Итоговое сочинение выпускники в этом году пишут уже в третий раз – и единожды утвержденный формат его проведения не меняется. Заранее, за несколько месяцев до испытания, специальный Совет по вопросам проведения , утверждает пять открытых тематических направлений. У школьников есть возможность поработать и поразмышлять над ними, заранее подобрать литературный материал, на который они будут опираться при написании работы. Непосредственно в день экзамена выпускникам предлагается пять конкретных тем, каждая из которых соответствует одному из тематических направлений.
В 2016 году все пять «направлений для размышлений» сформулированы по одному и тому же принципу. Каждая из них объединяет два полярных, «контрастных» понятия, конфликт между которыми заложен уже в самой формулировке.
Формулировки открытых направлений для письменных работ таковы:
- Разум и чувство.
- Честь и бесчестие.
- Победа и поражение.
- Опыт и ошибки.
- Дружба и вражда.
Темы, на которые предстоит рассуждать школьникам, принадлежат к числу «вечных» – они волновали и философов, и литераторов, что дает выпускникам возможность продемонстрировать свои лучшие стороны, выбрав проблемы, которые действительно их волнуют - и подобрав соответствующий материал из литературы (при написании сочинения можно использовать не только произведения отечественных писателей, но и зарубежную классику).
Даты итогового сочинения в 2016-2017 учебном году
В соответствии с утвержденными сроками, итоговое сочинение будет проходить в следующие дни:
7 декабря 2016 (среда),
1 февраля 2017 (среда),
3 мая 2017 (среда).
Подавляющее большинство ребят напишут сочинение в декабре, остальные даты по сути являются «резервными» – в эти дни писать выпускную работу будут те, кто не смог принять участие в «основной волне» по уважительным причинам, выпускники прошлых лет, а также одиннадцатиклассники, которым не удалось получить «зачет» с первого раза (после первой неудачи у них есть право еще на две попытки).
На написание сочинения отведено 3 часа 55 минут . Для того, чтобы школьники из всех городов России были в равных условиях, для каждого часового пояса страны готовится отдельный комплект тем.
Как оценивается итоговое сочинение в 11 классе
Система оценивания в 2016-2017 году не претерпела никаких изменений по сравнению с прошлым годом. Результатом написания итогового сочинения в 11 классе может быть «зачет» (и, соответственно, допуск к выпускным экзаменам) или «незачет».
Однако для того, чтобы сочинение вообще было рассмотрено комиссией, оно должно соответствовать двум основным требованиям:
объем (минимум – 250 слов, рекомендованный объем – от 350, служебные слова вклюаются в ),
самостоятельность работы (списывание как целых сочинений, так и их фрагментов не допускается, а объем цитат не может превышать половины общего объема итоговой работы).
Если работа не отвечает хотя бы одному из этих требований – автор автоматически получает «незачет» и отправляется на пересдачу. А после трех неудач подряд лишается права сдавать выпускные экзамены в этом году.
Работы, прошедшие «входной контроль», оцениваются по пяти критериям:
соответствие теме ,
качество аргументации и привлечение литературного материала (хоть сочинение и не является экзаменом по литературе, но все-таки обращение за соответствующими примерами к художественной литературе является обязательным),
композиция текста и логика изложения (отсутствие грубых логических ошибок),
качество письменной речи (стилистика, словарный запас, адекаватность словоупотребления),
грамотность (грамматика, орфография, ).
Система оценивания достаточно – так, для того, чтобы получить заветный «плюсик» по критерию «грамотность», на каждые 100 слов должно приходиться менее 5 ошибок; а «незачет» по критерию «качество речи» ставится только тогда, когда корявость текста мешает понять его смысл. Для того, чтобы получить «зачет» за все сочинение, достаточно получить «плюсы» по первым двум критериям – и хотя бы по одному из трех оставшихся.
Подавляющее большинство школьников успешно справляются с этой задачей: в два предыдущих года число выпускников, не сумевших написать сочинение, не превышало 3%.
Кому обязательно писать выпускное сочинение
Итоговое сочинение – обязательное условие допуска к ЕГЭ для всех выпускников текущего года. Лишь для некоторых категорий учащихся оно может быть заменено изложением. В их числе:
- дети с ограниченными возможностями,
- выпускники со слабым здоровьем, в том числе ученики санаторно-курортных школ,
- воспитанники специальных учебно-воспитательных интернатов,
- подростки, отбывающие наказание в колониях,
- обучающиеся на дому.
Выпускники прошлых лет, уже имеющие на руках школьный аттестат, и выпускники колледжей пишут итоговое сочинение только при желании, самостоятельно выбирая любую удобную для них дату. Однако не стоит забывать о том, что сочинение кроме «зачета» или «незачета» может принести еще и дополнительные баллы при поступлении во многих вузах (особенно гуманитарных).
2016-2017 учебный год
Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):
- «Разум и чувство»,
- «Честь и бесчестие»,
- «Победа и поражение»,
- «Опыт и ошибки»,
- «Дружба и вражда».
Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.
1. «Разум и чувство»
. Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
2. «Честь и бесчестие».
В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
3. «Победа и поражение»
. Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
4. «Опыт и ошибки».
В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
5. «Дружба и вражда».
Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
- соответствие открытым тематическим направлениям;
- обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
- обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
- нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
- соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
- ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.
Основной период для сдачи итогового выпускного сочинения - 4 декабря 2019
Дополнительные даты для проведения итогового сочинения - 5 февраля 2020, 6 мая 2020.
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Сочинение оценивается по пяти критериям:
- соответствие теме;
- аргументация, привлечение литературного материала;
- композиция;
- качество речи;
- грамотность.
Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
Итоговое сочинение 2019-2020 по литературе
Темы итогового сочинения 2019-2020
| "Война и мир".
Согласны ли вы с утверждением: "Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть"?
- Духовные искания любимых героев Толстого.
- Как сохранить "мир во всем мире"?
- Как Вы понимаете фразу "Хочешь мира - готовься к войне"?
- Каковы причины гражданских войн?
- Согласны ли Вы с фразой "Война - это серия катастроф, ведущих к победе"?
- Почему человечество все еще не отказалось от войны?
- Что такое "законы военного времени"?
- Можно ли оставаться милосердным на войне?
- Что война делает с людьми?
- Вы согласны с выражением "Победа любой ценой"?
- Как защитить детей на войне?
- Можно ли предотвратить войну без крови?
- Как Вы понимаете фразу "В войне не бывает выигравших - только проигравшие"?
- Как Вы понимаете фразу "Первой жертвой войны становится правда"?
- Каковы последствия войны?
- Какие проблемы в романе Толстого "Война и мир" наиболее интересны для Вас?
- Особенности психологического анализа в романе Толстого "Война и мир".
- Реализм Толстого в изображении войны в романе "Война и мир".
- "Война и мир" - как роман-эпопея.
- Путь нравственных исканий Андрея Болконского Пьера Безухова.
- Москва и Петербург в изображении Толстого в романе "Война и мир".
Итоговое сочинение 2019-2020 года по литературе:
| Надежда и отчаяние.
Как Вы понимаете фразу "Надежда умирает последней"?
- Почему люди отчаиваются?
- Что помогает человеку справиться с отчаянием?
- Если бы вы знали, что отчаяние и надежда - это путь к одной и той же цели, что бы вы выбрали?
- Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?
- К чему может привести отчаяние?
- Бывают ли надежды напрасными?
- Каковы причины отчаяния?
- Почему некоторые теряют надежду?
- Потерять надежду – значит сдаться?
- Что такое надежда?
- Почему нужно всегда надеяться на лучшее?
- Как побороть отчаяние?
- Как помочь отчаявшемуся человеку?
- Как Вы понимаете фразу "Где умирает надежда, там возникает пустота"?
- Чем опасно отчаяние для человека?
- Может ли надежда навредить человеку?
- Что означает фраза "Давать ложную надежду"?
- Можно ли оправдать отчаяние?
- Можно ли преодолеть отчаяние в себе?
- Как отличить надежду от иллюзии?
Итоговое сочинение 2019-2020 года по литературе:
| Добро и зло.
Что такое добро?
- Как отличить добро от зла?
- Может ли зло быть на благо?
- Согласны ли вы с утверждением: "Триумф зла - бездействие доброго человека"?
- Согласны ли вы с тем, что "ничто не является злым с самого начала"?
- Роль добра в жизни каждого из нас.
- Можно ли воспитать в человеке доброту?
- Важно ли прививать доброту с детства?
- В чем проявляется истинная доброта?
- "Зло порождает зло" - Лермонтов М.Ю.
- Кого можно назвать добрым человеком?
- Кого можно назвать злым человеком?
- Почему люди становятся злыми?
- Можно ли оставаться добрым на войне?
- Можно ли оправдать зло?
- В чем разница между злом и жестокостью?
- В чем разница между добром и милосердием?
- В чем разница между добротой и отзывчивостью?
- Может ли доброта навредить человеку?
- Как победить зло в себе?
- Как Вы понимаете фразу "Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать"?
- Как Вы понимаете фразу "Добро - не наука, оно действие"?
- Согласны ли Вы с тем, что "добро должно быть с кулаками"?
- Как защитить себя от зла?
- Согласны ли Вы с фразой: "В победе зла - падение твое. В добре твоем - спасение твое"?
- Согласны ли Вы с фразой: "Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред"?
- Могут ли добрые люди быть одинокими?
- Что делает человека злым?
Итоговое сочинение 2019-2020 года по литературе:
| Гордость и смирение.
Что такое смирение?
- Что такое гордость?
- Что такое гордыня?
- В чем разница между гордостью и гордыней?
- Гордость - это положительное или отрицательное чувство?
- Какого человека называют гордым?
- Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?
- Что такое мнимая гордость?
- Нужна ли человеку гордость?
- Как связаны сила духа и гордость?
- Как связаны гордость и эгоизм?
- Как связаны скромность и смирение?
- Как отличить смирение от отчаяния?
- Можно ли оправдать гордыню?
- Кого можно назвать гордым человеком?
- Всегда ли смирение идет на пользу человеку?
- Как отличить гордость от высокомерия?
- Кого можно назвать кротким человеком?
- Смирение - благо или зло?
- Согласны ли Вы с фразой "Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье"?
- Почему люди становятся гордецами?
- Как Вы понимаете фразу "Гордый человек может научиться смирению, но будет гордиться им"?
- Как научить человека смирению?
- Как победить в себе гордыню?
- Может ли смирение навредить человеку?
- Может ли гордость навредить человеку?
Итоговое сочинение 2019-2020 года по литературе:
| Он и она.
Как Вы понимаете фразу "Женщины способны на все, мужчины - на все остальное"?
- Почему важно уметь контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с противоположным полом?
- Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?
- Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
- От каких ошибок может предостеречь нас любимый человек?
- Когда любовь не приносит радости и удовлетворения?
- Когда можно ли простить измену в любви?
- Легко ли быть любимым?
- Какие нравствнные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?
- Согласны ли Вы с фразой: "Мужчина прощает и забывает. Женщина прощает - и только"?
- Должны ли женщины быть сильными?
- Почему мужчин называют "сильным полом", а женщин - "слабым полом"?
- Какие обязанности должен исполнять мужчина в семье?
- Какие обязанности должна исполнять женщина в семье?
- Может ли быть равенство между мужчиной и женщиной?
- Может ли женщина исполнять мужские обязанности?
- Согласны ли Вы с фразой "Мужчина играет первую скрипку, женщина – дирижирует!"?
- Как Вы понимаете фразу "…Он пошел за ней, как вол идет на убой, и как олень на выстрел"?
- Могут ли мужчины и женщины понять друг друга?