11 класс

Кто занимался описательной психологией. Описательная психология Дильтея. Историческая ценность концепции Дильтея

Все магические практики можно с некоторой долей условности разделить на две группы:

1. Первая группа - это практики по сохранению, добыванию, экономии, преумножению и распределению энергии, необходимой для перемещения точки сборки (ТС). Необходимость в таких техниках возникла из-за того, что точка сборки обыкновенного человека намертво фиксирована в одной определенной позиции, соответствующей восприятию обычного повседневного мира, а для того, чтобы ее сдвинуть в другую позицию, нужен колоссальный запас энергии (личной силы).

2. Вторая группа - это техники контролируемого сдвига точки сборки и удержания ее в новом положении.

Остановка внутреннего диалога.

Внутренний диалог - способ удержания точки сборки в положении, которое соответствует восприятию обычного человеческого мира. Постоянная внутренняя болтовня забирает на себя большую часть свободной энергии человека. Остановив внутренний диалог, человек, во-первых, получает возможность сдвинуть свою точку сборки с жесткой фиксации, а во-вторых - высвобождает большое количество энергии. Но так как внутренний диалог является нашей привычкой с самого раннего детства, его нельзя остановить только одним желанием: для этого существуют различные техники, в основном сводящихся к неделанию в его разных формах. Hекоторые из них перечислены ниже.

HЕ-делание (Not-Doing).

К неделанию можно отнести фокусиpование внимания на пpедметах ежедневного мира, котоpые обычно оказываются вне сфеpы ноpмального внимания, а соответственно восприятия и осознания. Hа те элементы, из котоpых не складывается наша ежедневная каpтина миpа. Hапpимеp, вместо того, чтобы наблюдать предметы, можно pассматpивать их тени, не листья, а пpосветы между листьями, пока не сложится новая каpтина.
Неделание можно практиковать, совершая любое действие или бездействие, которое не входит в стандартный инвентарный список - например, совершая обычные действия необычным образом. Вот как выглядит один из способов неделания ходьбы («Сказки о силе», слова ДХ): «Сгибая пальцы особым образом, воин притягивает внимание к рукам; затем, направив расфокусированный взгляд на точку прямо перед собой над горизонтом, буквально затопляет свой тональ информацией. Тональ без взаимодействия один на один с элементами описания, неспособен разговаривать сам с собой и поэтому замолкает».

Пpавильный способ ходьбы (The Right Way of Walking).

Это движение со скрюченными пальцами и вниманием на руках, при котором нужно напpавлять взгляд впеpед, ни на чем специально не фокусиpуясь, чтобы видеть одновременно все пространство перед собой. Такой способ «пеpеполняет» внимание тоналя инфоpмацией, и он оказывается не в состоянии поддеpживать связь элементов миpа. Это тоpмозит внутpенний диалог, и тональ замолкает.

Созеpцание (Gazing).

Особая техника, «способ смотреть» без сосредоточения внимания на какой-либо одной части видимого. При созерцании видишь все… и ничего конкретно. Созерцание может применяться в практике «неделания», например, рассматривая дерево, человек создает это дерево - находит его ствол, ветки, листья, т.е. фиксирует те ключевые элементы, из которых, по его опыту, должно состоять ДЕРЕВО. В практике «созерцания» можно смотреть не на сами листья, а на просветы между ними, не на ветки, а на пространство, ограниченное этими ветвями. Таким образом, получается некое «призрачное дерево», «дырка от бублика». Таким вещам не отведено специальных описательных конструкций в человеческом инвентарном списке, поэтому меняется привычных ход внутреннего диалога, что само по себе сдвигает Точку сборки (ТС).

Вильгельм Дильтей – немецкий философ, психолог. Основоположник описательно психологии (метод понимания).

Описательная психология – это психологический метод, который исследует индивидуальное и с помощью понимания и истолкования,дает возможность определить проявление индивидуального.Её задачей является проникновение в структуру психической жизни и понимания её смысла. В подходе к исследованию «единообразной человеческой природы», Дильтейн отмечает принципиальные различия между традиционной объяснительной психологией и его собственной описательной.

Развитие душевной жизни каждого человека по Дильтею имеет универсальный общечеловеческий характер и испытывает воздействие трех классов условий:

1. Состояние и развитие тела.

2. Влияние окроужающей вмизической среды.

3. Влияние окружающего духовного мира.

В истории развития душевной жизни содержится правила, о котором осуществляется формирование и развитие индивидов и индивидуальностей.

Описательная психология должна исследовать особенности человеческой природы сковзь призму индивидуальных особенностей человека.

Дельтей выдвигает новые требования к позновательным процессам:

1. Анализ индивидуальных особеннсотей душевной жизни людей, предмет описательной психологии.

2. Изучение общественых продуктов как средств получения полного и достоверного знания о душевной жизни.

3. Для познания души человека ведущим должен стать эксперимент а остальные средства рассматриваются как вспомогательные.

Дильтей выступил с критикой ассациативной психологии, критикой психологического материализма, концепцией Гербарта,Спенсера и д.р.

Дильтей считал, что нужно проводить анализ целостной душевной жизни, которую нельзя разделить на неестественные состовлющие. Дильтеи исходит из предположения что возможно принципиальное восприятие внутренней жизни человека уже потому, что каждый человек знает собственные душевные состояния - чувства удовольствия, волевой импульс, мыслительный акт и другие.

Он считал что внтурение восприятие, есть ничто иное как именно внутреннее сознание какого либо состояния и процесса. Он считал что содержанием сознания является отношение мира и Я.Дильтей вводит психическое начало в теорию познания предав психическому статуст положительно нагруженной позновательной ценности.

Общее состояние душевной жизни человечества воплощается в культурных системах и яляются предметом психологической науки.В своих работах Дильтей стремится обосновать,что психологическое является сквозным для всего процесса развития мышления и познания.

Он рассматривает психическое как всеобщее начало развития мышления и познания, тем самым пытаясь развести понятия «субъективное» и «психологическое» . Воспоминания, представления, фантазии, понятия,мотивы и т.д. все это сконцентрировано в душевной жизни, все это коардинируется душой человека – жизненой единицей. Это жизненая единица, есть целая и есть жизнь.

Все психические процессы невероятно сложным образом связанны в действительной жизни и дильтей пытается выяснить природу этих связей. Душевная структурная связь – целевая, которая ведет к достижению полноты жизни, к удволетворения собственной жизни и отклоняя страдания к счастью. Свойста целесообразности Дильтей приписывает исключительно внтуреннему переживанию.

Он считал что ценностное отношение к реальности, имеет только человек, поэтому целесообразными являются только действия человека, но не всего живого мира.

Чувства являются носителем и источником целеполагания. Дильтей выделил в целостной психической жизни два уровня:

· Душевный. Роднящий все живое как чувствующее

· Духовный. Спецефически человеческий

Человек обладает чувственной целесообразностью, которая выражается в духовной целесообразности, связанной с позновательными ценностями.Дильтей синсуалист и выстраивает свою философию на чувстве как на единственном источнике жизни пораждающем все остальное.

Вильгельм Дильтей (1833-1911) - основатель описательной психологии - еще одного направления, возникшего в результате «открытого кризиса».

Основные идеи описательной психологии:

1. Отказ от объяснения природы человека через поиск причин, объяснение и построение гипотез. Главными задачами психологии являются постижение и понимание смысла душевной жизни.

2. Методом описательной психологии является понимание, которое принципиально отличается от интроспекции. Для понимания характерен целостный подход к человеку, при этом исследователю необходимо отказаться от построения различного рода гипотез, объясняющих причины, и сосредоточиться на простом понимании явлений душевной жизни.

3. Смысловые содержания душевной жизни личности становятся понятными, если постигается направленность данного человека (что для него ценно). Развитие личности рассматривается с точки зрения развития ее ценностей на каждом возрастном этапе, что предполагает качественное изменение ценностей и переход от элементарных к более сложным.

4. Личность - целостная структура, которая включает в себя одновременно интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную и волевую сферы, очень тонко взаимодействующие между собой.

5. Душевная жизнь человека рассматривается не в органическом, а в историческом ключе, человеческая форма жизнедеятельности определяется как воплощение переживаний в творениях культуры.

6. Центральным пунктом человеческой природы с точки зрения ее исторического развития является переживание, которое выступает как некая активная сила, соединяющая все состояния души и направляющая ее деятельность в необходимом русле, а причинами активности переживания являются индивидуальные ценности.

Историческая ценность концепции Дильтея:

Расширение понимания природы человеческой души, не сводимой к ее органической, или биологической, составляющей;

Введение принципа исторического рассмотрения человеческой природы;

Введение в психологический оборот понятия ценности как мотивационной и развивающей силы.

64. Глубинная психология

Глубинная психология стала третьей психологической школой, возникшей в результате «открытого кризиса», и ее идеи получили широкий резонанс в общественных и научных кругах.

Идеи глубинной психологии как самостоятельного направления:

1. Независимость психики от сознания, четкое разделение этих феноменов человеческой природы;

2. Понимание психики человека противоположно традиционной эмпирической психологии сознания: в психике, кроме сознания, существуют глубинные, неосознаваемые слои - бессознательное, и именно оно является основой всей психической жизни, управляет человеческой психикой и поведением и является главным предметом изучения глубинной психологии;

3. Основная задача глубинной психологии как научной школы - доказать существование феномена бессознательного в человеческой психике через практическое изучение его специфики и механизмов действия на психику человека;

4. Сознание рассматривается как психический феномен, свойственный каждому человеку, но не являющийся центральным и руководящим в психической жизни индивида, и, как вся психика, подчинен бессознательному;

5. Формирование и развитие личности зависит от бессознательного как ведущего в человеческой психике.

Глубинная психология как научное направление, возникшее в результате «открытого кризиса», дала миру наибольшее количество различных теоретических ответвлений и концепций, созданных на базе теории бессознательного.И каждое из них обогатило психологическую науку мощным набором понятий, опытов, исследований, идей и методологических аппаратов. К школам глубинной психологии относятся.

В период открытого кризиса о новом подходе к изучению духовного мира человека заявил немецкий философ-идеалист Вильгельм Дильтей (1833-1911 гг.), основатель «философии жизни». Он выступил с критикой академических философских школ с притязаниями на новое мировоззрение, основанное на самой жизни, этой единственной реальности, постигаемой посредством творческих инстинктов и гениальной интуиции. Основной психологический труд В.Дильтея - «Описательная психология» (1894 г.).

Деятельность Дильтея протекала в ситуации острых дискуссий о методологии исторического и гуманитарного знания (наук о духе). Согласно В.Дильтею, все науки о духе должны базироваться на психологии.

Он исходил из положения о том, что все «системы культуры - хозяйство, право, религия, искусство и наука и внешняя организация общества в союзе семьи, общины, церкви, государства - возникли из живой связи человеческой души... и не могут, в конце концов, быть поняты иначе, как из того же источника. Психические факторы образуют их важнейшую составную часть, и потому они не могут быть рассматриваемы без психического анализа».

Вследствие психологизации трактовки общества и наук о духе оказалось, что «развитие отдельных наук связано с разработкой психологии». Утверждалось, что «психология будет основанием наук о духе, подобно тому, как математика - основа естествознания».

Однако, существующая психология была подвергнута Дильтеем сокрушительной критике, ибо до сих пор она развивалась из «неправомерного распространения естественно-научных понятий на область душевной жизни», так как естествознание рассматривалось как единственно подлинная форма научного знания.

Естественно-научная ориентация психологии, особенно в период ее становления как самостоятельной науки, получает у В.Дильтея отрицательную оценку.

«...В кровеносной системе познающих субъектов, которых конструируют Локк, Юм и Кант, течет не настоящая кровь, но разбавленный сок разума как чистой мысли психологии», которую Дильтей называет объяснительной, так как ее гипотезы, представления об элементах - атомах и их ассоциациях и др., - не доказуемы. Ее предметом не являлась полнота человеческой природы - объяснительная психология не может объяснить подлинную жизнь души потому, что занимается незначительными феноменами и трактует их неправильно. Эти ошибки проистекают из непонимания специфики психологии как одной из наук о духе, по сравнению с естественными науками по предмету и по методу.



Естественные науки имеют дело с фактами, которые даются извне при посредстве чувств, как единичные феномены. Связь между ними устанавливается путем дополняющих заключений.

В психологии факты выступают изнутри как некоторая живая связь душевной жизни, как нечто, первично данное. Связные комплексы первоначальны и даны в переживании, они представляют неразложимую цельность.

По методу эти науки также отличны друг от друга. Естественные науки пользуются объяснением, привлечением гипотез, экспериментом. Природу мы объясняем. Психология имеет дело с сознанием, которое нужно описать. Необходимо отказаться от объяснения в этом естественно-научном смысле, в смысле поиска причин. Душевную жизнь мы постигаем, то есть уясняем ее смысл. Эксперимент в психологии возможен, но - только в пограничных областях душевной жизни, в центральных же - нет.

Противопоставление понимания и объяснения - центральный методологический принцип всей описательной психологии. Это противопоставление явилось формой критики натурализации в психологическом исследовании, которая свойственна естественно-научно-ориентированной психологии.

Понимание как метод понимающей психологии, принципиально отлично от интроспекции. Интроспекция ограничивает познающего содержанием его сознания, закрывая выход в сферу объективного.

«Мы постигаем человеческую природу не с помощью интроспекции... Существуют новые категории, образы и формы жизни, к которым и следует обратиться и которые сами не обнаруживаются в индивидуальной жизни. Индивид - это лишь точка пересечения систем культуры и организаций, куда вплетено его бытие: как же можно их понять, исходя из индивида? » Понимание не тождественно и рациональному познанию о понятиях: описательная психология обязана выяснить невозможность того, чтобы переживания были возведены в понятия.

«Что такое человек, можно узнать не путем размышления над самим собой и даже не посредством экспериментов, а только лишь из истории». Понять - это значит оценить субъективные переживания, как осмысленные, включить субъективные переживания в более осмысленные смысловые связи, которые их определяют. Эти связи находятся вне субъекта, в духовной культур"е, воплощенной в искусстве, религии, морали, праве.

По В.Дильтею, в противоположность психологии абстрактной, схематической, объяснительной - описательная психология (или расчленяющая) - есть подлинная психология. Ее предметом являются развитой человек и полнота готовой душевной жизни. Она должна быть описана, понята и анализирована во всей ее целостности.

Каждое состояние сознания одновременно включает в себя интеллектуальную часть (его содержание), побуждение и чувство (нравится - не нравится), волевой компонент, как намерение, которым направляется всякий мыслительный процесс. Внутренняя сопряженность этих моментов составляет собственную структуру сознания.

Побуждения и чувства занимают центральную часть в структуре душевной жизни. Они объединяют всю нашу душевную жизнь в единую связь таким образом, что именно они направляют духовную активность на некоторые предметы среды, которым придают чувство удовольствия при удовлетворении побуждений. Таким образом, находящееся вне нашей душевной жизни, с чем соединяется чувство удовлетворения, переживается как ценность.

Отсюда следует, что жизненная ценность через соотношение с субъектом - это то, чем мы пользуемся для достижения чувства удовольствия и удовлетворения. Мы постигаем ценность жизненных отношений, взглядов и идей, деятельности, выбирая из этого то, что нам полезно, и создаем новые ценности в процессе жизни. Постижение ценностей и созидание новых ценностей составляют сущность душевной жизни и психического развития.

Развитие душевной жизни происходит в условиях развития тела и зависит от связи с окружающим миром - физической и духовной средой. Движущей силой развития являются чувства и побуждения. Развитие складывается из отдельных жизненных состояний, из которых каждое стремится добыть и задержать свою жизненную ценность. Каждый возраст характеризуется направленностью на свои ценности.

В детстве игра является необходимым проявлением жизни.

В юношеском возрасте складываются идеалы жизни, границы которых не испытаны.

В зрелости происходит осознание действительных ценностей.

В старости человеку открываются особо значительные ценности. Произведения, созданные в старости, отличаются особой возвышенностью.

Та жизнь была бы совершеннейшей, в которой всякий ее момент был бы исполнен чувства своей самодовлеющей ценности. Развитие состоит в переходе от элементарных к более высоким ценностям, ибо «с поступательным течением жизни развивается все более расчлененный склад душевной жизни, которому доступны все высшие достижения».

Мысли В.Дильтея о том, что всякий период жизни обладает самостоятельной ценностью, созвучны современным представлениям о качественном своеобразии и непреходящей ценности отдельных периодов детства, уникальных возможностей, создаваемых ими для формирования соответствующих психических процессов и качеств.

По точной оценке С.Л.Рубинштейна, «в противоположность глубинной психологии 3.Фрейда, психология В.Дильтея может быть охарактеризована как вершинная психология. Так же, как Фрейд, Дильтей хочет познавать психологию личности в ее глубинах. Но в отличие от Фрейда, и даже в противоположность ему, он исходит из того, что психологические глубины личности раскрываются не в самых низших ее влечениях, а в самых высших ее объективированных проявлениях».

Позиции В.Дильтея получили развитие в духовно-научной психологии Эдуарда Шпрангера (1882 - 1963 гг.). Ее задачей является исследование отношения индивидуальной духовной структуры субъекта к структуре объективного духа (предмет общей психологии как науки о духе) и выявление типов (форм) смысловой направленности, получивших название «форм жизни» (предмет дифференциальной психологии как науки о духе). Основное понятие психологии Шпрангера - формы жизни.

От общего утверждения В.Дильтея о соотношении структуры душевной жизни с культурой и о ценности, как определяемой эмоциональным отношением субъекта, Шпрангер переходит к классификации ценностей и производит ее по более объективному, чем эмоциональное отношение (как это было у В.Дильтея), основанию.

Ценности - это объективные образования, независимые от субъекта, противостоящие ему и оказывающие на него воздействие. Это весь мир - природа, наука, искусство и т. п: Э.Шпрангер выделяет шесть типов объективных ценностей:

1) теоретические (область науки, проблема истинности);

2) экономические (материальные блага, полезность);

3) эстетические (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений, к самовыражению);

4) социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни, чувство себя в другом);

5) политические (власть как ценность);

6) религиозные (смысл жизни).

В каждой индивидуальности представлены все шесть типов ценностей, но в особом направлении и с разной силой. Руководящие, определяющие жизнь, - образуют психическую структуру личности.

На основании преобладания той или иной ценности различаются шесть типичных основных форм индивидуальности, называемых Шпрангером формами жизни потому, что они до некоторой степени определяют форму, в которой протекает жизнь индивида:

1. Теоретический человек (все его стремления направлены к познанию);

2. Эстетический (стремится постигнуть единичный случай, исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями);

3. Экономический (эффект полезности как смысл всей деятельности, всей жизни);

4. Социальный (смысл жизни в общении, в любви, в жизни для других);

5. Политический (стремление к власти и чести, господству и влиянию);

6. Религиозный (относит всякое единичное явление к общему смыслу жизни и мира).

Поскольку в жизни нет чистых типов, каждый отдельный конкретный случай нужно уметь привести к одному из этих типов. Исходя из этих психологических представлений, Шпрангер делал педагогические выводы. Всеобщее образование не должно быть одинаковым для всех. Педагог должен интуитивно угадать еще не сформировавшуюся и не осознанную ребенком психическую структуру и готовить его к наиболее целесообразному и доступному для него пути жизни.

Понимающая психология открыто противопоставляет себя естественным наукам и носит умозрительный характер. Ее вывод о невозможности естественно-научного объяснения в психологии звучит возвращением к старой идеалистической психологии, как науке о душе. Сделанная в этом направлении попытка соотнести структуру отдельной личности с духовными ценностями и формами культуры, созданными исторически, в силу идеалистического их понимания представляла развитие высших психических функций, как чисто духовный процесс.

«При таком понимании истории и культуры и при таком понимании психологии сказать, что психологию следует изучать исторически, это значит, в сущности, что духовное следует сближать с духовным... понимающая психология далека от адекватной разработки проблем культурного развития».

Мы кратко остановились на ведущих направлениях зарубежной психологии периода «открытого кризиса», их развитии и современных течениях, прямо или косвенно с ними связанных. Бессознательное и его влияние на сознание, целостные структуры, поведение, процесс личностного роста, измененные состояния сознания выступают на различных этапах в качестве новых предметов психологии.