11 класс

Кто в европейской культуре считается отцом истории. Почему Геродот — отец истории. Геродот и место его в древнеэллинской образованности

Геродот – житель Древней Греции, «отец истории». Грек стал автором первого дожившего до наших дней трактата «История», в котором подробно описал обычаи народов, существовавших в пятом веке до нашей эры, а также ход греко-персидских войн. Труды Геродота сыграли важную роль в развитии античной культуры.

До нас дошли два ключевых источника информации о жизненном пути Геродота: энциклопедия «Суда», созданная во второй половине десятого века в Византии, и тексты самого историка. Некоторые данные в этих источниках противоречивы.

Бюст Геродота

Общепризнанной считается версия о том, что Геродот родился в Галикарнасе в 484 году до нашей эры. Этот древний город располагался на территории исторической области «Кария», на побережье Средиземного моря в Малой Азии. Город Галикарнас был основан дорийцами, поблизости располагалось поселение карийцев (и дорийцы, и карийцы являются представителями основных древнегреческих племен).

Будущий древнегреческий историк родился во влиятельной и обеспеченной семье Ликса. В молодости Геродот участвовал в политической жизни народа. Он примкнул к партии, поставившей целью низвергнуть тиранического правителя Лигдамида, был изгнан, некоторое время жил на острове Самос.


Затем Геродот отправился в продолжительные и многочисленные путешествия. Он побывал в Египте, Вавилоне, Малой Азии, Ассирии, Северном Причерноморье, Геллеспонте, а также объездил Балканский полуостров от Македонии до Пелопоннеса. Во время путешествий историк делал наброски для своего последующего творения.

В сорокалетнем возрасте Геродот поселился в Афинах. В то время он уже читал представителям высших слоев городского общества отрывки из своей «Истории», что и дало исследователям возможность сделать вывод о том, что наброски были написаны еще во время путешествий. В Афинах историк познакомился и сблизился со сторонниками Перикла – полководца и оратора, которого считают одним из основателей демократии в Афинах. В 444 году до нашей эры, когда на месте разрушенного города Сибариса была основана греческая колония Фурии, он принимал участие в восстановлении поселения из руин.

Наука

Благодаря Геродоту наука обогатилась фундаментальным сочинением «История». Эта книга не может быть названа историческим исследованием. Она представляет собой интересное повествование любознательного, общительного, одаренного человека, который побывал во многих местах и располагал обширными знаниями о современниках. В «Истории» Геродота сочетаются сразу несколько компонентов:

  • Этнографические данные. Историк собрал внушительный объем информации о традициях, обычаях, особенностях быта различных племен и народов.
  • Географическая информация. Благодаря «Истории» стало возможным восстановление очертаний древних государств по состоянию на пятое столетие до нашей эры.
  • Естественно-исторические материалы. Геродот включил в книгу данные об исторических событиях, свидетелем которых ему удалось стать.
  • Литературный компонент. Автор был одаренным писателем, которому удалось создать интересное и увлекательное повествование.

Книга "История" Геродота

В общей сложности сочинение Геродота включает в себя девять книг. При этом сочинение принято делить на две части:

  1. В первой части автор рассказывает о Скифии, Ассирии, Ливии, Египте, Вавилонии и ряде других государств того времени, а также о возвышении Персидского царства. Поскольку во второй половине труда автор предполагал повести рассказ о многочисленных греко-персидских войнах, в первой части он стремился проследить вехи исторической борьбы между эллинами и варварами. Из-за стремления к подобному единству, взаимосвязанности изложения Геродот не включил в произведение все материалы, которые запомнились ему из путешествий, а обошелся ограниченным их количеством. В своем труде он нередко высказывает субъективную точку зрения на те или иные исторические реалии.
  2. Вторая часть труда Геродота – это хронологический рассказ о военном противостоянии между персами и греками. Повествование завершается 479 годом до нашей эры, когда афинские войска осадили и взяли персидский город Сеста.

При написании своей книги Геродот уделял внимание прихотям судьбы и зависти божественных сил по отношению к счастью людей. Автор верил в то, что боги постоянно вмешиваются в естественный ход исторических событий. Он признавал и тот факт, что личные качества политических деятелей также являются залогом их успеха.


Геродот осуждал правителей Персии за их дерзость, за стремление нарушить существовавший порядок устройства мира, в соответствии с которым персы должны жить в Азии, а эллины – на территории Европы. В 500 году до нашей эры состоялось ионийское восстание, из-за которого Древняя Греция и была вовлечена в кровопролитную войну. Это событие автор характеризует как проявление гордыни и крайней неосмотрительности.

Структура «Истории» Геродота

  • Книга первая – «Клио». В ней рассказывается о начале раздора между варварами и эллинами, приводится история древней страны Лидии, рассказ об афинском политике и мудреце Солоне, тиране Писистрате, история Мидии и Спарты. В этой книге Геродот упоминает и о скифах в контексте противостояния с киммерийцами, а также рассказывает о войне между массагетами и персами.
  • Книга вторая – «Эвтерпа». В этой части труда историк решил рассказать об истории Ливии и Египта, о пигмеях и насамонах, о древних египетских фараонах. Здесь Геродот изложил легенду о том, как Псамметих I определил, что древнейшим народом в мире являются фригийцы.
  • Книга третья – «Талия». В ней приводятся сведения об Аравии и Индии, о греческом тиране Поликрате, а также рассказывается о завоевании Египта персидским царем Камбисом, о восстании магов, заговоре семи и антиперсидском восстании, произошедшем в Вавилоне.

Фрагмент страницы из книги "Истории" Геродота
  • Книга четвертая – «Мельпомена». Здесь автор описал народы Скифии, Фракии, Ливии и Азии, а также изложил известную ему информацию о походе персидского царя Дария против скифов Причерноморья.
  • Книга пятая – «Терпсихора». В этой книге упор делается уже на события греко-персидских войн. Если в предыдущих томах автор отводил немало страниц под описание этнографических особенностей народов, то здесь он рассказывает о персах в Македонии, об Ионийском восстании, о пришествии персидского наместника Аристагора в Афины и афинских войнах.
  • Книга шестая – «Эрато». Ключевые события из описанных – морское сражение «Битва при Ладе», взятие карийского древнегреческого города Милета, поход персидского полководца Мардония, поход персидских военачальников Артафрена и Датиса.

Геродот. Барельеф в Лувре, Париж
  • Книга седьмая – «Полигимния». В ней речь идет о гибели Дария и восшествии Ксеркса (Дарий и Ксеркс были персидскими царями), о попытках Ксеркса завоевать Азию и Европу, а также о знаковом сражении персов и греков в ущелье Фермопилы.
  • Книга восьмая – «Урания». Этот материал описывает морское сражение при Артемиссии, морскую битву при Саламине, бегство Ксеркса и приход Александра в Афины.
  • Книга девятая – «Каллиопа». В завершительной части монументального труда автор решил рассказать о подготовке и ходе битвы при Платеях (одного из крупнейших сражений греко-персидских войн, проходившего на суше), битве при Меркале, в результате которой персидскому войску было нанесено сокрушительное поражение, и об осаде Сеста.

«История» данного древнегреческого мыслителя также носит название «Музы», поскольку каждую из ее девяти частей александрийские ученые решили назвать именем одной из муз.


Девять муз дали названия томам "Истории" Геродота

В процессе работы Геродот использовал не только свои воспоминания и собственное отношение к событиям, но и руководствовался воспоминаниями очевидцев, записями оракулов, материалами надписей. Чтобы реконструировать каждое сражение максимально точно, он специально посещал места битв. Будучи сторонником Перикла, он часто воспевает заслуги его рода.

Несмотря на веру в божественное вмешательство, субъективный подход и ограниченность средств для получения информации в древности, автор не свел весь свой труд к тому, чтобы воспеть сражение греков за свою свободу. Он также старался определить причины и последствия, к которым приводили их победы или поражения. «История» Геродота стала важной вехой в развитии мировой историографии.


Успех произведения историка обусловлен не только тем, что в одном произведении он собрал множество фактов о народах и событиях своего времени. Он также продемонстрировал высокое искусство рассказчика, приблизив свою «Историю» к эпосу и сделав ее захватывающим чтивом как для современников, так и для людей Нового Времени. Большинство фактов, изложенных им в книге, впоследствии были доказаны в ходе археологических раскопок.

Личная жизнь

Биография Геродота дошла до наших дней лишь в виде обрывочной информации, в которой невозможно найти данные о собственной семье ученого, о том, была ли у него жена и дети. Известно лишь, что историк был любознательным и общительным человеком, легко сходился с людьми и умел проявлять поразительную настойчивость в поиске исторически достоверных фактов.

Смерть

Геродот предположительно скончался в 425 году до нашей эры. Место его захоронения неизвестно.

О том, кого называют отцом истории, ходит много легенд и слухов. Говорят, что, опубликовав свой труд, он добился признания истории как действительной науки, пишут, что он был настолько уникальным ученым, что почти не оставил после себя учеников, указывают на спорные моменты в его трудах и тут же ссылаются на них во время научных дискуссий. Такую долгую память могут заслужить лишь действительно единственные в своем роде ученые, оставившие после себя наиболее значительные исследования в своей области. И одним из таких ученых был великий Геродот, живший в Древней Греции в 5 веке до н.э., который по праву получил прозвище отец истории.

Геродот и философия

Имя Геродота неразрывно было связано с историей в античной и современной науке. Объём его наследия трудно воспринимать с точки зрения современных историков, ведь для нас запись и анализ исторических событий - это закономерное и естественное явление. Совсем другое мировоззрение было у древних греков.

Среди греческих философов доминировала идея о том, что познаваемым может быть только неизменное. Они делали акцент на изучение природных явлений, игнорируя социальные и исторические реалии. Считалось, что изучение прошлого человечества - задача безнадежная, так как течение времени преходяще, а значит, история непознаваема.

Геродот и его «История»

Сатирик Лукиан описывает, что Геродот добился известности всего за четыре дня. Длительное время он работал над собственным сочинением, описывающим прошлое своей ойкумены. Отец истории жил в солнечном Галикарнасе, где долгое время трудился над сбором и анализом скудных исторических фактов, которые он мог собрать. Закончив свой труд, он отправился в Олимпию, где к тому времени проводились Олимпийские игры. Там Геродот выступил перед зрителями в храме Зевса и устроил там публичные чтения своего труда. Зрители были настолько потрясены знаниями и изложением собственного прошлого, что немедленно присвоили девяти томам, из которых состояла «История» Геродота, имена девяти муз. К концу соревнований зрители интересовались не столько выступлениями и спортивными успехами любимых чемпионов, сколько новыми страницами творения Геродота.

Геродот в античном мире

Лукиан не был современником Геродота, свои заметки он писал спустя шестьсот лет после смерти великого грека. Поэтому многие детали его рассказа вызывают определенные сомнения. Вряд ли отец истории мог публично прочитать «Историю» перед публикой в полном варианте. Весь его труд длиннее «Илиады» и «Одиссеи», вместе взятых. К тому же некоторые ученые утверждают, что данный монументальный труд так и остался неоконченным. «История» Геродота заканчивается на описании сцены казни одного перса. А некоторые главы дошли до наших дней лишь в виде ссылок и размеченных параграфов.

Учеником Геродота официально считается Фукидид, но принципы его описания, в частности в «Истории пунической войны», в корне отличаются от всего написанного Геродотом. Его «История пунических войн» написана в совершенно другом ключе, не продолжая, а скорее опровергая тезисы своего предшественника.

Косвенным подтверждением широкой популярности Геродота может служить пародирование его истории в комедиях Аристофана. Согласитесь, что трудно сделать пародию на основе малоизвестных или непопулярных книг. Бюст первого исследователя прошлых веков стоял в знаменитой библиотеке г. Пергама. Много лет спустя Аристотель высоко оценил труд Геродота, назвав его образцом примерного историка.

Отец истории или отец географии?

Имя отца истории может легко быть дополнено различными титулами. Теми, которыми его наделили и его современники, и исследователи будущего. С равными правами он заслуживает званий «отец истории», «отец географии», «отец этнографии». Каждая его историческая повесть предваряется коротким прологом, в котором описывается географическое положение, название и обычаи того народа, о котором пойдет речь. Например, описывая поход Ксеркса на Спарту, Геродот не забывает упомянуть о ремесленниках, изготавливающих мед на горе Каллатеб, или рассказать о диких животных, обитавших в то время в лесах Франции. Разнообразные сведения - правдивые и выдуманные, описывались им с одинаковой тщательностью, как бы предлагая потомкам самостоятельно разобраться в хитросплетениях правды и вымысла.

Эхо славы

Но различные исторические школы сходятся в одном - именно Геродот стал первым человеком, который придал истории статус науки, именно через призму его труда древнеримские, а затем и средневековые школы повели традицию описывать собственную современность. Открытие его трудов в эпоху возрождения дало новый толчок к пониманию античной культуры. В исторической русской школе труды Геродота высоко ценил Карамзин, который добился популяризации античных авторов среди современников.

«Отец истории» - прозвище, которое известный римский оратор и философ Цицерон дал знаменитому греческому автору Геродоту. Это определение настолько точно выражало суть творческой деятельности этого человека, что закрепилось за ним окончательно. Такой своеобразный титул был дан ему не случайно. Геродот по праву считается основателем историографии как науки. Кроме того, его знаменитое сочинение, посвященное ходу греко-персидских войн, является первым крупным дошедшим до наших дней литературным прозаическим произведением, которое оказало огромное влияние на мировую прозу.

Ранняя традиция историографии

Вопрос о том, кого и почему называли «отцом истории» следует рассматривать на вводных уроках, чтобы школьники сразу запомнили, как вообще возникла историческая наука. Здесь следует отметить, что до появления на свет знаменитой книги Геродота в Греции существовала давняя традиция записей событий. Людей, которые занимались фиксацией наиболее значимых происшествий Эллады, называли в древности логографами. Именно их сочинения и повлияли на становление Геродота как первого историка. Сведений о его биографии сохранилось очень мало.

Происхождение

По мнению большинства ученых, он родился примерно в 425 году до н. э. Родиной Геродота был малоазийский город Галикарнас, основанный греческими колонистами. Сохранились известия, что его ближайший родственник (дядя или двоюродный брат) считался знаменитым поэтом. Таким образом, литературный труд являлся семейной традицией.

Начало путешествий

Будущий «отец истории» занимал активную гражданскую и политическую позицию. Известно, что он принял участие в борьбе против местного тирана, в которой погиб его дядя.

Перипетии интриг вынудили Геродота покинуть родину и отправиться в странствия. Впрочем, жажда к путешествиям пробудилась в нем очень рано, еще в детском возрасте, когда он наблюдал за кораблями, которые прибывали в галикарнасский порт с Востока и Запада. Геродот отправился на остров Самос, который в 5-м веке до н. э. являлся одним из наиболее развитых античных государств. Тот, кто впоследствии остался в памяти потомков как «отец истории», был человеком любознательным и предприимчивым по натуре. Он изучил местные обычаи острова, его политическую обстановку. Автор составил рассказ о гибели местного тирана, сопроводив его важными подробностями. Геродот ценил то гостеприимство, которое ему оказали жители этого маленького государства и навсегда сохранил любовь к острову, который вскоре покинул в поисках новых впечатлений.

Первый район путешествий

При объяснении учащимся, кого называли «отцом истории», необходимо объяснить, каков вклад этого человека в науку. Геродот не просто фиксировал увиденное и услышанное, но исследовал полученные сведения, подвергал их элементарному критическому анализу. Главным предметом его интересов был Восток. Поэтому вначале он отправился в финикийский город Тир. Так началось его знаменитое путешествие, которое длилось около десяти лет.

Особенно привлекал историка Египет с его давними культурными традициями. Побывав в этой стране, он тщательно изучил историю фараонских династий, пользуясь услугами местных греков-переводчиков и жрецов, которые, как известно, являлись хранителями знаний. Автор собрал много сведений об этой стране, так как пребывал в ней довольно долгое время: известно, что он даже поднялся вверх по Нилу.

Второй район

Геродот - «отец истории» продолжил свое путешествие по странам Востока. Он ездил по территории Малой Азии, посетил район Северного Причерноморья. Последнее обстоятельство особенно важное для отечественной историографии, так как в своем труде автор описал народы, проживавшие в данном регионе, среди которых - протославяне и славяне. Геродот дошел до устья Днепра, которое, как известно, было местом расселения этих народов.

Третий район

Греческий «отец истории» также проявил особенный интерес к Балканскому полуострову и греческим городам, расположенным на островах. Он объездил полуостров, описал людей, назвал памятники архитектуры, которые ему пришлось увидеть. Историк интересовался всеми районами Греции, посетил Пелопоннес, был и на севере указанного района.

Не оставил он без внимания и северные части полуострова: Македонию и Фракию. К первой стране автор проявил особенную симпатию: он подробно описал становление местной династии. Уже в 40-х годах 5-го века до н. э. Геродот читал отрывки своей истории в Афинах, за что получил специальную награду.

Политическая деятельность

Историк вошел в круг знаменитого правителя Перикла, который стремился упрочить позиции Афинского морского союза. В рамках этой политики Геродот и ряд других известных деятелей приняли участие в основании колонии Фурии.

Вскоре в этом городе началась борьба партий: проафинской и проспартанской. Возможно, именно поэтому название колонии не встречается в сочинении Геродота, хотя он хорошо знал эту местность. Известий о смерти знаменитого автора не сохранилось. Некоторые историки считают, что он покинул Фурию, вернулся в Афины, где был очень известен, и в этом городе умер примерно в 425 году до н. э.

Вклад в науку

Геродота называют «отцом истории» за то, что он заложил основы исторического знания. Этот историк первый среди современников применил методы элементарного научного анализа при написании своей книги. Собирая этнографический, мифологический, антропологический материал, он обрабатывал его, систематизировал, подвергал критике, располагал в хронологической последовательности.

Эти методы приближают его труд к научному сочинению. Вводя новые данные в свое сочинение, он тщательно его проверял, хотя приемы этого автора в настоящее время могут показаться примитивными. Так, рассуждая о достоверности того или иного источника, Геродот часто основывался на своем собственном опыте. Впрочем, используя мифологические данные, историк исходил из того, что в этих произведениях в искаженном виде отразилась реальность. Многие исследователи отмечают, что Геродоту был присущ скептицизм, несмотря на то что он часто описывал фантастические истории в своей книге. Однако по сравнению с работами логографов произведение Геродота отличается большей логичностью, что дало основание называть его основателем истории как науки.

Традиционно отцом истории считается Геродот, и определение «отец истории» (pater historiae ) относится именно к нему. При этом он не был первым историком. Как литературный жанр история в Греции появляется в V веке до нашей эры. Ей предшествовали так называемые логографы - это были первые прозаики, которые описывали буквально все подряд. Нет сомнений в том, что историю как жанр придумали именно древние греки. Конечно, у других народов были анналы, летописи и хроники, но первые исторические сочинения появились именно у греков. Вообще описания исторических событий пользовались у них большой популярностью.

История воспринималась как литературный жанр, и муза истории Клио стоит в одном ряду с Терпсихорой и другими музами. Это означало, что в античном мире к историческим трудам предъявлялись определенные требования: они должны быть риторически оформлены (содержать речи исторических деятелей), стилистически красивы, читабельны. Но, помимо стилистики, у исторических сочинений есть еще ряд очень важных отличий от логографов и анналов. И самое главное из них - критическое отношение к источникам.

У отца истории Геродота был серьезный мотив для создания своего труда - такое выдающееся событие, как Греко-персидские войны (499–449 гг. до н. э.). Как правило, греки записывали современные им события, очевидцами которых им довелось стать. Геродот же не был современником в полном смысле этого слова, так как он родился во время них. Тем не менее у него была возможность беседовать с непосредственными участниками событий.

Сочинение Геродота при всей его значимости отличается наивностью, у него масса лирических отступлений от темы. Поставив себе целью рассказать о Греко-персидских войнах, он отвлекается на описание Персидского царства, завоевание персами Египта, рассказы об их других военных походах. Конечно, историки стран Древнего Востока очень благодарны ему за это, но вот историю самих Греко-персидских войн он начинает только с середины своего труда. Геродот использовал мало письменных источников, но это понятно: в его время их было не так уж и много. В основном он опирается на устные источники, и поэтому достоверность его произведения сильно зависит от информаторов.

Геродот много путешествовал, побывал в Египте, на Ближнем Востоке, в Северном Причерноморье, он жил на острове Самос и в Италии, ― одним словом, у него был очень широкий географический кругозор. Он любил описывать обычаи различных регионов, но все же очень сильно зависел от своих информаторов, и поэтому его рассказ о Египте получился просто фантастическим, так как местные гиды рассказали ему массу небылиц, которые он охотно записывал.

Геродот довольно беспристрастен в своей «Истории». Хотя он и симпатизирует Афинам, но старается описать вклад в войну других полисов. Антипатии к персам он не испытывает и старается описать эту эпоху как драму, но не как победу хороших греков над плохими варварами. Его «История», скорее всего, не закончена, так как обрывается на событиях самого начала 470-х годов. Но он успел описать изгнание персов из Балканской Греции, и в целом исход войны был понятен.

Казалось бы, ответ на «вопрос об отцовстве», о родоначальнике исторического жанра очевиден. Однако нередко в качестве истинного отца истории рассматривается Фукидид. Есть предание, согласно которому Фукидид слушал сочинение Геродота в юности и тогда уже решил, что он пойдет другим путем и будет описывать историю иначе. Поколение Фукидида хоть и не сильно моложе поколения Геродота, лет на двадцать пять, но все-таки уже другое, и, что особенно важно, оно уже достаточно образованное. Фукидид обучался в школе софистов, придерживался рационалистических взглядов. Геродот же безоговорочно верил чужим словам и был достаточно суеверным.

Фукидид решил описать Пелопоннесскую войну (431–404 гг. до н. э.) и, таким образом, превзойти историка Геродота. В чем-то это ему удалось. Современные историки предпочитают называть «отцом истории» Геродота, но именно Фукидида считают основателем научной историографии. Предоставляемые им сведения достаточно достоверны. Первая часть его книги - «Археология» - посвящена истории Греции до Пелопоннесской войны, где он показывает значение этой войны, ее масштаб и роль в истории. Особенно важно, что он был участником описываемых событий. Очень сложно объективно описать события, очевидцем и участником которых довелось стать: это требует большой отстраненности и мужества. Он сразу почувствовал значение этой войны, а толчком стало его военное поражение от спартанского полководца Брасида в 424 году, которое он описал очень достойно. Кроме того, Фукидид не любил демагога Клеона, своего соотечественника, по инициативе которого он был изгнан. Тем не менее он старается даже его деяния описывать по возможности достоверно. При этом Фукидид не искажает события, однако использует метод умолчания.

Фукидид успел описать только двадцать лет войны. После его смерти его последователь Ксенофонт получил у дочери Фукидида рукопись и издает ее (в то время рукописи издавались путем переписывания). «История» Фукидида становится очень популярной, и прежде всего из-за актуальности темы и ее значения, а также мастерства изложения. У Фукидида тут же появляется масса последователей, большинство текстов которых до нас не дошли. Полностью сохранился лишь труд Ксенофонта «Греческая история», который продолжил описание событий Пелопоннесской войны.

В нашем обычном представлении наука развивается постепенно ― от низкого уровня к более высокому. А с античной историографией получилось так, что высокий уровень был задан с самого начала и одни из первых произведений этого жанра стали классическими. Хотя, конечно, мы не можем знать наверняка, как в этом смысле развивалась история: традиция отобрала одних, а другие канули в Лету. Во время «греческого возрождения», в первые века Римской империи, Фукидида даже упрекали в антипатриотизме: дескать, Геродот выбрал тему борьбы с варварами, а Фукидид описывал лишь усобицы между греками. Поэтому Геродот считался более «правильным», хотя стилистику Фукидида оценивали выше.

С началом Нового времени о Фукидиде вновь вспоминают. В эпоху Просвещения история зарождается как наука, и многие исследователи уже считают, что историческая наука восходит не к Фукидиду, а к XVIII веку. И хотя труд Фукидида считается классическим образцом исторического сочинения, слава «отца истории» все же остается за Геродотом.