11 класс

Дефис между частями слова в наречиях. Правила написания. Дефис между частями самостоятельных слов, между словами и в служебных словах

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с условиями написания наречий с приставками через дефис.
  • Формировать умения писать при определенных условиях наречия через дефис.

Учащимися изучаемой орфограммы.

  • Учить анализировать ошибки.
  • Развивать внимание, зрительную память
  • Учить ответу по предложенной схеме
  • Воспитывать интерес к русскому языку
  • Учить наблюдательности, аккуратности при работе в тетрадях

Оборудование: презентация «Дефисное написание в наречиях»

Ход урока

  • Организационное начало урока

1. Проверка домашнего задания

Проверить составленные словосочетания с предложенными словами: (железно)дорожный, (пусто)головый, (юго)восточный, (пол)литровый, (кое)кто, (светло) синий, (художественно)литературный, (кто)то. Объяснить написание.

а) Словарная работа по повторению изученного материала

Записать словосочетания. Объяснить правописание суффикса на конце наречий.(слайд 3)

  • Накормить досыт…, посмотреть искос…, расположить справ…, снов… начать, изредк… прикасаться.
  • Вырастить занов…, возвращаться затемн…, вытереть насух…, запереть наглух…, взглянуть искос…

Объяснить доходчив…, глядеть испуганн…, вскрикнуть сдержанн…

II.Работа по теме: Записать предложения на доске и в тетрадях.

По-прежнему шел сильный дождь. С другом по-братски, с врагом по-солдатски. (Пословица).

Ребята, при написании каких слов вы встретили сложности? (По-прежнему, по-братски, по-солдатски).
Верно, поэтому тема нашего урока … «Дефис между частями слова в наречиях».

1.Работа с таблицей «Наблюдаем вместе» (слайд 4)

Приставка

Суффикс

Наречие

По -

Ому, -ему, -цки,

Ски, -ьи

По -мо ему , по -рыба цки , по -лис ьи

В – (во-)

Ых, -их

Во -втор ых

В -треть их

Кое-

То, -либо,

Нибудь

Кое -где, куда- либо , как- то , сколько- нибудь

Повтор

Мало-помалу

Исключения

Бок о бок

Точь-в-точь

  • Первичная проверка знаний. (Под диктовку) Словарно-объяснительная работа: (на доске и в тетрадях)

Тепло по-весеннему; сделать по-своему; плакать по-ребячьи; по-осеннему хмурые дни; встретить по-дружески; устроиться по-походному; выть по-волчьи; по-настоящему отдохнуть; чуть-чуть шевелится; уйти далеко-далеко; сделать точь-в-точь; едва-едва колышется; мало-помалу; сделать кое-как; видимо-невидимо; пристроиться где-нибудь.

  • Творческая работа . Замени предложения словосочетаниями с наречиями по типу:

Гл.+ наречие. (устно) (слайд 5)

  • Поступил, как товарищ. (Поступил по-товарищески)
  • Поступил, как друг.(Поступил по-дружески)
  • Решил подстричься, как прежде.(Подстричься по-прежнему)
  • Решил одеться, как в старые времена(Одеться по-старому)
  • Получилось, как ты предполагал.(Получилось по -твоему)
  • Выборочно-распределительная работа

(повторение написания неопределенных местоимений и сложных прилагательных) (слайд 6)

Задание: распределить в 2 столбца

1-дефисное написание наречий

2-дефисное написание неопределенных местоимений и прилагательных

Темно-зеленые кусты; раздался откуда-то; кое-где; светло-голубое небо; кто-то; ярко-желтая рожь; кто-нибудь; сделать кое-как; брел еле-еле; повторить точь-в-точь; ползти по-пластунски; во–первых.

  • Закрепление. Самостоятельная работа с учебником, упр.251. Предварительно разобрать написание выделенных слов.

III. Подведение итогов.(Слайд 7)

Написание синквейна. (Слайд 8). Выставление оценок.

Домашнее задание. Упр.253 (Слайд 9)

Предварительный просмотр:

Дефис между частями слова в наречиях Приставка Суффикс Наречие По- -ому, -ему, -цки, -ски, -ьи По -моему, по -рыбацки, по -лисьи В-(во-) -ых, -их Во -втор ых В -треть их Кое- -то, -либо, -нибудь Кое -где, как- то, куда- либо, сколько- нибудь Повтор - Мало-помалу Исключения - Бок о бок, точь-в-точь

Замени предложения словосочетаниями Поступил, как товарищ. Поступил, как друг. Решил подстричься, как прежде. Решил одеться, как в старые времена. Получилось, как ты предполагал.

Распределите в 2 столбца: 1. Наречия 2. Местоимения и прилагательные Темно-зеленые кусты; раздался откуда-то; кое-где; светло-голубое небо; кто-то; ярко-желтая рожь; кто-нибудь; сделать кое-как; брел еле-еле; повторить точь-в-точь; ползти по-пластунски; во –первых.

Подведение итогов Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы поставленных целей?

Синквейн (франц.) – нерифмованное стихотворение 1 . Тема, предмет (одно существительное) 2. Описание предмета (два прилагательных или причастия) 3. Характеризуется действие предмета (три глагола) 4. Отношение автора во фразе 5.Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы.

Домашнее задание П.42, упр.253


Образуйте однокоренные наречия от данных слов, обозначая изучаемую орфограмму (см. образцы). Используйте предложенные приставки и суффиксы.

Запишите однокоренные наречия к данным словам, обозначая условия употребления дефиса. Какой частью речи являются слова первый, седьмой и др.?

Составьте предложения со словами во-первых, во-вторых и т. д. Пусть они начинаются так: «Сегодня я, во-первых, ...»

Обратите внимание: слово во-первых , как и каждое из этих слов, выделяется запятыми (оно не является членом предложения). Что обозначают эти слова? В каких случаях они употребляются?

Дефис в наречиях пишется: после приставок по-, в- (во-) , если в слове есть суффиксы -ому (-ему), -ых (-их), -и .

274. Замените выделенные выражения наречиями и запишите по образцам, обозначая изучаемую орфограмму. Составьте два сложных предложения, включив в состав простых причастные обороты.

  1. Прыгает как заяц - прыгает по-заячьи ; ходит как медведь ; моросит, как осенью ; поступает как товарищ .
  2. Сделал, как вы просили , - сделал по-вашему ; вышло, как ты думал ; получилось, как я предполагал .

Наречия с приставками надо отличать от похожих сочетаний предлогов с существительными, прилагательными и местоимениями. Объясните данные ниже примеры.

275. Какой частью речи являются выделенные слова? Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и запятые. Сопоставьте выделенные слова. Можно ли их назвать омонимами?

1. Солнце светило (по)зимнему (не)ярко. (По)зимнему небу плыли снеговые обл..ка. 2. Когда лыжники вышли на место прежней ст..янк.., там всё было (по)старому . Лыжники шли (по)старому следу пролож..ному многими группами. 3. Солнце с..дилось но туристы (по)прежнему шли (не)останавливаясь. (По)прежнему пути идти было легче. 4. Шли дожди (по)этому река разлилась. (По)этому мостику мес..ные жители давно уже (не)ходят. 5. Охотники устали и (по)тому с удовольствием заноч..вали у лесника. Мы шли (по)тому берегу реки по которому проход..т дорога.

Что обозначают неопределённые местоимения?

Вспомните, как пишутся неопределённые местоимения с приставкой кое- и с суффиксами -то, -либо, -нибудь . Приведите примеры этих местоимений.

Рассмотрите схему и сформулируйте общее правило «Дефис в неопределённых местоимениях и наречиях».

276. Запишите образованные вами наречия, пользуясь материалом для наблюдения. Какие из этих наречий можно заменить словами однажды, изредка, небрежно? Какие из этих наречий указывают на что-то неизвестное, на неопределённый признак, место, время?

277. Проанализируйте предложения. Выпишите словосочетания с наречиями, которые пишутся через дефис, обозначьте орфограмму.

1. Вдали (по)прежнему машет крыльями мельница, и всё ещё она похожа на маленького человечка, размахивающего руками. 2. Бричка ехала прямо, а мельница почему(то) стала уходить влево. 3. Вода падала на землю и, прозрачная, весёлая, сверкая на солнце и тихо ворча, точно воображая себя сильным и бурным потоком, быстро бежала куда(то) влево. 4. Где(то) не близко плакал чибис и изредка раздавался писк трёх бекасов. 5. Дениска перегнал Егорушку и, (по)видимому, остался этим очень доволен. 6. (Кое)где на равнине высились небольшие курганы и летали вчерашние грачи.

(А. Чехов)

278. Спишите, раскрывая скобки и обозначая условия выбора дефисных написаний. Какие наречия вы написали без дефиса?

Поступил не (по)товарищески, поднять (по)выше, (мало)помалу приближаемся, (светло)серое небо, (когда)нибудь приедет, (иссиня)чёрное облако, отрезать (по)меныпе, греет (по)весеннему, случилось (давным)давно, наточить (остро)преостро, ступать (по)медвежьи, сделаем (по)вашему, одеться (по)зимнему, говорил (по)английски, идти куда(то), птиц (видимо)невидимо, выполнить точь(в)точь, бок(о)бок.

давным-давно
волей-неволей
видимо-невидимо
мало-помалу
точь-в-точь
бок о бок

279. Слитно, раздельно или через дефис? Спишите, обозначая условия выбора правильных написаний. Над какими видами орфограмм вы работали?

(Ни)кто, (железно)дорожный, (северо)восток, (к)нам, куда(то), (сто)тысячный, кого(либо), (кое)где, (о)себе, ни(с)кем, (пяти)миллионный, (выпукло)вогнутый, (юго)восток, (по)нашему, (мало)помалу, не(к)кому, (дальне)восточный, (северо)западный, (со)мной, (по)просту, кое(к)кому, (по)зимнему, (кого)либо, откуда(то).

280. Систематизируйте материал и составьте таблицу «Дефис между частями слова». Над какими видами орфограмм вы будете работать? Заполните таблицу примерами, обозначая в них условия употребления дефиса.

– закрепить знания о написании дефиса между частями слова в наречиях;

  • Развивающие
  • – развивать умение определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях, умение отличать наречие от других частей речи, умение вставлять наречия с дефисом в текст по смыслу, умение составлять предложениями с наречиями;
  • Воспитывающие
  • – воспитывать любовь к родному языку.

    Ученики должны

    • знать: условия употребления дефиса между частями слова в наречиях;
    • уметь:
    • находить в тексте наречия с дефисом, подбирать наречия по смыслу текста.

    Оборудование: таблица «Дефис в наречиях», раздаточный материал для морфологической разминки; карточки с текстом для творческого диктанта; презентация; репродукция картины художника И.Шишкина «Зима» и его портрет; фотографии зимних пейзажей.

    ТСО: компьютер, экран.

    Тип урока – комбинированный урок-практикум с использованием информационных технологий.

    Ход урока

    I этап. Актуализация знаний.

    1. Морфологическая разминка.

    Задание: если я называю глагол, вы поднимаете елочку, прилагательное – снеговика, наречие – снежинку.

    Покрылся, белым-бело, куда-нибудь, холодный, по-видимому, холодно, белеет, белый-белый, красиво, тихо-тихо, тишина.

    – На какое слово не нужно было поднимать карточку? Почему

    Правило № 1

    по- , образованные от полных прилагательных и местоимений и оканчивающиеся на -ому, -ему, -и (-ки, -ьи) .

    Например: по- новому , по- вашему , по- английски , по- волчьи , по- латыни .

    Следует отличать наречия от сочетаний предлога с прилагательным.

    наречие прилаг.

    Сравните: По- осеннему шепчут листья. - По осеннему небу плывут облака.

    Приставка по- пишется слитно с наречиями, образованными от прилагательных с помощью суффикса -у- : по просту, по маленьку , по тихоньку .

    Приставка по- пишется слитно, если наречие образовано от сравнительной степени: побольше , почаще , подешевле , попроще .

    Правило№ 2

    Через дефис пишутся наречия с приставкой в-(во-) , образованные от порядковых числительных и оканчивающиеся на -ых (-их) .

    Например: во-первых, во-вторых, в-пятых, в-десятых, а также наречия в-главных, в-последних (они включаются сюда по аналогии).

    Правило№ 3

    Через дефис пишутся наречия с приставкой кое- или суффиксами -таки, -то, -либо,

    -нибудь .

    Например: кое- как, кое- где, всё-таки , как-то , куда-либо , как-нибудь .

    Правило № 4

    Через дефис пишутся наречия, образованные при помощи повтора :

    Повторением слова: чуть-чуть, еле-еле, едва-едва, громко-громко .

    Повторением основы слова: давным-давно, как-никак, крепко-накрепко, мало-помалу .

    Сочетанием синонимичных слов: нежданно-негаданно, подобру-поздорову, тихо-смирно, худо-бедно, с бухты-барахты.

    Если в состав наречного сочетания входит предлог, т. е. оно состоит из существительного, предлога и еще одного существительного, то данное сочетание пишется раздельно.

    Например: бок о бок, след в след, с глазу на глаз, тютелька в тютельку .

    Исключение: точь-в-точь .

    Раздельно пишутся наречные сочетания, состоящие из двух существительных, одно из которых стоит в форме И.п., а другое - в форме Т.п.: честь честью, чин чином, дурак дураком, чудак чудаком.

    Если в середине наречия, образованного при помощи повтора, стоит частица -то , то один дефис опускается. Например: подобру-поздорову , но подобру-то поздорову .

    Через дефис пишется технический термин на-гора .

    Список литературы

    1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
    2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
    3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
    4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
    1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
    2. Наречие как часть речи ().
    3. Наречие как часть речи ().
    4. Части речи в русском языке ().
    5. Культура письменной речи. Наречие ().

    Домашнее задание

    Упражнения № 251, 253, 254. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

    Задание № 1. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

    1. Я требовал, (во) первых, комнату, где бы мог раздеться, (во) вторых, стакан вина, (в) третьих, обоза для моего провожатого (П.). 2. Мы все учились (по) немногу чему-нибудь и как-нибудь (П.). 3. Ты (по) пусту повредил бы ей и себе (Гонч.). 4. Откинув циновку, гляжу я вперед - (по) прежнему вьюга крутится (П.). 5. Сначала он ехал какой-то неизвестной дорогой, а потом покатил (по) прежнему пути. 6. Дуняша слушала, приоткрыв (по) детски рот (М.Г). 1. В городе было не (по) праздничному тихо (М. Г.). 8. Дома в Москве уже все было (по) зимнему; топили печи... (Ч.). 9. (По) видимому, своим словам пастух придавал немало значения (Ч.). 10. «Старички» ходили (по) двое и (по) трое в зале, заломив истрепанные кепи на затылок (Купр.). 11. Все дела совершались (по) домашнему, (по) соседски... (Купр.). 12. Дни еще только (по) весеннему ласковы... (Купр.). 13. На такой плешине, (по) моему, и должен был находиться бекас (Пришв.). 14. Долго (по) пустому ходили охотники и расстреляли весь свой задор (Пришв.). 15. Сначала все было (по) прежнему тихо (Кор.). 16. Одет он был (по) дачному: без воротничка, полотняные туфли (Эр.).

    Задание № 2. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

    (Чуть)чуть, (как)никак, (худо)бедно, крест(на)крест, точь(в)точь, бок(о)бок, (в)третьих, (по)дружески, (по)нашему, (по)латыни, (взад)вперед, (крепко)накрепко, (мало)помалу, жить (по)новому, идти (по)тихоньку, расстались (по)приятельски.

    Урок82-84

    Тема. Дефис между частями слова в наречиях.

    Цели: повторить случаи употребления дефиса в разных частях речи; показать условия выбора этой орфограммы в наречиях; закрепить навыки самостоятельной работы.

    Методические приемы: объяснительный диктант, повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, лингвистический разбор, словарная работа.

    Ход урока 1

    I. Чтение и анализ нескольких сочинений

    II. Повторение темы «Случаи употребления дефиса»

    1. Объяснительный диктант.

    Ярко-красный автомобиль, древнерусский язык, полкласса в друзьях, кто-нибудь поможет, Юго-Восточная Азия, отрежьте пол-лимона, кого-то попросишь, бело-розовый зефир, железнодорожная станция, англо-русский словарь, исходил пол-Петербурга, кое с кем встретишься, кисло-сладкий апельсин, черно-белый телевизор, выпукло-вогнутые линзы, северо-западный ветер, нежно-лиловая сирень, древнегреческий эпос, кое-кому позвонишь.

    2. Вопросы на повторение.

    Какие орфограммы встретились в диктанте? (Дефис в сложных прилагательных, дефис в отрицательных местоимениях.)

    В каком случае ставится дефис в сложных прилагательных? Когда они пишутся слитно? (Дефис ставится, если прилагательное обозначает цвета или их оттенки, стороны света, два равноправных слова. Если оке сложное прилагательное образовано от словосочетания (Древняя Русь), оно пишется слитно.)

    В каком случае ставится дефис в неопределенных местоимениях? (Во всех случаях, кроме тех, когда части слова разбиваются предлогом: кое у кого, кое с чем.)

    IIII. Изучение темы «Дефис между частями слова в наречиях»

    1.Задания.

    Определите части слов (морфемы) в наречиях, написанных на доске: по-другому, по-прежнему, по-дружески, во-первых, в-третьих. (Приставки по-, в-, во-; суффиксы -ому, -ему, -и.)

    Составьте словосочетания с этими наречиями. (По-другому думаешь, по-прежнему скучаю, по-дружески поддержал; во-первых, сказал...; в-третьих, сделал...)

    Сделайте вывод об использовании дефиса в наречиях.

    2. Изучение теоретического материала учебника (§ 42,

    Что вы узнали дополнительно о правописании наречий с дефисом? (Наречия с приставкой в- (во-): во-первых, в-пятых

    выделяются запятой, не являются членами предложения, то есть это вводные слова.)

    3. Сопоставление наречий с дефисом и одинаковых или сходных с ними по звучанию сочетаний предлогов с существительными,

    прилагательными, числительными и местоимениями (с именными частями речи).

    По-другому думаю - иду по другому пути.

    По-прежнему верю - судя по прежнему высказыванию.

    В-третьих, сказал... - в третьих примерах каждой группы.

    Сделал по-вашему - по вашему лицу вижу.

    Вывод: судить о том, какая перед нами часть речи, о том, как правильно писать, можно лишь в предложении, в контексте.

    IV. Выполнение упражнений

    1. Упражнение 250: комментированное письмо (на доске и в тетрадях).

    2. Упражнение 251: обсуждение вопросов, самостоятельная работа, с последующей взаимопроверкой.

    Комментарий. Выделенные слова нельзя назвать омонимами, т. к. прилагательные и местоимения с предлогами образуют два слова.

    Домашнее задание

    1. § 42 (с. 114-116) - самостоятельно изучить теоретический материал нас. 116.

    2. Упражнение 252.

    Ход урока 2

    Лингвистическая разминка

    Сделать синтаксический разбор предложения, определить значение наречий:

    Солнце уже зашло, но жара по-прежнему не спадала. Комментарий. Уже - значение времени; по-прежнему - значение образа действия.

    В чем отличие написания приставок в наречиях от написания приставок в других частях речи? (Приставки обычно пишутся слитно.)

    Всегда ли приставки в наречиях пишутся через дефис? (Нет, не всегда.)

    От каких частей речи образуются наречия с приставкой в-(во-), которая пишется через дефис? (От числительных: «во-первых»...)

    Как пишутся неопределенные наречия? (Как и неопределенные местоимения, через дефис: кое-где, куда-либо, откуда-то, почему-нибудь.)

    Какие еще наречия пишутся через дефис? (Сложные наречия, образованные с помощью однокоренных слов или повторением слов: волей-неволей, чуть-чуть.)

    Упражнение 252: устные ответы на вопросы.

    III. Словарная работа

    Записать слова, помещенные в рамке на с. 117, в словарики; ответить на вопрос: «В текстах каких стилей могут быть использованы такие слова?»

    Давным-давно, волей-неволей, видимо-невидимо, мало-помалу, точь-в-точь, бок о бок.

    (Эти слова регулярно встречаются в сказках, в текстах художественного стиля, часто употребляются в разговорной речи, могут быть использованы в текстах публицистического стиля.)

    IV. Выполнение упражнений

    1. Упражнение 253: комментированное письмо.

    2. Упражнение 254: самостоятельная работа.

    Домашнее задание

    1. § 42(с. 114-116).

    2. Упражнение 256.

      Задания по группам: подобрать тексты, в которых встречаются наречия с дефисом. 1 -я группа - текст художественного стиля, 2-я группа - текст разговорного стиля, 3-я группа - текст научного стиля, 4-я группа - текст официально-делового стиля, 5-я группа - текст публицистического стиля.

    Цели: закрепить навыки употребления дефиса в разных частях:*речи; учить отличать наречия с дефисом от сходных по звучанию, сочетаний предлогов с именными частями речи; показать роль наречий с дефисом в текстах разных стилей.

    Методические приемы: лингвистический разбор, словарный «диктант с взаимопроверкой, упражнения по стилистике, работа " в группах, тренировочные упражнения.

    Ход уроков

    I. Словарный диктант с взаимопроверкой

    По-зимнему холодно, настроен по-деловому, в десятых числах декабря, сделал волей-неволей, где-то забыл, обратился по деловому I вопросу; мало-помалу поправляюсь; в-десятых, прибери комнату; По-цюльски жарко, читаю по-английски, куда-либо отправишься, 1давнь1м-давно знаешь, видимо-невидимо грибов, живешь бок о бок %со школой, повторил точь-в-точь; по-моему, ты по-заячьи труслив; ";откуда-нибудь приедешь, расположены справа налево, говоришь по-французски, по летнему времени, крепко-накрепко запомни.

    II. Проверка домашнего задания

    1. Рассказать об употреблении дефиса в наречиях.

    2. Упражнение 256: выполнить таблицу «Дефис между частями, слова» на доске.

    III. Употребление наречий с дефисом в текстах разных

    Работа в группах: представители пяти групп по очереди читают тексты разных стилей, остальные ученики на слух определяют принадлежность текста к определенному стилю, записывают наречия в две колонки: с дефисом и без дефиса.

    Задание: записать тексты под диктовку, определить их принадлежность к разным стилям; объяснить правописание наречий и их роль в тексте. Записать наречия в две колонки: с дефисом и без дефиса.

    1) - Привет, ты меня не узнаешь?

    Постой, где-то я тебя видел. Ты, по-моему, со мной в одном лагере был.

    Да нет, я теперь с тобой в параллельном классе учусь. Мы недавно переехали, живу бок о бок со школой.

    То-то я смотрю, лицо знакомое, едва-едва тебя узнал.

    А ты куда идешь?

    Так, кое-куда. Секрет. (Разговорный стиль.)

    2) По вопросу о видовой соотносительности глаголов и показу ее в словарях нет единого мнения, в разных словарях он решается по-разному. В первом издании эти сведения были представлены односторонне и неполно.

    (Научный стиль. Словарь русского языка в 4-х томах под редакцией А.П. Евгеньевой.)

    3) Давным-давно жил на свете один царь, и было у него три сына. Как-то раз пришли они к отцу и говорят: «Здравствуй, царь-государь, не вели казнить, вели слово молвить».

    (Художественный стиль. Сказка.)

    4) Отдельные ячейки или области листа можно выделить по- разному. Во-первых, с помощью рамок. Рамки могут выделять ячейки дополнительными линиями сверху, снизу, по бокам, а так же вокруг ячеек. Во-вторых, ячейки и области листа выделяются с помощью цвета.

    (Официально -деловой стиль. Инструкция для пользователей компьютера.

    5) Изначально мы хотели увеличить заработную плату работников бюджетной сферы на 37, 5%. Эта цифра неоднократно называлась главой региона, но потом появились две поправки. Во-первых, нужно изъять из бюджетных отраслей 380 миллионов рублей, которые высвобождаются в силу того, что будет применяться другой способ индексации заработных плат. Во-вторых, мы планируем повысить зарплату на 21,5% в три этапа. Деньги

    в отраслях бюджетной сферы есть, но почему-то их не торопятся отдать бюджетникам.

    (Публицистический стиль. Из газетного интервью с депутатом.)

    Наречия, встречающиеся в текстах

    С дефисом

    Без дефиса

    едва-едва

    бок о бок

    по-разному

    односторонне

    давным-давно

    как-то раз

    по-разному

    во-первых

    С дефисом

    Без дефиса

    во-вторых

    " во-первых

    изначально

    во-вторых

    неоднократно

    почему-то

    в силу того

    IV. Выполнение упражнений

    Упражнение 255: самостоятельно.

    Домашнее задание

    2. Выписать из художественных произведений пять предложений с наречиями, которые пишутся через дефис.