11 класс

Что я хочу изменить школе. Современная школа: что в ней нужно менять, а что сохранять

Одна из отличительных черт нового Федерального государственного стандарта – смена акцентов: вместо регламентации содержания, которое должно быть изложено учителем на уроках ученикам, главным становятся те образовательные результаты, которых они должны достичь в результате своей учебной деятельности. Для того чтобы перейти на ФГОС второго поколения, нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами и имеют основательную психолого-педагогическую подготовку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный урок

или что необходимо изменить в школе при введении и реализации ФГОС общего образования.

Райлян Галина Геннадьевна

учитель музыки и начальных классов

МОБУ СОШ с. Сухоречка

муниципального района

Бижбулякский район РБ

[email protected]

Одна из отличительных черт нового Федерального государственного стандарта – смена акцентов: вместо регламентации содержания, которое должно быть изложено учителем на уроках ученикам, главным становятся те образовательные результаты, которых они должны достичь в результате своей учебной деятельности. Для того чтобы перейти на ФГОС второго поколения, нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами и имеют основательную психолого-педагогическую подготовку. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам, научиться проводить уроки на более высоком современном уровне. Именно здесь, на уроке, идет подготовка сознания: либо к обычному существованию на уровне выживания, либо к необычной активной деятельности по преобразованию себя и продвижению к благополучию – как своему, так и всего общества. Ведь урок – это не только “основная форма организации учебного процесса”. Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому процессу начинается в школе.

Рассматривая урок, как подготовку конкурентоспособного выпускника, мы часто задаем себе вопросы: Что влияет на "современность" урока? Мастерство педагога? Совокупность педагогических приемов? Наличие суперсовременных технических средств обучения? Каким он, современный урок, должен быть в действительности? И какой, собственно, нужен сегодняшним школьникам?

Конечно, найти однозначного ответа практически невозможно. Ведь сколько людей столько и мнений.

В стенах нашей школы я попыталась провести аналитический опрос учителей и учащихся по данному вопросу. Сразу отмечу, что учащиеся более серьезно подошли к работе, нежели педагоги, некоторые из них просто проигнорировали анкету.

Итак, было предложено ответить на десять вопросов:

Анкета

Современный урок, каким он видится учителям и каким ученикам.

  1. Как вы думаете, что должно отличать современный урок?. Назовите несколько основных черт (научный подход, культура общения, самостоятельность, исследовательская работа, тесная связь учителя и ученика, этика, эстетика и т. д.)
  2. Как вы думаете все ли черты из перечисленных вами присутствуют на ваших уроках? Напишите 2 столбика: Присутствуют Отсутствуют
  3. Что, по вашему мнению, должны или могут сделать ученики, учителя, администрация, чтобы качество уроков стало более высоким. Заполните ответ в таблицу: Ученики Учителя Администрация
  4. Пожалуйста, назовите учебные предметы на которых вы больше всего(по сравнению с другими)

Пишете под диктовку или конспектируете:

Занимаетесь самостоятельно под руководством учителя:

Рассуждаете, спорите, решаете проблемы:

  1. По каким из предметов вы чувствуете большую нехватку дополнительной литературы, методических пособий?
  2. Часто ли вам приходится посещать школьную библиотеку: каждый день, 1-2 раза в неделю, 1-2 в месяц, 1-2 в полугодие, только при подготовке к экзаменам, от случая к случаю, почти никогда.
  3. Часто ли вы посещаете сельскую библиотеку: каждый день, 1-2 раза в неделю, 1-2 в месяц, 1-2 в полугодие, только при подготовке к экзаменам, от случая к случаю, почти никогда.
  4. Согласны ли вы с утверждением, что взаимоотношения преподавателей и учеников должны носить характер сотрудничества?
  1. Преподаватели иногда унижают человеческое достоинство учеников?

Согласен; Скорее да, чем нет; скорее нет чем да; не согласен.

  1. Назовите предметы и учителей, уроки которых, по вашему мнению, отличаются самым высоким качеством.

В качестве эпиграфа к дальнейшему обсуждению ответов разрешите процитировать ответы некоторых учащихся, поскольку именно ученики являются социальными заказчиками образования.

"Современный урок могут отличать любые черты, главное чтобы и у учеников и у учителей было желание продуктивно работать". "Прежде всего, должны быть хорошие знания и умение их преподносить". "Учитель и ученик должны постоянно сотрудничать, а не подчиняться один другому". "Современный урок – это спокойная и доброжелательная атмосфера, чтобы не выходить с занятия со вздохом: "Слава Богу, закончилось!". Учитель не должен перебивать ученика, если он отвечает не верно, а помогать ему найти правильный ответ".

Мнения учителей и пожелания учащимся.

Образование должно быть культурно-методическим центром, в котором должны проводиться нетрадиционные занятия, урок должен строиться на современном научном подходе, соблюдении культуры общения между учителем и учеником, самостоятельной и исследовательской работе, использовании инновационных технологий, экспериментаторской работе. Целесообразно использовать проблемный метод, осуществлять наблюдения, организовывать опережающее обучение, осуществлять межпредметные связи и всячески разнообразить урок, используя ролевые игры.

Требования к учащимся:

  1. Им надо быть добросовестными.
  2. Расширять кругозор.
  3. Заниматься научно-исследовательской работой
  4. Читать дополнительную литературу.
  5. Уметь учиться и быть дисциплинированными.
  6. Быть активными.

Педагогам необходимо:

  1. Обладать высоким интеллектом.
  2. Соблюдать творческую дисциплину.
  3. Формировать у учащихся чувство уверенности в себе и своих силах.
  4. Воспитывать достоинство и свободу личности ученика.
  5. Повышать опыт работы с новыми техническими средствами обучения.

Сравним полученные данные с мнением учащихся. Они считают, что современное образовательное учреждение должно отличаться, прежде всего, наличием современных средств обучения – это отметили 73% опрошенных. Но на первое место все же поставлено сотрудничество, свобода и демократизм в обучении и общении – 86%. 32% высказались за повышение качества предоставляемой информации и повышении интеллектуального уровня учителей. 47% сетуют на перегрузки и большие домашние задания. 14% жалуются на неоправданные двойки, которые чаще ставятся за поведение нежели за знания, а так же некорректное отношение к себе со стороны взрослых.

Разрешите процитировать некоторые ответы учащихся, в которых они дают советы учителям.

  1. Советы общепрофессионального плана.

" Овладеть профессиональными навыками. Быть подготовленными к уроку. Повышать свою квалификацию. Действительно стремиться научить, а не просто, продиктовав тему, скорее уйти. Как можно обширнее давать материал, используя различные современные источники. Быть требовательными, но корректными."

  1. Советы методического плана.

"Не "зацикливаться" на старых методах обучения, когда вокруг море интересных форм уроков. Задавать домашнее задание, согласовав с другими учителями-предметниками, а то, то густо, то пусто. Сделать музыкальные физ. минутки для всей школы одновременно, чтобы учителя не забывали их проводить. Честно выставлять оценки, не взирая на личности. Поменьше писать на устных уроках.

  1. Эмоционально – действенные советы.

" Не орать. Не огрызаться на учеников. Оставлять свои проблемы дома. Быть более терпимыми и сдержанными. Не говорить то, чего не было на самом деле. Не обсуждать между собой учеников за их спиной. Почаще улыбаться и быть красивыми. Прислушиваться к мнению учеников.

Как видим, наших школьников очень волнуют взаимоотношения с преподавателями. Это выражается в цифрах. 47% говорят, что их преподаватели унижают и лишь 15,4% отмечают, что, и ученики тоже позволяют себе издеваться над учителями. Тревожные цифры?

В отношении собственного поведения учащиеся были очень единодушны. Они считают, что должны меньше пропускать занятий и активнее работать на уроке -79%.

Итак, можно сказать, что мнение учащихся и учителей относительно повышения качества преподавания и научного подхода в обучении учащихся практически совпадают, но школьники в пять раз чаще, чем учителя, говорят о необходимости сотрудничества на уроках, в шесть раз чаще просят использовать ТСО, разнообразные виды уроков. Втрое чаще говорят, что нуждаются в дискуссиях, диспутах, свободном обсуждении материала.

Результаты исследования показали, что активной самостоятельности, спорам и рассуждениям отводится в среднем 22% урочного времени и то не на всех дисциплинах. Многие же вообще затруднились ответить на этот вопрос. А чем же заняты учителя и учащиеся остальное время на уроке? Одни пишут под диктовку, а другие собственно диктуют, чаще всего то, что уже написано в учебнике. Или просто происходит пассивное слушание. Является ли это современной чертой урока? Каждый пусть сам ответит на этот риторический вопрос.

Как было сказано, во многих анкетах, так или иначе, звучало обращение к свободам и правам ученика. Но изучение ответов, показало, что вызваны они исключительно нравственными и дисциплинарными эмоциями: педагоги говорят, что ученикам надо быть активными, не пропускать занятия, ученики дают себе наказы "быть активнее, не пропускать школу". На первый взгляд – идиллия. Но тут же возникают фразы: не орать на учеников, не оскорблять и т. д. Так что же получается, мы воспитываем от противного. Показываем образцы неприемлемого поведения, унижая, стремимся "формировать у учащихся чувство уверенности"? Педагоги предъявляют к ученикам требования расширять кругозор и т.п. И при этом урок ведут таким образом, что ученики просят их побольше интересного дополнительного материала, повысить свою квалификацию, готовиться к урокам и. т.п. Считаю что работать в этом вопросе нужно всем.Сначала нужно разобраться с самим собой, навести порядок в своих делах. Если каждый учитель действительно не на словах, а на деле будет соблюдать творческую дисциплину, повышать свой интеллектуальный уровень, приходить на урок для того, чтобы научить, а не отработать час, показывать своим примером культуру поведения учащимся.и т.д., то противоречий между учащимися и учителями никогда не будет, а будет нормальное сотрудничество учитель-ученик. И школа будет готовит по-настоящему достойных и конкурентноспособных выпускников .


Вам встречались люди, совершенно довольные тем, как проходит школьное обучение?..

Конечно, проблемы есть в любом деле, и образование - не исключение. Сложности эти бывают большие и маленькие, принципиальные и такие, что можно пережить, лежат они в разных сферах большой школьной жизни.

Мы сегодня остановимся на тех, которые важны с точки зрения психолога. Что же, с Вашей точки зрения, необходимо изменить в системе школьного образования в Вашей стране? Что менять надо безотлагательно, а что - в перспективе?

И есть ли у Вас видение, как это менять?

Говорят, совершенно довольные школьным образованием дети сейчас живут в Финляндии. Там в корне изменили систему образования, которая и раньше была довольно неплохой. А теперь так стала вообще близкой к идеалу и воспитывающей "человека будущего". Так это или нет, поглядим.

Но мы живём не в Финляндии, поэтому будем говорить о постсоветской школе. Я родилась и выросла в Советском Союзе, а потом жила в Казахстане, унаследовавшем советскую систему образования.

Сейчас уже 4 года живу в Канаде и могу сравнивать эти две системы. Мой старший сын 5 классов закончил в Алма-Ате.

Не идеальны ни та, ни другая школа. Но скажу сразу - канадская мне нравится больше. И именно в эту сторону я бы предложила менять современную казахстанскую.

В чём вижу плюсы канадской системы?

  • Больше уважения к детям, внимания к их нуждам и потребностям. На детей здесь не кричат, их не унижают. Любой такой случай становится событием и вызывает большой шум. В постсоветской школе ребёнок всё ещё стоит далеко внизу в иерархии, на него могут не только наорать, но и по попе шлёпнуть, сама не раз наблюдала такое в школе, где учился мой сын.
  • Вместо глубины знаний по отдельным предметам здесь больше уделяют внимания практической направленности знаний и их взаимосвязи. Например, физика, химия и биология здесь интегрированы в единый курс. История идёт в паре с географией. А в финской школе недавно вообще убрали все предметы и ввели систему изучения явлений. Любая тема рассматривается всесторонне с подключением разных дисциплин.
  • В канадской школе больше дают свободы творчества детям. Здесь нет зубрёжки, домашних заданий немного. Зато много проектов, как индивидуальных, так и групповых, которые дети потом представляют друг другу. Более системное м сложное обучение появляется в старшей школе (8-12 класс), по своей структуре оно напоминает университетское и готовит детей к нему. Здесь уже дают и глубину, и профильность, дети выбирают более узкую специализацию для себя.
  • Много внимания уделяется развитию у детей навыков общения и социально-приемлемого поведения. Классы каждый год ротируются - новые одноклассники (процентов на 70%) и всегда новый учитель. Это заставляет детей адаптироваться заново и каждый раз устанавливать новые отношения.
  • Здесь нет долгих и нудных родительских собраний. Вся работа с семьёй ведётся индивидуально.
  • Об отсутствии уроков в субботу и второй смены даже говорить не буду. Классы здесь не более 25 человек. В первом классе у моего сына было 42 (!) человека, которые сидели друг у друга на головах.
  • Много времени уделяется играм на свежем воздухе и спорту. В школах большие пришкольные территории, где дети свободно бегают на большой перемене, которая длится 40 минут.
  • Дети здесь хотят идти в школу!

Вот это всё, на мой взгляд, делает канадскую школу более эффективной и менее травмирующей для детей.

И я уверена, казахстанская, российская и любая другая постсоветская школа только выиграла бы от этих изменений.

Кроме того, нужно менять статус и положение учителя в школе. Вводить достойную оплату, убирать ненужную бумажную и бюрократическую работу. Учитель должен нести в класс позитив, уверенность и быть ролевой моделью для детей. А это возможно лишь тогда, когда его статус в обществе достаточно высок и устойчив.

В канадских школах (и детсадах) много учителей-мужчин. И это здорово! Здесь учителя получают достойную оплату и входят в средний класс.

Вот такие у меня предложения по изменению системы школьного образования, в частности, в Казахстане.

С точки зрения психологии мне близка концепция Карла Рождерса, который придумал обучение, центрированное на учащемся. Вкратце суть такова: человека нельзя ничему научить, все люди учатся сами. Чтобы обучение происходило, нужно создать соответствующие условия. Самое важное условие - принимающие и доверительные отношения между учеником и учителем, а также между учениками, если они занимаются в группе. Эти отношения снимают стресс, вызывают положительные эмоции и облегчают обучение.

Что же мы видим в российской школе? Новый министр образования Ольга Васильева заявляет, что главным в школе должен быть учитель. Хочется сказать: "Эй, а ради кого это все делается? Не для учеников случайно?".

Отметим, что концепция Рождерса пришла на смену обучению, центрированному на учителе, еще в 20 веке. Если же взять деятельностный подход, на котором основан нынешний закон об образовании, то в нем центральное звено - учебная деятельность ученика. В целом этот закон базируется на научно обоснованных и проверенных концепциях (деятельностный и компетентностный подходы), проблемы только с их пониманием и практическим применением. Я по личному опыту знаю, что даже сотрудники Минобразования не до конца их понимают, а некоторые вообще о них не слышали.

В целом в образовании в России наблюдается полное рассогласование: между декларированием и действиями, между разными официальными документами, между работой практиков, ученых, законодателей, родителей, обучающихся. Каждый видит по-своему и тянет в свою сторону. Поэтому в первую очередь необходимо наладить взаимодействие.

  • Создавать площадки для общения между политиками, учителями, исследователями педагогики, чтобы выработать общее видение ситуации.
  • Исследовать лучшие практики на местах, а также их поддерживать и распространять.

Только после того, как участники процесса придут к общему видению, имеет смысл планировать дальнейшие действия. И в любом случае изменения должны быть нативными, т.е. основанными на лучших местных практиках, а не единые меры для всех в приказном порядке.

На мой взгляд, ситуация в современной школе с 90-х годов изменилась только к худшему.

Качество образования снизилось - учебники по некоторым предметам просто отвратительные, зарплата учителей совершенно не соответствует ответственности и нагрузке, поэтому и отношение учителей к своей работе зачастую неудовлетворительное. Отношение к ученикам и девиз системы образования остались неизменными с советских времен - "ученик существует для системы образования и государства", а не наоборот - "школа и знания - для развития ребенка".

Менять надо все и кардинально. В первую очередь - повысить зарплату учителям. Как? Думаю, это не секрет. Когда люди у власти перестанут воровать и наделять себя бесконечными льготами и привилегиями, деньги на это появятся.

Просто необходимо изменить систему подготовки и ОТБОРА учителей. Для того, чтобы получить права на вождение машины, человек должен получить справку психиатра, а для того, чтобы устроиться в школу в Санкт-Петербурге, например, еще несколько лет назад достаточно было принести анализ крови на RV, результаты флюорографии и справку о прививке от дифтерии (не знаю, изменилось ли что-то сейчас).

Почему-то никого не волнует, здоров ли учитель психически, хотя это вопрос должен быть первоочередным при отборе. Серьезная диагностика психического здоровья и особенностей личности будущего учителя должна проводиться еще на уровне вступительных экзаменов в вуз. Помимо вступительных экзаменов, абитуриенты должны проходить психолого-психиатрическую комиссию. Она должна отсеивать людей с явными психическими нарушениями. Даже без серьезных заметных отклонений человек явного шизоидного, садистического или паранойяльного склада, со слабым чувством юмора, низким уровнем социального интеллекта и низкой стрессоустойчивостью просто не сможет быть нормальным учителем.

Такую же диагностику необходимо повторять при устройстве на работу в школу и, как у военных, такая проверка должна быть регулярной. Нездоровый, неадаптированный человек не должен работать с детьми! Необходимо создать и систему психопрофилактики в школах, чтобы учителя могли получать своевременную поддержку психолога и не боялись, что личная информация выйдет наружу.

Подготовка учителей должна включать гораздо больше занятий по теории и практике психологии. Сейчас многие учителя очень немного знают о психологии детей и подростков , не понимают, что такое СДВГ, что медлительность ребенка - это особенности темперамента, а не лень и т.п. Занятия психологией в педвузах должны быть больше ориентированы на практику и освещать конкретные вопросы:

  • Как добиваться дисциплины?
  • Как себя вести с ребенком, которому нравится играть роль клоуна?
  • Как общаться с недовольными родителями?

Преподавание такого бесполезного предмета как педагогика можно свести к подробному знакомству с опытом выдающихся учителей и обсуждению их книг.

Более высокий уровень зарплаты предполагает и более высокий уровень специалистов в школе. Если за вакансию учителя будут бороться люди с хорошим опытом или высокой мотивацией, у директора школы появится возможность взять на должность учителя математики не военного пенсионера или учителя начальных классов, прошедшего курсы переподготовки, а высококвалифицированного специалиста. Может быть, молодого, но со свежими знаниями и горящими глазами. А пока некоторые школы ждут, чтобы на ставку пришел хоть кто-нибудь.

Можно долго говорить об изменении программ и учебников. Это важно, но второстепенно. Все решает личность учителя.

Если когда-нибудь в нашей стране удастся изменить систему подготовки и отбора учителей, сами учителя изменят все остальное, в том числе и отношений к ученикам.

Когда мой ребенок учился в школе - это был просто кошмар. И дело было не в ребенке, а скорее в школе. А если быть конкретнее, то в учителях.

Как в младших классах, так и в старших успехи в учебе напрямую зависели от преподавателей, которые несли знания по данному предмету. Промахов педагогов было много - от нетактичности до грубости, от простого незнания своего предмета до превышения должностных полномочий.

Вероятно, это можно понять, так говорят некоторые мои знакомые: низкая зарплата, маленький конкурс на место, невозможность получить другую профессию и т.д. Лично я так не считаю. Учитель - это важная часть в системе образования. Хороший учитель - это 90% успеха ученика. Те, у кого детки собираются идти в первый класс или уже учатся в начальной школе, поймут меня.

В старших классах ситуация усугубляется. Оно и понятно - детки уже не маленькие, и у них уже есть свое мнение и свои взгляды. И вот тут происходит диссонанс.

Преподавательский состав твердит о развитии собственного мнения и взглядов, которые они выращивают в учениках, но стоит только подопечным показать свое мнение и свой взгляд - что тут начинается… Оказывается, наши учителя не в силах выслушать, принять и уж тем более работать с этим самым подростковым мнением и взглядами. И не дай бог кто-то выделится в стиле или идейно - всех под гребенку.

Пишу это по своему личному опыту - именно в старших классах мне так часто приходилось ходить и защищать своего ребенка, защищать её право на свое мнение и свой взгляд на жизнь. Кстати сказать, в начальной школе с преподавателем ей (ну и мне, конечно) повезло. Мы до сих пор помним ее имя - Елена Юрьевна, и у меня осталось хорошее и теплое воспоминание о ней.

На вопрос:
Что же, с вашей точки зрения, необходимо изменить в системе школьного образования в вашей стране?

Отвечу так:
школьных программ много - есть хорошие, есть очень хорошие, есть просто отличные. Однако если преподаватель плох, то он «запорет» даже самую шикарную программу. Поэтому считаю важным фактором -

  • обучение преподавателей, обязательное повышение квалификации,
  • оплата,
  • ну и, конечно, сократить кол-во учеников в младших классах
  • и вносить больше креативных предметов в старших классах.

Что я имею ввиду под креативными предметами - это предметы курса ораторского, актерского и т.д. - то, что в настоящем увлечет подростка , а в будущем обязательно пригодится.

То, о чем я буду писать, пока находится в области фантазий. На сегодняшний момент реализовать эти идеи нет возможности. Но когда есть идеи и их сторонники, прогресс движется в их сторону, и однажды это станет возможным...

Итак, первое - время, проводимое в школе. Даже у взрослых в большинстве случаев график 5-2. Однако же дети наши, начиная со 2 класса, трудятся 6 дней в неделю - а в оставшийся выходной готовятся к следующей неделе. В итоге колоссальное психическое напряжение сказывается на всем - зрение, осанка, тонус сосудов (а оттуда проблемы с давлением) - а все потому, что дети банально не успевают отдыхать.

Количество учебных часов велико, и многое поставлено именно на заучивание материала, хотя по всем стандартам ФГОС ведущей целью образования должны стать не столько готовые знания, сколько умение их добывать и быстро мыслить, ориентируясь в реалиях очень быстро меняющегося мира. Хорошо бы, чтобы именно на этом и был сделан акцент.

Далее, это ЕГЭ, ОГЭ, ГИА. Стандартизированная система тестов, несомненно, удобна для поступления в высшие профессиональные учебные заведения. Однако в отношении полезности знаний, ориентированных на эти экзамены, можно поспорить. Дети не знают, для чего, кроме поступления, им эта информация - практико-ориентированности нет и в помине.

Далее, в нашей стране (да и в большинстве стран мира) сделан упор на такие дисциплины, как математика (позволю себе вольность объединить в одну группу алгебру, геометрию и физику), немного гуманитарные (языки) и естественно-научные дисциплины (биология, химия). К предметам вроде физкультуры, рисования или музыки очень пренебрежительное отношение. Этих часов мало, а их приоритет всегда низкий. И это, на мой взгляд, фатальная ошибка.

Есть люди - математики. И есть прирожденные спортсмены. А есть художники и танцоры. И все они достойны быть признанными в своей профессии .

Представьте на минутку начальные классы, в которых предметам математики, языков, окружающему миру, танцам и театру, музыке, физкультуре, рисованию, трудам отводилось бы одинаковое время.

Небольшое лирическое отступление. Джиллиан Линн, постановщик всемирно известного мюзикла "Кошки", очень плохо успевала по всем предметам. Она была очень подвижной, без конца вертелась. Сегодня ей бы поставили диагноз "синдром дефицита внимания" - тогда же просто считали неспособной к обучению. Ее хотели отчислять из школы и привели на диагностику к психотерапевту. Понаблюдав за ней немного, терапевт предложил маме девочки выйти, а сам включил музыку, оставив девочку в комнате одну. Та сразу начала танцевать. "Ваша дочь не больна. Она танцовщица. Отдайте ее в балетную школу" - сказал специалист. И получили гениальную личность. А могли закрыть на домашнем обучении...

Важно дать возможность каждому ребенку развиваться в соответствии с его природными талантами, предоставляя для этого в равной мере и равном значении (то есть равном уважении к дисциплинам со стороны самих педагогов) все направления развития.

В начальной школе ребенок определяется со своими предпочтениями (учитывается и мнение педагогов), и с 5 класса идет специализация - то есть все предметы, кроме ведущих, проводятся по 1-2 часа в неделю, а основной своей дисциплиной дети занимаются ежедневно.

При таком подходе ребенок с художественными способностями по окончании школы поступал бы в колледж искусств или архитектурный техникум с развитыми навыками рисования, на физмат - с любовью к физике, а не потому, что это наименее противный предмет, а физкультура не ценится.

Далее, считаю важным вернуть ставку (и не одну) психолога в школу, но поменять основное направление его деятельности. С диагностики сместить акцент на профилактику для всех учащихся. Вводить занятия по игропрактике.

Игра - не только способ обучения, но и великолепная форма снятия нервно-психического напряжения, а также повышения социальной адаптивности и сплочения детского коллектива. Если хотя бы 1-2 раза в неделю дети будут играть вместе под кураторством психолога, это станет профилактикой всех форм дезадаптивного поведения. К тому же, ребенку гораздо проще подойти за советом к знакомому доброму психологу, чем к тому, кого ты видишь 2-3 раза в год на диагностике.

Пусть пока в современных реалиях это невозможно, но очень хотелось бы ограничить число учащихся на одного педагога - максимум 25, лучше 20. Тогда будет шанс реализовать принцип индивидуального подхода. Когда детей в классе 30, а порой и 35, это физически невозможно.

Еще одно наблюдение касается роли и статуса педагога. Проведу сравнение с Германией. У нас педагог имеет очень жесткие рамки внешнего вида и поведения. В "забугорье" эти рамки гораздо мягче. Педагог может придти в джинсах и повисеть с ребятами на турнике, травя анекдоты, даже если она ведет не физкультуру, а английский язык и подтягивается всего полтора раза.

Не это определяет уважение детей к педагогу. А его доброе отношение, большой багаж знаний, честность и открытость, умение завлечь, влюбить в свой предмет. Для немецких педагогов допустимо поиграть с детьми на перемене, даже если дети в шестом классе. И хвалят детей не только за результаты, но и за старания. Кстати, мужчин-педагогов там почти столько же, сколько и женщин, а зарплата одна из самых высоких по стране. Но и отбор жесткий...

Я год назад была на отчетном концерте музыкальной школы в Германии. Начали на полчаса позже (и где была хвалена немецкая пунктуальность?), а до того конферансье просто тянул время. Дети вышли неровным строем, и педагог их долго расставлял на сцене. В одном месте мальчик-скрипач сфальшивил и растерялся, потом остановился вовсе. Весь зал поддержал аплодисментами, выступление начали сначала. Сыграли не идеально - даже мне, не профессионалу, были слышны фальшивые ноты.

Удивительно было то, что и педагог, и дети, и публика лучились счастьем. Знали ли они, что сыграли не очень? Конечно, знали. Но не это было главным. Они трудились целый год, выучили новые композиции, смогли выйти на сцену и не побояться толпы, это все было их личным ростом - и каждый это понимал, как на сцене, так и в зале.

Не так все происходит у нас... Нервный педагог, вышколенные, но задерганные дети. Идеально или почти идеально сыгранный концерт - и слезы страха, что за ошибку осудят.

Конечно, это пример из сферы дополнительного образования - но примерно то же происходит и в общеобразовательных школах. Акцент на ошибках, стремление стать идеальным не из жажды достижений, познаний, развития, а из страха осуждения. Я, конечно, утрирую немного - есть у нас великолепные педагоги, умеющие расположить к себе детей, поставить увлекательный образовательный процесс, мотивировать трудиться не за страх , а за совесть - но их меньшинство. И делают они это не благодаря, а вопреки школьной системе образования.

Итак, что хотелось бы изменить в системе школьного образования?

Сделать пятидневку. Уменьшить количество домашних заданий. В равной мере (особенно в начальных классах) развивать гуманитарные, творческие и естественные науки. Обязательно ввести подвижные игры. Раздвигать рамки дозволенного для педагога. Создавать простор для творчества, самостоятельной деятельности. Поддерживать в каждом ребенке жажду познания. Позволять иметь свое мнение - и обсуждать (а не осуждать или запрещать) это мнение, споря на равных.

Когда? Хотелось бы безотлагательно, но даже если взяться за разработку такой системы, реализовать ее в самых радужных перспективах удастся не раньше, чем через 5 лет. Но браться за это надо немедленно. Чем раньше, тем лучше, ведь на кону психическое и физическое здоровье детей, их успешность и, наконец, просто - счастье...

Принципы финского образования

«Либо мы готовим к жизни, либо - к экзаменам. Мы выбираем первое».

Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е - по математике. Но даже не это так восхищает педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней: - нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс; - верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс.

В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы в нашем привычном понимании.

7 принципов «средней» ступени финского образования:

1. Равенство

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой - 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы - государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, - в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

Всех предметов.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

Родителей.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

Учеников.

Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися - самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», - делилась впечатлениями русская мама.

Учителей.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.

Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок - самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро - помощник, до 5 000 - учитель-предметник).

2. Бесплатность

Кроме самого обучения бесплатны:

Экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;

Транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;

Учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

3. Индивидуальность

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» - более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» - кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше - не справишься - ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

1. Поддерживающее обучение «слабых» учеников - то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.

2. Коррекционное обучение - связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

4. Практичность

Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо - к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты - на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

5. Доверие

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

6. Добровольность

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы - выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист - «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим - час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке - никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.

7. Самостоятельность

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному - самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает - все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором - привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

Когда и сколько учимся?

Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8-го по 16-е, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских - «лыжных» каникул (финские семьи, как правило, отправляются вместе кататься на лыжах) - и пасхальных.

Обучение - пятидневка, только в дневную смену. Пятница - «короткий день».

Чему учимся?

1–2 класс:

Изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

3–6 класс:

Начинается изучение английского языка. В 4 классе - еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины - предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах - игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5 классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1 по 6 класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры - это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7 классе.

7–9 класс:

Финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9 классе - 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».

Кому нужны оценки?

В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.

Мелочи школьной жизни

Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.

Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.

Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.

В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.

Когда 11 лет посвящаешь какому-то делу, то хочется, чтобы то, чем ты занимаешься в течение столь долгого срока, приносило бы не только пользу, но и удовольствие. Но вот это время проходит, и, оглядываясь назад, человек начинает делать выводы. И через несколько лет нынешним старшеклассникам придется решать, в какую школу отдать своих детей, чему, а главное, как должно будет учиться новое поколение россиян? Школьное образование - и это радует - не стоит на месте, а постоянно меняется, подстраиваясь под реалии современной жизни. Что же нужно менять в современной школе, чтобы она давала выпускникам нужные знания, а процесс обучения из прогрызания гранита науки превратился бы в неспешное поедание вкусного тортика? Начинать, наверное, нужно с элементарных, но вместе с тем и глобальных вещей: с увеличения числа школ и учителей, увеличения экономической помощи со стороны государства. Больше учителей – меньше учеников в классе, следовательно, учитель может уделить больше внимания каждому ученику. Если учитель будет работать в классе из 10-15 человек, то успеваемость каждого из учеников будет намного выше, ведь учитель вполне сможет осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Второй пункт модернизации – требования, предъявляемые к учителям и школьным программам. Если во всей стране ввели Единый Экзамен, то все учителя во всех школах должны готовить своих подопечных к его успешной сдаче. Учителям в современной школе нужно идти в ногу со временем, чтобы материал, преподаваемый ими, был актуален и нужен современному школьнику. Для успешной работы учителя нужно, чтобы он был не только соответственно образован и умел общаться с детьми, но и чтобы его заработная плата в какой-то мере зависела от успеваемости его учеников.Разобравшись с тем, как должна модернизироваться современная школа в плане преподавания, перейдем непосредственно к тому, что должно изучаться в школах. Прогресс и наука никогда не стоят на месте, и каждый год ученые открывают что-то новое. Школьные программы пополняются новыми знаниями по каждому из предметов, и общий объем информации, которую должны получить школьники за год обучения, постепенно увеличивается. Уже сейчас информации слишком много. Человеческий мозг просто не способен все это запоминать, а учителя–то требуют знания по своим предметам на все сто процентов. Как выход из такого непростого положения – введение в школах более строгой специализации, разделения детей на классы с углубленным изучением физики и математики, гуманитарных наук, биологии и химии. Только так можно готовить настоящих специалистов, способных в дальнейшем стать профессионалами в какой-то определенной области науки. Это не значит, что в остальном такие «специалисты» должны будут проявлять невежество, просто по остальным, непрофильным предметам имеет смысл уменьшить объем изучаемого материала до минимума. Теперь перейдем от глобальных к более конкретным изменениям. Материал, преподаваемый в школе, стоит сделать более открытым, поместив его в интернете. Нужно выкладывать на сайтах школы все самостоятельные и домашние задания, чтобы любой ученик или родитель легко мог их посмотреть. Необходимо также изменить шкалу оценки работ школьников. От плоской пятибалльной шкалы перейти к оценке выполненной работы в %. Т.е. оценивать каждую работу от 0% до 100% по таким параметрам, как «Аккуратность» «Правильность» «Интересность» и «Трудность» где 85% будут соответствовать современной пятерке. И еще, наверное, есть смысл разрешить ученикам самим выбирать букву или название своего класса. Те, кто с первого по одиннадцатый класс учились под
скучной литерой А, Б или В, наверняка позавидуют тем малышам, чей класс называется «Наш», «Мы», «Плюс» или как-то по-другому. Обсудив глобальные и маленькие вопросы модернизации школы, можно прийти к выводу, что от старой, советской школы в таких условиях не остается и камня на камне. Самое важное - изменить отношение учителя к ученику. Гоняясь за знаниями, пытаясь вложить в голову школьника как можно больше информации, легко забыть о том, что школа и учеба в ней не должны вызывать отвращение и ломать личность, причинять вред психологическому здоровью, а должны, наоборот, способствовать развитию способностей детей. Только пряником, а никак не кнутом, можно привлечь учеников к школе. Только развивая личностные качества каждого, можно поднять общий уровень образованности в стране. А что происходит сейчас? Система образования на протяжении тех одиннадцати лет, что учились нынешние выпускники, менялась, но мало. Да, был введен ЕГЭ, и учителям волей-неволей пришлось хоть как-то подстраиваться под него. Но все остальное, к сожалению, осталось, как и было. И если все останется по-прежнему, то в будущем родители, всерьез задумавшись об образовании своих чад, трижды подумают и, вспомнив свои школьные годы, спросят себя, хотят ли они, чтобы их дети учились точно так же? Если образование будет стоять на месте и не приспосабливаться к реалиям жизни, то оно из процесса познания нового и интересного превратится в бесполезное времяпровождение, целью которого будут не знания, а лишь «корочка» об окончании учебного заведения.

Александр ПАТЛИС, певец:

В первую очередь я бы упростил систему оценки знаний до «неуд. - удовл. - хор. - отл.». Также надо быть внимательнее к стремлениям школьников, уметь раскрывать вовремя их способности и уже с 12 лет определить им профиль. Неправильно, когда ученика, у которого лежит душа к творческим предметам, сильно загружают химией, физикой и геометрией, что в жизни, возможно, вообще не пригодится. По итогу нелюбимые уроки делаются по остаточному принципу, ученик получает плохую отметку и морально угнетен. И учителям давно пора понять: если ученик другой, это не значит, что он плохой.

Евгений КРЫЖАНОВСКИЙ, заслуженный артист Республики Беларусь:

На мой взгляд, если человек склонен к гуманитарным наукам, то после 8-го класса надо дать ему возможность двигаться дальше по этой стезе. Если ребенок не может определиться, кем он хочет стать, и такое часто бывает, то в этом должны помочь ему учителя и родители. А еще я категорически против десятибалльной оценки учеников! Они просто путаются в ней - взрослые разобраться не могут. Надо вернуть пятибалльную, а еще лучше немецкая система оценки: 1 - самая лучшая отметка, 5 - худшая. По этой системе я был бы отличником (смеется). Также в исключительных случаях надо применять розги и публично пороть прямо во время линейки.

Алексей ХАЦКЕВИЧ, художник:

Меня не радует в школе вторая смена, это очень неудобно. С учетом развития современных технологий я ввел бы больше часов информатики, программирования, работы с компьютерами, различными гаджетами. А еще в наших школах слишком много часов русского языка и литературы, я бы больше внимания уделил белорусскому и иностранным языкам.

Василий КОКТЫШ, генеральный директор УП «Киновидеопрокат»:

У меня внуки учатся в гимназии, и я не вижу особых проблем, связанных с их обучением. Когда дети учились в школе, их тоже не было. Удивляло только, что учителя слишком много внимания уделяли дисциплине. А разве ребенок должен слишком тихо себя вести? Часто крепкий троечник, разгильдяй, лучше приспособлен к жизни. Главное - чтобы школа была как семья, чтобы учителя не были загружены ненужной работой, написанием отчетов… Я окончил сельскую школу, где учителя относились к нам как к взрослым, мы вместе строили спортивные площадки… Я всегда шел туда без боязни и получил хорошее образование.

Андрей САКОВИЧ, доцент Белорусского государственного медицинского университета:

Не могу судить об общем уровне школьной подготовки и необходимости что-то менять, потому что по профильным предметам, которые требуются для поступления в наш вуз, абитуриенты подготовлены очень хорошо. Значит, у тех, кто готовится поступать в медицинский вуз, есть возможность хорошо изучить эти предметы в рамках школьной программы.

Елена ДРУЖИНИНА, психолог:

Я бы изменила не столько в программе, сколько в школе. Единственное, что школа может дать в противовес домашнему или дистанционному обучению, - это учеба в коллективе. Именно с одноклассниками мы учимся любить-ненавидеть, дружить-враждовать, сотрудничать и конкурировать. И лучшее, что может сделать школа, - это научить детей правильно взаимодействовать. А уж глубина изучения отдельных предметов, как и сам предметный набор, не имеет значения в том, как в дальнейшем сложится жизнь ученика.