11 класс

Как называется военный врач. Военно-полевой хирург. Специальности, вузы и предметы ЕГЭ

В те трудные времена никто никогда не говорил плохого про врачей, медсестер, санинструкторов и санитаров - просто потому, что они были на вес золота и нужны были как воздух, на них молились и их уважали…

Военфельдшер комсомолка О. Масличенко оказывает первую помощь раненным бойцам. Южный фронт.


Санинструктор В. Немцова оказывает первую помощь раненому солдату на улице деревни на Воронежском фронте.


Время съемки: март 1943. Автор: Яков Рюмкин
Переноска раненых в советском полевом госпитале.


Автор: Анатолий Гаранин
Выгрузка советских раненых из санитарного грузовика ЗиС-5 в полевом госпитале. Калининский фронт.


Время съемки: август 1943
Советский военный медик оказывает помощь жителям освобожденного села.

Советский офицер медицинской службы осматривает освобожденных узников концлагеря Освенцим. Истощенный выживший узник - инженер Рудольф Шерм (Rudolf Scherm) из Вены. А вот имя врача неизвестно…


Место съемки: Освенцим, Польша. Время съемки: январь 1945
Советская врачебная комиссия осматривает освобожденных узников концлагеря Освенцим.


Врач из состава советской врачебной комиссии осматривает освобожденного узника концлагеря Освенцим.

Врачи советской медицинской комиссии опрашивают освобожденных узников концлагеря Освенцим.


Бывшая узница концлагеря Освенцим демонстрирует советской врачебной комиссии свой личный номер, выбитый на руке.


Групповой портрет раненых и врачей эвакогоспиталя № 3056 в Чебоксарах. Среди бойцов (предположительно, сидит справа) врач-хирург П.П. Николаева.


Советский военврач разговаривает с мирным жителем в Германии.


Группа раненых советских военнослужащих эвакогоспиталя № 424 города Ижевска с лечащим врачом-хирургом А.И. Воробьевой.


Военврач 3-го ранга Антонина Федосьевна Володкина (год рождения - 1912) выступает с докладом «Методы обезболивания на полевых медпунктах» на конференции военных хирургов Юго-Западного фронта.


Военврач старший лейтенант медицинской службы Александра Георгиевна Васильева.

Военврач 3-го ранга (капитан медицинской службы) Елена Ивановна Гребенева (1909-1974), врач-ординатор операционно-перевязочного взвода 316-го медсанбата 276-й стрелковой дивизии.

Время съемки: 14.02.1942
Врач советского госпиталя Николай Иванович Шаталин. Брянский фронт, ноябрь 1942-го года. Подпись на обороте: «Родная, любимая! Посылаю тебе свою карточку, чтобы ты могла вспомнить меня после 15-ти месяцев разлуки. Твой Коля. 21/1х 42 г Калуга ».

Время съемки: ноябрь 1942
Персонал советского госпиталя. На фото в очках Николай Иванович Шаталин, в армию призван в 1942 году на Брянский фронт в 19-ю отдельную роту медицинского управления 43-й армии. Закончил Войну в Германии в звании майора медицинской службы.


Время съемки: 1943
Военврач Е.А. Каверина (первый ряд в центре). Рядом медсестры и раненный Рязанцев. 421-й эвакогоспиталь, сентябрь 1943 года.


Время съемки: сентябрь 1943
Елена Андреевна Каверина (1909-1946). Окончила в 1939 году Военно-медицинскую академию РККА имени С.М. Кирова в Ленинграде.

Елена Андреевна Каверина (1909-1946). Окончила в 1939 году Военно-медицинскую академию РККА имени С.М. Кирова в Ленинграде. Участница Финской и Великой Отечественной войн. На этом снимке она в звании военфельдшера (соответствует званию лейтенанта). Умерла от туберкулеза (последствия Финской войны) весной 1946 года. Похоронена в Киеве.
Капитан медицинской службы Галина Александровна Исакова (1915 - 2000).

Аспирантка Ижевского государственного медицинского института Г.А. Исакова была призвана на военную службу в июне 1941 г. В годы войны служила военврачом полевого подвижного госпиталя № 571, 90-й армейской патологоанатомической лаборатории 22-й армии, начальником патологоанатомического отделения 1927-го сортировочного эвакогоспиталя.
Хирург Г.Т. Власов в сталинградском полевом госпитале №2208


Госпиталь №2208. На операции начальник хирургического отделения военврач 2 ранга Георгий Тимофеевич Власов (год рождения - 1909), кавалер трех орденов Красной Звезды и ордена Отечественной войны II степени, старшая хирургическая сестра военфельдшер Валентина Гавриловна Панферова (год рождения - 1922, справа), награждена медалями «За боевые заслуги», орденами Отечественной войны II и I степени, старшая перевязочная сестра Захарова Мария Ивановна (год рождения - 1923, слева), награждена медалью «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны II степени.
Место съемки: Сталинград. Время съемки: 1942
Выздоравливающие красноармейцы и медицинский персонал в полевом госпитале. Юго-Западный фронт.


Время съемки: июнь 1942. Автор: Ефим Копыт
Военфельдшер Людмила Гумилина оказывает помощь раненому солдату

Командир санитарного взвода гвардейского отдельного пулеметного батальона 13-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии военфельдшер Людмила Гумилина (1923 г.р.) оказывает помощь раненому советскому солдату.
Людмила Георгиевна Гумилина после окончания курсов медсестер с октября 1941 г. воевала на Крымском, Южном, Сталинградском, Донском, Степном, 2-м и 1-м Украинском фронтах, гв. военфельдшер, с 1943 г. - гвардии лейтенант медицинской службы, в должности командира санитарного взвода дошла до Берлина, трижды ранена, награждена медалью «За отвагу» (28.11.1942 г.) и орденом Красной Звезды (06.06.1945 г.).
После войны окончила Киевский медицинский институт, работала врачом-невропатологом в Киевском госпитале для инвалидов войны, была награждена орденом Октябрьской Революции.
Место съемки: Сталинград. Время съемки: 17.11.1942. Автор: Валентин Орлянкин
Санитар Садык Гайфулин оказывает помощь раненому в бою. Западный фронт.

Санинструктор оказывает помощь раненному солдату во время боя в Сталинграде.


Место съемки: Сталинград. Время съемки: сентябрь-ноябрь 1942
Санинструктор Брюкова оказывает помощь красноармейцу-автоматчику, раненому в голову во время боя за Новороссийск.


Советская санитарка оказывает помощь раненому красноармейцу под вражеским огнем.


Санинструктор К.Я. Данилова обрабатывает ногу раненому партизану.

Время съемки: июнь 1943
Медсестра партизанского отряда имени Г.И. Котовского бригады имени С.М. Буденного читает во время ночного дежурства.


Место съемки: Пинск, Белоруссия, СССР. Время съемки: 23.12.1943
Медсестра делает перевязку раненому ребенку в госпитале блокадного Ленинграда.

Медсестра 174-го отдельного истребительного противотанкового артиллерийского дивизиона им. Комсомола Удмуртии Инна Васильевна Механошина.

Раненые дети в палате Ленинградского государственного педиатрического института.


Место съемки: Ленинград. Время съемки: 1942. Автор: Борис Кудояров
Дети, раненые при артиллерийских обстрелах Ленинграда, на лечении в Ленинградском Государственном педиатрическом институте.

Медсестра 8-й гвардейской стрелковой дивизии В.И. Панфилова (р. 1923). Калининский фронт.

Валентина Панфилова - дочь командира 316-й стрелковой дивизии (8-й гвардейской стрелковой дивизии) генерала-майора И.В. Панфилова. Снимок сделан уже после гибели ее отца в ноябре 1941 г. В.И. Панфилова пошла в дивизию отца добровольцем, сразу после окончания школы. Начала службу в медсанбате дивизии. После гибели отца наотрез отказалась уехать домой, и прошла с дивизией всю войну. Трижды была ранена.
Время съемки: 1942. Автор: Иван Нарциссов
Старшая медсестра хирургического отделения госпиталя Брестской крепости Прасковья Леонтьевна Ткачева с женами и детьми командиров РККА в окружении немецких солдат.

Место съемки: Брест, Белоруссия, СССР. Время съемки: 25-26.06.1941. Автор: неизвестен.
Медсестра полевого госпиталя М. Ткачева у койки раненого старшего сержанта А. Новикова на Донском фронте. Фотография сделана зимой 1942-1943 года.


Медсестра Ленинградского Военно-морского госпиталя Анна Юшкевич кормит раненого краснофлотца сторожевого корабля В.А. Ухова.

Санинструктор старший сержант Аркадий Федорович Богдарин (1911 года рождения) перевязывает в окопе раненого в голову сержанта Ф.Л. Лисрата на Северо-Западном фронте.

Время съемки: 1942. Автор: Ефим Копыт
Санитар перевязывает раненого в руку красноармейца во время боя на Юго-Западном фронте.


Время съемки: ноябрь-декабрь 1942. Автор: Семен Фридлянд
Военфельдшер С.Н. Бовуненко перевязывает голову раненому красноармейцу, во время боем на «малой земле» в районе Новороссийска.

Советский санинструктор перевязывает раненого бойца во время бомбардировки. Солдат вооружен пистолетом-пулеметом системы Судаева (ППС). Предположительно, фото сделано не ранее 1944 года.

Санинструктор 125-го полка морской пехоты сержант Нина Степановна Буракова (1920 г.р.) перевязывает раненого бойца в Заполярье.


Время съемки: 1942. Автор: Евгений Халдей
Санинструктор 705-го стрелкового полка старший сержант В.А. Пономарева перевязывает раненого в голову младшего лейтенанта Н.С. Смирнова


Санитар 129-й стрелковой Орловской Краснознаменной дивизии 518-го стрелкового Краснознаменного полка старший сержант Ольга Ивановна Бороздина (год рождения - 1923) перевязывает раненого бойца на поле боя в Польше.

Доставка советских раненых в медсанбат на волокуше с собаками. Германия, 1945 год.


Эвакуация раненых бойцов на самолете У-2 в районе Сталинграда. Для перевозки раненых используются кассеты, устанавливаемые на нижние крылья. Кассеты состояли из площадки для носилок и легкой крыши над ними.

Время съемки: сентябрь 1942
Эвакуация советских бойцов с Керченского полуострова. Раненых загружают в специально модифицированный самолет У-2 (По-2).


Погрузка раненого в вагон санитарного поезда на эвакуационном пункте (ЭП) №125 в Москве.


Место съемки: Москва. Время съемки: май 1942. Автор: А. Хлебников
Подводы с ранеными у советского военно-санитарного поезда №72 на станции Гуев Тупик.


Место съемки: Гуев Тупик, Украина, СССР. Время съемки: 07.06.1944. Автор: А. Хлебников
Медики делают переливание крови раненому советскому бойцу в Берлине.


Женщины-медики делают перевязку раненому в вагоне советского военно-санитарного поезда №111 во время рейса Житомир-Челябинск.



Женщины-медики делают перевязки раненым в вагоне советского военно-санитарного поезда №72 во время рейса Житомир-Челябинск.



Раненые ожидают перевязку в вагоне советского военно-санитарного поезда №72 во время рейса Смородино-Ереван.


Время съемки: декабрь 1943. Автор: А. Хлебников
Установка катетера раненому в вагоне советского санитарного поезда №72 во время рейса Житомир-Челябинск.


Время съемки: июнь 1944. Автор: А. Хлебников
Наложение гипсовых повязок раненому в вагоне военно-советского санитарного поезда №72 во время рейса Житомир - Челябинск.


Время съемки: июнь 1944. Автор: А. Хлебников
Перевязка раненого в вагоне советского военно-санитарного поезда №318 во время рейса Нежин-Киров.


Старшая хирургическая сестра операционно-перевязочного взвода 106-го медико-санитарного батальона 52-й стрелковой дивизии М.Д. Кучерявая

Мария Дементьевна Кучерявая, 1918 года рождения, лейтенант медицинской службы. На фронте с 22.06.1941 г. В сентябре 1941 г. во время боев на Крымском полуострове получила контузию. В сентябре 1944 г. награждена орденом Красной Звезды.
Из наградного листа: «Лейтенант медслужбы Кучерявая М.Д. с 25 по 27 августа 1944 г., в дер. Тамой Когульского района Молдавской ССР, при потоке тяжело раненых, работая двое суток не отходя от операционного стола, давала лично наркоз 62 тяжело раненым, кроме того ассистировала при операциях 18 тяжело раненых в живот и грудную клетку».
Место съемки: Севлиево, Болгария. Время съемки: сентябрь 1944

  • " onclick="window.open(this.href,"win2","status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no"); return false;" >Печать
  • E-mail

Военные врачи в армии - фигуры весьма уважаемые. С почетом к ним относятся как рядовые, так и высший офицерский состав, считая врачей людьми умными, интеллигентными, "толковыми".

История

У профессии военного врача давняя история. В войсках Древнего Египта были пункты для перевязок. Древнеримских легионеров обслуживали целые команды врачей. Также, легионы обслуживали специально обученные, невооруженные люди, во время сражения выносившие раненых из боя. Воины Древней Руси брали с собой в походы особые платки (убрусы), которые использовались для перевязки ран; использовалась и техника наложения жгутов.

В Войске Запорожском, согласно сказаниям, функции полевых целителей могли выполнять, так называемые, «казаки-характерники»: они были безупречными воинами и знали множество секретов из сфер боевых искусств, стратегии и тактики, медицины, психологии. Казаки-характерники были настолько искусными воинами и авторитетными личностями в своих кругах, что в мифах и легендах их наделяют магическими способностями, умением «общаться с чистым духом и отвадить нечистую силу».

Первые полковые врачи в имперской армии официально упоминаются в 1616 году. В 1847 году светило медицины Н.И. Пирогов, впервые применил общий наркоз в полевых условиях; это дало возможность выполнения сложных хирургических операций в полевых госпиталях.

Описание, плюсы и минусы

Военный врач - человек, обладающий высшим медицинским образованием и погонами на плечах. В армии много медиков - и фельдшеры в чинах прапорщиков, и санитары-рядовые, и санинструкторы-сержанты. Но врачами могут быть только офицеры, начиная с младшего офицерского состава. В настоящее время, среди офицеров медицинской службы есть немало женщин.

  1. Профессия врача в армии - уважаемая. Даже к молодому старшему лейтенанту медицинской службы, командир части-полковник, обращается просто «доктор», относясь к нему, в какой-то степени, как к равному.
  2. Бесплатное повышение квалификации. Много возможностей для развития, чуть ли не треть службы занимает обучение.
  3. Все льготы и социальные бонусы, положенные военнослужащим данной профессии.
  1. Жилищные трудности.
  2. Возможность быть вызванным по тревоге в любое время суток.
  3. Высокая вероятность командировки в горячую точку.
  4. Во время крупномасштабных военных действий, военврачи работают в непосредственной близости к фронту.

Обязанности

В общих чертах, главная задача военврача - спасать жизни раненных солдат. В мирное время, у военврачей есть масса обязанностей, далеко не всегда связанных с медициной. Работа военврачей - главный фундамент медицинского обеспечения вооруженных сил государства. Они выполняют санитарно-гигиенический надзор, осуществляют лечебно-профилактические работы, проводят противоэпидемические мероприятия, контролируют медицинское снабжение (поставки препаратов, инструментария, оборудования, прокладочно-перевязочных материалов и т.д.), курируют медицинские осмотры.

Военврач не только лечит раненых, но и активно участвует в устранении препятствий, которые могут помешать офицерам и солдатам выполнять боевые задачи.

Карьера, заработная плата и перспективы

Зарплаты сержантов-инструкторов очень низки. Заработная плата у полковников-начальников отделений в госпиталях, в армии - не менее 20 000 рублей в месяц. У лейтенантов (выпускников ВМедА), в среднем - 10 тысяч.

Потребность в военных врачах сегодня очень высока, поскольку военная медицина РФ еще не оправилась от неразумных реформ 2000-х, после которых штат медперсонала армии был сокращен втрое. В целом, военврачи вооруженных сил, негласно подразделяются на «лечебников» и «организаторов». Первые занимаются администрированием, управленческой деятельностью. «Лечебники» ведут прямую медицинскую практику. В каждом из направлений - свои преимущества и недостатки. Делая выбор, хорошо подумайте, каким опытом вы хотите обладать после выхода на пенсию.

  • Назад
  • Вперёд

В третье воскресенье июня в России отмечают День медицинского работника. Накануне профессионального праздника врачей наш корреспондент побывал в Военно-медицинской академии имени Кирова, где узнал, зачем российской армии робот-санитарка, как будущие военные хирурги учатся не бояться крови с помощью плачущих манекенов и каково будущее российской военной медицины.

Военно-медицинскую академию имени С.М.Кирова без преувеличения можно назвать уникальным высшим учебным заведением. Только здесь готовят врачей для Вооруженных сил России. Семь факультетов, 63 кафедры и около 30 клиник при них — потенциал, которому позавидуют многие гражданские медицинские вузы.

В отличие от гражданских институтов в академии большое внимание уделяется занятиям по военной экстремальной медицине. Наряду с изучением общепринятых медицинских дисциплин слушатели постигают работу в полевых условиях, проводят военно-медицинские учения и стажируются в войсках. Факультеты, на которых учатся военные врачи, делятся по видам Вооруженных сил.

Будущие специалисты медицинских подразделений Военно-воздушных сил углубленно изучают проблемы, связанные с воздействием на человеческий организм многократных перегрузок и недостатка кислорода на больших высотах. Также на факультете преподают методику специального контроля за состоянием здоровья летчиков и систему их медицинского обследования.

Факультет подготовки врачей для РВСН и Сухопутных войск готовит специалистов по широкому кругу вопросов. Как правило, его выпускники становятся врачами войсковой части и на них ложится ответственность не только за оказание медицинской помощи, но и за санитарно-эпидемиологическое состояние подразделения, а также за профилактику заболеваний. Без военврача не обходится и боевая подготовка — стрельбы, марши, полевые выходы всегда проходят под его контролем.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Своя специфика и у военно-морского факультета. Здесь особое внимание уделяется влиянию глубоководных погружений и повышенного давления воздуха на здоровье моряков-подводников: врач на субмарине должен уметь оказывать помощь при кессонной болезни и в случае чрезвычайных происшествий, связанных с резкими перепадами давления.

К тому же все выпускники военно-морского факультета получают квалификацию хирурга. Корабельный врач, что на подлодке, что на надводном корабле, в дальних походах часто работает в одиночку и потому обязан уметь проводить операции на борту. Как правило, это ушивание ран, удаление воспаленного аппендикса или вскрытие гнойника.

Отработка ушивания резаных ран. Фото: Анна Горбань

Наука лечить

Обучение слушателей Военно-медицинской академии построено в соответствии с государственным стандартом, однако учебный процесс военных медиков имеет ряд преимуществ по сравнению с их гражданскими коллегами. В первую очередь это возможность учебы «у постели больного». Как было сказано выше, кафедры ВмедА обладают собственными клиниками. Они одновременно работают на медицинское обеспечение военнослужащих и членов их семей и на практическое обучение слушателей.

Эти клиники оборудованы самой современной медтехникой, и будущие военврачи имеют возможность знакомиться с ней уже в процессе учебы. В то же время студенты гражданских вузов иногда сталкиваются со сложной аппаратурой только после выпуска.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Еще одно новшество Военно-медицинской академии — Центр симуляционного обучения. Роботизированные манекены, напичканные датчиками, изображают различные повреждения и травмы. Специальная компьютерная программа, контролируемая преподавателем, выдает на диагностические мониторы изменения в работе «организма». Если слушатель допускает ошибки, то «пациент» начинает истошно кричать от боли, умирать и даже брызгать красной краской из поврежденных «конечностей».

Как рассказал корреспонденту «Защищать Россию» заместитель начальника Академии по учебной и научной работе генерал-майор медицинской службы профессор Богдан Котив, применение интерактивных симуляторов облегчает подготовку слушателя к практической врачебной работе.

Отработка реанимационных мероприятий на интерактивном манекене. Фото: Анна Горбань

Помимо манекенов в занятиях используются и макеты отдельных участков человеческого тела, которые покрыты специально выделанной свиной кожей, а также имитируют всю структуру мягких тканей под ней. На них слушатели отрабатывают множество навыков — от внутримышечных и внутривенных инъекций до наложения и снятия швов.

«Раньше нужно было определенное время, чтобы адаптироваться, не бояться работать с тканями и понимать границы болевых ощущений человека», — отметил профессор Котив, — «А на симуляторах это делать безопасно и комфортно. Слушатель может повторить это много раз. Это перспективный метод обучения, потому что многократное повторение без риска навредить живому человеку позволяет хорошо закрепить навыки».

Богдан Котив. Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Работа с симуляторами также является одной из стадий в психологической подготовке будущего врача. Вообще же процесс его созревания имеет комплексный многоступенчатый характер. Поначалу вид крови, мертвых или живых тканей вызывает у человека эмоциональное потрясение или страх. Побеждают его за счет систематических занятий, на которых слушатель постепенно знакомится со строением человеческого тела, изучает нормальные и патологические процессы в организме.

Затем обучаемые получают первичные навыки реанимации, хирургии, перевязок, обезболивания. В определенный момент весь этот комплекс знаний и навыков формирует у слушателя спокойное восприятие пациента, находящегося в тяжелом состоянии. После третьего курса обучения, подчеркнул Богдан Котив, слушатель уже способен оказывать медицинскую помощь на достаточно серьезном уровне.

Диагноз «Ратника»

Наряду с учебой в Военно-медицинской академии ведется интенсивная научная работа. О некоторых реализованных научных проектах «ЗР» побеседовал с начальником отдела подготовки научно-педагогических кадров и организации научно-исследовательских работ кандидатом медицинских наук полковником медицинской службы Евгением Ивченко.

Евгений Ивченко. Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Так, в ВМедА продолжается разработка мобильного стоматологического кабинета, предназначенного для переброски в удаленные и труднодоступные войсковые части. В медицинские подразделения российской армии уже поступил один такой кабинет на базе автомобиля КАМАЗ с прицепом, однако его пробная эксплуатация выявила ряд недостатков, которые были учтены при постройке других стоматологических комплексов. В ближайшее время на снабжение войск будет передано четыре модернизированных кабинета.

Другая разработка научного коллектива академии — индивидуальные аптечки нового образца. В отличие от общеизвестных аптечек АИ-2 и АИ-4 , содержавших в себе противохимические и противорадиационные препараты, новые комплекты содержат в себе кровоостанавливающие и перевязочные средства. Также в нее включен новый противошоковый препарат ибупренорфин, которым заменили устаревшее обезболивающее промедол, вызывавшее у раненых угнетение дыхательного аппарата.

Что касается перспективных направлений, то сегодня в академии ведется разработка автоматизированной системы дистанционной оценки состояния здоровья военнослужащих. Электронный модуль, интегрированный в комплект боевой экипировки « », с помощью нескольких датчиков будет измерять температуру тела, частоту дыхательных движений и сердечных сокращений бойца, и на основе этих замеров выдавать ответ о состоянии его здоровья.

Боевая экипировка «Ратник». Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Также планируется оснастить этот модуль системой геопозиционирования и соединить его с цифровым комплексом разведки, управления и связи «Стрелец» (командирский планшет), также входящим в состав «Ратника». Одновременно идет разработка планшета начальника медицинской службы. На его экране военнослужащие будут обозначены точками, цветовая гамма которых будет сигнализировать об их состоянии по шкале «здоров-ранен-убит» . Глядя на них, военный медик будет решать, куда посылать бригаду санитаров.

В дальнейшем устройство мониторинга состояния военнослужащего будет доработано до возможности оценки психофизиологического состояния человека на поле боя. Эта система позволит командиру решить, кто из его подчиненных наиболее пригоден для выполнения конкретной задачи в бою.

Что касается сегодняшних медицинских исследований, то ученые академии совершили несколько интересных открытий в области лечения черепно-мозговых травм контузионной природы. Евгений Ивченко отметил, что полученные данные являются ноу-хау российских военных медиков, поэтому от дальнейших комментариев по этому поводу он отказался.

Фото: Анна Горбань

Срочная работа

Вместе с кадровыми сотрудниками академии изысканиями занимаются и солдаты срочной службы в недавно созданной в ВМедА научной роте. Она включает в себя три взвода: биофармацевтический, медико-профилактический и инженерно-технический. В первом служат выпускники гражданских медвузов, которые сегодня занимаются вопросами раневой баллистики. С помощью баллистического мыла и геля они моделируют повреждения мягких и твердых тканей. В последующем результаты модельных расчетов войдут в разработку государственного стандарта по оценке заброневой контузионной травмы.

«Это очень важное направление, которым кроме Военно-медицинской академии никто не занимается», — подчеркнул Евгений Ивченко, — «В ряде случаев тяжесть повреждения при попадании в бронежилет пули может оказаться больше, чем если бы эта пуля прошла насквозь».

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Медико-профилактический взвод вместе с сотрудниками кафедры общей и военной гигиены участвует в исследованиях комплекта боевой экипировки «Ратник». Среди научно-практических вопросов — сколько можно держать в ухе гарнитуру рации, чтобы не образовалось пролежня, как чувствуют себя мягкие ткани в подременном пространстве и т. д.

Инженерно-технический взвод разработал и представил на форуме « » концепт робота-доставщика лекарств до постели больного. По проекту, лечащий врач будет делать назначения больному через компьютер, лекарственный терминал отсортировывать необходимые препараты по контейнерам, а робот — забирать их и развозить по палатам. Также инженеры научной роты планируют разработать робота-уборщика. Конечно, эта техника не заменит труд младшего медперсонала, но существенно облегчит его работу. В боевой же обстановке, когда каждая пара рук необходима для приема раненых, такие робот будут очень востребованы.

Отработка остановки кровотечения на интерактивном манекене. Фото: Анна Горбань

Будущее военной медицины

Одним из перспективных направлений станет дальнейшая работа по вопросам психофизиологического обеспечения военнослужащих, в частности дистанционная оценка их состояния. Связано это с тем, что сегодня в Вооруженных силах появилось много должностей, на которых военнослужащие работают со сложной компьютеризированной техникой, однако, с точки зрения их медицинского обеспечения, никаких рекомендаций сегодня, по большому счету, не выработано. Также будет развернута работа по вопросам пребывания наших воинских формирований в различных климатических условиях, в том числе экстремальных. Например, специалисты будут изучать возможности безопасного потребления в пищу российскими военнослужащими животных и растений, обитающих в разных регионах мира.

Одним из главных направлений развития военной медицины специалисты Военно-медицинской академии называют телемедицину, когда врач на экране монитора сможет не просто посмотреть на пациента, но и увидеть его электрокардиограмму, результаты ультразвукового исследования или рентгеновский снимок. В далеком же будущем, когда наука изобретет сверхнадежные каналы связи, военные врачи станут дистанционно делать хирургические операции с помощью робота. Но до этого пока далеко.

Солдат научной роты за работой в лаборатории. Фото: Анна Горбань

Военврач – это не просто военнослужащий с медицинским образованием, а человек независимо от внешних условий, беспристрастно и с полной отдачей движимый желанием оказывать помощь всем пострадавшим от вооруженных конфликтов и войн. Профессия, которая зародилась еще во времена Древнего Египта, не теряет своей актуальности и в XXI веке, что обусловлено множеством горячих точек на карте земли.

Обязанности

Военный врач – это и медик, который по долгу службы способен оказать медпомощь военным и гражданским лицам, невзирая на ранги и статусы, но и вместе с тем обладать командирскими навыками. Особенность его работы состоит в необходимости действовать не только в мирное время, но и в ситуациях с риском для жизни, во время боевых действий или вооруженных конфликтов, когда требуется грамотно организовать медицинскую службу.

Основная задача военврача – медицинское обеспечение и оснащение вооруженных сил. В мирное время они тоже не остаются без дела, выполняя следующие обязанности:

    профилактика заболеваний среди военнослужащих, предотвращение возникновения эпидемий;

    контроль и наблюдение по выполнению санитарных норм составом;

    обучение военнослужащих базовым навыкам оказания первой медицинской помощи;

    медосмотры, оперативное лечение больных и проведение экстренных операций раненым солдатам и при необходимости их эвакуация;

    снабжение медпрепаратами и перевязочным материалом, инструментами, оборудованием.

Таким образом, функции военных врачей не ограничиваются одним лечением они значительно шире и включают комплекс мер по обеспечению войсковой части всем необходимым, т. е. исключить всевозможные барьеры, которые препятствуют выполнению поставленных боевых задач солдатами и офицерами.

Требования

Далеко не все соискатели желающие трудоустроиться врачом в воинскую часть смогут это сделать. К претендентам на данную вакансию предъявляется ряд требований и условий:

  1. Наличие высшего медицинского образования.
  2. Отсутствие судимости у претендента и его близких родственников.
  3. Эмоциональная стабильность, психическое здоровье.
  4. Военная подготовка, физическое развитие.
  5. Отсутствие каких-либо заболеваний (противопоказаний по здоровью).

Соответствие соискателя все заявленным критериям говорит не только о его квалификации, но и психологическом потенциале, что помогает быстрее и легче адаптироваться в условиях боевых действий и приступить к выполнению поставленных задач.

При этом важно заметить, что данная должность не подразумевает в отношении потенциальных кандидатов никаких ограничений в зависимости от половой принадлежности, кроме как, наличия образования и специальной военной подготовки, поэтому женщина военврач не является исключением.


Воинские звания для военных медиков

Медицинская служба вооруженных сил включает следующие категории работников:

    Военные врачи: хирург, стоматолог, санитарный врач.

    Провизоры, фармацевты, лаборанты.

    Фельдшера, медсестры, санитары.

    Санитарные инструктора.

Каждый медицинский работник как указано в Положении о прохождении службы независимо от того находится ли он в запасе или же состоит в Вооруженных Силах должен иметь персональное воинское звание. Таким образом, для военнослужащих предусмотрен целый ряд воинских званий, который был представлен еще в 1943 году НКО СССР в зависимости от того, где врач выполняет свои обязанности. Причем условия назначения действуют как для военно-медицинского, так и военно-ветеринарного состава.

При наличии медицинской или ветеринарной военно-учетных специальностей к соответствующим воинским званиям добавляют слова «медицинской / ветеринарной службы».

Войсковые звания

Младший офицерский состав медицинской (ветеринарной) службы:

  • младший лейтенант;
  • лейтенант;
  • старший лейтенант;
  • капитан.

Старший офицерский состав медицинской (ветеринарной) службы:

  • майор;
  • подполковник;
  • полковник.

Высший офицерский состав медицинской (ветеринарной) службы:

  • генерал-майор;
  • генерал-лейтенант;
  • генерал-полковник.

Однако с 1935 до 1943 года звания военврачей имели иное название. Среди них значились и ранги военных врачей.

Таким образом, военным врачам по постановлению ЦИК и СНК СССР могли присвоить следующие звания:

  1. Военфельдшер.
  2. Старший военфельдшер.
  3. Военврач 3-го, 2-го, 1-го ранга.
  4. Бригврач.
  5. Дивврач.
  6. Корврач.
  7. Армврач.

При этом звание «Военврач 3-го ранга» присваивалось лицам с высшим медицинским образованием, которые только поступали или призывались в армию.


Особенности

Карьера военврача начинается со звания лейтенанта. Присвоение последующих званий осуществляется в соответствии с основными правилами, которые действуют в отношении и других военных. Если кандидат на должность военного врача имеет лишь образование с дипломом гражданского вуза, после чего он еще прошел и срочную службу, то звание сержант – это максимум который только возможен.

Наличие таких вводных позволяет лишь претендовать на должность санитара (звание рядовой), фельдшера (прапорщик) или медсестры (сержант).

Карьерная лестница в таком случае ожидает, только если получить образование в специальном военном ВУЗе, по окончании которого будет присвоено наименьшее офицерское звание.

Именно студенты очного отделения медицинского военизированного ВУЗа, проходят как медицинские дисциплины, так и курс боевой подготовки. Высшие учебные заведения такого плана осуществляют прием и парней и девушек. Таким образом, осуществляется принцип равенства полов.

Причем интерес к данной профессии среди представительниц слабого пола значительно выше, нежели у юношей. Так, конкурс среди девушек в Военно-медицинской академии имени Кирова составил 35 человек на место, в противовес молодым людям, когда их количество не превысило и 12 человек на место.

Таким образом, если ранее военными врачами были исключительно мужчины, то сегодня среди имен полковников медицинской службы значатся и женские имена.

Получив звание лейтенанта, граждане, окончившие ВУЗ в обязательном порядке в военном комиссариате должны встать на учет, где им на руки будет выдан военный билет. Не выполнив это условие, в отношении их могут применить санкции административной ответственности.


Подготовка специалистов

Главной кузницей кадров военной медицины, начиная с советских времен, является ВМедА им. Кирова. Три факультета (летный, морской, сухопутный) выполняют подготовку специалистов данного направления. Срок обучения составляет 6 лет, после чего выпускник получает диплом и звание лейтенанта. Следующим этапом в образовании становится интернатура.

В отличие от мед. вузов гражданского направления для поступления в ВМедА есть жесткое ограничение по возрасту 16-22 года, причем полных 16 лет на момент поступления должно быть уже на 1 августа. Абитуриент, которому на 31 июля исполнилось 23 года, не сможет поступить в академию.

Будущий военный врач еще на студенческой скамье познает все тяготы воинской службы. Как на других военных кафедрах курсанты в ВМедА проходят строевую подготовку, на первых двух курсах у них казарменное положение и ранний подъем. Кроме этого, студенты носят обязательную форму одежды и выполняют суточные наряды. При этом весь процесс строится на соблюдении воинской дисциплины, физических тренировках (лыжная подготовка, бег, нормативы по стрельбе и плаванию).

Востребованность и перспективность

Спрос на квалифицированных специалистов профессии военный врач остается стабильно высоким. Причем это характерно не только в период военных конфликтов, но и в мирное время. Боеспособной армии наряду с вооружением для эффективности требуется и медицинское сопровождение.

Данная специальность сулит большие возможности и карьерный рост. При этом деятельность врача вовсе не ограничивается одной лишь врачебной практикой и позволяет заниматься сугубо научной деятельностью.

Заключив контракт, как правило, это бывает на 5 лет, военврач может пойти и в гражданскую медицину. Для этого потребуется лишь пройти переквалификацию, причем еще до окончания действия контракта. Единственным условием является выплата неустойки. Сюда включают все затраты, которые понесло государство. Значительная часть их приходится на выдачу вещевого довольствия, а это немалая сумма.

Профессия военного врача нелегкая и требует не только медицинских познаний, но и выдержки. Причем военная дисциплина нередко воспитывается еще с юных лет, когда большинство, начиная с военных лицеев, привыкает к военной жизни, до поступления в ВУЗ.

Военно-полевой хирург проводит операции в условиях боевых действий, а также занимается организацией лечения боевых травм.


Заработная плата

30.000–40.000 руб. (spb.rosrabota.ru)

Место работы

Военные госпитали, горячие точки, военные части.

Обязанности

Главная задача военно-полевого хирурга — оказать своевременную медицинскую хирургическую помощь на поле боя, помочь раненым оправиться от травм и увечий. Хирург проводит операции, разрабатывает новые методы лечения. Правда, в данном случае акцент, прежде всего, делается на сохранение жизни любой ценой и перемещение раненого в военный госпиталь.

Фактически, работа военного хирурга сродни профессии врача скорой помощи, но намного сложнее ввиду высокого процента тяжёлых травм, нанесённых боевым оружием. Помимо операций военно-полевой хирург организует помощь раненым, определяет целесообразность оказания медицинской помощи.

Важные качества

В профессии важны такие качества, как: отважность, готовность работать долгое время в горячих точках, чувство сострадания, коммуникабельность, лидерские качества, стрессоустойчивость и умение находить взвешенные решения в экстренных ситуациях.

Отзывы о профессии

«Я первый ввёл сортировку раненых на севастопольских перевязочных пунктах и уничтожил этим господствовавший там хаос. Я убежден из опыта, что к достижению благих результатов в военно-полевых госпиталях необходима не столько научная хирургия и врачебное искусство, сколько дельная и хорошо учрежденная администрация… Без распорядительности и правильной администрации нет пользы и от большого числа врачей, а если их к тому еще мало, то большая часть раненых остается вовсе без помощи».

Н. И. Пирогов,
основоположник военно-полевой хирургии.

Стереотипы, юмор

Профессия связана с большим риском для жизни, что накладывает свой отпечаток на характер. Представители профессии отважны, обладают стойким характером и готовы к любым трудностям. На должности чаще можно встретить мужчину.

Обучение

Для работы военно-полевых хирургом требуется высшее медицинское образование, полученное в военном вузе, например, в Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова.

Медицинские вузы в Москве: МГУ им. Ломоносова, Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова, Российский национальный исследовательский медицинский университет РНИМУ имени Н. И. Пирогова.