Семья

Румянцева м ф теория истории. М.ф. румянцева цивилизационный и глобалистский подходы к теории исторического процесса. Научный руководитель диссертационных исследований

Биография ректора

Биография ректора

Автобиография

Ивахненко Евгений Николаевич, родился в 1958 г. в г. Камышине Волгоградской обл. В 1979 г. с золотой медалью Камышинское высшее военное инженерное строительное училище (КВВИСУ) по специальности инженер-энергетик. С 1979 по 1987 гг. служил на различных должностях в КВВИСУ. С 1987 по 1989 гг. – служба в должности заместителя командира войсковой части 92775 на строительстве космодрома Байконур. В декабре 1989 г. уволился из Вооруженных сил в звании майора. За время службы награжден:

– медалью «За безупречную службу» (Медаль III степени за 10 лет безупречной службы);

– медалью Министерства обороны Российской Федерации «Генерал армии Комаровский»;

– юбилейной медалью «70 лет Вооружённых Сил СССР»;

– знаком отличия офицеров воинских формирований строительства и расквартирования войск ВС РФ.

В 1988 г. окончил философский факультет Киевского государственного университета (с отличием). Специальность: философ, преподаватель философии. В 1991 г. после окончания аспирантуры в Киевском госуниверситете защитил кандидатскую диссертацию на тему «Идея вечного мира в западноевропейской философии Нового времени. XVII-XVIII вв.» по специальности: 09.00.03 – история философии. В 1999 г. в РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) защитил докторскую диссертацию на тему «Основные конфронтации русских религиозно-философских и политических течений. XI-XX в.» по специальности: 09.00.03 – история философии. В 2002 г. присвоено звание профессор по кафедре философии.

С 1990 по 2003 гг. работал в Кабардино-Балкарском госуниверситете (КБГУ) на должностях: лаборанта, ассистента, ст. преподавателя, доцента, профессора кафедры философии.

С 2003 г. – в Российском государственном гуманитарном университете. С сентября 2003 г. – профессор кафедры современных проблем философии РГГУ, с 2005 г. – профессор кафедры социальной философии. В сентябре 2007 г. избран на должность заведующего кафедрой социальной философии философского факультета РГГУ.

С 2007 по 2009 гг. – начальник Отдела магистерских программ РГГУ. С сентября 2005 г. по март 2016 – руководитель магистерской программы философского факультета РГГУ. С сентября 2015 г. – руководитель международной российско-французской магистерской программы «Историко-философские и социальные исследования» (РГГУ–Сорбонна–Сен-Дени).

С 2012 г. по март 2016 г. – главный научный сотрудник Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ Федерального института развития образования Минобрнауки (ФИРО).

Научные интересы: история философии, философия науки, социальная философия (социальная сложность, системная теория коммуникации Н.Лумана, «постсоциальные исследования»), эпистемологические проблемы информационных теорий, философия образования и модернизация современного университета. Опубликовано более 130 научных работ.

Руководитель научно-педагогической школой «Аутопойезис коммуникации: проблема минимизации социальных рисков».

Грантовая поддержка исследований в рамках научно-педагогической школы:

Грант РГНФ. Конкурс поддержки молодых ученых. Тема: «Аутопойезис коммуникации: минимизация социальных рисков» (2013-2015) РГНФ (13-33-01009).

Грант Фонда Темплтона. Тема: «Наука и духовность» (2007-2010 гг.) Междисциплинарного университета Парижа и Элтон Университета.

Грант РГНФ. Тема: «Роль религиозных предпосылок и ценностей в становлении и развитии социально-гуманитарного познания» (2007-2009 гг.) РГНФ (07-03-00-293а).

Экспертная деятельность в ФИРО по утверждению образовательных программ в системе высшего образования.

Под руководством Е.Н. Ивахненко защищено 9 кандидатских диссертаций.

Входит в состав редакционных советов журналов:

- «Высшее образование в России» (Москва);

- «Информационное общество» (Москва);

- «Актуальнаые вопросы естествознание» (КБР, Нальчик).

Работает в составе двух диссертационных советов по защите докторских диссертаций: Д 212.198.05 (философские науки), Д 212.198.10 (социологические науки)

Участие в медиа-проектах

Участие в ТВ программе «Культурная революция» (канал Культура) – 2013-2015 гг.

Выступления на ТВ и радиостанциях: «Россия-24», «Голос России», «Радио России» и др.

Выступления и интервью в сети Интернет

Увлечения: художественная литература (Ф. Достоевский, А. Платонов, Р. Музиль, Дж. Литтелл) , поэзия (Е. Баратынский, И. Бродский, А. Тарковский, Н. Иванов), спорт.

Женат, воспитывает детей и внуков.

Мария Андреевна родилась 4 апреля 1698 г. в семье дипломата Андрея Артамоновича Матвеева (1666 – 1728) и Анны Степановны Аничковой (1666-1699).
Была внучкой боярина Артамона Сергеевича Матвеева (1625 - 1682), который воспитывался вместе с Алексеем Михайловичем Романовым. В последствии, он был воспитателем и советником царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, и был убит во время стрелецкого бунта при попытке образумить стрельцов.
Она рано лишилась своей матери, скончавшейся 4 октября 1699 г., и росла под надзором мачехи, второй супруги отца Анастасии Ермиловны Аргамаковой (фамилия по первому мужу, ум. в 1756 г.).
Первые годы своей жизни Мария Андреевна провела в Вене и Гааге, где её отец служил послом до 1710 года. Воспитанием девочки занималась мачеха.

Мария Андреевна свободно говорила по-французски, хорошо танцевала, обладала красотой и живостью, которые привлекли внимание Петра I.
По словам П.Ф. Карабанова (1767 – 1851), Петр І не только имел большое расположение к Марии Андреевне, но и ревновал ее к другим до того, что однажды даже наказал ее за слишком смелое обращение с кем-то другим и пригрозил ей, что выдаст ее замуж за человека, который сумеет держать ее в строгости и не позволит ей иметь любовников, кроме него.
Действительно, когда вскоре один из его любимых денщиков - Александр Иванович Румянцев (1680 – 1749) возымел намерение вступить в брак, Петр I приехал с ним к А.А. Матвееву сватать его дочь за своего денщика. Матвеев не счел удобным противиться этому предложению, - и 10-го июля 1720 года, с богатым приданым от Петра I, в присутствии царя и царицы, состоялось бракосочетание 19-летней Марии Андреевны с Александром Ивановичем, получившим чин бригадира и недавно отличившегося в сыске по делу царевича Алексея (1690 – 1718). На другой день, 11-го июля, Их Величества кушали на почтовом дворе у Румянцева.
Царь пожаловал жениха «немалыми деревнями», конфискованными у казненного А.В. Кикина (1670 – 1718). Вслед за этим Мария Андреевна произвела на свет троих дочерей.

Великий князь Николай Михайлович (1859 – 1919), писал:
«Она занимала первое место среди любовниц великого императора, он любил Марию Андреевну до конца жизни и даже ревновал ее, что случалось с ним нечасто. Желая, чтобы кто-нибудь держал юную графиню «в ежовых рукавицах», государь выдал 19-летнюю Матвееву за своего любимого денщика Александра Ивановича Румянцева…».

Молодожены поселились в доме на Красном канале (участок дома № 3 по Марсову полю).
Петр I подарил Румянцеву в 1724 г. большой участок на левом берегу Фонтанки, близ дороги в Царское Село. Там был выстроен загородный одноэтажный дом и разбит сад (ныне наб. р. Фонтанки, 116).

Когда император умирал, Мария Андреевна была беременна сыном, ставшим впоследствии знаменитым полководцем П.А. Румянцевым-Задунайским, внешне похожим на Петра I.
В 1725 году её муж находился в Константинополе, а затем на Персидской границе для размежевания, Мария же оставалась в Москве, где произвела на свет четвёртого ребёнка, сына, крещенного в честь царя Петром Александровичем, которому суждено будет стать знаменитым полководцем.

Великий князь Николай Михайлович сообщает, что отцом мальчика был не законный супруг, а сам Петр, с этой же легендой соглашается Казимир Валишевский (1849 – 1935). Трудно судить о достоверности этой легенды, однако И.И. Голиков (1735 – 1801) в анекдотах о Петре Великом дает ему косвенное подтверждение. Мальчик оказался последним из крестников вскоре после этого скончавшегося императора. Крестной матерью его стала императрица Екатерина I.

При Анне Ивановне, за нерасположение к немцам и протест против роскоши при дворе (по некоторым сведениям - за отказ занять предложенную ему должность президента Камер-коллегии; или же за избиение Бирона, уличенного им в казнокрадстве), Румянцев был лишён чинов и сослан в казанскую деревню.
Когда муж Марии Андреевны подвергся опале и был лишен чинов, она вместе с ним и детьми была отправлена на житье в Алатырскую деревню, где они провели около трех лет.

В 1735 г. её муж был восстановлен в чине генерал-лейтенанта и сделан астраханским, а потом казанским губернатором и назначен командующим войсками, отправленными против взбунтовавшихся башкир. В 1738 г. Румянцева назначили правителем Малороссии, и семья переехала в Киев, откуда при помощи Мавры Егоровны Шуваловой (1708 – 1759) Румянцева поддерживала связь с не менее опальной цесаревной Елизаветой. Скоро её супруга перевели в действующую армию, а в 1740 г. назначили чрезвычайным и полномочным послом в Константинополь.
В 1740 году Румянцев был назначен уполномоченным на конгресс в Або, при праздновании заключенного там мира Румянцева М.А. получила от новой императрицы Елизаветы звание статс-дамы, и, поскольку муж её был возведен в графское достоинство, стала графиней и приобрела очень большое влияние при дворе благодаря своему «уму и такту».
Представители иностранных держав, зная о влиянии Румянцевой при дворе, старались расположить ее в свою пользу. Так, Шведский генерал Ю.Х. фон Дюринг (1695 – 1759) хвалился тем, что успех его поручения обнадежен ему приязнью генеральши Румянцевой; Французский посланник Далион (1742 – 1743, 1745 – 1748) находил нужным производить ей пенсию от своего двора и писал своему правительству, что она в большой милости у Императрицы; Английский посланник Килилл Вейч (1741 – 1744) склонял ее также на сторону своего кабинета. Но Румянцева, равно как и ее супруг, были сторонниками Французского двора и держались партии Шуваловых.

В 1744 императрица Елизавета поручила ей заведовать двором будущей Екатерины II, пока ещё принцессы Ангальт-Цербстской в качестве доверенной особы Ее Величества, для надзора и опеки над Принцессой, с обязательством отдавать Императрице подробный отчет о всем замечаемом ею. И Румянцеву на этом «малом дворе» очень боялись.
Екатерина II вспоминает:
«Во время этих маскарадов заметили, что у старой графини Румянцевой начались частые беседы с императрицей, и что последняя была очень холодна с матерью, и легко было догадаться, что Румянцева вооружала императрицу против матери и внушала ей ту злобу, которую сама питала с поездки в Украину ко всей повозке, о которой я говорила выше; если она не делала этого раньше, так потому, что была слишком занята крупной игрой, которая продолжалась до тех пор и которую она бросала всегда последней, но когда эта игра кончилась, её злость не знала удержу.»

После того, как принцессу и великого князя Петра Фёдоровича обвенчали, Румянцева М.А. была уволена от должности гофмейстерины и получила приказание вернуться к своему супругу. Считали, что причиной этому была неприязнь матери великой княгини Екатерины - Иоганны Гольштейн-Готторпской, а также канцлера Бестужева-Рюмина. Но свое положение особы, дружной с императрицей, Румянцева сохранила.

В 1749 году Румянцева М.А. овдовела, но осталась при дворе и про-должала жить расточительно, порой проигрывая в карты, из-за чего нередко обращалась за финансовой помощью к Елизавете, а потом и к Екатерине II, при дворе которой, как старейшая придворная дама и современница Петра, а затем и мать фельдмаршала, пользовалась большим уважением.
Граф Луи-Филипп Сегюр (1753 – 1830) писал о ней:
«Разбитое параличом тело ее одно обличало старость; голова ее была полна жизни, ум блистал веселостью, воображение носило печать юности. Разговор ее был так интересен и поучителен, как хорошо написанная история».

12 июня 1775 после заключения её сыном Кючук-Кайнарджийского мира ей был пожалован орден Св. Екатерины.

10 июня 1776 года Екатерина II, хотя и хорошо помнила, как Румянцева мучила её, будучи управляющей её двора, тем не менее сделала её гофмейстериной, чему способствовали заслуги её сына-полководца.

Графиня весьма часто присутствовала на разных обедах, свадьбах и торжествах при дворе; в день первого бракосочетания Великого Князя Павла Петровича (1773) она, очень хорошо еще танцевавшая, просила Великого Князя оказать ей честь протанцевать с нею, так как она в свое время имела честь танцевать с его прадедушкою, дедушкою, и батюшкою, а затем, еще много лет спустя, на придворном балу 24-го ноября 1781 г., в день именин Императрицы, прошлась в польском танце (краковяк) с одним из внуков Екатерины II - Великим Князем Александром Павловичем.
По воспоминаниям современников, отличалась необыкновенной доб-ротой и была готова всем помогать. Была в числе первых, кто в 1763 году стал принимать в своем доме подкидышей и беспризорных детей. Занималась делами в имении сына Павлино (совр. Железнодорожный), полученным им в приданое за женой, в том числе следила и за строительством церкви архитектором Бланком.

22 сентября 1778 года была пожалована обер-гофмейстериною Высочайшего двора.
Мария Андреевна пережила двух своих дочерей - графиню П. А. Брюс и Е.А. Леонтьеву.

Скончалась Мария Андреевна 4 мая 1788 года. Погребена в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры.

Державин Г.Р. посвятил ей одну из своих од - «На смерть графини Румянцевой», написанную для княгини Е. Р. Дашковой:

Румянцева! Она блистала
Умом, породой, красотой,
И в старости любовь снискала
У всех любезною душой;
Она со твердостью смежила
Супружний взор, друзей, детей;
Монархам семерым служила,
Носила знаки их честей.

Воззри на памятник сей вечный
Ты современницы твоей,
В отраду горести сердечной,
к спокойствию души своей,…

Державин обращался к Дашковой, которая была в крайнем огорчении от женитьбы её сына без её благословения, - в противоположность Румянцевой, которая перенесла много горестей выпавших на её долю стоически.

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И.Н.Данилевский, В.В.Кабанов, О.М.Медушевская, М.Ф.Румянцева. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. - 702 с.
ISBN 5-7281-0090-2

Учебное пособие отвечает новому статусу источниковедения в современной эпистемологической ситуации, характеризуемой усилением полиметодологизма, стремлением к гуманитаризации исторического знания, усилением интеграционных процессов, В основе концепции книги - теоретическое осмысление того факта, что исторический источник (продукт культуры, объективированный результат деятельности человека) выступает как единый объект различных гуманитарных наук при разнообразии их предмета.

Значительное внимание уделяется методологическим проблемам: обосновывается источниковедческий критерий сравнительно-исторических исследований, раскрываются междисциплинарные связи источниковедения. Источниковедение рассматривается как интегрирующая дисциплина в системе гуманитарных наук; показываются различные методологические подходы к решению наиболее значимых проблем, а также развитие методики исследования основных видов исторических источников.

Обзор основных видов источников российской истории, данный во 2-й части учебного пособия, имеет универсальный характер, поскольку отражает тенденции, общие для источниковой базы истории разных стран.

Часть I. ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ И МЕТОД ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ

    Глава 1. Источниковедение: особый метод познания реального мира
    Глава 2. Источник: феномен культуры и реальный объект познания
    Глава 3. Источник: антропологический ориентир гуманитарных наук
Раздел 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ (О.М.Медушевская)
(p1s2.pdf - 775К)
    Глава 1. Критика и интерпретация как исследовательская проблема
    Глава 2. Источниковедение как проблема национальной истории
    Глава 3. Источник как самодостаточная исследовательская проблема
    Глава 4. Источники как средство познания для историка
    Глава 5. Позитивистские методы исторического исследования
    Глава 6. Преодоление позитивистской методологии
    Глава 7. Методологическое обособление наук о культуре
    Глава 8. Исторический факт и исторический источник в концепции "Анналов"
    Глава 9. Историческое прошлое в сознании историка
    Глава 10. Гуманитарное знание как строго научное
    Глава 11. Источниковедческая парадигма методологии истории
    Глава 12. Источниковедение в российской реальности
    Глава 13. Источник как явление культуры
    Глава 14. Теоретические проблемы источниковедения. Источниковедческие проблемы наук о человеке
Раздел 3. МЕТОД ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ АСПЕКТЫ (О.М.Медушевская)
(p1s3.pdf - 483К)
    Глава 1. Источниковедческий анализ и источниковедческий синтез
    Глава 2. Структура источниковедческого исследования
    Глава 3. Классификация исторических источников
    Глава 4. Источники в науках о человеке

Часть 2. ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Раздел 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XI-XVII ВЕКОВ (И.Н.Данилевский)

    Глава 1. Летописание
    (p2s1c1.pdf - 612К)
    Глава 2. Законодательные источники
    (p2s1c2.pdf - 367К)
    Глава 3. Акты
    (p2s1c3.pdf - 380К)
    Глава 4. Литературные произведения
    (p2s1c4.pdf - 452К)
Раздел 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА (М.Ф.Румянцева)
    Глава 1. Изменения в корпусе исторических источников при переходе от средних веков к новому времени
    (p2s2c1.pdf - 212К)
    Глава 2. Общие свойства исторических источников нового времени
    (p2s2c2.pdf - 217К)
    Глава 3. Массовые источники
    (p2s2c3.pdf - 201К)
    Глава 4. Законодательство
    (p2s2c4.pdf - 530К)
    Глава 5. Акты
    (p2s2c5.pdf - 221К)
    Глава 6. Делопроизводственные материалы
    (p2s2c6.pdf - 283К)
    Глава 7. Материалы фискального, административного и хозяйственного учета
    (p2s2c7.pdf - 305К)
    Глава 8. Статистика
    (p2s2c8.pdf - 317К)
    Глава 9. Публицистика
    (p2s2c9.pdf - 186К)
    Глава 10. Периодическая печать
    (p2s2c10.pdf - 273К)
    Глава 11. Источники личного происхождения
    (p2s2c11.pdf - 350К)
    Глава 12. Изменения в корпусе исторических источников при переходе от нового времени к новейшему