Семья

Психологические аспекты при общении с клиентами в туристском бизнесе. Аспекты туризма. Психология в экстремальных условиях похода. Как научиться переключаться во время отдыха

Психологический туризм (пситуризм) – это совершенно новое, набирающее популярность направление туризма. Этот вид туризма появился в ответ на все возрастающий темп жизни и уровень стресса у людей, живущих в мегаполисах. Люди разучились качественно отдыхать и восстанавливать силы, а постоянные стрессы на работе, шум и спешка – все это пагубно отражается на нашем самочувствии и здоровье. Выходных для полноценного отдыха в таких условиях не достаточно. Поэтому появился и начал развиваться пситуризм, который придется по душе тем, кто хочет и на море отдохнуть, и в то же время успеть уделить внимание своему саморазвитию и самосовершенствованию.

Что такое пситуризм?

Психологический туризм направлен на физическое и душевное состояние человека, истощенного стрессами и проблемами, типичными для городских жителей, карьеристов. Многие жители мегаполисов страдают от депрессий, душевных расстройств. Чтобы выбраться из такого «болота» лучше всего произвести «эмоциональную перезагрузку». Идеальный вариант такой перезагрузки – это путешествие, новые знакомства, все, что «вырывает» из обычной реальности, где можно забыть про все, что осталось дома. Такой отпуск – идеальное сочетание познавательных экскурсий и новых знаний в какой-то интересной области саморазвития.

Если просто съездить на отдых, то по возвращении все проблемы возвращаются в любом случае, но после тренинга по саморазвитию или тайм-менеджменту, или коммуникации, или по мотивации и целеполаганию, или по медитации и релаксации, люди возвращаются не только отдохнувшими и вдохновленными, но и вооруженными конкретными навыками и знаниями, которые помогут решить какие-то проблемы, а то и направить жизнь в принципиально новое русло.

На сегодняшний день существуют разные направления психологического туризма:

  • поездка в другую страну или город для прохождения какого-либо тренинга, включающая в себя интересные экскурсии,
  • экотуризм (чаще всего это происходит на природе, участники живут в палатках, познают окружающий мир и приобретают какие-либо полезные навыки),
  • поход с психологом и проводником и т.д.

Эффективный психологический туризм включает в себя психологическую «перезагрузку», получение новых навыков, качественное расслабление, раскрытие своего потенциала и саморазвитие. Такой отдых должен сочетаться с познанием других культур, знакомствами с новыми людьми и саморазвитием.

Туристическая программа

Как правило, поездка посвящена какой-то конкретной теме, исходя из которой подбираются наиболее подходящие место для проживания, семинары и экскурсии. Самое оптимальное количество участников — от 10-12 до 15 человек. Обычно такую группу сопровождает тренер-психолог, который составляет саму программу тренинга, а также помогает всем участникам расслабиться, достичь гармонии. Также такую группу обычно сопровождают люди, отвечающие за организацию комфортных условий для участников.

Если программа подбирается правильно, то участники возвращаются восстановленными физически и морально и полные свежих идей.

Надо попробовать, чтобы понять, подходит ли такой вид туризма, но это направление уверенно завоевывает все больше поклонников.

Психологические элементы в туризме

Психологию туризма также называют социальной психологией, а ее раздела, где изучаются взаимоотношения людей в процессе отдыха, исследуются мотивации, связанные с туристскими путешествиями и услугами.

Важнейшим фактором в работе турфирмы является понимание пожеланий клиента. Необходимо знать причину, мотив, побудивший их выбрать тот или иной турпродукт , их ожидания от поездки. Для достижения данной цели специалистами часто используется теория мотиваций потребностей человека А. Маслоу.

Потребности человека согласно А. Маслоу предполагают наличие:

  1. физиологических первичных потребностей, которые имеют наибольшее значение для человека;
  2. потребностей безопасности, благодаря которым осуществляется поиск защиты против опасности или какой-либо угрозы;
  3. потребностей взаимоотношений, или социальных, которые приобретают важность после удовлетворения двух предыдущих пунктов;
  4. потребностей психологических – уважение или любовь к себе – относятся к статусу общения с другими, стремления к знаниям и успехам;
  5. потребностей самовыражения и развития, связанные с внутренним состоянием человека, его творческим потенциалом.

Мотивации туриста можно объединить в несколько типов:

  • физические мотивации на отдыхе преследуют цель сократить усталость и напряженность путем активной физической деятельности;
  • культурные мотивации представляют собой стремление получить информацию о других регионах, ознакомиться с культурой, историей, архитектурой;
  • социальные мотивации подразумевают стремление познакомиться с новыми людьми, посещать друзей;
  • мотивации перемены деятельности предполагают желание клиента выйти из рутины, связанной с работой или повседневными занятиями;
  • мотивации статуса и престижа связаны с «я» человека и его персональным развитием;
  • мотивация развлечений связана с желанием веселого времяпровождения (танцы, спортивные развлечения, музыка, прогулки).

Роль психологической подготовки в туризме

Замечание 2

Главной задачей в туристской деятельности – это обеспечение безопасности клиентов. Для ее решения осуществляется физическая и техническая подготовка туриста. Тем не менее, при изучении статистики чрезвычайных происшествий, случившихся в походах, было выяснено, что главная причина большинства этих событий имеет психологическое значение.

Также возможны ситуации потери не только физического, но и психологического здоровья в поездке. Например, переживания по причине не соответствия приобретенного турпродукта собственным представлениям о поездке и прочее. Также гость может впасть в уныние и отчаяние, оказавшись в новой, незнакомой для себя обстановке. Когда речь идет об экстремальном туризме – нервная система туриста может не справиться с нагрузками – человек может запаниковать, сорваться.

Все это является важными моментами при работе с клиентами, что говорит о психологической подготовке туриста как о еще одном факторе безопасности. В рамках данного вопроса необходимо выделить необходимость использования психологической подготовке.

Некоторые современные туристские предприятия при покупке отдельных видов турпродуктов предлагают клиентам пройти психологическое тестирование, согласно которому выявляется степень готовности туриста к прохождению данного маршрута или ему стоит вообще от него воздержаться. При работе на конкретных направления менеджеры турфирм обязательно информируют об опасности тура и дают рекомендации по физической и психологической подготовке.

Тем не менее, следует отметить, что современная туристская индустрия пока еще не уделяет столь пристальное внимание психологическому состоянию туриста, оставляя эту задачу гиду-проводнику, который уже непосредственно на маршруте может определить, кому из клиентов лучше отказаться от похода или поездки.

Понятие психологического туризма

Определение 1

Психологический туризм – это принципиально новое направление туризма, которое уже обрело свою популярность, появление которого произошло по причине того, что городское население, постоянно находится в стрессовом состоянии по причине быстрого темпа мегаполиса.

Суета, шум, отсутсвие возможности для отдыха и постоянная спешка, имеют негативное влияние на физическое и эмоциональное состояние человека. В качестве выхода из данной ситуации туроператоры разработали психологический туризм.

Психологический туризм позволяет восстановить психологическое состояние человека, которго значительную часть суток окружают проблемы и рутинные задачи. Такой отдых является необходимым для тех, кто настроен на постоянное развитие и совершенствование. Он является прекрасной возможностью для раскрытия внутреннего потенциала клиента и настраивает его на позитивные действия.

Замечание 3

Следует отметить, что помимо физических и умственных нагрузок человеческая нервная система тподвергается эмоциональному истощению.

Отрицательные переживание, такие как гнев, страх или плохое настроение понижают работоспособность, лишая его сил и душевного равновесия. Новые эмоции и впечатления, полученные от путешествия, помогут клиенту направить его жизнь по более гармоничному пути. Если турист наряду с отдыхом будет получать и психологические навыки одновременно, то по окончанию тура он сможет наблюдать в себе позитивные изменения.

Руководителям походов очень важно учитывать психологические аспекты туризма, возможное неприличное поведение участников похода, которое может проявляться в экстремальных ситуациях. Это — тяжёлые длительные физические нагрузки на весь организм , требовательность соблюдения дисциплины со стороны руководителя, кислородный голод на высоте.

Аспекты туризма. Психология в походе

От грамотного и продуманного решения из создавшегося положения зачастую зависит благополучное прохождение всего маршрута, и даже жизнь его участников. Очень хорошо, когда группа собирается из участников, знающих друг друга много лет и ходивших ранее в совместные походы. Но бывают и другие варианты.

В семидесятые годы, когда у меня ещё не было достаточно опыта познания психологии людей в экстремальных ситуациях, по моей инициативе (тогда я работал старшим инструктором областного совета по туризму) была организована республиканская туристская экспедиция по прокладке новых спортивно-плановых туристских горных маршрутов

Маршрут проходил по северным отрогам Угамского хребта и по северо-западным отрогам Таласского Ала-Тао — Джабаглытау, Алатау Бугулытортау. В этой горной труднопроходимой стране находится Аксу-Жабаглинский заповедник, занимающий 128 тыс. га, созданный ещё в 1926 году. По заповеднику протекают две крупные горные реки — Аксу и Жабаглы, в их верховья сотрудники заповедника не поднимаются из-за их труднопроходимости. Об этом они мне говорили, когда я согласовывал наш маршрут. И ещё они говорили о наличии в горах снежного человека (йети), предположительно в верховьях этих рек.

Для участия в экспедиции Республиканский совет по туризму направил представителей из Караганды, Павлодара и Алма-Аты в качестве участников, остальных я подбирал сам из Чимкента. Маршрут был рассчитан на 10 дней и на прохождение пяти перевалов, из которых три должны были быть первопрохождениями. В группе было 9 человек, не считая крупной бездомной собаки, которая присоединилась к нам в начале маршрута.

В первые два дня прошли один перевал (2800 м, 1А к.сл.) и спустились к кордону заповедника Дарбаза, где жил егерь со своей семьёй. Путь был технически несложный по тропе, с плавным набором высоты и таким же плавным спуском, но от тяжёлых рюкзаков к вечеру спина ныла и требовала отдыха. От кордона на запад уходила грунтовая дорога до небольшого посёлка, куда приходил раз в день автобус из Чимкента. А на восток дорога входила в каменные ворота скального коридора шириной в 5-8 метров, высотой в 80-100 м и длинной метров в 500. По узкому глубокому дну коридора мчалась горная речка Бала-Балдарбек.

Глядя на этот коридор со стороны, создавалось впечатление, что вырубили мечом узкий длинный проход в горном массиве. Егерь рассказал нам, что до 1953 года от коридора проходила узкоколейная железная дорога до посёлка, где находились мастерские и база по дроблению и погрузке породы, содержащей урановые руды. Утром мы прошли по этому тёмному мрачному коридору, затем вдоль реки повернули по ходу вправо и вошли в широкое ущелье с высокими скалистыми стенами.

Постепенно ущелье сужалось и, наконец, к полудню мы дошли до стенок, с которых речка падала многочисленными водопадами. Здесь, в берёзовой рощице, поставили палатки, и пока готовился обед, мы двумя связками начали искать выход наверх в висячую долину. Пока искали более лёгкий подъём наверх, пока навесили три сороковки перил, обнаружили три штольни метров по 50, далее пошли завалы и несколько площадок, на которых раньше стояли сторожевые будки.

В одной из штолен, в боковом проёме при свете фонарика увидели человеческий скелет, прикованный к стене пятиметровой цепью. Внизу, в долине ущелья, обнаружили потом ещё пять штолен у основания скальных стен. А в самой долине — остатки каменных стен бараков, в которых жили заключённые с 1944 по 1953 годы. Учитывая сложность подъёма на висячую долину и дальнейшую неизвестность пути, я решил здесь организовать «заброску» продуктов и пройти трёхдневный кольцевой маршрут.

Наутро отправились вверх по перилам с облегчёнными рюкзаками. Тем не менее, скалолазание потребовало приложить немало сил. После этого, видя, что подъём упрощается, я разрешил двум чимкентцам уйти вперёд (у них было охотничье ружьё), чтобы пострелять диких голубей, а сам через полчаса устроил 15-минутный привал. В это время впереди прозвучали два выстрела.

Участник из Павлодара (назовём его условно т. Зеленцов) вскочил на ноги и, обращаясь ко мне, закричал: «Павел Николаевич, Вы слышите, это они убивают голубей мира! Надо их срочно остановить» В его жестикуляции и в смысле слов было что-то необычное. У меня появилось ощущение, что это начало плохого конца. Надо что-то делать. Подошёл к нему и спокойно начал убеждать его, что он устал, и ему надо вернуться в лагерь в сопровождении двух опытных туристов. Тут же обратился к этим ребятам, предлагая им спуститься вниз в лагерь и ждать нас. Ребята начали просить меня оставить Зеленцова с группой, что они помогут ему пройти маршрут. Сам Зеленцов молчал. Когда и остальные участники начали просить меня оставить Зеленцова, я вынужден был согласиться, и мы продолжили подъём по высокогорной долине без троп, по камням.

Поход проходил в конце сентября. Снежники на южных склонах почти сошли. Правый орографически маловодный приток речки Шункульдук выходил из-под камней, дальше воды не было. Внизу, метрах в ста — последние кусты стланиковой арчи, поэтому вынуждены были расчистить от камней площадки и организовать ночлег. Утром продолжили подъём по каменистой долине Балдарбека к отрогу, отходящему от основного гребня Угамского хребта. Этот отрог и его дальнейшие развилки называются горы Балдарбек. Истоки долины Балдарбек находятся в огромном цирке. Справа по ходу в основном гребне Угамского хребта просматривается перевал Корумтор (3300 м, 2А к.сл.). Прямо по ходу, на востоке, виден перевал, который я через два года назову Западный Джетытор (3455 м, 1Б к.сл.).

За этим перевалом находятся семь висячих троговых небольших ледничков, а за ними — перевал через Угамский хребет, который я назвал Восточный Джетытор (3550 м, 1Б к.сл.). Под этими названиями они вошли во Всесоюзную классификацию. На севере, влево по ходу, находится седловина перевала Балдарбек (3300 м, 1Б к.с.). Вот на этот перевал мы начали подъём по длинному, скально-каменистому склону крутизной около 40 градусов. Подъём на перевал длился около трёх часов, к обеду я с основной группой поднялся на перевал и в туре нашёл записку ташкентских туристов от 1962 года. Записка пролежала 10 лет.

Прошёл уже час, как мы сюда поднялись, а снизу никого не видно. Наконец, вдалеке, появилась фигура Саши Шулакова, который махал рукой, приглашая к себе. Я спустился за 15 минут к ним, увидел за скалой всех троих и услышал от Александра, что Зеленцов при подъёме начал от них прятаться за скальными островками, ссылаясь на усталость. На предложение разгрузить его, отказывался и не отдавал рюкзак. В рюкзаке, кроме его личных вещей, должно было быть 2 кг гречки.

Тогда парни отобрали рюкзак и вытряхнули содержимое. Кроме гречки, в рюкзаке оказались три банки сгущёнки, две банки тушёнки и две плитки шоколада. Эти продукты он без разрешения забрал из «заброски». Попросту — украл. На вопрос: «Зачем он это сделал?», — ответил: «А вдруг вы меня оставите одного в горах?». Оценив ситуацию, я пришёл к выводу, что дальше идти по кольцевому маршруту с ним опасно. Надо возвращаться в базовый лагерь. «То ли ещё будет! Ой, ой, ой!» Послал наверх Володю Кузнецова, чтобы объяснить случившееся сидящим на перевале, дождался их спуска и все вместе пошли вниз, повторяя: «Суди его Бог». Это я сейчас с иронией вспомнил стих Николая Некрасова, а тогда мне было очень грустно от того, что не настоял на своём решении раньше с отправкой Зеленцова назад в лагерь.

Спустились до воды и стелющейся арчи, переночевали и на следующий день к вечеру спустились в базовый лагерь. Здесь нас ожидал приятный сюрприз. Около продуктовой «заброски», заложенной камнями, сидел бездомный пёс, охранял продукты и ждал нас. Решил сделать днёвку, но не в бывшем лагере политзаключённых, а ниже, в широкой долине с берёзовыми и рябиновыми островками в осеннем золотисто-оранжевом цвету, около речки Бала-Балдарбек. На костре согрели воду в вёдрах, из булыжников, стволов жимолости и брезента сотворили баню ‘‘по-чёрному‘‘, благо дров для костра, чтобы нагреть камни докрасна, было много. Помылись, постирали нательное бельё. Настроение у всех улучшилось, можно и песни попеть под гитару у костра, что мы и делали.

На следующий день я решил оставить Зеленцова с двумя участниками в лагере, а с остальными совершить кольцевой маршрут через перевалы Буревестник-2 и Неизвестный, находящихся в истоках речки Бала-Балдарбек и ведущих к реке Улькенак-Су. С наступлением темноты все улеглись спать. Часа через три я проснулся с ощущением какой-то неясной тревоги, вылез из палатки и начал проверять присутствие участников в остальных двух палатках, ощупывая и считая ноги. Одной пары ног не досчитался. Пришлось будить всех ребят, и выяснилось, что нет Зеленцова, хотя все его вещи, спальник и рюкзак были на месте. Не было и собаки. В предрассветных сумерках осмотрели берег реки, на камнях лежали брюки и куртка Зеленцова.

Мрачные предположения и нехорошие мысли полезли мне в голову. Отправил троих вниз по реке осматривать берега, двоих — в прилегающие окрестности, а сам с двумя товарищами пошёл вверх по реке. Речка хоть и полноводная, но не настолько, чтобы сбить с ног. Её можно перейти вброд, потому что здесь, в пологой долине, скорость течения уменьшается. Но вода очень холодная. Прошли вверх около километра, ничего не обнаружили, кроме небольшого стада косулей и хрюканья диких кабанов. Отошли от речки и по тропе пошли вниз. Впереди услышали возбуждённые голоса и увидели около копны сена, которую заготовил егерь, двоих наших парней, Зеленцова и собаку. Оказывается, когда парни по тропе поднимались вверх и дошли до копны, из неё вылезла собака, а потом и Зеленцов в трусах и майке. На вопрос, почему он здесь оказался, Зеленцов сказал, что, боясь побоев от парней, ночевал в стогу в обнимку с собакой.

В лагере я собрал всех участников и объявил, что снимаю Зеленцова с маршрута и отправляю его через кордон егеря до ближайшего посёлка в сопровождении двух парней. Вечером из этого посёлка по расписанию должен был уходить рейсовый автобус в Чимкент. Дал Зеленцову денег на дорогу. Чтобы не было обидно сопровождающим, устроил для группы жеребьёвку. На всякий случай составил протокол собрания со своим решением и попросил присутствующих подписаться.

Отправив Зеленцова и сопровождающих, дав им соответствующие инструкции, мы забрали все продукты, и ушли вверх по тропе вдоль русла Бала-Балдарбека к её истокам, двум ущельям с каровыми ледничками. Организовав базовый лагерь перед моренами, и оставив двоих участников, я с остальными совершил радиальный выход на перевал Буревестник-2 (3350 м, 2А к.сл.). Подъём на полувисячий ледниковый цирк по трём высоким моренным валам (высота около 100-150 метров), сравнительно несложен. Выход на перевал по снежному склону. На скальной седловине перевала увидели двух бородатых горных козлов с высокими изогнутыми рогами, грациозно прыгающих по скалам. С перевала хорошо виден пик Сайрам и четырёхтысячные вершины вокруг него. А вот спуск с перевала по скальным кулуарам и крутым скальным плитам требует альпинистской техники и соответствующей подготовки, ну, и времени, конечно. А вот времени у нас уже не было, оно ушло на причуды Зеленцова, поэтому мы спустились с перевала по пути подъёма к базовому лагерю.

К вечеру подошли двое сопровождающих, Эдик Крипулевич и Гена Слепцов. Они благополучно выполнили моё поручение. Рано утром следующего дня, забрав все продукты и снаряжение, мы начали подъём на перевал сначала по крупной осыпи, а потом по крутому скалистому склону (до 45 градусов). Навесили три перильные веревки, и подошли к скальной перемычке высотой метров 30. Первый ушёл скалолазанием без рюкзака, забивая по пути скальные крючья и навешивая карабины, организовал верхнюю страховку, и мы все поднялись на узкую скалистую седловину. Назвали перевал ‘‘Бригантина‘‘, высота его около 3500 метров. Впоследствии квалифицировали его как 2А к. сл. Когда сидели на перевале и обедали всухомятку, услышали клёкот гималайского улара, а потом и увидели, как эта горная курица перелетает со скалы на скалу. Кекликов мы встречали много раз, а вот уларов — в первый раз.

Спуск с перевала довольно крутой (около 40 градусов) по фирновому склону в небольшой каровый ледник длиной около 200 метров. Язык ледника оканчивается ледопадом, который обходится справа по скалам. Внизу небольшое моренное озеро, затем несколько моренных валов, из-под которых появляется многоводный ручей. Он является левым притоком реки Улькенак-Су. Склон покрыт жёлто-зеленоватой увядшей травой и изрыт норами красного сурка Мензбира. Большинство нор уже забиты изнутри землёй. На дворе сентябрь, сурки уходят в спячку. Спустились по ручью до его слияния с рекой Улькенак-Су (в переводе — «Большая белая вода»). Многоводный бешеный поток, ворочающий камни, пропилил в узком ущелье глубокое русло.

Оставив рюкзаки и несколько человек, я с ребятами пошёл вверх по едва заметной тропе, скорее всего звериной, потому что минут через 15 увидели идущего по тропе небольшого бурого тянь-шаньского белокоготного медведя. Он недовольно фыркнул, с ловкостью акробата быстро поднялся по скалистому склону и исчез в зарослях туркестанской древовидной арчи. Пройдя ещё с полчаса до лавинного выноса с правого скального кулуара, увидели в камнях белый череп с большими крутыми рогами архара (горного барана). Он хорошо смотрелся, и было великое искушение взять его с собой, но он весил килограммов 15. Пришлось оставить. Ущелье дальше сужалось и переходило в узкий каньон, поворачивающий плавно на восток. В южном направлении вдалеке просматривалась седловина то ли в основном гребне хребта, то ли в его отроге.

Повернули назад и через час спустились к ожидавшим нас товарищам, ещё через полчаса спустились к слиянию Улькен-Аксу и Кшиак-Су (в переводе — «Малая белая вода»). Эти два многоводных бурлящих потоков образуют реку Аксу, которая несётся вниз, увлекая огромные булыжники и пропиливая в скальной породе глубокое русло. Глухой грохот стоит над рекой. Здесь ущелье расширяется, и мы спускаемся уже по высокому арчёвому лесу, который создаёт необычный, неповторимый облик ландшафта. А воздух! Арча выделяет летучие эфирные масла, и фитонциды очищают и оздоравливают воздух, создавая устойчивую противомикробную зону. Поэтому йети (снежный человек), живущий в этих местах, такой высокий и крупный. Егерь кордона Аксу, расположенного в пятнадцати км ниже по правому берегу каньона, говорил, что несколько раз видел мохнатого, в шерсти могучего человека в конце осени по первому снегу.

Часа через три, идя по звериным тропам по левому лесистому склону, мы траверсом вышли к выходу ущелья из гор. Горное ущелье постепенно превратилось в уникальное явление природы — каньон Аксу. Это громадная трещина в земной коре. От выхода из гор до сужения она протянулась на 18 км, наибольшая ширина между краями доходит до 400-500 метров. Глубина до 500-600 м. Отвесные и прямые стены каньона местами падают в глубину до 200 метров. Кое-где они образуют полки и небольшие террасы, сменяющиеся крутыми карнизами, переходящими в вертикальные стены.

Такое разнообразие характера склонов можно наблюдать почти по всей длине каньона. Арчёвые леса и редколесья из вечнозелёных, высокоствольных можжевельников в ущелье сменяются дикими яблоневыми лесами из реликтовой яблони Сиверса, широколиственными лесами из реликтового каркаса кавказского (железное дерево). Встречаются ореховые и дубовые рощи. Поэтому в каньоне живёт много кабанов, косуль, барсуков, лисиц, зайцев, каменных куниц, ласок, а на зиму сюда приходят медведи. В отвесных склонах каньона находится много пещер, гротов, полостей. Уже через месяц после похода я приехал к егерю, оставил у него мотоцикл и по его подсказке нашёл 200-метровый спуск по крутой тропе на дно каньона. В пещерах и полостях, на полках под карнизами я искал мумиё и, находясь там, имел возможность убедиться в наличии разных зверей, населяющих леса каньона.

На выходе из ущелья Аксу, в предгорье, на окраине арчёвых лесов мы обнаружили многочисленные продолговатые земляные холмы, скрывающие каменные фундаменты бывших построек. Позже, читая архивную историю заселения людьми этих краёв, я узнал, что здесь были крепость и городище. Удачное месторасположение: с севера — непроходимая пропасть, с востока и юга — горы, а с запада — городские стены из камня. Вот бы здесь археологам покопаться.

Свою экспедицию мы завершили в небольшом посёлке, где обособленно находилась в консервации и под охраной бывшая база заключённых, добывавших урановую руду. Сейчас здесь тишина, и только через день сюда приходит рейсовый автобус, урча и поднимая дорожную пыль. Позади у нас остался не полностью пройденный маршрут, но впечатлений от увиденного и пережитого — масса. До сих пор помню. Особенно причуды матушки-природы, породившей человека и разнообразие всего живого, что заполняет нашу землю и особенно горы. Горы — они ведь тоже живые.

Возвращаясь к первоначальной теме своего очерка — о неадекватном психологическом поведении человека в экстремальных условиях, что может привести к печальному исходу, расскажу коротко ещё о двух случаях. На турбазе ‘‘Горельник‘‘, над городом Алма-Ата, в школе инструкторов по горному туризму проходили занятия по спуску дюльфером на отвесной скале. Выпускающий инструктор (мастер спорта В. Попов) на небольшой площадке проверяет к спуску ученика (условно назовём его Блоковым), я стою почти рядом, жду своей очереди.

Вдруг лицо Блокова исказилось от боли, он начал трястись, тело его изогнулось. Я, мгновенно поняв, в чём дело, схватил его за плечи и прижал к земле, придавив всем корпусом. Он минут пять ещё подёргался в конвульсиях и потом успокоился. Блоков приехал вместе со мной из Чимкента. Там я слышал от товарищей, что у него иногда происходят припадки эпилепсии. Туризмом он занимался давно, под его руководством образовалась группа молодых, которых он водил в походы выходного дня. Хорошо играл на гитаре и пел. У него было громадное желание пройти обучение в школе инструкторов. А ведь могло закончиться трагически, обрыв был рядом, а он ещё не был на страховке. Надо отдать должное руководству школы, которое позволило ему пройти весь курс обучения и участвовать в зачётном походе. За тот период у него приступов эпилепсии не было.

Второй случай происходил в альплагере ‘‘Талгар‘‘ на стадии набора восхождений на 3-й разряд. С раннего утра и до вечера мы находились на учебных занятиях или на восхождениях на вершины. Вечером в кругу отделения инструктор проводил разбор и оценку нашим действиям. На очередном разборе инструктор из Красноярска А. Холмогоров начал говорить об общем моральном климате отделения, которое складывается из поведения отдельных его участников. Если один из участников, помимо общего приёма пищи в определённое время и в определённом количестве, постоянно что-то жуёт в спальнике или при движении на маршруте, то это у остальных вызывает негативную реакцию и отчуждение, которое в экстремальных условиях может вызвать нежелательные последствия.

Всё это А. Холмогоров изложил деликатно, не называя фамилии. Но мы-то потом поняли, о ком идёт речь. Был у нас товарищ из Норильска, который в своём рюкзаке хранил репчатый лук, сало и тушёнку. Там, в городе Норильске, он недоедал в силу специфических условий проживания. Это я узнал от него, когда однажды разговорился с ним. Он не воровал, просто на кухне в лагере просил добавку, и лук репчатый ел, как хлеб. Но остальные этого не знали и могли подумать что-то нехорошее.

Все эти тонкости психологических аспектов туризма необходимо знать руководителю группы, чтобы своевременно своими действиями создать здоровую моральную атмосферу и избежать проявления негативных поступков, приводящих к печальным последствиям. Век живи — век учись! Читай, слушай, вникай и анализируй свои и посторонние действия. Чем больше знаешь, тем приятнее общаться с людьми и природой. ‘‘А иначе, зачем на земле этой вечной живём?‘

Павел Камаев.

Понятие «психологический туризм» (пт) сейчас только начало встречаться, и в первую очередь как практическое направление деятельности туристических компаний, некоторых психологических центров и эвант-компаний. его значение трактуется довольно разнообразно, при этом, как правило, не затрагивая концептуальную сторону, не подводя какой-либо основы под этот вид практики, а лишь описывая содержательную сторону.

Понятный по смыслу, термин «психологический туризм» может интерпретироваться как направление туризма, как направление психологической практики, как определенный симбиоз этих двух направлений. при этом остается не раскрытым уникальность и специфика психологического туризма, его методологические основы, механизмы коррекционной работы, место в психологической практике.

В этой статье мы попытаемся операционализировать явление «психологический туризм» как практическое направление группового психологического сопровождения личности и дать некоторую теоретическую основу с позиции интегративного подхода в психологии.

Анализ источников (в основном интернет-ресурсов) позволил выделить несколько трактовок психологического туризма.

На портале консалтинговой компании «эль-консул» (г. барнаул) (http://l-konsul.biz1), дано такое понимание: «психологический туризм - относительно новое направление в области психологических услуг для россии. кто-то рассматривает его как традиционный поход с психологическими техниками, как тренинги у вечернего костра, кто-то - как путешествия по местам силы с экзотическим уклоном, для кого-то психологический туризм - поездка на конференцию по психологии, а для кого-то - просто еще одно модное слово в туристическом бизнесе. основная идея пт - объединить отдых на природе, путешествие по интересным местам и познание мира своей души, знакомство с силой внутри нас. психологический туризм - это путешествие не только по просторам земли, но и по просторам души… психологический туризм - это отдых (70 %) + психологическое сопровождение, разгрузка, перезагрузка, экологичное и желанное изменение в вашей жизни (30 %).»

На сайте психологического центра «возрождение» (http://www.mataeva.ru) идея пт раскрывается следующим образом: «мы выезжаем в новые места не только для того, чтобы получить новые впечатления от путешествия, а ещё и для того, чтобы познать себя… через призму нового места, через соприкосновение с энергиями местности и природными стихиями, чтобы выйти из круга суеты, сделать остановку спокойствия и посмотреть на свою жизнь и свои действия новым взглядом».

«блог о счастье и личной эффективности» м. хайнц дает такую трактовку (http://superhappy.ru): «психологический туризм (пси-туризм)– это новое и бурно развивающееся направление современного туризма. появление его обусловлено напряженным ритмом жизни человека… на помощь тем, кто хочет не просто отдыхать, но и самосовершенствоваться, появился психологический туризм. психологический туризм – это специально разработанная технология для восстановления и поддержания психологического здоровья человека в современном мире… …сочетание интересного отдыха с приобретением полезных психологических умений и навыков и есть психологический туризм».

На портале частного психологического кабинета криченко е. в. (г. ростов-на-дону), (ttp://psyrostov.ru), пт рассматривается как «отдых принципиального иного качества», предполагающий возможность: «получить за короткое время отдых, который останется с вами надолго. наполнить свою жизнь яркими воспоминаниями. научиться полезным приемам отдыха и саморегуляции, которые можно самостоятельно использовать дома… получить новые силы и воодушевиться на реализацию новых планов. пообщаться с интересными людьми и посетить водопады, пещеры, погулять в лесу, подышать свежим воздухом, посмотреть на звездное небо и снежные горы…»

Помимо термина «психологический туризм», в источниках встречаются аналогичные по содержанию понятия: «путешествия по местам силы», «духовный туризм» или «духовные странствия», «пси-туры», «йога-туры», «тренинговые туры», «эко-туризм», «эко-психологический туризм», «тренинги по местам силы», «тренинги – путешествия» и другое. все же основные идеи таких проектов – это совмещение отдыха с использованием ресурсов природы и работы над собой, познания себя, либо обучения. то есть, совмещение (симбиоз) туризма и психологической (либо духовной, либо эзотерической, либо бизнес) информирования и практики. гораздо реже встречаются упоминания об отдыхе или психологической практике другого качества. для нас значимо именно другое новое качество, приобретаемое в интеграции путешествия, отдыха, самоисследования и личностной практики.

Учитывая существующие трактовки и понимание пт, мы предлагаем выделить психологический туризм как научно-обоснованное целостное направление практической психологии в интегративном подходе, основанном на ряде принципиальных позиций:

Интеграция — процесс, с помощью которого части соединяются в целое, когда все составляющие элементы действуют согласованно как единое целое. на уровне личности и группы интеграция формирует ресурсы, отношения, само-регулятивные механизмы.

Интегративный подход предполагает объединение предмета изучения и воздействия, и средств (подходов, методов и технологий). так, Лаврова о.в. утверждает, что один из видов интеграции состоит «во включении психотерапевтического знания в общенаучное путем объединения его с другими науками, исследующими тот же класс феноменов в своей предметной области. к проявлениям интеграции междисциплинарного типа так же следует отнести и тенденции к сближению естественнонаучного и гуманитарного знаний, теоретического и эмпирического знания, медицинских и немедицинских наук в области психотерапевтической практики. другим проявлением процесса интеграции можно считать объединение нескольких психотерапевтических подходов друг с другом на основе общих теоретических предпосылок. это объединение совершается поэтапно от эклектического к интегративному уровню».

Интегративный подход предполагает активное взаимодействие и интеграцию человека с окружающей средой (миром), принимая во внимание его био-психо-социо-духовную природу. так, ф. перлз, развивая направление гештальт-терапии, говорил об организме как о «целом, погруженным в окружающую среду»; интегративная терапия h. petzold в большей степени ориентирована на установление отношений человека с миром; личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия б.д.карвасарского, г.л.исуриной, в.а.ташлыкова, как отечественная интегративная метамодель психотерапии, включает в себя концепцию личности как системы отношений индивида с окружающей средой

Более подробно интегративный подход раскрыт в нашей статье «интегративная концепция в групповом и индивидуальном консультирование».

Концепция психологического туризма нам представляется как интеграция теоретических и практических знаний таких фундаментальных наук, как история, культурология, психология, география, биология, экология, и прикладных областей знания, таких как туризм и психологическая (психотерапевтическая) практика. непосредственно психологическая составляющая концепции базируется на таких направлениях, как психология среды или экологическая психология, духовная и трансперсональная психология, этно-психология и как обобщение высшего уровня – интегративная психология. прикладные специфические психологические направления, активно используемые в психологическом туризме – это ландшафтная психотерапия, анимало-терапия, арт-терапия, интегративные психотехнологии и другие направления, зависящие от специфики содержания психологического туризма.

В не зависимости от формата программы (т.е. маршрута и цели), пт всегда предполагает развивающее взаимодействие человека и окружающей среды. изучением этого взаимодействия с 70-х годов прошлого столетия занимается психология среды (энвайронментальная психология), включающая так же рассмотрение влияния факторов материальной действительности на личность. понятие «окружающая среда» трактуется широко и включает как природные объекты, так и имеющие материальное воплощение социальные образования, созданные самим человеком материальные конструкции, информационные объекты и т. д. это пространственно-географическая, социальная, культурная составляющие, органично включенные в жизнедеятельность и служащей важным фактором регуляции поведения и социального взаимодействия.

психология среды фиксируется на проблемах экологического сознания и мотивации. выявляя закономерности взаимодействия личности и окружающей среды, становится возможным проектировать и изменять окружающую среду таким образом, чтобы она стимулировала социально-приемлемое поведение личности или позволяло бы прогнозировать наиболее вероятные модели ее поведения.

Взаимодействие человека и окружающей среды предполагает интеграцию (через механизмы ассимиляции, интроекции и проекции) био-гео-социо-культурного пространства внешней среды и био-психо-социо-культурного пространства личности. в итоге этой интеграции формируется развивающее пространство, управляемое контекстно-опосредованными психотехнологиями. подробно данная мысль раскрыта в нашей статье «развивающее пространство как практическая концепция интегративной психологии». психологический туризм может основываться только на природном аспекте среды (это так называемые «опен-эир» форматы в полном контакте с природой») или на всем спектре среды: природном, социальном, культурном (это так называемые путешествия по «мировым местам силы» в центры мировой традиции). и в том и в другом случае будет формироваться интегративное развивающее пространство, в котором формируются личностные психологические и групповые социально-психологические ресурсы и отношения человека с миром.

таким образом, психологический туризм – направление практической психологической работы, предполагающее интеграцию социо-культурной (в том числе история, архитектура, искусство, ментальность, традиции, религия) и природной (в том числе ландшафт, флора и фауна, стихии) сред на основе контекстуально-опосредованных психотехнологий, формирующее интегративное развивающее пространство личности и группы.

Психологический туризм предполагает не просто объединение туризма (путешествия, отдыха и познания) с психологической работой через психотехнологии, социально-психологический тренинг, психотерапию и консультирование, но выстраивание целостного контекстного пространства, в котором личностное и групповое развитие обусловлено факторами среды осуществления пт (социо-культурными и природными). такая обусловленность проявляется в формировании программы, тематике и направлении работы, методах и технологиях. так, ведическая индуистская традиция способствует в частности развитию аспектов осознания, а буддистская – толерантности и принятию. в обоих контекстах актуально использование направленных визуализаций, дыхательных практик трансперсональной психологии, телесно-ориентированных релаксационных практик.

Работает и обратная логика: клиентский запрос, личная история, актуальная феноменология и состояние могут обуславливать выбор места, маршрута и среды в целом для психологического туризма.

Некоторые проведенные программы психологического туризма в рамках концепции интегративного развивающего пространства студии интегративных практик психологии и йоги «терра» в 2011-12 гг. (автор и ведущий м. фаерман):

1. Группа личностного развития и интеграции «место силы – освоение: в полном контакте с природой» (формат «опен-эир» в полном контакте с природой, палаточный туризм).

Контекст: «место силы – это не там, где скрыта целительная энергия или тайны предков, а там, где пробуждается твоя ресурсная энергия, и где ты раскрываешь собственные тайны самопознания!»

Психологическая группа личностного развития» «место силы — освоение» – это интенсивные психотехнологии в режиме открытого пространства (природы), активирующие ресурсы, расширяющие поведение, создающие целостность и осознание конфликтов, что, в итоге, приводит к желаемой психологической реальности в области близких отношений, личных свершений, восприятие мира и смыслов жизни, саморегуляции, решения сложных ситуаций,собственных актуальных целей.

Содержание работы: активация пространства, сознания, тела, личности, группы через ритуалы, групповую динамику, тренинг; процесс свободного связанного дыхания в открытом пространстве: полное погружение в 5 контекстных сессия; фоновый индивидуальный тренинг осознания: внутренней тишины, внутреннего света и др.; энергетическая аккумуляция через релаксации, динамические медитации, танцевально-двигательные драмы, огонь; проигрывание жизненных сценариев и значимых ситуаций через психодраму, создание карт реальности; интеграция полученного опыта и аккумулирование эффекта через проговоры, рисуночную рефлексию.

Технологии: дыхательные и телесные практики, энергетический массаж, индивидуальный тренинг, рационализация, психодрама, арт- и танцевально-двигательные техники, духовные ритуалы, настройки, медитация, биосинтез, обсуждение, рефлексия…

2. Группа личностного развития «течение силы: интегративный поток» (формат «опен-эир» в полном контакте с природой, палаточный туризм, сплав на плотах).

Контекст: «в русле личностных изменений». сплав на деревянных плотах по течению р. которосль и стоянки на укромных живописных полянах. психологические практики целостности и ресурсности личности. романтика костра, и палаток.

Изменчивая река и тайные стоянки по берегам насытят психологические практики динамикой, развитием, плавностью течения; романтикой, сказочностью открытой природы. здесь наиболее ярко: осознается прошлое, настоящее и будущее для гармонизации и развития; строится карта личностных изменений – воплощение желаемого; насыщается картина мира – создается полнота жизни; формируются ресурсы: жизненная энергия, вдохновение, озарения, стресс-устойчивость.

3. Группа личностного развития (глубинные психологические практики, гармоничная практика йоги) – «индия — сердце мира: пульсация жизни» (формат «путешествие по мировым местам силы», интеграция психологический группы и практики йоги). со-ведущий, преподаватель йоги алексеева о.

Контекст: уникальное путешествие в мир древней культуры, богатой природы. самопознание. раскрытие. очищение. насыщение энергией. умиротворение. мудрость философии индуизма; чувствование себя в пульсации жизни; развитие личностного потенциала; расширение сознания, поведения, представлений о мире, эмоционального выражения, открытие новых физических возможностей; духовная и телесная свобода; аккумуляция сил на длительное время; а так же экзотика, красота, гармония…

Керала – штат на берегу океана — «страна богов и магии»; концентрация стихий воды, воздуха, огня, земли; родина аюрведы, уникальный природный заповедник с множеством чистых рек и озер («индийская венеция»), дикими песчаными пляжами, рисовыми плантациями и холмистыми джунглями — сердце планеты!

Содержание работы. технологии: свободное холотропное дыхание, телесно-ориентированные и танцевально-двигательные практики, холистический палсинг, творческие технологии, динамические медитации, релаксация, ритуалы. практиками йоги: крии (очищение), статической и динамической пранаямой (дыхание), асанами (позы), мудрами и бандхами (энергетические жесты и замки), элементами парной йоги, практикой пратьяхары (работа с органами чувств), дхараны (концентрация), дхьяны (медитация).

Уникальность: во-первых, здесь гармонично совмещаются психологическая работа и практика йоги, направленные на возвращение целостной природы человека. во-вторых, наставничество обеспечивается двумя квалифицированными специалистами в области интегративной психологии и классической хатха- йоги. в-третьих, место проведения выбрано не случайно: индийский штат керала имеет все необходимое, чтобы обеспечить естественный богатейший контекст: разнообразие природных ресурсов, «живая» культура и традиция, народная медицина, архитектура, уединение. в-четвертых, психологический и духовный туризм обеспечивает полноту внешней и внутренней жизни, объемное проживание, ощутимые и осознаваемые результаты и впечатления от поездки, что интересно и бывалым путешественникам, и тем, для кого приоритетно личностное и физическое развитие! в-пятых, организационно учтены и аспекты комфорта, и организация быта, и увлекательность, насыщенность пребывания.

| Рубрика:

Психологический туризм (пси-туризм)– это новое и бурно развивающееся направление современного туризма. Появление его обусловлено напряженным ритмом жизни человека, особенно в крупных городах, который постоянно держит в напряжении и не позволяет ни на мгновение расслабиться. Стрессы, спешка, суета, шумы разрушительно воздействуют как на физическое, так и на психическое здоровье каждого из нас. На выходных полностью восстановиться удается не всегда. Остается единственная надежда — отпуск. Как его провести? На море или заняться своим развитием? А почему не совместить то и другое? На помощь тем, кто хочет не просто отдыхать, но и самосовершенствоваться, появился психологический туризм.

Что включает в себя психологический туризм?

Психологический туризм – это специально разработанная технология для восстановления и поддержания психологического здоровья человека в современном мире. Известно, что нервную систему и организм человека в целом переутомляют не только и не столько умственный и физический труд, а и эмоции, получаемые им в течение жизни. Плохое расположение духа, гнев, страх, и другие негативные эмоции лишают человека бодрости, приводят к упадку сил, потере душевного равновесия, депрессии.

Иногда, чтобы освободиться от этого, перезагрузиться, нужно уехать, полностью расслабиться и набраться новых эмоций, новых знаний, приобрести новые навыки, чтобы поставить жизнь на совсем другие рельсы. Сочетание интересного отдыха с приобретением полезных психологических умений и навыков и есть психологический туризм .За этот период человек может как отдохнуть, так и обучиться, к примеру, эффективным коммуникациям, навыкам быстрой релаксации, управлению временем.

Формы психологического туризма

Сегодня есть множество форм психологического туризма. Это и путешествия в горы с проводником и психологом. Это поездки на различные курорты, где отдых сопровождается интересными тренингами. Это эко-туризм, где человек погружается в природу и одновременно учится каким-то психологическим навыкам. Живут обычно на таких программах в палатках и исключительно в чисто природных условиях.

Есть и более цивилизованный туризм: в современных городах с экскурсионной программой и сопровождающей ее тренингом.

В идеале, психологический туризм – это объединение отдыха и путешествий по интересным местам с познанием мира души, знакомством со скрытой силой внутри каждого из нас.

Обычно группу людей курирует специалист, который составляет программу медитаций и тренингов, содействующих в достижении состояния гармонии, помогающих полностью расслабиться и избавиться от негатива.

Эффективный психологический туризм складывается из отдыха, обучения, психологической разгрузки, раскрытия своего потенциала и развития. За короткое время человек может, как хорошо отдохнуть, так и обучиться, к примеру, медитации, коммуникабельности, энергетическому дыханию и т.д. Как правило, по возвращению домой после правильно подобранного курса, человек ощущает прилив энергии, сил, эмоционально, физически и духовно обновляется, наполняется свежими идеями и готовностью творить и достигать новых целей. Улучшается атмосфера как в семье, так и на работе, ведь само восприятие жизни меняется, энергетические ресурсы организма восстанавливаются, неэффективные стратегии поведения корректируются.

Спасибо за внимание!

Мария Хайнц