Семья

Литературные произведения по направлениям года. Кому обязательно писать выпускное сочинение

Yurguru.ru / Кодекс РФ об административных правонарушениях / Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях / Статья 23.3. Органы внутренних дел (полиция)

Кодекс РФ об административных правонарушениях. Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Статья 23.3. Органы внутренних дел (полиция)

1. Органы внутренних дел (полиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.9, 11.14, 11.15, частями 1, 2 и 3 статьи 11.17, статьями 11.23, 12.1, частями 1 - 3 статьи 12.2, статьей 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), частью 3 статьи 12.4, частями 1, 2 и 3.1 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 1 и 3 статьи 12.7, статьей 12.9, частями 1 и 2 статьи 12.10, статьями 12.11 - 12.14, частями 1 - 3, частью 4 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.15, статьями 12.16 - 12.25, частью 1 статьи 12.27, статьями 12.28 - 12.34, 12.36.1, 12.37, 13.24, частями 2.1 и 3 статьи 14.16, статьями 14.26, 19.2, 19.15, статьей 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования), статьями 19.24, 20.1, частями 1, 3 - 5 статьи 20.8, статьями 20.10 - 20.12, 20.14, 20.16, 20.17, 20.20, 20.21, частью 1 статьи 20.23, статьей 20.24 (в отношении руководителей частных охранных организаций (объединений, ассоциаций) настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) полиции, их заместители - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, 11.9, 11.14, 11.15, 13.24, частями 2.1 и 3 статьи 14.16, статьями 14.26, 19.2, статьей 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования), статьями 19.24, 20.1, частями 1, 3 - 5 статьи 20.8, статьями 20.10 - 20.12, 20.14, 20.16, 20.17, 20.20, 20.21, частью 1 статьи 20.23, статьей 20.24 (в отношении руководителей частных охранных организаций (объединений, ассоциаций) настоящего Кодекса;

2) начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.9, 11.14, 11.15, частями 1, 2 и 3 статьи 11.17, статьями 13.24, 14.26, 20.1, частями 1, 3 - 5 статьи 20.8, статьями 20.12, 20.17, 20.20, 20.21, частью 1 статьи 20.23 настоящего Кодекса;

3) начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.9, 11.14, 11.15, частями 1, 2 и 3 статьи 11.17, статьями 13.24, 20.1, 20.20 настоящего Кодекса;

4) начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции и другие сотрудники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил, - об административных правонарушениях, совершенных на железнодорожном транспорте и предусмотренных частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.14, 11.15, частями 1, 2 и 3 статьи 11.17 (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте) настоящего Кодекса;

5) начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23, 11.23, 12.1, частями 1 - 3 статьи 12.2, статьей 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), частью 3 статьи 12.4, частями 1, 2 и 3.1 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 1 и 3 статьи 12.7, статьей 12.9, частями 1 и 2 статьи 12.10, статьями 12.11 - 12.14, частями 1 - 3, частью 4 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.15, статьями 12.16 - 12.25, частью 1 статьи 12.27, статьями 12.28 - 12.34, 12.36.1, 12.37, статьей 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) настоящего Кодекса;

6) сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.1, частями 1 и 2 статьи 12.2, статьей 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), частями 1 и 3.1 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 1, 2 и 3 статьи 12.9, частью 2 статьи 12.10, частями 1 и 2 статьи 12.11, статьями 12.12 - 12.14, частями 1 и 2 статьи 12.15, частями 1 и 2 статьи 12.16, частью 1 статьи 12.17, статьями 12.18 - 12.20, частью 1 статьи 12.21, статьями 12.22, 12.23, 12.28, частями 1 и 2 статьи 12.29, частью 1 статьи 12.30, частью 1 статьи 12.37 настоящего Кодекса;

7) государственные инспектора безопасности дорожного движения - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23, частями 1 и 2 статьи 12.31, статьей 12.32, статьей 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) настоящего Кодекса;

8) государственные инспектора дорожного надзора - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 12.33, 12.34 настоящего Кодекса;

9) старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.1, частями 1 и 2 статьи 12.2, статьей 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), статьями 12.22, 12.23, 12.28, частями 1 и 2 статьи 12.29, частью 1 статьи 12.30, статьями 19.2, 19.15, 19.24, 20.1 настоящего Кодекса.

3. Должностные лица, указанные в пункте 3 части 2 настоящей статьи, вправе назначать административные наказания гражданам и должностным лицам в виде предупреждения или административного штрафа в размере до двух тысяч рублей.


Статья 23.3 КоАП РФ Органы внутренних дел (полиция) - полный текст документа с комментариями юристов и возможностью обмениваться мнениями с профессионалами в сфере права, задавайте вопросы или высказывайте свое мнение относительно статей нормативно-правовых актов, изучайте комментарии коллег.

Другие статьи Главы 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях:

  • Статья 23.15. Органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения
  • Статья 23.55. Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям
Даты проведения итогового сочинения 2019-2020 учебного года:
Основной период для сдачи итогового выпускного сочинения - 4 декабря 2019
Дополнительные даты для проведения итогового сочинения - 5 февраля 2020, 6 мая 2020.

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Сочинение оценивается по пяти критериям:
- соответствие теме;
- аргументация, привлечение литературного материала;
- композиция;
- качество речи;
- грамотность.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Итоговое сочинение 2019-2020 по литературе

Темы итогового сочинения 2019-2020

| "Война и мир".

Согласны ли вы с утверждением: "Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть"?
- Духовные искания любимых героев Толстого.
- Как сохранить "мир во всем мире"?
- Как Вы понимаете фразу "Хочешь мира - готовься к войне"?
- Каковы причины гражданских войн?
- Согласны ли Вы с фразой "Война - это серия катастроф, ведущих к победе"?
- Почему человечество все еще не отказалось от войны?
- Что такое "законы военного времени"?
- Можно ли оставаться милосердным на войне?
- Что война делает с людьми?
- Вы согласны с выражением "Победа любой ценой"?
- Как защитить детей на войне?
- Можно ли предотвратить войну без крови?
- Как Вы понимаете фразу "В войне не бывает выигравших - только проигравшие"?
- Как Вы понимаете фразу "Первой жертвой войны становится правда"?
- Каковы последствия войны?
- Какие проблемы в романе Толстого "Война и мир" наиболее интересны для Вас?
- Особенности психологического анализа в романе Толстого "Война и мир".
- Реализм Толстого в изображении войны в романе "Война и мир".
- "Война и мир" - как роман-эпопея.
- Путь нравственных исканий Андрея Болконского Пьера Безухова.
- Москва и Петербург в изображении Толстого в романе "Война и мир".


Итоговое сочинение 2019-2020 года по литературе:

| Надежда и отчаяние.

Как Вы понимаете фразу "Надежда умирает последней"?
- Почему люди отчаиваются?
- Что помогает человеку справиться с отчаянием?
- Если бы вы знали, что отчаяние и надежда - это путь к одной и той же цели, что бы вы выбрали?
- Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?
- К чему может привести отчаяние?
- Бывают ли надежды напрасными?
- Каковы причины отчаяния?
- Почему некоторые теряют надежду?
- Потерять надежду – значит сдаться?
- Что такое надежда?
- Почему нужно всегда надеяться на лучшее?
- Как побороть отчаяние?
- Как помочь отчаявшемуся человеку?
- Как Вы понимаете фразу "Где умирает надежда, там возникает пустота"?
- Чем опасно отчаяние для человека?
- Может ли надежда навредить человеку?
- Что означает фраза "Давать ложную надежду"?
- Можно ли оправдать отчаяние?
- Можно ли преодолеть отчаяние в себе?
- Как отличить надежду от иллюзии?


Итоговое сочинение 2019-2020 года по литературе:

| Добро и зло.

Что такое добро?
- Как отличить добро от зла?
- Может ли зло быть на благо?
- Согласны ли вы с утверждением: "Триумф зла - бездействие доброго человека"?
- Согласны ли вы с тем, что "ничто не является злым с самого начала"?
- Роль добра в жизни каждого из нас.
- Можно ли воспитать в человеке доброту?
- Важно ли прививать доброту с детства?
- В чем проявляется истинная доброта?
- "Зло порождает зло" - Лермонтов М.Ю.
- Кого можно назвать добрым человеком?
- Кого можно назвать злым человеком?
- Почему люди становятся злыми?
- Можно ли оставаться добрым на войне?
- Можно ли оправдать зло?
- В чем разница между злом и жестокостью?
- В чем разница между добром и милосердием?
- В чем разница между добротой и отзывчивостью?
- Может ли доброта навредить человеку?
- Как победить зло в себе?
- Как Вы понимаете фразу "Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать"?
- Как Вы понимаете фразу "Добро - не наука, оно действие"?
- Согласны ли Вы с тем, что "добро должно быть с кулаками"?
- Как защитить себя от зла?
- Согласны ли Вы с фразой: "В победе зла - падение твое. В добре твоем - спасение твое"?
- Согласны ли Вы с фразой: "Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред"?
- Могут ли добрые люди быть одинокими?
- Что делает человека злым?


Итоговое сочинение 2019-2020 года по литературе:

| Гордость и смирение.

Что такое смирение?
- Что такое гордость?
- Что такое гордыня?
- В чем разница между гордостью и гордыней?
- Гордость - это положительное или отрицательное чувство?
- Какого человека называют гордым?
- Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?
- Что такое мнимая гордость?
- Нужна ли человеку гордость?
- Как связаны сила духа и гордость?
- Как связаны гордость и эгоизм?
- Как связаны скромность и смирение?
- Как отличить смирение от отчаяния?
- Можно ли оправдать гордыню?
- Кого можно назвать гордым человеком?
- Всегда ли смирение идет на пользу человеку?
- Как отличить гордость от высокомерия?
- Кого можно назвать кротким человеком?
- Смирение - благо или зло?
- Согласны ли Вы с фразой "Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье"?
- Почему люди становятся гордецами?
- Как Вы понимаете фразу "Гордый человек может научиться смирению, но будет гордиться им"?
- Как научить человека смирению?
- Как победить в себе гордыню?
- Может ли смирение навредить человеку?
- Может ли гордость навредить человеку?


Итоговое сочинение 2019-2020 года по литературе:

| Он и она.

Как Вы понимаете фразу "Женщины способны на все, мужчины - на все остальное"?
- Почему важно уметь контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с противоположным полом?
- Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?
- Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
- От каких ошибок может предостеречь нас любимый человек?
- Когда любовь не приносит радости и удовлетворения?
- Когда можно ли простить измену в любви?
- Легко ли быть любимым?
- Какие нравствнные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?
- Согласны ли Вы с фразой: "Мужчина прощает и забывает. Женщина прощает - и только"?
- Должны ли женщины быть сильными?
- Почему мужчин называют "сильным полом", а женщин - "слабым полом"?
- Какие обязанности должен исполнять мужчина в семье?
- Какие обязанности должна исполнять женщина в семье?
- Может ли быть равенство между мужчиной и женщиной?
- Может ли женщина исполнять мужские обязанности?
- Согласны ли Вы с фразой "Мужчина играет первую скрипку, женщина – дирижирует!"?
- Как Вы понимаете фразу "…Он пошел за ней, как вол идет на убой, и как олень на выстрел"?
- Могут ли мужчины и женщины понять друг друга?

2016-2017 учебный год

Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):

  1. «Разум и чувство»,
  2. «Честь и бесчестие»,
  3. «Победа и поражение»,
  4. «Опыт и ошибки»,
  5. «Дружба и вражда».

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

1. «Разум и чувство» . Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3. «Победа и поражение» . Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

  • соответствие открытым тематическим направлениям;
  • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
  • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
  • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
  • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
  • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

Итоговое сочинение выпускники в этом году пишут уже в третий раз – и единожды утвержденный формат его проведения не меняется. Заранее, за несколько месяцев до испытания, специальный Совет по вопросам проведения , утверждает пять открытых тематических направлений. У школьников есть возможность поработать и поразмышлять над ними, заранее подобрать литературный материал, на который они будут опираться при написании работы. Непосредственно в день экзамена выпускникам предлагается пять конкретных тем, каждая из которых соответствует одному из тематических направлений.


В 2016 году все пять «направлений для размышлений» сформулированы по одному и тому же принципу. Каждая из них объединяет два полярных, «контрастных» понятия, конфликт между которыми заложен уже в самой формулировке.


Формулировки открытых направлений для письменных работ таковы:


  1. Разум и чувство.

  2. Честь и бесчестие.

  3. Победа и поражение.

  4. Опыт и ошибки.

  5. Дружба и вражда.

Темы, на которые предстоит рассуждать школьникам, принадлежат к числу «вечных» – они волновали и философов, и литераторов, что дает выпускникам возможность продемонстрировать свои лучшие стороны, выбрав проблемы, которые действительно их волнуют - и подобрав соответствующий материал из литературы (при написании сочинения можно использовать не только произведения отечественных писателей, но и зарубежную классику).

Даты итогового сочинения в 2016-2017 учебном году

В соответствии с утвержденными сроками, итоговое сочинение будет проходить в следующие дни:



  • 7 декабря 2016 (среда),


  • 1 февраля 2017 (среда),


  • 3 мая 2017 (среда).

Подавляющее большинство ребят напишут сочинение в декабре, остальные даты по сути являются «резервными» – в эти дни писать выпускную работу будут те, кто не смог принять участие в «основной волне» по уважительным причинам, выпускники прошлых лет, а также одиннадцатиклассники, которым не удалось получить «зачет» с первого раза (после первой неудачи у них есть право еще на две попытки).


На написание сочинения отведено 3 часа 55 минут . Для того, чтобы школьники из всех городов России были в равных условиях, для каждого часового пояса страны готовится отдельный комплект тем.

Как оценивается итоговое сочинение в 11 классе

Система оценивания в 2016-2017 году не претерпела никаких изменений по сравнению с прошлым годом. Результатом написания итогового сочинения в 11 классе может быть «зачет» (и, соответственно, допуск к выпускным экзаменам) или «незачет».


Однако для того, чтобы сочинение вообще было рассмотрено комиссией, оно должно соответствовать двум основным требованиям:



  • объем (минимум – 250 слов, рекомендованный объем – от 350, служебные слова вклюаются в ),


  • самостоятельность работы (списывание как целых сочинений, так и их фрагментов не допускается, а объем цитат не может превышать половины общего объема итоговой работы).

Если работа не отвечает хотя бы одному из этих требований – автор автоматически получает «незачет» и отправляется на пересдачу. А после трех неудач подряд лишается права сдавать выпускные экзамены в этом году.


Работы, прошедшие «входной контроль», оцениваются по пяти критериям:



  1. соответствие теме ,


  2. качество аргументации и привлечение литературного материала (хоть сочинение и не является экзаменом по литературе, но все-таки обращение за соответствующими примерами к художественной литературе является обязательным),


  3. композиция текста и логика изложения (отсутствие грубых логических ошибок),


  4. качество письменной речи (стилистика, словарный запас, адекаватность словоупотребления),


  5. грамотность (грамматика, орфография, ).

Система оценивания достаточно – так, для того, чтобы получить заветный «плюсик» по критерию «грамотность», на каждые 100 слов должно приходиться менее 5 ошибок; а «незачет» по критерию «качество речи» ставится только тогда, когда корявость текста мешает понять его смысл. Для того, чтобы получить «зачет» за все сочинение, достаточно получить «плюсы» по первым двум критериям – и хотя бы по одному из трех оставшихся.


Подавляющее большинство школьников успешно справляются с этой задачей: в два предыдущих года число выпускников, не сумевших написать сочинение, не превышало 3%.

Кому обязательно писать выпускное сочинение

Итоговое сочинение – обязательное условие допуска к ЕГЭ для всех выпускников текущего года. Лишь для некоторых категорий учащихся оно может быть заменено изложением. В их числе:


  • дети с ограниченными возможностями,

  • выпускники со слабым здоровьем, в том числе ученики санаторно-курортных школ,

  • воспитанники специальных учебно-воспитательных интернатов,

  • подростки, отбывающие наказание в колониях,

  • обучающиеся на дому.

Выпускники прошлых лет, уже имеющие на руках школьный аттестат, и выпускники колледжей пишут итоговое сочинение только при желании, самостоятельно выбирая любую удобную для них дату. Однако не стоит забывать о том, что сочинение кроме «зачета» или «незачета» может принести еще и дополнительные баллы при поступлении во многих вузах (особенно гуманитарных).