11 класс

Культурология как особая отрасль знания появляется. Статус культурологии и ее место среди других наук. Культурология как наука

    Культурология - наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.

    Предметом культурологи являются объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологического подхода, включает условия и механизмы оптимизации культурных процессов на общенациональном уровне, региональном, на уровне социально-культурологической общности.

Необходимо отметить, что культурология изучает не только культуру в целом, но и отдельные, часто достаточно специфические сферы культурной жизни взаимодействия различных сторон человеческого общества.

Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура есть система смыслов, имеющая свою внутреннюю логику, которая постигается путем рационального объяснения. Это предполагает использование идей и методов философии, которая является общей методологической базой культурологии. Также используются такие методы, как:

    Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

    Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

    Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в национальной культуре.

    Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.

    Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.

    Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил французский критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.

    Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

    Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.

    Как уже говорилось, культура представляет собой многофункциональную систему. Главной функцией феномена культуры является человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.

    Функция трансляции (передачи) социального опыта, нередко её называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Она опредмечена в следующих системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, языках, науке, философии, религии и др. Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов.

    Познавательная функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофоне человечества. Все типы общества существенно различаются прежде всего о этому признаку.

    Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей, В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные темы, как мораль и право.

    Семиотическая или знаковая функция, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки (физика, математика, биология, химия).

    Ценностная или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаше всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Вопрос о предмете любой науки, как правило, является сложным и дискуссионным. И не только о предмете, но и о самой ее «возможности быть». Достаточно сказать, что в научном мире и околонаучных кругах в течение многих десятилетий проходили жесткие, а порой и жестокие дискуссии вокруг таких дисциплин, как философия, социология, антропология, политология, политическая экономия, генетика, кибернетика и др. В ходе этих дискуссий, носивших не только научный, но и антинаучный характер, не раз преступалась грань дозволенного, а мера значимости, научности и даже права на существование определялась не только творческими, новаторскими, но и конъюнктурными идеологическими и политическими соображениями. Каждая новая отрасль знаний, особенно гуманитарная, с огромным трудом завоевывала себе место на научном Олимпе.

Появление еще одной претендентки на достойное место в научном мире, да не какое-нибудь, а примадонны культуры, происходило, да и сейчас происходит достаточно сложно. Речь идет, разумеется, о культурологии, возникновение которой большинство исследователей связывает с научным подвижничеством американского культурантронолога Л. Уайта (1900- 1975). В трудах «Введение в культурологию» (1939) и «Наука о культуре» (1943) Л. Уайт вводит в активный научный оборот термин «культурология» и дает веские аргументы в пользу ее конституирования как самостоятельной, фундаментальной отрасли знаний. При этом Л. Уайт напоминает, что термин «культурология » использовался еще раньше: вначале знаменитым английским этнографом Э. Тайлором в работе «Первобытная культура» (1871), затем лауреатом Нобелевской премии, немецким химиком В. Оствальдом, который в 1915 г. предложил именовать область исследований о культуре - наукой о цивилизации или «культурологией». В 1929 г. американский социолог Р. Бейн тоже ставит вопрос о культурологии как о составной части то социологии, то экологии человека. Он также говорит о близости между социальной психологией и культурологией.

Однако то были спонтанные околокультурологические эпизоды, которые не вызвали цепной культурологической реакции. Лишь только Л. Уайт основательно взялся за дело. Исследуя мир гуманитарных наук, ученый пришел к выводу, что ни одна из них не изучает и не объясняет культуру достаточно основательно и всесторонне. Социология, по его мнению, не отличает «культурного» от «социального»; она растворяет культуру в своем основном понятии «взаимодействия», превращая культуру в аспект или побочный продукт социального взаимодействия, в то время как на самом деле структуры и процессы человеческого общества суть функции культуры. Относительно психологии, то «она не отличает культурных явлений от некультурных, и истолкование взаимодействия экс- трасоматических (нетелесных. - В. Г.) элементов в культурном процессе находится за ее пределами» . И вообще, полагает Уайт, культура не является предметом психологии, поскольку последняя обозначает особый класс явлений: реакции организмов на внешние стимулы. Антропология, также претендующая на лидерство в исследовании культуры, вряд ли пригодна на эту роль. Во-первых, она сама понимается различным образом - как психология, психоанализ, психиатрия, социология, история, прикладная антропология и т.д.; а, во-вторых, мир ее интересов абсолютно беспределен - от измерения черепов, выкапывания черепков, до изучения кланов и цивилизаций. Что же касается философии, то для нее культура - абстракция. Основная цель философии видится Л. Уайту в инструментальное™, способности истолкования вещей, делании мира понятным, чтобы взаимодействие с этим миром стало величайшим преимуществом человека. Следовательно, изучение культуры философией, социологией, антропологией и другими науками - недостаточно. В силу этого, требуется особая отрасль знаний, которая не сводила бы культуру только к философскому, социологическому или какому-либо иному одностороннему анализу, а изучала бы ее всесторонне, тотально, была бы, так сказать, по большому счету, наукой о культуре - культурологией. С признанием этого термина должны наступить научная эпоха концентрации и изучения культуры, произойти глубокие изменения в мышлении.

Для культурологии именно культура, культурный детерминизм обязаны стать главным предметом внимания. Культура должна рассматриваться как особый класс явлений, имеющий свои принципы и законы, а также собственную терминологию, понятийный аппарат. Необходимо изучать культуру реалистично, эффективно, конкретно и универсально. С выделением особой науки о культуре возникает принципиально новая ситуация в структуре научного знания. «Наша паука - новая , - заявляет Л. Уайт , - она открыла новую область опыта , которую едва только выделили и дали ей определение , и это означает , что еще не было времени для дальнейших достижений. Значительно именно открытие нового мира , а не относительная величина или значимость достигнутого в этом новом мире » 11, с. 1471.

Л. Уайт хорошо понимал, что конституирование культурологии дело не простое, что вряд ли сразу найдется множество ее сторонников, которые, взяв на вооружение лозунг: «Да здравствует культурология!», сплоченными рядами пойдут в массы агитировать за нее. Глубокие изменения в науке и вокруг нее происходят трудно и медленно. Об этом свидетельствует хотя бы то, с каким трудом, преодолевая сопротивление и противодействия, утверждались идеи Коперника, Галилея, Дарвина.

Противники культурологии, разумеется, Л. Уайту возражали, да и не могли не возражать. Философы защищали свое приоритетное право интеллектуальной власти над культурой, социологи - свое, психологи, естественно, - свое, ну, а антропологи и подавно свое. Многие исследователи придерживались того мнения, что охватить всю культуру в целом одной наукой никак нельзя. К тому же есть такой предмет как «История и теория культуры» и зачем, дескать, нужна еще одна какая-то наука о культуре. Были даже возражения против самого слова «культурология». Дж. Майерс, не мудрствуя лукаво, назвал его «варварским наименованием», имея в виду, что некорректно образовывать новый термин из двух разных языков (латинского cultur и древнегреческого logos), поскольку это противоречит нормам лингвистики. На что создатель культурологии аргументировано ответил: ведь употребляем же мы массу новых словесных гибридов вроде музеология, гибридология, бактериология, маммология, автомобиль, телевидение и т.п., причем они были признаны и в науке, и на уровне обыденного сознания. При этом Л. Уайт напомнил, что в варваризме в свое время обвиняли и Г. Спенсера, который активно подхватил термин «социология», введенный О. Контом, и способствовал его признанию.

В целом научная общественность склонялась к ситуации многонаучного, разностороннего изучения культуры, против чего в принципе не возражал и Л. Уайт, но при этом, доминирующую роль он все-таки видел за культурологией. Некоторые исследователи культуры, к примеру, Д. Фейблман и Р. Лоуи (США), считали, что вопрос о существовании науки о культуре неуместен, ибо это очевидный факт. Проблема лишь только в том, когда культурология действительно станет наукой. Д. Фейблман полагает, поскольку существуют науки о природе, то возможна и наука о культуре, как определенном уровне человеческого бытия. Более того, он убежден в том, что социальные науки, в сущности, есть естественные, так как социальные группы и их культуры являются продолжением природной среды и, будучи частью природы, предполагают необходимость соответствующей естественной науки. Культурология, считает Д. Фейблман, может объединить различные направления исследований культуры, поставить перед ними единую цель и формулировку общего предмета исследования и уровней культуры, при этом наиболее важными вопросами науки о культуре должны стать изучение ее функций, особенно неизменных в изменчивом мире, степень трансформации, роста, развития, проблемы диффузии культуры. Эту задачу можно решить только путем изучения реальных культур, т.е. разрабатывая гипотезы и проверяя их на конкретном эмпирическом культурном материале.

Идеи Л. Уайта и других американских исследователей стимулировали культурологический поиск во многих странах мира, хотя вызвали различную реакцию по вопросу о существовании самобытной науки о культуре. Не остались безучастными к этому вопросу и наши отечественные ученые. В 80-х гг. пробуждается интерес к подобной постановке вопроса; в настоящее время он еще более актуализировался. Приведем несколько примеров.

А. И. Арнольдов, автор «Введения в культурологию», считает, что «...культурология - одна из фундаментальных социальных наук, выполняющих интегральную функцию для различных систем гуманитарного знания. Культурология выступает системообразующим фактором всего комплекса наук о культуре, ее методологической основой, так как исследует наиболее общие закономерности развития культуры как творческого процесса по созданию и сохранению всечеловеческих ценностей, является наукой, изучающей структуру и особенности духовного производства, расширенного воспроизводства духовных ценностей» . Таким образом, самостоятельность культурологии и ее ключевая роль в вопросах исследования культуры у А. И. Арнольдова не вызывают сомнений.

Другой наш известный исследователь П. С. Гуревич, в учебном пособии «Культурология» дипломатично обходит вопрос о статусе культурологии. Более того, науку о культуре он называет культуроведением, рассматривая ее как систематизированное знание о культуре, как теорию культуры и как возможную междисциплинарную метатеорию. Сквозь строки у П. С. Гуревича можно прочесть, что культурология - это не что иное, как преимущественно философия культуры, немного - социология культуры, немного - все остальное. Но в целом ученого интересует не специфика предметности науки, а сам феномен культуры .

Авторы известного учебного пособия «Культурология» (под ред. Г. В. Драча) воспринимают культурологию как систему знаний, как становящуюся научную дисциплину. Ее предметом, по их мнению, выступает генезис, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни, который раскрывает себя исторически как процесс культурного исследования, внешне сходного, но все же отличного от существующего в мире живой природы .

Л. П. Воронкова считает возможным использовать понятие культурологии в двух смыслах - широком и узком. «Культурология (в широком смысле слова) не является отдельной научной отраслью или же метанаукой, а представляет собой собирательное понятие, обозначающее комплекс отдельных наук, философских и богословских концепций культуры. Другими словами, культурология в широком смысле - это все те учения о культуре, ее сущности, динамике развития, закономерностях функционирования и развития, которые можно встретить в трудах ученых, представляющих различные области научного и ненаучного осмысления культуры... Культурология (в узком смысле слова) представляет собой науку, теорию культуры, связанную с исследованием причин появления, закономерностей развития и функционирования культуры, с выяснением структуры культуры...» .

Из всего выше сказанного можно сделать предварительный вывод о том, что культура нуждается в особой науке, всесторонне изучающей ее, что эта наука становится все более легитимной, но имеется все же немало сомнений. Чтобы их как-то развеять (или породить еще больше?!), рассмотрим специфику философского, социологического, исторического, теологического и иных подходов к изучению культуры.

Культурология -- область знания, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность.

Культурология -- наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности.

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем

Уайт Лесли Алвин (1900-1975) - американский культурантрополог и культуролог. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции. Уайта является стремление обосновать характер культуры. Уайт подразделял культуру на три подсистемы:

1) Технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.)

2) Социальную (типы коллективного поведения)

3) Идеологическую (идеи, верования, знания)

В этой иерархии подсистем основной является технологическая, а остальные, производные от первой, вторичными.

Уайт сформулировал общий закон развития культуры: «Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе». В книге «Наука о культуре» (1949) ввел в научный обиход понятие «культурология», которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук. Уайт определил различие между социологией и культурологией: социология - наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.), следовательно, предмет культурологии - содержание общественной жизни.

В России культурология связана с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Науки о культуре - социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).

Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологич. подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенац. уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни, развитию истории, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного «культурного пространства» как естественной среды становления и развития человека.

Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.

Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса.

Направления культурологии - социальная - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.

Гуманитарная культурология- концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных текстах культуры.

Фундаментальная культурология- разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета.

Прикладная культурология- использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

Социальные перспективы культурологии - в ходе информационной революции неизбежно наступит этап революции в области прогнозирования и проектирования, который поднимется на новый уровень эффективной методики управления любыми процессами, где собственно и будет востребована культурология.

Предмет культурологи:

1. Исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;

2. Исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.

3. Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.

4. Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.

5. Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

Методы культурологи:

1. Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

2. Синхронистический - исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

3. Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в национальной культуре.

4. Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.

5. Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.

6. Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.

7. Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

8. Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.

Задачи культурологи:

1. формировании способности к предвидению социально-экономических, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;

2. развитии способности и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании;

3. привитии нравственных, этических и социальных понятий, необходимых для деятельности в интересах общества, формирования личной философии и достижения личного успеха.

Методология культурологии выделяет одну, основную задачу культурологии как отрасли научного знания - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.

1..Современное понимание культурологии как науки

В 20 веке культурология конституируется как самостоятельная наука, стоящая вне рамок философии, но все же связанная с ней, и, конечно, через философию культуры. связь эта имеет характер сложного взаимодействия и взаимовлияния. Ведь сама проблематика теории культуры сформировалась как часть философского знания или в отдельных культурологических дисциплинах, под сильнейшим воздействием философии. С другой стороны, методы конкретно- культурологических исследований подчас воспринимаются философией и используются при решении чисто философских вопросов. Немаловажно и то, что философия и теория культуры весьма часто соприсутствуют и тесно переплетаются в творчестве многих ученых.

Для современного понимания культуры весьма важной представляется игровая теория культуры, принадлежавшая Хейзинге, который считает игру основой и источником культуры. Он отмечает, что игра старше культуры, ведь основные черты игры уже присутствуют в мире животных. И все же игра перешагивает биологические рамки, присутствует во всех формах рациональной деятельности человека: искусстве, философии, праве и многом другом.

Теории архетипов культуры, принадлежавшей К. Юнгу. Архетипы культуры заложены в психике человека, в ее наиболее глубоких слоях - коллективном, бессознательном. Архетипы, проецируясь на внешний мир, определяют своеобразие культуры. важнейшей является идея Юнга о сакрализации как действенном способе формирования реальной культуры: ценности и установки того или иного типа культуры освещают в коллективном сознании, переносятся в него из бессознательного, воспринимаются как священные ценности, не подлежащие критике.

П. А. Сорокин является одним из крупнейших социологов и культурологов 20 века. Он создатель теории социальной стратификации (социального расслоения) и социальной мобильности. Исторический процесс есть циклическое колебание культур, каждая из которых есть самостоятельная целостность и имеет в своей основе несколько главных посылок, определяющих ее тип.

Сорокин выделяет три типа культур:

1. Чувственный - преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности.

2. Идеациональный - преобладает рациональное мышление.

3. Идеалистический - преобладает интуитивное познание.

Приведенная характеристика отдельных школ и концепций весьма условна. Эта условность связана с «размытостью» границ между подходами, и с тем, что многие основные содержательные моменты и идеи, содержащиеся в одних концепциях, используются или включены в теоретические построения в других.

ВВЕДЕНИЕ

Рубеж XX-XXI веков характеризуется процессами глобализации, тенденцией к интеграции мира на определенных общих основаниях, вхождением в постиндустриальное общество. Происходит информационная революция, сжимающая время и пространство, открываются границы. Глобальное взаимодействие цивилизаций ("столкновение цивилизаций" - С. Хантингтон) ставит особенно остро вопрос о человеке, о философском осмыслении его самосознания, его места в новом историческом типе культуры, в организации социокультурного бытия человечества.

В этом глубинном процессе все большее значение приобретают науки культурологического цикла, которые обращаются к анализу проблем соотношения человека и мира, человека и природы, человека и культуры, к рассмотрению сущности культуры как специфики человеческого существования.

"Человек строит свой дом - культуру", - слова эти принадлежат Д. С. Лихачеву, выдающемуся ученому, одному из активнейших создателей этого дома - мира духовных ценностей, основанных на "творческой памяти всего человечества". Будучи поборником духовного единства человечества, Д. С. Лихачев выдвинул идею новой науки - экологии культуры, понимаемой как сохранение культурного наследия - ценностей всех типов культуры, их функционирования в современной жизни общества.

Все это свидетельствует о необходимости изучения теоретических основ культуры, а именно культурологии, проблемам которой посвящено данное учебное пособие.

Культурология - это теория и история культуры. Приведенному определению соответствует структура учебного пособия. Первая часть посвящена проблемам теории (сущность культуры, ее функции, семиотика культуры и т. д.), вторая - истории украинской и зарубежной художественной культуры. Временные рамки заключают период, начиная от культуры первобытного общества и завершая периодом конца XIX - начала XX века. Культура XX века - тема последующих публикаций.

Природа - древний храм. Невнятным языком

Живые говорят колонны там от века;

Там дебри символов смущают человека,

Хоть взгляд их прианальный давно ему знаком.

Неумолимому влечению подвластны,

Блуждают отзвуки, сливаясь в унисон,

Великий, словно свет, глубокий, словно сон,

Там запах, цвет и звук между собой согласны

Шарль Бодлер


ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Культурология как наука

Культурология - система знаний о сущности, закономерностях существования и развитии, значении и способах постижения культуры. Культурология исследует генезис *1 , функционирование и развитие культуры в целом.

*1: {Генезис (греч. genesis) - происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.}

Слово "Kulturologie" впервые использовал немецкий ученый В. Оствальд в 1913 г., термин "kulturologu" первым употребил антрополог Лесли Уайт в 1949 году. С его именем связывается культурология в словаре Вебстер (США, 1993 г.); но, кроме определения культурологии как пауки о культуре, в этом издании не отмечается ни научных школ, ни концепций, что свидетельствует о молодости этой науки, активно развивающейся в наше время.

Культурология стремится к изучению культуры во всей полноте ее проявлений и в ее сущности, она включает в себя теорию культуры и историю культуры. Специфика культурологии выявляется в се интегративном *2 характере: она обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на создание общей теоретической базы, на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.

*2: {Интеграция (лат. integratio - восстановление, восполнение, integer - целый) - объединение в целое каких-либо частей, элементов.}

В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности культурологии.

Первый - рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру в ее историческом развитии и социальном функционировании, в результате чего формируется система знаний о культуре.

Второй - представляет культурологию как один из разделов дисциплин, изучающих культуру. В этом плане возможно отождествление культурологии с такими дисциплинами, как культурантропология, социология культуры и т. п.

Третий - рассматривает культурологию как самостоятельную научную дисциплину.

Наиболее продуктивным, как мы считаем, является взгляд на культурологию как на систему знаний, как на относительно самостоятельную отрасль общественно-гуманитарного знания.

В то же время культурология не является монодисциплиной, она несводима к философии, антропологии или искусствоведению, но эти и другие науки активно питают ее своими методами и достижениями, что позволяет определить культуру не как одномерную величину, а как сложное многомерное образование.

Культурология - синтетическая область знаний, сформировавшаяся как результат взаимодействия философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры и других наук. Исходя из того, что в культурологии находятся в единстве исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека, ее можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, структуре и функциях культуры, перспективах ее развития.

Предметом культурологии является культура, а объектом выступают творцы и носители культуры - люди, а также различные культурные явления, протекающие в обществе, учреждения, связанные с культурой, деятельностью людей и общества в целом.

Изучение общества через культуру необычайно актуально, так как одни лишь экономические и политические характеристики не могут дать полного и глубокого понимания социальных явлений. Культурологический подход поможет осознать такие важнейшие явления общественного сознания, которые технократическое мышление отодвигает на задний план. Это не только искусство, религия, философия, но и сам человек, его духовные ценности, анализ которых помогает определить уровень развития общества, его состояние, дает возможность понять, почему данное общество живет именно так, а не иначе.

Необходимость изучения культурологии, выяснение причин ее формирования, хода ее развития обусловлены рядом факторов:

  • - появлением новых знаний о культуре в XX веке;
  • - потребностью выработки понимания культуры, способного связать воедино теоретические взгляды и практическое воплощение явлений культуры;
  • - необходимостью поиска единой природы разных культур в условиях их многообразия, диалога культур;
  • - стремлением к целостному, системному анализу культуры;
  • - развитием гуманитарного знания в эпоху технократизма, рационализма как основы для духовного формирования личности, для сохранения стабильного существования человека в противоречивом, изменяющемся мире.

Сложность культурологии обусловлена бесконечным многообразием понятия "культура".

Термин "культура" появился в Древнем Риме, и первоначально его содержание явилось противопоставлением понятию "натура", т. е. природа. "Культура" (от лат. cultura) обозначала "возделывание", "обрабатывание"; это понятие было образовано от "соlо, colere" - взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием. "Культурное" означало "обработанное", "возделанное" и противопоставлялось "естественному", "первозданному", "дикому". Постепенно понятие "культура" приобрело более широкое значение, стало включать в себя те явления, которые носили "сверхприродный" характер, отличались "человекотворным" происхождением. И сам человек, преобразованный воспитанием, развитием, образованием, включался в сферу культуры, которая приобрела смысл "образование", "воспитание".

Конечно, само явление, позже обозначенное термином "культура", было отмечено общественным сознанием в более далекие исторические эпохи. Еще в период первобытнообщинного строя, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества, древний человек стремился обозначить свое присутствие в мире; в наскальных росписях, статуэтках из камня и кости, орнаментальных узорах на кусках оленьих рогов и каменных плитах - своеобразных знаках, которые наносил человек на предметы окружающего мира, наконец, на себя самого, - он стремился выделить "культурное" из "природного", вторгнуться в природный мир и изменить его. Именно это было первым шагом по пути самопознания, самооценки человечества, что нашло отражение в мифологии.

В этом плане знаменательно обращение к античному мифу о Прометее. Прометей - в греческой мифологии сын титана Иапета и океаниды Климены. Восстав против тирании Зевса, он дарует людям огонь, а с ним - блага цивилизации. Образ Прометея как подлинного "творца человека", наделившего его мудростью, научившего его видеть и чувствовать красоту мира, давшего человечеству основы технического прогресса, создай Эсхилом в трагедии "Прометей прикованный".

Так складывалось представление человека о культуре как о каком-то даре богов (не случайно "культура" и "культ" - слова одного корня), о ее особом предназначении, изменившем "природные" условия жизни человека. Но этот же миф говорил о драматизме культурного процесса, на что обратил внимание немецкий философ XX века Карл Ясперс: "Мы задаем вопрос о том, что явилось существенным в превращении человека в человека в мире, который он создает; о том, какие открытия он сделал в опасных ситуациях, в своей борьбе, руководимый страхом и мужеством, как сложились взаимоотношения полов, отношение к жизни и смерти, к матери и отцу" *3 .

*3: {Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994. - С. 67}

Уже в древнегреческом обществе существовали понятия, предназначенные для явлений культуры: это "техне" ("ремесло", "искусство", "мастерство" - от корня "техне" образовалось и слово "техника") - термин, обозначающий человеческую деятельность, преобразующую материальный мир.

В античном сознании понятие культуры отождествлялось с "пайдейей", т. е. образованностью. "Пайдейя", по определению Платона, означает руководство к изменению всего человека в его существе. В греческом полисе (городе-государстве) культура была одновременно "воспитанием", "возделыванием" и "культом". Именно эти процессы характеризовали подготовку гражданина в античном полисе, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка (pais - ребенок), становление личности, образованность, просвещение, культуру. В понятиях древних греков, "пайдейя" выражала глубокий контакт образования с воспитанием, приобретением навыка, что особенно глубоко осуществляется в искусстве "техне" - т. е. гражданском навыке, приобрести который необходимо каждому гражданину полиса. "Пайдейя", имевшая определенный ремесленнический характер, указывала, с одной стороны, на интеллектуальную сущность античной культуры и образованности, с другой, на ее эстетическое основание. В обращении к человеку, его личности состоит гуманистическая сущность античной культуры, в ее основе - идеал человека, выступающего целью культурного процесса. Воплощение этого идеала в гражданине полиса было целью "пайдейи" и осуществлялось через многолетнюю "схолэ", где образовательный процесс не сводился к овладению суммой норм и требований, а был подготовкой к общественной жизни, развивал в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного. При этом античный человек не терял своего единства с природой, с космосом, включавшим в себя и богов, и людей.

В Древнем Риме, где и возник термин "культура", понятие "возделывание" относилось прежде всего к обработке земли.

Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234-149 до и. э.) написал трактат о земледелии ("Deagriculture"), что в переводе с латинского означает "Агрокультура". Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за участком, полем, что предполагает особое, душевное отношение к земле, без чего не будет "культуры", должного возделывания земной почвы. Но уже Цицерон, говоря о возделывании, имел в виду не землю, а духовность. Цицерон (106-43 до н. э.) отождествлял философию с культурой души и духа. Подразумевалось воздействие философии на ум с целью его обработки, воспитания, развития умственных способностей; но философия была направлена на почитание, уважение, поклонение уму.

Так уже в эпоху античности сложилось представление о многозначности понятия "культура", что отражает приведенная ниже схема.

Европейское средневековье определило появление нового типа культуры и иного ее понимания: это была культура христианская, где на смену политеизму пришел монотеизм, иное понятие духовности, аскетический идеал. Средневековый человек, обнаружив неповторимость, уникальность, неисчерпаемость личности, поставил целью стремление к самосовершенствованию, избавлению от греховности. Мир и человек, считали идеологи средневековья, имеют основание в Боге. Признание сотворенности мира (креационизм - лат. creatio - созидание) перерастает в концепцию постоянного творения. Бог сообщает миру его смысловую значимость, божественной символикой наполнен мир.

Радикально изменилось понимание культуры. Человек, уверовавший, что кроме вещественно-телесного (земного) мира существует небесный, духовный мир, где он обретает истинное блаженство, мир, к которому принадлежит человеческая душа, обнаружил, что в нем действуют законы и нормы, неподвластные человеческому разуму, а именно: Высший Разум и Высшая Справедливость.

В эпоху средневековья особое значение приобрело понятие "культ". Оно выражало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал в любви к Богу. Культура вновь предстала перед человеком как необходимость "возделывания" собственных способностей, в том числе и разума, дополненного верой. Рациональность, оказалось, далеко не главное в человеке, перед которым открылись такие истины, как вера, надежда, любовь. Новое понимание культуры привело и к иному толкованию самопознания: Бог создал человека, его бессмертную душу, следовательно, счастье не в познании себя, а в познании Бога. Счастье и свобода человека не в его "автономизации" (независимости), а в сознании того духовного родства, в котором он находится со Всевышним. Именно тогда человек, научившись преодолевать себя, достигнет непостижимого.

Культура, в отличие от античного ее толкования, осознается не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности, культивирование постоянного духовного совершенствования личности.

В культуре средневековья исключительную роль приобрела книга, особенно Библия, которая расценивалась, как "слово Божие, глагол, с помощью которого Господь Всемогущий установил свою власть над миром сим..." *4 . Вчитываясь в Библию, человек в то же время сочетал ее идеи с состоянием своей души, своего "Я", что наполняло моральным смыслом его жизнь, помыслы и поступки.

*4: {Дюби Жорж. Европа в средние века. - Смоленск, 1994. - С. 24. }

В эпоху средневековья рождается особая культура рыцарства - культ доблести, чести и достоинства.

Идеи эпохи Возрождения возвестили о формировании нового направления в культуре, связанного с осмыслением и углублением индивидуалистических устремлений человека, что вызвало особый интерес к античности. Термин "Возрождение" ввел Джордже Вазари в книге "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (XVI в.), имея в виду возрождение античных гуманистических традиций. В XVI веке эпоха итальянского Возрождения характеризовалась как эпоха возрождения человека, как эпоха гуманизма. Именно в этот период Колюччо Салютати и Леонардо Бруни ввели в обиход слово "humanitas" (в переводе с лат. - человеческая природа, человеческое достоинство). Представление о культуре стало выражать активное творческое начало в человеке, тяготеющем к гармоническому возвышенному развитию.

Эпоха Просвещения сформировала новые культурные ценности: человек, общество, государство, религия, наука, философия и другие. Именно в XVII-ХVIII вв. появляются на философском уровне размышления о сути культуры. В XVII веке понятие "культура" стало употребляться в современном значении в трудах немецкого юриста и историографа С. Пуфендорфа (1632-1694). Он обозначил этим термином результаты деятельности общественного человека. Культура приобрела смысл чего-то внеприродного, развитого и культивируемого человеком. Культура понималась как противостояние человека и его деятельности дикой стихии природы, ее темным и необузданным силам.

Рождение понятия "культура" не случайно совпало с появлением и развитием новых отношений в обществе к человеку и природе. Это было Новое время, характеризовавшееся новым образом жизни, строительством городов, образованием нового класса - "буржуа", "бюргеров". Человек ощутил свое превосходство над природой, превратив ее в средство и объект своих действий. Это была эпоха технического и промышленного переворотов, эпоха великих географических открытий и колониальных захватов. Стала очевидной определяющая роль человека в его жизни и деятельности, что также послужило основой понимания культуры как самостоятельного явления.

Проблемам культуры посвятили свои труды Дж. Вико, К. Гельвеций, В. Франклин, И. Гердер, И. Кант и другие мыслители.

Просвещение стремилось сформировать целостное понятие о культуре, сочетающее активное действие мировых сил (в том числе и божественный Разум) в природе и деятельность человеческого разума. Человек определяется как существо, наделенное разумом, волей, способностью созидания, как "животное, делающее орудия", а история человечества - как его саморазвитие благодаря "предметной" деятельности, понимаемой как многообразие ее форм - от ремесла и речи до поэзии и игры. Теория культуры, развиваясь в европейской философии, осмысливала мир как явление двусоставное, включающее в себя "природу" и "культуру", а сама теория культуры понималась как "царство духа" и "мир человека", как совокупность различных форм сознания - нравственного, религиозного, экономического и т. д.

Однако уже тогда (особенно ярко в работах Ж.-Ж. Руссо) наметилась мысль о невозможности гармонического единства в мире и в человеке "природы" и "культуры". Немецкая классическая философия, стремясь устранить это противоречие, рассматривала культуру как исторический процесс развития духа, в котором противоречие "природы" и "культуры" является необходимым, но преходящим моментом на пути к их синтезу. С наибольшей полнотой эти проблемы разработаны в философской системе Г. Ф. Гегеля.

Однако общий аналитический дух, господствовавший в науке XIX в., приводил к тому, что культура рассматривалась не в своей целостности, как сложноорганизованная система, а в тех или иных конкретных проявлениях: философия религии, этика, эстетика, философия языка, гносеология, аксиология, антропология и т. д. Культурологическое знание, уходя в область конкретных наук, срасталось с этнографией, археологией, искусствознанием, науковедением, историей техники и т. п.

Ученые-культурологи обращаются либо к изучению того или иного исторического типа культуры - первобытной, античной, средневековой, ренессансной (Я. Буркхард, Э. Тайлор, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, А. Малиновский, И. Хейзинга, М. Бахтин, А. Гуревич), либо к характеристике нескольких исторических и этнических типов культуры (Н. Данилевский, О. Шпенглер, П. Сорокин, А. Тойнби). Подобный подход позволяет увидеть богатство культурных форм, некоторые закономерности их исторического развития. Но сама сущность культуры как бы растворялась в многообразии ее форм.

Уже к концу XIX века обозначились существенные расхождения в понимании сущности культуры. Некоторые ученые противопоставляли "умственную, нравственную и религиозную жизнь человечества" материальной деятельности, другие же придавали понятию "культура" широкое значение, охватывающее "все стороны внутренней истории: и экономическую, и социальную, и государственную, и умственную, и нравственную, и религиозную, и эстетическую" (П. Ю. Милюков, "Очерки по истории русской культуры").

Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, Г. Риккерт, Э. Кассиpep и О. Шпенглер, концепция которого вызвала широкий общественный интерес к проблемам культуры.

Основные идеи и концепции культурологии XX века связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, Н. А. Бердяева, Э. Фромма, М. Вебера, А. Тойнби, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартpa, X. Ортега-и-Гассета, П. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, М. Бубера, И. Я. Данилевского, А. Ф. Лосева, Д. С. Лихачева, М. М. Бахтина, А. Меня, С. С. Аверинцева, Ю. Н. Лотмана, А. Я. Гуревича, М. С. Кагана, Г. Гачева и других.

В XX веке американские ученые А. Кребер и К. Клакхон ("Культура", 1952), обобщая достижения культурологов мира, привели 180 дефиниций культуры (не считая определений русских мыслителей рубежа XIX-XX веков, данных в приложении), которые распределены последующим рубрикам: "описательные", "исторические", "нормативные", "психологические", "структурные", "генетические", "неполные". Эту работу продолжили в 70-е годы XX века американские ученые А. Каплан и Д. Мэннерс ("Теория культуры").

В 1983 году в Торонто состоялся XVII Всемирный философский конгресс, посвященный проблеме "Философия и культура". Конгресс продемонстрировал широкий спектр подходов к культуре современных философов.

Приведем некоторые определения культуры, сформулированные различными учеными *5:

*5: {Цит. по кн.: Каган М. С. Философия культуры. - СПб., 1996. - С. 13-18}

Э. Тайлор: комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества;

Ф. Ницше: "Единство художественного стиля во всех проявлениях жизни народа";

П. Сорокин: культурный аспект сверхорганического универсума, охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействие и взаимоотношения;

X. Ортега-и-Гассет: социальное направление, которое мы придаем культивированию наших биологических потенций;

К. Юнг: формы поведения, привычного для группы, общности людей, социума, имеющие материальные и нематериальные черты;

Ч. Моррис: в широком смысле слова - система знаков;

Э. Кассирер: процесс прогрессирующего самоосвобождения человека. Язык, искусство, религия, наука - различные фазы этого процесса;

Т. Элиот: специфический способ мышления, чувствования и поведения;

3. Фрейд: слово "культура" характеризует всю совокупность достижений и институтов, отдаливших нашу жизнь от жизни звероподобных предков и служащих двум целям: защите человека от природы и упорядочиванию отношений людей друг с другом;

М. Хайдеггер: "реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств".

A. Швейцер: "Главное в культуре - не материальные достижения, а то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека";

П. Флоренский: культура "ядром своим и корнем имеет культ... Культурные ценности - производные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа";

B. И. Ленин: "Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре", так как условия жизни людей порождают разные идеологии;

Л. Н. Толстой (эпилог "Войны и мира"): "...духовная деятельность, просвещение, цивилизация, культура, идея - все это понятия неясные, неопределенные...";

Ю. Лотман: совокупность текстов, точнее - механизм, создающий совокупность текстов;

Ю. Лотман, Б. Успенский: знаковая система;

В. Сагатовский: программа образа жизни;

Н. Чавчавадзе: воплощенные ценности;

B. Библер: - это "диалог культур";

Е. Вавилин и Ф. Фофанов: конкретно-исторический вариант существования той или иной общественно-экономической формации;

М. Мамардашвили: "Под "культурой" я понимаю некий единый срез, проходящий через все сферы человеческой деятельности...";

Л. Коган: "система, выступающая мерой и способом формирования и развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности";

C. Чарновский: совокупность объективированных элементов общественного достоинства;

С. Пекарчик: единая для общественной группы семиотическая система;

М. Червинский: культура, понимаемая как процесс;

И. Херман: целостность человеческого развития, выводящего его за природные границы.

Современный культуролог Л. Е. Кертман наметил три основных подхода, позволивших ему сгруппировать это многообразие определений (кстати, ученый утверждает, что их - более четырехсот): антропологический, социологический и философский.

Первый подход - характеризуется признанием самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе своего развития он ни находился, а также признанием равноценности всех культур на земле.

Второй подход - стремится выявить специфические признаки культуры. Здесь культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества, жизнь которого все более и более зависит от произведенных им ценностей.

Третий подход - путем анализа выделяет в жизни общества некоторые черты, характеристики, закономерности, составляющие основание культуры или причину ее развития. Философский подход предполагает проникновение в сущность культуры, которая понимается как "содержание" или "способ бытия" общества.

В декларации ЮНЕСКО, принятой в 1982 г. на Всемирной конференции по культурной политике, "культура" трактуется как комплекс характерных и эмоциональных черт общества и включает в себя не только различные виды искусства, но и образ жизни, основные правила человеческого бытия, системы ценностей, традиции и верования.

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека, утверждение смысла человеческой жизни в соотнесении его со смыслом *6 сущего. В каждой культуре наличествует смысловая доминанта - тот главный смысл, то общее отношение человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений.

*6: {"Смысл - это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой. Именно смысл определяет, что мы имеем и что откроем в мире и в самих себе". Радугин А. Культурология. - М., 1997. - С. 13.}

Именно наличие смысловой доминанты культуры обусловливает возможность существования науки культурологии, которая изучает доминирующий смысл и различные способы его реализации.

Методологической основой культурологии является философия. Анализ культуры опирается на метод, который объединяет объяснение и понимание. Рациональное объяснение позволяет рассматривать культуру как систему смыслов, имеющих свою сущность и внутреннюю логику, дает возможность мысленно реконструировать культурно-исторический процесс, всеобщая сущность которого выделена и зафиксирована в формах мышления.

Но культура нуждается не только в рациональном объяснении, но и в нерациональном понимании, так как она адресована человеческой субъективности. В культурологии первичное понимание предшествует объяснению, ибо необходима прежде всего целостная интуитивно-смысловая причастность субъекта к постигаемому явлению.

Культурология осуществляет осмысление проблемы диалога культур, что дает возможность приобщения к иным культурам, их взаимообогащения *7 .

*7: {См.: Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С. 334-335, 346-347, 371.}

Являясь комплексной гуманитарной наукой, культурология изучает не только культуру в целом, но и различные сферы культурной жизни, взаимодействуя с различными науками: антропологией, этнографией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т. д. В исследованиях культурологов изучаются самые различные аспекты, явления и процессы культуры. Особое значение в этом плане приобретает комплекс антропологических дисциплин, причем антропология здесь понимается как наука гуманитарная, а не естественная.

Культурантропология - наука о развитии человеческой культуры, представленной в форме культур различных народов, основывающаяся на результатах археологических, этнографических, этнологических, лингвистических, социологических и психологических сравнительных ("компаративистских" или "компаративных") исследований *8 .

*8: {См.: Энциклопедический словарь по культурологии. - М.,1997. - С. 28-33.}

Культурантропология сформировалась в западном обществе из этнологии *9 , этнографии *10 во второй половине 1920-х годов, когда на базе сравнительного анализа стали предприниматься попытки социологических обобщений, объяснения причин сходства и различий, многообразных тенденций в развитии культур разных народов, субкультур и т. д. Но культурантропология отличается от этнографии и этнологии тем, что не сосредоточивается на исторических и чисто описательных материалах. Культурная антропология обращается к проблемам, направленным на понимание общества "изнутри", и имеет множество разделов: антропологическая лингвистика; доисторическая археология, изучающая человеческое прошлое в дописьменную эпоху; экология человека (сравнительное изучение адаптации человека к экосистемам); политическая антропология; структурно-символическая антропология; психологическая антропология; юридическая антропология; антропология города или урбанистическая антропология (urban anthropologu); прикладная антропология и другие. По мере развития появляются новые разделы культурантропологии, например: антропология женщин (сравнительное изучение статуса женщин), медицинская антропология (компаративные исследования здоровья, болезни, медицинского обслуживания) и другие.

*9: {Этнология (греч. ethnos народ + ...логия) - дисциплина, изучающая общие закономерности развития человеческой культуры.}

*10: {Этнография - отрасль исторической науки, изучающая состав, происхождение (этногенез), расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру, особенности быта.}

Одним из основателей культурантропологии считается французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - теоретик структурно-функционального подхода. Он обосновал положение о том, что общество функционирует подобно организму, что структуры общества аналогичны органам и структурам тела. Одновременно он подчеркивал, что социальная действительность представляет особую реальность, она специфична и автономна и не может быть понята на уровне психологии личности.

Среди современных зарубежных школ выделяются школа британской социальной антропологии, воспринявшая методологический подход Дюркгейма, и североамериканская школа культурной антропологии.

Важность этой науки обусловлена тем, что культурология обращается к самобытной культуре этнических обществ и должна опираться на обширный этнографический материал, описывать их эволюцию, взаимоотношение и развитие. Одна из важнейших проблем, которую открыла культурная антропология, - взаимовлияние различного типа культур, аккультурация *11 .

*11: {Аккультурация - процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в результате общения этих народов.}

Виднейшие представители культурантропологии - английские ученые А.-Р. Рэдклифф-Браун (1881-1955) и Б. К. Малиновский (1884-1942).

А. Рэдклифф-Браун придерживался взглядов Э. Дюркгейма. Он поставил перед собой задачу создать науку об обществе, в которой были бы сформулированы законы действия общества как системы.

Английский исследователь занимался изучением народностей андаманских островов, аборигенов Австралии. Он осуществил важный синтез идей о значении детства, брака и ритуалов, подчеркнул их значимость для единства общества. А. Рэдклифф-Браун писал: "Современная антропология является функционально обобщающей и социологичной, это паука сравнительной социологии".

Б.К. Малиновский - английский ученый польского происхождения. Руководил этнографическими экспедициями во многих частях света. Малиновский отрицал культурный эволюционизм и поддерживал органический взгляд на общество, разработанный Э. Дюркгеймом. Культуру Малиновский понимал как совокупность взаимных связей и функций. Он пытался понять, каким путем различные особенности и черты культуры обеспечивают удовлетворение базовых биопсихологических потребностей индивида. Соответственно различия между культурами он видел в различных способах удовлетворения этих потребностей (питания, воспроизводства и т. д.). Малиновский оказал влияние на целое поколение антропологов ("функциональная школа").

Широкую известность приобрела североамериканская школа культурантропологии. У се истоков стояла известная этнографическая школа Фр. Боаса (1858-1942) - американского ученого немецкого происхождения. Исследуя образ жизни различных народов (индейцев северного побережья Тихого океана, народов Северной Азии и других), Боас пришел к выводу о необходимости изучения культуры во всех ее аспектах, включая религию, искусство, историю, язык, а также физические характеристики народа. Боас пришел к пониманию культуры как некоей целостности, считая вместе с тем, что культуры разных народов не подлежат сравнению и ранжированию. Боас критиковал расистские теории и сделал один из наиболее важных выводов о том, что не существует "чистых" рас, что одна раса не может господствовать над другой в силу каких-либо прирожденных черт.

Североамериканская культурантропологическая школа обратилась к процессам аккультурации. Этой проблеме посвящены работы Дж. Гершковича, Дж. Мелвила, последователя американской антропологической школы южноафриканского ученого О. Оттенберга. Основываясь на опыте изучения жизни африканских народов, ученые сделали выводы о процессах адаптации африканцев к принятию цивилизованных социальных форм.

В последнее время американские культурные антропологи уделяют все большее внимание психологическому аспекту. Эти проблемы поднимаются в трудах Г.М. и Ф.М. Кисинги ("Новые перспективы культурной антропологии"), где психологический подход применяется к анализу проблемы взаимопроникновения цивилизаций.

В 1936 году английские и американские ученые объединились и опубликовали работу "Меморандум об аккультурации", где исследовали вопрос о взаимопроникновении цивилизаций (Т. Пит-Райверс, Хертцлер и др.). Выдающийся современный представитель психологического направления американской культурантропологии К. Додд в своей работе "Перспективы межкультурной коммуникации" выделил разные акты общения и смоделировал взаимодействие и связи между разными видами контактов и уровнем коммуникаций. Для анализа явлений культуры американские антропологи выделили и определили понятие "континуум" *12 .

*12: {Контиуум (лат. continuum - непрерывное, сплошное) - непрерывность, неразрывность явлений, процессов.}

Культурантропология имеет большие заслуги в изучении различных типов культур (языков, обычаев, типов родства примитивных обществ ит. п.). За многочисленными описаниями многообразных языков и обычаев открылся факт многообразия, уникальности и неповторимости различных культур. За многообразными ликами культур в многообразных проявлениях (духовных и материальных) одной и той же культуры проявилось универсальное начало - способ и тип человеческого общения с природой и обществом. Развитие культурантропологии дало также основания для осмысления сосуществования диалога культур.

Введение

Глава 1. Культурология как наука

1.1 Современное понимание культурологии как науки

Глава 2. Основные этапы становления культурологического знания

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900-1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук.

Культурология является интегративной сферой знания, рожденной на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии культуры и искусствоведения.

Предмет культурологии - исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусстве, праве. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как ее создателя.

Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вика (1668 -1744), И. Г. Гердера (1744-1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, О. Шпенглер (1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А. Бердяева, В нашей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. Культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, то есть обретении целостной интуитивно - смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению.

Задача культурологии - это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет приникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать и глубже постигать свою собственную культуру. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой, и в то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи.

Актуальность: Прежде чем «культурно» развиваться, а это необходимо каждому, в какой-то мере, индивиду, человеку, необходимо знать, что такое культура, откуда она появилась и для чего нужна в современном обществе. Данная работы раскрывает все эти вопросы и направлена на развитие научного знания личности.

Целью данной работы является, описать и охарактеризовать понятие культурология.

1. Указанная цель обусловила решение следующих задач:

2. Дать определение понятию «культура» и «культурология»

3. Осветить цели, задачи, предмет, методы культурологи

4. Дать современное понимание культурологии

5. Описать основные этапы становления культурологического знания

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА

Культурология - область знания, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность.

Культурология - наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности.

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем

Уайт Лесли Алвин (1900-1975) - американский культурантрополог и культуролог. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции. Уайта является стремление обосновать характер культуры. Уайт подразделял культуру на три подсистемы:

1) Технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.)

2) Социальную (типы коллективного поведения)

3) Идеологическую (идеи, верования, знания)

В этой иерархии подсистем основной является технологическая, а остальные, производные от первой, вторичными.

Уайт сформулировал общий закон развития культуры: «Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе». В книге «Наука о культуре» (1949) ввел в научный обиход понятие «культурология», которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук. Уайт определил различие между социологией и культурологией: социология - наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.), следовательно, предмет культурологии - содержание общественной жизни.

В России культурология связана с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Науки о культуре - социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).

Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологич. подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенац. уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни, развитию истории, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного «культурного пространства» как естественной среды становления и развития человека.

Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.

Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса.

Направления культурологии - социальная - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.

Гуманитарная культурология- концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных текстах культуры.

Фундаментальная культурология- разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета.

Прикладная культурология- использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

Социальные перспективы культурологии - в ходе информационной революции неизбежно наступит этап революции в области прогнозирования и проектирования, который поднимется на новый уровень эффективной методики управления любыми процессами, где собственно и будет востребована культурология.

Предмет культурологи:

1. Исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;

2. Исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.

3. Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.

4. Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.

5. Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

Методы культурологи:

1. Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

2. Синхронистический - исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

3. Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в национальной культуре.