11 класс

Какие гонорары у писателей. Сколько кинематографисты готовы платить сценаристам за свежие идеи? Маяковский стал официальным миллионером

… или «Писатели XXI века. Жестоко. Цинично. Без купюр»

Предупреждение!

- Если вы считаете, что бумажная книга не умерла, и ещё долгие годы будет успешно противостоять по популярности электронной товарке, то дальше можете не читать. Эта статья не для вас.
- Если вы думаете, что электронная книга не имеет права называться «книгой», а её автор - «писателем» - не читайте, возвращайтесь на свой уютненький форум союза писателей или в сообщество вечных МТА. Эта статья не для вас.
- Если вы не хотите признавать, что в условиях современной реальности писатель вынужден брать на себя обязанности не только автора, но и pr -менеджера/издателя/промоутера/литератур ного агента/и т.д. - не читайте дальше.

Всем остальным - добро пожаловать!

В данной статье собран и систематизирован опыт продвижения и продаж русскоязычных авторов в России и за рубежом за последние пять лет.

Необходимая вводная
Эта статья предназначена в первую очередь для писателей-фантастов и авторов пишущих n on-fiction. Но она будет полезна любому человеку, решившему связать свою жизнь с литературой и желающему получать не только моральное, но и финансовое удовлетворение. Если вы считаете, что эти аспекты в принципе не совместимы, то какого черта вы полезли под кат?

Несколько фактов:
- в 2015 году, количество российских писателей (не только пишущих в жанре фантастика, а вообще) чей тираж превысил отметку в 100 000 экземпляров, сократилось до полутора десятков человек.
- количество официально скачанных электронных книг в жанре фантастика в России за период с 01.01.15-01.09.15 ровняется количеству проданных бумажных экземпляров этого же жанра.
- российские издательства, в том числе топовые, сокращают гонорарные вознаграждения не только начинающим, но и маститым авторам. Давняя шутка о том, что писатели будут отдавать свои тексты для публикации бесплатно - уже не шутка. Средний гонорар за книгу в 2015 году сейчас составлял 20-25 тысяч рублей (а сейчас ещё меньше - 12-20 тысяч рублей). Но в последнее время участились случаи, когда самые маститые издательства предлагают авторам опубликовать их на безгонорарной основе;
- из писательской профессии ушли две трети прежних авторов, так как нынешние гонорары просто не могли обеспечить их и их семьи. Частично эти потери заполнили молодые авторы, готовые работать «за еду», но и их публикуют все реже и все меньшими тиражами.

И в тоже время:
- в 2015 году число авторов, продающих книги по подписке и получающих на этом более пятидесяти тысяч рублей, перевалило за отметку в двести человек;
- число русскоязычных авторов, чей ежемесячный доход с электронных продаж составляет от десяти до пятидесяти тысяч рублей, в 2015 году по разным данным составляет от 500 до 1000 человек (для сравнения - в 2014 году их было меньше двух десятков авторов);
- число русскоязычных авторов, продающихся на сайте Amazon . com самостоятельно (без посредничества издателей), за прошедший год выросло с 15 до 67 человек;
- в 2015 году утроилось число книг изданных с помощью краудфандинга;
- в этом же году более сотни авторов издают книги самостоятельно, собирая средства на публикацию и реализуя тираж с помощью своих сайтов и групп в социальных сетях .

Какие из всего этого можно сделать выводы?
1) Начинающему автору (особенно если он пишет произведения таких жанров как фантастика, детектив, любовный (эротический) роман или n on-fiction) гораздо выгодней изначально раскручиваться в интернете, набирая армию преданных читателей. Пиратство уже давно не является проблемой, так как появились эффективные способы минимизировать урон от нелегального распространения текстов, и ежедневно растет число интернет-пользователей, готовых платить за использование легального контента.
2) Писателям, получавшим в последние двадцать лет славу, известность, бумажные тиражи и солидные гонорары от издательств, стоит задуматься над тем, что рынок бумажной книги уже не просто в затяжное пике, а рухнул. Кризис, приход которого мы боялись последние пять - уже случился. В 2016 году количество авторов, серий и суммы от гонораров за издание бумажных книг сократиться на пятьдесят-семьдесят процентов. И ещё вчера стоило начинать готовить пути отхода.
3) Интернет не убивает писательскую профессию. Он дает ей невероятные возможности, которые у литературы не было в прошлом. Он открыл прямой путь от автора к читателю, не важно в каких городах и странах они живут и какое расстояние их разделяет. На данный момент, из 7 миллиардов жителей планеты Земля, интернетом пользуется почти половина - 3,3 миллиарда. Стоит задуматься, не правда ли?

Итак, вводная часть закончена. И, если вы согласны с моими выводами, то перейдем к практической части.

Что делать?
1. Понять и принять тот факт, что ваше произведение в интернете - это как бумажный экземпляр на полке книжного магазина. Только магазин этот находится не в каком-то городе, и доступ туда имеют все пользователи интернета. И ассортимент в нем составляет несколько миллионов наименований. Соответственно, для того чтобы вашу книгу заметили среди сотен тысяч других, нужно привлечь к ней внимание. К самой книге, к своему творчеству и к своей персоне. И чем раньше вы начнете это делать, тем лучше. Ибо, как точно заметил один мой знакомый, мы живем в эпоху вторых девяностых. И если раньше делили деньги, территории и власть, то сейчас мы наблюдаем, как делят интернет. А его возможности гораздо обширней и многообещающие, нежели любая страна на нашей планете. И тот, кто раньше включится в игру, то раньше пожнет плоды своих трудов. Важно осознавать: эта работа сейчас на перспективу . Далеко не у всех получится прямо сейчас получать по 1, 5, 10 000 рублей в день за свои писательские труды (хотя кто-то получает уже сейчас). Для этого потребуется время и силы.
2. Обозначить свое присутствие в интернете. Как сказал в свое время Дмитрий Глуховский: "Если бы я не выложил книгу в интернете, она никогда не стала бы такой популярной ". Авторский сайт это хорошо, но при условии, что у вас уже есть огромная читательская интернет-аудитория. В противном случае вам на помощь придут социальные сети и тематические группы. Но тут следует быть аккуратным и выбирать с умом. Не стоит тратить свои силы на сообщества графоманов и вечных МТА, такие как:
а) абсолютно все сообщества писателей в ЖЖ, вКонтакте, в фейсбуке и т.д.;
б) жанровые форумы;
в) сайты с низкой посещаемостью;
г) Проза.ру и ей подобные.
На этих ресурсах вы не найдете своих читателей, а лишь искупаетесь в яде и отчаянье упомянутых товарищей. Нет, там есть талантливые авторы и хорошие люди. Но повторюсь ещё раз, время проведенное на этих ресурсах вы, по сути, спустите в унитаз.
3. Ч итательскую аудиторию хорошо набирать на следующих ресурсах:
а) СамИздате - там много читателей и топовых авторов часто замечают издательства, но есть минус - там не позволяют указывать ссылки на покупку ваших книг;
б) Фан-бук - сайт полезен именно писателям-фантастам - посещаемость у него меньше, зато это любители фантастики, плюс там проводятся конкурсы с публикациями в топовых отечественных издательствах, плюс шанс попасть на глаза издателям невероятно высок;
в) Призрачные Миры - если вы пишите романтическое фэнтази, фэнтази и эротику то на этом ресурсе вы сможете найти своего читателя и продать свои тексты.
г) ЛитЭра - полезен не только писателям-фантастам, но и авторам других жанров. Здесь тоже проводятся конкурсы с публикациями в издательствах, но ещё есть возможность продавать свои тексты.
4. Еще несколько дельных советов по завоеванию и работе с аудиторией вы найдете в статье моего коллеги Дмитрия Руса. Рекомендую к прочтению: раз и два .

Итак, у вас появилась своя аудитория, что дальше?
Публикуйте тексты. Помните, что даже если вы состоявшимся в прошлом автор, современная аудитория в интернете вас может попросту и не знать. Для этого рекомендую опубликовать один-два романа (главное, чтобы права на них принадлежали только вам и желательно, чтобы это были первые романы больших циклов). Помните, теперь на обслуживание своего текста теперь вы будете вынуждены тратить практически столько же времени (если не больше), сколько и на него написание. К сожалению, это вынужденная мера. Да, не всякий автор личность публичная, а писатели зачастую вовсе не социальные (я, например). Не у каждого есть навыки и умения менеджера интернет-проектов и pr -агента. Без этого сейчас, увы, добиться успеха сложно. Конечно, если вам позволяют средства, вы можете найти специалиста. Но а) где его достать, б) не факт, что он будет справляться со своими обязанностями.

Есть читательское признание, но хочется финансовой отдачи?

В принципе, если вас интересует лишь удовлетворение творческих амбиций, и литература для вас всего лишь хобби, то дальше вы можете не читать. Дальше речь пойдет про деньги.
1. Первый приток денежных средств от благодарных читателей вы можете получить ещё на стадии написании романа. Этот метод называется «книга по подписке». Что это и с чем её едят? На эту тему рекомендую прочесть моего коллеги Василия Маханенко, одного из пионеров данного метода. И если раньше авторы собирали деньги самостоятельно, то сейчас есть целые сайты, предоставляющие автору специальный инструментарий: Книгоман , Z elluloza , и упомянутые выше Призрачные Миры и ЛитЭра. Поговорим о них на примере последнего. Андрей Левицкий, ещё один мой коллега фантаст, делится опытом, мыслями и советами по использованию данного сервиса . Но если говорить без обиняков, Андрей не самый популярный автор на данном ресурсе. Возьмем для примера авторесу, прячущуюся под псевдонимом Франциска Вудворт - только за первые дни у ней несколько сотен платных подписчиков.

/Лирическое отступление
Почему вам могут отказать в размещении ваших тестов?
Все просто - очень слабый уровень ваших произведений. Простите, но никому не хочется дискредитировать свой ресурс продажей графоманских романов и творчеством МТА. Можно ли за это назвать владельцев сайтов мудаками? Конечно можно! Докажите им, что они были неправы! Самостоятельно раскрутитесь в сети Интернет и порвите все рейтинги, соберите вокруг себя преданную армию читателей, готовую платить вам звонкой электронной монетой за все ваши работы. А эти мудаки пусть локти кусают.
Так им и надо! /

2. Когда текст нового романа закончен, заканчивается и платная подписка. Теперь вам нужно решить:
а) продавать его в электронном виде?
- на авторском сайте (как делают, Буксмаркет , КсинКсии и другие). На них больше вариантов для продвижения внутри сайта, но маленькая посещаемость. Туда покупателей нужно вести самостоятельно.
б) продать в издательство для публикации на бумаге?
Тут все просто и понятно. Классический способ, рассказывать о котором сейчас я не буду.
в) издать его на бумаге самостоятельно и реализовывать с помощью интернета?
- заказать и оплатить тираж в типографии. Этот способ подходит тем авторам, уровень доверия к которым от читательской аудитории позволяет собрать на одних только предварительных заказах сумму, необходимую для изготовления тиража от трех до десяти тысяч экземпляров. В качестве примера приведу писателя Александра Бирюкова, всего за год сумевшего добиться подобных результатов. Свой опыт общения с издателями он оформил в .
- издавать и реализовывать книгу методом POD («Печать по требованию», «Print on demand»). Во многом этот способ похож на первый, только экземпляры допечатываются по мере необходимости и себестоимость их получается больше.
- краудфандинг. Про этот метод издания книг я говорил много и часто. Так что не стану повторяться, а просто укажу ссылки: , .
- отдельно упомяну о новом ресурсе, занимающегося подобными вопросами, о котором я ещё не рассказывал - Ridero . Вот что

Автор многочисленных романов и завсегдатай еженедельного списка бестселлеров газеты «Нью-Йорк Таймс» (продержалась на 1-м месте 390 недель подряд). Суммарный тираж её книг превышает 800 млн экземпляров, благодаря чему Стил заняла 8-е место в списке самых продаваемых авторов всех времён и народов. 24 новеллы Стил были экранизированы, 2 фильма получили кинопремию «Золотой глобус».

3. Стивен Кинг, $28 млн

Прославилась благодаря серии авантюрных детективов о приключениях Стефании Плам, которая после потери работы в магазине женского белья решила заняться ловлей преступников. Каждая из 17 книг серии постоянно всплывает в рейтингах бестселлеров крупнейшего онлайн-магазина «Амазон».

5. Стефании Мейер, $21 млн

Первая же серия, созданная Риорданом, была удостоена почти всех высших литературных наград Америки. Это были мистические детективы о частном сыщике и профессоре английской средневековой литературы Трезе Наварре. Следующий сериал Риордана предназначался для детей и повествовал о приключениях 12-летнего мальчика Перси Джексона. В 2006-м году книгу из этой серии назвали лучшим детским произведением в США; в 2010-м вышла экранизация романа «Перси Джексон и Олимпийцы».

7. Дин Кунц, $19 млн

Основной заработок Гришему принесли так называемые «юридические» драмы и триллеры, многие из которых были экранизированы. Среди них, например, «Фирма» (главную роль исполнил Том Круз), «Время убивать» и «Клиент». Как и другие участники рейтинга «Форбс», Гришем пишет не только для взрослых, но и для детей.

9. Джеф Кинни, $17 млн

Большую часть аудитории Спаркса составляют женщины после 30. Из-под его пера вышло 16 романов, основная тематика которых — личные трагедии, удивительные судьбы, верность и христианская любовь. 6 книг Спаркса легли в основу киносценариев; ходят слухи, что в 2012-м на широкие экраны выйдет ещё 2 фильма по его сюжетам.

Современный рынок переполнен новыми авторами, ежедневно в крупные издательства попадают десятки новых произведений, но большинство из них получают отказ в публикации. Художественная литература пользуется все меньшим спросом, лишь специализированные издание еще интересуют покупателей. Возможности получить книгу бесплатно из интернета делают продажи не выгодными и не приносящими доходов.

Средний гонорар

Первое произведение автор обычно предлагает нескольким издательствам. Если кто-то возьмется за публикацию, заключается договор, в котором указывается сумма гонорара. Обычно писателю обещают до 20% стоимости книги, но на начальном этапе даже 6-10% - это отличный вариант. Отпускная цена издательства обычно составляет 30% от стоимости на , и именно от нее стоит делать расчет. Новых авторов обычно печатают небольшим тиражом, чтобы увидеть спрос на произведение. До 3 тысяч экземпляров выпускают крупные издательские дома.

Гонорар автора можно посчитать без усилий. Средняя отпускная цена книги в мягком переплете в 2014 году равна 60 рублям. Если печатают 3 тысячи экземпляров, а автор получает 5 %, то он положит себе в карман 9 000 рублей. Если ему повезло, и роялити 10%, то его сумма вырастет до 18000 рублей.

Переиздание книг

Если книга пользуется популярностью, если спрос на нее растет, то велика вероятность выпуска второго издания. В этом случае отчисления автору уменьшаются, процент обычно варьируется от 3 до 15%, но при этом не нужно что-то писать, текст лишь повторно отправляют на полки магазинов.

Если правильно составлен договор, то через несколько лет книги можно выпускать в другом издательстве, и тогда можно торговаться, выбивая лучшие условия. Обычно цена возрастает вместе с известностью, если автор заслужил доверие покупателей, сформировался круг поклонников, то его гонорары могут стать значительнее. Но большинство писателей все-таки зарабатывают не книгами, а написанием статей, обзоров и другой работой. Книга - это возможность заявить о себе, а не разбогатеть.

Редкий шанс

Сегодня в России существует около 20 авторов, чьи доходы от написания книг весьма существенны. Их имена известны многим, именно узнаваемость позволяет им быть на вершине рейтингов современных авторов. Например, Дарья Донцова за каждую новую книгу получает около 7 миллионов рублей, а еще суммы от переиздания. Борис Акунин за новое произведение получает чуть больше миллиона рублей, на 800 тысяч рассчитывает Александра Маринина.

Самым дорогим писателем планеты в 2014 году названа Джоан Роулинг. Ее годовой доход от переиздания и выпуска книг составляет более 300 миллионов долларов. Огромные тиражи и публикация в разных странах мира позволяет ей каждую минуту получать не менее 500 долларов. Но таких гонораров в России пока нет ни у одного автора.

В 2013 году поставлено два окололитературных рекорда. Начальный тираж нового романа японского писателя Харуки МУРАКАМИ «Бесцветный Цукуру Тадзаки и его годы паломничества» составил 1 млн. экз., а гонорар писателя без учета процентов с продаж - $5 млн. Никому не известная 15-летняя пакистанка Малала ЮСУФЗАИ получит $3 млн. за книжицу мемуаров о том, как ее школьный автобус обстреляли талибы и как трудно получить образование в странах третьего мира. Рассказать, сколько зарабатывают литераторы в России, мы попросили нашего штатного автора, писателя Владимира КАЗАКОВА.

История русского гонорара непроста. Само это слово в переводе с латинского означает «честь», отсюда же слово «гонор». Для любопытных скажу, что «гонорея» не из той оперы, тут не латинские, а греческие корни.
Итак, в Риме писать за вознаграждение могли только иностранцы и рабы. Настоящему римлянину брать деньги за оды, вирши и прочие трагедии было западло. Поэтому придумывали символические ценные призы - перстенек или чашу какую золотую. Также считалось неприличным и в России среди дворян - а литература преимущественно была дворянской - брать деньги за сочинительство.
Но все меняет Александр Пушкин. Он впервые делает писательство профессией. Плюнув на туманные понятия о дворянском достоинстве, он стал продавать свои стихи. Нам часто рассказывают, что Пушкин был бедным поэтом, весь в долгах. Это верно только отчасти.
Александр Сергеевич очень много тратил, проматывал, проигрывал в карты целые состояния. Много пожирала жена Наталья Николаевна с балами и приемами. Но современники писали, что любимым занятием поэта было спьяну швырять золотые монеты с Аничкова моста и наблюдать, как они переливаются в воде на солнце. Отчего такие излишества?

Жалованье Пушкина в 1831 году в Коллегии иностранных дел, куда он, впрочем, не особо и ходил, было 5 тыс. руб. в год. Это очень большие деньги. Имение Михайловское и 200 крестьянских душ, принадлежавших поэту, давали еще 3 тыс. руб. годового дохода.
А вот некоторые цифры из его гонораров:
1824 год - выход в свет первого издания «Бахчисарайского фонтана», 1200 экземпляров, гонорар - 3 тыс. руб.;
1825 год - выход книги «Стихотворения Александра Пушкина», 1200 экземпляров, гонорар - 8040 руб.;
1827 год - напечатаны «Братья-разбойники», гонорар - 1500 руб.;
1828 год - выход второго издания «Руслана и Людмилы», гонорар - 7 тыс. руб.
В 1824 году за «Евгения Онегина» он вообще получил астрономические по тем временам 12 тыс. руб.
Это далеко не все гонорары поэта. Для сравнения: шикарный обед в ресторане, включающий осетрину и икру, стоил не дороже рубля. А умелый молодой кузнец с женой и двумя детьми на вывоз стоили не больше 500 руб.

Достоевский пересчитал деньги Тургенева

Федор Михайлович Достоевский в деле освоения гонораров пошел дальше. Он умудрялся получать довольно приличные суммы за еще ненаписанные романы. В 1869 году из Флоренции в письме к публицистуНиколаю Страхову он, между прочим, сообщает: «...Вот что я принужден ответить: так как я всегда нуждаюсь в деньгах чрезвычайно и живу одной только работой, то всегда почти принужден был, всю жизнь, везде, где ни работал, брать деньги вперед. Правда, и везде мне давали. Я выехал скоро два года назад из России, уже будучи должен Каткову 3 тыс. руб., и не по старому расчету с «Преступлением и наказанием», а по новому. С той поры я забрал еще у Каткова до 3500 руб. «Русский Вестник» будет присылать мне деньги и в этом году, хотя я и остался там несколько должен.
Чтобы сесть мне за роман и написать его, надо полгода сроку. Чтобы писать его полгода, нужно быть в это время обеспеченным... Ты пишешь мне беспрерывно такие известия, что Иван Гончаров, например, взял 7 тыс. руб. за свой роман, а Тургеневу за его «Дворянское гнездо» сам Катков давал 4 тыс. руб., т. е. по 400 руб. за лист. (Литературный лист - это примерно 24 машинописных страницы. - В. К.) Друг мой! Я очень хорошо знаю, что я пишу хуже Тургенева, но ведь не слишком же хуже, и наконец я надеюсь написать совсем не хуже. За что же я-то с моими нуждами беру только 100 руб., а Тургенев, у которого 2 тыс. душ, по 400 руб. От бедности я принужден торопиться и писать для денег, следовательно, непременно портить».
В те годы самыми высокооплачиваемыми писателями были Гончаров и Тургенев. Но, в принципе, и Достоевский получал вполне прилично. Мог позволить себе колесить по всей Европе, играть в казино и вообще предаваться всяческим излишествам.

Горький заработал на виллу в Италии

Конец XIX века ознаменован взлетом оплаты писательского труда. Лев Толстой получает 1 тыс. руб. за лист, Николай Лесков и Антон Чехов - по 500. Начинающий «певец революции» Максим Горький - 150 руб, больше, чем Достоевский!
Предреволюционное время - это просто фантастика для литературных доходов. Горький получает 1200 руб. за лист, Чехов - 1 тыс., Куприн - 800 руб., Бунин - 600 руб. То есть опять берем среднюю книгу того времени в 10 листов, умножаем на чеховские 1 тыс. рублей и получаем три года проживания в роскошном отеле типа «Метрополь». Это за одну книгу. А они старались издаваться каждый год и даже чаще. Чехов, например, вовремя сообразил и уступил петербургскому книгоиздателю Адольфу Марксуправа на все свои прежние творения за 75 тыс. руб. И успешно содержал многочисленную семью, особняк на Садовом кольце, усадьбу Мелихово, дом в Ялте.
Прозаик Федор Сологуб не из лидеров тогдашнего рейтинга, но ценимый и качественный поэт и прозаик, автор знаменитого романа «Мелкий бес», платил за квартиру в Гродненском переулке в Петербурге 135 руб. в месяц. Жилище писателя выглядело престижно: дорогая мебель в стиле модерн, пальмы...
Леонид Андреев построил прекрасный особняк в престижном пригороде Петербурга, на Черной речке. Строительство, включая внутреннюю отделку, обошлось в 38 тыс. руб. Андреев получал рубль за строчку.
За рубль можно было купить целого гуся, за 50 коп. - пару цыплят. Месячная зарплата чиновника средней руки составляла 100 руб.
Горький арендует роскошнейшую виллу в Италии, на острове Капри, и содержит многочисленных родственников, любовниц и просто прихлебателей.

Маяковский стал официальным миллионером

В советское время писатели тоже не скучали. В 20-е годы самыми высокооплачиваемыми литераторами были Владимир Маяковский иСергей Есенин. Маяковский считался официальным миллионером. Он выписывал из-за границы автомобили престижных марок, много путешествовал, содержал семейство Бриков.
В более поздние советские времена выдача гонораров в связи с образованием Союза писателей СССР упорядочилась. Надо сказать, что союз, помимо твердых расценок, давал еще массу преимуществ, которых не было при царском режиме. Льготы по квартплате, получение квартиры вне очереди, повышенная пенсия, возможность отдыхать и творить бесплатно в многочисленных домах творчества, разбросанных в лучших курортных местах СССР. Возможность за символическую цену приобрести дачу в писательских поселках вроде Переделкино или Комарово. Государство стимулировало интеллектуальный, писательский труд.

Маститые литераторы, иногда довольно посредственные, получали порой фантастические деньги. Например, известен случай, как забытый сейчасписатель Анатолий Софронов, главный редактор журнала «Огонек», член ЦК КПСС и лауреат трех орденов Ленина, получил за собрание сочинений в 6 томах, выпущенное к 70-летию, более 200 тыс. руб. Трехкомнатную кооперативную квартиру в престижном районе можно было купить тысяч за 15.
Но и для рядовых писателей были гарантированы твердые, очень хорошие заработки. Например, за стихи и пьесы платили два рубля за строку. Плюс авторские, доплата за тираж и т.д. За одну книгу писатель гарантированно получал несколько годовых зарплат обычного советского человека. Кстати, если писатель сочинил книгу по-русски и ее перевели на один из языков народов СССР, то автору было положено дополнительно 60 процентов от гонорара, выплаченного за первое издание. Если книгу переводили на иностранный язык, то автору оригинала полагались 30 процентов от первого гонорара.
У меня один приятель был мордвином, он писал по-русски стихи, его издавали, потом он сам себя переводил на мордовский, его опять издавали, так он и жил.

Еще писатели делали из книг сценарии. Средний сценарий стоил 5 тыс. руб. - это цена «Жигулей», престижной тогда машины. А еще они писали пьесы по своим произведениям.
Лидером здесь был Владимир Войнович, создававший в 70-х годах тупейшие повести о настоящих советских прорабах на стройках социализма и удачно перерабатывавший их в пьесы.
- Пока спектакли шли, - вспоминал писатель, - гонорары мои росли в арифметической прогрессии. Один месяц - 600 руб., другой - 800, третий - тысяча. Когда месячный гонорар достиг 1200 руб., бухгалтерша, выписывая мне денежный ордер, пришла в нервное возбуждение и закричала своим сотрудницам: «Посмотрите на живого миллионера!»
То есть весьма посредственный писатель Войнович, штампующий муторные пьесы о рабочих буднях, получал ежемесячно только на театральных постановках годовую зарплату обычного человека. Быть писателем в СССР было престижно, да и просто очень хорошо.

Джоан Роулинг переплюнули

Рухнул СССР. Пришли другие времена. 99 процентов писателей впали в нищету. Но один процент стал получать еще большие гонорары. Конечно, они несопоставимы с гонорарами писателей на Западе, где доходы верхушки приравниваются к гонорарам звезд эстрады и шоу-бизнеса. Например, доходДжоан Роулинг превысил $1 млрд. Конечно, в основном это деньги за экранизацию ее «Гарри Поттера», но и миллионные тиражи саги приносят ей немалый доход. Всего вышло около 500 млн. экз. книг о волшебнике. Но в лидерах современного западного рейтинга не она. Журнал «Форбс» опубликовал заработок самых успешных писателей за прошедший год.
1. Джеймс Паттерсон - $84 млн. Автор многочисленных триллеров и детективов больше всего известен благодаря серии книг об американском психологе Алексе Кроссе.
2. Даниэла Стил - $35 млн. Суммарный тираж ее женских романов превышает 800 млн. экз., благодаря чему Стил заняла восьмое место в списке самых продаваемых авторов всех времен и народов.
3. Стивен Кинг - $28 млн. Непревзойденный мастер ужасов за свою долгую творческую жизнь успел поработать во многих жанрах, включая мистику, фантастику, фэнтези, саспенс, драму.
4. Джэнет Иванович - $22 млн. Прославилась благодаря серии авантюрных детективов о приключениях Стефании Плам, которая после потери работы в магазине женского белья решила заняться ловлей преступников.
5. Стефания Мейер - $21 млн. Американская домохозяйка и мать троих детей написала серию романов о вампирах - «Сумерки».
6. Рик Риордан - $21 млн. Автор мистических детективов о частном сыщике и профессоре английской средневековой литературы Трезе Наварре.
7. Дин Кунц - $19 млн. Учитель английского языка из штата Пенсильвания считается одним из мастеров остросюжетных триллеров и ужастиков.
8. Джон Гришэм - $18 млн. Мастер «юридических» драм и триллеров, многие из которых были экранизиро-ваны.
9. Джеф Кинни - $17 млн. Разработчик онлайн-игр и мультипликатор снискал писательскую славу благодаря детской серии «Дневник слабака».
10. Николас Спаркс - $16 млн. Из-под его пера вышли 16 романов, основная тематика которых - личные трагедии, удивительные судьбы, верность и любовь.

Большинство этих граждан, за исключением Кинга, Стил, Гришэма и немного Мейер, нашим людям неизвестны. А что же отечественные литераторы?
Найти информацию крайне сложно. А проверить ее достоверность - еще сложнее. Потому что тиражи книг в одном случае искусственно занижаются, чтобы не платить налоги, а в других - завышаются до небес, чтобы подчеркнуть значимость и популярность автора.
В среднем автор получает 10 - 15 процентов от отпускной цены издательства от проданных книг. Это так называемое роялти. Кстати, отпускная цена издательства составляет в среднем меньше 100 руб. за книгу. Остальное - накрутки распространителей и магазинов. Плюс фиксированная сумма за передачу прав.
Издав в «тучные» годы российской экономики, в 2007-м и в 2008-м, две книги, я получил за первую 150 тыс., за вторую - 300 тыс. руб. Плюс 300 тыс. - за третью, которую издательство так и не выпустило. Это очень много, потому что я не Дарья Донцова. Роялти я не получал, а проверить, сколько книжек было издано и сколько продано, практически невозможно. Это самая большая тайна любого издательства. (Кстати, объем книжного рынка России сейчас колеблется от $2,5 до 3,5 млрд. ежегодно. Это фантастическая сумма, сопоставимая с выручкой от торговли оружием.) Увы, сейчас таких гонораров, которые платили мне, уже нет.
Это все, конечно, не касается наших условных «звезд пера». По слухам, на книгах Дарья Донцова зарабатывает около $150 тыс. в месяц. Думаю, столько же получают Виктор Пелевин, Борис Акунин и чуть меньше - Дмитрий Быков. В эту сумму входят гонорары за новые книги, переиздания, роялти, экранизации, выступления.
В пик популярности Бориса Акунина, в 2005 году, журнал «Форбс» опубликовал данные о его доходах: с 1 июля 2004 года по 30 июня 2005 года он заработал чуть более $2 млн.
Короче, если подняться в топы, жить можно. Другое дело, что в отличие от дореволюционных лидеров продаж современные литераторы занимают почетное писательское место не совсем заслуженно. Но это совсем другая история.


Книги некого Михаила Кликина печатаются 7-10 тысячными тиражами. Сколько это в деньгах - считайте сами.
Тираж каждой новой книги топового писателя-фантаста уровня Лукьяненко или Перумова - около 100 тыс. экз. Автору это должно приносить 1 000 000 рублей. И не нужно забывать, что топовых авторов постоянно допечатывают и переиздают.
А Джоан Роллинг, мама Гарри Поттера, выпустив в России свою новую книгу миллионным тиражом, только с российских издателей должна была получить не меньше $100.000 (Скорей всего, она получила больше - но это уже из области догадок. Каким образом начисляется ей гонорар, я не знаю.)

Как выплачивают гонорар

Гонорар обычно выплачивается в два этапа. На момент подписания договора выплачивается аванс - обычно он составляет половину или треть общей суммы. Оставшуюся часть гонорара автор получает после выхода книги из печати, обычно через 1-3 месяца - это срок должен быть указан в договоре.
Но, опять же, это общий случай. Исключений хватает. Например, издательство "Армада" ("Альфа-книга") аванс, как правило, не платит. Они выпускают книги достаточно быстро, за несколько месяцев. И гонорар - весь, целиком - платят после выхода книги. Платят, кстати сказать, исправно.
Если какое-то издательство заинтересовано в вашем тексте, оно может заплатить деньги сразу после подписания договора - и это, на мой взгляд идеальный вариант, никаких волнений и переживаний на тему "обманут-не обманут, а вдруг курс доллара обвалится, или издательство разорится...". Но такую схему работы с авторами может себе позволить только крупное издательство.
Нужно понимать, что первый гонорар -- это еще не все деньги, которые может принести ваш текст. Если книга станет хорошо продаваться, то издательство выпустит дополнительный тираж, и выплатит вам дополнительный гонорар - "роялити". Если спрос на ваши произведения будет усточивым, и если вы будете хотя бы раз в год напоминать о себе новыми книгами, то ваши книги станут переиздавать (за переиздания обычно платят меньший процент, и выходят они меньшими тиражами, нежели новая книга того же автора).
Другое дело, что далеко не все начинающие авторы выходят на уровень, когда их начинают допечатывать и переиздавать.

Так можно ли зарабатывать писательством?

Наверное, можно. Впрочем, тут все зависит от ваших потребностей. Я, к примеру, человек не слишком притязательный, и запросы мои довольно скромны.

Если вы всё-таки решили податься в профессиональные литераторы, то нужно трезво оценивать некоторые обстоятельства:

1. Мало кто из литераторов стал известен первой своей книгой. Большинству требуются годы и годы, чтобы получить хоть какую-то известность.

2. Большинство авторов пишет книгу несколько месяцев, растрачивая на это всё свое свободное время. А затем нужно найти издателя - и это тоже может занять солидный срок (моя первая книга путешествовала по издательствам два года). Потом еще примерно полгода книга будет готовиться к печати... А ведь все это время надо на что-то жить! Потому большинство начинающих (и не только) литераторов вынуждены подрабатывать. Вы можете совместить работу и писание? У меня пока еще получается.

3. Начинающему (любому малоизвестному) автору не стоит расчитывать на крупный тираж. 6-8 тыс. экз. - это уже хорошо. Денег с этого вы поимеете немного (перечитайте п.2). И вторая ваша книга, скорее всего, выйдет таким же тиражом. И третья... Вы готовы к этому?..

Подвожу итог: если вы хотите зарабатывать деньги - найдите для этого другой способ. Эрвин Кобб сказал: "Будь писатели хорошими бизнесменами, им бы хватило ума не быть писателями."
И мне почему-то кажется, что он прав.