Семья

Когда армстронг полетел на луну. Нил армстронг. Взгляд с лунной поверхности

Нил Олден Армстронг – выдающийся американский астронавт, который первым ступил на поверхность Луны 20 июля 1969. Произошло это в ходе лунной экспедиции космического корабля «Аполлон 11», которым командовал Армстронг. Нил также был летчиком-испытателем, профессором университета и космическим инженером.

Армстронг родился в семье правительственного работника, никто из членов семьи не думал, что Нил станет известным на весь земной шар астронавтом. По воле судьбы, семье Нила приходилось часто переезжать, так было вплоть до 1944 года. В этом году они осели в Уапаконете, к тому времени Нилу было 14 лет, он ужеисостоял в движении бойскаутов Америки. В конечном итоге, Армстронг стал одним из лидеров этого движения и достиг самого высокого ранга Eagle Scout.

В старших классах Нил посещал городскую авиашколу, интересно, что лицензию пилота он получил раньше, чем среднее образование.

Авиационную промышленность Нил начал изучать в 1947 году в Университете Пердью. Во время учебы там он был членом двух студенческих братств Phi Delta Theta и Kappa Kappa Psi. Цель первого братства – это культивирование духовной составляющей человека, приобщение его к прекрасному и высоконравственному. Цель второго братства – это всестороннее развитие личности.

Нилу предлагали пойти учиться в Массачусетский технологический институт, который считался одним из престижных университетов мира, однако знакомый инженер отговорил его от поступления, сказав, что для получения хорошего образования вовсе не обязательно покидать родной дом и отправляться в Массачусетс.

В итоге Нил поступает в колледж, кстати, в семье Армстронгов он был вторым человеком, который учился в колледже. Правда, его обучение оплачивало государство, взамен Нил должен был отслужить 3 года в армии.

Завершил он образование в Южной Калифорнии, освоив специальность под названием «Космические летательные аппараты». В этом же университете в 1970 году Нил получает степень магистра наук по аэродинамической технике. Закончив учебу, Нил понял, что его будущая жизнь и звездное небо неразрывно связаны.

"Это один маленький шаг для человека, один гигантский прыжок для человечества"

За время военной службы Армстронг принял участие в Корейской войне, там он был военным летчиком. В общей сложности Нил совершил 78 боевых вылетов, во время одного из вылетов его истребитель был сбит. За выдающиеся заслуги Нил был награжден Авиационной медалью, а также двумя золотыми звездами.

В США он служил в исследовательском центре в качестве летчика-испытателя. В это время он испытывал реактивные самолеты, вертолеты, ракеты.

Космическая подготовка Нила началась с 1958 года, ведь в этом году он был зачислен в группу пилотов, которых готовили к экспериментальным полетам на ракетопланах. Первый полет на ракетоплане был совершен Армстронгом в 1960 году.

В общей сложности, до 1962 года Нил совершил 7 полетов на ракетопланах, правда, границу космоса, т.е. отметку в 50 миль, ему ни разу так и не удалось достичь. В это же время он занимался отработкой посадки на специальных тренажерах-самолетах. Правда, вскоре он разочаровывается в ракетопланах и покидает этот проект, который, спустя полтора года, закрывается.

1962 год был для Нила переломным, так как его зачислили в ряды астронавтов НАСА. Он прошел конкурс и был выбран из 200 претендентов. Нил стал еще на шаг ближе к осуществлению своей мечты – полету в космос.

1966 год – это год, когда мечта Армстронга осуществилась, ведь он вместе с Девидом Скоттом на космическом корабле «Джелини-8» совершил стыковку двух космических кораблей на просторах космоса. После этого, Нила назначают командиром корабля.

В 1969 году он принимает командование кораблем «Аполлон-11». 20 июля Нил и пилот лунного модуля Эдвин Олдрин посадили корабль на поверхность Луны, в юго-западном районе Моря Спокойствия. Члены экипажа пробыли на поверхности Луны в течение 21 часа. Пока они находились на луне, пилот командного модуля Майкл Коллинз находился на околунной орбите.

Нил Армстронг стал первым человеком, который ступил на поверхность Луны, произошло этого около 3 часов утра. Позднее к Нилу присоединяется Олдрин. Они установили на месте высадки флаг США, а также научное оборудование. В ходе этой высадки на луну астронавты собрали около 22 кг. лунного грунта, который был доставлен на Землю.

Вернувшись домой, астронавты и грунт были тщательно проверены, однако никаких отклонений выявлено не было.

Высадка на Луне и возвращение корабля обратно свидетельствовало о том, что национальная цель, поставленная президентом Кеннеди, была достигнута.

Старт космического корабля Аполлон-11

Спустя год после полета на Луну, Армстронг прибывает в Ленинград на Ежегодную конференцию Комитета по космическим исследованиям. Все участники этого собрания бурно приветствовали Нила. На этой конференции он выступал с большим докладом, рассказывал об особенностях полета, собственных впечатлениях от увиденного, а также Луне.

После окончания конференции Нил и советские космонавты отправились в Новосибирск, а затем в Москву. В столице Нил встретился с Алексеем Косыгиным – председателем совета министров. Армстронг подарил ему образец лунного грунта, а также маленький флаг СССР, который вместе с флагами других стран находился на поверхности Луны. Во время визита в СССР он также виделся с вдовами великих советских космонавтов - Валентиной Гагариной и Валентиной Комаровой. В июне Нил отправляется обратно в США.

По возвращению домой Армстронг работал в штаб-квартире НАСА, в это время он занимался передовыми исследованиями и разработкой космических технологий. Начиная с 1971 года, Нил преподавал в Университете. Его педагогическая деятельность продолжалась около 8 лет.

С 1985 по 1986 год Армстронг был один из членов Национального комитета, занимавшегося вопросами астронавтики. В 1986 году его назначают председателем следственной комиссии, основное назначение которой заключалась в том, чтобы изучить причины гибели шаттла «Челленджер».

В 1999 году Нил принимает участие в проекте «ВВС. Планеты», в этом проекте он выступал в качестве эксперта. Спустя 10 лет астронавта удостоили высшей награды США – Золотой медали конгресса.

2012 году Нилу Армстронгу была сделана операция на сердце, сама операция прошла успешно, однако после нее начались серьезные осложнения. Скончался великий астронавт в возрасте 82 лет, его похоронили на дне Атлантического океана. Почтить память героя собралось огромное количество людей, в их числе друзья и товарищи Нила Армстронга - Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз.

Барак Обама также высказался по поводу смерти этого великого человека, он заявил, что Нил – это не просто американский герой своего времени, это герой всех времен и народов, который сделал неоценимый вклад для всего человечества!

В день запуска, 16 июля 1969 года, все дороги вокруг мыса Канаверал были забиты машинами. Люди собрались, чтобы увидеть Историю. Торговцы сувенирами распродали абсолютно все — от футболок и бейсболок до значков и пуговиц с символикой «Аполлона» и NASA. По воспоминаниям очевидцев, люди даже выдергивали пучки травы вокруг прилегающих к мысу дорог и запаивали их в пакеты в качестве сувениров

16 июля 1969 года, мыс Канаверал (сейчас мыс Кеннеди). Ракета-носитель Saturn V с ревом уходит в небо


Руководители полета Джин Кранц, Глинн Ланни и Клифф Чарльсворт наблюдают за первыми шагами Нила Армстронга по Луне

Исторический скафандр, в котором Нил Армстронг гулял по Луне, ныне музейный экспонат


Мутноватые телевизионные кадры не могли передать главного — отваги людей, огромного риска, технологической сложности и слаженности командной работы. Проект Apollo 11 от момента запуска и до всплеска во время приводнения был исполнен практически безупречно. Данный факт можно считать самым примечательным аспектом этого свершения, если не забывать о всех неожиданностях, которые подстерегали астронавтов в пилотируемом полете, о всех неувязках и проколах, которые преследовали NASA в предыдущих и последующих космических программах. «Я жил в предчувствии, что рано или поздно что-то непременно пойдет наперекосяк, — говорит руководитель полета Глинн Ланни. — Но все прошло как по маслу».

Запуск

Старт прошел без особых накладок, огромная трехтысячетонная ракета Saturn V ушла в небо и после коррекции легла на курс, ведущий к Луне. В Центре управления полетом менялись четыре команды — «белая», «черная», «зеленая» и «бордовая». Сотрудники NASA были очень молоды, 25−28 лет, за редкими исключениями (например, руководителю полета «белой» команды Джину Кранцу было 35). Информация по коррекциям траектории рассчитывалась на Земле, на борту же основным навигационным инструментом был секстан, с помощью которого астронавты ориентировались по звездам — как во времена Колумба.

На пути к Луне

20 июля, после выхода на окололунную орбиту, вахту приняла «белая» команда, обязанная сопровождать посадку на Луну. Эта ответственная операция ранее проводилась только на симуляторах. «За посадку и за взлет с Луны отвечали две разные группы сотрудников, и обе дежурили во время посадки, — вспоминает Сай Либергот из «черной» команды. — В случае отмены посадки группа прилунения вставала, а их места занимала группа взлета».

После отделения лунного модуля Армстронг и Олдрин начали торможение и перешли на посадочную орбиту. По словам Джо Гэвина, отвечавшего за проект лунного модуля со стороны Grumman Aerospace, напряжение достигло предела: «Мы были авиаконструкторами. Самолет всегда можно испытать в полете и исправить недочеты, а здесь это было невозможно».

Посадка

В момент посадки начались неприятности. Компьютер корабля выдал «ошибку 1202» и вслед за ней почти сразу — «ошибку 1201». Атмосфера в ЦУПе накалилась до предела, все листали справочники, пытаясь разобраться, что это означает. Джек Гарман, руководитель группы программистов системы наведения «Аполлона», крикнул: «Все в порядке!» Позднее оказалось, что эти ошибки связаны с обработкой сигналов стыковочного радара, который во время посадки не должен был использоваться. Компьютер был поставлен в тупик сигналами от двух радаров — посадочного и стыковочного. Но алгоритм работы компьютера позволил обойти эту проблему в режиме аварийного выполнения программы.

Посадка проходила в полуавтоматическом режиме — автоматика контролировала тягу для заданного темпа снижения высоты, Армстронг управлял горизонтальным движением, подыскивая место для посадки. На тренировках все проходило гладко, но в реальной жизни подходящее место пришлось искать довольно долго. В ЦУПе не знали, что модуль пролетал над кратером, но видели, как расходуется топливо. «До момента отмены посадки оставалось по моему секундомеру всего 18 с», — вспоминает Боб Карлтон, ответственный за управление лунным модулем в «белой» команде.

На Луне

После доклада с Луны в ЦУПе отгремели аплодисменты и наступило небольшое затишье. Предусматривалось, что экипаж отдохнет и выспится перед выходом на поверхность Луны. Один из «переговорщиков», астронавт Брюс Маккэндлесс, поехал домой обедать. Но он не успел даже выйти из машины, как из дома выбежала его жена с криком: «Они не могут спать! Тебя срочно вызывают в ЦУП!» А пока Маккэндлесс возвращался, директор полета «черной» команды Милт Виндлер принял решение: «Если они не могут спать от нервного напряжения и рвутся на Луну — пусть выходят!» И когда Нил Армстронг спустился по трапу, настало время для его знаменитой фразы: «Это маленький шаг для человека, но огромный прыжок для всего человечества». Осознавая важность исторического момента, комментатор в ЦУПе ногой заблокировал выключатель переговоров с экипажем, и все, что говорили с Луны, шло прямо в эфир.

Одной из основных задач экипажа был сбор образцов грунта. Армстронгу было предложено в первую очередь подобрать что-нибудь поблизости, чтобы в случае, если придется быстро уходить, у него были какие-то доказательства пребывания на Луне. Нил наполнил контейнер первыми попавшимися под руку камнями и пылью. По иронии судьбы, эти пробы в дальнейшем оказались самыми лучшими образцами лунного реголита, которые когда-либо доставляли с Луны.

Путь домой

Когда наступило время покинуть Луну, оказалось, что на Земле не могут указать точное место прилунения! «У нас было пять возможных мест, — вспоминает Дэвид Рид, отвечавший за полетную динамику в «зеленой» команде. — Мы знали, где находится лунный модуль, по мнению экипажа, по мнению системы наведения, по мнению радарного слежения, по мнению ЦУП и по мнению геологов». Точные координаты были установлены уже после взлета модуля с Луны (минимальная ошибка составила около 8 км).

Не обошлось и без накладок: во время одного из выходов Олдрин задел и разбил громоздким блоком жизнеобеспечения на скафандре выключатель взлетного двигателя, и ему пришлось начать взлет вручную, нажав выключатель с помощью авторучки.

24 июля 1969 года командный модуль благополучно приводнился. Но празднования в ЦУПе начались только тогда, когда астронавты ступили на борт авианосца. «Мы были молоды, бесстрашны, — вспоминает Сай Либергот, — и никто не говорил нам, что мы не сможем послать человека на Луну. Поэтому мы сделали это».

Свершения первопроходцев всегда памятны

Первый искусственный спутник Земли - советский, первый человек, побывавший в космосе - советский, первая фотография обратной стороны Луны (1959 год) - советская, первое испытание лунного грунта на прочность (1966 год) - советское...

И мы, советские люди, даже не сомневались, что на лунную поверхность первым ступит именно советский космонавт. «... На пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы...» - слова воспринимались не как фантастика, а вполне достижимое запланированное событие.

20 июля 1969 года неожиданным стало сообщение, что к Луне отправился не просто очередной пилотируемый американский космический корабль «Аполлон-11», но и предполагается высадка американских космонавтов на поверхность нашего спутника, а также прямой репортаж с места посадки!!! Такого ещё не было.

Поэтому 21 июля 1969 года в назначенное американцами время, все, кто мог, с нетерпением ожидали у экранов телевизоров репортажа с поверхности Луны, но репортажа не было - только пустой экран (слишком раннее утро). ...Посмотрели несколько кадров позже - в программе новостей.

С восторгом первого космонавта Земли - Юрия Гагарина - принимали во всех странах, с не меньшим встречали и американских космонавтов, в первую очередь, конечно, Нейла Армстронга - первого человека, ступившего на лунную поверхность.

«Какой маленький шаг одного человека - и какой огромный скачок для всего человечества». Эти слова Нейла Армстронга, вошедшие в историю земной цивилизации, так и воспринимались всеми - достижение всего человечества.

Итак, немного истории.

20 июля 1969 года в 20:17:39 (GMT) командир экипажа Нил Армстронг и пилот Эдвин Олдрин посадили лунный модуль корабля в юго-западном районе Моря Спокойствия (Mare Tranquilitatis ).

21 июля 1969 года в 02 часа 56 минут 20 секунд по Гринвичу (GMT) Нейл Армстронг ступил на лунную поверхность . Через 15 минут к нему присоединился Эдвин Олдрин . Астронавты оставались на поверхности Луны в течение 21 часа 36 минут и 21 секунды. Всё это время пилот командного модуля Майкл Коллинз находился на окололунной орбите.

Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин совершили один выход на лунную поверхность продолжительностью 2 часа 31 минуту 40 секунд. Это время они посвятили «прогулке» по лунной поверхности: водрузили американский флаг, установили научные приборы, собрали образцы пород.

Как и ожидалось, поверхность Луны была покрыта мелкой серой пылью, налипающей на обувь астронавтов и показавшаяся им скользкой. При исследовании (на Земле) оказалось, что в составе лунной пыли находится значительное количество стекловидных шариков, образованных обломками изверженных пород и минералов, метеоритов и брекчий ударно-взрывного происхождения, сцементированных стеклом. Такой рыхлый, разнозернистый обломочно-пылевой лунный грунт получил название реголит.

Передвигались по лунной поверхности космонавты, наклоняясь вперёд и широко расставляя ноги. Пробовали и прыжки «в стиле кенгуру» - неудобно.

Первые результаты работы приборов не заставили себя долго ждать. Сейсмограф, способный регистрировать и подлунные толчки, и падение метеоритов, ещё до возвращения космонавтов на Землю показал сейсмическую активность. Сразу после доставки на Землю лунного грунта началось его исследование.

Откуда пошли слухи о том, что американцы на Луне не были

Однажды жена знаменитого Стенли Кубрика, рассказала, что один из двух реальных лунных модулей, имеющихся на Земле, находится в Голливуде, где производились досъёмки высадки американцев на Луну.
«Досъёмки» - ключевое слово.
Для создания киноленты о полёте на Луну на хватало кадров. Никто не мог снять, как астронавты открывают люк, как Армстронг спускается по лестнице, например.
Реальные кадры начинаются с момента, когда Армстронг установил остронаправленную на Землю антенну, а вышедший к тому времени Олдрин, начал снимать Армстронга.

Жаждущие славы разоблачителей «правдоискатели» прицепились к следу астронавта Олдрина - почему отпечаток «держит форму», ведь сухой песок всегда осыпается.
Осыпается. Земной песок на Земле. Лунный реголит, обладая аномальной сцепляемостью и, гораздо большим, чем у земного песка, коэффициентом относительной сжимаемости. Знакомые с инженерной геологией последнюю фразу поймут и успокоятся.

Колышущийся флаг. Как взбудоражило виртуальных Геростратов наличие «космического ветра»!
Для «лунного» флага была использована ткань с довольно жесткой армированной сеткой. Полотнище при подготовке к полёту скрутили в трубочку, заправили в чехол.
Когда на Луне сняли чехол, горизонтальную часть древка (было сделано в форме буквы «Г») заело - выдвинулась не до конца, в это время полотнище флага уже стало разворачиваться, а остаточная деформация пружинистой армированной сетки заставила полотнище трепетать и создала впечатление, что флаг полощется, как на ветру. Астронавты пытались остановить колебания флага, дёргая за уголок, но это слишком тонкая работа для человека в скафандре. Известно, если качнуть в вакууме какой-то предмет, то из-за отсутствия силы трения воздуха, он будет очень долго раскачиваться.

Всё-таки они там были!!!

В месте посадки экипажа космического корабля «Аполлон-15» на юго-восточной окраине Моря Дождей 1 августа 1971 года установлен памятник погибшему астронавту (космонавту), представляющий собой алюминиевую скульптуру астронавта в скафандре, лежащего ничком (скульптор - бельгийский художник и гравёр Пол ван Хейдонк). Размер скульптуры - 8,5 см. На табличке рядом - имена космонавтов, погибшим при полёте в космос: Theodore Freeman, Charles Bassett, Elliot See, Gus Grissom, Roger Chaffee, Edward White, Vladimir Komarov, Edward Givens, Clifton Williams,

Барак Обама уже назвал его величайшим героем Америки, а собственный биограф Джеймс Хансен называл его одним из самых непонятых людей планеты. Вероятно, только «непонятный» человек мог сделать первый шаг на Луне.

Нил Армстронг «заболел» небом в шесть лет, когда его отец взял с собой в полет на самолете. Тогда мальчик твердо решил связать свою жизнь с воздушным пространством. В пятнадцать лет Нил уже вполне профессионально мог управлять самолетом. Потом он будет вспоминать: «Больше всего я жалею о том, что когда Вторая мировая война окончилась, мне было лишь 15 лет. В старших классах со мной учились ребята, которые, едва достигнув восемнадцати, уходили на фронт. Потом они - те, кто оставался в живых, - возвращались в школу доучиваться, сидели с нами за одной партой. Я помню, что страшно завидовал им. Потому что в их глазах было что-то такое, чего не было больше ни у кого».

Правда, уже совсем скоро Нилу представилась возможность попробовать себя в качестве боевого летчика - началась Корейская война. Именно на войне состоялся первый подъем будущего первого человека на Луне. Армстронг совершил 78 боевых вылетов и был награжден Авиационной медалью и двумя Золотыми звездами. Сам Нил вспоминал войну со свойственным ему чувством юмора: «В фильмах про Корейскую войну постоянно мелькают красивые девушки. Я прошел всю Корейскую войну и не могу вспомнить ни одной».

После войны Нил Армстронг стал пилотом при Национальном консультативном комитете по аэронавтике. Здесь он стал летчиком-испытателем гиперзвукового экспериментального самолёта North American X-15. Чуть позднее Армстронг был включен в секретную группу из семи астронавтов по военной программе Х-20 Dyna-Soar. Здесь он занимался отработкой посадочных операций Х‑20 на специально оборудованных самолетах-тренажерах. Однако Нил хотел летать уже выше неба: он хотел в космос. Летом 1962 года он покинул проект и перешел астронавтом в НАСА.

16 мая 1966 года состаялся первый полет в космос Нила Армстронга: на двухместном корабле «Джемини-8» в качестве командира экипажа. Этот полет мог стать последним для астронавта. Тогда, осуществив первую в мире стыковку в космосе, астронавты попали в чрезвычайную ситуацию: из-за сбоя в системе двигателей корабль закрутился вокруг своей оси с частотой один оборот в секунду. Армстронг сумел вручную остановить вращение и стабилизировать полет. Из-за досрочного возвращения на Землю миссия «Джемини-8» длилась около десяти с половиной часов.

Свое первое космическое путешествие Нил Армстронг будет вспоминать так: «Я очень хорошо помню это жуткое чувство: та маленькая голубая горошина - это Земля. Черт. Я поднял большой палец и зажмурил один глаз. Земля целиком исчезла за моим пальцем. Наверное, можно подумать, что я чувствовал себя как гигант. Нет, я чувствовал себя маленьким-маленьким-маленьким».

21 июля 1969 года произошел главный подъем в жизни Армстронга: вместе с напарниками Майклом Коллинз, Баззом Олдрин он отправился на Луну. Но именно Нил Армстронг, командир корабля «Апполон-11», первым ступил на лунную поверхность, а затем произнос знаменитую фразу: «Маленький шаг для человека, однако, гигантский скачок для всего человечества». Говорят, эти слова были заготовлены «пиарщиками» NASA. Сам Армстронг потом расскажет о своих «лунных» впечатлениях: «Заход на посадку был, безусловно, самой трудной частью полета. Ходить по лунной поверхности было очень интересно, но это было та часть, на которую мы смотрели как на достаточно безопасную и предсказуемую. То есть чувство восторга сопровождало посадку, но не прогулку».

Полет на Луну стал последним космическим путешествием Армстронга. В 1972-м году он покинул NASA и стал преподавать аэронавтику в Университете Цинциннати. Это был очень непонятное решение для человека имевшего «космическую» популярность и имевшего десятки выгодных приложений в сфере бизнеса.

Однако без неба Нил Армстронг все же не мог. Он любил повторять: «Хорошие пилоты не любят ходить. Хорошие пилоты любят летать». Правда, теперь он уже пилотировал не космический корабль, а собственный легкий самолет. Как потом он признается: «Планер - самая восхитительная вещь в целом мире. Он дает ощущение, что вы находитесь лишь в одном шаге от того, чтобы стать птицей». При этом до самого последнего времени Армстронг не расставался с надеждой еще раз слетать в космос: «Я стар. Но когда мне звонят из NASA, я всегда напоминаю им: парни, если у вас есть для меня какое-то дело, дайте знать, не тяните - возможно, мне осталось не так уж и много.

Нила Армстронга не стало в субботу 25 августа 2012 года. Несмотря на твердое убеждение, которое первый человек на Луне когда-то высказал: «Астронавты не умирают по субботам. По крайней мере, я не знаю ни одного случая».

Нил Армстронг - космонавт, который буквально покорил земной спутник. Он не просто высаживается на поверхность Луны, но и устанавливает запоминает все, что видит вокруг, собирает грунт для дальнейшего исследования в лабораториях. Он - яркий пример для современной молодежи, человек, добившийся успеха в покорении космического пространства.

Немного истории

Нил Армстронг - космонавт, известный человечеству как тот, кто сделал первые шаги не по планете Земля. Он родился в 1930 году, 5 августа. Несмотря на то что он известен как высадившийся на Луну, Нил также был ветераном авиации. В его карьере - 78 боевых миссий. Только после успешного их выполнения он присоединился к НАСА, став пилотом-испытателем.

В 1969 году он становится командиром миссии "Аполлон-11". Главной ее задачей является высадка на Луну. Вместе с напарниками, Баззом Олдрином и Майклом Коллинзом, он успешно завершает миссию. Во время высадки им была произнесена знаменитая фраза о маленьком шаге для человека и гигантском скачке для человечества.

После приземления Армстронг становится популярной личностью для СМИ разных стран. Все стремятся расспросить об ощущениях, эмоциях и впечатлениях. Несмотря на это он неохотно дает интервью, так как большая часть информации засекречена.

В НАСА Армстронг служит до 1971-го, после чего меняет род деятельности на преподавание в университете. В 2012 году он переносит сложную операцию на сердце. Но возникли осложнения, после чего в возрасте 83 лет Нил скончался.

Планирование полета на спутник Земли

Впервые идея о посетила американское правительство потому, что оно не хотело отставать от СССР в процессе покорения космоса. Сначала борьба шла на равных, но после Юрия Гагарина США остались в гонке далеко позади. Поэтому в 1961 году дал указание американской космонавтике осуществить высадку на Луну в ближайшее десятилетие. Тогда астронавты и ученые слабо представляли, как именно можно это сделать. На миссию было выделено 24 миллиарда долларов - баснословная сумма.

Специалисты начали подготовку, им даже помогал немецкий ракетный инженер Верне фон Браун. Благодаря ему в 1967 году на орбиту запускается ракета «Сатурн-5». Она может доставить на Луну до 50 тонн. Затем следуют испытания «Аполлонов». Первая попытка была крайне неудачной. Астронавтов преследуют трудности как технические, так и физические. Более того, первый полет на «Аполлоне» вообще не состоялся, из-за пожара весь экипаж погиб.

Последующие тестирования становятся более удачными, и «Аполлон-11» выполняет поручение Джона Кеннеди. Особых трудностей не наблюдалось, так как капитан Нил Армстронг - космонавт с большим опытом, равно как и оба его напарника. Корабль благополучно садится на поверхность Луны, а также доставляет весь экипаж на Землю.

Высадка на Луну

В июле 1969 Нил Армстронг принял на себя командование экипажем корабля «Аполлон-11». Его миссией является доставка астронавтов на лунную поверхность. 20 июля Нил становится первым человеком, который прошел по единственному естественному спутнику нашей планеты.

После посадки космического корабля экипаж прильнул к окнам иллюминаторов. Пыль осела достаточно быстро, видимость стала хорошей. Астронавты покидают корабль, выходят в открытое окололунное пространство. Армстронг вместе с одним из своих напарников проводит на Луне 2,5 часа. В течение этого времени удается сделать все то, что было запланировано.

Взгляд с лунной поверхности

Миссия «Аполлон-11» была запланирована с тем условием, чтобы солнце не поднималось высоко над горизонтом. Поскольку на Луне нет атмосферы, астронавты окажутся полностью беззащитными перед лучами, есть риск ослепнуть. Поэтому звезду с поверхности особо разглядеть не удалось.

При высадке цвет поверхности находился в полумраке, поэтому он был серым. Астронавты не смогли выделить те или иные оттенки. Однако когда солнце еще немного поднялось над горизонтом, цвет стал более различимым. Поверхность сравнивали с пустынной местностью, преобладали коричневые оттенки.

Земля при высадке оказалась более различимой, чем Солнце, она находилась практически в зените. Преобладали два цвета - синий и белый (из-за воды и облаков соответственно). Несмотря на ее маленькие размеры, астронавты отметили, что это было очень красочное зрелище.

Пребывание человека на Луне

Нил Армстронг на Луне провел более 2 часов. За это время он успел опробовать многие из тех движений, которые человек часто выполняет на Земле. Трудности создавались из-за скафандра, так как он снабжался ранцем, поэтому смещался центр тяжести.

Чтобы сделать несколько шагов по Луне, нужно прилагать намного больше усилий. Приходилось «разгоняться». Остановки после ходьбы тоже получались не сразу. Нужно было сделать несколько шагов, прежде чем полностью прекратить движение.

Зато прыжки производились весьма удачно, так как на Луне нет такого же притяжения, как на Земле. Они доходили до двух метров. Если оттолкнуться сильнее, то подпрыгнуть можно и выше, но тогда сложнее удержать равновесие.

Падения не доставляли дискомфорта. Подниматься после них было вполне возможно. Во время падения скорость замедляется опять-таки из-за небольшого притяжения.

Несмотря на то что Нил Армстронг - космонавт, который скончался в преклонном возрасте, его подвиг запомнился человечеству на долгие годы, его имя будет звучать столетиями. Команда инженеров и ученых, а также капитан «Аполлона-11» вместе со своим экипажем совершили невозможное, они доказали, что покорение космоса вполне доступно при современных технических достижениях человечества.