупают с тем, что рекламируют по телевизору, как их мнение меняется)

Однако все большее количество людей осознают, что смотреть телевизор – это пустая и неочень полезная трата времени. Но такие люди активно пользуются интернетом, в котором также хватает рекламы и информационного влияния на человека.

Какой же можно сделать вывод из всего вышесказанного?

Необходимо быть осознанным и расширять сознание, тогда любое влияние на человека будет бесполезным.

Человек ХХI века не может пожаловаться на недостаток информации.

Более того, от ее избытка порой достаточно сильно перегружается мозг.

  • Что делать людям, которые, услышав или увидев нечто травмирующее, продолжительное время могут находиться в угнетенном и тревожном состоянии?
  • Как научиться восстанавливать себя после стрессовой ситуации?
  • Как вести себя с людьми, которые чрезмерно впечатлительны?
  • Суеверие как дополнительный источник негативной информации.

Это основные вопросы, которые будут рассмотрены в данном материале.

Большинство людей могут вспомнить пример из своей жизни, когда, узнав нечто неприятное, они ощущали, как «земля из-под ног уходит»… Это состояние стресса и физические ощущения, связанные с ним, вполне объяснимы. Но кому-то удается быстро приходить в состояние нормы, а кто-то часами (днями, неделями) не может «расстаться» с полученной негативной информацией. Безусловно, все зависит от особенностей нервной системы человека.

В момент стресса вряд ли можно вспомнить о советах и рекомендациях. Но они могут пригодиться в то время, когда воспоминание о неприятном событии начинает заново вызывать беспокойство.

Как в таких ситуациях себе помогать?

Понять себя

Обычно, когда человек начинает вспоминать что-то негативное, он либо себя ругает за это, либо пугается своих же собственных мыслей. И то, и другое еще больше усиливает внутреннее напряжение. В связи с этим, следует объяснить себе:

  • «Я могу об этом подумать»,
  • «Я имею право вспомнить»,
  • «Каждому человеку свойственно вспоминать как хорошее, так и плохое».

В это время ощущается внутренняя поддержка.

Разобраться в том, что происходит

«Могу ли я в данное время повлиять на ход событий, которые были в прошлом?».
Вероятнее всего, ответ будет: «Нет!».

Соответственно, задать следующий вопрос: «Я сейчас беспокоюсь о том, что с кем-то произошла трагедия - или боюсь, что нечто подобное произойдет со мной?».

Помочь себе

Когда приходят мысли о сочувствии к другим людям, стоит объяснить себе, что склонность к эмпатии - Ваша сильная черта, и если посредством ее Вы можете кому-то помочь, то замечательно. Нет возможности что-то изменить? Поблагодарите себя за то, что Вам от природы дано быть душевным человеком. Но это никак не должно навредить собственному здоровью.

В случаях, когда включается страх за себя, объяснить, что так о себе заявляет инстинкт самосохранения. Страшные картинки, которые представляются в голове – это всего лишь работа воображения, включившегося на фоне негативных эмоций.

Жертвой можно стать как от информации, которая касается лично, так и от абсолютно не имеющей к человеку отношения.

Застраховать себя от стрессов и негатива, как известно, возможности нет. Но снизить риск влияния разрушительной информации все же можно. Людям, чья впечатлительность ярко выражена, нужно придерживаться некоторых правил:

  • Исключите просмотр видео насильственного характера и роликов, в которых отражены разного рода катастрофы. Прежде, чем открыть их, вчитывайтесь в заголовки. Если любопытство и желание быть в курсе какого-либо события заявляют о себе, то безопаснее будет ограничиться прочтением без просмотра фото и видеоматериалов.
  • Забудьте про метод диагностики состояния собственного здоровья, называемый «Прогуглить симптомы». Тысячи людей травмируют себя информацией, самостоятельно поставив себе диагноз посредством интернет-ресурсов. Не зря медицине обучаться нужно много лет. Только профессиональные знания и верно выстроенное обследование могут дать понимание о состоянии здоровья человека.
  • Не забывайте про то, что ошибаться могут все. Любую информацию, если она важна, нужно перепроверить.

Людей, склонных к тревожности, беспокойству и ипохондрии редко могут понять окружающие их близкие. В результате их тревожное состояние еще больше усугубляется.

В связи с этим, некоторые пожелания для тех, кто находится рядом:

  1. Постарайтесь с пониманием отнестись к состоянию близких: «Я тебя понимаю. Ты – впечатлительный человек. Давай вместе поищем пути, чтобы тебе стало легче!».
  2. Исключите насмешки и такие комментарии, как: «Зачем ты себя так накручиваешь!», «Тебе нечего делать!», «Мне бы твои проблемы!».
  3. Предлагайте конкретные действия. Беспокоит состояние здоровья? Предлагайте пройти обследование. Перегружен негативной информацией? Приглашайте в какое-то место, где можно переключиться на положительные эмоции.

С детства люди наполняют себя не одним десятком суеверий, которые тоже могут привести к негативным мыслям и внутреннему дисбалансу.

Пример из жизни.
Человеку назначено собеседование на понедельник. Но ему с детства бабушка говорила о том, что по понедельникам дела могут идти не очень хорошо. Что делает мнительный человек? Начинает переживать, насколько успешно пройдет это важное событие. Хотя на самом деле нужно себе объяснить, что это всего лишь кем-то когда-то придуманный стереотип и никаких доказательств его действенности – нет.

Если Вам перешла дорогу черная кошка, то у нее дела на соседней улице!

Сегодня в посте: Вероятность проявления психологических опасностей, , может быть различной в зависимости от конкретных условий.

Приветствую Вас, уважаемые читатели блога , желаю всем психического здоровья.

Влияние информации на человека — классификация

В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации влияния информации на человека. Это связано с новизной и сложностью этой проблематики, а также с тем, что сама процедура и результат классификации зависят от тех задач, которые необходимо решить, и в связи с этим - от избираемых оснований и критериев, которые используются при классификации.

В первую очередь необходимо выделить следующие основные источники влияния информации на человека , которые можно разделить по отношению к личности на две группы: внешние и внутренние.

Источники влияния информации на человека

Общим источником внешнего влияния информации является та часть информационной среды общества, которая в силу различных причин не адекватно отражает окружающий человека мир. Т.е. информация, которая вводит людей в заблуждение, в мир иллюзий, не позволяет адекватно воспринимать окружающее и самого себя.


Информационная среда приобретает для человека характер второй, субъективной реальности. Ту ее часть, которая содержит информацию, неадекватно отражающую окружающий мир, и те ее характеристики и процессы, которые затрудняют или препятствуют адекватности восприятия и понимания человеком окружающего мира и самого себя.

Одним из них является объективная сложность самого мира и процесса его познания, ошибки и заблуждения людей, познающих его.

В другую группу источников влияния можно объединить действия тех людей, которые, преследуя собственные цели, добиваются этого, используя различные способы информационно-психологического воздействия на других (см. Психология влияния на человека) без учета их интересов, а зачастую, просто вводя в заблуждение, действуя вразрез с их интересами и нанося им ущерб. Это деятельность различных лиц - от политических лидеров, государственных и общественных деятелей, представителей средств массовой коммуникации, литературы и искусства, до повседневных наших партнеров по межличностному взаимодействию.

К этим лицам относятся те из них, кто, оказывая на окружающих информационно-психологическое воздействие, искусно, смешивая ложь с правдой, увеличивают степень неадекватности информационной среды общества и тем самым расширяют иллюзорную субъективную реальность.
(манипуляции или управление людьми)
Правда, от этого не становится легче тем, кто уже попал в паутину его манипуляций, кто на себе испытывает их разрушающее и уничижительное влияние.

Влияния информации на человека — отношения манипуляций

Сама социально-политическая и экономическая ситуация кардинальных общественных изменений и перехода к рыночным отношениям, способствует этому и усиливает данную тенденцию.

Продавец стремится продать товар покупателю, и их интересы далеко не всегда совпадают, если не сказать, что расходятся и имеют лишь одну общую точку соприкосновения - факт продажи конкретного товара. При этом продавец активно прибегает к различным приемам, чтобы скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства, действительные, а чаще всего мнимые у рекламируемого товара.
Зачастую он скрывает необходимую клиенту информацию, а часть ее изменяет и тем самым затрудняет получение адекватных сведений о товаре.
(психология убеждения, или все будет по моему)
Работодатель прибегает также к психологическим манипуляциям, чтобы, например, дешевле оплатить труд работника и т.п.

Участники переговоров, используя различные способы манипулирования информацией, реализуют технологию рефлексивного управления, чтобы достичь своих целей и добиться более выгодных условий для своей стороны, как правило, за счет ущемления интересов другой стороны. Причем это происходит как в ситуациях, затрагивающих интересы отдельного человека или нескольких лиц, так и межгосударственные отношения, в которых ценой манипуляций выступают интересы целых народов и даже, как свидетельствует история, само их существование.

Доступ к широкомасштабному использованию новых информационных технологий и контролю за средствами массовой коммуникации многократно усиливает возможности информационно-психологического влияния на людей посредством изменения информационной среды общества. В наибольшей степени это возможно для разнообразных социальных организаций - различных объединений людей, социальных групп, общественных, политических и государственных структур, некоторых социальных институтов общества.

В связи с этим возможно выделить еще три относительно самостоятельных группы источников влияния информации на человека.

Группы влияния информации на человека

Так, для личности может представлять информационно-психологическую опасность деятельность различных группировок и объединений людей, в частности, некоторых политических партий, общественно-политических движений, националистических и религиозных организаций, финансово-экономических и коммерческих структур, лоббистских и мафиозных групп и т.п.

Их деятельность становится опасной, когда для достижения своих целей они начинают применять различного рода средства информационно-психологического воздействия, изменяя посредством этого поведение людей таким образом, что наносится ущерб их же интересам. Широко известны примеры деятельности такого рода некоторых религиозных сект, провоцирования национально-этнических конфликтов, недобросовестной рекламы, в частности, нашумевшая история с АО «МММ» (у которого не было проблем, но эти проблемы возникли у большинства его клиентов).

В качестве еще одного источника влияния информации, при определенных условиях можно выделить само государство, органы государственной власти и управления. Это связано с действиями государственных лидеров, правящей элиты. Опасность возникает, когда они, реализуя собственные интересы, а иногда и просто амбиции, используют мощь государственного аппарата для оказания информационно-психологического влияния на людей, маскируя свои действия и истинные цели, которые не соответствуют интересам государства, общества и населения страны.

Опасность влияния информации усугубляется также тем, что государство нередко начинает экспериментировать с массами ради «благих великих целей» и влиять их сознание.

Основные источники влияния информации на человека

Основные источники информационно-психологического влияния на человека в обобщенном виде можно представить следующим образом:
— Государство (в том числе иностранные), органы власти и управления и другие государственные структуры и учреждения.
— Общество (различные общественные, экономические, политические и иные организации, в том числе зарубежные).
— Различные социальные группы (формальные и неформальные, устойчивые и случайные, большие и малые по месту жительства, работы, учебы, службы, совместному проживанию и, проведения досуга и т.д.);
— Отдельные личности (в том числе представители государственных и общественных структур, разнообразных социальных групп и т.п.).

Основные средства влияния информации на человека

В качестве основных средств влияния информации на человека в обобщенном виде выделяются следующие:
— средства массовой коммуникации (в том числе информационные системы, например, интернет и т.п.);
— литература (в том числе, художественная, научно-техническая, общественно-политическая, специальная и т.п.);
— искусство (в том числе, различные направления так называемой массовой культуры и т.п.);
— образование (в том числе, системы дошкольного, среднего, высшего и среднего специального государственного и негосударственного образования, система так называемого альтернативного образования и т.п.);
— воспитание (все разнообразные формы воспитания в системе образования, общественных организаций - формальных и неформальных, система организации социальной работы и т.п.);
— личное общение .

Внутренние источники влияния информации на личность человека заложены в самой биосоциальной природе психики человека, в особенностях ее формирования и функционирования, в индивидуально-личностных характеристиках индивида.

В силу этих особенностей люди отличаются степенью восприимчивости к различным информационным влияниям, возможностями анализа и оценки поступающей информации и т.д.

Кроме индивидуальных особенностей есть и определенные общие характеристики и закономерности функционирования психики, которые влияют на степень подверженности информационно-психологическому воздействию и присущи большинству людей.

Так, например, в кризисных изменениях общества повышается внушаемость людей, и, соответственно, возрастает подверженность информационно-психологическим влияниям. Она также возрастает в условиях нахождения человека в массовых скоплениях людей, в толпе, на митинге, демонстрации. С человеком происходит своеобразное психическое заражение определенным психоэмоциональным состоянием, что, например, достаточно ярко проявляется на различных зрелищных мероприятиях.

Существуют определенные закономерности восприятия и реагирования на малоосознаваемые и неосознаваемые воздействия, например, на подпороговые стимулы и т.п.

Психофизиологические возможности противостояния влиянию информации на человека

Знание своих индивидуально-психологических особенностей и общих характеристик и закономерностей функционирования психики становится для человека в настоящее время не просто обязательным элементом его общей культуры, но и необходимым условием безопасности в социальном взаимодействии, в различных межличностных коммуникативных ситуациях.
Как это ни парадоксально, но множество людей куда больше стремятся узнать об устройстве автомобиля и способах обращения с ним, чем о собственных психологических характеристиках и способах использования своих психических возможностей.

Желаю всем психологического благополучия!

Часто задаваемые вопросы: