Семья

Курс лекций. Социальные последствия научно-технической революции. Подходы к происхождению морали


Наука – это форма общественного сознания, особый вид познавательной деятельности. Она направлена на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

В научной деятельности могут преобразовываться любые объекты – фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания, поэтому все они могут стать предметами научного исследования. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта.

Наука как знание

Наука как знание представляет собой развёрнутую ассоциацию познавательных единиц, нацеленных на раскрытие объективных законов.

С точки зрения образующего науку знания, она не является целостной. Это проявляется в двух отношениях:

Во-первых, она включает в себя содержательно несовместимые альтернативные и остроконкурирующие теории. Эта несовместимость может быть преодолена путём синтеза альтернативных теорий.

Во-вторых, наука представляет собой своеобразное сочетание научного и ненаучного знания: она включает в себя собственную историю, содержащую альтернативные знания.

Основания научности, позволяющие различать науку и ненаучные знания: адекватность, отсутствие изъянов, пробелов, непоследовательностей. Критерии научности знания зависят от различных сфер и этапов познания.

По мнению В.В. Ильина, наука как знание состоит из трёх слоёв:

1. «наука переднего края»,

2. «твёрдое ядро науки»,

3. «история науки».

Наука переднего края наряду с истинными включает неистинные, но полученные научными средствами результаты. Для этого слоя науки характерны информативность, нетривиальность, эвристичность, но одновременно в ней ослаблены требования точности, строгости, обоснованности. Это необходимо для того, чтобы наука могла варьировать альтернативы, проигрывать разные возможности, расширять свой горизонт, производить новое знание. Поэтому наука «переднего края» соткана из поисков истины – предчувствий, блужданий, отдельных порывов к ясности, и располагает минимально достоверным знанием.

Второй слой – твёрдое ядро науки – образуется отфильтрованным из науки истинным знанием. Это основа, базис науки, достоверный пластом знания, образовавшийся в процессе познания. Твёрдое ядро науки отличается ясностью, строгостью, достоверностью, обоснованностью, доказательностью. Его задача – выступать фактором определённости, играть роль предпосылочного, базисного знания, ориентирующего и корректирующего познавательные акты. Оно состоит из доказательств и обоснований, олицетворяет наиболее устоявшуюся, объективную часть науки.

История науки (третий слой) создаётся массивом вытесненного за пределы науки, морально устаревшего знания. Она является, прежде всего, фрагментом науки, а уж потом – историей. В ней хранится бесценный резерв идей, которые могут быть востребованы в будущем.

История науки

Стимулирует научный поиск,

Содержит развёрнутую панораму динамики знания,

Способствует постижению внутринаучных перспектив и возможностей,

Аккумулирует информацию о путях достижения знания, формах, способах анализа объекта,

Выполняет охранительные функции – предостерегает, препятствует обращению к тупиковым ходам мысли и идеям.

Наука как познавательная деятельность

Науку можно представить также как определённую человеческую деятельность, обособленную в процессе разделения труда и направленную на получение знаний.

У неё есть две стороны: социологическая и когнитивная .

Первая фиксирует ролевые функции , стандартные обязанности, полномочия субъектов в рамках науки как академической системы и социального института.

Вторая отображает творческие процедуры (эмпирического и теоретического уровня), позволяющие созидать, расширять и углублять знание.

Основой научной деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ. На этой базе осуществляется синтез новых научных знаний, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют строить причинно-следственные связи и прогнозировать будущее.

В познавательной деятельности участвуют люди, занятые научным исследованием, написанием статей или монографий, объединённые в учреждения или организации типа лабораторий, институтов, академий, научных журналов.

Деятельность по производству знаний невозможна без использования экспериментальных средств – приборов и установок, с помощью которых фиксируются и воспроизводятся изучаемые явления.

Предметы исследования – фрагменты и аспекты объективного мира, на которые направлено научное познание - выделяются и познаются посредством методов.

Системы знаний фиксируются в виде текстов и заполняют полки библиотек. Конференции, дискуссии, защиты диссертаций, научные экспедиции – всё это конкретные проявления познавательной научной деятельности.

Науку как деятельность невозможно рассматривать в отрыве от другого её аспекта – научной традиции. Реальные условия творчества учёных, гарантирующие развитие науки – это использование опыта прошлого и дальнейший рост бесконечного количества зародышей всякого рода идей, скрытых иногда в далёком прошлом. Научная деятельность возможна благодаря множеству традиций, в рамках которых она осуществляется.

Компоненты научной деятельности:

· разделение и кооперация научного труда

· научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование

· методы научно-исследовательской работы

· система научной информации

· вся сумма накопленных ранее научных знаний.

Наука как социальный институт

Наука – это не только деятельность, но и социальный институт. Институт (от лат. institutum – установление, устройство, обычай) предполагает действующий в обществе комплекс норм, принципов, правил, моделей поведения, регулирующих деятельность человека. Понятие «социальный институт» отражает степень закреплённости того или иного вида человеческой деятельности – так, существуют политические, социальные, религиозные институты, а также институты семьи, школы, брака и проч.

Функции науки как социального института: нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-технического знания, распределение вознаграждений, признание результатов научной деятельности (перевод личных достижений учёного в коллективное достояние).

Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты:

· совокупность знаний (объективного, или социализированного, и субъективного, или персонального) и их носителей (профессиональную страту с цельными интересами);

· когнитивные правила;

· моральные нормы, нравственный кодекс;

· наличие специфических познавательных целей и задач;

· выполнение определённых функций;

· наличие специфических средств познания и учреждений;

· выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

· финансы;

· инструментарий;

· получение и повышение квалификации;

· коммуникация с различными уровнями управления и самоуправления;

· существование определённых санкций.

Кроме того, компонентами науки, рассматриваемой как социальный институт, выступают различные инстанции, живое общение, авторитет и неформальное лидерство, властная организация и межличностный контакт, корпорации и сообщества.

Наука как социальный институт зависит от потребностей развития техники, социально-политических структур и внутренних ценностей научного сообщества. В связи с этим возможны ограничения исследовательской деятельности и свободы научного поиска. Институциональность науки обеспечивает поддержку тем проектам и видам деятельности, которые способствуют укреплению конкретной системы ценностей.

Одним из неписанных правил научного сообщества является запрет на обращение к властям с призывом или просьбой об использовании механизмов принуждения и подчинения в разрешении научных проблем. Требование научной компетентности становится ведущим для учёного. Арбитрами и экспертами при оценке результатов научного исследования могут быть только профессионалы или группы профессионалов.

Наука как особая сфера культуры

Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. Это значит, что наука зависит от многообразных сил и влияний, действующих в обществе, и сама в значительной степени определяет общественную жизнь. Наука возникла как социокультурный феномен, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире. Она существует, оказывая заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. С другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и «подлинного» фундамента культуры.

Как социокультурный феномен, наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Каждое общество имеет науку, соответствующую уровню его цивилизационной развитости. Познавательная деятельность вплетена в бытие культуры. Культурно-технологическая функция науки связана со включением человека – субъекта познавательной деятельности – в познавательный процесс.

Наука не может развиваться, не осваивая знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки - проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе.

Наука выступает как фактор социальной регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления, любая иннновация требует аргументированного научного обоснования. Проявление социокультурной регуляции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и этосу науки. Этос науки (по Р. Мертону) – совокупность моральных императивов, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого.

Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно, наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства.

Являясь социокультурным феноменом, наука включает в себя многочисленные отношения, в том числе экономические, социально-психологические, идеологические, социально-организационные. Отвечая на экономические потребности общества, она реализует себя в функции непосредственной производительной силы и выступает в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей.

Откликаясь на политические потребности общества, наука предстаёт как инструмент политики. Официальная наука вынуждена поддерживать основополагающие идеологические установки общества, предоставлять интеллектуальные аргументы, помогающие существующей власти сохранить своё привилегированное положение.

Постоянное давление общества ощущается не только потому, что наука сегодня вынуждена выполнять социальный заказ. Учёный всегда несёт моральную ответственность за последствия применения технологических установок. В отношении точных наук большое значение имеет такая характеристика, как секретность. Это связано с необходимостью выполнения специальных заказов, и в частности, в военной промышленности.

Наука – «коммунитарное (коллективное) предприятие»: ни один учёный не может не опираться на достижения своих коллег, на совокупную память человечества. Каждый научный результат есть плод коллективных усилий.



Существует много определений, каждое их которых отражает те или иные аспекты такого сложного понятия как наука. Приведем несколько определений.

Наука - это форма человеческих знаний, составная часть духовной культуры общества.

Наука - это система понятий о явлениях и законах действительности.

Наука - это система всех проверенных практикой знаний, которые являются общим продуктом развития общества.

Наука - это итоговый опыт человечества в концентрированном виде, элементы духовной культуры всего человечества, многих исторических эпох и классов а также способ предвидения и активного осмысления с помощью теоретического анализа явлений объективной реальности для последующего использования полученных результатов в практике.

Наука - это особая сфера целенаправленной человеческой деятельности, которая включает ученых с их знаниями и способностями, научные учреждения и имеет своей задачей исследование (на основе определенных методов познания) объективных законов развития природы, общества и мышления для предвидения и преобразования действительности в интересах общества [Бургин и др. ].

Каждое из приведенных определений отражает тот или иной аспект понятия «наука», некоторые высказывания дублируются.

В основание последующего анализа положим тот факт, что наука является специфической человеческой деятельностью [Философия и методология науки ].

Рассмотрим, в чем состоит особенность этой деятельности. Любая деятельность:

Имеет цель;

Конечный продукт, методы и средства его получения;

Направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет;

Представляет собой деятельность субъектов, которые, решая свои задачи, вступают в определенные социальные отношения и образуют различные формы социальных институтов.

По всем этим параметрам наука существенно отличается от других сфер человеческой деятельности. Рассмотрим каждый из параметров в отдельности.

Главной, определяющей целью научной деятельности является получение знаний о реальности. Знания приобретаются человеком во всех формах его деятельности - и в обыденной жизни, и в политике, и в экономике, и в искусстве, и в инженерном деле. Но в этих сферах человеческой деятельности получение знания не является главной целью.

Например, искусство предназначено для создания эстетических ценностей. В искусстве на первом плане стоит отношение художника к реальности, а не отражение ее самой. Подобным образом обстоит дело и в инженерной деятельности. Ее продуктом являются проект, разработка новой технологии, изобретение. Конечно, инженерные разработки опираются на науку. Но в любом случае продукт инженерных разработок оценивается с точки зрения его практической пользы, оптимальности использования ресурсов, расширения возможностей преобразования действительности, а не по количеству приобретенных знаний.

Из приведенных примеров видно, что наука отличается от всех других видов деятельности своей целью .

Знания бывают научные и ненаучные. Рассмотрим подробнее отличительные черты именно научного знания .

Наука включает ученых с их знаниями и способностями, научные учреждения и имеет своей задачей исследование (на основе определенных методов познания) объективных законов природы, общества и мышления для предвидения и преобразования действительности в интересах общества. [Бургин М.С. Введение в современную точную методологию науки. Структуры систем знания. М.: 1994].

С другой стороны, наука – это и рассказ о том, что в этом мире есть и, в принципе, может быть, а вот что «должно быть» в мире в социальном плане, она не говорит – предоставляя это на предмет выбора «большинством» человечества.

Научная деятельность включает в себя следующие элементы: субъект (ученые), объект (все состояния бытия природы и человека), цель (цели) – как сложная система ожидаемых результатов научной деятельности, средства (методы мышления, научные приборы, лаборатории), конечный продукт (показатель осуществленной научной деятельности - научные знания), социальные условия (организация научной деятельности в обществе), активность субъекта – без инициативных действий ученых, научных сообществ научное творчество не может быть реализовано.

Сегодня цели науки многообразны – это описание, объяснение, предсказание, истолкование тех процессов и явлений, которые стали ее объектами (предметами), а также систематизация знаний и реализация полученных результатов в управлении, производстве и других сферах общественной жизни, в улучшении ее качества.

Наука – это не только форма общественного сознания, направленная на объективное отражение мира и снабжающая человечество пониманием закономерностей. Наука, по сути – явление социальное, ее зачатки появились еще в античность, примерно 2,5 тыс. лет. Важной предпосылкой становления науки как социального института является наличие систематического образование подрастающего поколения.

В Древней Греции ученые организовывали философские школы, например, Академия Платона, Лицей Аристотеля и занимались исследованиями по своему собственному желанию. В известном Пифагорейском союзе, основанным Пифагором, молодые люди должны были проводить в школе целый день под наблюдением учителей и подчиняться правилам общественной жизни.

Социальным стимулом развития науки стало растущее капиталистическое производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Наука понадобилась в качестве производительной силы общества. Если древнегреческая наука была умозрительным исследованием (в переводе с греческого «теория» означает умозрение), мало связанным с практическими задачами, то только в XVII в. наука стала рассматриваться в качестве способа, обеспечивающего господство человека над природой. Рене Декарт писал:



«Возможно вместо спекулятивной философии, которая лишь задним числом понятийно расчленяет заранее данную истину, найти такую, которая непосредственно приступает к сущему и наступает на него с тем, чтобы мы добыли познания о силе... Затем... реализовать и применить эти познания для всех целей, для которых они пригодны, и таким образом эти познания (эти новые способы представления) сделают нас хозяевами и обладателями природы» (Декарт Р. Рассуждения о методе. Избр. произв. М., 1950, с.305).

Именно в Западной Европе наука возникла как социальный институт в XVII в. и стала претендовать на определенную автономию, т.е. происходило признание социального статуса науки. В 1662 г возникает Лондонское Королевское общество, в 1666 г. – Парижская академия наук.

Важные предпосылки такого признания можно усмотреть в создании средневековых монастырей, школ и университетов. Первые университеты средневековья датируются 12-ым веком, но в них господствовала религиозная парадигма мировосприятия, преподавателями были представители религии. Светское же влияние проникает в университеты лишь спустя 400 лет.

Как социальный институт наука включает в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке (ученые создают и вступают в различные социальные отношения), научные учреждения и организации.

Институт (от лат. institut – установление, устройство, обычай) предполагает действующий и вплетенный в функционирования общества комплекс норм, принципов, правил, моделей поведения, регулирующих деятельность человека; это явление над индивидуального уровня, его нормы и ценности довлеют над действующими в его рамках индивидами. Родоначальником такого институционального подхода в науке считается Р. Мертон. Понятие «социальный институт» отражает степень закрепленности того или иного вида человеческой деятельности – существуют политические, социальные, религиозные институты, также институты семьи, школы, брака и т.д.



Способы социальной организации ученых подвержены изменениям и это обусловлено как особенностями развития самой науки, так и изменением ее социального статуса в обществе. Наука как социальный институт зависит от других социальных институтов, которые обеспечивают необходимые материальные и социальные условия для ее развития. Институциональность обеспечивает поддержку тем видам деятельности и тем проектам, которые способствуют укреплению конкретной системы ценностей.

Социальные условия науки – это совокупность элементов организации научной деятельности в обществе, государстве. К ним относятся: потребность общества и государства в истинных знаниях, создание сети научных учреждений (академии, министерства, НИИ и объединения), государственная и частная поддержка науки денежными средствами, вещественно-энергетическое обеспечение, коммуникационное (издание монографий, журналов, проведение конференций), подготовка научных кадров.

В настоящее время ни один из научных институтов не сохраняет и не воплощает в своей структуре принципы диалектического материализма или библейского откровения , а также связь науки с паранаучными видами знания.

Для современной науки характерно превращение научной деятельности в особую профессию. Неписанным правилом в этой профессии является запрет на обращение к властям с целью использования механизма принуждения и подчинения в разрешении научных проблем. От ученого требуется постоянное подтверждение его профессиональности, через систему объективной оценки (публикации, ученые степени), так и через общественное признание (звания, награды), т.е. требование научной компетенции становится ведущим для ученого, а арбитрами и экспертами при оценке результатов научного исследования могут быть только профессионалы или группы профессионалов. Наука берет на себя функцию перевода личных достижений ученого в коллективное достояние.

Но вплоть до конца 19 в. для подавляющего большинства ученых научная деятельность не являлась главным источником их материального обеспечения. Как правило, научные исследования проводились в университетах, и ученые обеспечивали себя за счет оплаты их преподавательской работы. Одной из первых научных лабораторий, принесшей значительные доходы, была лаборатория, созданная немецким химиком Ю. Либихом в 1825 г. Первая награда за научные исследования (медаль Копли) была утверждена Лондонским Королевским обществом в 1731 г.

Самой высокой престижной наградой в области физики, химии, медицины и физиологии с 1901 г. является Нобелевская премия. История Нобелевских премий описана в книге «Завещание Альфреда Нобеля». Первым лауреатом Нобелевской премии (1901) в области физики стал В.К. Рентген (Германия) за открытие лучей, названных его именем.

Сегодня наука не может обойтись без помощи общества, государства. В развитых странах сегодня на науку затрачивается 2-3% всего ВНП. Но зачастую коммерческая выгода, интересы политиков воздействуют сегодня на приоритеты в области научно-технических исследований. Общество посягает и на выбор методов исследования, и даже на оценку полученных результатов.

Институциональный подход развития науки является сейчас одним из доминирующих в мире . И хотя главными недостатками его считают преувеличение роли формальных моментов, недостаточное внимание к основам поведении людей, жесткий предписывающий характер научной деятельности, игнорирование неформальными возможностями развития, однако соответствие членов научного сообщества принятым в науке нормам и ценностям дополняется этосом науки как важной характеристики институционального понимания науки. По мнению Мертона, следует выделять следующие черты научного этоса:

Универсализм – объективная природа научного знания, содержание которого не зависит от того, кем и когда оно было получено, важна лишь достоверность, подтверждаемая принятыми научными процедурами;

Коллективизм – всеобщий характер научного труда, предполагающий гласность научных результатов, их всеобщее достояние;

Бескорыстие , обусловленное общей целью науки – постижением истины (без соображений престижного порядка, личной выгоды, круговой поруки, конкурентной борьбы и пр.);

Организованный скептицизм – критическое отношение к себе и работе своих коллег, в науке ничего не принимается на веру, и момент отрицания полученных результатов рассматривается как элемент научного поиска.

Нормы научности. В науке существуют определенные нормы и идеалы научности, свои эталоны исследовательской работы и хотя они исторически изменчивы, но все же сохраняют некий инвариант таких норм, обусловленный единством стиля мышления, сформулированного еще в Древней Греции. Его принято называть рациональным . Этот стиль мышления основан, по сути, на двух фундаментальных идеях:

Природной упорядоченности, т.е. признания существования универсальных, закономерных и доступных разуму причинных связей;

Формального доказательства как главного средства обоснованности знания.

В рамках рационального стиля мышления научное знание характеризуется следующими методологическими критериями (нормами). Именно эти нормы научности входят в эталон научного знания постоянно.

универсальность , т.е. исключение любой конкретики – места, времени, субъекта и т.п.

- согласованность или непротиворечивость , обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания системы знания;

- простота ; хорошей считается та теория, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество научных принципов;

- объяснительный потенциал ;

- наличие предсказательной силы .

Критерии научности . Для науки актуален всегда следующий вопрос: какое знание действительно научно? В естествознании важнейшее значение придается характеру подтверждаемоститеории эмпирическими фактами .

При характеристике естественнонаучной теории используется не термин «истинность», а термин «подтверждаемость». Ученый должен стремиться к точности выражений и не использовать многозначные термины Основной критерий научности естествознания в этой связи – это подтверждаемость теории. Термины же «истинность», «истина» имеет более широкое толкование и используется и в естествознании, и в гуманитаристике, и в логике, и в математике, и в религии, т.е. специфику естествознания он не выражает в сравнении с термином «подтверждаемость», имеющего для естествознания первостепенное значение.

В гуманитаристике теории ранжируются по степени их эффективности .

В XX в. определись два требования научности знания:

1) знание должно позволять понимать изучаемые явления,

2) осуществлять по поводу них ретросказание прошлого и предсказание будущего.

Эти требования естественные науки выполняют посредством понятий. гипотетико-дедуктивного метода и на основе критерия подтверждаемости , а гуманитарные науки - благодаря опоре на ценностные представления, прагматический метод икритерий эффективности – являющимися тремя главными научными основаниями гуманитаристики.

Человека, заключающийся в сборе данных об окружающем мире, затем в их систематизации и анализе и, на основании вышеперечисленного, синтезе новых знаний. Также в сфере науки находится выдвижение гипотез и теорий, а также их дальнейшее подтверждение или опровержение с помощью экспериментов.

Наука появилась тогда, когда появилась письменность. Когда пять тысяч лет назад какой-нибудь древний шумер выбил на камне пиктограммы, где запечатлел, как его вождь напал на племя древних евреев, и сколько коров он увел, - зародилась история.

Потом он выбивал все больше полезных фактов о домашнем скоте, о звездах и луне, об устройстве телеги и шалаша; и появлялись новорожденные биология, астрономия, физика и архитектура, медицина и математика.

В современном виде науки стали различать после XVII века. До этого, как только их не называли - ремесло, писание, бытие, житие и прочие околонаучные термины. Да и сами науки больше представляли из себя разные виды техник и технологий. Главным двигателем развития науки являются научные и промышленные революции . Например, изобретение парового двигателя дало мощный толчок развитию наук в XVIII веке и вызвал первую научно-техническую революцию .

Классификация наук.

Попыток классифицировать науки было множество. Аристотель если не первым, то одним из первых, разделил науки на теоретические знания, практические знания и творческие. Современная классификация наук также делит их на три вида:

  1. Естественные науки , то есть науки о природных явлениях, объектах и процессах (биология, география, астрономия, физика, химия, математика, геология и т.д.). По большей части естественные науки отвечают за накопление опыта и знаний о природе и человеке. Ученых, занимавшихся сбором первичных данных, называли естествоиспытателями .
  2. Технические науки - науки, ответственные за развитие техники и технологий, а также за применение на практике знаний, накопленных естественными науками (агрономия, информатика, архитектура, механика, электротехника).
  3. Общественные и гуманитарные науки - науки о человеке, обществе (психология, филология, социология, политология, история, культурология, лингвистика, а также обществознание и др.).

Функции науки.

Исследователи выделяют четыре социальных функции науки :

  1. Познавательная . Заключается в познании мира, его законов и явлений.
  2. Образовательная . Заключается не только в обучении , но и в социальной мотивации, выработке ценностей.
  3. Культурная . Наука является общественным достоянием и ключевым элементом человеческой культуры .
  4. Практическая . Функция производства материальных и социальных благ, а также применения знаний на практике.

Говоря о науке, стоит еще упомянуть такой термин как «псевдонаука» (или «лженаука»).

Псевдонаука - это вид деятельности, изображающий научную деятельность, но ею не являющийся. Псевдонаука может возникнуть как:

  • борьба с официальной наукой (уфология);
  • заблуждения из-за недостатка научных знаний (графология, например. И да: это все-таки не наука!);
  • элемент творчества (юмор). (См. передачу Discovery «Мозголомы»).