Семья

Тест срисовывание образцов. Ориентировочный тест школьной зрелости керна - йирасека. Тест "Четвертый – лишний"

Дискомфортные ощущения от света являются нормальными при переходе из темного помещения на ярко освещенную улицу. Это связано с недостаточно быстрым рефлексом сужения зрачков глаз. Обычно спустя минуту зрачки подстраиваются, и светочувствительность глаз приходит в норму. Патологическая светобоязнь у взрослых и ребенка отличается постоянным дискомфортным ощущением от даже неяркого света.

Фотофобия и другие симптомы

Её часто сопровождают другие симптомы, указывающие на причины патологии.

Светобоязнь и дискомфорт или болевые ощущения в глазах:

  • ожог и другие повреждения глаз;
  • воспаление склеры, конъюнктивы, внутренних оболочек глаз;
  • язвенные изменения роговицы.

Наиболее частым случаем у детей является конъюнктивит. Также обычно заболевания сопровождаются слезотечением и рефлекторным смыканием век.

Светобоязнь и головная боль:

  • воспаления оболочек и тканей головного мозга;
  • различные невралгии;
  • длительное, высокое напряжение;
  • мигрень;
  • геморрагический инсульт
  • Светобоязнь и повышенная температура:
  • абсцесс мозга – скопление гноя в тканях мозга в результате какого-либо заболевания;
  • энцефалит – воспаление тканей мозга, переносится клещами;
  • блефарит – воспаление век инфекционного характера;
  • менингиты – группа заболеваний, характеризующаяся воспалением оболочек головного или спинного мозга.

Светобоязнь и рвота или тошнота:

  • мигрень;
  • менингит;
  • абсцесс мозга;
  • менингоэнцефалит.

Светобоязнь и слезотечение:

  • невралгические заболевания;
  • ОРВИ и грипп;
  • глазной герпес;
  • бешенство;
  • кератоконъюнктивит.

Диагностика

При фотофобии стоит записаться к неврологу и офтальмологу. При фотофобии у ребенка можно сходить вначале к педиатру, он направит к нужному врачу. Офтальмолог проведет офтальмоскопию, проверит глазное дно, может понадобиться соскоб с роговицы. Невролог назначит МРТ, ЭЭГ, может понадобиться КТ. При подозрении на туберкулез назначают рентгенографию легких.

Механизм развития

Светобоязнь имеет несколько механизмов развития. Первый механизм связан с патологиями в вегетативной нервной системе, из-за этого зрачок не реагирует на слишком яркий свет. Чаще причины такого расстройства сокрыты в вирусной атаке. Невралгический механизм связан с патологией мозга или тройничного нерва, причины которой в менингитах, энцефалитах, мигренях и других заболеваниях.

Светобоязнь имеет естественные причины при приеме некоторых препаратов, применении капель-мидриатиков.

Также она развивается при травмах и воспалениях глаз. Фотофобия может возникнуть при избытке солнечного света, это часто наблюдает в северных широтах. Снег хорошо отражает видимый свет и ультрафиолетовые лучи. Длительное нахождение неподготовленного человека в северных широтах может привести к фотофобии.

Детская фотофобия

У маленьких детей могут обнаружиться врожденные аномалии, провоцирующие светобоязнь. Это отсутствие или малое содержание пигмента меланина или альбинизм. Реже встречаются такие патологии, как отсутствие или прозрачность радужки или её неспособность реагировать на свет.

Также ребенка привлекают таблетки, от каких появляется фотофобия: Атропин, Фенилэфрин, Идоксуридин. У детей есть вредная привычка – смотреть на солнце, это вызывает повреждение сетчатки и светобоязнь. Чаще всего у детей возникает фотофобия при акродинии, эндокринной офтальмопатии, конъюнктивите, параличе двигательного нерва глаз.

Светобоязнь у детей - это повышенная чувствительность глаз ребенка у дневному и искусственному освещению. Причин такой патологии может быть много: врожденные или приобретенные патологии; психологические перенагрузки; применение некоторых лекарственных средств.

Факторы, способствующие развитию светобоязни

Самая первая причина - вроженная патология. У некоторых малышей полностью отсутствует пигмент меланина или содержится в недостаточном количестве. Причиной появления светобоязни может стать необдуманный прием ребенком некоторых медпрепаратов. Боязнь света может стать следствием болезней глазных оболочек: острого хронического конъюнктивита, ирита, кератита, повреждений или опухолей роговиц. Многие дети любят смотреть на солнце, вследствие чего у них может развиться поражение глаз солнечным светом. Не стоит сбрасывать со счетов и снежную офтальмию. Снег обладают отличной способностью к отражению ультрафиолетовых лучей, чем может провоцировать развитие боязни яркого света. Такие эффекты распространены в северном полушарии планеты, где много снега и лежит он долго.

Акродиния

Малышу может быть поставлен диагноз «акродиния», другое его название - «розовая болезнь», при котором у детей наблюдается розовение и липкость кистей и стоп. Также наблюдается повышение АД, учащение пульса и повышенное потоотделение. Ребенок начинает бояться яркого света, теряет аппетит, у него развивается бессоница. Чувствительность к инфекциям повышается, что при отсутствии своевременного качественного лечения может спровоцировать летальный исход.

Конъюнктивит

При этом заболевании слизистая оболочка глаза воспаляется. Болезнь может носить бактериальную, вирусную или аллергенную природу. Характерное проявление у детей - боязнь яркого света. Есть ряд медикаментозных и народных методов лечения болезни, у каждого их которых есть свои плюсы и минусы.

Паралич глазного двигательного нерва

При параличе двигательного нерва в глазу верхнее веко опускается, и глаз начинает смотреть, вроде бы, в сторону, зрачок расширяется. Зрачок становится не способным к адекватной реакции на изменяющееся освещение, в результате чего и развивается светобоязнь. Причины недуга могут быть разными: перенесенная инфекция, отравления, повреждения глаза и т.п.

Эндокринная офтальмопатия

Аутоиммунное заболевание, формирующее целый перечень симптомов. Ребенок начинает жаловаться на какое-то инородное тело в глазах, начинает «давить» в глазах, появляется светобоязнь. Вызывается патологиями деятельности щитовидной железы.

Нередко детская светобоязнь становится следствием различных глазных заболеваний и травм. При обнаружении покраснений глаза у ребенка и слезоточивости покажите малыша врачу, не надейтесь, что все пройдет само собой. Не стоит также заниматься самолечением. Вполне может оказаться, что у ребенка нет ничего серьезного, но провериться всегда надо.

Cодержание статьи: classList.toggle()">развернуть

Светобоязнь или фотофобия – повышенная чувствительность к свету, при которой наблюдается слезотечение, болезные ощущения в глазах, смыкание век.

Важно отличать светобоязнь от патологического страха пребывания на солнце — «гелиофобии». Патология является следствием психического заболевания.

Причины светобоязни

Фотофобия – симптом достаточно распространенный, но для большинства людей это не связано с каким-либо заболеванием. Повышенная чувствительность глаз к свету может развиться в результате длительного пребывания в плохо освещенном помещении.

Зрачок не успевает быстро адаптироваться, происходит прищуривание и слезотечение.

Существует несколько основных причин светобоязни :

Клиническая картина и диагностика

Специалисты выделяют следующие симптомы при светобоязни:

Для уточнения диагноза пациенту предлагают пройти комплексное обследование, которое включает:

  • Физический осмотр глаз;
  • УЗИ глаз;
  • Электроэнцефалограмму и КТ головного мозга;
  • Обследование при помощи щелевой лампы;
  • Люмбальную пункцию.

Лечение

Лечение полностью зависит от причины светобоязни. Если фобия не связана с другим заболеванием, то рекомендуется внести некоторые коррективы в свою повседневную жизнь: носить солнцезащитные очки с УФ – фильтром (или ), уменьшить количество времени пребывания за ПК и телевизором, закапывать глаза .

Небольшие воспалительные процессы лечатся глазными каплями , которые содержат в себе антисептические, противовоспалительные, увлажняющие компоненты и ферменты.

Фотофобия – симптом многих офтальмологических заболеваний, поэтому лечение будет основано на выявление и устранение причины, которая привела к появлению этого негативного признака.

Профилактика

Профилактические меры помогут снизить уровень дискомфорта, а в некоторых случаях предупредят развитие воспалительных заболеваний. В качестве профилактики рекомендуется:

  • Ношение солнцезащитных очков с УФ – фильтром;
  • Выполнение зарядки для глаз;
  • При , использование препаратов «искусственные слезы»;
  • Защита органов зрения при сварочных работах;
  • Соблюдение правил гигиены.

Светобоязнь у детей

Первая причина патологии – врожденная. У некоторых детей отсутствует (или содержится в незначительном количестве) пигмент меланин.

Часто детская светобоязнь развивается на фоне лихорадочных состояний , вирусных заболеваний: , повреждение роговицы, опухоль, туберкулезно-аллергическом .

Конъюнктивит

Болезнь провоцирует воспаление слизистой оболочки. Различают , и конъюнктивит. Характерный симптом – боязнь яркого света.

«Акродиния» или «розовая болезнь»

Характерные симптомы: розовые и липкие кисти рук и стопы, повышенное кровяное давление, большое потоотделение, потеря аппетита, боязнь света. При позднем лечении возможен летальный исход.

Паралич двигательного нерва

Признаки: верхнее веко опускается, зрачок расширяется и не приспосабливается к изменению освещения, поэтому у ребенка развивается светобоязнь. Причины заболевания разнообразны.

Эндокринная офтальмопатия

Аутоиммунный процесс, связанный с заболеваниями щитовидной железы. Ребенок может жаловаться на и в глазу, светобоязнь.

Туберкулезно-аллергический кератоконъюнктивит

Инфекционно –аллергическое заболевание, которое проявляется у детей с туберкулезом легких или лимфатических узлов. Заболевание начинается внезапно, с явными признаками светобоязни, слезоточивости, воспалением роговицы. Поражается один глаз.

Несмотря на то что в отдельных случаях светобоязнь не вызывает опасений, при первых признаках патологии необходимо обратиться за консультацией к врачу. Фотофобия может быть сигналом серьезных нарушений в организме .

Юлия Бородкина
Тест ориентировочной школьной зрелости Керна - Йирасека

Тест ориентировочной школьной зрелости Керна – Йирасека

Данная методика актуальна для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению . Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка (задание 1, его мелкой моторики рук и зрительной координации (задание 2, также тест позволяет выявить зрительно-пространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память (задание 3) и мышление (исходя из общей оценки всего теста ) .

Тест может применяться как индивидуально, так и в группе.

Методика проведения

Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (НЕ печатными) буквами : “Он ел суп”.

Внизу вы рисуете группу точек так, как показано у меня на образце бланка. У меня посредине отмечена линия сгиба для большей наглядности (естественно , вам ее рисовать не нужно) . Правая половина листа – для ребенка, который будет выполнять задание по срисовыванию.

Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.

Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждете когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т. д.

1. Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите : “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть) . Тогда делаем следующее задание.

2. Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение. Вы говорите : “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Т. е. мы предлагаем ему скопировать фразу. Если ваш ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему, языке, например, на английском : “He eats soup”.

3. Затем он переходит к группе точек. Вы говорите : “Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же. ” Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.

Итак, мы выполнили тест . Давайте посмотрим, как нужно подсчитывать результаты.

Каждое задание оценивается по пятибальной шкале (1 балл – высший, 5 – низший, затем баллы суммируются и сравниваются с нормативом.

Сумма баллов 3-6 расценивается как высокий показатель развития. 7-11 – средний показатель.

12-15 – ниже нормы. Если были получены такие результаты, требуется дополнительное обследование, т. к. в этой категории могут быть умственно отсталые дети.

Считаем баллы

По первому заданию

* 1 балл – фигура мужчины имеет голову, шею, туловище, конечности. Голова не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (или они закрыты шапкой или кепкой, уши; на лице – глаза, нос, рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги как бы “растут из туловища”, а не прикреплены к нему и внизу отогнуты. Фигура одета в мужскую одежду. Вся фигура нарисована синтетическим, другими словами, контурным способом, т. е. как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей и ее можно обвести, не отрывая карандаш от бумаги.

* 2 балла – все требования, присущие 1 баллу, кроме синтетического способа (фигура нарисована аналитическим способом – из отдельных частей) . Можно не учитывать три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица, если способ рисования – синтетический.

* 3 балла – фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями, допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.

* 4 балла – примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности нарисованы одной линией. Их может быть одна пара.

* 5 баллов – отсутствует четкое изображение туловища типа “головоножка” и обеих пар конечностей.

По второму заданию :

* 1 балл – хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в 2 раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной не более чем на 30 градусов.

* 2 балла – достаточно разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.

* 3 балла – явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

* 4 балла – с образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку записи.

* 5 баллов – каракули.

По третьему заданию :

* 1 балл – почти совершенное копирование группы точек. Допускается небольшое отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца разрешается, а увеличение – не более чем в 2 раза. Рисунок должен быть параллелен образцу.

* 2 балла – число и расположение точек соответствует образцу, можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.

* 3 балла – рисунок в целом похож на образец, не превышая по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, хоть на 180 градусов.

* 4 балла – контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) – не разрешаются.

* 5 баллов – каракули.

ОПРОСНИК ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ТЕСТА ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ Я . ЙИРАСЕКА

1. Какое животное больше - лошадь или собака?

Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = - 5 баллов.

2. Утром вы завтракаете, а днем.

Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = - 3 балла.

3. Днем светло, а ночью.

Темно = 0 баллов, неправильный ответ = - 4 балла.

4. Небо голубое, а трава.

Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = - 4 балла.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки - это. ?

Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = - 1 балл.

6. Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т. д.) = 0 баллов, неправильный ответ = - 1 балл.

7. Что такое Москва, Ростов, Киев?

Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = - 1 балл.

8. Который час показывают часы (показать на часах?

Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это., маленькая овечка - это. ?

Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = О баллов. Неправильный ответ = - 1 балл.

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового?

На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = - 1 балл. На курицу = - 3 балла.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл. 1 причина = 0 баллов.

Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = - 1 балл.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские). 1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

У них есть разные признаки : у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) т 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта - гайка = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это. ?

Спорт, физкультура = 3 балла. Игры (упражнения, гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла.

Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства - это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины,

уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит,

чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.

1 или 2 различия = 2 балла.

Неправильный ответ (у него палка, он курит и т. д.) = Обаллов.

18. Почему люди занимаются спортом?

Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т. д.) = 4 балла.

Одна причина = 2 балла. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?

Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам :

1 группа - плюс 24 и более;

2 группа - плюс 14 до 23;

3 группа - от 0 до 13;

4 группа - от минус 1 до минус 10;

5 группа - менее минус 11.

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению .

Общая оценка результатов тестирования

Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от 3 до 6 баллов . Группа детей, получивших 7-9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению . Дети, получившие 9-11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята, набравших 12-15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных, мотивационных качеств.

Испытуемому предлагаются образцы простых геометрических фигур или каких-то нарисованных объектов (бытовых предметов, овощей и т. п.), кото­рые нужно в точности скопировать. Методика предназначена для оценки зрительно-моторной координации.

Срисовывание образцов (3. Матсйчек, М. Стрнадова)

Данная методика предназначена для диагностики уровня развития зри­тельно-моторной координации, тонкой моторики руки, сформированности графических навыков у детей 5-13 лет.

Стимульным материалом служат 12 карточек (примерный размер 7х 10 см) с изображениями геометрических фигур (рис. 87). Задание теста заключается в срисовывании стимулов- от простых плоскостных изображений (окружность,

крест, квадрат и др.) до более сложных объемных изображений (пересекающи­еся плоскости, пересекающиеся параллелепипеды и др.). В качестве образцов используются фигуры, в основе которых знакомые детям геометрические фор­мы - треугольники и четырехугольники. Поэтому все изображения (кроме первого рисунка- окружности) должны выполняться прямыми линиями.

Данное требование обусловлено тем, что возможные нарушения в разви­тии моторики и зрительно-моторной координации могут более явно обнару­житься именно при изображении прямых линий. Кроме того, отклонения от правильной формы образца легче оценивать на рисунках, составленных из прямых линий.

Испытуемому сообщают, что сейчас он получит интересное задание: срисовывать специальные рисунки. Затем предъявляется первый образец - окружность - и предлагается самому нарисовать на бумаге такой же кружок. После того как ребенок справится с этим заданием, ему дается инструкция: «А сейчас будут другие рисунки: легкие и немного сложнее. Попробуй сри­совать их так хорошо, как только сможешь. Постарайся, чтобы они были такой же величины, как и на образце. Если у тебя не все будет получаться, можно попробовать снова».

Затем ребенку предлагают по порядку все 12 образцов.

Рис. 87. Образцы фигур для срисовывания

При необходимости можно вновь попросить ребенка, чтобы он нари­совал то, что видит на карточке. Если ребенок считает, что выполненный им рисунок неудачен, он может попробовать нарисовать снова (количество попыток не ограничивается). Оценивается только наиболее удачный рису­нок. Предупредите, что во время работы не рекомендуется стирать нарисо­ванное, пользоваться линейкой, пытаться обводить образец, подложив его под бумагу.

Каждый рисунок оценивается в баллах от 0 (полное несоответствие об­разцу) до 4 (точное выполнение с учетом сложности образца). За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл. Общей оценкой является сумма баллов, набранных испытуемым по всем 12 образцам. При оценивании учитывается степень соответствия выполненного рисунка образцу: точность передачи про­порций, величина углов, отклонение от вертикальной и горизонтальной осей, наличие лишних или недостающих линий и другие параметры.

Кроме того, учитывается замысел ребенка: если он что-то исправил, принимается исправленный рисунок; если он выполнил рисунок дважды или несколько раз, желая улучшить результат, оценивается наиболее удачный рисунок. Укороченные линии, не доведенные до необходимого пересечения, оцениваются более строго, так как они чаще всего свидетельствуют о недо­статочном развитии зрительно-моторной координации (интервал между ли­ниями не должен превышать 2 мм).

У детей младшего возраста допускаются при рисовании линий неболь­шие искривления, вызванные неловкостью или дрожанием руки. Если же искривление возникло после проведения еще одной линии или же прямая линия рисуется как ломаная и возникают дополнительные углы, такой ре­зультат оценивается как неудачный.

Окончательный подсчет баллов производится в соответствии со специ­альной схемой.

Предполагается, что при выполнении рисунка способность ребенка пра­вильно копировать образец во многом определяется степенью зрелости его нервной системы, прежде всего центральных мозговых структур, которые отвечают за развитие функций, обеспечивающих процесс срисовывания: зри­тельного восприятия, моторики и их взаимодействия. Недоразвитие или на­рушение какой-либо из этих функций и проявляется в несовершенном ис­полнении рисунка. Нарушения перцептивно-моторной координации - один из наиболее частых показателей, свидетельствующих о мозговой дисфунк­ции. Поэтому методика «Срисовывание образцов» используется как один из инструментов при диагностике минимальной мозговой дисфункции (легкой формы детской энцефалопатии).

Установлено, что разные группы образцов имеют неодинаковую диффе­ренцирующую способность для детей разных возрастов: образцы простых геометрических фигур (1-5)- для детей 5-6 лет, образцы с более сложными изображениями (6-9)- для детей 7-Шлет, группа наиболее сложных образ­цов (10-12)- для детей в возрасте Шлет и старше.

Кубики К. Коса

Куб Линка

См. описание в разделе «Пространственный гнозис».

Пирамида (С. Д. Забрамная)

Методика предназначена для исследования у ребенка с Злет сформиро­ванное™ восприятия величины, цвета, состояния моторики, конструктивно­го праксиса и обучаемости.

Перед ребенком ставят пирамиду из четырех колец разной величины одного цвета и разбирают ее, после чего предлагают ребенку вновь ее со­брать (рис. 88). Если он делает это безошибочно, предлагают вторую пира­миду с кольцами разного цвета.

Рис. 88. Пирамида

До Злет допустимо собирание пирамид без учета величины колец. Не­адекватным считается закрывание стержня колпачком до нанизывания ко­лец. С 4 лет ребенок должен собрать пирамиду с учетом величины колец. При этом у одних наблюдаются пробы и примеривания путем прикладывания (с целью сравнения) колец, другие раскладывают кольца по величине и затем нанизывают их на стержень. К 5 годам дети пользуются способом зрительно­го соотнесения колец.

В работе с разборной пирамидой могут обнаруживаться различные наруше­ния моторики: плохая координация, неловкость, неточность, тремор, гиперки-незы. При умственной отсталости возможно непонимание задачи, совершение

неадекватных действий (манипуляции с кольцами, их разбрасывание и т. п.). При попадании в поле зрения посторонних предметов ребенок с умственной отста­лостью часто отвлекается и прекращает работу.