10 класс базовый уровень.
Вариант 1.
- Какое из понятий характеризует как общество, так и природу?
а) система;
б) весь материальный мир;
в) формы и способы взаимодействия людей;
г) этап исторического развития человечества.
- Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как
а) систему; в) материальный мир;
б) часть природы; г) цивилизацию.
- Одной из подсистем общества как целого является
а) биосфера; в) природа;
б) духовная культура; г) трудовой коллектив.
- Устойчивая система социально значимых связей, характеризующих представителя того или иного общества, относится к характеристике
а) человека; в) индивидуальности;
б) индивида; г) личности.
- Отличительным признаком понятия «личность» является наличие у человека
а) эмоционально-чувственных реакций на воздействия среды;
б) ответственности за свои действия и их последствия;
в) обусловленности поведения генетическими особенностями;
г) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве.
- К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится
а) общение с помощью членораздельной речи;
б) потребность быть в обществе;
в) способность абстрактно мыслить;
г) приспособление к условиям среды.
- Молодые ученые провели конференцию, посвященную перспективам развития отечественной науки, высказав опасность того, что низкий уровень доходов, отсутствие материальных стимулов к труду способствуют «утечке мозгов», массововму отъезду молодых специалистов за рубеж. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества, как
а) экономическая, политическая;
б) социальная, экономическая, духовная;
в) духовная, политическая, экономическая;
г) экономическая, социальная.
- Верны ли суждения об искусстве?
А. Искусство представляет собой специфическую форму познания мира человеком, основанную на художественном образе.
Б. Искусство отражает представление человека о прекрасном и безобразном, формирует эстетическую картину мира.
- В каком из приведенных предложений понятие «культура» употреблено в смысле «совокупность духовных достижений народа в определенную историческую эпоху»?
а) культура представляет собой своего рода «вторую природу», среду, созданную умом, творческими усилиями человека;
б) для древнерусской культуры характерно органичное сочетание языческих и христианских традиций;
в) этот человек, вне всякого сомнения, отличается низким уровнем культуры, его нельзя допускать в приличное общество;
г) отличительной чертой демократической политической культуры является широкое участие народа в управлении государством.
- По заданию учителя биологии ученик проводил исследование уровня загрязненности воздуха в центре города. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что ученик использовал в своей работе теоретические методы познания?
а) составление дневника наблюдений за лишайниками, растущими на деревьях;
б) измерение уровня загрязненности воздуха при помощи специальных приборов;
в) выдвижение гипотезы о том, что уровень загрязненности влияет на характер флоры в центре города;
г) описание состояния растений, находящихся в центральном парке города.
- Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключение двух, относятся к понятию «структура деятельности». Найдите две позиции «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)цель; 2) мотив; 3)средства; 4) субъект; 5) общение; 6) социализация.
- Эксперимент;
- Системный анализ;
- Математическое моделирование;
- Классификация;
- Методы познания.
- Потребность
- Истина
- Познавательный инстинкт
- Процесс
- Деятельность
- Результат
- Идеальные образы
- Объективность
- Субъект
Предварительный просмотр:
Контрольное тестирование по теме: «ОБЩЕСТВО. ЧЕЛОВЕК»
10 класс базовый уровень.
Вариант 2.
- В отличие от природы общество
а) является системой;
б) находится в развитии;
в) выступает в качестве творца культуры;
г) развивается по собственным законам.
- Понятия «элемент», «структура», « взаимосвязь» характеризуют общество как
а) часть материального мира;
б) социальную среду обитания человека;
в) целостную систему;
г) совокупность общностей.
- Обществом в широком смысле называют
а) всех жителей государства;
б) группу людей, объединившихся для совместной деятельности;
окружающий мир в целом;
г) все способы взаимодействия людей и формы их объединения.
- Термины «самооценка», «самореализация», «саморазвитие» относятся к характеристике человека как
а) индивида; в) физического лица;
б) личности; г) биологической особи.
- Главным проявлением личности человека является (-ются)
а) участие в жизни общества;
б) характер протекания психических процессов;
в) генетически наследуемые качества;
г) особенности мышления и памяти.
- И человек, и животное обладают
а) социальными потребностями;
б) поведенческой активностью;
в) стремлением к саморазвитию;
г) сознательным отношением к действительности.
- Влияние природных факторов на развитие общества может быть проиллюстрировано:
а) переходом Юлием Цезарем реки Рубикона и началом войны против Галлии;
б) борьбы за власть в Римской республике сторонников Гая Мария и Корнелия Суллы;
в) активным развитием в Древней Греции торговли, мореплавания, выведением греками колоний в Средиземноморье и Причерноморье;
г) победой спартанцев над Афинами в Пелопоннесской войне, переход полководца Алкивиада на сторону спартанцев.
- Верны ли суждения о познании?
А. Единственный подлинный источник знания – непосредственные ощущения, эмпирические опыты и эксперименты.
Б. Не все истинные знания можно ощущать и наблюдать, подтверждать вывода и заключения на практике.
а) верно только А; в) верны оба суждения;
б) верно только Б; г) оба суждения неверны.
- В отличие от природы культура
а) представляет собой систему, подчиняющуюся стихийным законам развития;
б) включает в себя живые организмы;
в) отличается целостностью и комплексностью связей и отношений, взаимозависимостью всех элементов;
г) является продуктом созидательной деятельности общества и человека.
- Человеку свойственны различные пути и способы познания. Что из перечисленного характерно для религиозного познания?
а) выдвижение и обоснование гипотез, подбор теоретических доводов и оснований;
б) проведение серии экспериментов, призванных доказать выдвинутые предположения;
в) опора на жизненный опыт, наблюдения за явлениями природы;
г) принятие на веру отдельных суждений и предположений о сверхъестественных силах и существах.
- Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключение двух, относятся к понятию «народная культура». Найдите две позиции «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Анонимность большинства произведений;
- Сохранение и трансляция из поколения в поколение;
- Эпические предания;
- Популярные сериалы;
- Бестселлеры;
- Студенческие анекдоты и байки.
- Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
- Введение новой системы оплаты труда в образовании;
- Социально-преобразовательная деятельность;
- Реорганизация службы скорой медицинской помощи;
- Увеличение размеров материнского капитала;
- Введение новых ставок налогов на предпринимательскую деятельность.
- Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
- Потребность
- Интерес
- Мотив
- Процесс
- Деятельность
- Результат
- Рефлексия
- Цель
- Субъект
Ответ запишите в виде порядка цифр.
Ответ: 3 |
|
6. | Молодые ученые провели конференцию, посвященную перспективам развития отечественной науки, высказав опасность того, что низкий уровень доходов, отсутствие материальных стимулов к труду, способствует «утечке мозгов», массовому отъезду молодых специалистов за рубеж. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества как Ответ: 2 |
7. | Для традиционного общества характерно Ответ: 1 |
8. | Постепенные преобразования в обществе, предполагающие органическое сочетание старого с новым, характерны для Ответ: 1 |
9. | Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе? А. Общественный прогресс не распространяется на отношения между людьми и нравственные качества людей. Б. Общественный прогресс включает в себя введение новых технологий, облегчающих труд человека и высвобождающих его время для отдыха и творчества. |
10. | К глобальным проблемам экологического характера относится Ответ: 2 |
11. | В богатую процветающую страну с севера вторглись племена кочевников, разорив системы орошаемого земледелия, города, перерезав традиционные торговые пути. На многие десятилетия запустели города и деревни. Данный пример иллюстрирует такую форму общественных изменений как Ответ: 3 |
12. | Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество является сложной динамичной системой, в которой существуют элементы и подсистемы, взаимодействующие друг с другом. Б. На развитие общества оказывает влияние природная среда, природные условия способны содействовать либо препятствовать общественному развитию. |
13. | К политическим глобальным проблемам современного мира относится Ответ: 2 |
14. | Верны ли следующие суждения о терроризме? А Международный терроризм представляет собой мощную экономическую структуру и опережает в развитии сети взаимодействия национальные государства. Б. Международный терроризм является ответом на агрессивное вторжение ценностей западного мира в остальные регионы мира. |
15. | Процессы глобализации связаны с Ответ: 3 |
16. | С помощью такого критерия общественного прогресса как упрочение нравственных основ общества можно проиллюстрировать Ответ: 3 |
17. | Три из данных ниже утверждений представляют собой объективные ФАКТЫ, а одно – субъективное МНЕНИЕ. Какое из утверждений является мнением? Ответ: 3 |
18. | Ниже приведен перечень обществоведческих понятий. Укажите, какое из них наиболее частное, наиболее узкое по смыслу. Ответ: 4 |
Часть В.
1. | Запишите слово, пропущенное в схеме: Форма общественных изменений – ______________________________ включает в себя все поступательные изменения определяет вектор развития общества от менее совершенного к более совершенному одним из критериев является совершенствование нравственных устоев общества Ответ: прогресс (общественный прогресс) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Укажите черты, отличающие общество от природы. Ответ: 245 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Можно выделить следующие наиболее общие показатели _______________(1). От эпохи к эпохе происходит рост производительности труда на основе совершенствования средств и организации труда; что в свою очередь влечет за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее __________(2). Одно временно с прогрессом производительных сил идет увеличение объема научной информации. Наука превращается в непосредственную ___________(3) общества. Под влиянием прогресса в общественном производстве возвышаются общественные потребности, а также совершенствуются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт. Усиливается тенденция овладения обществом стихийными силами природы и освобождения людей из-под гнета стихийных социальных факторов. Происходит ____________(4) общественной жизни в планетарном масштабе, ведущая к формированию и функционированию ___________(5) идеалов, норм и ценностей. Человечество постепенно превращается в единое целое. Но главным показателем и критерием общественного прогресса является расширение свободы. Свобода - это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Следовательно, для того, чтобы определить, является ли данная ступень в развитии общества более прогрессивной по сравнению с предшествующей, необходимо выяснить, насколько полно реализованы в жизни людей данного общества существенные признаки ____________(6).
Ответ: ЖВДБЗГ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Установите соответствие между типом общества и его характерными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Ответ: ББАБ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Укажите черты традиционного общества. Ответ: 124 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. Определите, какие положения текста носят |
Часть С
Восточная цивилизацияИзвестно, что мировая история началась с Востока, именно он - очаг цивилизации. Здесь возникли и приобрели устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты. Недаром древние римляне с уважением говорили: «Свет - с Востока».
Что же такое Восток? Речь идет не о географическом, а о цивилизационном, историко-культурном понятии. Это гигантская человеческая целостность, весьма неоднородная и противоречивая. Ей присущи некоторые общие черты: воспроизводство сложившихся социальных культур, стабильность образа жизни, жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления, растворение личности в коллективе.
Восток - это прежде всего традиционное общество и традиционный путь развития. Откуда взялась эта традиция, как и кем она была установлена? По мнению востоковедов, традиция была, во-первых, заимствована из цикличности сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации. Во-вторых, оформившись в первые государственные образования, они всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.
Основной культурной доминантой здесь являются мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды…
Важнейшим элементом, характеризующим Восток, является «восточная деспотия». Деспотизм как форма власти и генеральная структура общества возникает там, где у частной собственности нет приоритета и земля принадлежит сельской общине. В целях организации межобщинных работ формируется орган власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам. Однако эта власть не лишает общину автономии в решении собственных проблем. Отчисляя в пользу государства ренту-налог, община жила собственными заботами, и общинников мало интересовало, кто кого сменяет на вершине политической пирамиды. Впрочем, и государственных правителей и их прислужников не интересовали радости и беды крестьян. Главное - вовремя получить традиционно установленную ренту-налог.
(Е.И.Попов)
1. Раскройте с опорой на текст авторское понимание восточной цивилизации («Востока»). Приведите четыре признака, отличающие восточное общество.
| Баллы |
элементы :
Стабильность образа жизни; Жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления; Растворение личности в коллективе. | |
Сформулировано понимание сущности восточной цивилизации, указаны четыре признака | 2 |
Сформулировано понимание сущности восточной цивилизации, указаны один -три признака | 1 |
Сформулировано понимание сущности восточной цивилизации ИЛИ указаны один-два признака ИЛИ Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
2. Какие условия формирования восточного традиционного общества приводит автор, ссылаясь на ученых-востоковедов? Приведите их с опорой на текст и проиллюстрируйте любую из них конкретным примером.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
Во-вторых, стремление противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные. 2) приведен пример , иллюстрирующий один из признаков, например: Жизнь древних египтян полностью зависела от разливов Нила и плодородного ила, наносимого разливами (первый признак); Древние греки всячески подчеркивали свою особость и превосходство по отношению к другим народам, которых они считали дикарями, варварами, противопоставляли себя другим народам (второй признак). | |
Указаны два условия, приведен пример | 2 |
Указаны два условия, пример не приведен | 1 |
Указано одно условие ИЛИ Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
3. Что автор усматривает в качестве важнейшего элемента, характеризующего Восток? Каковы, по мнению автора, причины формирования особой политической организации на Востоке? (укажите две причины). В чем специфика отношений государства и общины на Востоке. Опираясь на знание курса, приведите любой признак восточного общества, помимо тех, которые указаны в тексте.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В правильном ответе должны быть приведены элементы:
Необходимость организации межобщинных работ, способствующая формированию органа власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам.
Могут быть приведены иные дополнительные признаки. | |
Указан важнейший элемент, две причины, приведен дополнительный признак | 3 |
Указан важнейший элемент, две причины, признак не приведен. | 2 |
Указан важнейший элемент, одна причина, ИЛИ элемент не указан, но приведены две причины. | 1 |
Указан важнейший элемент ИЛИ приведена одна причина ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
4. Автор подчеркивает, что основной культурной доминантой восточного общества выступают мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды. Поясните мысль автора. Опираясь на курсы обществознания и истории, приведите три конкретных примера, иллюстрирующих культурное достояние восточной цивилизации.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы :
Философия конфуцианства, созданные в древнем Китае; Духовные основы зороастризма, «Авеста», древнейшая священная книга, созданные в древнем Иране. Может быть приведено иное пояснение, указано иные примеры. | |
Приведено пояснение, приведены три примера. | 3 |
Приведено прояснение, приведены один-два примера ИЛИ пояснение приведено в неявной форме, но приведены три примера. | 2 |
Приведено пояснение ИЛИ пояснение приведено в неявной форме, но приведены два примера | 1 |
Приведен один пример ИЛИ Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 3 |
5. Американский политолог Сэмюэль Хантингтон заметил, что «традиционное общество легче уничтожить, чем модернизировать». Как понимается модернизация современными учеными? Какие проблемы модернизации традиционных обществ имеет в виду автор? Поясните слова автора и приведите не менее двух проблем.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) сформулировано понятие о модернизации, например:
2) указаны проблемы, например:
| |
Сформулировано понятие о модернизации, указаны две проблемы. | 3 |
Сформулировано понятие о модернизации, указана одна проблема ИЛИ понятие о модернизации сформулировано неявно, но приведены две проблемы. | 2 |
Сформулировано понятие о модернизации ИЛИ указана одна проблема | 1 |
Ответ неверный. | 0 |
Максимальный балл | 3 |
6. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности»
. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли; – отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности. | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Угрозы и вызовы современного человечества. 2) Международный терроризм как угроза мировому сообществу. 3) Особенности терроризма на современном этапе: а) наднациональный характер; б) использование современных электронных сетей и средств. 4) Проявления террористической деятельности. 5) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана. | |
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | 2 |
Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | 1 |
План не раскрывает предложенной темы. ИЛИ Структура ответа не соответствует плану сложного типа. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
7. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт:
Раздел 2 «Человек, индивид, личность»
15/11/2017 - 17/11/2017
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
,
посвященная 800-летию Александра Невского
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. П. Г. ДЕМИДОВА»
МАУ «ЯРОСЛАВСКИЙ ЗООПАРК»
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО»
ЯРОСЛАВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Всероссийская научно-практическая конференция
«ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
»,
посвященная 800-летию Александра Невского
____________________________
Ярославская область станет одним из центров празднования 800-летия со Дня рождения князя Александра Невского в Российской федерации. Для нашего региона, для его жителей эта дата имеет особое значение. Александр Невский родился и провел детские годы в Переславле-Залесском. В рамках подготовки к этому празднованию было принято решение провести Всероссийскую научно-практическую конференцию по проблемам и перспективам развития экологического туризма. На территории Ярославской области большое количество уникальных природных объектов, разного статуса охраны (более 350 являются особо охраняемыми природными территориями), озера Плещеево и Неро, Рыбинское водохранилище, река Волга, много краснокнижных видов. Все это может способствовать развитию экологического туризма в регионе.
К участию в Конференции приглашаются научно-ориентированные студенты, аспиранты, магистранты, молодые ученые ВУЗов и НИИ; ведущие ученые и специалисты, представители федеральных, региональных и муниципальных органов власти и управления, зоопарков, национальных парков, политических партий и общественных организаций, средств массовой информации и другие заинтересованные лица.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КОНФЕРЕНЦИИ
Природно-ресурсный потенциал развития регионов
Международные и государственные программы экотуризма
Проблемы и перспективы развития регионального экотуризма
Особенности организации экотуризма на особо охраняемых природных территориях
Экологические тропы: научное и информационно-техническое сопровождение
Национальные парки как объекты экотуризма
Роль зоопарков в развитии регионального экотуризма
Биоэкологический подход при организации экотуризма
Роль краеведения в организации туристических программ
Особенности развития рекреационного экотуризма
Роль образовательных организаций в развитии экотуризма
Роль гостиниц и пунктов общественного питания в развитии экотуризма
Патриотическое воспитание детей и молодежи, семейный экотуризм
Организация экотуризма для людей с ограниченными возможностями здоровья
Проблемы нерегулируемого экотуризма и вандализм
Рекреационные ресурсы региона как источник оздоровления нации
Меценатство как эффективный инструмент инвестиции в развитии туристического кластера
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ
Отправка регистрационной формы (), материалов и аннотации до 30 октября 2017 года
в Оргкомитет на адрес [email protected]
Заезд и регистрация участников, открытие 15 ноября 2017 года
Работа секций по направлениям 16 ноября 2017 года
Проведение круглого стола «Проблемы и перспективы развития экологического туризма в Ярославской области. Роль региональных структур власти в поддержке туристических объектов» итоговое пленарное заседание, закрытие Конференции 17 ноября 2017 года
8 февраля 2018 года в Главном корпусе ПСТГУ в Лиховом переулке состоялась V Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием «Человек в Православной Церкви: взгляд молодых», организованная факультетом социальных наук.
Предваряло это научное мероприятие совместное богослужение, которое состояло из утрени и Божественной литургии. После того как все участники и гости конференции собрались в Соборной палате, вступительное слово произнес декан факультета Рязанцев Игорь Павлович.
Первой на пленарном заседании выступила представительница МГУ имени М.В. Ломоносова Ольга Сущенко. Ее доклад был посвящен отношению современных молодых людей к институту браку. По итогам проведенного исследования были сделаны выводы о том, что ценности, связанные с браком, в настоящее время сильно искажены.
Большинство молодых людей считают сожительство перед браком более ответственной формой поведения, чем вступление в брак без него. При этом около половины таких респондентов считают себя православными людьми.
Затем слово было дано представителю преподавателю МГИМО Александру Стихину. Свое выступление он посвятил описанию места «мягкой силы» в современном обществе, а также значению этого инструмента влияния на общество для Православной Церкви.
Следующей выступала представительница Прешовского университета в Словакии Дениса Бахледова, которая говорила о взгляде христианской психологии на детские травмы. Особое внимание в докладе было уделено христианскому взгляду на страдания человека. Первую сессию пленарного заседания завершила своим выступлением представительница МГПУ Наталия Сабанина, в котором она затронула проблему существования в современном обществе двух параллельных миров: реального и виртуального. Было отмечено, что вовлечение детей в виртуальный мир приводит к серьезным негативным последствиям для них на всех уровнях: телесном, душевном и духовном, что вызвано неадекватной оценкой детей степени виртуальности того, что с ними происходит в интернете.
Вторую сессию пленарного заседания открыл своим выступлением студент кафедры общей социологии Даниил Разинков. Им были рассмотрены образовательные стратегии студентов ПСТГУ. В результате проведенного им исследования было выяснено, что большинство опрошенных респондентов получают именно ту специальность, которую хотели или рассматривали при поступлении как один из вариантов. В то же время большинство студентов считает, что для получения высокооплачиваемой работы высшее образование совсем не является обязательным. Затем слово было дано студенту кафедры социальной работы Владимиру Емельянову, который рассказал о необходимости более активного участия мирян в жизни Церкви и, в частности, в ее социальной деятельности, а также показал, каким образом это можно осуществлять.
Потом выступила студентка кафедры туризма Ирина Кожевникова. Ее доклад был посвящен тенденциям развития туризма в Черногории и, в первую очередь, его православного направления. Завершил программу пленарного заседания своим выступлением магистрант кафедры экономики Дмитрий Рудяк. В своем выступлении он обозначил необходимость проведения реабилитации бывших заключенных в современном российском обществе. Как один из первоочередных вариантов решения этой проблемы им было обозначено создание специализированных реабилитационных центров.
После небольшого перерыва конференция продолжила свою работу в формате трех секций. На секции «Православный человек и семья», руководителем которой был заведующий кафедрой общей социологии Игорь Павлович Рязанцев, выступило 6 человек. В рамках представленных докладов были рассмотрены вопросы, связанные с состоянием современной семьи и факторами, которые в настоящее время влияют на духовное, душевное и физическое здоровье ее членов.
В рамках секции «Человек в социальном пространстве Православной Церкви», которой руководила заведующая кафедры социальной работы Татьяна Валерьевна Зальцман, прозвучали 8 выступлений. Докладчики коснулись вопросов проведения миссионерских и исследовательских экспедиций, составления характеристики отдельных регионов нашей страны, а также вопросов, связанных с оказанием помощи ближнему в свете Священного Писания и Священного Предания.
На секции «Православный человек в экономической и социально-политической сфере жизни общества», который руководил заведующий кафедрой туризма Алексей Иванович Ткалич, прозвучало 9 выступлений. Докладчиками были освящены вопросы общественной жизни в современной России, а также проблемы развития туризма в нашей стране.
Обобщает по смыслу остальные?
2. Общество в наиболее широком смысле этого слова означает
3. В качестве примера влияния природных факторов на развитие человеческой цивилизации можно указать
4. Примером конструктивного взаимодействия человеческого общества с природой является
5. В каком из предложений понятие общество употреблено в наиболее узком смысле
?
6. Общество как динамическую
систему отличает признак:
7. Молодые ученые провели конференцию , посвященную перспективам развития отечественной науки, высказав опасность того, что низкий уровень доходов, отсутствие материальных стимулов к труду, способствует «утечке мозгов», массовому отъезду молодых специалистов за рубеж. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества как
8. Какой ряд понятий , терминов связан с экономической жизнью общества?
1) | этнос, социальный конфликт, статус и престиж, малая группа. |
2) | духовность, научное сообщество , художественный образ. |
3) | власть, закон, элита и массы, демократические традиции. |
4) | рынок, страховые фонды, ценные бумаги, венчурные фирмы, издержки. |
9. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество выступает в качестве неотъемлемой части материального мира , находясь в единстве и взаимодействии с природой.
Б. Общество на определенном этапе своего развития обособилось от природы и, помимо объективных законов, подчинено законам, обусловленным волей и желаниями людей.
10. Верны ли следующие суждения?
А. Разрушение прежних общественных отношений и возникновение качественно новых – характерный признак социальной революции.
Б.
Разновидность социальных революций - революции научные и технические, приводящие к возникновению принципиально новых способов взаимодействия человека с природой.
11. Какой ряд понятий , терминов связан с постиндустриальной стадией в развитии общества?
1) | сельская община, сословное деление, натуральное хозяйство. |
2) | глобализация, микропроцессор, электронные сети. |
3) | цеховые уставы, наследуемые статусы, авторитарная власть. |
4) | фабричное производство, транспортная инфраструктура , рынок. |
12. Общим признаком индустриального и традиционного общества выступает
13. С помощью такого критерия общественного прогресса как упрочение нравственных основ общества
можно проиллюстрировать
14. Какое из приведенных суждений может быть приведено в обоснование противоречивости общественного прогресса?
1) | В процессе развития общества пересматриваются меры юридической ответственности, исключаются наиболее жестокие наказания. |
2) | Человечество принимает на наднациональном уровне законы , запрещающие определенные способы ведения войны. |
3) | Ряд открытий ученых имели двойственные последствия, возникли новые виды оружия массового поражения. |
4) | Вводимые на производстве новые типы очистных сооружений позволяют сократить вредные выбросы в атмосферу. |
15. В богатую процветающую страну с севера вторглись племена кочевников, разорив системы орошаемого земледелия, города, перерезав традиционные торговые пути. На многие десятилетия запустели города и деревни. Данный пример иллюстрирует такую форму общественных изменений как
16. Интегративные процессы современности нашли свое проявление в (во)
17. Глобальные проблемы современного мира охватывают разные сферы жизни общества. К демографическим проблемам относится
18. Глобальные экологические проблемы современности связаны с
1) | возросшими техническими и технологическими возможностями людей по оказанию воздействия на природные процессы. |
2) | неспособностью человека конструктивно взаимодействовать с природой. |
3) | отсутствием внимания людей к здоровому образу жизни , гармонии с природой. |
4) | сохранением этнического и конфессионального многообразия мира. |
19. Верны ли следующие суждения об общественных изменениях?
А. Революции выступают в качестве наиболее болезненных для людей форм общественных изменений.
Б. Реформа представляет собой изменение в общественной жизни, как правило, инициируемое и осуществляемое властью.
20. Верны ли следующие суждения о глобализации?
А. Глобализация имеет как позитивные, так и негативные последствия.
Б. Страны «третьего мира» испытывают только отрицательное воздействие процессов глобализации.
Ответы на задания части А