Семья

Тренинг для подростков "пути выхода из конфликта". Тренинг по профилактике конфликтов в детском саду с презентацией

ИГРА «ГОРЯЧИЙ СТУЛ»

Цель: Помочь детям ощутить чувство раскаяния за свои поступки
По предложению воспитателя дети вспоминают истории, в которых вели себя неправильно (обидели, отобрали что-то, обзывались), но сейчас им стыдно и они не хотят, чтобы это повторилось. Рассказчик сидит на «горячем стуле», а остальные полукругом.
После рассказа предлагают варианты желательного поведения и эта ситуация проигрывается.
Впервые на «горячий стул» садится сам воспитатель.

ЧЕРЕПАХА
Цель: Коммуникативный массаж, преодоление непринятия чужих прикосновений
Дети встают парами (как вариант – в кругу друг за другом). Произносят слова и выполняют движения.
Шла купаться черепаха (пальчики шагают по спине)
И кусала всех от страха (легкие пощипывания)
Кусь, кусь, кусь, кусь –
Никого я не боюсь. (поглаживающие движения ладонями по спине)
Затем дети разворачиваются и подставляют спинки тому, кому сами только что делали массаж.
Хитрость в том, что если сделаешь больно или неприятно, тебе ответят тем же.

ЛЕТАЮЩИЙ МЯЧИК
Цель: коррекция эмоции гнева, тренировка снятия напряжения
На веревочке подвешен мяч. Надо подойти к нему на расстоянии вытянутой руки и сильно бить, вымещая на нем свой гнев, затем подходить все ближе и ближе, смягчая удары, потому что мячик может и ударить в ответ. В конце мячик можно погладить, «пожалеть».
РАЗГОВОР С РУКАМИ
Цель: установление контакта с агрессивным ребенком, снятие негативных состояний, обучение контролю за своими действиями.
Если ребенок подрался, сломал что-то, причинил кому-то боль, можно предложить такую игру: обвести на листе его ладошки и предложить оживить их: нарисовать глазки, ротик. Затем затеять беседу с ними. Спросить «Кто вы? Как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом надо подчеркнуть, что ручки хорошие, много умеют (перечислить, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что сегодня они постараются делать только хорошие дела: мастерить, играть, здороваться и никого не обидят.
В течение дня надо с ребенком спросить у ручек, выполнили они свое обещание или нет. Обязательно похвалив их за соблюдение договора.

КОВРИК ЗЛОСТИ
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.
Положите в уголке группы «коврик злости» (небольшой шероховатый коврик). Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенный или потерял контроль над своими действиями, предложите ему отдать «злючку» коврику. Для этого ребенку надо разуться и вытирать ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.

СОСЧИТАЙ ДО ДЕСЯТИ

Цель: снятие психомышечного напряжения
Дети стоят в кругу, двое в центре лицом друг к другу, «бодаются» и выполняют указания остальных детей.

Раз, два, три – кулаки сожми.
На четыре покажи
Зубы крепкие свои.
Пять – сильней бодайся,
Только не кусайся.
А на шесть, и на семь
Подобрее стали все.
А на цифру восемь
Злюку с рук мы сбросим.
А на девять – улыбнись,
А на десять превратись
В куколку из тряпочки
И присядь на тапочки.

В конце надо суметь расслаблено присесть на пол, руки и голова свисают. Замереть в этой позе на 5-10 секунд.

КРУГ ПРИМИРЕНИЯ


Цель: снятие негативного настроения в результате конфликта, обучение ритуалу примирения
В случае конфликта между детьми, после «разбора полетов», предложить детям помириться. Дети образуют круг вокруг драчунов и говорят, почему им надо помириться.
- Надо помириться, и тогда не будет драки.
- Надо помириться, чтобы игра продолжалась
- Надо помириться, чтобы жить дружно.
«Герои» конфликта соглашаются примириться и совершают ритуал. Берутся мизинчиками друг за друга и все произносят слова примирялки.

ПУТАНИЦА
Цель: поддержать групповое единство, помочь преодолеть непринятие телесного контакта
Считалкой выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети берутся за руки, образуя круг. Не разжимая рук они начинают запутываться6 перешагивая через руки, подлезая под них – кто как умеет. Когда образуется единый запутанный клубок, водящий входит в комнату и распутывает его, не разжимая рук, чтобы вновь образовался круг.

СБОРЩИКИ
Цель: Учить в игре координировать свои действия с членами группы
По полу разбросано большое количество разнообразных мелких предметов и игрушек. Участники игры делятся на группы по 3-4 человека и берутся за руки. По сигналу ведущего каждая группа двумя свободным руками должна собрать как можно больше предметов. Во время собирания звучит веселая музыка. После того, как все игрушки собраны, подсчитывается их число.
По ходу игры внутри каждой группы или между ними могут возникнуть конфликтные ситуации, которые можно в дальнейшем использовать для ролевого разыгрывания.
СПИНА К СПИНЕ
Цель: Развивать умение договариваться друг с другом, помочь увидеть, как важно смотреть в глаза собеседнику при разговоре с ним
Двое детей садятся спиной друг к другу. Их задача – договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. Лучше, если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом помочь. После игры дети обмениваются впечатлениями и делятся своими ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа: «Было ли вам удобно разговаривать?», «Не хотелось ли вам что-нибудь изменить?»

Любовь Михайловна Печикина
Игры для преодоления конфликтных ситуаций у дошкольников. Часть 2

Игра «Сладкая проблема»

Цель : научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу

Ход игры : В этой игре каждому ребенку понадобится по одному печенью, а каждой по паре детей – по одной салфетке.

«Дети, садитесь в круг. Игра, в которой нам предстоит поиграть, связанное с сладостями. Что бы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг протии друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять»

Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Они могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все – таки достанется печенье.

«А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем в этот раз»

Воспитатель наблюдает, что и в этом случае дети действуют по – разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости» . Большинство детей, отдавшие печенье партнеру в первой части игры , и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения :

Дети кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем – нибудь?

В этой игре с каждым обошлись справедливо?

Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

Как вы при этом себя чувствовали?

Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?

Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать печенье?

Рефлексия

Прощание.

Игра «Подари движение»

Цель : укрепление эмоциональных контактов между детьми, развитие доверия и взаимопонимания.

Ход игры : Выбирается ведущий. Остальные дети становятся в круг, а ведущий - в центре круга. Ведущий начинает выполнять какие – нибудь однотипные движения в течении 10-15 секунд, а остальные повторяют эти движения за ним. Далее меняется ведущий и игра продолжается

Рефлексия

Прощание

Игра «Примирение»

Цель : учить детей ненасильственному способу разрешения конфликтной ситуации

Ход игры:

«В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз» . Когда –то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто- нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты . Во многих случаях гораздо полезнее шаг за шагом назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и поднять друг другу руки в знак примирения.

Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки) . Кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой - Хрюши. Сейчас вы попробуйте разыграть сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из- за книжки, которую принеси в группу Филя. (Дети разыгрывают ссору между телевизионными героями, с проявлением обиды и злости). Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать. 9Дети предлагают варианты : посадить рядом, отдать книжку хозяину и т. д. Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по – другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что – нибудь свое –машинку, набор карандашей и т. п. (Дети разыгрывают сцену по –другому) . А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощения за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения»

Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли :

Вам трудно было простить другого? Как вы себя чувствуете при этом?

Что происходит, когда вы сердитесь на кого –нибудь?

Как вы думаете, прощание – это признак силы или признак слабости?

Почему так важно прощать других?

Упражнение «Новоселье»

Цель : формирование чувства единения с группой

Описание : Детям предлагается нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, рисунок которого весит на доске. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками.

Игра «Добрый волшебник»

Цель : развитие чувства коллективизма, умения дружить, сотрудничать со сверстниками

Описание : «Если бы ты был добрым волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил всем нам вместе?» Игра продолжается пока каждый не станет волшебником, желания повторять нельзя

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Рефлексия

Прощание

Игра «Доброе животное»

Цель : способность сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Описание : Ведущий тихим таинственным голосом говорит :

«Встаньте пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2шага назад. Вдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе»

Рисунок «Мои друзья»

Цель : диагностика взаимоотношений детей

Описание : Ребенку предлагается нарисовать его друзей. Можно нарисовать их как людей, а можно в идее животных, птиц, цветов, деревьев и т. п. После рисования можно обсудить рисунок с ребенком, спросив его, кто здесь нарисован, почему он нарисовал именно этих детей? Рисунок может дать также информацию об отношениях вашего ребенка с другими детьми. Посмотрите, кто нарисован ближе всего к ребенку, каковы размеры фигур и т. п.

Интересным могут быть и ассоциации, которые связаны у ребенка с его друзьями. Например, если кто – то из ребят нарисован в виде ели, это можно интерпретировать, как то, что с ним у вашего ребенка напряженные отношения, может быть, он даже испытывает некоторый страх при общении с ним, потому что это ребенок «колется» .

В качестве варианты этого упражнения можно использовать рисунок «наша группа» который может быть хорошим диагностическим показателем взаимоотношений детей внутри группы

Игра «Ладонь в ладонь»

Цель : развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта

Материал : стол, стул, и т. д

Ход игры : Дети становятся попарно прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони стоящего рядом. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия : стол, стулья, кровать, гору (в идее кучи подушек, реку (виде разложенного полотенца или железной дороги) и т. д

В этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Количество человек: 12.

Продолжительность: 1 ч. – 1 ч 30 м.

Цель:

1. Повысить мотивацию педагогов к бесконфликтному общению.

2. Поиск новых способов поведения в контактах с коллегами.

3. Развитие навыков восприятия и понимания себя и своих коллег в процессе общения с ними.

4. Развитие вербальных и невербальных средств коммуникации.

В программе тренинга:

1. Приветствие.

2. Опрос самочувствия.

3. Психологическая составляющая конфликта, приемы и методы предотвращения конфликтов;

4. Упражнение 1: «Карусель».

5. Упражнение 2: «Круг нашей жизни».

6. Упражнение 3: «Прогулка с компасом».

7. Упражнение 4: «Солнышко и тучка».

8. Методы эффективной саморегуляции;

9. Тест «Конфликтная ли вы личность»;

10. Обратная связь;

11. Аплодисменты.

Оборудование: клейкая бумага для заметок, листы бумаги, фломастеры или карандаши, разноцветные квадратики для распределения людей на группы, плакат с изображением дерева, мяч, повязки на глаза.

На тренинговых занятиях есть определенные традиции, о которых я хочу вам рассказать: «здесь и сейчас», «искренность и открытость», «конфиденциальность», «принцип Я», «активность».

«Приветствие » - передавая мяч по кругу и называя имя и отчество и увлечение, как чувствует себя каждый из участников группы; чего ожидает от тренинга (плакат с изображение дерева).

Это не только из чувства вежливости, но как сказал американский психолог Д.Карнеги: «Звучание собственного имени для человека – самая приятная мелодия».

И так, мы начинаем!

Профессиональной деятельности мы уделяем значительную часть своей жизни, поэтому желание чувствовать себя среди коллег комфортно и уверено понятно. Но, к сожалению, людей, идущих на работу как на праздник, не очень-то много. Часто причиной тому – наше рабочее окружение. Как и любые человеческие сообщества, трудовые коллективы не могут существовать без конфликтов – так уж устроен мир. Что такое конфликт? Психологи рассматривают конфликт как естественное условие взаимодействия людей, в основе которого лежат противоборство между субъектами, вызванное трудноразрешимыми противоречиями, сопровождающееся острыми эмоциональными переживаниями, отсутствие согласия, расхождение во мнениях, столкновение противоположных взглядов и желаний, позиций, мнений, целей и т.д. Субъекты конфликта называются оппонентами. Можно выделить следующие составляющие конфликта: конфликтная ситуация, оппоненты, предмет, объект, инцидент.

Конфликты делают человека несчастным, он плохо работает, плохо себя чувствуют и даже может заболеть. Конфликты сопровождают нас всю жизнь, но это не значит, что всегда кто-то должен выиграть, а кто-то проиграть. Нужно уважать чувства и желания других людей, быть к ним внимательными и тогда можно найти выход из конфликта. Понять поступки и действия других людей порой мешает наша чрезмерная гордость, стремление отомстить, причиненная нам боль, чувства гнева, обиды и желание всегда и во всем быть правым, ревнивое отношение, зависть.

Как же сблизить коллектив, создать атмосферу доверия и сплоченности? Как же совместить разные типы людей в рамках одной команды, не давая разгораться серьезным разногласиям?

Во-первых – от конфликта можно уклониться. Для этого нужно стараться избегать ситуаций, провоцирующих возникновению споров, и не обсуждать вопросы, порождающие разногласия.

Во-вторых – возможно сглаживание проблем. Здесь важно не допустить проявление агрессии и ожесточенности, призывая к профессиональной солидарности. Девиз этого метода: «Мы все – одна команда, так зачем же раскачивать нашу лодку?»

В-третьих – можно пойти на компромисс. Чуждую точку зрения при этом принимают лишь частично, до степени, приостанавливающей конфликт. Но все эти способы не решают проблем, провоцирующих межличностные столкновения.

Лучше всего предупредить негативные последствия психологической несовместимости. Совместимость сотрудников (речь идет о женском коллективе) складывается из нескольких факторов, которые в критические моменты могут стать решающими: темперамент, работоспособность, физическая выносливость и эмоциональная устойчивость. Именно в женских коллективах чаще всего возникают соперничество, интриги, ролевые конфликты с личной подоплекой.

Важный фактор психологической совместимости – возраст людей, работающих вместе. Среди сотрудников, особенно молодых, скорее образуются доброжелательные отношения, симпатии и взаимопонимание. Залогом бесконфликтности в коллективе так же является умение педагога располагать людей к себе.

При общении, произнося в слух имя или имя и отчество человека, с которым вы разговариваете, глядя в глаза, чтобы понять, как человек относится к тому, что мы говорим.

Упражнение 1: «Карусель»

Статистика показывает, что более 90 % людей улучшают свою деятельность, если им говорить комплименты. В основе механизма комплимента лежит эффект внушения и, как следствие его, потребность выглядеть лучше. Выражая комплименты, необходимо учитывать ряд правил:

Комплимент должен отражать только положительное качество данного человека;

Нужно избегать двойного смысла: слушая ваши беседы с людьми, удивляюсь способности тонко и остроумно уходить от ответа;

Быть без гипербол: комплимент должен иметь небольшое преувеличение. Например, исключить: «Я всегда поражаюсь вашей пунктуальности и аккуратности» (а за человеком этих качеств не водится);

К комплименту недопустимы язвительные добавки: «Руки у тебя действительно золотые. А вот язык – твой враг». Удержитесь от ложки дегтя.

Часто мы слышим, как важно умение вовремя говорить комплименты людям. Это правильно, но при этом часто забывается о том, что не менее важно умение принимать комплименты. В «карусели» можно поучиться и тому и другому.

Задание : группа делится на две команды. Одна команда образует маленький круг (спиной друг к другу). Вторая команда делает большой круг, причем каждый из участников большого круга стоит лицом к участнику первой команды.

Каждый, кто стоит во внешнем кругу, должен сказать что-то хорошее тому человеку, который находится напротив него. Те, кто стоят во внутреннем кругу, сумейте поблагодарить своего партнера за добрые слова. Внутренний круг остается на месте, а участники внешнего делают шаг в сторону – оказываются лицом к лицу с другим членом внутреннего круга. И снова – добрые слова с той и с другой стороны. И так до тех пор, пока вы не обойдете весь круг и не окажитесь напротив того, с кого начали.

А когда круг будет пройден, участники внешнего и внутреннего кругов должны поменяться местами и начать все сначала. Было бы не плохо в конце занятия обменятся мнениями: что оказалось сложнее - придумывать комплименты или отвечать на них?

Упражнение 2: «Круг нашей жизни»

Эта игра заставляет задуматься и о своей, и о жизни людей рядом с нами.

Ведущий чертит большой круг и предлагает следующее задание: - это срез вашей жизни, одного типичного дня. Сначала разделим круг на четыре условные части пунктирными линиями. В каждой четверти – шесть часов. Пусть теперь кто-нибудь покажет сколько времени у него уходит: на сон, на друзей, на работу, на семью, на одиночество, на работу по дому, на все остальное?

Глядя на круг своей жизни, задайтесь вопросами: довольны ли вы тем, как проходит день? Пусть в идеале, но какие границы хотелось бы изменить в этом круге? Что легко и что трудно изменить в вашей жизни? Что не хватило для верного отображения вашей жизни (творчества, музыки и др.)? почему все-таки мы ждем и стремимся к изменениям?

Упражнение 3: «Прогулка с компасом»

Еще одна игра «на доверие». Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза.

Задание : пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне. Ведущий (компас) движением своих рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других туристов с компасами.

Информация к обсуждению: описать ощущения человека с завязанными глазами, который вынужден полагаться на своего партнера. Что способствовало или что мешало чувству доверия? Как ведущие помогали своим ведомым?

Упражнение 4: «Солнышко и тучка»

Слева рисуем солнышко с лучиками, а справа – тучки. Вдоль солнечных лучиков напишите все хорошее, что вы о себе думаете, анна тучке – те негативные черты характера, какие у вас есть и над которыми вам необходимо поработать.

В заключении хочу повторить еще раз, что основная цель проведения таких тренингов – предупреждение конфликтов в педагогическом коллективе, как один из факторов сплочения, что вы возьмете здесь столько опыта и знаний, сколько захотите. Для кого-то вся информация, полученная здесь, пригодится, а кому-то понадобится только часть информации. В любом случае – возьмите столько, сколько захотите.

Пусть у нас поначалу будет натянута улыбка, неуклюжий комплимент, повышенный интерес к личным делам – со временем это отшлифуется и станет выглядеть естественно.

Умейте управлять своими эмоциями и чувствами. Ведь в порыве злости человек может наговорить много плохого.

Чтоб погасить в себе это негативное чувство психологи предлагают делать следующее:

1. Дышать ровно. Когда вы понимаете, что утратили над собой контроль, ваш пульс учащается, вы начинаете быстро дышать, циркуляция крови ускоряется. Равномерное дыхание может привести вас в норму.

2. Попробуйте сказать себе: «Я могу преодолеть свою злость. В гневе люди говорят не то, что думают».

3. Позвоните подруге и расскажите, что вас раздражает. Если вас кто-нибудь выслушает и постарается понять, то вам станет намного лучше.

4. Постройте у себя в голове план ваших последующих действий и высказываний. Когда человек злится, то его действия и поступки спонтанны. Построив план, вы сможете взять под контроль свою злость.

По окончании работы проводится обратная связь по всему занятию:

  1. Как себя чувствуете?
  2. Изменилось ли ощущение по сравнению с состоянием в начале работы?
  3. На сколько было комфортно работать с окружающими?
  4. Появилось ли во время тренинга ощущение дискомфорта, возможно тревоги?
  5. Что вы получили в ходе работы тренинговой группы?
  6. Какие теми интересно было бы еще рассмотреть?
  7. Оправдал ли тренинг ваше ожидание? (Плакат с изображением дерева.)

Познавший человечество – умом не обделен;

Познавший себя – умней вдвойне.

Кто победил другого – тот силен,

Кто победил себя – сто крат сильней.

Чтоб долго жить – живи в ладу с собой,

Чтоб вечно жить – войди в сердца людей.

Китайский философ Лоо Изы.

Тест «Конфликтная ли вы личность?»

Чтобы узнать это, воспользуйтесь тестом, выбрав по одному ответу на каждый вопрос.

1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

а) не принимаю участия;

б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;

в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».

2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства?

б) только если имею для этого всякие основания;

в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.

3. Часто ли спорите с друзьями?

а) только если люди необидчивые;

б) лишь по принципиальным вопросам;

в) споры – моя стихия.

4. Как вы реагируете, если кто-то залезет в обход очереди?

а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

б) делаю замечание;

в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

5. Дома на обед подали несоленое блюдо. Ваша реакция?

а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;

б) молча возьму солонку;

в) не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу…

а) с возмущением посмотрю на обидчика;

б) сухо сделаю замечание;

в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась…

а) промолчу;

б) ограничусь коротким тактичным комментарием;

в) устрою скандал.

8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?

а) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;

б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;

в) проигрыш надолго испортит настроение.

Теперь подсчитайте набранные очки, исходя из того, что каждое

а) 4 очка; б) 2, в) 0 очков.

22 – 32 очка – вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.

12 – 20 очков – вы кажетесь человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении и приятельских отношениях. При этом не входите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков – споры и конфликты – это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами - на работ и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!

Каждый участник пишет на листке предложение: "тот, кто справа он..." и определяет качество соседа, например: приятный, ленивый, умный и т.д. Он также заполняет еще один листик, где определяет качество соседа слева: "тот, кто слева он...." Собирают все листки, на которых написаны качества соседей справа в одну кучку, а те, в которых описаны качества соседей слева, в другую. После этого начинают читать записки одна за другой из одной из кучек. Вся группа определяет, кому подходит определение. Участник, которому подходит определение, хранит у себя записку до конца игры. Каждый участник получает по одной записке с определением качества. После этого, делают то же самое с другой кучкой записок. В конце, каждый участник читает те записки, которые находятся у него, и определяет насколько они подходят ему, по его мнению.

Если игра может задеть чьи-нибуть чувства, можно немного изменить, например: "лучшее качество того, кто сидит справа - это...". Записки о соседе слева могут быть такие или наоборот: "основное (отрицательное) качество того, кто сидит слева - это...". В конце игры каждый получит записку с положительным и отрицательным качеством.

Баллы на пальцах.

Люди стоят в парах и по счету "три" оба на пальцах выкидывают степень доверия или уровень отношений: от абсолютного недоверия (один палец) до абсолютного доверия (пять пальцев). Затем пары меняются.

Солнышко

Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это "солнце". Группа ("планеты") становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем "солнце" открывавет глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.

Магнит Люди стоят в шеренгу у стены, им говорится, что они к ней "прилипли". Один выходит в центр. Это "магнит". Он закрывает глаза, сосредотачивается и начинает "притягивать" людей к себе. Тот, кто чувствует, что его "выдернули из клея" присоединяется к магниту и они начинают тянуть вместе. Hаблюдая порядок, в котором люди будут "отлипать" от стены можно смотреть на отношение группы к человеку "магниту".

Интервью. Вызывается 2 человека из отряда. Остальные по очереди задают одному из них вопросы, а он на них отвечает, но не о т своего лица, а от лица своего оппонента, как бы это сделал он. Потом анализируется, насколько ответы отвечающего были близки к ответам оппонента, насколько он был точен, хорошо вошёл в роль и почувствовал другого человека.

Я ценю.

Все дети садятся в круг. Каждый участник пишет на бумажках по три качества, которые он ценит в людях. Потом все бумажки складываются в центре. Далее все по очереди вытаскивают записку с написанным на ней качеством и отдают тому в отряде, кому, по их мнению, оно больше всего подходит.

Какое качество было получить приятнее всего? - какое качество не получил, но очень хотелось бы? - какое качество удивило? - какое из полученных качеств тебе не подходит?

Если ребёнок получил какое-то неоднозначное качество (например, расчётливый), вожатый должен сгладить ситуацию, пояснить значение слова, сказать плюсы этого качества. Или пусть каждый назовёт по одному положительному качеству этого человека. Также важно проследить, кто получил больше всех бумажек, кто – меньше всех, или вообще ни одной. Важно закончить на положительной ноте, чтобы не было негатива.

Чёрно-белый стул.

Каждый ребёнок по очереди по своему выбору садится на белый, или на чёрный стул. В зависимости от этого все остальные говорят ему по одному положительному качеству (если стул белый) или то, что они хотели бы в нём изменить (если стул чёрный).

Можно сделать, чтобы все по очереди садились сначала на чёрный, а потом – на белый стул.

При проведении подобных упражнений провайдер должен быть как никогда внимательным, ведь главное – предотвратить или решить конфликт, а не обострить его. Поэтому обязательно менять черный стул на белый, комментировать все ответы, перефразировать негативные комментарии и посылы, обязательно позитивное завершение.

БЛОК ИГР НАПРАВЛЕННЫХ НА СНЯТИЕ КОНФЛИКТНОСТИ

Основные задачи

  1. Переориентация поведения с помощью ролевых игр.
  2. Формирование адекватных норм поведения.
  3. Снятие напряжения у детей.
  4. Регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуара.
  5. Обучение приемлимым способам выражения гнева.
  6. Отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях.
  7. Обучение приёмам релаксации.

Филя и Хрюша

Цель: учить детей ненасильственному способу решения конфликтной ситуации.

Ход игры:

Воспитатель: в жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу: «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем ещё более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения.

Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то из вас будет говорить словами Фили, а другой - Хрюши. Сейчас вы будете разыгрывать сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую принёс в группу Филя, (дети разыгрывают ссору с применением обиды и злости). Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать (дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т.д.) Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по-другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книжку вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь своё - машинку, набор карандашей и т.д. (дети разыгрывают сцену по- другому). А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения.

Вопросы для обсуждения с детьми исполняющими роли.

Вам трудно было простить другого?

Как вы себя чувствовали при этом?

Что происходит когда вы сердитесь на кого-нибудь?

Как вы думаете, прощение - это признак силы или признак слабости?

Почему так важно прощать других?

ЖУЧОК

Цель: Раскрытие групповых отношений.

Ход игры: Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из ребят дотронулся до его руки, и водит до тех пор. Пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей:

  1. лидер;
  2. товарищ лидера;
  3. неприсоединившийся оппозиционер;
  4. покорный конформист;
  5. «козёл отпущения».

ЭТЮД С СОДЕРЖАНИЕМ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Цель: проверка степени усвоения правил поведения в сложной ситуации.

Ход игры: Воспитатель: ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Сейчас я попрошу Наташу т Катю разыграть для нас ситуацию, которая возникла на прогулке. « Наташа с Катей играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Катя хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя горько заплакала».

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему Катя заплакала?
  2. Правильно ли поступила Наташа?
  3. Как бы вы поступили на её месте?
  4. Давайте поможем девочкам помириться.

В конце беседы воспитатель делает обобщение:

Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «извини», « давай я тебе помогу», « давай играть вместе».

Чаще улыбайтесь и вам не придётся ссориться.

ЗЕРКАЛА

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

Ход игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети

обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые

движения, играющие должны повторять их. Если ребёнок

ошибается. Он выбывает. Победивший ребёнок становится ведущим.

Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.

Ход игры: Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек.

Воспитатель: (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?

Поссорились

Мы поссорились с подругой И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала - Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала И сказала: « Не отдам!»

Вопросы для обсуждения:

  1. Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (из- за игрушки)
  2. А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
  3. А что чувствуют те, кто ссорится?
  4. А можно обойтись без ссор?

Выслушав ответы воспитатель предлагает один из способов примирения - автор так закончил эту историю:

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играть давай!»

СЛАДКАЯ ПРОБЛЕМА

Цель: научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров, принимать совместные решения, оказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.

Ход игры: В этой игре каждому ребёнку понадобится по одному печенью, а каждой паре детей по одной салфетке.

Воспитатель: дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнёра и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, пока не трогайте его. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнёр добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило. Которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия партнёра печенье брать не имеете права. Если согласие получено, печенье можно взять.

Затем воспитатель ждёт, когда все пары примут решение и наблюдают, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье. Получив его от партнёра, а другие печенье разламывают и одну половину отдают своему партнёру. Некоторые долго н^ могут решить проблему, кому же всё-таки достанется печенье.

Воспитатель: а теперь я дам каждой паре ещё по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие печенье партнёру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнёр отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнёру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения:

Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы

себя при этом чувствовали?

Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? что вы при этом

чувствовали?

Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем- нибудь?

В этой игре с каждым обошлись по справедливости.

Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

Как вы при этом себя чувствовали?

Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнёром?

Какие доводы вы приводили, чтобы партнёр согласился

КОВРИК МИРА

Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слёз, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Ход игры: для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90*150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блёстки, бисер, цветные пуговицы, всё, что может понадобиться для оформления декорации.

Воспитатель: ребята, расскажите мне, о чём вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла нам всем кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира» Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти мирный путь решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладёт в центре комнаты ткань, а на неё красивую книжку с картинками и занятную игрушку.) представьте себе, что катя и Света хотят взять эту игрушку и поиграть, но она - одна, а их - двое. Они обе сядут на « коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять эту игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре). Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?

После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани: «сейчас мы можем превратить этот кусок ткани в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нём имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить».

Этот проиесс имеет очень большое значение, т.к. благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они могут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить д ети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять коврик мира без помощи воспитателя, и это очень важно, т.к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

Вопросы для обсуждения:

  1. почему так важен для нас «коврик мира»?
  2. что происходит, когда в споре побеждает более сильный?
  3. почему недопустимо применение в споре насилия?
  4. что вы понимаете под справедливостью?

ВОЗЬМИ СЕБЯ В РУКИ

Цель:

Ход игры: ребёнку говорят» как только ты почувствовал, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека.

ДЫШИ И ДУМАЙ КРАСИВО

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: «Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни.

  1. мысленно скажи « я лев!» вдохни, выдохни.
  2. скажи «я птица!» вдохни, выдохни.
  3. скажи «я цветок!» вдохни, выдохни.
  4. скажи «я спокоен!» выдохни.

Ты действительно успокоишься»

Основные задачи:

  1. развитие произвольности;
  2. снятие негативных переживаний;
  3. развитие навыка работы в команде;
  4. развитие эмпатийных способностей.

РАССТАВИТЬ ПОСТЫ

Цель: развитие внимания, произвольного контроля поведения.

Ход игры: дети выстраиваются в ряд, выбирают командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжать идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, по периметру комнаты и т.д.) . Когда все дети будут стоять по местам, назначается новый командир. Игра продолжается, пока все дети не побывают командирами.

Комментарии: в игру можно вводить дополнительные правила; оговаривается, что по ходу игры нужно молчать. В случае необходимости командира может выбрать взрослый.

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Ход игры: дети становятся попарно, лицом друг к другу, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединённые таким образом они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, игрушки, гору(в виде построек), реку (в виде разложенного полотенца) и т.д.

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребёнок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т.д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

АПЛОДИСМЕНТЫ ПО КРУГУ

Цель: формирование групповой сплочённости.

Ход игры:

Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля - стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся всё сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши.

Затем вместе с этим ребёнком воспитатель выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участок игры не получил аплодисменты всей группы.

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Ход игры. I руппа детей делится на пары, один из участников пары (с голубым опознавательным знаком (цветок)) берёт в руки какой либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.д. Другой (№2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику №1. «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна твоему приятелю. Он будет у тебя её просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать её только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать».

Инструкция участнику №2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе её отдали». Затем участники меняются ролями.

ОБЪЯТИЯ

Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплочённости. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для её «разогрева». Воспитатель должен проявить своё стремление видеть перед собой единую сплочённую группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.

Воспитатель. Дети, кто из вас ещё помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить своё отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг к другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды и разногласия.. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их.

Игра-сказка «БРЫКАЮЩАЯСЯ ЛОШАДКА*

Все дети превращаются в «лошадок» и свободно размещаются на ковре (стоят на коленях, опираясь о пол руками). Взрослый читает текст сказки.

♦ Жила-была лошадка, которая очень любила брыкаться и капризничать. Ей мама говорит: «Покушай, доченька, травки свеженькой». «Не хочу, не буду», - кричит лошадка и брыкается ножками (дети выполняют действия). Папа уговаривает лошадку: «Погуляй, поиграй на солнышке». «Не хочу, не пойду!» - отвечает лошадка и опять брыкается. Не смогли уговорить мама с папой свою упрямую доченьку, оставили ее дома, а самиушли по делам. Лошадка подумала, подумала и пошла гулять одна. А навстречу ей хитрый серый волк. Говорит волк лошадке: «Не уходи, лошадка, далеко в лес, ты еще маленькая». Лошадка опять упрямится: «Я не маленькая, куда хочу, туда и хожу!» А волку это и надо было. Подождал он, пока лошадка в самую чащу леса зайдет и как набросится на нее сзади. Лошадка давай брыкаться. Сначала одной ножкой сильно ударила волка, затем другой ножкой. А потом двумя ножками вместе так стала брыкаться, что волк убежал и никто его там больше не видел (дети выполняют все действия). Лошадка перестала упрямиться и капризничать, выросла и теперь работает в цирке, брыкается ножками, подбрасывает высоко мячики на радость зрителям».

Игры на коррекцию агрессии

(только для психически здоровых детей)

Игра «ВОРОБЬИНЫЕ ДРАКИ» (снятие физической агрессии)

Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» бо ком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры («лечат крылышки и лапки у доктора Айболита»). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

Игра «МИНУТА ШАЛОСТИ» (психологическая разгрузка)

Ведущий по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает детям шалить: каждый делает то. что ему хочется - прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

Игра «ЗЛЫЕ-ДОБРЫЕ КОШКИ» (снятие общей агрессии)

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения».

Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя.

Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее...», - и ребенок, изображающий кошку, делает все более и более «злые» движения.

По повторному сигналу ведущего «превращение» заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется.

Когда все дети побывают в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру.

По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами.

На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

Игра «КАРАТИСТ» (снятие физической агрессии)

Как и в предыдущей игре, дети образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Только на этот раз

в «волшебном круге» происходит «превращение» в каратиста (движения ногами).

Как и прежде, дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее...», - помогая этим игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

Игра «БОКСЕР» (снятие физической агрессии)

Это вариант игры «Каратист», и проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.

Игра «УПРЯМЫЙ КАПРИЗНЫЙ РЕБЕНОК» (преодоление упрямства и негативизма)

Дети, входящие в круг (в обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее...». Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок»: ребенок капризничает, родитель его уговаривает и успокаивает. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.

Игра «УПРЯМАЯ ПОДУШКА» (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства)

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (подушка с темной наволочкой) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея (или другой любимый сказочный персонаж) подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте, прогоним упрямки».

Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» (снимаетсястереотип и эмоциональный зажим).

Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается (время определяется индивидуально -

от нескольких секунд до 2-3 минут).

Взрослый предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. Некоторые дети говорят, что «упрямки шепчутся», другие ничего не слышат. «Упрямки испугались и молчат в подушке», - отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).

Игра «КЛОУНЫ РУГАЮТСЯ» (снятие вербальной агрессии)

«Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Да, да, сердито ругаться друг на друга «овощами и фруктами». Например: «Ты, - говорит клоун, - капуста!» А ребенок отвечает... (пауза для того, чтобы ребенок придумал ответ). «А ты, - продолжает клоун, - клубника». Другой ребенок отвечает (ругает взрослого). Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия.

Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Например: «Ты - колокольчик...» (ребенок ласково называет взрослого). Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга цветами.

Игра «ЖУЖА» (снятие общей коллективной агрессии)

Ведущий выбирает «Жужу», которая садится на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляться перед ней.

«Жужа, Жужа выходи,

Жужа, Жужа, догони!»

«Жужа» смотрит из окошка своего домика (со стула), показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшебную черту» выбегает и ловит детей. Кого «Жужа» поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен «Жужи»).